Неоплаченный штраф: как избежать административного ареста. Неоплаченный штраф: как избежать административного ареста Административное правонарушение ст 20.25

СТ 20.25 КоАП РФ

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, -

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста-

влечет административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

4. Уклонение от отбывания обязательных работ -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения -

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Примечания:

1. К административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

3. Административный арест, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Комментарий к Ст. 20.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей 20.25, являются общественные отношения в области охраны общественного порядка. Предметом посягательства правонарушения выступают правила исполнения административного наказания, урегулированные ст. 32.2 КоАП РФ (), Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726, Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, содержащимися в приложении N 4 к Приказу МВД России от 06.06.2000 N 605дсп, и др.

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в неуплате наложенного административного штрафа в срок, установленный в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении указанного срока судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение 10 суток (а в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме этого, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 комментируемой статьи 20.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 анализируемой статьи, не составляется в случае, указанном в примечании N 1 к этой статье.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в самовольном оставлении места отбывания административного ареста путем осуществления соответствующих действий. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества ().

В предусмотрено, что лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел, а отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) выражается в уклонении иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

5. Объективная сторона правонарушения (ч. 4) выражается в уклонении от отбывания обязательных работ.

6. Объективная сторона правонарушения (ч. 5) выражается в нарушении административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

7. Субъектами правонарушения являются граждане.

8. С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

9. Согласно протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи вправе составлять должностные лица органов и учреждений, вынесших постановления о наложении административных штрафов, либо уполномоченные лица коллегиальных органов, вынесших постановления о наложении административных штрафов, а по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями, протоколы составляют судебные приставы-исполнители. Кроме этого, дела о нарушениях по ч. 1 анализируемой статьи составляют должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы (п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Протоколы о правонарушениях, квалифицируемых по ч. ч. 2 и 5 комментируемой статьи 20.25 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Самая опасная для водителя угроза за неуплату штрафа – привлечение по части 1 статьи 20.25. Эта норма закона, помимо штрафа, может нести за собой административный арест на период до 15 суток, и нередко суды назначают такой вид наказания. Как избежать наказания по этой статье, какие сроки давности привлечения к ответственности за просрочку штрафа, а также судебную практику 2019 года мы и рассмотрим ниже.

Статья 20.25 – что за наказание?

Провинившемуся автолюбителю назначается чаще всего штраф ГИБДД . И есть определённый срок для его оплаты – 60 дней. Если водитель за это время не оплатит сумму штрафа, то это образует состав для нового наказания, не зависящего от основного – ответственность за неуплату в отведённый срок.

И за это должника ждёт одна из следующих мер наказания:

  • новый штраф по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ в двойном размере от основного (но не меньше 1 тысячи рублей),
  • арест на срок от 1 до 15 суток,
  • обязательные работы до 50 часов.

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток , либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов .

Как происходит привлечение?

Всё очень просто. Если прошло 60 дней на оплату долга, но штраф вы не оплатили, то вас законно могут привлечь по ст. 20.25, ч.1 Административного кодекса. И есть 2 варианта возбуждения дела по этой статье:

  • кабинетный,
  • на дороге.

Первый мы рассмотрим лишь по части отличий от второго и немного ниже.

Итак, процедура привлечения водителя по этой норме наказания происходит следующим образом:

  1. вы едете по дороге, и вас останавливает сотрдуник ГИБДД , пробивает на наличие просроченных штрафов и находит таковой, обнаруживая вместе с тем состав для привлечения по ч.1 ст. 20.25,
  2. составляет протокол для передачи дела в суд и уведомляет вас об этом,
  3. отпускает вас дальше и желает счастливого пути, а протокол направляет в судебный участок по месту совершения нарушения по статье 20.25 КоАП,
  4. в суде назначается дата и время заседания, о чём на ваш адрес регистрации высылается повестка,
  5. вы являетесь или не являетесь на заседание, и судья назначает штраф в двойном размере либо арест до 15 суток.

Вышеприведённый порядок привлечения основан на законе. Но очень часто сотрудник ГИБДД, обнаружив просроченный штраф у водителя при остановке на дороге, сразу задерживает его до суда. Ниже мы объясним, почему это незаконно и что делать в этом случае.

Кто составляет протокол?

Во всех случаях дело могут возбудить следующие должностные лица:

  • инспектор ГИБДД в кабинете,
  • сотрудник ДПС на дороге,
  • судебный пристав-исполнитель, если дело передано в ФССП .

Все указанные лица уполномочены на составление протокола по 20.25, но рассмотрение дела происходит исключительно в суде... Как и всех дел, одна из санкций которых подразумевает административный арест. Это предписывает часть 1 статьи 23.1 .

Кроме того, в 2019 году нередки случаи, когда инспектор ДПС на дороге вручает водителю повестку в суд, заранее заготовленную судьёй. Это также незаконная практика, так как повестку уполномочен выписывать только суд вместе с назначением даты и времени рассмотрения дела.

Если штраф оплачен – могут наказать?

Да. Фактически, факт того, что вы уже оплатили задолженность, никак не влияет на возможность привлечения по ст. 20.25 КоАП РФ, если образовался состав нарушения.

