Дополнительное соглашение действует с момента подписания договора. Как правильно указать даты в дополнительном соглашении к трудовому договору? Дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда

В какой форме и в каких случаях составляется дополнительное соглашение к трудовому договору? Чем оно отличается от обычного соглашения? Какие правила соблюдать при оформлении допсоглашения о переводе? При каких изменениях заключать дополнительное соглашение не требуется? Каков порядок внесения изменений в ? В каких случаях работодатель не может отказать работнику в заключении дополнительного соглашения?

Как известно, трудовой договор заключается только один раз: при приеме на работу. Но в течение трудовой деятельности многое может измениться: фамилия работника, адрес работодателя, наименование должности, размер зарплаты и т. п. Для внесения изменений в трудовой договор предусмотрен такой документ, как дополнительное соглашение. Но часто работодатели заключают и оформляют эти соглашения неправильно, что в дальнейшем может сослужить плохую службу. В каких случаях нужно заключать дополнительные соглашения? Какие требования к оформлению соблюдать? Какие ошибки допускают работодатели? Давайте разбираться.

Форма дополнительного соглашения.

Типовой формы дополнительного соглашения (далее – допсоглашение) не существует, работодатель вправе оформить его произвольно. Однако определенные требования все же соблюдать придется. Поскольку допсоглашение является неотъемлемой частью трудового договора, составлять его нужно по аналогии с формой этого договора. Составляется допсоглашение письменно, в двух экземплярах – по одному для каждой из сторон.

Скажем пару слов о названии такого документа. Как показывает практика, называют его по‑разному: и «трудовое соглашение», и просто «соглашение»… Но правильное название – «дополнительное соглашение к трудовому договору от … № …». Отметим, что есть и такая форма, как «соглашение», правда, данный документ не является дополнительным соглашением к трудовому договору и не изменяет его условия, а представляет собой отдельное соглашение между работодателем и работником, например о выполнении последним дополнительной работы в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. Такая работа выходит за рамки трудового договора и не относится к работе, выполняемой по нему.

Обратите внимание:

В соглашении о выполнении работы в порядке совмещения профессий или должностей указываются объем выполняемой работы, срок ее выполнения и размер доплаты за выполнение дополнительных обязанностей.

В «шапке» допсоглашения пишут также дату и место его заключения. Далее идет преамбула. В ней отражается, кто является сторонами соглашения, и указывается документ, на основании которого действует уполномоченное лицо работодателя.

Затем следует сам текст допсоглашения, содержащий новую редакцию пункта трудового договора либо дополнения к нему. Также отмечается, с какой даты начинают действовать эти изменения.

Заканчивается допсоглашение подписями сторон. И здесь особое внимание обратите на то, что подписывать допсоглашение должно уполномоченное лицо работодателя. Причем у него должны иметься полномочия не только на подписание трудовых договоров и соглашений к ним, но и на совершение определенных действий. Например, чтобы заключить допсоглашение о досрочном расторжении трудового договора, должно быть право на работников.

Что касается реквизитов сторон, многие их указывают. Ошибкой это, конечно, не является, но считаем, что если реквизиты не изменялись, указывать их в допсоглашении не нужно, поскольку они уже есть в трудовом договоре.

И наконец, в допсоглашении следует предусмотреть строку для подписи работника, подтверждающей получение им своего экземпляра.

Когда заключается допсоглашение?

Заключать допсоглашение в первую очередь необходимо, когда в силу ст. 57 ТК РФ при заключении трудового договора в него не были внесены какие‑либо условия из предусмотренных ч. 2 этой статьи.

Обратите внимание:

Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. В случае, когда новичок фактически допущен к работе без оформления трудового договора, условие об испытании может быть включено в договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы (ст. 70 ТК РФ). То есть если при заключении трудового договора условие об испытании не было включено, установить его, заключив дополнительное соглашение после подписания договора, нельзя.

В дальнейшем допсоглашения заключаются, когда изменяются существенные условия трудового договора. Что к этому относится:

    перевод на другую должность;

    другой размер заработной платы;

    переименование должности или структурного подразделения;

    новый режим работы и отдыха;

    установление гарантий и компенсаций;

    изменение срока срочного договора;

    новые обязанности, если они были указаны в трудовом договоре; и др.

