Лидеры партий участвующих в выборах. Условия участия партий в выборах и прохождения в Госдуму РФ. Справка

Комментарий к статье 36

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Это распространяется на правоотношения, возникшие после дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы созыва, впервые избираемого в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 85-ФЗ "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О политических партиях" и внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Запрещается использовать символы пропаганды и портреты или изображения героев нашей независимости в пропаганде сторон. Нарушители положений, содержащихся в двух предыдущих статьях, будут наказаны арестом в течение пятнадцати дней без ущерба для действий, к которым могут привести эти действия.

Публичные анонимные публикации или те, которые нарушают человеческое достоинство или нарушают общественную мораль, или те, которые направлены на поощрение неповиновения Законам, не допускаются без анализа или критики правовых предписаний. Все публикации политического характера должны иметь соответствующий отпечаток.

Итоги выборов депутатов Государственной Думы указанного созыва были официально опубликованы 20 декабря 2003 г.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов.

Полицейские власти должны собирать любую пропаганду или публикации, сделанные в нарушение настоящей статьи, без ущерба для обязанностей, которые могут быть понесены ее участниками. Публикации, радиостанции, телевизионные станции и другие официальные средства культуры и распространения не могут использоваться какой-либо политической партией для ее пропаганды.

На данный момент есть четыре политические группы, которые начали шаги, чтобы соответствовать партии и участвовать в следующих выборах. Для достижения этой цели эти группы должны соблюдать ряд норм, согласно Избирательному кодексу. Они находятся в процессе: Широкий фронт за демократию, Независимый национальный союз, Альянс, а также Независимая социальная партия.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем:

самовыдвижения;

выдвижения избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.

При этом под избирательным объединением понимаются политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

Новая партия, отождествленная с электоратом, оставленная, хотя лидеры коллектива отрицают ее, идентифицирует ее как популярную партию, в которой есть место для всех слоев общества. Он не мог существовать как политическая партия. Он был признан пропавшим без вести в избирательном трибунале после закрытия избирательного процесса.

Чебаманос не стесняется заявить, что возглавляемая организация представит панамскому электорату программу социальной резки для получения поддержки электората. Независимый национальный союз возглавляет бизнесмен и социальный коммуникатор Иван Блассер. Это еще одна сторона, которая в настоящее время находится на этапе обучения.

Политическая партия, а также ее региональные отделения и иные структурные подразделения могут участвовать в выборах только после предоставления в Центральную избирательную комиссию РФ документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, и только в тех выборах, которые будут назначены и решение об их назначении или проведении будет официально опубликовано после предоставления этих документов.

С девизом «За людей и людей» депутат по линии 8-10 Хосе Муньос надеется принять участие в следующих выборах. Для формирования партии требуется 4% голосующих лиц. Избирательная реформа предполагает, что число будет сокращено до 2% избирательного населения.

С этого года процесс регистрации будет активирован, по меньшей мере, четырьмя группами, которые находятся в процессе формирования политической партии в целях выборов. По его словам, со стационарными книгами процесс членства и рост Альянса идут хорошо.

С другой стороны, группа юристов и журналистов работает над созданием Независимой социальной партии. Члены страны выразили, что организация расположена идеологически в центре слева. Пока что Независимое национальное движение по восстановлению, возглавляемое экономистом и профессором университета Хуаном Йовано, не определило, стремятся ли они стать политической партией или будут способствовать независимой кандидатуре, как это было в течение года.

Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с комментируемым Законом. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Йовано, несмотря на отсутствие партийной структуры, занимал пятое место, получив 805 голосов на последних всеобщих выборах. Эти группы надеются, что избирательные реформы будут одобрены, и будет определено количество кандидатов, которые им необходимы для того, чтобы стать политическими партиями.

Вычисления, сделанные в пропорциональных выборах, система, в которой избираются представители Федеральной палаты, законодательных собраний, а также муниципальных советов, являются одним из основных сомнений избирателей. Коэффициент выбора, голос в заголовке и партийный фактор - это субъекты, в которых не доминируют даже те, кто активно участвует в политических кампаниях.

При этом следует обратить внимание на ряд проблем, которые могут возникнуть при формировании федеральных списков кандидатов перед их выдвижением в депутаты Государственной Думы, в связи с вступлением в силу Федерального закона "О выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах депутатов ГД). Согласно данному Закону на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ вводится пропорциональная избирательная система. Необходимо отметить, что пропорциональная избирательная система на федеральных выборах депутатов - явление для отечественного законодательства не новое, поскольку указанная система применялась и по ранее действовавшему законодательству о выборах депутатов, однако она применялась в условиях сочетания с мажоритарной системой. Вводимая в настоящее время в современную правовую и политическую практику пропорциональная избирательная система в том виде, в котором она установлена в новом Законе о выборах депутатов ГД, получила отражение в российском конституционном правовом законодательстве впервые. Принятие такого Закона дало основание для множества острых дискуссий о проблемах реализации новой системы на практике и в вопросе о соответствии нового механизма формирования федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ Конституции РФ. Кроме того, на наш взгляд, в связи с последним фактом закономерно возникает проблема представительства интересов избирателей в нижней палате российского парламента. Поэтому возникает вопрос о перспективах совершенствования механизма формирования списка кандидатов в депутаты Государственной Думы в условиях пропорциональной избирательной системы.

Избиратель часто не понимает, почему хорошо проголосовавший кандидат не получает места в законодательном органе, а другой, получивший меньше голосов, избирается. То есть в этом случае избирается кандидат, который находится в партии, набравшей наибольшее количество голосов. Это происходит потому, что в законодательных домах места распределяются по голосам, полученным каждой стороной или коалицией.

Выбирая кандидата на эти должности, избиратель голосует, прежде всего, в партии. Вот почему номер партии стоит перед номером кандидата. Если избиратель хочет голосовать только по легенде, не указывая, кто из кандидатов той партии, которую он хочет избрать, нужно ввести только первые два номера.

См. подр.: Князев С.Д. Российское избирательное право: Учеб. Владивосток, 2001; Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Иркутск, 2001; Избирательное и референдумное право Российской Федерации. СПб., 2001; Игнатенко В.В. и др. Избирательное право Российской Федерации: Учеб. пособие. Иркутск, 2001.

