Основные субъекты избирательного процесса. Сущностная характеристика избирательного процесса рф

Реальное осуществление народовластия в ходе подготовки и проведения выборов обеспечивается целеустремленной и правомерной деятельностью участников, или субъектов, избирательного процесса, круг которых определяется действующим законодательством.

Действующее в Российской Федерации и ее субъектах законодательство о выборах, регулирующее выборные правоотношения, предусматривает следующий основной типовой состав участников (субъектов) избирательного процесса:

1. Нормоучредительные участники избирательного процесса - органы государственной власти федерального и регионального уровня, избирательные комиссии, наделенные правом издавать законы и иные нормативные акты и определяющие порядок подготовки и проведения выборов: например, Федеральное Собрание России, которое принимает законы о выборах в федеральные органы государственной власти, или Законодательное Собрание субъекта РФ, принимающее Избирательный кодекс.

2. Инициаторы избирательного процесса - органы и должностные лица государственной и местной власти, правомочные принимать юридические акты о назначении выборов, в которых нередко определяются даты и территория проведения голосования. Издание инициирующего избирательный процесс правового акта обязательно, поскольку при отсутствии такого акта нормы материального и процессуального избирательного права не могут быть приведены в действие, хотя в новейшем избирательном законодательстве предусматриваются процедуры, позволяющие выйти из положения, когда управомоченный орган не в состоянии принять инициирующий акт.

3. Организаторы избирательного процесса - избирательные комиссии, общественные объединения и группы граждан, органы и должностные лица государственной и местной власти, создающие надлежащие условия и обеспечивающие необходимые средства для реализации законодательства о выборах.

4. Голосующие на выборах граждане Российской Федерации - активные избиратели, реализующие право нормотворческого голоса при принятии юридически обязательных решений на собраниях (сходах) граждан и на референдумах либо право властеучредительного голоса на выборах органов государственной и местной власти, а также при отзыве выборных представителей.

5. Баллотирующиеся на выборах граждане Российской Федерации - кандидаты в депутаты представительных органов государственной и местной власти или кандидаты в народные представители других выборных органов (пассивные носители избирательного права).

6. Наблюдатели, в том числе иностранные и международные, - лица, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за соблюдением требований выборного законодательства на всех стадиях избирательного процесса. Российская Федерация является одной из немногих стран в мире, где иностранным (международным) наблюдателям законодательно разрешено присутствовать на выборах и референдумах, в том числе и на региональном уровне.

7. Суды, рассматривающие жалобы и споры в связи с нарушением избирательного законодательства при проведении выборов и голосования, в том числе Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.

8. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о выборах в соответствии с правилами, определяющими компетенцию и порядок работы этих органов.

9. Другие участники избирательного процесса (например, политические партии, общественные объединения, группы избирателей), обладающие правом выдвижения и поддержки кандидатов; организации и учреждения, частные лица, участвующие в формировании избирательных фондов; досрочно отзываемые депутаты и другие выборные должностные лица.


Список литературы:

Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М.: Вече, 2007. – 48 с.

Глас да глаз: корреспонденты «РГ» о правах и обязанностях наблюдателей за выборами в разных странах // Российская газета. – 2013. – 8 апреля (№ 75). – С.10

Головистикова, А.Н. Конституционное право России: учебник / А.Н.Головистикова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А.Михалевой. – М.: Эксмо, 2006. – 864 с

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / отв. Ред. А.В.Иванченко. – М.: Норма, 1999. – 856 с.

Ионов, И.А. Защита избирательных прав граждан избирательными комиссиями /И.А.Ионов // Гос. власть и местное семоуправление. – 2010. - № 2. – С.11-15

Иоселиони, А.Ю. Наблюдатель как субъект избирательного процесса в Российской Федерации / А.Ю.Иоселиони // Гос. власть и местное самоуправление. – 2010. - № 6. – С. 14-17

Макарцев, А.А. К вопросу о статусе избирательных комиссий: проблема возложения полномочий / А.А.Макарцев // Гос. власть и местное самоуправление. – 2011. - № 1. – С. 26-28

Нисиевич, Ю.А. Законодательная деятельность: Политико-правовой анализ: учебное пособие для студентов вузов / Ю.А.Нисиевич, В.М.Платонов, Д.Е.Слизовский. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 285 с.

Нудненко, Л.А. Принцип свободных выборов в реализации пассивного избирательного права в России / Л.А.Нудненко // Гос. власть и местное самоуправление. – 2013. - № 11. – С. 27-31

Парламентское право России: учебник / М.: Эксмо, 2006. – 656 с.

Шугрина, Е.С. Некоторые организационно-правовые проблемы в работе избирательнеых комиссий в Российской Федерации / Е.С.Шугрина // Гос. Власть и местное самоуправление. – 2014. - № 1. – С. 44-48.


Официальные сайты субъектов избирательного процесса

Введение

В современной отечественной науке сложилось следующее понимание категории "субъект избирательного процесса": участник избирательных правоотношений, которые реализуют избирательные права или исполняют юридические обязанности. Однако многие ученые не проводят какой-либо классификации субъектов или эта классификация поверхностна. Так, Ю.А. Дмитриев и В.Б. Исраелян делят всех субъектов на три группы: индивидуальные лица, объединения и органы публичной власти . Очевидно, что такое деление не подчеркивает особой роли тех или иных субъектов. Например, в первой группе оказались избиратели и наблюдатели. Очевидно, что возможно проведение выборов без наблюдателей, но без избирателей - никогда. К.В. Краснов в своей диссертации предложил более развернутую классификацию. На его взгляд, в процессе участвуют 6 групп участников: органы, назначающие выборы; избирательные комиссии; субъекты избирательного права; СМИ; органы, осуществляющие контроль за законностью выборов; органы, материально обеспечивающие выборы . Данная классификация, как нетрудно заметить, лишена единого основания деления и также не отражает особой роли тех или иных субъектов в избирательном процессе. Стоит также отметить, что отдельные авторы к субъектам процесса относят даже нормоучредительные органы, которые, на наш взгляд, в избирательных отношениях вообще не участвуют .

