Большой террор. За что жительницу Воронежской области причислили к лику святых


На торжественном богослужении 11 января в храме с. Каширское молились близкие родственники, многочисленные внуки и правнуки Наталии Силуяновой.

Служение Божественной литургии и молебна 11 января в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Каширское возглавил благочинный Каширского церковного округа протоиерей Михаил Андреев. В этот день в храме молились близкие родственники, многочисленные внуки и правнуки Наталии Силуяновой. На богослужении также присутствовали глава администрации района, Герой России Александр Пономарев, глава района Анатолий Воронов, глава Каширского сельского поселения Сергей Усов, а также директор Каширской СОШ Екатерина Гребенникова, учащиеся 4-А класса школы вместе с классным руководителем Ниной Дубровиной. В Каширское приехали прихожане других храмов, чтобы вместе со всеми помолиться в святом месте, где когда-то возносила свои молитвы святая мученица Наталия и ее дети.

Книгу, повествующую о житии святой Каширской земли, привез и подарил молящимся на соборном богослужении в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Каширское автор-составитель Ярослав Плотников. Он занимался сбором материала о судьбе Наталии Тихоновны в течение пяти лет. Издана книга при финансовой поддержке родных и близких святой мученицы. Она написана не только по документам госархива общественно-политической истории Воронежской области и генпрокуратуры Республики Казахстан по Карагандинской области, но и по собранным воспоминаниям детей и родственников мученицы.

О судьбе Наталии Силуяновой дети ничего не знали почти шестьдесят лет.

Николай Силуянов после ареста жены в 1938 году некоторое время работал в Левой Россоши (в то время Каширский район был Левороссошанским). Когда началась война, его призвали на фронт. Скончался он 4 ноября 1941 года в концлагере в Германии. Мавра – мать мученицы - вступила в колхоз, вместе с подрастающими внуками зарабатывала здесь на кусок хлеба, умерла в 1944 году.

На свидание к Наталии Силуяновой в тюрьму дети вместе с бабушкой ходили в Воронеж до марта 1941 года. Дочь Мария вспоминает, что когда они пришли в очередной раз, мама к ним не вышла, а что с ней и где она – об этом им ничего не сказали. В то время для родных следы ее затерялись. Только спустя долгие годы они узнали, что маму 13 марта 1941 года перевели в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь в Казахстане.

У детей не осталось ни одной фотографии матери. Фото нашли в наше время в архивно-следственном деле, которое хранится в Генпрокуратуре города Караганды. Оно было сделано незадолго до расстрела Наталии Тихоновны.

По сохранившейся фотографии родственники мученицы заказали три иконы. Один образ передали в дар Покровскому храму села Каширское, где проживают две дочери Наталии - Мария и Надежда, а также их многочисленные дети и внуки. Второй - был передан в Покровский храм села Кондрашкино, куда святая ходила на богослужения после закрытия в декабре 1937 год храма в Каширском. Третий - в храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова села Левая Россошь, где работал водителем муж мученицы Николай Силуянов.

На богослужении в каширском храме автор-составитель книги Ярослав Плотников познакомил молящихся с житием святой мученицы и выразил надежду, что жизнеописание святой мученицы будет для всех примером истинной веры, христианского мужества, жертвенной любви и надежды на Господа.

Глава администрации района Александр Пономарев, обращаясь к присутствующим в храме, сказал, что все мы собрались, чтобы помолиться Богу и попросить заступничества святой Наталии Силуяновой за всю воронежскую землю и ее молитвенной помощи.

"Наталия Силуянова – наша с вами современница, - подчеркнул настоятель храма протоиерей Стефан Некрылов. – Она жила среди нас, молилась, воспитывала детей, но когда пришло время исповедовать Христа, она не устрашилась ни физической боли, ни того, что ее дети не выживут без нее. Она твердо знала, что Господь не оставит ни ее, ни ее детей. И осталась верной христианскому вероучению, тому, чему научили ее родители и святая Мать Церковь ".

