Контрольные вопросы. Виды миграций населения: классификация, причины

миграция преступность криминологический борьба

Миграция -- это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Такое перемещение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция).

В основе миграционных процессов лежат причины экономического, политического, социального, национального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер. Миграционные процессы, если они крупномасштабны, имеют существенные последствия для государства, а поэтому всегда находятся в центре внимания не только миграционных служб, но и социальных работников.

Мигранты -- это люди, которые в большей или меньшей степени попадают в ситуацию маргинализации в силу потери своих «территориальных корней».

Привязанность к определенному местопребыванию оказывает влияние на соматическое и психическое здоровье человека, его этику, чувство хозяина, восприятие природы, а также внутреннего пространства (чувство дома).

У человека возникают многие потребности и естественно-антропологические права. Среди последних право на жилье, определение этнической принадлежности, право на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право обеспечения на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Всеобщая Декларация прав человека

Приведенная цитата из Всеобщей Декларации прав человека как раз и характеризует естественно-антропологические, или, как их чаще недостаточно точно называют, социальные, права. И все они в немалой степени реализуются благодаря наличию такого условия, как территориальность, т. е. возможность оседлого проживания в определенном месте, в кругу близких людей, определенном жилище.

Для мигрантов, таким образом, характерно добровольное или вынужденное изменение (потеря) прежней территориальности, что влечет за собой, как правило, временное или постоянное «поражение» многих из перечисленных, а также ряда других прав. Эти изменения болезненно оборачиваются для физического и психологического здоровья, духовности (чувства достоинства), профессиональной активности (трудоустройства по специальности) вынужденных мигрантов.

Основные виды миграций:

по направлению миграций: внутренние (внутри одной страны) и внешние миграции (переселение в другую страну). При этом различаются эмиграция -- выезд из страны и иммиграция -- въезд в страну.

по характеру: добровольные и принудительные,

по продолжительности: постоянные и временные,

по территориальному охвату: межконтинентальные и внутриконтинентальные.

Причин, заставляющих людей перемещаться, довольно много: экономические, политические, семейно-бытовые, религиозные.

В соответствии с этим понятием основными формами миграции являются:

  • · стационарная, когда люди переселяются на новое место жительства на постоянной основе, получают прописку, устраиваются на работу и т. д.;
  • · сезонная, связанная с временным переездом для выполнения конкретных народнохозяйственных задач (различные промыслы: рыбные, старательские и т. п.);
  • · маятниковая, когда люди совершают ежедневные переезды от места работы к месту жительства и обратно;
  • · эпизодическая, связанная с временной переменой места жительства на период, зависящий от целей приезда (командировки, туристические поездки, посещение родных и близких, поездки для отдыха и другие личные цели).

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Когда говорят о преступности мигрантов, то имеют в виду всю совокупность преступлений, совершаемых мигрантами. Специфика таких преступлений определяется особенностями самих групп мигрантов и их положения в обществе.

По мнению большинства демографов (повторюсь), миграция - процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

До недавнего времени миграция выступала как преимущественно позитивное явление, способствующее развитию и расширению производства, культурному обмену и т. д. В настоящий период она, стимулируемая в ряде регионов политикой дискриминации русских и других некоренных этносов, приобрела характер вынужденных переселений. По данным Федеральной миграционной службы России, в середине 90-х годов каждый четвертый мигрант являлся беженцем или вынужденным переселенцем. При этом большое число мигрантов прибывали на новое место жительства без официальной регистрации.

Неблагоприятные формы массовых вынужденных миграций связаны с тем, что лица, вытесняемые с мест постоянного жительства межнациональной напряженностью, переходящей в некоторых регионах в открытые конфликты, вынуждены покидать жилье, оставляя и большую часть нажитого имущества. П.Каныгин В.И., Кузнецов А.П. Миграционные процессы и преступность: криминологический анализ.

Значительные потоки мигрантов оказывают существенное влияние на криминологическую ситуацию соответствующих регионов, создают дополнительные трудности для оперативно-профилактической деятельности правоохранительных органов. В этих условиях особое криминологическое значение приобретает проблема приезжих.

Криминологи всегда выделяют контингенты преступников-приезжих - лиц, совершивших преступления не по месту жительства. Их выделение осуществляется с помощью сопоставления двух критериев - места совершения преступления и места постоянного проживания преступника. При их несовпадении лицо, совершившее преступление не на своей территории, относится к категории преступников-приезжих. Хотя все они - мигранты, но не все мигранты относятся к категории приезжих, так как значительная часть стационарных мигрантов-переселенцев, получивших жилье и прописку, по формально-юридическому подходу уже относятся к местным жителям.

Преступность мигрантов характеризуется высокой латентностью. Она фиксируется именно как преступность мигрантов только в случае раскрытия преступлений и обнаружения виновных лиц, то есть после того, как устанавливается, что виновный - мигрант. Однако криминалистами всегда отмечалась значительная сложность выявления и раскрытия совершаемых приезжими преступлений, именно приезжими, так как осевшие в каком-то месте и прожившие там определенное время мигранты: во-первых, ассимилируются, включаются в те отношения и образ жизни, которые имеют место на данной территории, во-вторых, бывают уже достаточно изучены в криминологическом аспекте (известны факты и направленность их противоправных деяний, криминогенные связи и т. п.).

Вклад мигрантов в преступность разных регионов различен. Он определяется прежде всего масштабами самого потока приезжих, который, как правило, тем выше, чем крупнее населенный пункт. Сверхкрупные города с их широким спектром возможностей всегда были наиболее привлекательны для приезжих. В Москве, например, доля приезжих среди всех преступников достигает почти 1/3.

Массив мигрантов неоднороден по своему составу, по мотивации и целям приезда, длительности пребывания, демографическим, этническим, социальным характеристикам. Следовательно, различны и направления воздействия различных групп мигрантов на криминологическую ситуацию. Это свидетельствует о необходимости выделения среди мигрантов отдельных групп, различающихся по ряду существенных признаков, а именно:

граждане данного государства;

иностранные граждане и подданные;

лица без гражданства.

В числе иностранцев и лиц без гражданства криминологами отдельно изучаются: а) традиционно иностранные граждане и подданные и б) те, которые стали таковыми сравнительно недавно вследствие распада, трансформаций государства или ряда государств.

Криминологами фиксируются не столько количественные особенности преступности мигрантов, сколько качественные. Для мигрантов, особенно приезжих, характерно совершение преступлений, требующих высокого криминального профессионализма и организованности. Этим особенно отличается преступность иностранцев и лиц без гражданства. Так, в России в 1995 году общая доля иностранцев и лиц без гражданства в числе преступников составляла 2%. Но в числе выявленных участников банд их было более 8%, нарушителей правил о валютных операциях - 8%, фальшивомонетчиков - 7,8%, мошенников - 10%, участников преступлений, связанных с производством и оборотом наркотиков, - 5,2%, лиц, совершавших разбои, - 4%. При этом их доля значительно ниже средней в числе воров, лиц, совершивших умышленные тяжкие телесные повреждения, хулиганов и ряда других категорий преступников, чья антиобщественная деятельность в меньшей мере связана с организованностью и профессионализмом. Среди иностранцев весьма высок уровень организованной преступности. Удельный вес преступлений такого рода составляет 65-70%.

Весьма сходен с этим и характер преступности мигрантов, являющихся гражданами РФ. Он объясняется увеличением числа преступников-"гастролеров", лиц, не занятых общественно полезным трудом, не имеющих постоянных легальных источников доходов, рецидивистов. Для них преступная деятельность зачастую становится основным средством существования. Их доля в России в середине 90-х годов также была значительно выше средней (8%), а в числе бандитов - 27%, мошенников - 20%, фальшивомонетчиков - 19%, участников наркопреступлений - 13%.

