Создание централизованного аппарата управления во франции. Центральный государственный аппарат

Особенности английского абсолютизма:

1. основная - наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент;

2. сохранение местного самоуправления;

3. отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте;

4. отсутствие крупной постоянной армии.

Центральные органы власти и управления в период абсолютной монархии в Англии:

1. король;

2. Тайный совет;

3. парламент.

Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля .

Тайный совет короля , окончательно сложившийся в период становления английского абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.

Усилившаяся королевская власть не смогла упразднить парламент . Его устойчивость была следствием союза джентри и буржуазии, основы которого были заложены в предшествующий период. Этот союз не позволил королевской власти, используя рознь сословий, ликвидировать представительные учреждения в центре и на местах. Верховенство короны во взаимоотношениях с парламентом было оформлено статутом 1539 года, который приравнял указы короля в Совете к законам парламента. Хотя в 1547 году парламент формально отменил этот статут, преобладание короны над парламентом фактически сохранялось.

Парламент продолжал сохранять за собой прерогативу утверждения размеров сборов и налогов. Противодействие парламента установлению новых налогов вынуждало английских королей прибегать к займам, введению пошлин на ввоз и вывоз товаров, к выдаче за крупные денежные выплаты привилегий компаниям на исключительное право торговли (так называемых монополий). Эти действия иногда вызывали сопротивление парламента, но его возможности влиять на политику королевской власти в этот период ослабли.

В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью . С целью учреждения в стране церкви, подчиненной королевской власти, в Англии была проведена Реформация, сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризация). Парламент Англии при Генрихе VIII с 1529 по 1536 г. принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. В конце XVI в. законодательным путем было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядок богослужения. Таким образом, так называемая англиканская церковь перестала зависеть от римского папы и превратилась в часть государственного аппарата.

С установлением абсолютизма система местных органов управления стала более стройной, возросла их зависимость от центральных органов власти. Основные изменения в местном управлении в этот период выразились в учреждении должности лорда-лейтенанта и административном оформлении местной единицы - церковного прихода . Лорд-лейтенант, назначаемый в графство непосредственно королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей.



Приход представлял собой низовую самоуправляющуюся единицу, сочетавшую функции местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т.п. Кроме того, собрание избирало должностных лиц прихода (церковных старост, надзирателей за бедными и пр.). Ведение церковных дел в приходе осуществлялось настоятелем прихода. Вся его деятельность была поставлена под контроль мировых судей, а через них - под контроль органов управления графствами и центральных органов.

Становление английского абсолютизма окончательно оформило структуру и юрисдикцию центральных Вестминстерских судов , в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Однако помимо них создаются чрезвычайные суды, такие как Звездная палата и судебные советы в "мятежных" графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти (первоначально - с непокорными феодалами). Судопроизводство в ней носило в основном инквизиционный характер, а решения выносились по усмотрению судей. Впоследствии Звездная палата стала выполнять также функции цензора и органа надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжными. Судебные советы, подчиненные Тайному совету, были созданы в тех районах Англии, где часто нарушалось "общественное спокойствие" (Уэльс, Шотландия).



В период абсолютизма расширилась судебная компетенция мировых судей . Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. Присяжные заседатели включались в состав суда. Имущественный ценз для присяжных по закону Елизаветы I был повышен с 40 шиллингов до 4 фунтов стерлингов.

Основные принципы организации армии изменились незначительно . Во время установления абсолютной монархии Генрих VII (1485-1509 гг.), чтобы подорвать окончательную военную мощь старой аристократии, издал закон о запрещении феодалам иметь свиту и утвердил монопольное право короны использовать артиллерийские орудия.
Упразднение вооруженных сил крупных феодалов в Англии при абсолютизме не повлекло за собой создания постоянной королевской армии. Стража крепостей и королевская гвардия оставались малочисленными. Сухопутная армия продолжала основываться на ополчении в виде отрядов милиции.

