Нормативно правовые акты в сфере земельных отношений. Нормативно-правовое регулирование земельных отношений

Действующее земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Земельное законодательство включает:

  • Конституцию РФ;
  • Земельный кодекс РФ;
  • федеральные законы, нормы которых должны соответствовать ЗК РФ;
  • законы субъектов РФ, принимаемых в соответствии с федеральными законами;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • ведомственные акты;
  • нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ.

Конституция РФ содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.

Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции РФ:

  • ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах ;
  • ст. 36 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
  • ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
  • ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
  • ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании земельных отношений.

Вопросам особой охраны сельскохозяйственных угодий как главного средства производства посвящен Закон РФ от 10.01.1996 «О мелиорации земель». В данном Законе устанавливаются правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определяются полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.

Вопросы осуществления функции ведения государственного земельного кадастра регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Значительное число земельных норм содержится в федеральных законах, затрагивающих наряду с иными вопросы охраны, использования и оборота земель. Так, отношения, связанные с государственной регистрацией прав на , регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Правовые режимы земель, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, а также гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируют соответственно Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» и Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях».

Особенности правового режима отдельных категорий земель определены в следующих документах: ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; ФЗ «О недрах»; Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и др.

К федеральным законам, содержащим нормы земельного права, также относятся Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об . Так, гл. 17 ГК РФ регулирует право собственности и иные вещные права на землю. В КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (), за которые устанавливается и применяется соответственно административная и уголовная ответственность.

Источником земельного права в Российской Федерации являются подзаконные нормативные акты, в число которых входят указы Президента РФ,постановления и распоряжения Правительства РФ, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Подзаконными они считаются потому, что не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90). Указы Президента РФ занимают особое место, так как земельное право является конституционным, а Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ во исполнение своих полномочий также активно участвует в формировании земельного законодательства. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. ст. 110, 115 Конституции РФ).

На основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления также в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Правоотношения: Видео

Земельное законодательство, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2 ст.76 Конституции РФ). В ч. 5 ст. 76 Конституции РФ подчеркивается, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

S РФ вправе принять свой закон, но в случае последующего принятия ФЗ субъект РФ должен привести его в соответствии с ФЗ. Некоторые положения федеральных законов требуют дальнейшего развития, детализации. Это также вправе делать в своих законах субъект РФ. Иногда в федеральных законах прямо указывается, что тот или иной вопрос решается в соответствии с законодательством субъекта РФ. Согласно ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Многие субъекты РФ приняли земельные кодексы либо земельные законы (Республика Карелия, Воронежская область, Саратовская область и др.). Наряду с крупными кодифицированными актами субъекты РФ принимают многочисленные акты по отдельным вопросам регулирования земельных отношений.

Например, 16.07.1997 принят Закон г. Москвы «Об основах платного землепользования в г. Москве». При этом в субъектах РФ принимаются не только законы, но и НПА органов исполнительной власти. Огромное количество таких актов принято правительством и мэром Москвы.

НПА не только субъектов РФ, но и муниципальных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми организациями (в том числе вышестоящего подчинения) и гражданами. Компетенция муниципальных образований определяется ФЗ 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и законодательством субъектов РФ. В ряде случаев компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений определяется ЗК РФ. В частности, согласно ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются органами местного самоуправления.

Учитывая и используя свои полномочия, субъекты Федерации принимали свои земельные законы прежде всего по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.


Субъекты Федерации на основании ст. 10 ЗК РФ наделены следующими полномочиями в области земельных отношений:

1. изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ;

2. разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;

3. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;

4. иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

Среди нпа принятых субъектами РФ в области регулирования земельных отношений в рамках указанной компетенции, можно назвать:

3. Законы «О земле», «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Республики Дагестан;

4. Временное положение о регулировании земельных отношений в Тверской области, принятое 25 июля 1996 г. Законодательным собранием Тверской области.

В настоящее время осуществляется приведение этих и других законов субъектов Федерации в соответствии с земельным кодексом РФ от 25.10.01.

Органы местного самоуправления издают акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (п.4 ст.2 ЗК).