Судя по данным криминологических исследований в России, от иностранцев преступники-приезжие - граждане РФ отличаются, во-первых, более высокой долей участия в совершении тяжких преступлений (8%), в том числе убийств (11%), распространения оружия (12%), и, во-вторых, более ярко выраженной корыстной ориентацией, о чем свидетельствует их высокая доля в числе грабителей (11%), вымогателей (10%), субъектов разбоя (15%), лиц, занимающихся незаконной торговой деятельностью (14%). При этом доля приезжих граждан РФ, так же как и иностранцев, была ниже в числе воров (7,5%), хулиганов (5%), лиц, виновных в умышленных тяжких телесных повреждениях (7%), и некоторых иных преступлениях.

Негативные последствия миграционных процессов сказываются на росте численности лиц, не имеющих определенного места жительства.

С ростом количества таких лиц возрастает и доля их в числе преступников. Хотя для них в меньшей степени, чем для других категорий мигрантов, характерны организованность и профессионализм преступной деятельности, однако в общем числе преступников их доля тем выше, чем выше степень тяжести совершаемых преступлений, уровень применяемого насилия. В числе преступников, использующих в своей антиобщественной деятельности организованность и профессионализм, доля лиц без определенного места жительства, как правило, значительно ниже. Их преступность чаще носит примитивный характер и направлена на удовлетворение сиюминутной потребности в алкоголе, добычу легкой наживы и т.п.

Преступники без определенного места жительства, так называемые бомжи, - это особая категория мигрантов, около 60% которых ранее судимы, большинство злоупотребляют алкоголем или являются хроническими алкоголиками; многие страдают серьезными соматическими и психическими заболеваниями. Налицо глубокая социальная, нравственно-правовая и психологическая деградация личности. Поэтому сам факт существования такой категории лиц представляет значительную угрозу безопасности и здоровью населения. Кроме того, само наличие и увеличивающаяся численность лиц, утративших место жительства, являются весьма значимым индикатором, свидетельствующим об ухудшении социальной и криминологической ситуации в стране.

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С МИГРАЦИЕЙ

Преступность приезжих детерминируется всем комплексом обстоятельств, обусловливающих сохранение преступности в стране. Этим же обстоятельствам принадлежит ведущее, базовое место и в причинном комплексе данной преступности. Они являются как бы фундаментом указанного комплекса, на который наслаиваются и с которым взаимодействуют специфические обстоятельства, возникающие у мигрантов, особенности их положения, жизнедеятельности.

Итак, назовем три линии детерминации преступности приезжих:

  • · во-первых, комплекс причин и условий, влиявших на формирование личности до возникновения проблемной жизненной ситуации, обусловившей факт миграции;
  • · во-вторых, причины и условия, действовавшие в проблемной жизненной ситуации, зачастую определяющие факт и цели миграции;
  • · в-третьих, комплекс обстоятельств, оказывающих влияние на мигрантов после их приезда в тот или иной населенный пункт.

Специальные исследования преступности мигрантов дают новые яркие подтверждения тому, что неблагополучие в экономической, политической, социальной и духовной сферах приводит к неразрешимым противоречиям, проблемам и конфликтным ситуациям, стимулирующим рост уровня криминализации общества. Среди населения возникают и ширятся слои, живущие за чертой бедности, бездомные, безработные, разочарованные в защищаемых законом ценностях и готовые на любые, в том числе антиобщественные, способы обеспечения своих потребностей, оказывающиеся в острых стрессовых ситуациях и испытывающие разные психологические воздействия, например, алкоголя, наркотиков и т. п.

В ряду неблагоприятных последствий экономического и политического кризиса стоит и вынужденная миграция населения, несущая с собой целый ряд негативных факторов, вплоть до потери части генофонда нации.

В России Федеральная миграционная служба регистрировала к середине 90-х годов в качестве беженцев и вынужденных переселенцев ежегодно около 200 тыс. человек.

Вынужденные миграции чаще всего связаны с утратой мигрантами своего прежнего социального статуса, потерей жилья, работы. В местах прибытия наиболее острыми для них являются проблемы жилья, трудоустройства. Последняя особенно обострилась в условиях безработицы. Такие миграции резко отличаются от вызванных производственной необходимостью организованных переселений, например, в регионы страны, испытывающие недостаток в трудовых ресурсах. В последних случаях мигранту, как правило, гарантировались место работы, зарплата и жилье. В отличие от них беженцы и вынужденные переселенцы, уже понесшие значительные экономические и социальные потери, в местах своего переселения тоже оказываются в худших условиях, что весьма осложняет процесс их адаптации.

Эти внешние факторы социальной среды взаимодействуют с характеристиками самих вынужденных мигрантов. Почти все они находятся в психологическом состоянии стресса. Как отмечала Федеральная миграционная служба России, даже среди тех, кто преодолел все сложности и благополучно устроился на новом месте, около 70% сохраняют ощущение психологической травмы.

По этим объективным и субъективным причинам мигранты являются наиболее уязвимым объектом для всякого рода негативных влияний, и если сами и не совершают преступлений, то легко становятся их жертвами.

Нельзя игнорировать то обстоятельство, что массовое прибытие вынужденных мигрантов в первое время ухудшает и условия жизни коренного населения, обостряя социальные конфликты между местными жителями и приезжими. В местах своей концентрации мигранты осложняют жилищную ситуацию, проблему безработицы, повышают нагрузку на всю инфраструктуру соответствующего региона, что затрудняет работу транспорта, предприятий бытового обслуживания и других отраслей хозяйства. Например, мэры ряда городов России, принимавшие каждый год от 1 до 2 тыс. беженцев, затрачивали на устройство таких лиц средства бюджета, вынуждая тем самым сокращать жилищное и другое строительство. Неудивительно, что, по данным опроса жителей 13 регионов России, каждый десятый высказался вообще против приема мигрантов и каждый второй - против приема мигрантов некоренной национальности.

В связи с этим возникает и проблема вторичных миграций - движения беженцев и вынужденных мигрантов, не сумевших устроиться по первому месту прибытия. Все это обостряет ситуацию, повышает уровень социальной напряженности и конфликтности в обществе, способствует росту криминогенности как мигрантов, так и коренного населения. Так, противоречия и конфликты мигрантов с местными жителями стимулируют объединение и тех и других по национальному, земляческому и иным признакам, что способствует межгрупповым конфликтам, возникновению специфических криминальных формирований, разного рода конфликтам, разрешаемым в преступных формах.

Вместе с тем даже самые неблагоприятные условия, в которые может попасть мигрант после приезда, не влекут с неизбежностью его противоправного поведения. Существенны устойчивые личностные характеристики человека, сформированные прежними условиями жизни. Следовательно, специфика причин и условий преступности приезжих заключается не столько в социальных условиях и социальной среде, в которую они попадают после приезда, сколько во взаимодействии трех выделенных ранее линий детерминации, а также в том, как они проявляются у разных категорий мигрантов. В одних случаях определяющей оказывается первая линия детерминации (например, у маятниковых мигрантов, преступников-"гастролеров" и других лиц, прибывших с криминальными намерениями). В других случаях острые проблемные ситуации до и после приезда усугубляют друг друга, как, например, у беженцев, вынужденных мигрантов, у лиц, ранее судимых, утративших нормальные социальные позиции, жилье, социально полезные связи, у лиц, не имеющих определенного места жительства, постоянных источников дохода. В тех же случаях, когда мигрируют лица с социально одобряемыми целями, связанными, например, с работой, командировками или туризмом, отдыхом, лечением, главной детерминантой их антиобщественного поведения может оказаться проблемная ситуация, складывающаяся у названных лиц после их приезда.

Заслуживает внимания так называемая коммерческая миграция. К середине 90-х годов в России в нее включалось до 10 млн. человек в год. Предпринимательские интересы граждан России приводили к увеличению потоков таких мигрантов. Это также связано с участием страны в международной рыночной системе, получением иностранных инвестиций, программами сокращения безработицы, стимулирования производства и увеличения налоговой базы. Таким образом, среди приезжих увеличивается и доля иностранных граждан.

Преступность мигрантов увеличивается и в условиях, когда на территории страны оказывается все больше иностранцев, бегущих из стран с террористическими режимами, охваченных войнами, социальными потрясениями, а также из отсталых стран, с более низким жизненным уровнем населения.

