Курс: Теория трудового права. Занятость и трудоустройство: социальное партнерство в сфере трудовых отношений

1. Историческая эволюция правового регулирования труда и возникновение трудового права

Зарождение трудового права было вызвано революционными преоб­разованиями общественных структур, имевшими место в Западной Европе примерно 200 лет назад. В это время в Англии, а затем и в других странах произошла промышленная революция, возник капиталистиче­ский способ производства и присущий ему свободный рынок труда, труда наемного и кооперированного, требующего особой регламентации, прин­ципиально отличной от регламентации труда в докапиталистическую эпо­ху, т. е. труда рабов, феодально-зависимых крепостных крестьян, ремес­ленников и иных самостоятельных работников.

Капитализм породил в качестве массового, наиболее распространен­ного вида труда наемный коллективный труд лично свободных, но эконо­мически зависимых от хозяев пролетариев, сосредоточенных вначале на мануфактурах, а затем на заводах и фабриках. Для регулирования этого труда возникла необходимость в законодательстве, призванном отразить реальности сложившегося капиталистического способа производства с присущими ему особенностями взаимоотношений труда и капитала.

На самых ранних стадиях развития капитализма трудовое правоотно­шение не выделялось из гражданского (имущест­венного) правоотношения. В европейских континентальных странах для регулирования отношений трудового найма свободных работников ис­пользовалась цивилистическая конструкция договора найма услуг, или личного найма, воспринятая из римского гражданского права.

Первые буржуазные гражданские кодексы (ГК Франции 1804 г. и др.) в отношении договора найма услуг следовали римским традициям. Они включали этот договор в систему гражданско-правовых сделок, но уделя­ли ему очень мало внимания. Так, в ГК Франции договору найма услуг было посвящено всего лишь три статьи, одна из которых раскрывала понятие договора найма услуг; вторая запрещала пожизненное заключение таких догово­ров, а третья предусматривала, что при определении оплаты за услуги на веру принимались только показания хозяев.

В Англии и в других англо-саксонских странах договор личного най­ма регулировался общим правом, т. е. решениями судов, которые приме­няли к трудовым отношениям модели, разработанные на почве граждан­ского права, а также специфическую конструкцию «хозяин-слуга».

Безработица, злоупотребления и произвол владельцев капитала, чрез­мерная эксплуатация наемных работников, их незащищенность от про­фессиональных рисков, их неуверенность в будущем, в стабильности сво­его положения в результате резких и непредсказуемых колебаний рыноч­ной конъюнктуры, падения производства, жестокость работодателей и менеджеров, усиление социального расслоения, имущественного нера­венства, обострение классовых конфликтов вплоть до кровавых столкно­вений рабочих и хозяев, - все эти и другие черты «дикого», «пещерного», «звериного» капитализма выявлены, глубоко проанализированы в трудах выдающихся мыслителей (экономистов, историков, социо­логов), а также в художественной литературе XIX и XX века.

Общественная практика и, прежде всего, обострявшиеся социальные антагонизмы настоятельно требовали активного вмешательства государ­ства в экономическую и социальную жизнь. К середине XIX века стал очеви­ден крах идеологии «невмешательства государства», и она была посте­пенно вытеснена идеями «государственного интервенционизма» и «соци­ального государства».

Одним из показателей несостоятельности теории и практики «госу­дарственного невмешательства» стало интенсивное развитие во всех ка­питалистических странах законодательства о труде.

Последнее, вместе с другими актами социального законодательства и сопутствующими ему институтами и учреждениями, государствен­ными и общественными, сформировали социальную инфраструктуру, т. е. систему социальных амортизаторов и стабилизаторов, которые до известной степени облагородили дикий капиталистический рынок. Многочисленные юридические акты стали инструментами обществен­ного контроля над стихией рынка, прерогативами собственника (пред­принимателя), которые ранее считались неприкосновенными, не под­лежащими каким-либо ограничению, социальному контролю и регули­рованию.

2. Фор­мирование исходных положений теории трудового права в конце XIX - первой половине XX в.

В течение второй половины XIX века и первых десятилетий XX века до начала Второй мировой войны была сформирована в первоначальном виде основа трудового права. В указанные годы в большинстве капитали­стических стран появились законы, регулирующие трудовой договор, по­ложение профсоюзов, коллективный договор, забастовки, безопасность и гигиену труда, заработную плату, профессиональное обучение, рабочее время, время отдыха, охрану труда женщин и детей, положение органов рабочего представительства на предприятиях, порядок разрешения кол­лективных трудовых споров.

В 1901 г. во Франции началась работа по систематизации чрезвычай­но разросшегося законодательства о труде. Эта работа завершилась при­нятием в 1927 г. Кодекса труда. В 1926 г. Кодекс труда был принят в Ис­пании.

Уже в самом начале XX века стало очевидным формирование в стра­нах западной Европы новой отрасли законодательства - про­мышленного (рабочего, фабричного) законодательства.

Соответственно, на рубеже XIX и XX веков произошел революционный по своему значению сдвиг в теоретическом осмыслении юридической природы до­говоров о труде. Ученые-цивилисты ряда стран (Германии, Франции, Ита­лии, России), выдвинули два принципиальных тезиса:

во-первых, наличие специ­фики гражданско-правовых договоров, имеющих своим содержанием труд, т. е. договоров личного найма, подряда, поручения, комиссии и т. п. и,

во-вторых, наличие особой, качественной специфики договора личного найма, содержанием которого является труд наемных зависимых работни­ков, т. е. прежде всего фабрично-заводского пролетариата. Последний до­говор, как утверждали эти юристы, серьезно отличается от других граж­данско-правовых договоров, в частности, от тех, чьим содержанием явля­ется трудовая деятельность.

Исследования юристов из Германии (Ф. Лотмара, В. Эндемана), Франции (М. Планиоля), Италии (Л. Барасси), России (Л. С. Таля), посвя­щенные трудовому договору, а также коллективному договору положили начало разработке теории трудового права. Этих юристов часто называют «отцами-основателями» трудового права, или - трудоправовой теории.

Следует отметить, что юристы, разрабатывавшие вопросы трудового и коллективного договоров, подчеркивая и обосновывая большую специ­фику найма труда, на первых порах не выделяли трудовой (и коллектив­ный) договоры из системы гражданско-правовых сделок. Теоретические исследования этих юристов замыкались рамками частного (гражданского) права.

