Полномочия омс по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

Об утверждении Порядка заключения соглашений о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения

от 10.03.2016 N 4/29)


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Уставом сельского поселения Володарское

Совет депутатов РЕШИЛ:

1. Утвердить "Порядок заключения соглашений о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения" (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Совета депутатов
сельского поселения Володарское
Л.Н. Козлова

Глава сельского поселения Володарское
С.В.Гуцев

Порядок заключения Соглашений о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения

УТВЕРЖДЕН
решением совета депутатов
сельского поселения Володарское
от 14 января 2016 г. N 2/27

(в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок разработан в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и регулирует заключение между органами местного самоуправления муниципального образования сельское поселение Володарское (далее - Поселение) и муниципального образования Ленинский муниципальный район (далее - Район) соглашений о передаче (принятии) полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных образований (далее - Соглашение).

1.2. В настоящем Порядке применяются следующие термины и понятия:

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (Поселения или Района), решение которых в соответствии с и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

Полномочия органа местного самоуправления - права и обязанности органа местного самоуправления в отношении принятия нормативных и (или) правовых актов, а также осуществления исполнительно-распорядительных функций по решению вопроса местного значения;

Компетенция органа местного самоуправления - совокупность полномочий органа местного самоуправления по вопросам местного значения, установленным Федеральным законом;

Соглашение - правовая форма передачи прав и обязанностей по решению того или иного вопроса местного значения между органами местного самоуправления Района и органами местного самоуправления Поселения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета передающей стороны в бюджет принимающей полномочия стороны.

1.3. Учитывая, что межбюджетные трансферты, являющиеся обязательным условием при подписании соглашения, должны быть включены в доходную либо расходную часть соответствующего бюджета, а копии решения о передаче части полномочий и соглашения приобщаются к перечню документов, лежащих в основе при составлении бюджетов на очередной финансовый год, соглашение о передаче (принятии) части полномочий по решению вопроса местного значения на очередной финансовый год может быть заключено не позднее, чем 01 ноября года, предшествующего году, на который заключается соглашение.

Заключение Соглашений на текущий финансовый год не допускается.

(пункт 1.3. внесен решением Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

1.4. В случае, если инициирована передача (принятие) части полномочий по нескольким вопросам местного значения, в Совет депутатов направляются проекты решений с приложениями отдельно по каждому вопросу местного значения. Заключение соглашения о передаче (принятии) части полномочий по решению нескольких вопросов местного значения не допускается.

(пункт 1.4. внесен решением Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

2. Принципы заключения Соглашения

2.1. Принцип верховенства и федеральных законов.

Не могут быть заключены Соглашения, если это ведет к изменению конституционно-правового статуса муниципального образования, ущемлению или утрате установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. В случае несоответствия положений Соглашений положениям Конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов и федеральных законов, принимаемых по вопросам местного значения муниципальных образований, действуют положения Конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Не допускается заключение соглашений о передаче полномочий, определенных действующим законодательством Российской Федерации для самостоятельного решения органами местного самоуправления поселения.

2.2. Принцип равноправия и недопустимости ущемления прав и законных интересов сторон Соглашения.

Стороны соглашения равноправны во взаимоотношениях при передаче полномочий, в том числе при подготовке и заключении Соглашений. При передаче полномочий недопустимо ущемление прав интересов других муниципальных образований.

2.4. Принцип согласования интересов Поселения и интересов Района.

В процессе заключения соглашений согласование интересов Поселения и интересов Района осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.5. Принцип добровольности заключения Соглашений.

Заключение Соглашений осуществляется исключительно на добровольной основе.

2.6. Принцип обеспеченности ресурсами.

При передаче полномочий стороны исходят из условия обеспеченности соответствующих органов финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами принятых полномочий. Передача части полномочий по решению вопросов местного значения на безвозмездной основе не допускается.

3. Компетенция органов местного самоуправления Поселения

3.1. Совет депутатов сельского поселения Володарское (далее - Совет депутатов поселения):

1) принимает решения о передаче (приеме) части полномочий органами местного самоуправления поселения органам местного самоуправления района и наоборот;

2) контролирует выполнение принятых решений;

3) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления поселением принятых (переданных) полномочий района, если иное не предусмотрено Соглашением о приеме (передаче) полномочий.

3.2. Глава сельского поселения Володарское (далее - Глава поселения):

1) инициирует передачу (прием) части полномочий муниципальному району и наоборот;

2) заключает Соглашения о передаче (приеме) части полномочий;

3) организует исполнение заключенных Соглашений о передаче (приеме) части полномочий;

4) обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления Района в процессе подготовки, заключения и исполнения заключенных соглашений.

4. Передача части полномочий органами местного самоуправления поселения органам местного самоуправления района

4.1. Инициировать передачу части полномочий поселения может глава района либо глава поселения.

4.2. Инициацией передачи части полномочий в первом случае является получение главой поселения письменного обращения главы района с указанием перечня конкретных полномочий по решению конкретного вопроса местного значения, предлагаемых к передаче, срок заключения соглашения, расчет межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий по каждому из вопросов местного значения.

Глава поселения в течение трех рабочих дней с даты получения обращения главы района о передаче части полномочий направляет указанное обращение в администрацию поселения для подготовки мотивированного заключения о целесообразности заключения такого соглашения (соглашений).

