Исполнение гарантийных обязательств по договору строительного подряда. Гарантия на монтажные и строительные работы по закону

Вопрос о проблемах соотношения норм права и правовых отношений является дискуссионным в юридической науке. Так, соотношение норм права и правоотношений зависит в первую очередь, от типа правопонимания. С точки зрения нормативного подхода к правопониманию нормы права носят первичный характер, являются предпосылкой возникновения правоотношения.

Нормы права представляют собой общие правила, модели поведения, которые конкретизируются в правоотношениях. Малько А.В. Теория государства и права: учебно-методическое пособие.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ,2007.-300с. ,С.100. С точки зрения социологического подхода их соотношение выглядит следующим образом: первоначально возникают определенные отношения, их замечает законодатель, на их основе создаются нормы права, которые в свою очередь порождают правоотношения. Малько А.В. Теория государства и права: учебно-методическое пособие.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ,2007.-300с., С.105.

Однако в любом случае очевидно одно: нельзя понять сущность правоотношения вне связи с правовой нормой и наоборот. Применительно к отечественной теории права соотношение правовых норм и правовых отношений проявляется в следующих связях: правовое отношение возникает и функционирует только на основе норм права. Правовое отношение имеется лишь там, где есть предусматривающая его норма.

Субъекты не могут сами, вопреки воле государства, устанавливать угодные им правоотношения - такие отношения официальная власть не будет охранять, следовательно, они не приобретут качество правовых отношений.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Правоотношение есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Правоотношение - это норма права в действии. Именно в правовом отношении проявляется эффективность правового предписания, достигается поставленная цель. Конечные цели их в принципе совпадают, они призваны урегулировать определенное общественное отношение, скоординировать взаимное поведение соответствующих физических и юридических лиц.

Норма права и правоотношение являются составными частями (элементами) единого механизма правового регулирования. В рамках МПР они выполняют, помимо специфических, некоторые общие функции. Они являются главными компонентами МПР, без которых указанный механизм попросту не мог бы работать.

Норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения, в диспозиции - на права и обязанности его субъектов, в санкции - на возможные последствия нарушения нормы и существующего на ее основе правоотношения. Норма права содержит в себе модель реального общественного отношения, а значит, и правоотношения как его юридической формы.

Так, норма права предусматривает условия возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Указания на эти условия содержатся в гипотезе нормы. Здесь же предусматривается и тот «набор» признаков, которые относятся к субъектам. В диспозиции нормы предусматриваются права и обязанности участников данного правоотношения, запреты и ограничения. Санкция юридической нормы моделирует охранительное правоотношение, которое может возникнуть в случае, если участники правоотношения нарушат запреты, либо откажутся от выполнения юридических обязанностей. И гипотеза, и диспозиция правовой нормы предусматривают основные признаки общественного отношения, которое регулируется правоотношением. Например, норма уголовного права, запрещающая кражу, в качестве объекта правоотношения предполагает отношения собственности, и их нормальное функционирование. Уголовный кодекс РФ.- Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,2011.-191с.- (Кодексы и законы РФ)

Норма семейного права указывает права и обязанности родителей по воспитанию детей. Объектом данной нормы являются фактические семейные отношения между родителями и детьми. Семейный кодекс РФ.- Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,2011.-75с.-(Кодексы и законы РФ) В общих чертах этот объект правоотношения предусматривается в норме семейного права.

Следует отметить, что в целом правовая норма конструирует идеальную модель правоотношений, являясь при этом правилом поведения абстрактного характера. Она адресована неопределенному кругу лиц и рассчитана на неоднократное применение при условии приближения конкретного юридического факта к выраженной в ней идеальной модели правовых отношений.

Таким образом, правовая норма выступает в качестве образца правоотношений, и отделять понятие «нормы права» от понятия «правовых отношений» не представляется невозможным.

норма право отношение

Отношение - формула - норма права

«Средний путь - самый безопасный», - гово­рил две тысячи леї назад древнеримский поэт Овидий. Эти слова выражают сушность и пред­назначение нормы права. Средний путь - это устойчивая взаимозависимость между людьми, которая позволяет каждому вести спои дела не в ущерб дезам других.

Такая необходи­мая взаимозависимость называется отношением. Наличие отноше­нии позволяет людям организовывать свою жизнь Если мы знаем закономерности построения отношений, мы можем упорядоченно вести свои дела и нормально жить.

