Образование избирательных округов и избирательных участков. Образование избирательных округов

Для проведения выборов депутатов представительных органов мест­ного самоуправления образуются одномандатные и (или) многоман­датные избирательные округа. На многомандатный округ может при­ходиться до пяти мандатов. Данное ограничение не применяется при выборах в орган местного самоуправления в округе, образованном в границах избирательного участка. Выборы глав муниципальных обра­зований проводятся по единому избирательному округу, охватываю­щему всю территорию муниципального образования. Округа делятся на избирательные участки.

Избирательные округа. Одномандатные, многомандатные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зареги­стрированных на территории муниципального образования. Муници­пальная избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истече­ния срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных, многомандатных избирательных округов, в ко­торой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, муниципальных образований, населенных пунктов, входящих в каждый округ (если округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, муници­пального образования, населенного пункта, в схеме должны.быть обо­значены границы данных частей), указаны номер каждого избиратель­ного округа, место нахождения каждой окружной комиссии или ко­миссии, на которую возложены полномочия окружной комиссии, число избирателей в каждом округе. Представительный орган местно­го самоуправления утверждает схему избирательных округов не позд-щрее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом он до утверждения схемы округов вправе вно­сить поправки в представленную схему.

Если представительный орган местного самоуправления отсутст­вует или не утвердил схему в установленный срок, то избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих ре­шений: а) если ранее утвержденная схема соответствует законодатель­ным требованиям - о проведении выборов по прежней схеме округов; б) если прежняя схема округов не соответствует законодательным требованиям или признана судом недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по схеме, утверждаемой ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования ре­шения о назначении выборов.

Одномандатные, многомандатные округа должны образовываться с соблюдением ряда требований.

Во-первых, должно соблюдаться примерное равенство одноман­датных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30%. При образовании многомандатных округов должно соблюдаться примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депу­татских мандатов в данном округе, не может превышать 10% от сред­ней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15% от средней нормы представительства избирателей. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта РФ, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Во-вторых, при образовании округов на определенных законом субъекта Федерации территориях компактного проживания корен­ных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нор­мы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Федерации может превышать указанный предел, но не должно состав­лять более 40%.

В-третьих, избирательный округ должен составлять единую терри­торию, не допускается образование округа из территорий, не гранича­щих между собой, за исключением анклавных территорий. При этом учитываются административно-территориальное деление субъектов РФ, территориальная организация муниципальных образований. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных, многоман­датных округов, включая ее графическое изображение, осуществляет­ся представительным органом местного самоуправления, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней реле ее утверждения.

Избирательные участки. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Участки об­разую гея но согласованию с комиссиями не позднее чем за 45 дней до дня голосования главой муниципального образования, командиром воинской части (на территории части) на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на участке, из расчета не более чем 18 тыс. избирателей на каждом участке.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санато­риях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голо­сования в плавании, и на полярных станциях участки в исключительных случаях могут образовываться по согласованию с вышестоящей S комиссией - не позднее чем за пять дней до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. При выборах в органы местного самоуправления законом субъекта РФ может быть установлен иной порядок отнесения участков, образованных на судах, находящихся в день голосования в плавании, к избирательным округам. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях участки могут образовывать­ся вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях. Списки участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее, чем за 40 дней до дня голосования.

Для проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа. На многомандатный округ может приходиться до пяти мандатов. Данное ограничение не применяется при выборах в орган местного самоуправления в округе, образованном в границах избирательного участка. Выборы глав муниципальных образований проводятся по единому избирательному округу, охватывающему всю территорию муниципального образования. Округа делятся на избирательные участки.
Избирательные округа. Одномандатные, многомандатные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования. Муниципальная избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных, многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, муниципальных образований, населенных пунктов, входящих в каждый округ (если округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, муниципального образования, населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данных частей), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной комиссии или комиссии, на которую возложены полномочия окружной комиссии, число избирателей в каждом округе. Представительный орган местного самоуправления утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом он до утверждения схемы округов вправе вносить поправки в представленную схему.
Если представительный орган местного самоуправления отсутствует или не утвердил схему в установленный срок, то избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений: а) если ранее утвержденная схема соответствует законодательным требованиям - о проведении выборов по прежней схеме округов; б) если прежняя схема округов не соответствует законодательным требованиям или признана судом недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по схеме, утверждаемой ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Одномандатные, многомандатные округа должны образовываться с соблюдением ряда требований.
Во-первых, должно соблюдаться примерное равенство одномандатных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30%. При образовании многомандатных округов должно соблюдаться примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10% от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15% от средней нормы представительства избирателей. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта РФ, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Во-вторых, при образовании округов на определенных законом субъекта Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40%.
В-третьих, избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий. При этом учитываются административно-территориальное деление субъектов РФ, территориальная организация муниципальных образований. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных, многомандатных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется представительным органом местного самоуправления, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
Избирательные участки. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Участки образуются по согласованию с комиссиями не позднее чем за 45 дней до дня голосования главой муниципального образования, командиром воинской части (на территории части) на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на участке, из расчета не более чем 3 тыс. избирателей на каждом участке.
В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях участки в исключительных случаях могут образовываться по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за пять дней до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. При выборах в органы местного самоуправления законом субъекта РФ может быть установлен иной порядок отнесения участков, образованных на судах, находящихся в день голосования в плавании, к избирательным округам. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях участки могут образовываться вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях. Списки участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Для проведения выборов депутатов представительных органов мест­ного самоуправления образуются одномандатные и (или) многоман­датные избирательные округа. На многомандатный округ может при­ходиться до пяти мандатов. Данное ограничение не применяется при выборах в орган местного самоуправления в округе, образованном в границах избирательного участка. Выборы глав муниципальных обра­зований проводятся по единому избирательному округу, охватываю­щему всю территорию муниципального образования. Округа делятся на избирательные участки.

