Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта. Структура декларации промышленной безопасности и приложений к ней Декларация по промышленной безопасности образец

Если на вашем предприятии эксплуатируется опасный производственный объект (ОПО), то вам необходима декларация промышленной безопасности. Объясним, что это за документ и как его составить.

Из статьи вы узнаете:

Для чего разрабатывается декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов

Прежде всего, дадим определение опасного производственного объекта. В качестве ОПО может выступать предприятие, помещение, цех, площадка, участок и т.д., где вырабатываются, применяются, проходят переработку, образуются, хранятся, перевозятся или уничтожаются представляющие угрозу вещества (горючие, токсичные, окисляющие, взрывоопасные, представляющие экологическую опасность) либо применяется оборудование, работа которого сопряжена с давлением свыше 0,07 МПа или температурой нагрева жидкости выше 115°С.

Кем утверждается декларация промышленной безопасности?

Утвердить декларацию может только руководитель предприятия. Он лично отвечает за то, что документ составлен корректно, а содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Для каких опасных производственных объектов обязательна разработка декларации промышленной безопасности

Федеральный закон №116-ФЗ (о нем, а также о других законодательных актах – ниже) предусматривает четыре класса для ОПО. Согласно этому же закону, ДПБ нужно составлять для объектов I и II классов:

Класс I. Химически опасные (хранение, уничтожение химоружия, ), объекты угольной и горнорудной промышленности (высокий риск взрывов или внезапных выбросов газа и пыли, горных ударов, прорыва воды в подземные выработки).

Класс II. По добыче нефти и газа, включая бурение (с выбросом продукции, содержащей более 6% сернистого водорода), газораспределительные сети и сети газопотребления (перевозка природного газа под давлением более 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением более 1,6 МПа), металлургические (с использованием оборудования, обрабатывающего 10 тонн расплава или больше), угольной и горнорудной промышленности (открытые горные работы с объемом выработки более 1 млн куб. м в год, а также переработка угля).

Перечень объектов, подлежащих декларированию ПБ

Полный перечень ОПО для декларирования, который есть в законодательстве, слишком велик, чтобы мы могли привести его целиком. Однако мы можем указать перечень применяемых на таких объектах опасных веществ, а также их предельный объем, что станет критерием необходимости составления ДПБ.

Наименование опасного вещества

Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы)

Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием)

Акрилонитрил

Оксид этилена

Цианистый водород

Фтористый водород

Сернистый водород

Диоксид серы

Триоксид серы

Метилизоцианат

Виды опасных веществ

Предельное количество вещества, т

Воспламеняющиеся газы

Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах

Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу

Токсичные вещества

Высокотоксичные вещества

Окисляющие вещества

Взрывчатые вещества

Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды

Разработка декларации промышленной безопасности

Прежде чем приступать к разработке ДПБ, вам понадобится изучить ряд нормативных актов. Это законы, приказы, постановления, которые регламентируют весь процесс её составления, утверждения и подачи. Вам необходимо ознакомиться со следующими документами:

Что должна содержать декларация ПБ

Документы, с которыми вы могли ознакомиться выше, предусматривают составление декларации промбезопасности по строго определенной форме:

  • титульный лист;
  • данные об организации – разработчике документа;
  • оглавление;
  • раздел 1 «Общие сведения»;
  • раздел 2 «Результаты анализа безопасности»;
  • раздел 3 «Обеспечение требований промбезопасности»;
  • раздел 4 «Выводы»;
  • раздел 5 «Ситуационные планы»;
  • обязательные приложения:
    • приложение № 1 «Расчетно-пояснительная записка»;
    • приложение № 2 «Информационный лист».

Основной документ, которым нужно руководствоваться, – это Приказ Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893, 03-14-2005. В нем подробно описана структура, которую и следует взять за образец декларации , приведя ее в соответствие с особенностями собственного предприятия.

Подготовленная по всей форме ДПБ обязательно должна присутствовать в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию или . Весь пакет документов должен быть направлен на экспертизу ПБ. Точно так же декларацию следует включить в проектную документацию на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт ОПО, а затем направить на экспертизу.

Внесение изменений в декларацию промышленной безопасности

Как любой серьезный отчетный документ, декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов требует периодического обновления или изменения. Это необходимо в следующих случаях:

  • с момента внесения сведений о последней ДПБ в реестр прошло 10 лет;
  • произошло обновление технологических процессов на ОПО;
  • объем опасных веществ, находящихся на ОПО, вырос более чем на 20%;
  • произошли изменения требований промбезопасности;
  • надзорный орган выявил несоответствия между и сведениями в декларации.

Куда направить ДПБ

После того, как документ был разработан, утвержден руководством, либо потребовалось внесение изменений в декларацию промышленной безопасности, и эти изменения были утверждены, его необходимо направить на экспертизу по промбезопасности.

После успешного прохождения экспертизы документ с заключением эксперта необходимо выслать в управление Центрального аппарата Ростехнадзора, которое обеспечивает контроль и надзор за соблюдением требований безопасности на декларируемом ОПО.

Если после рассмотрения у специалистов Ростехнадзора не возникнет вопросов или претензий, то декларацию утвердят, она будет считаться действительной в течение 10 лет.

