Реализация конституции понятие пути и способы. Механизм реализации конституции рф

Реализация (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения.

Реализация права - процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

Процесс воплощения Конституции уникален вследствие ее неповторимости, придающей специфические черты и механизму ее действия.

Реализация Конституции - процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.

Рассмотрим формы реализации конституции.

Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.

Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению - это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.

Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.

Применение права - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Специфика применения конституционных норм проявляется в том, что оно производится по субъективному усмотрению правоприменителей.

Проблемы реализации

Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является некачественность принимаемых нормативно-правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной характеристикой «некачественного» нормативно-правового акта представляется его неконституционность. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном). К сожалению, одна треть законов субъектов Российской Федерации, принятых за последние два года (их зарегистрировано Министерством юстиции РФ около 50 тысяч), являлась до последнего времени не соответствующей Конституции РФ.

Другая проблема состоит в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно стимулировать правотворческую деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико-правовых институтов, совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. Эти процессы развиваются в России непоследовательно, противоречиво. Многие действительно полезные демократические правовые установления нередко остаются нереализованными в силу того, что они неадекватно воспринимаются общественным сознанием, а порой и средствами массовой информации.

Конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию.

При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права. Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме реализации права в целом. Человек не должен и не в силах знать весь объем правовых установлений, однако даже при отсутствии необходимых знаний о конкретных правовых нормах он совершает правомерные поступки или воздерживается от совершения неправомерных. Это связано с тем, что уровень правового сознания человека определяется не только знанием конкретных норм права, но и знанием его принципов, основополагающих исходных положений. Последние же в большей степени сконцентрированы в конституционном законодательстве и, в первую очередь, в Конституции РФ. Следовательно, от уровня конституционного правосознания, характеризующегося, в том числе и степенью информированности о конституционно-правовых ценностях, зависит поведение человека в юридически значимых ситуациях и эффективное действие механизма реализации права.

Наличие у индивида знаний о своих конституционных правах и свободах существенно влияет на формирование конституционно-правовой психологии личности. Однако, для реализации конституционных прав и свобод, их восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие рациональных компонентов в системе конституционного правосознания: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, способах защиты прав и свобод.

Близкими формами реализации правовых норм, по характеру воздействия на них конституционного правосознания, являются их соблюдение и исполнение. Однако тесная связь исполнения и соблюдения правовых предписаний не означает их тождественности. Отграничить их можно, в частности, по особенностям форм и способов проявления конституционного правосознания, его отдельных структурных компонентов.

Существенное влияние на формирование в сознании личности необходимого для добросовестного и эффективного соблюдения и исполнения юридических норм положительного социально-психологического климата, по мнению автора, оказывает практическая деятельность государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений. Конституционность их деятельности должна обеспечивать преодоление отчуждения граждан от государства, формирование у граждан чувства конституционной законности.

Без достаточно высокого уровня конституционного правосознания немыслима и деятельность субъектов, осуществляющих применение права. Особая роль конституционного правосознания в процессе применения не только конституционно-правовых предписаний, но и права в целом обусловлена, прежде всего, ведущей ролью Конституции РФ в системе источников права России и приоритетом конституционного права перед всеми остальными отраслями российского права. К тому же, применение самих конституционных норм может быть осуществлено несколькими способами: во-первых, конституционные предписания могут быть применены самостоятельно; во-вторых, совместно с отраслевыми нормами, и, что важно, в случае необходимости вместо них; в-третьих, конституционные нормы могут быть применены для официального толкования норм отраслевого законодательства.

Особенностью многих конституционных норм является то, что их реализация возможна лишь в результате правоприменительной деятельности государственных органов и других уполномоченных на то субъектов. Им, так же как и многим другим правовым нормам, может быть свойственно альтернативное начало, то есть установление двух или более вариантов выполнения предписания и оставление выбора одного из них на усмотрение субъекта правореализации (С.А. Авакьян). В этих случаях идеологические и психологические компоненты конституционного правосознания в своем единстве позволяют субъектам правоприменения выработать оптимальные варианты правореализации в соответствии с требованиями конституционной законности.

Отмечая позитивные изменения в сфере прав человека, в связи с новой Конституцией, к сожалению, следует констатировать что, существенного прогресса в обеспечении и защите прав, свобод и законных интересов жителей не усматривается. Это, прежде всего, связано с состоянием экономики; несоответствием ряда нормативных актов, приказов, распоряжений, затрагивающих права граждан, федеральному и региональному законодательству; укоренившимся в сознании граждан неуважением к закону; попыткой некоторых граждан реализовать свои права в ущерб правам и интересам других лиц; пренебрежительным отношением ряда должностных лиц к правам граждан; ослаблением контроля со стороны государства за соблюдением их прав и свобод, недостаточного уровня понимания Конституционных положений.

Наличие жалоб свидетельствует о том, что конкретные права граждан, гарантированные им Конституцией Российской Федерации, в должной мере не реализуются.

