Международное регулирование миграции. Государственное регулирование миграции рабочей силы

Государственное регулирование миграции включает правовое, экономическое, финансовое, административное регулирование. Оно предусматривает меры, ограничивающие миграцию. Принимаются программы по ограничению масштабов иммиграции. Стимулированию реэмиграции, т. е. возвращению мигрантов на их родину. При государственном регулировании миграции осуществляется селективный подход. Суть его состоит в том, чтобы устанавливать ограничения для въезда ненужных иммигрантов и разрешать въезд тем из них, которые нужны в стране. Устанавливаются квоты на прием мигрантов, время пребывания в стране, требования к мигрантам по уровню квалификации, образования. Стажу работы по профессии и специальности, ограничения по возрасту и состоянию здоровья и другие запретительные меры.

Однако государственное регулирование миграции населения не следует сводить к запретительным мерам. Оно предусматривает меры, которые должны стимулировать миграционные процессы. Стимулирование внешней трудовой миграции имеет для нашей страны существенное значение в связи с необходимостью формирования и развития рынка труда в Союзном государстве РФ и Республики Беларусь, формирования общего рынка труда стран СНГ. В этом отношении значение имеет не только национальное государственное регулирование миграции населения, но и межгосударственное регулирование, предполагающее заключение международных соглашений в области-миграции, включая двусторонние и многосторонние соглашения.

Государственное регулирование предполагает принятие мер по защите внешней трудовой миграции. Существуют меры по защите интересов трудовых мигрантов. Эти меры предусматривают создание условий для выезда на работу за рубеж, принятие законов, регулирующих внешнюю трудовую миграцию, организацию национальных агентств и привлечение зарубежных посреднических фирм, которые занимаются трудоустройством. Заключаются международные соглашения в области внешней трудовой миграции. Осуществляется профессиональная и языковая подготовка трудовых мигрантов, которая способствует их адаптации в стране, куда они едут работать. Значительное место занимают меры по их социальной защите. Социальная защита может осуществляться как принимающими рабочую силу странами, так и теми странами, которые ее направляют. Между тем социальная защита трудовых мигрантов предусмотрена не во всех странах. Существуют меры, направленные на защиту интересов стран, экспортирующих рабочую силу. Они включают государственное лицензирование деятельности посреднических фирм по найму для работы за рубежом, регулирование оттока рабочей силы, привлечение валютных средств, поступающих от трудовых мигрантов. Существуют меры, которые защищают интересы стран, экспортирующих и импортирующих рабочую силу. В их число входят меры по проведению внешней трудовой миграции на возвратной основе и сокращению незаконной миграции.

Государственное управление в области миграционной политики рф

Федеральная миграционная служба (ФМС России) - федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В настоящее время подведомственна МВД России.

ФМС России в существующем виде создана Указом Президента РФот19 июля2004г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы».

С 1 января2006 годасозданы территориальные органы ФМС России, объединившие подразделенияпаспортно-визовой службыи подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, с выводом их в отдельную структуру прямого подчинения.

Директором ФМС России в настоящее время является генерал-полковник милиции Ромодановский Константин Олегович. В 1992-1999 годах директором былаТатьяна Регент.

В 2003 г. в России одобрена Концепция регулирования миграционных процессов 3 , в которой дана оценка миграционной ситуации в стране. Сформулированы цели, принципы, задачи и основные направления регулирования миграционных процессов, механизм реализации Концепции. 4

Целями регулирования миграционных процессов в РФ являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ.

Основные задачи во внешнеполитической области:

    защита прав и свобод российских граждан;

    выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания целевой финансовой и иной помощи лицам, ищущим временное убежище на территории РФ;

    развитие сотрудничества РФ с другими государствами в целях предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;

    заключение Российской Федерацией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об урегулировании миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме, культурных, спортивных и иных поездках, о гарантиях социальных и экономических прав трудящихся-иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников за рубежом, об обеспечении их равного положения с гражданами государства проживания перед законом и уважительного отношения к их духовным и иным связям с Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства при обеспечении защиты иммигрантов, а также информацией о новых методах иммиграционного контроля и паспортно-визовых технологиях.

Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

    обеспечение контроля за миграционными процессами в РФ, сокращение нелегальной иммиграции;

    создание условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду;

    содействие привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;

    интеграция РФ на международном рынке труда, регулирование экономической миграции;

    создание условий для добровольного возвращения вынужденных мигрантов в места их прежнего проживания;

    поддержка и развитие взаимоотношений с представителями коренных народов России, проживающими за рубежом;

    оптимизация внутренних миграционных процессов. Содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;

    создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных российских регионах; содействие добровольному переселению представителей коренных народов России из стран СНГ и Балтии.