СТРУКТУРА

ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ПРИЛОЖЕНИЙ К НЕЙ

В соответствии с требованиями РД 03-315-99 декларация и приложения к ней должны состоять из следующих структурных элементов:

Декларация промышленной безопасности

Титульный лист Данные об организации - разработчике декларации Оглавление 1. Раздел 1 "Общие сведения" 1.1. Реквизиты организации 1.1.1. Полное и сокращенное наименование организации 1.1.2. Наименование вышестоящего органа, министерства или ведомства, компании, концерна с указанием адреса, телефона 1.1.3. Фамилии, инициалы и должность руководителей организации 1.1.4. Полный почтовый адрес, телефон, факс и телетайп организации 1.1.5. Краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией декларируемого объекта 1.2. Обоснование декларирования 1.2.1. Данные о количествах опасных веществ, на основании которых опасный производственный объект отнесен к декларируемым объектам 1.2.2. Перечень нормативных правовых документов, на основании которых принято решение о разработке декларации 1.3. Сведения о месторасположении декларируемого объекта 1.3.1. Характеристика местности, на которой размещается декларируемый объект 1.3.2. Сведения о размерах и границах территории, санитарно - защитных и/или охранных зонах декларируемого объекта 1.4. Сведения о персонале и населении 1.4.1. Сведения об общей численности персонала и численности наибольшей работающей смены декларируемого объекта 1.4.2. Перечень крупных близлежащих организаций и населенных пунктов, которые могут оказаться в зонах действия поражающих факторов максимальной гипотетической аварии, с указанием численности персонала и населения 1.5. Страховые сведения 1.5.1. Наименование, адрес организации - страховщика, а также сведения о его страховых лицензиях 1.5.2. Перечень договоров страхования с указанием размеров страховых сумм 2. Раздел 2 "Результаты анализа безопасности" 2.1. Сведения об опасных веществах 2.1.1. Наименование опасного вещества 2.1.2. Степень опасности и характер воздействия вещества на организм человека 2.2. Сведения о технологии 2.2.1. Схема основных технологических потоков 2.2.2. Данные о распределении опасных веществ 2.3. Основные результаты анализа риска 2.3.1. Результаты анализа условий возникновения и развития аварий 2.3.1.1. Перечень факторов и основных возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий 2.3.1.2. Краткое описание наиболее крупных и вероятных сценариев возможных аварий 2.3.2. Результаты оценки риска аварий 2.3.2.1. Перечень моделей и методов расчета при оценке риска 2.3.2.2. Данные о количестве опасных веществ, участвующих в аварии 2.3.2.3. Данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов 2.3.2.4. Данные о возможном числе пострадавших 2.3.2.5. Данные о возможном ущербе 2.3.2.6. Данные о вероятности причинения вреда персоналу, населению и ущерба имуществу и окружающей природной среде 3. Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности" 3.1. Сведения об обеспечении требований промышленной безопасности 3.1.1. Сведения о выполнении распоряжений и предписаний органов Госгортехнадзора России (для действующих объектов) 3.1.2. Перечень имеющихся и/или необходимых лицензий на виды деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемых объектов 3.1.3. Сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке персонала с указанием регулярности проверки знаний в области промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе 3.1.4. Сведения о системе производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности 3.1.5. Сведения о системе проведения сбора и анализа аварийности 3.1.6. Перечень проведенных экспертиз промышленной безопасности с указанием наименования экспертных организаций, проводивших экспертизу, и объекта экспертизы 3.1.7. Сведения о соответствии условий эксплуатации действующего объекта требованиям норм и правил (с указанием нормативов, которым эти условия соответствуют) 3.2. Сведения об обеспечении требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий 3.2.1. Сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте 3.2.2. Сведения о составе противоаварийных сил, аварийно - спасательных и других служб обеспечения промышленной безопасности 3.2.3. Сведения о финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте 3.2.4. Сведения о системе оповещения в случае возникновения аварии на декларируемом объекте с приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии 4. Раздел 4 "Выводы" 4.1. Обобщенная оценка уровня безопасности с указанием наиболее опасных составляющих декларируемого объекта и наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска 4.2. Перечень планируемых мер, направленных на уменьшение риска аварий 5. Раздел 5 "Ситуационный план"

Приложение 1. "Расчетно - пояснительная записка"

Титульный лист Список исполнителей Оглавление 1. Раздел 1 "Сведения об организации" 1.1. Перечень составляющих декларируемого объекта 1.2. Данные о топографии и месторасположении декларируемого объекта 1.2.1. Данные о топографии района расположения декларируемого объекта 1.2.2. Наличие и границы запретных, охранных и санитарно - защитных зон декларируемого объекта 1.2.3. Данные о природно - климатических условиях в районе расположения декларируемого объекта 1.2.4. Данные об использовании в проекте отчетов по изысканиям в части сейсмичности района площадки строительства, характеристик грунтов, природно - климатических и других внешних воздействий (оформляется для декларации, разрабатываемой в составе проектной документации) 1.3. Данные о персонале и проживающем вблизи населении 1.3.1. Данные о размещении персонала декларируемого объекта по его административным единицам и составляющим с указанием средней численности и численности наибольшей работающей смены 1.3.2. Данные о размещении близлежащих организаций, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов аварии, с указанием удаленности и численности персонала 1.3.3. Данные о размещении близлежащих населенных пунктов, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов максимальной гипотетической аварии, с указанием удаленности от декларируемого объекта и численности населения 2. Раздел 2 "Анализ безопасности" 2.1. Характеристика опасных веществ: 1) наименование вещества; 2) формула; 3) состав; 4) общие данные (молекулярный вес, температура кипения, плотность); 5) данные о взрывоопасности; 6) данные о токсической опасности; 7) данные о реакционной способности; 8) данные о запахе вещества; 9) данные о коррозионной активности; 10) описание мер предосторожности; 11) данные о воздействии на людей; 12) данные о средствах защиты; 13) данные о методах перевода вещества в безвредное состояние; 14) данные о мерах первой помощи пострадавшим от воздействия вещества 2.2. Данные о технологии и аппаратурном оформлении 2.2.1. Принципиальная технологическая схема с обозначением основного технологического оборудования и кратким описанием технологического процесса по составляющим декларируемого объекта 2.2.2. План размещения основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества по составляющим декларируемого объекта 2.2.3. Перечень основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества 2.2.4. Данные о распределении опасных веществ по оборудованию 2.3. Описание технических решений по обеспечению безопасности 2.3.1. Описание решений, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ 2.3.2. Описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ 2.3.3. Описание решений, направленных на обеспечение взрывопожаробезопасности 2.3.4. Описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности 2.4. Анализ риска 2.4.1. Анализ известных аварий 2.4.1.1. Перечень аварий и неполадок, имевших место на декларируемом объекте 2.4.1.2. Перечень аварий, имевших место на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с обращающимися опасными веществами 2.4.1.3. Анализ основных причин произошедших аварий 2.4.2. Анализ условий возникновения и развития аварий 2.4.2.1. Определение возможных причин и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий 2.4.2.2. Определение типовых сценариев возможных аварий 2.4.2.3. Обоснование физико - математических моделей и методов расчета, применяемых при оценке риска 2.4.2.4. Оценка количества опасных веществ, участвующих в аварии 2.4.2.5. Расчет вероятных зон действия поражающих факторов 2.4.2.6. Оценка возможного числа пострадавших 2.4.2.7. Оценка возможного ущерба 2.4.3. Оценка риска аварий 3. Раздел 3 "Выводы и предложения" 3.1. Перечень наиболее опасных составляющих декларируемого объекта 3.2. Перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска 3.3. Оценка уровня безопасности опасного производственного объекта 3.4. Предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварий 4. Раздел 4 "Ситуационные планы" Список использованных источников 1. Перечень нормативно - правовых документов, регулирующих требования промышленной безопасности на декларируемом объекте. 2. Перечень документации организации, используемой при разработке расчетно - пояснительной записки 3. Перечень литературных источников

Приложение 2. "Информационный лист"

1. Наименование организации, в состав которой входит декларируемый объект

2. Сведения о лице, ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью (должность, фамилия, инициалы и телефон)

3. Краткое описание производственной деятельности, связанной с эксплуатацией декларируемого объекта

4. Перечень и основные характеристики опасных веществ, обращаемых на декларируемом объекте

5. Краткие сведения о масштабах и последствиях возможных аварий и мерах безопасности

6. Сведения о способах оповещения и необходимых действиях населения при возникновении аварий

Разработка декларации промышленной безопасности обязательна, если опасные производственные объекты принадлежат к I или II классу опасности и при этом на них получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Декларация промышленной безопасности включает:

  • оценку риска аварий и связанных с ней угроз;
  • оценку достаточности принятых мер по предотвращению аварий, по обеспечению готовности к эксплуатации ОПО в соответствии с установленными требованиями промышленной безопасности, локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций на ОПО;
  • мероприятия по снижению масштаба последствий аварий и ущерба от них

Декларация промышленной безопасности входит в состав проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Утверждает декларацию промышленной безопасности руководитель предприятия, эксплуатирующего ОПО.

Оформленная декларация со всеми приложениями сначала представляется в экспертную организацию для проведения экспертизы промышленной безопасности. В соответствии с ПБ 03-314-99 экспертиза деклараций в части предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, проводится организацией, имеющей заключение МЧС России и не участвующей в разработке рассматриваемой декларации и приложении к ней.

Затем, руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, представляет декларацию и заключение экспертизы промышленной безопасности в Ростехнадзор. В течение 5 дней со дня поступления документов, в реестр деклараций промышленной безопасности вноситься соответствующая информация.

Представление декларации и заключения в другие заинтересованные организации производится по их мотивированному запросу.

Необходимость повторной разработки декларации промышленной безопасности может быть вызвана:

  • истечением 10 лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности сведений о последней декларации промышленной безопасности;
  • изменением технологических процессов на ОПО;
  • увеличением более чем на 20% количества опасных веществ, находящихся на ОПО;
  • изменением требований промышленной безопасности;
  • выдачей предписания надзорным органом при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в процессе федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Законодательство, регламентирующее разработку декларации промышленной безопасности:

  • Постановление Правительства РФ от 11.05.1999 № 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов "
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов "
  • РД от 29.11.2005 № 03-14-2005 "Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений "
  • РД от 26.04.2000 № 03-357-00 "Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта "
  • Распоряжение Ростехнадзора от 01.07.2013 № 88-рп "Об утверждении Временного порядка ведения реестра деклараций промышленной безопасности ".

Мы поможем с разработкой декларации промышленной безопасности в соответствии со всеми требованиями ПБ, а затем проведем ее экспертизу.

(ЭПБ декларации, экспертиза ДПБ) – процесс оценки соответствия декларации промышленной безопасности предъявляемым к ней требованиям промышленной безопасности.

Проведение экспертизы: от 10 дней

Регистрация экспертизы: до 8 дней

Согласование МСЧ: до 30 дней

ВАЖНО:

Наша организация на данный момент времени имеет переоформленную лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ), а также активно занимается вопросом переаттестации экспертов.

ВАЖНО:

  1. Заключение МЧС России;
  2. Заявление от организации.

ВАЖНО:

Наши эксперты проведут экспертизу промышленной безопасности Вашего оборудования и зарегистрируют её в Ростехнадзоре

Экспертиза промышленной безопасности декларации промышленной безопасности (ЭПБ декларации) - процесс оценки соответствия декларации промышленной безопасности предъявляемым к ней требованиям промышленной безопасности.

