Какие объекты охраняются авторским правом. Что может дать такой вывод? Производные произведения и сборники

Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права, которые и являются основанием для авторских договоров.
Основным нормативным актом в области авторского права является Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.
Объекты. Авторское право охраняет произведения науки, литературы и искусства, под которыми понимаются результаты творческой деятельности человека. Эти результаты охраняются авторским правом, если имеют оригинальный характер и выражены в какой-либо объективной форме, доступной другим лицам. Если произведение состоит из нескольких оригинальных частей, то каждая из них охраняется авторским правом, причем сама по себе.
Содержание произведения (сюжет, идея произведения, факты и т.п.) охраняются лишь через оригинальную форму.
Авторское право охраняет произведение независимо от его достоинств.
Закон содержит примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом. Это литературные (включая компьютерные программы) и драматические произведения, кино-, теле- и видеофильмы, живопись, скульптура, графика, фотографии, произведения архитектуры и т.п. К объектам авторского права относятся также производные произведения (переводы, обработки, инсценировки) и сборники произведений и материалов (энциклопедии, базы данных).
Не пользуются охраной по авторскому праву официальные материалы и документы (флаги, гербы, ордена, законы и т.п.), а также произведения народного творчества.
Иностранные произведения, впервые опубликованные за рубежом, охраняются в России не во всех случаях, а только на основе международных договоров об авторских правах, в которых участвует Россия.
Субъекты. Первоначальным носителем авторских прав всегда является автор, которым может быть только гражданин. Однако по ранее действовавшему законодательству в некоторых случаях первоначальными носителями авторских прав признавались юридические лица (киностудии, телестудии, издатели энциклопедий и др.); их авторские права сохраняют силу и в настоящее время.
Если произведение является результатом творчества двух или нескольких авторов, то все они считаются соавторами. Соавторство бывает нераздельным (если создан неделимый объект) или раздельным. Взаимоотношения соавторов определяются соглашением между ними.
Авторы зависимых произведений (переводчик, обработчик, составитель) могут использовать свое авторское право лишь в том случае, если получено согласие от автора основного (первоначального) произведения, например от автора оригинала.
Содержание авторских прав. Авторские права включают несколько различных правомочий. Некоторые авторские правомочия являются личными. Это право авторства (право считаться автором, право защищаться от присвоения авторства, т.е. от плагиата), право на имя (т.е. право на использование произведения под своим именем, под своим псевдонимом или без указания имени, анонимно), право на опубликование произведения, право на защиту произведения от искажений.
Личные права всегда принадлежат только автору; они не могут быть уступлены другим лицам. Кроме личных прав, автору принадлежит имущественное право, которое в законе названо «исключительное право на использование произведения».
Своим исключительным характером это право напоминает право собственности. Опираясь на это имущественное право, автор может осуществлять сам либо разрешать другим лицам:
воспроизводить произведение (тиражировать книгу, пластинку и т.п.);
распространять (продавать, сдавать в прокат и т.п.) экземпляры произведения;
публично показывать произведение;
публично исполнять произведение в театрах, концертных залах и т.п.;
сообщать произведение по радио, телевидению и т.п.;
переводить произведение на другие языки;
переделывать (перерабатывать) произведение.
Если какое–либо лицо осуществляет эти действия без согласия автора или иного владельца исключительных авторских прав, то оно нарушает авторские права.
Однако в некоторых случаях, прямо указанных в законе, произведение может быть использовано свободно, без согласия владельца авторских прав. К числу таких случаев относятся: цитирование, воспроизведение произведения в личных целях, воспроизведение некоторых актуальных произведений в газетах, по радио и телевидению, воспроизведение произведений для чисто информационных целей в газетах, по радио и телевидению, репродуцирование (ксерокопирование) в единичном экземпляре некоторых произведений без извлечения прибыли.
Срок действия авторского права. По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора, а после его смерти в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако ранее действовавшее законодательство предусматривало, что авторское право после смерти автора действует только 25 лет. Поэтому произведения авторов, умерших в 1967 г. или ранее, не охватываются новым законодательством и не охраняются.
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, охраняется вплоть до истечения 50 лет с даты смерти того соавтора, который пережил остальных соавторов. Если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован, то датой его смерти считается дата реабилитации.
Произведение, опубликованное анонимно, под псевдонимом либо после смерти автора, охраняется в течение 50 лет, считая с даты первой публикации.
Авторское право на служебные произведения и сложные составные произведения. Если произведение создано по служебному заданию, в рамках трудового договора (например, штатный фотограф журнала изготовил фотографию, журналист написал статью по заданию газеты), то такое произведение называется служебным.
По общему правилу личные авторские права на служебное произведение сохраняются за автором. А право на использование служебного произведения переходит к работодателю согласно трудовому договору, причем на весь срок действия авторского права. Таким образом, работодатель не обязан спрашивать согласие автора на использование служебного произведения или выплачивать ему какое-либо вознаграждение (кроме оплаты по трудовому договору). Однако это правило может быть изменено особым договором между автором и работодателем.
Особые правила определения владельца авторских прав установлены в отношении сложных составных произведений кино-, теле-, видеофильмов, называемых аудиовизуальными. В их создании участвует большое количество авторов (режиссер, сценарист, композитор, художник и др.). Закон исходит из того, что, участвуя в создании аудиовизуального произведения, все они передали свои исключительные авторские права изготовителю такого произведения (киностудии, продюсеру и т.п.), причем на весь срок действия авторских прав. Однако договором между изготовителем и автором может быть предусмотрен иной порядок использования произведения автора.
Авторские договоры. Это гражданско-правовые договоры, предусматривающие передачу отдельных прав на использование произведения. Они заключаются, как правило, в письменной форме. Срок действия договора определяют сами стороны.
Авторские права могут передаваться по договору в разном объеме. Например, по договору может быть передано только авторское право на издание произведения на русском языке, причем только в книжной форме. Но договор может предусматривать и более широкий объем передаваемых прав вплоть до передачи всех прав на использование произведения.
Авторские права на использование произведения могут передаваться как исключительные, и тогда автор лишается этих прав, а получатель становится монополистом в их использовании. Но авторские права по договору могут быть переданы и как неисключительные. В этом случае автор может передавать те же права третьим лицам.
Выплачиваемое по договору вознаграждение за передачу авторских прав определяется соглашением сторон. Закон ориентирует договаривающиеся стороны устанавливать вознаграждение в виде процента от дохода, получаемого от использования произведения.
Организация, получившая по договору исключительные права, может в свою очередь передать их другому лицу по новому договору, который тоже является авторским договором.
Коллективное управление имущественными авторскими правами. В некоторых сферах культуры и информации (радио, телевидение, концерты и т.п.) количество используемых произведений различных авторов очень велико, поэтому заключение индивидуальных договоров с каждым автором практически неосуществимо.
В этой связи в соответствии с законом об авторском праве авторы, создающие произведения, которые обычно используются в этих сферах (прежде всего - песни), поручили специальной организации - Российскому авторскому обществу (РАО) представлять их интересы в этих сферах и заключать от их имени авторские договоры. В свою очередь РАО заключает с организациями, действующими в указанных сферах (радио- и телеорганизации, концертные объединения и т.п.), генеральные авторские договоры. В соответствии с такими договорами организации получают право использовать любые авторские произведения, но обязаны периодически выплачивать РАО определенные суммы и, кроме того, сообщать РАО, какие именно произведения были ими фактически использованы. РАО выплачивает указанные суммы авторам использованных произведений. РАО имеет филиалы в основных регионах страны.
Защита авторских прав. Защита производится в суде или арбитражном суде. Владелец исключительных авторских прав может требовать от нарушителя прекращения нарушения и возмещения причиненных ему убытков. Вместо взыскания убытков владелец авторских прав может потребовать в свою пользу доходы, полученные нарушителем от незаконного использования авторских прав, либо выплаты ему так называемой законной компенсации в размере до 50000 минимальных месячных оплат труда. Конкретный размер этой компенсации устанавливается судом.
Кроме того, владелец исключительных авторских прав может потребовать либо уничтожения всех экземпляров произведения, изготовленных незаконным способом, либо передачу ему этих экземпляров.
Смежные права. По правилам, которые весьма сходны с авторским правом, охраняются так называемые «смежные права», под которыми понимаются права артистов-исполнителей на свои исполнения, права звукозаписывающих организаций на свои звукозаписи, а также права радио - и телестанций на свои передачи.

