Пространстве и по кругу лиц. Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц

Пространстве и по кругу лиц

Для правильного применения нормы права крайне важно знать пределы ее действия. Пределы действия норм права определяются, как правило, пределами действия нормативного правового акта͵ в которых данные нормы содержатся.

В теории права выделяют три параметра, определяющие пределы действия нормативного правового акта: действие во времени, в пространстве и по кругу лиц .

Действие нормативного правового акта во времени ограничено моментом его вступления в силу и моментом утраты юридической силы.

Обязательным условием вступления нормативного правового акта в юридическую силу является его официальное опубликование .

По общему правилу федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10= т и д н е й после дня их официального опубликования.

Из этого общего правила есть ряд исключений .

1. Иной порядок вступления в силу должна быть установлен в самом нормативном правовом акте или в специальном сопутствующем документе (к примеру, в Федеральном законе от 29 декабря 2004 ᴦ. № 191-ФЗ ʼʼО введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерацииʼʼ). При этом должна быть установлен как более длительный, чем общий, срок вступления нормативно-правового акта в силу, так и сокращенный. Установление сокращенных, по сравнению с общим, сроков вступления нормативных правовых актов в силу не должно становится правилом для правотворческого органа, так как не обеспечивает населœению возможность своевременного ознакомления с новыми нормами права.

Срок вступления в силу нормативного правового акта может устанавливаться путем указания определœенной даты или периода, по истечении которого акт вступает в силу. Требования к порядку вступления нормативных правовых актов, регулирующих те или иные общественные отношения, бывают установлены в основном документе, регулирующем данную сферу. Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

2. Нормативным правовым актом или специальным сопутствующим документом должна быть предусмотрено поэтапное, дифференцированное вступление в силу этого акта. В таком случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статьей обозначаются определœенными сроками либо связываются с наступлением определœенных условий. К примеру, статей 13 Федерального закона от 30 ноября 1994 ᴦ. № 52-ФЗ ʼʼО введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерацииʼʼ предусматривалось, что глава 17 ГК РФ вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

3. В соответствии с пунктами 5, 6 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 ᴦ. № 763 ʼʼО порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной властиʼʼ акты Президента и Правительства Российской Федерации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера вступают в силу со дня их подписания, а аналогичные ведомственные нормативные правовые акты - со дня их государственной регистрации в Минюсте России, в случае если самими актами не установлен более поздний срок.

Важно отметить, что нормативные правовые акты Российской Федерации вступают в силу одновременно на территории всœей Российской Федерации. Вместе с тем нормативным правовым актом должна быть установлен и иной порядок, когда предусматривается для разных субъектов Российской Федерации различные сроки вступления акта в силу.

Что касается нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, то общие требования к порядку их принятия и вступления в силу установлены статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 ᴦ. № 184-ФЗ ʼʼОб общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерацииʼʼ. Так, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации должны быть обнародованы. Порядок обнародования должен устанавливаться конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

При этом крайне важно помнить, что в случае, в случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен иной порядок вступления таких актов в силу, то применению подлежит федеральный закон.

Субъектами Российской Федерации, как правило, устанавливаются следующие основные правила вступления нормативных правовых актов в силу :

· Нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования;

· иные нормативные правовые акты, как правило, вступают со дня их официального опубликования;

· в ряде субъектов нормативно-правовые акты вступают по истечении определœенного срока после официального опубликования (к примеру, акты Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия вступают в силу одновременно на всœей территории Республики Бурятия по истечении десяти календарных дней после их официального опубликования);

· подзаконные нормативные правовые акты, как правило, вступают со дня их подписания (к примеру, постановления Правительства Санкт-Петербурга, не затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, указы Президента Республики Татарстан);

· иной порядок вступления в силу должна быть установлен самим нормативным правовым актом.

Вступление нормативных правовых актов со дня их подписания допустимо только при условии, что такие акты не затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина. В противном случае в соответствии со статей 15 Конституции Российской Федерации они не влекут юридических последствий и не подлежат применению.

Порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления должен определяться уставом муниципального образования.

Как правило, уставами и муниципальными правовыми актами преимущественно закрепляется момент вступления в силу нормативного правового акта органа местного самоуправления - со дня официального опубликования. Иной порядок вступления акта в силу должна быть предусмотрен самим актом при условии его опубликования.

Следующим важным моментом для установления пределов действия во времени является момент утраты нормативным правовым актом силы (прекращения его действия). Существуют следующие способы прекращения действия нормативных правовых актов:

1. Прямая отмена нормативного правового акта. Этот способ наиболее целœесообразен для правильного применения норм права. Здесь содержится указание на время прекращения действия официального документа.

2. Фактическая отменаданного нормативного правового акта другим нормативным правовым актом, принятым по тому же вопросу. Данный способ достаточно часто имеет место, однако отсутствие прямого указания на отмену нормативного правового акта или на его отдельных положений нередко приводит к затруднениям на практике, поскольку полная ясность для правоприменителя относительно действий того или иного документам во многих случаях не наступает. Проблема также состоит по сути в том, что законодательно не установлены сроки приведения федеральных нормативных правовых актов в соответствии с вновь принятыми актами. В результате возникают коллизии норм права.

3. Истечение срока,на который был принят нормативный правовой акт, в случае если такой срок был установлен.

4. Изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативные правовые акты. Так, утратили смысл и в связи с этим прекратили свое действие без специальной отмены многие нормативные правовые акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания.

5. В соответствии со ст.125 Конституции Р Ф нормативный правовой акт или его отдельные положения утрачивают силу в случае признания их неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации, а также он должна быть признан недействующим в порядке судебного контроля, осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

По общему правилу нормативный правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после его вступления в силу, до момента утраты им юридической силы.

Из указанного правила есть два исключения: обратная сила нормативного правового акта и ʼʼпереживаниеʼʼ нормативного правового акта.

Обратная сила нормативного правового акта состоит по сути в том, что вновь принятый акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли до его вступления в силу. Нормативный правовой акт может иметь обратную силу в случае прямого указания на это законодателя. К примеру, статья 11 Федерального закона ʼʼО введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерацииʼʼ предусматривает, что действие статьи. 234 ГК РФ (ʼʼПриобретательная давностьʼʼ) распространяются и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года (дата введения в действие ГК РФ) и продолжается в момент введения в действие части первой ГК РФ.

Обратная сила всœегда придается нормативным правовым актам, смягчающим или устраняющим ответственность за совершение правонарушения. Это положение закреплено в статье 54 Конституции Российской Федерации и конкретизируется в специальных отраслевых нормативных правовых актах (к примеру, в ч. 1 ст. 10 УК РФ).

В целях недопущения ухудшения положения граждан в законодательстве установлены и ограничения на придание нормативному правовому акту обратной силы . Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 54 и 57), принцип обратной силы не может применяться к законам, которые устанавливают или отягчают ответственность, а также вводят новые налоги или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков. Ограничения на придание нормативному правовому акту, устанавливающему или отягчающему ответственность, обратной силы нашли закрепление и в ряде международных документов (ч. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах).

По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним нормативным правовым актом правовых последствий можно выделить простую и ревизионную обратную силу . При ревизионной - действие нормативного правового акта распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий. Так, в связи с принятием в 60-х годах нового гражданского законодательства требовался пересмотр договоров купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания.

Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра юридических последствий не предполагает.

