Невостребованные паи. Как сельсоветам получить права на невостребованные земельные доли

Сразу извинюсь перед коллегами юристами, но для простоты понимания постараюсь избежать применения большого количества специальной юридической терминологии.
Если изучить внимательно официальные печатные издания различных субъектов Российской Федерации, то можно встретить информационные сообщения, об опубликовании списков невостребованных земельных долей. Не вольно у некоторых руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств появляется вопрос: «Что это за доли такие?».
Постараемся просто и понятно рассказать о том, что это за доли, и что делать, если в список попали ваши пайщики. Как должен действовать орган местного самоуправления и как защитить свои права.
Распределение земель среди членов колхозов и совхозов и иных категорий сельских тружеников привело к возникновению долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения и появлению таких терминов, как «земельный пай», «земельная доля», «право общей долевой собственности на землю».
Распределение носило, как правило, всеобщий характер. Право на землю получали все работники колхозов, пенсионеры, сельские учителя и др. Естественно, что при государственной собственности на землю, закрепленной в статье 95 ГК РСФСР, в которой говорилось что, земля, ее недра, воды и леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.(в ред. Указа ПВС РСФСР от 24 февраля 1987 г.- Ведомости ВС РСФСР, 1987, N 9, ст. 250), люди просто не знали, что они делать дальше. Кто -то передал свой «Пай» в долгосрочную аренду, кто то продал. Но были и те, кто, отдав землю фермеру, просто не успел или не захотел оформить свои правоотношения документально. Время шло! Земля обрабатывалась, а решение вопроса о правовом статусе постоянно откладывалось. Государство тем временем несло убытки виде недополучаемого земельного налога. И выход законодателем из этой непростой ситуации был найден. В Федеральный закон №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее ФЗ-101) Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ была введена ст. 12.1 «Невостребованные земельные доли», которая четко регламентировала порядок и критерии признания земельной доли невостребованной, дав право органам местного самоуправления сельского поселения (ОМС) оформить подобные доли в свою собственность.

Но что же такое земельная доля? Ст. 15 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» содержит весьма расплывчатый термин: «Земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения». (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ).
Невостребованной же земельной долей может быть признана «земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте» (ч.1. ст. 12.1 101-ФЗ).
Таким образом, невостребованная земельная доля должна иметь следующие признаки: право на нее возникло до вступления в силу Федерального закона №101-ФЗ; отсутствует договор аренды или гражданин никаким другим образом этой долей не распорядился.
Схематично изобразим алгоритм действия ОМС при оформлении невостребованных земельных долей:
1. Подготовка и опубликование в официальных печатных изданиях списка собственников земельных долей, доли которых могут быть признанны невостребованными (ч.3 и ч.4 ст. 12.1 101-ФЗ)
2. Утверждение списка собственников невостребованных земельных долей на общем собрании участников долевой собственности. Если список не утвержден общим собранием, то утверждается постановлением ОМС (ч.5 и ч.7 ст. 12.1 101-ФЗ)
3. Обращение в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. (ч. 8 ст. 12.1 101-ФЗ)
4. Регистрация права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

