Оформление на работу работников из белоруссии. Работники из Белоруссии, Казахстана и Армении: как заключать с ними трудовые договоры, какие документы требовать и какие органы уведомлять

Федеральное избирательное законодательство, закрепляя основные гарантии избирательных прав и свобод граждан, обеспечивает на всей территории Российской Федерации соблюдение единых демократических избирательных стандартов и их реализацию при проведении различных видов выборов.

Характеристику данного вида источников избирательного права следует начать с Конституции РФ. Основной закон России занимает ведущее место среди источников права, так как имеет высшую юридическую силу, регулирует наиболее важные стороны общественной жизни и является базой для формирования всего законодательства. Необходимо отметить, что в Конституции РФ 1993 г. отсутствует специальная глава об избирательном праве и избирательной системе, как это было, например, в конституциях советского периода. Вместе с тем, нормы Конституции РФ закрепляют основные принципы избирательного права, которые затем конкретизируются и детализируются в федеральном избирательном законодательстве и в других источниках избирательного права.

Рассмотрим данные положения Конституции РФ более подробно.

Во-первых, Конституция РФ закрепляет в качестве одной из основ конституционного строя принцип народовластия, устанавливая, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ).

Во-вторых, Конституция РФ закрепляет и гарантирует избирательное право в субъективном смысле, т. е. право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), а также определяет круг лиц, которые не имеют избирательных прав. К ним относятся лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это единственное ограничение избирательных прав, установленное Конституцией РФ (за исключением ограничений пассивного избирательного права для кандидатов в Президенты РФ и депутаты Государственной Думы). Все ограничения избирательных прав граждан не должны противоречить Конституции РФ.

В-третьих, Конституция РФ определяет основные требования, предъявляемые к выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы. Но следует отметить, что только применительно к выборам Президента России закреплены принципы избирательно права (ч. 1 ст. 81). Конституция РФ устанавливает также требования, предъявляемые к гражданам, обладающим пассивным избирательным правом, т. е. к кандидатам в Президенты РФ и в депутаты Государственной Думы. Согласно ч. 2 ст. 81 Основного закона для кандидата в Президенты РФ установлен возрастной ценз - не моложе 3 5 лет и ценз оседлости - постоянное проживание в Российской Федерации не менее Шлет. Согласно ч. 1 ст. 97 Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ не моложе 21 года и имеющий право участвовать в выборах (в данном случае следует вспомнить положения ст. 32 Конституции РФ, о которых уже говорилось выше).

В-четвертых, Конституция РФ устанавливает разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере избирательного законодательства. Ст. 71 устанавливает, что вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина (в том числе и избирательных прав) отнесены к ведению Российской Федерации. К ее исключительному ведению отнесены также вопросы формирования федеральных органов государственной власти.

В-пятых, в самой Конституции РФ установлен механизм защиты конституционных норм, в том числе и норм, закрепляющих избирательные права граждан и гарантии их реализации.

В-шестых, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Это положение позволяет включить в число норм избирательного права России, обладающих высшей юридической силой, нормы-принципы, содержащиеся в международных источниках. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то приоритетными являются правила международного договора.

В международных договорах содержатся международные избирательные стандарты, которые должны определять содержание национального законодательства. Речь идет об обязательствах государств предоставить своим гражданам право на участие в свободных, справедливых, подлинных и периодических выборах, не посягать на эти права и обеспечивать их реализацию. Так, избирательное законодательство РФ основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющих возможности граждан избирать и быть избранными на подлинных периодических выборах, проводимых на принципе всеобщего избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Конституционный Суд РФ, являясь органом конституционного контроля, часто основывает свои выводы на принципах, закрепленных в этих международных правовых актах. Конституционный Суд РФ играет особую роль в правовой охране Конституции РФ и обеспечении ее соблюдения.

В практике его деятельности затрагиваются вопросы содержания принципов избирательного права и механизмов их реализации, вопросы назначения выборов, выдвижения кандидатов, определения итогов голосования и другие, возникающие в ходе избирательного процесса. Решения Конституционного Суда РФ также являются источниками российского избирательного права и влияют как на правотворческую, так и на правоприменительную деятельность в данной сфере. Они оказывают существенное влияние на развитие избирательной системы и избирательного законодательства, а тем самым на развитие демократического процесса российской государственности.

В системе избирательного законодательства РФ, безусловно, центральное место занимает Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Далее - ФЗ «Об основных гарантиях...»). Данный Закон является своеобразным «ядром» избирательного законодательства, его основополагающим актом. Он не только устанавливает и регулирует гарантии избирательных прав граждан, но и конкретизирует сами эти права. Кроме того, Закон содержит четко и логически выстроенную схему всех стадий избирательного процесса, раскрывает содержание каждой стадии, каждой избирательной процедуры, а также закрепляет систему правовых средств, обеспечивающих соблюдение на каждой стадии принципов избирательного права и законных прав и интересов граждан.

Следует отметить, что в случае противоречия между федеральным или региональным законом о выборах и ФЗ «Об основных гарантиях...» будут применяться нормы последнего. Такое же правило действует и в случае отсутствия в законодательстве субъектов РФ необходимого нормативного правового акта.

В системе федерального избирательного законодательства следует выделить федеральные законы о выборах в федеральные органы государственной власти. Это Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федера- ции» . Основываясь на положениях Основного закона и ФЗ «Об основных гарантиях...», эти акты содержат нормы, детально регулирующие порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, начиная со стадии назначения даты выборов и заканчивая регламентацией порядка обжалования нарушений избирательных прав граждан и привлечения к ответственности за нарушения законодательства о выборах.

Среди актов федерального избирательного законодательства отметим также Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»3, который был принят с целью восполнения пробелов в регулировании порядка проведения муниципальных выборов.

Кроме того, к источникам избирательного права федерального уровня следует отнести Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Данные нормативные правовые акты устанавливают не только основные принципы проведения выборов соответствующих органов и должностных лиц, но и регламентируют некоторые стороны самого избирательного процесса.

Вышеназванные законы являются источниками избирательного права и входят в систему избирательного законодательства. Предметом их регулирования являются избирательные отношения, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения выборов. Но кроме этих законов при проведении выборов в органы государственной власти федерального и регионального уровня, а также и местного самоуправления должны применяться и другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права. Среди них следует назвать, например, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Политическим партиям принадлежит важная роль в избирательном процессе. Именно они являются избирательными объединениями и имеют право выдвигать кандидатов (списки кандидатов).

Избирательное законодательство РФ включает в себя также нормы различной отраслевой принадлежности: информационного, финансового, уголовного, административного законодательства ит. д. Так, например, нормы Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливают ответственность за избирательные правонарушения. И следует отметить, что сочетание санкций, установленных избирательным законодательством, с мерами административных взысканий и уголовных наказаний за нарушение избирательных прав граждан и процедуры выборов способно обеспечить эффективное функционирование института ответственности в избирательном праве.

Вопрос

Наша организация хочет принять на работу гражданина Белоруссии.

Какой порядок, особенности приема гражданина Белоруссии на работу?

Необходимый пакет документов для трудоустройства?

особенности налогообложения, если таковые имеются?

Ответ

Принимая на работу граждан Республики Беларусь, оформлять их на работу нужно так же, как и российских граждан, с учетом некоторых особенностей. Документы, выданные в Республике Беларусь для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий ее граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации, трудовая книжка, выданная на территории Республики Беларусь, может быть представлена при трудоустройстве таким работником на территории Российской Федерации. Если трудовая книжка была выдана в Белоруссии по образцу 1974 г., то работодатель вправе продолжить ее заполнение.

Отметим, что о заключении трудового договора с гражданином необходимо уведомить территориальный орган ФМС России (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н).

При приеме на работу граждане Белоруссии должны представить те же документы, что и россияне. Перечень таких документов определен в ст. 65 ТК РФ. Это:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отношении работников из Республики Беларусь действуют нормы Договора о ЕАЭС. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). Соответственно, можно сделать вывод о том, что временно пребывающие граждане Белоруссии относятся к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию.

Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется Приложением N 30 к Договору о ЕАЭС, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является (п. 4 ст. 98 Договора о ЕАЭС).

В связи с этим, по нашему мнению, гражданин Белоруссии не должен представлять работодателю полис ДМС (ст. 327.3 ТК РФ), но в трудовом договоре рекомендуется указать, что работник имеет право на оказание медицинской помощи в силу международного соглашения. Также иностранный гражданин не должен предъявлять документы воинского учета.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

При исчислении НДФЛ с доходов от работы по найму, выплачиваемых гражданам государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), не признаваемым налоговыми резидентами РФ, следует учитывать положения ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

указанные доходы граждан (и одновременно налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием)) стран — участниц ЕАЭС с первого дня работы этих граждан в РФ облагаются по ставкам, установленным в отношении таких доходов налоговым резидентам РФ.