Закономерности построения отношении выражаются формулой. В естественных науках формулы указывают на закономерности от­ношений между явлениями природы. В правоведении формулы от­ражают закономерности отношений между лицами, т.е. людьми, способными познавать явления природы и организовывать свою жизнь в соответствии с этим знанием. Эти правовые формулы на­зываются нормами права.

Норма права - (то провоззлашенное различными способами, оче­видное дія всех по результатам общественной практики и потому обя- затс іьнос, руководящее начало построения устойчивых отношений ме­жду [инами с целью их самореализации путем применения в конкрет­ных делах данных от природы способностей.

Какое-либо установление становится нормой права именно по­тому, что выражает закономерность отношений между лицами, суть которой состоит в том. чтобы, избегая крайностей, прокладывать средний путь. Норма права указывает на этот прямой путь із по­строении отношений между лицами, поэтому норма права - это ве­ление закона, который не придумывается, а познается людьми, если они желают нормально жить.

Закон есть зила природы, он - ум и сознание мудрого человека, он - мерило правії п бесправия.. Бу іем же при обосновании нрава ис­ходить из гого высшего закона, который, бу цчн общим для всех веков, возник раньше, чем какой бы го ни было писаный закон, вернее, рань­ше, чем какое-либо государство вообще было основано.

Это одно из известных высказываний выдающегося древнерим­ского юриста и политика Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.). Древнеримские правоведы стали для современных юристов класси­ческими математиками права. Это им принадлежат формулы, кото­рыми питается правосознание в наши дни и на которых основыва­ется содержание нормативных правовых актов и судебных решений нашего и других государств:

Право проявляется в поступках людей по отношению друг к другу;

Право относится к случаям, которые происходят часто;

Закон смотрит вперед, а нс назад,

Обычай является лучшим толкователем закона;

Никто не может быть судьей в собственном деле.

Эти и другие крылатые правовые формулы, дошедшие до нас во многом благодаря кодификации, проведенной в VI в. н.э. византий­ским императором Юстинианом I (483-565 н.э.), показывают, что всякое обобщение может стать и становится нормой права, если под­мечает сущность определенных отношений, игнорирование которой делает невозможным построение данных отношений в реальности.

Итак, норма права - это идеальный образец отношений, следова­ние которому на практике приводит к построению необходимых дли жизни отношений в реальности.

Латинское слово norma в первом значении выражает понятие «на­угольник», т.е. говорит о накладке, скрепляющей угол ящика, рамы, переплета и т.д. Это совпадение вряд ли случайно. Норма права - это наугольник отношений между людьми. Только скрепляет она не материальные, зримые детали, а невидимые отношения между субъектами права (лицами). И делает это путем установления их взаимных, взаимосвязанных обязательств. Данную суть и выражает второе значение латинского слова norma - «норма, руководящее начало, правило, образец».

Таким образом, правовая норма - это право для определенного отношении. В соответствии с руководящими указаниями нормы данное отношение должно оформиться в жизни в случае, если в ре­альности возникнут обстоятельства, предусмотренные нормой.

Не следует отождествлять действия лиц, которыми провозгла­шается норма, с самой нормой.

Способы выраже­ния правовых норм

Нормы права обычно выражаются при помощи нормативных правовых актов, т.е. организую­щих действий органов государственной власти, которые оформляются принятыми по специальной процедуре и об­народованными для всеобщего сведения документами.

Имеются и другие способы выражения правовых норм:

Судебный и административный прецедент;

Правовой обычай;

Правовая доктрина;

Нормативный договор.

Наличие или отсутствие таких способов зависит от традиций конкретного общества и особенностей осуществления государствен­ной власти.

Правовая норма может выражаться в нормативных правовых актах по-разному. Если установления нормативных актов отражают суть нужных практике отношений, то можно сказать, что такие установ­ления выражают нормы права.

Таким образом, нормативный правовой акт и другие способы выражения норм права являются способами познания права как та­кового.

Если нормативное установление не выражает норму права, хотя и устанавливает определенное правило, - оно фиктивно. Фиктив­ность нормативных установлений распознается при их применении на практике.