Английское государство, занимая островное положение, нуждалось для защиты своей территории в сильном морском флоте. Военный флот стал основой вооруженных сил Англии, орудием господства на морях и колонизации других территорий.

32. Развитие права феодальной Англии. Англосаксонские варварские правды. Форми-рование Общего права и Права справедливости. Судебный прецедент. Статутное право. Основные институты английского феодального права, специфика английской правовой терминологии. Доверительная собственность (траст). Уголовное право средневековой Англии. Классификация преступлений. Наказания. Судебный процесс.

В период раннего феодализма в Британии, как и на континенте, основным источником права являлся обычай. Со временем стали появляться и сборники записей норм обычного права, например Правда Этельберта (около 600 г.), Правда Инэ (около 690 г.), Правда

Альфреда (871-901 г.г.), Законы Кнута (1017 г.).

На развитие английского права большое влияние оказало нормандское завоевание 1066 г. Политика Вильгельма Завоевателя и его преемников, направленная на соблюдение «старинных добрых англосаксонских обычаев», послужила консолидация этих обычаев и традиций в рамках единой правовой системы, общей для всей страны и получившей впоследствии название «общего права».

Королевские разъездные суды при рассмотрении дел руководствовались в основном обычаями, а также практикой местных судов. Обобщая разрозненные обычаи, судьи выработали общие нормы, принципы и подходы к рассмотрению трудовых споров. Таким образом складывалось «общее право», которое было неписанным и единым для всей Англии. Нормы «общего права» унаследовали в известной степени положения древнего англосаксонского права, нормандские обычаи, решения королевских судов по наиболее важным делам. Они воспринимали также правила международного торгового оборота, которые применялись в купеческих судах, например, о представительстве, страховании, товариществе и др., испытывали на себе влияние и канонического права. Английское феодальное право не подверглось практически влиянию римского права, которое не получило здесь такого распространения, как в странах континентальной Европы.

Нормы «общего права» закреплялись путем записи отчетов об отдельных судебных

решениях в так называемых Свитках тяжб. В последние десятилетия XIII в. начитается регулярное составление серии отчетов, или «Ежегодников», которое продолжалось до 1535 г., когда на смену им пришли судебные отчеты частных составителей. В деятельности королевских судов большое значение имели королевские предписания, которые выдавались истцу за плату. Представляя собой определенную форму иска, они оказали немалое влияние на развитие «общего права». Возникшее на почве феодального общества XII-XIII в.в. «общее право» к V в. перестало соответствовать новым условиям, т.е. развитию капиталистических отношений.

Прямым следствием этого явилось формирование с XIV в. новой системы правовых норм – «права справедливости», более приспособленного к потребностям развивающегося торгового оборота. Механизм возникновения права справедливости состоял в том, что истцы, не нашедшие защиты своих прав в судах общего права, обращались «за милостью и справедливостью» к королю. Вскоре король перестал разбирать такие дела лично, а начал передавать их для решения лорду-канцлеру. Первый письменный приказ от имени самого канцлера, а не от имени короля появился в 1474 г. Со временем Суд лорда-канцлера стал приобретать все большее влияние, так как его деятельность не была строго связана правилами процедуры. Для возбуждения дела в Суде лорда-канцлера не требовалось получения дорогостоящего приказа, достаточно было заявления истца с изложением существа дела. Рассмотрение спора производилось без участия присяжных, что значительно ускоряло судопроизводство.

Формально лорд-канцлер не был связан действующим правом. Он применял нормы

«общего», римского или канонического права, исходя из «соображений справедливости». В XV в. наметились разногласия судов «общего права» и «справедливости», главным образом из-за вмешательства канцлера в сферу действия «общего права».

В начале XVI в. разногласия судов «общего права» и «права справедливости» проявились уже четко. Поводом для них стали запретительные приказы, посредством которых канцлер приобрел право вмешиваться в деятельность судов «общего права», ставя под сомнение правильность их решений и тем самым авторитет этих судов.

