Закон и подзаконные акты рф. Законы и подзаконные акты


Министерство транспорта Российской Федерации
(Минтранс России)

Федеральное агентство воздушного транспорта
(Росавиация)

ФГБОУ ВПО «Санкт Петербуржский Университет Гражданской Авиации»

Заочный факультет

Контрольная работа
по дисциплине Правоведение
Тема: 5.Законы и подзаконные акты.

Студент 1го курса
Специализация:
Организация Летной Работы
Учебный шифр: 0912.1497
Ашихмин Александр Александрович

Санкт Петербург 2013
План
Введение
Одно из важнейших направлений государственной деятельности – законотворчество. Создание законов представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. Возрастание роли и социальной ценности закона ставит его сегодня в положение важнейшего регулятора общественных отношений, призванного целенаправленно воздействовать на все основные сферы жизни общества. Законотворческую деятельность можно понимать как средство организации общества.
В каждом государстве законотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.
Понимание различий между законами и подзаконными актами может быть полезно в плане перспективных оценок дальнейшего правового и политического развития российского общества, поскольку уровень развития законодательства и совершенствования законодательного процесса отражает основные тенденции в структуризации интересов общества.
По своей социальной сути законотворчество выступает как процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных юридических актах, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.
Вышеизложенное подчеркивает актуальность выбранной темы.

    Законы и подзаконные акты

      Понятие, признаки, виды законов

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти (органом законодательной власти) или референдумом, выражающим волю народа, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы - первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:
- все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
- они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
- законы никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.
Законы принимаются исключительно органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ). Другие ветви власти не могут законодательствовать: органы исполнительной власти должны заниматься организацией исполнения законов, а органы судебной власти - разрешать правовые конфликты.
В соответствии с п. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федераций, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Кроме того, право законодательной инициативы принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
1) Конституция
2) Федеральные конституционные законы
3) Федеральные законы
4) Законы субъектов федерации.
Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе норматив ных актов определяется двумя ее основными свойствами:
- Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отрасл евом законодательстве.
- Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.
К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне, относятся следующие вопросы:
основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их охраны, юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к гражданам;
общие вопросы федеративных отношений в Российской Федерации; порядок выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, их правовой статус;
порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
правовые основы экономического, социального и экологического развития Российской Федерации;
правовое положение средств массовой информации; порядок формирования и расходования федерального бюджета;
федеральные налоги и сборы;
общие вопросы национальной безопасности;
порядок введения режима чрезвычайного и военного положения;
уголовная ответственность и уголовный процесс, порядок исполнения уголовных наказаний;
судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.
Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами.
Федеральные законы подразделяются на две группы:
1) кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);
2) текущее законодательство.
Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.
Кодифицированные законы или Кодексы действуют в ранге федеральных законов. К ним относятся, например, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Налоговый кодекс и другие. Современные кодексы отличает отраслевая специализация, то есть кодекс есть совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения и расположенных в порядке, отражающем систему данной отрасли права.
Обыкновенный (Федеральный) закон принимается по любому из вопросов государственно-правового регулирования вне зависимости от того, упоминает его Конституция или нет.
В силу того, что Российская Федерация является федеративным государством, на уровне субъектов РФ также могут издаваться законы по предметам ведения, определенным в ст. 72 и 73 Конституции РФ. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон.
Признаки закона:
1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
по сроку действия (постоянные законы и временные);
по характеру (текущие и чрезвычайные);
по сферам действия (общефедеральные и региональные);
по содержанию (экономические, бюджетные, социальные и т.п.);
по степени систематизации (обычные и кодификационные - Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекдс РФ и т.д.);
по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
по объему регулирования - по кругу лиц - (общие и специальные); общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.); специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).
Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт.
Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

      Понятие, виды подзаконных актов

Подзаконные акты - это акты органов исполнительной власти, издаваемые во исполнение закона, которые базируются на его юридической силе и не могут ему противоречить.
Подзаконные нормативные акты также являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов. Им присущи определенные признаки:
1) они должны основываться на законе, при этом обладать меньшей юридической силой по сравнению с ним;
2) должны быть изданы компетентным органом;
3) они регулируют значительный круг общественных отношений, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов;
4) служат основанием для правоприменительной деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Несмотря на то. что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.
1. Указы Президента РФ.
Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.
В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.
2. Постановления Правительства РФ.
Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.
Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Федеральной службы безопасности и т.п.
4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - областной Думы, областного Представительного Собрания).
5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций).
6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.
Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел и т.п.
7. Локальные нормативные акты.
Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанций.
Столкновение закона и подзаконного акта (изда
и т.д.................

