Соотношение муниципального права с другими отраслями российского права. Соотношение муниципального и других отраслей права Муниципальное право как наука: понятие, источники и методы научных исследований

Лекция 1: «Муниципальное право и его место в системе российского права»

1.5. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

В различных странах муниципальное право является либо комплексной отраслью права, либо подотраслью конституционного права или административного права.

При определении места муниципального права в правовой системе Российской Федерации необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, как уже отмечалось, это комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права.

Наиболее тесно муниципальное право связано с конституционным правом и административным правом. Муниципальное право организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

Для муниципального права характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.

Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву и т.д.

Федеральное агентство по образованию

Филиал ГОУ ВПО « Иркутский государственный университет» в г. Братске

кафедра правовых дисциплин

КОМПЛЕКС УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

по учебной дисциплине « Муниципальное право России»

специальность « Юриспруденция»

Братск, 2008

Введение: цели, задачи и методический инструментарий изучения учебного курса "Муниципальное право" …………………………………… 3

Программа лекционного курса учебной дисциплины ………………………. 4

1. Перечень (тематика) докладов, сообщений, контрольных вопросов для самоанализа студентов при подготовке к семинарским занятиям, текущим срезам знаний и собеседованиям со студентами ………………………………………… 10

2. Вопросы для самоанализа и контроля знаний студентов …………………. 13

Раздел III

Контрольные вопросы к экзамену …………………………………………….. 15

РазделIY

1. Список нормативных актов, специальной и учебной литературы…………… 16

2. Примерная тематика дипломных работ ……………………………………… 18

РазделY

Терминология. Статистика. Организационное моделирование… ……… 20-33

1. Терминологический словарь по курсу « Муниципальное право …………….. 21

2.Структура системы местного самоуправления в Российской Федерации.

СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, ДИАГРАММЫ (Приложения №№ 1-9)……………………………………… 23

Цели и задачи изучения учебного курса "Муниципальное право"

Цель : овладеть базовыми системными знаниями в области теории, методики и практики муниципального права, а также сформировать первичные методологические и прикладные навыки, умения, подходы к применению полученных юридических знаний к практике анализа и регулирования муниципальных правоотношений.

Задачи :

Освоение нормативно-правовой базы, регламентирующей и регулирующей порядок функционирования органов местного самоуправления, муниципальные правоотношения и механизм формирования муниципальные органов власти.

Изучение исторического опыта и различных моделей организации местного самоуправления дореволюционной России и зарубежных стран с развитыми демократическими традициями и институтами народовластия.

Формирование у студентов системно-структурного представления о роли, месте, значении системы местного самоуправления в правовом демократическом государстве, а также освоение целостного, комплексного представления и понимания правовых механизмов и процедур ее функционирования.Изучение настоящего курса базируется на полученных теоретических и методологических знаниях учебных дисциплин «История отечественного государства и права», «Теория государства и права», «Конституционное (государственное)право России и интегрируется с изучением учебных курсов «Политология», «Менеджмент», а также частично корреспондируется с освоением проблематики важнейших тематических разделов таких спецкурсов по выбору студентов, как «Политические институты власти», «Выборы и референдум», « Актуальные проблемы теории государства и права России».

Учебно - методический инструментарий :

Сборники нормативно-правовых актов;

Логические схемы и таблицы;

Комплекс юридических задач и логических заданий;

Комплект вариативных тестов;

Информационно-методические материалы и медиа - презентационное оборудование;

РАЗДЕЛ I. П рограмма лекционного курса учебной дисциплины

Тема 1. Понятие муниципального права

1. Предмет правового регулирования муниципального права.

2. Взаимосвязь муниципального права с другими отраслями права.

3. Муниципально-правовые нормы: понятие, особенности, виды.

4. Структура муниципально-правовой нормы. Санкции в муниципально-правовой норме.

5. Муниципальная ответственность: понятие, субъект, содержание.

отличие муниципальной ответственности от других видов юридической ответственности.

6. Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, содержание, виды.

7. Основания возникновения, изменения и прекращение муниципальных правоотношений.

8. Субъекты и объекты муниципальных правоотношений.

9. Методы правового регулирования муниципального права.

10. Источники муниципального права как отрасли права и как науки.

11. Наука муниципального права. Проблемы ее развития на современном этапе.

Тема 2. Понятие и модели местного самоуправления

1. Понятие местного самоуправления. Соотношение местного самоуправления и местного управления,

2. Основные теории местного самоуправления.

3. Модели местного самоуправления (англосаксонская, континентальная, германская, иберийская и др.)

4. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации.

5. Местное самоуправление в дореволюционной России.

6. Организация власти на местах в советский период. Место и роль местных Советов, их система, компетенция, организация работы.

7. Местное самоуправление как одна из форм народовластия.

Тема 3. Принципы местного самоуправления

1. Понятие и система принципов местного самоуправления.

2. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина как принцип местного самоуправления.

3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

4. Организационная обособленность местного самоуправления как принцип

  • 9. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, основные направления совершенствования.
  • 3. Предмет и метод муниципального права как отрасли права.
  • 4. Муниципально-правовые нормы: понятие, особенности, виды.
  • 10. Законодательство субъектов рф о местном самоуправлении: современное состояние, основные направления совершенствования.
  • 11. Устав муниципального образования: структура, содержание, порядок принятия, регистрации и вступления в силу.
  • 14. Организация местной власти в советский период: положительные и негативные тенденции государственного строительства.
  • 16. Общая характеристика континентальной (французской) модели местного самоуправления.
  • 19. Понятие, сущность, назначение местного самоуправления.
  • 20.Продолжение
  • 21. Система местного самоуправления в России: понятие и основные элементы.
  • 16.Продолжение
  • 17. Общая характеристика смешанной (германской) модели местного самоуправления.
  • 18. Основные теории о сущности и природе местного самоуправления
  • 11.Продолжение
  • 12. Система, порядок подготовки, вступления в силу и отмена муниципальных правовых актов.
  • 13. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
  • 22. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • 23. Функции местного самоуправления.
  • 25. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • 27. Понятие территориальных основ местного самоуправления.
  • 28. Муниципальное образование: понятие, статус и виды.
  • 29. Границы муниципальных образований, их установление и изменение.
  • 30. Преобразование муниципальных образований.
  • 25.Продолжение
  • 26. Конституционно-правовые полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления.
  • 24. Вопросы местного значения: понятие, виды, правовое закрепление
  • 31. Межмуниципальное сотрудничество.
  • 32. Непосредственные формы осуществления местного самоуправления: понятие, виды, правовое регулирование.
  • 36. Публичные слушания. Правотворческая инициатива граждан.
  • 39. Территориальное общественное самоуправление.
  • 40. Органы местного самоуправления: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
  • 41. Компетенция органов местного самоуправления в рф: понятие, общая характеристика.
  • 42. Представительный орган муниципального образования: понятие, порядок формирования, структура, полномочия.
  • 36.Продолжение
  • 37. Сход граждан. Собрания, конференции граждан.
  • 38. Обращения граждан в органы местного самоуправления.
  • 32.Продолжение
  • 33. Местный референдум: понятие, правовое регулирование организации и проведения
  • 34. Муниципальные выборы: понятие, правовое регулирование организации и проведения.
  • 43. Заседания представительного органа муниципального образования: порядок подготовки и проведения.
  • 44. Постоянные комиссии представительного органа муниципального образования: виды, функции, организация работы.
  • 46. Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
  • 47. Глава местной администрации: порядок формирования, полномочия, ответственность.
  • 47.Продолжение
  • 48. Местная администрация: понятие, порядок формирования, внутренняя структура, полномочия.
  • 49. Контрольно-счетный орган местного самоуправления: порядок формирования, основные полномочия.
  • 46.Продолжение
  • 45. Статус депутата представительного органа муниципального образования: понятие, содержание, правовое регулирование
  • 50. Муниципальная служба: понятие, принципы, правовое регулирование.
  • 51. Понятие и виды муниципальных служащих.
  • 52. Муниципальный служащий: правовой статус.
  • 54. Поступление на муниципальную службу. Прохождение, прекращение муниципальной службы.
  • 56. Муниципальное имущество: понятие, виды, способы образования, правовое регулирование.
  • 56.Продолжение
  • 57. Местный бюджет: понятие, структура, правовая основа.
  • 54.Продолжение
  • 55. Экономическая основа местного самоуправления в рф: понятие, структура, юридическое закрепление.
  • 52.Продолжение
  • 53. Гарантии и социальные льготы муниципальных служащих.
  • 58. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании.
  • 59. Доходы местных бюджетов: общая характеристика.
  • 62. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере.
  • 64. Понятие и виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
  • 65. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
  • 62.Продолжение
  • 63. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
  • 59.Продолжение
  • 60. Расходы местных бюджетов: общая характеристика.
  • 61. Муниципальный заказ: понятие, условия размещения, правовое регулирование.
  • 66. Ответственность органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.
  • 67.Ответственность органов и должностных лиц перед физическими и юридическими лицами.
  • 68. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.
  • 1. Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями права

    При определении места муниципального права (МП) в правовой системе РФ необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, как уже отмечалось, это - комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права.

    МП организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

    Для МП характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

    Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.

    Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву, и т.д.

    2. Муниципальное право как наука: понятие, источники и методы научных исследований

    Термин «муниципальное право» используется для обозначения отрасли права, науки и учебной дисциплины .

    Как наука, МП - это совокуп знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления. Это более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права. Наука муниципального права помимо общепризнанных норм рассматривает дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы. В рамках научных исследований помимо действующих в РФ в настоящее время институтов местного самоуправления ученые изучают практику правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности, а также обращаются к зарубежному опыту в данной сфере.

    Теоретическими источниками муниципального права являются фундаментальные научные труды ученых-юристов и видных деятелей земского движения дореволюционной России, изучавших опыт организации земского и городского самоуправления. В первую очередь можно отметить такие работы, как «Государственное и общественное управление и самоуправление и судебная власть» В.П. Безобразова (1882 г.), «О самоуправлении. «История местного самоуправления в России» А.Д. Градовского (1899 г.), Однако в дореволюционной России не произошло выделения МП в самостоятельную отрасль права или научную дисциплину. Проблемы муниципальных отношений изучались в основном в рамках гос. или админист. права.

    В советское время МС было фактически ликвидировано и заменено системой местных советов, которые являлись местными органами гос власти. Однако не следует полностью отбрасывать изучение опыта функционирования этой системы, который получил отражение в юридической науке в период советского строительства.

    Наука МП изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, при этом используются присущие всему правоведению общенаучные методы (диалектический, системный, конкретно-социологичекий), а также специальные (сравнительно-правовой, статистический, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический и др.).

    Термин «муниципальное право» применяется также и в качестве названия учебной дисциплины. Задачи данного курса состоят в оказании помощи будущим юристам и менеджерам в изучении основ правового регулирования организации и функционирования местного самоуправления.

    Учебная дисциплина муниципального права представляет собой совокупность наиболее общих знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления.

    Можно выделить следующие основные отличия учебной дисциплины муниципального права от науки: 1) учебная дисциплина является вторичной по отношению к науке, так как базируется на ее достижениях; 2) учебная дисциплина не использует теорий и гипотез, а оперирует только общепризнанными положениями; 3) наука всегда обладает свойством проблемности, учебная дисциплина такого свойства иметь не может; 4)источником науки являются научные статьи, монографии, диссертационные исследования, источником учебной дисциплины - учебники и учебные пособия.

    В настоящее время некоторые ученые не рассматривают муниципальное право в качестве самостоятельной отрасли права, так как изначально оно возникло как подотрасль конституционного праваКостюков А. Н. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2012. С.11..

    В определённом смысле подхода промежуточного характера придерживается А.А. Сергеев, который выделяет муниципальное право в широком и узком смысле. В узком смысле он трактует муниципальное право как совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих организацию местного самоуправления. В широком смысле под муниципальным правом понимает то, что представители первого из вышеперечисленных подходов называют «комплексной отраслью муниципального права». Под муниципальным правом он понимает объединение муниципального права в узком значении с базовыми и локальными межотраслевыми институтами, причем рассмотрение его в этом смысле целесообразно в учебных целях.

    Таким образом, в российской юридической науке существуют следующие точки зрения о соотношении конституционного и муниципального права:

    муниципальное право - самостоятельная комплексная отрасль российского права;

    муниципальное право - подотрасль конституционного права;

    муниципальное право может пониматься в двух смыслах: в узком - это подотрасль конституционного права, в широком - комплексное правовое образование.

    Думается все же, что согласиться с несамостоятельным характером отрасли муниципального права нельзя. Конституционное право в силу специфики своего предмета регулирует, как правило, лишь базисные общественные отношения в соответствующей сфере, подробная же регламентация осуществляется нормами другой отрасли, хотя есть и исключения. В этом смысле конституционное право не регламентирует подробно, например, деятельность местных администраций - это задача именно муниципального права.

    В доктрине права рассматривается также положение о том, что муниципальное право является подотраслью административного права. Так, Ю.Н. Стари- лов наряду с милицейским, строительным, социальным, служебным, образовательным правом относит муниципальное право к особенной части административного праваСтарилов Ю. Н. Административное право: практикум. М.: Норма, 2010. С. 24.. Согласно точки зрения В.С. Четверикова, муниципальное право является комплексной отраслью в силу отсутствия специфических норм права и использования правовых норм конституционного, гражданского, административного права, тем самым автор фактически говорит о муниципальном праве как подотрасли административного праваЧетвериков В. С. Муниципальное право: учеб.пособие. М.: Инфра-М, РИОР. Серия: ВПО: Бакалавриат, 2013. С. 208..

    Следует признать, что муниципальное право имеет ряд точек пересечения с административным правом. Во-первых, муниципальное управление осуществляется, преимущественно, с использованием метода власти-подчинения. Во-вторых, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, выполняя при этом функции государственного управления. В- третьих, органы местного самоуправления могут являться органами административной юрисдикции, осуществляя при этом правоохранительную деятельность.

    Тем не менее, значительный объем в муниципальном праве норм конституционного, гражданского, финансового и некоторых других отраслей права позволяет считать его самостоятельной комплексной отраслью российского права.

    И.В. Выдрин полагает, что муниципальное право обладает присущим только ему предметом регулирования, специфическими правовыми конструкциями, своеобразной структурированностью норм, сочетанием различных методов юридического воздействия, т.е. совокупностью факторов внутреннего свойства Выдрин И. В. Муниципальное право России: учебник. М.: Инфра-М, Норма, 2012. С. 256..

    При этом, следует согласиться с мнением А.Н. Костюкова, что в юридической науке самостоятельность муниципального права как отрасли права доказана и не вызывает сомнений. Муниципальное право, как отрасль права, тесно взаимодействует с конституционным, административным, финансовым, налоговым, гражданским, коммерческим, экологическим отраслями права и др. Нормы данных отраслей права регулируют отдельные группы отношений, складывающихся в системе местного самоуправления. Взаимодействие муниципального права с другими отраслями права обусловлено также применением смежного метода правового регулирования отношений. При соотношении муниципального права с административным и гражданским правом смежными являются также нормы об ответственности субъектов муниципально-правовых отношений. Если рассматривать взаимосвязь муниципального права с гражданским, необходимо отметить, что муниципальные образования являются участниками гражданского оборота, при этом от их имени выступают органы местного самоуправления - как юридические лица. Муниципальное право взаимодействует также с земельным правом, так как органы местного самоуправления имеют непосредственное соприкосновение с управлением определенной частью земельных ресурсов. Муниципальное право соотносится также по предмету правового регулирования с финансовым правом в области бюджетно-финансовой деятельности органов местного самоуправления.

    Поэтому следует сделать вывод о том, что, несмотря на наличие тесной связи между отраслями конституционного и муниципального права, муниципальное право России является самостоятельной отраслью права, имеющей собственный предмет регулирования.

    В различных странах муниципальное право является либо комплексной отраслью права, либо подотраслью конституционного права или административного права.

    При определении места муниципального права в правовой системе Российской Федерации необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, как уже отмечалось, это комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права.

    Наиболее тесно муниципальное право связано с конституционным правом и административным правом. Муниципальное право организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

    Для муниципального права характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

    Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.

    Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву и т.д.

    Вопрос 7 Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России.

    Термин «Муниципальное право Российской Федерации» используется не только для названия соответствующей отрасли российского права, но и для обозначения научной дисциплины, имеющей своим предметом изучение муниципального права как отрасли права.

    Муниципальное право - отрасль российского права - регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Задачей научной дисциплины является раскрытие сущности местного самоуправления, его своеобразия как формы организации власти народа.

    Одной из важных проблем организации и деятельности местного самоуправления является вопрос о соотношении власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной власти. Местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны - у них единый источник: власть народа. Однако, несмотря на тесную взаимосвязь местного самоуправления и государственной власти, - это разные формы осуществления народовластия.

    Муниципальное право как научная дисциплина в настоящее время еще находится в процессе своего становления. При этом проблемы организации и деятельности власти на местном уровне исследуются учеными на протяжении весьма значительного периода. Вопросы местного самоуправления активно изучались в дореволюционной России. В то время издавалось большое количество научной, общественно-политической литературы по вопросам земского и городского самоуправления.

    В советский период правовые аспекты деятельности местных органов власти и управления изучались специалистами государственного и административного права. Необходимо отметить, что в юридической литературе советского периода предпринимались попытки использовать идею местного самоуправления применительно к местным Советам. В 1928 г. была издана книга Л.А. Велихова “Основы городского хозяйства”, в которой автор предпринял попытку “сжато изложить муниципальную науку в целом”. Однако в 30-40-е годы XX века в большинстве советских юридических исследований отвергалась сама идея местного самоуправления. И только в начале 50-х годов в работе С.Н. Братуся вновь появляется термин “самоуправление”, который, однако, связывался с деятельностью местных Советов. В 1963 г. была издана работа В.А. Пертцика “Проблемы местного самоуправления в СССР”, который рассматривал местное самоуправление как часть государственного самоуправления.

    Большой вклад в разработку вопросов организации и деятельности местных органов советской власти внесли такие ученые, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Р.Ф. Васильев, Л.А. Григорян, А.И. Ким, О.Е. Кутафин, А.И. Лукьянов, А.И. Лепепшин, В.А. Пертцик, А.Я. Слива, Н.Г. Старовойтов, Ю.А. Тихомиров, Я.Н. Уманский, В.И. Фадеев, К.Ф. Шеремет и др.

    В настоящее время муниципальное право как научная дисциплина развивается весьма активно. Уже опубликован ряд исследований по данной тематике, появились диссертационные исследования. Возникла и новая научная дисциплина “Муниципальное право России”. Ее изучение предусмотрено в соответствии с государственным образовательным стандартом в качестве одной из обязательных дисциплин по специальности “Юриспруденция”.