Органы местного самоуправления устанавливают правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований (п.1 ст.11 ЗК), обеспечивают выбор земельного участка для строительства (ст.31 ЗК), определяют порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, устанавливают нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (ст.33 ЗК), устанавливают ставку земельного налога для земель поселений, устанавливают правила землепользования и застройки (п.2 ст.83 ЗК, кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Конституция РФ обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, в сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических, географических и иных местных условий (ст. 130, 131 Конституции РФ).

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет предметом ведения местного самоуправления регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (ст. 6). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 19).

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ (ст. 11) относит:

1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

2. установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

3. разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;

4. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

5. иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земельного законодательства.

Им, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления:

1. «Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра"» от 3 августа 1996 г. 932;

2. «О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1997 г.»от 14 февраля 1997 г. 166;

3. «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса РФ в 1997 г.» от 26 февраля 1997 г. 224;

Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 2 ЗК РФ

Статья 2 ЗК РФ. Земельное законодательство (действующая редакция)

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 2 ЗК РФ

1. Земельное законодательство как самостоятельная отрасль российского законодательства имеет определенную систему. Основой ее является Конституция Российской Федерации, которая в ст. 72 установила совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ в области регулирования земельных отношений. Таким образом, земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения земельными и другими природными ресурсами, как предусмотрено ст. 72 Конституции, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, субъекты Федерации могут, не ожидая издания федерального закона, издавать свои собственные земельные законы. Поэтому субъекты РФ часто, восполняя пробелы федерального законодательства, действуют в порядке так называемого опережающего правотворчества, т.е. принимают законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам, по которым федеральный закон еще не разработан или находится в стадии разработки.

Но если в дальнейшем будет издан по этим же вопросам федеральный закон, то закон субъекта Федерации приводится в соответствие с федеральным законом. Иными словами, в случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции).

К вопросам, решаемым при совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, ст. 72 Конституции РФ относит: регулирование отношений владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; режим особо охраняемых природных территорий; охрану памятников истории и культуры. В совместном ведении находятся также вопросы разграничения государственной собственности, в том числе на природные ресурсы.

Решение других вопросов в области рационального использования и охраны природных ресурсов Конституция РФ передает на усмотрение субъектов Российской Федерации. Поэтому в ст. 73 Конституции записано: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".

Следующим важным актом в системе нормативных правовых актов Российской Федерации в области регулирования земельных отношений, отношений природопользования и охраны окружающей среды являются указы Президента Российской Федерации. Особенность их обусловлена высоким положением Президента как главы государства, что провозглашено в ст. 80 Конституции РФ. На основании Конституции Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В соответствии с высоким статусом в государственном устройстве страны Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти по важнейшим вопросам политики, экономики и экологического и продовольственного благополучия населения страны.

Президент РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Нормативные правовые акты Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (т.е. они являются подзаконными актами).

По конкретным, текущим и перспективным проблемам земельного и экологического права Президентом были приняты Указы: от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"; от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и др.

Президент издал также ряд указов, имеющих важное значение для успешного проведения земельной реформы. В их числе можно выделить Указы от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю"; от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и др.

Выполнив свою организующую роль в деле проведения в стране земельной реформы, они утратили силу в соответствии с Указом Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации.

2. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ издает акты, имеющие нормативный характер, - в форме постановлений; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, - в форме распоряжений Правительства РФ.

Постановления, в отличие от распоряжений, носят общий характер, являясь нормативными актами. Распоряжения обычно принимаются по частным, конкретным вопросам и потому являются правовыми актами индивидуального значения, т.е. не имеющими нормативного характера.

Правительство решает практически все те вопросы, которые необходимы для успешного исполнения федеральных законов и указов Президента РФ об организации рационального использования и охраны земель и других природных ресурсов, осуществлении мер по обеспечению законности, соблюдению прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению всеми, кому они адресованы.

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения . Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Основу земельного законодательства составляют:

    Гражданский кодекс

    Водный кодекс РФ

    Жилищный кодекс РФ

    Налоговый кодекс

    Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды,

    Земельный кодекс РФ

    Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель с\х назначения,

    Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно Конституции РФ земельное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

11. Значение судебной практики в регулировании земельных отношений.