Н а п р и м е р, в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ говорится, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. На первый взгляд эта норма кажется действенной, рабочей. Вроде бы все здесь ясно и понятно. Но попробуем построить в соответст­вии с данной нормой отношения на практике. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 20 июля 1998 г. № 120 «Об оріанизации торгов по закупке товаров, работ и услуг для государ­ственных нужд в Республике Хакасия» было утверждено Временное положение об организации торгов в Республике Хакасия. Пункт первый раздела 1 этого положения по заключению Министерства юстиции РФ (Минюста) нс соответствует абзацу второму ст. 3 Феде­рального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках про­дукции для федеральных государственных нужд». Следовательно, есть основания полагать, что норма, содержащаяся в акте Респуб­лики Хакасия, противоречит Федеральному закону и в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ применению на практике не подле­жит. Но полномочия Минюста России Констшуцией РФ не опре­делены, поэтому данное им заключение еще нс подтверждает факт несоответствия акта органа исполнительной власти Республики Ха­касия названному Федеральному закону.

Не вдаваясь в дальнейший анализ текста Конституции РФ и со­поставление конституционных норм, отметим сразу, что субъект, имеющий полномочия устанавливать факт противоречия между акта-

ми субъектов Российской Федерации и федеральными законами, прямо не определен. В ч. 2 ст. 85 Конституции РФ говорится о «со­ответствующем суде». Как видим, это противоречит теоретическому принципу выражения правовой нормы: норма права призвана не просто указать на те или иные отношения, - она обязана подме­тить необходимую связь в действиях субъектов данных отношений. Регулирующее воздействие рассматриваемой конституционной нор­мы на практике не проявляется.

Представим, что в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ установлено:

В случае, если любой акг органов государственной власти субъектов

Российской Федерации будет признан Верховным Судом Российской

Федерации несоответствующим федеральному закону, действует феде­ральный закон.

Видимо, в таком варианте выражения образец отношении оказы­вается более действенным для практики. Теперь понятно, что несо­ответствие любого акта субъекта Российской Федерации федераль­ному закону вправе признать Верховный Суд Российской Федера­ции. Факт такого признания означает, что акт субъекта Федерации в части, не соответствующей федеральному закону, не действует, становится юридически ничтожным. Отношения так или иначе, но определены. Следовательно, норма права действует, потому что в соответствии с ее требованиями на практике складываются устой­чивые, определенные отношения.

Все препятствия в осуществлении необходимых обществу отно­шений должны учитываться в процессе правового регулирования. И если возникает препятствие, а нормы, позволяющей снять напря­жение, нет, отношения становятся слабо урегулированными, неоп­ределенными, т.е. практически не складываются.

Это в полной мерс относится и к другим способам выраже­ния правовых норм, о которых мы упомянули выше.

п При анализе правовых предписаний различают

нормативные предписания и индивидуальные.

Правовое предписание - это специфические отношения, через кото­рые определенные субъекты получают возможность осуществлять кон­кретные функции іибо действовать онредезениым образом согласно нормам права или морали.

Индивидуальные предписания регулируют отношения путем ука­зания конкретным лицам на конкретный порядок действий или пу­тем изменения правового положения конкретного лица. Если лицо выполнило то, что от него требуется, или если его правовое поло-

жснис изменилось так, как это предписано, - действие индивиду­ального предписания прекращается.

Пример ы индивидуальных предписаний, требующих от конкретных ниц конкретных действий". Распоряжение Президента РФ о подготовке проекта Федерального закона Правительством Россий­ской Федерации в срок до 1 июля 2003 г.; решение суда о необходи­мости уплаты алиментов одним из разведенных супругов в пользу другого до момента совершеннолетия ребенка, оставшегося на по­печении последнего; решение суда по іражданскому иску, в котором гражданину А предписывается возместить материальный ущерб, при­чиненный гражданину Б; требование сотрудника таможни к авиапас­сажиру открыть саквояж для проведения таможенного досмотра.

Примеры индивидуальных предписаний, изменяющих пра­вовое положение лица", приговор суда о назначении лицу наказания в виде лишения свободы за совершенное преступление; приказ ми­нистра внутренних дел РФ об увольнении сотрудника министерст­ва Н; постановление следователя органов внутренних дел о заклю­чении под стражу гражданина В.

Таким образом, требование к конкретному лицу совершить кон­кретное действие или требование, изменяющее правовое положение конкретного лица, не содержит нормы права, даже если это требова­ние исходит от высшего оріана государственной власти.

Принципы Следовательно, норма права основана на осо- рсгулироваиия бом принципе регулирования отношений, ко­торый можно назвать принципом нормативного регулирования. Суть его сводится к тому, что вначале определяется необходимый для практики образец поведения, после чего все ли­ца, попавшие в предусмотренные данным образцом обстоятельст­

ва, поступают так, как это предписывает названный образец.

Принципом ненормативного регулирования является применение правовых норм для разрешения конкретных дел уполномоченными к тому лицами (кадровые вопросы, назначение пенсии, заключение брака, привлечение к ответственности, назначение наказания и т.п.) или издание данными лицами распоряжений для решения конкретных организационных вопросов, например Указ Президента Рос­сийской Федерации от 9 марта 2004 г., в котором определяется но­вое положение о системе и структуре федеральных органов испол­нительной власти и порядок их деятельности.

Таким образом, правоприменительные акты и индивидуальные распоряжения нс содержат норм права.

Правопрнмените и>ные акты - это властные решения уполномочен­ных лиц, которыми подтверждается, что требование нормы права отн о-

снтся к данным конкретным динам, и которыми обеспечивается вы­полнение требования нормы права данными конкретными линами.

В индивибуа іьньїх распоряжениях предусмотрены правила, которые в отличие от норм права обращены к конкретным лицам.

Если при нормативном регулировании лицо соотносит реальную ситуацию с тем образцом поведении, который закреплен нормой права, чтобы понять, находится ли оно в сфере действия данной нормы, то при регулировании с помощью индивидуальных предги- саний этого делать не нужно.

Кроме того, нормы права следует отличать от предписаний, ука­зывающих на основания, принципы, условия действия и поняткй- ный аппарат правовых норм.

В юридической литературе часто можно встретить утверждение, что содержащиеся в тексте законодательства дефиниции (например, определение понятия преступления в Уголовном кодексе РФ или определение понятия земельных участков в ст. 5 Земельного колосса РФ), декларации (например, положения главы 2 Конституции РФ, провозглашающие перечень прав человека и гражданина и закреп­ляющие их незыблемость), принципы (например, положения статей законодательства, в которых содержатся ссылки на принципы гірша), организационные начала (например, предписания статей главы 2 Та­моженного кодекса РФ об организации таможенного дела) также являются нормами права.

На наш взгляд, с таким пониманием вряд ли можно согласить­ся по следующим причинам.

1. Цель нормативного правового акта - сделать наиболее важ­ные для государства и общества правовые нормы доступными для широкого понимания, поэтому документ, которым оформляется дан­ный акт, как правило, имеет описательный характер и в его текст за­конодатель включает положения, которые разъясняют смысл право­вых норм и являются по отношению к нормам вспомогатсльп [МИ, обеспечительными. В то же время обеспечительный характер дан­ных положений не умаляет необходимость их учета в процессе реа­лизации правовых норм субъектами права, поскольку упомянутые положения выражены нормативным правовым актом и обяаггельны для учета на практике. Но из этого вовсе не следует, что названные положения сами являются нормами права.

2. Правовая норма, если строго следовать сс понятию, - это мо­дель отношений, образец, закрепляющий необходимую связь между

субъектами и указывающий им на порядок действий в тех или иных случаях, которые также предусмотрены нормой. Сущность понятия нормы в том. что она есть регулятор отношений между лицами. Де­финиции, декларации, принципы и т.д. нс могут проводить собст­венно правовое регулирование - >то нс является их функцией. По своему предназначению они помогают понять основания и цели пра­вового регулирования, смысл и необходимость тех или иных право­вых норм. Главное их предназначение состоит в том, чтобы указать основы отношений, исходные начала формулирования и обеспече­ния действия собственно правовых норм.

С-.сдоватсльно, обнародование правовых норм при помощи нор­мативных правовых актов связано с необходимостью отражения в тексте этих актов нс только содержания собственно правовых норм, регулирующих общественные отношения, но и положений, помо­гающих понять основания, цели и смысл правового регулирования.

С учетом сказанного становится возможным выделить признаки нормы нрава.

Курсовая работа

По дисциплине «Теория государства и права»

«Нормы права и правовые отношения: проблемы соотношения»

Введение

1. Нормы права, понятие, виды и классификация

2. Правовые отношения: понятие, виды, классификация

Нормы права и правовые отношения: проблемы соотношения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования.

Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей играет право. Важнейшей составляющей права являются правовые нормы, которые могут быть определены как общеобязательные правила поведения, установленные и обеспечиваемые государством, направленные на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма является исходным элементом системы права, поэтому ей свойственны основные черты права, как социального явления. Правовые нормы, составляющие право, несмотря на все их разнообразие, имеют отличительные признаки. Но, несмотря на это все нормы тесно связаны между собой, согласованны и образуют единую систему, классификацию. Нормы также имеют свое выражение в статьях нормативно-правовых актов и других источниках права, установленных и санкционируемых государством.