Избирательные округа. Одномандатные, многомандатные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зареги­стрированных на территории муниципального образования. Муници­пальная избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истече­ния срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных, многомандатных избирательных округов, в ко­торой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, муниципальных образований, населенных пунктов, входящих в каждый округ (если округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, муници­пального образования, населенного пункта, в схеме должны.быть обо­значены границы данных частей), указаны номер каждого избиратель­ного округа, место нахождения каждой окружной комиссии или ко­миссии, на которую возложены полномочия окружной комиссии, число избирателей в каждом округе. Представительный орган местно­го самоуправления утверждает схему избирательных округов не позд-щрее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом он до утверждения схемы округов вправе вно­сить поправки в представленную схему.

Если представительный орган местного самоуправления отсутст­вует или не утвердил схему в установленный срок, то избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих ре­шений: а) если ранее утвержденная схема соответствует законодатель­ным требованиям - о проведении выборов по прежней схеме округов; б) если прежняя схема округов не соответствует законодательным требованиям или признана судом недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по схеме, утверждаемой ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования ре­шения о назначении выборов.

Одномандатные, многомандатные округа должны образовываться с соблюдением ряда требований.

Во-первых, должно соблюдаться примерное равенство одноман­датных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30%. При образовании многомандатных округов должно соблюдаться примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депу­татских мандатов в данном округе, не может превышать 10% от сред­ней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15% от средней нормы представительства избирателей. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта РФ, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Во-вторых, при образовании округов на определенных законом субъекта Федерации территориях компактного проживания корен­ных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нор­мы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Федерации может превышать указанный предел, но не должно состав­лять более 40%.

В-третьих, избирательный округ должен составлять единую терри­торию, не допускается образование округа из территорий, не гранича­щих между собой, за исключением анклавных территорий. При этом учитываются административно-территориальное деление субъектов РФ, территориальная организация муниципальных образований. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных, многоман­датных округов, включая ее графическое изображение, осуществляет­ся представительным органом местного самоуправления, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней реле ее утверждения.

Избирательные участки. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Участки об­разую гея но согласованию с комиссиями не позднее чем за 45 дней до дня голосования главой муниципального образования, командиром воинской части (на территории части) на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на участке, из расчета не более чем 18 тыс. избирателей на каждом участке.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санато­риях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голо­сования в плавании, и на полярных станциях участки в исключительных случаях могут образовываться по согласованию с вышестоящей S комиссией - не позднее чем за пять дней до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. При выборах в органы местного самоуправления законом субъекта РФ может быть установлен иной порядок отнесения участков, образованных на судах, находящихся в день голосования в плавании, к избирательным округам. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях участки могут образовывать­ся вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях. Списки участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее, чем за 40 дней до дня голосования.

Выберите верные суждения о мажоритарной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) При мажоритарной избирательной системе отсутствует деление территории на избирательные округа.

2) При мажоритарной избирательной системе избиратели голосуют за отдельных кандидатов.

3) При мажоритарной избирательной системе избранным считается кандидат, набравший большинство голосов.

4) Мажоритарная избирательная система позволяет проводить выборы лишь отдельных должностных лиц (президента, губернаторов, мэров).

5) При мажоритарной избирательной системе в выборах не могут участвовать кандидаты, не связанные с политическими партиями.

Пояснение.

Типы из­би­ра­тель­ных систем: мажоритарная и пропорциональная.

Выборы в мажоритарной системе проходят следующим образом: выбор аб­со­лют­но­го боль­шин­ства - из­бран­ным счи­та­ет­ся кандидат, на­брав­ший 50% + 1 голос (при­ме­ня­ет­ся при вы­бо­рах пре­зи­ден­та РФ); от­но­си­тель­но­го боль­шин­ства - по­бе­див­шим счи­та­ет­ся кандидат, на­брав­ший про­стое боль­шин­ство голосов (США). Достоинствами мажоритарной системы являются: проводится по одномандатным округам; прямая ответственность избранного перед избирателями; обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте. Недостатки: получившие незначительное меньшинство не могут быть представлены во властных структурах; повторное голосование.

Для пропорциональной системы характерно следующее: каждая пар­тия по­лу­ча­ет в пар­ла­мен­те число ман­да­тов про­пор­ци­о­наль­но ко­ли­че­ству голосов, по­дан­ных за её кан­ди­да­тов на выборах. (вы­бо­ры в Государственную Думу - барьер в 7%). Достоинства: представляет широкий спектр ПП; гарант представительства в парламенте мелких и средних партий.

Недостатки: избранные ответственны не столько перед избирателями, сколько перед партией; избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве ему не известны; появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная). Пример - выборы в Государственную Думу с 1993 по 2006 гг.

Абсентеизм - уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом от участия в выборах и референдумах.

1) При мажоритарной избирательной системе отсутствует деление территории на избирательные округа - нет, неверно.

2) При мажоритарной избирательной системе избиратели голосуют за отдельных кандидатов - да, верно.

3) При мажоритарной избирательной системе избранным считается кандидат, набравший большинство голосов - да, верно.

4) Мажоритарная избирательная система позволяет проводить выборы лишь отдельных должностных лиц (президента, губернаторов, мэров) - нет, неверно.

5) При мажоритарной избирательной системе в выборах не могут участвовать кандидаты, не связанные с политическими партиями - нет, неверно.

Ответ: 23.

2.3 Образование избирательных округов и избирательных участков

Для проведения выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ – это территориальная единица, объединяющая граждан для избрания депутатов и выборных должностных лиц. Границы избирательных округов, перечень входящих в каждый круг населенных пунктов (улиц, домов), количество избирателей в каждом округе и т.д. утверждает соответствующий представительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не позднее, чем за 60 дней до дня голосования. Виды округов, их число и размеры зависят прежде всего от того, какие выборы проводятся – президентские, парламентские или муниципальные.

Следует различать одномандатные и многомандатные избирательные округа. Одномандатным (униноминальным) является округ, в котором избирается один депутат, не зависимо от числа кандидатов, претендующих на это единственное депутатское место. Так, на выборах в Государственную Думу РФ образуется 225 одномандатных избирательных округов. В многомандатном (полиноминальном) избирательном округе одновременно избирается несколько депутатов, при этом число выдвинутых кандидатов превышает число распределяемых депутатских мест, а избиратель за каждого из избираемых депутатов голосует персонально.

Избирательные округа в РФ образуются на основе данных о численности зарегистрированных избирателей. Для соблюдения принципа равенства выборов избирательные округа должны быть равными по числу избирателей. Для определения нормы представительства от избирательного округа общее число зарегистрированных избирателей делится на число округов, которые необходимо образовать на данных выборах. Однако таким образом определяется лишь исходная средняя норма представительства избирателей на избирательный округ, поскольку, во-первых, образование абсолютно равных избирательных округов практически невозможно; во-вторых, при проведении федеральных выборов бывает целесообразно и даже необходимо отказаться от применения установленной нормы представительства избирательных округов.

Для проведения голосования и подсчета голосов на территории избирательного округа образуются избирательные участки. Для избирательных участков федеральным законодателем установлена предельно допустимая норма численности избирателей – не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке. Основным критерием образования избирательных участков является максимальная приближенность их к избирателям. Поскольку голосование проводится только на избирательных участках, при их образовании необходимо обеспечить полный охват избирателей, предоставить реальную возможность всем категориям избирателей реализовать свой избирательные права. Так, избирательные участки могут также образовываться:

1. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях); на судах, находящихся в день голосования в плавании;

2. В воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районов;

3. Для избирателей, проживающих на территории иностранного государства, избирательные участки образуются руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений на территории страны их пребывания;

Избирательные участки образуются главой муниципального образования и публикуются им (с указанием границ и номеров участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования) не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

2.4 Формирование избирательных комиссий

Основную организационную работу по проведению выборов выполняют избирательные комиссии. В зависимости от конкретных выборов – федеральных, региональных или муниципальных – образуются соответствующие избирательные комиссии. В соответствии с законодательством в РФ действуют следующие избирательные комиссии:

1. Центральная избирательная комиссия РФ;

2. Избирательные комиссии субъектов РФ;

3. Окружные избирательные комиссии;

4. Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;

5. Участковые избирательные комиссии;

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий определяется соответствующими правовыми актами федерального, регионального или муниципального уровня. На избирательные комиссии возлагается обязанность по обеспечению, реализации и защите избирательных прав граждан, по осуществлению, подготовке и проведению выборов.

Работа избирательных комиссий строится на принципах коллегиальности и гласности. Избирательные комиссии (кроме участковых) действуют, как правило, на постоянной основе и срок их полномочий определяется сроком полномочий того выборного органа, подготовку и проведение выборов в который они обеспечивают. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

Формирование избирательных комиссий осуществляется на основе широкого привлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления, избирательных объединений, общественных организаций, собраний граждан по месту жительства, работы, учебы и т.д. Серьезное внимание уделяется профессиональной подготовке членов и работников аппарата избирательных комиссий, прежде всего уровню их правовой культуры. Так, Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года одобрена “Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации”, в рамках которой, в частности, предусмотрено периодическое проведение интенсивных курсов повышения квалификации, правового обучения организаторов избирательного процесса, к каковым, прежде всего, относятся руководители, члены и работники аппарата избирательных комиссий. Для членов же Центральной избирательной комиссии уже в законодательстве предусмотрены требования профессиональной пригодности - они должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.