Относительно значения судебных решений в регулировании правоотношений, в том числе и земельных, в литературе встречаются различные точки зрения.

Несомненно, что деятельность судов, а также административных органов способствует совершенствованию практики применения земельного законодательства. Огромное значение имеют, в частности, руководящие постановления (разъяснения) Пленума ВС РФ и ВАС РФ:

    ПП ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе»;

    ПП ВС РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»;

    ПП ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»;

    ИП Президиума ВАС РФ «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» и ряд других

В то же время, решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов по конкретному юридическому делу нельзя признать источниками земельного права, поскольку они являются актами ненормативного характера и имеют персонифицированный характер.

Особо необходимо отметить решения КС РФ, к компетенции которого отнесено разрешение дел о соответствии федеральных законов, законов субъектов РФ, нормативных актов палат и иных НПА Конституции РФ. Решения КС РФ обладают силой закона, они окончательны и подлежат исполнению. В силу этого его решения могут считаться источниками земельного права. Например, постановлением КС РФ «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» Лесной кодекс Российской Федерации был признан соответствующим Конституции РФ (как по порядку принятия, так и его положения, касающиеся лесного фонда РФ). В своем постановлении «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» Конституционный Суд РФ признал конституционность некоторых оспариваемых областными депутатами положений Земельного кодекса РФ, регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Было также признано, что Земельный кодекс РФ не противоречит Конституции РФ и по порядку его принятия Государственной Думой.

1. Конституция РФ регулирует земельные правоотношения в трех статьях: 9, 36, 72.
В соответствии с п. 1 ст. 9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Любые решения по использованию природных ресурсов должны приниматься с учетом интересов местного населения. Существует ряд механизмов учета мнения местного населения, таких как сход, публичные и общественные слушания и местный референдум.
Пункт 2 ст. 9 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Современным законодательством не предусмотрено существование иных форм собственности. Данный открытый перечень был весьма актуален при подготовке текста Конституции в 1993 г., однако сейчас перечень форм собственности носит законченный характер.
Пункт 1 ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В настоящее время существует расширительное толкование данной нормы, согласно которому к объединениям граждан относятся юридические лица, в том числе коммерческие. В противном случае прямое действие данной статьи привело бы к тому, что использовать земельные участки могли бы только некоммерческие объединения граждан и физические лица без статуса индивидуального предпринимателя.
Пункт 2 ст. 36 устанавливает две конституционные обязанности: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц".
Пункт 3 ст. 36 относит условия и порядок пользования землей к предмету регулирования федерального закона.
Подпункт "в" п. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Данная норма реализуется по следующим правилам:
а) законодательство субъектов Федерации не может противоречить федеральному законодательству;
б) в случае отсутствия федеральной нормы субъект Федерации вправе закрыть данный пробел путем принятия регионального акта;
в) после принятия федерального закона региональное законодательство должно быть приведено в соответствие с федеральными нормами.
2. Федеральное земельное законодательство состоит из двух групп законов.
К первой группе относятся нормативные акты земельного законодательства. К таким относятся Земельный кодекс РФ, ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", "О землеустройстве", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" и др.
Ко второй группе относятся нормативные акты иных отраслей права. Поскольку земельное право - комплексная отрасль, большая группа правоотношений регулируется нормами других отраслей. Это такие законы, как Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Лесной кодекс, Водный кодекс, ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ "О недрах" и др.
3. Федеральные подзаконные акты в настоящее время представлены постановлениями Правительства РФ, которыми регулируются такие процедуры, как мониторинг, государственный земельный контроль, порядок ведения ЕГРП и др.
Указы Президента РФ играли большую роль в регулировании земельных отношений до принятия Земельного кодекса РФ.
4. Региональное законодательство до вступления в силу Земельного кодекса РФ заполняло пробелы федерального земельного законодательства крайне неоднородно. Складывалась крайне разноплановая земельная политика субъектов Федерации в весьма существенных земельных правовых вопросах - от форм собственности до участников земельных правоотношений. После принятия Земельного кодекса РФ была начата активная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами. Данная работа на сегодняшний день практически завершена.

Еще по теме § 7. Правовое регулирование земельных правоотношений:

  1. Раздел III. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