Законы субъектов рф о земле. Список законов и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения при проведении землеустройства

Становление и формирование рынка земли в Российской Федерации сопровождалось бурным нормотворчеством, как на федеральном, так и на региональном уровне. С начала 90-х в России принималось десятки нормативных актов. Однако долгое не принятие центральных законодательных актов о земельных правоотношениях, в частности Земельного кодекса, ряда Федеральных законов порождало множество противоречий, как между участниками земельных правоотношений, так и между федерацией и ее субъектами. Возникали противоречия и между актами ССР продолжавшими действовать на территории России и новым законодательством.

Особенность регулирования земельных отношений до вступления в силу Земельного кодекса заключалась в том, что данное регулирование осуществлялось преимущественно на основе подзаконных нормативных правовых актов.

В настоящее время одни из этих нормативных актов прекратили действие, другие продолжают действовать. К последним, например, относятся: Указ о регулировании земельных отношений, Указ о реализации прав граждан на землю; Указ Президента РФ от 16.12.93 N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы".

С принятием Земельного кодекса большинство накопившихся проблем было разрешено, в частности содержащие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются (ст. 5 Федерального закона от 25 октября №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ). Таким актом прежде всего были Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28.02.90 N 1251-1 . С момента вступления в действие ЗК данный нормативный акт, равно как и иные нормативные акты земельного законодательства Союза ССР, прекратил свое действие. Иные нормативные акты земельного законодательства, как федеральные, так и субъектов РФ, а также нормативные акты органов местного самоуправления, подлежат приведению в соответствие с ЗК РФ. Приведению в соответствие с ЗК РФ подлежат и нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, а также договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ в области регулирования земельных отношений.

Итак, обратимся к современному законодательству регулирующему земельные правоотношения. Современная теория права допускает трактовку понятия «законодательство» и в широком смысле - в качестве совокупности всех нормативных правовых актов, посвященных регулированию той или иной сферы общественных отношений, и в узком - когда речь идет только и непосредственно о законах как актах высшей юридической силы. Земельный кодекс вслед за Гражданским (ст. 3 ГК РФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п. 1 статьи 3, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ в ст. 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п. «в»). Земельный кодекс в ст. 9 и 10 разграничивает полномочия Российской Федерации и полномочия ее субъектов в области земельных отношений. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними являются, по существу, гражданско-правовыми, и регулируются гражданским законодательством (ст. 3 ЗК РФ). А гражданское законодательство согласно ст. 71 Конституции РФ отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Поэтому субъекты Федерации не могут принимать акты, регулирующие перечисленные выше отношения. Таким образом, правовое регулирование рынка земли – прерогатива Российской Федерации.

Статья 3 ЗК РФ выстраивает четкую иерархию земельных нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы. Во главе ее, как и во многих других отраслях права, находится Кодекс. Нормам Земельного кодекса должны соответствовать не только нормы законов, входящих в систему земельного законодательства, но и земельно-правовые нормы, содержащиеся в законах других отраслей (например, лесного, водного, аграрного законодательства). Во многих статьях Земельный кодекс дает отсылки к тем или иным федеральным законам или же, не называя конкретного закона, определяет, что тот или иной вопрос регулируется федеральным законом. В других случаях Кодекс указывает на совместное регулирование вопроса законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Так, и федеральными законами, и законами субъектов Федерации могут быть установлены случаи, когда требуется указание категории земель в иных документах, кроме названных в Земельном кодексе (подп. 5 п. 2 ст. 8), а охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными и сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии не только с законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 7 ст. 13).

Субъекты Российской Федерации могут принимать законы, регулирующие земельные отношения, кроме вопросов сделок с землей и иных имущественных отношений по поводу земли. Целый ряд вопросов, подлежащих регламентации в законодательстве субъектов Федерации, непосредственно указан в Земельном кодексе - например, установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства (п. 1 ст. 33).

Законодательно закреплено, что нормы земельного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Но следует иметь в виду, что вообще законодательство субъектов Федерации не должно противоречить федеральным законам. На это указывает ст. 4 (ч. 2) Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» - и ст. 72 (п. «а» ч. 1), устанавливающая, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится обеспечение соответствия конституций и законов республик; уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, законы субъектов Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, должны соответствовать не только Земельному кодексу, но и другим федеральным законам.

Так, определением Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2000 г. № 41-0 (СЗ РФ. - 2000. - № 18. - Ст. 2020) отменено как аналогичное положениям, признанным Конституционным Судом РФ в предыдущих постановлениях не соответствующими Конституции РФ, положение ч. 1 ст. 16 закона Краснодарского края «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае», запрещающее совершение сделок с земельными участками гражданам, не имеющим регистрации права на постоянное проживание в Краснодарском крае или Республике Адыгея.

До принятия нового Земельного кодекса, когда многие вопросы владения, пользования и распоряжения земельными участками оставались на федеральном уровне практически неурегулированными, часть субъектов Федерации решила их в своих законах о земле. Теперь те их положения, которые противоречат нормам Земельного кодекса, как мы уже отметили, подлежат отмене.

