Гражданское общество взаимодействие с государством и правом. Эта тема принадлежит разделу

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое осмысление принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере гражданских прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной политической и идеологической конфронтации.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), правовое государство вносит определенный порядок в общество, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности, создает тесную взаимосвязь с гражданским обществом в процессе социального, экономического, духовного и политико–правового развития.

Гражданское общество – система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство – лишь форма гражданского общества. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

1)Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

2)Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство - механизм согласования различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целей власти является защита и соблюдение прав человека и основных его свобод. Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость. При этом к элементам справедливости относятся:



– свободные периодические выборы;

– представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом или избирателям;

– обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом;

– четкое разделение между государством и политическими партиями;

– деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной законом;

– вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им;

– права человека и основные свободы гарантируются законом и соответствуют обязательству по международному праву и др.

1)Личность , кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или по инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание и образование. При этом не отрицается, что все то же самое могут осуществлять и коммерческие или иные структуры.

2)Элементом механизма гос. власти является человек - субъект государственной власти, которые различным образом объединяются, формируя институты. Развитое гражданское общество и правовое государство ориентируются на социальную справедливость. Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение в чиновничьем аппарате. Для сдерживания аппетитов чиновников и для более эффективной защиты прав человека необходимо привлекать суды, которые должны состоять из представителей самого народа. Тогда будет исключаться сама возможность договориться между разными ветвями бюрократического аппарата. Только суд, основанный на представительстве в нем народных выборных, может защитить граждан от чиновничьего произвола и сохранить их права и свободы.



Социальное государство.

Социальное государство , по мнению теоретиков, призвано обеспечивать все более высокий уровень социально-экономического благосостояния каждого гражданина, гарантируя ему неуклонно растущий «прожиточный минимум», а еще лучше - «минимальный потребительский бюджет». Социальное государство стремится:

Сгладить все виды социального неравенства;

Помочь слабым и обездоленным путем перераспределения социального дохода в пользу беднейших;

Обеспечить занятость и достойную оплату труда;

Развивать систему социального страхования;

Сделать образование, здравоохранение и культуру доступными для каждого.

Исследование правовых вопросов взаимодействия государства и гражданского общества представляется весьма необходимым в существующих политико-правовых реалиях России. Проблемы элементов взаимосвязей гражданского общества и правового государства до сих пор вызывают дебаты в научных кругах не только России, но и ученых разных стран постсоветского пространства. Так в апреле 2010 года состоялась II международная конференция, посвященная конституционным правам и свободам личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства на которой главный научный сотрудник ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор В.Е. Чиркин остановился на проблемах элементов взаимосвязей гражданского общества и правового государства. Он в частностил: «Нельзя разрывать гражданское общество и правовое государство, в отношениях которых есть и сотрудничество и противоречия… Гражданское общество должно пресекать тенденции государственного аппарата к бюрократизации. Со своей стороны государство должно обеспечивать свободное развитие гражданского общества в рамках конституции и законов» Нуденко Л.А., //Государство и право/ декабрь 2010г. № 12, С. 97.

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования правового государства является наличие гражданского общества. Построение гражданского общества в нашей стране - одна из целей, проводимых в современной России реформ. Рассмотрение вопроса о соотношении правового государства и гражданского общества предполагает предварительное определение соответствующих понятий.

Стоит повториться, что Гражданское общество, по мнению представителей юридической науки, - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, то есть система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданекого общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. По существу гражданское общество -демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

Правовое государство - такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности, это форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом.

Необходимо отметить, что взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества закреплено в нормативно-правовых документах на федеральном, региональном и местном уровнях. Например, основополагающие принципы взаимодействия органов исполнительной власти с общественными организациями закреплены в Концепции реформирования государственной службы России . Правовую основу взаимодействия органов власти с общественными организациями в Российской Федерации составляют Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, Федеральные законы: "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания населения РФ", "О мерах государственной поддержки общероссийских объединений инвалидов", "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "Об Общественной палате Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", "Об автономных учреждениях", "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и др.

Говоря о единстве гражданского общества и правового государства прежде всего, отметим то, что формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

Рассматриваемый аспект соотношения проявляется и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, закрепляющим юридическое равенство. В отечественной литературе обращается внимание на то, что главным признаком и основой гражданского общества законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их права и свободами. Акцент также делается на том, что критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства.

Автономность индивидов и организаций в условиях формирования гражданского общества способствует созданию механизмов их саморегуляции и саморазвития, образованию сферы невластных отношений. Одним из показателей развития такого общества является то, что граждане обладают, в частности, способностью и реальной возможностью осуществлять свободу политического выбора. Так, право граждан на объединение, закреплённое в ст. 30 Конституции РФ, по сути есть право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям закона. Такие объединения -необходимый составной элемент гражданского общества.

В рассматриваемом плане отметим и то, что гражданское общество возможно в условиях, когда экономическая система построена на правовых началах, формируемых и обеспечиваемых государством. Соответственно каждый из субъектов экономических отношений должен быть защищён и гарантирован как от неправового влияния государства, так и от диктата поставщика. В этом также определяется определённое единство гражданского общества и государства, осуществляющего правовое регулирование общественных отношений. Как видим, государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально-экономических и политических реальностей в современной России.

Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются одновременно, органически взаимосвязаны. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой «становой хребет» и одновременную форму («обруч») общества. В государстве важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Если «убрать» правовое государство, то и общество развалиться на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.

Фактом является то, что государство возникает из множества самых разных индивидов, существующего в виде членов семей и членов гражданского общества. Но, возникнув и укрепившись исторически, государства в мире становятся сильными субъектами, управляющими проживающим на территории государства населением, регулирующими множество общественных, социально-экономических процессов, происходящих в государстве. «Можно признать следующее: государство является необходимым фактором создания и самого факта существования гражданского общества. Если не будет силы и государственной воли (принуждения) в определенных вопросах общественной жизни, все скатится к беспорядкам и хаосу. Не в последнюю очередь это касается гражданского общества, саморегулируемой системы, нуждающейся в постоянном контроле со стороны государства» Грудцына Л.Ю., Петров С.М., «Гражданское общество, народ и власть: концептуальное понимание и российская специфика»,//Государство и право/, июнь 2012, №6, С.6.

Все это лишь демонстрирует ту же объективную взаимосвязь государства и гражданского общества применительно к особым примерам. Воистину гражданское общество и государство представляют собой единство и борьбу противоположностей. "В гражданском обществе каждый для себя - цель, - отмечал Г. В. Ф. Гегель, - все остальное для него ничто" . Или: "Гражданское общество является ареной борьбы частных индивидуальных интересов, войны всех против всех". И как раз эта-то война, которая сама - следствие социального единства и вытекающих из него ограничений, рождает необходимость мощного интегрирующего начала, коим и является государство.

Следует обратить внимание и на то, что единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит своё выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приёмы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, социально-культурной, экономической и иных областях жизни общества.

Органическое единство гражданского общества и государства - это не органическое единство индивидов или власть придержащих и граждан, а единство органически взаимосвязанных и взаимопорождающих общественных отношений, с одной стороны, тех в которых формируется и функционирует государственная власть, а с другой - тех, в которых существуют институты гражданского общества.

«Гражданское общество нельзя трактовать как антитезу государства, ибо гражданское общество и государство - это теснейшим образом объективно взаимосвязанные и взаимозависимые социальные и политико-правовые явлении, своего рола органический тандем, где движущая роль в развитии тандема в идеале должна принадлежать гражданскому обществу, на стороне которого формирование материального субстрата государства - общезначимого интереса.» Грудцына Л.Ю., Петров С.М., «Гражданское общество, народ и власть: концептуальное понимание и российская специфика»,//Государство и право/, июнь 2012, №6, С.7 При слабо развитых институтах демократии или в тоталитарных государствах эта картина оказывается сильно закамуфлированной; государство как субъект государственного управления оказывает воздействие на гражданское общество (и достаточно активное) как его объект,

Устранение интегрирующего государственного начала, противостоящего индивидуализму субъектов гражданского общества, превращает гражданское общество в ничем не связанную совокупность индивидов, что способно привести к воцарению анархии. Здесь не будет ни государства, ни гражданского общества. История дает множество примеров, когда из-за ослабления или гибели государства общество погружалось в анархию и смуту со всеми сопутствующими им бедствиями и кровопролитиями. Достаточно вспомнить Россию конца XVI - начала XVII в. Самая яркая иллюстрация из новейшей отечественной истории - перестройка и реформы, которые привели к крушению Советского Союза. «Современное Российское государство вряд ли можно назвать сильным. Его социалистический предшественник был не в пример мощнее. Слабости нового Российского государства сопутствует аморфность гражданского общества и процесса его формирования. Само же гражданское общество в существенной мере замещается его политическим суррогатом, формирующимся новой номенклатурой в форме создаваемых ею политических псевдообщественных организаций».

§2. Различия гражданского общества и правового государства

Любое государство (даже самое демократическое, не авторитарное) есть организация. И как любая, так или иначе сложная организация объективно неизбежно строится иерархически, в порядке соподчинённости структурных звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства, - всегда отношения, в основном, вертикальные, субординационные.

С учётом названного аспекта, правое государство - организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле, в плане проводимого разграничения можно сказать о государстве как форме гражданского общества. К тому же отметим и то, что правовому государству и гражданскому обществу свойственны и несовпадающие структуры, и соответственно специфические функции.

Наиболее отчётливо различия между рассматриваемыми социальными образованиями проявляются в следующем: гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Имеются в виду объединения, созданные «снизу», а не по указке вышестоящих органов, например, политические партии, функционирующие на основе уставов, программных документов, и координирующие свою деятельность с другими институтами гражданского общества. Во всех случаях речь идёт о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. «Совокупность отношений, скрепляющих гражданское общество, - по мнению Л.С. Мамута, - сложная система горизонтальных, одноуровневых связей, в которой практически нет места порядку субординации.

Одновременно оно есть ещё и сфера реализации людьми их партикулярных (индивидуальных, групповых) интересов» Прав, гос-во и гражд. общ-во: пути формирования современной России», М.,2003 г., с.46.

Для отличия государства и гражданского общества обратим внимание и на иные факторы. Напомним, что отношения между гражданами, их объединениями, союзами на уровне горизонтальных связей сроятся на началах равенства, свободы координации. Их связи и отношения преимущественно основываются на соглашениях, договорах. Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинён в порядке иерархии прямому вышестоящему начальнику (органу, учреждению).

Согласно действующему законодательству, гражданам разрешено всё, что не запрещено законом. Должностным лицам разрешено только то, что предопределено их компетенцией или предписано приказом. Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Должностные лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.

Взаимодействие государства и гражданского общества. Формирование правового государства и гражданского общества не означает слияния, взаимного поглощения. Соответственно надо видеть определённые линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений. В этой связи представляет интерес следующее суждение: государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую целостность. Имеется в виду, в частности, что «неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое поглощает первое». Этот вывод и материал, рассмотренный выше, свидетельствует о том, что государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определённое единство. Взаимодействие гражданского общества с государством можно рассмотреть и относительно более конкретных организационно-правовых форм. С точки зрения потенциала государства это:

Государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;

Предоставление субъектам гражданского общества - участникам политической жизни правовой возможности реализовать свои интересы в различных звеньях политической системы, в организации и деятельности органов государственной власти;

Установление правовых запретов относительно тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в частную и личную жизнь человека и гражданина;

Законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Это с одной стороны. С другой - гражданское общество во многом определяет функционирование демократического государства, его органов. Например, правотворческая деятельность государства тесно связана с деятельностью таких структурных элементов гражданского общества, как политические партии, общественно-политические движения, общественные организации граждан.

Различия гражданского общества государствазаключены в их структуре, специфических функциях. Правовое государство -- это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества.

Гражданское общество -- это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества,как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Имеются в виду

объединения, созданные «снизу», а не по указке вышестоящих органов; политические партии, функционирующие на основе соглашения (консенсуса) с другими институтами гражданского общества. Во всех случаях речь идет о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. Таким образом, сущностная черта гражданского общества -- существование в его рамках различных социальных сил, общественных образований. Главным действующим лицом такого общества является человек со всей его системой потребностей и интересов.

Одно из отличий государства от гражданского общества состоит в его способности принимать законы и другие нормативно - правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом. Вместе с тем, безусловно, надо видеть определенные линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений. Материал, рассмотренный выше, свидетельствует о том, что государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определенное единство. Взаимодействие гражданского общества с государством осуществляется и в более конкретных организационно - правовых формах.

Это: 1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;

2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти;

3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина;

4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации. Таким образом, правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И поскольку такое общество создается или будет создаваться, в той же степени складывается и правовое государство.

Отметим также, что гражданское общество и его элементы способствуют образованию лишь демократической, а не диктаторской формы правления, установления демократического политического режима в стране. Значимость этого очевидна, поскольку демократический режим способствует развитию местного самоуправления, совершенствованию форм прямой и представительной демократии, созданию условий для активной деятельности политических партий, выражающих различные мнения социальных групп. Следовательно, при демократическом режиме создаются наиболее оптимальные предпосылки для становления гражданского общества, его взаимодействия с государством.

Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично -- с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом широком смысле этого слова.

Таким образом, правовое государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.

В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.

Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько концептуальных положений о соотношении гражданского общества и государства.

Первое. Понятие «гражданское общество» и « правовое государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни -- с другой.

Третье. Гражданское общество -- первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт -- эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках господства более развитых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.

Четвертое. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество -- сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же -- сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом.

Пятое. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации -- это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

Понятие «гражданское общество» появилось в нашем лексиконе недавно и еще слабо распространено в общественном сознании.

гражданское общество - это совокупность внегосударственных организаций, объединений, ассоциаций, союзов граждан, взаимо действующих между собой по горизонтали, не обращаясь к органам государства. Это сфера самоуправления свободных индивидов на основе добровольно сформированных ассоциаций, которые защищены необходимыми законами от прямого вмешательства государства.

Каковы же основные признаки гражданского общества?

В истории почти всех современных стран есть примеры вмеша тельства государства, политической власти в дела гражданского общества. Хотя нередко это происходило под предлогом упорядоче ния отношений. Но основная тенденция общественного прогресса - развитие социума без вражды и конфронтации. С учетом этого можно выделить следующие признаки гражданского общества.

Во-первых, наличие в обществе свободных владельцев средств производства. Свободный собственник должен быть свободен от диктата, от вмешательства в производственные дела государствен ных органов, политической власти. Идеальным состоянием может быть равновеликое воздействие экономики и политики друг на друга. Опыт XX века показывает, что чрезмерное освобождение владельцев средств производства от влияния политических структур усиливает анархию и произвол в экономике, приводит к кризисам. Но преобладание политики приводит к еще большим потерям, еще более глубоким кризисам.

Другим признаком гражданского общества является развитость и разветвленность демократии. Причем, термин «демократия» здесь трактуется несколько по-иному, чем принято. Общепринято считать демократию атрибутом политической сферы, области властных отношений (форма государства, политический строй, режим). Разрешение общественных проблем связывается с политическими властными методами. Но есть понимание демократии как основной способ организации, упорядочения и регулирования отношений между всеми элементами социальной структуры общества, главным образом, по поводу их экономических и социальных интересов.

Демократия любого уровня предполагает наличие управляющих и управляемых. В качестве управляющих выступают профессиональ ные политики; управляемые - представители неполитической сферы - собственники, занятые в сфере производства. Степень зрелости гражданского общества зависит от соотношения этих эле ментов демократии. Гражданское общество можно считать сформи рованным, если достигнуто хотя бы равенство этих сторон. В идеале же - доминирование (не абсолютное) управляемых над профессио нально подготовленными управляющими.

Гражданское общество постоянно испытывает давление со стороны государственной власти. Но вместе с тем госу дарство не может развиваться нормально без свободного развития гражданского общества. Высокоразвитое гражданское общество - основа стабильности демократического режима. Оно должно иметь возможность свободно выражать свои интересы, формировать политическую волю, контролировать действия властей.

Гражданское общество гармонично связано с государством при демократическом режиме, находится в оппозиции к нему при тота литаризме и в конструктивном противоборстве при авторитарном режиме.

Правовое государство - то государство, в котором господствует право.

В основу правового государства заложены равенство перед законом власти, гражданина, общества и права. Основой реально значимых правовых отношений в правовом государстве оказы ваются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как бы идеально они ни были сформулированы, а элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство долга, сознание ответственности, привычка к дисциплине, подлинная гражданствен ность. Член правового государства пользуется свободой, обществен ным доверием и уважением, в нем не совместимы коррупция, подкуп, взятка, кумовство и другие негативные

Меня интересовала взаимосвязь между ущемлением гражданских прав и свобод в обществе и политической и экономической стабильностью в государстве. Вот нашла лекцию на эту тему. А то россияне часто пишут: "Не надо нам ваших свобод. Нам нужен сильный президент и стабильная экономика". А не бывает так. Отсутствие гражданского общества, ущемление прав граждан неизбежно ведет к ослаблению государства. Читайте, кому интересно. Здесь все написано.

Гражданское общество и государствонаходятся в тесной взаимосвязи, первое невозможно без второго. Благодаря государству человеческое сообщество вступает цивилизованности и становится обществом. Гражданское общество - это не только школа и церковь, но и гражданская война, противостояние социальных интересов, антиобщественное поведение, мафия и т.д., с которыми может справиться только государство. В конце концов, сам смысл концепции гражданского общества существует лишь при рассмотрении этого общества в соотношении с государством.

В то же время государство не может существовать вне общества. Она производная от гражданского общества, и назначение ее заключается в том, чтобы служить ему. Гражданское общество является противовесом государству в ее постоянном стремлении к господству над обществом. От степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства.

В понимании роли государства в обществе есть две крайние позиции - анархизм и етатизм. Анархизм отвергает государство вообще как орган принуждения и насилия над людьми. Етатизм, наоборот, всячески преувеличивает роль государства в жизни общества. Етатизм (от франц. etat - государство) - это засилье государства в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. Теоретически етатизм обосновывает необходимость активного вмешательства государства во все сферы общественной жизни, исходя из восприятия государства как всеобщей ценности, высшего результата и цели общественного развития. Практически етатизм проявляется в централизации, концентрации и бюрократизации политической власти, распространении организационно-контрольных функций государства за пределы оптимального соотношения государства и общества. Процесс етатизації общественной жизни ведет к ослаблению гражданского общества, его влияния на государство, что, в свою очередь, негативно отражается на самой государстве, вызывая ее упадок.

Етатизація общественной жизни в наибольшей степени происходит за недемократических, особенно тоталитарных политических режимов. За тоталитаризма централизация власти, ущемление прав и свобод граждан, произвола и волюнтаризм правящей верхушки приобретают крайних форм. Некоторые черты етатизму сохраняются и в демократическом обществе, но здесь он охватывает, главным образом, сферу экономики и контролируется политическими институтами гражданского общества.

Формой взаимодействия государства и гражданского общества является политический режим как система методов и средств осуществления политической власти, а различные типы политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный - являются разными способами этого взаимодействия.

Главной особенностью тоталитарного политического режима является всеобъемлющее огосударствления общественной и частной жизни, тотальный контроль государства над обществом и гражданами, который опирается на систематическое использование насилия. За тоталитаризма общество не оказывает ощутимого влияния на государство. Так, по социализма в СССР произошло огосударствление всех сфер общественной жизни. Государство фактически была владельцем всех средств производства, в лице одержавленої правящей партии монополизировала политическую власть в обществе, навязывала ему единую идеологию, направляла деятельность общественных организаций. Общество не имело реальных средств воздействия на государство. Выборы в представительные органы власти и сами эти органы имели формальный характер. Другие средства прямой демократии или не использовались вовсе, или также были формальными. Не было многопартийности, деятельность общественных организаций направлялась и жестко контролировалась коммунистической партией. Это же касалось и средств массовой информации.

По тоталитарного режима государство фактически поглощает гражданское общество. Зачатки этого общества существуют разве что в семье, домашнем хозяйстве, церкви, хотя и они не лишены произвольного вмешательства государства или одержавленої партии. Отсутствие развитых структур гражданского общества, прежде всего его экономической основы - частной собственности - и политических институтов, обратного влияния общества на государство приводят к деформации самого государства. Она прибегает к насилию, произвольных экспериментов над обществом, втягивается в войны и т.д.

Главной особенностью авторитарного политического режима является сосредоточение власти в одном ее органе, в руках одного лица или группы лиц и осуществления власти в основном с опорой на принуждение. Под углом зрения взаимодействия государства и гражданского общества авторитаризм отличается от тоталитаризма в лучшую сторону. За авторитарных режимов сохраняется автономия личности и общества в непо-літичних сферах, существует негосударственный сектор экономики, государство не осуществляет тотального контроля над обществом, не навязывает ему единую идеологию. Авторитаризм формально может предполагать разделение властей, многопартийность, выборность органов государственной власти и др. Однако реально государственная власть сосредоточена в руках главы исполнительной власти. Доминирует одна политическая партия; другие партии, общественно-политические организации, средства массовой информации не оказывают ощутимого влияния на осуществление государственной власти. Органы местного самоуправления если и существуют, то находятся под жестким контролем центральной власти. Выборы в представительные органы власти имеют формальный характер, преобладают силовые методы правления. Это означает, что в распоряжении гражданское общество не контролирует государство. Такое соотношение государства и гражданского общества в той или иной мере присуще большинству стран мира, хотя формально в них могут быть и признаки правового государства и демократического политического режима.

Партнером государства гражданское общество выступает лишь в правовом государстве за демократического политического режима. Понятие «правовое государство» и «демократическое государство» близкие по смыслу, но не тождественны. Демократическое государство не может не быть правовым. Однако не всякая правовое государство является действительно демократическим. Понятие «правовое государство» является формально-юридическим характеристикой государственности. За формального наличия основных признаков правового государства - конституционном произнесении принципов верховенства права, разделения властей, прав и свобод человека в стране на самом деле может существовать авторитарный политический режим, который прикрывается демократической риторикой и через низкий уровень политической культуры масс воспринимается именно как демократический.

Правовое государство не может существовать без гражданского общества. Особенность их взаимодействия по демократического политического режима заключается в том, что гражданское общество подчиняет себе государство и контролирует ее. Связь гражданского общества с государством, его влияние на нее основывается прежде всего на принципах демократии. Исходным из них является принцип народного суверенитета, который провозглашает народ единственным источником и верховным носителем власти в обществе. А это означает, что власть государства, его суверенитет производные от суверенитета народа, что гражданское общество создает государство для удовлетворения собственных нужд, а не ради нее самой, что государство не должно возвышаться над обществом и призвана служить ему, что, в конце концов, чиновники существуют для граждан, а не наоборот. Осознание гражданами именно такого соотношения между гражданским обществом и государством имеет принципиально важное значение для их формирования демократиче Сколько стоит дом построить . , подстолья ской политической культуры. Демократическая политическая культура гражданского общества проявляется тогда, когда гражданин не склоняется слепо перед государством, хотя бы какой демократической она издавалась, а задается вопросами вроде: что такое государство и для чего она нужна? что государство берет от меня и что я имею от нее? почему и для чего государство собирает налоги? куда идут собранные средства и сколько их нужно? в какой мере я принимаю участие в осуществлении государственной власти? почему чиновники за мой счет живут лучше, чем я? и др.

Принцип выборности как принцип демократии предусматривает формирование органов государственной власти путем выборов. Выборы являются важнейшим средством влияния гражданского общества на государство. От качества избирательного законодательства и его соблюдение на практике решающей степени зависят демократизм и эффективность государственной власти. Важным звеном, которое соединяет гражданское общество и государство, политические партии. В демократических государствах они выступают и главными субъектами избирательного процесса. Влияние на государство гражданское общество осуществляет также через общественные организации и средства массовой информации.

Наиболее полно связь гражданского общества и государства проявляется через права и свободы личности. С одной стороны, конституционное провозглашение и закрепление прав и свобод человека является политико-правовой основой разграничение гражданского общества и государства. С другой стороны, права и свободы являются главным звеном, которое соединяет гражданское общество и государство; благодаря наличию у граждан политических прав они подчиняют государство своему влиянию и осуществляют контроль над ней. Поскольку реальность прав и свобод человека является одновременно одним из основных признаков правового государства и важнейшим достоянием гражданского общества, то это означает, что они - правовое государство и гражданское общество - взаимно предполагают друг друга.

Однопорядковим с понятием «правовое государство» является относительно новое для политологии понятие «социальное государство». Правовая государственность как формально-юридическая характеристика государства сама по себе ничего не говорит о реальной жизни граждан. С помощью права (в его обычном понимании - как совокупности законов и всевозможных подзаконных актов: постановлений, приказов, должностных инструкций и т.д.) можно более изощренно издеваться над людьми, чем с использованием открытого и грубого насилия. Причем власть способна добиться легитимности, то есть признание, такого «права» гражданами, которые на ее потребность кричать «Распни его!» или потребуют наказания «врагов народа» или будут осуждать диссидентов.

Создатели и сторонники теории правового государства считали, что такое государство, обеспечивая каждому свободу и равенство, делая частную собственность доступной для каждого, стимулируя конкуренцию, предприимчивость и активность граждан, приведет их к всеобщего благосостояния. Однако этого не произошло. Абсолютизация индивидуальной свободы, невмешательства государства в экономическую и социальную сферы гражданского общества привели к усилению монополизации экономики и социального неравенства, обострение социальных противоречий, обесценивание самих идей свободы и равенства, поскольку большинство граждан в буржуазному государству не имели для них материального подоплеку.

При этих условиях конструктивным дополнением правовой государственности стали теория и практика социального государства. Понятие «социальное государство» возникло в послевоенной политической и общественной теории для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики. Каждое государство является социальным учитывая выполнения ею социальной функции. Особенностью современного социального государства является осуществление ею активной социальной политики, направленной на обеспечение прав человека, трудоустройства населения, защита прав работника на предприятии, создание систем здравоохранения и социального страхования, поддержку малоимущих, семьи и материнства, достижение высокого уровня благосостояния всех слоев населения. Политические права человека дополняются социально-экономическими правами, предусматривающие предоставление всем членам общества определенного минимума материальных и социальных благ. С этой целью государство активно вмешивается в экономику и социальные отношения, посредством налогов и различных социальных выплат перераспределяет через бюджет значительную часть национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения.

Начали такую социальную политику социал-демократические партии, которые в послевоенные годы долгое время находились у власти в некоторых западноевропейских странах, в частности в Швеции и Германии. Созданная ими в 60-х годах государственность достала сначала несколько идеологизированную название «государство всеобщего благоденствия», а впоследствии стала сказываться научным понятием «социальное государство».

Итак, социальное государство - это правовое государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение прав и свобод человека, достижение высокого уровня благосостояния всех слоев населения.

Активную социальную политику проводит и социалистическое государство. Однако происходит это за отсутствия правовой государственности и гражданского общества, что приводит к произвольного распределения государством материальных благ и социальных услуг, уравниловки, снижение стимулов к трудовой деятельности, вызывает застой производства. Последнее, в свою очередь, делает невозможным выполнение в полном объеме намеченных социальных программ. Как показала практика социал-де-тического правления, подобные последствия социальной политики возможны и в правовом государстве в случае абсолютизации социальных задач и чрезмерного вмешательства государства в экономику и перегрузки ее налогами. Правовая и социальная принципы организации и осуществления государственной власти находятся в противоречивом единстве. Абсолютизация формально-правовой стороны государственности вредит решению социальных задач. И наоборот, преувеличение значения последних ограничивает индивидуальную свободу, порождает уравнительные тенденции и другие негативные последствия в общественной жизни. Оптимальное сочетание правового и социального принципов в функционировании государства иногда обозначается термином «социально-правовое государство».