Кроме этого, соглашение заключается, когда в договор вносятся новые дополнительные условия, например об условиях труда на рабочем месте по результатам его аттестации или специальной оценки. Условия могут и исключаться. В частности, когда по результатам спецоценки работнику, которому ранее были установлены гарантии и компенсации в связи с вредными или опасными условиями труда, такие гарантии больше не полагаются в связи с тем, что условия труда на рабочем месте стали нормальными.

Одно из наиболее распространенных – допсоглашение о переводе. В данном случае кроме должности, как правило, изменяются и другие условия трудового договора. Приведем образец такого соглашения на стр. .

Если перевод временный, в соглашении следует указать его срок. Если момент окончания перевода не известен, придется заключать еще одно соглашение, которым сотруднику предоставляется прежнее место работы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 2

г. Краснодар 23.08.2017

ГБУЗ СОШ № 10 в лице директора Хлопонина М. Е., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и Иванова Ирина Петровна, именуемая в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем.

Перевести Работника с должности «делопроизводитель» на постоянной основе на должность «специалист по кадрам». В связи с этим внести в трудовой договор с Работником следующие изменения:

– в п. 1.1 трудового договора заменить «делопроизводитель» на «специалист по кадрам»;

– п. 1.2 трудового договора изложить в следующей редакции: «Работнику устанавливается должностной оклад в размере 25 000 руб.».

2. Трудовые обязанности Работника установлены в должностной инструкции, с которой Работник ознакомлен под подпись до подписания настоящего соглашения.

3. Настоящее соглашение вступает в силу с 24.08.2017.

4. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу для каждой из сторон.

Подписи сторон:

Работодатель Работник

Директор ГБУЗ СОШ № 10

Хлопонин /М. Е. Хлопонин/ Иванова /И. П. Иванова/

Экземпляр дополнительного соглашения получил. 23.08.2017, Иванова

В последнее время многие учреждения в области образования, культуры, здравоохранения и иных социальных сферах переходят на эффективный контракт. Этот переход также осуществляется путем заключения допсоглашения. В нем следует указать:

    причины, по которым условия трудового договора изменяются (переход на эффективный контракт);

    трудовые обязанности работника (если они не были указаны или конкретизированы в трудовом договоре);

    показатели эффективности деятельности работника и критерии ее оценки;

    порядок оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты;

    положения о социальном страховании и иных мерах поддержки и др.

Новый трудовой договор.

Возможна ситуация, когда трудовой договор заключен очень давно и допсоглашений приходилось заключать очень много. Намного удобнее, когда все условия установлены одним документом. Поэтому в таких случаях лучше заключить новый трудовой договор. Но поскольку процедуры перезаключения трудового договора ТК РФ не предусмотрено, остается один вариант: заключить допсоглашение на изложение трудового договора в новой редакции. Приведем образец.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 10

г. Краснодар 23.08.2017

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» (ГБОУ СОШ № 10) в лице директора Хлопонина М. Е., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и Петрова Мария Ивановна, именуемая в дальнейшем «Работник», с другой стороны, договорились внести в трудовой договор от 19.01.2008 № 3 изменения, изложив его в новой редакции:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. По настоящему трудовому договору Работник принимается к Работодателю на должность заведующего хозяйством.

1.2. Настоящий трудовой договор регулирует трудовые и непосредственно связанные с ними отношения между Работником и Работодателем.

1.3. Работа по настоящему трудовому договору является для работника основным местом работы.

1.4. Дата начала работы – 19.01.2008.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу для каждой из сторон. Новая редакция трудового договора вступает в силу 24 августа 2017 года.

9. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

Работодатель: Работник:

ГБОУ СОШ № 10 Паспорт …

Адрес: … Адрес регистрации: …

Директор

Хлопонин /М. Е. Хлопонин/ Петрова /М. И. Петрова/

Экземпляр дополнительного соглашения получила. 23.08.2017, Петрова

Когда заключать допсоглашение не требуется?

В трудовом договоре есть сведения, при изменении которых заключать допсоглашения не требуется.