Вместе с тем необходимым условием глубокого осмысления изложенных проблем в условиях пропорциональной избирательной системы является анализ проблем ее применения в историческом аспекте (в условиях мажоритарно-пропорциональной системы). Поэтому, на наш взгляд, прежде чем рассматривать проблему механизма формирования списка кандидатов в депутаты Государственной Думы в условиях пропорциональной избирательной системы, представляется целесообразным рассмотреть те проблемы, которые существовали в механизме формирования списка кандидатов в депутаты Государственной Думы в условиях мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. Ее суть заключается в том, что с 1993 г. в Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы проводились по смешанной системе: 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам, а другие 225 депутатов - по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе.

Выбор депутатов, будь то государственных или федеральных, достигается только после применения формул, регулирующих пропорциональную систему выборов, расчет которых начинается с получения общего количества действительных голосов. Затем это число делится на количество споров. Это разделение известно как электоральный фактор.

В Мату-Гросу общее число голосов за Федеральную палату будет разделено на восемь, что эквивалентно количеству мест, на которые каждое государство имеет право, в этом Доме закона. Голоса, предназначенные для кандидатов и политических партий, которые будут участвовать в Законодательном собрании, будут разделены на 24, количество вакансий для государственного депутата.

См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2006. С. 432.

Выборы половины депутатов (по мажоритарной системе) проводились по следующей схеме -в одномандатном округе выдвигались кандидаты в депутаты Государственной Думы, избиратели голосовали за конкретных лиц. Побеждал тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники, и больше (до 2006 г.), чем число голосов, поданное против всех кандидатов. Таким образом, в этой части на выборах в Государственную Думу применялась система относительного большинства.

В результате этого разделения не всегда точно, бразильское законодательство определяет, что если доля равна или меньше 0, 5, это будет проигнорировано. Будучи более 0, 5, мы добавляем один голос к окончательному электоральному коэффициенту. Чтобы прийти к именам избранных кандидатов, необходимо определить партизанский фактор, разделив голоса, полученные каждой стороной по электоральному коэффициенту. В этом случае фракция презирает, что угодно.

Тот же расчет сделан для выборов в Муниципальные советы. Самыми проголосовавшими будут обладатели мандатов, которые в этом случае были избраны избирательным фактором. Как только будут сделаны расчеты для определения того, кто занимает места Законодательной власти через партийный фактор, обычно оставляют вакансии незаполненными, потому что разделение не всегда приводит к целым числам. Для незанятых вакансий производится новый расчет.

Другая половина депутатов Государственной Думы ФС РФ избиралась на территории всей страны, которая на период выборов становилась единым федеральным избирательным округом. Политические партии и избирательные блоки выдвигали свои федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. И в этом случае избиратели голосовали за списки кандидатов, а не за отдельных конкретных кандидатов. При этом депутатские места в Государственной Думе получали только те партии, которые получили 5% и более голосов избирателей, пришедших на выборы. Депутатские мандаты между партиями при указанной системе распределялись согласно числу полученных голосов. Следует заметить, что в отличие от простой и понятной всем мажоритарной системы, при которой депутаты избираются в примерно равных по числу избирателей одномандатных округах и после своего избрания в Государственную Думу не теряют свою связь с избирателями, пропорциональная избирательная система всегда вызывала множество проблем, связанных с ее применением. Одной из таких проблем является формирование списков кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Расчет для заполнения оставшихся вакансий или расчет остатков, как это известно в средах расчета, определяется статьей Бразильского Избирательного кодекса и, возможно, является одним из расчетов, которые в большинстве случаев вызывают сомнения среди кандидатов и избирателей. Статья определяет, что вакансии, не заполненные партийными факторами, должны быть заняты, учитывая среднюю производительность партии, которая рассчитывается следующим образом.

Расчет средних значений должен применяться к каждой партийной коалиции. Тот, кто обладает наивысшим средним коэффициентом, рассматривается с первой оставшейся волной. Таким образом, партия, предусмотренная первым расчетом, должна будет добавить вакансии к общей сумме, полученной партизанским фактором, одна из которых относится к той, которая определена законом, а другая относится к волне, выигравшей в среднем. Применяются формулы, определены держатели вакансий. Остальные кандидаты партий и коалиций, которые избрали кандидатов, будут все без исключения заменителями.

См. подр.: Вешняков А.А. Реформа избирательной системы в Российской Федерации и международное право // Бюллетень ЦИК РФ. 1995. N 3; Новиков Ю.А. Избирательная система Российской Федерации. М., 1995; Лысенко В.И. Проблемы современного избирательного права в России и в европейских странах. М., 1995; Холодовский К. Будущая избирательная система России и опыт Запада. М., 1993; Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы: Сб. статей. М., 1995; Астафичев П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. Орел, 1999; Алехичева Л.Г. Вокруг избирательных споров // Выборы: законодательство и технологии. 2000. N 1; Шишкина Н.Э. Избирательные системы (практика зарубежных стран). Иркутск, 1993.

Избирательный фактор является первым ограничителем для малоэффективных политических партий, поскольку партизанская сторона, которая не получает голосов, равных или превышающих избирательный коэффициент, не сможет избирать кандидатов в Законодательную власть.

Бразильское законодательство по-прежнему позволяет каждой партии объединиться и сформировать партийную коалицию, которая в целях расчетов, включенных в пропорциональную систему, будет рассматриваться как единая политическая партия. Коалиции формируются на каждом из выборов, растворяясь после судебного разбирательства.

Указанная проблема будет рассматриваться в условиях сочетания пропорциональной избирательной системы с мажоритарной системой. Следует также отметить, что проблема прозрачности списков - далеко не единственная проблема пропорциональной системы, существует и множество других ее недостатков. Так, например, неограниченное действие пропорциональной системы может привести к появлению в представительном органе множества мелких фракций, объединенных вокруг малоизвестных и маловлиятельных лидеров, которые, не будучи способны к конструктивному, постоянно создают обструкции и препятствуют принятию необходимых для страны или соответствующего регионального сообщества решений. См. подр.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов / Отв. ред. А.А. Вешняков. М.: Норма, 2003. С. 112.