Нормы права устанавливаются государством в лице его компетентных органов путем принятия соответствующих документов - нормативно-правовых актов. Каждый орган действует в пределах порученной ему области общественной жизни.

Исходящие от них нормативно-правовые акты также представляют собой сложную систему документов, разнообразных по форме, по содержанию, по кругу регулируемых ими вопросов жизни общества.

В Российской Федерации существует довольно сложная система нормативно-правовых актов. Прежде всего это акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов федерации, выступающие результатом правотворческой деятельности государственных органов, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Системе законодательства любого государства свойственно деление на законы и подзаконные акты.

Закон -это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов федераций в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума). Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции России, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального (административно-государственного) устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и некоторые другие.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся также в порядке, определенном референдумом. (С юридической точки зрения приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом).


Таким образом, главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.

Нормы права, содержащиеся в такой сложной совокупности актов, не могут противоречить друг другу. Если такое положение по каким-либо причинам возникнет, исполнители окажутся в ситуации выбора -какую норму исполнять, а какой пренебречь. Но тогда право как система государственно установленных норм, обязательных к исполнению, перестает быть правом.

Поэтому одним из основных требований к системе нормативно-правовых актов является их внутренняя согласованность (соответствие) между собой по способам воздействия на поведение людей.

Этот принцип настолько важен для придания целостности и единства многочисленным актам, что во всех государствах цивилизованного мира он закрепляется в конституциях. В законах страны закрепляются и регулируются наиболее важные стороны общественной жизни -экономической, политической, духовной. Поэтому в Регламенте парламента специально устанавливается сама процедура законотворчества, в которой предусмотрены все стадии проработки проекта закона, его обсуждения и принятия.

Обычно «закон» как термин в юриспруденции употребляется для обозначения и наименования того или иного конкретного нормативно-правового акта, принятого парламентом. Например, закон «О суверенитете», закон «О милиции», закон «О безопасности» и т.д. Но этот термин может употребляться и обобщенно: все нормативно-правовые акты законодателя являются законами в отличие от актов других государственных органов.

Нормативно-правовые акты Президента, Правительства, министерств, государственных комитетов, исполнительно-распорядительных органов субъектов федерации многообразны по своему характеру (указы Президента, постановления Правительства, приказы, инструкции, положения и т.д.). Они именуются подзаконными актами , так как принимаются на основе и во исполнение законов, конкретизируют порядок реализации законов.

Подзаконные нормативно-правовые акты вместе с актами законодательной власти составляют единую систему актов государства, поэтому невозможно какое бы то ни было противопоставление подзаконных актов закону, автономность их функционирования.

Всем подзаконным актам государственных органов присуща общая черта -они издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, не должны противоречить закону, но могут его развивать, дополнять и даже конкретизировать.

В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежит указам и распоряжениям Президента России как главы государства, которые отличаются наибольшей широтой и глубиной воздействия на регулируемые общественные отношения.

Правительство Российской Федерации на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены последним.

Среди подзаконных актов большое место отводится нормативным актам, принимаемым министерствами, государственными комитетами, ведомствами, федеральной службой. Эти акты обладают рядом особенностей. Прежде всего, они уступают по юридической силе решениям Правительства; носят отраслевой характер, так как предназначены, за редким исключением, регулировать общественные отношения в процессе реализации своих полномочий в определенной сфере управления; отличаются большим многообразием. Наиболее распространенными среди них являются: приказы, решения коллегии, инструкции, правила, положения, уставы, распоряжения.