Международная миграция рабочей силы -- явление сложное и, по своим последствиям, неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

  • 1) приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;
  • 2) экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;
  • 3) иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;
  • 4) иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;
  • 5) иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, т.к. их увольняют первыми;
  • 6) иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.

Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:

  • 1) обостряется ситуация на национальном рынке труда;
  • 2) вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
  • 3) провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:

  • 1) эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
  • 2) после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
  • 3) для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:

  • - потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;
  • - теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;
  • - отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает:

  • · двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;
  • · деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства -- от правительства, работодателей и профсоюзов.

МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:

  • 1. разработка конвенций и рекомендаций о труде;
  • 2. оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки;
  • 3. обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

Каждая страна-член МОТ принимает на себя обязательства:

  • · обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;
  • · в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания;
  • · обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным нормам по правам мигрантов;
  • · содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать двусторонние и многосторонние соглашения;
  • · содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;
  • · проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.

На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит:

  • - способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;
  • - способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;
  • - организовывать перемещение беженцев.

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных двух- и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.

Международная миграция рабочей силы на современном этапе имеет ярко выраженные особенности.

  • 1. Возрастание масштабов миграции.
  • 2. Промышленно развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы.
  • 3. Появление новых центров притяжения миграции. В настоящее время в мире сложились и функционируют 7 мировых центров притяжения рабочей силы: страны Западной Европы, Северная Америка, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Австралия, страны Латинской Америки, страны Африки.
  • 4. Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой.
  • 5. Среди трудящихся-мигрантов преобладают молодые люди (до 35 лет) преимущественно рабочих профессий.
  • 6. «Утечка умов» в современных условиях дополняется их диверсификацией (циркуляцией) не только по принципу «к капиталу», но и «одновременно с капиталом».
  • 7. Высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы, что заставляет правительства ужесточать борьбу с ними.
  • 8. Усиление значения государственного и международного регулирования трудовой миграции.
  • 9. Усиление роли ТНК в миграционных процессах.

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы, которая меняет место жительства и работы, перемещаясь из одних регионов и стран в другие, для того чтобы улучшить свое материальное положение. Международная миграция населения занимает все более значительное место в развитии общества. Все более число стан вовлекается в процессы международной трудовой миграции, и можно утверждать, что общая численность международных мигрантов увеличивается с каждым годом, а характер и направление миграционных потоков в различных странах и регионах мира значительно меняются.

Трудовая миграция — это одни из наиболее сложных элементов международных экономических отношений, поскольку его объектом являются человеческие ресурсы, что определяет сложность и остроту проблем, возникающих в связи с международной миграцией. Положительная роль миграции состоит в том, что миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения. В современных условиях масштабы миграционных потоков во многом зависят от социально-экономических факторов, обусловливающих уровень развития общества в стране.

Таким образом, снижение компенсирующей роли миграции, негативные последствия миграционного движения населения, неизбежно сопровождающие его, анализ демографической ситуации в странах, в том числе и в России, и прогноз на ближайшее десятилетие обусловливают необходимость государственного управления миграцией населения и, прежде всего, трудовых ресурсов. От серьезности государственного подхода и эффективности мер миграционной политики во много зависят как экономика России и других стран, так и социально­-нравственный климат в стране. Формирования полноценной и обоснованной миграционной политики требует также выход РФ на внешние рынки труда.

Государственное и международное регулирование современной трудовой миграции

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы, которая создает возможность функционирования мирового рынка труда. Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы.

Международная трудовая миграция является частью общей миграции населения. Она имеет длительную историю. Начало изучения этого процесса относится к 80-м годам XIX в. С конца 60-х годов XX в. проблемы трудовой миграции исследуются в рамках экономического роста.

Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические неурядицы, межэтнические войны и столкновения привели к тому, что на территории России оказалось в середине 1990-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

Миграция населения в условиях неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в России в конце XX века, является одним из наиболее актуальных демографических процессов. Положительная роль миграции состоит в том, что миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения. Однако в период с 1990 по 2000 год он варьировал вокруг понижающего тренда. Сальдо миграции в 2001 г. По сравнению с 1998 г. Сократилось. Наблюдается только его некоторое увеличение (с 72,3 тыс. чел. — в 2001 г. До 77,9 тыс. чел. — в 2002 г.). В современных условиях масштабы миграционных потоков во многом зависят от социально-экономических факторов, обуславливающих уровень развития общества в России, в отличие от приоритета политических причин, определявших интенсивность миграции в стране в 90-е годы.