Если опубликован список по вашему сельскому поселению, алгоритм действий для крестьянского (фермерского) хозяйства прост.
Во- первых, внимательно изучите опубликованный список собственников, на предмет выявления знакомых вам лиц. (сразу предполагаем, что земельные доли этих лиц находятся у Вас в обработке).
Если в списке есть собственники, которые когда то передали Вам свою долю в аренду необходимо подать в администрацию сельского поселения возражение с приложением документов подтверждающих возникновение арендных отношений.
Мнения юристов разняться, но мы считаем, что наличие любого договора аренды заключенного в течении трех лет с момента возникновения права на земельную долю является основанием для исключения собственника из списка, не зависимо от срока действия договора.
Получив возражение ОМС должен исключить собственника из списка. В любом случае в этом необходимо удостовериться. Окончательный список собственников утверждается решением общего собрания участников общей долевой собственности(ч.5 ст. 12.1 Федерального закона №101-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст.12.1 Федерального законно №101 –ФЗ «Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей» поэтому ОМС обязан принять Ваши возражения!
Хорошо если собственник жив, здоров или его наследники вовремя оформили свои права. Но что делать, если человека нет? Наследников нет? В этом случае остается одно. Дождаться, когда ОМС обратиться с соответствующим иском в суд и в рамках статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельно вступить в дело в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Тем самым вы добьетесь двух результатов: Во- первых, будите в курсе как самого процесса, так и вынесенного решения суда.
Во-вторых, в ходе рассмотрения иска ОМС сможете представить суду доказательства использования земель по их прямому назначению, т.е. для сельскохозяйственного производства, что впоследствии предоставит Вам некоторые льготы при распределении земельного участка выделенного в счет невостребованных земельных долей.
Как показала практика нашей команды, при рассмотрении исков ОМС в судах Волгоградской области по вопросам признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, суды не только проверяют формальное исполнение процедуры со стороны ОМС (ст.12.1 101-ФЗ), но и проводят целый ряд, можно сказать «розыскных» мероприятий, по установлению местонахождения, как собственников, так и наследников. Часто разрешая вопрос, о том, являются земельные доли не востребованными или нет, не понимая при этом, что невостребованной доля признается не на основании решения суда, а на основании решения общего собрания или постановлением ОМС.
Подобная практика, приводит к существенному уменьшению долей, права на которые признаются за ОМС.
Одной из распространенных ошибок ОМС при оформлении невостребованных земельных долей является землеустроительные работы по формированию земельного участка, проводимые до обращения в суд. Если ОМС произвел землеустроительные работы, сформировал и поставил земельный участок не кадастровый учет, он автоматически теряет право на обращение в суд с иском о признании права муниципальной собственности, ведь в силу ч.8 ст. 12.1 101-ФЗ., «орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными», а у хозяйства возникает брешь в земельном массиве, в которую могут зайти конкуренты, инициировав процедуру торгов.
В любом случае, действия ОМС по оформлению невостребованных земельных долей можно использовать в своих интересах, введя в правовое поле проблемные земли вашего хозяйства. Создав для себя возможность льготного, без проведения торгов, получения данных земель в аренду.

%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0,%20%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5,%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%BE%D0%BD%D0%B8%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D0%BC%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%20%D0%B2%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D0%B2%20%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA%20%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9,%20%D0%B2%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0,%20%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8,%20%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D1%8F%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D0%B1%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BC%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.

%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%20%D0%B8%20(%D0%B8%D0%BB%D0%B8)%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0.

невостребованные земельные доли: путь к пополнению бюджетов органов местного самоуправления? (савенко г

доклад о состоянии и использовании земель во владимирской области в 2011 году. подготовлен в 2012 году управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по владимирской области.

нечаев в.и., барсукова г.н., кравченко н.п., юрченко к.а. реформы: история и современность // экономика сельского хозяйства россии.

2011. n 5. с. 35. государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в российской федерации в 2008 году.

особенности правового статуса невостребованных земельных долей: проблемы доказывания и оформления в собственность

при этом, права на которые зарегистрированы в соответствии с федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-фз «о государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными по основанию, указанному в настоящем пункте . невостребованной земельной долей может быть признана также доля, сведения, о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-фз «о государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо, собственник которой умер, и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника» .

невостребованные земельные доли 2019 год законодательство

style=» float:=»» left;=»» margin:=»» 0=»» 10px=»» 5px=»» 0;»=»» src=»» alt=»Невостребованные земельные 2019 год законодательство»>

С 1 января 2019 года вступает в силу новый порядок признания земельных долей невостребованными

Список невостребованных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. С даты утверждения списка невостребованных земельных общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.

Полномочия органов местного самоуправления поселения в части признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли

Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в законе. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности доли, сведения о которых включены в указанный список, признается невостребованными.

Правовое регулирование оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность

В некоторых сельских поселениях эти работы могут осуществлять крупные сельскохозяйственные организации, работающие на территории этих сельских поселений, с использованием собственного коммерческого потенциала. Однако, по объективным причинам, данная практика не может быть распространена повсеместно.

Поскольку от развития данной сферы реальной экономики зависит благосостояние всего Российского государства, необходимо разработать государственную стратегию, целью которой станет повышение эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения посредством реализации комплекса правовых и экономических мер по оформлению невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований.

Невостребованные земельные паи

Это тот отрезок времени, который прошел с момента вступления владельца в права собственности обозначенной доли. На каких основаниях доля земли может быть отнесена к невостребованной?

Обновленный ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» имеет особый подход к невостребованным долям. Самое важное, что понятие земельной доли в текущей редакции не содержится вообще.

УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО - ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Организационно-правовой отдел Управления земельно-имущественных отношений администрации Калининского муниципального района Саратовской области

для органов местного самоуправления

«Пошаговая процедура оформления невостребованных земельных долей»

Оформление невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения на сегодняшний день является актуальным вопросом среди муниципальных образований сельских и городских поселений.

Данная методическая рекомендация предназначена для органов местного самоуправления муниципальных образований, а в частности для глав и специалистов администраций, занимающихся вопросом оформления невостребованных земельных долей на основании Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Ожидаемые результаты это овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий, может способствовать повышению мотивации специалистов администраций муниципальных образований.

Особенность и новизна методических рекомендаций выражена подробным описанием процедуры действий глав и специалистов администраций при оформлении невостребованных земельных долей, учтены пожелания глав администраций муниципальных образований Калининского муниципального района в разработке проектов образцов документов.

Пути решения проблемы: В данном исследовании, во-первых, был определен круг лиц в чью компетенцию входит решение вопроса, во-вторых, описана подготовка и проведение процедуры пошагового оформления невостребованных земельных долей, в-третьих, разработаны образцы документов применяемых в решении данного вопроса.

Исследование показало, что в ходе 8-недельного цикла большинство глав и специалистов муниципальных образований Калининского муниципального района применяя настоящие методические рекомендации смогли довести решение вопроса по оформлению невостребованных земельных долей до логического завершения (т.е. оформить в установленном законном порядке невостребованные земельные доли), что подтверждает эффективность предлагаемой методики.

В заключение необходимо обозначить, что методические рекомендации подобного рода эффективны и необходимы в решении вопросов местного значения.

п/п

1. Общие положения

1.1. Цель разработки

Настоящие методические рекомендации подготовлены организационно -правовым отделом Управления земельно имущественных отношений администрации Калининского муниципального района Саратовской области на основании Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

В п.1 и п. 2 ст.12.1 Закона установлены юридические основания, по которым земельные доли (см. ст.15 Закона) могут быть признаны невостребованными.

Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ от 21.07.1997г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по данному основанию.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

В тоже время поясняем, что Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:

жилое помещение;

земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;

доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений).

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается муниципальному образованию в лице соответствующих органов в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Юридически указанные доли признаются невостребованными с даты утверждения списка невостребованных земельных долей, сведения о которых включены в указанный список (см. п.7 ст.12.1 Закона).

Первым основанием для признания земельной доли невостребованной является отсутствие юридически значимых действий собственника земельной доли, направленных на распоряжение такой долей, как минимум, в течение трех лет подряд.

При этом по данному основанию могут быть признаны невостребованными только такие земельные доли, права на которые удостоверяются свидетельствами о праве на земельные доли, выданными до вступления в силу ФЗ от 21.07.1997г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» или выписками из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющими права на земельную долю, но записи о таких земельных долях их основанию могут быть признаны невостребованными только такие земельные доли, права на которые удостоверяются в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Вторым основанием для признания земельной доли невостребованной является:

а) отсутствие сведений о собственнике такой доли в документах, указанных в п.2 ст.12.1 Закона;

б) наличие у земельной доли, собственник которой умер, признаков выморочного имущества, предусмотренных в ст.1151 ГК РФ.

Согласно п.3 указанной статьи, порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

В соответствии с п.3 ст.12.1 Закона орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п.1 данной статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.2 этой же статьи (далее - список невостребованных земельных долей).

Иными словами, если имеются указанные в п.1 и 2 ст.12.1 Закона основания для признания земельных долей невостребованными, то по инициативе органа местного самоуправления может быть начата предусмотренная данной статьей юридическая процедура признания этих долей невостребованными.

Земли сельскохозяйственного назначения земли, находящиеся за границами населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей;

Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями в составе земель сельскохозяйственного назначения;

Земельная доля - земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Размеры земельных долей (долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения) могут быть выражены разными способами: в виде простой правильной дроби; в гектарах; в баллах (баллогектарах). (пример, 1/6 или 1/900; 6,3 га; 138 б/га.

Земельный участок часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами;

Проект межевания земельного участка или земельных участков документ, утверждаемый общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, определяющий размеры и местоположение границ земельного участка и земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей;

Государственный кадастр недвижимости систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» недвижимом имуществе, а также о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, о границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных указанным выше федеральным законом сведений;

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости сведений о недвижимом имуществе;

получен
гонорар 20%

Здравствуйте!

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

Статья 12.1. Невостребованные земельные доли

1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Таким образом, признать в судебном порядке право собственности на невостребованные земельные доли может только орган местного самоуправления поселения или городского округа. В последующем Администрация имеет право выделять данные земли гражданам в соответствии с действующими программами по предоставлению земельных участков.

получен
гонорар 60%

Здравствуйте Юлия Ивановна. Собственно говоря, никак. Понятия земельный пай на данный момент не существует. Есть понятие - земельная доля.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
Статья 15. Понятие земельной доли
1. Земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)
2. Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.

Если есть земельная доля, то следовательно есть и собственник, на которого она оформлена, в противном случае её бы не было. Таким образом, купить её можно только у собственника, предварительно выделив земельный участок. Саму долю получить нельзя.

Статья 12. Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
1. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным обр азом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Администрация не вправе распоряжаться земельными долями.

Земельные реформы в России проводились неоднократно, последняя земельная реформа была проведена в 1991 году в соответствии с указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» колхозам и совхозам было вменено в обязанность провести в 1992 году реорганизацию и привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

С тех пор прошло уже более 20 лет, и можно констатировать, что концепция российской земельной реформы не является лучшим вариантом подобных преобразований.

Все сельскохозяйственные угодья были поделены на условные земельные доли без определения их границ на местности с передачей земли в общую долевую собственность граждан. Право на получение земельной доли в собственность получили работники сельскохозяйственной организации, пенсионеры этой организации, а также работники предприятий здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли, питания, образования, расположенных на территории этой сельскохозяйственной организации. Пенсионеры объектов социальной сферы на селе прав на земельную долю не получили.

Итог реформы - общая долевая собственность граждан на сельскохозяйственные угодья.

Старые сельскохозяйственные организации фактически прекратили свое существование, а новым сельскохозяйственным обществам, товариществам и кооперативам пришлось решать вопросы использования сельскохозяйственных земель и имущества бывших колхозов и совхозов на добровольных договорных отношениях с гражданами-собственниками земельных долей и имущественных паев.

Несовершенство законодательства породило множество спорных ситуаций, в том числе в порядке использования невостребованных земельных долей, то есть тех долей, собственники которых не распорядились своими правами: не выделили земельный участок для собственного использования, не оформили наследство, не заключили договор аренды.

Количество судебных споров, связанных с сельскохозяйственными землями продолжает расти, в том числе возрастает количество судебных споров, связанных с использованием невостребованных земельных долей.

По данным доклада о состоянии использования земель сельхозназначения Минсельхоз РФ:

На 1 января 2012 г. - площадь сельхозугодий 389,0 млн га

По сравнению с 2011 г. площадь сельхозугодий сократилась на 4,4 млн га

Невостребованные земельные доли - 24 млн га

Залежь - 5,0 млн га

Каковы причины сокращения использования сельхозугодий?

Одна из основных причин, которая лежит на поверхности - прекращение деятельности сельскохозяйственных организаций, которые ранее использовали данные земли.

Вторая причина — отсутствие надлежащим образом оформленных прав на использование земель, в первую очередь, земель, которые входят в так называемые «невостребованные земельные доли», т.к. право собственности на данную категорию земель не разграничено, документов на право использование земель, кроме «джентельменских соглашений» с местной администрацией - нет. А за незаконное использование земель, т.е. использование земель без документов, наказывают как администрацию, так и сельхозпроизводителя.

Третья причина - истечение срока права аренды земель (или временного пользования), и очередные трудности, связанные с переоформлением прав.

Четвертая причина - изменение вида разрешенного использования, в связи с изменением (установлением) границ населенных пунктов.

В настоящей статьей рассмотрим, порядок совместных действий органов местного самоуправления и сельскохозяйственных организаций по введению в оборот невостребованных земельных долей.

Основные этапы процедуры введения в оборот невостребованных земельных долей:

Процедуру введения в оборот невостребованных земельных долей можно разделить на шесть основных этапов. Самый трудоемкий и важный этап - подготовка списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.

В статье 12.1. «Невостребованные земельные доли» Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2012 № 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012) указано, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля:

Которая не передана в аренду или владелец земельной доли не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд;

Сведения о собственники которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий;

Собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Для того чтобы подготовить список земельных долей, необходимо получить из архива списки собственников земельных долей, которые наделялись земельными долями в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.93 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Как правило, таким документов является Постановление главы администрации района со списком хозяйств и собственников земельных долей.

Далее, необходимо запросить кадастровые выписки о земельном участке и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок. В указанных документах, как правило содержатся сведения о собственниках земельных долей.

Путем анализа полученных документов необходимо из первоначального списка собственников земельных долей необходимо выбрать тех, кто уже распорядился своей земельной долей, и выделить список тех лиц, сведения о которых отсутствуют в Росреестре.

Следующий этап - направление запроса в ЗАГС о предоставлении сведении об умерших собственниках земельных долей. В запросе должны быть указаны фамилии собственников, которые не распорядились своими земельными долями, а также просьба указать, являются ли данные граждане умершими. Как правило, ЗАГС выдаст справку об отказе в предоставлении данного рода сведений, но без этого документа суд оставит без движения исковое заявление о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Также необходимо запросить сведения у нотариуса о наследниках собственников земельных долей.

Нотариус и органы ЗАГС в силу закона дают справки об отказе предоставления сведений о наследниках и умерших, но без этих документов невозможно будет начать судебное разбирательство.

Исключение из списка собственников невостребованных земельных долей лиц, которые могут заявить о своих правах, сокращает сроки судебного разбирательства и оформления прав на невостребованные земельные доли за органами местного самоуправления.

Подготовка к проведению общего собрания собственников земельных долей по утверждению списка собственников невостребованных земельных долей:

После того, как список собственников земельных долей, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, подготовлен, необходимо опубликовать данный список в средствах массовой информации, которые определены субъектом РФ (необходимо смотреть региональные законы, которые регулируют оборот земель сельскохозяйственного назначения).

На практике приходится сталкиваться с тем, что главы сельсоветов размещают списки в районных газетах, тогда как региональным законодательством утверждены областные СМИ, и данное нарушение служит основанием для признания начатой процедуры недействительной.

Важно, что размещение списка невостребованных земельных долей должно быть осуществлено одновременно:

В СМИ, утвержденном региональным законодательством;

На своем официальном сайте в Интернете (при его наличии, если сайта нет, необходимо получить справку в областной или районной администрации);

На информационных щитах, расположенных на территории сельсовета.

Суд откажет в принятии искового заявления, если вышеуказанная процедура нарушена.