Россия в соответствии со ст. 63 Конституции РФ и нормами международного права предоставляет многим из таких лиц политическое убежище. Кроме того, ее территория используется для транзита из азиатских в европейские государства. Фиксировался рост числа иностранцев, незаконно проживающих без документов, с просроченными визами, различных скитальцев из Сомали, Афганистана, Турции, Вьетнама, Китая, Индии и т. д. Беспорядочный, конспиративный, бесконтрольный поток таких мигрантов, зачастую нарушающих правила въезда, представляет серьезную криминологическую проблему.

В детерминации преступности мигрантов весомы роли конкретной ситуации, в которой они оказываются после приезда, а также отсутствие четкой системы учета и регистрации иностранцев с момента пересечения ими государственной границы и контроля за передвижением по стране.

Указанные категории иностранных граждан, не имея жилья и средств к существованию, объединяясь в криминальные группы по национальному, интернациональному принципу, вносят нередко заметный вклад в развитие транснациональной преступности. При этом развиваются такие опасные виды преступности, как незаконный вывоз рабочей силы, продажа женщин в сексуальное рабство, подделка документов на въезд и выезд, торговля детьми, контрабанда, взятие заложников, похищение людей и др.

Обстоятельства объективного и субъективного характера, возникающие у мигрантов после приезда, определяют третью линию детерминации, которая прежде всего связана с проблемой их адаптации в новых условиях. Она осложняется практически полным отсутствием социального контроля и социальной помощи таким лицам. Довольно типичным примером является положение транзитных пассажиров, которым трудно, особенно при отсутствии достаточных средств, нормально устроиться, и порой по нескольку ночей приходится ночевать на вокзалах, что существенно повышает степень их виктимности и вероятности возникновения криминогенных ситуаций. О третьей линии детерминации преступности мигрантов позволяют судить: 1) характеристики временного места жительства и возможности жилищно-бытового устройства разных контингентов приезжих; 2) материальные возможности удовлетворения потребностей, возникающих в период временного проживания; 3) характеристики ближайшего окружения, микросреды, в которой проводится большая часть времени; характер деятельности приезжего в городе.

Сложность анализа причин и условий, способствующих преступности приезжих, заключается главным образом в неоднородности их массива. Следовательно, надо уметь видеть в нем различные категории приезжих и связанные с ними наиболее типичные ситуации, возникающие у них после приезда. Так, лица, командированные для исполнения служебных обязанностей, приехавшие с коммерческими, творческими и иными аналогичными целями, оказываются, как правило, совершенно в иной ситуации, чем лица, прибывшие после отбытия наказания и утратившие жилье, пытающиеся восстановить свои жилищные права, или преступники-"гастролеры", прибывшие с криминальными целями.

Ситуации, возникающие у организованных туристов, лиц, приехавших с целью навестить близких родственников, трудно сравнить с ситуациями транзитных пассажиров, ищущих возможности устроиться на одни-трое суток до переезда по месту назначения, или тем более бродяг, не имеющих определенного места жительства, и т. д

ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ, СВЯЗАННОЙ С МИГРАЦИЕЙ

Сложности борьбы с преступностью приезжих определяются прежде всего разнородностью контингента мигрантов. С одной стороны, общие меры безопасности населения, применяемые повсеместно, призваны обеспечить правопорядок, охрану прав и законных интересов любых граждан, находящихся на территории страны. Поэтому чем выше уровень безопасности населения, тем соответственно выше и уровень защищенности приезжих, иностранцев и других подобных лиц. С другой стороны, интересы борьбы с преступностью и ее профилактики требуют специфических подходов к разным контингентам населения, в том числе к мигрантам.

При этом, поскольку на криминологическую ситуацию влияют количественные и качественные параметры потока приезжих, постольку интересы охраны правопорядка предполагают как сокращение по возможности или оптимизацию количества приезжих, так и создание надлежащих условий их пребывания, снижающих вероятность возникновения криминогенных ситуаций.

Достижение этих целей возможно только путем совершенствования политической, экономической и духовной жизни общества, т. е. мерами, относимыми криминологической наукой к общепрофилактическим. То, что борьба с преступностью зависит в первую очередь от проведения эффективной политики реформ в России, а уже затем от состояния специально-предупредительной и правоохранительной деятельности, особенно ярко доказывается анализом преступности мигрантов.

Без общесоциальных мер, только специальными, нельзя успешно нейтрализовать негативные последствия миграции. Так, дополнительные рабочие места могут успешно и стабильно создаваться только на базе роста производства, успешной социально-экономической политики.

В то же время изложенное не исключает признания важности специальных межгосударственных миграционных программ. Именно они способны обеспечивать разрешение большинства проблем, связанных с миграцией и особенно вынужденной миграцией населения.

Закон о беженцах и вынужденных переселенцах, а также целый ряд специальных нормативных актов способны давать положительный эффект только при наличии соответствующих экономических и социальных гарантий их осуществления.

Таким образом, фактор повышенного притока приезжих должен учитываться как в широком аспекте - при регулировании социально-экономического развития страны, региона; города, так и в более узком - при управлении процессом борьбы с преступностью.

Особо следует подчеркнуть общепрофилактическое значение надлежащего обслуживания приезжих. Существует масса нерешенных проблем, создающих для приезжих ряд материальных, организационных и психологических трудностей. Они могут быть связаны, например, с недостатками транспортного и иного обслуживания, слабой социальной помощью нуждающимся в ней приезжим, слабой материальной базой их временного бытового устройства и т. д. Последнее обстоятельство существенно тормозит строительство специальных гостиниц вблизи вокзалов для транзитных пассажиров и других лиц, приехавших на короткие сроки, развитие частного гостиничного хозяйства, создание единой службы централизованного размещения иногородних, централизованной справочной службы для приезжих и многие другие полезные инициативы, общепрофилактическое значение которых весьма значимо.

Общепрофилактические меры одинаково важны как для местного населения, так и для разных контингентов приезжих, в том числе иностранцев. Но для иностранцев наряду с этим важно прежде всего правовое регулирование их пребывания на территории страны.

Основы правового статуса иностранцев на территории Российской Федерации определяются прежде всего Конституцией России (ст. 62 и 63). В ст. 62 Конституции РФ, в частности, сказано, что "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации", в числе которых, например, правовое положение иностранцев, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом от административной и уголовной юрисдикции нашей страны.

Требуют согласованного решения проблемы беженцев, вынужденных и других категорий мигрантов с целью пресечения незаконной миграции и оказания помощи вынужденным мигрантам. Поэтому, например, заслуживает внимания межгосударственный акт (типа конвенции) об оказании правовой помощи, регулирующий перемещение граждан стран - участников СНГ с пересечением границ, учет таких перемещений и порядок контроля.

Приоритет общепредупредительных мер еще не означает их первоочередности; напротив, такие меры должны сочетаться и взаимодействовать одновременно с мерами специально-предупредительными и правоохранительными.

При этом равенство перед уголовным законом иностранцев и лиц без гражданства и в случае охраны их бизнеса, и в случае совершения ими преступлений не исключает, а, наоборот, предполагает дифференциацию профилактических, оперативно-розыскных, процессуальных и иных мер воздействия. В России они по-разному применяются в отношении граждан стран СНГ, других стран, входивших ранее в состав СССР, или стран дальнего зарубежья, в составе которых различаются страны Америки, Европы, Ближнего и Дальнего Востока и другие с их дальнейшей более глубокой дифференциацией.

В настоящее время основу специально-предупредительных мер, направленных на оказание всесторонней помощи иностранным гражданам и осуществление контроля за их пребыванием, составляет административно-правовая деятельность подразделений полиции общественной безопасности и Паспортно-визовой службы органов внутренних дел. Хотя оказание помощи иностранным гражданам в осуществлении их прав и законных интересов реализуется в деятельности всех структурных звеньев системы МВД, тем не менее Паспортно-визовая служба в соответствии с приказом МВД России координирует их работу по участию в обеспечении контроля за соблюдением правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ, руководствуясь в своей деятельности помимо законов и нормативных актов МВД Положением о Паспортно-визовой службе МВД РФ, утвержденным приказом № 124 1993 года МВД России.