В частности, согласно ст. 57 ТК РФ в части сведений исправления вносятся непосредственно в текст договора, без оформления дополнительного соглашения. А к сведениям, подлежащим включению в трудовой договор, относятся:

    фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица);

    сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица;

    ИНН (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

    сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

    место и дата заключения трудового договора.

Таким образом, допсоглашения не заключаются при изменении адреса, фамилии и паспортных данных работника, изменении реквизитов, юридического адреса работодателя, смене руководителя. К этим случаям относится и реорганизация работодателя, когда автоматически работодателем становится правопреемник реорганизуемого учреждения. На практике в подобных случаях часто заключаются соглашения, что ошибкой, конечно, не является, но делать это не обязательно.

Порядок внесения изменений в трудовой договор.

Изменение трудового договора может осуществляться:

    по инициативе работника;

    по согласию работника и работодателя;

    по инициативе работодателя.

Если инициатором выступает работник, он обращается к работодателю с заявлением об изменении того или иного условия трудового договора. Например, режима рабочего времени. Работодатель, в свою очередь, соглашается с таким предложением или нет. Если он согласен, заключается допсоглашение.

Обратите внимание:

Есть ситуации, когда работодатель не может отказать работнику в изменении условий трудового договора, в частности, когда с заявлением с просьбой об установлении неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели обращается:

    беременная женщина;

    один из родителей (опекун, попечитель), имеющий ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также другое лицо, которое воспитывает ребенка указанного возраста без матери;

    лицо, осуществляющее уход за больным членом семьи, на основании медицинского заключения, выданного в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 93 ТК РФ, абз. 3 п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»).

Если инициатором изменений выступает работодатель, он изначально должен направить работнику уведомление. Делать это не обязательно, если изменения условий труда не связаны с организационными или технологическими изменениями в организации. Можно устно предложить работнику изменить условия трудового договора и, если он согласен, заключить допсоглашение по правилам ст. 72 ТК РФ. Если же без таких изменений не обойтись и они вызваны изменениями в технике и технологии производства, структурной реорганизацией производства и т. п., уведомление обязательно. Причем направить его работодатель обязан за два месяца до таких изменений в соответствии со ст. 74 ТК РФ.

Если работник согласен на изменения, с ним заключается допсоглашение. Если по истечении двух месяцев он отказывается от работы в новых условиях, его увольняют. При этом до увольнения работодатель обязан предложить работнику другую вакантную должность. Приведем образец уведомления на стр. .

Таким образом, в результате работник или соглашается с новыми условиями и подписывает допсоглашение, или переводится на новую должность, если такая есть и он согласен (что тоже оформляется соглашением к трудовому договору), или увольняется по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора. Работнику в этом случае выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Городской музей»

(МБУК «Городской музей»)

Экскурсоводу

Киселевой М. Н.

Уведомление от 14.08.2017 № 1

об изменении определенных сторонами условий трудового договора

Уважаемая Марина Ивановна!

Руководствуясь ч. 2 ст. 74 ТК РФ, доводим до Вашего сведения, что на основании приказа Департамента культуры 10.08.2017 произошла смена собственника имущества и ГБУК «Краеведческий музей» реорганизовано в МБУК «Городской музей».

В связи с этим уведомляем Вас об изменении определенных сторонами условий трудового договора от 15.01.2014 № 8, вызванных вышеуказанными организационными изменениями.

Предлагаем Вам подписать дополнительное соглашение к указанному трудовому договору и с 15.10.2017 продолжить работу в прежней должности экскурсовода без изменения трудовой функции в МБУК «Городской музей» на следующих условиях оплаты труда:

– должностной оклад – 20 000 (двадцать тысяч) руб.;

– премия, рассчитываемая на основании подведенных итогов выполнения плана работ за прошедший квартал, в соответствии с Положением о премировании.

Вам необходимо в настоящем уведомлении в срок до 16.08.2017 выразить свое согласие или несогласие на продолжение работы в новых условиях. В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае отказа от продолжения работы в новых условиях Вам будет предложена другая работа, но при условии наличия в штатном расписании вакантных должностей.

При отсутствии вакантных должностей или отказе от предложенной работы трудовой договор с Вами будет расторгнут в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора) по истечении двух месяцев с момента ознакомления с настоящим уведомлением, с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка.