Классификация субъектов избирательного процесса

При решении вопроса о классификации субъектов избирательного процесса следует руководствоваться критерием, выработанным учеными-процессуалистами. Так, общепринятой точкой зрения является деление субъектов гражданского процесса на основных и вспомогательных. Основные субъекты - носители спорного материального права, так называемые лица, участвующие в деле - истец, ответчик. Вспомогательные - лица, способствующие осуществлению правосудия - свидетель, эксперт, а также представители . В уголовном процессе большинство ученых также придерживаются аналогичной точки зрения . При этом отметим, что большинство ученых в качестве отдельной группы выделяют суд в качестве организатора процесса. Данную точку зрения, на наш взгляд, вполне уместно использовать и для классификации субъектов избирательного процесса.
Подобные взгляды не раз излагались учеными. Так, В.А. Ершов в зависимости от характера участия субъектов в избирательном процессе подразделяет лиц на две большие группы: субъекты, непосредственно реализующие свои избирательные права, и субъекты, способствующие реализации избирательных прав . Следовательно, граждане, участвующие в избирательном процессе в качестве избирателей или кандидатов, действуют в самостоятельном качестве: они реализуют свои избирательные права. Наоборот, наблюдатель, участвующий в процессе, создает условия для нормальной реализации чужих избирательных прав, принадлежащих избирателям, кандидатам, политическим партиям.
Данная классификация субъектов избирательного процесса опирается на классификацию избирательных прав. Напомним, что в п. 28 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон "Об основных гарантиях...") содержится следующее определение: избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях . Таким образом, законодатель установил, что все избирательные права делятся на 2 группы. В первой группе - активное и пассивное избирательное право, т.е. материальные избирательные права. Можно эти права называть основными. Во вторую группу законодателем отнесены в основном процессуальные права (права участвовать в наблюдении за голосованием и др.), их можно называть дополнительными. Очевидно, что процессуальные права выполняют "обслуживающую" функцию по отношению к активному и пассивному избирательному праву.
В.А. Ершов относит к вспомогательным субъектам, кроме наблюдателей и доверенных лиц, также избирательные комиссии и иные публичные органы власти, участвующие в организации и проведении выборов. Согласимся, что указанные органы участвуют в избирательном процессе с целью реализации чужих субъективных избирательных прав. Но справедливо ли определять место избирательных комиссий среди наблюдателей, доверенных лиц? Роль избирательных комиссий и доверенных лиц различна. Без избирательных комиссий немыслимо проведение выборов, в то время как участие доверенных лиц необязательно, например, на местных выборах.
Напомним, что многие процессуалисты относят суд к особому субъекту гражданского и уголовного процесса, подчеркивая его исключительное положение. В силу этого мы считаем, что для классификации субъектов избирательного права необходимо руководствоваться не только критерием обладания материального избирательного права.
Р.Ф. Биктагиров в своей диссертации излагает мысль о существовании обязательных и факультативных (вспомогательных) субъектов. Без участия обязательных субъектов проведение выборов невозможно. К таким субъектам Р.Ф. Биктагиров, в частности, относит избирателей, кандидатов, избирательные комиссии. Участие факультативных (вспомогательных) субъектов необязательно . К таким субъектам автор относит наблюдателей и др. Данная точка зрения нам представляется весьма ценной. В силу этого мы предлагаем совместить классификации В.А. Ершова и Р.Ф. Биктагирова.
На наш взгляд, в избирательном процессе участвуют две большие группы субъектов: обязательные и факультативные участники. Субъекты каждой из групп, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы в зависимости от наличия материальных или процессуальных избирательных прав. Так, очевидно, что среди обязательных субъектов можно выделить носителей активного или пассивного избирательного права. Поскольку данные права можно называть основными, видимо, вполне обоснованно их носителей называть основными субъектами избирательного процесса. Не вызывает сомнений утверждение, что избиратели и кандидаты - основные участники избирательного процесса.

Основные участники избирательного процесса

Согласно п. 18, 35 ст. 2 Закона "Об основных гарантиях...", избиратель - гражданин РФ, обладающий избирательным правом. Кандидат - лицо, выдвинутое в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. Отметим, что закон разрешает избирателям и кандидатам участвовать в процессе в том случае, когда они будут обладать материальным избирательным правом ко дню голосования. Исходя из этого, несовершеннолетний гражданин должен признаваться избирателем, если он достигнет совершеннолетия ко дню голосования (ч. 1 ст. 4 Закона "Об основных гарантиях...").
Избиратели и кандидаты обладают основными (активным и пассивным избирательным правом) и дополнительными избирательными правами (в основном это процессуальные права, права участвовать в отдельных избирательных действиях). Данные субъекты участвуют в основных материальных избирательных отношениях - отношениях по поводу наделения полномочиями выборного должностного лица, формирования выборного органа власти. При этом основные субъекты вправе участвовать и в процессуальных правоотношениях на различных стадиях процесса. Так, избиратели вправе участвовать в осуществлении предвыборной агитации, сборе подписей, финансировании избирательной кампании и др.

Коллективный участник избирательного процесса

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, носителями активного и пассивного избирательного права являются только граждане, однако многие ученые выступают за отнесение избирательных объединений к основным участникам избирательного процесса . На наш взгляд, следует признать в качестве носителя пассивного избирательного права политическую партию.
На выборах, проводимых по пропорциональной избирательной системе, избиратели голосуют за ту или иную партию, выдвинувшую список кандидатов. При этом избранных по партийным спискам депутатов невозможно отозвать, поскольку избиратель голосовал за коллективного субъекта (партию), а не за конкретных личностей . В Российской Федерации устанавливается ответственность депутатов перед партией (предусматривается лишение мандата в случае выхода из состава фракции - п. "б" ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации") . Поэтому мы считаем, что мандат непосредственно передается партии как субъекту пассивного избирательного права.
Стоит отметить, что правовая позиция Конституционного Суда РФ противоречива. Так, в п. 3 Постановления от 9 ноября 2009 г. N 16-П Суд изложил следующую точку зрения: "Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) - одно из основных прав гражданина и важнейший элемент его правового статуса в демократическом обществе - по своей природе является индивидуальным, а не коллективным правом. В реализации данного права существенную роль играют политические партии как основные коллективные участники избирательного процесса (выделено нами - Д.Х.). Тем самым граждане, реализуя свое активное избирательное право, голосуют не за конкретных кандидатов, внесенных в список, выдвинутый избирательным объединением - политической партией, а за весь этот список, т.е., по существу, отдают голоса за соответствующую политическую партию, ее политический курс и предвыборную программу" . Напомним, что существующая процессуальная наука основывается на утверждении, что основной субъект процесса - носитель спорного материального права. Это еще раз подтверждает необоснованность и алогичность правовой позиции Конституционного Суда РФ, который признает партии основным субъектом избирательного процесса, но отказывается признавать их носителями пассивного избирательного права.
Нередко ученые утверждают, что именно избирательное объединение является основным участником избирательного процесса . Эта точка зрения не совсем верна. Федеральный законодатель разрешает общественным движениям и организациям участвовать в местных выборах, проводимых по мажоритарной системе. Но в этом случае данное избирательное объединение лишь выдвигает кандидата в одно- или многомандатном округе. Непосредственно агитацию, финансирование избирательной кампании данное объединение не осуществляет. Граждане на таких выборах голосуют за кандидата непосредственно. В данном случае общественное объединение скорее является вспомогательным субъектом, а не основным.
Также не стоит признавать основным субъектом группу избирателей, поддерживающих самовыдвижение кандидата в Президенты РФ. Группа избирателей лишь поддерживает его самовыдвижение и в дальнейшем не участвует в избирательном процессе.
Напомним, что в России создание избирательных блоков запрещено. Впрочем, при проведении местных выборов по партийным спискам допускается создание соглашений между партией (структурным подразделением) и общественными объединениями. В последнем случае в партийный список кандидатов включаются представители общественных объединений. Очевидно, что в последнем случае происходит объединение списков, но не создание самостоятельного участника избирательного процесса, так как избирательные действия совершает исключительно партия.
В силу вышеизложенного мы считаем, что коллективным основным субъектом избирательного процесса следует признавать именно партии и их структурные отделения (региональные или местные отделения), которые участвуют в выборах, проводимых по партийным спискам. В случае проведения выборов по мажоритарной системе эти объединения уже не могут признаваться основными субъектами избирательного процесса, поскольку они выполняют вспомогательную функцию по отношению к выдвинутым ими кандидатам и ограничиваются участием лишь в отдельных избирательных действиях.
Если допускать существование коллективного субъекта пассивного избирательного права, следовательно, необходимо выделять и коллективный субъект активного избирательного права. Так, В.О. Лучин, Р.Ф. Биктагиров предлагают считать народ коллективным субъектом активного избирательного права . Народ - носитель суверенитета, источник верховной власти в России. Именно народ избирает своих представителей (Президента РФ, весь состав Государственной Думы) на федеральных выборах, поскольку от волеизъявления отдельных избирателей не зависит судьба выборов.
Как разъяснил Конституционный Суд в п. 8 мотивировочной части Постановления N 26-П от 17 ноября 1998 г., граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Из положений Конституции РФ следует, что все законно избранные депутаты Государственной Думы являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, причем независимо от того, по какому избирательному округу, одномандатному или федеральному, он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного органа Российской Федерации, т.е. представителем народа . Однако, на наш взгляд, коллективным субъектом активного избирательного права следует признать не народ Российской Федерации, а избирательный корпус, так как законом предусматриваются цензы избирательного права. Так, несовершеннолетние и недееспособные не обладают избирательной правосубъектностью. На региональных и муниципальных выборах голосует не народ государства, а избирательный корпус соответствующего политико-территориального образования. В недалеком прошлом некоторые государства разрешали проведение куриальных выборов. В этом случае существовал иной коллективный субъект активного избирательного права - избирательная курия (так, ранее в ЮАР белое и коренное население отдельно выбирало своих представителей) . При проведении непрямых выборов (как, например, при избрании Президента США) в голосовании участвует коллегия выборщиков - также еще один коллективный субъект активного избирательного права.
Коллективные субъекты, как нетрудно догадаться, категории собирательные (партии состоят из членов, избирательный корпус - из избирателей). Можно сделать вывод, что их существование обусловлено таким законом диалектики, как закон перехода количества в качество. Так, определенная совокупность избирателей перерастает в самостоятельный субъект - избирательный корпус (народ, как указано в Конституции РФ), чье волеизъявление не сводимо к воле отдельных избирателей. Непосредственно в избирательном процессе коллективные субъекты не участвуют, поскольку от их имени действуют представители (интересы партии представляют доверенные лица и уполномоченные представители; народ же на выборах представляют рядовые избиратели, после выборов - депутаты и выборные должностные лица).

Избирательные комиссии

Ко второй подгруппе обязательных субъектов следует отнести органы государственной власти и местного самоуправления, проводящие и организующие выборы. В России такими органами являются избирательные комиссии (п. 21 ст. 2 Закона "Об основных гарантиях...").
Избирательные комиссии лишены каких-либо материальных или процессуальных избирательных прав, они наделены полномочиями, причем весьма существенными. Таким образом, можно утверждать, что данная категория участников является уполномоченными субъектами, исполняющими возложенные на них законом юридические обязанности.