Итак, норма права является основной составляющей, входящей в систему правовых средств, без которой дальнейшее существование права невозможно, кроме того, нормы права регулируют правовые отношения, которые возникают на их основе, поэтому вопрос их соотношения является дискуссионным и в тоже время важным для более углубленного изучения данной проблемы. Ответом на данный вопрос, будет служить определение места и роли норм права во взаимосвязи с правовыми отношениями.

Таким образом, осознание важности и необходимости безотлагательного решения вышеобозначенных проблем и пробелов в теории государства и права, определило выбор темы, ее актуальность и содержание.

Степень научной разработанности. Вопрос о соотношении норм права и правовых отношений в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками). Данный вопрос достаточно полно исследован в юридических трудах многих авторов, таких как: Малько А.В., Венгеров А.Б., Нерсесянц В.С. и других.

Целью данной работы является теоретическое осмысление проблемы соотношения норм права и правовых отношений, рассмотрение и изучение их взаимосвязи и взаимодействия друг с другом, а также выработка соответствующих выводов и решений по проблеме данного вопроса. Для достижения поставленной цели ставится ряд задач:

) раскрыть понятие и содержание норм права, изучить их виды, классификацию;

2) раскрыть понятие и содержание, виды, классификацию правовых отношений;

3) выявить и обобщить соотношение норм права и правовых отношений.

Структура данной работы включает: введение, три параграфа, заключение и список использованной литературы.

1. Нормы права, понятие, виды и классификация

Среди различных регуляторов общественных отношений особое место занимает право, состоящее, как известно, из системы норм. Вопрос о понятии права, правовых норм является дискуссионным. Существует много подходов к определению понятия нормы права.

Начнем с того, что в общепринятом значении под нормой принято понимать «наиболее распространенное правило поведения в определенных обстоятельствах; правило общения; правило использования предмета и.т.д.»

В более широком смысле слово «норма» означает правило практической деятельности людей. Все нормы принято делить на две большие группы: технические и социальные. Технические нормы - это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы; Социальные нормы- правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. Все эти нормы тесно взаимосвязаны между собой.

Важнейшее место среди социальных норм занимают правовые нормы, которые иногда называют «юридическими». По своему предназначению юридические нормы сходны с социальными нормами, так как они, по мнению профессора Венгерова А.Б., определяют «масштаб, меру свободы личности, разграничение этих свобод между людьми». Правовым нормам свойственны многие признаки, как права, так и отдельных социальных норм. Однако внешнее сходство терминов «права» и «правовых норм» не подразумевает их равнозначности, эти категории необходимо соотносить межу собой как «общее» и «частное». Следует также помнить о том, что понятия «право», «правовые нормы» являются синонимами термину «юридические нормы». Однако имеются некоторые различия употребления. Когда говорят «юридические нормы», то имеют в виду собственно нормы права, право. А слово «нормы» употребляется не только для обозначения права, то есть норм установленных и санкционируемых государством, но и для обозначения иных социальных норм. Помимо всего вышеперечисленного, норма права обладает рядом отличительных признаков обусловливающих ее связь с государством. К ним можно отнести:

1. Общеобязательность: правовые нормы обязательны для всех, кого по своему содержанию прямо или косвенно касаются предписания правовых норм.

2. Нормы права устанавливаются либо санкционируются, а также охраняются от нарушения государством, путем применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.

3. Формальная определенность формулирует права на конкретные виды дозволенных действий или на те или иные объекты, а также обязанности, запреты и меры ответственности за их неисполнение или нарушение публичного порядка.

Письменная, документальная форма выражения нормы права дает ясное и точное представление о содержании, пределах действия норм и другие необходимые сведения о праве.

Общий характер правовых норм придает праву характер нормативного явления- это еще один признак нормы права.

6. Следует отличать нормы права от юридических предписаний. Нормы права, относятся не к отдельному случаю, отношению или лицу, а к тому или иному виду действий, отношений и лиц, которые в них участвуют. Например, нормы о собственности относятся к тем, кто вправе владеть, пользоваться и распоряжаться вещью. Норма права применяется и осуществляется многократно, то есть всякий раз, когда налицо условия для ее осуществления, причем она не прекращает своего действия ее исполнением в каждом отдельном случае, даже если этих случаев бесчисленное множество.

В современной юридической литературе под «структурой нормы права» принято понимать «совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность».