Директор Мамонов /Мамонов Д. А./

С изменениями условий трудового договора ознакомлен(а), один экземпляр

уведомления получил(а):

14.08.2017, Киселева М. Н.

На продолжение работы в новых условиях согласна.

15.08.2017, Киселева М. Н. /Киселева М. Н./

В заключение еще раз отметим, что дополнительное соглашение к трудовому договору – такой же важный документ, как и сам договор. Поэтому оно должно быть правильно оформлено, в частности, составлено в письменной форме, в двух экземплярах и подписано уполномоченными лицами. В противном случае соглашение не будет иметь юридической силы.

Подчеркнем: у работодателя должно быть подтверждение того, что работник получил второй экземпляр соглашения. Ну и конечно, изменения трудового договора, установленные допсоглашениями, не должны противоречить нормам трудового законодательства.

Новая редакция Ст. 48 ТК РФ

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Комментарий к Статье 48 ТК РФ

Статья 48 Трудового кодекса РФ рассказывает о нюансах действия соглашения. В соответствии с нынешней редакцией данной статьи за сторонами соглашения сохраняется право на его продление на срок до трех лет, однако отныне такой возможностью стороны могут воспользоваться лишь однократно.

Кроме того, в статье уточнен порядок действия сторон в случае отказа работодателя от присоединения к соглашению, чего до определенного момента сделано не было. В подобной ситуации под эгидой руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области труда, организуются дополнительные консультации с участием представителей сторон соглашения.

Другой комментарий к Ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Общие правила действия соглашения определяются Рекомендацией МОТ N 91 (см. п. 1 комментария к ст. 43 ТК РФ).

2. Момент вступления соглашения в силу определяется его сторонами и фиксируется в самом соглашении. При отсутствии соответствующего положения в тексте соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами.

Трудовой кодекс ограничивает срок действия соглашения тремя годами. Конкретный срок действия соглашения может быть определен в самом соглашении. По истечении установленного срока действие соглашения прекращается.

Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Продление действия соглашения осуществляется по взаимному волеизъявлению сторон, достигаемому в результате проведения коллективных переговоров. Действие соглашения может быть продлено только один раз.

3. Части 3 и 4 комментируемой статьи определяют работодателей, в отношении которых действует то или иное соглашение. К ним относятся: 1) работодатели, которые являются членами объединения работодателей, заключившего соответствующее соглашение, на момент заключения соглашения либо вступили в это объединение в период действия соглашения (даже если работодатель прекратил членство в объединении работодателей, он продолжает нести обязанности по соглашению); 2) работодатели, которые не являются членами объединения работодателей, но уполномочили объединение работодателей участвовать в коллективных переговорах от их имени; 3) работодатели, которые присоединились к соглашению после его заключения; 4) работодатели - государственные и муниципальные учреждения, иные организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, если соглашение заключено от их имени органом государственной власти или органом местного самоуправления (об этом см. ст. 34 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила присоединения работодателей к соглашению законом не установлены и определяются на практике в самих соглашениях либо решениями комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

4. Часть 5 ст. 48 определяет круг работников, в отношении которых действует соглашение. Ими являются работники, которые состоят в трудовых отношениях с работодателями, подпадающими под действие соглашения.

5. Поскольку соглашения заключаются на пяти уровнях социального партнерства, работодатели зачастую одновременно несут обязанности не по одному, а по нескольким соглашениям одновременно. При этом нормы соглашений могут вступать в противоречие друг с другом. В таких случаях применению подлежат условия наиболее благоприятные для работников (условия, устанавливающие более высокий размер заработной платы, большую продолжительность оплачиваемого отпуска и т.п.).

6. Части 7, 8, 9 ст. 48 устанавливают особую процедуру - распространение действия соглашения на новых субъектов. Такая возможность предусмотрена Рекомендацией МОТ N 91 "О коллективных договорах". В ней определено, что "в случае необходимости и с учетом действующей системы коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех работодателей и трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора".

а) коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих предпринимателей и трудящихся;

б) требование о распространении действия коллективного договора как общее правило исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся или предпринимателей;

в) предпринимателям и трудящимся, на которых предстоит распространение коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.