Некоторые юристы того времени, правда, делали допущение о воз­можности формирования в будущем трудового права, но только как подотрасли гражданского права. Показательно, что почти все исследователи, зани­мавшиеся тогда разработкой концепции трудового договора, подчеркнуто ограничивались только частно-правовыми аспектами правового регулиро­вания труда, «частно-правовым промышленным правом» (по терминоло­гии Л. С. Таля).

Публично-правовые аспекты регулирования труда, отразившие пря­мое императивное вмешательство государства в сферу взаимоотношений труда и капитала (регулирование деятельности профсоюзов и забастовок, законы о рабочих книжках, об охране и инспекции труда и т. п.), - все это оставалось первоначально предметом административного (полицейского) права.

Интенсивное развитие обеих ветвей промышленного законодатель­ства (частно-правовой и публично-правовой), общность предмета их ре­гулирования и ряд других обстоятельств создали условия для объедине­ния указанных ветвей промышленного законодательства и формирова­ние на этой основе трудового права как самостоятельной автономной правовой отрасли, отличной как от гражданского, так и от администра­тивного права.

Это стало предметом исследований юристов-трудовиков «второй вол­ны». В европейских странах в 20-30-е годы появились работы правове­дов, продолживших линию своих предшественников (Лотмара и др.), но идущих дальше в своих выводах относительно специфики правового ре­гулирования труда. Они отстаивали необходимость выделения всех поя­вившихся в рамках различных отраслей законодательства норм, касав­шихся наемного труда, и объединение этих норм в самостоятельную от­расль права, которая, по их мнению, должна представлять собой соединение гражданского (частного) и администра­тивного (публичного) права. Эти юристы признавали, что дуалистический характер трудового права противоречит жесткому разделению права на частное и публичное, идущему от римских юристов. Однако они справед­ливо указывали, что это традиционное положение устарело и не учитывает реалии XX века. Во втором десятилетии XX века получил признание и сам термин «трудовое право» для обозначения новой право­вой отрасли.

В этот период наибольший вклад в развитии теории трудового права, в становление этой отрасли внесли германские юристы Г. Зинцгеймер и X. Поттхоф (в 1914 г. они стали издавать журнал «Трудовое право»), французские юристы П. Пик, П. Луи, М. Капитан, К. Мадаи. В работах этих юристов определены предмет и методы трудового права, структура и нормативное содержание отрасли, заложены теоретические и практиче­ские основы главных институтов трудового права. В дальнейшем в них вносились изменения и дополнения, но, как правило, не принципиального характера. Считается, что именно юристы «второй волны» внесли ре­шающий вклад в формирование теории трудового права, обосновали не­обходимость существования трудового права как правовой отрасли и учебного предмета.

Формированию трудового права как самостоятельной отрасли спо­собствовало признание тезиса о том, что труд нельзя отождествлять с то­варом. Об этом писали ряд экономистов XIX века (например, германский экономист Л. Фон Брентано). Эта идея была поддержана главой католиче­ской церкви папой Львом XIII и получила официальное подтверждение в энциклике «Рерум новарум» (1891 г.). В 1914 г. в американском законе Клейтона (ст. 6) было провозглашено, что груд не должен рассматривать­ся просто как товар или предмет торговли. Это положение стало идеоло­гической предпосылкой создания в 1919 г. Международной организации труда и было включено в ее устав. Создание МОТ стало еще одним аргументом в пользу формирования самостоятельной отрасли трудового пра­ва. Кроме того, создание этой организации положило начало международ­но-правовому регулированию труда.

Расцвет трудового права на Западе произошел после окон­чания Второй мировой войны (40-70-е годы XX века). Во всех странах было при­нято множество правовых актов по труду, при этом главным образом в интересах работников и профсоюзов. Уровень правовых гарантий в сфере труда пошел вверх. В ряде стран были приняты социальные конститу­ции, закрепившие основные социальные и трудовые права.

Хотя трудовое право наиболее интенсивно развивалось в странах За­пада, появление и развитие этой новой отрасли права - общемировое яв­ление, затронувшее большинство стран, находившихся на определенной ступени промышленного и цивилизационного развития.

3. Развитие трудового права в России

До октября 1917 г. развитие в России правового регулирования труда повторяло путь, пройденный странами Запада. Капитализм в нашей стра­не стал активно развиваться только после отмены крепостного права и других реформ 1861 г. с достаточно большим запозданием (приблизительно 100 лет) по сравнению со странами Запада.

После 1861 г. российский капитализм развивался ускоренными темпа­ми, хотя в России проявлялась и значительная специфика, прежде всего значительные пережитки феодализма и патриархалыцины, авторитарно-монархический политический режим, элементы азиатчины в экономике, политике, общественном сознании.

Правовое регулирование труда капиталистического типа стало скла­дываться в России с 80-х годов. В последующие десятилетия в достаточно короткий срок (20-25 лет) сформировалось фабрично-трудовое законода­тельство, аналогичное существовавшему в Англии, Франции, Германии и других странах Западной Европы. Россия рецепировала нормы и институты этого законодательства с некоторой корректи­ровкой, учитывавшей уровень экономического развития страны и другие национальные особенности.

К началу 1917 г. в нашей стране действовали более 10 законов о труде и множество подзаконных актов, охватывавших все основные институты трудового (по российской терминологии - фабрично-заводского или фабрично-трудового) законодательства: охрану труда детей и женщин (Зако­ны 1882, 1884, 1885, 1890 гг.), рабочее время и время отдыха (Закон 1897 г.), трудовой договор, внутренний распорядок, дисциплину труда (Закон 1886 г.), заработную плату (Закон 1886 г.), возмещение работода­телями вреда, причиненного работникам несчастными случаями на произ­водстве (Закон 1903 г.), профсоюзные права и регулирование забастовок (Законы 1906, 1886 гг.), рабочее представительство на предприятиях (За­кон 1903 г.).

В 1913 г. была осуществлена систематизация почти всего законода­тельства, относившегося к регулированию труда в промышленности в специальном и весьма обширном (около 600 статей) акте - Уставе о про­мышленном труде (УПТ).

УПТ был актом инкорпорационного типа с элементами консолидации законодательных норм и с некоторыми признаками кодификационного акта. Он состоял из четырех разделов:

1) административный надзор за про­мышленными предприятиями, включая деятельность инспекции труда;

2) условия труда (основной раздел);

3) ответственность за нарушение поста­новлений о промышленном труде и процессуальные вопросы рассмотре­ния таких дел в административных органах (административная юстиция);

4) возмещение работодателями вреда, причиненного работникам в результа­те несчастных случаев на производстве и социальное страхование работ­ников в связи с болезнью и несчастными случаями на производстве.