В этот же день по завершении соборной службы настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Стефан Некрылов принимал поздравления с Днем ангела и 20-летем священнической хиротонии. Александр Иванович и Анатолий Павлович вручили отцу Стефану корзины цветов, приветственный адрес и благодарственное письмо, в которых выразили искреннюю признательность священнослужителю за активную жизненную позицию, верность и любовь к каширской земле, большую общественную и благотворительную деятельность, личный вклад в патриотическое, духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения и молодежи.

Прихожане храма также преподнесли батюшке вместе с корзиной цветов благодарственное письмо. А директор Каширской СОШ Екатерина Гребенникова, воспитанники кадетского класса, которых многие годы окормляет отец Стефан, подарили отцу настоятелю большой фотоколлаж, где отражены все 13 лет служения отца Стефана на Каширской земле.

Учащиеся 4 "а" класса Каширской СОШ подарили отцу Стефану торт. По случаю торжества дети оделись в праздничные одежды, они читали стихотворения и пропели любимому батюшке "Многая лета ".

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Мученица Наталия Тихоновна родилась в 1905 году в селе Каширское в семье священника Тихона Копылова. Окончила 4 класса сельской школы, в 1926 году вышла замуж за односельчанина Николая Ильича Силуянова. У них родилось пятеро детей: Анна, Мария, Иван, Надежда и Василий, который появился на свет уже в тюрьме.

25 июня 1938 года Наталию Силуянову арестовали вместе с группой верующих и заключили в воронежскую тюрьму. Ей предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации против колхозного строя, мероприятий Советской власти, бойкот выборов в Верховный Совет. Судебная коллегия по уголовным делам Воронежского областного суда приговорила Наталию Тихоновну к пяти годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в гражданских правах сроком на три года.

13 марта 1941 года Наталию Тихоновну перевели из Воронежской исправительно-трудовой колонии в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь, или Карлаг. Здесь 11 июля 1941 года Наталию Тихоновну арестовали за невыход на работу.

29 сентября этого же года Наталию Силуянову вторично осудили, но уже к высшей мере наказания – расстрелу. Виновной она себя так и не признала, протокол допроса подписывать отказалась. 11 января, в светлые Рождественские дни, мученицу расстреляли. Она была погребена в общей безвестной могиле на территории Карлага.

В день ее мученической кончины ежегодно в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Каширское совершается соборное богослужение.

Проливные дожди на минувшей неделе всерьез напугали постоянных участников и гостей ежегодного благотворительного фестиваля народного творчества «Песни Святого лога».
31.07.2019 Галерея Чижова
30.07.2019 Voronezh-News.Net Комсомольский сквер появился на месте величественного Владимирского храма.
30.07.2019 Bloknot-Voronezh.Ru 27 июля, накануне празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россоши совершено праздничное всенощное бдение.
30.07.2019 Россошанское благочиние 26 июля силами активистов молодежного отдела Россошанской епархии на автобусных остановках, многочисленных досках объявлений были расклеены информационные афиши о Дне крещения Руси.
30.07.2019 Россошанское благочиние

Житие и страдания мученицы Наталии Силуяновой


На Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года имя мученицы Наталии Силуяновой было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

Родилась Наталия Тихоновна Силуянова в 1905 году в селе Каширское Лево-Россошанского района Воронежской губернии в семье священника Тихона Копылова. Окончила 4 класса сельской школы. Была замужем, имела четверых детей. Вела активную церковную жизнь в храме села Каширское.

После закрытия храма в селе в декабре месяце 1937 года начала вместе с другими прихожанами посещать соседнее село Кондрашкино, где проживал бывшей ктитор Каширской церкви Серганов Иосиф Иванович. Группа верующих просила Иосифа Ивановича ходатайствовать перед органами местной власти об открытии храма. В силу того, что Иосиф Иванович был лишен всяких средств к существованию, Наталья Тихоновна вместе с прихожанами местного храма оказывала посильную помощь в его трудной жизненной ситуации. Из материала дела известно, что будущая мученица регулярно участвовала в молитвословиях, которые проводились в доме Зазвонных Елены Михайловны, о чем она свидетельствует в своих показаниях: "ночами приходила в дом к Зазвонных Елене Михайловне и вместе с другими молилась".