Рассмотрим некоторые из них.

Имело место нарушение фундаментального права граждан на жизнь, предусмотренное статьей 20 Конституции РФ. Обращает на себя внимание число граждан, погибших насильственной смертью.

Не все благополучно обстояло в области с реализацией гражданами права на охрану здоровья, на медицинскую помощь, закрепленного в статье 41 Конституции РФ. Имели место жалобы на недоступность бесплатных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, высокую стоимость лекарственных средств, дефицит необходимой современной медицинской техники и другое.

Далеко не всегда, граждане в соответствии со ст. 12 Конституции РФ могли получить достоверную и своевременную информацию о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, других факторах.

Не на должном уровне в области реализовывалось конституционное право граждан на государственную защиту материнства, детства, семьи.

Юридическое закрепление прав детей в России Конституцией Российской Федерации в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка не всегда ведет к их фактическому соблюдению и реализации.

Анализируя проблемы реализации и защиты прав детей, приходится констатировать, что Россия пока не выполнила одной из главных рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка - не создала работающие механизмы рассмотрения жалоб детей на жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение. До сих пор в России не решен вопрос о создании ювенальной юстиции, как подсистемы общего правосудия, функционирование которой могло бы дать положительный результат в деле проведения государственной политики по охране прав детства.

Имели место случаи затруднения реализации права жителей на образование, поскольку не всегда государственные органы и должностные лица обеспечивали на должном уровне создание системы соответствующих социально-экономических, организационных условий для получения гражданами надлежащего образования.

Большое количество жалоб поступило в связи с нарушением предусмотренного статьей 40 Конституции РФ права на жилище.

Исходя из обращений граждан, особо актуальной продолжает оставаться проблема реализации права на жилище малоимущими гражданами. Уполномоченный констатирует, что ст. 40 Конституции РФ, закрепляющая положение о том, что малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из негосударственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, практически не реализуется.

Также поступали жалобы граждан по проблемам, связанным с реализацией права на судебную защиту, предусмотренную статьей 46 Конституции РФ. конституция норма судебный решение

Одной из таких проблем продолжала оставаться проблема неисполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Количество неисполненных исполнительных документов на 01.01.01 г. составило: о взыскании заработной платы - 5536; о взыскании детских пособий - 13248; по предоставлению жилья - 103; о возмещении вреда здоровью - 113; о взыскании алиментов - 11411. На конец 2000 года не было взыскано заработной платы на сумму 23233257 рублей, детских пособий - 20977292 рубля.

В соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В области существуют серьезные проблемы с реализацией этого гарантированного права. Высокая плата за оказание юридических услуг привела к тому, что не только малоимущим слоям населения становится недоступным получение квалифицированной юридической помощи, но и большинству населения с более или менее устойчивыми доходами.

Исходя из анализа жалоб граждан, можно констатировать, что имело место ограничение права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, предусмотренного статьей 27 Конституции РФ. В основном, это ограничение было связано с отсутствием паспорта гражданина Российской Федерации и отсутствием регистрации по месту пребывания и жительства.

Ограничение свободы передвижения граждан наблюдалось в связи с отсутствием у них в паспорте штампа о регистрации по месту пребывания или жительства. Многие граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, попадают в нетерпимое положение. Государство как бы вычеркивает их из жизни - они лишены не только социальных прав (на жилище, медицинскую помощь и т.п.), но и гражданских, и политических прав, а подчас и права на жизнь. Отсутствие регистрации по месту жительства ведет к отсутствию нормальной работы. Многие работодатели даже не хотят разговаривать с гражданином, если он не зарегистрирован по месту жительства. Поэтому вышеуказанные граждане держатся за самую тяжелую, низкооплачиваемую работу и боятся куда-то переехать, попытаться улучшить условия своей жизни на новом месте, опять же из-за отсутствия регистрации.

Недостаточно активно реализовывалось право граждан на осуществление ими властных полномочий через референдумы, сходы, собрания граждан, всенародные обсуждения, предусмотренное статьей 3 Конституции РФ, что могло бы снять многие спорные вопросы между гражданами и государственными структурами при принятии различных решений органов власти и местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы граждан.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что наиболее значимыми для граждан и остро переживаемыми являются нарушения социально-экономических прав жителей, признанных гарантировать достойный для человека уровень жизни, невозможность их реализации, что ведет к недоверию населения к власти, порождает инертность у многих граждан к защите своих прав, неверие в возможность их реализации.

На нынешнем этапе развития общества необходимо стремиться, в полном объеме реализовать заложенный в Конституции потенциал, а не пытаться вносить поправки в конкретные ее статьи. В условиях, когда на первый план выдвигаются задачи не изменения текста Конституции, а обеспечения ее стабильности и реализации внутреннего потенциала, важным инструментом развития заложенных в Конституции 1993г. нормативных положений, принципов является официальное их толкование.

Совершенствование практики применения конституционных норм так же видится важнейшим направлением современного конституционно-правового развития, предпосылкой преодоления конституционного нигилизма в России. Важно, обеспечивая стабильность действующей Конституции, привести в действие все ее нормы и институты, обеспечить их регулирующее воздействие на общественные отношения, что составляет динамический аспект действия Конституции РФ. Последний отражается в самом тексте Основного Закона понятием «прямое действие Конституции». Обеспечение прямого действия Конституции (прежде всего в практической деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц) способно существенно повлиять на состояние и развитие конституционного правосознания российских граждан. Прямое действие Конституции должно пронизывать все сферы юридической практики, охватывать все формы правореализации, выступая при этом в качестве основополагающего принципа деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, должностных лиц и граждан. Причем особое влияние на сознание граждан оказывает практика применения Конституции РФ правоохранительными органами, с которыми граждане сталкиваются чаще всего и в наиболее острых критических ситуациях. Поэтому, сложившаяся практика, когда правоохранительные органы, как правило, применяют Конституцию опосредованным образом (через конкретизирующие ее отраслевые нормы), нуждается в существенной корректировке.


Структура и содержание действующей Конституции РФ. Концептуальные особенности Конституции РФ Механизм реализации Конституции РФ.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы, и последовательность их расположения. В основе определения последовательности расположения в конституции разделов и глав лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом.

При разработке проекта Конституции Российской Федерации 1993 г. предполагалось начать Конституцию именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина, о чем уже говорилось ранее. В отдельных зарубежных странах именно такой раздел или глава открывают конституцию. В проектах Конституции Российской Федерации, составленных в инициативном порядке отдельными учеными и юристами, также предлагался подобный вариант.

Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, было бы беспредметным. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина на задний план, уже во второй статье закрепив признание их высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Основы конституционного строя. Права и свободы человека и гражданина. Федеративное устройство. Президент. Федеральное собрание. Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Местное самоуправление. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения» .

Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней ее редакции. В последней выделялись преамбула, одиннадцать разделов (и дополнительно еще шесть), в качестве приложения в нее включался Федеративный Договор.

В структуре Конституции России четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующих изменениях структуры.

Изменено название первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» - это не простая замена терминов «общественный» на «конституционный», а отражение качественного изменения характеристики строя.

В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания».

Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.

Последовательно и четко отражен в структуре Конституции принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не определяло суд как орган государственной власти).

Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе России.

Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития России, наличие которого и в прежней Конституции уже являлось неоправданным.

В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности как таковой без увязки ее статуса непосредственно с государством.

Конституция Российской Федерации 1993 г. не включает в свой текст Федеративный Договор, поскольку его положения нашли отражение в Конституции.

В целом, по своей структуре Конституция 1993 г., в отличие от прежней, стала более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.

Раздел II Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела - явление нередкое. В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу данной Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Механизм реализации Конституции предусматривает систему, включающую в себя функции Конституции, субъекты и объекты, формы и способы осуществления ее норм и институтов.

Функции Конституции (направление воздействия на развитие общественных отношений).

1) Учредительная (народ осуществляет государственную власть через политические и государственно-правовые институты) ; установление нормативных принципов для всех отраслей права.

2) Политическая (Конституция выражает волю и интересы граждан, закрепляет основы общественного устройства, устанавливает систему органов государственной власти, определяет характер взаимоотношений между личностью и государством).

3) Идеологическая (Конституция отражает и закрепляет политическое и правовое сознание народа; защищает определенную систему ценностей в области национальной, религиозной и семейной жизни).

4) Юридическая (закрепление основных устоев общества и государства; определяет принципы развития экономической, политической и духовной жизни; обеспечивает юридическую охрану прав и свобод человека и гражданина).

5) Управленческая (определяет систему, организацию и деятельность государственных органов).

Субъекты реализации Конституции: народ, государство,

Территориально-государственные образования, нации, этнические и национальные группы; общественно-политические организации; граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты реализации Конституции: общество, его социальные, экономические, политические структуры; государственные органы и общественные организации, граждане и другие участники социальной жизни.

Формы реализации Конституции;

1) Исполнение - обязательное совершение предусмотренных Конституцией действий либо воздержание от запрещенных действий.

2) Применение - разрешение уполномоченными на то субъектами конкретных юридических дел.

Способы реализации Конституции.

1) Обязывание - необходимость обязательного исполнения правовой нормы

2) Дозволение - предоставление возможности исполнить предписание правовой нормы

Действие конституции, т.е. реальное воздействие норм основного закона на общественную и государственную жизнь, их воплощение в конкретные правоотношения и достижение в итоге конкретного результата, представляет собой ее реализацию .

Для обеспечения реализации Конституции России важную роль играет создание механизма ее воплощения в общественную и государственную жизнь. Какими бы идеальными ни были конституционные нормы, их реальная жизнь зависит от тех условий, которые сложились в российском обществе и государстве. В своей совокупности эти условия и формируют определенный механизм реализации основного закона.