4.3. (исключен решением Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

4.4. Проект решения о передачи части полномочий направляется главой поселения в Совет депутатов поселения с проектом соглашения и мотивированным заключением администрации поселения

(в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

4.5. Председатель Совета депутатов выносит поступивший проект для рассмотрения на ближайшем очередном заседании Совета депутатов поселения. Рассмотрение проекта производится в соответствии с действующим Регламентом Совета депутатов поселения.

Передать определенную часть полномочий по решению конкретного вопроса местного значения;

Не передавать полномочия по решению конкретного вопроса местного значения.

В случае принятия Советом депутатов решения о передаче части полномочий в тексте Решения указываются:

Перечень передаваемой части полномочий по решению вопроса местного значения;

4.6. Решение по вопросу о передаче части полномочий по решению вопроса местного значения принимаются Советом депутатов поселения тайным голосованием количеством голосов не менее 8 (восьми).

(в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

4.7. В случае принятия Советом депутатов решения о передаче части полномочий по решению вопроса местного значения Поселения Району глава поселения направляет с сопроводительным письмом копию указанного решения и проект соглашения на имя главы района для рассмотрения вопроса о принятии районом части полномочий по решению вопроса местного значения Поселения.

4.8. В случае положительного рассмотрения вопроса о передаче части полномочий по решению вопроса местного значения поселения Советом депутатов поселения и Советом депутатов района глава поселения подписывает Соглашение.

При возникновении разногласий по проекту Соглашения (для его доработки с учетом интересов сторон) может быть создана рабочая группа с включением в нее равного количества представителей от каждой из сторон.

4.9. В случае если решение о передаче полномочий не было принято, при условии, что процесс передачи таких полномочий был инициирован главой района, глава поселения направляет соответствующее уведомление на имя главы района.

(в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

4.10. После подписания Соглашения по одному экземпляру передаются на хранение в администрацию Поселения и администрацию Района.

4.11. Нормативное регулирование вопросов, не отраженных в Соглашении о передаче полномочий, осуществляет Совет депутатов в рамках своей компетенции по инициативе главы поселения.

4.12. Контроль за исполнением полномочий, предусмотренных Соглашением, осуществляется путем предоставления поселению ежемесячных, квартальных и годовых отчетов об осуществлении полномочий, использовании финансовых средств (межбюджетных трансфертов) и материальных ресурсов. Периодичность предоставления отчетов определяется Соглашением.

Форма отчетов и порядок их предоставления устанавливаются Соглашением и являются приложением к Соглашению

4.13. Финансовые средства, необходимые для исполнения полномочий, предусмотренных Соглашением, предоставляются в форме межбюджетных трансфертов.

Ежегодный объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета поселения для осуществления части полномочий по решению вопроса местного значения, предусмотренных Соглашением, устанавливается в соответствии с расчетом межбюджетных трансфертов, являющимся приложением к Соглашению.

Межбюджетные трансферты, предоставляемые для осуществления полномочий, перечисляются ежеквартально в пределах утвержденных сумм по бюджету поселения.

В случае нецелевого использования межбюджетные трансферты подлежат возврату в бюджет поселения.

5. Принятие части полномочий органами местного самоуправления поселения от органов местного самоуправления района

(в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

5.1. Инициировать принятие части полномочий района могут глава поселения либо глава района.

5.2. Инициацией принятии части полномочий в первом случае является получение главой поселения письменного обращения главы района с приложением копии решения Совета депутатов района и проекта Соглашения. Указанные документы должны содержать:

Перечень полномочий по решению вопроса местного значения, предлагаемых к принятию Поселению;

Расчет межбюджетных трансфертов.

Глава поселения в течение трех рабочих дней с даты получения обращения главы района о принятии части полномочий направляет указанное обращение в администрацию поселения для подготовки мотивированного заключения о целесообразности заключения такого соглашения (соглашений).

5.3. Администрация поселения на основании поступившего обращения главы района готовит проект решения Совета депутатов поселения с приложением мотивированного заключения. В заключении в обязательном порядке отражаются: необходимость использования собственных материальных ресурсов для осуществления принимаемых полномочий, необходимость привлечения кадров для исполнения принимаемых полномочий.

5.4. Проект решения о принятии части полномочий направляется главой поселения в Совет депутатов поселения с проектом соглашения и мотивированным заключением администрации поселения.

5.5. Председатель Совета депутатов выносит поступивший проект для рассмотрения на ближайшем очередном заседании Совета депутатов поселения. Рассмотрение проекта производится в соответствии с действующим Регламентом Совета депутатов поселения.

По результатам рассмотрения принимается одно из двух решений:

Принять определенную часть полномочий по решению конкретного вопроса местного значения;

Не принимать полномочия по решению конкретного вопроса местного значения.

В случае принятия Советом депутатов решения о принятии части полномочий в тексте Решения указываются:

Перечень принимаемой части полномочий по решению вопроса местного значения;

Срок, на который заключается соглашение (не более одного финансового года без права пролонгации);

Размер либо порядок определения (расчет) годового объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.

5.6. Решение по вопросу о принятии части полномочий по решению вопроса местного значения принимаются Советом депутатов поселения тайным голосованием количеством голосов не менее 8 (восьми).

5.7. В случае принятия Советом депутатов решения принять часть полномочий по решению вопроса местного значения Района глава поселения направляет главе района с сопроводительным письмом копию указанного решения и подписанное главой поселения соглашение либо протокол разногласий на проект соглашения, представленный Районом.

В случае возникновения разногласий по проекту Соглашения (для его доработки с учетом интересов сторон) может быть создана рабочая группа с включением в нее равного количества представителей от каждой из сторон.

5.8. В случае принятия Советом депутатов поселения решения не принимать часть полномочий по решению вопроса местного значения Района при условии, что процесс был инициирован главой района, глава поселения направляет копию указанного решения с сопроводительным письмом на имя главы района.

5.9. После подписания Соглашения по одному экземпляру передаются на хранение в администрацию Поселения и администрацию Района.

5.10. Поселение в соответствии с условиями Соглашения и расчетом межбюджетных трансфертов, являющимся приложением к Соглашению, получает из бюджета района межбюджетные трансферты на реализацию принимаемых полномочий по решению вопроса местного значения. Расчет межбюджетных трансфертов производится отдельно по каждому вопросу местного значения.

5.11. Администрация поселения предоставляет органам местного самоуправления района отчеты об осуществлении полномочий и использовании финансовых средств в сроки и порядке, определенные Соглашением.

6. Требования к содержанию Соглашения

6.1. В Соглашении в обязательном порядке указываются:

Предмет (должен содержать указание на вопрос местного значения и распределение между сторонами соглашения функций по его решению);

Права и обязанности сторон;

Объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий;

Компетенция органов местного самоуправления в осуществлении переданных полномочий;

Контроль за исполнением полномочий;

Срок, на который заключается Соглашение;

Положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного;

Финансовые санкции за неисполнение Соглашения;

Порядок внесения изменений и дополнений в Соглашение.

(в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

6.2. Соглашение вступает в силу и становится обязательным для органов местного самоуправления района и поселения со дня его подписания.

7. Прекращение действия Соглашения

7.1. Соглашение прекращает свое действие с момента истечения срока, на который оно было заключено.

7.2. В случае неисполнения условий Соглашение может быть расторгнуто по инициативе любой из сторон. Уведомление о расторжении Соглашения направляется в письменной форме.

СОГЛАШЕНИЕ

о передаче органам местного самоуправления муниципального района « Наименование муниципального района » части полномочий по решению вопросов местного значения

в сфере культуры поселения « Наименование поселения »

Место подписания Дата подписания

Орган местного самоуправления поселения ________ муниципального района __________________________, именуемый в дальнейшем «Поселение», в лице (наименование должности руководителя органа местного самоуправления) (Ф.И.О.), действующего на основании Устава муниципального образования (наименование поселения), с одной стороны, и Орган местного самоуправления муниципального района ___________________________, именуемый в дальнейшем «Муниципальный район», в лице (наименование должности руководителя органа местного самоуправления) муниципального района (Ф.И.О.), действующего на основании Устава муниципального образования (наименование муниципального района), с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», руководствуясь пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального района ______________, Уставом поселения __________________ в целях оптимизации распределения ресурсов сферы культуры при решении вопросов местного значения, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

Статья 1. Предмет соглашения

1.1. Настоящее соглашение регулирует отношения, возникающие между Сторонами, в связи с передачей полномочий по решению вопросов местного значения поселения в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

1.2. Предметом настоящего Соглашения является передача «Поселением» осуществления части своих полномочий по решению отдельных вопросов местного значения «Муниципальному району»:

1) в рамках решения вопроса местного значения по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры настоящим Соглашением предусматривается передача «Муниципальному району» осуществления следующих полномочий:

— разработка целевых программ в сфере создания условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

— установление порядка предоставления льгот при проведении платных мероприятий муниципальными учреждениями культуры;

Разработка минимальных социальных стандартов, перечня и показателей качества услуг в сфере культурно-досуговой деятельности;

Разработка объёмных показателей и порядка отнесения досуговых учреждений клубного типа к группам по оплате труда руководителей;

— сбор статистических показателей, характеризующих состояние культурно-досуговой деятельности поселенческих культурно-просветительных организаций.

2) в рамках решения вопроса местного значения по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении настоящим Соглашением предусматривается передача «Муниципальному району» осуществления следующих полномочий:

— подготовка предложений для присвоения и подтверждения почётных званий «Народный», «Образцовый» коллективам самодеятельного творчества.

3) в рамках решения вопроса местного значения по организации библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения настоящим Соглашением предусматривается передача «Муниципальному району» осуществления следующих полномочий:

— разработка перечня услуг оказываемых библиотеками поселения и порядка их оказания, в т.ч. по платным услугам (расчет цен и тарифов на платные услуги);

— разработка системы показателей качества и результативности услуг, оказываемых библиотеками и мониторинг удовлетворенности населения;

— разработка показателей по отнесению к группам по оплате труда руководителей и специалистов;

— формирование муниципальных заданий по оказанию библиотечных услуг в поселении, финансируемых за счет бюджетных средств;

— осуществление анализа эффективности предоставления библиотечных услуг в поселении;

— осуществление анализа обеспеченности библиотечными услугами и динамики спроса на услуги библиотек поселения;

— формирование штатного расписания учреждения и обеспечение соблюдения законодательства по вопросам аттестации сотрудников библиотеки, разработка документов по материальному стимулированию сотрудников библиотек поселения;

— информатизация и методическое обеспечение библиотечных процессов;

— разработка программ развития библиотек поселения и мониторинг их реализации, взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам по вопросам сферы деятельности;

— организация сбора статистических показателей;

— осуществление расчетов объемов комплектования в соответствии с нормативами;

— разработка тематико-типологических планов комплектования и технических заданий для организации закупок;

— подготовка отчетов по использованию средств на комплектование;

— обеспечение условий для обработки и каталогизации фонда, в том числе для создания сводного электронного каталога библиотек поселения;

— осуществление анализа книгообеспеченности, структуры фонда и потребительского спроса на информационные ресурсы;

— организация условий хранения библиотечного фонда (создание особых условий хранения редкого документного фонда, оснащение специализированным оборудование для реставрации фонда);

— организация условий сохранности библиотечных фондов (оснащение помещений противопожарным оборудованием, обеспечение условий по температурно-влажностному режиму и по предупреждению хищения фонда, обеспечение санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке фонда)

— организация перевода редкого и особо востребованного фонда на электронные носители.

Статья 2. Срок осуществления полномочий

«Муниципальный район» осуществляет переданные в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Соглашения полномочия «Поселения» в течение _________________________(срок осуществления полномочий).

Статья 3. Права и обязанности «Поселения»

В соответствии с настоящим Соглашением «Поселение» имеет право:

3.1.1. получать от «Муниципального района» информацию о ходе реализации переданных ему полномочий.

3.1.2. осуществлять контроль за реализацией переданных в соответствии с настоящим Соглашением полномочий в форме и порядке, установленных действующим федеральным законодательством, законодательством Самарской области и нормативно-правовыми актами муниципального образования.

3.1.3. вносить предложения о приостановке действия настоящего Соглашения в случае неисполнения «Муниципальным районом» переданных полномочий;

«Поселение» обязано:

3.2.1. перечислять финансовые средства «Муниципальному району» в виде субвенций из бюджета поселения в размере и сроках, указанных в приложениях к настоящему Соглашению

3.2.2. по запросу «Муниципального района» предоставлять сведения и документы, необходимые для исполнения переданных полномочий.

Статья 4. Права и обязанности «Муниципального района»

В соответствии с настоящим Соглашением «Муниципальный район» имеет право:

4.1.1. запрашивать у «Поселения» информацию, необходимую для осуществления полномочий, переданных в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Соглашения.

4.1.2. приостанавливать исполнение переданных полномочий в случае нарушения «Поселением» сроков и размеров перечисления субвенций из бюджета «Поселения».

«Муниципальный район» обязан:

4.2.1. осуществлять полномочия, переданные в соответствии с пунктом 1.2. настоящего Соглашения, в соответствии с требованиями действующего законодательства;

4.2.2. направлять поступившие финансовые средства (субвенции) в полном объеме на осуществление переданных полномочий, обеспечивая их целевое использование;

4.2.3. осуществлять взаимодействие с заинтересованными органами государственной власти, в том числе заключать соглашения о взаимодействии по вопросам реализации полномочий, предусмотренных в пункте 1.2 настоящего Соглашения.

Статья 5. Порядок определения объема субвенций

5.1. Объем субвенций, необходимый на исполнение переданных в соответствии с п.1.2 настоящего Соглашения полномочий, утверждается решением представительного органа муниципального образования Поселения о бюджете поселения на очередной год.

5.2. Порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых в соответствии со статьей 1 настоящего Соглашения полномочий, определяется в соответствии с методикой расчета, устанавливаемой сторонами Дополнительным соглашением.

Статья 6. Основания и порядок прекращения соглашения

6.1. Действие настоящего Соглашения может быть прекращено досрочно:

6.1.1. По соглашению Сторон.

6.1.2. В одностороннем порядке в случае:

— неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из Сторон своих обязательств в соответствии с настоящим Соглашением;

— если осуществление полномочий становится невозможным, либо при сложившихся условиях полномочия, переданные п.1.2. настоящего Соглашения, могут быть наиболее эффективно осуществлены органами местного самоуправления поселения самостоятельно.

6.2. При расторжении настоящего Соглашения «Муниципальный район» возвращает неиспользованные материальные и финансовые средства.

6.3. Уведомление о расторжении настоящего Соглашения в одностороннем порядке направляется второй стороне не менее чем за 6 месяцев, при этом второй стороне возмещаются все убытки, связанные с досрочным расторжением соглашения.

В Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, вопросы местного значения определены как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст.2). Таким образом, вопросы местного значения определяются только на федеральном уровне двумя правовыми актами.

Глава 3 Закона № 131-ФЗ определяет компетенцию местного самоуправления (вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению ст. 14-17) и принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления.

Вопросы местного значения можно условно разделить на 3 группы:

1. По обеспечению условий жизни каждого из жителей (здравоохранение, образование, социальное и бытовое обслуживание, снабжение жилищ водой и энергоносителями и т.д.);

2. По обеспечению условий жизни населения в целом (охрана общественного порядка, информационные службы, благоустройство и озеленение, транспортное обслуживание и т.д.);

3. По обеспечению осуществления населением муниципального образования прав собственника в отношении муниципальной собственности.

Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно за счет собственных доходов местного бюджета, за исключением субвенции предоставляемых местным бюджетам из государственных бюджетов (п.2 ст. 18 ФЗ № 131). Ст. 18 ФЗ № 131 установлено, что федеральные законы и законы субъектов федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. То есть объем услуг, предоставляемых местного бюджета, определяется муниципальным образованием самостоятельно.

Подчиненность органа или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования (например, поселения) органу или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования (например, района) не допускается.

Зафиксировав различные виды муниципальных образований, Ф3№131 закрепляет и различный перечень вопросов местного значения, относящихся к компетенции каждого из них. Во многом перечень вопросов совпадает, но имеются и различия, обусловленные объективными причинами - размер территории, численность населения и т.д. Но список вопросов местного значения является закрытым.

Иные вопросы органы местного самоуправления поселения вправе решать при одновременном наличии следующих условий:

Иной вопрос не относится к компетенции органов местного самоуправления и других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключен из компетенции органов местного самоуправления поселения федеральными законами и (или) законами субъектов федерации.


Существуют собственные материальные ресурсы и финансовые средства (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

Решение вопроса требует наличия у органов местного самоуправления определенных прав и обязанностей, обеспечивающих достижение целей деятельности. Такие права и обязанности, закрепленные правовыми актами за органами, должностными лицами и необходимые для решения поставленных перед данными субъектами задач, в теории государства и права называются полномочиями.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения названы в ст. 17 Закона №131 -ФЗ и, в отличие от самих вопросов местного значения, не отличаются по типам муниципальных образований. Полномочия органов местного самоуправления помимо названных в статье 17 определяются также иными положениями Закона № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований. Закон не предусматривает возможности установления полномочий органов местного самоуправления иными федеральными законами, законами субъектов РФ, актами Президента РФ, актами органов исполнительной власти. В отличие от этого, определение уставами муниципальных образований полномочий органов и должностных лиц, в том числе и не названных Законом, не только допускается, но и является необходимым условием решения вопросов местного значения.

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляется федеральными органами государственной власти и закрепляется в федеральных законах. В Федеральном законе № 131 -ФЗ не только прямо названы полномочия органов местного самоуправления, но и установлена возможность определения иных полномочий по решению вопросов местного значения уставом муниципального образования.

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими отдельных переданных государственных полномочий субъектов РФ, по предметам ведения субъектов РФ, и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Это означает, что по вопросам местного значения органы государственной власти субъектов РФ не вправе осуществлять правового регулирования полномочий местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным Законом №131-ФЗ к вопросам местного значения, являются на основании ст. 19 этого закона отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления одновременно с необходимыми для их осуществления ресурсами (ст. 19).

Единообразный подход к трактовке терминов является чрезвычайно важными, так как от этого зависит то, какие действия должны и готовы будут осуществлять органы местного самоуправления поселений для решения вопросов местного значения. Кроме того, это имеет немаловажное значение для формирования структуры органов местного самоуправления, определения штатной численности сотрудников и, соответственно влияет на формирование местных бюджетов с точки зрения определения объема бюджетных средств, необходимых для решения вопросов местного значения.

При всем разнообразии отнесенных к компетенции местного самоуправления вопросов можно выделить несколько ключевых терминов, которыми обозначаются вопросы местного значения, и которые требуют толкования для определения полномочий органов местного самоуправления по их решению. Это термины: «организация», «обеспечение условий» и «создание условий», являющиеся самыми распространенными в ст. 14 ФЗ № 131, а также термины: «участие» (в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), «обеспечение» (первичных мер пожарной безопасности), «оказание содействия» (в установлении опеки и попечительства).

Наиболее часто в Законе №131-ФЗ используется термин «организация» (электро-, тепло-, газо- и водоснабжение; строительства и содержания муниципального жилищного фонда; транспортного обслуживания населения; сбора и вывоза мусора и бытовых отходов; мероприятий по гражданской обороне и т.д.).

Термин происходит от латинского «organize» - «придаю стройный вид», и французского «organisation» - «устраиваю».

В Законе № 131 -ФЗ понятие «организация» используется как создание системы, обеспечивающей функционирование какой-либо сферы деятельности. При этом законодатель разделяет понятия «организация» и «осуществление» и только в некоторых вопросах предусматривает, либо допускает возможность непосредственного осуществления тех или иных видов деятельности (оказание соответствующих услуг) органами местного самоуправления.

Таким образом, под организацией предлагается понимать не само оказание услуг, создание объектов, контроль, охрану и т.п., а комплекс организационно- правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управления отношениями в соответствующей сфере деятельности, обеспечению скоординированной деятельности, направленной на достижение заданного результата, цели. Результатом будет реализация социальной ответственности, предоставление услуг, в установленном органами местного самоуправления объеме, по утвержденным муниципальным минимальным социальным стандартам.

Организация должна включать как минимум следующие полномочия:

Планирование, в т.ч. постановку целей, определение стандартов и нормативов;

Анализ возможностей и способов достижения целей;

Разработку мероприятий по реализации задач;

Правовое регулирование;

Заключение договоров, соглашений;

Координацию деятельности участников отношений;

Контроль предоставления услуг, реализации целей;

Обеспечение финансирования оказания данных услуг.

Закон № 131-ФЗ расширяет компетенцию муниципальных образований в ряде сфер по сравнению с ранее действовавшими нормами и требует реализации полного комплекса управленческих функций для решения вопросов местного значения.

Следующий по числу употреблений термин, используемый при определении вопросов местного значения - «обеспечение », употребляется как самостоятельно (первичных мер пожарной безопасности и т.д.), так и в сочетании с иными терминами (обеспечение условий, создание условий для обеспечения). Обеспечение ~ это принятие мер, позволяющих сделать выполнимым что-либо, достичь заданных результатов, или сохранить что-либо.

В сфере компетенции местного самоуправления термин «обеспечение» используется также в конструкциях:

- «обеспечение условий для развития»;

- «создание условий для обеспечения».

Термин «условия» в первую очередь означает «обстоятельства, от которых зависит что-либо». Кроме того, под условиями понимается « обстановка, в которой что-либо происходит, осуществляется», а также «правила, установленные в какой-либо сфере». Таким образом, обеспечение условий - это принятие мер, позволяющих достичь и (или) сохранить обстоятельства, обстановку, необходимые для реализации, выполнения чего-либо.

Обеспечение - это действие длящееся, поддерживающее определенное состояние, а не разовое, то есть меры могут приниматься и корректироваться в процессе деятельности постоянно или по мере необходимости. В отличие от этого, «создание условий» - это законченное действие, предполагающее необходимость произвести, сделать что-то для реализации, выполнения задач.

Участвовать означает действовать совместно с кем-нибудь, сотрудничать в чем-то, иметь долю, часть, быть помощником в деле. Применительно к предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций это означает, что вопросом местного значения является сотрудничество, помощь в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций уполномоченным органам. Данный вопрос является вопросом местного значения, как поселений, так и муниципальных районов. Это требует четкого правового регулирования деятельности органов местного самоуправления каждого конкретного поселения при решении данного вопроса. Соблюдение всех проведенных выше норм законодательства в отношении самостоятельности муниципальных образований при решении вопросов местного значения требует, чтобы объем, доля участия (сотрудничества, помощи) органов местного самоуправления поселения в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определялся муниципальными правовыми актами поселения.

Таким образом, несмотря на достаточное разнообразие формулировок вопросов местного значения, при сопоставлении используемых терминов в определении муниципальных задач и права на отнесение объектов, требующихся для решения вопросов местного значения, к муниципальной собственности, можно выделить следующие категории вопросов местного значения:

- вопросы, по которым органы местного самоуправления осуществляют весь комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению отношениями в соответствующей сфере деятельности, обеспечению скоординированной деятельности, направленной на достижение заданного результата, цели реализации социальной ответственности, предоставление услуг;

- вопросы, по которым органы местного самоуправления принимают меры, позволяющие достичь и (или) сохранить обстоятельства, обстановку, необходимую для реализации, предоставления услуг иными субъектами хозяйственной деятельности, и ответственны за создание инфраструктуры для оказания услуг, а не за само предоставление конкретной услуги;

- вопросы, по которым полномочия и объем деятельности органов местного самоуправления различных муниципальных образований и органов государственной власти четко не разграничен;

- вопросы, сформулированные прямо как предоставление соответствующей услуги или осуществление соответствующего вида деятельности;

- вопросы, по своему содержанию фактически являющиеся определенными полномочиями органов местного самоуправления.

Частью 4 статьи 15 ФЗ № 131 установлено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, и органы местного самоуправления района вправе заключать соглашения о передаче осуществления части своих полномочий. Передавать полномочия по соглашению можно как от муниципального района поселению, так и от поселений району. В соглашении о передаче части полномочий должен быть указан срок, на который полномочия передаются. Передача полномочий должна сопровождаться передачей субвенции из соответствующего бюджета на их осуществление. Для более эффективной передачи полномочий требуется провести детальный анализ всех возможных способов осуществления полномочий, их плюсов и минусов, издержек, рисков при использовании каждого из способов.

Необходимо подчеркнуть, что Закон №131 говорит не о передаче вопросов местного значения, а о передаче части полномочий по их решению. Поэтому в соглашении о передаче полномочий необходимо указывать, какие права и обязанности органов местного самоуправления по тому или иному вопросу местного значения передаются.

Полномочия установлены ст. 17 ФЗ №131 и могут устанавливаться также уставом муниципального образования. Передаваться могут только те полномочия, которые отнесены названными актами к полномочиям органов местного самоуправления данного муниципального образования. Кроме того, передаваться могут лишь полномочия, которыми обладает орган, передающий полномочия. Среди названных Законом № 131 полномочий есть исключительные полномочия представительного органа местного самоуправления, например, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, утверждение бюджета и отчета о его исполнении и т.п. Очевидно, что такие полномочия представительного органа передаваться не могут.

Соглашения о передаче осуществления части полномочий должны заключаться на определенный срок. Наиболее удобно заключать соглашения сроком на год, соответствующий бюджетному году, или менее года. Но при реализации долгосрочных мероприятий и программ развития возможно установление срока соглашения на более длительный срок.

В соглашения в соответствии с требованием ФЗ №131 должны быть установлены основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного. Основаниями прекращения полномочий могут быть: истечение срока, на который заключено соглашение и незаключение нового; для досрочного прекращения - нарушение установленных соглашением порядка, объема, сроков исполнения переданных полномочий, непредставление информации об исполнении полномочий передавшим органам местного самоуправления, нецелевое использование средств, отсутствие финансирования переданных полномочий и т.п.

В соглашении указывается порядок определения и конкретный объем субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Также Закон требует, чтобы в соглашении были установлены финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Данные соглашения носят публично-правовой характер, поэтому все особенности реализации таких соглашений должны устанавливаться законом и самим соглашением. При установлении финансовых санкций требуется учитывать, что любые выплаты из бюджета, даже выплаты по судебным решениям, возможны только в случае, если бюджетом данные расходы предусмотрены.

Составной частью компетенции местного самоуправления являются отдельные переданные государственные полномочия.

Статьей 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Главой 4 Закона № 131. Если иное не установлено федеральным законом, законом субъекта РФ о передаче полномочий, по общему правилу отдельные государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Органом, осуществления реализацию переданных государственных полномочий, является местная администрация.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственным полномочиями РФ осуществляется Федеральными Законами; отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными, помимо законов, нормативными правовыми актами не допускается. При этом наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, установленными ст. 72 Конституции РФ, допускается, только если это не противоречит Федеральным Законам.

Статьей 19 Закона №131 установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные Федеральными Законами и Законами субъекта РФ, по вопросам, не отнесенным названным ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местное самоуправления.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Закон № 131 (п.7.ст. 19) и Бюджетный Кодекс РФ устанавливают, что положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно Федеральным Законом о федеральном бюджете, Законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Это необходимо учитывать органам местного самоуправления, так как осуществление полномочий, которые переданы не введенным в действие положениями законодательства, является превышением компетенции органов местного самоуправления.

Законом установлены требования к содержанию законов о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.

Наиболее значимыми для муниципальных образований являются обязательное указание в законе:

Перечня прав и обязанностей органов местного самоуправления и органов государственной власти при осуществлении переданных полномочий;

Способа (методики) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из соответствующего государственного бюджета для осуществления полномочий;

Перечня подлежащих передаче органам местного самоуправления материальных средств для осуществления полномочий или порядка определения данного перечня;

Порядка отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных полномочий;

Условий и порядка прекращения осуществления органами местного

Отсутствие в законе о передаче всех или отдельных полномочий из названных положений может являться основание для оспаривания в суде этого закона. Признанное в судебном порядке несоответствие Федеральных законов, Законов субъекта РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям ст. 19 ФЗ №131, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий. Однако до установления судом факта несоответствия закона установленным требованиям органы местного самоуправления обязаны осуществлять исполнение переданных государственных полномочий, если они введены в действие законом о государственном бюджете соответствующего уровня на очередной год. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за исполнение переданных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Контроль осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также использования переданных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств проводят уполномоченные органы государственной власти. Закон о передаче полномочий должен содержать порядок контроля органов государственной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.

  • § 2. Развитие местного самоуправления в России в хii – хх в.В.
  • § 3. Этапы развития местного самоуправления в современной России
  • § 4. Основное содержание реформы местного самоуправления в современной России
  • § 5. Местное самоуправление в зарубежных странах
  • Глава 3. Понятие, принципы и гарантии местного самоуправления
  • § 1. Понятие, основные черты и сущность местного самоуправления
  • § 2. Основные принципы местного самоуправления
  • § 3. Функции местного самоуправления
  • § 4. Общие гарантии местного самоуправления
  • § 5. Специальные гарантии местного самоуправления
  • Глава 4. Территориальные основы местного самоуправления
  • § 1. Значение территориальных основ
  • В организации местного самоуправления
  • § 2. Понятие и виды муниципальных образований
  • § 3. Иерархия муниципальных образований
  • § 4. Состав территории муниципального образования
  • § 5. Требования к установлению и изменению границ муниципального образования
  • § 6. Правовое регулирование организации местного самоуправления на территориях с особым порядком управления
  • § 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области территориальной организации местного самоуправления
  • § 8. Роль форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления в его территориальной организации
  • Глава 5. Система местного самоуправления
  • § 1. Система местного самоуправления: понятие, основные элементы
  • § 2. Место форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления
  • § 3. Место органов местного самоуправления в системе
  • Публичного управления российским обществом.
  • Органы и должностные лица местного самоуправления:
  • Виды, правовое регулирование деятельности
  • § 4.Территориальное общественное самоуправление: цели организации и преимущества для населения
  • Глава 6. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • § 1. Местный референдум
  • § 2. Муниципальные выборы
  • § 3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления
  • § 4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
  • § 5. Сход граждан
  • § 6. Правотворческая инициатива граждан
  • § 7. Публичные слушания
  • § 8. Собрания граждан
  • § 9. Конференция граждан
  • § 10. Опрос граждан
  • § 11. Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • § 12. Общая характеристика других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления
  • Глава 7. Органы и должностные лица местного самоуправления
  • § 1. Структура органов местного самоуправления
  • Часть 1 ст. 34 Федерального закона № 131-фз определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют:
  • § 2. Классификация органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 3. Представительный орган местного самоуправления
  • § 4. Глава муниципального образования
  • § 5. Организация деятельности местной администрации
  • § 6. Контрольный орган муниципального образования
  • § 7. Избирательная комиссия муниципального образования
  • § 8. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
  • § 9. Правовое регулирование муниципальной службы по российскому законодательству
  • § 10. Виды муниципальных должностей муниципальной службы и основные требования к ним
  • § 11. Правовой статус муниципального служащего
  • § 12. Ограничения, налагаемые на муниципальных служащих, в связи с осуществлением ими обязанностей по муниципальной службе
  • Глава 8. Межмуниципальное сотрудничество
  • § 1. Сущность и формы межмуниципального сотрудничества
  • § 2. Межмуниципальные объединения
  • § 3. Система поддержки местного самоуправления федеральными органами государственной власти Российской Федерации
  • § 4. Система поддержки местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Глава 9. Правовые основы местного самоуправления
  • § 1. Муниципальные правовые акты: понятие, виды, система
  • § 2. Устав муниципального образования: понятие и содержание
  • § 3. Особенности разработки проекта устава муниципального образования, его принятия и государственной регистрации
  • § 4. Муниципальное нормотворчество
  • § 5. Официальная символика муниципальных образований
  • Глава 10. Экономическая основа местного самоуправления
  • § 1. Понятие экономической основы местного самоуправления
  • § 2. Понятие и природа муниципальной собственности
  • § 3. Виды объектов муниципальной собственности
  • § 4. Правовые основы деятельности муниципальных унитарных предприятий
  • § 5. Основы муниципального бюджетного процесса
  • § 6. Муниципальный заказ: понятие, особенности
  • § 7. Доходы местных бюджетов
  • § 8. Местные налоги и сборы: понятие и виды
  • § 9. Средства самообложения граждан
  • § 10. Основные направления расходов местных бюджетов
  • Глава 11.
  • § 2. Полномочия органов местного самоуправления: понятие и правовое регулирование
  • § 3. Вопросы местного значения: понятие, классификация
  • § 4. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
  • § 5. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и их осуществление
  • Глава 4 Федерального закона № 131-фз регламентирует порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • Глава 12.
  • § 2. Государственные и негосударственные субъекты обеспечения безопасности на территории муниципального образования
  • § 3. Участие граждан в обеспечении безопасности: сущность, виды организационно-правовых форм, проблемы правового регулирования
  • § 4. Полиция как основной субъект обеспечения безопасности на территории муниципального образования
  • § 5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами,
  • Негосударственными формированиями,
  • Средствами массовой информации по обеспечению безопасности
  • На территории муниципального образования
  • Глава 13.
  • § 2. Прокурорский надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 3. Административный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 4. Муниципальный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 5. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Глава 14. Ответственность в муниципальном праве
  • § 1. Общая характеристика ответственности в муниципальном праве
  • § 2. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением
  • § 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
  • § 4. Ответственность представительного органа местного самоуправления перед государством
  • § 5. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством
  • § 6. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  • Заключение
  • Приложения
  • § 4. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

    Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно подразделить на:

      полномочия общего характера;

      полномочия конкретного характера.

    Так, районная администрация руководит районными органами записи актов гражданского состояния, руководит гражданской обороной в районе, содействует органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе и т.д. Эти полномочий по руководству теми или иными органами, оказанию содействия в их работе носят общий характер. Общие полномочия закрепляются законодательством и за представительными органами местного самоуправления, например, осуществление контроля за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

    Конкретные полномочия связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления.

    Полномочия местного самоуправления включают:

      «собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за местным самоуправлением (местным сообществом) государством и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

      отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления, что должно осуществляться с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ).

    Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями, закрепляемыми за ними правовыми актами, устанавливающими их правовой статус. Их полномочия производны от полномочий местного самоуправления (местного сообщества), которые признает и гарантирует Конституция РФ и которые не могут быть ограничены федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Органы государственной власти не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной инициативе к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов местного самоуправления. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе передавать часть своих полномочий органам территориального общественного самоуправления, устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними.

    Законодательства многих зарубежных государств подразделяют полномочия местных органов на: 1) обязательные (устанавливаются законом и им придается общегосударственное значение), 2) делегированные / порученные (вытекают из данных сверху поручений на основе законов), 3) факультативные / добровольные (реализуются органами местного самоуправления по своему усмотрению).

    Российское законодательство не предусматривает такого разграничения, хотя на практике фактически такое разделение существует. Например, в настоящее время на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия, которые расцениваются как государственная обязанность. Так, в соответствии с Федеральным законом 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» органы местного самоуправления при проведении федеральных и региональных выборов и референдумов обязаны осуществлять регистрацию (учет) избирателей и участников референдума, образовывать избирательные участки, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование и т.д.

    Основные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 17 Закона № 131-ФЗ:

    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

    2) установление официальных символов муниципального образования;

    3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;

    4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

    5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

    6) полномочиями по организации теплоснабжения;

    7) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения;

    8) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

    9) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти;

    10) разработка и утверждение программкомплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;

    11) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

    12) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

    13) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

    13) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательствомоб энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

    14) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

    Отметим, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14,15и16Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

    Все полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

    Как уже было отмечено, органы местного самоуправления обладают и так называемыми факультативными полномочиями не только собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и переданными им отдельными государственными полномочиями, но и полномочиями по решению иных вопросов (факультативные предметы ведения), которые не относятся к вопросам местного значения, но которые органы местного самоуправления могут добровольно принимать к своему рассмотрению в соответствии с законом. Такие полномочия закреплены Федеральным законом № 131-ФЗ отдельно для поселения, муниципального района и городского округа (ст.ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Закона).

    Статья 14.1. Права органов

    местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений

    Статья 15.1. Права органов

    местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов

    Статья 16.1. Права органов

    местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа

    1) создание музеев поселения;

    1) создание музеев муниципального района;

    1) создание музеев городского округа;

    3) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;

    3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

    4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

    5) осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;

    6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения;

    4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;

    6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа;

    7) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения;

    5) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;

    7) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;

    7) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.;

    3) создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

    8) создание условий для развития туризма;

    9) создание условий для развития туризма;

    8.1) создание муниципальной пожарной охраны;

    9) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

    10) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

    10) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным закономот 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

    11) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным закономот 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

    8) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения.

    "