С точки зрения кулинарного искусства представляется интересным рассмотреть три объекта защиты авторским правом: кулинарное творение в его эстетической форме, кулинарное творение в абстрактной форме и рецепт приготовления. Код интеллектуальной собственности не исключает возможности квалифицировать кулинарное создание работы ума в его эстетическом аспекте. Действительно, авторское право защищает работу ума, которая материализуется в конкретной форме и которая несет на себе отпечаток личности его автора.

Действительно, кулинарное творение можно сравнить с пластической работой, результатом гармоничного сочетания текстур, цветов и форм. Некоторые утверждают, что эфемерный характер кулинарного творения приведет к его исключению из защиты для исчезновения его конкретной формы. На самом деле это основание не действует, и прецедентное право неоднократно напоминало, что работа может быть эфемерной. Условие, которое, как правило, исключает защиту авторских прав, является оригинальностью, выражаемой отпечатком личности создателя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Это очень субъективное понятие действительно требует простого вопроса: этот торт, это рыбное блюдо, этот салат характеризуется особым стилем, характерным для повара? Вопрос не прост, но не является незаконным. Сегодня многие повара отметили кухню личного стиля, особую тенденцию, которую можно отличить.

Однако ни один из них, похоже, не пытался заявить о конкретном праве на его создание, чтобы прецедентная практика не обязана высказываться по этим конкретным делам. Что касается рецепта приготовления пищи, вопрос, похоже, был урегулирован юриспруденцией, но он должен быть нюансирован. В действительности, если решение кажется твердым, прецедентное право не окончательно закрывает возможность защиты авторских прав от рецепта приготовления. Действительно, если он считает, что рецепт исходит из теории ноу-хау, тем не менее можно защитить рецепт приготовления пищи, который будет выделяться в его литературном выражении, то есть рецепт приготовления, который будет представлять стиль оригинальный литературный.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Международные договоры
  • 3. Порядок приобретения исключительного права на обекты авторского права и их характеристика
  • Субъекты авторского права
  • Организации, управляющие имущественными правами автора на коллективной основе
  • Субъекты смежных прав
  • Объекты авторского права
  • 4. Произведения, не охраняемые авторским правом
  • Виды объектов авторского права
  • 5 . Личные неимущественные отношения
  • Имущественные отншения
  • Договоры о передаче исключительных и неисключительных прав
  • 6. Защита личных неимущественных и имущественных прав авторов создателей объектов авторских прав
  • Защита личных неимущественных прав как юридическая категория
  • Заключение

Введение

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит в конечном счете и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. К их числу, безусловно, следует отнести законодательное закрепление таких нормативных правил, которые адекватны складывающимся в обществе товарно-денежным отношениям.

Вопрос в том, что является оригинальным рецептом приготовления? Чтобы повторить устоявшийся прецедент, это будет рецепт, на котором лежит отпечаток личности его автора. Откройте поваренную книгу и прочитайте рецепт: можете ли вы определить отпечаток автора, как вы можете определить перо Виктора Гюго или Вербера? Конечно, нет, рецепт часто протекает в логической и сегментированной последовательности, лишенной какой-либо оригинальности.

Последний вопрос, который нужно рассмотреть, - это защита авторских прав кулинарного творения в его абстрактной форме: вкус. Чтобы справиться с этой проблемой, кажется уместным рассуждать по аналогии с другим объектом, который вызвал сильную сагу о юриспруденции и доктринале: духи. Действительно, так же, как парфюм «обонятельная работа» является результатом гармоничного сочетания ароматов, «повальная работа» является результатом сбалансированного сочетания вкусов, придающих всю свою индивидуальность кулинарному творчеству.

Результаты интеллектуальной творческой деятельности занимают особое место среди объектов гражданского права и традиционно подразделяются на две основные сферы прав: авторское право и промышленную собственность.

Трудно дать точные данные в отношении числа литературных и художественных произведений, созданных во всем мире. Однако известно, что в настоящее время ежегодно публикуется около 1 000 000 книг (разных названий), выпускается около 5000 фильмов, а число ежегодно реализуемых копий фонограмм составляет более 3 миллиардов. Все эти объекты, а также иные произведения науки, литературы и искусства, исполнения, постановки и передачи организаций эфирного или кабельного вещания относятся к объектам авторского права и смежных прав.

Могут ли эти абстрактные работы защищаться авторскими правами? В настоящее время юриспруденция упорствует в отказе от защиты аромата авторским правом, решение, которое должно логически распространяться на вкус. Действительно, в известном случае он утверждал, что «аромат духов, который исходит из простой реализации ноу-хау, не представляет собой, в смысле создания формы выражения выгоду от защиты произведений ума авторским правом». На самом деле, несколько аргументов приводят к тому, что кулинарное творение «вкусно» защищает авторские права в соответствии с аргументами, принятыми для парфюма.

Объекты промышленной собственности используются обществом для совершенствования техники и технологии, модернизации производства.

Подсчитано, что только в 1994 г. во всем мире было выдано около 670 000 патентов, осуществлено около 1,1 миллиона регистраций знаков. По данным ВОИС, на конец 1994 г. во всем мире насчитывалось около 4 миллионов действующих патентов, более 8 миллионов действующих регистраций знаков. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также средства индивидуализации товаров, услуг и участников имущественного оборота являются объектами промышленной собственности.

Первым элементом является отсутствие конкретной формы и «идентифицируемая с достаточной точностью, чтобы разрешить ее сообщение»: таким образом, Суд напоминает требование о материализованной форме физически или конкретно. Более того, основным препятствием для такой защиты, по-видимому, в основном является характер оригинальности: на самом деле вкусовая работа, как и обонятельная работа, исходит только из простого «ноу-хау», исключены из охраны авторских прав.

Сегодня ясно, что защита кулинарного творчества очень низка: ни одно право интеллектуальной собственности не обеспечивает ясную и двусмысленную защиту кулинарной работы в какой бы форме она ни представлялась. Если права интеллектуальной собственности неэффективны, существуют ли другие законные средства?

Главная задача авторского права и промышленной собственности (интеллектуальной собственности) - защита прав авторов и патентообладателей и пресечение недобросовестной конкуренции.

Переход России к частной собственности и рыночной экономике с объективной необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Прежнее российское законодательство, относящееся к рассматриваемой области, характеризовалось рядом негативных моментов.

