Принципы правосудия: понятие и общая характеристика. Правосудие и его отличительные свойства

Законность – универсальный правовой принцип. Суть его состоит в неуклонном соблюдении и исполнении предписаний законов и иных нормативных актов всеми органами, должностными лицами и гражданами. Свое нормативное воплощение он нашел в многочисленных статьях Конституции РФ. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: “Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы”.

Определяя правовое положение субъектов процесса, законодатель исходит из разумной достаточности. В соответствии с ней государственные органы и должностные лица, ведущие процесс, включая суд и судью, могут действовать в правовом пространстве, границы которого определены законом. Для них разрешено только то, что специально определено законом. Наоборот, участникам процесса (обвиняемому, потерпевшему, защитнику, представителю и другим) разрешено все, что специально не запрещено законом.

Законность – не отвлеченный призыв. Ее осуществление при отправлении правосудия обеспечивается системой гарантий, установленных процессуальным законодательством.

Осуществление правосудия только судом. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Суть данного положения применительно к разбирательству уголовных дел детализируется в ст. 49 Конституции РФ и ст. 18 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В последней сказано следующее: “Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом”. При осуществлении правосудия по гражданским и арбитражным делам положения ст. 118 Конституции также конкретизируются в соответствующих нормах ГПК и АПК.

Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О судебной системе РФ”.

Независимость судей – важнейший принцип правосудия. Он нашел отражение в ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Закона "О судебной системе", а также в ст. 6 Закона "Об арбитражном суде", ст. 5, 13 Закона "О Конституционном Суде", в процессуальных кодексах (ст. 8 ГПК, ст. 5 АПК), в Законе "О статусе судей" (ст. 1, 9, 10).

Суть данного принципа заключается в том, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.

Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи это положение конкретизировано. Его суть состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

Равенство перед законом – это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем лицам.

Понятие равенства перед судом существенно не отличается от понятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех граждан, предстающих перед судом в том или ином качестве (субъектов процесса), равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями.

Обеспечение прав граждан на судебную защиту. Свободный доступ к судебной защите принято считать одним из оплотов демократии, признаком правового государства. Судебной защите и обеспечению права на нее уделено значительное внимание в российском законодательстве. В ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ по этому поводу говорится, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также, что решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Это конституционное положение конкретизируется рядом законодательных актов, в частности, Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать несколько выводов:

– правом на судебную защиту может воспользоваться каждый, независимо от гражданства (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства);

– право на судебную защиту тесно связано с правом на юридическую помощь;

судебное обжалование допускается в отношении всех решений и деяний, которые повлекли нарушение закона или превышение полномочий либо ущемили чьи-либо права.

Презумпция невиновности. Этот принцип определен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, в соответствии с которой “каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда”.

С презумпцией невиновности связаны и многие другие правовые положения, в том числе:

а) обвиняемый, как и подозреваемый, освобождается от обязанности доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 14 УПК РФ);

б) бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, возлагается на сторону обвинения (ч. 2 ст. 14 УПК РФ);

в) все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены, толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 14 УПК РФ)

г) обеспечение обвиняемому (подозреваемому) права на защиту (ст. 16 УПК РФ);

д) констатация в законе требования о недопустимости вынесения судом обвинительного приговора на основе предположений и возможности его постановления при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств (ч. 4 ст. 14, ч. 4 ст. 302 УПК РФ).

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту как принцип правосудия уголовного судопроизводства опирается на конституционные (ст. 48 Конституции РФ) и уголовно-процессуальные (ст. 16 УПК РФ) нормы. Суть его состоит в том, что подозреваемому или обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя.

Термин “обеспечение” означает совокупность общих и специальных правовых условий и средств достижения поставленной цели. Рассматриваемое общее правило складывается из процессуальных прав, которые реально предоставлены в ходе производства по делу указанным субъектам уголовного процесса для защиты своих интересов от подозрения или обвинения. К ним относятся:

– наделение обвиняемого (подозреваемого) комплексом прав, реализация которых позволяет ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы. Именно на это ориентирует ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где говорится, что “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом”. В этих целях лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, предоставлен обширный круг прав, в частности, право знать, в чем их обвиняют, давать показания и объяснения, знакомиться с доказательствами, обжаловать действия должностных лиц, ведущих уголовное производство и т.д. (ст.ст. 16, 46, 47, 49, 50, 51, 53 УПК РФ);

– допуск защитника на ранних этапах предварительного расследования: с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого; с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица; с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления в случаях, предусмотренных ст.ст. 91, 92 и 100 УПК РФ; с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы; с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.

– возложение на лиц, ведущих процесс, обязанности осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимых.

Состязательность сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК РФ, ст. 9 АПК, ст. 12 ГПК) как принцип правосудия означает такое построение судопроизводства, при котором обеспечиваются равные возможности участвующих в рассмотрении дела лиц по отстаиванию защищаемых ими прав и законных интересов. Законодатель представляет участникам процесса равные права в собирании доказательств, участии в их исследовании, заявлении жалоб и ходатайств.

Состязательность обеспечивается разделением всех участников процесса на стороны:

– обвинения и защиты в уголовном процессе;

– истца и ответчика в гражданском, арбитражном процессах.

Гласность (открытость) разбирательства дела в суде . Конституция РФ устанавливает: “Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом” (ч. 1 ст. 123).

Базируясь на положениях Конституции РФ, АПК РФ (2002 г.) в ст. 9 установил, что разбирательство дел в арбитражном суде открытое. Слушание дела в закрытом заседании возможно:

а) в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне;

б) при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной и иной тайны;

в) в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Разбирательство уголовных дел во всех судах тоже открытое (ст. 241 УПК РФ), за исключением случаев, когда:

а) разбирательство дел может привести к разглашению государственной или иной охраняемой законом тайны;

б) рассматриваются дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16-ти лет;

в) рассматриваются дела о половых преступлениях, о других преступлениях, в ходе рассмотрения которых возможно разглашение сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства;

г) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, их близких родственников или близких лиц.

Слушание дел в закрытых заседаниях ведется с соблюдением всех правил судопроизводства. Принятые решение или приговор во всех случаях оглашаются публично.

Национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах. В соответствии с ч. 2 ст. 26 Конституции РФ “каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества”. Применительно к правосудию это положение конкретизировано в ст. 10 Закона "О судебной системе":

– судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись на государственном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 1 ст. 10);

– судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 2 ст. 10).

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Процессуальное законодательство вносит еще ряд уточнений и дополнений. В частности, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает, что переводчики обязаны точно и полно осуществлять свои функции при рассмотрении уголовных дел.

Участие граждан в осуществлении правосудия реализуется на практике в различных формах. В первую группу можно выделить формы участия граждан непосредственно в осуществлении правосудия. Ко второй группе следует отнести опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и судопроизводства).

Правовым основанием этого принципа является предписание Конституции РФ о том, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32).

Участие в разбирательстве судебных дел и в принятии необходимых решений может проявляться в выполнении обязанностей арбитражного заседателя либо присяжного заседателя.

Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дел арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции наравне с профессиональными судьями. При этом они пользуются правами и несут обязанности судьи. Арбитражными заседателямиявляются граждане Российской Федерации, наделенные в порядке, установленном Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений, и включенные в списки кандидатов в арбитражные заседатели.

Срок полномочий арбитражных заседателей, включенных в списки, два года. Списки арбитражных заседателей формируются арбитражными судами субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах, внесенных торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией. Они должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической или предпринимательской деятельности не менее 5 лет.

Не могут быть арбитражными заседателями лица:

а) имеющие не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость;

б) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

в) состоящими на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах;

г) занимающие некоторые должности в государственных и негосударственных учреждениях, организациях, перечень которых дан в п.п. 4 и 5 ст. 2 Закона «Об арбитражных заседателях»;

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дела по ходатайству стороны.

За время участия арбитражного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного суда.

Присяжные заседатели (в отличие от арбитражных заседателей) не имеют равных и одинаковых прав с судьей при отправлении правосудия. Они вправе принимать решение (вердикт) по вопросу виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения (особого снисхождения). Не все решения присяжных обязательны для председательствующего судьи.

Присяжные заседатели привлекаются к рассмотрению только уголовных дел по первой инстанции в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Присяжными заседателями могут быть граждане Российской Федерации, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом уголовных дел.

Списки (общие и запасные) составляются высшим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ каждые четыре года на основании предложений, поступающих от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований субъектов РФ. Списки составляются на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан.

Требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок их отбора и привлечения к исполнению обязанностей присяжного заседателя в суде, установлены Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ».

Ими могут быть граждане, достигшие возраста 25 лет, не судимые, дееспособные, не состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. К участию в рассмотрении конкретного уголовного дела не допускаются лица:

а) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;

б) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

в) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении дела.

Граждане привлекаются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела не окончилось к моменту указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела. Им оплачивается вознаграждение в размере не менее среднего заработка по месту основной работы. На них распространяются гарантии неприкосновенности судьи.

Присяжные заседатели привлекаются к рассмотрению в суде конкретного уголовного дела по ходатайству обвиняемого. В этом случае из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели путем случайной выборки отбирается не менее 20 человек, которым вручается извещение о явке в суд не позднее чем 7 дней до начала процесса. В назначенный день в подготовительной части судебного заседания стороны и председательствующий путем жеребьевки формируют коллегию присяжных заседателей, состоящую из 12 комплектных и 2 запасных, которая и должна будет по итогам судебного разбирательства дела вынести вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

К опосредованным формам участия граждан в деятельности по осуществлению и обеспечению правосудия относятся все другие способы участия граждан по гражданским, уголовным и административным делам. Такой опосредованной формой участия граждан в отправлении правосудия можно считать, например, предусмотренное ч.2 ст.4 ГПК право лица, от своего имени возбудить гражданское дело в защиту прав и свобод и законных интересов другого лица или группой лиц, либо в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ, например, предусмотрена возможность обращения граждан с заявлениями о преступлениях в органах расследования. И также заявления рассматриваются в качестве повода для возбуждения уголовного дела (ст. 140).

– ст. 103 УПК допускают личное поручительство в качестве меры пресечения;

– ст.ст. 60, 170 УПК регламентируют участие граждан в качестве понятых для удостоверения факта, содержания и результатов следственных действий.

Охрана чести и достоинства личности – еще один принцип правосудия.Конституция РФ установила, что достоинство личности охраняется государством. При этом в ст. 21 специально подчеркнуто: “Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию”. На конституционном уровне сформулировано соответствующее международным стандартам положение о праве каждого человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей жизни и доброго имени. Ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции).

Данные конституционные положения развиваются в нормах процессуального права. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 9 УПК РФ в ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участников уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.

Непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства. Суд первой инстанции при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать показания (допросить) подсудимых, потерпевших, свидетелей, заключения экспертов, осмотреть вещественные доказательства, огласить протоколы и иные документы.

Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены судом в основу принимаемого судебного акта.

Разбирательство дела происходит устно и при неизменном составе судей. В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство дела должно быть произведено с самого начала (ст. 240 УПК, ст. 157 ГПК).

Судебное заседание по каждому гражданскому делу происходит непрерывно, кроме времени, назначенного для отдыха. До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его слушания суд не вправе рассматривать другие дела (ст. 157 ГПК).

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как отмечалось, в установленных законом случаях представители населения.

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридическихдел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

11. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОСУДИЯ: ИХ ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И СИСТЕМА

Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.

Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками).

1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).

Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение.

2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е. они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили.

3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения.

4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других.

Принципы организации и осуществления правосудия:

– принцип законности правосудия;

– принцип осуществления правосудия только судом;

– принцип доступности судебной защиты;

– принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

– принцип участия граждан в осуществлении правосудия;

– принцип состязательности и равноправия сторон;

– принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;

– принцип презумпции невиновности;

П ра восудие - вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

Право на правосудие - комплекс конституционно закрепляемых процессуальных прав, призванных гарантировать защиту основных материальных прав и свобод человека.

Существует также международное уголовное правосудие - международный судебный механизм и процедура, создаваемых мировым сообществом государств для рассмотрения уголовных деликтов и преступлений физических и юридических лиц, имеющих международный характер.

Признаки правосудия :

Принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающимся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);

О6щеобязатепьная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории РФ. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);

Правосудие осуществляется только двумя способами:

а) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

б) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных;

Правосудие осуществляется только судом (судьей);

Правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.

6.Судопроизводство: понятие, признаки и виды.

Закон о судебной системе РФ, устанавливая правовые способы реализации судебной власти, признает таковыми указанные в Конституции РФ формы судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Судопроизводство представляет собой процедуру осуществления судебной деятельности в конкретном суде. Оно является существенным признаком судебной власти, характеризующим подвид судебной системы. Так, конституционное судопроизводство, связанное с разрешением дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента и других актов, используется Конституционным Судом РФ. Правосудие осуществляется судами общей юрисдикции и сопровождается рассмотрением и разрешением в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводств.

При арбитражном разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений либо из правоотношений в сфере управления, применяются процедуры арбитражного судопроизводства. Таким образом, особенности судопроизводства определяются задачами и спецификой конкретного суда. Суды различных подсистем судебной власти не могут поручать друг другу выполнение своих полномочий.

Каждое из названных судопроизводств регламентируется соответствующим кодифицированным процессуальным актом (Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом) или отдельными нормами процедурного характера в материальных законах (Закон "О Конституционном Суде РФ", Кодекс РФ об административных правонарушениях).

Правосудие как социальная функция. Преобразование правосудия в надежный инструмент защиты прав и свобод затрудняется целым комплексом причин социального характера. Анализ результатов социологических исследований свидетельствуют, что идея независимости правосудия большей частью общества воспринимается как абстрактные и лучшие пожелания. И очень незначительная часть общества верит в возможность их реализации в ближайшем будущем.

Особенным анализом является реформирование судебно-правовой реформы на основе прошлых лет Крыжановский А.Ф. правосудие как социальная функция//Актуальные проблемы политики-Юрист.2002.-С.137..

Классическое правило изучения того или иного юридического явления предусматривает обязательное обращение к его функциональной специфике. Но как только мы попробуем больше разобрать понятие "осуществление правосудия", так сразу возникает множество вопросов: как именно должен осуществляться суд? Какая именно должна быть судебная процедура? Какие решения должны быть приняты? Именно поэтому когда говориться о принципах и функциях вводится понятие "правосудие". В результате чего три основополагающие функции государственной власти создали треугольник: законотворчество, исполнение этих самых законов и правосудие. Термин "правосудие" в узком смысле (процессуальном) - оно выражается как деятельность судов при рассмотрении конфликтов и назначение наказаний за нарушение общеобязательных правил санкционированных государством. В широком - как правильное и справедливое решение судебной деятельности А.Г. Полянский. Проблема соотношения функции правосудия и судебного контроля//Актуальные проблемы политики - Юрист.2002.- с.575.

Понятие. Принципы

Правосудие (лат. Justitia ) - это особый вид государственной власти, суть которого состоит в рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и иных дел. Форма защиты права судебной властью. Решение суда является актом правосудия по защите нарушенного или оспариваемого права.

Принципы правосудия - это основные, руководящие начала отправления правосудия.

Основные принципы правосудия:

Независимость - любое вмешательство деятельность судов и судебных заседателей по осуществлению правосудия является недопустимым и влечет предусмотренную законом ответственность.

Исключительность - делегирование функций суда, а также присвоение его функций другим органом или должностным лицом не допускается.

законность - судьи руководствуются только законом;

равенство - данный принцип означает, что суд не устанавливает привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, социальных, национальных и иных различий участников судебного процесса;

обеспечение доказанности вины - презумпция невиновности подсудимого;

состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности. Обвинитель (в уголовном процессе) или истец (в гражданском), с одной стороны, обвиняемый или ответчик - с другой стороны имеют равные процессуальные возможности.

поддержание государственного обвинения в суде прокурором. (обвинение задача государства, а не потерпевшего);

право на защиту обеспечивается обвиняемому;

гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами. Судебное заседание является открытым для публики;

обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом. Данное право предоставлено любому участнику судебного процесса с целью исключения судебной ошибки и принятия единственно верного решения;

обязательность рений суда. Решение суда, вступившее в законную силу, подлежит обязательному исполнению, как и решение любого другого органа государственной власти Основы правоведения Украины // С.В. Кивалов, П.П. Музыченко, Н.Н.Крестовская, А.Ф. Крыжановский. - Одиссей.2007.-С.229..

В странах общего права (Англия, США, Канада, Австралия), где официально признан судебный прецедент в качестве источника права, суды участвуют в правотворчестве.

Судебное правотворчество ярко выражено в правовых системах англоамериканского типа, где судебный прецедент (от лат. praecedens - тот, что идет впереди) издавна считается основным источником права. В английском праве прецедент рассматривается не только как рождение новой нормы, но и как своеобразная конкретизация путем толкования соответствующей правовой нормы, применяемой судом Теория государства и права//О.Ф.Скакун.-Эспада.2007.-С.484..

Правосудие - это высшая юрисдикционная деят-ть, осущ-ая непосредственно судами от имени

государства на основании Конституции, действующего законодательства. Правосудие – это деятельность от имени гос-ва по рассм-ю судом гражд. угол. и конст. дел.

Отличительные свойства правосудия:

1. «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» - ч. 1 ст. 118 К. указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды; только судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, в установленных законом случаях представители населения.

2. рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов. Завершается судебное заседание решением (по гражданским делам) или приговором (по уголовным). Они должны быть законными и обоснованными, иначе могут быть отменены кассационной или надзорной инстанциями, деятельность которых тоже является правосудием.

3. оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридических дел. Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное,

гражданское, административное и уголовное + из Ф зак-дат-ва

арбитражное судопроизводство.

4. этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого

порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством. Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и праведливость судебных решений,недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи

обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона О статусе судей).

5. Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер. С учетом отличительных признаков правосудия его можно было бы определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и

подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и

общеобязательность судебных решений.