И тем не менее, эта задача имеет решающее значение для кандидатов и их политических партий. Помимо цели избрания и создания новой силы в гемициклах, вопрос является финансово обоснованным. летних политических образований. Это финансирование политических партий в значительной степени основано на государственной поддержке, которая рассчитывается пропорционально в соответствии с результатами, полученными кандидатами одной из сторон, при условии, что они получили 1% по меньшей мере в 50 разных избирательных округах и что В конце концов, каждый голос вносит в казну политической организации 1, 42 евро в год в течение пяти лет.

В условиях мажоритарно-пропорциональной системы это проблема заключалась прежде всего в отсутствии "прозрачности" формирования списков кандидатов в депутаты Государственной Думы по пропорциональной системе. Суть этой проблемы в том, что при указанной избирательной системе избиратель должен выбирать не между конкретными кандидатами, как при мажоритарной системе, а между партиями, ориентируясь в основном на свои симпатии к ним и их лидерам. Голосуя за список кандидатов, избиратели отдают свои голоса прежде всего за тех кандидатов, которые им известны, - в лучшем случае это первая тройка лидеров в кандидатском списке. Благодаря своей публичности лидеры партии, возглавляющие кандидатские списки, играют роль "паровозиков", которые тянут весь состав. В связи с этим в Государственную Думу, наряду с публичными партийными ораторами, попадают люди, как правило, купившие свои места в кандидатском списке с целью лоббирования своих интересов и не интересующиеся законодательной деятельностью.

Этот расчет не является единственным преимуществом для французских политических партий. Для тех, кто уже воспользовался этой первой помощью, они получат в среднем 280 евро за каждого кандидата, избранного депутатом. Ежегодная помощь. Некоторые политические партии уже сократили свои расходы. Самое худшее, что может случиться для очень большой политической партии, с постоянными, с местными жителями, которые требуют от него большого бюджета, провести выборы, которые с одним ударом резко сократятся, - говорит Бруно Каутрес.

Для этой организации будет очень негативное финансовое положение. Как долго длительный исследовательский цикл длится 11 лет? Нужны ли эти деньги в «Возрождении»? Это партия без структур и спонсоров. Но обещание обещано и, конечно же, деньги на субсидию идут на пожертвование, узнала Лягушка.

Для примера можно привести практику формирования списков кандидатов в депутаты Государственной Думы четвертого созыва. В подавляющем большинстве случаев "проходные" места в кандидатских списках занимали кандидаты, не имеющие никакого отношения к субъектам РФ (столичные и региональные бизнесмены, действующие депутаты - одномандатники и др.), либо люди, имеющие самое непосредственное отношение к субъектам РФ, но которые заранее не хотели становиться депутатами - "кандидаты-паровозики". Например, в списках партии "Единая Россия" было более 30 "кандидатов-паровозиков" - губернаторов, президентов республик, глав городов и районов. В результате чего в Государственной Думе четвертого созыва оказалось много "депутатов-невидимок", за которые избиратели в регионах не голосовали. Среди этих "невидимок" существенную долю составляют москвичи, причем с 1995 г. наблюдается тенденция увеличения их числа (с 1995 г. по 2003 г. число депутатов-москвичей, избранных от других субъектов РФ, выросло с 35,1 до 50,7%).

Председатель «Вазраждане» является муниципальным советником в Варне и бывшим директором Регионального исторического музея - Добрич, Костадином Костадиновым. Он был известен своим учебным пособием Родоснафона от первого до четвертого класса. Другими узнаваемыми лицами в партии являются Миньчо Христов и Стелла Банкова.

Эта сторона никогда не говорилась в комментариях о выборах в тот день, и ни один социолог не включил ее в свои прогнозы. Все остальные политические силы, которые до сих пор получали субсидии, появились на коалициях на нынешних выборах и поэтому не получат государственного финансирования. Более того, согласно положениям Закона о политических партиях, они также должны быть лишены имущества, которое они им предоставили.

Из проблемы прозрачности формирования кандидатских списков напрямую вытекает проблема "привязки" (или слабой связи депутатов с избирателями после их избрания в Государственную Думу ФС РФ), поскольку ввиду отсутствия "прозрачности" списков кандидатов от регионов избираются люди, не имеющие никакого отношения к субъекту РФ, проживающие, как правило, в Москве.

Коалиции пользуются субсидиями, а также государственной собственностью, только если они представлены в парламенте. Среди сторон, у которых было более 1% прошедших выборов, были Движение 21 и Голос народа, но теперь у них возникает соблазн участвовать в коалициях, что принесет им финансовые потери.

Половина миллиарда левов стоили политическим партиям болгарского налогоплательщика с начала перехода. 14 000 лв. В месяц получают политические партии в качестве субсидии для каждого из своих избранных депутатов. В предыдущем парламенте приняли участие 142 миллиона человек. Для этого парламента будет выплачено около 130 млн.

Данную проблему часто называют проблемой представительства регионов, которая обычно больше свойственна верхней палате, поскольку именно она призвана отстаивать и защищать интересы субъектов РФ и именно она представляет собой важнейшую конституционно-правовую гарантию обеспечения компромисса интересов Федерации и ее субъектов. В связи с этим Совет Федерации принято считать "палатой регионов" , а Государственную Думу - "палатой партий". Вместе с тем и о нижней палате российского парламента можно говорить как о "палате регионов", поскольку Совет Федерации по большей мере отстаивает интересы органов власти субъектов РФ, а не их населения. Государственная Дума же в лице депутатов, которые должны поддерживать связь со своими избирателями, наоборот, призвана выражать волю населения всей страны. Кроме того, далеко немаловажно, как в нижней палате представлены субъекты Федерации. Однако пропорциональная система по своей сути не слишком адаптирована к установлению связей депутатов с избирателями, особенно в нашей стране, о чем свидетельствует уже сложившаяся практика.

См.: Совет Федерации: Эволюция статуса и функций / Отв. ред. Л.В. Смирнягин. М.,

См.: Парламентское право России. Учеб. пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2004. См.: Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 1999.