Поэтому проблема защиты кулинарных творений в значительной степени открыта. Должны ли мы сожалеть об отсутствии признания правовой защиты, что принесло бы пользу плагиату и крупной пищевой промышленности? Музыка, архивы, программное обеспечение защищены авторским правом. Поэтому невозможно воспроизвести или распространить их без разрешения автора.

Любое распределение музыки требует соблюдения правовых норм, связанных с авторским правом. Действительно, музыкальный экстракт - это произведение, и как таковое пользуются защитой, предоставляемой авторским правом. Кусок не может быть воспроизведен или передан публично без разрешения автора, под страхом совершения преступления подделки.

Прежде всего в России, как и во всем бывшем Советском Союзе, отсутствовали специальные законы об охране интеллектуальной собственности, и правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере обеспечивалось в основном подзаконными актами.

Срок охраны авторских прав на произведения науки, литературы и искусства составлял всего 25 лет после смерти автора (до 1973 г. - 15 лет); права исполнителей и иных обладателей смежных прав законом вообще не охранялись; создатели изобретений и промышленных образцов во многих случаях были лишены возможности получения патентов на свои разработки и т.п.

Он также может транслировать музыку как часть организованного концерта. Кроме того, право собственности на среду, содержащую музыкальные произведения, не дает права свободно распространять их среди публики. Существует, однако, одно исключение, поскольку закон освобождает от автора разрешение, когда музыка транслируется в закрытом и ограниченном круге.

Таким образом, он может разрешать в виде контрактов распределение работ, которые он защищает в обмен на вознаграждение. Защита авторских прав запрещает воспроизведение или распространение произведения без разрешения автора или автора прав. В самом деле, любое воспроизведение, полное или частичное, каким бы то ни было образом, может представлять собой преступление нарушения.

В авторском праве это проявлялось в существовании так называемых типовых авторских договоров, имевших для сторон нормативный характер; в строгой регламентации государством ставок авторского вознаграждения и т.п.

Основной формой охраны изобретений и промышленных образцов был не патент, а авторское свидетельство (свидетельство), которое закрепляло исключительное право на использование технических и художественно-конструкторских решений не за их создателями, а за государством.

Авторское законодательство разрешало свободно использовать выпущенные в свет произведения в кино, на радио и телевидении, в газетах и т.д. И авторское, и изобретательское право допускали принудительный выкуп субъективных прав на творческие достижения у обладателей таких прав, возможность выдачи принудительных разрешений на их использование и т.п.

Предусмотренные законодательством санкции, которые были весьма незначительны сами по себе, реализовывались на практике с большими трудностями ввиду сложности и длительности судебной процедуры, отсутствия заинтересованности адвокатов в ведении подобных дел и т.д. В результате при массовых нарушениях авторских, изобретательских и патентных прав количество судебных дел данной категории было очень незначительным.

Все литературные публикации следует рассматривать как «работы»: работы, книги, газетные статьи и т.д. Воспроизведение для всех СМИ. Это может быть воспроизведение на цифровых носителях или на бумаге, если работа фотокопируется. Поэтому следует принять меры для получения необходимых разрешений до проведения этих фотокопий.

Например, если вы решили создать информационную брошюру, содержащую перепечатку статей в прессе, или размещать статьи в Интернете на рабочих станциях, вы должны убедиться, что у вас есть права на это. На сайте также есть инструменты для расчета суммы роялти, подлежащих выплате за каждую сделанную ксерокопию. Обратите также внимание на то, что вы не обязаны предоставлять эти разрешения, если воспроизводить только краткий отрывок из работы, ссылаясь на источник. Закон дает исключение для того, что он квалифицирует как «короткую цитату».

Реформа законодательства, посвященного охране интеллектуальной собственности, началась еще в период существования СССР. В 1991 г. были приняты новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, имевшие в своем составе разделы, посвященные авторскому праву, праву на изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве, Закон СССР "Об изобретениях в СССР", Закон СССР "О промышленных образцах", Закон СССР "О товарных знаках и знаках обслуживания", а также некоторые из развивающих их положения подзаконных актов. Хотя правовое регулирование, обеспечиваемое названными законами и иными правовыми актами, отличалось некоторой непоследовательностью и неполнотой, в целом их принятие знаменовало собой решительный переворот в рассматриваемой сфере.

Распространение газетных статей также регулируется положениями об авторском праве. Свободу воспроизводить и распространять газетные статьи нельзя делать свободно. Это может быть электронная среда, то есть распространение статей в прессе посредством веб-сайта или через интранет. Распространение также может быть сделано на бумаге, если статья включена в информационную или коммерческую брошюру. Во всех случаях необходимо иметь достаточные разрешения для этих различных репродукций.

Однако такие разрешения не должны быть необходимы при воспроизведении или распространении. Хотя это компьютерная программа, программное обеспечение обычно считается работой. Таким образом, это обеспечивается защитой, защищенной авторским правом. Его использование подлежит авторизации его автора. Как правило, это разрешение принимает форму лицензионного соглашения, которое устанавливает условия для работы программного обеспечения.

В России к настоящему времени в основном завершена реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности. В 1992-1993 гг. в Российской Федерации принят блок законов по охране интеллектуальной собственности, в том числе Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г., Закон РФ "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных" от 23 сентября 1992 г., Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г., Закон РФ "О селекционных достижениях" от 6 августа 1993 г. Положения указанных законов получили развитие в целом ряде подзаконных актов, принятых президентом РФ, правительством РФ, Патентным ведомством РФ и некоторыми другими органами государственного управления. Полностью создание законодательной базы будет завершено тогда, когда будут приняты законы о служебных разработках, о порядке регистрации и использования фирменных наименований, окончательно урегулированы вопросы о правовом режиме открытий и рационализаторских предложений, а также приняты некоторые подзаконные акты по отдельным аспектам авторских, патентных и иных отношений.

Лицензия также не может быть подписанным договором, но общие условия использования, подтвержденные на экране во время установки. Пользователь, нарушающий условия лицензионного соглашения или который использует или воспроизводит программное обеспечение без права на это, может быть оштрафован за нарушение.

Точно так же запрещено разрабатывать программное обеспечение от другого или модифицировать его, если оно не предназначено для его адаптации, чтобы сделать его совместимым с другими программами. Будь то компьютерная программа или игра, вы не можете воспроизвести ее без разрешения ее автора.

К настоящему времени в основном завершено создание единой государственной патентной службы во главе с Патентным ведомством РФ. В этом плане Россия, конечно, оказалась в значительно лучшем положении по сравнению с другими бывшими республиками Советского Союза, поскольку все основные союзные патентные органы и фонды были сосредоточены в Москве и именно на их базе была создана российская патентная служба. За короткий период времени в Российской Федерации возник институт патентных поверенных, который продолжает сейчас активно развиваться. Наиболее актуальной проблемой в рассматриваемой области является вопрос о создании Высшей патентной палаты или иного независимого от Патентного ведомства органа, призванного разрешать многие важные патентные вопросы и споры, которые указаны в Патентном законе РФ.

Однако есть одно исключение, поскольку закон разрешает частное копирование для защиты содержимого программного обеспечения, если сам автор не предоставляет резервную копию. Эта копия не может быть установлена ​​на втором компьютере. Его использование предназначено только для замены оригинала в случае его неисправности.

Что касается бесплатного программного обеспечения, их использование иногда обусловлено распространением имени автора, некоммерческого использования и т.д. Необходимо определить количество компьютеров, на которых может работать программное обеспечение.

Создано Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

В сфере охраны селекционных достижений функции патентного ведомства возложены на созданную в этих целях Государственную комиссию Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений.

Сказанное, разумеется, не следует расценивать как вывод о том, что в рассматриваемой области решены все основные проблемы. Вопросов, которые еще только предстоит решить, более чем достаточно. И главным из них является задача по воплощению в реальную жизнь тех закрепленных российскими законами об охране интеллектуальной собственности предписаний, которые впервые в истории России соответствуют требованиям цивилизованного общества. Не секрет, что именно сейчас, когда принят целый блок отвечающих современным требованиям законов, в нашей стране наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и патентных прав.

Действительно, если лицензия предусматривает, что программное обеспечение может быть установлено на одной станции, будет запрещено устанавливать его на второй компьютер. Настоятельно рекомендуется прочитать условия настоящих Условий использования во избежание злоупотребления или нарушения лицензионных обязательств.

Авторское право защищает все творения, будь то художественные, компьютерные или другие. Поэтому невозможно свободно распоряжаться работами, права на эксплуатацию которых не проводятся. Воспроизведение названия музыки или программного обеспечения и распространение ее для большой аудитории является незаконным, поскольку оригинальный автор не разрешил этот дистрибутив без его разрешения.

Безусловно, одной из причин такого положения является и слабое знание своих прав авторами, изобретателями, патентообладателями и иными лицами, создающими и использующими объекты интеллектуальной собственности. Новое российское законодательство об охране интеллектуальной собственности, как правило, плохо освоено и юристами, которые обычно избегают браться за ведение довольно сложных дел данной категории.

Таким образом, любой, кто использует одноранговое программное обеспечение для передачи или загрузки защищенных файлов, может быть оштрафован. Кроме того, гражданская и уголовная ответственность владельцев компьютерного оборудования может быть использована в качестве соучастника преступления.

Когда работник создает работу, иногда возникает необходимость определить, кто будет владеть этими правами. Ответ, данный законом, кажется относительно ясным, поскольку авторское право рождается во главе человека, который создает работу. Таким образом, работник-создатель будет иметь права на свою работу, и работодатель сможет использовать только последний, если сотрудник ранее назначил ему свои права.

При этом полки книжных магазинов завалены весьма сомнительными по качеству и нередко даже безымянными практическими пособиями, следование советам которых зачастую просто опасно.

В своей работе я постарался сделать акцент на практическом анализе действующего российского законодательства об охране интеллектуальной собственности.

Литература и искусство существуют с незапамятных времён, а история авторского права - чуть больше двухсот лет.

Некоторые идеи, на которых строится современное авторское право, пришли из очень отдаленных времён. Прежде всего это касается представления об особой связи между произведением и его создателем. Заимствование чужого произведения ещё в древние времена рассматривалось морально предосудительным, а искажение произведения осуждалось общественным мнением в античных Греции и Риме, а ещё много раньше и в Индии. В своё время в Греции существовало положение, по которому рукописи важнейших трагедий должны были сдаваться на хранение в официальный архив для того, чтобы можно было проконтролировать, соответствует ли постановка пьесы оригинальному тексту.

С течением веков жалобы на искажение текста раздавались все сильнее. Например, Мартин Лютер негодовал по поводу широкого перепечатывания его произведений: "Вред ещё можно было бы терпеть, если бы люди только плохо обращались с моими книгами. Но теперь они печатают мои книги, проявляя такую спешку, что, когда я затем читаю эти книги, я их не узнаю… Это мошенничество - обманывать простого человека с помощью нашего имени". В. Веинке. Авторское право.М. Юридическая лит-ра. 1979. стр. 15

Лютер направлял свой огонь прежде всего против искажённого перепечатывания, в его словах чувствуется, что он не согласен с подобной корректурой. Такая точка зрения была сравнительно нова, но именно во времена Лютера спорадически мы встречаем ту мысль, что автор должен иметь право контроля за перепечатыванием и другими формами публикации, а, следовательно, и возможность получать доходы от использования его произведения.

Это совпало с революцией в области техники воспроизведения (книгопечатание, гравирование по дереву и меди). Новые возможности воспроизведения заставили издать законы, которые можно считать предшественниками современного авторского права, т.е. Были введены официальные привилегии для печатания определённых произведений, представляемых печатникам или издателям.

Первые привилегии были известны ещё в Venedig в 1400 г., и оттуда эта система быстро распространилась почти по всей Европе.

В данной системе привилегий речь не идёт о какой-то правовой защите авторов или их творческого вклада. Однако реально эти привилегии были полезными для авторов, особенно в силу того, что книгопечатники или издатели для получения своих привилегий должны были документально подтвердить, что они имеют согласие автора на издание его произведения.

Положения, характерные для корпораций и гильдий, частью которых являлось правило о привилегиях, в течении 18 и начале 19 века постепенно рушатся и заменяются правилом о предпринимательстве, базирующемся на свободной конкуренции. Но именно это крушение спасло авторское право, поскольку признавалось, что в данном случае дело касается особой области деятельности, где есть постоянная необходимость регулирования в форме правовой защиты.

1. Законодательство в сфере авторского права

Национальное законодательство

Основным нормативным актом по авторскому праву России в настоящее время является закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных права" от 9 июля 1993 года (ВВС, 1993, №22, ст.1242). Закон был изменен Федеральным законом от 16 июля 1995 года №110-ФЗ (СЗ РФ, 1995, №30, ст.2866). Важное значение имеет также постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 года (ВВС, 1993, №32, ст.1244). Закон об авторском праве и смежных правах (далее - Закон) и Постановление о порядке его введения в действие были официально опубликованы 3 августа 1993 года и с этого дня вступили в силу. Важное значение имеет также постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 года №218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" (САПП РФ, 1994, №13, ст.994). Некоторые нормы, относящиеся к авторскому праву, содержатся в законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года, который ныне действует с несколькими последующими дополнениями (ВВС, 1992, №7, ст.300; СЗ РФ, 1995, №3, ст.169; №24, ст.2256; №30, ст.2871; 1996, №1, ст.1). Важным документом в сфере авторского права является Устав Российского авторского общества (РАО), зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 года (свидетельство №1932). Устав не является нормативным актом. Устав опубликован в сборнике нормативных актов "Права на результаты интеллектуальной деятельности", М., издательство "Де-юре", 1994, стр. 197.

Международные договоры

Основным международным договором России в области авторского права остается Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года, пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года. СССР присоединился к этой конвенции (в редакции 1952 года) с 27 мая 1973 года. После распада СССР конвенция сохранила свое действие в России. С 9 марта 1995 года Россия участвует в новой редакции этой конвенции (от 24 июля 1971 года). Другим важным международным договором России по вопросам авторского права является Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года (с последующими изменениями и дополнениями). Россия является участницей этой конвенции с 13 марта 1995 года.

Россия является участницей также Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (от 21 мая 1974 года) и целого ряда двусторонних соглашений по авторским правам (с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией).

Что охраняет авторское право?

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, т.е., на любые результаты творческой деятельности, если они являются оригинальными и выражены в объективной форме. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга; последний способен создавать только идеальные образы (понятия), а не предметы материального мира. Следовательно, само произведение - не материальный, а идеальный объект. Творчество приводит к появлению объективно новых результатов, то есть таких результатов, которые ранее не были известны. Но авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты. Некоторые из них могут быть получены разными лицами, работающими независимо друг от друга, то есть при параллельном творчестве. Такие результаты авторским правом не охраняются: ведь для их охраны надо бы вводить систему регистрации всех произведений с установлением первенства (приоритета) при создании произведения, либо признавать соавторами всех авторов, получивших одинаковые результаты.

Ни того, ни другого в авторском праве нет. Таким образом, авторское право охраняет лишь уникальные, не повторяющиеся при параллельном творчестве результаты, то есть лишь оригинальные результаты. В законах некоторых зарубежных стран прямо указывается, что авторским правом охраняются оригинальные результаты. Отнесение произведения к сфере "науки", "литературы" или "искусства" несущественно для охраняемости произведения: творчество может быть только научным, литературным или художественным; никаких иных видов творчества нет. Произведения охраняются авторским правом независимо от их назначения и способа выражения. Назначение произведения - это предполагаемый или фактический способ его использования. Этот способ может быть предложен самим автором или другим лицом, причем - даже независимо от намерения автора. Предполагаемый способ использования произведения не влияет на решение вопроса об охраняемости произведения авторским правом, однако фактический способ использования иногда влияет на содержание и объем имущественных прав.

Авторское право охраняет произведения независимо от их достоинств. Достоинства - это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность, художественность образов, научная достоверность и т.п. Авторским правом охраняются как высокохудожественные, истинно научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в художественном или научном отношении. Конечно, эти последние произведения не должны вообще использоваться из-за их низких характеристик. Но это не значит, что они не охраняются авторским правом.

Отдельные части произведения

Любые отдельные части произведения, являющиеся оригинальными, охраняются авторским правом сами по себе: охраняется отрывок из телефильма, из радиопередачи и т.п. Охраняется даже отдельный кадр из телепередачи (п.3 ст.6 Закона). На основе указанной нормы охраняется и название произведения (разумеется, если оно является результатом творчества, оригинально). Однако название произведения, состоящее из одного-двух слов, как правило, не является само по себе оригинальным и потому авторским правом не охраняется ("Кавказский пленник", "Петербургские тайны", конкурс "Мисс Россия" и т.п.). Неоригинальные названия, не охраняемые сами по себе авторским правом, могут получать охрану путем регистрации их в качестве товарных знаков. Кроме того, использование другими лицами неохраняемых, но получивших известность названий, может быть запрещено на основе норм о запрете недобросовестной конкуренции.

В любом произведении различают элементы формы и элементы содержания. Например, в произведении художественной литературы, в художественном фильме к элементам формы относятся язык, художественные образы, а к элементам содержания - тема, сюжет, идейные достоинства и т.п. При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, через которую оно и выступает. Длительная практика показала, что элементы содержания различных произведений при параллельном творчестве повторяются, даже без заимствования. Напротив, формы, в которых проявляется содержание, являются многообразными, неповторяемыми, оригинальными. В этой связи в авторском праве, как России, так и иных стран, установлено, что авторское право охраняет только форму произведения, а содержание произведения, напротив, не охраняется. Вернее сказать, что содержание охраняется только в той форме, в которой оно выражено в произведении. Поэтому пункт 4 ст.6 Закона гласит, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Таким образом, идея телепередачи, например, "Угадай мелодию", "На самом деле", "Старая квартира", сама по себе авторским правом не охраняется; охраняются лишь конкретные передачи, конкретные сочетания образов, фраз и т.п. Имидж персонажа, созданного актером, как идея, авторским правом не охраняется; однако образ персонажа мультфильма (например, "Волк", "Заяц") охраняется авторским правом, т.к. рисунок - это форма образа. Вообще вопрос о разграничении формы произведения (охраняемой) и содержания произведения (не пользующегося охраной) является очень сложным: часто ответ на него требует специальных знаний. В частности, между музыковедами до сих пор идет спор о том, относится мелодия музыкального произведения к форме или содержанию музыкального произведения. По моральным соображениям автор, который использовал при создании своего произведения элементы содержания чужого произведения (идею, метод, факты и т.п.) должен дать ссылку на источник заимствования.

Авторское право возникает автоматически, без необходимости соблюдать какие бы то ни было формальности при создании произведения или при его опубликовании. В частности, не требуется никакой регистрации, сдачи на хранение экземпляра произведения или особого оповещения при публикации произведения.

В США автор или иной владелец авторских прав может в любое время зарегистрировать свое произведение в Ведомстве по авторским правам США. Такая регистрация не является обязательной. Однако, регистрация обязательно должна быть проведена до начала судебного процесса в США по поводу нарушения авторских прав (без регистрации права владельца авторских прав оказываются значительно хуже защищенными).

Сходные нормы действуют в некоторых латиноамериканских странах. В России произведения могут быть зарегистрированы в двух случаях в Российском авторском обществе (РАО).

Во-первых, РАО регистрирует произведения российских авторов - членов РАО для того, чтобы их точно идентифицировать в целях последующего сбора вознаграждения за их использование на телевидении, на радио, при публичном исполнении. Это так сказать, техническая регистрация. Она не влияет на авторские права.

РАО осуществляет и другой вид регистрации: любое лицо может обратиться в РАО и зарегистрировать свой "объект интеллектуальной собственности". Часто при этом пытаются зарегистрировать идею теле - или радиопередачи, сценарий телефильма, название и краткое описание передачи. Эта регистрация - платная. Размер оплаты зависит, в частности, от суммы, в которую заявитель оценивает свое произведение. В заявлении, которое авторы представляют при этом в РАО, они подтверждают, что "являются единственными обладателями права интеллектуальной собственности на данное произведение и что при создании произведения не были нарушены права других лиц".

Далее, в самом заявлении авторы обязаны указать следующее:

"Юридическое значение этой регистрации произведения и условия регистрации нам разъяснены, в том числе, что данная регистрация произведения не влияет на возникновение, осуществление и охрану авторских прав, но может быть использована автором в качестве доказательства факта существования неопубликованного произведения к моменту его регистрации в РАО". Все это указано - с правовой точки зрения - полно и верно. Правовое значение такой регистрации в РАО, таким образом, не следует преувеличивать. Но свидетельство о регистрации произведения, выдаваемое Российским авторским обществом, выглядит очень солидно и красиво, а потому оно вносит успокоение в сердца авторов. При этом следует, однако, учитывать, что при возникновении споров и конфликтов РАО защищает только тех авторов, которые являются членами РАО. Определенной формальностью, допускаемой российским законодательством, является помещение на экземплярах выпускаемых в свет произведений знака охраны авторского права.

Этот знак состоит из трех элементов:

буква С в окружности (от английского слова "Copyright" - авторское право);

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

года первого опубликования произведения.

Например, © REN-TV, 1998.

Помещение такого знака не является обязательным; оно носит чисто информационный характер, как бы подсказывая, к кому следует обращаться лицу, желающему использовать произведение.

В последующем права на произведение могут перейти к другому лицу. Тогда новый владелец прав может указать себя в знаке охраны авторского права. Если произведение перерабатывается (дорабатывается), то можно давать ссылку на несколько годов, например: "1997, 1998 гг.". В случае нарушения авторских прав на произведение, содержащее знак охраны, нарушитель не может ссылаться на то, что он предполагал, что произведение не охраняется авторским правом, или что он не знал, у кого надо получить разрешение на использование произведения.

Производные произведения и сборники

Закон (п.3 ст.7) предусматривает, что авторское право распространяется на производные произведения и на сборники. К числу производных произведений относятся переводы, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки. При этом в форме производного произведения всегда используются части (элементы) формы других произведений. Именно поэтому они именуются производными произведениями (переработками). Авторское право переработчика возникает только на творческую переработку; техническая работа (например, технический перевод) не получает охраны по авторскому праву. Если произведение, которое легло в основу переработки, охраняется авторским правом, то авторское право переработчика является "зависимым": автор аранжировки может использовать аранжировку при условии соблюдения прав владельца первоначального музыкального произведения. От производных произведений, в форме которых использованы элементы (части) формы другого произведения, следует отличать случаи использования в произведении элементов содержания другого произведения, т.е. использование идеи, сюжета, темы, фактов другого произведения. В последних случаях созданное произведение не является производным, а авторские права на него никогда не могут считаться зависимыми. Следует также учитывать, что использование в произведении цитат не делает его производным. Сборники, охраняемые авторским правом, - это подборки различных произведений, отрывков из них или материалов, не являющихся объектами авторского права. Они охраняются в связи с творчеством, вложенным в отбор (подбор) и в расположение содержащихся в них произведений (материалов). Разумеется, что сборники не пользуются охраной, если при их составлении творчества не внесено. Авторское право, возникающее на сборник, также может быть зависимым: если вошедшие в сборник произведения охраняются авторским правом.

Неопубликованные и опубликованные произведения

Авторское право охраняет произведение с момента выражения его в какой-либо объективной форме. При этом очень часто произведение не становится еще доступным неопределенному кругу лиц. Но это обстоятельство не препятствует возникновению охраны. Если произведение становится (при его создании или впоследствии) доступным неопределенно широкому кругу лиц, то оно превращается в "обнародованное" или "опубликованное". По Закону (ст.4) это - разные понятия. Но мы не имеем возможности углубляться в детали, а потому будем употреблять эти термины как синонимы.

Опубликование произведения обычно влечет выплату вознаграждения автору произведения. Авторские права на опубликованное произведение сохранятся. При этом объем авторского права не увеличивается, как многие полагают, а наоборот - несколько уменьшается, поскольку опубликованное произведение в некоторых, указанных в законе случаях может использоваться свободно - без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения (случаи свободного использования - см. п.1.7.).

Произведения и материальные объекты (носители)

Обычно произведение существует на каком-либо материальном носителе. Так, телефильм или телепередача представлены в форме видеокассеты, радиопередача - в форме аудиокассеты, музыкальное произведение - на компакт-диске и т.п. Для использования произведения необходимо либо стать собственником этого материального носителя, либо получить доступ к нему на ином основании (взять в прокат и т.п.). Вместе с тем, произведение, хотя и тесно связано с этим материальным носителем, но не сливается с ним в одно целое. Произведение, зафиксированное на материальном носителе, охраняется авторским правом, а сам материальный носитель (мастер-лента или любой экземпляр этого носителя) охраняются правом собственности. Это - разные по содержанию права, да и принадлежать они могут разным лицам. Во многих случаях вначале автор (изготовитель и т.п.) произведения является одновременно собственником материального носителя. Затем он может распорядится своим авторским правом (предоставить его другому лицу). Автор (изготовитель) может также распорядиться материальным объектом (продать его, подарить и т.п.). Важно помнить, что передача материального носителя другому лицу сама по себе не означает, что автор (или иной собственник) предоставил также и авторские права на произведение, записанное на этом объекте. Из-за того, что эти вопросы на практике, при заключении договоров решаются неполно или неточно, возникает огромное количество споров и конфликтов.

Неохраняемые объекты

Не пользуются охраной, прежде всего, те объекты, которые не обладают каким-либо признаком произведения: не являются результатом творчества (технический перевод), не являются оригинальными.

Кроме того, авторским правом не охраняются:

1. Произведения, срок охраны которых уже истек, т.е. ставшие общественным достоянием (ст.28 Закона);

2. официальные документы (тексты законодательного характера, судебные решения, официальные заявления Госдумы, Президента, Правительства, мэра Москвы и т.п.);

3. государственные символы и знаки (флаги, гербы и т.п.);

4. произведения народного творчества (поскольку их авторы неизвестны);

5. некоторые произведения иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом.

2. Применение авторского законодательства при создании и использовании web-сайта в сети Интернет (Internet)

Применение авторского законодательства, а также законодательства о смежных правах при работе в сети Интернет в Российской Федерации имеет еще сравнительно недолгую историю - не более 8-10 лет. С течением времени становится все более очевидно то, что отношения, складывающиеся при работе в сети Интернет, вполне могут быть урегулированы уже имеющимися теми или иными правовыми средствами. Тем не менее остро стоит проблема толкования существующих правовых норм, а также введения новых положений в законодательство с целью получения наиболее полной охраны прав как пользователей сети, так и создателей ее ресурсов.

Некоторые специальные термины на данный момент также не получили не только законодательного закрепления, и мы знаем, что внутри самой сети ведутся бурные дискуссии о толкованиях того или иного термина.

Можно все же с уверенностью утверждать, что правовое регулирование создания и использования web-сайта относится все же к сфере не публичного права, а частного, то есть Гражданский кодекс РФ является источником права. Поэтому в некоторых случаях можно использовать положения ст.6 ГК ("применение гражданского законодательства по аналогии") об аналогии закона и права.

Правовое положение web-сайта по российскому авторскому праву довольно очевидно: web-сайт является одним из объектов авторского права. В статье 7 ЗоАП приведен примерный перечень возможных объектов. Напрямую web-сайт в этот перечень не включен, но так как список не является исчерпывающим, то включение такого нового объекта является возможным и правомерным.

Web-сайт обладает всеми признаками, чтобы получать охрану в соответствии с положениями авторского права. Такой вывод можно сделать при анализе ст.6 ЗоАП. Охрану получают произведения, обладающие следующими признаками:

произведение относится к сфере науки, литературы и искусства;

произведения создается в результате творческой деятельности.

При этом не имеет значения ни назначение произведения, ни творческая ценность произведения, ни способ выражения произведения (единственное требование - это существование произведения в какой-либо объективной форме).

Также не имеет решающего значения было ли произведение обнародовано или нет. То есть для того, чтобы получать защиту авторским правом, автор не обязан постоянно обеспечивать онлайновый доступ посетителей к web-сайту в сети Интернет, произведение вполне может находиться на сервере без возможности доступа к нему пользователей сети Интернет.

Для того чтобы понять правовую природу такого необычного объекта авторского права, следует добавить, что вне всяких сомнений web-сайт является самостоятельным произведением:

система навигации внутри произведения каждый раз бывает абсолютно оригинальной;

во многих случаях дизайн, то есть внешний вид представляемых страниц, а также зачастую литературные, звуко - и видеозаписи несомненно являются отдельными объектами, которые создает автор web-сайта при работе над конечным результатом своей творческой деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что web-сайт является в соответствии со ст.11 ЗоАП еще и составным произведением, и автору принадлежат права составителя. Нельзя исключать также и возможность создания web-сайта несколькими авторами, тогда произведение будет подчиняться правовому режиму произведений, созданных в соавторстве (по ст.10 ЗоАП).