Таким образом, в России к 1917 г в основном сложилась нормативная база, необходимая для формирования национальной системы буржуазного трудового права европейского типа.

После Октябрьской революции 1917 г. правовое регулирование труда в нашей стране стало развиваться во многих отношениях иначе, чем в странах Запада и в других странах. Дореволюционное трудовое законода­тельство было полностью отменено, и формирование социалистического трудового законодательства, советского трудового права началось заново.

Вместе с тем, советское трудовое право не внесло почти ничего нового по сравнению со сложившимися к 1917 г. нормами и конструкциями в области правового регулирования труда, как на Западе, так и в дореволюционной России. Бо­лее того, развитие советского трудового права в период НЭПа и на по­следнем этапе существования социализма шло по пути сближения с бур­жуазным трудовым правом, рецепции многих норм трудового законода­тельства, существовавшего в странах Запада.

Советская власть, провозгласившая создание трудового права нового типа как одну из первоочередных своих задач, начала формирование пра­вовой системы с кодификации именно трудового законодательства. Тру­довое право рассматривалось как одна из главных отраслей права, своего рода первооснова социалистического общества.

Советская идеология придавала развитию этой отрасли права принци­пиальное значение. Была поставлена задача превзойти капитализм в отно­шении социальных прав работников, реализации социальной справедли­вости.

Советское законодательство о труде закрепило многие нормы и по­ложения, которые отражали нужды и интересы трудящихся, требования рабочего класса, за ко­торые он вел многолетнюю борьбу. В этом отношении советское тру­довое право стало катализатором борьбы рабочего класса стран Запада за свои права, способствовало осуществлению там социальных реформ и, в частности, интенсивному развитию законодательства об охране труда.

Можно с полным основанием утверждать, что соперничество капита­лизма и социализма стало одним из важных факторов развития трудового права в XX веке.

Концептуальной основой советского трудового права были опреде­ленные неколебимые догмы: строительство социализма и коммунизма, отрицание частной собственности и эксплуатации человека человеком, диктатура пролетариата, роль государства как главного инструмента об­щественных преобразований, роль труда, право на труд и обязанность трудиться, преимущества коллективистских начал в общественной жизни. Однако следует признать, что на разных этапах развития нашей страны после Октября 1917 г. трактовка этих понятий менялась.

Можно выделить 5 исторических периодов, которые характеризова­лись достаточно большой спецификой в правовом регулировании труда: нача­ло становления советского трудового права; трудовое право в период во­енного коммунизма; трудовое право в период НЭПа; трудовое право в период господства командно-административной системы; трудовое право в период либерализации советской обществен­ной системы.

Системный кризис, охвативший советское общество, привел к формированию с 1991 г. экономической и политической сис­темы рыночного типа, неизбежным результатом которого стал отказ от «особого пути» в правовом регулировании труда.

Оценивая роль советского трудового права в контексте развития тру­дового права в мировом масштабе, следует указать, что в Советской Рос­сии трудовое право с самого начала стало развиваться как самостоятель­ная отрасль, резко отделенная от гражданского права. Это было, в частно­сти, демонстративно закреплено принятием советских КЗоТов, причем КЗоТ 1918 г. был первым советским кодексом.

Дистанцирование советского трудового права от гражданского было вызвано принципиальной установкой, что в социалистическом обществе отсутствует рынок труда, а рабочая сила не может быть товаром.

Несмотря на разногласия, конечный вывод советской юридической науки и многих западных юристов совпал: трудовое право - самостоятельная отрасль права.

Своеобразная идеологическая атмосфера, способствовавшая интен­сивному развитию трудового права, сложилась в мире в первые десятиле­тия после окончания Второй мировой войны. В это время наибольшим влиянием пользовались теории, признававшие труд главным фактором производства и обосновывавшие необходимость активного вмешательст­ва государства в экономическую и социальную жизнь. Важно отметить, что это было общим для буржуазных и социалистических доктрин.

4. Основные модели правого регулирования труда с позиции исторического опыта

В XX веке сформировались две главные модели правового регулирования труда: модель с преобладанием либеральных начал и модель с преобладанием государственно-социальных начал. Пер­вый тип исторически сформировался в небольшом числе государств: в США и в Канаде. Для абсолютного большинства стран наиболее подходя­щим оказался второй тип.

В течение XX века были опробованы три вари­анта государственно-социальной парадигмы.

Первый вариант - тотали­тарное трудовое право фашистско-нацистского образца. Такое трудовое право существовало определенное время в Италии, Германии, Франции (режим Виши), Испании (режим Франко), Португалии (режим Салазара). Исторически фашистско-нацистское трудовое право разделило судьбу режимов, которые его породили.

Второй тоталитарный вариант трудового права - советско-социали­стическая модель (СССР и другие социалистические страны) уходит или уже ушло в историю. Бывшие социалистические страны ори­ентируются в основном на третий вариант - социально-демократическое трудовое право, воспринимая его основные принципы и методы регулирования. На эту же модель ориентируется большинство развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Третий (не тоталитарный) вариант государственно-социального типа правового регулирования труда исторически сложился в огромном боль­шинстве стран. Его можно назвать социально-демократическим. Наибо­лее полным и типичным выражением социально-демократической пара­дигмы являются национальные системы трудового права Франции, ФРГ, Италии, Испании, Бельгии, Австрии, Швеции, Финляндии, Мексики.

Таким образом, в ходе исторического развития оправдали себя две модели: со­циально-демократическая (для большинства стран) и социально-либе­ральная (для отдельных стран).

Показательно, что именно эти две модели правового регулирования труда были в наибольшей мере использованы при формировании между­народных стандартов труда, ставших образцом для национальных систем трудового права.

5. Цивилизационное значение трудового права

Сегодня трудовое пра­во - это одна из общецивилизационных ценностей. Это связано в значительной мере с тем, что наемный труд выступает сегодня не только одним из основных факторов производства и необхо­димым компонентом всей рыночной экономики, но также фундаменталь­ным социально-экономическим условием существования и развития со­временной человеческой цивилизации.

Цивилизационное значение трудового права можно увидеть в следующем:

Трудовое право содержит немало норм и положений, отражающих потребности экономического и социального прогресса, достижения со­временной цивилизации, рост уровня культуры населения, степень зрелости общества.