Факультативные субъекты избирательного процесса

Данные участники выполняют обслуживающую функцию. Цель участия этих субъектов - создать необходимые условия для нормальной подготовки и проведения выборов, а также реализации активного и пассивного избирательного права основных субъектов избирательного процесса. Их участие в избирательном процессе необязательно, более того, обычно они участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Видимо, этих лиц можно называть вспомогательными участниками избирательного процесса.
Факультативных (вспомогательных) субъектов можно подразделить на две большие подгруппы. В первую подгруппу мы отнесли тех участников, которые, как правило, обладают процессуальными правами и участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Ими являются: наблюдатели; СМИ и их представители; доверенные лица; уполномоченные представители политических партий и кандидатов; группы избирателей; сборщики подписей; общественные объединения, выдвигающие кандидатов; юридические лица, осуществляющие пожертвования в избирательные фонды, и пр. Нетрудно заметить, что данные субъекты выполняют вспомогательную функцию только по отношению к каким-либо основным участникам процесса (избирателям, кандидатам, партиям).
Органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица, способствующие организации и проведению выборов, выделены во вторую подгруппу факультативных субъектов. К ним можно отнести Президента РФ, Совет Федерации, Государственную Думу, губернаторов, региональные парламенты, глав местных администраций, командиров воинских частей, загсы, суды, прокуратуры и др. Данные участники, как и избирательные комиссии, являются уполномоченными субъектами и лишены избирательных прав. Они совершают лишь отдельные избирательные действия (назначают дату проведения голосования на выборах, ведут учет избирателей, формируют избирательные комиссии, образуют избирательные округа и участки), а также оказывают содействие избирательным комиссиям при организации и проведении выборов. Следовательно, они выполняют обслуживающую функцию по отношению к обязательным участникам процесса вообще. Иначе говоря, они обеспечивают участие в процессе как основных субъектов (избирателей, кандидатов, партий), так и избирательных комиссий. В этом заключается их главное отличие от субъектов первой подгруппы факультативных участников.
Отметим, что участие указанных субъектов не является обязательным. Так, если уполномоченный орган не назначит дату проведения голосования на очередных выборах, то данное действие совершает соответствующая избирательная комиссия (ч. 8 ст. 10 Закона "Об основных гарантиях...").
Весьма спорен вопрос об отнесении к субъектам избирательного процесса суда и прокуратуры. Отдельные авторы утверждают, что суд участвует в избирательных отношениях, отменяя регистрацию кандидатов или обязывая избирательную комиссию назначить выборы . С такой точкой зрения трудно согласиться. Привлекая виновных лиц к конституционно-правовой ответственности или обязывая избирательную комиссию назначить выборы, суд все равно остается субъектом гражданско-процессуальных отношений и за рамки гражданского процесса не выходит. Непосредственно избирательные действия совершает уполномоченный субъект, исполняющий решение суда (им, как правило, является избирательная комиссия). По нашему мнению, суд участвует в избирательном процессе лишь в том случае, когда извещает органы, осуществляющие учет избирателей, о лицах, признанных недееспособными или восстановленных в дееспособности (ч. 8 ст. 16 Закона "Об основных гарантиях...").
В настоящий момент прокуратура может обращаться в суд с требованием назначить выборы, отменить регистрацию кандидата и т.д. Однако данные действия также не являются избирательно-правовыми. Безусловно, прокуратура участвует в гражданском процессе. Участие прокуроров в сугубо избирательных действиях менее значимо. Видимо, следует признать прокурора субъектом избирательного процесса лишь при его участии в рассмотрении избирательного спора в административном порядке (т.е. избирательными комиссиями). Так, прокуроры неоднократно обращались в избирательные комиссии при нарушении порядка жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени, реализуя свое право вносить протесты, представления или предостережения . Видимо, следует признать, что суды и прокуроры являются субъектами избирательного процесса, оказывающими содействие избирательным комиссиям в организации и проведении выборов.

Результаты

Таким образом, в избирательном процессе участвуют две большие группы субъектов - обязательные и факультативные субъекты. К числу обязательных субъектов мы отнесли основных участников (кандидаты, избиратели, избирательный корпус, партии) и избирательные комиссии. Без их участия проведение выборов невозможно. Именно основные участники обладают материальными избирательными правами и формируют выборные органы власти, наделяют полномочиями выборных должностных лиц. Избирательные комиссии исполняют обязанности по организации и проведению выборов, непосредственно не участвуя в материальных избирательных правоотношениях. Субъекты, способствующие проведению выборов, оказывающие ту или иную помощь кандидатам, партиям, избирательным комиссиям, являются факультативными участниками. Их участие в процессе желательно, но необязательно. Отдельные факультативные участники наделены процессуальными правами, другие (органы публичной власти и должностные лица) - нет.
Предложенная нами классификация субъектов избирательного процесса не должна пониматься статично. Очевидно, что вполне возможно присоединение юридических статусов. Так, гражданин может быть одновременно и избирателем, и кандидатом. Он может быть и избирателем, и наблюдателем в избирательной комиссии (т.е. совмещать статус основного и факультативного субъекта). Однако следует иметь в виду, что в отдельных случаях закон запрещает совмещение статусов. Так, согласно ст. 29 Закона "Об основных гарантиях...", не могут быть на соответствующих выборах членами избирательных комиссий с правом решающего голоса кандидаты, их доверенные лица; полномочия наблюдателя не может осуществлять кандидат или доверенное лицо и др.

Выводы

Как выяснилось, круг субъектов избирательного процесса весьма широк. В процессе участвуют субъекты, выполняющие ту или иную функцию, обладающие различным объемом прав и обязанностей. Максимально возможным объемом прав обладают основные субъекты процесса - избиратели, кандидаты и партии, которые вправе участвовать практически во всех стадиях избирательного процесса. Факультативные (вспомогательные) субъекты, как правило, обладают лишь единичными процессуальными правами, которые реализуются на отдельных стадиях процесса. Более того, отдельные субъекты вообще лишены избирательных прав (избирательные комиссии, иные органы государственной власти, местного самоуправления, а также должностные лица), что, однако, не освобождает их от несения юридических обязанностей. В силу этого мы приходим к важному выводу о том, что выделяемый в науке принцип равенства участников избирательного процесса не должен пониматься абстрактно. Строгое равенство должно обеспечиваться только среди однопорядковых субъектов. Среди разнопорядковых субъектов равенства нет и быть не может, поскольку они выполняют различные функции. Подобное неравенство не должно признаваться дискриминацией.

