Правовой статус трудящихся мигрантов. Срок пребывания в России льготных трудовых мигрантов

Мигранты в России – явление не исключительное, ведь в поисках лучшей жизни человек выбирает законодательство стран, которое лояльно относится к беженцам и переселенцам. С какими проблемами сталкиваются те, кто был вынужден оставить свой дом, и на что могут рассчитывать приезжие?

Миграционная статистика

На одной из последних пресс-конференций глава МВД Владимир Колокольцев, отвечая на вопросы журналистов о том, сколько мигрантов в России в 2017 году, рассказал, что количество въехавших в страну на конец прошлого года превысило 15 млн. граждан:

    примерно 70% – жители СНГ;

    чуть более 11% прибыли из стран Евросоюза.

Если говорить о том, из каких стран приезжают в Россию мигранты, то, по данным Росстата, по бывшим республикам Советского Союза 2015 рейтинг выглядит так

    Украина – 184180 человек;

    Узбекистан – 74242;

    Казахстан – 65750;

    Таджикистан – 47638;

    Армения – 45670;

    Молдавия – 34026;

    Киргизия – 26045;

    Азербайджан – 24326;

    Беларусь – 17741;

    Грузия – 7038;

    Туркмения – 6539.

Проблемы мигрантов в России хорошо известны, и связаны они в основном с беженцами, лицами, получившими временное убежище и вынужденными переселенцами. Достаточно и тех, кто находится в стране давно, но в силу различных причин не легализовался и является лицом без гражданства. Правозащитники в одни голос уверяют, что к решению судьбы каждого конкретного человека нельзя подходить формально, при этом в отдельных вопросах законодательство в отношении беженцев пока не является совершенным.

Трудоустройство: легко ли заработать в России?

Россия – один из мировых лидеров по привлечению трудовых ресурсов из-за границы, но несмотря на то что ежегодно количество официально трудоустроенных мигрантов переваливает за миллион, не меньшее число трудится нелегально.

С начала 2015 г. в силу вступили поправки к закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ», которые коснулись правил въезда и трудоустройства мигрантов в России.

Основные изменения таковы.

    Получившим временное или постоянное разрешение на проживание не требуется отдельного документа для найма на работу.

    Те, кто прибыл без визы или в случаях указания в миграционной карте «трудоустройство» как цель приезда, должны оформить патент.

Федеральное законодательство делит прибывающих иностранцев на лиц:

    с видом на жительство (в том числе белорусы);

    с визой (граждане государств, не входящих в СНГ, а также туркмены и грузины);

    приехавших в безвизовом порядке (украинцы, армяне, казахи, молдаване, азербайджанцы, таджики, узбеки и киргизы).

В течение 30 дней с момента прибытия в страну без визы или с целью трудоустройства иностранец обязан подать документы на предоставление патента, который даст ему право трудиться в РФ. Количество выдаваемых патентов ограничено, как и срок их действия. Через год разрешение аннулируется, а иностранец обязан покинуть страну. Чтобы трудоустроиться повторно, придется снова пересекать границу и получать патент.

По информации МВД, за 2016 год российский бюджет увеличился на 38 млрд.рублей за счет продажи трудовых патентов, что почти в полтора раза больше показателей 2015 г. Такие поступления в 2,3 раза превышают размер налогов на прибыль, которые платят нефтяные компании. Подобные новости для мигрантов в России сегодня, безусловно, становятся «лучиком света» в противовес сообщениям о «резиновых квартирах», разбоях и убийствах, совершенных их бывшими соотечественниками.

Сложнее стало тем, кто получал работу, въезжая в страну по визе. Их наниматели теперь обязаны получать разрешение на привлечение работников-мигрантов, а также полностью отвечать за иностранца, вплоть до того, что самостоятельно подавать в МВД бумаги на регистрацию. Понятно, что далеко не каждый работодатель четко соблюдает правила.

Права мигрантов в России по закону таковы, что только в течение 90 дней они могут искать работу самостоятельно. Если же этого сделать не удалось, придется немедленно вернуться на родину.

Заработки трудовых мигрантов облагаются НДФЛ, при этом налоговая ставка зависит от времени пребывания и сроков трудоустройства. Расчет осуществляется по количеству отработанных дней за год:

    если число дней менее 183 – из заработка вычтут налог 30%;

    если более – 13%.

На заметку! При наличии миграционной карты пенсионные взносы не отчисляются, но уплатить их придется, если работник-иностранец имеет разрешение на временное проживание или ВНЖ.

Проблемы нелегалов

С помощью ужесточения законодательства удалось упорядочить миграционные потоки, стабилизировав резко возросшее количество въезжающих лиц и сократить объемы тех, кто пытается пересечь границу нелегально.

По словам Колокольцева, отсутствие регулирующих механизмов может обернуться катастрофой для страны. Среди основных проблем:

    рост социальной напряженности среди россиян, связанный в первую очередь с безработицей – приезжие готовы работать больше и за меньшие деньги;

    возникновение конфликтов на почве религии или этнической принадлежности;

    рост преступности;

    угроза нацбезопасности – обострение ситуации в азиатском регионе провоцирует усиление миграционных процессов и создает благоприятные условия для проникновения в РФ экстремистов под видом беженцев.

Глава ведомства подчеркнул, что ужесточение закона и принудительные меры контроля не препятствуют привлечению трудовых ресурсов на вакантные рабочие места. Трудовые мигранты в России нужны, но только те, которые не нарушают закон.

Именно потому, что главной проблемой по-прежнему остаются нелегальные мигранты в России, МВД планирует тщательно проанализировать более четырех десятков действующих международных договоров, а также уделять особенное внимание сотрудничеству с другими государствами и проведению масштабной профилактики.

Одна из задач, стоящих перед ГУВМ – совершенствование механизма контроля въезда и пребывания иностранцев. Корректировки законодательства 2015 г. запретили въезжать в страну тем, кто неоднократно нарушил закон, однако число нелегалов от нововведения снизилось несущественно.

На заметку! По данным МВД, под видом мигрантов в 2016 г в РФ пыталось въехать 3 тысячи наркодилеров.

В список регионов России, наиболее привлекательных для мигрантов, традиционно входят Москва и Санкт-Петербург (и их областные города), а также хлебосольный Краснодарский край и близкий к Европе Калининград . А вот за очень большими заработками многие рискуют отправиться в города Тюменской области. Теплолюбивые выходцы же из Средней Азии любят столицу Татарстана – в Казани им проще адаптироваться, чтобы затем продолжить путешествие по стране в поисках лучшей жизни для своих семей.

Проблема определения правового статуса мигрантов в настоящее время активно обсуждается как учеными, так и практиками. Споры ведутся, прежде всего, о конкретном содержании правового статуса той или иной категории мигрантов. К сожалению, отсутствует до сих пор единое мнение о том, каковы особенности правового статуса мигрантов по отношению к иным категориям населения, позволяющие говорить о необходимости выделения специального правового статуса.

Мигранты являются категорией населения, специфика статуса которой связывается с осуществляемыми ими пространственными перемещениями через государственные или административные границы. Следствием миграции является появление значительных по численности групп населения, большей частью не адаптированных к новым условиям проживания и не ассимилированных среди коренного населения. Поскольку наличие мигрантов влияет на экономическую, демографическую, политическую, криминологическую ситуацию в принимающем государстве или административно-территориальной единице, очевидна необходимость специального регулирования правового статуса данной категории населения.

Практически всегда миграционное перемещение влечет изменение правового статуса - это вторая особенность. "Особый правовой статус мигранта будет зависеть от видового различия мигрантов (беженец, вынужденный переселенец, иностранный работник и т.д.) и заключаться в дополнительных правах и обязанностях". Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права // Журнал российского права. 2007. N 11. С. 15. Международные мигранты, находясь вне территории страны, гражданами которой являются, с одной стороны, как правило, сохраняют права и обязанности по отношению к государству гражданской принадлежности, а с другой - дополнительно приобретают определенные права и обязанности государства пребывания, становясь трудящимися-мигрантами. Статус внутренних мигрантов также может изменяться в зависимости от субъекта Федерации - места пребывания или проживания. Поэтому, по нашему мнению, следует согласиться с А. Похлебаевой, выделяющей в качестве признаков, отражающих специфику статуса мигранта, изменение его правового статуса, а также правовое регулирование принимающим государством. Похлебаева А. Понятие миграции и ее классификация // Журнал международного права и международных отношений. 2005. N 3.

1) права, свободы и обязанности, закрепленные нормами международного права и международными соглашениями;

2) права, свободы и обязанности, установленные нормами национального законодательства:

· права и обязанности, предоставленные в государстве гражданской принадлежности (преимущественного проживания) либо в административной единице, откуда была осуществлена миграция;

· права и обязанности, предоставленные мигрантам в государстве или административной единице, в которое лицо осуществило миграцию;

3) права, предоставляемые мигрантам органами местного самоуправления (потенциальные меры социальной поддержки и социальной помощи).

При этом следует отметить особое значение международных актов, договоров и соглашений, нередко с их помощью закрепляются особые правила регулирования порядка въезда и выезда, пребывания, осуществления трудовой деятельности, а также дополнительные льготы и гарантии для граждан государств, подписавших подобные соглашения.

Третья особенность - временный, переходный характер статуса. По общему правилу статус мигранта возникает после соответствующего обращения в государственные органы, в том числе дипломатические и консульские учреждения, либо вследствие фактического пересечения государственных или административных границ, а утрачивается после выезда из государства пребывания или после получения его гражданства. Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность на срок действия трудового договора либо на время выполнения работ при заключении гражданско-правового договора, при этом время пребывания с момента въезда на территорию Российской Федерации не может превышать одного года.

Несмотря на указанные особенности, говорить о целесообразности нормативного определения общего правового статуса мигранта как такового не стоит, достаточно будет просто определить понятие "мигрант" в действующем законодательстве. Возможно, на сегодняшний день следует урегулировать более узкий по объему статус международных мигрантов (в частности, иммигрантов). Анализ зарубежного опыта показывает, что многие государства идут именно по этому пути: иммиграционные законы приняты в Германии, Канаде, Великобритании, ряде государств СНГ (Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и др.). В основу такого акта могли бы быть положены нормы действующего Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Правовой статус трудящегося-мигранта формально в законодательстве Российской Федерации не закреплен. Ввиду сказанного можно говорить лишь о международно-правовом статусе трудящихся-мигрантов (Россия является участником Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г., а также ряда двусторонних соглашений о социальной защите трудящихся-мигрантов). При этом правовой статус трудящегося-мигранта распространяется только на иммигрантов - иностранных граждан и лиц без гражданства, граждане Российской Федерации трудовыми мигрантами не являются. Как отмечает Ю.В. Жильцова, к категории трудящихся-мигрантов не относятся даже российские граждане, постоянно проживающие за рубежом. Жильцова Ю.В. Правовое регулирование трудовых отношений работников-мигрантов: Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 34 Сказанное не означает, что в России вообще отсутствует правовое регулирование статуса трудящихся-мигрантов, скорее, речь может идти о несогласованности терминов.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Таким образом, в содержание правового статуса мигрантов входят права, свободы и обязанности, предоставленные им в соответствии с нормами международного права, а также национального законодательства государства выезда и государства въезда (если речь идет о внутренних мигрантах - административно-территориальной единице выезда и, соответственно, въезда). Общий правовой статус мигранта как таковой на сегодняшний день нормативно не урегулирован, однако это и не является необходимым, достаточно лишь определить само понятие "мигрант".

Права и свободы человека и гражданина, в том числе и трудящегося- мигранта, - большая социально-практическая и научная проблема, требующая постоянного внимания, как со стороны науки, так и практики.

Трудности реализации идей прав и свобод человека и гражданина в любой стране обусловлены множеством причин. Это изменения, происходящие в социальной структуре общества, глубокие преобразования в политической и экономической системах, недостаточный уровень нравственного воспитания, правовая образованность населения и т.д.

На сегодняшний день актуальным остается вопрос: кто, кому и какими средствами будет обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов трудящихся-мигрантов. Современным правовым государствам необходим надежный механизм реализации неотчуждаемых жизненных благ, закрепленных в их Конституциях. Данный механизм должен обеспечивать как законодательные гарантии прав трудящихся-мигрантов, так и фактическое их осуществление при помощи соответствующих государственных органов, учреждений, организаций. Важное звено (элемент) защиты прав и свобод трудящихся-мигрантов - создание условий реализации этих прав и свобод.

В каком бы государстве не находился трудящийся-мигрант, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам), он остается существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит трудящимся-мигрантам в силу их рождения.

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за трудящимся-мигрантом даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы индивида, и тогда они становятся мерой возможного, т.е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь - длинная цепь правовых актов и действий, началом которых служит Конституция108.

Права и свободы - главный элемент правоотношений, возникающих между трудящимся-мигрантом и государством, порождающий обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого человека (гражданина). А человек (гражданин) вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми. Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия конституции.

В то же время все конституции связывают основные права и свободы с обязанностями трудящегося-мигранта. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует правовой статус трудящегося-мигранта. Этот статус и есть мера свободы, т.е. сочетание возможного и должностного в поведении каждого человека. Он служит основой общей правоспособности человека, открывая ему возможность для любых законных действий.

Понимание отношений трудящегося-мигранта и государства как правоотношений не означает детальной регламентированности. Для трудящегося-мигранта смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства - в обязанности оказать эту защиту. Одновременно трудящийся-мигрант и государство «выясняют отношения» по поводу обязанностей, и государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а порой принуждает) соблюдать обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав трудящийся-мигрант остается относительно свободным.

Международно-правовому регулированию правового статуса трудящихся-мигрантов посвящен ряд соглашений, заключенных в рамках специализированного учреждения ООН - Международной организации труда (МОТ)109, одна из задач которой - защита интересов трудящихся, работающих за границей, а также способствование осуществлению программ, обеспечивающих полную занятость путем «передвижения рабочих, включая миграцию, в целях устройства на работу». Основными из них являются Конвенция МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах (1949), Конвенция МОТ № 118 о равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1962), Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся- мигрантам равенства возможностей и обращения (1975)110.

В соответствии со ст. 11 Конвенции МОТ № 97 термин «трудящийся- мигрант» означает «лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу, иначе, чем за собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося- мигранта»111. Как видим, официальное определения трудящихся-мигрантов сформулировано недостаточно четко и страдает некоторой тавтологией. Тем не менее, оно дает общее представление о том, кого можно относить к данной категории мигрантов.

Конвенциями МОТ установлено, что государства, ратифицировавшие их, обязаны соблюдать основные права человека в отношении всех трудящихся-мигрантов, а также предоставлять им без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются их собственные граждане, в отношении заработной платы, рабочего времени, оплачиваемых отпусков, возраста принятия на работу, профессионального обучения, жилищного вопроса, принадлежности к профессиональным союзом, социального обеспечения, налогов, судопроизводства.

В частности, ст. 3 Конвенции МОТ № 118 предусмотрено, что каждое государство-член МОТ, на территории которого Конвенция имеет силу, предоставляет гражданам любого другого государства-члена МОТ, ратифицировавшего данную Конвенцию, одинаковые права со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении прав на социальные пособия.

Национальный режим действует по отношению к трудящимся- мигрантам и в вопросах обеспечения их занятности. Так, согласно ст. 8 Конвенции МОТ № 143 трудящийся-мигрант, находящийся в стране на законных основаниях, пользуется равенством обращения с местным населением по предоставлению работы, а также временной работы в случае безработицы и переподготовки.

Вместе с тем трудящиеся-мигранты и члены их семей обязаны соблюдать законы и правила государства работы по найму, а также уважать культурную самобытность жителей этого государства112.

В целях действенного создания равных возможностей трудящимся- мигрантам в отношении ряда их экономических и социальных прав с гражданами принимающей страны государства-участники Конвенции МОТ № 143 « обязались разрабатывать национальную политику, направленную на содействие при помощи методов, соответствующих национальным условиям и практике, обеспечению равенства обращения в отношении труда и занятий, социальной защиты, профсоюзных и культурных прав, индивидуальных и коллективных свобод для лиц, находящихся на законных основаниях на их территориях в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей».

С тем чтобы способствовать разработке и применению такой политики, государства-участники Конвенции МОТ№ 143 обязались: -

вводить законы и осуществлять программные преобразования, которые могут быть рассчитаны на обеспечение реализации такой политики; -

поощрять программы образования и развивать иную деятельность, направленную на возможно более полное ознакомление трудящихся- мигрантов с принятой политикой, с их правами и обязанностями, а также с деятельностью, направленной на оказание им эффективной помощи в деле осуществления и защиты их прав; -

проводить социальную политику, соответствующую национальным условиям и практике, позволяющую трудящимся-мигрантам и их семьям в равной мере пользоваться преимуществами, предоставляемыми гражданам страны, с учетом тех особых потребностей, которые они могут использовать до тех пор, пока не приспособляться к условиям страны, предоставляющей работу; -

принимать меры с целью содействия и поощрения усилий трудящихся-мигрантов и их семей к сохранению национальной и этнической сущности и культурных связей со страной происхождения, включая предоставление возможности изучения родного языка детям мигрантов.

Начиная с Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозглашающей семью естественной и основной ячейкой общества, имеющей право на защиту со стороны общества и государства, большинство международных документов, касающихся прав человека, содержат положение по защите единства семьи. Данное положение имеет особую значимость для трудящихся-мигрантов, которые, как правило, вынуждены жить врозь со своими семьями. В соответствии со ст. 13 Конвенции МОТ №143 каждое государство-участник должно принимать все необходимые меры в рамках своей компетенции и сотрудничать с другими государствами- членами МОТ, ратифицировавшими Конвенцию, в целях содействия воссоединению семей всех трудящихся-мигрантов, проживающих на его территории на законном основании.

Международной организацией труда было также подготовлено несколько рекомендаций, дополняющих рассмотренные ранее Конвенции. Среди них необходимо выделить Рекомендацию МОТ № 86 о трудящихся- мигрантах (1949) и Рекомендацию МОТ № 151 о трудящихся-мигрантах (1975).

В Рекомендации МОТ № 86 содержится предложение государствам- членам МОТ развивать и использовать все возможности найма и способствовать с этой целью распределению в международном масштабе рабочей силы, в особенности ее перемещению из стран, изобилующих ею, в страны, где в ней наблюдается недостаток. При этом отбор трудящихся- мигрантов должен производиться с условием наименьших ограничений миграции, и обеспечивать пригодность трудящихся-мигрантов к требуемой работе. В данной Рекомендации предусмотрен также национальный режим в отношении прав трудящихся-мигрантов на работу по найму и на медицинское обслуживание, а также содержится ряд предложений по поводу мер, облегчающих миграцию данной категории переселенцев.

Так, согласно параграфу 11 указанной Рекомендации мигрантам и членам их семей должен облегчаться допуск к пользованию средствами развлечений и социально-бытового обслуживания, а в соответствующих случаях должны приниматься меры по обеспечению мигрантам права на особые льготы в начальный период обоснования в стране иммиграции. В соответствии со ст. 14 Приложения к Рекомендации МОТ № 86 соответствующие органы власти территории иммиграции по возможности принимают меры, направленные на облегчение иммигрантам и членам их семей приспособления к климатическим, экономическим и социальным условиям новой страны, на упрощение делопроизводства по их натурализации.

В Рекомендации МОТ № 86 отражен принцип единства семьи, однако в наиболее развернутом виде он представлен в Рекомендации МОТ № 151. В параграфах 13-19 разд. В данной Рекомендации содержатся меры, которые необходимо принимать для содействия скорейшему воссоединению семей трудящихся-мигрантов. Например, в соответствии с параграфом 6 Рекомендации для облегчения скорейшего воссоединения семей каждое государство-член МОТ должно в рамках своей политики жилищного строительства учитывать потребности трудящихся-мигрантов и их семей и оказывать содействие в получении жилья, отвечающего нормам, применяемым к трудящимся, являющимся гражданами принимающей страны113.

В Рекомендации МОТ № 151 уже более подробно рассмотрены вопросы, связанные с занятостью трудящихся-мигрантов и их видом на жительство. Согласно параграфу 30 Рекомендации государства-члены МОТ должны, по мере возможности, воздерживаться от выселения мигрантов в связи с недостаточностью ресурсов или положением на рынке занятости, законно допущенных на их территорию. При этом потеря работы трудящимся-мигрантом не должна служить причиной отмены вида на жительство.

Трудящемуся-мигранту в случае потери работы, как минимум, в течение периода, когда он может иметь право на пособие по безработице, должно предоставляться время для поиска другой работы и, соответственно, на указанный период ему должен продлеваться вид на жительство.

Помимо вышеназванных международно-правовых документов, принятых под эгидой Международной организации труда, 18 декабря 1990 г. в Нью-Йорке в рамках ООН была подписана Международная конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей114. Положения этой Конвенции применяются в течение всего периода миграции трудящихся- мигрантов и членов их семей, который включает подготовку к миграции, выезд, транзит и период пребывания и оплачиваемой деятельности до выдворения в государство происхождения или государство обычного проживания.

Если в Конвенциях МОТ в общем говорилось о соблюдении основных прав и свобод трудящихся-мигрантов, то в Международной конвенции 1990г. эти права представлены в развернутом виде.

Государства-участники Конвенции обязуются в соответствии с международными документами по правам человека уважать и обеспечивать права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые находятся на их территории или под их юрисдикцией, без какого бы то ни было различия как в отношении пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного положения, так и по любому другому признаку.

В ч. III Конвенции перечислены политические, гражданские, экономические, социальные и культурные права трудящихся-мигрантов, а также представлены правовые гарантии защиты этих прав. Положения ч. III Конвенции в полной мере соответствуют положениям, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека (1948), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966)115.

