Гражданско-правовой статус государственных (муниципальных) учреждений Полотовская, Елена Юрьевна. Гражданско-правовой статус автономных, казенных, бюджетных и частных учреждений Общие аспекты деятельности

Отличия предприятия от учреждения:

1)Цель создания

у предприятия- извлечения прибыли в процессе осущ-я матер производства(произв-во продукции, осуществление работ, оказание услуг)

учреждения: деятельность в основном осуществляемая в соц сфере по предоставлению услуг(медиц, образоват-х, юрид и др)

2) Объект и результат

У предприятия: объект воздействия- материальный продукт. Рез-т- мат продукт

Учреждения: объект и результат - общ отношения

Услуги учрежденческие- академия отличаются от услуг предприятия - парикмахерская

Предприятие - это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

*В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на:

государственные;

муниципальные;

находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц;

образованные на базе смешанных форм собственности.

*По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на:

общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.);

предприятия субъектов федерации.

* По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на:

промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.);

сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.);

строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);

транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.);

предприятия связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.);

предприятия торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.);

жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).

* Формы организации предприятий: товар-во, ТВ, кооперативы6 произв, коопер. Коопер: садоводческие, кредитные, строительные

ОО: открытые, закрытые

Зависимые, независимые

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти, министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).


*по форме собственности (государственные, муниципальные, частные, смешанные);

* в зависимости от правового режима имущество: хоз ведение(управление более широкое) и оперативное управление

*по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные);

* учреждения по форме соб-ти: Госуд: федер, уровень субъектов, Муниципальные

* По характеру и сфере деятельности выделяются учреждения:

образования (школы и иные образовательные учреждения);

науки (академии наук, научно-исследовательские институты и др.);

культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);

здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);

социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

* делятся По Органы управления: коллегиальные, единаличные

*Учреждения: автономные, бюджетные

Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений имеет свои особенности :

*они являются собственностью государства.

* Руководство осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.

*Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

*Муниципальные предприятия и учреждения - основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.

*Учреждение не имеет управленческих функции, а орган занимается исключительно управлением

ГК РФ определяет, что у чреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления

  1. управленческих,
  2. социально-культурных или
  3. иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 Кодекса: учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления ,

  • владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности , назначением этого имущества и,
  • если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, и вправе распорядиться по своему усмотрению.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Учреждение может быть создано:

  1. гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо
  2. Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации (государственное учреждение),
  3. муниципальным образованием (муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Виды государственных или муниципальных учреждений (ст. 123.22 ГК РФ):

  1. автономные ,
  2. бюджетные или
  3. казенные .

Автономным учреждением признается некоммерческая государственная или муниципальная организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая государственная или муниципальная организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Казенное учреждение - государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).

Особенности правового статуса учреждений:

Учредитель

Финансирование

Ответственность

гражданин или юридическое лицо

полностью или частично финансируется собственником его имущества

отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества).

субъект РФ,

муниципальное образование

Государственное учреждение,

муниципальное учреждение

автономное

порядок определяется законом

ВВЕДЕНИЕ

Анализ правовой литературы показывает, что если раньше общие вопросы правового статуса юридических лиц освещались достаточно полно, то конкретные вопросы правового статуса того или иного юридического лица, в частности учреждений, не получили должной теоретической разработки. Не удивительно, так как в условиях планово-административной системы в этом не было практической надобности. Этим и обоснована актуальность изучения статуса учреждений.

Учреждением (как организационно-правовой формой юридических лиц) признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, обладающая правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества и осуществляющая правомочия по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

В настоящее время учреждение является довольно распространенным субъектом гражданско-правовых отношений и включает в себя органы государственной власти и управления, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), правоохранительные органы (суды, прокуратуры, арбитражные суды), учреждения в системе внутренних дел и т. п.

Центральное место в регулировании статуса учреждений занимает Гражданский кодекс РФ 1 , Закон об автономных учреждениях 2 sub_1 , Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» 3 .

Учреждение, как субъект гражданского права служило предметом исследования следующих ученых: Витрянский В.В., Суханов Е.А., Толстой О.К. и др.

Предметом данной курсовой работы являются общественные отношения, участниками которых являются учреждения. Объектом – совокупность правовых норм, регулирующих правовой статус учреждений.

Целью данной курсовой работы является исследование правового статуса учреждений. Задачи:

1) раскрыть понятие учреждения;

2) определить правовой режим имущества учреждения;

3) рассмотреть ответственность учреждения.

В процессе рассмотрения данной темы будут использованы следующие методы: анализа, синтеза, и сравнительно-правовой.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1.Понятие и виды учреждений

Правовой регламентации такой организационно-правовой формы юридического лица, как учреждение посвящены ст.ст. 120, 296 и 298 ГК РФ.

Учреждением (как организационно-правовой формой юридических лиц) признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, обладающая правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества и осуществляющая правомочия по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Это понятие, определяющее статус учреждения сходно со ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются иными законами и правовыми актами. Таким образом, российский законодатель впервые определяет учреждение как самостоятельное юридическое лицо.

На первый взгляд, учреждения, являясь некоммерческими организациями, участвуют в гражданском обороте в значительно меньшей степени, чем коммерческие организации. Это обусловлено в первую очередь тем, что цель и деятельность учреждений лежат в непроизводственной, нематериальной сферах. Учреждения выступают в гражданском обороте лишь в той мере, в которой это необходимо для обеспечения их основной деятельности, которая нередко лежит вне сферы гражданского права.

Однако названные сферы обеспечивают стабильность протекания гражданского оборота, ведь именно в форме учреждения существуют практически все органы государственной власти, в том числе и те, которые осуществляют контроль за деятельностью других хозяйствующих субъектов. Порядок образования, отношения с собственником имущества, правовое положение имущества, порядок реорганизации и ликвидации учреждения и некоторые иные вопросы приобретают весьма важное значение в свете бурных экономических реформ в нашей стране.

Учреждение, как и некоммерческая организация, в случае получения доходов от разрешенной деятельности использует в полном объёме полученную прибыль исключительно только для достижения целей и задач, ради которых было создано.

Данный признак в полном объёме относится как к некоммерческим организациям в целом, так и к учреждениям в частности, он носит достаточно конкретный и универсальный характер. В противном бы случае учреждения являлись коммерческими организациями и потеряли бы свою значимость как самостоятельный вид некоммерческой организации.

В настоящее время учреждение является довольно распространенным субъектом гражданско-правовых отношений и включает в себя органы государственной власти и управления, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), и т. п.

Кроме того, статья 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 , впервые определяет организационно-правовую форму органов местного самоуправления как учреждения.

На основе анализа всех разновидностей учреждений можно выделить несколько критериев классификации учреждений: в зависимости от формы собственности, лежащей в основе учреждения; в зависимости от выполняемых функций и целей деятельности; в зависимости от обладания правом вести самостоятельную деятельность, приносящую доход.

В последнее время получили распространение в последнее время частные учреждения. Значение деления учреждений на государственные и частные заключается в том, что государственные учреждения в своей деятельности должны преследовать общегосударственные интересы и расходовать выделяемые средства исключительно в пределах сметы, что и определяет специфику их деятельности, частные же учреждения освобождены от такого рода обязательств, их деятельность может осуществляться в различных направлениях, с целью выполнения различных задач, которые предусмотрены учредительными документами и не противоречат основному законодательству.

Закон об автономных учреждениях 1 sub_1 предусматривает создание нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения для оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации функций государства (муниципальных образований) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. В связи с принятием Закона об автономных учреждениях внесены изменения в ГК РФ (в целях применения режима оперативного управления для автономного учреждения), Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» 2 и уточнены иные нормы законодательства.

В соответствии с Законом об автономных учреждениях такие учреждения действуют наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. По сравнению с последними автономные учреждения наделяются большей самостоятельностью при осуществлении поставленных перед ними целей и задач в сфере социальных услуг, закрепленных в их уставе, в том числе в отношении имущества, переданного им на условиях оперативного управления.

Таким образом, в настоящее время наряду с частными учреждениями допускается существование государственных и муниципальных учреждений, которые, в свою очередь, делятся на бюджетные и автономные.

Автономное учреждение является некоммерческой организацией и создается Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Такое учреждение осуществляет свои функции в качестве юридического лица, наделенного имущественными и личными неимущественными правами, и может быть истцом и ответчиком в суде, вправе открывать счета в кредитных организациях.

Автономное учреждение относится к юридическим лицам, обладающим специальной правоспособностью. В соответствии с Законом об автономных учреждениях основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых такое учреждение создано. Оно функционирует в соответствии с задачами, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Учредитель дает автономному учреждению задания исходя из предусмотренной в его уставе основной деятельности. Но общие принципы формирования задания для автономных учреждений в законе не определены. Не предусматривается и обязанность учредителя ежегодно формировать автономному учреждению задание в объеме, необходимом для достижения целей его создания. Это может создать серьезные затруднения в деятельности таких учреждений.

1.2.Ответственность государственного (муниципального) учреждения и
собственника его имущества

По общему правилу для государственных (муниципальных) учреждений, являющихся некоммерческими организациями, исполнение заключаемых ими договоров не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности, поэтому одним из необходимых условий их ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств является наличие вины соответствующих учреждений. Ранее учреждения, стремившиеся освободиться от ответственности за неисполнение обязательств по оплате товаров, работ, услуг, нередко ссылались на недостаточное бюджетное финансирование их деятельности, в частности на невыделение им предусмотренных сметой денежных средств, как на обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии их вины в нарушении обязательств 1 . Такие доводы учреждений нередко принимались арбитражными судами в качестве основания для освобождения их от ответственности.

Подобной практике, отличавшейся явной несправедливостью по отношению к контрагентам учреждений и не учитывавшей незаконное бездействие собственника, по вине которого предусмотренные сметой денежные средства не доходили до учреждения, теперь положен конец. В Постановлении N 21 (п. 8) 2 имеется разъяснение, согласно которому отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании п. 1 ст. 401 ГК РФ.

Но все же главная особенность ответственности учреждений состоит в том, что они отвечают по своим обязательствам лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами. Причем, как подчеркивается в Постановлении N 21 (п. 5), в данном случае речь идет о любых обязательствах учреждения, возникших из предусмотренных п. 1 ст. 8 ГК РФ оснований (в том числе вследствие причинения вреда другому лицу, неосновательного обогащения и т.п.), включая обязательства, возникшие при осуществлении учреждением деятельности, приносящей доход.

При недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств его кредиторы не могут обратить взыскание на имущество учреждения (как на закрепленное за ним или приобретенное на средства, выделенные по смете, так и на то, что было куплено на доходы от предпринимательской деятельности), но они вправе привлечь к субсидиарной ответственности по долгам учреждения собственника его имущества.



Изменен правовой статус государственных (муниципальных) учреждений

[ КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера. Выпуск от 19 мая 2010 года ]

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Рассмотрение и принятие Государственной думой РФ Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ вызвало широкий резонанс в средствах массовой информации, поскольку изменения затрагивают образовательную, медицинскую, научную, культурную и иные сферы. Как было заявлено в законопроекте, совершенствование правового положения бюджетных учреждений направлено на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при сохранении (либо снижении темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения. Однако положения нового Закона подверглись жесткой критике со стороны экспертов и депутатов. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ вносит изменения примерно в 40 законодательных актов, в том числе и в Налоговый кодекс РФ. Рассмотрим коротко суть поправок.

Все государственные и муниципальные учреждения будут делиться на три типа: автономные, бюджетные и казенные (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Статус казенного учреждения практически аналогичен статусу бюджетного учреждения, определенному действующим законодательством. Так, за казенным учреждением закреплено имущество на праве оперативного управления, распоряжаться которым учреждение вправе только с согласия собственника имущества. Учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет его собственник (п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Все доходы казенного учреждения, полученные от деятельности, должны перечисляться в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Согласно ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ перечень казенных учреждений будет ограничен. Данный статус будет присвоен различным военным органам, следственным изоляторам, исправительным учреждениям, психиатрическим больницам, учреждениям некоторых федеральных ведомств и др.

Правовое положение бюджетного учреждения изменится следующим образом. Учреждение будет владеть имуществом на праве оперативного управления и вправе будет распоряжаться им, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества. Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение сможет распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ), но заключать крупные сделки можно будет только с согласия учредителя (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). По своим обязательствам бюджетное учреждение будет отвечать всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного. При этом собственник не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения (соответствующее дополнение будет сделано в п. 2 ст. 120 ГК РФ). Бюджетные учреждения не вправе будут отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания, финансирование которого будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета (новая ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Теперь остановимся на изменениях, внесенных в Налоговый кодекс РФ.

Если арендодателем будет казенное учреждение, то арендатор будет признаваться налоговым агентом по НДС (соответствующее дополнение внесено в п. 3 ст. 161 НК РФ). В этом случае при перечислении арендной платы арендатор должен будет удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, которую впоследствии сможет принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в доходы бюджетных и автономных учреждений не будут включаться предоставленные им субсидии, а казенные учреждения не будут учитывать для целей налога на прибыль выделенные им бюджетные ассигнования. Кроме того, согласно новому пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ казенные учреждения не будут признавать доходами средства, полученные от оказания государственных или муниципальных услуг (выполнения работ). А в соответствии с новым п. 48.11 ст. 270 НК РФ затраты казенных учреждений, осуществленные в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, не будут включаться в расходы. С 2011 г. автономные учреждения, так же как и бюджетные, будут вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ). Статья 321.1, регулирующая в настоящее время особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, утратит силу.

Казенные, бюджетные и автономные учреждения не вправе будут переходить на уплату ЕСХН (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ). Следует отметить, что сейчас в отношении автономных учреждений ограничений на применение указанного спецрежима не установлено. Казенные и бюджетные учреждения не смогут применять УСН (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), но автономные учреждения вправе будут вести деятельность с применением данного спецрежима.

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ вступит в силу с 1 января 2011 г. за исключением отдельных положений. С 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. предусмотрен переходный период. В течение 2011 г. в уставы бюджетных и казенных учреждений должны быть внесены необходимые изменения.