В конце XVI -начале XVII в. в результате усиления борьбы против королевского абсолютизма возник острый конфликт между судами «общего права» и «судами справедливости». Судьи «общего права» выступили на стороне парламента против абсолютизма. Суд канцлера занял консервативную позицию и стал на сторону короля. Конфликт разрешился в пользу Суда канцлера, поскольку король Яков I признал приоритет норм «права справедливости» над «общим правом», что означало победу абсолютистских притязаний Стюартов.

Наряду с судебным прецедентом, создавшим «общее право» и «право справедливости», источником права феодальной Англии стало и королевское законодательство. Законы короля назывались ассизами, хартиями, но чаще всего ордонансами, статутами.

Постепенно название статута закрепилось за актом, принятым парламентом и подписанным королем. Статуты – парламентские акты стали отличаться от других источников права средневековой Англии тем, что их законность, в отличие от их толкования, не могла обсуждаться в законном порядке.

Среди источников средневекового права Англии особое место заняли нормы торгового и канонического права, а также научные трактаты наиболее авторитетных английских юристов.

^ Право собственности . Земля имела первостепенное значение в ряду других объектов феодального права собственности. Верховным собственником земли являлся король, от него непосредственно землю держали лорды, считавшиеся «головными держателями», они в свою очередь передавали землю в держание своим вассалам и т. д. (субинфеодация).

Существовало три вида, основных, свободных земельных держаний, которые отличались по своему правовому режиму, в особенности по праву распоряжения.

Во- первых, пожалованные земли, которые переходили к наследникам держателя.

Во-вторых, заповедные земли, держатели которых не могли отчуждать или обременять свои имения в ущерб наследникам, обычно нисходящим родственникам, старшим сыновьям. Наследование заповедных имений по завещанию не допускалось.

В-третьих, условное пожизненное держание земли, которое в случае смерти вассала переходило не к его наследникам, а к сеньору.

Наиболее распространенными спорами о земле, разбиравшимися в судах «общего права», были иски о захвате земель. Наследники умершего свободного держателя на основании ассизы «о смерти предшественника» получили право на иск против лиц, захвативших спорное владение. Аналогичное право на иск предоставлялось лицам, утратившим свободное земельное держание, принадлежащее им по закону.

С XIII в. в качестве разновидности земельного держания начинает распространяться аренда земли свободными землевладельцами, которую суды «общего права» окончательно признали только спустя два столетия. Право предоставляло определенные средства защиты арендатору, и собственник не мог до истечения срока договора прогнать арендатора с земли.

Большим своеобразием по «общему праву» отличался институт залога земли. Под ним понималось возникающая из договора займа передача собственности на землю кредитору, но с возможным возвращением ее должнику в случае уплаты долга. Просрочка платежа с точки зрения «общего права» была причиной для утраты права собственности на землю. В XVI в. правом справедливости впервые была сформирована норма, по которой залогодатель в случае последующей уплаты долга мог претендовать на возврат земли.

Процедура оформления сделок о земле была запутанной и дорогостоящей. Она требовала составления по срочной форме специальных документов с обязательной регистрацией их в суде. Сделки о земле, оформленные не надлежащим образом, лишались судебной защиты.

^ Обязательное право. Английскому феодальному праву были известны обязательства, вытекающие их договоров и из причинения вреда. Различались два основных типа договоров по форме из заключения: формальные, вытекающие из договоров и из причинения вреда, и неформальные, или простые договоры. «Общее право» предоставляло защиту только формальным договорам в виде денежной компенсации убытков, причиненных неисполнением обязательства.

«Право справедливости» в ряде случаев давало защиту неформальным договорам, например в случае потери документа, нарушения обещания и т. п. При этом Суд канцлера разработал принцип исполнения договора в натуре. Реальное исполнение обязательства было предусмотрено как для случаев, когда ответчик должен был совершить какие-то действия в пользу истца, так и для случаев, когда ответчику надлежало воздержаться от исполнения каких-либо действий. К концу XV в. «общее право» также стало предоставлять защиту неформальным договорам посредством особого иска «о принятии на себя».

Статут о монополиях 1624 г. подробно регламентировал деятельность различного типа компаний. Он содержал классификацию компаний по их правовому статусу, источникам финансирования, компетенции, порядку получения прибыли и ответственности за

^ Семейное право. Брачно-семейные отношения регулировались в основном нормами канонического права. «Общее право» определяло лишь имущественные отношения супругов. Замужняя женщина не могла самостоятельно заключать договоры, распоряжаться имуществом, тем более завещать его, принимать подарки без согласия мужа. Супружеская измена считалась преступлением, за которую стороны несли ответственность. Допускалась и такая мера, как «отлучение от стола и ложа». Внебрачные дети не признавались «общим правом», их узаконение было запрещено Мертонским статутом 1236 г.

^ Уголовное право. В период становления феодальных отношений нормы, относящиеся к преступлениям и наказаниям, проистекали из древних англосаксонских обычаев. Преступление понималось как нарушение верности королю, независимо от того, кому был причинен вред, королю или частным лицам. В качестве наказаний применялся талион, объявление вне закона, денежные штрафы в пользу короля и семьи потерпевшего. Широко была распространена еще кровная месть.

В XII в. Кларендонская (1166 г.) и Нортгемптонская (1176 г.) ассизы Генриха II внесли существенные изменения в уголовное право. Выделяются два основных вида преступлений: против короны и против частных лиц. Преступления, затрагивающие интересы королевской власти, расследовались как тяжкие и сурово наказывались. К тяжким преступлениям относились и преступления против церкви, некоторые преступления против личности и собственности.

В конце XII в получило развитие понятие «фелония», упоминание о которой встречается уже в Нортгемптонской ассизе. Этот термин первоначально применялся для обозначения измены лорду, влекший потерю лена. Вскоре он был распространен и на ряд тяжких преступлений, таких, как убийство, поджог, разбой, воровство, изнасилование. Фелонии обычно наказывались смертной казнью с конфискацией имущества.

В XIV в. в феодальном праве Англии формируется трехчленная классификация преступлений по степени их тяжести. Из фелоний выделяется измена – наиболее серьезное государственное преступление. Далее следует фелония, под которой понимается тяжкое уголовное преступление, а затем мисдиминор – мелкое уголовное преступление. В 1351 г. был издан специальный статут о государственной измене, который ввел понятие «великой измены» и «малой измены». Различалось несколько видов «великой измены»: восстание против королевской власти, посягательство на его права, убийство короля или членов его семьи, канцлера, королевского судьи, изнасилование женщины королевской фамилии, фальшивомонетничество.

Понятие «малой измены» исчерпывалось тремя случаями: а) убийство слугой хозяина или его жены, б) убийство женой мужа, в) убийство духовным лицом вышестоящего

Отличительной чертой феодального уголовного законодательства XIV в. была тенденция к ужесточению уголовно-правовой репрессии.

^ Уголовный процесс. Английское право было связано строгими рамками судебной процедуры. Процесс носил состязательный характер. Он протекал публично и устно, стороны наделялись равными процессуальными правами. Дело возбуждалось истцом, а судебное разбирательство протекало в форме спора между сторонами. Основными видами доказательства были собственное признание, присяга, показания свидетелей, ордалии. После 1066 г. получил распространение судебный поединок. Основная масса исков по «общему правилу» вплоть до XIV в. разбиралась в местных или феодальных судах, так как каждая тяжба была важным источником дохода. Поэтому местные феодалы крайне неохотно соглашались на любые изменения, которые вели к сокращению дел в их судах. Институт присяжных возник в английском процессе еще с XI в., но прочно укоренился с введением ассиз Генриха II, которые рассматривали присяжных как свидетелей факта. В конце XIII – начале XIV в. возникло два вида суда присяжных: большое жюри и малое жюри. В середине XVI в. функции большого жюри свелись к утверждению обвинительного акта. Малое жюри рассматривало дело по существу и выносило окончательный вердикт.