Напомним, что доходы, выплачиваемые налоговым резидентам РФ в связи с работой по найму, облагаются по ставке 13%, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ.

Учитывая приведенные положения, Минфин России в Письме от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 03.02.2015 N БС-4-11/1561) указал, что доходы от работы по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются НДФЛ по налоговой ставке 13% начиная с первого дня работы таких граждан на территории РФ.

Таким образом, доходы граждан Белоруссии облагаются так же как доходы граждан РФ.

Смежные вопросы:


  1. Организация на ОСН предоставила процентный заем белорусской компании. По окончанию срока действия договора белорусская компания вернула тело займа в полном размере. Одновременно при выплате начисленных процентов белорусская компания удержала…...

  2. Уточните, пожалуйста, какие особенности есть при заключении договора с внешним совместителем.
    ✒ При заключении трудового договора с совместителем применяются те же правила, что и при приеме работника на основную…...

  3. Добрый день. С пометкой срочно. Нуден ли гражданам Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии при трудоустройстве предоставлять договор(полис) добровольного медицинского страхования? Возможно ли увольнение иностранных граждан (Украины и др…) по…...

  4. ООО планирует принять на работу граждан Киргизии. Какие документы у них должны быть для оформления на руках? Какие ставки НДФЛ, страховые взносы необходимо начислять? Подаются ли сведения на…...

Источник: Кадровое дело

Кем для российских работодателей являются граждане соседней Республики Беларусь? Иностранцами, для которых установлен особый порядок трудоустройства, или же соотечественниками, которые оформляются исключительно по нормам Трудового кодекса? Нужно ли вносить за белоруса страховые взносы и выплачивать ему пособие по временной нетрудоспособности? Эти и им подобные вопросы вы задаете в своих письмах. Сегодня мы отвечаем на некоторые из них.

Хотим пригласить в компанию специалиста, имеющего белорусское гражданство. Подскажите, в каком порядке происходит трудоустройство иностранца?

Процесс оформления на работу иностранных граждан достаточно сложный . Он значительно отличается от трудоустройства россиянина . Сложная процедура оформления иностранцев порой заставляет работодателей серьезно задуматься о целесообразности привлечения в компанию этой категории сотрудников.

Однако на работников, имеющих белорусское гражданство, этот порядок не распространяется. Дело в том, что в трудовых правах граждане этой республики полностью приравнены к гражданам России. Об этом прямо говорится в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. (далее - Договор между Россией и Беларусью) . Таким образом, оформление на работу жителя Беларуси ничем не отличается от оформления россиянина.

Оформляем на работу строителей, имеющих белорусское гражданство. Скажите, нужно ли будет платить за них подоходный налог? И если да, то в каком размере?

Платить подоходный налог необходимо. Ставка такого налога должна составлять 13 процентов от заработной платы работника. Причем следует обратить внимание на такой важный момент. В случае расторжения трудового договора в течение первых 183 дней пребывания работника на территории Российской Федерации на организацию-работодателя возлагается обязанность перерассчитать подоходный налог. Перерасчету по ставке 30 процентов подлежат все ранее выплаченные суммы. Такой порядок приведен в письмах Минфина России и Федеральной налоговой службы .

По приглашению директора к нам в организацию прибыл специалист из г. Барановичи (Республика Беларусь). Мы оформили с ним трудовой договор и договорились, что вскоре он принесет справку о регистрации по месту временного пребывания. Но прошло больше двух месяцев, а документ он так и не принес. Как нам поступить?

Вам не стоит беспокоиться. Дело в том, что при оформлении на работу гражданина Беларуси (так же, как и при оформлении любого другого сотрудника) работодатель не должен требовать от него данные о регистрации . Вы вправе требовать от будущего сотрудника только те документы, которые прямо предусмотрены статьей 65 Трудового кодекса. Перечислим их: паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность), трудовая книжка, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу), документ об образовании (при поступлении на работу, требующую специальных знаний). Как видите, ни о какой справке, подтверждающей законность проживания работника на территории населенного пункта, здесь речи не идет.