Существует два основных вида реализации конституционных норм: прямое (непосредственное) и опосредованное действие норм Конституции.

Прямое действие норм Конституции не предполагает дополнительного принятия каких-либо правовых актов или осуществления специальных мер. Конституционные нормы непосредственно воздействуют на общественные отношения. Субъект правоотношений в данном случае напрямую применяет, соблюдает, исполняет, использует конституционные нормы, осуществление которых зависит от его волеизъявления.

в соотношении с тремя обозначенными в ст. 10 Конституции ветвями - законодательной, исполнительной и судебной властями - президентская власть рассматривается как первая и стоящая над ними, поскольку обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие (ст. 80 Конституции).

Ст. 80 по 93. Президент

Ст. 83 л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

Ст. 102. 1. К ведению Совета Федерации относятся:

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Ст 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

ст. 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Так, в соответствие с ч. 1 ст. 29 Конституции РФ каждому в России гарантируется свобода мысли и слова. Это право реализуется индивидом непосредственно, независимо от волеизъявления либо действий иных субъектов правоотношений.

Так, использование гражданами их прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Опосредованное действие норм Конституции происходит лишь при условии дополнения, конкретизации или детализации конституционных положений законами и иными нормативными правовыми актами. В данном случае речь идет о положениях статей Конституции, которые содержат прямое указание на необходимость принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов, определяющих условия и порядок реализации конституционных норм.

Ст 43. 1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ст. 15. п.1 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Ст 55. 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Ст. 41 (Про мед помощь.)

Право обратиться в конституционный суд.

Реализация конституционных норм осуществляется п различных формах.

Основная форма реализации Конституции РФ – это ее соблюдение , означающее такое правомерное поведение субъекта правоотношения, которое предполагает пассивное воздержание от запрещенных нежелательных действий. Правовые нормы, акцентируя необходимость такого воздержания, устанавливают конкретные запреты.

Особой формой реализации является применение конституционных норм . Речь идет о тех случаях реализации конституционных норм, когда для их осуществления необходимо вынесение компетентными органами соответствующих правовых актов.

Механизм реализации конституционных норм различен в зависимости от степени возможности их применения субъектом правоотношений без использования других нормативных правовых актов. Вместе с тем большинство конституционных норм, действуя напрямую, в то же время конкретизируется в текущем законодательстве и реализуется в совокупности с иными актами. Так, в ст. 18 Конституции РФ говорится о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Вместе с тем реализация многих прав и свобод предполагает издание соответствующих законов. Это дает основание говорить не просто о наличии, а о преобладании третьего, так называемого, смешанного вида реализации конституционных норм, сочетающего прямое (непосредственное) и опосредованное действие Конституции.

Результатом применения конституционных норм является принятие нормативного правового либо индивидуального правового акта: закона, акта органа исполнительной власти, судебного решения. Примерами правоприменительных актов являются: федеральный закон об утверждении федерального бюджета; указ Президента РФ о назначении федерального министра или руководителя федерального ведомства; постановление Государственной Думы об амнистии; постановления Конституционного Суда РФ о соответствии Конституции РФ отдельных положений закона или иного нормативного правового акта, являющегося предметом конституционного контроля; вынесение органами юстиции решений о регистрации общественного объединения и т.п. Цель правоприменительного акта – создание правовых условий для реализации конституционных норм.

Реализация - это процесс воплощения правовых предписаний Конституции в реальную действительность.

Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

Реализация Конституции имеет несколько уровней:

  • 1. Уровень реализации нормы:
    • · использование права - реализация, субъектами конституционного права (органами гос. власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами МСУ) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий);
    • · исполнение обязанностей - реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, ФЗ, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту;
    • · применение полномочий;
    • · соблюдение запретов.
  • 2. Уровень реализации институтов:
    • · идеализация;
    • · прямое действие;
    • · правотворчество.
  • 3. Уровень реализации подотрасли (избирательноезак-во)
  • 4. Уровень достижения цели Конституции.(Конституция 1918 года - реализована полностью)

Вопрос № 11 Конституционно-правовая ответственность в РФ: понятие и формы

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.

Конституционно-правовая ответственность имеет два основания:нормативное и фактическое. Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Основанием КПО является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям КПН и влекущее специальную КПО. За нарушение норм КП наступает не только КПО, но и иная - угол.иадм-я отв-ть: за нарушение конст-х обязанностей ее несут граждане. Пэ КПО отличается от иных видов отв-ти именно спецификой своих мер (форм).

Существуют:

  • 1) ответственность президента (совершение гос.измены или иного тяжкого преступления влечет импичмент и отрешение Президента РФ от должности);
  • 2) ответственность правительсва (роспуск);
  • 3) ответственность депутата (осталось в субъекте Федерации - право отзыва депутата);
  • 4) ответственность в форме отмены решения о приеме в гражданство (при приобретении гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов);
  • 5) ответственность в форме лишения почетных званий, наград;
  • 6) ответственность в форме ликвидации (при осуществлении деятельности общественными объединениями в целях, запрещенных законом или виновное нарушение ими прав и свобод человека).