По законодательству о выборах депутатов Государственной Думы с использованием мажоритарно-пропорциональной системы в отношении пропорциональной системы устанавливались следующие правила по "привязке" кандидатов в депутаты к субъектам РФ. Во-первых, структуризация федерального списка кандидатов по региональным группам кандидатов. Во-вторых, распределение депутатских мандатов между региональными группами пропорционально голосам, полученным ими на выборах.

Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон N 175-ФЗ), в соответствии с которым была избрана Государственная Дума в 2003 г., установил достаточно лояльные "правила игры" для партий и избирательных блоков.

Во-первых, устанавливалось, что региональные группы кандидатов должны соответствовать субъектам РФ или их группам и их число не может быть менее семи (п. 8 ст. 40 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Во-вторых, соотношение региональных групп с количеством избирателей Закон не устанавливал, в результате на практике партии включали в списки кандидатов от 7 до 57 региональных групп.

Отсутствие нормативной регламентации в отношении размеров региональных групп привело к тому, что региональные группы сильно различались между собой по числу избирателей, и соответственно при распределении мандатов основную их часть получали самые крупные региональные группы, что, естественно, не способствует установлению прочных связей депутатов с избирателями маленьких региональных групп.

Кроме того, на ослабление связи депутатов с избирателями влияет также тот факт, что депутат, избранный по общефедеральному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями в тех субъектах РФ, которая определяет для него соответствующая фракция в Государственной Думе. Практика показала, что большинство депутатов, избранных по региональным группам кандидатов, работают в тех регионах, где за них никто не голосовал, и не работают там, где их избрали.

Причин такого распределения депутатов по регионам множество: профессиональные интересы и контакты, престижность, географическая доступность, желание самого депутата курировать тот или иной регион, как правило, экономически стабильный. В качестве примера приведем распределение депутатов-списочников фракцией "Единая Россия". Заметим, что депутаты этой фракции работают во всех субъектах РФ. Вместе с тем шесть субъектов РФ: Республика Тыва, Амурская и Камчатская области и три небольших автономных округа -"закрываются" только депутатами-одномандатниками. Закрепление регионов за депутатами фракции "Единая Россия" далеко не полностью совпадает с региональными группами, от которых они были избраны. Лишь в отношении двух десятков депутатов из 114 можно говорить о полном совпадении. Как правило, это региональные группы, куда входили один или два субъекта РФ. Обычно совпадения частичные, но иногда их вообще нет. Например, депутат В. Маргелов, получивший мандат от центральной группы (Калужская, Смоленская, Тульская области), стал ответственным за Рязанскую область и еще дополнительно за Ростовскую. Председатель комитета Государственной Думы по собственности В. Плескачевский, избранный от Прикамской группы (Удмуртская Республика, Кировская, Пермская области и Коми-Пермяцкий автономный округ), стал работать в Санкт-Петербурге и дополнительно - в Ленинградской, Саратовской областях и в Москве. И таких примеров множество.

См.: Козлов В.Н. Представительство регионов в Государственной Думе при пропорциональной избирательной системе выборов // Журнал о выборах. "Первые итоги применения пропорциональной системы выборов". 2005. N 3.

Надо сказать, что указанные проблемы имели место при формировании Государственной Думы ФС РФ всех четырех созывов.

Кроме того, следует отметить, что пропорциональная избирательная система на протяжении всего периода ее применения на выборах депутатов Государственной Думы в России вызывала нарекания со стороны как власти, так и самих избирателей, поскольку всегда предоставляла возможность для злоупотреблений политического характера.

Впервые предложения по изменению пропорциональной избирательной системы были озвучены еще в 1994 г. при разработке проекта первого Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Президентом РФ Б. Ельциным, который предложил установить новое соотношение депутатских мандатов, подлежащих распределению по пропорциональной и мажоритарной системам. В соответствии с предлагаемым соотношением 300 депутатов предлагалось избирать по округам и лишь 150 - по пропорциональной системе. Главной причиной, на которую ссылался Президент Б. Ельцин, были жалобы избирателей на закрытость списков и отсутствие их связи с депутатами после избрания последних. Между тем представляется, что жалобы избирателей были далеко не главной причиной. Основными причинами этих предложений, на наш взгляд, были следующие.

Во-первых, 5-процентный барьер преодолевали немногие политические объединения, которые, получив места в Государственной Думе, образовывали депутатские объединения, оппозиционно настроенные по отношению к Президенту РФ.

См. подр.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. Т. 2. М.: Юристъ, 2005. С. 185 - 187.

Во-вторых, проигравшие партии и движения также требовали отказаться от этой системы либо просили снизить процентный барьер для прохождения в Государственную Думу.

В-третьих, претензии также высказывали и региональные элиты, поскольку при выборах по одномандатным избирательным округам они могли больше повлиять на их результаты и способствовать победе "своих" кандидатов, через которых в дальнейшем легче было бы рассчитывать на усиление учета своих интересов в Государственной Думе.

Однако при обсуждении в Государственной Думе законопроекта в первом чтении депутатский корпус склонен был сохранить избирательную систему, введенную в 1993 г., в результате чего парламентарии сохранили прежнее соотношение пропорциональной и мажоритарной систем - 225:225.

В 1999 г. первый Президент РФ выступил с еще более радикальным предложением: вообще отказаться от пропорциональной избирательной системы и избирать всех 450 депутатов Государственной Думы по одномандатным избирательным округам. Однако данное предложение снова было отклонено депутатами. В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" осталось прежнее соотношение: 225 избираются по одномандатным избирательным округам; 225 -по федеральным спискам кандидатов. Точно такое же правило было отражено и в Законе N 175-

См. подр.: Авакьян С.А. Выборы-99 депутатов Государственной Думы: правила и процедуры. М., 1999; Авакьян С.А., Прохоров М.В. Избирательный процесс и общественные объединения: К выборам депутатов Государственной Думы. М., 1999.

Однако в 2004 г. Президент РФ В. Путин выступил с идеей введения выборов только по пропорциональной системе, которая была воплощена в новом Федеральном законе от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Теперь выборы стали полностью пропорциональными и сугубо партийными, поскольку проводятся по федеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвигаемым политическими партиями. Необходимо отметить, что с переходом на полностью пропорциональную избирательную систему федеральных выборов депутатов проблема "прозрачности" формирования списков кандидатов в депутаты Государственной Думы в Федеральном законе от 18 мая 2005 г. так и осталась нерешенной и приобрела более масштабный характер. Более того, к ней добавилась еще одна проблема, на наш взгляд, более существенная, связанная с реализацией конституционного права быть избранным (ст. 32 Конституции РФ).

Об участии партий в избирательном процессе см.: Веденеев Ю.А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и юридическая реальность // Государство и право. 1995. N 7.

Рассмотрим указанную проблему подробнее.

Согласно ч. 1 ст. 36 Закона о выборах депутатов Государственной Думы решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.

В части 2 указанной статьи устанавливается, что порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии, что позволяет партиям в полной мере проявить свое "творчество" при определении критериев для кандидатур, претендующих на включение в кандидатский список.

В действующей редакции Закона также указывается, что политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами иных политических партий. Эти лица могут составлять не более 50% от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов. Примечательно, что в первоначальной редакции было установлено правило о том, что политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами партии. По нашему мнению, изменения, внесенные законодателем, являются правомерными, поскольку первоначальная редакция Закона предоставляла возможность включать в состав списка кандидатов членов других партий, что, по меньшей мере, противоречит сути политической партии. Кроме того, кандидат получал потенциальную возможность стать кандидатом в депутаты от двух партий, что является нарушением действующего законодательства о выборах депутатов Государственной Думы.

Статья 37 Закона о выборах депутатов ГД закрепляет гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий. Согласно ч. 1 названной статьи каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, а в случае досрочных выборов - не позднее чем через три дня со дня официального опубликования указа Президента РФ о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации соответствующего решения Центральной избирательной комиссии РФ вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. Отсутствие обращений не препятствует принятию политической партией по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина РФ, не являющегося членом данной или иной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов. Однако для этого необходимо письменное заявление этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов и при условии соблюдения требования, предусмотренного ч. 6 ст. 36 Закона о выборах депутатов ГД (не более 50% от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов).

Однако обращение гражданина с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией, - это еще не все. Далее следует сложная схема "одобрения" указанной кандидатуры для включения ее в этот список.

Такая схема состоит из трех этапов.

На первом этапе - обращение гражданина РФ в региональное отделение политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. Для перехода во второй этап кандидатура должна быть поддержана не менее чем десятью членами политической партии.

На втором этапе кандидатура рассматривается на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии. Для перехода в третий этап кандидатура должна быть поддержана конференцией (общим собранием) регионального отделения политической партии.

На третьем этапе кандидатура рассматривается на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов, после которого тайным голосованием принимается решение о выдвижении федерального списка кандидатов.

На первый взгляд указанный механизм формирования федеральных списков кандидатов в депутаты не вызывает никаких нареканий с точки зрения его конституционности и реализации на практике. Вместе с тем попробуем рассмотреть его с практической точки зрения. Представим на практике три ситуации развития событий.

1. Гражданин Российской Федерации - "рядовой" член партии обратился в региональное отделение своей политической партии с предложением включить его в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов. Вариантов решения может быть два: 1)

благоприятный вариант - кандидатура была поддержана 10 членами партии и "пошла" на рассмотрение на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии; 2)

более правдоподобный вариант в сложившейся политической ситуации в России - это так называемый вариант партийной дисциплины, при котором на кандидатуру (без предварительного согласования с руководящими органами партии и без внесения определенного пожертвования в "фонд поддержки") не дается положительное решение в высших партийных эшелонах. В данном случае, даже при поддержке данной кандидатуры 10 членами партии, она не пройдет второй этап "одобрения" на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии, а даже если и пройдет, то только до рассмотрения ее на съезде партии.

2. Беспартийный гражданин РФ обратился в региональное отделение политической партии с предложением включить его в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов. Вариант решения будет один из двух описанных выше, однако в данном случае вероятность принятия второго варианта увеличивается (или, наоборот, уменьшается, если гражданин - представитель бизнес-элиты). Однако даже в случае пожертвования в "фонд поддержки" партии определенной суммы ассигнований существует большой риск проигрышного варианта ввиду отсутствия каких- либо гарантий.

3. Закон о выборах депутатов Государственной Думы в процедуре формирования федеральных списков кандидатов в депутаты предусмотрел правовые гарантии реализации пассивного избирательного права только на тот случай, когда гражданин симпатизирует той или иной партии или ее лидеру. Однако возникает закономерный вопрос: как быть в ситуации, когда гражданин не поддерживает идеи ни одной из партий или когда он просто не хочет "связываться" ни с одной из них, но хочет быть избранным в Государственную Думу для отстаивания интересов своих избирателей. Нетрудно заметить, что новый Закон не содержит ответа на этот вопрос. В связи с чем, на наш взгляд, механизм формирования списков кандидатов, равно как и порядок формирования самой Государственной Думы, поставлен под сомнение с точки зрения конституционности.

Есть основания полагать, что отсутствие реальных законодательных гарантий реализации пассивного права гражданами РФ может нарушать одну из самых главных основ конституционного строя России, закрепленную в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

Более того, под удар ставятся такие важнейшие конституционные принципы правового статуса человека и гражданина, как принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина (ст. 17 Конституции РФ) и принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ). Последний, в частности, означает, что права и свободы человека и гражданина признаются за всеми людьми в равной мере, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и применительно к теме исследования -принадлежности к общественным объединениям. Под удар также ставится имплементированное в отечественное законодательство из международных норм и закрепленное в ст. 32 Конституции РФ и право гражданина быть избранным.

См. подр.: Вешняков А.А. Международные избирательные стандарты // Международная жизнь.

2001. N 3.

Указанная проблема не возникала в условиях мажоритарно-пропорциональной системы, поскольку существовала возможность реализации пассивного избирательного права с помощью мажоритарной системы (выдвижение и избрание по одномандатному избирательному округу), теперь такая возможность отсутствует.