ʼʼПереживаниеʼʼ нормативного правового акта состоит по сути в том, что отмененный акт продолжает действовать и после утраты им юридической силы . ʼʼПереживаниеʼʼ нормативного правового акта может иметь место, в случае если для приведения старых общественных отношений в соответствие с новым нормативным правовым актом требуется определœенный срок. К примеру, в соответствии с пунктом 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Пределы действия нормативного правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативный правовой акт может действовать на всœей территории государства, на какой-то определœенной части страны (к примеру, Федеральный закон от 31 мая 1999 ᴦ. № 104-ФЗ "Об особой экономической зоне Магаданской областиʼʼ) и - в отдельных случаях - за пределами государства (к примеру, Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Как правило, нормативные правовые акты распространяют свое действие на всю территорию государства. Это правило вытекает из характеристики власти государства как власти суверенной. К территории государства обычно относят: сухопутное пространство, недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды; территориальные воды; континœентальный шельф; воздушное пространство над сушей и водным пространством и т.д. Вместе с тем, выделяют условную территорию государства (военные суда под флагом государства; гражданские морские, речные, воздушные суда под флагом государства, находящиеся в водах или в воздушном пространстве данного государства либо нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом и др.).

Наиболее важное значение проблема территориального действия нормативных правовых актов приобретает в федеративных государствах. Пространство, на котором действует данный акт, определяется компетенцией правотворческого органа, его местом в системе органов государства. Так, федеральными органами государственной власти могут приниматься нормативные правовые акты:

Обязательные к исполнению на всœей территории РФ;

Действующие на ограниченной части государства.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать нормативные правовые акты, действие которых распространяется на всю территорию такого субъекта или на ее часть (к примеру, закон субъекта Российской Федерации об утверждении границ муниципального образования). Акты органов местного самоуправления действуют в пределах границ соответствующих муниципальных образований. При этом такие акты также могут распространяться на территорию муниципального образования или на ее часть (к примеру, генеральный план посœелœения, принятый к части территории посœелœения).

Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве есть исключение - так называемое ʼʼэкстерриториальное действиеʼʼ , суть которого состоит в распространении действия нормативных правовых актов государства за его пределами. Как правило, экстерриториальность проявляется в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями, находящимися за границей. К примеру, в соответствии со статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации граждане и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации, в случае если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Пределы действия нормативного правового акта по кругу лиц определяются кругом субъектов, на которых распространяются предписания такого акта.

Как правило, действие нормативных правовых актов распространяется на всœех субъектов, находящихся на соответствующей территории. При этом из этого правила существует ряд исключений.

1. Действие нормативного правового акта может распространяться только на определœенную группу лиц (к примеру, Федеральный закон от 24 ноября 1995 ᴦ. № 181-ФЗ ʼʼО социальной защите инвалидовʼʼ, Федеральный закон от 27 мая 1998 ᴦ. № 76-ФЗ ʼʼО статусе военнослужащихʼʼ и др.). Такие акты могут предусматривать наделœение данных категорий лиц специфическими правами, льготами, налагать на них обязанности, применять к ним специфические меры ответственности.

2. Ряд нормативных правовых актов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев. Лица без гражданства и иностранные граждане не бывают участниками целого ряда правоотношений, они не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства (большинство избирательных и политических прав, право занимать государственные должности, служба в вооруженных силах и др.). К данным категориям лиц предъявляются определœенные требования пребывания их на территории государства и т.д.

3. Действие норм уголовного, административного законодательства, а также ряда других законодательных актов Российской Федерации не распространяются на дипломатических представителœей иностранных государств и членов их семей, которые в соответствии с нормами международного права пользуются дипломатическим иммунитетом.

Ряд особенностей привлечения к административной и уголовной ответственности установлен в отношении отдельных категорий граждан (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы). Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 8 мая 1994 ᴦ. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не бывают привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (гл. 52) предусмотрены особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судей, прокуроров, следователœей, адвокатов и др.).

Пространстве и по кругу лиц - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Пространстве и по кругу лиц" 2017, 2018.

Нормативно-правовые акты действуют во времени следующим образом:

Моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его опубликования (как правило, 10 дней).

Также моментом начала действия некоторых актов является момент их принятия или официального опубликования, если об этом прямо говорится в акте.