Специально-профилактическая роль Паспортно-визовой службы определяется самим характером ее функций, в число которых входит: выдача паспортов, осуществление прописки и выписки, регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, выдача им документов на право проживания, оформление разрешений на въезд в РФ и выезд за границу и т. д.

Большое профилактическое значение имеет проведение такой службой совместно с другими подразделениями органов внутренних дел различных комплексных специальных мероприятий: рейдов, патрулирования, целевых оперативно-поисковых мероприятий по выявлению иностранцев, у которых отсутствуют законные основания пребывания в России, проверки соблюдения паспортного режима и т. д. Основной задачей данных мероприятий является: выявление иностранцев, не соблюдающих порядок регистрации, проживающих по просроченным или недействительным документам, не соблюдающих порядок передвижения и выбор места жительства, и других тому подобных категорий. О лицах, претендующих на получение убежища, органы МВД в срочном порядке информируют Миграционную службу России для принятия ею соответствующего решения.

Сила профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики. Единство системы профилактики диктует необходимость их взаимодействия как по вертикали - с вышестоящим звеном системы, так и по горизонтали - с аналогичными и другими органами в различных регионах, не являющимися вышестоящими. Именно второй вид координации и взаимодействия заключает в себе наиболее широкие неиспользованные в практике возможности борьбы с преступностью приезжих. Весьма важным в этом отношении является проведение совместных мероприятий, обмен оперативной и иной информацией, проведение координационных и иных совещаний с целью выработки единых согласованных действий в заданных направлениях и т. д. Собольников В.В. Миграционная преступность и ее предупреждение Особое значение в борьбе с преступностью приезжих играет, например, взаимодействие правоохранительных органов со службой внешней разведки, миграционной службой, рядом других государственных органов.

Для активизации противодействия преступности, связанной с иностранцами, в большинстве органов внутренних дел субъектов Федерации были созданы специальные подразделения уголовного розыска. Это дало свои положительные результаты. Вместе с тем для повышения эффективности их функционирования, как показала практика, важно не допускать целого ряда недостатков по раскрытию и расследованию преступлений мигрантов; повышать уровень подготовки и специализации сотрудников, непосредственно занятых борьбой с преступностью, связанной с иностранцами; решать проблему переводчиков при раскрытии и расследовании преступлений и многие другие.

Особую помощь в борьбе с преступностью иностранцев, особенно носящей транснациональный характер, оказывает Интерпол. Он осуществляет прямые контакты с зарубежными коллегами по вопросам розыска преступников, экстрадиции и другим правовым проблемам. Кроме того, национальное бюро Интерпола содержит богатый банк информации, которая в определенной мере может быть использована и правоохранительными органами, ведущими борьбу, с преступностью иностранцев, и в отношении иностранцев.

Важным условием достижения положительных результатов в борьбе с преступностью мигрантов является уровень информационного обеспечения такой деятельности. К сожалению, в России долгие годы отсутствовал даже статистический учет преступности приезжих. Постепенно он расширялся, но медленно избавлялся от многих недостатков: неполноты, нестабильности, исключающей возможности сравнения; ведомственного характера, приводящего к несопоставимости ряда данных, и др.

Крайне отрицательно на состоянии борьбы с преступностью мигрантов сказывается отсутствие глубоких научных разработок проблем борьбы с преступностью приезжих и даже публикаций на данную тему.

Вместе с тем эта проблема, наиболее заметно актуализировавшаяся в последние годы, требует повышенного профилактического внимания и соответственно не только полной, но даже "избыточной" информации для ее дальнейшей разработки.

Следовательно, необходимо создание единого централизованного банка данных, содержащих всю информацию, требующуюся органам, ведущим борьбу с преступностью вообще и с преступностью мигрантов в частности. Для этого целесообразно осуществить прежде всего разработку системы показателей, всесторонне характеризующих:

  • · преступность приезжих с учетом отдельных регионов и, мест ее наибольшей концентрации, отдельных отраслей и объектов, периодов их наибольшей активизации;
  • · преступников-приезжих с выделением различных контингентов, требующих дифференцированного профилактического подхода;
  • · обстоятельства, способствующие преступности мигрантов;
  • · состояние правоохранительной и иной деятельности, направленной на борьбу с такого рода преступностью.

Рассмотрение профилактики преступности как области социального управления предполагает необходимость ее планирования. Возможны два пути: 1) создание специальных планов (программ), направленных на борьбу с преступностью приезжих; 2) включение указанных мероприятий в планы, программы, преследующие общие цели борьбы с преступностью.

Примером первого варианта планирования может быть разработанная на 1993-1995 годы Межведомственная программа борьбы с преступностью, связанной с иностранными гражданами, в которой были предусмотрены мероприятия по предупреждению такой преступности, укреплению сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран и т. д.

При осуществлении программно-целевого подхода к планированию реализация основной цели включает постановку ряда подцелей, в число которых входит и борьба с преступностью иностранцев и других приезжих. Данная подцель требует постановки и решения конкретных задач, указанных в соответствующем разделе программы. Такая программа является примером второго варианта планирования. Реализация и осуществление любого варианта плана, программы требует значительного материального и ресурсного обеспечения.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, следует выделить несколько приоритетных направлений борьбы с преступностью мигрантов: совершенствование законодательства в целях адекватного складывающимся социально-экономической, политической и криминальной ситуациям регулирования въезда, выезда, пребывания и передвижения мигрантов по территории страны; предоставление им различных статусов (беженец, вынужденный переселенец и т. д.); разработка действенного правового механизма реализации на практике конкретных норм, включающих меры социальной помощи мигрантам и социального контроля за ними. Наряду с этим необходим комплекс активных наступательных мер, опирающихся на всестороннюю и полную информацию, оформленных в виде комплексной Государственной или межведомственной программы, обеспеченной экономическими ресурсами, использующей все возможные средства научного и практического поиска путей повышения эффективности борьбы с преступностью в условиях новой социально-экономической политики.

Миграция всесторонне изучается учеными, ведь важно, чтобы перемещение населения способствовало развитию страны, а не тормозило его. Научный мир волнуют вопросы: что подталкивает людей к смене места жительства, по какому принципу они выбирают регион для проживания? Принято выделять разные виды миграции населения. Выясним, какими они бывают, что важно знать потенциальному мигранту.

Для начала стоит разобраться, что подразумевают под термином «миграция». Если переводить дословно с латыни, откуда и заимствовано понятие, то оно означает «переселение». И это слово полностью отображает суть рассматриваемого понятия, когда люди меняют свое место жительства, переезжая из региона в регион или из одной страны в другую, т. е. мигрируют. Причем фактически не имеет значения, какие цели они преследуют, какие факторы побуждают их к переселению. Принято выделять две основные формы миграции:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Под первой подразумевают перемещение население в рамках родного государства. А вторая - переселение из одной страны в другую. Если говорить о внешней миграции, то тут актуальны еще два термина. Поскольку когда говорят о выезде из государства, то это уже эмиграция. Въезд в страну - иммиграция. Соответственно, для своей родины человек становится эмигрантом, когда покидает ее, а на чужбине он иммигрант.

Классификация миграционных движений

Сама по себе миграция - это очень сложный процесс. Люди постоянно перемещаются по всей планете, преследуя разные цели, понуждаемые к переселению различными причинами. Поэтому миграция и ее виды, специфика, особенности всесторонне изучаются. Важно отслеживать, как и почему перемещается население, чтобы предупреждать возможные негативные последствия такого явления (экономические проблемы, социальное напряжение).

По времени

Миграция - это не только переезд для постоянного проживания в другом месте. Поэтому принято делить ее на несколько видов, в том числе и в зависимости от продолжительности. Например, многие профессии позволяют трудиться по сезонам, и специалисты ищут, где выгоднее трудоустроиться. А по завершении сезона они возвращаются домой. В таком случае говорят о сезонных мигрантах.