В связи с изложенным возникает вопрос о возможных перспективных путях совершенствования законодательства, регулирующего порядок применения пропорциональной избирательной системы в Российской Федерации в части формирования списков кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Прежде всего требуется решение проблемы механизма формирования федеральных списков кандидатов в депутаты с точки зрения конституционности данного механизма. На наш взгляд, существуют два варианта решения проблемы.

Первый вариант - возврат к мажоритарно-пропорциональной системе.

Второй вариант - совершенствование действующей пропорциональной системы, с помощью законодательного закрепления помимо общего механизма формирования федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы специального, осуществляемого посредством проведения независимого конкурса для определения соответствия законодательно установленным требованиям, предъявляемым к претендентам на выдвижение в федеральный список кандидатов в депутаты.

В последнем случае гражданину РФ следует предоставить право выбора: 1)

обращаться в региональное отделение с предложением о включении в список кандидатов в общем порядке, предусмотренном в действующем законе о выборах депутатов Государственной Думы; 2)

проходить независимый конкурс для определения соответствия законодательно установленным требованиям, предъявляемым к претендентам в федеральный список кандидатов в депутаты.

Во втором случае действует следующий механизм формирования федеральных списков кандидатов.

При Общественной палате РФ создается экспертный совет из представителей общественных организаций и "научного мира", который разрабатывает два Положения: 1)

Положение о временных конкурсных комиссиях по проведению конкурса среди претендентов в список кандидатов от соответствующей партии, где должны быть установлены требования к порядку их создания и персональному составу; 2)

Положение о проведении конкурса среди претендентов в список кандидатов от соответствующей партии, регламентирующее порядок проведения конкурса среди претендентов в список кандидатов от соответствующей партии, условия участия в нем, порядок определения победителей конкурса.

Одновременно в субъектах РФ при региональных общественных палатах создаются аналогичные экспертные советы. Далее федеральный экспертный совет в соответствии с указанными положениями возлагает на соответствующие региональные экспертные советы обязанности:

В настоящее время на уровне субъектов РФ активно формируются региональные общественные палаты. Предлагаемая автором модель механизма формирования федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы посредством независимого конкурса рассчитана на долгосрочную перспективу и предполагает создание региональных общественных палат законченным.

по образованию комиссий по проведению конкурса;

по принятию заявок от претендентов и ведению их учета;

по проверке правильности оформления заявок и прилагаемых к ним документов; по передаче в комиссию по окончании срока приема поступившие заявки с прилагаемыми к ним документами;

по утверждению перечня вопросов для тестовых испытаний претендентов.

Обязательным требованием к составу конкурсных комиссий по проведению конкурса среди претендентов в список кандидатов от соответствующей партии следует сделать присутствие в комиссии беспартийных представителей научного сообщества, профессиональных объединений и отраслевых ассоциаций, общественных организаций, органов государственной власти и не более пяти представителей от соответствующей политической партии.

К работе комиссии привлекаются эксперты-социологи с правом совещательного голоса.

Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса. Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов с правом решающего голоса. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании.

В случае когда присутствие члена комиссии на заседании невозможно по уважительным причинам (болезнь и т.п.), должна производиться его замена с внесением соответствующего изменения в состав комиссии.

Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании членами комиссии, имеющими право решающего голоса. При подписании протоколов мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против".

После этого соответствующая политическая партия и ее региональные отделения не менее чем за 130 дней до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и не позднее чем за 85 дней до объявления даты проведения конкурса должны опубликовать в федеральных и региональных СМИ информационное сообщение о проведении конкурса среди претендентов в список кандидатов на их соответствие законодательно установленным требованиям, предъявляемым к претендентам в список кандидатов.

Данное информационное сообщение партии должно включать в себя:

а) квалификационные требования, предъявляемые к претендентам в список кандидатов от соответствующей партии, соответствующие закону о выборах депутатов Государственной Думы;

б) дату и время начала и окончания приема заявок на конкурс с прилагаемыми к ним документами;

в) адрес места приема заявок и документов;

г) перечень документов, подаваемых претендентами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;

д) дату, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса;

е) номера телефонов и местонахождение комиссии;

ж) адрес, по которому претенденты могут ознакомиться с иными сведениями, и порядок ознакомления с этими сведениями;

з) порядок определения победителей;

и) способ уведомления участников конкурса и его победителей об итогах конкурса.

К участию в конкурсе допускаются все граждане РФ, не являющиеся членами партий с представлением через соответствующие региональные экспертные советы в комиссию в установленный срок следующих документов:

а) заявление, фотография;

б) заверенные в установленном порядке копии трудовой книжки и документов об образовании государственного образца;

в) предложения по программе законодательной деятельности (в запечатанном конверте). Комиссия не принимает заявки с прилагаемыми к ним документами, если они поступили

после истечения срока приема заявок, указанного в информационном сообщении, а также если они представлены без необходимых документов.

Претендент также не допускается к участию в конкурсе, в случае если:

а) представленные документы не подтверждают право претендента занимать в дальнейшем должность депутата Государственной Думы (например, документы, свидетельствующие о нетрудоспособности или недееспособности претендента);

б) представлены не все документы по перечню, указанному в информационном сообщении, либо они оформлены ненадлежащим образом, либо не соответствуют условиям конкурса.

Конкурс следует проводить в три этапа.