Субъекты КПО: 1) гос-вовцелом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов гос-й власти или их должностных лиц (ст. 53 К. РФ); это относится так же к субъектам РФ;2)гос-е органы, органы МСУ и долж-е лица, втом числе выборные (През. РФ, главы суб. Федерации, депутаты законодат-х органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);3) общ-е и религиозные объединения;4) граждане.

КП предусматривает несколько способов привлечения к конституционно - правовой ответственности: как общих для всех видов ответственности, так и специфических для конституционно-правовой ответственности:

  • 1)судебныйпорядок. В этом порядке государством возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избирательные комиссии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность;
  • 2)принятие решения (постановления) компетентным гос.органом (не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии в российское гражданство, освобождаются от должности должностные лица органов гос. власти и МСУ. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ. Решение об этом принимается Советом Федерации, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения Гос.Думой, а также предоставление заключений Верховным Судом и Конституционным Судом РФ;
  • 3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного должностного лица как форма непосредственной демократии используется в качестве процессуального порядка реализации ответственности за нарушение ими Конституции РФ и законов, утрату доверия населения.

Является нормативным правовым актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих конституциях не было.

Прямое действие Конституции

Действие конституции означает сохранение юридической силы ее установлений до их изменения и отмены. Конституция действует непосредственно, постоянно, равно как непосредственно и постоянно действуют провозглашенные конституционные цели и задачи, установленные формы правления и формы государственного устройства, основные права и свободы человека и гражданина и другие конституционные ценности.

Однако прямое действие Конституции РФ не означает, что все ее положения автоматически воплощаются в реальную действительность. Для этого необходима многообразная активная правомерная деятельность компетентных органов и должностных лиц по их реализации. Реализация конституционных установлений есть обязательное условие деятельности компетентных органов и должностных лиц в законодательной, судебной, правоприменительной, надзорно-контрольной сферах.

В литературе предлагается отличать действие Конституции РФ как ее разнообразное воздействие на общественную и государственно-правовую реальность от реализации конституционных положений в различных формах (использование, исполнение, соблюдение, применение), в активных действиях субъектов конституционного права, к которым обращены конституционные требования. «Реализация, — как верно отмечает В. О. Лучин, — всегда предполагает социально и юридически значимые поведение субъектов, их позитивную деятельность для достижения определенных социальных результатов, реализация представляет собой удовлетворение конституционных интересов и потребностей в правомерной деятельности субъектов права».

Обычно реализация конституции рассматривается главным образом и преимущественно в аспекте осуществления конституционных норм, выступающих в качестве правил поведения, в рамках конституционных правоотношений. Такой подход явно недостаточен, ибо конституционные установления не исчерпываются конституционными нормами.

По содержанию и назначению конституционные установления разнообразны. Они могут быть классифицированы на общерегулятивные и конкретно-регулятивные. Общерегулятивные установления охватывают закрепленные в конституции цели и задачи, легальные дефиниции, принципы, статус субъектов конституционных отношений, а конкретно-регулятивные включают конституционные нормы: право-обязанность, презумпции, фикции, символы, регулирующие общественные отношения. Многообразие форм реализации зависит от особенностей содержания видов конституционных установлений.

Реализация конституции

Реализация конституций (уставов субъектов РФ) в России осуществляется путем использования, соблюдения, исполнения, применения. Конституция (основной закон) используется, в частности, физическими и юридическими лицами для осуществления их прав. Ее соблюдение означает, что поведение участников конституционно-правовых отношений должно соответствовать нормам основного закона и не выходить за эти пределы. Исполнение конституции осуществляется путем выполнения ее предписаний (например, парламент РФ издает федеральные конституционные законы по вопросам, указанным в Конституции РФ, в соответствии с Уставом Нижегородской области ее губернатор назначает членов правительства области и т. д.). Применение конституции достигается прежде всего в результате деятельности органов публичной власти (осуществление ими своих полномочий, создание структур, предусмотренных конституцией, применение конституции судами, установление государственных пенсий и т. д.).

Реализация конституции (основного закона) может иметь опосредованный характер (через издание иных актов в соответствии с ее нормами), но она может иметь и прямое действие (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Последнее означает, что нормы конституции должны применяться, в частности, органами государства без издания каких-либо дополнительных правовых актов, если по смыслу таких норм в этом нет необходимости. Условия непосредственного применения Конституции РФ судами при осуществлении правосудия (эти условия с соответствующими изменениями относятся и к основным законам субъектов РФ) определены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. Конституция применяется судами непосредственно: если положения Конституции РФ не требуют дополнительной регламентации; если суд приходит к выводу, что закон, принятый до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; если суд приходит к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; если акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон по данному вопросу отсутствует.

