Основные модели организации муниципальной власти. Муниципальная организация местного самоуправления как объект управления в профессиональной деятельности муниципальных служащих

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО

«Вологодский государственный технический университет»

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Исследование систем управления»

Наименование темы: «Исследование организации местного самоуправления в муниципальном образовании»

Выполнил

Уният Н.Я.

Вологда, 2012 г.

Введение

1.3 Функции МСУ

2.2 Факторы препятствующие органам МСУ

Заключение

местный самоуправление экономический

Введение

Опыт проведения преобразований в различных сферах социальной и экономической жизни показал, что только те из них имеют шанс на успех, которые осознанно поддерживаются на региональном и местном уровнях, одобряются населением. В условиях кризиса данный тезис не только не потерял своей актуальности. Напротив, в данной ситуации «от того, насколько синхронно, совместно, солидарно будут действовать государство с одной стороны, и гражданское общество с другой стороны, - зависит успех».

Актуальность исследования состоит в том, что специфика системы местного самоуправления опирается на властные структуры в вопросах реализации, в пределах собственной компетенции закрепленных полномочий, на гражданское общество при максимальной приближенности и взаимодействии с населением, а также на хозяйствующих субъектов, представляющих собой муниципальные образования - производителей и потребителей продукции и услуг с собственным бюджетом. Это позволяет говорить о целесообразности принципиально нового подхода к функционированию и возможностям отдельных институтов властных полномочий. Система местного самоуправления как раз является таким единым институтом, который сочетает в себе все вышеперечисленные составляющие.

Цель исследования состоит в теоретической и практической реализации методологии оптимального управления в сфере регионального развития для создания определенных преимуществ для общественно-социальной и экономической сферы.

В соответствии с заданной целью в курсовой работе рассматривается задача рассмотреть методы и способы совершенствования МСУ в Вологодской области.

Объектом исследования является методология анализа и совершенствования организации МСУ.

Предметом исследования - являются показатели развития МСУ в Вологодской области.

В соответствии с намеченными целями и задачами в первой главе исследования будут раскрыты теоретические аспекты возникновения и дальнейшего развития основ самоуправления. Вторая глава исследования посвящается анализу и тенденциям социально-экономического развития МСУ в Вологодской области. И в третьей главе исследования речь пойдет о совершенствовании организации МСУ.

1. Теоретические основы местного самоуправления

1.1 Основные этапы становления системы МСУ в РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также ряд международных договоров Российской Федерации устанавливают правила регулирования вопросов, связанных с организацией местного самоуправления (статья 15 Конституции Российской Федерации). Из них главным международным актом в вопросах, которые связанны с местным самоуправлением, является Европейская хартия местного самоуправления, которая была принята Советом Европы 15 октября 1985 года (Российская Федерация является членом Совета Европы с 28 февраля 1996 года. Европейская хартия ратифицирована Государственной Думой 20 марта 1998 года и вступила в силу на территории Российской Федерации с 1 сентября 1998 года Хартия в которой установлен ряд важнейших принципов, которые формально лежат в основе организации местного самоуправления, а также гарантируют права органов местного самоуправления.

Есть определенный список моделей местного самоуправления в Российской Федерации. В юридической литературе разработаны 5 главных моделей МСУ:

1) сущностная;

2) функциональная;

3) организационно-структурная;

4) материально-финансовая;

5) правовая.

В последнее время выделяется также один тип модели - «территориальный». Все данные модели являются взаимообусловленными, а также подтвержденными конституционными нормами.

Дореволюционный этап был отмечен различными реформаторскими изменениями в области местного самоуправления. Самые существенные реформенные реорганизации были осуществлены к началу 60-х годов XIX века, когда вскоре после упразднения крепостного права императором Александром II был подписан указ правительственному Сенату о вступлении в законную силу с 1 января 1864 года «Положения о земских учреждениях». Самым существенным фактором, способствующим появлению на свет земства, стал указ от 19 февраля 1861 года, в соответствии с которым больше 20 миллионов крепостных крестьян приобрели «вольные».

Системы местного самоуправления, которые функционировали в Советском Союзе, а также в РФ в 80-е годы XX века, характеризовались следующим образом. В соответствии с Конституцией СССР, местные Советы обязаны были возглавлять на своей территории государственные, хозяйственные и социально-культурные строительные объекты; ратифицировать плановые проекты экономического и общественного развития, а также местный бюджетный фонд; руководить подвластными им органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями; гарантировать соблюдение законодательства, охранять государственный и общественный порядок, стоять на охране прав граждан; и способствовать упрочению обороноспособности государства.

Главной ступенью развития реформы муниципального управления, как уже указывалось выше, стало принятие 9 апреля 1990 года Закона Союза Советских Социалистических Республик, который назывался «Об общих началах местного самоуправления местного хозяйства в СССР». Кроме характерных особенностей, в соответствии с которыми широкие полномочия передавались МСУ, появилось и укрепилось понимание тех условий, что данные полномочия и работа органов самоуправления должна была базироваться на твердой финансовой и экономической основе.

В 1993 году была принята новая Конституция РФ, которая зафиксировала законодательно положение о том, что органы местного самоуправления больше не входят в систему органов государственной власти. В соответствии со ст. 132 определялась сфера проблем местного значения: «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Существенным событийным этапом в становлении системы МСУ в России было принятие ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В законодательном акте органы МСУ характеризовались как самостоятельные, и их функции должны были осуществляться под их собственную ответственность. Право граждан на реализацию местного самоуправления регулируется такими тезисами закона, как: признание равенства граждан; права в соответствии с выборами избирать или быть избранными в органы МСУ; а также равноправный доступ к муниципальным службам

В результате проведенной реформы народонаселение будет иметь возможность активнее участвовать в жизни своего округа, области, района и проявлять инициативу в осуществлении власти органами МСУ.

1.2 Понятие и принципы МСУ в РФ

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в нашей стране признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий является самостоятельным органом. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления не считаются частью или участником системы органов государственной власти. В пункте 2 статьи 3 данного основополагающего документа говорится о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, местное самоуправление представляет собой одну из форм реализации народом своей власти.

Также главные моменты и принципы данного института особенно подробно освещены в главе 8 Конституции Российской Федерации, в которой статьями 130, 131, 132 и 133 закреплены общие положения об организации местного самоуправления в России.

В соответствии с информацией из вышеперечисленных статей, местное самоуправление в Российской Федерации позволяет принимать самостоятельные решения по некоторым вопросам, которые имеют только лишь местное значение. Например, среди таких вопросов могут быть такие моменты как владение, использование и распоряжение элементами муниципальной собственности. Принятие решений по вопросам производится собранием граждан через созыв референдумов, выборов, а также других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Смена границ территорий, непосредственно в которых имеет силу местное самоуправление, возможна только лишь с учетом населения соответствующих территорий.

Принципы местного самоуправления -- это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:

· Принцип предопределяют построение и функционирование муниципальной власти.

· Выступая теоретической основой муниципального строительства, принципы помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки.

· Принципы выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам идеям, выраженным в принципах местного самоуправления.

· Принципы местного самоуправления, отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

· самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

· организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

· соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

· ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

· многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

· соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

· законность в организации и деятельность местного самоуправления;

· гласность деятельности местного самоуправлении;

· коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

· государственная гарантия местного самоуправления

Благодаря общим принципам, в соответствии с которыми функционирует МСУ, его органы осуществляют свою работу слаженно и в соответствии с определенным порядком. Но, в то же время, их работа предопределена теми устоями, которые существуют в данной территории и подчиняются обычаям и традициям жителей, принимавших участие в формировании МСУ.

1.3 Функции МСУ

Под понятием «функции местного самоуправления» понимается ряд основных направлений работы муниципалитета. Функциональный набор возможностей местного самоуправления обусловливается природой его происхождения, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность. Местное самоуправление, является одной из составляющих основы любого демократического строя, так как представляет собой олицетворение народной власти и осуществляет обеспечение приближения управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:

· обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

· управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

· обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

· обеспечение удовлетворенности потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

· охрана общественного порядка;

· защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской федерации, федеральным законами.