25 июня 1938 года И. И. Серганов вместе с группой верующих женщин был арестован и заключен в Воронежскую тюрьму, в числе которых была Наталья Тихоновна Силуянова. Ей было предъявлено обвинение в антисоветской и контрреволюционной деятельности как: "…участнице контрреволюционной церковно-монархической группы, участнице в антисоветской агитации, направленной на подрыв колхозного строя, на срыв мероприятий Советской власти, бойкот выборов в Верховный Совет". В ходе судебного заседания, состоявшегося 22 августа 1938 года, Наталья Тихоновна в ответ на обвинение заявила: "Виновной себя ни в чем не признаю, в колхозе никогда не состояла… Я являюсь верующим человеком, буду в Бога верить и буду молиться". Судебная коллегия Воронежского областного суда приговорила Наталию Тихоновну к 5 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в гражданских правах на 3 года.

Силуянова Н. Т. отбывала наказание в Воронежской тюрьме с 1938 по 1941 год; 13 марта 1941 года была переведена в КарЛАГ НКВД. Согласно лагерной характеристике будущая мученица: "в лагере ни одного дня не работала по религиозным убеждениям". В связи с чем 11 июля 1941 года Наталья Тихоновна была арестована в Карагандинском лагере по обвинению в антисоветской пропаганде среди заключенных и контрреволюционном саботаже.

29 сентября 1941 года была приговорена к высшей мере наказания. Виновной по делу себя не признала, протокол допроса подписывать отказалась. 11 января 1942 года приговор был приведен в исполнение. Погребена в общей безвестной могиле на территории КарЛАГа.

По материалам сайтов http://eparhia.kz/ и pravicon.com

РИА «Воронеж» заканчивает спецпроект «Большой террор» в канун Дня памяти жертв политических репрессий, который отмечается 30 октября. Журналисты и эксперты проекта в течение года рассказывали, как воронежцы пережили самые кровавые годы сталинского режима, о жертвах и палачах, об отношении нынешних поколений к событиям того времени. Рассказ о мученице Наталии Силуяновой завершает этот спецпроект.

Опиум для народа

Советская власть назвала религию опиумом для народа и объявила всех священников опасными государственными преступниками. Только в 1920-х годах в России смертной казни подверглись 10 тыс. священнослужителей. По разным сведениям, с 1918 по 1920 год в Воронежской епархии было замучено около 160 священнослужителей. О том, сколько их казнили и репрессировали в 1930-е годы, достоверных сведений нет.

В подвалах местной Чрезвычайной Комиссии в 1920-е годы прошлого века было обнаружено много тел замученных священников и монахов. Их подвергали жесточайшим пыткам. Например, священника Георгия Снесарева, служившего в больничной церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Воронеже, убили, нанеся ему 63 раны и сняв скальп. Палачи загоняли ему под ногти гвозди и булавки. Священник был изуродован настолько, что его почти невозможно было узнать.

О пострадавших за веру мирянах известно меньше. Жизнь Наталии Силуяновой, которую в 2000 году Русская православная церковь канонизировала, – редкое исключение. Уроженку села Каширского Лево-Россошанского района Воронежской губернии арестовали 25 июня 1938 года. Она была расстреляна четыре года спустя. Главной виной матери пятерых детей перед государством была ее крепкая вера в Бога.

О том, как простая крестьянка стала святой, журналистам РИА «Воронеж» рассказала ее внучка – Нина Золотарева – и клирик храма во имя святой блаженной Ксении Петербургской, чтец Ярослав Плотников. Он в течение пяти лет собирал материалы, которые легли в основу жизнеописания Наталии Силуяновой.

Вещий сон

О том, что ее бабушка святая, Нина Золотарева узнала лишь через девять лет после канонизации, в 2009 году. А незадолго до этого ее матери, Анне Николаевне, приснился вещий сон.

– Пришла к ней во сне мама, коротко стриженная, волосы дыбом. А при жизни у нее была коса толщиной в руку. Платьишко на ней хлипкое, не по погоде. Босая, жалкая, ежится от холода. Мама кинулась к шкафу, чтобы найти для нее одежду потеплее. Обернулась и ахнула: стоит ее мама вся пригожая, в беленьком платочке и голубой одежде. И вся светится.

Нина Федоровна тогда сказала: «Мама, бабушка-то наша во святых!».

Арест

Последний раз Наталию Силуянову ее старшая дочь Анна видела, когда ей было всего 11 лет.

– Мама рассказывала мне про арест бабушки. В середине дня к ней пришел председатель сельсовета и сказал: «Наталья Тихоновна, собирайся в сельсовет, нужно рассчитаться по налогам». Бабушке тогда было 33 года, у нее уже было четверо детей, а пятым она была беременна. Дети заплакали, она их успокоила, пообещав быстро вернуться, – рассказывает Нина Золотарева.

Младшей дочери Наталии – Наденьке – было всего два года, когда она в последний раз видела свою мать. Из детей сегодня только она и осталась в живых, но ничего о том страшном дне не помнит.

За что забрали их мать, дети Наталии узнали спустя 70 лет.

«Страшное преступление» многодетной матери состояло в том, что она – дочь священника – верила в Бога. И хотела молиться: просила у властей открыть закрытую в их селе церковь.

Дети остались жить с бабушкой Маврой. Муж Наталии – Николай – после ареста супруги уехал в соседнее село работать шофером. Он приезжал к семье только на выходные.

Последнее свидание

– Никто про бабушку ничего не знал. Однажды, наверное, года через два или полтора после ареста она из тюрьмы передала записку: «Мама и Коля! Приезжайте и заберите Васю, меня отправляют по этапу», – рассказывает Нина Золотарева.

Забирать рожденного в тюрьме младенца поехали бабушка Мавра с 11-летней Аней.

– В Воронеж из Каширы они ехали на телеге. Переночевали у знакомых, а утром пришли в воронежскую тюрьму забирать малыша. Бабушку вывели в сопровождении конвоиров. Она передала Васю, которому было всего несколько месяцев, и рассказала, что начальник тюрьмы просил ее отказаться от ребенка, обещая воспитать из него хорошего человека. Она не согласилась. Знаю, говорит, кого вы из него воспитаете, – произносит, едва сдерживая слезы, Нина Золотарева.

Она долго молчит, прежде чем рассказать о последнем воспоминании своей матери. О том, как Наталия потеряла сознание, когда стала прощаться с близкими. Конвоиры потащили бесчувственную женщину волоком, а бабушка Мавра и двое ее внуков рыдали в голос.

Святая бабушка

О том, как Нина Золотарева стала верующей, – отдельная история. В атеистическом государстве, в семье, так жестоко пострадавшей за свои убеждения, это было непросто.

Старшая дочь Натальи Тихоновны Силуяновой и мать Нины прожила трудную жизнь. Лишившись матери, она в 11 лет стала взрослой и наравне со своей бабушкой Маврой и отцом поднимала четверых братьев и сестер.

– Прабабушка Мавра рассказывала, что вся семья чудом выжила. Одна коммунистка – Марьянка – очень хотела извести семейство. Она часто заходила в дом, забирала все съестное, что находила. Прабабушка, едва ее завидев, лезла на печку и укрывала весь провиант своей широкой юбкой. Разгадать ее хитрость коммунистка так и не смогла, – рассказывает Нина Золотарева.

Родившийся в тюрьме Вася умер в возрасте 8 лет от дизентерии. Вскоре умерла и бабушка Мавра. О том, что Наталия Тихоновна причислена к лику святых, ее дети узнали, когда сами стали бабушками и дедушками.

– Мы с сестрой Татьяной ходили в просфорную в Успенский семинарский храм, помогали печь просфоры. Сестра моя разговорилась там с одной женщиной, и она предложила почитать книгу о воронежских святых. В этой книге мы и обнаружили имя нашей бабушки – Силуяновой Наталии Тихоновны, – объясняет Нина Золотарева. – Рассказать об этой святой авторы пообещали в следующем томе. А потом эта книга не вышла.

По словам женщины, они узнали от сотрудников Никитинской библиотеки, что выпуск книги отложили по каким-то причинам.

Нина Золотарева рассказала о бабушке знакомым, сокрушаясь, что ничего не может узнать о судьбе Наталии Силуяновой и что в доме не сохранилось ни одной ее фотографии.

– И тут мне говорят: «У нас один семинарист, Ярослав Плотников, собирает материалы о воронежских мучениках. Ты с ним поговори, может, он что знает», – вспоминает женщина.

Бог в помощь

В 2008 году Ярослав был первокурсником Воронежской духовной семинарии и именно с того времени начал собирать сведения о мучениках, пострадавших за веру во времена большого террора.

– Я имел допуск от семинарии для работы в архиве общественно-политической истории Воронежской области, а также архиве комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры республики Казахстан по Карагандинской области. С 2010 года я начал искать информацию о новомученице Наталии Силуяновой, – рассказывает Ярослав.

Из дела Наталии Ярослав узнал, что она родилась в семье священника – Тихона Копылова.

– К сожалению, об ее отце мы не нашли подробной информации. Есть лишь упоминание, что она из семьи врага народа – «служителя культа», – объясняет Ярослав.

Когда дети Наталии решили продать родительский дом и разбирали старые вещи, то наткнулись на чердаке на большой священнический напрестольный крест. Это было еще одним свидетельством того, что в их роду был священник.

Жизнь по ту сторону

Согласно архивным документам, которые удалось отыскать Ярославу, «преступный путь» Наталии Силуяновой начался в декабре 1937 года. Тогда закрыли Каширский Покровский храм, в который она ходила. Женщина попросила ктитора (старосту храма) Иосифа Серганова, чтобы он ходатайствовал перед местной властью об открытии храма. Но этого не случилось. И Наталия вместе с другими верующими стала ходить в церковь соседнего села Кондрашкина.

– Наталия не раз говорила своим односельчанам, что советская власть безбожная, раз закрывает храмы и обирает крестьян, – рассказывает Ярослав.

Через 14 месяцев после ареста – 22 августа 1939 года – судебная коллегия по уголовным делам Воронежского областного суда осудила ее по статье 58-14. Ей дали «гуманный» по тем временам срок – 5 лет исправительно-трудовых лагерей с поражением в гражданских правах на три года.

Силуянову обвинили в антисоветской и контрреволюционной деятельности как участницу контрреволюционной церковно-монархической группы, в антисоветской агитации, направленной на подрыв колхозного строя.

До марта 1941 года женщина находилась в Воронеже, в исправительно-трудовой колонии. А 13 марта ее перевели в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь (Карлаг) НКВД.

11 июля 1941 года ее вместе с девятью верующими женщинами арестовали за невыход на работу. В ее деле сохранилась характеристика: «В контрреволюционных целях без всяких на то оснований систематически отказывается от работы в лагере, проявляя контрреволюционный саботаж. Среди заключенных проводила антисоветскую пропаганду, используя религиозные предрассудки».

29 сентября 1941 года женщина была вторично осуждена и приговорена к высшей мере наказания – расстрелу. Виновной она себя не признала и отказалась подписывать протокол допроса.

11 января 1942 года приговор был приведен в исполнение. Наталия Силуянова была погребена в общей безвестной могиле на территории Карлага.

19 февраля 1992 года она была реабилитирована прокурором Воронежской области, а 30 апреля 1998 года прокурором Карагандинской области. В августе 2000 года Наталия Силуянова была причислена к сонму новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе Русской православной церкви.

Единственный снимок

– В деле Наталии Силуяновой сохранилась только одна ее фотография. Снимок сделан незадолго до казни, о которой она прекрасно знала. Удивительный снимок! На нем женщина с открытым, детским лицом, на котором нет и тени страха. Ей было всего 37 лет, когда ее казнили, – говорит Ярослав.

Именно с этой фотографии написали икону Наталии Силуяновой и позже передали ее в Каширский храм, прихожанкой которого она была.

– С тех пор у родственников Наталии сложилась традиция – приезжать на службу в Покровский храм в дни ее памяти, которая в церковном календаре совершается трижды. В том числе и 11 января – в день ее мученической кончины, – говорит чтец храма во имя святой блаженной Ксении Петербургской Роман Белых.

– Я была обычным советским ребенком – октябренком, потом пионером, но меня почему-то всегда интересовала вера, и душа моя всегда тянулась в храм. Моя бабушка – мученица Наталия – была таким верующим человеком, что даже детей из-за веры в Бога оставила, при том что любила их больше жизни, – вздыхает монахиня.

Внук Витя – уже взрослый и работает автомехаником. Он всегда носит с собой икону своей прабабушки – мученицы Наталии. Говорит, что она во всем ему помогает.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Мученица Наталия Силуянова. Фото с сайта прихода Казанской иконы Божией Матери в Панино. Наталия Тихоновна Силуянова ( - ), мученица

После закрытия в селе церкви вместе с тремя прихожанами ходила в храм села Кондрашкино просить бывшего ктитора Иосифа Ивановича Серганова хлопотать об открытии церкви и стать в ней священником.

25 июня года была арестована и заключена в Воронежскую тюрьму. Проходила по групповому делу № 2304 "Групповое дело к/р монархической группы Серганова И. И., и др., Воронежская обл., Лево-Россошанский р-он, 1938 год".

Из материалов дела:

"Ночами приходила в дом Зазвоных Елены Михайловны и вместе с другими молились. Собирала по домам продукты для Серганова И. И, вынужденного жить подаянием, и относила к нему".

22 августа того же года Судебной коллегией Воронежского Областного Суда осуждена по статье 58- 10, ч. 1 УК РСФСР с обвинением "в участии в контрреволюционной церковно-монархической группе, в распространении антисоветской агитации, направленной на подрыв колхозного строя, в срыве мероприятий советской власти, в бойкоте на выборах в Верховный Совет". Приговорена к 5 годам исправительно-трудового лагеря с поражением в правах на 3 года. Виновной себя не признала.

13 марта года отправлена в Карагандинский лагерь НКВД . Как сказано в характеристике: "в лагере ни одного дня не работала по религиозным убеждениям" . 11 июля того же года повторно арестована в заключении. Проходила по делу Сундуковой Н. И и др., Карлаг 1941 г". Виновной себя не признала, протокол допроса подписать отказалась.

29 сентября 1941 года постоянной сессией Карагандинского облсуда при Карлаге НКВД осуждена по статье 58-10, ч. 2, 58-14 УК РСФСР с обвинением в "антисоветской пропаганде среди заключенных и контрреволюционном саботаже". Приговорена к расстрелу.

Расстреляна 11 января года в Карлаге . Место погребения неизвестно.

Реабилитирована 19 февраля года прокурором Воронежской области по 1938 году репрессий, 30 апреля года прокурором Карагандинской области по 1937 году репрессий.

Канонизирована лике святых мучениц Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе года.

Тропарь, глас 5 :

Христа Господа Иисуса верная ученице, / Церкви Российския избранная агнице, / страстотерпице Наталие, / легкое иго и язвы Его любовию носяще, / лествицею мучений к Нему, яко Небесному Жениху востекла еси, / Его же моли сохранити в благочестии люди Российския, / и спасти души наша .

Кондак, глас 4 :

Яко крин багряновидный, посреде терний безбожия, / в земнем Отечестве твоем процвела еси мученице Наталие честная, / подвиги воздержания страданием украсивши, / востекла еси к Небесному Жениху Христу /, Иже увенча тя красотою славы нетленныя .

Величание :

Величаем Тя, / страстотерпице святая Наталие, / и чтем честная страдания твоя, / яже за Христа претерпела еси .

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века ":