Конституционный Суд РФ, однако, считает, что, если в суде, в том числе Верховном, возникает вопрос о конституционности правовой нормы, суды должны обязательно обращаться в Конституционный Суд РФ, ибо устранение неконституционного закона (нормы) из правовой системы не может быть достигнуто путем разъяснения (в том числе Пленумом Верховного Суда РФ).

Непосредственное применение конституций (уставов субъектов РФ) органами государства, должностными лицами, однако, возможно не всегда. В ряде случаев нормы основного закона требуют дополнительной регламентации. Это относится, например, к положениям о всеобщих, прямых, равных выборах, о формировании Совета Федерации, о земле, о пенсиях, об обязанности платить налоги, о воинской обязанности и т. д. Без издания соответствующих законов, других правовых актов такие конституционные нормы трудно осуществить на практике непосредственно. Пример тому — длительные споры некоторых судов с органами Министерства обороны РФ о применении ч. 3 ст. 59 Конституции РФ об альтернативной гражданской службе, заменяющей воинскую обязанность, до принятия соответствующего закона в 2002 г.

Обеспечение и социальный механизм действия и реализации конституции

В правовом государстве не только провозглашается верховенство, высшая юридическая сила и прямое действие конституции, но и реально обеспечиваются и гарантируются ее действие и реализация. В целях последовательной реализации Конституции РФ должна быть эффективной система ее обеспечения (гарантирования).

Система обеспечения (гарантирования) Конституции РФ в деятельности органов публичной власти и должностных лиц состоит из двух блоков, включающих в себя меры, направленные на профилактику конституционных нарушений и на упрочение конституционности. Такое деление обусловлено двойственным характером влияющих на функционирование должностных лиц условий и факторов социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными.

Профилактика конституционных нарушений означает выявление и устранение причин и условий нарушения Конституции РФ, противодействие негативным факторам, которые ведут к нарушениям Конституции РФ. К такого рода факторам относятся экономическая и политическая нестабильность, коррумпированность властей, правовой нигилизм, низкая правовая культура и деформация профессионального правосознания должностных лиц, их установка на приоритет целесообразности перед правомерностью, непрофессионализм и т. д.

Упрочение конституционности предполагает формирование, совершенствование и развитие гарантий действия и реализации Конституции РФ, т. е. условий, факторов и средств, положительно воздействующих на реализацию конституционных положений. Следует различать общие и специальные гарантии действия и реализации Конституции РФ.

Общие гарантии действия и реализации Конституции по сферам общественных отношений делят на экономические, политические, социальные и духовно-культурные гарантии, прежде всего обеспечивают реализацию конституционных установлений.

Общие гарантии действуют в неразрывном единстве и переплетении не только между собой, но и с правовыми гарантиями.

Правовые гарантии действия и реализации конституции включают:

  • во-первых, законодательно закрепленные меры профилактики конституционных нарушений, включая меры по повышению правосознания и правовой культуры общества, должностных лиц, меры надзора и контроля по выявлению правонарушений и их пресечению;
  • во-вторых, установленный юридический механизм действия и реализации конституционных положений (прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений, юридических фактов, процедур осуществления конституционных положений, мер стимулирования и поощрения и др.);
  • в-третьих, закрепленные меры защиты и меры ответственности за совершенные конституционные нарушения.

Разумеется, даже при наличии общих и правовых гарантий реализации конституционных установлений практически не будет, если она не подкрепляется конкретной организационно- управленческой деятельностью компетентных органов и лиц. Организационно-управленческая деятельность является условием, универсальной предпосылкой действенности всей системы гарантий реализации конституции. Здесь имеется в виду прежде всего многогранная деятельность государства, его органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, других субъектов реализации конституционных установлений во всех сферах общественной и государственной жизнедеятельности.

Организация обеспечения действия и реализации конституции

С управленческих позиций организация действия и реализации конституционных установлений означает, во-первых, определение состояния соблюдения конституционных предписаний в том или ином звене публичной власти; во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику конституционных нарушений и иных мер обеспечения осуществления конституционных положений; в-третьих, создание механизма охраны и защиты конституционных положений. Речь идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и о контроле за их выполнением.

Большое теоретическое и практическое значение имеет разработка единых критериев оценки состояния действия и реализации конституционных установлений, а также системы показателей для ее определения применительно к деятельности органов публичной власти, отдельных звеньев, подразделений и служб. Следует пользоваться разнообразными источниками информации о нарушениях конституции в деятельности органов публичной власти, выявлять их, если они не были учтены официально, к примеру в статистической отчетности. Для анализа динамики структуры нарушений конституции в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления важно выработать методику обнаружения, выявления в ходе инспектирования, надзорных и иных проверок такого рода нарушений со стороны руководителей подразделений.