Центральное место в управленческом цикле, осуществляемом в муниципальном управлении (как, впрочем, и в корпоративном), занимает планирование. Все остальные управленческие функции, в конечном счете, зависят от того, каковы цели организации и каковы способы их достижения, что и определяется в ходе планирования. Таким образом, планирование можно определить как деятельность, направленную на определение целей и способов действия, обеспечивающих достижение этих целей.

Функция организации в муниципальном управлении обеспечивает формирование системы органов управления муниципальным образованием, их внутренней структуры, связей как внутри этих органов, так и между ними. Особое значение в этой связи приобретает формирование оптимальной организационной структуры органов муниципального управления. Кроме того, данная функция управления обеспечивает согласование и взаимодействие совместной деятельности органов управления нескольких муниципальных образований, а также с региональными и федеральными органами власти. Наконец, данная функция направлена на формирование механизмов взаимодействия органов муниципального управления с предпринимательскими структурами, которые действующими на территории муниципального образования.

Функция руководства непосредственно направлена на сотрудников организации и призвана обеспечить такое их поведение, которое преследует достижение целей организации, в данном случае системы органов муниципального управления. По этой причине эффективное лидерство становится высокоценным качеством руководителя, имеющим особое значение в сфере муниципального управления еще и потому, что нередко такому руководителю приходится обеспечивать не только должное поведение работников муниципалитета, но и отдельных организаций и предприятий ему непосредственно не подотчетных, а также тех или иных групп населения, проживающего на территории муниципального образования.

Завершая рассмотрение функций управления, следует еще раз отметить, что «изолированное» рассмотрение отдельных функций - удобный методический прием, в практической же деятельности выделить отдельные из рассмотренных выше функций зачастую крайне сложно уже в силу того они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

2. Анализ системы МСУ в Вологде

2.1 Характеристика системы МСУ

Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Вологодской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Принадлежность прав местного самоуправления населению города Вологды:

· Население города является обладателем всех прав местного самоуправления в городе Вологде.

· Население города имеет право:

Участвовать в городских референдумах, собраниях, голосовании по вопросам изменения границы, преобразования муниципального образования и инициировать их проведение;

Избирать и быть избранными в органы и на выборные должности местного самоуправления;

Равного доступа к муниципальной службе;

Обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления и получать ответ по существу своего обращения;

Получать достоверную информацию о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

Инициировать отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, участвовать в процедуре отзыва;

Судебной защиты прав на участие в местном самоуправлении.

Перечисление форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в настоящем Уставе не должно истолковываться как ограничивающее право на участие в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не названных в настоящем Уставе.

Местное самоуправление в городе Вологда осуществляется:

· населением посредством форм прямого волеизъявления:

· городского референдума;

· муниципальных выборов;

· через органы местного самоуправления:

Выборный представительный орган - Вологодскую городскую Думу;

Высшее должностное лицо - Главу города Вологды;

Исполнительно-распорядительный орган - Администрацию города Вологды;

Контрольный орган - Контрольно-счетную палату города Вологды.

Высшим непосредственным выражением власти населения города Вологды являются референдум и свободные выборы.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в Устав муниципального образования "Город Вологда". Решение Вологодской городской Думы об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Вологодской городской Думы, принявшей указанное решение. Решение об изменении срока и (или) перечня полномочий органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Вологодской городской Думы, принявшей указанное решение.

Решение об изменении срока и (или) перечня полномочий Главы города Вологды применяется только к Главе города Вологды, избранному после вступления в силу соответствующего решения (за исключением случаев изменения перечня полномочий в связи с изменениями, внесенными федеральными и областными законами).

Вологодская городская Дума подотчетна и подконтрольна населению, а по вопросам исполнения бюджетной сметы на финансовое обеспечение деятельности Вологодской городской Думы и ее аппарата, соблюдения установленного порядка рассмотрения проекта бюджета города, отчета о его исполнении, порядка распоряжения муниципальным имуществом подконтрольна Контрольно-счетной палате города Вологды.

Депутаты Вологодской городской Думы, выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны и подконтрольны населению и Вологодской городской Думе. Глава города Вологды подотчетен и подконтролен населению и Вологодской городской Думе. Администрация города Вологды подотчетна населению и Вологодской городской Думе, подконтрольна населению, Вологодской городской Думе, Главе города Вологды, а также в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты города Вологды - Контрольно-счетной палате города Вологды, а в части исполнения отдельных переданных государственных полномочий - уполномоченным органам государственной власти. Контрольно-счетная палата города Вологды подотчетна населению и Вологодской городской Думе, подконтрольна Вологодской городской Думе.

Анализ деятельности органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в Вологодской области показал достаточно высокую степень наполненности правовой основы местного самоуправления на уровне Вологодской области. Органы государственной власти области проводят систематический анализ федерального законодательства на предмет реализации полномочий органов власти области в сфере организации местного самоуправления, оказывают правовую, методическую, информационную и организационную поддержку муниципальным образованиям.

Развивается правовая база на уровне местного самоуправления. Издание муниципальных правовых актов осуществляется достаточно интенсивно как представительными органами, так и главами муниципальных образований: менее чем за два года существования муниципальных образований была урегулирована основная часть вопросов местного значения в большинстве сфер, по которым должно осуществляться местное самоуправление. Активно развивается правовая база местного самоуправления в экономической и финансовой сферах. Во всех муниципальных образованиях приняты местные бюджеты, осуществляется процесс перераспределения объектов собственности.

В целом, оценивая правовую основу осуществления местного самоуправления в Вологодской области, необходимо отметить, что существующее правовое регулирование муниципальной реформы в Вологодской области в основном соответствует требованиям федерального законодательства, осуществлялось и осуществляется достаточно полно и своевременно. Органы государственной власти области используют многообразные формы взаимодействия с органами местного самоуправления, влияя на содержание и методы работы муниципалитетов, достаточно четко обозначая свою позицию по отношению к тому, что происходит в сфере местного самоуправления, и добиваясь развития муниципалитетов в нужную (с точки зрения федерального законодателя) сторону с учетом областных особенностей и условий.

Исходя из требований Федерального закона N 131-ФЗ, в Вологодской области принято значительное число законов, которыми:

установлены наименования органов местного самоуправления муниципальных образований;

регламентируется реестр муниципальных должностей муниципальной службы в муниципальных образованиях;

определяются условия контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области;

устанавливаются предельные (максимальные) нормативы размера оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;

устанавливаются показатели, используемые для формирования расходов областного бюджета на текущее содержание учреждений, финансируемых из областного бюджета, для формирования фондов финансовой поддержки муниципальных образований;

устанавливается административная ответственность за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления,

а также регламентируются другие вопросы.

2.2 Факторы, препятствующие органам МСУ

В соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 г. в Вологодской области организовано местное самоуправление на двух уровнях: окружном (районном) и поселенческом.

С целью изучения проблем местного самоуправления на современном этапе его реформирования Вологодский НКЦ ЦЭМИ РАН в 2007 и 2008 гг. проводил опросы глав муниципальных образований, направленные на выявление факторов, препятствующих функционированию органов местного самоуправления, и определение путей повышения эффективности этого института власти.

На вопросы анкеты в 2007 г. ответили 130 глав муниципальных образований (35% от числа опрошенных), 2008 г. - 210 (57%)1. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы. За исследуемый промежуток времени доля глав, считающих, что реформа необходима и ее реализация в конечном итоге ведет к положительным социально-экономическим результатам в муниципальных образованиях, увеличилась с 65 до 77% (см. табл.2.1).

Таблица 2.1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы относитесь к идущей реформе местного самоуправления?» (в % от числа ответивших)

Это объясняется тем, что с началом реализации ФЗ № 131 в каждом муниципальном образовании был сформирован собственный бюджет, т. е. у органов местного самоуправления появилась возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами муниципалитетов и, как следствие, повышать эффективность управления социально-экономическим развитием муниципалитета. Данный вывод подтверждается ответами глав, полученными в ходе опроса (см. табл. 2.2.).

Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «По Вашему мнению, в результате реформ появилось ли у органов местного самоуправления больше возможностей для управления социально-экономическим развитием муниципального образования?» (в % от числа ответивших)

Вариант ответа

Муниципальные образования (опрос 2008 г.)

Все муниципальные образования

городские поселения

сельские поселения

опрос 2007 г.

опрос 2008 г.

Да, возможностей для управления развитием стало больше

Возможности для управления развитием существенно не изменились

Возможностей для управления стало меньше

Затрудняюсь ответить

Как видно из данных таблицы, наибольшее число позитивных ответов (53%) получено от глав сельских поселений, которые смогли активизировать свою деятельность по таким вопросам, как, например, благоустройство территорий, капитальный ремонт жилого фонда, проведение первичных мер пожарной безопасности и т.д. Ранее работа по этим направлениям практически не осуществлялась или осуществлялась недостаточно.

Однако по-прежнему сохраняется ряд факторов, затрудняющих дальнейшее развитие института местного самоуправления. К основным из них руководители администраций относят: дефицит собственных источников доходов (почти 87% ответивших), пассивность местного населения (70%), несовершенство законодательства и бюрократические проволочки (по 62%), недостаточность имущественной базы (55%) и трудовых ресурсов (46%) (см. табл. 2.3).

Таблица 2.3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие факторы препятствуют эффективному управлению муниципальным развитием?» (в % от числа ответивших)

Вариант ответа

Год опроса

Дефицит собственных доходных источников

Недостаток объектов имущества

Недостаток квалифицированных кадров

Ограниченность полномочий

Слабость мотивации у муниципальных служащих

Бюрократические проволочки и препоны

Пассивность местного населения

Отсутствие методики оценки эффективности функционирования органов МСУ

Отсутствие эффективного сотрудничества с органами государственной власти

Несовершенство законодательства

Отсутствие эффективных форм частно-муниципального партнерства

Данные варианты ответов в анкете 2007 года представлены не были.

Судя по приведенным сведениям, острота существующих проблем только усиливается.

Недостаточно эффективное сотрудничество с органами государственной власти также препятствует развитию муниципального управления. Среди основных причин можно выделить ориентацию органов государственной власти на районные администрации, что приводит к невозможности своевременно реагировать на нужды поселений, искажает реальную ситуацию, ограничивает равенство прав муниципальных образований. Главы муниципальных образований отметили также бюрократические проволочки и плохую организацию (см. табл. 2.4).

Таблица 2.4. Распределение ответов респондентов в 2008 году на вопрос: «Укажите, пожалуйста, основные причины, препятствующие эффективному взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления» (в % от числа ответивших)

Вариант ответа

Муниципальные образования

городские поселения

сельские поселения

Неэффективная управленческая организация взаимодействия

Недостаточная регламентация взаимодействия

Бюрократические препоны

Недостаток технических средств связи

Несвоевременное получение информации об изменениях в нормативно-правовых документах

Еще одной проблемой, затрудняющей эффективность функционирования местного самоуправления, является пассивность местного населения. В то же время проведенный опрос показал, что главы придают большое значение потенциалу жителей, который, по их мнению, выступает не только как необходимое условие повышения уровня жизни, но и как главный качественный критерий прогрессивности социально-экономического развития муниципального образования.

Для увеличения финансовых ресурсов и пополнения бюджетов наиболее важны, с точки зрения руководителей, легализация «теневой» заработной платы, развитие частного бизнеса и привлечение инвестиций в социально значимые проекты (см. табл.2.5).

Таблица 2.5. Распределение ответов респондентов в 2008 г. на вопрос: «Что из предложенных вариантов, по Вашему мнению, может быть использовано для увеличения доходной базы местных бюджетов?» в % от числа ответивших)

Вариант ответа

Работа по легализации «теневой» заработной платы

Привлечение в бюджеты доходов от деятельности частного бизнеса

Привлечение инвестиций в экономику

Привлечение частных инвестиций в социально значимые сферы

Стимулирование участия населения в местном самоуправлении

Более полное использование и развитие экономического потенциала муниципального образования

Проведение инвентаризации муниципального имущества и определение направлений его эффективного использования

Совершенствование системы управления

В целях обеспечения муниципальных образований необходимой имущественной базой требуется завершение работы по разграничению собственности, как на уровне «район-область» («область-район»), так и на уровне «район-поселение» («поселение-район»).

Решение кадровой проблемы видится в создании системы непрерывного образования и переподготовки муниципальных служащих. Самыми предпочтительными формами при этом, как представляется главам, являются выездные заседания специалистов областного уровня и полученные в их процессе консультации (45%), регулярные плановые семинары (44%), обучение в вузах (25%) и др. Кроме того, решению проблемы кадрового дефицита будет способствовать привлечение молодых специалистов в органы местного управления. Для чего необходимо обеспечить муниципальных служащих приемлемыми социальными условиями жизни, в том числе достойной заработной платой и возможностью приобретения жилья.

В плане повышения социальной активности населения наиболее действенными являются следующие меры: проведение собраний, общественных слушаний для обсуждения вопросов местного значения, принятие программы вовлечения жителей в процесс местного самоуправления (см. табл.2.6).

Таблица 2.6. Распределение ответов респондентов в 2008 г. на вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять в первую очередь для повышения уровня социальной активности населения?» (в % от числа ответивших)

Вариант ответа

Проведение собраний, общественных слушаний для обсуждения вопросов местного значения

Организация личных встреч с представителями органов местной власти, проведение круглых столов

Разъяснение значения реформы, обучение граждан

Принятие программы вовлечения общественности в процесс местного самоуправления

На местное самоуправление возлагается задача не только обеспечения благосостояния населения и оказания общественных услуг, но и социально-экономического развития территории в целом. Поэтому на всех уровнях власти должен продолжаться поиск таких организационно-экономических механизмов, внедрение которых позволило бы повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления.

3. Совершенствование организации МСУ

Важность создания в России эффективной системы местного самоуправления требует формирования концептуальных подходов к реформированию структурной организации органов власти и управления на местах. Определяющими факторами в этом процессе становятся требования федерального законодательства, социально-экономическая эффективность и особенности современной организации самоуправления.

Действующее законодательство практически не ограничивает права муниципалитетов на организацию местного самоуправления. Вследствие этого, в настоящее время на территории Российской Федерации сформированы три основных модели местного самоуправления: районная, поселенческая, двухуровневая. Наибольшее распространение получила районная модель, которая характерна и для Вологодской области. Согласно этой модели в регионе муниципальные образования сформированы на базе городов Вологды и Череповца и 26 муниципальных районов.

Можно выделить основные особенности самоуправления в муниципалитетах области.

Во-первых, разнообразие структур органов местного самоуправления. В области можно выделить 8 различных организационных моделей, имеющих общие признаки и структурное сходство (две модели местного самоуправления в городах и шесть - в муниципальных районах).

Во-вторых, главы муниципальных образований одновременно являются председателями представительного органа и возглавляют местную администрацию. Эта особенность присуща организационной структуре местного самоуправления города Череповца, Бабаевского, Бабушкинского, Белозерского, Вашкинского, Верховажского, Вожегодского, Вологодского, Устюженского, Харовского, Чагодощенского, Череповецкого и Шекснинского муниципальных районов.

В-третьих, состав органов местного самоуправления, закрепленный в уставах, различен. Так, в состав органов местного самоуправления не входят:

· главы Великоустюгского, Грязевцкого муниципальных районов, городов Вологды и Череповеца;

· исполнительные органы Вашкинского, Тотемского и Устюженского районов.

Вступающий в силу с 2006 г. новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" жестко регламентирует организацию местного самоуправления:

· На всей территории страны устанавливается единая двухуровневая модель организации местного самоуправления. Согласно этой модели местные органы власти формируются не только в крупных городах и районах, но и в сельских поселениях.

· Унифицирована структурная организация местного самоуправления. В состав его органов должны входить глава муниципального образования, представительный и исполнительно-распорядительный органы.

· В поселениях с численностью обладающих избирательным правом жителей менее 100 человек представительный орган может не избираться. Его полномочия осуществляет сход граждан.