С приходом к власти Тюдоров в уголовное судопроизводство стали проникать розыскные начала. Преследование обвиняемого стало осуществляться двумя путями: в порядке суммарного производства и по обвинительному акту. Суммарное производство – форма процесса, предусмотренная «общим правом» и предназначенная для рассмотрения

малозначительных уголовных дел мировыми судьями, шерифами, судами сотен или графств.

Преследование по обвинительному акту складывалось из четырех стадий: ареста, предания суду, судебного разбирательства, вынесения приговора. До дня судебного разбирательства обвиняемый содержался в заключении, не имея права ознакомиться с доказательствами своей вины, представить свидетелей в свою пользу. Оговоры одним обвиняемым другого использовались в качестве доказательства. Допрос обвиняемого нередко сопровождался пытками. Особенно тяжелым было положение обвиняемого по делам о государственной измене.

Обжалование судебных решений не допускалось. Единственным способом обжалования мог служить иск об ошибке, указывающей не на судебные ошибки, а на неточности при составлении протокола. Правом вмешиваться в судебную процедуру обладал Суд королевской скамьи посредством издания особых запретительных приказов.

33.Возникновение и развитие относительно централизованного раннефеодального государства в Германии в X – XII вв. Создание Священной Римской империи германской нации.

При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Централизованный аппарат управления во Франции состоял из королевского совета, государственных секретарей, канцлера, интендантов, мэров и различных управлений.

Феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Но при Генрихе IV, Людовике XIV, а также при Людовике XV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние.

Старые государственные должности ликвидируются (например, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.

Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников.

Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его бюрократизации. В XVIII в. вводится должность заместителей государственных секретарей, при них создаются значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.

Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.

Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые должности (например, бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Особенности местной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частях королевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. Поэтому политика централизации, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.

В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.

Для укрепления своих позиций в провинциях короли, начиная с 1535 года, посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов. В первой половине XVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.

В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, и они стали назначаться в специальные финансовые округа. Интенданты имели прямые связи с центральным правительством, прежде всего с Генеральным контролером финансов. Функции интендантов были чрезвычайно широки и не ограничивались финансовой деятельностью. Они осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.

Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. приходит в упадок.

На протяжении Средних веков в Европе сформировалось большое количество различных государств, многие из которых являлись монархиями. Однако уже в XIV веке во Франции появился такой сословно-представительный орган, как генеральные штаты . Они организовывались для помощи монарху в управлении государством. В Англии эту функцию выполнял парла́мент , в Испании – корте́сы .