Вахтовая миграция во многом схожа с сезонной. Но предполагается проживание человека в экстремальных климатических условиях. Яркий пример - нефтяники, которые работают на Севере, но периодически возвращаются домой.

Постоянная миграция говорит о себе названием. То есть человек меняет место проживания навсегда. К такому переселению подходят с максимальной ответственностью. Важно прежде изучить все за и против выбранного места жительства, определиться, если подразумевается внутренняя миграция.


Миграционные потоки не останавливаются практически никогда. Но они неоднородны как в рамках одного государства, так и между разными странами. Достаточно активной является внутренняя миграция в России. Ведь условия проживания в различных регионах огромного государства существенно отличаются.

Внутренние мигранты традиционно ищут, где им лучше жить, поэтому охотнее переезжают в экономически развитые регионы. Но задача государства регулировать потоки миграции. Поэтому и актуальны специальные программы. Они призваны стимулировать граждан к внутренней миграции в меньшей степени популярные части страны.


Внешняя миграция - это переезд в чужую страну. Причем для РФ проблемой является как эмиграция - «утечка мозгов», так и иммиграция - активное переселение выходцев из других стран, которые в большей части являются специалистами с низкой квалификацией. Т. е. свои ценные кадры раздумывают, . На смену им приезжают иммигранты со средним образованием. Из-за миграции возникает ряд негативных последствий. Это отражается и на экономике, и на обществе в целом.

По степени законности

Когда речь идет о внешней миграции, не всегда она протекает с соблюдением законов. Поскольку экономически развитые государства вызывают повышенный интерес со стороны чужестранцев, то они обычно ставят достаточно жесткие условия по отношению к приезжим. Им непросто соблюсти все требования для миграции в благополучную державу на легальных основаниях.

Незаконная миграция - это переезд в нарушение норм и требований законодательства. И традиционно подразумевается игнорирование именно миграционных статей. А вот как именно приезжие нарушают законы, не имеет значения. Типичными являются следующие ситуации:

  • человек прибывает в страну по фальшивым документам;
  • лицо пересекает границу нелегально;
  • иностранец остается в пределах государства дольше срока, на который у него есть разрешение (виза, трудовой договор и т. п.).

Во всех странах с таким явлением, как незаконная миграция, борются достаточно жестко. Ведь нелегальные мигранты - это угроза экономике и обществу. Часто они устраиваются на работу без подписания официального договора. А это означает, что из-за миграции наблюдается повышение уровня безработицы среди местных граждан. Параллельно происходит утечка средств в карманы иностранцев, вместо выплаты официальной заработной платы официально трудоустроенным гражданам с отчислением налогов в бюджет страны.

По добровольности

Не всегда население мигрирует добровольно: миграция бывает разной. Порой люди переезжают не по собственному желанию, а по принуждению: под давлением авторитарного режима либо под влиянием обстоятельств. И это уже будет вынужденная миграция.

В современном мире такой термин остается актуальным хотя бы по причине наличия вооруженных конфликтов во многих странах. Например, беженцы устремляются в другие места из государств Ближнего и Среднего Востока, развита миграция с Африканского континента. А манит их, конечно, благополучная Европа и сытая Америка.

Добровольная и вынужденная миграция - эти две формы порой сложно четко разграничивать. Например, в 30-е годы в СССР многие крестьяне бежали от коллективизации и раскулачивания. Фактически, их никто не принуждал к этому, однако нельзя говорить, что они делали это по собственному желанию, так что такая миграция может считаться вынужденной.

Проблемы миграции и решения: Видео

Какие могут быть причины миграции

С одной стороны, практически любой человек стремится обзавестись собственным домом. Он не думает о миграции, так как хочет жить в одном месте, не переезжая из региона в регион, а то и в чужую страну. С другой - многие современники не готовы довольствоваться теми обстоятельствами, которые складываются на родине. И хотя существуют различные факторы миграции, основной причиной, побуждающей к переселению, принято считать экономическую.

И это так и есть. Поскольку чаще всего люди готовы на глобальные перемены, если ожидают, что на новом месте им будет лучше жить. Однако есть и другие мотивы, побуждающие к миграции. Кому-то приходится покидать отчий дом под давлением обстоятельств. Например, если на родине идет война. Порой к миграции подталкивает преследование отдельных слоев населения по политическим, социальным или религиозным причинам.

Трудовая миграция

Трудовые мигранты составляют большинство среди готовых на переселение. Для любого государства иммиграционная политика - это важнейшая система, призванная регулировать такие потоки. Крайне важно грамотно импортировать и экспортировать рабочую силу.

Достаточно сильно развита. И это можно было бы считать плюсом, если бы в страну приезжали те специалисты, в которых государство нуждается. Увы, пока власти только налаживают процессы миграции. К сожалению, среди финансово состоятельных граждан России популярна в США, Европу.

Введение

Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах.

Миграционные процессы оказались в центре внимания современных исследований в силу своей значимости и масштабов их непосредственного и опосредованного влияния на политическую, экономическую и социально-культурную жизнь как стран, продуцирующих миграционные потоки, так и стран, их принимающих

Привлечение мигрантов - иммиграция превращается в одно из стратегических направлений миграционной политики, а также cоздание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции.

Так же Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование миграционной политики приобретает особую актуальность.

Однако последствия миграции противоречивы. Миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей. С другой стороны, массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и др.). Тем самым миграция влияет на уровень жизни коренных жителей. Миграций населения может вызвать обезлюдение и экономический регресс одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики

Объект исследования курсовой работы – процесс миграции населения в Российской Федерации.

Предмет исследования – особенности современной миграционной политики России.

Цель данной курсовой работы – исследовать основные приоритеты современной миграционной политики Российской Федерации для оптимизации социально-экономического развития страны.

Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:

· рассмотреть общетеоретические понятия миграции населения, ее виды и причины;

· Рассмотреть особенности миграции населения в Российской Федерации;

· рассмотрены статистические методы изучения и показатели миграции;

· Предложить оптимизацию механизмов регулирования миграционных процессов РФ.

Глава 1. Миграция населения: понятие, виды, причины.

1.1 Понятие «миграция населения»

Миграция населения (лат. migratio - переселение) - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Миграция населения - это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих» .

Миграция не однородный процесс, принято выделять несколько ее видов и типов. Прежде всего, выделяют внутреннюю и внешнюю миграции (эмиграцию - выезд из страны, иммиграцию - въезд в страну, реэмиграция – возвращение в страну выезда, репатриация – возвращение в страну изначального проживания потомков иммигрантов). Внешняя миграция осуществляется следующими категориями граждан:

· Иммигрантами

· Мигрантами - рабочими в т. ч. незарегистрированными

· Беженцами

Страны, участвующие в мировой миграции, можно разделить на 3 группы:

· Страны-импортеры (принимают трудовых мигрантов)

· Страны-экспортеры (отдают трудовых мигрантов)

· Страны, где в равной степени существует и импорт и экспорт трудовых мигрантов

Распределение стран по типам этой классификации не является постоянным, а определяется уровнем их экономического развития, совершенствованием производственной структуры, изменением политической ситуации, демографических и социально-экономических условий.

По статистике ООН мигрантами считают лиц, проживающих на новом месте более 6 месяцев.

Внутренняя миграция так же подразделяется на межрегиональную (из одного субъекта РФ в другой) и внутриобластную (в рамках одного региона).

Виды миграций

Рассмотрим подробно некоторые виды миграции. (Таблица видов миграции представлена в приложение 1.)

Безвозвратным видом называется миграция населения в строгом значении слова, т. е. перемещение населения, которое ведёт к его территориальному перераспределению. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населённых пунктов в другие и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Маятниковые миграции представляют регулярные (ежедневные или еженедельные) поездки населения от мест жительства до мест работы или учебы и возвращение обратно, на место постоянного жительства. Такой вид миграции населения нельзя рассматривать, как миграцию в чистом виде. Маятниковая миграция населения характерна для небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест. В нашей стране маятниковая миграции ярко проявляется в крупных мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др. где в нее вовлечены миллионы граждан из пригородов мегаполисов и соседних регионов.