Помогите советом. Я оформляю на работу сотрудника, который прописан в Минске и имеет белорусское гражданство. Можно ли мне внести запись о приеме в организацию в его трудовую книжку или же я должна заводить новый документ. Заранее спасибо!

Все зависит от того, что за книжка на руках у работника. Здесь возможны два варианта. Первый: ваш работник имеет трудовую книжку, которую ему завели еще во времена СССР. То есть тогда, когда Россия и Белоруссия были еще республиками единого союзного государства. В этом случае новый документ вам заводить не следует. Продолжайте вносить записи в старую трудовую книжку работника после «белорусских» записей в обычном порядке. Вариант второй: у работника белорусская трудовая книжка, выданная после 1995 года. Именно в это время в Беларуси были введены трудовые книжки нового образца. В этом случае вам необходимо завести сотруднику новый документ.

Не страшно, что у вашего работника одновременно окажутся на руках две трудовые книжки. Для назначения пенсии (за которой по достижении определенного возраста он обратится в пенсионные органы) пригодятся оба документа.

Для озеленения территории, прилегающей к зданию офиса, мы пригласили на летнее время бригаду рабочих из Беларуси. Имею ли я право заключить с работниками срочный трудовой договор на том основании, что они являются гражданами иностранного государства?

Вы имеете право заключить с работниками трудовой договор на определенный срок. Но не потому, что они иностранцы, а потому, что принимаются в организацию на время выполнения сезонных работ (ст. 59 ТК РФ). Дело в том, что в законе перечислены все случаи, когда с работниками может быть заключен срочный трудовой договор (ст. 58 и 59 ТК РФ). Такого основания, как принадлежность будущего сотрудника к гражданам иностранного государства, среди них нет. Если работодатель будет мотивировать заключение срочного трудового договора именно этим обстоятельством, он рискует нажить серьезные неприятности со стороны Государственной инспекции труда.

В финансовый отдел компании на должность специалиста мы принимаем девушку, окончившую Минский государственный университет. Хотелось бы узнать, признается ли у нас действительным диплом об окончании белорусского вуза?

Да, признается. В отличие от документов об образовании других государств ближнего и дальнего зарубежья документы граждан Республики Беларусь не требуют легализации и принимаются на территории нашей страны наряду с документами об окончании российских образовательных учреждений .

У нас в организации работает женщина, имеющая гражданство Беларуси. Сейчас она находится на пятом месяце беременности. Скажите, должны ли мы будем платить ей пособие по беременности и родам?

Да, должны. Граждане Беларуси, работающие в российских компаниях, наряду с остальными работниками имеют право на получение пособий по государственному социальному страхованию. В том числе и на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Этот вывод следует из положений Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ, который называется «Об основах обязательного социального страхования». Так, в статье 9 этого документа сказано, что с момента заключения трудового договора у работодателя возникают перед работником обязательства по всем видам обязательного социального страхования. А статья 6 дополняет эту норму, говоря о том, что работники, о которых идет здесь речь, могут быть не только россиянами, но также и иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Это надо знать

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации при условии постоянного проживания на территории России*. Право на постоянное проживание указанных граждан в Российской Федерации дает вид на жительство**. Вид на жительство предъявляется в отделения Пенсионного фонда в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России***. Правомерность требования указанного документа для иностранных граждан и лиц без гражданства была подтверждена решением Верховного суда Российской Федерации от 1 июля 2003 г. № ГКПИ 2003-398, которое определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации по делу № КАС03-407 было оставлено без изменения.

* -Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.
** -Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
*** -Постановление Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па.

На работе возник с коллегами спор. Одни говорят, что на работника- белоруса нужно оформлять карточку пенсионного страхования, другие говорят, что нет. Помогите, пожалуйста, разобраться.

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (в том случае, если оно отсутствует) оформлять на сотрудника-белоруса нужно. Однако это можно сделать только при условии, что у будущего сотрудника имеется вид на жительство в Российской Федерации. Иначе пенсионные органы просто не примут от работодателя заявление об оформлении карточки .

Если у вас еще остались вопросы, касающиеся практики оформления на работу граждан Беларуси, пишите нам, и мы обязательно на них ответим. А кроме того, поговорим об особенностях приема на работу жителей других республик бывшего СССР.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», приказ МИД России от 12 февраля 2004 г. № 1833 «Об утверждении Правил оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства».

Более подробно о том, как оформить на работу иностранного работника, читайте в № 10, 2005.