В ч. IV Конвенции установлен ряд дополнительных прав трудящихся- мигрантов и членов их семей, имеющих документы или постоянный статус в государстве работы по найму. В частности, они имеют право быть полностью информированными государством происхождения или государством работы по найму еще до своего отъезда или, самое позднее, в момент их выезда в государство работы по найму обо всех условиях их пребывания и оплачиваемой деятельности, которой они могут заниматься, а также относительно требований, которые они должны соблюдать в государстве работы по найму116.

Что касается заработка трудящихся-мигрантов и членов их семей, то государства-участники Конвенции обязуются принимать надлежащие меры с целью устранения двойного налогообложения заработанных средств и сбережений данной категории внешних мигрантов.

В Конвенции также оговорено, что трудящийся-мигрант может пересылать заработные им средства и сбережения из государства работы по найму в государство происхождения или любое другое государство. Такие переводы должны производиться в соответствии с процедурами, установленными законодательством государства работы и международными соглашениями. Соответствующие государства должны принимать надлежащие меры для облегчения техники указанных переводов.

В Конвенции о статусе беженцев 1951 г., а также в Конвенциях, касающихся правового положения трудящихся-мигрантов, содержатся положения, направленные на ограничение и предотвращение незаконной миграции данных категорий переселенцев.

Так, в соответствии со ст. 31 Конвенции о статусе беженцев 1951 г.117государства - участники не налагают взысканий за незаконный въезд или незаконное пребывание на их территории беженцев, которые, прибыв непосредственно с территории, на которой их жизни или свободе угрожает опасность, въезжают или находится на территории этих государств без разрешения, при условии, что такие беженцы без промедления сами явятся к властям и предоставят объяснения своего незаконного въезда или пребывания.

В Преамбуле Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. говорится о том, что гуманитарные проблемы, обусловленные миграцией, обостряются в случае незаконной миграции, в связи, с чем необходимо поощрять деятельность, направленную на искоренение незаконных или тайных передвижений и перевозок трудящихся- мигрантов.

В соответствии с положениями, содержащимися в Конвенции МОТ, государства-участники должны принимать все необходимые меры как в рамках своей юрисдикции, так и во взаимном сотрудничестве для пресечения тайного миграционного движения и незаконного найма мигрантов, а также против организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, ищущих работу, и лиц, нанимающих трудящихся, иммигрировавших в незаконном порядке. Для этого в рамках национального законодательства должны быть предусмотрены внутригосударственные меры для эффективного выявления незаконной занятости трудящихся-мигрантов и определению и применению административного, гражданского и уголовного наказания, включая тюремное заключение, в отношении незаконного использования труда мигрантов, организации их незаконного передвижения, а также сознательного оказания помощи такой миграции118.

Рассматривая данный вопрос, нельзя не остановиться на нормах - принципах, содержащихся, прежде всего, в Конвенциях МОТ.

Во-первых, принцип недискриминации трудящихся-мигрантов по признаку национальности, религии или пола, закрепленный в ст. 6 Конвенции МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах (1949).

Во-вторых, принцип предоставления трудящимся-мигрантам национального режима в области социального обеспечения, закрепленный в ст. 6 Конвенции МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах (1949) и в ст.ст. 2-4 Конвенции МОТ № 118 о равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1962).

В-третьих, принцип содействия государствами-участниками Конвенции МОТ воссоединению семей трудящихся-мигрантов, закрепленный в ст. 13 Конвенции МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975).

Основываясь на положениях, содержащихся в ст. 13 Конвенции МОТ № 97 и в ст.ст. 2-7 Конвенции МОТ № 143 можно также сформулировать принцип предотвращения незаконного передвижения и найма трудящихся- мигрантов. Данный принцип, в отличие от ранние упомянутых, во многом перекликается с основными принципами всеобщего уважения прав и свобод человека, и в большей мере соответствует традиционному принципу международного права - неприкосновенности государственных границ119.

Здесь необходимо отметить, что в данных документах определяются основные направления деятельности в рассматриваемой сфере, среди которых можно выделить следующие: -

создание внутреннего рынка, характеризующегося отменой препятствий свободному передвижению товаров, лиц, услуг и капиталов между государствами-членами; -

проведение общей транспортной политики; -

сближение национальных законодательств государств-членов в той степени, какая необходима для нормального функционирования общего рынка; -

стимулирование усилий по созданию и развитию трансъевропейских коммуникационных сетей и инфраструктур;

Проведение совместных мероприятий в области здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, туризма и др.

Таким образом, одним из условий создания единого внутреннего рынка, согласно п. С ст. 3 ч. 1 Римского договора является отмена препятствий свободному передвижению лиц между государствами-членами. В первую очередь это касается трудящихся-мигрантов. В соответствии с положениями, закрепленными в гл. 1 разд. 3 Римского договора, свободное передвижение гарантировано трудящимся-мигрантам государств-членов внутри сообщества; при этом в отношении них недопустима какая-либо дискриминация по национальному признаку в вопросах найма, вознаграждения и других условий труда и занятости120.

Согласно ст. 48 Договора трудящийся-мигрант имеет право:

а) принимать реально предлагаемую работу;

б) свободно передвигаться в этих целях по территории государств- членов сообщества;

в) находиться в одном из государств-членов сообщества, занимаясь трудовой деятельностью в соответствии с законодательными положениями, регулирующими занятость граждан данного государства;

г) оставаться на территории одного из государств-членов сообщества после завершения трудовой деятельности в этом государстве.

Говоря о стандартах в области прав трудящихся-мигрантов, следует обратить внимание на статьи 2-х документов относящихся к данной проблеме, а именно: Конвенции о статусе апатридов и Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. При этом нужно оговориться, что в законодательстве Российской Федерации и законодательных актах государств-участников Содружества Независимых Государств для обозначения данного понятия употребляется термин «лицо без гражданства»121. Хотелось бы также обратить внимание на то, что в большинстве законодательных актов, содержащих стандарты о правах мигрантов, зачастую употребляются понятия «иностранец» и «законно находящийся (проживающий) на территории». Приведем толкование данных понятий, которое используется в российском законодательстве. Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства122. Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные, предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации123.

Ст. 17-18 Конвенции о статусе апатридов содержат следующие нормы.

Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам, законно проживающим на их территории, в отношении их права работы по найму наиболее благоприятное правовое положение, которым пользуются граждане иностранных государств при тех же обстоятельствах.

Договаривающиеся государства благожелательно относятся к возможности уравнивания прав всех апатридов в отношении работы по найму с правами граждан, и, в частности, тех апатридов, которые вступили на их территорию в порядке выполнения программы вербовки рабочей силы или согласно планам иммиграции.

Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам, законно проживающим на их территории, возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение, не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах в отношении прав заниматься самостоятельно сельским хозяйством, промышленностью, ремеслами и торговлей, а так же права учреждать торговые и промышленные товарищества.

Каждое Договаривающееся государство будет предоставлять апатридам, законно проживающим на его территории и имеющим диплом, признанный компетентным властями этого государства, желающим заниматься свободными профессиями, возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение, не менее благоприятное, чем-то, которым обычно пользуется иностранцы при тех же обстоятельствах124.

Ст. 8 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, содержит следующие нормы: 1. Иностранцы, проживающие на законном основании на территории государства, пользуются также, в соответствии с национальными законами, следующими правами при условии выполнения своих обязанностей, указанных в ст. 4125:

а) правом на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, в частности женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной оплатой за равный труд;

б) правом вступать в профессиональные союзы и другие организации или ассоциации по своему выбору и участвовать в их деятельности. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, или общественного порядка, или для защиты прав и свобод других лиц;

в) правом на охрану здоровья, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, социальное обслуживание, образование и отдых при условии, что они выполняют требования согласно соответствующим правилам и что это не возлагает на ресурсы государства чрезмерного бремени.

Если обратиться к нормативно-правовому регулированию в Европейском Союзе, то юридический статус трудящегося-мигранта зависит от того, имеет ли он гражданство страны проживания или может его приобрести. Совет Европы стремится способствовать тому, чтобы иностранные граждане, особенно проживающие в стране на постоянной основе, обладали возможно более полной юридической защитой. Это главное условие успешной интеграции. В начале 1990-х годов комитетом экспертов по юридическому статусу трудящихся-мигрантов в принимающих странах были разработаны предложения по гармонизации правового положения долгосрочных мигрантов. Это стало одним из первых шагов долгосрочных трудящихся-мигрантов по пути получения прав на постоянное проживание.

В конце 1990-х годов Комитет по миграции Совета Европы вновь вернулся к вопросу о юридическом статусе долгосрочных трудящихся- мигрантов и их интеграции. При этом он исходил их того, что возможность приобретения мигрантом гражданства страны проживания - основной, но не достаточный элемент процесса интеграции. Огромную роль здесь играют социально-экономические факторы, в частности, равные социально- экономические права с гражданами страны проживания мигрантов.

В целях достижения социального слияния иммигрантов с принимающим обществом, т.е. их интеграции, внутреннее законодательство по гражданству должно базироваться на принципах, содержащихся в Европейской конвенции о гражданстве126.

Европейская конвенция об участии трудящихся-мигрантов в общественной жизни страны пребывания закладывает основы для постепенного предоставления гражданских и политических прав трудящимся-мигрантам, постоянно проживающим на территории конкретной страны, включая право на голосование.

С самого начала своего существования Европейское Сообщество предпринимало законодательные меры, направленные на беспрепятственное передвижение и трудоустройство на равных условиях всех граждан стран - членов ЕС в любом из входящих в него государств. Еще в 1959 г. был предельно упрощен порядок въезда на территорию стран Сообщества и отменены визы при переезде с целью трудоустройства при наличии у мигранта соответствующего разрешения на получение работы. При этом трудящийся-мигрант имел право взять с собой семью, если позволяли жилищные условия на новом месте.

Важное значение имело распространение на трудящихся-мигрантов основных видов социального обеспечения, которых они были лишены ранее, включая пособия по болезни, в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, по инвалидности, семейные пособия на детей и пенсии по старости.

В 1968 г. был принят Регламент ЕС, существенно расширивший права и возможности граждан в пределах ЕС: каждый выходец из государства- члена ЕС получил право наниматься на работу и выполнять ее на территории другого государства Сообщества в соответствии с законами, предписаниями и административными правилами, регулирующими труд национальной рабочей силы этого государства. Были упразднены многие действовавшие ранее ограничения, например, отменено требование о четырехлетнем стаже пребывания в стране для смены работы и трехлетнем стаже для перемены профессии.

Законодательство предписывало предпринимателям уравнять трудящихся-мигрантов, прибывших из других стран Сообщества, во всех правах с национальной рабочей силой как при поступлении на работу, так и в оплате труда, вопросах профессиональной подготовки, продвижения по службе и пр. Особое внимание при этом уделялось обеспечению преимущественных прав гражданам ЕС перед иностранными рабочими из третьих стран127.

Вместе с тем, как показали исследования, провозглашенное равенство прав трудящихся-мигрантов прилегающих стран на оплату за равную работу на практике осуществлялось не всегда. Одним из способов снижения оплаты труда трудящимся-мигрантам служила ротация: иммигранту предлагалось перейти на другое предприятие, что влекло за собой потерю права на получение надбавки за стаж. В результате большинство иммигрантов или не получали таких надбавок вовсе или получали их в меньших размерах, чем национальные трудящиеся.

Основополагающими документами, на которые во многом опирается международная деятельность по защите прав трудящихся-мигрантов и в которых содержатся основные стандарты этих прав, выступала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Европейская конвенция о правах человека) и Европейская социальная хартия128.

Так ст. 4 Европейской конвенции о правах человека «Запрещение рабства и принудительного труда» гласит: никто не должен, содержаться в рабстве или подневольном состоянии; никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду. При этом оговаривается, что используемый в данной статье термин, «принудительный или обязательный труд», не включает:

а) любую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям ст. 4 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;

б) любую военную службу, а в тех странах, в которых в качестве законного признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной воинской службы;

в) любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;

г) любую работу или службу, которые входят в обычные гражданские обязанности.

Для понимания этого необходимо уяснить понятие «принудительный труд». Конвенция МОТ о принудительном труде 1930 г. дает ему следующее определение: «всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица, под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг». При толковании понятия «принудительный или обязательный труд», как правило, используются конвенции МОТ, в частности Конвенция № 105, в которой указаны пять категорий принудительного труда: политическое воздействие или воспитание в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; мобилизация и использование рабочей силы для нужд экономического развития; поддержание трудовой дисциплины; наказание за участие в забастовках; дискриминация по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповеданию.

Элементы принудительного или обязательного труда заключаются, во- первых, в том, что работник привлекается к труду или на службу против своей воли, и, во-вторых, требование об исполнении работы или несения службы несправедливо или деспотично, или сама работа или служба влекут за собой тяготы, которых можно избежать. Понятия принудительного или обязательного труда различимы в том смысле, что они могут относиться к обязанностям, возлагаемым государством, а не другим частным субъектом, и в XXI в. эти понятия, конечно, не устарели129.

Согласно ст. 1 «Право на труд» Европейской социальной хартии работодатель и трудящийся-мигрант обязуются: -

признавать в качестве одной из своих основных целей и обязанностей достижение и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости, имея в виду достижение полной занятости; -

обеспечивать эффективную защиту прав трудящихся-мигрантов, зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом;

Ликвидировать все формы дискриминации в вопросах труда и занятности; -

обеспечивать, чтобы принцип недискриминации между мужчинами и женщинами был не только отражен в действующем законодательстве каждой Договаривающейся Стороны, но и применялся на практике; -

создавать или поддерживать для всех трудящихся бесплатные службы по трудоустройству; -

обеспечивать или создавать условия для профессиональной ориентации, подготовки кадров и их реабилитации.

Последующие статьи регламентируют обязательства о: справедливых условиях труда; условиях труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; справедливом вознаграждении; праве на объединение; праве на заключение коллективных договоров; праве работающих женщин на защиту; праве на профессиональную ориентацию; прав на использование языков в сфере образования.

Так, в решении по делу от 23 июля 1968 г. франкоязычных родителей против Бельгии, Европейский Суд отметил, что франкоязычные школьники имеют право обучаться на французском языке по месту жительства, поскольку они проживают в регионе, признанном в соответствии с законом голландскоязычным, так как ст. 2 Протокола №1 Европейской конвенции предусматривает возможность признания регионального языка и языка меньшинств культурным достоянием и в качестве средства выражения культурного достояния и возрастания интереса к проблемам прав меньшинств130.

В праве Совета Европы содержатся положения, направленные на оказание помощи и улучшение правового, социального и материального положения трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Правовые ориентиры в сфере обеспечения права на образование и возможностей изучения языка страны-пребывания и обучения родному языку содержатся в Европейской Конвенции «О правовом положении трудящихся - мигрантов»131. С целью содействия доступу в общеобразовательные и профессиональные школы и профессиональной подготовке принимающее государство способствует обучению трудящихся-мигрантов и членов их семей своему языку или, если их несколько, одному из них.

Комитет Министров государств - членов Совета Европы в Рекомендации № R (98) 6 «О современных языках» подчеркивает необходимость развития билингвизма в районах проживания трудящихся- мигрантов и оказания поддержки данным лицам в изучении языка района своего проживания. Вместе с тем, в соответствии с Конвенцией «О правовом положении трудящихся-мигрантов», Договаривающиеся стороны принимают по общему согласию меры по созданию, насколько это возможно, специальных курсов изучения родного языка для детей трудящихся- мигрантов.132

В Рекомендации № R (82) 18 «О Современных языках»133 Комитет Министров обращает внимание на необходимость развития родного языка трудящихся-мигрантов и членов их семей в целях поддержания и улучшения связей данных лиц со страной своего происхождения, а также на распространение языковых программ, связанных в первую очередь с изданием учебных материалов, подготовкой учителей и развитием родного языка трудящихся-мигрантов и предусматривающих сотрудничество органов власти и других структур, которые представляют принимающую сторону, мигрантов и страну происхождения.

В соответствии со ст. 4 данной Конвенции договаривающаяся сторона гарантирует трудящимся-мигрантам (ст.4) право:

Покидать территорию договаривающейся стороны, гражданами которой они являются;

На допуск на территорию договаривающейся стороны с целью выполнения оплачиваемой работы после получения разрешения на это и приобретения необходимых документов.

Определенные права ст. 6 Конвенции гарантирует в области получения информации. В частности:

О проживании, условиях и возможностях воссоединения с семьей, характере работы, возможности заключения нового трудового контракта после истечения первого, о требуемых квалификациях, условиях работы и жизни (включая стоимость жизни), вознаграждении, социальном обеспечении, жилищных условиях, питании, переводе сбережений, передвижении; отчислениях, производимых из заработной платы на социальную защиту и социальное обеспечение, налогах и других отчислениях. Может также предоставляться информация о культурных и религиозных условиях в принимающем государстве;

В случае набора на работу через официальный орган власти принимающего государства такая информация предоставляется до его отъезда, на языке, который предполагаемый трудящийся-мигрант понимает, для того, чтобы он мог принимать решение при полном знании фактов. Перевод такой информации, в случае необходимости, на язык, который будущий трудящийся-мигрант понимает, как правило, обеспечивается государством происхождения.

Последующие статьи подробнейшим образом регламентируют вопросы: выдачи разрешения на работу (ст.8); вьщачи видов на жительство (ст.9); приема трудящихся-мигрантов и членов их семей (ст. 10); воссоединения семей (ст. 12); жилищных условий (ст. 13); условий работы (ст. 16); социального обеспечения и медицинской помощи (ст. 18-19); права доступа в суды и административные органы в принимающем государстве (ст. 26)134.

Одним из основных документов в области защиты прав трудящихся- мигрантов выступает Хартия Европейского Союза «Об основных правах»135. Ст. 5 Хартии содержит несколько запретов, напрямую связанных с правом на человеческое достоинство, закрепленных ст. 1 Хартии. В частности содержит запрет на содержание в рабстве или подневольном состоянии, запрет на привлечение к выполнению принудительного или обязательного труда и запрет на торговлю человеческими существами136.

Следует подчеркнуть, что официальное толкование понятия «рабство» дано в ст. 1 Конвенции относительно рабства (1927), где определено, что, «рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них»137.

В связи с уже упоминавшейся выше нормой, содержащейся в параграфе 3 ст. 52 Хартии, параграфах 1 и 2 ст. 5 Хартии должны пониматься с учетом положений ст. 4 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (1950).

Это означает, что введение каких-либо законных ограничений в отношении запрета на содержание в рабстве или подневольном состоянии невозможно.

Кроме того, для уяснения понятия «принудительный или обязательный труд», содержащегося в параграфе 2 ст. 5 Хартии, необходимо обратиться к определению этого понятия, приведенному в параграфе 3 ст. 4 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (1950), где термин «принудительный или обязательный труд» не включает:

а) любую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям ст. 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;

б) любую военную службу в тех странах, в которых в качестве законного признается отказ от военной службы на основании вероисповедания; службу, назначенную вместо обязательной воинской службы;

в) любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

г) любую работу или службу, которые входят в обычные гражданские обязанности».

Как и все другие конституции демократичных государств, Конституция РФ в ч. 2 ст. 37, также запрещает принудительный труд.

Так ст. 7 «Уважение частной и семейной жизни» определяет, что право на уважение частной и семейной жизни, жилья и коммуникаций также относится к категории классических личных прав человека в том числе иммигрантов и закреплено в конституционном праве практически всех государств-членов ЕС. В качестве примера можно привести ст. 18 Конституции Испании 1978 г., которая гарантирует «право на честь, личную и семейную тайну и на собственное имя», неприкосновенность жилища и тайн сообщений.

Закреплено это право и в ст. 23 Конституции России, которая предусматривает право за каждым «на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени», а также «на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений».

При уяснении ст.7 Хартии необходимо учитывать текст соответствующих положений Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (1950), а именно ст. 8, согласно которой каждый трудящийся-мигрант имеет право на уважение его частной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции, предоставление информации по делу в письменном виде и вмешательство публичной власти в осуществление данного права не допускается, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свободы других лиц.

Так, к примеру, в решении по делу Камасински против Австрии от 19 декабря 1988 г., Европейский Суд отметил, что п. 3 Конвенции не предусматривает обвиняемому трудящемуся-мигранту информации по делу в письменном виде или в форме письменного перевода, однако указывает на необходимость уделить особое внимание уведомлению о предъявлении обвинения о фактических обстоятельствах и правовых основаниях на понятном трудящемуся-мигранту языке138.

Очевидно, что в соответствии с параграфом 3 ст. 52 Хартии Европейский Союз не может накладывать каких-либо дополнительных ограничений на права трудящегося-мигранта при уважении частной и семейной жизни, жилья и коммуникаций, кроме тех, которые содержатся в п. 2 ст. 8 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Ст. 15 Хартии закрепляет большой блок прав, связанных с правом на труд и свободную профессиональную деятельность.

Право любого трудящегося-мигранта на труд и право заниматься деятельностью по свободно избранной или воспринятой им профессии, закреплены в целом ряде решений Суда ЕС139 и в ст. 4 Хартии Сообщества об основных социальных правах работников, сформулированы в параграфе 1 ст. 15 Хартии. Отметим, что в отличие от остальных прав, содержащихся в ст. 15 Хартии, указанные права распространяются на всех трудящихся-мигрантов вне зависимости от их гражданства.

Очень важно отметить, что параграф 2 ст. 15 Хартии закрепляет три свободы общего рынка - свободу передвижения трудящихся-мигрантов, свободу учреждения и свободу предоставления услуг. Однако эти права распространяются только на граждан Европейского Союза. Все перечисленные свободы подробно расписаны в Договоре об утверждении Европейского Сообщества и в многочисленных директивах и регламентах Европейского Сообщества. Кроме того, по всем статьям Договора об утверждении Европейского Сообщества, закрепляющих эти три свободы общего рынка, существует значительное число прецедентов Суда ЕС. Не останавливаясь на этих свободах подробно, кратко опишем их содержание.

Свобода передвижения трудящихся-мигрантов регулируется ст. 39-42 Договора об учреждении Европейского Сообщества140. Согласно нормам этих статей граждане одного государства-члена ЕС могут принимать реально сделанные предложения о трудоустройстве в другом государстве-члене ЕС и свободно передвигаться по территории принимающего государства. И даже после окончания такой трудовой деятельности они могут оставаться и снова искать работу на тех же правах, что и граждане принимающего государства, либо просто оставаться на территории принимающего государства. Все вопросы, связанные и их трудоустройством, включая величину заработной платы, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, порядок приема на работу и т.д., должны решаться, так же как и с гражданами принимающего государства, т.е. без дискриминации. Здесь право на труд подкрепляется принципом недискриминации, содержащимся в ст. 21 Хартии и ст. 12 и 13 Договора об учреждении Европейского Сообщества.

Отметим, что свободу передвижения трудящихся-мигрантов Хартия сформулировала уже, чем это было закреплено в тексте Договора об учреждении Европейского Сообщества. Дело в том, что параграф 2 ст. 15 Хартии наделяет правом на свободу передвижения только граждан Европейского Союза. В этом Хартия следует обширному законодательству Европейского Сообщества по данному вопросу. Однако сам Договор об учреждении Европейского Сообщества не специфицирует гражданство субъектов свободы передвижения трудящихся, что позволяет трактовать его положения как распространяющиеся и на граждан третьих стран.

Основные положения, предусматривающие свободу передвижения для предпринимателей, или, если использовать терминологию Договора, «лиц, занимающихся самостоятельной деятельностью», содержатся в ст. 43 Договора об учреждении Европейского Сообщества. «В рамках установленных положений, ограничения на свободу передвижения трудящихся-мигрантов государства-члена на территории другого государства-члена должны быть запрещены. Такое запрещение должно также применятся к ограничениям, налагаемые на создание агентств, филиалов или дочерних компаний гражданами любого государства-члена, которые учреждены на территории любого государства-члена»141.

Возникает вопрос: ограничено ли право на свободу передвижения физических лиц и распространяется ли оно на юридические лица, и если да, то в какой степени. Ответом на этот вопрос служит ст. 48 Договора об учреждении Европейского Сообщества, согласно которой «компании или фирмы, образованные в соответствии с законодательством государства- члена и имеющие свой зарегистрированный офис, центральную администрацию или основное место деятельности на территории Сообщества, должны, в целях настоящей Главы, быть приравнены к физическим лицам, являющимся гражданами государств-членов». Таким образом, свобода передвижения распространяется в равной степени как на физических, так и на юридических лиц. Однако Хартия закрепляет эту свободу только для физических лиц - граждан Европейского Союза.

Наконец, свобода предоставления услуг определена в ст. 49 Договора об учреждении Европейского Сообщества. «В рамках положений, установленных ниже, ограничения на свободу предоставления услуг на территории Сообщества гражданами государств-членов, которые введены в государстве Сообщества, отличном от того, в котором находится лицо, которому предназначаются услуги, должны бать запрещены», - записано в указанной статье.

Как же в праве ЕС тактируется понятие «услуга»? Определение этого термина содержится в ст. 50 Договора об утверждении Европейского Сообщества: «услуги должны считаться « услугами» в значении настоящего Договора там, где они обычно предоставляются за вознаграждение постольку, постольку они не подпадают под действие положений о свободе движения товаров, капитала или лиц. «Услуги» должны в частности включать в себя: а) деятельность промышленного характера; б) деятельность коммерческого характера; в) деятельность ремесленников; г) деятельность лиц свободных профессий».

Услуга может предоставляться как на территории того государства- члена, в котором проживает лицо, предоставляющее услуги, так и на территории другого государства-члена, и лицо, оказывающие ее, может для этого временно осуществлять свою деятельность в государстве, где предоставляется такая услуга, на тех же условиях, что устанавливаются таким государством для его собственных граждан. Естественно, что в таком случае свобода предоставления услуг не должна противоречить свободе учреждения.

Договор об учреждении Европейского Сообщества формально не либерализует все виды услуг. Так, согласно п. 2 ст. 51 Договора об учреждении Европейского Сообщества либерализация банковских и страховых услуг, связанных с движением капитала, должна осуществляться одновременно с либерализацией самого движения капитала. Наличие этого положения вполне оправдано, так как одно невозможно без другого.

Положения Договора об учреждении Европейского Сообщества об услугах не затрагивают услуг в области транспорта. Свобода предоставления услуг в области транспорта регулируется положениями Договора об учреждении Европейского Сообщества, посвященными транспорту (ст. 70-80 Договора). Однако для либерализации каждого конкретного вида услуг требуется соответствующий документ Совета.

Как уже было сказано выше, Хартия не предоставляет гражданам третьих стран права пользоваться наравне с гражданами Европейского Союза свободой передвижения трудящихся-мигрантов, свободой учреждения и свободой предоставления услуг1.

Единственное право, которое специально предоставляет им Хартия, - это право на равные с гражданами ЕС условия труда в стране, где они имеют разрешение заниматься трудовой деятельностью, закрепленное в параграфе 3 ст. 15 Хартии.

Свобода профессиональной деятельности и право на труд закрепляются в ст. 5 Конституции Бразилии, ст. 4 Конституции Италии, чЛ ст.35 Конституции Испании, ст. 5 Конституции Мексики, ст. 27 Конституции Японии и т.д. Российская Конституция провозглашает свободу труда в ст. 37.

Ст. 16 Хартии признает свободу экономической деятельности (т.е. свободу предпринимательства). Эта свобода является производной от права частной собственности и факты ее декларирования зафиксированы в конституционных актах XVIII в. (например, ст. 16 и ст. 17 Конституции Франции 1793 г.). Ныне указания это право отдельно встречаются нечасто, тем не менее мы можем встретить его в ряде конституций государств - членов ЕС. Так, ст. 38 Конституции Испании 1978г. гласит, что в Испании «признается свобода предпринимательства в рамках рыночного хозяйства». Закреплено оно и в ст. 34 Конституции России, которая устанавливает, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Отметим, что до принятия Хартии свобода предпринимательства закреплялась в праве ЕС целым рядом прецедентов Суда ЕС.

Формулировка ст. 16 Хартии позволяет сделать вывод о том, что Хартия допускает ограничения на свободу предпринимательства в той степени, в которой они вводятся правом ЕС и правом государств - членов ЕС.

Ст. 21 устанавливает принцип недискриминации путем перечисления признаков, наличие которых у трудящихся-мигрантов не может служить основанием ущемления его в правах. К таким признакам, согласно параграфу 1 ст. 21 Хартии, относятся: пол; раса, цвет кожи; этническое или социальное происхождение; генетические черты; язык; религия или убеждения; политические и любые другие воззрения (взгляды);

принадлежность к национальному меньшинству; имущественное положение; рождение; инвалидность (наличие физических или психических недостатков); возраст; сексуальная ориентация. Исходя из смысла параграфа 1 ст. 21, данный перечень не является исчерпывающим, так как запрещается любая дискриминация.

Обращает на себя внимание и сам перечень недискриминационных признаков. Кроме признаков, являющихся своего рода аксиомой (пол, раса, этнос, религия, социальное происхождение, политические взгляды и др.) параграф 1 ст. 21 перечисляет такие признаки, как генетические черты, физические и психические недостатки, сексуальная ориентация. Их включение связано с распространением новых знаний в области генетики человека, повышением внимания к людям, биологически, физически и социально обделенным142.

В заключение необходимо отметить, что рассмотренные нормы международного права при самом полном перечислении прав и свобод и закреплении юридического статуса трудящегося-мигранта признаны (кроме ограничений, указанных в законе), а значит, это признание можно рассматривать как естественное состояние свободы и юридической защиты прав и свобод трудящихся-мигрантов.

Вопрос 3. Трудовые права мигрантов и иностранцев

По мнению зарубежных специалистов, около 80 млн. человек живет сейчас в чужих странах (не считая бывшего Советского Союза и Югославии) и их число постоянно растет. Каждый год эмигрируют около 1 млн. человек, кроме того, еще 1 млн. ищут политического убежища в разных странах. К этому следует прибавить еще18 млн. беженцев, которые покинули свои дома из-за природных катастроф или преследования по политическим мотивам.

Трудящиеся-мигранты - это лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.

Основными задачами государственной миграционной политики являются: зашита прав и интересов мигрантов; соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий, совершенствование системы иммиграционного контроля; регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов с учетом климатических особенностей мест расселения; создание условий приема и размещения, стимулирующих активное участие мигрантов в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграция - это совокупность различных по своей природе территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя и внутренняя), виду (возвратная и безвозвратная). Вынужденная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежища, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные лица, вынужденные переселенцы и др.), возвратной и безвозвратной. Незаконная миграция может быть внешней и внутренней (в том числе вынужденной и добровольной).Внешняя трудовая миграция относится к добровольной возвратной, может быть незаконной. Переселение рассматривается как безвозвратный вид миграции.

Субъектами внешней миграции являются: а) эмигранты, в том числе граждане КР, выезжающие с ее территории по причинам политического, экономического и этнического характера, а также по личным мотивам (воссоединение семей, вступление в брак); лица ранее прибывшие на территорию КР и получившие статус беженцев либо вынужденных переселенцев, выезжающие с ее территории; б) эмигранты транзитные-граждане бывшего Союза ССР, не являющиеся гражданами КР, постоянно проживающие в государствах - бывших республиках Союза ССР и прибывающие в Кыргызстан; в) иммигранты-иностранцы (иностранные граждане и лица без гражданства), прибывшие в КР (находящиеся на территории КР) в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца; г) иммигранты транзитные-иностранцы, прибывающие в КР с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны.

Субъектами вынужденной миграции являются лица, ищущие убежища на территории КР, в том числе: а) граждане бывшего Союза ССР; б) граждане государств - бывших республик Союза ССР, в том числе граждане КР; в) граждане других государств; г) лица без гражданства (апатриды); д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Субъектами незаконной миграции являются: а) эмигранты неконтролируемые-граждане КР, выезжающие с территории государств - бывших республик Союза ССР в другие иностранные государства; б) эмигранты нелегальные - граждане КР, нелегальным способом выезжающие за рубеж или пересекающие государственную границу КР с иностранными государствами; в) иммигранты незаконные: иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их намерениям; иностранцы, въезжающие по поддельным документам; иностранцы, прибывающие в Кыргызстан нелегально.

Временные иммигранты - это лица, имеющие визу и разрешение на работу на определенный период. Некоторые из них совершают ежедневные поездки через границу. Другие являются сезонными рабочими и приезжают на несколько недель или месяцев.

Временные работники обычно имеют очень низкий уровень социальной защиты, поскольку они не живут в стране достаточно длительный период, чтобы внести свою долю в систему социального страхования. В США временные работники не могут получить пособие по инвалидности, поскольку они не платили налогов. Они также не получают пособия по безработице. Большинство стран Персидского залива, которые ввели бесплатное медицинское обслуживание для своих граждан, не распространяют его на временных иммигрантов.

Нелегальные иммигранты обычно находятся в наиболее ненадежном положении, поскольку в любое время могут быть депортированы. Однако это не означает, что они полностью лишены каких-либо прав. Например, в 1982 г. Верховный суд США постановил, что дети нелегальных иммигрантов могут иметь свободный доступ к системе образования, поскольку Конституция США провозглашает равную защиту законом всех людей, вне зависимости от того, являются ли они гражданами Америки или иностранцами. «Нелегалам» может быть также предоставлена медицинская помощь. В Японии нелегальные рабочие получают компенсацию за несчастные случаи на работе.

Иммигрантами могут быть граждане конкретного государства, имеющие статус «постоянно проживающего». Им открыт доступ к большинству общественных институтов, включая социальное страхование, образование, жилье и здравоохранение. Обычно их нельзя вынудить покинуть страну, если они вдруг окажутся безработными. В ряде стран мигранты имеют право голоса, хотя в этом отношении часто устанавливаются ограничения. Например, в Нидерландах иностранцы, прожившие в этой стране минимум пять лет, имеют право голоса, но только на выборах в местные органы. В некоторых случаях они также могут сами быть избранными: в Швеции в 1988 г. 100 иностранцев были избраны в муниципальные советы. Наиболее часто встречающимся ограничением для постоянно проживающих является то, что они не имеют права занимать государственные должности. Например, в Австралии они не могут стать государственными служащими.

Согласно Закону о правовом положении иностранцев в Литовской Республике 1991 г. иностранцы, находящиеся на постоянном жительстве в Литовской Республике, могут заниматься любой трудовой или хозяйственной деятельностью, если она не запрещена законами Литвы и если для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие - иметь гражданство Литовской Республики.

Закон Украины о правовом статусе иностранцев 1994 г. признает за иностранцами право на трудовую деятельность.



Согласно ст. 8 Закона Украины о правовом статусе иностранцев, иностранцы имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено законодательством Украины и международными договорами Украины. Иностранцы, постоянно проживающие в Украине, имеют право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью. Иностранцы, иммигрировавшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, могут заниматься трудовой деятельностью в соответствии с полученным в установленном порядке разрешением на трудоустройство. Однако они не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданству Украины.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в КР, если они имеют на это разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Они вправе работать по трудовому договору на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью.

В Кыргызской Республике иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с законом «О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике» работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве работодателя или заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный на территории КР в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, иностранный гражданин может вступить в трудовые правоотношения двумя способами: а) по приглашению; б) в результате заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Для приглашения иностранного гражданина на работу работодатель или заказчик работ (услуг) обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; предоставить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в КР Работодатель или заказчик должны содействовать выезду иностранного работника из КР по истечении срока заключенного с ним договора.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников (кроме моряков и рыбаков) и приглашение на въезд в КР иностранного работника выдаются органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству работодателя или заказчика работ. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в соответствующий орган разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Вместе с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Изложенный выше порядок найма иностранного гражданина не распространяется на иностранных граждан: постоянно проживающих в КР;

временно проживающих в КР; являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в КР, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; являющихся работниками иностранных юридических лиц(производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, являющихся журналистами, аккредитованными в КР; обучающихся в КР в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; обучающихся в КР в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; приглашенных в КР в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, временно проживающий в КР иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта КР, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется органом, выдавшим разрешение на работу. В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), его разрешение изымается.

Согласно закону Кыргызской Республики «О беженцах». беженец - это лицо, которое не является гражданином Кыргызской Республики и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие этих опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В Кыргызской Республике лицо, признанное беженцем, имеет право на работу

по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами КР, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами КР. Такие лица также имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, на равнее с гражданами КР (Закон КР «О беженцах»).