Время вступления нормативно-правового акта в действие может быть указано в нем самом, в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РК (общая часть) был принят в декабре 1994 года, а вступил в силу 1 марта 1995 года.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

2) в связи с прямой отменой нормативного акта;

3) в связи с принятием нового акта.

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия.

Закон обратной силы не имеет. Это значит, что закон не действует на те отношения, которые возникли до его принятия. Однако существуют исключения из этого правила:

1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответствен-ность.

Под пространством понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории военных и иных судов в открытом море, летательные аппараты, а также территории посольств.

В теории права существует также понятие “экстерри-ториальность”.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов за пределы территории государства. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Круг лиц включает в себя граждан, лиц без гражданства и иностранцев. По общему правилу нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, одинаково.

Из этого правила есть исключения.

Так свои особенности имеет действие нормативных актов на иностранцев и лиц без гражданства. Им не предос-тавляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность служить в вооруженных силах и др.)

Представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности)). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РК, решается дипломатическим путем.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под формой права?

2. Каково соотношение категорий «форма права» и «источник права»?

3. Назовите виды форм права и охарактеризуйте каждый вид.

4. В чем особенность правовых обычаев как источников права?

5. Дайте определение судебного прецедента.

6. Дайте определение нормативно-правового акта и охарактеризуйте его виды.

7. В чем заключается высшая сила закона?

8. Дайте определение подзаконного акта.

9. Каково действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц?

Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц

Для правильного применения правовых норм необходимо точно определять пределы действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, на которых они распространяются.

Действие нормативного акта во времени начинается, по общему правилу, с момента вступления его в силу.

Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти.

Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

Установление точного срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:

если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила;

если уголовные законы или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния.

Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

по истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;

в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий;

на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного нормативного акта.

Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства - на территории района, префектуры, города, земли и т.п. При федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).

Действие по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства дня защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

В правоприменительной практике большое значение имеет действие нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

В ст.12 ТК РФ закрепляется положение, согласно которому закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Это же подтверждается ст. 424 ТК РФ, где указано, что Трудовой кодекс РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если же правоотношения возникли до введения в действие ТК РФ, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Время вступления в действие закона или иного нормативного правово-го акта, содержащего нормы трудового права, может определяться двумя способами. Во-первых, в законе или ином нормативном правовом акте ука-зывается день, с которого он вступает в силу. Так, в ст. 420 ТК РФ указаны сроки его введения в действие – с 1 февраля 2002 г. Во-вторых, нормативный правовой акт может вступать в действие автоматически по истечении опреде-

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия, вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

В свою очередь, локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия, отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативный актом).

Сфера действия нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, в пространстве зависит от вида соответствующего источ-ника трудового права.

Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты распространяют свою юридическую силу на всю территорию РФ, если в таких нормативных актах не ограничивается сфера их действия. Кроме того, они применяются на территории российских посольств, представительств, торговых судов и иных территориальных образований за рубежом.



Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ действуют на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Некоторые акты распространяются на определенные местности, не всегда совпадающие с территорией субъектов Российской Федерации, например, Крайний Север и приравненные к нему местности.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Локальные нормативные акты предназначены только для внутреннего использования у конкретного работодателя. Они отличаются наибольшей по сравнению с другими правовыми актами приближенностью к работнику. Как правило, посредством реализации локальных норм работник получает вознаграждение за труд, дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества, выплачиваемые за счет средств работодателя.

В ст.11 ТК РФ содержится общее правило, согласно которому действие нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Если же отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми, то к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.



На государственных и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными зако-нами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной службе и муниципальной службе.

Законом перечисляются те категории лиц, на которых не распростра-няются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудо-вого права (если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; лица, если это установлено федеральным законом.

2.3. Принципы трудового права: понятие и содержание

Под принципами трудового права принято понимать выраженные в этой отрасли исходные начала и основные положения, определяющие его единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития отрасли трудового права. Они тесно связаны с обеспечением основных прав человека в сфере труда и по сложившейся традиции формулируются применительно к этим правам.