Процедура распространения действия соглашения, предусмотренная ТК, отличается от предлагаемой со стороны МОТ. Во-первых, может быть распространено действие только отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне и регионального соглашения о минимальной заработной плате. Во-вторых, юридически значимым признается предложение о распространении действия соглашения, выдвинутое исключительно органами государственной власти.

Предложение о распространении действия отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, должно исходить от руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда - Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321). Соответствующее предложение выдвигается по инициативе сторон соглашения и должно быть официально опубликовано. Данное предложение выдвигается не раньше опубликования самого соглашения и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Оно адресуется работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения.

Работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения вправе представить в указанный федеральный орган исполнительной власти письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению. В том случае, когда такой отказ не представлен, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения. Решение относительно присоединения к соглашению принимается работодателем после консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, которая объединяет работников данного работодателя. Протокол соответствующих консультаций должен быть приложен к отказу от присоединения к соглашению.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе инициировать проведение консультаций с работодателем, отказавшимся присоединиться к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне. Участниками таких консультаций являются представители работодателя, представители первичной профсоюзной организации и сторон соглашения. Результатом этих консультаций является принятие работодателем окончательного решения о присоединении или отказе от присоединения к соглашению.

7. Соглашения должны быть опубликованы. По общему правилу порядок опубликования соглашений определяется их сторонами. Исключение составляют отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне. Порядок их опубликования, а также опубликования предложения о присоединении к соглашению определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Пока соответствующий порядок не определен, предложение о присоединении к соглашению должно быть официально опубликовано в "Российской газете" или в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" (Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").

  • Вверх

к договору о присоединении

№ 4нс/635855 от 14.10.2009

г. Москва «____» _______ 2012 г.

«вымпел-коммуникации» (ОАО «Вымпелком»), именуемое в дальнейшем «оператор», в лице начальника отдела по работе с операторами дирекции по корпоративному бизнесу регионального управления центрального региона Головановой Людмилы Викторовны, действующей на основании доверенности № 53 от 23.01.2012, с одной стороны, и

закрытое акционерное общество «Ярославль-GSM», именуемое в дальнейшем «яр GSM», в лице генерального директора Крюкова Сергея Михайловича, действующего на основании устава с другой стороны,

именуемые каждое в отдельности «сторона», а совместно «стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение к договору № 4нс/635855 от 14.10.2009 (далее – договор) о нижеследующем:

1. в связи с регистрацией 25.04.2012 присоединения ОАО «севертранском» к ОАО «Вымпелком» и перехода правопреемственности к ОАО «Вымпелком» по всем правам и обязанностям, принятым ранее ОАО «севертранском», стороны договорились внести следующие изменения в договор №4нс/635855 от 14.10.2009 (далее – договор):

1.1. изложить преамбулу договора в следующей редакции:

«открытое акционерное общество «вымпел-коммуникации» (ОАО «Вымпелком»), именуемое в дальнейшем «оператор», в лице начальника отдела по работе с операторами дирекции по корпоративному бизнесу регионального управления центрального региона Головановой Людмилы Викторовны, действующей на основании доверенности № 53 от 23.01.2012, с одной стороны и

закрытое акционерное общество «Ярославль-GSM», именуемое в дальнейшем «яр GSM», в лице генерального директора Крюкова Сергея Михайловича, действующего на основании устава, с другой стороны, вместе именуемые «стороны», принимая во внимание наличие у сторон следующих лицензий:

1. «оператор» действует в рамках лицензии №84305 от 16.02.2011 на на территории ярославской области,

2. «яр GSM» имеет лицензию №64623 от 12.03.2009 на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи на территории ярославской области».

1.2. по тексту договора № 4нс/635855 от 14.10.2009 ОАО «севертранском» читать как ОАО «Вымпелком».

1.3. раздел 15 договора « и реквизиты сторон» изложить в следующей редакции:

полное или сокращенное наименование фирмы (в соответствии с учредительными документами) ЗАО «Ярославль-GSM» ОАО «Вымпелком»

юридический адрес ЗАО «Ярославль-GSM»


Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Об этом говорится в статье 48 Трудового кодекса РФ.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении:
  • всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя
    от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
  • работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
  • органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст. 34 Трудового кодекса РФ).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня офици
ального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Изменение и дополнение соглашения может производиться в порядке, предусмотренном не только Трудовым кодексом РФ, но и самим соглашением. Соответствующая норма зафиксирована в статье 49 Трудового кодекса РФ.
Согласно статье 50 Трудового кодекса РФ соглашение должно быть направлено на уведомительную регистрацию в течение
семи дней со дня подписания его сторонами. Вступает в силу соглашение вне зависимости от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении указанной процедуры соответствующие органы выявляют условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавших соглашение.
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (ст. 51 Трудового кодекса РФ).
При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Так сказано в статье 54 Трудового кодекса РФ.
За нарушение или невыполнение соглашения виновников также ожидает штраф (ст. 55 Трудового кодекса РФ).

Еще по теме Вступление в действие и изменение соглашения:

  1. Вступление в действие и изменение коллективного договора
  2. Пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов. Ответственность и санкции за нарушающие антимонопольное законодательство соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, защита прав потерпевших от таких соглашений и согласованных действий
  3. 3. Германский вопрос после вступления в силу парижских соглашений
  4. Порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов.
  5. Предупреждение и согласование ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов
  6. Раздел 6. Консультации между государствами-членами по действующим международным соглашениям
  7. 12.5. Вступление договора в силу. Действие международного договора
  8. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ КОУЧ- НАСТАВНИКА ПО ИЗМЕНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СОТРУДНИКА

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология -

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарныхдней содня официального опубликования предложения о присоединении ксоглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей содня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти,осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-право- вому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

КОММЕНТАРИЙ 1.

Части 1 и 2 комментируемой статьи определяют сроки действия соглашений.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до заключения нового соглашения, но не более трех лет. Момент вступления соглашения в силу определяется его сторонами и фиксируется в самом соглашении. При отсутствии соответствующего положения в тексте соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами.

Срок действия соглашения не может превышать трех лет. Стороны соглашения сами определяют срок действия соглашения и порядок контроля за его исполнением. Ни одна из сторон не вправе в течение срока действия соглашения в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.

Законодательством установлено ограничение на число продлений срока действия соглашения - сторонам могут продлить действие соглашения один раз на срок не более трех лет. Такое решение принимается по взаимному согласию сторон путем коллективных переговоров.

Сторона, подписавшая соглашение, вправе внести в период его действия предложения об изменениях и дополнениях к нему. Изменения и дополнения могут быть внесены в том же порядке, что и заключение нового соглашения (см. комментарий к ст. 49 ТК РФ). 2.

Часть 3 комментируемой статьи предусматривает правила действия соглашения в отношении всех работодателей, состоящих в объединении, причем независимо от того, прекратили ли они членство в объединении работодателей или вступили в него после заключения соглашения. Кодекс устанавливает, что прекращение членства в объединении работодателей в период действия соглашения не освобождает работодателя от выполнения его условий. Работодатель, вступивший в объединение после того, как было заключено соглашение, должен выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением в полном объеме с момента вступления в объединение работодателей.

Данная норма имеет ключевое значение для укрепления и развития социального партнерства, поскольку позволяет обеспечить исполнение принятых объединением работодателей обязательств по соглашению всеми работодателями, принимавшими участие в его разработке или предоставившими такие полномочия соответствующим объединениям, независимо от того, сохранено ли членство в таком объединении. Эта норма полностью согласуется с соответствующими положениями Федерального закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ “Об объединениях работодателей” (ст. 8 и 9).

Важно отметить, что соглашения открыты для присоединения к ним других участников. 3.

Часть 4 комментируемой статьи предусматривает правила действия соглашения в отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Действие соглашения в отношении названных выше работодателей в случае, если они уполномочили соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления на представительство своих интересов и заключение соглашения от их имени, является логическим продолжением нормы ст. 34 ТК РФ (см. комментарий к ст. 34 ТК РФ).

Право представлять работодателей федеральными органами исполнительной власти при заключении соглашений на федеральном уровне закреплено в постановлении Правительства РФ от 10.08.2005 № 500 “О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне”. Следует отметить, что данное постановление действует только в отношении организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. 4.

Части 5 и 6 комментируемой статьи предусматривают правила действия соглашения в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем.

Вполне логично, что действие соглашения распространяется не только на работодателей, указанных в ч. 3 и 4 данной статьи, но и на их работников. Главным критерием распространения действия соглашения в отношении работников выступает заключение трудового договора с работодателем, который является стороной соглашения.

Поскольку соглашения могут заключаться на разных уровнях социального партнерства и в разных отраслях экономики, работодатели и работники могут обладать правами и нести обязанности по нескольким соглашениям одновременно. В этом случае законодатель предусмотрел приоритетное действие наиболее благоприятных условий для работников (например, более высокие размеры заработной платы, большую продолжительность оплачиваемого отпуска, более выгодные условия труда и т. п.). 5.

В части 7 комментируемой статьи законодатель установил механизм присоединения к отраслевым соглашениям, заключенным на федеральном уровне.

После заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне предусмотрена возможность их распространения на работодателей, не участвовавших в их заключении. Сделано это в интересах развития социального партнерства и с целью вовлечения большего количества организаций в коллективно-договорные отношения между работниками и работодателями.

Право предложения о распространении действия отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, предоставлено руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нор- мативно-правовому регулированию в сфере труда. В соответствии постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 “Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации” эти функции осуществляет Мин- здравсоцразвития России.

С целью реализации данного права стороны соглашения направляют в Минздравсоцразвития России письмо с просьбой предложить работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему, указывая сведения о регистрации соглашения в Федеральной службе по труду и занятости (см. комментарий к ст. 50 ТК РФ) и об источнике его опубликования.

С целью уточнения круга работодателей, вовлеченных и вовлекаемых в сферу действия соглашения, Минздравсоцразвития России может также запросить у сторон соглашения их полномочность, а также список работодателей, на которых предполагается распространить действие соглашения. Данные сведения необходимы, чтобы исключить возможные спорные моменты и конфликтные ситуации между работодателями при распространении действия соглашения. Письма о присоединении публикуются в Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации, а также с целью точного исчисления 30-дневного срока со дня их официального опубликования с июня 2006 г. Минздравсоцразвития России публикует их в “Российской газете”. 6.

Принимая во внимание такой принцип социального партнерства, как добровольность принятия сторонами на себя обязательств (ст. 24 ТК РФ), законодатель в ч. 8 комментируемой статьи предусмотрел механизм отказа от присоединения к соглашению. Работодателю дается 30 календарных дней для того, чтобы представить в Минздравсоцразвития России мотивированный отказ. В противном случае, по умолчанию работодатель становится стороной соглашения и, соответственно, принимает на себя обязательства по данному соглашению в отношении всех своих работников согласно нормам ч. 3 и 5 ст. 48.

Как правило, мотивированные отказы поступают от предприятий, которые находятся на грани банкротства либо в процессе реорганизации. Также в связи с переходом к новым формам статотчетности, отменой действия Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и введением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) существуют проблемы с установлением отраслевой принадлежности работодателей к тому или иному соглашению.

Чтобы усилить обоснованность отказов законодатель обязывает работодателя проводить предварительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей его работников. 7.

Внесенные в ч. 9 и 10 комментируемой статьи поправки определяют порядок опубликования заключенных на федеральном уровне соглашений и предложений о присоединении к соглашению.

Данная норма была введена законодателем в новую редакцию Кодекса после очень непростых и длительных согласований различных интересов сторон социального партнерства. Минздравсоцразвития России предоставлено право проведения консультаций по каждому отказу от присоединения к соглашению с приглашением всех заинтересованных сторон. При этом Кодекс обязывает представителей работодателя, работников и сторон соглашения принять участие в таких консультациях.

Это правило способствует достижению главной цели коллективнодоговорного регулирования социально-трудовых отношений - повышению роли переговорного процесса, развитию социального диалога и укреплению социального партнерства с тем, чтобы согласование интересов сторон трудовых правоотношений происходило путем коллективных переговоров, а разногласия не доводились до коллективных трудовых споров, забастовок и массовых акций протеста.

Трудовым кодексом РФ также устанавливается, что порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к таким соглашениям после согласования с РТК будут утверждены нормативным правовым актом Минздравсоцразвития России. Таким образом, механизм распространения действия отраслевых (межотраслевых) соглашений федерального уровня социального партнерства получает дальнейшее развитие в правоприменительных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.