Первый этап проводится в форме тестовых испытаний (письменно) с целью выявления законодательно установленных квалификационных требований к претенденту в список кандидатов. Претендент должен отвечать следующим квалификационным требованиям:

1) морально-этические требования:

уважение к своей будущей профессии (осознание общественной значимости депутата, уважительное отношение к своим коллегам, избирателям, политическим оппонентам и т.п.); интерес к законодательной деятельности; высокий уровень правосознания;

умение брать на себя ответственность за обещания избирателям и принимаемые в связи с их исполнением решения;

дисциплинированность;

2) образовательно-культурный уровень:

культурная толерантность (понимание и принятие особенностей разных культур; умение работать с избирателем и политическим оппонентом любой национальности, любой культуры, вероисповедания);

представление о депутатских обязанностях и знание нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус депутатов и их помощников, деятельность Государственной Думы (в качестве факультативного требования рекомендуется знание основ конституционного и парламентского права России);

владение основами законодательной техники при составлении законодательных инициатив и проектов законов;

грамотность речи (умение четко, ясно и логично излагать свои мысли) при общении с избирателями и политическими оппонентами;

3) коммуникативные навыки:

вежливость, корректность, гибкость общения (способность быстро найти оптимальный вариант действий в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных особенностей избирателя и политического оппонента; способность преодолевать потенциально конфликтные ситуации, не доводя их до выраженных противоречий) и поведения при контактах с избирателями и политическими оппонентами;

умение быстро устанавливать контакт с избирателями;

умение аргументированно убеждать, обосновывать и отстаивать свою точку зрения в процессе политических дебатов с политическими оппонентами;

4) интеллектуальный уровень: способность к быстрому обучению;

гибкость мышления (скорость и подвижность мыслительных процессов, способность самостоятельно принимать правильное решение при недостатке необходимой информации и в условиях дефицита времени);

критичность мышления;

аккуратность и скрупулезность при работе с документами; умение распределять внимание при выполнении нескольких функций, задач;

5) эмоционально-волевые качества:

высокий самоконтроль эмоций и поведения, уравновешенность, самообладание в конфликтных ситуациях при контакте с избирателями и политическими оппонентами;

умение противостоять давлению со стороны политических оппонентов и избирателей;

высокая умственная и физическая работоспособность в течение всего рабочего времени; 6) трудовой стаж (факультативное требование):

опыт работы в сфере государственной службы не менее года либо опыт работы на руководящей должности.

Безусловным критерием профессиональной пригодности претендента в список кандидатов в депутаты Государственной Думы следует считать отсутствие связей и контактов с криминальными структурами, патологических зависимостей (прогрессирующие алкогольная, наркотическая) и психических расстройств.

Для определения указанных требований комиссия составляет перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов, а также утверждает предельное количество (либо процент) неправильных ответов.

Неправильных ответов не может быть более 25%.

Перечень вопросов должен быть доступен для всеобщего ознакомления.

Тест составляется на основе перечня вопросов и должен также обеспечивать проверку знания участником конкурса основ конституционного законодательства, политической ситуации в стране, проблем в экономической, социальной сферах деятельности, основных проблем в сфере здравоохранения, сельского хозяйства, образования, демографии, промышленности и т.д.

Тест должен содержать не менее 50 вопросов.

На втором этапе рассматриваются предложения по программе политической и законодательной деятельности и перспективам решения общественных проблем в различных сферах деятельности. Комиссия вскрывает запечатанные конверты и определяет лучшие программы деятельности из числа предложенных участниками конкурса.

На третьем этапе конкурсанты должны показать свою практическую подготовку к избирательной кампании и провести учебные выборы на конкретной территории. Для этого необходимо собрать штат сторонников, организовать штаб кандидата, провести предвыборную агитацию. По итогам группа независимых экспертов от конкурсной комиссии проводит социологический опрос (праймериз) с целью выявления рейтинга известности и рейтинга доверия избирателей к будущим кандидатам.

Победителями конкурса признаются участники, успешно прошедшие тестовые испытания, предложившие, по мнению комиссии, лучшую программу своей деятельности и набравшие большее число положительных мнений при проведении социологического опроса.

По итогам проведения конкурса конкурсная комиссия передает протоколы с указанием победителей конкурса в региональное отделение соответствующей партии, выдвигающей списки кандидатов. Региональное отделение, в свою очередь, передает данные кандидатуры (с пометкой "победитель конкурса" и грифом "рекомендуется") на рассмотрение съезда политической партии при решении последним вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые обратились в партию с предложением о включении в список кандидатов в общем порядке. Победители конкурса получают преимущественное право на включение в проходное место в списке кандидатов (в виде 50% эквивалентным голосам участников съезда "за").

По итогам рассмотрения съезд принимает решение о выдвижении федерального списка кандидатов. Гражданин, попавший в результате распределения депутатских мандатов в Государственную Думу по своему желанию, наделяется правами независимого депутата и получает возможность не входить ни в одну фракцию в Государственной Думе. Таким образом, гражданин, не желающий "связываться" ни с одной партией и в дальнейшем подчиняться ее решениям при голосовании за принятие законопроектов, может совершенно спокойно избираться в Государственную Думу посредством независимого конкурса и используя при этом партию как переходный механизм для избрания в Государственную Думу.

Как уже отмечалось, проблема "прозрачности" формирования списков кандидатов при пропорциональной системе выборов депутатов Государственной Думы означает отсутствие возможности у избирателя голосовать за конкретного кандидата.

В этой связи представляется целесообразным заимствование зарубежного опыта применения системы преференциального панаширования при выборах депутатов Государственной Думы, причем предпочтительнее применять указанную систему в сочетании с гибкими (свободными) списками.

См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб.: В 4 т. Т. 1, 2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Бек, 2003. С. 381. Систему панаширования можно встретить в Бельгии. См.: Страшун Б.А. Указ. соч. С. 379.

Согласно этой системе избиратель не только голосует за открытый список кандидатов, в котором может высказать свои предпочтения определенным кандидатам, способствовать их избранию, но и может проголосовать за конкретного кандидата из другого списка кандидатов. Таким образом, система преференциального панаширования направлена на учет симпатий избирателя и поддержку конкретных кандидатов в случае нежелания избирателя голосовать за какую-либо из партий.

В этой связи представляется целесообразным изложить ч. 4 и 5 ст. 73 Закона о выборах депутатов ГД в следующей редакции.

В части 4 ст. 73 Закона о выборах депутатов ГД после слов фамилии, имена и отчества кандидатов исключить слова "первых трех кандидатов", включенных в эту региональную группу кандидатов.

Часть 4 ст. 73 дополнить следующим абзацем: "избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из кандидатов: 1)

фамилия, имя и отчество; 2)

год рождения; 3)

место жительства (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта); 4)

основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа".