Трудовая миграция населения занимает все более значительное место в развитии общества. Все более число стран вовлекается в процессы международной трудовой миграции, а характер и направление миграционных потоков в различных странах и регионах мира значительно меняются.

Международная миграция рабочей силы — это процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющийся соотношением спроса и предложения на рынке труда. Помимо экономических мотивов международная миграция обусловливается также соображениями политического, социального, этнического, культурного и семейного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция — это выезд из страны на постоянное место жительства. Иммиграция — въезда в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации (реэмиграция) — возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

По причинам перемещения населения миграцию называют добровольной и вынужденной. Миграцию называют добровольной, если перемещение за границу осуществляется по причинам, зависящим от мигранта. Вынужденная миграция порождается причинами, не зависящими от мигрантов.

Для оценки масштабов трудовой миграции используются различные показатели:

  • Масштабы выбытий — число эмигрантов, выбывших из страны за рубеж за определенный период с целью устройства на работу;
  • Масштабы прибытий — число иммигрантов, прибывших за определенный период в страну в поисках работы;
  • Сальдо миграции, или чистая миграция — разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период;
  • Валовая миграция, или общая миграция — сумма числа прибытий и выбытий в стране, регионе за рассматриваемый промежуток времени.

Причины международной трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относятся следующие:

  • Различия в уровне экономического развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с более низким уровнем ВВП на душу населения в страны с более высоким уровнем жизни.
  • Различная степень обеспеченности стран трудовыми ресурсами. Она влияет на объем производства, на различие в уровнях заработной платы. Если в стране избыток трудовых ресурсов, то это создает стимул для эмиграции;
  • Существование органической безработицы в развивающихся странах (в последнее время это явление распространено и в постсоциалистических странах).
  • Международное движение капитала и функционирование международных корпораций. Происходит перемещение рабочих к рабочим местам в зарубежные филиалы транснациональных корпораций.

1.1. Государственная миграционная политика.

Миграция населения (и прежде всего трудовых ресурсов) оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на развитие рыночных отношений в стране. Так, страны, принимающие рабочую силу, получают следующие преимущества:

  • повышается конкурентоспособность производимых в стране товаров из- за уменьшения издержек производства, которые связаны с более низкой ценой иностранной рабочей силы;
  • стимулируется рост производства и дополнительная занятость в стране, т.к. иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги;
  • страна-реципиент получает экономию на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированной рабочей силы при импорте работников;
  • появляется возможность в случае кризиса и безработицы в первую очередь уволить иностранных рабочих;
  • страна получает экономию на иностранных работниках в силу того, что они не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации различных социальных программ и т.д.

Есть положительные последствия трудовой миграции и для стран-экспортеров рабочей силы. Так, миграция трудовых ресурсов оказывает ощутимое положительное воздействие на экономику страны-донора, т.к. отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы в стране, появляются дополнительные источники валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов.

Вместе с тем к отрицательным последствиям трудовой эмиграции, влияющим на экономику страны, следует отнести тенденции роста потребления заработанных средств за границей, сокрытие получаемых доходов от налогов, «утечку умов». К отрицательным моментам трудовой миграции, связанным с импортом рабочей силы, относятся: социальная напряженность в обществе, межнациональная неприязнь, и, кроме того, у местных предпринимателей создается возможность выиграть от импорта рабочей силы за счет сдерживания темпов роста заработной платы своих рабочих. Наконец, зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда становится такой сильной, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование отраслей национальной экономики (например, строительство, сфера услуг и т.д.).

В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной-импортером, и страной-экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи.

Россия как страна-импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции, обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

Россия как страна-экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы: привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы, защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получение мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

1.2. Международная миграционная политика

На национальном уровне международную миграцию фактически регулируют страны — получатели трудовых ресурсов. Их политика, в свою очередь, зависит от того, как исторически складывались рынки труда в этих странах. В настоящее время существует два подхода к миграционной политике: «ассимиляционный» (США, Канада, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия) и «отходнический» (Западная Европа, страны Персидского залива, Япония), реализуемых странами в той или иной пропорции. При «ассимиляционном» подходе иммиграционная политика страны привлекает мигранта на постоянное место жительства с семьей, но без определенного заранее трудоустройства. Каждая семья мигрирует самостоятельно.