Трудовое право представляет боль­шую ценность для любой цивилизованной страны, стремящейся внедрить социальные стандарты, определенный уровень социальной за­щищенности людей труда.

Трудовое право обеспечивает регулирование и упорядочение рынка рабочей силы.

Трудовое право обеспе­чивает меру свободы в сфере труда.

Продуманная система трудовых норм - необходимое условие ра­ционального использования человеческих ресурсов, роста производитель­ности труда, высокого качества продукции, эффективности и стабильно­сти экономики в целом, ее нормального развития и совершенствования.

Становление трудового права способствует реализации идеалов со­циальной справедливости, т.е, прежде всего, более справедливого рас­пределения богатств для предотвращения и смягчения нищеты, социаль­ной деградации населения.

Развитие трудового права отражает поиски оптимального сочетания рынка, частной собственности, хозяйской власти и социально-мотивиро­ванных ограничений работодательских прерогатив, которые ведут к смяг­чению эксплуатации, уменьшению неравноправного положения лиц на­емного труда.

Трудовое право формирует необходимые правовые условия для раз­вития «промышленной демократии», участия работников и профсоюзов в управлении производством.

Трудовое право гуманизирует человеческие отношения, складывающиеся в сфере наемного труда, чреватой непони­манием, конфликтами и взаимной ненавистью, порождаемой противопо­ложностью интересов труда и капитала.

Развитие трудового права отражает степень цивилизационной зре­лости общества, эффективность государственных механизмов.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Программа курса Зарубежное трудовое право (сравнительно-правовой анализ) 3

Программа курса зарубежное трудовое право сравнительно правовой анализ.. рекомендуемая литература.. вопросы к зачету..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Юриспруденция»

подготовки по направлению

по профилю

для получения квалификации (степени) магистр

код дисциплины:

по учебному плану:

форма обучения:

5.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками

Устных выступлений по правовым вопросам, в том числе в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике ПК-15;

Составления экспертных заключений ПК-16;

Консультирования граждан по правовым вопросам ПК-18.

1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекционные методы - 6 часов; во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 16 часов; в-третьих, объем интерактивных занятий – 10 часов; в четвертых, всего аудиторных часов – 32 часа; в-пятых, – самостоятельная учебная работа студентов - 62 часа.

1.6. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебной работы по дисциплине

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объем активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоемкость

Трудоемкость в зач. ед.

семинары

консультации

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы

коллоквиумы

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Под руководством преподавателя

В присутствии преподавателя

В т. ч. с использованием методических материалов

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Очная форма обучения

Магистерская программа «Трудовое право, право социального обеспечения»

1.7. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т. п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Очная форма обучения

Структура и содержание учебной дисциплины

Тема 1. Основные исторические закономерности правового регулирования труда

Особенности правовой организации хозяйства и труда в древнейших обществах. ­– Организация хозяйства и труда в античных обществах. – История хозяйства Древней Греции. – Труд рабов в Древнем Риме. - Наемный труд свободнорожденных. - Труд лиц artes liberale . - Договоры locatio conductio operarum и locatio conductio operis . - Частно­­правовое регулирование труда в античном обществе. – Публично-правовое регулирование труда в феодальном обществе. - Развитие отношений наемного труда. - Теория естественного права и основанный на ней механизм правового регулирования труда. - Основные этапы развития правового регулирования труда в капиталистическом обществе. – Формирование трудового права как отрасли права: Причины. – Выделение и обособление трудового договора из прочих меновых сделок. Социальное законодательство и социальное государство. – Профессиональные союзы. – Современный механизм правового регулирования труда.

Интерактивная лекция с обсуждением особенностей построения хозяйственных систем в различные исторические эпохи - 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое хозяйственная система? Каковы основные подходы к ее определению в научной литературе ?

2. Каковы основные типы хозяйственных систем? Каковы признаки хозяйственный систем и основания для их классификации?

3. Какова связи типов государства)литургические и рентные) и хозяйственных систем?

Материалы для подготовки:

1. Вебер М. История хозяйства // Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001

2. Зомбарт В. Буржуа: К истории духовного развития современного экономического человека // Зомбарт В. Собр. соч. в 3 томах. Т. 1. СПб., 2005.

Тема 2. История правового регулирования труда в России до начала ХIХ столетия

Княжеская дружина и земское боярство. - Смерды и закупы. - Холопы. - Формирование служилого сословия. - Правовое положение крестьян. - Правовое положение посадских людей. - Ремесленники, цехи. - Правовое положение рабочих, занятых на мануфактурах ХVIII в. - Дискуссии о правовом регулировании труда на промышленных фабриках. - Вотчинная фабрика. - Посессионная фабрика. - Правовое положение рабочих, занятых на посессионных фабриках. - Другие виды принудительного труда в конце ХVIII - начале ХIХ вв. - Изменения в правовом положении посессионных рабочих. - Правовое положение вольнонаемных рабочих в середине ХIХ в.

Классическая лекция - 2 часа.

Семинарское занятие: Эволюция нормативных актов России в части регулирования экономических отношений до середины ХIХ столетия – 4 часа.

Вопросы :

1. Хозяйство и труд в нормативных документах Киевской Руси, удельного периода и Московской Руси до конца ХVII в. (Русская Правда, Псковская судная грамота, Литовский статут, Стоглав, Соборное уложение Алексея Михайловича, 1682 г., и др.).

2. Законодательство Российской Империи в области хозяйства и труда ХVIII в. (цеховое и гильдейское устройство ремесла и торговли, эволюция законодательства о посессионных крестьянах, «Наказ» Екатерины Великой и практика правового регулирования экономических отношений, проекты реформ императоров Павла I, Александра I и Николая I).

Литература

I. Источники

1. Правда Русская // История государства и права России: Источники права. Юридические памятники ХI - ХХ вв./ Автор-составитель. М., 1995.

2. Псковская судная грамота // История государства и права России: Источники права. Юридические памятники ХI - ХХ вв./ Автор-составитель. М., 1995.

3. Соборное уложение Алексея Михайловича (1649) // Полное Собрание законов Российской Империи (ПСЗ). Собр. 1. Т. 1.

4. Указ от 01.01.01 г. [О дозволении покупать деревни к фабрикам] // ПСЗ. 1830. Т.

5. Указ 1736 г. [О вечном прикреплении работных людей к фабрикам] // ПСЗ. Т. 9. 6858.

6. Сенатский Указ от 01.01.01 г. (об установлении ограничений для фабрикантов на приобретение излишних крестьян к заводам) // ПСЗ. Т.

7. Сенатский Указ от 01.01.01 г. «О непокупке деревень к фабрикам и заводам» // ПСЗ. Т.

2. Изменения в механизме правового регулирования труда в первые месяцы Советской власти (рабочий контроль, тарифное регулирование).

3. КЗоТ 1918 г.: идеология, содержание.

4. Формирование механизма государственного управления трудом: привлечение к труду; территориальное и межпрофессиональное перераспределение трудовых ресурсов; государственная (публично-правовая) ответственность за нарушение законодательства о труде и административных предписаний.

Литература

I. Источники

1. Полн. собр. соч. Т. 33.

2. Положение о биржах труда. Утв. СНК 13 января 1918 г. // СУ. 1918. № 21. Ст. 319.

2.4.1. Обязательная литература

1. Трудовое правоотношение. М., 1948.

2. Трудовое право СССР. Л., 1924.

3. Трудовой договор по Кодексу Законов о труде 1922 г. Петербург, 1923.

4. Вебер М. Аграрная история древнего мира. [М., 1923] ; М., 2001.

5. Вебер М. История хозяйства // Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.

6. Войтинский И. Трудовое право СССР. М.-Л., 1925.

7. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. . М., 1998.

8. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. и. Ч. 1. М., 1996.

9. Трудовое право России: Историко-правовое исследование. М., 2001.

10. Курс российского трудового права / Под ред. , и. Т. 1. СПб., 1996; т. 2. М., 2001 ; т. 3. СПб., 2007

11. Трудовой договор: Цивилистическое исследование. Ч. I. Общие учения. Ярославль, 1913.

12. Очерки истории правового регулирования труда в России. Часть I. Правовое регулирование труда в Российской Империи. СПб., 2000.

13. Хохлов Е. Б . Правовое регулирование труда в период демократической республики в России (1917 г.) // Российский Ежегодник трудового права. 2005. № 1.

14. Хохлов Е. Б . Теория и практика организации управления трудом в первые годы Советской власти // Российский Ежегодник трудового права. 2010. № 6.

Дополнительная литература:

I. Источники

1. Аристотель . Афинская полития // Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

2. Аристотель. Этика; Политика; Риторика; Поэтика; Категории. - Минск: Литература, 19с. - 1 экз.

3. Дионисий [Галикарнасский] о реформе Сервия Туллия // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. и. М., 1996.

4. Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб.

5. Ксенофонт . Киропедия. М.,

6. Отчет по Государственному совету за 1880 г. СПб., 1882.

7. Отчет по Государственному совету за 1886 г. СПб., 1888.

8. Платон. Государство // Мыслители Греции. От мифа к логике. М.; Харьков, 1998. Платон. Государство. - СПб.: Наука, 20с.

9. Платон. Законы. М., 1999.

10. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: полный перевод. - М.; СПб.: Эксмо; Мидгард, 20с.

11. есть Сенека. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Алетейа; Новый Акрополь, 20с.

12. Соч. Тт. 9-13.

II. Монографии. Статьи

1. Астапович З. А . Первые мероприятия Советской власти в области труда (1гг.). М., 1958.

2. Барон Нолькен А. М . Закон о страховании рабочих от несчастных случаев. СПб., 1913.

3. есть Бердяев свободы; Истоки и смысл русского коммунизма. - М.:ЗАО "Сварог и К", 19с.

4. Апокалиптика и социализм (Религиозно-философские параллели) // Два града: Исследования о природе общественных идеалов. СПб., 1997.

5. Первохристианство и новейший социализм (Религиозно-историческая параллель) // Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997.

6. Заметки экономиста. К началу нового хозяйственного года // Путь к социализму: Избранные произведения. Новосибирск, 1990.

7. Фабричное законодательство и развитие его в России. (Лекции, читанные в СПб Политехникуме и в Технологическом институте в учеб. году). СПб., 1909.

8. Валлон А. История рабства в античном мире / Пер. с франц. ; под ред. и с предисл. проф. . М., 1941.

9. есть Вебер М. История хозяйства; Город. - М.: Канон - Пресс-Ц; Кучково поле, 20с.

10. Государственная социалистическая собственность // Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2. М., 2004.

11. Организация государственной промышленности в СССР. Т. I. Л., 1957 .; т. 2. Л., 1961

12. Вестерман В. Рабство в Римской империи // В кн.: Валлон А. История рабства в античном мире. М., 1941.

13. Лекции по догме римского права. М., 2003.

14. Гюк А. Тарифный (коллективный) договор по германскому праву (Тарифное право). Пер. с нем. С. Рабиновича-Захарина, с его же статьей «Русский коллективный и германский тарифный договор». Под ред. А. Стопани. М. 1924.

15. Дернбург Г . Пандекты. Т. III. Кн. IV и V). Семейное и наследственное право. Пер. с нем. и, под ред. . СПб., 1911.

16. Дерюжинский В. Ф . Полицейское право. Пособие для студентов. Изд. 4-е. Пг., 1917.

17. Чтения по гражданскому праву. Изд. 4. Пб., 1902.

18. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908.

19. Еллинек Г. Общее учение о государстве. Изд.2-е, испр. и доп. . СПб.,

20. , Основы римского гражданского права. Л., 1974.

21. Посадская община в России ХVIII cт. М., 1903.

22. Ключевский В. О . Происхождение крепостного права в России // Сочинения. М., 1959. Т. VII.

23. Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае // Сочинения. М., 1959. Т. VII.

24. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции // Полн. собр. соч. Т. 33.

25. Русский народ и государство. История русского общественного права до ХVIII в. М., 1858 [СПб., 2004]

26. Литвинов- Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России. Изд. 2-е, испр. и доп., СПб., 1904.

27. Литвинов-Фалинский В. П . Новые законы о страховании рабочих. СПб., 1912.

28. История Греции. Курс лекций / Под ред. проф. . СПб., 1993.

29. , Курс трудового права: Учебник в

двух томах. Т. 1. М., 2003.

30. Лушников А. М . Правовое регулирование трудовых отношений в СССР в е гг. // Российский ежегодник трудового права. 2010. № 6.

31. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 4. М., 1986.

32. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1, кн. 1: Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 7. М., 1987.

33. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 6. М., 1987.

34. Маркс К. Наемный труд и капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 3.

35. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии, Б. Бауэра, и Штирнера и немецкого социализма // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 2. М., 1985.

36. Мейер Д. Русское гражданское право. М., 2000.

37. Мейер Э. Экономическое развитие древнего мира / Пер. под ред. . М., 1910.

38. Мейер Эд. Рабство в древности. Пг., 1923.

39. Моммзен Т. История Рима. I, II. СПб.,

40. Павлов-Сильванский Н. Государевы служилые люди. Происхождение русского дворянства. СПб., 1898.

41. Право на труд. Очерки по советскому праву. М., 1951.

42. , Обязанность трудиться по советскому праву. М., 1970.

43. Пёльман Р. История античного коммунизма и социализма. СПб., 1910.

44. История римского права. СПб., 1998.

45. Римское частное право: Учебник / Под ред. и. М., 1996.

46. Избранные произведения. М., 1990.

47. Природа и сущность права на труд в СССР. М., 1964.

48. Смирнов П. Посадские люди и их классовая борьба до середины ХVII века. М.,-Л. Т; Т

49. История Древнего Востока. М., 1941.

50. Туган-Барановский М. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Т. I. М.,

51. Фабричный быт Московской губернии: Отчет за 1г. фабричного инспектора по занятиям малолетних рабочих Московского округа. СПб., 1884.

52. Федоров А. Фабричное законодательство цивилизованных государств. О работе малолетних и женщин на фабриках. СПб.,

53. Экономические методы управления и трудовое право. Л., 1991.

54. Всеобщая история государства и права. М., 1996.

55. Города Московского государства в ХVI веке. СПб., 1889.

56. Революция и народное хозяйство в России (1Лейпциг, 1922.

57. Законодательство о фабрично-заводском труде в России. 1гг. М., 1952.

58. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2: Всемирно-исторические перспективы. М., 1998.

59. Энгельс Ф. Принципы коммунизма // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 3. М., 1985.

60. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованием Льюиса Г. Моргана // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 6. М., 1987.

Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Разработчики рабочей программы учебной дисциплины

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

профессор

Заведующий кафедрой трудового права и охраны труда

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе /1, проведена двухуровневая экспертиза:

Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)

Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

Трудового права

Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

Дата принятия решения

№ документа

Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины

Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа

Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

Ученый совет Юридического факультета СПбГУ

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

Все правовые принципы классифицируются по сфере их действия следующим образом:

  • общеправовые - охватывают всю систему права (принципы законности , свободы труда и т.п.);
  • отраслевые - отражающие суть и специфику норм данной отрасли права (принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение);
  • внутренние - отражающие сущность норм конкретного института данной отрасли права (принципы разрешения трудовых споров, обеспечения занятости и др.).

Таким образом, под принципами трудового права следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие, руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда , применением и организацией наемного труда.

Современные принципы трудового права отражают сложившуюся систему общественных отношений по организации труда , обусловленную действием объективных экономических законов. В них должны наиболее ярко проявляться гуманистический и демократический характер всей системы российского права, тенденции развития общественных отношений в условиях рыночной экономики .

Следует различать межотраслевые и отраслевые принципы права, а также принципы отдельных институтов трудового права.

В трудовом праве межотраслевые принципы действуют, проявляются лишь применительно к особенностям регулируемых нормами этой отрасли права общественных отношений. Например, межотраслевой принцип охраны собственности проявляется через установление обязанности сторон трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне договора . Отраслевые принципы выражают общие сущностные свойства норм только данной отрасли права, конкретизируются и проявляются в отдельных институтах и нормах в зависимости от их содержания и целевой направленности.

Современные принципы российского трудового права:

  1. выражают политику государства в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости;
  2. содержат руководящие начала в области установления условий труда работников;
  3. определяют правовое регулирование применения труда наемных работников;
  4. отражают главные направления правовой политики в области охраны здоровья и защиты трудовых прав работников.

Основные принципы трудового права отражены в Конституции РФ и важнейших законодательных актах этой отрасли права. Так, в ст. 37 Конституции РФ закреплен принцип свободы труда: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Многие важные принципы есть и в ТК РФ.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений прямо предусмотрены в ст. 2 Трудового кодекса РФ. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

  • свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • обеспечение для каждого работника права на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на отдых, включая ограничение рабочего времени , на предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • равенство прав и возможностей работников;
  • обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы , обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда ;
  • обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда , квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • социальное партнерство, включающее в себя право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод , включая судебную защиту;
  • обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;
  • обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Принципы трудового права не могут сводиться к правам и обязанностям лишь одного субъекта трудового права - работника. Они охватывают регулирующим воздействием все субъекты трудового права, включая работников, работодателей, трудовые коллективы и их представительные органы.

Содержание основных принципов трудового права

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются следующие.

Принцип свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается. Одна из актуальных социальных проблем - проблема свободы труда - занимает видное место в общественной жизни и мировоззрении многих поколений людей. Ее разрешение связано с обеспечением полной эффективной занятости трудоспособного населения общественно полезным трудом, свободой от безработицы, от чрезмерной эксплуатации чужого (наемного) труда. Опыт социального развития показывает, что эксплуатация наемного труда и безработица все еще являются неизбежными и постоянными спутниками общественного производства . Однако следует полагать, что социально эффективный способ производства и подлинно демократическое государство в состоянии на деле гарантировать полную и продуктивную занятость трудоспособного населения, решить проблему безработицы и тем самым претворить в жизнь принцип свободы труда. Принцип свободы труда означает прежде всего возможность каждого трудоспособного гражданина свободно распоряжаться своей способностью к труду (рабочей силой), выбирать профессию и род деятельности. Таким образом, он отражает сущностные свойства правовых норм , регулирующих привлечение трудоспособных граждан к труду в качестве наемных работников (рабочих и служащих), предпринимателей , членов кооперативов, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Помимо ст. 37 Конституции РФ этот принцип выражен и в других нормативных актах трудового законодательства, закрепляющего право граждан на труд и обеспечивающего их занятость, ибо свобода труда немыслима без обеспечения занятости. В условиях рыночной экономики свобода труда и право на труд должны рассматриваться как объективно необходимые категории, взаимно дополняющие друг друга и определяющие правовые основы жизни и деятельности трудоспособных граждан.

Специфической социально-правовой чертой принципа свободы труда является то, что он выражает определенные отношения между работником и государством по поводу труда, при которых обеспечение работой выступает как объект права и обязанности. При этом обязанности государства по обеспечению занятости не противоречат данному принципу, а дополняют его необходимыми гарантийными свойствами.

Необходимо иметь в виду, что социальная направленность принципа свободы труда сводится к освобождению людей не от труда, а от чрезмерной эксплуатации их труда. В этом состоит одна из сторон целенаправленности принципа свободы труда. Другая ее сторона - постепенное превращение труда на свое благо и благо общества в первейшую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. Подлинная социальная справедливость возможна лишь там, где все трудоспособные граждане имеют одинаковый доступ к общественно полезному труду на общественных и частных средствах производства, на земле, на государственных, кооперативных, акционерных и частных фабриках и заводах.

Таким образом, принцип свободы труда предполагает обеспечение эффективной занятости, выражает и аккумулирует такие нормы трудового права, которые, во-первых, предоставляют гражданам право на труд, во-вторых, гарантируют им реальное трудоустройство и, в-третьих, устанавливают социальную привлекательность и стимулы труда для граждан.

Принцип запрещения принудительного труда. В соответствии со ст. 4 ТК РФ принудительный труд в Российской Федерации запрещен.

ТК РФ определил, что принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

  • в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
  • в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития ;
  • в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе ;
  • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи со следующим:

  • нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
  • возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Однако принудительный труд не включает в себя работу:

  • выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
  • выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
  • выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
  • выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Принцип обеспечения свободы трудового договора. Он выражает сущность большого количества норм, регулирующих прием граждан на работу, их переводы и увольнения (раздел III ТК РФ). Содержание данного принципа состоит в том, что судьба трудовых отношений работника с работодателем определяется трудовым договором. Именно он является основанием для возникновения, изменения и прекращения этих отношений. Посредством свободного заключения трудового договора гражданин РФ, достигший трудоспособного возраста, вправе поступить на работу, реализовать свое право на свободный труд. Изменение трудовых правоотношений (в частности, перевод на другую работу) возможно, как правило, только на основании договора работника с работодателем. Наконец, прекращение трудовых правоотношений работника с работодателем возможно по инициативе каждой стороны трудового договора (с учетом оснований и условий, предусмотренных законом).

Современное содержание принципа свободы трудового договора характеризуется деловым сотрудничеством сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективных средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции , экономного использования сырья, энергии и т.п. Отношения сотрудничества свойственны и трудовым связям, основанным на договорах подряда и аренды, которые получили широкое распространение в последние годы во многих отраслях народного хозяйства России. Эти договоры, в отличие от обычных трудовых договоров, выступают не только как регуляторы отношений по применению труда, но и как организационно-правовые акты. Они обеспечивают большую самостоятельность и свободу работнику в проявлении своих творческих и организационных способностей, способствуют развитию предприимчивости и воспитанию чувства хозяина производства. Тем самым принцип свободы договора начинает распространяться и на организационно-управленческие отношения в сфере труда.

Принцип обеспечения равноправия в сфере труда и занятости и запрета дискриминации. Он закреплен в ст. 3 ТК РФ и конкретизируется во всех институтах трудового права. Конвенция МОТ № 111 1958 г. предусматривает искоренение всякой дискриминации в труде и занятости.

Российскому трудовому законодательству не свойственны дискриминация и привилегии в области труда тем или иным социальным группам граждан. Поэтому содержание единства условий труда как правового принципа означает, что основные нормы, устанавливающие высокий уровень условий труда, обязательны для всех организаций, применяющих труд граждан на основе трудового договора; они распространяются на всех работников независимо от сферы приложения труда, характера выполняемых трудовых функций и системы оплаты труда. В частности, указанные правовые нормы распространяются не только на рабочих и служащих государственных предприятий , учреждений, организаций, но и на штатных работников общественных организаций (профсоюзных, партийных и др.), членов кооперативных организаций, на лиц, работающих в колхозах и иных кооперативных организациях по трудовому договору, вольнонаемный состав армии и флота, вспомогательный технический персонал церковных учреждений (уборщиц, сторожей и т.п.), на лиц, работающих на частных предприятиях , в личном домашнем хозяйстве, а также на отдельных граждан (нянь, шоферов и др.).

Принцип обеспечения равноправия в труде и занятости и запрета дискриминации не только базируется на общих (единых) для всех работающих нормах, но и учитывает объективную, основанную на общественном разделении труда специфику отраслей производства, профессиональные, половые, возрастные особенности работников, территориальное расположение предприятий и иные особенности, диктующие дифференцированный подход к правовому регулированию условий труда. Эти различия неизбежно приводят к отступлению от единых правил, регулирующих применение труда, к изданию специальных норм, приспосабливающих общие правовые установления к специфическим условиям труда. В ТК РФ такие особенности регулирования труда отдельных категорий работников предусматривает, в частности, раздел XII (ст. 251-351).

Дифференциация условий труда в нормах российского трудового права проявляется главным образом по трем направлениям, т.е. в зависимости от характера и особенностей производства (отраслевая дифференциация), половозрастных, квалификационных и иных особенностей работников (субъектная дифференциация), месторасположения организаций, где применяется совместный труд (территориальная дифференциация).

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов. Он находит выражение в наделении работников правом участвовать в управлении организациями через общие собрания (конференции) трудового коллектива, советы трудового коллектива, профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом, вносить предложения по улучшению работы организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания (главы 5 и 6 ТК РФ).

Наиболее ярким примером непосредственного участия работников в установлении условий труда и управлении организацией является обсуждение и одобрение на общих собраниях трудового коллектива проектов коллективного договора. Опосредованное участие трудящихся в управлении производством и установлении условий труда осуществляется через профсоюзные органы, а также другие представительные органы.

В соответствии с указаниями ТК РФ проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях организации и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект обсуждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа. При недостижении согласия в едином представительном органе общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу (или иному уполномоченному работниками представительному органу, разработавшему этот проект) на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор с работодателем от имени трудового коллектива.

В соответствии с ТК РФ установление условий труда и заработной платы, а также применение законодательства о труде в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется с участием профессиональных союзов.

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов проявляется и в наделении трудового коллектива как самостоятельного субъекта права рядом полномочий. Коллектив решает вопрос о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия, определяет перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот, определяет и регулирует формы и условия деятельности общественных организаций, решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором.

Участвуя в управлении производством, профсоюзы в лице профкомов организаций выполняют двуединую задачу: во-первых, представляют права и интересы коллектива по вопросам организации и применения труда и, во-вторых, способствуют непосредственному вовлечению работников в управленческую деятельность. Кроме того, профсоюзы выполняют свою главную защитную функцию, осуществляя надзор и общественный контроль за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов - результат развития производственной демократии и наглядное проявление начал социального партнерства в сфере труда. Формирование надлежащих условий труда высокого уровня оформляется обычно в виде локальной нормотворческой деятельности, осуществляемой работодателем, трудовым коллективом при активном участии профсоюзов.

Принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Данный принцип закреплен в ст. 37 Конституции РФ и получил отражение в ст. 2 ТК РФ. Трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом с учетом конечных результатов работы организации, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер заработной платы означает, что работник, отработавший полностью месячную норму рабочего времени и выполнивший свои трудовые обязанности (нормы труда), не может получить оплату за труд ниже установленного федеральным законом минимума. При этом в минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Современное трудовое законодательство делает акцент на локальное регулирование оплаты труда работников. Это касается как рабочих, так и руководителей, специалистов и служащих. При оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если работодатель и представители работников сочтут такую систему наиболее целесообразной. Вид, система оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала организации определяются самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах.

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных окладов, которые устанавливаются работодателем в соответствии с должностью и квалификацией работника. Однако для них может устанавливаться и иной вид оплаты труда (в процентах от выручки , в долях от прибыли и др.). Следует полагать, что конкретизация должностных окладов и видов оплаты их труда осуществляется посредством трудового договора работника с работодателем.

В соответствии со ст. 134 ТК РФ предусматривается индексация заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги .

Введение конкретных систем оплаты труда и форм материального поощрения, а также утверждение положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год происходят в соответствии с коллективными договорами и соглашениями.

Условия оплаты труда определяются трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе отвечающие требованиям безопасности и гигиены. В ТК РФ этот принцип получил закрепление в ст. 22, которая возлагает указанную обязанность на работодателя. Под обеспечением безопасности труда понимается обязанность работодателя внедрять современные технические средства, предупреждающие производственный травматизм, и создавать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

В современных условиях нормы права обеспечивают эффективные мероприятия по технике безопасности и массовое внедрение в производство безопасной техники: запрещается принимать и вводить в эксплуатацию предприятия, цехи, участки и отдельные производства, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда. Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения не допускается без разрешения органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологи-ческий технический надзор, органов профсоюзного контроля. Создание безопасных для жизни и здоровья условий труда достигается обеспечением неукоснительного соблюдения правил по охране труда, обязательных для работодателя, и инструкций по технике безопасности, обязательных для работников.

Анализ современного законодательства по охране труда дает основания полагать, что правовой принцип обеспечения охраны труда и здоровья работников характеризуется следующими основными чертами (раздел X ТК РФ):

  • носит всеобщий характер, поскольку нормы трудового права предусматривают проведение мероприятий в области охраны труда во всех без исключения организациях и по отношению ко всем работникам;
  • требует, чтобы наиболее высокий уровень правового регулирования охраны труды был установлен на вредных производствах, а также на тяжелых работах и в горячих цехах;
  • предполагает первоочередную заботу об охране труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью;
  • предусматривает независимый надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда, осуществляемые специальными уполномоченными на то государственными органами, а также представителями профессиональных союзов.

Принцип обеспечения права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска конкретизируется и обеспечивается нормами институтов рабочего времени и времени отдыха. Законодательно он закреплен в п. 5 ст. 37 Конституции РФ, а нормативно регулируется в разделе V ТК РФ (ст. 106-128).

В Трудовом кодексе также закреплен ряд других принципов, в том числе принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование ; принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.

Источниками трудового права являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Если нормы трудового права, которые содержатся в нормативно-правовых актах, имеющих низшую юридическую силу, противоречат Трудовому кодексу, то применяются нормы Трудового кодекса. Нормы трудового Кодекса не должны противоречить Конституции, так как регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФифедеральными конституционными законами:

    Трудовым законодательством, которое включает в себя Трудовой кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права

    Иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права

    Указами Президента РФ

    Постановлениями Правительства РФи нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти

    Нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ

    Коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

    Нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.

    Международными правовыми актами

История возникновения и развития трудового права

Трудовое законодательство в советское время уверенно выделилось из гражданского, поскольку труд не рассматривался как товар (услуга) и главным работодателем стало государство, в связи с чем возросло влияние административно-правовых приказно-надзорных, мобилизационных, централизованно-нормативных методов на наём труда (особенно явно последнее проявилось в посленэповском законодательстве).

Поскольку главным работодателем было само государство, которое и составляло законы, для работника советское трудовое право предоставляло ряд возможностей (в отношении, например, длительных оплачиваемых отпусков, гарантий трудоустройства молодёжи, женщин детородного возраста, крайне ограниченных оснований увольнения и т. п.), которые трудноосуществимы в рыночной экономике.

Вместе с тем, и в правовых системах государств с рыночной экономикойпризнаётся необходимость повышенной нормативно-правовой защиты наёмного работника как экономически более слабой стороны отношений.

Все системы трудового права прошли путь от исключительно индивидуально-договорного регулирования труда (до 19 в.) к законодательному вмешательству в свободные договорные отношения, а затем к реализации коллективно-договорных отношений в результате забастовочного движения. В настоящее время любая национальная система трудового права состоит из того или иного сочетания трёх основных элементов: индивидуальныхтрудовых договоров, коллективных договоров и законодательного регулирования. Существенную роль также играют международные договоры государств, прежде всего, конвенции Международной организации труда (МОТ). Поэтому, когда речь идёт о методе трудового права, в качестве его черт принято называть сочетание договорного и законодательного регулирования, а также равенство сторон при заключении договора с дальнейшим подчинением работника правилам внутреннего трудового распорядка.

Для России исторически характерно преобладание законодательного регулирования.

Трудовое право как отрасль сочетает в себе черты публичного и частного права.

Коллективно-договорное регулирование осуществляется на разных уровнях - от уровня одной организации, до всей страны или транснациональной корпорации на территории разных государств. В российской терминологии коллективным договором называется договор между работниками и работодателем на уровне организации, а на более высоких уровнях соответствующий акт называется соглашением.

Со стороны некоторых специалистов по гражданскому праву в течение долгого времени делаются предложения о включении трудового права в предмет гражданского. Эти предложения отвергаются учёными-«трудовиками» в связи с тем, что в отличие от гражданского права, в трудовом сильны начала публичные. Это связано с необходимостью государственного вмешательства в трудовые отношения для защиты работника.