В части 5 ст. 73 после слова "Справа" слова "от наименования каждой политической партии" заменить словами "от фамилии, имени и отчества каждого кандидата федерального списка кандидатов политической партии" помещается пустой квадрат.

Соответственно, подлежит изменению ч. 8 ст. 75 Закона о выборах депутатов ГД, которую необходимо изложить в следующей редакции:

"Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, помещенный справа от данных о каждом зарегистрированном кандидате любого федерального списка кандидатов, в пользу которого сделан выбор. Свое предпочтение избиратель в общей сложности может выразить не более чем четырем кандидатам".

Пункт "т" ч. 2 ст. 78 Закона о выборах изложить в следующей редакции: в строку 18 и последующие строки вносятся фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатах и число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата зарегистрированного федерального списка.

Необходимо также привести в соответствии с этими положениями остальные нормы Закона о выборах депутатов ГД.

Реализация названных предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего порядок применения пропорциональной избирательной системы, позволит, на наш взгляд, сделать механизм формирования федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ более "прозрачным" и гармоничным, а самое главное, позволит обеспечить реализацию и защиту конституционных прав граждан избирать быть избранными в органы государственной власти.

Политическая партия, а также ее региональные отделения и иные структурные подразделения могут участвовать в выборах только после представления в Центральную избирательную комиссию РФ документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, и только в тех выборах, которые будут назначены и решение об их назначении или проведении будет официально опубликовано после предоставления этих документов.

Политическая партия имеет право участвовать в референдумах после представления в Центральную избирательную комиссию РФ документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", согласно которому референдум Российской Федерации -всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Вопросы, которые могут быть вынесены на референдум:

проект новой Конституции РФ. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ определяются федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции РФ;

проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с названным Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором РФ; вопросы государственного значения;

вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. На референдум не могут выноситься вопросы: 1)

об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ; 2)

о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов; 3)

об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ; 4)

о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; 5)

об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ; 6)

о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ; 7)

о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты; 8)

о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 9)

об амнистии и о помиловании.

В Законе также особо оговаривается, что вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод и должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Политические партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе ФС РФ на последних предшествующих референдуму выборах депутатов Государственной Думы, обладают правом назначать членов специальных территориальных комиссий и участковых комиссий с правом совещательного голоса после их сформирования, а также прекратить полномочия члена комиссии референдума с правом совещательного голоса в любое время и передать другому лицу.

Политическая партия вправе назначить наблюдателей, полномочия которых должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии референдума, в которую он направляется. Наблюдателей может быть назначено несколько. В этом случае они имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении участковой комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии.

Политические партии могут производить пожертвования в фонд референдума в размере, не превышающем для каждой политической партии 50% от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума.

Они также могут создавать инициативные агитационные группы. Решение об их создании принимается на съезде политической партии, при этом на съезде определяется персональный состав инициативной агитационной группы. Для регистрации такой группы, созданной политической партией, уполномоченный представитель инициативной агитационной группы представляет в Центральную избирательную комиссию РФ: 1)

протокол (выписку из протокола) съезда политической партии, включающий (включающую) в себя решение о создании инициативной агитационной группы и формулировку вопроса (вопросов) референдума, по которому (по которым) предполагается проводить агитацию; 2)

нотариально удостоверенную копию устава политической партии; 3)

заявление о регистрации инициативной агитационной группы; 4)

список членов инициативной агитационной группы в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией РФ. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства каждого члена инициативной агитационной группы; 5)

список уполномоченных представителей инициативной агитационной группы с указанием сведений о них и номера телефона каждого из них, а также список уполномоченных представителей по финансовым вопросам инициативной агитационной группы; 6)

нотариально удостоверенные доверенности, оформленные на уполномоченных представителей по финансовым вопросам инициативной агитационной группы, и заявления указанных лиц о согласии быть уполномоченными представителями по финансовым вопросам.

При проведении досрочного голосования с использованием переносных ящиков для голосования или при голосовании вне помещения для голосования участковая комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, назначенных инициативной группой по проведению референдума, разными политическими партиями, наблюдателей, назначенных инициативной группой по проведению референдума, разными инициативными агитационными группами, политическими партиями и иными общественными объединениями, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования.

Пункт 3 комментируемой статьи, предусматривающий, что политическая партия вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными избирательными объединениями в порядке, установленном избирательным законодательством, утратил силу согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ. При этом положения этого пункта, а также п. 4 комментируемой статьи в редакции этого Закона распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Закона. Правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных до дня вступления в силу данного Закона, регулируются нормами соответствующих федеральных законов в редакции, действовавшей до дня вступления его в силу.

Пункт 3.1 комментируемой статьи устанавливает, что политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан РФ, являющихся членами иных политических партий. При этом положения этого пункта ст. 36 в редакции Федерального закона от 12 июля 2006 г. N 106-ФЗ не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу. Порядок и сроки ее опубликования регулируются законодательством РФ о выборах.

Такой порядок и сроки предусмотрены:

в пункте 10 ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией;

в пункте 9 ст. 49 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации": политическая партия в случае выдвижения ею кандидата и его последующей регистрации Центральной избирательной комиссией РФ не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, а также размещает ее в сети Интернет и в течение указанного срока представляет в Центральную избирательную комиссию РФ копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети Интернет, на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Такая публикация должна быть осуществлена в рамках предоставленной кандидату, политической партии бесплатной печатной площади либо оплачена из избирательного фонда кандидата;

в части 12 ст. 55 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети Интернет и в течение этого же срока представляет в Центральную избирательную комиссию РФ копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети Интернет, на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая политической партии в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии.

Глава VIII. Участие политических партий в выборах и референдумах

Статья 36. Участие политических партий в выборах и референдумах

1. Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

2. Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы документы, подтверждающие государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о референдумах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 июля 2006 г. N 106-ФЗ статья 36 дополнена пунктом 3.1, действие которого не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона

3.1. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

4. При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о выборах.


Статья 37. Признание политической партии участвующей в выборах

1. Политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за:

а) выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

в) выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ пункт 1 статьи 37 дополнен подпунктом "г.1"

г.1) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации;

д) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;