Наряду с предметом и методом принципы трудового права служат системообразующими элементами самостоятельной отрасли права. Выступая в качестве основы построения отрасли трудового права, принципы характеризуют не только сущность, но и содержание правовых норм, подчеркивают наиболее значимые их признаки: направленность на охрану труда, создание системы гарантий и льгот для работников, обеспечение участия представителей работников в формировании условий труда.

Принципы трудового права обеспечивают единство отрасли, взаимосвязь и взаимосогласованность правовых норм. Они определяют внутреннее строение трудового права, взаимодействие его институтов и подинститутов; оказывают влияние на правоприменение, обеспечивают идеологическое единство правотворчества, правореализации и правопорядка в целом, служат ориентиром при толковании норм в процессе правоприменения.

Принципы трудового права в некоторых случаях могут выступать в качестве специфического регулятора общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права. Это возможно в случаях пробелов в трудовом праве, отсутствия правовых норм, на основании которых судебный орган мог бы разрешить трудовой спор. В этом случае правоприменительный орган исходит из общих начал и смысла отраслевого законодательства, т.е. из его принципов.

В настоящее время основные принципы трудового права выделены в отдельные статьи ТК РФ (ст. 2, 3, 4) и адресованы не только работнику, но и другим субъектам трудового права. К ним относятся:

1. Принцип свободы труда, включая право на труд, соответствует Конституции РФ (ч. 1 ст. 37), провозгласившей свободу труда, право каждого заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору. Данный принцип несовместим с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом. Каждый гражданин (физическое лицо) также свободен в выборе профессии и рода деятельности. Принцип свободы труда дополняется отраслевым принципом свободы трудового договора, поскольку только его стороны вправе заключать, изменять и прекращать данный договор.

2. Принцип запрещения дискриминации, означающий, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией те исключения, предпочтения, а также ограничения прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Если лица считают, что они подверглись дискриминации в сфере труда, то они вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с требованием об устранении дискриминации, о восстановлении нарушенных прав.

3. Принцип запрещения принудительного труда, который определяется как выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке, в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного действия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Одновременно Трудовым кодексом РФ устанавливаются виды работ, которые не считаются принудительным трудом, в том числе работы, выпол-

нение которых обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или замещающей ее альтернативной гражданской службе, введением чрезвычайного или военного положения и др.

4. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, соответствующий закрепленному Конституцией РФ праву на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Данный принцип нашел свое выражение в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации», иных нормативных правовых актах, регулирующих квотирование рабочих мест, организацию общественных работ и пр. В указанном законе определены направления государственной политики в области занятости, порядок разработки и реализации целевых программ, предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости.

5. Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, который основывается на положениях ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культур-ных правах (принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.) о праве каждого на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за работу в праздничные дни; на одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

Указанные положения обеспечиваются такими установленными на федеральном уровне гарантиями, как продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, охрана труда. Они закреплены прежде всего в ТК РФ и действуют в отношении всех работников.

Особенности условий труда отдельных категорий работников предусмотрены в разделе XII ТК РФ (например, особенности регулирования труда руководителя организации, лиц, работающих по совместительству, надомников и др.).

6. Принцип равенства прав и возможностей работников, вытекающий из положений ст. 19 Конституции РФ. Все работники наделяются равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

ТК РФ, другие законы, иные нормативные правовые акты устанавливают права и гарантии работников на определенном уровне, который не может снижаться по сравнению с трудовым законодательством. Например, нормальная продолжительность рабочего времени, установленная ст. 91 ТК РФ, не может превышать 40 часов в неделю, а ежегодный основной оплачиваемый отпуск, согласно ст. 115 ТК РФ, предоставляется работникам на минимальном уровне продолжительностью 28 календарных дней. Их изменения могут иметь место, если они более благоприятны по сравнению с предусмотренными законами, иными нормативными правовыми актами. Так, продолжительность рабочего времени может быть менее 40 часов в неделю, а ежегодный оплачиваемый отпуск более 28 календарных дней, например, в соответствии с коллективным договором (ч. 2 ст. 41 ТК РФ).

7. Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы. При этом справедливая заработная плата должна обеспечивать достойную жизнь работника и его семьи и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Данный принцип находит закрепление в нормах ТК РФ о системе основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130), об установлении минимального размера оплаты труда (ст. 133), о порядке, месте и сроках выплаты заработной платы (ст. 136), об ограничении удержаний из заработной платы (ст. 137).

Справедливость заработной платы должна обеспечиваться соблюдени-ем условий (критериев) оплаты по труду. Как следует из ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложнос-ти выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и макси-мальным размером не ограничивается (исключения из этого правила могут устанавливаться ТК РФ). При этом запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

8. Принцип обеспечения равенства возможностей работников на про-движение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, который основывается на положениях Междуна-

родного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ч. 2 и 3 ст. 19 Конституции РФ, запрещающей любые формы дискриминации и провозглашающей равенство прав и возможностей. Данный принцип находит развитие в нормах ТК РФ, в том числе в его разделе IX.

9. Принцип обеспечения права работников и работодателей на объеди-нение для защиты своих прав и интересов. Он базируется на положениях Конвенции №87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (принятой в г. Сан-Франциско 09.07.1948 г. на 31-ой сессии Генеральной Ассамблеи МОТ) и Конституции РФ, закрепляющей право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30). Работники и работодатели создают либо вступают в объединения (организации) для защиты интересов, прав своих членов и с целью представительства интересов работников либо работодателей в сфере труда, включая систему социального партнерства.

10. Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией. Данный принцип получил свое развитие в ТК РФ, в котором предусматривается участие работников в управлении организацией и формы такого участия, однако перечень последних не является исчерпывающим. Могут использоваться и иные формы, предусмотренные законами, соглашениями, коллективными договорами, учредительными документами, локальными нормативными актами. Тем самым в ТК РФ закрепляется как непосредственная форма участия работников, например, в общем собрании организации (конференции), так и участие работников в управлении организацией через своих представителей, как правило, через профсоюзы.

11. Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Он выражается во многих нормах ТК РФ, посвященных источникам трудо-вого права, включая соглашения, коллективные договоры, локальные нор-мативные акты. На государственном (федеральном) уровне закрепляются определенные трудовые права и гарантии их реализации, условия труда работников. На коллективно-договорном уровне условия труда конкретизи-руются и дополняются; например, может повышаться уровень социально-бытовых льгот и гарантий, устанавливаемых в коллективных договорах и соглашениях.

12. Принцип социального партнерства воплощен в нормах ТК РФ, посвященных взаимодействию социальных партнеров – работников (их представителей) и работодателей (их представителей) – на соответствующих уровнях, включая трехстороннее сотрудничество с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления.

13. Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работ-нику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Он реализуется при возмещении вреда, причиненного здоровью работника, на основании Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (в ред. от 28.12.2016). Порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании зафиксирован в ст. 184 ТК РФ.

14. Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществлению государственного надзора и контроля за их соблюдением воплощен во многих нормах институтов Особенной части трудового права. К государственным гарантиям прав работодателей относятся правила регулирования внутреннего трудового распорядка организации (ст. 189, 190 ТК РФ) и возможность привлечения работника к дисциплинарной ответственности вплоть до его увольнения (ст. 192–195 ТК РФ), правила о материальной ответственности работника перед работодателем (ст. 238–250 ТК РФ).

15. Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его прав и свобод, отраженный в нормах ТК РФ, направленных, прежде всего, на защиту работника как более экономически и социально слабой стороны трудового договора. Данный принцип соответствует ст. 45 Конституции РФ, гарантирующей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России, что не исключает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Указанный принцип проявляется в обеспечении права работника на судебную защиту и права на коллективную защиту прав работников путем разрешения коллективных трудовых споров, а также обеспечения права работника на защиту государством его прав и свобод путем осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением его прав.

16. Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку. Он базируется на положениях ч. 4 ст. 37 Конституции РФ о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федераль-ным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Данный принцип нашел закрепление в нормах ТК РФ о порядке рассмотрения инди-видуальных трудовых споров (ст. 381–397) и о порядке разрешения коллективных трудовых споров, включая проведение забастовки как способа разрешения спора (ст. 398–418).

17. Принцип обязанности сторон трудового договора соблюдать усло-вия трудового договора, включая право работодателя требовать от работни-

ков выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам и соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Работник, вступивший в трудовое отношение на основе трудового договора, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка и бережно относиться к имуществу работодателя, выполнять иные трудовые обязанности (ч. 2 ст. 21, ст. 56 ТК РФ). Работодатель наделен правом требо-вать от работника надлежащего исполнения его обязанностей. В случае ви-новного неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности. Работник вправе требовать от работодателя выполнения его обязанностей, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ч. 2 ст.22, 212 ТК РФ). При неисполнении этих обязанностей работодателем работник может обратиться в суд за защитой нарушенного права либо в федеральную инспекцию труда, а в установленных случаях – прибегнуть к самозащите трудовых прав.

18. Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (гл. 58 ТК РФ). Профсоюзный (общественный) контроль во всех организациях осуществляют профессиональные союзы, их органы и профсоюзные инспекции труда. Работодатели не имеют права препятствовать правовым и техническим инспекторам труда при осуществлении ими своих полномочий и в недельный срок с момента получения требования профсоюзов обязаны сообщить профсоюзному органу о принятых мерах (ст. 370 ТК РФ).

19. Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности, основанный на конституцион-ном положении (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) о достоинстве личности, охра-

няемом государством. Данный принцип воплощается в нормах ТК РФ, гаран-тирующих защиту достоинства работника в период трудовой деятельности. Нормы ТК РФ обеспечивают защиту персональных данных работника (ст. 85–90), компенсацию причиненного ему морального вреда (ст. 237) и возме-щение материального ущерба в случаях, установленных ТК РФ (ст. 234–236).

20. Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхова-ние работников, нашедший свое закрепление в нормах Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхова-ния» (ред. от 03.07.2016), других законах, иных нормативных правовых актах. В частности, в указанном законе устанавливаются правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также определяется порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, предусмотренных данным законом.

Также в ТК РФ закреплены гарантии работникам при временной нетрудоспособности (ст. 183), гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании (ст. 184).

Контрольные вопросы по теме

1. Что представляет собой источник трудового права?

2. Чем обусловлена вертикальная структура источников трудового права?

3. Какую юридическую силу в трудовом праве имеют конвенции Международной организации труда?

4. Каковы важнейшие принципы трудового права?

5. Что означает запрещение дискриминации в сфере труда?

СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Оно основывается на пяти принципах – территориальном, гражданства, покровительственном («специальном»), универсальном, реальном.

1) Территориальный принцип. Все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в соответствии с ее Уголовным кодексом. При этом не имеет значения, являются ли эти лица гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства или иностранцами. Этот принцип нашел свое закрепление в ч. 1 ст. 11 УК РФ .

К территории Российской Федерации относятся:

- сухопутное пространство (суша) в пределах Государственной границы РФ, определяемой Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1. 04. 1993 г.;

- водное пространство , включая внутренние воды (реки, озера, моря, расположенные внутри Государственной границы), территориальное море (примыкающий к суше и внутренним водам морской пояс шириной в 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ);

- исключительная экономическая зона Российской Федерации (море, простирающееся за пределами территориальных вод, на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, а в некоторых случаях определяемых на основании договора РФ и прибрежного государства); Но на иностранных граждан юрисдикция РФ распространяется здесь только за преступления, связанные с деятельностью на этой экономической зоне. Например, за незаконный улов рыбы, можно, а допустим, за убийство одним иностранцем другого – нет.

- континентальный шельф РФ (морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка); Юрисдикция аналогичная той, что в искл. Экономической зоне.

- воздушное пространство (столб воздуха над сушей и водами в пределах Государственной границы, а также территориальными водами);

- недра (часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов).

- территориипосольств .

По уголовному закону РФ несут уголовную ответственность также лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения. Что касается невоенных судов и кораблей, приписанных к РФ и находящихся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов нашего государства, то уголовный закон России применяется в том случае, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 3 ст. 11 УК РФ). Иные случае - это если наше судно находится во внутренних водах другого государства, а на нем совершено преступление, которое: а) касается внутренних дел прибрежного государства; б) связано с оборотом наркотиков или оружия; в) последствия которого могут иметь место для прибрежного государства; г) иное предусмотренное международными договорами.


Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г. Россия осуществляет свою юрисдикцию над запущенными ею в космос космическими кораблями и их экипажами.

2) Принципа гражданства . Он установлен в статье 12 УК РФ и предусматривает, что в случае если международным договором не предусмотрено иное, граждане РФ, совершившие преступление за рубежом, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве , в котором, оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

В случае, если гражданин нашей страны имеет двойное гражданство, может возникнуть вопрос, по чьему закону он несет ответственность, совершивши преступление на территории третьего государства. На помощь приходит принцип «эффективного гражданства» - применяется закон того государства, на территории которого гражданин и его семья постоянно проживают, имеют работу етс.

3) Покровительственный принцип (принцип специального режима ). Так как РФ участвует в борьбе с международными преступлениями, то в статье 12 установлено, что иностранцы и апатриды, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне РФ, могут подлежать ответственности, в случаях, предусмотренных международными договорами страны, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ. Этот принцип вытекает из международных обязательств РФ.

4) Универсальный принцип . Универсальный принцип, базирующийся на действии ряда международных соглашений, участницей которых является РФ, предполагает применение уголовного закона России к иностранцам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно на территории РФ, совершившим преступление за пределами РФ, в отношении которого Россия обязалась принимать меры по пресечению и наказанию. Российская Федерация является участницей международных соглашений по борьбе с фальшивомонетничеством, угоном воздушных судов, незаконным распространением наркотиков и др. Так же, как и в случае применения реального принципа, необходимо, чтобы виновное лицо не понесло наказания в иностранном государстве и привлекалось к уголовной ответственности на территории России.

5) Реальный принцип . Реальный принцип дает основания для привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории российского государства, за преступления, совершенные за границей РФ, если они направлены против интересов РФ. В этом случае Россия выступает в роли своеобразного "потерпевшего", в силу чего виновные лица несут ответственность по российскому уголовному закону. Однако требуется, чтобы указанные лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекались к уголовной ответственности на территории России.

6) Выдача преступника. В рамках универсального принципа иногда требуется выдача преступника другому государству, на территории которого он совершил преступление (но по каким-либо причинам оказался в РФ). Следовательно, данный вопрос регулируется Европейской Конвенцией «О выдаче лиц, совершивших преступления». В международном праве действует правило: "или наказывай, или выдай". Вопрос о выдаче решается на основе двусторонних соглашений между государствами - договоров о правовой помощи или других международных договоров.

В соответствии с Европейской Конвенцией выдача осуществляется в отношении лиц, совершивших преступления, наказуемые в соответствии с законодательством, запрашивающей и запрашиваемой сторон лишением свободы не менее одного года. При этом недопустима возможность применения смертной казни. Следовательно нужно 4 условия : а) в обоих странах преступление наказуемо; б) в обоих странах за него санкция минимум 1 год лишения свободы; в) от одной страны должен быть официальный запрос к стране, задержавшей преступника; г) когда государство выдает преступника, оно должно убедиться, что его не казнят.

Что касается выдачи российских граждан, совершивших преступление за границей, то в УК установлен принцип невыдачи собственных граждан. В силу действия принципа гражданства такие лица будут отвечать по УК РФ.