То есть если вы хотя бы на один день просрочили оплату, заплатив на 61-й день сумму штрафа ГИБДД с даты вступления в силу постановления, то привлечение по 20.25 законно и справедливо.

Но на практике вас ждёт 2 важных послабления:

  • инспектор на дороге, пробивая просроченные штрафы у вас, вряд ли будет составлять протокол по части 1 статьи 20.25, если задолженность уже погашена (поэтому важно возить с собой квитанцию об оплате, так как деньги могут зачислиться не сразу),
  • если всё же сотрудник ГАИ составит протокол и направит дело в суд, то при наличии такого смягчающего обстоятельства судья с большой долей вероятности назначит двойной штраф, нежели арест, согласно сложившейся судебной практике 2019 года (о ней немного ниже).

Какие сроки привлечения и давности?

По статье 20.25 срок привлечения к ответственности составляет 3 месяца. Все административные правонарушения, рассматриваемые судьями, . По его истечении назначать наказание за это просрочку штрафа незаконно.

Как правильно считать давность?

У штрафов ГИБДД есть много сроков. И нужно понимать, как правильно считать давность привлечения к административной ответственности по 20.25, ч.1.

Давайте рассмотрим время жизни санкции, чтобы понимать это:

  • сначала инспектор ДПС на дороге или суд выносит постановление с штрафом,
  • далее вам даётся 10 дней на его обжалование,
  • постановление вступает в силу по истечении этих 10 дней, либо, если вы оспорили наказание , то после вынесения решения районного суда,
  • после вступления в силу начинается 60 дней на его оплату,
  • и по истечении уже этих 60 дней штраф считается просроченным, и появляется состав для привлечения по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ ,
  • срок наличия состава – 3 месяца (не путать 90 днями) и по истечении уже этого срока привлечь вас не могут – только заставить оплатить основной штраф ГИБДД.

Таким образом, общий срок привлечения по 20.25 – приблизительно с 71-го дня после вынесения постановления и до периода времени, исчисленного 71 днём и плюс 3 месяца. После истечения срока давности дело подлежит прекращению, даже если оно уже начато (составлен протокол).

Составили протокол по статье 20.25 КоАП – что делать?

В срочном порядке оплатить штраф, который стал причиной составления протокола и возбуждения дела. В суде, в первую очередь, будут смотреть именно на факт уплаты, но не только на это.

В суд крайне желательно не являться – без присутствия привлекаемого лица суд не может назначить арест. Но следует иметь в виду, что судья может отложить заседание, если вы не явитесь, и организовать привод на основании статьи 27.15 КоАП России. Но такое происходит относительно редко и в исключительных случаях – если у вас много неоплаченных штрафов, образующих состав по 20.25, при этом, вы их не оплатили.

Но всё это в том случае, если вас не задерживает сотрудник ГИБДД для доставления в суд прямо на дороге.

Если происходит задержание до суда

То это незаконно. Увы, но чаще всего инспектора ДПС убедить в этом на месте не представляется возможным. Но пробовать обязательно нужно. Но сначала поговорим о законе! И здесь следует различать доставление и задержание – сотрудник ГАИ может назвать и то, и другое, как основание для помещения вас в отделение до ожидания суда.

Задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении , исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Постановления в отношении вас никакого не вынесено, так как по части 1 статьи 20.25 КоАП инспекторы не могут выносить их. Поэтому мотивировать задержание полицейский может только своевременностью рассмотрения дела.

Но ограничение свободы при этом неправомерно, так как не регламентировано ничем. Более того, Федеральный закон О полиции прямо указывает возможные основания для задержания граждан, и в перечне причин есть только те случаи, когда вы заявите или у сотрудника есть достаточные основания полагать, что вы собираетесь уклоняться от ареста, который вам никто ещё даже не назначил.

Никаких оснований для задержания в виде обеспечения явки в суд в законодательстве 2019 года нет, за исключением того случая, если вы прямо заявите, что собираетесь уклоняться от явки по повестке либо от назначенного (в будущем) ареста.

Доставление

Согласно пункту 175 Административного регламента МВД, введённого Приказом №664 , для возможности доставления также должны быть свои основания, и одним из них является необходимость задержания. А причины для последней процедур мы рассмотрели выше.

Таким образом, без задержания доставление также незаконно, за исключением случая, когда у вас нет с собой документа, удостоверяющего личность.

Как избежать ответственности?

Если вас ещё не привлекли по статье 20.25, части 1 КоАП, но есть основание для этого в виде просроченного штрафа, то первое, что нужно сделать – оплатить его и хранить при себе квитанцию об оплате. В большинстве случаев (но не всегда – это зависит от "палочности" системы ДПС в вашем регионе в определённом промежутке времени – проще говоря, плана ГИБДД по привлечению по 20.25) предъявления квитанции ещё на этапе остановки инспектором и проверки у вас долгов факт оплаты штрафа поможет избежать дальнейших проблем.

Иных вариантов – тем более, стопроцентных – избежать двойного штрафа или ареста по статье 20.25 практически нет.

Если уже составили протокол

В этом случае вопрос, как избежать наказания по 20.25, становится немного сложнее, но он всё ещё разрешим.

Как мы уже упоминали выше, желательно не являться в суд по повестке. В этом случае чаще всего будет назначен новый штраф в двойном размере от неоплаченного как минимальная норма санкции по статье 20.25.

Лишь в редких исключениях может быть организован привод привлекаемого лица – если дело не может быть рассмотрено без вас. И в этом случае будьте уверены, судья хочет назначить именно арест.

Но есть ещё более важная тонкость, когда вам не имеют права назначить арест – если дело по статье 20.25 рассматривается в отношении объекта штрафа ГИБДД, выписанного на камеру автофиксации , то за это вам могут назначить только двукратный штраф, и никаких арестов. На это прямо указывает часть 4 этой же статьи:

3. Административный арест, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средств фото- и киносъёмки, видеозаписи .

Судебная практика

  • Типичное постановление мирового судьи по части 1 статьи 20.25 КоАП Российской Федерации с комментариями судьи с назначением водителю штрафа в двойном размере за неуплату основной суммы 500 рублей. Водитель на суд не явился.
  • Постановление Верховного суда РФ, где водителю удалось избежать наказания , так как штраф он оплатил вовремя, то есть состава для привлечения его за просрочку не было. Но водителя задержали до мирового суда, а квитанции у него с собой не было. Именно её он показал в Верховном суде.
  • В Самарском областном суде водитель пытался подать жалобу на привлечение его по 20.25 на основании того, что копию постановления он не получал (это означает, что срок вручения не пошёл, а вместе с ним 10 дней на вступлению в силу). Но суд отменил такие доводы автолюбителя.
  • В Дагестане мировой суд прекратил дело за малозначительностью совершённого правонарушения – просрочки оплаты штрафа. Причиной отмены послужило то, что автовладелец заплатил долг, хотя и после истечения срока на оплату, но в добровольном порядке и даже до составления протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП.
  • В Сызрани по жалобе водителя, так как она не получала постановление по первому штрафу по адресу, а суду не было представлено доказательств того, что письмо было направлено по адресу её регистрации.

Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом , -

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста-

влечет административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ статья 20.25 настоящего Кодекса дополнена частью 4

4. Уклонение от отбывания обязательных работ -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения -

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Примечания:

1. К административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ примечание к статье 20.25 настоящего Кодекса дополнено примечанием 3, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Административный арест, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны общественного порядка.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в неуплате наложенного административного штрафа в срок, установленный в ч. 1 ст. 32.2 Кодекса.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 Кодекса, субъект административной юрисдикции, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа, а также должностному лицу, уполномоченному на возбуждение дела, для составления протокола по ч. 1 комментируемой статьи.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в самовольном оставлении места отбывания административного ареста путем осуществления соответствующих действий. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества (ст. 3.9 Кодекса).

В ст. 32.8 Кодекса предусмотрено, что лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел, а отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726, арестованные должны содержаться в закрытых на замки камерах под постоянной охраной (п. 5); прогулки арестованных проводятся на охраняемой территории специального приемника (п. 12). Арестованные обязаны выполнять требования режима, определяемые правилами внутреннего распорядка специальных приемников, утверждаемыми МВД России (п. 14).

Согласно Правилам внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденным Приказом МВД России от 6 июня 2000 г. N 605 (БНА ФОИВ. 2000. N 32), лица, подвергнутые административному аресту, могут быть использованы с их согласия на физических работах. Организация трудового использования арестованных возлагается на местные органы исполнительной власти, которые по согласованию с руководителями органов внутренних дел определяют перечень соответствующих организаций (п. 54). Кроме того, арестованные могут быть трудоиспользованы на общественно полезных работах, собственных производственных мощностях специального приемника, а также привлекаться к хозяйственным работам по благоустройству помещений органов внутренних дел и специальных приемников (п. 57).

Арестованные выводятся на физические работы под конвоем полиции (п. 59), причем их вывод на работу и контроль за своевременным возвращением осуществляются руководителями и дежурными по специальному приемнику (п. 60). Что касается обеспечения охраны труда и мер безопасности на работах, то оно осуществляется организацией-работодателем, а при работе на объектах органов внутренних дел или специального приемника - начальником специального приемника (п. 61).

Изучение практики исполнения постановлений об административном аресте показывает, что рассматриваемое правонарушение встречается, как правило, при трудовом использовании арестованных.

4. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является лицо (как физическое, так и юридическое), подвергнутое административному наказанию в виде штрафа. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, является гражданин, отбывающий административный арест.

5. Правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (что встречается достаточно редко). Деяние, предусмотренное ч. 2 данной статьи, с субъективной стороны характеризуется исключительно наличием умысла.

6. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Согласно п. 12 ч. 5 ст. 28.3 протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановления о наложении административных штрафов, а по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями, протоколы составляют судебные приставы-исполнители. Кроме того, дела о нарушениях по ч. 1 данной статьи составляют должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы (п. 5 ч. 5 ст. 28.3). Протоколы о правонарушениях, квалифицируемых по ч. 2 комментируемой статьи, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).