Письмо Минфина России от 15 августа 2005 г. № 03-05-01-03/82 и письмо ФНС России от 21 сентября 2005 г. № ВЕ-6-26/786.

Особое внимание на этот факт обращено в пункте 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Пункт 1 решения Высшего совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Документ опубликован на стр. 97.

О том, как получить вид на жительство, см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Документы в тему

  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 89-ФЗ о ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан
  • Федеральный закон от 2 февраля 2000 г. № 25-ФЗ о ратификации Договора о создании союзного государства
  • Решение Высшего совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»
  • Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»
  • Письмо Управления организации визовой и регистрационной работы ФМС России от 21 января 2005 г. № МС-2/559 «О направлении информации»*
  • Письмо ФНС России от 21 сентября 2005 г. № ВЕ-6-26/786 «О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь»
  • Письмо Минфина России от 15 августа 2005 г. № 03-05-01-03/82 «О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь»

Трудоустройство иностранных работников имеет существенные различия от трудоустройства российских граждан РФ. Однако для граждан Республики Беларусь действует упрощенный порядок. Какие основные документы при приеме на работу необходимо оформить при приеме на работу этих категорий работников?

Документом, регулирующим правовые отношения с иностранцами, находящимися на территории РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ). При применении Закона №115-ФЗ следует учитывать, что нормы международных соглашений имеют приоритет над национальным законодательством во всех аспектах правовых отношений с иностранцами.

А в отношении граждан - членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС был установлен льготный режим трудовой деятельности. Это означает, что порядок трудоустройства иностранцев, предусмотренный в Законе №115-ФЗ, не распространяется на граждан из Республики Беларусь. И в этой ситуации нужно руководствоваться порядком, установленным в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и РФ от 22.06.1996 г. №4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее по тексту - Решение).

Для граждан Республики Беларусь не нужно оформлять специальное разрешение на работу (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Какие документы должна запросить кадровая служба при приеме на работу белоруса?

Для оформления трудовых отношений с гражданином из Республики Беларусь работодателю необходимо запросить:

Паспорт;

Трудовую книжку;

Страховое свидетельство;

Документ об образовании.

Перечень документов тот же, что и при трудоустройстве российского работника (ст.65 ТК РФ).

Никаких дополнительных процедур признания документов об образовании не требуется

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами Республики Беларусь, также признаются в соответствии с законодательством РФ.

Из общего правила есть исключения. Для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании. Например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (Административный регламент, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2013 г. №1391).

Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС (письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 г. №16-4/В-823). Но из этого правила есть исключения. Например, если российский работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг работникам из стран ЕАЭС.

Важно!

При трудоустройстве на территории РФ граждан из Армении, Казахстана, Киргизии, необходимо наличие полиса ДМС либо заключенного договора о предоставлении платных медицинских услуг. Такое требование не распространяется на белорусских работников, поскольку такие работники трудоустраиваются на тех же правилах, что и российские работники (Договор «О создании Союзного Государства» от 08.12.1999 г., Договор о равных правах от 25.12.1998 г.).

Как и с российскими гражданами оформление приема на работу с белорусами сопровождается заключением трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений.

Расчет трудового стажа граждан Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.2 Решения).

Срок временного пребывания (проживания) работника из Республики Беларусь и членов семьи на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ, услуг (п.5 ст.97 Договора о ЕАЭС).

Граждане Республики Беларусь, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию РФ, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. То есть им не нужно в течение 30 суток вставать на миграционный учет. При пребывании граждан Республики Беларусь свыше 30 суток с даты въезда, они обязаны зарегистрироваться (встать на учет) либо это сделает принимающая сторона (работодатель либо заказчик услуг).

В соответствии со ст.23 Закона №115-ФЗ регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, и документа, удостоверяющего личность.

Важно!

Миграционные карты гражданам Республики Беларусь, прибывающим на территорию РФ, не выдаются.Документом, подтверждающим дату въезда гражданина Республики Беларусь в РФ, может служить проездной документ.

Поскольку у России с Республикой Беларусь нет границ, то миграционные карты работники Республики Беларусь не заполняют (письмо Управления организации визовой и регистрационной работы от 21.01.2005 г. №МС-2/559).

При этом работодатель обязан уведомлять миграционную службу о заключении или расторжении трудовых договоров с работниками из Республики Беларусь (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ). Уведомление направляется в территориальное отделение ФМС России в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора с белорусским работником (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Все виды пособий и выплат гражданам Республики Беларусь, работающим на территории РФ, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.3 Решения, п.3 ст.98 Договора о ЕАЭС). Таким образом, с 1 января 2015 г. белорусские граждане, работающие в российских компаниях, наряду с российскими гражданами имеют право на получение всех видов пособий (письмо Минтруда РФ от 13.03.2015 г. №17-3/ООГ-268).

Для граждан Белорусси очень много привилегий. Именно поэтому работодатели не боятся брать их на работу.

Прием на работу граждан Белоруссии не ограничен ни квотами, ни получением разрешительных документов.

Все дело в подписанном Россией, Арменией, Казахстаном и Белоруссией соглашении о Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС), которое позволяет гражданам устраиваться на работу в соседних государствах без патентов.

Итак, на вопрос, нужно ли разрешение на работу гражданам Белоруссии, можно смело отвечать отрицательно. Все приезжающие из безвизовых стран (и белорусы в том числе) могут находится в России не дольше трех месяцев в каждое полугодие.

Как только белорусский гражданин находит работу, срок нахождения в стране продлевается на срок действия договора с работодателем. Но даже если такой договор будет расторгнут досрочно, у белорусов есть две недели, чтобы найти себе нового работодателя, даже если 90 дней разрешенного пребывания уже прошли

Как принять на работу гражданина Белоруссии. Никаких ограничений в количестве принимаемых белорусских работников нет, то есть их можно трудоустраивать, не учитывая допустимую долю мигрантов-работников. Работодателю не нужно получать специальные разрешения. Документы для оформления нужны такие же, как и для россиян, согласно Трудовому кодексу РФ. Трудовые книжки из Беларуси в России не используются, поэтому нужно заводить новую – российского образца. Порядок оформления на работу граждан Белоруссии отличается только тем, что работодатель в течение трех дней после заключения (или расторжения) контракта должен сообщить об этом миграционную службу. За не уведомление грозит штраф. Ни налоговые, ни страховые органы ставить в известность не нужно.

С начала 2015 года граждане Белоруссии имеют право на все социальные выплаты (кроме пенсионных). Причем с первого же дня работы, на таких же условиях, что и россияне.

Страховые взносы в ФСС платятся в том же объеме, что и для отечественных граждан, – в размере 2,9 %. Это дает право белоруссам на получение пособий во время болезни, а также постоянных и единовременных выплат в связи с материнством. При этом миграционный статус белорусских граждан (имеют ли они РВП, вид на жительство или находятся в РФ временно) не имеет значения.

Выплаты производятся только в случае заключения трудового договора. Если белорус оказывает услуги на основании гражданско-правового договора, пособия ему не предусмотрены.

С 1 января 2015 года для белорусов, как и для работников из других стран-участников ЕАЭС, ставка НДФЛ равна 13%, причем с самого первого дня работы, независимо от того, стали ли они налоговыми резидентами и имеют ли вид на жительство. Это правило относится только к трудовым доходам.

Следует отметить, что обособленные подразделения уплачивают НДФЛ за работников и сдают отчетность только в том случае, если они выделены на отдельный баланс и имеют расчетный счет в банке. В обратном случае, налог уплачивает головная организация, она же и подает отчетность по итогам налогового периода в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете обособленное подразделение.

Страховые взносы в ФСС начисляются на заработную плату работников обособленного подразделения.

Взносы уплачиваются в бюджет региона, в котором находится обособленного подразделения.

Отчеты сдаются в филиал ФСС, в которых обособленное подразделение поставлено на учет.

На налоговые вычеты, однако, имеют право только белорусы-резиденты, то есть, те, кто находился в России больше 183 дней в течение года.

Подать уведомление о приеме на работу нужно в инспекцию по месту учета обособленного подразделения от имени головного отделения. Работодателем по отношению к сотрудникам обособленного подразделения является головная организация, так как обособленное подразделение не является юридическим лицом. Уведомление надо подать в УФМС, на территории которой трудится иностранец, в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договор

Принимая на работу иностранца, временно или постоянно проживающего в России, организация должна уведомить территориальный орган ФМС России о заключении с ним трудового договора. Помимо этого миграционную службу необходимо уведомить и о прекращении трудового договора с таким иностранцем.