· Глава муниципального образования не может одновременно совмещать должности председателя представительного органа и главы местной администрации (исключения составляют поселения с численностью населения менее 1000 человек).

· Структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны закрепляться уставом муниципального образования, принимаемым представительным органом.

Вместе с тем новый закон предоставляет муниципалитетам право самостоятельно определять порядок избрания представительного органа района, главы муниципального образования и целесообразность совмещения им должности председателя представительного органа местного самоуправления или главы администрации.

Конечно, идеальной организационной структуры местных органов власти не существует. Более того, по мере социально-экономического развития конкретного муниципального образования, а также местного самоуправления в субъекте РФ и стране в целом может потребоваться изменение сложившейся организационной структуры в соответствии с новыми целями и условиями функционирования. Однако для повышения эффективности местного самоуправления оптимизация его структурной организации является необходимой.

Выявленные особенности функционирования местного самоуправления в регионе и требования российского законодательства позволяют утверждать, что местное самоуправление в муниципальных районах Вологодской области может быть организовано согласно схеме, представленной на рисунке 1.1

Рис. 1.1. Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления в муниципальных образованиях области

Предлагаемая модель включает в себя два уровня.

Первый уровень.

Органы местного самоуправления поселений:

· главы и представительные органы поселений избираются населением;

· главы поселений возглавляют местные администрации;

· представительные органы поселений избирают председателей из своего состава.

Рис. 1.2. Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления в городских округах области

Второй уровень.

Органы местного самоуправления района:

· глава района избирается населением и возглавляет администрацию района;

· представительный орган района формируется из глав входящих в его состав поселений;

· представительный орган района избирает председателя из своего состава.

Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления отвечает требованиям законодательства и позволит:

· достичь большей заинтересованности глав администраций в результатах труда, чем в условиях найма на контрактной основе;

· повысить информированность депутатов представительного органа района о положении дел на местах по сравнению с избранием депутатов на муниципальных выборах;

· достичь большей заинтересованности депутатов представительного органа района в результатах своего труда;

· избежать затрат на организацию выборов в представительный орган района и найм глав администраций района и поселений.

Для применения в городских округах области предлагается вариант организации местного самоуправления (см. рис. 1.2), согласно которому:

· глава и представительный орган городского округа избираются населением;

· глава городского округа возглавляет местную администрацию;

· представительный орган городского округа избирает председателя из своего состава.

В соответствии с положениями новой редакции закона органы государственной власти субъекта РФ устанавливают численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, сроки их полномочий и назначают дату выборов. В свою очередь, существующие и вновь созданные органы местного самоуправления приводят в соответствие с требованиями федерального законодательства уставы муниципальных образований, в которых закрепляется порядок формирования, подотчетность, подконтрольность, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления. При этом устав, а следовательно, и организационная структура местных органов власти принимается представительным органом муниципального образования. Однако дефицит квалифицированных специалистов в области муниципального управления и законотворческой деятельности позволяет считать целесообразным осуществление координации со стороны органов власти региона процессов становления первооснов местного самоуправления в муниципальных образованиях.

Учитывая, что органы государственной власти субъекта Федерации правомочны выносить рекомендации по организации местного самоуправления на уровне Правительства Вологодской области целесообразно, на наш взгляд, провести следующий комплекс мероприятий.

Во-первых, создать рабочую группу из представителей районов и государственных органов власти региона для выработки типовых вариантов уставов района и сельского поселения.

Во-вторых, в качестве варианта организационной структуры местных органов власти рекомендовать рассматривать модели, предлагаемые в данной работе.

В-третьих, организовать проведение экспертизы проектов уставов в органах юстиции.

В-четвертых, разместить типовые варианты уставов и результаты экспертиз на интернет-сайте Правительства области.

Экономико-организационная эффективность предлагаемого комплекса мероприятий зависит от количества муниципальных образований, принявших предлагаемый типовой вариант в качестве официального устава, и заключается:

· в сокращении суммарных расходов регионального и местного бюджетов на разработку уставов;

· обеспечение единообразия организации местного самоуправления в регионе;

· гарантии соответствия типового варианта устава требованиям законодательства;

· использовании муниципальными образованиями преимуществ предлагаемой модели организации местного самоуправления.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на проведённую работу, основные тенденции регионального развития и их роль в обеспечении общественно-социального развития, а также комплексное исследование широкого круга данных проблем, связанных с доступным и качественным удовлетворением потребностей населения регионов на основе рыночных механизмов региональной конъюнктуры до сих пор не получили достаточного развития.

Сдерживающим фактором в реализации реформы местного самоуправления в Вологодской области, как и в других субъектах Федерации, служат недостатки в развитии федерального законодательства, которые в определенной степени сказываются и на развитии регионального законодательства в области местного самоуправления.

Так, в настоящее время на федеральном уровне в отдельных сферах управления не проведено четкое разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Это негативным образом отражается на развитии местного самоуправления, а в отдельных случаях приводит к ущемлению прав муниципальных образований.

Список использованной литературы

1. Бердников П.В. Реформа местного самоуправления (на примере Ставропольского края) / П.В. Бердников // Эко. - 2008. - № 1. - C. 98.

2. Молодые исследователи - регионам: материалы всероссийской научной конференции. В 2-х т. - Вологда: ВоГТУ, 2011. - Т.2.-395 с.

3. Российское местное самоуправление: нынешнее состояние и пути развития: сводный доклад по результатам полевых исследований 2008 г. / под общей ред. проф. И.Ю. Юргенса. - М.: Экон-Информ, 2009. - 84 с.

4. Сергиенко А.М., Муру Р.Н. Вопросы местного значения // Управленческое консультирование. - №1. - 2007 г. - 1,0 п.л. /0,5 п.л.

5. Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в Российской Федерации / Т.Я. Хабриева // Экономика региона. - 2008. - № 2. - C. 26.

6. Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

7. http://www.duma-vologda.ru/info/charter.php?ELEMENT_ID=783

8. http://www.duma-vologda.ru/info/charter.php?ELEMENT_ID=783

9. http://www.dgs35.ru/mestnoe-samoupravlenie/normativnie-pravovie-akti--D232.

10. http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=%2040296

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность местного самоуправления и его многоаспектное конституционное значение. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Разграничение полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    Понятие, функции и принципы местного самоуправления. История становления местного самоуправления в Росси. Система и полномочия органов муниципальной власти. Правовая, территориальная и организационная и экономическая основа местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Понятие местного самоуправления. Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Местное самоуправление в системе институтов публичной власти. Функционирование системы местного самоуправления в муниципальном образовании.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2012

    Эволюция развития правовых основ формирования органов местного самоуправления. Проблемы деятельности органов местного самоуправления. Формы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, его функции и полномочия. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти. Совершенствование реформирования местного самоуправления в РФ.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Понятие местного самоуправления, нормативно-правовое регулирование его деятельности в Российской Федерации. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. Государственный контроль за осуществлением государственных полномочий.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2017

    Органы государственной власти в Российской Федерации. Структура и принципы формирования органов исполнительной власти, их классификация и направления деятельности. Органы местного самоуправления, их задачи и функции. Судебная система субъекта Федерации.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Этапы становления системы местного самоуправления в Российской Федерации. Сравнительный анализ городов федерального значения. Функции МО "Васильевский" в системе стратегических целей развития города. Бюджетное финансирование местного самоуправления.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2011

    Становление теории местного самоуправления в Российской Федерации. Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления. Структура, функции и методы работы местного самоуправления. Формирование органов местного самоуправления.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2004

    Нормативно-правовое регулирование отношений региональных органов власти и органов власти местного самоуправления в России. Институт сити-менеджера как способ усиления взаимосвязи органов местного самоуправления с органами государственной власти.

Муниципальная организация местного самоуправления как объект управления в профессиональной деятельности муниципальных служащих

3.1. Определение понятия «муниципальная организация местного самоуправления» и типы ее моделей

Термин «муниципальная организация местного самоуправления» в федеральных законах и нормативных правовых актах в области местного самоуправления отсутствует. В муниципальной науке данная категория практически не разработана. А это, в свою очередь, негативно сказывается на ее использовании в практике муниципального управления.

Исследование категории "муниципальная организация местного самоуправления" в муниципальной науке самым тесным образом связано с анализом таких ключевых понятий, как «местная власть», «местное самоуправление», «муниципальное образование». Каждое из них, как мне представляется, характеризует одно из свойств категории «муниципальная организация местного самоуправления», позволяет более полно раскрыть ее сущность и содержание, особенности исследуемого социального явления в общественной жизни, его роль и место в системе управления обществом в целом и местными сообществами, в частности.

Понятие «управление» определяется нами как власть и ее организация. Управление и власть тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Без власти нет управления, также как любая власть нуждается в управлении. Для того чтобы управлять, т.е. воздействовать на окружающую внешнюю и внутреннюю среду, взаимодействовать с ее субъектами власть нуждается в организации. При этом речь идет не только о форме организационного устройства власти, но и социальном механизме регулирования общественных отношений власти с субъектами, включая местные сообщества.

Муниципальная организация местного самоуправления» в самом широком смысле искомого понятия рассматривается как форма и способ организации местной публичной власти, присущие демократическому обществу. Речь идет о таком типе организации местного самоуправления, который обеспечивает реальное участие местных сообществ и граждан в осуществлении своего права на местное самоуправление, в защите своих законных прав и интересов, направленных на решение вопросов обеспечения их жизнедеятельности.

Под муниципальной организацией местного самоуправления в узком смысле рассматриваемого понятия понимается, с одной стороны, совокупность органов муниципальной власти, форм самоорганизации и участия граждан в местном самоуправлении, а с другой – социальный механизм, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе реализации местными сообществами и гражданами своих прав на осуществление местного самоуправления.

Муниципальная организация местного самоуправления в современном российском обществе формируется местным сообществом или группой местных сообществ на территории муниципального образования для решения вопросов местного значения.

Типы моделей муниципальной организации местного самоуправления.

Муниципальная организация местного самоуправления рассматривается нами как открытая социальная система, которая самым тесным образом взаимодействует с внешней средой. Она характеризуется следующими чертами и свойствами открытой системы: наличием компонентов и связей между ними, структуры, процессов, целостностью, идентификацией (то, что отличает ее от других систем), окружением или окружающей ее внешней средой, концептуализм.

Эта социальная система не всегда является самообеспечивающейся, так как ее жизнедеятельность во многом зависит от внешней среды, из которой она получает все виды ресурсов, включая информацию. Одним из существенных признаков муниципальной организации местного самоуправления как открытой системы выступает ее способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде по причине своего выживания.

Как показывает опыт и практика местного самоуправления (муниципального управления) в различных странах мира она имеет как общие, так и специфические черты. К примеру, функционируют англосаксонская, континентальная и так называемая «смешанная» типы муниципальной организации местного самоуправления. Внутри одной страны, например, в Германии, действуют различные ее модели. Что касается Российской Федерации, то в ней наблюдается попытка внедрения «унифицированной» муниципальной модели местного самоуправления, не учитывающих особенностей регионов и местных условий.

Если рассматривать потенциальные возможности муниципальных организаций по выполнению возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения, то их можно разделить на три основных типа .

К первому можно отнести муниципальные организации местного самоуправления, которые выполняют минимальный объем обязательных полномочий в вопросах местного значения.

Ко второму относятся муниципальные организации местного самоуправления, исполняющие полный объем полномочий в вопросах местного значения.

К третьем у относятся муниципальные организации местного самоуправления, которые осуществляют одновременно выполнение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, тогда как муниципальные организации первого и второго видов ими не наделяются.

2.2. Муниципальная организация местного самоуправления как объект муниципального управления

Муниципальная организация местного самоуправления как открытая социальная система имеет ярко выраженную социальную направленность, ибо призвана обеспечивать удовлетворение общественных (коллективных) потребностей членов местного сообщества и защищать их интересы.

Муниципальная организация местного самоуправления может быть описана с помощью ряда параметров. Главными из них являются: целевое назначение; правовая и нормативная основа; ресурсы; процессы и структура; разделение труда и распределение ролей; внешняя среда; система внутренних социальных, экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру.

Целевое назначение . Муниципальная организация местного самоуправления как социальная организация формируется местным сообществом или группой местных сообществ с целью реализации предоставленного его членам государством, обществом права на местное самоуправление и защиты их интересов.

Правовой статус . В муниципальных нормативно-правовых актах определяются условия создания муниципальной организации местного самоуправления, ее статус, компетенция, организационная структура, вопросы реорганизации и ликвидации муниципального социального образования и др.

Ресурсы. Основным социальным ресурсом муниципальной организации местного самоуправления является местное сообщество или группа местных сообществ. Ее экономические ресурсы основываются на муниципальной и других видах собственности, на базе которой функционирует местное (муниципальное) хозяйство. Информационные ресурсы весьма ограничены, так как основным их источником является внешняя среда. Правовые ресурсы определяются тем правовым полем, которое формируется внешней средой.



Структура . Муниципальная организация местного самоуправления представляет собой живой социальный механизм, который характеризуется наличием структуры, под которой понимается состав и соотношение входящих в нее элементов (подсистем), выделяемых по критериям управленческих процессов. К основным элементам структуры относятся:

Первый блок: публично-властный (совокупность органов и должностных лиц местного самоуправления).

1. с публично-властными полномочиями:

1.1. Представительный орган местного самоуправления.

1.2. Исполнительный орган местного самоуправления.

1.3. Другие органы местного самоуправления.

2. Высшее выборное должностное лицо местного самоуправления (глава муниципального образования, глава муниципалитета, руководитель коммуны и т.п.).

3. Другие выборные и невыборные должностные лица местного самоуправления.

Второй блок: общественно-деятельный.

1. Формы непосредственного участия граждан в местном самоуправлении (местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву выборных должностных лиц, депутатов, изменению границ муниципальных образований).

2. Формы осуществления гражданами местного самоуправления, определенные федеральным законодательством (территориальное общественное самоуправление, сходы, собрания, конференции граждан, опросы граждан, публичные слушания и др.)

3. Формы участия граждан в местном самоуправлении посредством общественных органов, создаваемых органами местного самоуправления, главой муниципального образования и т.п.

4. Общественные организации, расположенные на территории муниципального образования, и принимающие участие в местном самоуправлении в различных формах.

5. Формы самоорганизации граждан для участия в местном самоуправлении, не установленные федеральным законодательством.

Функционирование данной социальной системы обуславливается изменениями, происходящими как в результате взаимодействия между элементами внутренней структуры, так и изменений, происходящих в отношениях между муниципальной организацией местного самоуправления с окружающей ее внешней средой.

Разделение труда и распределение ролей . Целевое назначение муниципальной организации местного самоуправления определяет роль и функциональное назначение каждого ее компонента в реализации поставленных перед ней целей и задач. При этом местное сообщество оставляет за собой право регулирования компетенции органов муниципального управления и должностных лиц местного самоуправления, непосредственного участия жителей в решении вопросов местного значения в границах территории их проживания.

Муниципальная организация местного самоуправления как социальный механизм регулирования общественных отношений. Муниципальная организация местного самоуправления как социальный механизм регулирует в местных сообществах три основных группы отношений: публично-властные, социально-экономические и общественно-деятельностные. Они формируются и функционируют в соответствующих сферах управления местными сообществами.

1. Сфера публично-властных отношений представляет собой совокупность отношений между:

Местными сообществами и органами и должностными лицами местного самоуправления по вопросам формирования и эффективности функционирования структуры муниципальной организации местного самоуправления;

Органами и должностными лицами местного самоуправления в структуре муниципальной организации местного самоуправления в части реализации своих публично-властных функций;

Органами и должностными лицами местного самоуправления муниципальных организаций в границах муниципального района, на территории субъекта Российской Федерации и т.п.

2. Сфера социально-экономических отношений включают в себя общественные отношения:

По поводу владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

Между органами муниципальной власти и субъектами хозяйственной деятельности всех организационно-правовых форм и форм собственности по удовлетворению общественных (коллективных) потребностей местных сообществ и отдельных граждан;

Между местными сообществами и органами муниципальной власти по вопросам социально-экономического развития муниципального образования и др.

3. Сфера общественно-деятельных отношений – это отношения, которые возникают в процессе участия граждан в местном самоуправлении, взаимодействия местных сообществ с органами и должностными лицами муниципальной власти по вопросам:

Обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

Эффективности использования форм непосредственной демократии и форм участия граждан в местном самоуправлении, развития различных форм самоуправления и самодеятельности граждан;

Максимального использования потенциала местных отделений политических партий, общественных организаций, самодеятельных объединений граждан для решения вопросов жизнедеятельности местных сообществ.

Внешняя среда выступает в качестве условия и источника существования муниципальной организации местного самоуправления. Внешняя среда обеспечивает ее всеми видами ресурсов. Посредством воздействия экономических, политических, правовых, социально-культурным, технологическим, экологическим, природно-географическим факторам и переменным она оказывает прямое и косвенное влияние на стратегию развития муниципальной организации местного самоуправления, на ее внутреннюю структуру и характер деятельности.

Уровни муниципальной организации местного самоуправления: городские и сельские поселения, искусственно созданные территориальные образования (районы, округа, графства, уезды, волости и т.п.).

В принципе каждое местное сообщество имеет право создавать муниципальную организацию местного самоуправления. В то же время население должно иметь наиболее полное и объективное представление об экономическом, социально-культурном, образовательном и научном потенциале создаваемого социального образования, соизмеряя свои возможности с решением вопросов обеспечения жизнедеятельности членов местного сообщества, а также с выполнением своих обязанностей перед государством и обществом. При таком подходе местное сообщество окажется перед выбором: либо создавать муниципальную организацию местного самоуправления самостоятельно либо совместно с другими местными сообществами.

Предметные области муниципальной организации местного самоуправления – это реализация местными сообществами своего права на осуществление местного самоуправления, защита и обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина, вопросы обеспечения их жизнедеятельности, Вместе с тем государство в лице своих органов может передавать муниципальным организациям местного самоуправления свои отдельные государственные полномочия.

Объектами воздействия муниципальной организации местного самоуправления являются: местные сообщества, муниципальная собственность, муниципальное хозяйство и местное хозяйство, организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

В качестве субъектов воздействия муниципальной организации местного самоуправления выступают: местное сообщество как главный субъект местного самоуправления, органымуниципальной власти и управления, субъекты коммерческого и некоммерческого секторов.

3. Публично-властные органы в структуре муниципальной организации местного самоуправления

1.1. О сущности понятия «публично-властная структура муниципальной организации местного самоуправления»

Понятие «публично-властная структура муниципальной организации местного самоуправления» в самом широком смысле рассматривается нами как определенная упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности органов муниципальной власти в своей деятельности для достижения целей, поставленных перед ними местными сообществами.

В узком смысле это понятие определяется как система органов и должностных лиц местного самоуправления. Она представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных между собой и находящихся в устойчивых отношениях элементов, которыеобеспечивают ее функционирование и развитие как единого целого. Ееэлементами являются органы местного самоуправления, а также выборные лица местного самоуправления.

Процесс управления муниципальной организацией местного самоуправления предполагает распределение задач и функций управления, полномочий, прав и ответственности между его участниками. Следовательно, публично-властная структура муниципальной организации местного самоуправления представляет собой форму разделения и кооперации деятельности ее элементов, в рамках которой осуществляется процесс муниципального управления, направленный на достижение поставленных перед ними местным сообществом целей.

Следует подчеркнуть, что в структуре муниципальной организации местного самоуправления имеет еще один важнейший элемент – это общественно-деятельностный (властный) блок. Он представляет собой совокупность формальных и неформальных институтов местного самоуправления, их организационных форм, которые должны быть взаимосвязаны с элементами публично-властной структуры муниципальной организации местного самоуправления. Однако, слова «должны быть» не означают, что в реальности можно утверждать о тесном взаимодействии как двух основных блоков (подсистем) муниципальной организации местного самоуправления, а также их элементов.

3.2. Публично-властные органы в структуре муниципальной организации местного самоуправления (определение понятия, классификация

Уточним сущность исследуемых нами категорий муниципальной науки.

Термин «орган местного самоуправления». Как отмечают исследователи термин «орган» является частью более широкого понятия «организация». Орган рассматривается как разновидность организации, через который организация совершает свои действия.

Понятие «орган местного самоуправления» понимается нами, с одной стороны, как публично-властный орган. Его можно определить как муниципальную управленческую организацию , наделенную Уставом муниципального образования определенными полномочиями по решению отдельных вопросов жизнедеятельности местного сообщества в соответствии с ее целевым назначением. С другой стороны, - категория «орган местного самоуправления» отражает объективное существование элемента в публично-властной структуре муниципальной организации местного самоуправления , выполняющего в соответствии со своим организационно-правовым статусом возложенную на него функцию управления.

Муниципальные управленческие организации можно классифицировать по своему целевому назначению, объему и характеру компетенции.

С учетом своего целевого назначения в публично-властной структуре муниципальной организации местного самоуправления муниципальные управленческие организации подразделяются на две основные группы – представительные (выборные) и исполнительные.

К первой группе относятся представительный и иные выборные органы местного самоуправления, а также включая выборные должностные лица местного самоуправления.

Муниципальные управленческие организации второй группы составляют исполнительные органы местного самоуправления. К их числу, в соответствии с Уставом муниципального образования, могут относиться местное правительство, местная администрацию, территориально-отраслевые органы местного самоуправления (школьные, коммунальные округа и др.), контрольные органы местного самоуправления (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.), муниципальные органы охраны общественного порядка (шериф, местная милиция и т.п.), избирательную комиссию муниципального образования.

Муниципальные управленческие организации по объему и характеру компетенции различаются как органы местного самоуправления общей компетенции, отраслевой компетенции, межотраслевой компетенции, специальной компетенции.

Муниципальные управленческие организации общей компетенции выполняют основные функции управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование) и на основе их реализации осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, а также непосредственно руководят экономическим и социально-культурным развитием соответствующего территориального образования.

Речь идет о таких муниципальных управленческих организациях как представительный орган муниципального образования, а также о местных администрациях муниципальных образований городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.

Муниципальные управленческие организации как органы местного самоуправления отраслевой компетенции выполняют частные функции управления и на основе их реализации осуществляют руководство определенной отраслью или сферой деятельности. К ним можно отнести школьные, коммунальные округа и др.

Муниципальные управленческие организации межотраслевой компетенции выполняют, как правило, общие функции управления. Они осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенных к их ведению, а также функциональное регулирование в определенных сферах деятельности. К таким организациям относятся прежде всего исполнительные органы местного самоуправления, наделенные данным статусом Уставом муниципального образования (местные правительства, администрации муниципальных образований, районные, окружные, поселковые и сельские администрации).

Муниципальные управленческие организации специальной компетенции осуществляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения. К примеру, органы муниципального управления в сфере обеспечения общественного порядка, контрольно-счетная палата, избирательная комиссия муниципального образования и т.п.

3.3. Основные подходы к формированию публично-властной структуры муниципальной организации местного самоуправления

В преамбуле Европейской хартии местного самоуправления подчеркивается, что органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя. Они должны обладать значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций. В пункте 2 статьи 4 Хартии закрепляется право полной свободы действий органов местного самоуправления в пределах, установленных законом. Согласно пункту 1 статьи 6, местные органы власти должны иметь возможность самостоятельно определять свои внутренние административные структуры (выделено нами – А.К.), которые отвечали бы местным потребностям и обеспечивали эффективное управление (4).

Вместе с тем обратим внимание, что каждый орган местного самоуправления создается для выполнения возложенных на него функций и занимает отведенную ему «нишу» в организационной структуре муниципальной власти.

В отношении формирования публично-властной структуры муниципальной организации местного самоуправления можно выделить два подхода:

1) публично-властная структура образуется по аналогии с организационной структурой государственной власти на региональном или местном уровне. В основу ее формирования положен принцип разделения властей;

2) публично-властная структура не должна создаваться по принципу разделения властей, так как на уровне местной власти более целесообразным является их слияние.

Вторая позиция просматривается в федеральном законе о местном самоуправлении (ст.16), где глава муниципального образования, независимо от того, избран он населением или представительным органом, может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях. Одновременно глава может возглавлять в соответствии с Уставом муниципального образования местную администрацию. В новой редакции проекта федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесено уточнение о том, что глава муниципального образования, избранный руководителем представительного органа, не может возглавлять местную администрацию или наоборот.

Какой бы вариант публично-властной структуры муниципальнойорганизации местного самоуправления нами не рассматривался, следует всегда руководствоваться тем мировым опытом, который наработан местными сообществами в процессе развития местного самоуправления.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Организация муниципального самоуправления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Организация муниципального самоуправления является важнейшим элементом государственного управления. Основы и принципы организации местного самоуправления регламентируется Конституцией и федеральным законодательством. В силу регулярного реформирования государственного управления МСУ требует особого внимания.

Общие принципы организации местного самоуправления

Общие принципы местного самоуправления регулируются нормами Конституции РФ и ФЗ РФ №131-ФЗ.

Общие принципы организации муниципального управления характеризуются рядом признаков нашедших отражение на рисунке ниже.

Рассмотрев особенности принципов, следует их перечислить. Итак, принципы организации муниципального управления следующие:

  1. Самостоятельность решения вопросов местного значения;
  2. Организационное обособление органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
  3. Соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления;
  4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
  5. Многообразие организационных форм осуществления муниципального управления;
  6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  7. Законность в организации и деятельности органов местного самоуправления;
  8. Гласность деятельности органов местного самоуправления;
  9. Коллегиальность и единоначалие в деятельности органов местного самоуправления;

  10. Государственная гарантия муниципального управления

Только в случае последовательного следования вышеуказанным принципам возможно эффективное управление на муниципальном уровне в России.

Проблемы развития муниципального образования

В каждом муниципальном образовании имеют место нерешенные проблемы, требующие скорейшего решения. Однако выявить их не всегда так просто как кажется. Проблемы и разработка их решения подразумевают следование определенным целям по совершенствованию местного самоуправления. Все цели следует разделить на группы в соответствии с типами, представленными на рисунке.

Виды целей совершенствования МСУ

Реализация целей по улучшению организации муниципального управления не представляется возможным без участия регионов в различных государственных программах и создания индивидуальных программ для каждого отдельного региона.

Важную роль в адекватной организации МСУ играет программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Такие программы являются директивными документами, неразрывно связанными заранее оговоренными ресурсами, исполнителями и сроками. Такие программы направлены на решение приоритетных для муниципального образования задач.

Компоненты системы принципов организации местного самоуправления

Принципы организация местного самоуправления представляют собой основы функционирования местного самоуправления на любом этапе развития .

Конституция Российской Федерации в статье 3 закрепляет народовластие. Реализация народовластия происходит как через органы государственной власти, которые формируются при участии населения и посредством МСУ. Исходя из этого, система местного самоуправления является частью конституционного строя РФ и формой народовластия.

В этой связи представляется необходимым рассмотреть ключевые параметры местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества. Однако нельзя не упомянуть трактовку местного самоуправления в науке о государственном управлении, как основы конституционного строя. В данном случае речь идет о следующих конституционных положениях, закрепляющих местное самоуправление именно в этом качестве. Они представлены на рисунке.

Конституционные положения, закрепляющие местное самоуправление, как элемент конституционного строя

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на МСУ. Данное положение конкретизируется в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

В данном случае мы говорим не об индивидуальном праве, а общем, т.е. коллективном праве местного сообщества на реализацию МСУ. Согласно нормам ФЗ РФ N 131-ФЗ, записанным в статье 3, существуют правовые пределы:

  1. предел осуществления – городские, сельские поселения и другие муниципальные образования;
  2. ФЗ определяет формы реализации этого права – прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного самоуправления.

В ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены равные права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления. Права не зависят от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Очевидно, что действующее российское законодательство понимает под термином "местное самоуправление" самостоятельную деятельность населения в сфере решения проблем на местном уровне. Конституция РФ официально фиксирует такое восприятие МСУ в статье 130, согласно которой, именно такое понимание зафиксировано в Конституции РФ, ст. 130 которой местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения .

Теперь обратимся к перечню вопросов местного значения. Они перечислены в ФЗ №131-ФЗ. Ниже представлен полны перечень из статьи:

  1. Принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением
  2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
  3. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения
  4. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования
  5. Содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений
  6. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования

    Охрана общественного порядка

  7. Контроль за использованием земель на территории муниципального образования
  8. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения
  9. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом
  10. Муниципальное дорожное строительство
  11. Организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи
  12. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания
  13. Создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании

И, наконец, МСУ является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа. Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления .

Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

Литература

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  • 5. Предметы ведения местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Вопросы местного значения.
  • Глава 3. Вопросы местного значения
  • 6. Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан.
  • 7. Местный референдум: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.
  • 8. Органы местного самоуправления как юридические лица.
  • 10. Муниципальные выборы: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.
  • 11. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.
  • 12. Сход граждан, собрание и конференция граждан (собрание делегатов) в системе местного самоуправления.
  • 13. Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.
  • 14. Доходы и расходы местных бюджетов. Местные налоги и сборы.
  • 15. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права.
  • 16. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения
  • 17. Основные теории местного самоуправления.
  • 18. Структура органов местного самоуправления: понятие и правовое закрепление. Органы местного самоуправления и муниципальные органы.
  • Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
  • Информация об изменениях:
  • 19. Муниципальные правовые акты: наименование, порядок принятия и отмены. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
  • 20. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.
  • Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
  • Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
  • Особенности организации местного самоуправления в наукоградах
  • Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"
  • 21. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
  • 23. Особенности организации местной власти в советский период развития государства.
  • 24. Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями.
  • 25. Общие принципы местного самоуправления: понятие и правовое регулирование.
  • 26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.
  • 27. Территориальное общественное самоуправления (тос): понятие, порядок образования и осуществления. Органы тос, их полномочия
  • 28. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы. Понятие межмуниципального сотрудничества
  • 29. Правовая основа местного самоуправления (общая характеристика). Европейская Хартия местного самоуправления.
  • 30. Права и обязанности муниципального служащего. Ограничения, связанные с муниципальной службой. Правовое положение (статус) муниципального служащего
  • Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего
  • 31. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
  • 32.Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Муниципальный заказ.
  • 33. Публичные слушания, опрос граждан в системе местного самоуправления.
  • 34. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.
  • 35 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно – территориальных образованиях.
  • 36 Наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Государственный контроль за их осуществлением
  • 37 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.
  • 38. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения.
  • 39. Экономическая основа местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Муниципальное имущество.
  • 40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  • 41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.
  • 42. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования, функции и полномочия.
  • 43. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением.
  • 44 Компетенция органов местного самоуправления: понятие, правовое регулирование.
  • 45.Основы правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.
  • 46. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.
  • 47. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, порядок работы, акты.
  • 48. Полномочия местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально - бытового и торгового обслуживания населения.
  • 49. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления.
  • 50. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и охраны окружающей среды.
  • 51. Местная администрация: понятие, структура, полномочия (общая характеристика), акты. Глава местной администрации.
  • Тема 11. Исполнительно-распорядительные органы муниципального образования.
  • 2. Компетенция местной Администрации и её органов.
  • 2. Компетенция местной Администрации и её органов.
  • 3. Организация работы и акты местной Администрации и её органов.
  • 52. Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
  • 53. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус. Удаление в отставку.
  • 54. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.
  • 55. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу).
  • 38. Понятие и развитие территориальных основ мсу
  • 56. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.
  • 57.Муниципальное образование: понятие, виды; порядок образования, преобразования и упразднения
  • 41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.

    Район (уезд) - административно-территориальная единица, которая объединяет в своих границах несколько сельских округов (волостей, сельсоветов), а также городские поселения.

    Вариант организации власти в районе зависит от субъекта Федерации, которые самостоя­тельно решают вопросы своего административно-территориально­го устройства, организации государственной власти на своей тер­ритории, а также от населения городских и сельских поселений, находящихся в административных границах района, имеющих возможность как создавать собственные муниципальные образова­ния в своих поселениях, так и объединяться в целях создания районного муниципального образования.

    Организация местного самоуправления в районе (уезде) возможна в различ­ных вариантах.

    1. В границах территории района может быть создано единое районное муниципальное образование. Особенностью этого вари­анта организации местного самоуправления в районе является то, что в границах территории районного муниципального образова­ния отсутствуют какие-либо иные муниципальные образования (городские, сельские и т.д.). В городских и сельских поселениях, расположенных на территории района, не образуются самостоя­тельные органы местного самоуправления, обладающие правом формировать и утверждать собственный бюджет, вводить местные налоги и сборы и т.д. В этом случае имеются: а) единые районные органы местного самоуправления, которые могут иметь структур­ные подразделения в городских и сельских поселениях, располо­женных на территории района; б) единая районная муниципаль­ная собственность; в) единый районный бюджет.

    Структурным подразделениям районной администрации, кото­рые создаются в городских и сельских поселениях (сельских окру­гах, сельсоветах, волостях), могут передаваться в управление объ­екты районной муниципальной собственности, им могут выделяться также из районного бюджета финансовые средства (смета расходов).

    Данная организация местного самоуправления возможна при условии, что население городских и сельских поселений или органы, обладающие правом от имени населения принимать решения, высказались за образование единого районного муниципального образования.

    Создание единых районных муниципальных образований обусловлено слабостью финансово-экономической базы небольших поселений.

    2. На территории районного муниципального образования имеются другие муниципальные образования (городские, поселковые, сельские). Основной проблемой организации местного самоуправления в районе в этом случае является решение вопросов о взаимодействии районных органов самоуправления с городскими и сельскими поселениями, имеющими статус муниципаль­ных образований, о разграничении источников доходов, объектов собственности между ними. Не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Разграничения полномочий по вопросам совместного ведения устанавливаются договором между муници­пальными образованиями.

    3. В ряде субъектов Федерации район признается уровнем государственного управления.

    Субъекты Федерации вправе создавать территориальные (местные) органы государственной власти общей компетенции: органы представительной и исполнительной государственной власти тер­риториальных единиц, которые непосредственно входят в состав субъекта Федерации. Если в административно-территориальных единицах сформированы органы местного самоуправления, то их полномочия не могут быть прекращены (в связи с созданием соответствующих местных органов государственной власти) без учета мнения населения на основании и в формах, предусмотренных законами субъекта Федерации. Население вправе потребовать проведения в этом случае референдума. Если же такое требование не заявляется, то для досрочного прекращения полномочий муниципальных орга­нов достаточно решения соответствующих представительных органов местного самоуправления.

    При этом надо иметь в виду, что субъекты Российской Федерации, решая вопрос об уровнях публичной власти на своей территории, в большинстве своем не предусматривают создания местных органов государственной власти общей компетенции, образующих самостоятельный уровень публичной власти в субъекте Федерации.

    Во всех случаях организации местного самоуправления в районе (уезде) на его территории могут действовать органы территориального общественного самоуправления. Они создаются в город­ских, сельских поселениях (когда данные поселения не имеют статуса муниципального образования) или на части территории городских, сельских поселений (когда данные поселения имеют ста­тус муниципального образования).

  • В федеративном государстве выделяются три уровня вла­сти - центральная (федеральная), региональная (субъектов Федерации) и местная власть. Согласно ст. 3 Европейской хартии о местном самоуправлении под ним понимаются пра­во и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответст­венность и в интересах местного населения.

    Деятельность местного самоуправления регламентирова­на Федеральным законом «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 № 154-ФЗ. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ целью местно­го самоуправления являются обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственно­стью.

    Органы местного самоуправления не входят в систему ор­ганов государственной власти РФ. Местное самоуправление осуществляется населением в пределах муниципального образования. Территории муни­ципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исто­рических и иных местных традиций. Территорию муници­пального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального об­разования независимо от форм собственности и целевого назначения. Местные власти не могут самостоятельно изме­нить территорию муниципального образования. Это являет­ся прерогативой органов государственной власти субъектов Федерации. Однако эти органы не могут изменить границ местной территории без учета мнения населения.

    Необходимое условие для осуществления местного са­моуправления - наличие Устава муниципального образования. В уставе закрепляются: границы и состав тер­ритории муниципального образования; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образо­вания; структура и порядок формирования, наименование, срок полномочий органов местного самоуправления; другие вопросы.

    Местное самоуправление осуществляется гражданами в двух формах: непосредственно (выборы, местный референдум, схо­ды граждан) и через органы местного самоуправления.

    Муниципальные выборы - это выборы депутатов в пред­ставительный орган местного самоуправления. Муниципаль­ные выборы проводятся в соответствии с общими принципа­ми избирательного права, их порядок определяется законами субъектов РФ.

    Местный референдум - это голосование граждан, посто­янно или преимущественно проживающих в границах одно­го или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо ор­ганами государственной власти или местного значения. Для реализации решения требуется издание специального нор­мативного акта, который обязан принять орган местного самоуправления.


    Органы местного самоуправления избираются населением путем прямых выборов при тайном голосовании. Представи­тельный орган местного самоуправления состоит из депута­тов, численный состав которых определяется Уставом. Кроме того может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению мест­ного самоуправления. Глава может избираться как гражданами, так и представительным органом из своего состава.

    В компетенцию органов местного самоуправления входят управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка, а также иные вопросы местного значения. К иным вопросам местного значения можно отнести: обес­печение комплексного развития территории муниципально­го образования, обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных услугах, коммунально-бытовые работы и другие жизненно важные услуги.

    Для реализации указанных полномочий предусматривает­ся возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей им материальных и финансовых средств. Реализация пере­данных полномочий подконтрольна государству, т. е. со­ответствующие государственные органы вправе давать ука­зания местным органам, а последние обязаны отчитываться перед органами государственной власти и несут перед ними ответственность.

    Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, что означает право органа местного само­управления обратиться с иском в суд в случае, если госу­дарственные органы или должностные лица препятствуют самостоятельному и независимому осущест­влению органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

    Важной гарантией, направленной на защиту экономи­ческой основы местного самоуправления, является пред­усмотренная Конституцией РФ обязанность государственных органов компенсировать дополнительные расходы органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти.

    К гарантиям местного самоуправления Конституция РФ относит запрет на ограничение прав местного самоуправле­ния, что обусловлено организационной самостоя­тельностью и обособленностью местного самоуправления.

    бема 9.Основы гражданского права

    1. Понятие и предмет гражданского права.
    2. Принципы гражданского права.
    3. Система гражданского права.
    4. Источники гражданского права.
    5. Понятие и виды гражданских правоотношений.
    6. Субъекты гражданского правоотношения.
    7. Объект гражданского правоотношения.
    8. Основания гражданских правоотношений.
    9. Правоспособность и дееспособность граждан.

    10. Правовые основания ограничения правоспособности и дееспособности гражданина.

    1. Опека и попечительство.
    2. Признаки, индивидуализирующие гражданина.
    3. Безвестное отсутствие.
    4. Правовые последствия объявлений гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
    5. Понятие и признаки юридического лица.
    6. Индивидуализация юридического лица.
    7. Правоспособность и дееспособность юридического лица.
    8. Способы образования юридических лиц и их учредительные документы.
    9. Прекращение деятельности юридических лиц.
    10. Классификация юридических лиц.
    11. Понятие и сроки исковой давности.
    12. Порядок исчисления сроков исковой давности.
    13. Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности.
    14. Понятие и содержание права собственности.
    15. Сделки: понятие, виды
    16. Представительство и его виды.
    17. Доверенность – форма, срок действия.
    18. Обязательства в гражданском праве.
    19. Договор. Условия заключения, изменения и расторжения договора.