Необходимость экспертизы декларации промышленной безопасности

ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает обязательность проведения экспертизы на декларации, разрабатываемые в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, которые подлежат декларированию. В случаях когда декларация разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, экспертиза проводится в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.

ВАЖНО: Декларация промышленной безопасности, без зарегистрированного заключения экспертизы декларации промбезопасности к ней, не имеет юридической силы.

Проведение экспертизы декларации промышленной безопасности

Объектом экспертизы является декларация промышленной безопасности вместе с приложениями (расчетно-пояснительная записка, информационный лист) и проводится в соответствии с Правилами экспертизы декларации промышленной безопасности.

Экспертиза промбезопасности декларации проводится с целью установления:

  • соответствия полноты и достоверности информации, представленной в декларации, требованиям промышленной безопасности;
  • обоснованности результатов анализа риска аварий на опасном производственном объекте, изложенных в декларации;
  • достаточности разработанных и/или реализованных мер по обеспечению требований промышленной безопасности.

Проведение экспертизы декларации промышленной безопасности осуществляется организацией имеющей лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы декларации промышленной безопасности. По итогу проведения экспертизы декларации выдается заключение экспертизы декларации промышленной безопасности.

ВАЖНО: Экспертизу декларации промышленной безопасности не может осуществлять организация разработавшая данную декларацию.

Утверждение экспертизы декларации промышленной безопасности

Заключение экспертизы на декларацию промышленной безопасности регистрирует, рассматривает и утверждает Центральный аппарат Ростехнадзора. При утверждении экспертизы декларации промышленной безопасности готовится следующий пакет документов:

  1. Декларация промышленной безопасности;
  2. Расчетно-пояснительная записка к декларации промышленной безопасности;
  3. Информационный лист к декларации промышленной безопасности;
  4. Заключение экспертизы на декларацию промышленной безопасности;
  5. Заключение МЧС России;
  6. Заявление от организации.

В случае представления материалов не в полном объеме или имеющих очевидные изъяны в оформлении, отраслевое управление (отдел) в срок не более 5 дней и без регистрации возвращает их организации, утвердившей декларацию, с указанием причины возврата. Срок утверждения заключения экспертизы декларации промышленной безопасности не должен превышать 30 дней со дня поступления заключения экспертизы. При необходимости этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней. Предметом регистрации являются непосредственно декларация, заключение экспертизы по ней, а также сопроводительное письмо, с которым декларация поступила в Ростехнадзор.

ВАЖНО: Письмо об утверждении заключения экспертизы декларации промышленной безопасности или об отказе в утверждении заключения экспертизы направляется организации, представившей заключение экспертизы, копия письма направляется экспертной организации.

Декларация промышленной безопасности - обязательный документ для опасных производственных объектов I и II классов опасности , содержащий всестороннюю оценку риска аварий и связанных с ними угроз, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, а так же разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба.

Разработка декларации: от 14 дней

Утверждение декларации: до 20 дней

Необходимость разработки декларации промышленной безопасности

  1. Объекты по хранению, уничтожению химического оружия и объекты спецхимии - I класс опасности;
  2. Объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции - II класс опасности;
  3. Газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля - II класс опасности.

ВАЖНО: Декларации промышленной безопасности могут подлежать предприятия попадающие под III класс опасности (согласно Приложения №2 ФЗ-116 ), но расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах , в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации , на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, так как им устанавливается более высокий класс опасности.

Разработка декларации промышленной безопасности

Разработка декларации промбезопасности осуществляют специализированные организации, обладающие опытом разработки деклараций промышленной безопасности и имеющие лицензии Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности. При строительстве новых объектов и реконструкции старых объектов, декларация разрабатывается проектной организацией в составе проектов на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта, в случае, если количество опасных веществ попадает под декларирование.

Декларация промышленной безопасности эксплуатирующегося объекта, разрабатывается в следующих случаях:

  1. каждые 10 лет, с момента регистрации последней декларации;
  2. изменение технологических процессов;
  3. увеличение более чем на 20% количества опасных веществ, которые находятся или могут находится на объекте;
  4. изменение требований промышленной безопасности;
  5. предписание Ростехнадзора при обнаружении несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе проведения проверки.

В процессе разработки декларации эксперты разрабатывают мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию последствий предполагаемой аварии на опасном производственном объекте. Они направлены на снижение масштаба последствий аварии и уменьшение размера возможного ущерба. Итоговый вариант декларации промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

ВАЖНО: Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством РФ.

Экспертиза декларации промышленной безопасности

Структура декларации промышленной безопасности

В соответствии с Порядком оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечнем включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005) , декларация промбезопасности должна включать следующие структурные элементы:

1. титульный лист ;
2. данные об организации - разработчике декларации;
3. оглавление;
4. раздел 1 "Общие сведения ";
5. раздел 2 "Результаты анализа безопасности";
6. раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";
7. раздел 4 "Выводы";
8. раздел 5 "Ситуационные планы";
9. приложение №1 "Расчетно-пояснительная записка";
10.приложение №2 "Информационный лист".

Наши специалисты разработают декларацию промышленной безопасности в короткие сроки по Москве и Московской области

Декларация промышленной безопасности является обязательным документом для опасных производственных объектов 1,2 классов, стоимость – от 35000 рублей, сроки – от 20 дней.

Что представляет собой и в каких случаях разрабатывается Декларация промышленной безопасности?

Декларация промбезопасности представляет собой документ, в обязательном порядке разрабатываемый для опасного производственного объекта и отражающий в себе сведения о характере и масштабе возможной опасности на объекте. Документ также предполагает разработку мероприятий, целью которых выступает обеспечение безопасности на объекте и готовности персонала к действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Декларация входит в состав проектной документации, разрабатываемой в случаях строительства, расширения, реконструкции, консервации, изменения технического обеспечения или ликвидации опасного производственного объекта.

Также возможна и повторная разработка Декларации на действующих объектах. Это происходит в таких случаях, как:

  • истечение 10 лет с момента внесения последних данных в реестр деклараций промбезопасности;
  • внесение в технологический процесс изменений;
  • увеличение количества опасных веществ на объекте более чем на 20%;
  • внесение изменений в законодательство, касающееся документации по промышленной безопасности;
  • получение лицензии на эксплуатацию;
  • исполнение предписаний, выданных контролирующей организацией при выявлении недостоверности сведений, представленных в разработанной ранее Декларации промбезопасности. Подобное нарушение может быть выявленное в ходе проведения проверок Ростехнадзором.

Какими предприятиями и на каких основаниях разрабатывается Декларация?

Основанием для разработки данного документа является статья 14 Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. Порядок разработки Декларации регламентирован таким нормативными актами , как РД 03-15-2005 и РД 03-357-00. Также правовые отношения, касающиеся предоставления рассматриваемого документа в вышестоящие организации, определяется Постановлением правительства РФ №526 от 11.05.99 г.

Обязательной разработка Декларации является в том случае, если объект относится к предприятиям I и II классов опасности, использующим, получающим, перерабатывающим, транспортирующим или уничтожающим опасные вещества в количествах, определенных приложением 2 вышеуказанного закона. К таким объектам относятся, например, объекты, специализирующиеся на добыче нефти и газа, объекты химической промышленности и некоторые газораспределительные станции.

В некоторых случаях разработка Декларации может потребоваться и предприятиям III класса опасности при условии их территориального расположения на особо охраняемых территориях РФ.

Цели разработки Декларации и ее состав.

Целью разработки Декларации промбезопасности в первую очередь выступает:

  • обеспечение безопасности на объекте,
  • соблюдение законодательных требований;
  • оценка готовности объекта и его персонала к возникновению непредвиденных ситуаций и устранению их последствий.

В состав Декларации промбезопасности входит:

  • анализ риска аварийных ситуаций и связанных с ними угроз для ОПО;
  • анализ полноты мероприятий, предлагаемых в организации для обеспечения безопасной эксплуатации ОПО в соответствии с установленными законодательством правилами, для предотвращения возникновения возможных аварий, а также к локализации и ликвидации их последствий;
  • перечень мероприятий, разработанных для уменьшения последствий и ущерба при возникновении аварии.

Содержание Декларации промышленной безопасности.

  • титульный лист;
  • информация об организации, разработавшей Декларацию;
  • первый раздел. Он посвящен описанию самого объекта, для которого разрабатывается Декларация. В этом разделе отражаются реквизиты организации, эксплуатирующей ОПО, сведения о территориальном расположении объекта и штатных сотрудниках, сведения о страховании объекта, а также обоснование необходимости декларирования;
  • во второй раздел входят данные об опасности объекта – перечень содержащихся на нем опасных вещества, применяемой технологии производства, анализе возможных рисков аварийных ситуаций;
  • третий раздел дает характеристику мер, принимаемых на объекте декларирования, для обеспечения промбезопасности, а также о его готовности к осуществлению мероприятий по локализации и ликвидации аварии;
  • четвертый раздел посвящен выводам, последовавшим из проведенного анализа деятельности ОПО. В него входит перечень наиболее опасных составляющих технологического процесса , указываются показатели риска для каждого из них, приводится описание и анализ достаточности мер, рекомендуемых для уменьшения риска возникновения внештатных ситуаций;
  • последний раздел Декларации посвящен графическому отображению возможных зон воздействия поражающих факторов наиболее опасных технологических участков объекта.

Также Декларация должна содержать такие приложения, как пояснительная записка и информационный лист.

Особенности разработки и необходимая для нее документация.

Что касается разработки Декларации промбезопасности, то ею, как правило, занимается специалист коммерческой организации, разрабатывающей прочую документацию по промышленной безопасности для ОПО.

Как и разработка прочей документации для ОПО, разработка Декларация требует глубокого анализа документации ОПО и его технологического процесса на предмет соблюдения требований Законодательства, поэтому важным является доверить составление документа грамотному квалифицированному специалисту. Разработка Декларации в коммерческой организации в среднем обходится в 110 тысяч рублей. При этом стоимость зависит от таких факторов, как размер исследуемого объекта, особенности технологического процесса, количество опасных веществ.

Сроки разработки, как правило, составляют не более одного месяца, и в первую очередь определяются скоростью и полнотой предоставления объектом исходной информации для разработки проекта. В состав исходных данных войдут:

  • юридические данные предприятия – реквизиты, наименование, адреса;
  • описание технологического процесса;
  • данные о штате сотрудников;
  • ситуационные планы расположения объекта и размещения подразделений на промплощадке;
  • сведения о ранее имевших место аварийных ситуациях и их последствиях;
  • перечень опасных веществ, применяемых в ходе технологических процессов объекта и операциях, производимых на объекте с ними.

Также разработчиком запрашивается дополнительная информация о деятельности ОПО и обеспечении на нем соблюдения требования промышленной безопасности, в том числе и документация объекта. Сразу стоит отметить, что за всю предоставленную разработчикам и экспертам информацию об объекте ответственность несет его непосредственный руководитель.

Согласование Декларации промбезопасности.

После разработки и оформления Декларации и приложений к ней, она в обязательном порядке должна быть согласована руководителем, после чего можно приступить к согласованию Декларации в контролирующей организации, которой в выступает Ростехнадзор.

Первоначально Декларация проходит процедуру экспертизы промышленной безопасности в специальной экспертной организации. Далее уже процедуру согласования Декларация проходит в составе прочей документации, разработанной при строительстве, ликвидации, консервации объекта. Представленная в Ростехнадзор Декларация вносится в базу данных о декларациях промбезопасности в течение 5 дней с момента ее поступления.

После согласования Декларация действует на объекте в течение 10 лет при условии неизменности технологического процесса и его составляющих.

Ответственность за несоблюдение требований промбезопасности.

За отсутствие разработанной, утвержденной и зарегистрированной в госорганах Декларации промбезопасности возможно наложение штрафа согласно главе 9 Кодекса об административных правонарушениях.

Так, например, отсутствие Декларации может быть приравнено к нарушению требований промышленной безопасности на опасном объекте , а по статье 9.1 КоАП подобное нарушение карается штрафом в размере от 200 до 300 тысяч рублей. Это значительно превышает сумму, необходимую для разработки рассматриваемого документа.

Среди существующих организационно-экономических механизмов уменьшения рисков чрезвычайных происшествий техногенного характера особое значение имеет декларирование безопасности объектов промышленности. Эта процедура во многих странах закрепляется на законодательном уровне. Рассмотрим далее, что собой представляет декларация промышленной безопасности ОПО.

Общие сведения

Для обеспечения учета состояния предприятий введен реестр деклараций промышленной безопасности. Госрегулирование направлено на то, чтобы обязать субъектов проводить оценку существующих угроз и информировать о них компетентные органы. В состав декларации промышленной безопасности включаются:

  1. Информация о предприятии и процессах, протекающих на нем. Это необходимо для определения масштабов и характера использования вредных и опасных веществ.
  2. Список мероприятий, направленных на обеспечение нормальных условий функционирования предприятия и контроль отклонений от обычного режима.
  3. Идентификация типа вероятной аварии, оценка ее возникновения и возможных последствий.
  4. Инструкция на случай катастрофы.

Нормативная база

В Российской Федерации реализуется широкомасштабная организационно-экономическая программа в области промышленной безопасности. Нормативно ее осуществление регламентируется соответствующими ФЗ. В частности, основы регулирования заложены в Закон "О промышленной безопасности ОПО" и "О безопасности гидротехнических сооружений". Конкретный порядок оценки состояния предприятия устанавливается в Положении, утвержденном правительственным постановлением №675 от 1.07.1995 г.

Актуальность вопроса

Декларирование осуществляется для регулирования контроля безопасности на промышленных объектах. Компетентные органы проверяют достаточность и эффективность мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию катастроф на предприятиях. Разработка декларации промышленной безопасности необходима для снижения угроз для населения, сотрудников, предотвращения возникновения аварий. Особенно актуальная она для предприятий, деятельность которых непосредственно связана с вредными веществами и процессами. Экспертиза декларации промышленной безопасности способствует внедрению результативной системы прогнозирования катастроф и безаварийной эксплуатации. Особую значимость мероприятия приобретают в связи с переходом к новым хозяйственным условиям, изменениями форм собственности, снижением государственного регулирования в рыночной экономике.

Специфика

Декларирование выступает в качестве выражения ответственного отношения к обеспечению безопасности на объектах промышленности. Оно оформляется официальным документом. Список объектов, которые подлежат декларированию, устанавливается Федеральной службой по атомному, технологическому и экологическому надзору совместно с МЧС. В данный перечень входят гидротехнические сооружения, предприятия, накопители, хранилища, на которых существует вероятность возникновения аварий. В ФЗ, регламентирующем промышленную безопасность на опасных объектах, определяются предельно допустимые объемы веществ, наличие которых выступает в качестве основания для составления декларации. Сведения, порядок оформления документа устанавливаются специально уполномоченным исполнительным органом.

Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов

В документе содержатся результаты:

  1. Всесторонней и объективной оценки вероятности аварии и угрозы, связанной с ней, для персонала и граждан, находящихся на прилегающей территории.
  2. Анализа достаточности предпринятых мер предупреждения ЧС и обеспечения готовности предприятия к эксплуатации опасного объекта в соответствии с положениями правил и норм, а также к локализации и устранению последствий катастроф.
  3. Мероприятия, ориентированные на уменьшение вероятных негативных последствий при аварии.

Согласно указанным выше ФЗ, а также правительственным постановлением, созданы нормативные документы, определяющие требования, в соответствии с которыми предоставляется декларация безопасности опасного промышленного объекта. В этих актах также установлены сроки ее создания, правила оформления, перечень сведений, подлежащих обязательному включению. Нормативными актами определены правила, по которым выполняется экспертиза декларации безопасности промышленного объекта.

Основные положения

Декларация безопасности промышленного объекта должна включать в себя:


Использование

Декларация промышленной безопасности оформляется в качестве приложения к проектным документам на строительство, реконструкцию, расширение, техническое переоснащение, ликвидацию или консервацию предприятия. Она также необходима при обращении за получением лицензии на эксплуатацию. Уточнение декларации осуществляется при изменении сведений, присутствующих в ней, или требований безопасности. Пересмотр документа для учета корректировок и дополнений нормативной базы и условий обеспечения защиты предприятия предусмотрен не реже 1 раза в пять лет.