Появились они в критические для этих стран периоды истории, когда монарху была необходима поддержка всех слоев населения для укрепления своих позиций. Вспомните: с чем был связан созыв Генеральных штатов во Франции в 1302 году?
Абсолютизм и его признаки . Однако действие сословно-представительных органов продолжалось недолго. В XVI веке в Европе появилось новое понятие:
Абсолюти́зм – это такая форма правления, при которой монарху принадлежит вся полнота власти в государстве.
Основными признаками абсолютизма являются:
появление большого количества чиновников, через которых монарх осуществляет управление государством;
· введение единых мер и весов;
· создание постоянной армии как опоры для монарха в регулировании вопросов безопасности;
· подчинение церкви королевской власти;
· введение налоговой системы для пополнения казны;
· введение единой экономической политики;
введение единого законодательства и административного деления.
Сегодня нам предстоит разобраться, как это произошло и к чему привело впоследствии. Начнем с того, что рассмотрим проявление основных признаков абсолютизма в таких странах, как Англия и Франция.
Первое – это система управления государством .
В Англии еще во времена Тюдо́ров был создан Тайный совет . В его состав входили люди, занимавшие высшие должности. Например, лорд-ка́нцлер, лорд-хранитель печати, лорд-казначе́й. Они принимали участие совместно с королем в решении всех вопросов как внутренней, так и внешней политики. Следует обратить внимание, что получить эту должность можно было только с разрешения правителя. Однако важным моментом является то, что в Англии продолжал действовать парламент , который состоял из палаты лордов и палаты о́бщин. Поэтому абсолютизм здесь носил более мягкий характер. Кстати, Тайный совет до сих пор существует в Великобритании. Обратите внимание, что все его участники стоят. В XIX веке королева Виктория таким образом сократила длительность заседаний совета.
Во Франции с наступлением абсолютизма перестали созываться генеральные штаты. Король сосредоточил всю власть в своих руках и руках приближенных к нему лиц, которые составили Государственный совет. В состав этого совета входило как «дворянство шпа́ги » – знать рыцарского происхождения, так и «дворянство мантии » – знать, получившая титул за государственную службу. Представители совета получали огромное жалование от короля, что облегчало ему управление этими чиновниками. Следующий вопрос, который мы рассмотрим, – это судебная система .
В Англии главным судебным органом стала «Звездная палата ». Названа она была так, потому что заседания проводились в одной из комнат королевского дворца, потолок которой был украшен звездами. Первоначально она создавалась для защиты прав простых людей. Однако позже палата стала главным оружием короля для расправы с несогласными с его политикой людьми. Также были созданы судебные советы , которые подчинялись Тайному совету. А появились они в тех районах, где чаще всего возникали конфликты из-за существующей политики.


Третий важный признак – это подчинение церкви государству . Королевская власть стремилась завладеть всеми ее землями и богатствами. И, как следствие этого, возвышение личности короля, определение его как помазанника Божьего.
В Англии при Генрихе VIII началась реформа церкви. Поводом послужил его конфликт с папой римским, который не давал согласия на развод Генриха с Екатериной Арагонской. Тогда английская церковь решением парламента в 1534 году была освобождена от подчинения Риму, а главой церкви был объявлен король. Те, кто был не согласен с новыми правилами, карались смертной казнью. Важной задачей новой церкви стало насаждение мысли о божественном происхождении власти короля.

Король Франции Людовик XIV был достаточно набожным человеком. Он верил, что действиями короля руководит Бог, который посылает советы, как поступить в той или иной ситуации. Поэтому Людовик пришел к выводу, что он сам может назначать епископов и решать все вопросы, связанные с духовенством, без согласования с папой римским. Ведь это происходило от имени Бога. Также король боролся с бесполезными, на его взгляд, монахами. Без разрешения Людовика нельзя было учреждать монастыри. Ограничивался возраст, когда человек мог принять постриг.
Людовиком XIV был создан образ идеального «короля-солнце», который несет людям свет и радость.


Этот образ отодвинул на задний план образ Бога, потому что сам включал в себя все его черты. Людовик XIV был абсолютно уверен в божественном праве, которое давало ему неограниченную власть. Обратите внимание на права, которыми наделялся король:
· объявление войны и мира;
· определение религии государства;
· сбор налогов;
· суд и многое другое.

В руках короля была вся возможная власть, которая определяла жизнь государства.
Вы можете задать вопрос: как люди могли узнать о том, что король называет себя солнцем и что его власть божественна? Для этого трудились многочисленные художники, архитекторы, писатели и музыканты. Примером архитектуры может служить Версальский дворец в Париже, который словно вращался вокруг одного человека — Людовика XIV — и прославлял его. Также примером могут стать праздничные представления, проводимые Людовиком: «Большая карусель» в Тюильри́, конные состязания в честь рождения сына короля. В живописи можно отметить портрет Людовика XIV работы Пье́ра Минья́ра.