Итак, можно сделать вывод, что web-сайт является произведением, которое создается творческим трудом физического лица или же нескольких лиц. Сегодняшние тенденции таковы, что web-сайты, созданные усилиями только одного лица, встречаются довольно редко. Наличие одного автора подразумевает, что, во-первых, web-сайт целиком создается творческими усилиями одного лица, и во-вторых, при создании не используется ни одного произведения других авторов. Абсолютно все, включая систему навигации по web-сайту, дизайн страниц, аудио-, видео-файлы, тексты, фотографии, и другие объекты авторского и смежных прав созданы этим же автором. Как известно, на практике такое является почти неисполнимым, и чаще всего в такой форме создаются так называемые "домашние странички".

Значительно чаще происходит использование Произведений других авторов (или, если это объекты смежных прав, не авторов, а обладателей смежных прав. Иными словами - правообладателей.)

При этом возможно два варианта:

правообладатели принимают личное участие в создании нового произведения;

правообладатели лично не участвуют.

Рассмотрим сначала более подробно первый вариант.

Над созданием web-сайта может работать несколько человек, то есть был творческий труд двух или более лиц. В таком случае признается, что над созданием одного произведения работал авторский коллектив, и по смыслу абз.1 ч.1 ст.10 ЗоАП произведение считается созданным в соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит всем соавторам.

При этом в соответствии с той же ст.10 ЗоАП произведение может представлять как неразрывное целое, так и состоять из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (здесь представляется возможным провести некоторую аналогию с вещным правом, в котором существует классификация вещей на "делимые" и "неделимые".) В случае, если произведение является неделимым, то авторы могут реализовывать свои права только совместно, а взаимоотношения между ними определяются соглашением, заключенным между соответствующими соавторами. При этом по абз.3 п.2 ст.10 ЗоАП ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить тот или иной вид использования произведения. (В качестве аналогии можно привести норму из гражданского права, целью которой является ограничение недобросовестного использования права: ч.1ст.10 ГК "пределы осуществления гражданских прав" - не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах).

В том случае, если же созданное соавторами произведение является делимым (то есть часть произведения может быть использована независимо от других частей этого произведения), то ЗоАП (абз.2 п.1. ст.10) содержит диспозитивное положение о том, что такое независимое использование по усмотрению автора этой части возможно, если соавторы между собой не заключили соглашение об ином.

Довольно часто встречается и другие варианты участия нескольких авторов. Например, с автором может быть заключен договор авторского заказа, предусмотренный ст.33 ЗоАП. Сторонами такого договора будут выступать Автор и Заказчик. Заказчик чаще всего будет впоследствии создавать web-сайт с использованием произведения, на которое он делает заказ. Автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора, при этом произведение, на создание которого делается заказ, должно быть указано как можно более точно и конкретно. Для этого чаще всего в договор включаются пункты, содержащие описание вида, жанра, объема произведения. Так как в соответствии с п.5 ст.31 ЗоАП предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем, то в договор авторского заказа по смыслу вышеуказанной статьи может быть заключен только на создание произведения, которое уже должно было быть задумано автором, к которому уже возможно имеются эскизы и подготовительные материалы, словом, на такое произведение, которое еще не переведено в объективную форму, однако мысленно уже создано автором. Помимо всего прочего, данный договор авторского заказа должен обязательно содержать положение о способах использования вновь создаваемого произведения. Чаще всего такие произведения используются только одним способом: включаются в новое составное произведение, каковым является web-сайт. Тем не менее важным является то, что автор произведения, заключив договор заказа, и выполнив этот заказ, не будет считаться входящим в коллектив соавторов создаваемого web-сайта.

Кроме того, объект авторского права, который будет впоследствии включен в новое самостоятельное произведение, может быть создан в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей работника (ст.14 ЗоАП). Это довольно распространенная ситуация. Например, юридическое лицо решило быть представлено в сети Интернет собственным ресурсом, и задание о разработке и создании такого корпоративного web-сайта поручается работникам этого юридического лица. Или же такое задание в порядке договора подряда на выполнение работ может быть получено работниками иного юридического лица, (например, тому, которое специализируется на выполнении подобных работ). В таком случае в договоре между автором (работником) и работодателем должно быть предусмотрено следующее:

размер авторского вознаграждение за каждый вид использования служебного произведения (то есть использование в данном случае будет заключаться в том, что это произведение будет включено в создаваемый web-сайт), порядок выплаты авторского вознаграждения,

п.2 ст.14 содержит диспозитивное положение о том, что работодателю принадлежат исключительные права на использование служебного произведения. Тем не менее договором может быть установлено, что работодателю передаются только неисключительные права, что дает возможность автору (работнику) использовать произведение самостоятельно или давать разрешение третьим лицам на те или иные виды использования.

Но при любом виде использования произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания, в соответствии с п.3 ст.14 работодатель имеет право указывать или требовать указания своего наименования. При этом надо отметить, что, как и в предыдущем варианте, работник не будет считаться входящим в коллектив соавторов, а web-сайт - созданным коллективом соавторов. Но личное участие во всех вышеперечисленных случаях присутствует.

Кроме рассмотренных вариантов, когда автор тем или иным способов участвует в создании web-сайта, очень распространенными являются различные варианты использования ранее уже созданных произведений. При этом чаще всего происходит включение в web-сайт литературных, музыкальных, художественных произведений, которые до того в объективной форме уже были представлены.

Как известно, в соответствии со ст.16 ЗоАП, автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Это означает следующее: если кто-либо включает чужие произведения в свое вновь создаваемое произведение, то обязательно должно быть получено соответствующее разрешение от правообладателя. Причем правообладателями в данном случае могут быть как авторы, так и обладатели смежных прав, наследники, работодатели, лица, которым соответствующие исключительные имущественные авторские права были переданы по авторскому договору. Только при наличии такого разрешения использование чужого произведения будет правомерным и законным.

Если разрешения получено не было, но произведение было представлено в сети, то использование будет неправомерным. Происходит нарушение авторских и/или (в зависимости от объекта) смежных прав, что означает для правообладателей (их виды будут более подробно рассмотрены ниже) в порядке ст.49 ЗоАП право требовать от нарушителя (то есть автора web-сайта) следующих действий:

признания права,

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению,

возмещения убытков, включая упущенную выгоду,

взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков,

выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 МРОТов, (компенсация устанавливается по усмотрению суда общей юрисдикции или арбитражного суда - в зависимости от лица, которое подает исковое заявление)

принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

К "иным предусмотренным законодательством меры" могут быть причислены некоторые способы защиты гражданских прав, содержащиеся в ст.12 ГК. Например, "самозащита прав". Специальная ст.14 ГК допускает самозащиту, но и одновременно в абз.2 ст.14 содержит ограничение: "способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения". То есть, учитывая специфику реализации правоотношений в сети Интернет, в качестве самозащиты может рассматриваться нарушение работы сервера, на котором были нелегально представлены какие-либо произведения. А превышением предела самозащиты будет нарушение работы не только сервера, но и провайдера, делающего возможным доступ к данному серверу.

Тем не менее есть возможность правомерного использования одного из видов объектов авторского права без получения разрешения от правообладателя, но без нарушения законодательства. Что же это за возможность?

Как известно, в соответствии со ст.4 ЗоАП, "публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения" применительно к такому объекту, как фонограмма, определяются следующим образом: "любой показ, исполнение или сообщение (…) фонограмм (…) с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли (…) фонограммы, (…) в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением (…) фонограмм (…)". Применительно к сети Интернет этот пункт можно истолковать так::

Во-первых, Интернет несомненно является местом, открытом для свободного посещения. Или же местом, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи автора web-сайта. То есть элемент публичности присутствует.