Важный момент

Декларация промышленной безопасности может формироваться самостоятельно самим предприятием. Утверждается документ руководителем. Формирование декларации может также осуществляться организацией, имеющей лицензию на выполнение экспертизы безопасности объектов промышленного типа. Руководитель предприятия несет ответственность за полноту и достоверность информации, которая содержится в документе.

Контрольные инстанции

Декларация промышленной безопасности после утверждения вместе с заключением, полученным по результатам проверки, направляется в соответствующее министерство, ГУ ГОЧС, в Федеральную службу атомного, технического и экологического надзора и ее региональное подразделение, МЧС, а также орган власти МО, на территории которого располагается предприятие. Контроль своевременности направления документации возлагается на указанную выше надзорную инстанцию.

Нововведения

В соответствии с обстоятельствами, которые складываются в течение последних лет, декларация промышленной безопасности претерпела ряд изменений. Возникла необходимость отражать в документе новые сведения. Они, в частности, касаются проведения мероприятий, направленных на снижение уровня опасности возникновения на объектах чрезвычайных ситуаций, предупреждение постороннего вмешательства в их функционирование. На основании проведенных расчетов, были сформулированы требования к объемам имеющихся резервов материальных и финансовых ресурсах на предприятиях. Кроме этого, были определены требования по оценке частоты/вероятности появления чрезвычайных ситуаций, их источников, работа которых связана с выбросами опасных веществ, которые способны создавать вне территории объекта зоны поражения с нанесением ущерба здоровью/жизни населения, окружающей природе. Также специалистами были выполнены расчеты по проведению анализа вероятности отравления населения с установлением максимально возможного количества пострадавших.

Ключевые вопросы

Декларация промышленной безопасности сегодня должна конкретно и четко определять требования, которыми характеризуется готовность предприятия к предотвращению и устранению чрезвычайных ситуаций. Для этого в документе присутствует специальный раздел. В нем должны даваться ответы на вопросы, которые характеризуют:


Проверка документа

Как выше было сказано, нормативными актами предусматривается экспертиза сформированной декларации. В соответствии с действующими правилами, предписано утверждение заключения. Данная процедура проводится аппаратом Ростехнадзора. При этом учитывается заключение МЧС. Оно необходимо в случаях, когда отношение объема опасного соединения на объекте, по которому составляется декларация, к предельно допустимому уровню этого вещества больше 10. В случае если этот показатель меньше, заключение дается органом управления по делам ГО и ЧС субъекта, на территории которого находится соответствующее предприятие.

Значение

Декларирование безопасности сегодня выступает в качестве механизма прогнозирования социально-экономических последствий возникающих чрезвычайных ситуаций. Этот процесс является важнейшим рычагом воздействия на стабильное развитие хозяйственной системы. Декларирование безопасности способствует обеспечению объективности при обосновании бюджетных объемов, направляемых на финансирование мероприятий по предотвращению и ликвидации катастроф. В качестве еще одной задачи процедуры выступает переход на систему допустимого риска, формирование эффективного экономического механизма. Он является нормативной основой финансового обеспечения разработанных мероприятий по управлению природными и техногенными угрозами.

ДПБ разрабатывается в соответствии с РД 03-14-2005 «Порядок оформления ДПБ ОПО и перечень включаемых в нее сведений».
Целью декларирования промышленной безопасности является информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии безопасности опасных производственных объектов, а также повышение эффективности мероприятий по защите населения и территорий от аварий.

Подробнее о ДПБ ОПО – скачать файл.zip

Анализ воздействия поражающих, опасных и вредных факторов, возникающих при взрыве и пожаре пролива на организм человека (на примере СУГ)

Основными поражающими факторами,воздействующими на людей при взрыве пропана и пожаре пролива, являются:

  1. Ударная волна.

Ударная волна возникает при взрыве в результате мгновенного сжатия окружающего воздуха, которое со сверхзвуковой скоростью распространяется во все стороны от центров взрыва. Основным параметром ударной волны, характеризующим ее разрушающее действие, является максимальное избыточное давление во фронте ударной волны.

Степень и характер поражения, производимых ударной волной, зависят от мощности взрыва, расстояния от центра взрыва до объекта, характера и прочности сооружений, рельефа местности.

Степень поражения человека в зависимости от избыточного давления

Уровень поражения Избыточное давление, кПа
Поражение 1 степени
Оглушение, понижение слуха, головокружение, расстройство речи, разрывы барабанных перепонок, небольшое кровоизлияние в легкие
20
Поражение 2 степени
Общее сотрясение организма, болезненный удар по голове, кровоизлияние в легкие, гиперемия мозга, переломы ребер
50
Поражение 3 степени
Контузии
70
Поражение 4 степени
Переломы ребер, гиперемия сосудов, мягкой мозговой оболочки
100-150
Летальный исход 300
  1. Тепловое излучение пожара пролива и пожаров зданий и сооружений.

Воздействие теплового излучения вызывает у человека ожоги различной степени тяжести. Уровень воздействия теплового излучения зависит от расстояния, на котором происходит воздействие поражающего фактора теплового излучения пламени на объект и определяется в зависимости от критических величин интенсивности теплового излучения.

Зависимости от критических величин интенсивности теплового излучения

Независимо от причин возникновения, ожоги разделяют по тяжести поражения организма. Ожоги первой степени выражаются в болезненности, покраснении и припухлости кожи. Они не представляют серьезной опасности и быстро вылечиваются без каких-либо последствий. При ожогах второй степени образуются пузыри, заполненные прозрачной белковой жидкостью; при поражении значительных участков кожи человек может потерять на некоторое время трудоспособность и нуждается в специальном лечении. Пострадавшие с ожогами первой и второй степеней, достигающими даже 50-60 % поверхности кожи, обычно выздоравливают. Ожоги третьей степени характеризуются омертвлением кожи с частичным поражением росткового слоя. Ожоги четвертой степени: омертвление кожи и более глубоких слоев тканей (подкожной клетчатки, мышц, сухожилий костей). Поражение ожогами третьей и четвертой степени значительной части кожного покрова может привести к смертельному исходу.