Организация системы обеспечения действия и реализации конституции в деятельности органов публичной власти включает также: анализ допущенных нарушений конституции, причин и условий их совершения, разработку мер по профилактике таких нарушений; совершенствование мер зашиты действия и реализации конституции в деятельности органов публичной власти, разработку мер по укреплению режима соблюдения конституции; совершенствование управленческой деятельности; включение в планы комплексных мер по обеспечению конституционности законодательной и исполнительной деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения действия и реализации конституции в процессе как обучения, так и выполнения служебных обязанностей должностных лиц.

Правильно организовать систему обеспечения действия и реализации конституционных установлений возможно лишь при обязательном учете уровней, иерархии той или иной системы органов публичной власти, се внутренних и внешних связей.

Всякая отраслевая система управления, как известно, работает на свое упрочение, гомеостазис. Поэтому если быть реалистичным, то надо признать, что система управления в целом, как и составляющие ее звенья и подразделения, не всегда заинтересована в раскрытии объективной картины состояния конституционности, тем более в выявлении ее нарушений, т. е. в самоизобличении. Поэтому очень важное значение в защите и упрочении конституционности имеют, к примеру, прокурорский надзор и судебный контроль.

Социальный механизм действия и реализации конституции

В гражданском обществе юридический механизм действия и реализации конституции выступает одновременно и как социальный механизм, основанный на прямых и обратных связях в системе «конституция — общественные отношения».

Социальный механизм действия и реализации конституционных установлений можно представить как замкнутую систему взаимосвязей условий общественной жизни, установлений конституции и социальных результатов их действия и реализации, т. е. как сложную динамическую систему.

Исходной точкой в данной системе будут положения конституции. Юридический механизм реализации установлений конституции имеет и социальные аспекты, а именно мотивы и решения субъектов реализации конституционных установлений, реальное их поведение и, наконец, социальные результаты такого поведения. Этот этап осуществления конституции основан на прямых связях в системе «конституция — общественные отношения» («конституционное право и общественная практика»).

В системе «конституция — общественные отношения» существуют и обратные связи , которые позволяют учитывать результаты реализации конституционных установлений, в особенности в судебной и иной правоприменительной практике субъектов конституционных правоотношений.

Самостоятельной стадией обратных связей в системе «конституция — общественные отношения» является восприятие информации, накопленной в результате реализации положений конституции заинтересованными субъектами (законодательными, исполнительными, судебными и иными органами). Передача и оценка информации осуществляется СМИ, проведением конкретно-социологических исследований, внесением законодательных инициатив и т. д. О восприятии результатов реализации установлений конституции свидетельствует правоприменительная практика в виде решений, обобщений, посланий, докладов органов конституционного контроля, высших судебных инстанций, предложений об изменении, дополнении конституции, проектов новых законов и других правовых нормативных актов и т. д. Этот процесс идет непрерывно.

Роль социальной среды в действии и реализации конституции

Разработка юридических средств реализации конституционных установлений и их закрепление в законе имеют большое значения для их осуществления. Юридический механизм их использования определен, а степень реализации, активность субъектов при их осуществлении в решающей степени зависят от комплекса социальных условий и факторов.

В отечественной юридической науке активно обсуждаются вопросы социальной детерминации как провомерного, так и (в значительно большей степени) неправомерного поведения личности, социального механизма действия права. Решение этих вопросов имеет непосредственное отношение к пониманию социальных аспектов действия и реализации конституции. Однако социальные аспекты проблем осуществления конституции, ее установлений еще не привлекли к себе должного внимания.

Для определения содержания и структуры социальной среды в реализации конституционных установлений методологическое значение имеет категория социальной среды , природа которой может быть раскрыта только через деятельную сущность человека, проявляющуюся в реальных связях и отношениях. Под социальной средой понимаются общественные условия, оказывающие на субъект права активное (прямое и косвенное) воздействие. Сознание, деятельность, активность субъекта права есть результат его непрерывного взаимодействия с социальной средой. Социальная среда включает сферу такого непосредственного и опосредованного относительно устойчивого взаимодействия субъекта права с окружающими его социальными условиями, в процессе которого формируется определенный образ жизнедеятельности со специфическими ценностными ориентациями, традициями и нормами поведения. Социальная среда, таким образом, раскрывает многообразие, специфичность, в известной степени индивидуальность жизнедеятельности субъекта права в единых условиях общественного развития.

Действие социальной среды в реализации конституционных установлений не является автоматическим, гак как она «усваивается» субъектом права, преломляясь через его сознание. Степень «усвоения» социальной среды в большой мере зависит от качеств субъекта права, их активности.

Система общих гарантий — экономических, политических, духовных и иных — служит определяющим условием, фактически обеспечивающим осуществление конституционных установлений.

Понятие социальной среды ориентирует в общем плане на учет не только положительных факторов общественной системы, но и тех негативных явлений, с которыми приходится сталкиваться при реализации конституционных установлений. Выявление негативных факторов, их последовательное преодоление — практическая задача в деятельности органов публичной власти, всех звеньев гражданского общества и его политической системы, важнейшая задача юридической науки.