Во-вторых, произведения, фонограммы, исполнения, постановки, а также передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут восприниматься как одновременно с их сообщением в сеть (например, вещание радиостанций или телестанций напрямую через сеть), так и могут быть впоследствии воспроизведены с помощью различных программ. (Концерт, который сначала транслируется в формате RealVideo, а позже посетители сайта могут иметь возможность скачать или просмотреть сделанную запись). То есть действительно не имеет значения место восприятия произведения.

Следовательно, можно сделать вывод, что сеть Интернет в смысле законодательства об авторском и смежных правах может быть причислена к месту, где есть возможность публичного показа, публичного исполнения или сообщения для всеобщего сведения.

Что может дать такой вывод?

В соответствии с п.2 ст.38, производители фонограмм обладают правами разрешать публичное исполнение фонограммы, передачу фонограммы в эфир, сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю. Но ст.39 устанавливает случаи изъятий из этих прав, а именно - если фонограмма было опубликована в коммерческих целях, то при условии выплаты вознаграждения правообладателям не нужно испрашивать их согласие на использование фонограммы указанными способами.

Таким образом, если автор web-сайта с помощью своего произведения сообщает для всеобщего сведения опубликованную в коммерческих целях фонограмму (в формате RealAudio, например), или же позволяет ее публичное исполнение, то при условии выплаты вознаграждения производителю фонограммы автор может не обращаться непосредственно к производителю для получения лицензии.

В соответствии с п.2 ст.39 сбор, распределение и выплата вознаграждения должны осуществляться организациями, управляющими соответствующими правами исполнителей и производителей фонограмм на коллективной основе. Можно сделать вывод, что Закон не позволяет самостоятельно заниматься этими видами деятельности ни исполнителям, ни производителям фонограмм. На сегодняшний день на территории Российской Федерации создано несколько организаций, занимающихся управлением авторскими или смежными правами (наиболее известная из них - некоммерческое партнерство "Российское общество по смежным правам" - РОСП). Тем не менее ни одна из организаций не включила в свои уставы положение о возможности соответствующих сборов на территории сети Интернет. На сегодняшний день есть несколько некоммерческих организаций, которые создаются специально с этой целью, но пока находящихся на той или иной стадии регистрации и к осуществлению своих функций по управлению смежными правами еще не приступившие.

Кроме того, совсем недавно было объявлено об начале активной деятельности некоммерческой организации РОМС (российское общество по мультимедиа и цифровым сетям). К сожалению, единственный источник информации о целях и задачах данной организации - это краткие заметки в новостных лентах, а потому делать какие-либо выводы о целях и задачах этой организации, а также о ее роли в осуществлении коллективного управления правами пока не представляется возможным. Вероятно, впоследствии учредители представят для ознакомления хотя бы устав своей организации, чтобы можно было сделать вывод о правоспособности и дееспособности данной некоммерческой организации.

Тем не менее, исходя из имеющихся на данный момент данных, становится ясным, что организация создана для управления только авторскими, но никак не смежными правами в сети Интернет. То есть собирать и распределять вознаграждение между обладателями смежным прав пока опять-таки некому, и даже если бы лицо, использующее при создании web-сайта объекты смежных прав, не испрашивая разрешения у правообладателей на основе ст.39 ЗоАП, решили бы выплачивать соответствующие вознаграждения, то нет ни одной организации, которая взяла бы на себя обязанность собирать и распределять такие вознаграждения.

3. Порядок приобретения исключительного права на объекты авторского права и их характеристика

Результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине традиционно именуются исключительными. Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе 11 См.. напр.: Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературное произведение. Казань. 1891.С. 74 и след.: Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Петроград, 1916.С. 359 и след. и воплотилась в законе 1911 г. Хотя природа исключительных прав продолжала вызывать споры, по мнению большинства ученых, эта конструкция обозначала прежде всего монополию обладателя авторского права на использование произведения Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права.М., 1914.С. 452 - 455. . В советский период оценка исключительности авторских прав существенно изменилась. Во многих работах прослеживалось предубежденное отношение к этой черте авторских прав, которая, однако, нашла отражение в Основах авторского права 1925 и 1928 г. Большинство советских юристов смущало то обстоятельство, что термин "исключительные права" используется в авторском законодательстве капиталистических стран. В связи с этим в советской юридической литературе подчеркивалось, что исключительный характер авторского права в советском гражданском праве, с одной стороны, и в буржуазном гражданском праве, с другой, не имеют между собой ничего общего, кроме названия 33 См.. напр.: Мартынов Б.С. Права авторства в СССР//Учен. зап. Всесоюзн. ин-та юрид. наук. Вып. IX. 1947.С. 168; Антимонов Б. С.. Флейшиц Е.А. Авторское право.М., 1957.С. 61; и др. .

Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений достаточно широкий круг гарантированных государством возможностей. В разных статьях Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" эти возможности именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. В этой связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию конструкции субъективного авторского права. Большинство специалистов считает, что создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий 11 См., напр.: Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1982.С. 62; Гаврилов Э.П. Советское право. М., 1984.С. 133; и др. . К числу таких правомочий относятся право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора, право на обнародование произведения и т.д. По мнению других ученых, автору произведения принадлежит ряд конкретных субъективных прав, и о едином авторском праве в субъективном смысле можно говорить только условно.

Подобные документы

    Сущность и юридическая природа понятия авторского права. Особенности регулирования имущественных и личных неимущественных отношений нормами авторского права. Понятие произведения как результата творческой деятельности автора. Субъекты авторского права.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2015

    История развития авторского права в России. Содержание авторского права. Объекты авторского, смежного и патентного права. Суть авторского права и тенденции его развития в России. Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.

    контрольная работа , добавлен 29.08.2012

    Становление и развитие авторского права в Российской Федерации. Авторское право на музыкальные произведения. Меры ответственности за нарушения в сфере авторского права. Защита авторского права в США: сравнительный анализ с защитой авторского права в РФ.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2015

    Понятие, виды и критерии охраноспособности объекта авторского права. Произведения, не являющиеся объектами авторского права. Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения. Публикация произведения, сфера действия авторского права.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2013

    Понятие и функции авторского права, его главные источники и значение. Виды объектов авторского права и критерии их охраноспособности. Произведения, не являющиеся объектами права в данной сфере. Виды субъектов авторского права и его возникновение.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2014

    Общие положения, функции, источники, субъекты и объекты авторского права. Содержание договора авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав. Права и обязанности сторон. Совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Суть авторско-правовой охраны: поиск баланса между интересами творческой личности и общества. Понятие авторского права и сфера его регулирования. Источники и виды авторского права. Субъекты и объекты авторского права. Типовые авторские договора.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    Определение авторского права, его принципы, основные функции, задачи и источники. Признаки объектов авторского права и их перечень. Классификация субъектов авторского права, их анализ и сравнение. Личные неимущественные и имущественные права авторов.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2010

    История возникновения и этапы развития, современное состояние отношений, связанных с авторским правом в сети интернет. Способы и методы защиты, охраны объектов авторского права, размещенных в инфосфере, нормативно-правовое обоснование данного процесса.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Основные понятия авторского права, особенности его проявления в Интернете. Социальные последствия нарушений авторского права в Интернете. Практика судебных разбирательств и их результативность. Аудиовизуальные материалы как объекты авторского права.