Библиографический список

1. Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. Д.Х. Валеева, Ю.М. Челышева. М.: Статус, 2010. 572 с.
2. Биктагиров Р.Ф. Роль судов общей юрисдикции и органов прокуратуры в избирательном процессе // Журн. о выборах. 2010. N 2. С. 29 - 32.
3. Биктагиров Р.Ф. Субъект избирательного права Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 50 с.
4. Власов А., Сеченова Р. Участие прокурора в избирательном процессе // Законность. 2002. N 5. С. 9 - 11.
5. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2008. 312 с.
6. Ершов В.А. Основы избирательного права: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: ГроссМедиа, 2008. 192 с.
7. Князев С.Д. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. Владивосток: Изд-во ДГУ, 2001. 213 с.
8. Краснов К.В. Субъект избирательного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 25 с.
9. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М.: Закон и право, 1997. 159 с.
10. Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М.: ВЮЗИ, 1987. 65 с.
11. О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум Российской Федерации Московской городской региональной подгруппой инициативной группы по проведению Российской Федерации: Постановление ЦИК Рос. Федерации от 20 апр. 2005 г. N 143/981-4 // Рос. газ. 2005. 14 мая.
12. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ (с изм.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 2. Ст. 74.
13. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12 июля 2002 г. N 67-ФЗ (с изм.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 24. Ст. 2253.
14. Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000. N 7, 8. С. 11 - 16.
15. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 17 нояб. 1998 г. N 26-П // Рос. газ. 1998. 8 дек.
16. По делу о проверке конституционности положения п. 11 ст. 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 25 апр. 2000 г. N 7-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. N 19. Ст. 2102.
17. По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова: Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 9 нояб. 2009 г. N 16-П // Рос. газ. 2009. 27 нояб.
18. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации в схемах. М., 2006. 410 с.
19. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. 124 с.

Избирательный процесс – урегулированная избирательным законодательством слаженная и последовательная деятельность участников избирательных правовых отношений, представленная в виде логически следующих друг за другом стадий (обязательных и факультативных).

Стадии избирательного процесса в РФ:

1 . Назначение выборов (факультативная стадия – назначение повторных выборов). Осуществляется в установленные законом конкретном виде выборов сроки, но не позднее чем за 65 дней до истечения срока полномочий предыдущего состава избираемого органа (должностного лица). Выборы назначаются уполномоченным органом (должностным лицом) путем издания подзаконного правового акта индивидуального характера, подлежащего обязательному официальному опубликованию. Если уполномоченный орган (должностное лицо) по тем или иным причинам не назначил выборы, они назначаются соответствующей избирательной комиссией, если же и она не смогла это сделать – то соответствующим федеральным судом общей юрисдикции.

2. Подготовительная стадия: создание «избирательной инфраструктуры» – избирательных комиссий, округов и участков, составление и корректировка списков избирателей и пр.ст.20-31

3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов).

4. Предвыборная агитация . Осуществляется в агитационный период – со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) до дня, предшествующего дню голосования.ст.49-56

5. День перед выборами (агитация и некоторые другие избирательные действия запрещены).

6. Досрочное голосование ст.65– факультативная стадия. Досрочное голосование может проводиться только на муниципальных выборах, если законом соответствующего субъекта РФ не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.

7. Голосование. Ст.64,66. Должно быть проведено в определенный срок после назначения выборов. Голосование может происходить только в воскресный день. Участковая комиссия обеспечивает возможность голосования вне помещения для голосования (на дому).

9. Подсчет голосов . Ст.68 .Осуществляется непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего голоса, открыто и гласно, в присутствии наблюдателей, по его итогам составляется протокол.

12 . Обработка итогов голосования ,ст.69,70 определение результатов выборов. Итоги голосования, на основании протоколов участковых комиссий, обрабатываются в соответствующих вышестоящих избирательных комиссиях, окончательные результаты выборов определяются соответствующей избирательной комиссией.


Субъекты избирательного права - потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями:Индивидуальные субъекты избирательного права и коллективные.

Индивидуальные(физич лица с соответствующим статусом): 1.граждане РФ; 2иногстранные граждане; 3.избиратели;4.кандидаты; 5.зарегестрированные кандидаты;6.Представители кандидатов, избирательных объединений, избирателей; 7.Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;8.наблюдатели; 9.международные(иностранные) наблюдатели;10.Члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса;11.Лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие

Коллективные субъекты: 1.избирательные объединения; 2.политические общественные объединения;3.избирательные комиссии;4.гос.органы; 5.органы местного самоуправления; 6.СМИ; 7.Фракции в представительных (законодательных) органах;8.

Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

Субъекты- потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Они подразделяются на две больших групп ы: индивидуальные и коллективные субъекты избирательного права.

К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане (когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации и федеральными законами);

3) избиратели;

4) кандидаты;

5) зарегистрированные кандидаты;

6) представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, избирателей;

7) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

8) наблюдатели;

9) международные (иностранные) наблюдатели;

10) члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;

11) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

12) лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие.

Под коллективными субъектами избирательного права понимаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные избирательными законами правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. К ним относятся:

1) избирательные объединения;

2) избирательные блоки;

3) политические общественные объединения;

4) избирательные комиссии;

5) государственные органы;

6) органы местного самоуправления;

7) средства массовой информации;

8) фракции в представительных (законодательных) органах.

Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса :

· назначение выборов;

· образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей, образование избирательных комиссий;

· выдвижение кандидатов;

· предвыборная агитация;

Указанные стадии составляют содержание любого избирательного процесса, и он невозможен при отсутствии хотя бы одной из них.

Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.

Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законе от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», региональных и муниципальных нормативных актах

Стадия назначения выборов. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

Стадия составления списков избирателей. Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом.

Стадия образования избирательных округов и избирательных участков . Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей.

Стадия формирования избирательных комиссий .. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: пять членов ЦИК - назначаются Государственной Думой пять членов ЦИК - назначаются Советом Федерации; пять - Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК) 4 года.

Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов . Выдвижение кандидатов. Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Сбор подписей . В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи избирателей.

Статья 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Регистрация кандидатов (списков кандидатов) должна быть строго документирована. И тут возможны разные решения. Первое, что требует Федеральный закон об основных гарантиях, - наличие необходимого количества подписей избирателей (разумеется, достоверных), собранных в поддержку кандидатов. Второе - письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов). Третье - наличие заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Стадия голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов - завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам.

1

В статье затрагиваются вопросы правового положения участников избирательного процесса на Украине. Рассматривается избирательный процесс как деятельность, то есть совокупность действий, направленных на достижение единой конечной цели – формирования органов публичной власти. Раскрывается классификация участников избирательного процесса, что позволяет более детально рассмотреть и выявить основные свойства юридического статуса участников. В частности, такими основаниями могут быть: основное содержание деятельности на различных этапах избирательного процесса; количество стадий избирательного процесса, в рамках которых субъекты могут реализовать права и должны выполнять обязанности; структура участников; их цели; доминирование в правовом статусе прав или обязанностей; возможность быть участником всех избирательных процессов в узком смысле; акты, в которых закрепляются основы правового положения участников.

участники избирательного процесса

организация выборов

органы публичной власти

избирательные комиссии

1. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. – М. : ВНИИ МВД России, 2003. – 273 с.

2. Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. – М. : Высшая школа, 1979. – 230 с.

3. Ортынский В.Л. Организационные основы управленческой деятельности в органах внутренних дел Украины: учеб. пособие / В.Л. Ортынский, З.Р. Кисиль, М.В. Ковалив. – Львов: Львов. гос. ун-т внутр. дел, 2006. – 248 с.

4. Погорилко В.Ф. Избирательное право / В.Ф. Погорилко, М.И. Ставнийчук // Юрид. энцикл. : В 6 т. / сост. Ю.С. Шемшученко (председатель редкол.) и др. – Киев: Укр. енцикл., 1998. – Т. 1. – С. 362–363.

5. Прозрачные выборы и СМИ в Украине: правовое регулирование / А. Винников, Л. Чорний. – Киев: Укр. независим. центр полит. исслед., 2003. – 168 с.

6. Таранов А.П. Избирательный процесс [Юридическая энциклопедия. : В 6 т. / редкол. Ю.С. Шемшученко (председатель редкол.) и др.]. – Киев: Украинская энциклопедия, 1998. – Т. 1. -С. 366.

7. Труфанов М.Е. Применение норм административного права: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. – М., 2007. – 371 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/217513.html.

8. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. – М. : Норма, 2007. – 352 с.

Введение. С принятием Конституции Украины начался новый этап формирования избирательного законодательства. В Конституции были заложены не только основы современного избирательного процесса, но и ключевые принципы, на которых строится современная система организации выборов в Украине. С 1996 года до сих пор активно развивается избирательное законодательство.

Однако заметны и негативные, деструктивные процессы, которые значительно трансформируют положительный потенциал законодательных реформ. Частично эти процессы вызваны тем, что уполномоченные органы и их должностные лица не реагируют на нарушения законодательства о выборах.

Анализ исследования данной проблемы . Общим теоретическим аспектам правового положения участников избирательного процесса посвятили свои исследования известные на Украине ученые, в частности В.Б. Аверьянов, Е.В. Додин, С.В. Кальченко, М.И. Козюбра, М.И. Корниенко, В.В. Кравченко, С.В. Линецкий, М.И. Мельник, А.Н. Пасенюк, A.M. Ришелюк, П.М. Рабинович, А.И. Остапенко и другие.

Данные вопросы отражены также и в работах многих российских ученых: Д.М. Бахраха, Н.А. Богдановой, А.А. Лукашева, Ю.С. Рябова, В.Д. Сорокина, Б.Ю. Тихонова, В.Е. Чиркина и других.

Целью статьи является освещение вопросов правового положения участников избирательного процесса.

Изложение основного материала. Избирательный процесс можно определить как регулируемую правовыми и другими социальными нормами деятельность, состоящую из совокупности объединенных ближайшей целью действия индивидуальных и коллективных участников, направленную в целом на формирование путем прямых выборов органов публичной власти с результатами, которые не вызывают сомнений, поскольку они были полученные в соответствии с нормативно-правовыми актами. В качестве цели деятельности может выступать формирование как всех, так и конкретных органов публичной власти. Соответственно, можно обнаружить все действия, составляющие избирательный процесс (так сказать, избирательный процесс как широкое понятие). Однако не все действия, как и участники, которые их осуществляют, будут встречаться при отдельных видах выборов. Например, при выборе Президента Украины функции окружных избирательных комиссий выполняет Центральная избирательная комиссия. В этом смысле избирательный процесс по выборам Президента Украины отличается от избирательного процесса на выборах, например, народных депутатов Верховной Рады Украины, который предусматривает формирование 225 окружных комиссий в одномандатных избирательных округах.

Количественное и качественное разнообразие органов публичной власти, избираемых непосредственно населением, влечет практически постоянное воспроизводство избирательного процесса.

Целью этого процесса является формирование органов власти в соответствии с процедурами, установленными правовыми нормами. Это достигается путем совершения, в основном на базе законодательных норм, действий граждан, объединенных в группы в зависимости от отношения к той или иной ассоциированной либо не ассоциированной форме. Каждая группа для достижения цели имеет свои права и обязанности, что реализуется в правовом положении участников избирательного процесса.

В научной литературе понятие «избирательный процесс» отражает, как правило, следующие составляющие:

  1. процесс - это деятельность или совокупность действий;
  2. его содержание - подготовка и проведение выборов;
  3. деятельность осуществляют или действия выполняют граждане, избирательные комиссии, общественные объединения, органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие заинтересованные участники;
  4. деятельность в целом последовательная, а конкретные действия осуществляются в соответствии со стадиями избирательного процесса;
  5. деятельность регулируется законодательством .

Кроме этого, понятие «избирательный процесс» может быть исследовано и как совокупность правовых норм, регулирующих такую деятельность, т.е. как «избирательно-процессуальное право» . Если брать понятие в его первом значении, то, прежде всего, необходимо определить избирательный процесс как деятельность, то есть совокупность действий, направленных на достижение единой конечной цели - формирования органов публичной власти с результатами, которые не вызывают сомнений, поскольку они были получены в соответствии с процедурами, определенными нормативно-правовыми актами.

Публично-правовым фундаментом избирательного процесса выступает конституционное избирательное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Осуществлять различные виды действий, составляющих избирательный процесс, могут все граждане, которые отвечают установленным цензам, а не только их представители, что наблюдается при косвенных выборах. Деятельность состоит из конкретных действий граждан, осуществляющих их индивидуально или в определенном коллективе. Появление различных форм деятельности граждан (индивидуальных или коллективных) зависит от ряда факторов, в том числе от выбранной избирательной системы. Например, ряд коллективных форм, таких как партии и избирательные объединения (блоки), может не участвовать или ограниченно участвовать при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе. Каждая конкретная форма деятельности в процессе выборов направлена на реализацию вполне определенных функций. Избиратели осуществляют свое избирательное право, а избирательные комиссии организуют и проводят выборы.

В общем можно говорить об индивидуальных и коллективных участниках избирательной деятельности (избирательного процесса), выполняющих определенные функции. Деятельность в ходе избирательного процесса, как правило, осуществляется на основе закона. Однако она может также осуществляться на основе норм, закрепленных в других правовых актах.

Важным моментом в рассмотрении понятия «избирательный процесс» является выявление его этапов (стадий). В науке конституционного права этому вопросу уделяется большое внимание, и есть разные взгляды. Однако, по нашему мнению, невозможно построить единую последовательную взаимосвязь стадий избирательного процесса, так как основные цели и зависящие от их содержания действия участников разные. Мы рассматриваем избирательный процесс в аспекте:

  • во-первых, подготовки и проведения выборов;
  • во-вторых, участия в выборах, по реализации избирательного права.

Первая цель является основной в избирательном процессе для государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий.

Вторая - это цель граждан, как неассоциированных, так и ассоциированных в другие общности, отличные от государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий. Достижению различных целей служит и осуществление различных действий. Выделив доминирующие, можно обозначить этапы в избирательном процессе и расположить их в хронологическом порядке. Те, чья основная цель - подготовка и проведение выборов, осуществляют построение организационной инфраструктуры реализации гражданами избирательных прав и могут закреплять результат волеизъявления избирателей, полученный при голосовании. Действия определяют этапы (стадии) избирательного процесса, к которым относятся:

  • учет и регистрация избирателей; определение даты проведения выборов; образование избирательных округов;
  • формирование окружных и других, кроме участковых, избирательных комиссий, регистрация кандидатов;
  • образование избирательных участков; формирование участковых избирательных комиссий, составление списков избирателей, проведение голосования; определение итогов голосования (результатов выборов).

При этом необходимо отметить, что действия участников по одной из указанных схем на разных этапах не осуществляются независимо от деятельности участников, действующих преимущественно по другой схеме. Выдвижение кандидатов невозможно без назначения выборов, образования избирательных округов и формирования избирательных комиссий, которые фиксируют выдвижения. Голосование избирателя не может быть осуществлено без действий избирательных комиссий по проведению голосования. В то же время составление точных списков избирателей невозможно без участия самих избирателей. Поэтому можно говорить о едином избирательном процессе, осуществляемом в различных касательных плоскостях.

Действия на различных этапах (стадиях) избирательного процесса осуществляются различными участниками. Эти действия непосредственно направленны на достижение результата выборов. Поэтому не могут быть отнесены к участникам избирательного процесса субъекты права, в том числе различные органы и организации, хотя и способствуют проведению выборов, но не имеют, во время проведения выборов, в качестве непосредственной цели своей деятельности формирование органов власти. К таким участникам права относятся, прежде всего, банковские учреждения, которым отводится вспомогательная функция проведения операций, связанных с финансированием выборов (хранение денежных средств участников выборов, переводы поступлений в избирательные фонды, кредитование проведения выборов, когда по каким-то причинам они не финансируются из бюджетов, и т.д.).

В эту группу попадают и организации транспорта, которые только выполняют вспомогательную функцию перевозки участников избирательного процесса и их багажа. Однако для некоторых участников избрание представителя населения в органы публичной власти не является целью, например для избирательных комиссий и других участников, которые осуществляют контроль за выборами.

Вместе с тем формирование органов власти на основе закона или иного нормативного правового акта - их основная цель. Поэтому они также относятся к участникам избирательного процесса.

Участники избирательного процесса очень разнообразны, и главное в ходе их исследования выделить следующие классификационные критерии, с помощью которых можно получить реальное представление об их сущности с позиции административного правоприменения.

Использование классификаций в избирательном праве позволяет включить конкретные реалии в общую юридическую систему. Однако признание юридических категорий основывается на определении их критериев. Так, предварительное изучение специальной юридической литературы свидетельствует об отсутствии среди ученых единого подхода в отношении качественных и количественных критериев участников избирательного процесса по применению норм административного права . Подвижность административно-правовых отношений и изменение приоритетов в правовом регулировании, безусловно, влияет на совокупность участников избирательного процесса, которую только условно можно назвать системой. О важности роли участников избирательного процесса, как субъектов управленческой деятельности в системе общественных отношений, указывают В. Ортынский, З. Кисиль, М. Ковалив .

Дискуссия по вопросу о систематизации участников административно-правовых отношений характеризуется достижением определенных научных результатов. Разделение участников избирательного процесса на граждан и юридических лиц, в соответствии с аналогией мыслей Л. Коваля, правильно отражает их систему только в гражданском праве, но оказывается неприемлемой для административного права, поскольку, наряду с гражданами, индивидуальными участниками в административно-правовых отношениях могут выступать и должностные лица .