  1. Обломки, осколки взорвавшегося резервуара, обломки зданий и сооружений , разрушающихся во время взрыва.

К параметрам данного поражающего фактора относятся масса обломка (осколка), скорость разлета обломка (осколка). Механические воздействия обломков и осколков вызывают у людей раны, ушибы, кровотечения, переломы, вывихи, черепно-мозговые травмы, синдром длительного сдавливания.

  1. Токсическое воздействие продуктов горения.

При неполном сгорании сжиженных газов в продуктах сгорания может содержаться окись углерода (СО), обладающая токсическим (отравляющим) воздействием на человека. В легких красные кровяные шарики (гемоглобин) достаточно прочно соединяются с окисью углерода, кислород перестает переноситься в клетки организма, начинается удушье, могущее привести к смерти.

Влияние окиси углерода на организм человека при различных концентрациях ее в воздухе

Содержание СО в воздухе Длительность и характер воздействия
% об. мг/л
0,01 0,125 В течение нескольких часов не оказывает воздействия
0,05 0,625 В течение 1 ч нет заметного воздействия
0,1 1,25 Через 1 ч наблюдается головная боль, тошнота, недомогание
0,5 6,25 Через 20-30 мин оказывает смертельное воздействие
1,0 12,5 После нескольких вдохов потеря сознания, через 1-2 мин очень сильное или смертельное отравление
  1. Токсическое воздействие СУГ.

Предельные углеводороды при атмосферном давлении практически не растворяются в крови, и не взаимодействуют с ее жизненно важными компонентами, а, следовательно, не оказывают явного токсического (отравляющего) воздействия на организм человека. Однако при значительных концентрациях в воздухе или при длительном вдыхании воздуха с малым содержанием их паров наблюдается вредное и опасное для здоровья человека действие. Попадая в воздух, они уменьшают в нем содержание кислорода, что приводит к кислородному голоданию, а при значительных концентрациях — к удушью.

Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий пропан, входящий в состав сжиженных газов, включен в четвертый класс вредных веществ, как вещество вредное, мало опасное, а также установлены предельно допустимые концентрации его в различных средах.

Предельно допустимые концентрации углеводородов

Среда, вещество Предельно допустимая концентрация
Максимальная разовая, мг/м3 Среднесуточная, мг/м3
Атмосферный воздух населенных пунктов
Этилен 3 3
Пропилен 3 3
Бутан 200 -
Бутилен 3 3
Пентан 100 15
Воздух рабочей зоны
Углеводороды алифатические предельные С1 – С10 300 -
  1. Недостаток кислорода в зоне горения.

При понижении содержания кислорода в воздухе до 16% начинается одышка и сердцебиение, до 12% наблюдается сильное стеснение дыхания и при понижении содержания кислорода до 9% человек теряет сознание.

  1. Опасность поражения электрическим током в результате повреждения проводки.

Опасное поражение электрическим током со смертельным исходом может наступить при его напряжении, равном 127 – 22 В и ниже. При поражении током напряжением свыше 10000 В смерть наступает прежде всего от обширных ожогов. Низковольтные токи нельзя считать безопасными. Отмечено, что при одинаковом напряжении переменный ток опаснее постоянного.

Различают четыре степени электротравм:

I степень – у пострадавшего отмечается судорожное сокращение мышц без потери сознания;

II степень – судорожное сокращение мышц у больного сопровождается потерей сознания;

III степень – у пострадавшего наблюдается не только потеря сознания, но и нарушение сердечной деятельности и дыхания;

IV степень – больной находится в состоянии клинической смерти.

  1. Охлаждающее воздействие СУГ.

В зимнее время сжиженные углеводороды могут охлаждаться до температур ниже точки кипения и сохранять при этом свойства жидкости. Это объясняется тем, что пропан отвердевает при -189°С, а н-бутан при -135° С. Переохлажденные жидкости в испарение сжиженных углеводородов сопровождается отбором тепла из окружающей среды, что служит дополнительной причиной глубоких обмораживаний. Одной из особенностей сжиженных углеводородных газов является значительное понижение температуры при испарении жидкой фазы в летнее время. Действие жидких СУГ на кожу человека вызывает обморожения различной степени тяжести.

  1. Травматический шок.

При обширных повреждениях, ранениях, переломах, ожогах у пострадавшего может наступить шок, т.е. резкий упадок сил и угнетение всех жизненных функций организма. Шок возникает от перенапряжения нервной системы в связи с сильными болевыми раздражениями, кровопотерей и по другим причинам. Шок сопровождается резким упадком сердечной деятельности, в результате чего пульс слабеет, а иногда и вовсе не прослушивается. Лицо становится серым, с заострившимися чертами, покрывается холодным потом. Пораженный безразличен к окружающему, хотя сознание его и сохраняется. Он не реагирует на внешние раздражения, даже на прикосновение к ране и движение поврежденной конечности.

  1. Психологический стресс.

Возникновение ЧС вызывает у людей, в том числе и спасателей, состояние тревоги и страха за свою жизнь, полученные травмы вызывают развитие болевого шока. При этом могут возникнуть психогенные расстройства, вызывающие дезорганизацию у людей, что способствует увеличению вероятности потерь, вследствие возникновения паники.