Ведущей формой ведомственного акта является приказ, который может быть как нормативным, так и ненормативным по своему содержанию. Приказом опосредуется различная по своему характеру деятельность, им утверждается, а тем самым и придается соответствующая юридическая сила другим нормативным актам, исходящим от того или иного министерства, комитета, ведомства, федеральной службы. Иными словами, он имеет нормотворческое значение, выступает актом детализации постановления Правительства. Приказы и распоряжения, имеющие разовое, распорядительное значение, не содержат нормативных предписаний, поэтому нормативно-правовыми актами не являются.

Субъекты федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование, включая издание законов и иных нормативных актов.

Акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам и федеральным законам, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации, а также актам, принятым в пределах их совместного ведения. В случае такого противоречия действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации (в пределах исключительной компетенции субъекта федерации) действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Наименование актов субъектов федерации различно: республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, остальные

- устав и законодательство . Конституция России не определяет иное наименование актов, издаваемых субъектами федерации, это могут быть законы, решения, постановления, декреты и т.п.

Самостоятельную группу актов образуют решения органов местного самоуправления. Такая форма актов была длительное время законодательно установлена, хотя практика пошла по пути расширения конкретных видов актов с нормативным содержанием. Начали издаваться регламенты, положения. Особенностью актов местного самоуправления является их территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и тому подобное.

Законы и подзаконные акты.

По порядку и субъекту принятия:

Акты принимаемые в порядке референдума

Актами органов гос власти

Договорными актами

Актами не государственных субъектов (в случае, когда гос-во делегирует такое право).

По сфере действия

Общефедеральные

Субъектов

Органов местного

По сроку действия:

Неопределенного времени действия

Временные акты

Закон – это разновидность нормативно-правового акта, принятого в особом порядке, органом законодательной власти или народом в порядке референдума, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки:

1. Принимается законодательным органом или народом

2. высшей юридической силой (юридическая сила – свойство нпа, которое используется для определения места нпа в системе законодательства, зависит от субъекта и от характера норм)

3. призван регулировать наиболее важные общественные отношения

4. содержит нормы первичного характера

5. в особом порядке

Виды законов:

по значимости:

Конституционные законы, (Конституция, федеральные общие законы)

Текущие законы

по сфере действия

Общефедеральные

Законы субъектов

Местного самоуправления

по отраслям права.

Государственно-правовые

Уголовно- правовые

Гражданско-правовые

Подзаконный нпа – принятый уполномоченным гос органом нормативный документ, изданный на основе и в соответствии с законом в целях конкретизации и дополнений положений последнего.

Признаки:

1. субъекты издания нпа различны от тех кто принимает законы

2. подзаконные нпа не должны противоречить законам

3. особое предназначение подзаконных нпа.

Закон о моратории на смертную казнь: чем введен мораторий?

Виды подзаконных нпа:

1.Общефедеральные (указы и распоряжения президента(глубоко почитать) постановления правительства, приказы и инструкции министерств)

2. Подзаконные нпа субъектов (постановления, распоряжения указы приказы инструкции)

3.Нпа органов местного самоуправления – решения постановления, распоряжения.

4. Локальные подзаконные нпа (уставы, решения, распоряжения)

Важной хар-кой нпа является его практическое действие .

Действие нпа – это способность его порождать юр последствия, предусмотренные в нем. Действие устанавливается по 3м параметрам :

Во времени – действие определяется временем вступления его в законную силу, и моментом утраты им юридической силы.

Способы утраты:

1. по истечению срока

2. изменение обстановки, на которую был рассчитан этот акт

4. фактической отмены (не указывается что предыдущий отменяется) правило – если есть новый акт, то именно он и применяется.

5. вступление в силу международного договора, которому противоречит внутригосударственный акт

по общему правилу нпа распространяют своё действия на отношения, которые возникли после вступления его в юр силу,(действует наперед), однако по настоящее время действует. (закон обратной силы не имеет)

из этого правила есть исключения:

акт действует вспять, в случае если:

1. в нем самом указано на это

2. когда акт смягчает ответственность

3. когда он каким-либо образом улучшает положение подозреваемого, подсудимого, отбывавшего наказания.

