Понятие и виды субъектов права. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение

Люди и их объединения, которые выступают как носители установленных законом прав и обязанностей, становятся участниками правоотношений, а также субъектами права.

В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства.

Субъектов права подразделяют чаще всего:

1) на индивидуальные;

2) коллективные.

К индивидуальным субъектам права относят:

1) граждан Российской Федерации;

2) иностранцев;

3) лиц без гражданства;

4) лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

1) государство;

2) государственные органы и учреждения;

3) общественные объединения;

4) административно-территориальные единицы;

5) субъекты Российской Федерации;

6) религиозные организации;

7) юридические лица.

Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.

Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью.

Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.

Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права.

Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем. Правоспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности. Она начинает действовать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным правом.

Вопросу о составе субъектов административного права в административно-правовой литературе уделяется традиционно много внимания. Практически каждый учебник и учебное пособие содержит специальный раздел, освещающий проблемы правового статуса различных субъектов административного права . Однако следует иметь в виду, что теоретическая часть приводимого материала, как правило, невелика, в то время как основное содержание составляет подробное изложение основных норм административного права , закрепляющих правовой статус этих субъектов.

В литературе зачастую предпринимаются попытки детализировать перечень субъектов административного права, за счет анализа различных административно-правовых статусов. Так, например, что в качестве специального субъекта выделяют гражданина или орган исполнительной власти . Однако нужно иметь в виду, что понятие "гражданин" - это лишь набор прав и обязанностей, отражающий взаимоотношения физического лица с государством в том случае, если он отвечает требованиям, необходимым для соответствия этому статусу. Одно и то же физическое лицо может быть в разные периоды своей жизни и иностранным гражданином, и лицом без гражданства, и, наконец, российским гражданином. При этом он не на минуту не перестает быть субъектом административного права.

Точно так же дело обстоит и с таким субъектом административного права, как юридическое лицо . Термин "юридическое лицо" введен и описан нормами гражданского права , в силу чего его отвергают многие административисты. Однако и "физическое лицо" - это тоже термин, нашедший свое определение именно в рамках отрасли гражданского права. Тем не менее, по нашему мнению, и тот и другой термины имеют универсальное значение и предназначены для правовой идентификации индивидуальных и коллективных субъектов права. Как изначальные базовые характеристики они чрезвычайно удачно отражают сущность явлений.

Таким образом, юридическое лицо - это группа индивидов, приобретшая определенный гражданско-правовой статус. Как субъект административного права юридическое лицо также является носителем разнообразных административно-правовых статусов, многие из которых, кстати, совпадают с гражданско-правовыми. Так, в административном праве в качестве субъектов фигурируют некоммерческие организации (учреждения, фонды, партии, общественные объединения и т.п.). В этой связи представляется, что статус некоммерческой организации (учреждения) имеет двойственную природу: и как статус гражданско-правовой, и как статус административно-правовой.

В то же время существуют и специфические субъекты административного права, среди которых особо выделяются различного рода органы государственной власти , которые участвуют в государственном управлении и наделены специфическими правомочиями управленческого характера. "Орган исполнительной власти " - это набор прав и обязанностей, административно-правовой статус конкретного юридического лица.

Из вышесказанного следует, что ключевым вопросом в вопросе о субъектах административного права, является проблема их правового статуса. Для методологических целей в несложной системе субъектов необходимо выделить несколько наиболее ключевых групп субъектов, описав которые мы сможем представить себе наиболее характерные административно-правовые статусы, которые свойственны субъектам административного права.

Однако для начала необходимо разобраться, что такое административно-правовой статус. Из теории права известно, что правовой статус личности или организации - это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права . Элементом правового статуса является закрепленная этими нормами правосубъектность физического лица или организации. Последняя состоит из двух ключевых звеньев: правоспособности и дееспособности .

Административно-правовой статус, в свою очередь, это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права. Его неотъемлемыми элементами также выступает административная правосубъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.

По нашему глубокому убеждению, у субъектов административного права нет единого общего административно-правового статуса. Их всех объединяет лишь то обстоятельство, что они обладают правами и обязанностями на основе норм административного права. Следовательно, правоспособность и дееспособность субъекта административного права также изменяется в зависимости от его конкретного административно-правового статуса. Например, правоспособность юридического лица как лицензиата возникает с момента получения лицензии и прекращается, как правило, с истечением срока ее действия. Правоспособность этого же юридического лица в качестве налогоплательщика возникает с момента регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц и прекращается с ликвидацией.

Ю.Н. Старилов выделяет следующие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права:

  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности;
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления;
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения ;
  • обеспечение защиты правоотношений , участниками которых являются граждане;
  • юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке.

Однако, думается, что даже невооруженным взглядом видно, что указанные признаки, действительно, являются наиболее специфичными в системе административного права , но отнюдь не свойственны правоспособности всех субъектов административного права.

То же самое можно сказать и в отношении дееспособности (включая деликтоспособность) субъекта административного права. Его способность, в частности, нести административную ответственность - это, пожалуй, единственный признак правового статуса субъекта отрасли, который объединяет всех субъектов административного права, предусматривая, однако, учет факторов статусного свойства, поскольку деликтоспособность в рамках института административной ответственности возникает в зависимости от того, физическое, должностное или юридическое лицо является субъектом правонарушения .

б) в отношении негосударственных коллективных субъектов:

Особое место в системе административно-правовых статусов занимает статус Президента РФ , который, являясь физическим лицом, одновременно выступает в качестве органа государства, причем стоящего несколько в стороне от всех трех ветвей государственной власти Российской Федерации. О нем речь пойдет в одном ряду со статусами органов исполнительной власти.

Следует четко отдавать себе отчет в том, что перечень указанных статусов ни в коем случае не является исчерпывающим. Существует множество совмещаемых и пересекающихся административно-правовых статусов, которые невозможно привести к единому классификационному знаменателю. Лишь последовательное изучение сформированных в рамках административного права административно-правовых режимов позволит оценить многообразие статусных сочетаний. Именно поэтому указанные статусы не нужно воспринимать как виды или группы субъектов административного права, хотя в конкретный момент времени определенная группа субъектов, безусловно, является бюджетными учреждениями, благотворительными организациями и прочее.

В правовых отношениях всегда можно выделить три взаимодействующих элемента: субъект правовых отношения (приложение 2), объект правоотношения и содержание правоотношения, которое состоит из субъективного права и юридической обязанности.

Прежде всего, о субъекте правового отношения. Субъектом правового отношения является лицо или организация, за которым признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.1 Право превращает участника общественных отношений в субъекта правовых отношений. Таким субъектом, по современным теоретическим воззрениям, может быть физическое лицо (индивид) и организационно оформленное коллективное образование.

В сфере частного права (гражданского, семейного, трудового, земельного и т.п.) субъекты права подразделяются на физических и юридических лиц. К физическим лицам относятся граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. К организациям, прежде всего, относятся юридические лица, некоторые иные коллективные образования, само государство в целом (оно может выступать и в виде юридического лица в некоторых имущественных отношениях).

Далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например, рабы, которые могли быть лишь объектами правовых отношений (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не было равенства и среди свободных.

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а значит, и полноценными субъектами права. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.п.

Теоретические представления о субъекте правоотношения в XIX – XX веках претерпевали большие изменения, отражая динамическое развитие правовой системы.1

Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» могут как совпадать, так и различаться. Дело в том, что, во-первых, конкретный гражданин (физическое лицо) как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правовых отношений. Во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами правовых отношений. В-третьих, правовые отношения не единственная форма реализации права. Нормы права могут быть реализованы и вне правовых отношений.

В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов (простое правоотношение), поскольку отдельный индивид не может находиться в каком-либо общественном отношении, в том числе правовом, с самим собой. Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). Правда, с юридической точки зрения, в таких правоотношениях легко просматриваются две противоборствующие стороны – управомоченная и правообязанная.

Можно отметить, что субъектом правоотношения может быть только человек или общность людей. Между тем в юридической литературе прошлых лет, в том числе отечественной, допускалась мысль,

что в качестве участников правоотношений могут выступать животные, например, лошадь, домашняя собака, от которых их хозяин может требовать послушания и выполнения определенных функций. В свою очередь, животные «вправе притязать» на должное обращение с ними. Однако в настоящее время подобный взгляд никем из правоведов не разделяется, хотя существуют юридические нормы, определяющие отношение человека к животным (порядок содержания, выгула, прививок и т.п.).

К индивидуальным субъектам относятся граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, работники дипломатических и консульских учреждений.

К коллективным субъектам принято относить само государство, государственные органы и учреждения, общественные объединения, государственные и негосударственные предприятия, учреждения, фирмы, банки; национально-государственные образования, административно-территориальные единицы. Следует подчеркнуть, что далеко не все объединения и учреждения являются коллективными субъектами правоотношений, а лишь те, которые могут выступать (выступают) в качестве юридического лица. Признаки юридического лица сформулированы в статье 48 Гражданского кодекса РФ1. Это – имущественная обособленность, способность от своего имени приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. имущественных, обязательственных отношениях.

Надо иметь в виду, что не всякий коллектив людей является субъектом права, а, следовательно, субъектом правоотношения. Так семья, учебная группа, курс, кафедра, бригада и другие общности не обладают этим качеством, т.к. не характеризуются единством воли и цели, а так же внутренней организованностью.

Для того чтобы быть субъектом правоотношений, как физические, так и юридические лица должны обладать особым юридическим свойством, признанным законом. Это свойство – правосубъектность, т.е. способность (возможность) лица быть участником правоотношений. Правосубъектность юридического лица, в отличие правосубъектности физического лица, является специальной и определяется целями и задачами деятельности данной организации, закрепленными в ее уставе. Отсюда объем и содержание правосубъектности у разных организаций не одинаковы. Правосубъектность включает правоспособность, дееспособность и правовой статус. Правовой статус – это признанная Конституцией и законами совокупность естественных прав и обязанностей человека, а так же полномочий государственных органов и должностных лиц.

Правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью.

Все люди являются правоспособными, но не в равной мере, не в одинаковом объеме. Это обусловлено, прежде всего, различиями между людьми: и по творческим способностям, и по наличию воли, и по умственному и нравственному развитию.

Разной способностью иметь политические права обладают граждане государства и иностранные граждане.1

В законодательстве ряда стран на объем правоспособности влияет пол, а именно сохраняются некоторые ограничения для участия женщин в политической жизни. На правоспособность влияет также и здоровье лица. В частности, здоровье относится к брачной правоспособности.

Еще одним условием, влияющим на правоспособность физического лица, является то, что в дореволюционной литературе называли гражданской честью. Она состоит из признания за человеком доброго имени, личного достоинства, которое принадлежит каждому гражданину, не умалившему эти свои характеристики неблаговидными поступками. Наличие гражданской чести позволяет каждому гражданину участвовать в экономической, политической и иной деятельности.

Однако умаление гражданской чести, подтвержденное судебным приговором, может ограничивать правоспособность гражданина на занятие той или иной должности, той или иной деятельностью.

В содержание правоспособности входит возможность граждан иметь имущество на праве собственности, право наследовать и завещать, заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельностью, создавать юридические лица, совершать любые не противоречащие закону сделки и т.д. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает одновременно в момент создания того или иного юридического лица и составляет единое качество праводееспособности.

В современном цивилизованном обществе нет, и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Главное в правоспособности – не права, а принципиальная возможность или способность иметь их.

Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами XIX века (французский гражданский кодекс 1804 года и германское гражданское уложение 1896 года). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право. Как видно, рассматриваемый институт обязан своим происхождением гражданскому законодательству, однако впоследствии он приобрел более широкое значение.1

Сама по себе правоспособность никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т.е. право иметь право, а вот последнее открывает путь к обладанию тем или иным благом (объектом правоотношения), совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Нельзя на основе одной только правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания равноправным членом общества.

Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она:

Неотъемлема от личности;

Не зависит от пола, расы, национальности, возраста, профессии, места жительства, имущественного положения, принадлежности к религии и др.;

Непередаваема (ее нельзя передать другому человеку);

Она первична по отношению к субъективному праву, играет роль предпосылки субъективного права;

Абстрактна, в то время, когда субъективное право конкретно.

В понятии «правоспособности» сущность заключается не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, т.к. такое суммарное выражение дано в самом законе.

Не имеет решающего значения то обстоятельство, что возможность обладать теми или иными конкретными правами появляется у гражданина не сразу, не со дня рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при наступлении других условий. Различие в наступлении прав во времени не меняет сущности правоспособности.

Всеобщность правоспособности заключается в том, что государственная власть с самого начала заранее наделяет всех своих граждан одним общим свойством – юридической способностью быть носителем соответствующих прав и обязанностей, из числа предусмотренных законом. А то, что фактическая возможность обладания теми или иными правами в силу разных причин наступает в разное время, не делает правоспособность различной. Из этого исходит и международное право.1

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание правами может наступить лишь при известных условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности, а определена лишь гражданская правоспособность (см. выше).2

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права (например, в семейном, трудовом, избирательном).

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность – это такая правоспособность, для наличия которой требуется специальное образование (например, юридическое, экономическое, музыкальное) или умения, навыки, талант. Правоспособность юридических лиц так же признается специальной, определяющейся целями и задачами их деятельности, указанных в соответствующих уставах или положениях.

В связи с тем, что все люди обладают разной по объему правоспособностью, в теории права кроме правоспособности вводится понятие дееспособности, которое также характеризуется объемом. Статья 21 ГК РФ определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Возникает в полном объеме по достижении совершеннолетия, т.е. восемнадцатилетнего возраста. Характерной чертой дееспособности является то, что она предполагает способность гражданина лично совершать юридические действия по приобретению и осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей. Имеется в виду способность граждан приобретать и осуществлять свои гражданские права своей волей и в своем интересе (ч. 2 ст. 1 ГК РФ). Дееспособность, в отличие от правоспособности, приходит к гражданину постепенно, по мере его взросления, умственного, физического и социального развития, приобретения жизненного опыта. Поэтому она может быть разной по объему: полной, неполной (частичной) и ограниченной. Наступление полной дееспособности, как уже отмечалось, закон связывает с достижением возраста гражданского совершеннолетия – восемнадцати лет, что позволяет гражданину собственными действиями в полном объеме реализовывать всю свою правоспособность. Неполной дееспособностью обладают несовершеннолетние лица. Объем ее зависит от возраста. Так, несовершеннолетний в возрасте до четырнадцати лет вправе совершать мелкие бытовые сделки, получать подарки, распоряжаться личными вещами. А несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут самостоятельно распоряжаться своими доходами, осуществлять авторские права, вкладывать деньги в кредитные учреждения и др.

Ограничение дееспособности допускается только на основе федерального закона и только в пределах необходимых для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Допускается ограничение судом дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами.

Существует также такая характеристика субъекта правоотношения как деликтоспособность. Деликтоспособность - это так же зависимая от правоспособности и дееспособности характеристика субъекта. Деликтоспособность – это установленная законом способность лица отвечать за свои поступки при совершении правонарушения.

  • 11. Проблемы становления Российского правового государства
  • 12. Соотношение государства и права. Правовые формы осуществления государственной власти
  • 13. Государственно-политические режимы и право
  • 14. Правовой статус личности: понятие и структура
  • 15. Права и свободы граждан
  • 16. Понятие и признаки государства
  • Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.
  • 17. Государственная власть, ее свойства и методы осуществления
  • 18. Классификация государств
  • 19. Советское государство и право: особенности и уроки
  • 20. Функции государства: понятие и виды
  • 21. Функции современного Российского государства
  • 22. Форма государства: понятие и структура
  • 23. Формы государственного правления
  • 24. Формы государственного устройства
  • 25. Механизм государства
  • 26. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  • 27. Понятие и структура политической системы общества
  • 28. Государство в политической системе общества
  • 29. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства
  • 30. Демократия и законность
  • 31. Право и политика
  • 32. Внутригосударственное и международное право
  • 33. Правовая конфликтология
  • 34. Понятие и признаки права
  • 35. Основные правовые учения
  • 36. Естественное право и позитивное право
  • 37. Правовой нигилизм и правовой идеализм
  • Правовой нигилизм может выступать в 2-х формах:
  • Причины правового нигилизма:
  • Проявления правового нигилизма:
  • 38. Преемственность в праве
  • 39. Принципы права
  • 40. Функции права
  • 41. Право и закон
  • 42. Понятие и виды субъектов права
  • 43. Субъекты правовых отношений
  • 44. Правовая система общества
  • Структура правосознания:
  • Признаки:
  • 45. Система права и система нормативно-правовых актов
  • 46. Основные правовые семьи народов мира
  • 47. Виды социальных норм
  • 48. Нормы права: понятие и признаки
  • 49. Структура норм права
  • 50. Право и мораль
  • 51. Классификация правовых норм
  • 4) В зависимости от времени действия
  • 8) По кругу лиц нормы права подразделяются на:
  • 12) Нормы международного и нормы внутригосударственного права.
  • 13) Нормы публичного и нормы частного права.
  • 52. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы
  • Правовая культура зависит от:
  • 53. Правосознание (понятие, структура)
  • 55. Закон в системе нормативно-правовых актов
  • 56. Законность: понятие и основные требования
  • Принципы законности.
  • 57. Правовое регулирование: понятие, предмет и пределы
  • 58. Механизм правового регулирования
  • 59. Правотворчество и законотворчество. Основные стадии законотворческого процесса
  • 60. Систематизация нормативно-правовых актов (понятие, виды, значение)
  • 61. Виды и способы правового регулирования
  • 62. Понятие и вида правовых отношений
  • 63. Содержание и объекты правоотношений
  • 64. Юридические факты: понятие, значение, классификация
  • 65. Юридическая обязанность, ее виды и значение
  • 66. Субъективное право: понятие, виды, значение
  • 67. Гарантии законности
  • 68. Формы реализации права
  • 69. Применение норм права: понятие и характерные черты
  • Признаки:
  • Характерные черты.
  • Стадии применения норм права
  • 70. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.
  • 71. Понятие и виды толкования правовых норм
  • В тгп различаются два вида актов толкования:
  • 72. Способы (приемы) толкования правовых норм
  • 73. Правовое воспитание
  • 74. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
  • 75. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и кругу лиц
  • 76. Правоприменительные акты (понятие и виды)
  • 77. Субъекты и основные стадии применения норм права
  • 78. Публичное и частное право
  • 79. Официальное толкование правовых норм
  • 80. Юридический процесс и его виды
  • 81. Обеспечение законности в деятельности государственных органов и должностных лиц
  • 82. Правомерное поведение, его характерные черты и виды
  • Признаки правомерного поведения:
  • По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение:
  • По субъекту, осуществляющему правомерное поведение:
  • По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение:
  • 83. Юридическая практика
  • 84. Эффективность норм права
  • 85. Коллизионные нормы. Обратная сила правовых норм
  • 86. Правонарушения (понятие, виды, причины)
  • Причины правонарушений
  • Некоторые выводы современной криминологии:
  • 87. Меры государственного принуждения
  • 88. Понятие и виды юридической ответственности
  • 89. Юридическая ответственность: цель, принципы, основания возникновения
  • 90. Правопорядок, понятие и характерные черты
  • Особенности правопорядка:
  • 42. Понятие и виды субъектов права

    СУБЪЕКТ ПРАВА - в национальном праве лицо (физическое и юридическое), государство, государственное или муниципальное образование, обладающие по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и.юридические обязанности (т.е. правосубъектностью). Субъект права - необходимый элемент правоотношений во всех отраслях права, хотя в каждой из них положения его субъектов имеют определенную специфику Так, в гражданских правоотношениях граждане, иностранные граждане и лица без гражданства выступают как физические лица, коммерческие и некоммерческие организации - как юридические лица, третий вид субъектов гражданских правоотношений составляют государство, государственные и муниципальные образования; в административных правоотношениях Субъекты правпа выступают в основном государственные органы, должностные лица, граждане и лишь в некоторых случаях - организации (юридические лица). Признавая какое-либо лицо или образование субъектом права, закон определяет его правовой статус (положение по отношению к государству, его органам, другим лицам).

    Виды субъектов права. Субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). К индивидуальным относятся: а) граждане Российской Федерации; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды).

    1. Само государство; 2. Государственные органы и учреждения; 3. Общественные объединения; 4. Административно-территориальные единицы; 5. Субъекты Российской Федерации; 6. Избирательные округа; 7. Религиозные организации; 8. Промышленные предприятия; 9. Иностранные фирмы;

    10. Специальные субъекты (юридические лица).

    43. Субъекты правовых отношений

    Понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения - не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.

    Субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). К индивидуальным относятся: а) граждане Российской Федерации; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды).

    Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:

    1. Само государство; 2. Государственные органы и учреждения; 3. Общественные объединения; 4. Административно-территориальные единицы;

    5. Субъекты Российской Федерации; 6. Избирательные округа; 7. Религиозные организации; 8. Промышленные предприятия;

    9. Иностранные фирмы; 10. Специальные субъекты (юридические лица).

    По российскому законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ. Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде. Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. в имущественных, обязательственных отношениях.

    Правоспособность и дееспособность субъектов права. Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Подчеркнем - не фактическое правообладание, а только постулируемая заранее возможность или способность к этому. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью.

    В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособность - не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства - должным образом гарантировать и защищать это качество.

    Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность или способность иметь их. А это очень важно, ибо, как мы знаем, в истории далеко не все и не всегда наделялись такой возможностью (например, рабы) или наделялись лишь отчасти (крепостные).

    Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она: а) неотделима от личности, нельзя человека лишить правоспособности, "отобрать", "отнять" ее у него или ограничить; б) не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств; в) непередаваема, ее нельзя делегировать другим; г) по отношению к субъективному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки; д) субъективное право конкретно, а правоспособность абстрактна.

    В понятии правоспособности существо заключается не в "праве", а в "способности". Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, потому что такое суммарное выражение дано в самом законе. В этом смысле правоспособность, по меткому выражению Е.А. Флейшиц, бланкетна.

    Не имеет решающего значения то обстоятельство, что возможность обладать теми или иными конкретными правами появляется у гражданина не сразу, не со дня рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при наступлении других условий. Различие в наступлении прав во времени не меняет сущности правоспособности. Равенство правоспособности не означает, что ее объем у всех одинаков.

    Однако, будучи категорией универсальной, правоспособность проявляет себя в различных отраслях права по-разному. Даже значение и роль ее в соответствующих сферах правового регулирования неодинаковы. Отсюда и возникают нередко сомнения и споры относительно всеобщего характера правоспособности.

    Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

    Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить, как уже говорилось, лишь при известных условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности, а только гражданской. Но в науке, в общей теории права, оно сложилось.

    Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

    Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность - это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант. К примеру, профессия судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и др.

    Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях о них. Возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.

    Под дееспособностью понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

    Если правоспособность сопутствует индивиду на протяжении всей его жизни, то дееспособность - лишь с определенного возраста. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители - родители, опекуны, попечители.

    Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать необходимые гражданские сделки только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. Однако они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения (ст. 26 ГК РФ).

    Уголовная ответственность у подростков за совершенные ими умышленные преступления наступает с 14 лет. Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная. Полная, как уже говорилось, наступает с совершеннолетием; частичная - с 14 лет; а ограниченная - когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (хронические алкоголики, наркоманы).

    Новый Гражданский кодекс ввел понятие эмансипации (ст. 27). В новелле говорится, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

    Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей; при отсутствии такого согласия - по решению суда.

    Родители, усыновители и попечители не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности, по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

    Правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность, вместе взятые, т.е. праводееспособность. Это собирательное понятие отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино, например, у организаций или взрослых лиц, когда они одновременно и правоспособны, и дееспособны. Не существует правоспособных, но недееспособных коллективных субъектов. На них разграничение указанных свойств не распространяется.

    Многие права граждан носят непередаваемый характер, их не может осуществить за недееспособного другое лицо (например, вступить в брак, получить образование, заключить трудовой договор и т.д.). В отличие от имущественных прав, их должен реализовать сам обладатель.

    С этой точки зрения все права можно подразделить на требующие личного участия при их осуществлении и нетребующие. В первом случае, т.е. в большинстве отраслей права, разделение правоспособности и дееспособности лишено практического смысла; во втором, т.е. в сфере действия гражданского права, оно оправданно и необходимо.

    Немыслимо положение, когда субъект обладал бы, к примеру, брачной, трудовой, избирательной правоспособностью, но был бы лишен аналогичной дееспособности. Здесь оба эти качества выступают как единое целое. Напротив, в имущественных правоотношениях кредитор может взыскать причитающийся ему долг необязательно лично, равно как и что-то купить, продать, исполнить обязательство, совершить ту или иную сделку. Здесь правоспособность и дееспособность могут не совпадать в одном лице.

    Правосубъектность - собирательная категория. Она включает в себя четыре элемента: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности. Хотя последние два слагаемых охватываются в конечном счете вторым, такое расчленение понятия может способствовать более глубокому его уяснению.

    В целом правосубъектность является одной из обязательных юридических предпосылок правоотношений. Правосубъектность - это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Люди и их объединения , которые выступают как носители установленных законом прав и обязанностей, становятся участниками правоотношений, а также субъектами права.

    В соответствии с общим положением субъекты правоотношений - это отдельные индивиды , а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

    В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).

    Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства.

    Субъектов права подразделяют чаще всего:

    1 ) на индивидуальные;

    2 ) коллективные.

    К индивидуальным субъектам права относят:

    1 ) граждан Российской Федерации;

    2 ) иностранцев;

    3 ) лиц без гражданства;

    4 ) лиц с двойным гражданством.

    Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

    1 ) государство;

    2 ) государственные органы и учреждения;

    3 ) общественные объединения;

    4 ) административно-территориальные единицы;

    5 ) субъекты Российской Федерации;

    6 ) религиозные организации;

    7 ) юридические лица.

    Необходимо учитывать , что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.

    Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью.

    Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.

    Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права.

    Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем. Правоспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности. Она начинает действовать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума , а порождается объективным правом.


    Правоотношение — индивидуализированное общественное отношение, то есть отношение между конкретными лицами (гражданами, организациями, государством в лицегосударственных органов, субъектами федеративного государства, муниципальными образованиями ). А также, между одним и тем же лицом; представляющим взаимоисключающие интересы различных своих правовых статусов. Связанными между собой субъективными правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении.

    Субъекты правовых отношений - это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.

    Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:

    Физические лица, например субъекты в правовых статусах:

    1 . лицо без гражданства;

    2 . гражданин;

    3 . иностранец;

    4 . беженец;

    5 . индивидуальный предприниматель;

    6 . учредитель юридического лица.

    Юридические лица , как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

    Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:

    · Президент;

    Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью.

    Юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.
    Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством.

    Государственные органы - это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти вне своей юрисдикции имеют статус юридического лица.

    Одно и то же лицо , представляющее взаимоисключающие интересы различных своих правовых статусов, одновременно является несколькими различными субъектами правовых отношений.

    Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.

    Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты правоотношений наделяются дееспособностью.

    Иногда в научной литературе применяется термин «правосубъектность», объединяющий правоспособность и дееспособность. Правосубъектность определяется как «социально-правовая способность быть участником соответствующих правоотношений».

    Из определения, данного в начале статьи , следует, что материальное содержание всякого правоотношения составляет то общественное отношение, которое им закрепляется. Другими словами это «то фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить»

    Материальное содержание правоотношения складывается из «дозволенного поведения управомоченного и должного поведения правообязанного»

    Правоотношение как правовое явление обладает и своим особым юридическим содержанием, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников. Иоффе обосновывает это следующим образом:

    Во-первых , юридическое содержание норм права представлено сформулированными в них общими правилами поведения, которые в правоотношении приобретают значение конкретных правил, адресованных его участникам. Но желательное и должное поведение участников правоотношения фиксируется в их субъективных правах и обязанностях.
    Во-вторых , специфика того или иного явления, отучающая его от других, смежных явлений, заключается в его содержании. Но специфика правового отношения в том и состоит, что его участники выступают в качестве носителей прав и обязанностей.
    В-третьих , содержание всякого явления должно сопутствовать ему от момента его возникновения до момента его исчезновения. Допустив противное, мы пришли бы к нелепому выводу о возможности существования бессодержательных явлений. Но именно права и обязанности его субъектов сопутствуют правоотношению непрерывно, а их изменение или прекращение влечет за собой изменение или прекращение самого правоотношения».

    Разграничение в правоотношении юридического и материального содержаний позволяет понять механизм воздействий прав на общественную жизнь.

    Точнее было бы рассматривать материальное и юридическое в содержании правоотношения как его (содержания) «элементы» или «стороны». Кроме того, то, что называется материальным и юридическим содержанием, с философских позиций само связано как форма и содержание (юридическая форма фактического общественного отношения, его материального содержания). Понятие «юридическое содержание» правоотношения, строго говоря, означает содержание юридической формы.

    Составляющие юридического содержания правоотношений — его субъективные права (правомочия) и юридические обязанности.

    Субъективные права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Они возникают одновременно, однако в дальнейшем содержание правоотношения может меняться: у участников правоотношения могут появиться новые права и обязанности.

    В подавляющем большинстве правоотношений каждый из участников одновременно имеет права и несет обязанности. Однако в некоторых правоотношениях у управомоченного лица есть только субъективное право, а у обязанного лица — только субъективная обязанность.

    Объект правоотношения.

    Вопрос об объекте правоотношения в правовой науке является спорным. В целом, под ними понимают материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение.

    В юридической литературе предложен ряд различных определений объекта правоотношения.

    Одни авторы называют объектом «то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности», другие — «то, по поводу чего складывается правоотношение». Причем нередко в оба эти выражения вкладывается один и тот же смысл. В ряде случаев тот внешний предмет, который является поводом установления правоотношения, может указывать и на направленность прав и обязанностей сторон.

    Более точным является следующее определение объекта правоотношения « это те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности»

    Объект правоотношения - всегда нечто внешнее к юридическому содержанию правоотношения, т.е. то, что находится вне субъективных прав и обязанностей. Правоотношение существует в системе реальных жизненных явлений, предметов окружающего нас мира. При характеристике правоотношения как единства юридической формы и фактического содержания, мы уже включили в состав правоотношения субъектов, а также в качестве материального содержания - поведение людей. Теперь круг явлений окружающего нас мира, связанных с правоотношением, освещается еще шире - в поле зрения включаются явления (предметы), на которые направлены права и обязанности.

    При этом следует подчеркнуть , что определенные явления (предметы) рассматриваются в качестве объектов именно применительно к правоотношениям. Причём в качестве объектов правоотношений выступают явления (предметы), которые признаны таковыми государством.

    Например, в соответствии со ст. 128 ГК (Гражданского кодекса РФ) объектами гражданских прав (а значит, и гражданских правоотношений) являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

    В юридической литературе наряду с другими теориями распространена теория «объекта-действия», согласно которой объектом правоотношения является волевое поведение обязанного лица.

    Подытожив, можно сказать , что объектами правоотношений выступают явления (предметы) материального и духовного мира, способные удовлетворять потребности субъектов - интерес управомоченного. Обобщенно говоря - это разнообразные материальные и нематериальные блага.

    Круг объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного. Тем самым характеристика объекта согласуется с понятием субъективного права, важным моментом которого является интерес. Одновременно правоотношение «привязывается» к системе реальных жизненных отношений, к материальным и духовным ценностям общества. Различные блага (политические, духовные, личные, материальные), способные удовлетворять потребности людей, общества, оказываются вовлеченными в круг юридического анализа. И это позволяет с большей обстоятельностью рассмотреть «фактическую сторону» правоотношений, выяснить их реальную ценность и значение в жизни общества.

    Вместе с тем, здесь необходим дифференцированный подход . Материальные и нематериальные блага, являющиеся объектами правоотношений, необходимо рассматривать в связи с поведением субъектов, т.е. материальным содержанием правоотношения.

    Поведение субъектов различно в правоотношениях активного и пассивного типов.

    Общее определение объекта правоотношения как материальных и нематериальных (духовных) благ обогащает наши представления о правоотношениях, позволяет охарактеризовать их с новых сторон, а главное — «увязывает» существование правоотношений с системой материальных и духовных ценностей общества.

    Вопрос об объекте имеет и практическое значение . В особенности это касается тех правоотношений, где материальные или нематериальные блага отделены от самого поведения субъектов. Здесь объекты (а в конечном счете связанные с ними волевые действия людей) могут получить самостоятельную, обособленную регламентацию в юридических нормах.

    В частности, гражданско-правовое законодательство специально регламентирует правовой режим вещей как объектов права собственности; правовой режим объектов авторских и изобретательских прав; вопросы, связанные с результатом работ подрядчика по правоотношениям подряда и др.

    В ряде имущественных правоотношений с наличием объекта связывается существование самого субъективного права. В этих правоотношениях уничтожение или умаление объекта приводит к нарушению субъективного права и влечет за собой возникновение охранительных правоотношений, направленных на ликвидацию последствий правонарушения и на принятие мер воздействия к нарушителю. Например, при уничтожении объектов права собственности могут возникнуть уголовные и гражданские охранительные правоотношения, в рамках которых нарушитель несет уголовную и гражданскую ответственность.

    Таким образом, применительно к правоотношениям , где имеется «отделимый объект», при решении юридических дел необходим в ряде случаев анализ объектов и тех юридическихнорм, которые регламентируют их правовой режим. Сложившееся в законодательстве и практике понятие «правового режима объектов» (вещей, продуктов духовного творчества , отделимых результатов работ) и отражает то влияние, которое оказывают свойства объектов на содержание прав и обязанностей.