При «отходническом» подходе страна, как правило, принимает работников по приглашениям национальных фирм на определенный срок. При таком подходе мигрант едет обычно без семьи, но на определенное рабочее место (с контрактом). Часто работники выезжают целыми бригадами. Россия придерживается строго «отходнического» подхода для рабочей силы из СНГ и дальнего зарубежья и «ассимиляционного» — для переселенцев и беженцев из бывшего СССР.

Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

  • Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты (заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда);
  • Международная организация по миграции (МОМ) занимается вопросами организации межстрановой миграции (количественная и качественная сторона миграции, проблемы беженцев);
  • Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;
  • Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах.

Таким образом, миграционная политика включает систему условий, способов и мер управления миграционным движением населения на федеральном и региональном уровне. Она предполагает осуществление социально-экономических и правовых мер по стимулированию перемещений населения из одних регионов в другие либо по ограничению таких ограничений и направлена на оптимизацию территориальной подвижности населения.

В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.

Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категории работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:

  1. работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие);
  2. рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин);
  3. специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей);
  4. крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места.

В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль над въездом в них иностранных работников. Так Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов.

Таким образом, среди основных мер иммиграционной политики и механизмов ее реализации следует отметить следующие:

  1. прием и размещение экономически активной части мигрантов и оказание им помощи в адаптации к новым условиям проживания и работы;
  2. оказание государственной поддержки в обустройстве социально слабозащищенных вынужденных переселенцев;
  3. помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учетом специфики различных категорий мигрантов;
  4. регулирование притока граждан из государств дальнего и ближнего зарубежья, применение системы санкций за нарушение иммиграционного законодательства;
  5. государственная поддержка таких категорий мигрантов, как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, лица, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах и проч.

Заключение

Процессы международной трудовой миграции — это наиболее очевидные, открытые формы проявления международного рынка труда. Но, наряду с ними, существуют и развиваются все новые и новые его формы. В частности, использование труда иностранных специалистов с помощью телекоммуникационных средств связи (без непосредственного перемещения рабочей силы через границу) и другие.

В настоящее время в российском обществе основных подходах к роли трудовой миграции и ее регулированию.

Первый подход — консервативный, связывающий трудовую миграцию исключительно с негативными последствиями. Его сторонники выступают за закрытие страны от трудовых мигрантов и депортацию нелегальных мигрантов.

Второй подход — либеральный. Он исходит из того, что Россия обречена на использование и привлечение иностранной рабочей силы. Главная причина — недостаток трудовых ресурсов внутри страны в условиях экономического роста. По мнению сторонников этого подхода, рабочие руки Россия может получить исключительно за счет трудовых мигрантов из стран ближайшего окружения, в том числе Китая и других стран Азии. При этом количественные потребности в мигрантах определить нельзя. Если люди едут в страну — значит, есть возможность для трудоустройства, главное — дать свободу в передвижении рабочей силы.

Как уже отмечалось, международная миграция рабочей силы вызывает не только положительные, но и негативные социально-экономические последствия. Поэтому в большинстве под давлением общественного мнения и профсоюзов страны вынуждены осуществлять регулирование миграционных процессов. Несистематические попытки отдельных стран ограничить въезд нежелательных лиц или помешать выезду отдельных категорий работников, а также подписание двусторонних соглашений по регулированию миграции наблюдались в Европе еще в XVIII веке. Например, в Англии в конце XVIII века были приняты законы, которые ограничивали въезд нежелательных лиц. Тогда же страны начали заключать двусторонние соглашения по регулированию миграции, некоторые из которых действуют и в наше время.

Конец широкомасштабной свободной миграции населения было положено в 20-х годах XX века, когда в большинстве стран утвердилось иммиграционное законодательство и появились международные соглашения, регулирующие передвижения населения. С тех пор правовые акты, регулирующие миграцию населения, развивались в направлении внедрения более жестких ограничений для международного передвижения рабочей силы.

Уровни регулирования международной миграции рабочей силы

Различают несколько уровней регулирования международной миграции рабочей силы, в частности: национальный, международный, интеграционный.

Национальный уровень регулирования международной миграции рабочей силы представляет собой совокупность мероприятий отдельного государства по регулированию миграции в своей стране.

Прежде всего иммиграционное законодательство большинства стран четко разграничивает въезжающих в страну иммигрантов - людей, въезжающих в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантов - которые приезжают в страну временно и не претендуют на постоянное место жительства. К неиммигрантов относятся те лица, которые прибыли в страну на более или менее длительный срок, но не претендуют на постоянное место жительства.

Скажем, законодательством США въезд неиммигрантов регулируется с помощью виз, классы которых четко определяют перечень лиц, являющихся неиммигранта. К неиммигрантов с соответствующим классом виз относятся: послы и консулы и члены их семей: другие иностранные государственные служащие и члены их семей: временные посетители с целью бизнеса или отдыха; иностранцы, проезжающие транзитом; члены экипажей морских и воздушных судов и члены их семей; студенты, сотрудники международных организаций и члены их семей; иностранный специалист, временный работник, выполняющий работы, которые отсутствуют в США; представитель зарубежных средств массовой информации и члены их семей; невеста или жених гражданина США; посетители по обмену и т. д.

Как правило, государственное регулирование миграционных процессов осуществляется путем принятия соответствующих программ, направленных на ограничение иммиграции рабочей силы либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Проблемами трудовой миграции на национальном уровне занимаются министерства труда, юстиции, внутренних дел, иностранных дел через свои структуры. Все они реализуют национальное законодательство как в области эмиграции, так и в области иммиграции. Национальное иммиграционное законодательство каждой страны имеет свои особенности. Однако в большинстве стран иммиграционное законодательство и подзаконные акты имеют следующие основные черты.

Во-первых, устанавливает жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образовательному уровню является общее среднее образование или профессионально-техническое образование, подтвержденное соответствующими документами. В большинстве случаев диплом необходимо перезахищаты (переоценивать) на предмет соответствия требований к специалисту в данной стране и в стране-экспортере рабочей силы. Во многих странах, кроме диплома, при найме на работу необходимо иметь соответствующий стаж работы, а на отдельные виды работ - еще и рекомендательное письмо.

Во-вторых, законодательства стран-импортеров выдвигают жесткие требования относительно здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии здоровья, заверенную консульским учреждением страны, в которую они въезжают, или пройти специальное медицинское обследование. Кроме того, устанавливают определенные требования относительно возраста иммигрантов, их политического и социального положения (как правило, запрещается въезд членам террористических и профашистских организаций, лицам, которые привлекались к уголовной ответственности).

В-третьих, страны импортеры, как правило, устанавливают количественные квоты на иммигрантов. Квотирование может касаться всей экономики, отдельных отраслей, отдельных предприятий.

В-четвертых, законодательство многих стран предусматривает меры по экономическому регулированию иммиграции. К таким мерам относятся: установление минимального объема товарооборота фирмы, по достижении которого он имеет право нанимать иностранных работников; разрешение на иммиграцию только тем физическим лицам, которые способны инвестировать в экономику страны определенную законом сумму, предварительно доведя ее легальное происхождение и создать определенное количество рабочих мест. Кроме того, в отдельных странах за оформление иммиграции и трудоустройства на местные предприятия иммигранты обязаны внести плату.

В-пятых, законодательство большинства стран устанавливает максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территории, по истечении которых необходимо покинуть страну, либо получить разрешение на продление пребывания в ней.

В-шестых, в законодательстве каждой страны имеет место явная и скрытая запрет нанимать иностранную рабочую силу, оформленная в виде запрета иностранцам заниматься определенным видом деятельности.

Страны-импортеры рабочей силы под давлением профсоюзов осуществляют меры по стимулированию реэмиграции, есть возвращение иммигрантов на родину. К таким мероприятиям относятся; оказание экономической помощи странам массовой эмиграции, профессиональная подготовка иммигрантов, выплата иммигрантам специальной помощи. Экономическая помощь сводится к предоставлению инвестиций странам-экспортерам рабочей силы с целью создания новых предприятий, на которых могли бы работать реэмигранты. Наибольшее развитие такая помощь приобрела в отношениях Германии с Турцией.

Профессиональная подготовка иммигрантов сводится к предоставлению иностранным рабочим возможности получить профессиональное образование, которая позволяла бы им получать высокооплачиваемую работу на родине. В этом плане многие делают Германия, Франция, Швеция и некоторые другие страны. Предоставление специальной помощи иммигрантам вводится в тех случаях, когда иностранные работники соглашаются добровольно уволиться и уехать на родину. Такая форма стимулирования реэмиграции применяется в Нидерландах, Германии, Франции.

Следует иметь в виду, гцо все эти меры не смогли полностью решить проблемы реэмиграции. Поэтому многие государства принимает комплекс административных ограничений с целью уменьшения притока иностранных рабочих.

Международный уровень представляет собой совокупность мероприятий стран мирового содружества по регулированию миграции рабочей силы в рамках мирового сообщества.

В современных масштабов миграции рабочей силы двусторонние соглашения стали малоэффективными, и поэтому основную роль стали играть многосторонние соглашения и нормативные акты на международном уровне. Сегодня существует множество международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к которым, страны обязуются соблюдать нормы международного права.

Существует целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ).

Подробнее о международных организациях по регулированию международной миграции рабочей силы пойдет речь в теме 13.

Несмотря на значительные усилия международных организаций, современную миграционную ситуацию в мире определяют прежде всего основные импортеры рабочей силы. Это США и Канада, страны-члены ЕС, Австралия, некоторые страны Ближнего Востока, Израиль и Южная Африка. В этих странах непосредственное осуществление иммиграционной политики возложено на специальные организации - национальные службы иммиграции при Министерстве труда или Министерстве внутренних дел.

Интеграционный уровень представляет собой совокупность мероприятий группы стран по регулированию миграции рабочей силы между странами-участниками интеграционного объединения.

Регулирования международной миграции рабочей силы на интеграционном уровне осуществляется путем выполнения соглашений, договоров, правил и контрактов, заключенных между государствами интеграционного объединения. Оно сводится главным образом к обеспечению безвизового передвижения населения в пределах интеграционного объединения, создания совместных информационных систем по миграции рабочей силы, принятия совместных мер по недопущению нелегальной иммиграции из третьих стран. Иначе говоря, регулирование миграции рабочей силы на интеграционном уровне призвано защитить общий рынок рабочей силы от нежелательных иммигрантов.

Учитывая, что международная трудовая миграция имеет не только положительные, но и отрицательные последствия как для принимающей, так и для отдающей страны, государство не может не вмешиваться в сферу международной миграции рабочей силы, что вызывает необходимость регулирования миграционных процессов. Для этого каждая страна проводит свою национальную миграционную политику, которая регулирует процесс международной трудовой миграции.

Государственная миграционная политика - это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:

Работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие);

Рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин);

Специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей);

Крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места.

Для работников обычных профессий принимающая страна устанавливает серьезные ограничения, используя различные инструменты миграционной политики.

Основными инструментами миграционной политики являются.

Качественные требования к иностранной рабочей силе. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Полученное образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специальности должен быть не менее 3-5 лет;

Возрастной ценз. В основном страны-импортеры принимают иностранных рабочих 20-40 лет. Ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране;

Ограничения личного характера (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости). Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны. Принимающая страна отказывает также иностранцам, судимым за уголовные преступления;

Временные ограничения. Большинство принимающих стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. По истечении этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране. Это делается для того, чтобы предотвратить развитие в принимающей стране «черного рынка» труда, который образуют нелегальные иммигранты;

Количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна определяет максимальное количество иммигрантов, которое рассчитывается на основе показателя иммиграционной квоты. Это делается для того, чтобы приток иммигрантов не вызывал роста безработицы в принимающей стране;

Финансовые ограничения. Страны-импортеры в первую очередь принимают иммигрантов, готовых инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег;

Национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы;

Система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы);

Программы по стимулированию реэмиграции, т. е. по возращению иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции). Например, в западноевропейских странах (Германии, Франции, Нидерландах) принимались программы, предусматривающие выплаты материальной компенсации при добровольном отъезде иммигрантов на родину. Причем получение материальной компенсации лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособий осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу.

В некоторых странах (Франции, Германии, Швейцарии) реализуются программы по профессиональной подготовке иностранных рабочих. Суть этих программ состоит в том, что, получив образование в развитой стране, иммигранты по возращении на родину могут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу. Однако интерес самих иммигрантов к таким программам довольно низкий, поскольку приобретение специальности еще не гарантирует получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитают сохранить свои низкооплачиваемые рабочие места в развитых странах, чем пытаться найти лучшую работу на родине.

Некоторые развитые страны оказывают финансовую помощь странам - экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов. Наибольшее развитие такая форма стимулирования реэмиграции получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции в Германию.

Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.

Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:

Реализация гражданами Российской Федерации прав на свободу перемещения;

Гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

Обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной - импортером, и страной - экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи.

Россия как страна - импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.

Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;

Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах