Юридическое лицо в качестве субъекта авторских прав. Защита служебных произведений

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права являются создатели произведе­ний науки, литературы и искусства, их правопреемники или рабо­тодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. Субъектами авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других состав­ных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений. Однако авторами произведений признаются лишь физические лица. Юр. лица могут приобретать определенные авторские права лишь в порядке правопреемства -- на основании закона или дого­вора.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требует­ся регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:

· латинской буквы «С» в окружности: ©; Буква «С» является начальной буквой английского слова «copyright» («авторское право»).

· имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

Знак охраны авторского права служит информаци­онным целям и его помещение имеет факультативный характер . Применение знака охраны зави­сит от усмотрения обладателя исключительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как про­изведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведе­ния без такого знака.

В авторском праве существует презумпция авторства: при отсутствии доказа­тельств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведе­ния. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т. е. соавторами.

Основными субъектами авторского права являются авторы произведений. Авторами признаются лица, творческим трудом ко­торых создано произведение. Автором произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и со­стояния дееспособности. За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществля­ют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоя­тельно.

а) либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;

б) либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ.

· правопреемники и иные лица.

Авторское право на произведение, созданное со­вместным творческим трудом двух и более лиц , принадлежит со­авторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение.

1. Прежде всего о соавторстве можно говорить лишь в том случае, если в результате совместных творческих уси­лий нескольких лиц создано единое коллективное произведение. Т.е., изъятие или измене­ние какой-либо части коллективного произведения должно влечь за собой соответствующее изменение других частей или невоз­можность использования произведения как единого целого.

2. Создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При этом под совместным характером труда по­нимается, конечно, не совместный процесс труда, а совместно до­стигнутый результат.

3. Вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий харак­тер. Не дает оснований для признания соавторства оказание автору технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, графиков и т.п.), осуществление организационного руководства и т. п. Не ведет к соавторству и распространенное ныне спонсорство, т. е. оказание авторам финансовой помощи для создания произведения.

4. Условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении со­авторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением.

5. Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем соавторам сообща независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Вопросы использования коллектив­ного произведения решаются во всех случаях всеми соавторами сообща, на основе единогласия, а не по большинству голосов. Ес­ли соавторы не могут достичь в этом вопросе согласия, спор пере­дается на разрешение суда.

Выделяют два вида коллективных произведений и соот­ветственно два вида соавторства:

· нераздельное

· раздельное.

При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения (Примеры нераздельного соавторства - творчество художников Кукрыниксы (Куприянова, Крылова, Ник. Соколова) или писателей И. Ильфа и Е. Петрова (романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»). Они не выделяют свои части коллективных произведе­ний). При раздельном соавторстве коллек­тивное произведение является единым, однако оно состоит из ча­стей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части. Типичный пример раздельного соавторства - кол­лективный учебник для юридических вузов, главы которого, напи­санные отдельными соавторами, четко разграничены и могут ис­пользоваться самостоятельно.

Если соавторство является раздельным, каждый из соавторов сохраняет за собой право самостоятельно распоряжаться созданной им частью произведения. При раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведе­ния по своему усмотрению, в том числе запретить ее использова­ние, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. При нераздельном соавторстве, когда произведение об­разует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование про­изведения.

От раздельного соавторства необходимо отличать совместное использование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя и взаимосвязаны, но не настолько, чтобы соста­вить единое произведение, например книга с иллюстрациями ху­дожника.

Автору сборника, базы данных или другого составного произве­дения, именуемому составителем, принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов. Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или фак­ты не являются объектами авторского права.

Составитель пользуется авторс­ким правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каж­дого из произведений , включаемых в составное произведение. Необходимо заручиться письменным согласием этих авторов. Напротив, авторы включаемых в сборники произве­дений (если иное не предусмотрено авторским договором) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению независимо от состав­ного произведения.

На отдельные составные произведения авторское право при­надлежит издателям. Исключитель­ные права на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняется за авторами произведений, включае­мых в такие издания. Однако исключительное право на использо­вание подобного издания в целом принадлежит издателю. В роли издателя обычно выступает юридическое лицо. Издатель вправе при любом использовании издания указывать свое наименование либо требовать такого указания.

К числу наиболее распространенных авторов производных произведений относятся переводчики литературных текстов, аран­жировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществля­ющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, по­вестей или рассказов. Так как авторы производных произведе­ний всегда имеют дело с объектами чужих авторских прав, они пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переработке.

Статья I Всемирной конвенции упоминает «авторов и всех других обладателей прав на литературные, научные, художественные произведения». По-мнению Ю.Г. Матвеева, «такие широкие формулировки позволяют, с одной стороны, охватить практически любые правила, устанавливаемые на этот счет национальными нормами участвующих в конвенциях государств, а с другой -обеспечивают интересы тех, кому c авторское право переходи в силу соглашений». В связи с этим наш «Закон об авторских правах» различает субъектов первоначального и производного авторского права.

Авторы произведений науки, литературы и искусства являются важнейшими субъектами авторского права. Творцом произведения может быть любое физическое лицо, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведений возникают не сразу при принятии произведением объективной формы.

В соответствии с российским законодательством обладателями субъективных авторских прав могут быть российские граждане, лица без гражданства и иностранцы, их наследники и иные правопреемники, а также РФ.

Несовершеннолетние, ограниченно дееспособные и недееспособные граждане также могут быть авторами (например, сборник стихов известной в России поэтессы, трагично погибшей Ники Турбиной, вышел в свет, когда девочке всего было 8 лет), но имеют ряд ограничений в реализации авторских прав.

Согласно ст.28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени родители, усыновители или опекуны. Граждане, не обладающие полной дееспособностью, не могут заключать авторские договоры лишь с согласия попечителя, однако такие граждане самостоятельно несут ответственность по заключенным ими авторским договорам (ст.30 «Гражданского кодекса РФ»). Права несовершеннолетних и малолетних, а также ограниченно дееспособных защищаются в суде их законными представителями.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет в соответствии со ст.26 ГК РФ вправе самостоятельно без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения.

Соавторство-это факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Такие случаи известны: в литературе- знаменитые И. Ильф и Е. Петров; в музыке- Р. Щедрин и Ж. Бизе и многие, многие другие.

Соавторство относится к первоначальным субъектам авторского права. Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц, т.е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства. Соавторство может образовывать как единое произведение (созданное как единое целое), так и состоящее из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. Например, музыкально-драматическое произведение с текстом- опера, будучи единым объектом авторского права, легко распадается на два самостоятельных произведения (либретто и музыку) с двумя разными авторами.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Так, ст.10 «Закона об авторских правах» указывает, что авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Вместе с тем взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними (например, на основании договора).

Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы. Их права также охраняются на территории России, однако эта охрана зависит от ряда условий, предусмотренных в ст.5 «Закона об авторских правах» РФ.

Субъектами авторского права выступают переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществляющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей или рассказов. Авторы производных произведений пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Следующими субъектами производного авторского права являются организации (работодатели) в отношении прав на использование произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания (служебных произведений). Права автора служебного произведения ограничены, он имеет только личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения.

Наследники также являются субъектами производного авторского права в отношении прав, полученных от автора по наследству, а именно: право охраны неприкосновенности произведения, право осуществлять или разрешать использование произведения, право на получение вознаграждения за его использование. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Важной особенностью наследования авторских прав является следующее обстоятельство: по наследству наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. Так, не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту указанных прав» (ст.29 «Закона об авторских правах»).

Помимо наследников субъектами авторского права считают издателей энциклопедий, энциклопедических словарей. Периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов, а также театры, киностудии и т. Д. Они приобретают свои права на основании договоров, заключаемых с наследниками или авторами.

Такого рода организации могут создаваться и создаются непосредственно обладателями авторских прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено. Среди основных функций организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, можно выделить:

  • - предоставление пользователям произведений лицензий на использование объектов авторского права;
  • - сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав;
  • - распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав.

Данным организациям посвящен раздел IV «Закона об авторских правах» (ст. 44-47). Анализ положений данного раздела позволяет выделить следующие особенности коллективного института.

  • 1. Коллективаное управление осуществляется организацией, которая должна быть юридическим лицом, а юридическое лицо в данном случае может быть только некоммерческой организацией.
  • 2. Организация действует от имени правообладателей и на основании полномочий, полученных от правообладателей.
  • 3. Данная организация может осуществлять как юридическое, так и фактические действия в интересах правообладателя.

На сегодняшний день организацией по коллективному управлению авторскими правами является РАО (Российское авторское общество). РАО регистрирует произведения российских авторов, хотя данная регистрация-это «ритуал, который большого юридического значения не имеет, однако бумага с печатью, получаемая РАО, может сыграть ключевую роль в судебном разбирательстве» .

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Авторское право в объективном смысле — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

  • исключительное право на произведение;
  • право авторства;
  • право автора на имя;
  • право на неприкосновенность произведения;
  • право на обнародование произведения.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 ГК РФ).

Закон определяет два критерия определения автора как субъекта правоотношений:

  • пребывание автора в статусе гражданина. Термин «гражданин» используется в широком смысле и включает в себя как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • творческий труд по созданию произведения. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личный творческий вклад в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.
  1. Производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
  2. Составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на не обнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ.

  1. Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. Государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  3. Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 статьи 1259 ГК РФ.

Авторское право и смежные права: Видео

Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения – создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения.

Различают первоначальных и производных субъектов авторского права. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными веществами или наркотическими средствами, могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.

Субъектами авторских прав являются так же иностранные граждане : авторское право распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства.

Субъектами авторских прав являются так же составители. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право переходит по наследству и в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.

В российском законодательстве содержатся представленные в самом широком спектре положения, касающиеся защиты авторских прав. Понятийный аппарат соответствующих правовых актов также достаточно разнообразен. В частности, термины «субъект» и «объект» авторского права в законах РФ изложены в достаточной мере подробно. Какова специфика российской правовой системы в части защиты продуктов интеллектуального труда?

Что такое авторское право?

Прежде чем исследовать, какими особенностями характеризуются субъекты авторского права, изучим подробнее сущность изучаемой нами правовой категории. Каковы точки зрения экспертов, касающиеся данного вопроса? Дело в том, что термин «авторское право» будет трактоваться тем или иным образом в зависимости от того, в каком числе используется. Что это значит? В российской юридической практике, как правило, рассматриваемый термин применяется во множественном числе - как «авторские права».

В этом случае его значение можно интерпретировать как гарантированные законом механизмы защиты того или иного произведения, ставшего продуктом интеллектуального труда. В свою очередь, если словосочетание «авторское право» употребляется в единственном числе, то трактовать его следует как термин, обозначающий некий самостоятельный юридический институт (по аналогии, к примеру, с трудовым или административным правом), или же как пример одного из многих гарантированных законом прав, которыми обладают авторы продуктов интеллектуального труда. Например, исключительного права. Но не только его. В законодательстве РФ предусмотрен, не считая исключительного, следующий спектр прав:

  • на авторское имя;
  • на неприкосновенность продукта интеллектуального труда;
  • на обнародование творческого произведения;
  • собственно на авторство.

Также в ГК РФ предусмотрены основания для возникновения у автора продуктов интеллектуального труда дополнительных прав, например, связанных с получением вознаграждения.

Неотчуждаемые и исключительные права

Специфика российского законодательства в области защиты авторских прав предполагает выделение, таким образом, нескольких обособленных юридических категорий, касающихся охраны интеллектуальной собственности. Базовыми считаются две - право авторства, относимое к типу неотчуждаемых, а также исключительные права. Таким образом, любое произведение или продукт интеллектуального труда характеризуются двумя аспектами авторского права.

Если говорить о неотчуждаемых правах (как правило, это собственно авторство), то они не подлежат продаже, передаче или иному способу отказа автора от своей принадлежности к процессу создания произведения. То есть талантливый человек, создавший некий продукт, остается его автором в любом случае. Нельзя заключить никакого договора, по которому кто-то другой бы приобретал право авторства.

Вместе с тем, владея произведением в категории неотчуждаемого права, человек может не обладать исключительным. А это важно с точки зрения, к примеру, коммерциализации продукта. То есть именно исключительное право дает возможность получать вознаграждение, скажем, за продажу копий произведения или за трансляцию его в эфире. В свою очередь, оно может быть предметом договорных отношений: автор может продать его другому человеку или организации. Однако даже по факту этой сделки он останется обладателем неотчуждаемых прав.

Таким образом, природа интеллектуальной собственности, в соответствии с российским законодательством, двойственна. С одной стороны, человек обладает неотчуждаемыми правами, с другой же имеет законные основания передавать некоторые из аспектов владения продуктом другим лицам.

Автор и изготовитель

В российском законодательстве предусмотрено, как мы уже отметили выше, двойственная природа реализации авторских прав - в форме неотчуждаемых и исключительных. На практике это может реализовываться в самых разных вариантах правоотношений. Достаточно распространенный сценарий - когда обладатель неотчуждаемого права - автор, а исключительного - субъект, статус которого звучит как «изготовитель».

То есть это тот субъект правоотношений, который, скажем, ознакомившись с интересной песней, сочиненной автором, решает ее обнародовать в виде сингла на радио. То есть, скорее всего, это профессиональная студия звукозаписи. Таким образом, неотчуждаемые права могут коррелировать с личностью автора, исключительные - принадлежать изготовителю.

Объекты авторских прав

Теперь мы можем изучить специфику, которой характеризуются субъекты и объекты авторских прав. Начнем с элементов второго типа. К объектам авторских прав относятся те самые продукты творческого труда, созданные в единоличном порядке неким талантливым человеком. ГК РФ предусматривает следующий их спектр: литературные произведения, сценарии, хореографические постановки, песни, видеоролики, живопись, декоративно-прикладное творчество, фото, карты, а также иные произведения.

То есть Кодекс так или иначе содержит список продуктов интеллектуального труда, подлежащих защите в рамках авторского права. Можно отметить интересный факт: касательно компьютерных программ законодательством РФ, как отмечают многие эксперты, пока что не предусмотрено отдельной категории механизмов защиты авторских прав. Поэтому охраняется софт в нынешних редакциях законов так же, как литературное произведение. Авторские права не действуют в отношении незавершенных продуктов, идей, методов, принципов, открытий. Вместе с тем, как только человек завершил работу над произведением, оно сразу же, без каких-либо регистрационных процедур, подлежит защите в рамках авторского права.

Авторское право: субъекты

Рассмотрим теперь признаки, характеризующие субъекты авторского права. Каковы наиболее распространенные точки зрения экспертов в отношении данного вопроса? Согласно общепризнанной точке зрения, к субъектам авторского права относятся те граждане, кто принимал непосредственное участие в создании продуктов интеллектуального труда. Это могут быть авторы, написавшие произведение единолично или совместно с другими талантливыми людьми. Это могут быть лица, обладающие исключительным правом на пользование продуктом. Это могут быть также юридические лица.

Субъекты авторского права в общем случае не должны каким-то особым образом оформлять свою принадлежность к созданию произведения. Вместе с тем эксперты рекомендуют пользоваться механизмами нотариального подтверждения того, что тот или иной продукт интеллектуального труда был создан определенным человеком. Альтернатива нотариусу - регистрация в уполномоченной общественной или государственной структуре, например, в Российском авторском обществе.

Виды субъектов авторского права, таким образом, могут быть представлены в широком спектре. Можно отметить, что в законодательстве РФ нет прямых формулировок, которые бы ставили в зависимость перспективы правовой защиты тех или иных произведений, скажем, от профессиональной квалификации их автора. Условно говоря, даже если программист написал песню, или же, например, переводчик создал уникальный образец компьютерного софта - права и того и другого будут защищены в полной мере. Таким образом, включенные в источники, формирующие гражданское право, субъекты авторских прав, как отмечают многие юристы, практически не конкретизируются. Если это и происходит, то, как правило, в справочных целях.

Соавторство

Существует один примечательный статус, которым могут обладать субъекты авторского права - соавторство. Данный термин обозначает тот факт, что продукт интеллектуального труда был создан при участии двух и более лиц. Соавторство предполагает, что созданное посредством коллективного творчества произведение принадлежит его авторам совместно.

При этом возможны два режима, в рамках которых может фиксироваться соавторство. Во-первых, совместное владение правами на произведение может осуществляться в нераздельном порядке, то есть в отношении продукта, который представляет собой одно целое. Во-вторых, оно может быть раздельным, когда предполагается сложная структура продукта интеллектуального труда.

Можно также отметить - субъекты авторского права соавторство могут оформить еще до того, как создадут совместными усилиями произведение. Для этого им необходимо заключить особый договор, содержащий положения, которые фиксируют вклад со стороны каждого автора, а также последующий порядок использования продукта. Так, например, подписав подобное соглашение, соавторы могут определить последовательность указания своих имен в названии произведения.

Возникновение авторского права

Мы исследовали то, что такое авторское право. Понятие, объекты, субъекты данной юридической категории также были рассмотрены нами. Затронем подробнее аспект, касающийся того, каким образом у человека возникает авторское право. Выше мы отметили, что в общем случае никаких регистрационных процедур, подтверждающих факт создания продукта интеллектуального труда конкретным автором, осуществлять не требуется.

Авторское право, таким образом, возникает сразу, как только талантливый человек создал завершенное произведение. В этом, как отмечают некоторые юристы, отличие авторского права, к примеру, от патентного, которое касается защиты изобретений. Чтобы обеспечить правовую охрану ноу-хау, конструктору, таким образом, желательно оформлять соответствующий прописанным в законах критериям официальный документ - патент.

Можно отметить, что владелец исключительных прав может использовать, для того чтобы оповестить сообщество о том, что тот или иной продукт интеллектуального труда охраняется, значок копирайта. Однако обязательств делать это положения российского законодательства не включают. Можно отметить тот факт, что субъекты авторского права в России приобретают свой статус в силу особой презумпции. Их принадлежность к созданию того или иного продукта интеллектуального труда фиксируется, если никакой другой автор не доказал свое участие в работе над произведением.

Рассмотрев, что такое авторское право, понятие, объекты, субъекты его, мы можем исследовать то, какие в российском законодательстве предусмотрены механизмы защиты произведений, ставших результатом интеллектуального труда. Начнем с программного обеспечения.

Защита ПО

В соответствии со статьей 1261 Гражданского Кодекса России объектами авторских прав считаются, таким образом, компьютерные программы, а также базы данных. Выше мы отметили, что правовой режим, посредством которого данные продукты защищаются, аналогичен тому, в рамках которого охраняются литературные произведения. В отношении софта субъектами авторского права являются программисты, разработчики, а также все те, чей талант оказался способным создать уникальное программное решение.

В ГК РФ сказано, что софт может быть написан на любом языке. Защищаться может как «исходник», так и объектный код. Программой, которой могут владеть субъекты авторского права, признается совокупность команд, которая обеспечивает функционирование компьютеров и позволяет тем самым задействовать вычислительные мощности ПК с целью получения полезного результата.

Можно отметить, что в статье 1262 Гражданского Кодекса зафиксирован порядок, в рамках которого программисты могут зарегистрировать свой продукт при участии компетентных государственных органов. Однако подобная процедура - право, а не обязанность создателя ПО. При этом, если программист написал решение, ассоциированное с государственной тайной, то оно не может быть зарегистрировано.

Защита фильмов и видеороликов

Рассмотрим то, каким образом законодательство РФ защищает создателей аудиовизуальных произведений - фильмов, видеороликов. Авторами таких интеллектуальных продуктов могут быть режиссеры, сценаристы, композиторы.

Если аудиовизуальное произведение транслируется в эфире посредством тех или иных каналов, то все перечисленные лица, что к субъектам авторского права относятся, вправе рассчитывать на вознаграждение за пользование продуктом интеллектуального труда.

Защита переводов и производных продуктов

Интересен аспект, в соответствии с которым осуществляется защита переводов. Рассмотрим его. Переводчик субъектом авторского права является в полной мере, однако только в той части работы, которую осуществил именно он. То есть в аспекте переработки исходного материала. Тот или иной продукт интеллектуального труда, например, песня, может быть тем или иным образом видоизменена - через аранжировку или, например, ремикс.

В этом случае ди-джей или композитор, которые переделали песню, также могут быть субъектами авторских прав, но только в части проведенной ими работы. Вместе с тем аранжировка или ремикс, как отмечают юристы, не должны нарушать законных прав автора песни, кто написал первую ее версию.

Защита служебных произведений

Субъекты авторского права на служебные произведения характеризуются достаточно необычным статусом. Продукты, о которых идет речь, создаются в рамках выполнения их автором работы по контракту, в рамках найма. То есть в служебном порядке. Специфика законодательства такова, что реализация создателем продукта интеллектуального труда своих прав наравне с авторами, которые выпустили тот или иной продукт вне работы, затруднена.

Автор служебного произведения может обладать только личными, относящимися к неимущественным, правами на свой продукт. Исключительные права, как правило, принадлежат компании-работодателю. Исключение - если человек написал энциклопедию или же выпустил периодическое издание. Исключительные права сохраняются за создателями таких продуктов. Если, конечно, они не передадут соответствующий комплекс прав издателю в соответствии с дополнительным соглашением.

Смежные права

Изучив то, какими могут быть субъекты и объекты авторских прав, рассмотрим другую интереснейшую правовую категорию. Речь идет о смежных правах. Каковы их особенности? В принципе, в качестве их разновидности могут выступать, к примеру, исключительные права. Но не только они относятся к категории смежных.

Законодательством РФ определен отдельный перечень смежных прав. Он достаточно широкий. Если вкратце, то это могут быть права на исполнение песен, на передачу сообщений в теле- и радиоэфир, фонограммы, базы данных, а также литературные произведения после того, как они переданы в общественное достояние. Субъекты авторских и смежных прав могут не совпадать. Если к первым относятся, к примеру, композиторы, то в числе вторых будут, возможно, исполнители песни, написанной автором.

Основной принцип признания за певцами соответствующих прав в том, что именно благодаря их таланту произведение может быть должным образом озвучено публике. Также, как отмечают юристы, субъекты смежных прав могут иметь желание защитить способ интерпретации, вокального исполнения той или иной песни.

Выше мы отметили, что не имеет значения, какова профессиональная специализация, которой обладают субъекты авторского права. Общая характеристика данных элементов правоотношений достаточна с точки зрения закрепления за ними предусмотренных законом преференций. Однако можно отметить, что в части смежных прав российское законодательстве все же в некоторой степени конкретизирует профессиональную специализацию субъектов соответствующей юридической категории.

Но, как отмечают юристы, перечень возможных обладателей смежных прав, что указан в законе - не исчерпывающий. Более того, так или иная специализация человека, который претендует на смежные права, может быть указана в номинальном порядке. То есть, например, такое возможно, если человек, который по профессии инженер, решает вдруг сделать ремикс известной песни. В этом случае в документах, имеющих отношение к оформлению смежных прав, человек может указать, что является музыкантом.