Среди актов регулирующих земельные правоотношения отдельно необходимо выделить договора и соглашения федерации и ее субъектов. Данные договоры (соглашения) содержат ряд норм по установлению полномочий сторон в области регулирования земельных отношений. К таким документам относятся: Соглашение от 24.07.96 N 1 между Правительством РФ и администрацией Хабаровского края о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на территории Хабаровского края; Соглашение от 29.05.96 N 5 между Правительством РФ и администрацией Ростовской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Ростовской области; Соглашение от 29.05.96 N 2 между Правительством РФ и администрацией Сахалинской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Сахалинской области; Соглашение от 12.01.96 N 6 между Правительством РФ и Правительством Свердловской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на территории Свердловской области; Соглашение от 23.03.95 N 4 между Правительством РФ и Правительством Республики Северная Осетия - Алания о владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами; Соглашение от 27.05.96 N 5 между Правительством РФ и администрацией Иркутской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Иркутской области; Соглашение от 09.12.95 N 3 между Правительством РФ и Правительством Оренбургской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на территории Оренбургской области.

Среди актов направленных на регулирование земельных правоотношений необходимо выделить законодательные нормативные акты. Наряду с Конституцией РФ и Земельным кодексом РФ необходимо выделить целую группу законодательных актов:

Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г.) . Нормами гражданского законодательства регулируется прежде всего имущественный оборот земель. Согласованное применение норм земельного и гражданского законодательства нашло свое отражение в содержании многих формулировок Земельного кодекса, при этом формулировки ГК РФ в ЗК РФ не дублируются, к ним делается отсылка с указанием конкретных статей ГК РФ. Нормы же, отражающие специфику земли как объекта земельных отношений, прописываются в ЗК дополнительно. В частности, примером может служить ст.46 ЗК. Пункт 1 этой статьи содержит отсылочную норму: "аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством". Нормы же п.2 устанавливают ряд дополнительных оснований прекращения аренды земли, наличие которых предопределяется спецификой земли как природного объекта и природного ресурса, например, такое основание, как использование земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.) ;

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Данный Закон направленных регулирование отношений, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения. Цель, на достижение которой направлен данный Закон определен так - это установление правил и ограничений, применяемых к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, включая также определение условий предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и их изъятия.

Федеральный закон о 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" . Данный Закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность);

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";

Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" ;

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с изм. и доп. от 22 ноября 2000 г., 21 марта 2002 г.) ;

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 21 декабря 2001 г., 21 марта, 14 ноября 2002 г., 10 января 2003 г ;

Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа, 27 декабря 1995 г., 28 июня, 18 ноября, 31 декабря 1997 г., 21, 25 июля, 29 декабря 1998 г., 22 февраля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24, 25 июля, 24 декабря 2002 г.) и др.

Наряду с законодательными нормативными актами отдельно необходимо остановиться на подзаконных нормативных актах и ведомственных актах.

Так называемыми подзаконными актами являются указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

Указы Президента РФ по юридической силе следуют непосредственно за федеральными законами.

Земельный кодекс называет ряд земельно-правовых вопросов, которые регулируются непосредственно Президентом России, например установление видов зданий, строений, сооружений, на которые не распространяется преимущественное право покупки или аренды земельного участка иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами - собственниками таких строений (п. 5 ст. 35). В определенный период развития российского законодательства (90-е годы) земельные отношения регулировались в основном указами Президента РФ.

Важнейшие из них:

Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 198 "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности" ;

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" ;

Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144 "О федеральных природных ресурсах" ;

Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 25 января 1999 г.) ;

Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" (с изм. и доп. от 25 января 1999 г.) ;

Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 222 "О Международном финансовом фонде земельной и агропромышленной реформы" (с изм. и доп. от 6 марта 1995 г.) ;

Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" .

Федеральное Правительство в соответствии со ст. 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определяет, что акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, - в форме распоряжений. Согласно упомянутой статье Конституции постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

В ряде статей Земельного кодекса прямо указаны земельные вопросы, непосредственно регулируемые федеральным Правительством. Это, например, установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву; установление порядка консервации земель (ст. 13), установление общих начал определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 22). Правительство России принимает нормативные правовые акты и по другим вопросам. Так, за последнее время были приняты постановления от 1 марта 2001 г. № 154 «Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения», от 11 января 2001 г. № 22 «Об утверждении Положения о Федеральной службе земельного кадастра в России».

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - правительства, администрации и другие - издают акты (постановления, распоряжения, иные акты, например постановление администрации Нижегородской области от 24 марта 2000 г. № 79 «Об утверждении единых расценок на платные работы (услуги) по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель на территории Нижегородской области»), которые должны соответствовать как федеральному законодательству, так и законам соответствующего субъекта Российской Федерации. Земельный кодекс называет целый ряд земельных вопросов, по которым соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации издают нормативные правовые акты. В частности, они могут устанавливать иные, кроме перечисленных в Кодексе, виды особо охраняемых территорий на землях данного субъекта Федерации (п. 5 ст. 94), определять порядок использования отдельных видов земель промышленности, а также порядок установления зон с особыми условиями использования на территории субъекта Федерации (подп. 2 п. 5 ст. 87).

Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 19 установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты; наименование и виды таких правовых актов, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В силу Земельного кодекса нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в частности, могут быть предусмотрен особый правовой режим использования земель коренных малочисленных народов и этнических групп (п. 3 ст. 7), установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан для ведения крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности (п. 2 ст. 33).

Законодательно не упоминаются ведомственные нормативные акты. Между тем они составляют значительную часть правовых актов, регулирующих земельные отношения. Федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры - принимают приказы, инструкции, правила и иные подобные акты в пределах полномочий, предусмотренных положением о данном ведомстве, либо иным специальным актом Правительства РФ. Ведомственные нормативные акты не могут противоречить федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Нормативные акты министерств, государственных комитетов и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте России.

Примером такого рода актов в области земельных отношений могут служить:

Распоряжение Минимущества РФ от 6 марта 2002 г. N 568-р "Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков" ;

Приказ Госкомзема РФ от 28 октября 1999 г. N 70 "О внесении изменений и дополнений в формы оперативной отчетности о ходе земельной реформы" ;

Приказ Госстроя РФ от 12 августа 1999 г. N 27 "Об утверждении плана мероприятий по участию Госстроя России в реализации федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 гг." .

Конечно, Земельный кодекс не может урегулировать все аспекты земельных правоотношений и требуется порядка 40 законодательных актов, которые необходимо разработать, чтобы дополнить этот базовый документ. Первые из них появились еще в июне 2001 года - в частности, Закон «О землеустройстве».


Федеральный закон от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 октября 2001 г.

Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. N 1251-1 // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1990 г. - N 10. - ст. 129-130.

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - №32. - Ст. 3301; Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 января 1996 г. - №5. - Ст. 410; Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 декабря 2001 г. - N 49. - Ст. 4552.

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20 ноября 1995 г. - N 47. - Ст. 4471

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 23 июля 2001 г. - N 30. - Ст. 3060.

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 октября 2001 г. - N 44. - Ст. 4148.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20 апреля 1998 г. - N 16. - Ст. 1801.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 августа 1998 г. - №31. - Ст. 3813.

Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. - 5 ноября 1991 г. - №44. - Ст. 1424.

Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 198 "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 19 февраля 1996 г. - N 8. - Ст. 740.

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - N 52. - Ст. 5085.

Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144 "О федеральных природных ресурсах" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993 г. - N 51. - Ст. 4932.

Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1 ноября 1993 г. - №44. - Ст. 4191.

Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993 г. - N 17. - Ст. 1452.

Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 222 "О Международном финансовом фонде земельной и агропромышленной реформы" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - N 8. - 1993 г. - Ст. 660.

Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 2 января 1992 г. - N 1. - Ст. 53.

Распоряжение Минимущества РФ от 6 марта 2002 г. N 568-р "Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков" // Экспресс-закон. - июнь 2002 г. - №21.

Приказ Госкомзема РФ от 28 октября 1999 г. N 70 "О внесении изменений и дополнений в формы оперативной отчетности о ходе земельной реформы"

Приказ Госстроя РФ от 12 августа 1999 г. N 27 "Об утверждении плана мероприятий по участию Госстроя России в реализации федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 гг."

Понятие «земельные отношения»

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис-пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она - объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее - ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения . Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута - лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. Содержание земельных правоотношений - корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан-ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ-ствии с нормами права. В настоящее время с введени-ем института частной собственности на землю и платного землеполь-зования земельные отношения приобрели новое содержа-ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

- по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

- регулятивные земельные отношения - отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

- охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

- по степени определенности сторон правоотношения : абсолютные и относительные.

- абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

- относительные правоотношения - правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

- по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

- материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

- процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

- по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда; по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

- Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

- Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности . Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае - земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов. Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

Санкционирующий - не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

Делегирующий - дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Земельное законодательство, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2 ст.76 Конституции РФ). В ч. 5 ст. 76 Конституции РФ подчеркивается, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

S РФ вправе принять свой закон, но в случае последующего принятия ФЗ субъект РФ должен привести его в соответствии с ФЗ. Некоторые положения федеральных законов требуют дальнейшего развития, детализации. Это также вправе делать в своих законах субъект РФ. Иногда в федеральных законах прямо указывается, что тот или иной вопрос решается в соответствии с законодательством субъекта РФ. Согласно ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Многие субъекты РФ приняли земельные кодексы либо земельные законы (Республика Карелия, Воронежская область, Саратовская область и др.). Наряду с крупными кодифицированными актами субъекты РФ принимают многочисленные акты по отдельным вопросам регулирования земельных отношений.

Например, 16.07.1997 принят Закон г. Москвы «Об основах платного землепользования в г. Москве». При этом в субъектах РФ принимаются не только законы, но и НПА органов исполнительной власти. Огромное количество таких актов принято правительством и мэром Москвы.

НПА не только субъектов РФ, но и муниципальных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми организациями (в том числе вышестоящего подчинения) и гражданами. Компетенция муниципальных образований определяется ФЗ 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и законодательством субъектов РФ. В ряде случаев компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений определяется ЗК РФ. В частности, согласно ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются органами местного самоуправления.

Учитывая и используя свои полномочия, субъекты Федерации принимали свои земельные законы прежде всего по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.


Субъекты Федерации на основании ст. 10 ЗК РФ наделены следующими полномочиями в области земельных отношений:

1. изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ;

2. разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;

3. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;

4. иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

Среди нпа принятых субъектами РФ в области регулирования земельных отношений в рамках указанной компетенции, можно назвать:

3. Законы «О земле», «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Республики Дагестан;

4. Временное положение о регулировании земельных отношений в Тверской области, принятое 25 июля 1996 г. Законодательным собранием Тверской области.

В настоящее время осуществляется приведение этих и других законов субъектов Федерации в соответствии с земельным кодексом РФ от 25.10.01.

Органы местного самоуправления издают акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (п.4 ст.2 ЗК).

Органы местного самоуправления устанавливают правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований (п.1 ст.11 ЗК), обеспечивают выбор земельного участка для строительства (ст.31 ЗК), определяют порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, устанавливают нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (ст.33 ЗК), устанавливают ставку земельного налога для земель поселений, устанавливают правила землепользования и застройки (п.2 ст.83 ЗК, кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Конституция РФ обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, в сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических, географических и иных местных условий (ст. 130, 131 Конституции РФ).

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет предметом ведения местного самоуправления регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (ст. 6). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 19).

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ (ст. 11) относит:

1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

2. установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

3. разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;

4. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

5. иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земельного законодательства.

Им, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления:

1. «Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра"» от 3 августа 1996 г. 932;

2. «О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1997 г.»от 14 февраля 1997 г. 166;

3. «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса РФ в 1997 г.» от 26 февраля 1997 г. 224;

Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения в российской федерации Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения в Российской Федерации Вопрос: Какое законодательство регулирует земельные правоотношения в настоящее время в Российской Федерации? Ответ: Основным правовым актом, регулирующим земельные и аграрные отношения, является Конституция РФ 1993 года, которая в ст. cт. 9 и... 54831 / Ноя. 7, 2008, полночь

Понятие и функции земли ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЗЕМЛИ Объектом земельного кадастра в любом государстве является его земельный фонд. В жизни современного государства и общества земля имеет важное значение как предел суверенитета государства, как основа жизнедеятельности народов, как природный ресурс, как территориальный базис, как средство... 36283 / Окт. 26, 2011, полночь

Понятие и признаки жилого помещения ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ Понятие жилого помещения также установлено п. 2 СТ. 15 ЖК РФ. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Таким образом, жилое помещение согласно ЖК РФ, обладает целым... 30331 / Апрель 16, 2010, полночь

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения НОРМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И УЧЕТНАЯ НОРМА ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В отличие от ЖК РСФСР ЖК РФ не определяет размер минимальной нормы жилой площади. Он вводит новый критерий определения площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма. Таким критерием является норма предоставления... 29163 / Апрель 14, 2010, полночь

Социальная норма жилой площади на одного человека По Жилищному кодексу социальная норма жилой площади на одного человека - минимальный размер общей жилой площади, устанавливаемый органом местного самоуправления в зависимости от уровня обеспеченности жилой площадью и других факторов. Кроме того, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации категориям... 24894 / Окт. 29, 2010, полночь

Недвижимость с обременением Недвижимость с обременением Различные операции с недвижимостью и земельными участками нередко сопровождаются обременениями. Обременения – именно так в градостроительной практике называют установленные законом условия, запрещения, стесняющие правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. ... 20426 / Фев. 27, 2009, полночь

Какие документы должны быть у продавца земельного участка Какие документы должны быть у продавца земельного участка или загородного дома:Собственник жилого дома, для того чтобы распорядиться своей собственностью, должен позаботиться о том, чтобы у него имелись надлежаще оформленные документы. Что же это за документы?1. Правоустанавливающий документ на дом. Это... 19573 / Авг. 19, 2012, 9:26 п.п.

Как «выписать» старого хозяина при покупке квартиры? Общеизвестно, что при приобретении квартиры на вторичном рынке покупатель сталкивается с проблемой - как вытурить с занимаемой площади продавца. Причем освобождение необходимо не только физическое (вывез свои вещи и передал ключи), но и юридическое чтобы снялся с регистрации по месту... 16166 / Ноя. 9, 2010, полночь

Права собственника недвижимости, расположенной на земельном участке, находящемся в частной собственности Права собственника недвижимости, расположенной на земельном участке, находящемся в частной собственности. Пункт 5 статьи 1 Земельного Кодекса РФ провозглашает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют... 15802 / Окт. 23, 2008, полночь

Субъекты и объекты жилищного права. Субъекты и объекты жилищного права. Субъекты жилищного права - это лица, участвующие в данных правоотношениях. Субъектами жилищных правоотношений являются граждане и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (ст. 4 ЖК РФ). Положения ЖК РФ применяются к жилищным отношениям с... 15068 / Июль 26, 2010, полночь

Классификация земельного фонда страны КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА СТРАНЫ Весь земельный фонд в пределах границ Российской Федерации, независимо от форм владения, собственности или пользования им, является объектом ГЗК. Общая площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2002 г. составляла 1709,8 млн га (12,5 % ... 13764 / Ноя. 7, 2011, полночь

Особенности строительства на садовых участках Строительство на садовых и дачных участках имеет определенные особенности, которые обусловлены их нахождением на ограниченной территории садового (дачного) объединения. Особенности планировки и застройки садовых участков определяются СП 53.13330.2011. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения (актуализированная... 13623 / Июль 8, 2013, 5:19 п.п.

Функции, методы и принципы управления земельными ресурсами ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В процессе управления земельными ресурсами вышеуказанные задачи реализуются через конкретные мероприятия или функции. Следует учитывать, что управляют земельными ресурсами по двум направлениям: прямому и опосредованному. Первое связано с созданием конкретных форм и условий... 13421 / Март 15, 2012, полночь

Документы, подтверждающие право собственности на земельный участок До принятия нового Земельного кодекса РФ действовал (с 1991 года) Земельный кодекс РСФСР. Но действовали также еще 40 законов России, касающихся земельных правоотношений и имеющих, в принципе, такую же юридическую силу, как и Земельный кодекс РСФСР. Кроме того, земельные вопросы... 12799 / Ноя. 29, 2010, полночь

ДЕЛИМЫЕ И НЕДЕЛИМЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЕЛИМЫЕ И НЕДЕЛИМЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым признается земельный участок, который без изменения разрешенного использования может быть разделен на части, каждая из которых после раздела может образовать самостоятельный земельный участок неделимым признается земельный участок, ... 12271 / Май 16, 2012, 8:25 п.п.

Линии Градостроительного регулирования Градостроительная деятельность деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Территориальное планирование планирование развития территорий, в том числе для... 11682 / Сен. 23, 2013, 1:10 п.п.

Виды и задачи управления земельными ресурсами ВИДЫ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА РАЗЛИЧНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УРОВНЯХ Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все... 11554 / Март 15, 2012, полночь

Программа доступное жилье Программа доступное жилье. По причине остро стоящей проблемы обеспечения жильем своих граждан, правительство Росси в 2006 году приняло национальные проект «Доступное комфортное жилье – гражданам России». В рамках этого проекта утверждены различные ипотечные, а также социальные программы приобретения жилья. Было... 11481 / Ноя. 5, 2008, полночь

Понятие и виды жилищного фонда ПОНЯТИЕ и ВИДЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Согласно СТ. 19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Существует классификация жилищных фондов по различным основаниям. В зависимости от формы собственности: частный жилищный фонд: индивидуальные жилые... 11187 / Апрель 16, 2010, полночь

Развитие земельного законодательства субъектов РФ, осуществлялось параллельно с формированием федерального земельного законодательства.

На первом этапе земельной реформы (февраль 1990 - декабрь 1993 г.) собственное регулирование земельных отношений осуществлялось только в республиках в составе РСФСР, причем принимаемые ими норматив­но-правовые акты во многом дублировали по содержанию законы СССР и РСФСР.

Например, в этот период принимаются законы республики Дагестан «О земельной реформе», «О земле» от 16 мая 1991 г., Закон республики Татарстан «О земельной реформе», Законы Калмыцкой республики «О земле» от 20 февраля 1990 г. и ряд других. В краях, областях и иных субъектах РСФСР в это время правовое регулирование земельных отношений не проводилось.

Конституция РФ разграничила круг вопросов, отнесенных к исключительному ведению РФ (ст. 71), совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72) и исключительному ведению субъектов РФ (ст. 73). По предметам совместного ведения, согласно п.2 ст. 76 Конституции РФ, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятым по предметам совместного ведения, действует федеральный закон.

Однако правомерность принятия субъектом РФ закона, регулирующего земельные отношения в случае отсутствия федерального закона, долгое время не была четко определена.

По этому вопросу в научной литературе в результате анализа положений ст. 76 Конституции РФ было высказано мнение, что “субъекты Федерации вправе не урегулированные вопросы урегулировать самостоятельно”. Если будет принят федеральный закон, который регулирует эти вопросы по иному, субъекты РФ обязаны привести свои законы в соответствие с федеральным законом.

Аналогичная правовая позиция была сформулирована в решениях Конституционного Суда РФ. Как отмечалось в научной литературе, “правовые позиции Конституционного Суда РФ представляют собой его отношение к определенным правовым проблемам, закрепленное в решениях. Это результат анализа аргументов и выводов Суда, образующих интеллектуально-юридическое содержание судебного решения, это всегда толкование конституционных норм и норм отраслевого законодательства”.

Как отмечает В.А. Сивицкий, значение правовой позиции Конституционного Суда РФ в том, что акт, противоречащий правовой позиции Конституционного Суда РФ может быть признан неконституционным, «поэтому субъект правотворчества должен внимательно знакомиться с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, не принимать нормативных актов, им противоречащим».

По данному вопросу правовая позиция была сформулирована, например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1995 г., в котором было указано, что отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует представительному органу власти субъекта РФ принять собственный нормативный акт, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции РФ и вытекает из природы совместной компетенции. Однако принятие такого акта не должно противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Наконец, окончательно этот вопрос был разрешен в п.2 ст. 12 закона РФ от 24 июня 1999 г. “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”, согласно которому до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование.

На содержание земельно-правовых актов субъектов РФ оказывали влияние несколько тенденций. Среди них следует выделить неполноту, противоречивость, нестабильность законодательства, регулирующего земельные отношения, заимствование положений земельного законодательства Российской Федерации, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Например, Положение о проведении конкурсов и аукционов по продаже земельных участков и других операций с землей, утвержденное Постановлением Совета Министров – Правительства РФ 10 декабря 1993 г. было через две недели отменено Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. “О приведении земельного законодательства Российской Федерации с соответствие с Конституцией Российской Федерации”.

Кроме того, содержание земельно-правовых актов субъектов РФ напрямую зависит от толкования положений п.3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которому “условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона”. Однако в судебной практике и федеральном законодательстве такие дефиниции отсутствуют.

Как отмечалось в научной литературе, термин «пользование» может иметь три значения: а) осуществление любой хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией земли как природного ресурса; б) правомочие собственника; в) вещное право на землю – бессрочное (постоянное) пользование.

К термину «пользование» в первом, наиболее широком значении могут применяться такие понятия, как «условия пользования» и «порядок пользования». В этом случае под «условиями пользования» можно понимать права на землю – собственность, аренда, пользование, а также способы получения земельных участков на указанных титулах. Под «порядком пользования» в научной литературе понимается совокупность прав и обязанностей по эксплуатации земли как природного ресурса всеми субъектами, независимо от видов прав на земельные участки.

Под правом «пользования» как правомочием собственника следует понимать право на хозяйственную эксплуатацию земель, которое в земельном законодательстве охватывается системой конкретных действий (поведения) по отношению к земельному участку, включая обязанности собственника земельного участка.

Однако, на наш взгляд, главной причиной увеличения количества региональных законов, регулирующих земельные отношения, являлась утрата юридической силы почти половины статей ЗК РСФСР 1991 г. и отсутствие нового Земельного кодекса РФ.

Существующие пробелы в земельном законодательстве субъекты РФ были вынуждены восполнять посредством принятия региональных законов.

Большинство законов субъектов РФ в области земельных отношений направлены на установление порядка использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, в то время как правовому режиму, например, земель поселений не уделяется должного внимания.

В течении второго периода земельной реформы общая тенденция развития регионального законодательства состояла в том, что его удельный вес неуклонно повышался при уменьшении количества федеральных нормативно-правовых актов, доля которых составляла в конце 1999 г. не более 10 % от общего количества действующих в России нормативно-правовых актов.

Законодательство субъектов РФ по вопросам охраны и рационального использования природных ресурсов в общем объеме законодательства субъектов РФ занимало на данном этапе, по мнению некоторых исследователей, 6 место (из 10 возможных), уступая по объему законодательству по вопросам хозяйственной деятельности, конституционному, финансовому и иному законодательству, но доминируя над социально-культурным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Динамика развития регионального законодательства о природных ресурсах также характеризуется стабильным приростом с 47 законов в 1991 г. до 948 в 1998 г. В составе законодательства об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды одно из главных мест принадлежит земельному законодательству.

В ходе регулирования земельных отношений субъектами РФ определились несколько концептуальных подходов к проведению земельной реформы:

1. Активное проведение земельной реформы, стимулирование оборота земельных участков (особенно в населенных пунктах), приватизации земельных участков и т.д. (Законы “О земле” Саратовской, Самарской, Калининградской областей и др.);

2. Нейтральная позиция по вопросу проведения земельной реформы. В таких регионах принимается незначительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения, поэтому названные отношения регулируются преимущественно федеральными правовыми актами. Так, в Волгоградской области на момент написания данной работы (сентябрь 2001 г.) действует два областных закона, регулирующих земельные отношения. Во-первых, к ним относится закон Волгоградской области “Об аренде земельных участков на территории Волгоградской области” от 28 сентября 1998 г., и, во-вторых, Закон “Об использовании невостребованных земельных долей на территории Волгоградской области” от 29 сентября 1999 г. Действие третьего закона – “О правовом обеспечении земельных отношений на территории Волгоградской области” от 15 февраля 1997 г. на сегодняшний день приостановлено Законом Волгоградской области от 9 апреля 1997 г. “О приостановлении действия закона Волгоградской области “О правовом обеспечении земельных отношений на территории Волгоградской области”).

Ситуация, когда субъекты РФ не принимают собственных законов по вопросам использования и охраны природных ресурсов, по мнению некоторых авторов является наиболее предпочтительной. Однако в условиях пробельности правового регулирования земельных отношений и отсутствия нового Земельного кодекса, с такой позицией, на наш взгляд, было бы трудно согласиться.

3. Отрицание (или ограничение) частной собственности на землю и (или) оборота земельных участков вопреки ст. 9 и 36 Конституции, закрепляю­щих это право. Такая тенденция в развитии земельного законодательства в течении ряда лет прослеживалась в законодательстве города Москва, республик Коми, Кабардино-Балкарии, Дагестан, Тыва, Марий Эл, Саха (Якутия), Краснодарского края, Новосибирской области и ряда других.

Так, распоряжением вице-мэра города Москвы от 2 марта 1992 г. “Об аренде земли как основной формы земельно-правовых отношений в г. Москве” установлено, что с 1 января 1992 г. в городе Москве пользование землей на условиях аренды является основной формой земельных отношений (п.1), а, следовательно, в частную собственность земельные участки не предоставляются вопреки положениям ст. 36 Конституции РФ.

Одной из особенностей землепользования на территории города Новосибирска является предоставление земельных участков только на условиях аренды под гаражное строительство, строительство овощехранилищ, предпринимательскую деятельность.

Земельным кодексом Республики Коми установлено, что земля в пределах границ республики является собственностью Республики Коми.

Купля, продажа, дарение, залог и самовольный обмен земельных участков запрещается. Совершение таких сделок между землевладельцами и землепользователями влечет их недействительность.

В таких субъектах РФ предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам возможно на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) и срочного пользования и/или аренды.

В отдельных субъектах РФ, наряду с признанием частной собственности на землю, происходило отрицание федеральной собственности на землю (Республика Башкортостан и другие). Более того, под указанное неконституционное положение предпринимались попытки подвести научную основу. Так, Янбухтин Н.Б. полагает, что «положения ст. 76 Конституции Российской Федерации допускает при определенных случаях верховенство законов субъекта Российской Федерации, что в полной мере может отнесено к области регулирования и земельных отношений».

Другие представители Республик в составе России, полагают необходимым «в целях обеспечения законности в проведении земельной реформы в Республике Татарстан и в целях защиты прав и свобод граждан Республики Татарстан приостановить введение в действие норм ЗК Республики Татарстан о частной собственности на землю и нормы о государственной регистрации первичного рынка земельных участков». Этот запрет должен действовать до завершения землеустроительных работ и некоторых иных мероприятий. Однако с подобными предложениями принципиально нельзя согласиться ввиду грубого нарушения конституционных норм.

В последние годы происходит постепенное искоренение негативных тенденций по запрету гражданам и юридическим лицам приобретать земельные участки в частную собственность в субъектах РФ. Так, согласно п.1 ст. 4 Закона города Москва от 29 сентября 1999 г. № 36 “Об эксперименте по продаже земельных участков в городе Зеленограде” земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, свободные от прав третьих лиц, могут быть проданы путем проведения публичных торгов в форме аукциона, порядок организации и проведения которого устанавливается Московской городской администрацией в соответствии с законодательством. Такой эксперимент должен продолжаться не более одного года, а по его итогам Московская городская администрация вносит в Московскую городскую Думу предложение о целесообразности широкомасштабной передачи земельных участков в частную собственность как одного из факторов развития города Москвы. И действительно, на первом аукционе, прошедшем в Москве в начале октября 2000 г., земельный участок площадью 7300 кв. м. в микрорайоне Крюково (далеко не центр Москвы) был продан в собственность за 310 709 долларов США. Отмечаются положительные изменения и в других субъектах РФ.

В тоже время продолжает сохраняться другая неконституционная тенденция развития законодательства субъектов РФ, связанная с отнесением субъектами РФ земельного законодательства к исключительному ведению соответствующих субъектов РФ, а не к совместному ведениию РФ и субъекта РФ, как это предусмотрено Конституцией РФ.

Согласно п.2 ст. 10 Конституции Республики Северная Осетия – Алания (принята Верховным Советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994 г.), земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, коллективной и иных формах собственности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Северная Осетия – Алания; в соответствии со ст. 36 Конституции Республики Северная Осетия - Алания, граждане и их объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей, ее недрами и другими природными ресурсами в соответствии с законом Республики Северная Осетия - Алания.

Перечень подобных нарушений Конституции РФ и федерального законодательства можно продолжить, однако и в данной сфере происходит постепенное преодоление неконституционных тенденций.

Так, согласно ст. 2 Закона Краснодарского края «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае» от 8 августа 1995 г., «нормативные правовые акты Российской Федерации по регулированию земельных отношений применяются на территории Краснодарского края с учетом настоящего закона». Таким образом, устанавливался приоритет регионального закона над федеральным. На эту особенность данного закона неоднократно обращалось внимание в юридической литературе, в связи с чем, очевидно, в редакции закона 1999 г. данная норма сформулирована следующим образом: «Настоящий Закон является основой для других законов и правовых актов Краснодарского края, регулирующих земельные отношения. В случаях противоречия нормативных и распорядительных актов Краснодарского края настоящему Закону действуют положения (нормы) настоящего Закона».

Однако и после внесения изменений в данный закон, отдельные его положения продолжают противоречить Конституции РФ и федеральным законам, на что обращалось внимание Конституционного Суда РФ.

В случае, когда органы государственной власти субъекта РФ активно проводят земельную реформу, в развитии земельного законодательства субъектов РФ можно выделить следующие направления:

Во-первых, законы субъекта РФ дублируют федеральные нормативно-правовые акты или проекты федеральных законов. Например, Закон “О земле” Саратовской области практически дословно совпадает с текстом первого проекта ЗК РФ (например, в ст. 7-49; 60-98). В случае, если ЗК РФ был бы принят в первой редакции, закон Саратовской области “О земле” перестал бы нести какую-либо смысловую нагрузку. Законы других субъектов РФ заимствуют значительное количество правового материала из последующих версий проекта ЗК РФ. В законах отдельных субъектов РФ происходит дублирование содержания статей ЗК РСФСР.

Во-вторых, субъекты РФ издают законы и подзаконные акты, регламентирующие организационно-практическую сторону исполнения федерального закона. Напри­мер, Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 декабря 1998 г. № 388 «Об утверждении методики расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах в Республике Адыгея» устанавливает организационно-технический порядок исполнения положений ст. 11 федерального закона «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г.

В-третьих, субъекты РФ принимают законы, регулирующие земельные отношения до принятия соответствующих федеральных законов (и в первую очередь Земельного кодекса). Например, Закон Саратовской области “О прекращении прав на землю на территории Саратовской области” от 5 июня 1997 г. принят в связи с необходимостью урегулировать основания и порядок прекращения прав на земельные участки на территории области.

В-четвертых, федеральными законами предусмотрено установление региональным законодательством отдельных особенностей земельных отношений в регионах.

Так, согласно п.5 ст. 30 закона РФ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объеди­нениях граждан”, при разделе садовые, огородные или дач­ные земельные участки не могут быть меньше минимального размера зе­мельного участка, установленного нормативными правовыми актами субъек­тов РФ. Согласно ст. 36 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г., предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства – органами местного самоуправления.

Поэтому в законах субъектов РФ и актах органов исполнительной власти субъектов РФ данные особенности отражены в зависимости от специфических особенностей землепользования республик, краев, областей и иных субъектов РФ. Так, в Волгоградской области названные предельные размеры установлены Постановлением администрации Волгоградской области от 8 февраля 1994 г. (с дополнениями от 16 мая 1994 г.) “О дополнительных мерах по осу­ществлению земельной реформы в области”. В других субъектах РФ названные размеры установлены законами субъектов РФ.

Таким образом, отсутствие необходимых федеральных законов, регулирующих земельные отношения, привело к росту активности субъектов РФ в регулировании земельных отношений. Этот процесс идет в субъектах РФ по-разному, причем связано это не столько со специфическими особеннос­тями определенного региона, сколько с политической ориентацией, опытом и квалификацией авторов законопроектов. В некоторых субъектах РФ достигнуты серьезные успехи в регулировании земельных отношений: решены вопросы разграничения собственности на землю между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями; четко урегулирован порядок приватизации земельных участков, порядок проведения торгов (аукционов и конкурсов) по предоставлению земель под застройку на территории поселений, основания и порядок установления сервитутов и т.д.

В то же время нельзя не отметить, что объем субъективных прав граждан на землю даже в соседних регионах может сильно различаться, что противоречит Конституции РФ.

Как уже отмечалось, второй этап земельной реформы заканчивается вступлением в силу нового Земельного кодекса РФ. С этого момента объективно произойдут ряд изменений в динамике развития регионального земельного законодательства:

1. Земельное законодательство ряда субъектов РФ в той или иной мере вступит в противоречие с ЗК РФ. Представительные органы власти субъектов РФ будут вынуждены привести свои законы в соответствие с ЗК РФ, при условии, что федеральная власть получит возможность реально воздействовать на нормотворчество региональных политических лидеров (точнее на его конституционность). В этом случае с момента принятия нового ЗК РФ земельное законодательство субъектов РФ потеряет свое прежнее значение и своеобразие и будет играть вспомогательную роль в дальнейшем регулировании земельных отношений.

2. Будут отменены ряд Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам.