Гармоничный и дисгармоничный типы воспитания. Учебное пособие рекомендовано редакционно-издателъским советом российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия
Техника исследования и. раскодирование результатов. Больному вручаются брошюра с текстом опросника и регистрационный лист. Разъясняется, что на каждую тему можно сделать от 1 до 3 выборов (не более!) и номера сделанных выборов обвести кружком. Если ни одно из определений не подходит, обводится символ О. Когда больной нe хочет отвечать именно на данную тему, графа остается незаполненной. Однако число нулей и незаполненных граф в сумме не должно превышать трех. Время заполнения регистрационного листа не ограничено. Но консультироваться с другими не разрешается. Раскодирование удобно осуществлять с помощью графика (см. ниже), где по абсциссе обозначены символы типов (они в скобках даны в приведенном описании типов), а по ординате отложены крести¬ками баллы в пользу каждого из типов:
Каждый буквенный символ в графе «Баллы для раскоди¬рования» соответствует 1 баллу в пользу соответствующего типа: Г - гармоничного, Т - тревожного и т. д. Два и более символа за один выбор, например ТН, ЗФ, означают, что по одному баллу начисляется на каждый из этих типов. Сдвоенные символы, например ПП, РР, обозначают, что в пользу данного типа начисляется по два балла. После построения графика диагностика типа осуществляется в соответствии со следующими правилами:
1. Диагностироваться могут только типы, в отношении которых набрано такое число баллов, которое достигает или превышает минимальное диагностическое число для данного типа. Минимальные диагностические числа для разных типов неодинаковы:
Тип отношения Г Т И М Л Н О С Я Ф З Р П
Минимальное 7 4 3 3 3 3 4 3 3 5 5 6 3
Диагностическое число
2. Если минимальное диагностическое число достигнуто или превышено в отношении нескольких типов, диагностируется 2-3 типа, где превышение наиболее велико. Если же этого еде-лать не удается, то никакой тип не диагностируется.
3. Гармоничный тип диагностируется только, если согласно правилам 1 и 2 не диагностируется никакой другой тип. В сочетаниях гармоничный тип не диагностируется.
На приведенном графике в пользу эргопатического типа (Р) набрано 8 баллов, т. е. минимальное диагностическое число превышено на 2 балла. В пользу сенситивного типа набрано 3 балла, т. е. минимальное диагностическое число только достигнуто. В отношении всех других типов (Т, О, И, Н) минимальное диагностическое число не достигнуто. Таким образом, диагностируется смешанный тип - эргопатический с чертами с.снситивности.
Опыт обследования больных с помощью ЛОБИ . Первые данные опубликованы в работе Л. И. Вассермана и соавт. (1981). Выявлена определенная коррекция между частотой некоторых типов и различными психосоматическими заболеваниями. При ишемической болезни сердца более частыми были тревожный, эйфорпческий и эргопатический типы, при бронхиальной астме сенситивный, при язвенной болезни - ипохондрический и неврастенический типы отношений. Н. Я- Ивановым были подсчитаны средние баллы для каждого типа отношений у больных разными хроническими соматическими заболеваниями (по материалам исследований авторов, перечисленных на стр. 104). Оказалось, что в отношении некоторых величин имеются достоверные различия - Р<0,05 (табл. 4).
В таблице полужирным шрифтом набраны величины, достоверно более высокие, а курсивом - достоверно более низкие при данном заболевании в сравнении с остальными. Видно, что в группе больных злокачественными опухолями достоверно выше показатели тревожного и обсессивного типов и ниже - эйфорического типа. В группе больных инфарктом миокарда достоверно наиболее высок показатель эргопатического типа и самый низкий - обсессивного типа. Больные язвенной болезнью в среднем по всем показателям заняли промежуточное положение, кроме показателя апатического типа: при небольшой его величине он все же оказался достоверно выше, чем при других типах. В группе больных бронхиальной астмой максимальными оказались показатели неврастенического, эгоцентрического и паранойяльного типов и минимальным - апозопюзпческого типа. Группа больных из клиники ортопедической стоматологии обнаружила минимальные показатели тревожного и ипохондрического типов. Таким образом, природа заболевания, несомненно, является важным фактором, определяющим тип отношения к болезни. Однако данные приведенной таблицы указывают, что этот фактор –не единственный. Средние баллы в отношении сенситивного типа оказались весьма близкими во всех обследованных группах. Можно думать, что сенситивный тип отношения к болезни более всего зависит от свойств личности, в частности от сенситивной акцентуации характера. Как показывает таблица, средняя сумма баллов по всем типам, кроме гармоничного, в какой-то мерс может служить мерой того, насколько болезнь отразилась на системе личностных отношений. Эта сумма наиболее высока у больных злокачественными опухолями и бронхиальной астмой. Первое можно объяснить объективной опасностью заболевания. Что же касается больных бронхиальной астмой, то обследованы были случаи относительно тяжелые, потребовавшие госпитализации. Достоверно ниже, чем у этих двух групп больных, средняя сумма оказалась у больных язвенной болезнью и особенно у больных в клинике стоматологической ортопедии. Больные инфарктом миокарда заняли промежуточное положение. Все это лишь первые данные, полученные с помощью ЛОБИ. По мере их накопления в них, возможно, будут внесены существенные коррективы.
У детей этого типа в равной мере сформировались все личностные свойства и практически отсутствуют такие психологические факторы, как тревожность, напряженность. Такие дети не испытывают трудности в школе. Они обладают достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, общительны, уверенны в себе, добросовестно относятся к выполняемой работе, успешно контролируют свое поведение, соизмеряя свои реакции и поступки с принятыми нормами и правилами.
Гармония личностной структуры обеспечивает им наиболее эффективную и быструю адаптацию к меняющимся условиям социальной среды. Такие школьники могут быть успешны практически в любом виде деятельности, их развитие многовариантно, что одновременно является положительным и отрицательным их качеством.
Многообразные способности позволяют детям овладевать разнообразными знаниями, умениями и навыками, хорошо учиться по всем школьным предметам, но они резко проявляют крайне специфические способности в определенной сфере, выраженные талантом в определенной сфере. При своей устойчивой личностной структуре, гармоничный тип подвержен неблагоприятным внешним воздействиям. Таких детей можно испортить неверным стилем воспитания, особенно в ситуации постоянного стресса, когда окружающие проявляют повышенную тревожность, излишне дергают детей, предъявляют к ним завышенные требования, занижают оценку результатов их деятельности.
При этом у детей может снижаться уверенность в себе, падает самооценка, повышается тревожность и напряженность. Как защитные реакции, могут сформироваться склонности к доминированию, раздражительность, интравертированные тенденции. Таким образом, нарушается естественный процесс развития личности.
Детям гармонического типа необходима, доверять в проявлении их самостоятельности, инициативы, поощрять их успехи, создавать условия для их всестороннего развития, помня, что для них одинаково важны и практические достижения, и познавательная активность, и успешность общения. Они должны иметь время и для контактов со сверстниками, и для полноценного отдыха, и для занятия любимым делом.
При проявлении признаков неуверенности в себе и повышенной тревожности у таких детей следует обратить внимание на макросоциальную ситуацию их развития в школе и семье, попытаться устранить психотравмирующий фактор, снизить его влияние, помочь детям найти адекватный выход из возникающего конфликта. Особую осторожность надо соблюдать при оценочных действиях, стараясь всячески поддержать ребенка, поощрять малейшие достижения.
Среди детей гармоничного типа можно выделить особую группу, отличающуюся повышенным уровнем возбужденности, моторной активностью. Такие дети непоседливы, чрезмерно активны, отличаются избытком энергии. Часто это бывает связано с гипервозбудимостью их нервной системы, моторной расторможенностью.
Этим детям показана постоянная двигательная разрядка для снятия возникшего перенапряжения. Целесообразно на уроке лишний раз поднять ребенка из–за парты, попросить подойти к доске, вытереть ее, сходить намочить тряпку, принести мел, раздать тетради, открыть окно – словом, выполнить какое – либо задание, требующее двигательных затрат.
На переменах стараться не сдерживать двигательно-активных детей, дать им возможность побегать, побаловаться. Для них особенно полезно проведения перемен в спортзале, на улице. Кроме того, необходимо частое переключение с одного вида деятельности на другой. При этом, безусловно, нельзя переутомлять ребенка, обеспечив рациональный режим его труда и отдыха.
Развитие самооценки
в онтогенезе
Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т.е. оценка самого себя.
По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребенка.
Устойчивая самооценка формир...
Направленность профилактической
деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения
Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической зависимо...
Методики исследования
В ходе экспериментального исследования у спортсменов и лиц, не занимающихся спортом изучались три блока психологических показателей:
- характеристики самооценки личности;
- свойства личности;
- характеристики адаптированности к деятельности.
В связи с тем, что многие из методик являются широко известными, в приложения были помещены...
Принято выделять гармоничный и дисгармоничный типы семейного воспитания.
Гармоничный тип воспитания отличается взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, отношениями взаимного уважения, признанием самоценности личности ребенка, разумной и адекватной системой санкций и поощрений, устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.
Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны: недостаточный уровень принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения, отсутствие взаимности, низкий уровень сплоченности родителей, высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, завышение требований к ребенку, неконструктивный характер контроля.
Остановимся на кратком описании наиболее частых вариантов дисгармоничного семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.
Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме - безнадзорностью.
Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.
Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.
Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.
Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям.
Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.
Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок - кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.
Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.
Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.
Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.
Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании - это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.
Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка.
Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального - только когда он оправдывает ожидания.
Воспитание вне семьи - экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.
Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.
Этот тип во многом представляет собой как бы усредненный тип архитектора - по ценностной структуре и личностным свойствам. Ценностная структура такая - «любовь», «семья», «творчество», «интересная работа», «друзья».
При анализе формирования архитекторов этого типа направленности специфика усредненности проявляется как смешение различных форм развития и путей в профессию.
Разнообразие начинается с семьи: профессии родителей будущих архитекторов этого типа в основном не имеют отношения к изобразительному искусству (рабочие, военнослужащие и т. д.), но есть и представители 2-3 поколений архитекторов или дизайнеров. Только часть представителей типа имели возможность получить азы художественного воспитания в семье, большинство же искали свой путь самостоятельно, исходя из своих способностей, иногда по примеру сестер и братьев. Дополнительная подготовка по будущей специальности не очень сильная, только около половины посещали кружки изобразительного творчества, из них совсем незначительная часть - художественные школы. Примерно у половины из числа представителей типа в школьные годы не было никакой специальной подготовки; часть из них уже после 15 лет училась в архитектурном техникуме или на подготовительных курсах при вузе. Внешкольная подготовка по другим направлениям неосновательна.
Тип можно трактовать как смешанный по признаку путей формирования интересов в детстве и юности.
Свободолюбиво-гедонистический тип
направленности личности
Ведущие ценности - «свобода», «творчество», «любовь». Статистически значимо повышенная роль ценностей «удовольствия», «материально обеспеченная жизнь». Все представители этого типа - выходцы
из интеллигентных семей (в основном родители - инженеры, архитекторы). Большинство имело родственников - художников или архитекторов (как правило - отца, деда или дядю). Примерно у половины представителей типа на формирование интересов и склонностей повлияли родители (архитекторы или художники) у части - другие родственники- художники, которые прививали навыки изобразительного мастерства (например, техники живописи маслом). Разнообразие в развитии небольшое. У половины - художественные школы, у других - домашняя подготовка по рисунку с родителями-профессионалами и подготовительные курсы при вузе. Кроме художественной подготовки - несистематические занятия в каких-либо кружках и студиях (не более одного направления - музыка, гимнастика). У части представителей - только одно направление образования (изобразительное искусство). Планы на будущее - с 11-16 лет - профессия художника, либо неопределенные планы о специальности, связанной с изобразительным искусством. Выбор профессии - как правило, в старших классах под влиянием советов родителей, родственников, которые реалистично оценивали способности сына, или под влиянием многократных неудач с поступлением в художественное заведение.
В целом характерно сильное влияние на профессиональное самоопределение родственников, выбор сделан под влиянием обстоятельств. Характерная черта этого типа - «путь наименьшего сопротивления»; на основе генезиса представителей этого типа его можно охарактеризовать как «несостоявшихся художников».
Интересно, что у тех представителей типа, которых опрашивали в студенческие годы, в 20-летнем возрасте зафиксированы ведущие ориентации на 10-летнюю перспективу - наличие друзей, чуть ниже оценивалось создание семьи, ценности «интересная работа», «популярность», «повышение образования» уступают дружбе и любви, а «достижение высоких результатов в творчестве» уступает всем предыдущим. Через 10 лет ведущие ценности (друзья, семья) сохраняются, и возрастет ценность работы. То есть это тип личности, сформированный в художественной среде, второе поколение творческой интеллигенции, с ориентацией больше на интимные человеческие ценности, без стремления к достижениям и славе.
Таким образом, наиболее продуктивными во взрослом возрасте оказались люди, чье детство проходило в семьях, предоставлявших им атмосферу поддержки и возможность самостоятельного выбора собственного пути (которое осуществлялось детьми с 10-12 лет, а не с 5). Раннее многостороннее развитие привело к формированию лю-
дей с направленностью на познание и некоторым уходом от реальных проблем (у мужчин) и к преобладанию семейно-бытовых интересов (у женщин) с отвержением ценности творчества у тех и других. При этом опрошенные взрослые архитекторы-мужчины, чье детство было отмечено ранним многосторонним развитием (по инициативе матерей) вспоминали, что оно было им не совсем по душе и не очень успешно.
Итак, раннее многостороннее развитие, несмотря на видимые первоначальные результаты (чтение в 2-3 года, игра на скрипке в 4 года), чревато негативными последствиями:
■ у некоторых детей уже в 2-летнем возрасте отмечается отвращение ко всему, что напоминает учебные пособия;
■ у детей, вынужденных в течение долгого времени заниматься зубрежкой, не остается времени на исследование окружающего их
мира, общение с другими детьми и окружающими взрослыми; самые очевидные вещи остаются для них загадкой (одна восьмилетняя девочка спросила про мурлыкающую кошку: «Почему она хрипит?»);
■ чрезмерное внимание, уделяемое когнитивному развитию, отодвигает на второй план социальное развитие и развитие личности ребенка. Дети могут стать неуверенными в себе, излишне
зависимыми от родителей; некоторые становятся излишне тревожными вследствие завышенных ожиданий со стороны родителей (Крайг Г., 2002);
■ страдает и нравственное развитие ребенка, так как у некоторых
развивается неукротимая жажда достижений (честолюбивый
тип, по Лесгафту П. Ф.) в ущерб человеческим отношениям (социальному интересу, по Адлеру А.); жизненная доминанта смещается от построения дружеских, товарищеских отношений с
людьми на то, чтобы превзойти, достичь, быть лучшим;
■ нарушается эмоциональное развитие ребенка, так как не хватает времени для игр, угасает интерес к неформальному общению;
■ как ни странно, страдает и собственно когнитивное развитие, поскольку несмотря на то, что дети помнят наизусть сложные определения и умеют бегло читать, они могут не иметь элементарных представлений о физическом мире (Крайг Г., 2002).
В России наблюдается феномен образованного некультурного ребенка, когда ребенок, учась в двух спецшколах (например, в школе с двумя иностранными языками и в музыкальной, куда его постоянно перевозит занятый только этим член семьи - обычно бабушка), вое-
питывающийся в материально обеспеченной семье, в которой ему ни в чем не отказывают, по-настоящему интересуется лишь жвачкой, компьютерными играми и праздным досугом с подростками противоположного пола. Истинный интерес к тому, чему его учат, и мировой культуре вообще (музыке, литературе, истории, технике и т. д.) у него отсутствует.
Главное же, что взрослый человек, с детства «перекормленный» насильственно введенными в него знаниями, даже впечатлениями от экскурсий, если это не синхронизировано с его развивающимися постепенно потребностями, оказывается равнодушным к освоению нового, красоте архитектуры, природы, дальнейшему познанию, становится как бы «закрытым» для развития.
На творческий потенциал взрослого человека раннее многостороннее обучение, идущее от активных родителей и не синхронизированное с его собственным развитием и интересами, оказывает скорее негативный эффект. Став взрослыми, такие люди склонны избегать деятельности, связанной с принятием на себя ответственности и со стрессами, и заниматься более «кабинетной» работой: теоретическими разработками и т. д. Женщины же с ранним разносторонним образованием избегают совмещения профессиональных и семейных ролей, предпочитая семью. Люди, у которых ценность творчества или интересной работы стоят в числе лидирующих в ценностной иерархии, и способные противостоять неприятным факторам в своей профессии без разочарований, в детстве не подвергались своими родителями систематическому стимулированию умственного развития и регулярным занятиям не только с самого раннего, но и вообще с дошкольного возраста. Регулярное внесемейное и внешкольное обучение начиналось у них не ранее 10 лет по их свободному выбору (Андреева Т. В., 1989, 1996).
Сигель, проанализировав результаты раннего образования детей на отрезке «младенчество - начало обучения в школе», в качестве альтернативы «тепличному воспитанию» предложил родителям обеспечить детям обогащенную среду и социальную поддержку, так, чтобы у детей была возможность делать самостоятельный выбор и развивать когнитивные способности в своем индивидуальном темпе (Sigel I., 1987). Независимо проведенные в то же время (1986-1989) исследования в России показали сходные результаты: обогащенная культурная среда и ненавязчивая поддержка семьи способствуют устойчивым достижениям в творчестве в зрелом возрасте.
Литература
Адлер А. Наука жить. Перевод с англ. и немецкого. Киев: Port-Royal, 1997.
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.
Андреева Т. В. О мотивации трудовой деятельности архитекторов (опыт лонгитюдиналь-ного исследования) //Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Новосибирск, 1985.
Андреева Т. В. Социально-психологические факторы формирования направленности личности в процессе творческого становления (на примере архитекторов). Дис.... канд. психол. наук. Л., 1989.
Андреева Т. В. Биографический метод в исследовании творческого становления личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 2. Ч. 2. СПб., 1996.
Андреева Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 203-216.
Байярд Р. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.
Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982.
Берне Р. Развитие концепции. Я и воспитание. М., 1986.
Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999.
Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.
Воспитание детей в неполной семье. Пере иод с чешского / Общая ред. Н. М. Ершовой М.: Прогресс, 1980.
Вдовиченко А. А. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976. С. 23-24.
Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.СПб.: OMS, 1994.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982.
Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Лсииздат, 2000.
Иванов Е. С. О некоторых закономерностях патологического формирования личности детей и подростков // Всесоюзн. конф. по организации некрологической и психиатрической помощи детям. М., 1980. С. 118.
Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М.: Псллтгика, 1991.
Кааринен К, Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие // Вопросы философии. 1997. №6.
Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.
Кемпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка / Пер. с англ. СПб.: Мирт, 1995.
Кон И. С. Социология личности. М.: Изд-во молитич. литературы, 1967.
Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании / Пер. с польск. М.: Политиздат, 1990.
Крайг Г. Психология развития. М.; СПб.: Питер, 2002.
Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.
Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.
Макаренко А. С. Книга для родителей. Л.. Лениздат, 1981.
Новикова Л. Г. Основные характеристики динамики населения // СоцИС: социологические исследования. 1998. № 9.
Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
ПанковаЛ. М. Воспитание внуков. СПб.: Питер, 1998.
Психоло! ия. Учебник/Под ред. А. А. Крылова. М.; Проспект, 1999.
Психолсч ия подростка. Психологическая энциклопедия / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Праим-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.
РеанА. А. Психология изучения личное: и. СПб., 1999.
РеанА.А., КоломинскийЯ. Л. Социальная гк- шгогическая психология. СПб.: Питер, 1999.
Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Медицинская пресса, 2002.
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с немецкого. М.: Мир, 1994.
Ричардсон Р. Силы семейных уз. СПб.: Акцидент; Ленато, 1994.
Сидоренко Е. В. Психологическое знание о личности // Психология: итоги и перспективы. Тез. научно-практ. конф. 28-31 окт. 1996 / Под общей ред. А. А. Крылова. СПб., 1996.
Соколова В. Я., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991.
Тимощенко Л. Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983.
Цукерманис Л., Аугустинавичюте А. Вопросы пола и психогигиена семейной жизни / Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980.
Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996.
Эйдемиллер Э. Г. Тактика семейной психотерапии при психопатиях и психопатоподоб-ных расстройствах подросткового возраста // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978.
Психологическая корреляция делинквентного поведения у подростков с отклонениями характера. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. С. 115- 119.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000.
Ainsworth M. D. Infancy in Uganda: Infant care and the growth of love. Baltimore Johns Hopkins University Press, 1967.
Bornstein, M. H. (Ed.). Maternal responsiveness: Characteristics and consequences. San Francisco: Jossey-Bass, 1989.
Clarke-Stewart K. A. And daddy makes three: The father"s impact in mother and young child. Child Development, 49, 466-478.
Heifer, R. The relationship between lack of bonging and child aduse and neglect. In Round Table on Maternal Attachment and Nurturing Disorder (Vol. 2). Ney Brunshwick, NJ: Johnson & Johnson, 1982.
Mead G. H. Mead self and society. Chicago, 1934.
Palkomtz, R- Father"s birth attendance .early contact and extended contact with their newborns: A critical review: Child Development, 56,1985. 392-406.
Parke R. D. Perceptions of father-infant interaction. In J. Osofsky (Ed), Handbook of Infant development. New York: Wiley, 1979.
Pederson,F., et al. Infant development in father-absent families//Journal of Genetic Psychology, 135,1979.51-61.
Sigell. Does hothousing rob children of their childhood? Early Childhood Research Quarterly, 2,211-225.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ1
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Рассмотрены актуальные проблемы психологии семейных отношений. Освещены вопросы половых различий применительно к семье, проблема выбора брачного партнера, супружеская адаптация в молодой семье, удовлетворенность и совместимость в браке, социально-демографические проблемы, общение в семье.
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускника по специальности 020400 - Психология (утвержден Госкомвузом РФ 11.07.96) и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521000 - Психология (утвержден Госкомвузом РФ 31.12.93).
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями к минумуму содержания и уровню подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выпускника по специальности 020400 - 11сихология (утвержден Госкомвузом РФ 11.07.96) и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521000 - Психология (утвержден Госкомвузом РФ 31.12.93).
Дисциплина «психология семейных отношений» изучается в 8-м семестре и является одной из важнейших дисциплин гуманитарного цикла при подготовке специалистов и бакалавров в области психологии.
Цель преподавания дисциплины - обучение определения причин и способов разрешения семейных проблем. Задачи курса
1. Ознакомление студентов с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений.
2. Обзор методов изучения супружеских отношений.
3. Обучение приемам определения причин и разрешения супружеских конфликтов.
В результате изучения материалов курса студенты должны:
Приобрести знания о проблемах в области современных семей
но-брачных отношений,
Знать основные отечественные и зарубежные работы по психологии, социологии семьи, а также психологического консультирования супружеских пар;
Научиться самостоятельному анализу и коррекции семейно-брачных проблем;
Владеть разнообразными методиками исследования супружеских
отношений.
Изучение «Психологии семейных отношений» базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Сексология», «Психология развития».
Общий объем курса для специалистов (бакалавров) - 30 часов. Он включает в себя аудиторные занятия. Аудиторные занятия для специалистов - 30 часов (из которых лекции - 20 часов, практические занятия - 10 часов).
На лекциях освещаются наиболее трудные вопросы курса. Чтобы овладеть знаниями в области дефектологии, студенты должны большое внимание уделять самостоятельной работе с рекомендуемой литературой, как основной, так и дополнительной, а также с изданиями периодической печати.
Форма отчетности - экзамен.
Раздел 1. Семья и брак (основные понятия)
1.1. Определение брака и семьи.
1.2. Функции семьи. Классификация семей по их структуре: семья нуклеарная, пополненная, смешанная, семья родителя-
одиночки. Особенности семей разного состава.
1.3. Жизненный цикл семьи. Стадии развития семьи по различным классификациям. Сложности, возникающие на разных
стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нормальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения.
1.4. Семейные легенды. Понятие семейных легенд и мифов, их
роль в семейных отношениях. Связи семейных легенд с куль-
туральными мифами, со сведениями средств массовой ин
формации. Примеры семейных легенд.
1.5. Семейные правила. Понятие семейных правил, их роль в
жизни семьи. Правила открытые и скрытые.
Вопросы для самопроверки
1. Стадии развития семейных отношений.
2. Роль семейных легенд в поддержании «устойчивого состояния» семейных отношений.
3. Открытые и скрытые семейные правила.
4. Изменения в жизни членов семьи и их роль в возникновении
семейных кризисов.
Раздел 2. Проблема половых различий и семейные отношения
2.1. Понятия полового диморфизма и дипсихизма. Концепция В. А. Геодакяна о женском и мужском как наследственности
и изменчивости в развитии вида. Теория психологической
андрогинии. Достоверные, сомнительные и неподтвержденные исследования между полами по данным Э. Маккоби и
К. Джеклин. Данные лаборатории Б. Г. Ананьева о половых
различиях в познавательной сфере и в стрессовой ситуации.
2.2. Социально-психологические различия мужчин и женщин.
Половые различия в ценностях и жизненных фазах. Различия в социальной реализации потенциала, в отношении к
интимности и автономии, в ориентациях на оценку окружающих. Различия в стилях общения между мужьями и жена
ми.
2.3. Потребности мужей и жен в браке, их различия, связь с удовлетворенностью браком. Сравнение данных американских
исследований (У. Харли) и отечестненных исследований
(Т. В. Андреева, 1999). Возрастные различия в потребностях
в браке.
Вопросы для самопроверки
1. Факты, подтверждающие теорию
В. А. Геодакяна о половом
диморфизме.
2. Половые различия в познавательной и эмоциональной сферах.
3. Социально-психологические различия между мужчинами и
женщинами.
4. Различия в потребностях мужей и жен в браке.
Раздел 3. Подготовка к семейной жизни.
3.1. Половая социализация и подготовка к браку. Понятие поло
вой социализации. Психологические механизмы половой социализации и формирования половой идентичности: теории идентификации, половой типизации, самокатегоризации.
Проблема полового воспитания.
3.2. Проблема адекватных брачно-семейных представлений юно
шей и девушек. Предбрачные представления молодежи по
исследованиям социологов, «пигмалионизм» в межличностном восприятии юношей и девушек. Проблема формирования эталонов мужественности и женственности. Основные
направления деятельности по подготовке к семейной жизни. Понятие «способности к браку».
3.3. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак. Проблема неадекватности выбора брачного партнера, его факторы. Теории выбора брачного партнера. Благоприятные и
негативные факторы для будущих супружеских отношений.
Вопросы для самопроверки
1. Теории формирования половой идентичности.
2. Особенности предбрачных представлений молодежи.
3. Факторы риска при вступлении в брак.
Раздел 4. Проблемы любви и брака
4.1. Сексуальность, любовь и брак. Типы мотивации сексуального поведения. Типология чувств по античным представлениям. Типология любви по исследованиям американских психологов. Гипотезы о механизмах зарождения любовных переживаний и природы любовной страсти (психологические модели Д. Теннов, Бершайда и Уостера, Д. Делиса, О. Вейнингера).
Мотивация вступления в брак. Типы брачных мотивов. Механизм «эмоциональной идентификации с семьей» как фактор, укрепляющий брак.
Вопросы для самопроверки
1. Типология любовных переживаний по античным представ
лениям.
2. Типология чувств по исследованиям Д. Ли.
3. Мотивация брака и ее влияние на удовлетворенность супружескими отношениями.
Раздел 5. Проблемы молодой семьи
5.1. Классификация семей по жизненному циклу. Периодизация
семейной жизни и трудности в отношениях на разных ее стадиях. Понятие «идеализация партнера».
5.2. Понятие адаптации и интеграции в семье. Адаптация материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-
личностная. Цели супружеского союза и супружеское благополучие. Конфликты в молодой семье и их связь с
правилами в родительских семьях.
5.3. Проблема распределения ролей в семье. Основные виды супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские (по Киркпатрику К.). Согласованность мнений супругов по различным аспектам семейной жизни (профессиональной занятости женщины, проведении досуга и др.), их влияние на удовлетворенность браком. Период жизни молодой семьи, связанный с рождением ребенка-первенца, и его особенности. Вопросы для самопроверки
1. Семейные трудности, связанные с различными стадиями существования семьи.
2. Виды супружеской адаптации.
3. Классификация супружеских ролей.
Раздел 6. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость
6.1. Удовлетворенность браком. Понятие удовлетворенности бра-
ком и его стабильности. Характеристики, влияющие на удовлетворенность браком.
6.2. Супружеская совместимость. Аспекты (уровни) супружеской
совместимости. Результаты конкретных исследований, соотнесенные с уровнями совместимости. Понятие компле-ментарности и гомогамии применительно ксупружеской совместимости. Становление личности в родительской семье и супружеская совместимость. Позиция ребенка в родительской семье и ее влияние на различные сферы жизни (в том числе на построение семейных отношений). Зрелость личности и построение семейных отношений. Вопросы для самопроверки
1. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком. I!
2. Супружеская совместимость и ее уровни.
3. Совместимость по характеристикам темперамента.
4. Совместимость на социальном уровне (понятие гомогамии).
5. Становление личности и совместимость в браке.
6. Позиция ребенка в семье и ее влияние на совместимость в
браке.
Раздел 7. Проблемы семейного общения
7.1. Возможности позитивного общения в семье. Принципы бе
зобвинительного общения. Коррекция семейных проблем
при «дисбалансе объективных обстоятельств».
7.2. Трудности общения в семье. Типы семейных конфликтов и
их причины. Закон многоуровневой круговой каузальности
и различные аспекты межличностных отношений. Отличия
счастливых и несчастливых семей по данным американских
исследований.
Вопросы для самопроверки
1. Принципы безобвинительного общения.
2. Причины семейных конфликтов и их типы.
3. Закон многоуровневой каузальной атрибуции.
Раздел 8. Разрушение брака и семьи
8.1. Проблема ревности и супружеских измен. Понятие ревности и ее типы. Ревность и фазы развития любовных отношений. Особенности мужской и женской ревности.
8.2. Внебрачные связи. Отношение к супружеским изменам по
данным опросов. Отношение к изменам и реальное поведение граждан. Мотивы вступления во внебрачные связи. Различия в мотивировках измен у мужчин и женщин. Супружеские измены и их связь с неудовлетворенностью в браке.
8.3. Проблема разводов и повторного брака. Разводы: факторы
экономического, культурного, религиозного и политического характера. Причины разводов по данным отечественных
психологов. Статистика разводимости. Период жизненного
цикла семьи и опасность развода. Периодизация послераз-
водного процесса. Типы взаимоотношений разведенных супругов по данным американских авторов. Понятие бинук-
леарной семьи и правила в ней. Последствия разводов для
детей, мужчин и женщин. Статистика повторных браков и
данные о них.
Вопросы для самопроверки 1. Типы ревности.
2. Причины и мотивы внебрачных связей.
3. Развод: последствия для детей, мужчин и женщин.
Раздел 9. Социально-демографические проблемы семьи
9.1.
Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения.
Демографическая ситуация в стране за период с 1970-х годов
до настоящего времени. Понятие коэффициента естественного прироста и его значения в 1990-е годы.
9.2. Репродуктивные установки. Понятия прокреационной и ре
продуктивной потребности. Потребность в детях как духовная потребность зрелой личности. Понятия протогенети-
ческого и интергенетического интервалов. Показатели
репродуктивных установок: идеальное число детей, желаемое
число детей, ожидаемое число детей, «подобающее число де
тей». Степень удовлетворенности потребности в детях и факторы, ее обусловливающие.
9.4. Факторы, влияющие на репродуктивные установки. Внешние
и внутренние факторы, влияющие на РУ. Позитивная и негативная мотивация репродуктивных установок.
9.5. Репродуктивные установки и семейные отношения. Совпадение репродуктивных ориентации мужей и жен. Исследование связи числа детей в семье и удовлетворенности бра
ком. Семья как малая группа и влияние числа детей в семье
на их воспитание. Позиция ребенка в семье по порядку рождения и особенности его личностных характеристик.
Вопросы для самопроверки
1. Понятие репродуктивной установки.
2. Факторы, влияющие на репродуктивные установки.
3. Позиция ребенка в семье и ее влияние на особенности воспи-
Темы семинарских занятий
1. Проблемы любви и брака.
2. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак.
3. Проблемы молодой семьи.
4. Распределение ролей в семье.
5. Совместимость супругов в браке.
6. Супружеские конфликты и их разрешение.
7. Проблемы ревности и супружеских измен.
8. Потребность в детях и проблемы воспроизводства населения.
Основная литература
Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981. Харли У. Законы семейной жизни. М., 1992.
Дополнительная литература
Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.
Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.
Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дис. ...канд. Психол. Наук. М., 1985.
Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Моск. Унта. Сер. 14. Психология. 1987. № 2.
Андреева Т. В., Бакулина Ю. А. Представления молодых супругов (с ребенком-первенцем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком // Психология: итоги и перспективы: Тез. конф. СПб., 1996.
Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995.
Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
ГолодС. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.
Дементьева И. Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М., 1991.
Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи: Дис.... канд. психол. наук. М., 1993.
Каган В. £. Воспитателю о сексологии. М., 1991.
Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.
Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. СПб., 1996.
НикитинаЛ. А. Наши уроки. СПб., 1992.
Обозов Н. Н. Мужчина женщина. СПб., 1995.
Обозов Н. Н., ОбозоваА. Н. Факторы устойчивости брака//Семья и личность. М., 1979.
ОбозоваА. Н. Супружеская совместимость - фактор устойчивости брака//Личность в системе общественных отношений. Ч. 4. М., 1983.
Ричардсон Р. Силы семейных уз. СПб., 1994.
Скиннер Р., КлиизД. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.
Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989.
Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений. Л., 1988.
Фотеева Е. В. Семья в современном буржуазном мире. М., 1988.
Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.
ХарчевА. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
Юркевич Н. Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск, 1970.
ЯффеМ., ФенвикЭ. Секс в жизни женщины. М., 1991.
Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде – тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.
На этой основе нами выделяются следующие типы характеров:
1. Гармонически целостный тип – отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам – таков способ адаптации этих людей
2. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой – отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.
Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.
Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности.
Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.
3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией – отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.
Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности – удовольствие (гедонизм). Все трудные ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите – искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний)
4. Вариативный тип характера – внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения.
Бесхарактерность, постоянное приспособленчество – суррогат пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения основных целей, не отступая при этом от социальных норм и требований.
Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий – внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами "технического" характера – как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Это тип "реалистов": свои потребности подобные люди пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам – таков общий способ адаптации этих людей.
В основу типологической характерологии может быть положена и ведущая направленность личности. Так, известный немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882–1963) выделяет следующие типы личности по их ведущей направленности.
1. Научный человек. В чистом виде знает лишь одну страсть, страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания – истина любой ценой. Мир для него – это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости... В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами.
2. Экономический человек. Это необязательно человек, связанный с производством. Самое главное то, что основным мотивом, определяющим самые различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности.
"В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время – только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте...
3. Эстетический человек. Чисто эстетическому поведению несвойственно вожделение. Непосредственное соприкосновение с миром всегда болезненно, связано с борьбой за существование. Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и веселье, страдания так же одухотворены, как и радость: это мир фантазии. Мы знаем, что есть люди, окружающие себя подобными фантазиями, сквозь которые они и воспринимают действительность.
При рассмотрении эстетического типа мы имеем в виду не столько деятелей искусства, создающих материальные произведения, сколько людей, творящих самих себя, обладающих внутренней структурой эстетического типа...
4. Социальный человек. Особая жизненная форма, которую назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью.
Социальная направленность в своем высшем проявлении – это любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины, или красоты, или святости. Сродни такой любви страстное стремление обрести ценности жизни, нам уже известные. Но суть самой любви еще глубже: она остается чем-то в себе, обращенным к другой жизни ради ценностей, заключенных в этой жизни. Понятийно определяя то, что в конечном счете не поддается формулировке, можно сказать, что любовь открывает в другом человеке – в одном, нескольких или многих – потенциальных носителей определенных ценностей и находит смысл своей собственной жизни в преданности этим людям.
5. Политический человек. Особый случай, когда главным для человека становится могущество само по себе.
Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия... Они стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте.
6. Религиозный человек. Религиозный человек – это тот, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего смысла жизни, постулированного религией.
В поведении религиозных людей доминирует альтруистическая направленность. Высший смысл своего существования они видят в благородном безвозмездном служении людям – в помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным, униженным и одиноким. Поведение таких людей значительно превышает норму социальной ответственности.
Религиозные догматы прочно внедряются в сферу сверхсознания религиозного человека, охватываются сложным интуитивным механизмом человеческой психики – механизмом веры. Поведение религиозного человека модифицируется – в его психике начинают доминировать идеи добра, любви к человеку. Оно характеризуется стремлением к безгреховности, а возможное его виновное поведение реорганизуется посредством глубокого раскаяния и искупления вины добрыми делами.
Все основные религиозные конфессии мира утверждают духовность, нравственность, высшие идеалы человеческого бытия, мобилизуют человека на достойное прохождение своего земного пути, постулируют незыблемые законы жизни человека среди людей.