Действе в пространстве:

1. территориальный (закон о государственной границе, о континентальном шельфе)

2. экстерриториальный (территории посольств, военных кораблей под чужим флагом)

Действие нпа по кругу лиц:

1. общее правило – на всех лиц, находящихся на тер-рии гос-ва,

2. исключение – ведомственные акты распространяют только на определенное ведомство, акты ограниченного территориального действия ограничены по кругу лиц (ограничение на народов Крайнего севера)

термин законодательство :

1. совокупности только законов и только

2. совокупности всех действующих на тер-рии актов

3. совокупность всех существующих форм права

различие и не совпадения между понятиями НПА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:

1. первичным элементом системы права является норма права, а законодательства – статья нормативного акта

2. система законодательства по объему представленного в ней материала шире чем система права: в содержание системы законодательства могут входить положения нормами пава не признаваемые – указание на цели и мотивы принятия нпа, программные положения и др.

3. в основе деления права на отрасли лежит предмет и метод, а в законодательства – только предмет.

4. структура системы права горизонтальный, системы законодательства – вертикальная.

5. система права носит объективный характер, а система законодательства подвержена влиянию субъективный факторов.

Нормативно-правовой акт, или сокращенно НПА - что это? Каковы его признаки и какие они бывают в России, мы рассмотрим в данной статье. Понятие, требования к ним предъявляемые и классификацию(виды) нормативных актов читайте в соответствующих статьях

Основные положения

Нормативно-правовой акт - это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.

Признаки нормативно-правового акта:

  • властно-волевой характер;
  • неоднократность применения;
  • адресованность неопределенному кругу лиц.

В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ - решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:

  • законы;
  • подзаконные акты.

Законы

Закон называют писаным правом, которое истолковывается юристами. В целях устранения путаницы в толковании система нормативных правовых актов обладает строгой иерархичностью. На первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов. Например, во Франции Конституция 1958 г. - это всею лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующею Основною закона. В соответствии с преамбулой акта 195S г. его частью являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы. В Конституцию входят не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, признанные законы Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г. Конституционные нормы обладают особым авторитетом, гак как устанавливают фундаментальные основы жизни общества. В связи с этим во многих государствах конституционные положения принимаются и изменяются в особом порядке, например путем всенародного голосования. Особый авторитет данных норм выражается в особом контроле за их соблюдением, соответствием других законов, стоящих ниже на иерархической лестнице, нормам конституции. Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, с этой целью создан особый орган - конституционный суд.

В классическом понимании закон - это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывающий основы регулирования в полном объеме.

При этом закон регламентирует ключевые аспекты жизни страны, принципиальные экономические, политические и социальные вопросы.

Отсюда следуют основные признаки закона как нормативного правового акта :

  • он принимается представительными органами, избираемыми народом, иди непосредственно самим народом на референдуме;
  • обладает высшей юридической силой;
  • принимается в особом процессуальном порядке;
  • по своему характеру является стабильным;
  • принимается для регулирования наиболее важных социально значимых общественных отношений.

Итак, закон - это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке народом или парламентом, регулирующий наиболее важные общественные отношения.Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на:

  • основные;
  • обыкновенные.

Основные законы

Основные законы - это конституции.Конституция - это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Обыкновенные законы

Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:

  • текущие;
  • кодифицированные.

Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.

Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.

Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы .Кодекс (лат. codex - книга, пень) - это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т. п.). Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы.Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права).В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.

Подзаконные акты

Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т. д.).В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты.

Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты - указы и распоряжения - принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. В частности, благодаря Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1487 «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования» (утратил силу) сохранялось бесплатным полное среднее общее образование. Согласно же действующей Конституции РФ государство гарантирует бесплатное обучение лишь до 10 класса, т. е. основное общее образование. Данный Указ Президента РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку устанавливает более широкие гарантии прав граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ.

Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента не ограничивает право Государственной Думы принимать по этому же вопросу федеральный закон и устанавливать иные нормы права.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи. Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитие федеральных законов. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1 тыс. нормативных правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ. федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ.

Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для других граждан.

Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов. Доступ к его информационным ресурсам можно осуществлять через Интернет.

Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты .

Виды законов :

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов :

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

нормативные акты государственных органов;

нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

общефедеральные;

нормативные акты субъектов Российской Федерации;

нормативные акты органов местного самоуправления;

локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

нормативные акты неопределенно длительного действия;

временные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона :

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.