Сегодня можно утверждать, что в категориальном смысле между гражданином и должностным лицом проблем нет, но внимание ученых заслуживает проблема определения юридического лица как участника административно-деликтных отношений в сфере избирательного процесса. В научную доктрину вводится категория «юридические лица публичного права» .

Классификацию участников избирательного процесса можно проводить по различным основаниям, но, как отмечает А. Дугинец, дело не в поиске новых критериев для ее проведения, а в отборе тех оснований, которые имеют реальное практическое значение .

Выявлению юридического статуса участников избирательного процесса может служить деление их на виды, осуществляемое по различным основаниям. В частности, ими могут быть: основное содержание деятельности на различных этапах избирательного процесса; количество стадий избирательного процесса, в рамках которых субъекты могут реализовать (реализуют) права и/или должны выполнять (выполняют) обязанности; структура участников; их цели; доминирование в правовом статусе прав или обязанностей; возможность быть участником всех избирательных процессов в узком смысле; акты, в которых закрепляются основы правового положения участников, и другие основания.

Применение перечисленных оснований позволило классифицировать участников на различные виды, что позволяет более детально рассмотреть и выявить основные свойства юридического статуса участников избирательного процесса.

В результате классификации по основному содержанию деятельности на различных этапах избирательного процесса определены шесть групп участников избирательного процесса.

1. В первую входят органы, определяющие дату выборов. Их цель и обязанность своим решением определить дату выборов в соответствии с действующим законодательством. Достижение целей и выполнение долга призваны обеспечить реализацию принципа периодических и обязательных выборов, а соответственно и формирования органов власти с результатами, не вызывающими недоверия. Примечательно, что законодатель выделяет в качестве участников, входящих в первую группу, органы, а не коллективы граждан или отдельных лиц. Тем самым подчеркивается публично-правовой характер выборов.

2. Во вторую группу входят избирательные комиссии. В наибольшей степени проведение выборов после определения их даты зависит от этих органов. На Украине взят курс на проведение выборов специальными органами, на которые возложены полномочия по подготовке и проведению выборов. Их деятельность направлена на то, чтобы выборы состоялись в намеченные сроки.

Закон Украины «О Центральной избирательной комиссии» определяет систему комиссий, которые образуются для организации подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, всеукраинского референдума. Комиссия осуществляет контроль деятельности и консультативно-методическое обеспечение избирательных комиссий, которые образуются для организации подготовки, местных советов и сельских, поселковых, городских голов, комиссий по проведению местных референдумов. В систему входят: ЦИК Украины, территориальные, окружные, участковые комиссии.

3. Третья группа участников избирательного процесса состоит из участников, имеющих право избирать (выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, голосовать) и/или быть избранными. Это самая массовая группа. Основная цель деятельности участников данной группы это реализация избирательных прав, таких как право голосовать, выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, материально стимулировать избирательную кампанию кандидата, быть избранным. Она может достигаться как индивидуально, например самовыдвижением, так и с помощью ассоциированных форм, например включения лица в список кандидатов избирательного объединения.

4. В четвертую группу целесообразно отнести средства массовой информации (далее - СМИ), которые информационно обеспечивают проведение выборов. СМИ в избирательном процессе или освещают ход проведения выборов, или используются как средство предвыборной агитации. СМИ призваны доводить до населения информацию о ходе выборов на всех этапах избирательной кампании . В большинстве случаев данные участники осуществляют информирование избирателей о реальных событиях, естественно, добавляя к этому свою позицию или позицию финансовой группировки, стоящей за СМИ.

5. В пятую группу входят участники, осуществляющие деятельность, направленную на предотвращение, пресечение нарушений как указанных выше ограничений для сотрудников средств массовой информации, так и всех других правил организации и проведения выборов, т.е. осуществляют контроль над выборами.

Контроль может осуществляться государственными и другими органами от имени государства и по его поручению (государственный контроль), а также другими участниками избирательного процесса от своего имени (общественный контроль).

К участникам избирательного процесса, которые осуществляют государственный контроль, относятся избирательные комиссии, представительные органы, суды, органы прокуратуры, правоохранительные органы (органы милиции, службы безопасности), другие государственные органы, осуществляющие правовую охрану при проведении выборов (органы государственной власти, которые осуществляют государственную политику в сфере массовой информации, налоговые органы). К участникам, которые осуществляют общественный контроль, относятся кандидаты, доверенные лица, избиратели, избирательные и другие общественные объединения, избирательные блоки (с помощью своих уполномоченных представителей), члены избирательных комиссий, наблюдатели, в том чисел иностранные (международные).

6. Шестая группа состоит из участников избирательного процесса, которые материально обеспечивают проведение выборов.

Без деятельности органов публичной власти комиссии не смогли бы нормально провести выборы, даже если бы получили необходимые средства. Органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией осуществляют: регистрацию (учет) избирателей; образуют избирательные округа и избирательные участки; финансируют проведение выборов, формируют избирательные комиссии; способствуют комиссиям в реализации их полномочий, в частности предоставляют помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, специалистов для осуществления контроля финансирования избирательного процесса, оказывают помощь в проведении выборов в «нестандартных» условиях.

Выводы. Избирательный процесс целесообразно определить как регулируемую правовыми и другими социальными нормами деятельность, состоящую из совокупности объединенных целью действия индивидуальных и коллективных участников, направленную на формирование путем прямых выборов органов публичной власти. Разнообразие регулятивных и охранительных свойств избирательного права обусловлено масштабами и количеством задач, решаемых участниками избирательного процесса. Одновременно множественность потенциальных участников избирательного процесса требует единой политики, закрепленной в нормах права, которые реализуются в системе властно-правовых установок, организационно-управленческих средств по выборам и референдумов.

Рецензенты:

Бортник Н.П., д.ю.н., доцент заведующий кафедрой административного и информационного права Учебно-научного института права и психологии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов.

Ортынский В.Л.,д.ю.н., профессор, профессор кафедры административного и информационного права Учебно-научного института права и психологии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов.

Библиографическая ссылка

Сенык П.Р. УЧАСТНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УКРАИНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13323 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»