Социальная среда помимо общесоциальных условий и факторов, о которых шла речь выше, включает микросреду, т. е. непосредственное (ближайшее) социальное окружение субъектов права, имеющее исключительное значение для реализации конституционных установлений.

Непосредственное социальное окружение личности, как и социальная среда в целом, охватывает разнообразные сферы взаимоотношений субъектов права — материально-производственные, экономические, социальные, политические, духовно- культурные, управленческие, психологически и др.

Условия и факторы, которыми характеризуется ближайшее социальное окружение субъектов права, могут играть не только положительную роль в осуществлении требований конституционных установлений, но и отрицательную. Действующие отрицательные обстоятельства могут быть настолько сильными, что субъект права способен отказаться от реализации конкретных конституционных установлений в определенных условиях в зависимости от места, времени, от сложившейся ситуации. Известно, что в ряде случаев граждане не хотят и не реализуют те или иные основные права и свободы, хотя, казалось бы, должны были это сделать (например, не жалуются на нарушения их прав или свобод, не обращаются в суды за защитой и т. д.). Недостаточность и неэффективность юридических средств зашиты и мер ответственности может привести к приспособляемости, адаптации субъекта права к среде, некритическому ее восприятию и оценке. На совершенствование такого рода юридических гарантий следует обратить особое внимание при разработке новых законодательных актов. В связи со сказанным важно учитывать не только чисто юридические моменты, например преимущества судебной формы защиты, но и то, что рассмотрение в суде любого дела, связанного с незаконной деятельностью должностных лиц, есть придание широкой гласности фактов бюрократизма, коррупции, нарушения конституционных прав и свобод и законных интересов граждан и т. д. Это тем более необходимо, что должностные лица в ряде случаев негативно относятся к критике в свой адрес.

Эффективность действия и реализации конституции

Эффективность действия конституции есть результативность в достижении тех целей, которые преследуются конституцией, и в осуществлении правовых и социальных функций конституции.

С точки зрения системного (управленческого) подхода можно выделить две основные группы целей действия и реализации конституции — гомеостатические и инструментарные.

Гомеостатические цели связаны с учреждением и поддержанием определенного конституционного строя в стране, с его стабильностью. Инструментарные цели направлены на развитие общественных отношений в русле установленных конституционных основ общественного и государственного строя, на реальное обеспечение конституционных ценностей (основных прав и свобод человека и гражданина, институтов демократии и др.).

Анализ эффективности конституционных установлений требует не только выявления их роли в получении определенного результата, но и определения соотношения между этим результатом и целью, ради достижения которой данные установления создавались.

Понятие целесообразности в этом случае будет означать соответствие результата действия и реализации конституционных установлений их целям, достигнутое наилучшим путем, с наименьшими социальными издержками, в оптимальном варианте. Таким образом, целесообразность и эффективность — однопорядковые, но не тождественные явления.

Действие и реализация конституционных установлений может иметь любые последствия — изменение (увеличение, уменьшение), возникновение новых и исчезновение определенных явлений либо их неизменность, «консервация», причем как в поведении субъектов, так и в их сознании.

При определении эффективности конституционных установлений необходимо сравнивать все последствия, наступившие в результате их действия и реализации в поведении субъектов права с момента вступления в силу конституции. Неисполнение конституционных установлений, к примеру конституционного права лицом, тоже является определенным социальным результатом.

Реализация конституционных установлений может дать побочные результаты, которые не охватывались их целями. Это могут быть последствия как положительные, так и отрицательные по своему социальному значению.

Возникает задача их «взвешивания», т. е. сравнения положительного (запланированного) результата с отрицательными непредвиденными последствиями. Одновременно, по всей вероятности, необходимо «взвешивать» побочные результаты, положительные и отрицательные, с тем чтобы полнее выяснить эффективность конституционных установлений. Степень эффективности действия и реализации конституционных установлений тем выше, чем больше положительных последствий, как предусмотренных целями конституции, так и не охватываемых ими, и чем меньше отрицательных последствий.

Измерение эффективности действия и реализации конституционных установлений

Объективно об эффективности действия и реализации конституционных установлений можно судить лишь при условии их измерения. К сожалению, проблема измерения эффективности действия и реализации конституционных установлений чрезвычайно трудная. Эффективность конституции складывается из результативности действия ее институтов, конкретных установлений. В то же время эффективность действия и реализации отдельных установлений, институтов конституции можно установить в конечном счете лишь в системе их действия и реализации.

В настоящее время об эффективности действия и реализации конституции судят на основе изучения конституционной практики (по числу конституционных нарушений, возникающих конституционных коллизий, по степени реализации основных прав и свобод граждан и т. п.). В России важное значение для определения эффективности действия конституционных установлений имеет практика Конституционного Суда РФ, судов общей и арбитражной юрисдикции, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Счетной палаты РФ, прокуратуры РФ, Минюста России и других правоохранительных органов. Существенную роль в механизме оценки эффективности действия и реализации конституции играют юридическая наука, конкретно-социологические правовые исследования, общественное мнение, СМИ.