Эпизодические миграции населения представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и не обязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвует трудоспособный контингент, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодических миграций населения весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграций превосходит все остальные.

От сезонных миграций эпизодические не отличаются ни своей продолжительностью, ни целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми. Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в место постоянного жительства. Они в большинстве своём имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отраслей с сезонным характером производства.

В последние десятилетия все чаще встречается вынужденная миграция – миграция имеющая вынужденный, внезапный характер, часто обусловленная угрозой для жизни мигрантов в результате войны, болезней, стихийных бедствий, политических репрессий и т.д.

Процесс обратный вынужденной миграции – добровольная миграция – мигрант сам принимает решение о смене места жительства. Этот вид миграции бывает двух видов – экономическая и в более узком понимании трудовая.

В настоящее время в мире насчитывается около 120 млн. трудовых мигрантов и примерно столько же нелегальных мигрантов. Трудовая миграция бывает двух видов – миграция неквалифицированной рабочей силы – «утечка мускул» и миграция высококвалифицированной рабочей силы – «утечка умов». В настоящее время в эпоху НТР особенно важен второй вид трудовой миграции. Сформировалось глобальное явление – межгосударственная интеллектуальная миграция.

Принято выделяют несколько функций миграции: ускорительную, перераспределительную, селективную, экономическую, социальную.

Ускорительная функция заключается, в том, что территориальные перемещения способствуют социально-культурному и трудовому обмену, что необходимо для обогащения населения, как трудовых ресурсов и поддержания культурного единства.

Функция - перераспределения общей численности населения, связанна с необходимостью перемещения производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами городских и сельских поселений.

Селективной функции миграции населения заключается в неравномерном участии в миграции населения различных социально-демографических групп, что ведёт к изменению качественного состава населения разных территорий.

Экономическая функция заключается в обеспечении соединения территориально распределённых средств производства с необходимой рабочей силой для их поддержания и нормального функционирования.

Социальная функция миграции населения всецело определяется производственными отношениями и способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.

Мигрантов за длительный промежуток времени принято разделять на миграционные когорты – совокупность мигрантов объединенных какими то общими признакам (например, периоду миграции).

Одним из аспектов международной миграции является нелегальная миграция. Согласно постановлению Правительства РФ 2002 года нелегальная миграция: - «это въезд на Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства РФ, регулирующего порядок въезда иностранных граждан, а так же произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории РФ».

Причины миграции

Миграция обеспечивает соединение территориально распределенных (по континентам, странам, регионам внутри стран)природных ресурсов и средств производства с рабочей силой, содействует удовлетворению потребностей населения в получении работы, жилья, средств к существованию, социально-профессиональной мобильности, изменении социального статуса, других характеристик жизненного положения населения и т. д.

Таблица «Причинны миграции» представлена в приложении 2.

Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы - временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город - отходничество.

Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов - из стран Восточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы.

Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

В качестве причин миграционного выбытия по данным опроса были получены следующие данные: «переезд к родственникам»-9,5%, «возращение на родину»-7,2%, «возможность самореализации, карьерный рост» -10,8%. Косвенно это подтверждается «поиском работы, трудоустройством»-7,6%, «распределение, работало контракту»-6,1%.

По территориальному происхождению в середине 90-х 702,5 тыс. (22,5%) мигрантов были из Таджикистана, 15,4 % - из Грузии, 13 % - из Азербайджана, 11,6 % - из Узбекистана, 13,2 % - из регионов России. Почти 60% зарегистрированных переселенцев - русские, 7,6 % - татары, 6,7 % - армяне, 5,9 % - осетины, 3,4 % - украинцы. Около 47% переселенцев осело в селе.

Основной фактор, вызвавший активизацию миграционных потоков внутри самой России – асинхронное развитие регионов России и стран ближнего зарубежья. Как говорят некоторые аналитики – Россия одной ногой стоит в 21 веке, а второй в 19. Отсюда социально-бытовая и производственная запущенность регионов Сибири, Юга России и Крайнего Севера, а в остальных районах – обнищание российского села и безработица в малых городах. Еще в большей степени это относится к бывшим странам СССР. Миграционные процессы в России в 90-е и начале 2000 годов были вызваны острой необходимостью смены места жительства на фоне жесточайшего экономического кризиса в России и республиках бывшего СССР.

Таким образом, миграция – многоплановое и масштабное явления для экономики страны, которое возникает как следствие глобальных процессов. Не существует единых подходов и методов к изучению миграции, так как это очень динамичный и изменчивый процесс, подверженные влиянию целой группы причин. Изучение процесса миграции для экономики страны важно именно с позиции трудовых ресурсов и восполнения демографических потерь. Задача изучения миграционных процессов применительно к России – выявление угроз которые несет миграция обществу и полезных функций миграции. Затем сравнения положительных и негативных сторон миграции для определения итоговой оценки для экономики страны.

1. В чем заключается социально-экономическая сущность занятости и безработицы?

2. Исходя, из каких факторов определяется статус в занятости?

3. Каковы основные направления политики занято-

4. Покажите, какая существуют связь между уровнем занятости и безработицы.

5. В чем заключается основная цель систем управления занятостью?

6. Кого можно отнести к занятым и безработным?

7. Какие бывают виды безработицы?

8. Что является источником информации о занято-

9. Какие существуют два типа политики занятости?

10. Какие виды занятости вы знаете?

11. Перечислите нестандартные формы занятости.

Глава 4 Трудовая миграция населения

4.1. Виды миграции трудовых ресурсов

Миграция (от лат.migratio – переселение) – перемещение населения из одних населенных пунктов в другие, как правило, с переменой проживания, а для трудовых ресурсов – места предложения рабочей силы.

Интернационализация экономики, развитие транспортных и коммуникационных технологий способствовали повышению мобильности капитала, товаров, технологий, информации и людей. В то же время развиваются и приемы манипулирования людьми, которое превратилось в прибыльный бизнес. Симптоматично, что последним крупным документом, принятым на рубеже веков (в 2000 г.) ООН, была Конвенция против транснациональной организованной преступности, причем два из трех дополняющих ее протоколов непосредственно относятся к проблемам миграции: «Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и нака-

зании за нее» и «Протокол против незаконного ввоза

мигрантов по суше, морю и воздуху». Россия ратифицировала Конвенцию и оба протокола в 2004 г.

Устойчивая трудовая миграция за несколько последних десятилетий вызвала заметные структурные сдвиги в экономике индустриально развитых стран, существенно изменив сегментирование рынков труда. Обозначившееся разделение труда, в котором мигрантам, как правило, отводятся определенные виды работ, постепенно стало неотъемлемой частью мирового экономического порядка. В большинстве принимающих стран доля иностранных работников с начала 1980-х гг. постоянно возрастала и к 1999 г. составила в Германии 9% общей численности занятых, в Австрии – 10, в Швейцарии – 18, в Люксембурге – 57%. В России этот показатель еще очень низок: менее 0,5%. Впрочем, это данные официальной статистики. На самом деле мигранты играют в экономике многих регионов России гораздо большую роль. Согласно неофициальным оценкам, их доля составляет 5-7% занятых, т.е. достигает примерно такого же уровня, как в Бельгии, Франции, Швеции.

Выделяют несколько видов миграции:

1. Постоянная миграция – переселение населе-

ния со сменой жительства.

2. Циклическая (периодическая) миграция – пе-

ремещение населения на определенный срок (сезон,

неделю, месяц) с возвращением к прежнему месту жи-

тельства.

3. Маятниковая (челночная) миграция – регуляр-

ные ежедневные передвижения из одного населенного пункта в другой (например, на работу или учебу).

4. Эпизодическая миграция – случайные кратко-

временные перемещения населения по каким-либо причинам.

Кроме того, по характеру перемещения следует раз-

личать внешнюю и внутреннюю миграцию.

Внешняя миграция – переселение населения, связанное с выездом из страны (эмиграция) или въездом в страну (иммиграция). Понятие терминов «эмиграция» и «иммиграция» несколько различны, это не одно и то же. Под эмиграцией имеется в виду переселение части населения за пределы своей страны происхождения или проживания. Иммиграция же подразумевает въезд иностранцев или переселенцев из другого региона с последующим получением ПМЖ.

Внутренняя миграция – переселение на терри-

тории внутри страны (межобластная, межгородская, межрайонная). Данный вид миграции является доминирующим компонентом миграционной ситуации в регионах страны. Внутренняя миграция подразделяется на межрегиональную, или межобластную (из одного региона в другой), внутрирегиональную, или внутриобластную (из одного района в другой), и внутрирайон-

ную (из одной местности района в другую этого же рай-

В общем миграционном обороте внутрироссийские передвижения за период с 1995 по 1998 г. составили

в среднем 75%. Основным фактором, повлиявшим на межрегиональную и внутрирегиональную миграцию, стал возрастающий разрыв в экономическом развитии регионов. Характер перераспределения рабочей силы

в значительной степени формируется в зависимости от ряда признаков. По методике ООН мигрантами признаются лица, проживающие на новом месте более 6 месяцев (табл.4.1).

Таблица 4.1

Классификация видов миграции по группам при-

В 1990-х гг. благодаря свободе передвижения через государственные границы и рыночным свободам очень быстро получила развитие временная трудовая миграция. Это самый динамичный и, возможно, самый боль-

шой миграционный поток в России. Большая часть тру-

довых поездок либо не регистрируется (что характерно для миграций в пределах СНГ), либо совершается под маской туризма (в основном между Россией и странами вне СНГ), причем это касается как въезда иностранцев на заработки в Россию, так и выезда россиян с этими же целями за границу. В пределах СНГ поток трудовых мигрантов, как и миграция на постоянное жительство, направлен в Россию. Россияне же выезжают преимущественно за пределы СНГ. Основные сферы деятельности трудовых мигрантов – торговля, строительство, транспорт, ремонт, сервисные услуги.

Мигранты в России заняты главным образом в теневых секторах экономики и подвергаются жестокой эксплуатации.

В России масштабы теневой экономики оцениваются в 22,4% ВВП; по оценкам Росстата, в 2001 г. в неформальном секторе было занято не менее 10 млн человек (15% занятых в экономике). Трудовые мигранты составляют около 8% по отношению к регистрируемой

занятости в экономике, при этом, по меньшей мере, 2 /3

из них работают неофициально.

Миграционное движение (механическое прибытие и выбытие населения) вызывается различными экономическими, политическими, религиозными и другими причинами и связано с серьезными изменениями в по-

ложении людей, их статусе, перспективах жизни. Од-

ной из главных причин миграции и перераспределения трудовых ресурсов по территории страны является ухудшающееся экономическое положение.

При этом принято различать два вида миграций, имеющих экономические причины:

переселенческие, связанные с освоением новых земель и территорий;

трудовые, связанные с заключением трудовых соглашений. В настоящее время в развитых странах работают по трудовому договору более 25 млн трудящих- ся-мигрантов.

Большинство трудовых мигрантов обеспечили мате-

риальный достаток своим семьям: в среднем 3 /4 ми-

грантов, опрошенных в разных городах России в 2002 г., ответили, что их семьи живут «хорошо» или «очень хорошо», тогда как в опросах ВЦИОМ (проведенных не только и не столько среди мигрантов) таких респондентов меньше 5%. И наоборот, «бедных» и тех, кто живет «за чертой бедности», оказалось только 7% среди мигрантов против половины среди всего населения России

Проблема внешней миграции является достаточно новой для России. Сальдо миграции (миграционный прирост) только за период 1991-1995 гг. составило приблизительно 2,5 млн человек, что было больше чем

за предыдущие 30 лет. В настоящее время числен-

ность эмигрантов сократилась: если в 1990-1992 гг. 97% эмигрантов выезжали в Германию, Израиль, США или Грецию, то в 1999 г. уже 7% эмигрантов выезжали

в другие страны.

В отношении международной миграции населения проводится более жесткая, чем для внутренней миграции, и строго регламентированная миграционная политика. Принимающие и передающие страны стремятся регулировать потоки мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Разрешая эмиграцию, страны выезда рассчитывают на снижение перенаселения, безработицы, поступления от эмигрантов валютных средств. Миграционная политика может иметь ограничительный (с 1974 г. в Западной Европе) и поощрительный (в Канаде) характер, подразделяться на эмиграционные и иммиграционные составляющие (например, в США – в иммиграционной политике, в Турции – в эмиграционной). Ряд стран Западной Европы заключили соглашение о единой системе компьютерного учета внешних мигрантов и единого информа- ционно-миграционного пространства.

Перемещения населения имеют сложный характер и структуру. В качестве примера приведем миграцию населения России с зарубежными странами в период

2005-2006 гг. (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Миграция населения России с зарубежны-

ми странами (тыс. чел.)4 В общественно-политических дискуссиях миграция

все чаще обсуждается с точки зрения прав человека. Однако неспособность (или неготовность) большинства принимающих государств принять на себя ответственность за соблюдение на своей территории прав мигрантов очевидна. Показательно, что Конвенция ООН 1990 г. «О защите прав всех трудящихся-ми- грантов и членов их семей» за 12 лет с трудом набрала необходимые 20 ратификаций и вступила в силу только 1 июля 2003 г. Большинство развитых стран так и не ратифицировало эту Конвенцию, что говорит об их неготовности к расширению легитимного пространства трудовой миграции.

Определенное представление о возможных масштабах иммиграции можно получить, если рассчитать, какое демографическое вливание необходимо, чтобы население страны, по крайней мере, не сократилось. Такой расчет вполне правомерен, так как в мире пока нет прецедентов, когда бы успешное экономическое развитие страны сочеталось с быстро убывающим населением. Так вот, чтобы Россия могла прийти к середине века с той же численностью населения, какую она имеет сейчас, ей необходимо привлечь в течение

4 Источник: http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_06/1/01-05.htm

50 лет от 35 до 70 млн иммигрантов – в зависимости

от сценариев рождаемости и смертности. Медианные среднегодовые значения постепенно нарастают от 700 тыс. человек в текущем пятилетии до 1 200 тыс. человек к 2025 г., в последующем оставаясь примерно на этом уровне. С июля 1992 г. органы ФМС (Федеральной миграционной службы) начали проводить регистрацию вынужденных беженцев и переселенцев.

Приведенные параметры иммиграции значительно превосходят достигнутые в прошлом. Даже в 1990-е гг., когда Россия получила беспрецедентно высокий миграционный прирост, он не полностью возместил естественные потери населения. Согласно последней переписи населения, за 14 лет, с 1989 по 2002 г., население России за счет миграции увеличилось на 5 560 тыс. человек, т. е. годовая прибавка составила всего около 400 тыс.. На фоне прогнозных величин это выглядит скромно, несмотря на то, что в 2 раза превосходит уровень 1980-х гг.

Тем не менее, итоги переписи убедительно демонстрируют живительную роль миграции. Не будь в Россию притока извне, ее население уже сократилось бы по сравнению с 1989 г. на 7,4 млн человек, или на 5%. Именно такова была его естественная убыль за

межпереписной период. Миграция скомпенсировала 3 /4 естественных потерь, так что фактически население

страны стало меньше только на 1,8 млн человек, или

Даже в условиях глубокого кризиса Россия смогла абсорбировать 5,5 млн иммигрантов, не обнаружив признаков заметного их влияния на уровень безработицы в стране. Более того, фактический миграционный прирост в России превзошел данные переписи, которые, в свою очередь, на 2 млн человек превзошли текущий учет.

Средняя продолжительность пребывания в России мигрантов, попавших в выборку, составила почти 25 месяцев, т.е. чуть более двух лет, причем около 20 % мигрантов живут здесь уже почти 5 лет. Прожили в России все 12 месяцев в 2000 г. 18% мигрантов, 25% – в 2001 г., 35% – в 2002 г. и почти 70% – все 6 месяцев до момента опроса. Более 40% опрошенных хотели бы получить российское гражданство и остаться в стране навсегда. Многие уже длительное время живут в стране, перевезли сюда свои семьи, в большинстве своем имеют регистрацию по месту жительства и фактически рассматривают Россию как страну постоянного проживания. По существу они уже не являются трудовыми мигрантами, поскольку их цель – стать гражданами страны приема. Еще 20% мигрантов настроены на длительное проживание в стране с последующим возвратом. И только около 30% мигрантов предпочитают быстрый заработок и возврат домой.

Так, согласно исследованиям, в России единовременно находится 3-3,5 млн трудовых мигрантов из стран СНГ (так называемых гастарбайтеров) плюс около полумиллиона китайцев и вьетнамцев. В итоге получим около 4 млн внешних трудовых мигрантов. Примерно половина мигрантов из СНГ имеет временную регистрацию по месту жительства. Многие живут

в России в течение нескольких лет, непрерывно продляя регистрацию. (К примеру, из опрошенных

в Москве трудовых мигрантов с Украины каждый второй проживал в столице более трех лет.) Кроме того, в нашу страну приезжает на длительное время и значительное количество «настоящих иностранцев». Так, за 1992-1997 гг. число прибывших в Россию на срок более одного года граждан западных стран по данным ОВИРа превысило 1,1 млн человек. Все эти группы мигрантов не попадают в текущий учет.

Надо полагать, что зарегистрированные трудовые мигранты из СНГ и иностранцы из других стран, проживающие в России на законных основаниях, в своем большинстве не проигнорировали перепись населения. Они и обеспечили двухмиллионную прибавку общей численности населения страны, количества прибывших и величины миграционного прироста по переписным данным в сравнении с учетными. Все логично. Если общие данные переписи и

могут вызвать сомнение, то скорее это будет

подозрение в занижении названных показателей, так как незарегистрированные мигранты, ясно, уклонились от переписи.

Коммерческие мигранты, начавшие работать на выезде раньше всех, первые свои поездки совершали в Польшу, Турцию, Китай и др. страны. С середины 1990-

х гг. число поездок в дальнее зарубежье снижается, а после 1998 г. сходит почти на нет, так как августовский финансовый кризис 1998 г., вызвавший резкое падение курса рубля и удорожание транспортных расходов, сделал поездки коммерческих мигрантов за рубеж нерентабельными. Произошла переориентация на отечественные оптовые рынки, расположенные в ближайших крупных городах: Смоленске, Владимире, Нижнем Новгороде, Омске, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Кроме того, коммерческие мигранты из всех малых городов Центральной России очень активно используют оптовые рынки Москвы. Особенностью же коммерческой миграции в Исилькуле (Омская обл.) является использование преимуществ приграничного положения: часть товаров скупается в ближнем зарубежье – Казахстане, Киргизии, а затем продается как в самом Исилькуле, так и соседних сибирских областях.

Приток мигрантов тесно коррелирует с уровнем раз-

вития частного сектора экономики. То, что этот сектор быстрее развивается именно в центральных и юго-за-

падных районах, имеющих более разветвленную эко-

номику, лучше оснащенных коммуникациями, тесно связанных с Украиной, Белоруссией, географически и экономически близких к странам Восточной и Западной Европы, закономерно. Резко усилившееся тяготение населения к наиболее обжитым и комфортным районам – не столько конъюнктурное явление, реакция на экономическую депрессию, сколько долговременная тенденция – запоздалое проявление перехода от экстенсивного способа освоения пространства к интенсивному, к сжатию (уплотнению) заселенной территории, более эффективному ее использованию, делающему те возможности, которыми располагает общество, доступными для всего населения.

В настоящее время в мире отмечается интенсивная пространственная массовая подвижность населения. Причем все нарастающее значение приобретают международные миграции как следствие интернационализации жизни на всей планете. Миграции порождают крупные изменения в размещении людей как внутри стран, так и между ними и отдельными крупными регионами мира.

Учет миграционных процессов очень важен для социально-экономического развития любой страны, так как они оказывают сильное влияние на структуру и численность населения и на всю социальную и хозяйственную сферу жизни общества.

Выделяют два вида миграций: внешние (переселение людей из страны в страну) и внутренние (переселение людей из района в район внутри страны). Причем выезд из своей страны на постоянное жительство в другую именуется эмиграцией, а въезд - иммиграцией.

Характер и направления миграционных потоков менялись в разные исторические эпохи в зависимости от разных причин и событий планетарного и местного масштаба (освоение территорий, колонизация и деколонизация, войны и конфликты, природные и экологические катастрофы). Рассмотрим подробнее основные виды миграций.

Внешние миграции могут различаться по своему характеру, причинам, территориальному охвату, продолжительности и т. д. Говоря о характере, следует прежде всего различать добровольные и принудительные миграции. Примерами последних могут служить «вывоз» из в Америку (и в значительно меньшей степени в Европу) в XVI-XIX веках десятков миллионов негров-рабов или, например, насильственная депортация в 9-10 млн человек из оккупированных ею стран в годы второй мировой войны.

Второй вид - это миграции, связанные с договорной контрактацией рабочей силы. Причем в наши дни международная рабочей силы, вызываемая относительным перенаселением и недостатком рабочих мест в десятках слаборазвитых стран и районов мира, приняла гораздо большие масштабы, чем ранее.

В начале 90-х годов только в странах Запада насчитывалось не менее 25 млн трудящихся-мигрантов (наполовину выходцев из ). Крупнейший центр притяжения иностранных рабочих (13 млн человек) сложился в настоящее время в странах (ЕС). Другие крупные районы иммиграции возникли в США, странах Персидского залива, ЮАР.

Экономические причины лежат в основе и такого сравнительно нового миграционного явления, как «утечка умов». Причем этот процесс уже в полной мере затронул Россию и другие страны .

Наряду с экономическими внешние миграции могут быть вызваны и политическими причинами. Примеры подобного рода - эмиграция почти полумиллиона граждан, преимущественно «интеллектуалов» (Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, Лион Фейхтвангер и др.) из нацистской Германии, фашистской и франкистской . После прихода к власти в Чили генерала Пиночета, в середине 1970-х годов, эту страну покинуло более 1 млн человек и т. д.

Политическая эмиграция в широких масштабах имела место также в дореволюционной России и в СССР, на , во , и многих других странах.

Образование на территории бывшей колонии двух государств - Индии и Пакистана, с последующей трансформацией Восточного Пакистана в государство , привело к переселению в общей сложности 18 млн человек. Осуществлялось оно в основном по религиозному принципу: индуисты переселялись в , а мусульмане - в и Бангладеш.

По территориальному охвату принято выделять межконтинентальные и внутриконтинентальные миграции. В последнее время второй из этих видов стал преобладающим.

По продолжительности среди миграций различают постоянные, временные и сезонные. Большинство современных трудовых миграций относится к категории временных (на один год, на несколько лет).

События конца 80-х - начала 90-х годов во всем мире, но особенно в Восточной и в СССР (после его распада) вызвали к жизни новую волну внешних миграций. Только в ФРГ в 1989 году иммигрировало свыше 1 млн человек, в том числе 720 тыс. этнических немцев из ГДР, стран Восточной Европы и СССР.

Начиная с 1988 г. резко возрос поток мигрантов из республик бывш. СССР, в первую очередь «этническая» и «интеллектуальная» миграция. Очень серьезной проблемой является миграция русскоязычного населения из государств СНГ в Россию.

Нельзя не коснуться еще одной серьезной проблемы нашего времени. Небывало большое число жителей планеты в последние годы стали беженцами вследствие международных и межрегиональных конфликтов, гражданских войн, стихийных бедствий, а часто, вследствие и нищеты. Большие потоки беженцев наблюдались и наблюдаются во многих странах ( , Индия, Шрй-Ланка, и др.), Африки (