Проблема структуры правовой нормы, как уже было отмечено выше, является дискуссионной. Так, одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции (Томашевский Н.П., Черданцев А.Ф. и.т.д.) Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы состоящей из гипотезы, диспозиции, санкции (Лазарев В.В., Недбайло П.Е., Горшенев В.М. и.т.д.). Структура нормы права также может быть юридической, логической и социологической. Юридическая структура нормы права рассматривается как доминирующая, поскольку раскрывает условия, содержание и правовые последствия взаимосвязи управомоченного и обязанного лица.

Юридическая норма состоит из трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции, что позволяет четко определить вариант требуемого поведения, ситуацию, при которой должна действовать норма, и санкцию, которая будет применена при нарушении нормы. Данная структура присуща нормам-правилам поведения. Но кроме них в системе права присутствуют и другие нормы права, именуемые нормативно-правовыми предписаниями, под которыми принято понимать цельное, логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативно-правового акта властное веление правотворческого органа, в частности, нормы-принципы; нормы-цели; нормы-дефиниции; и.т.д. Эти нормы не имеют структуры, присущей нормам-правилам поведения. Радько Т.Н. дает следующие дефиниции структуре нормы права:

Гипотеза (предположение)-часть нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, наступление которых повлечет «включение» действия той или иной правовой нормы.

Диспозиция (распоряжение)-центральная часть правовой нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники общественных отношений. В диспозиции указываются права и обязанности сторон, содержится предписание (указание), как должны действовать те, кто попадает под него, то есть дается эталон желательного поведения.

Санкция (взыскание)- определяет вид и меру последствий, наступающих в результате соблюдения или несоблюдения диспозиции. Назначение санкции- в предупреждении правонарушений, в восстановлении нарушенного порядка, в случае совершения правонарушения, осуществление наказания нарушителя.

Логическая структура правовой нормы состоит также из трех элементов. Она выражена формулой «если- то -иначе», где «если»-условия действия нормы права; «то»-содержание правила поведения; «иначе»-неблагоприятные последствия, которые наступают за нарушение правила.

Важное значение имеет социологическая структура правовой нормы, которая также состоит из трех компонентов: смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура корреспондируется с юридической и логической структурами, однако акцентирует внимание на социальных последствиях действия нормы права применительно к конкретному субъекту права. Смысл, цели и назначение нормы проявляются в процессе ее толкования и реализации, при которых правило общего характера, каким является правовая норма, конкретизируется применительно к реальному субъекту и ситуации.

Современное законодательство состоит из разнообразных по характеру и содержанию норм права. Выяснению их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права.

Под классификацией обычно понимают распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев (общих признаков). Классификация позволяет: установить место каждого вида норм в системе права; определить границы и возможности регулирующего воздействия норм на общественные отношения; уяснить роль каждого вида норм в правовом регулировании общественных отношений; совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государства. Критерии классификации разнообразны. Приведем классификацию норм права представленную Венгеровым А.Б. в учебнике «Теория государства и права».Эта классификация основана на модульной и социологической структурах нормы права и также имеет практическое значение. Следует отметить, что многие авторы, такие как: Шершеневич Г.Ф., Коркунов Н.М., Морозова Л.А. и.т.д. придерживаются также ниже приведенной классификации.

1. По назначению (функциям) различают две группы норм- основные, или исходные (отправные) нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные нормы. Основные нормы права определяют цели, задачи, принципы и направления регулирования, закрепляют основные правовые категории и понятия. Этим нормам присуща абстрактность, так как они дают основы для правового регулирования, конкретизируются и получают развитие в нормах-правилах поведения. Иногда в учебниках можно встретить классификацию норм по этому основанию: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы, устраняющие противоречия) и.т.д. Однако в этих случаях происходит смешение элементов нормы с самой нормой, социологической структуры с логической,- считает Венгеров А.Б.

3. По отраслям права- гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и.т.д. Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на нормы материальные и процессуальные. Материальные нормы предназначены для воздействия на общественные отношения путем их прямого, непосредственного регулирования. Они закрепляют правовой режим собственности, порядок ее приобретения и образования, структуру государственных органов, виды юридической ответственности и.т.д. Процессуальные нормы закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права. Процессуальные нормы ориентируют граждан на то, как следует осуществлять материальные предписания.

По способу регулирования, воздействия на общественные отношения различают: императивные, диспозитивные и рекомендательные.

Императивные нормы представляют собой категорические, строго обязательные предписания, не допускающего какого-либо отступления или иной трактовки. Например, нормы уголовного, административного права.

Диспозитивные нормы- устанавливая тот или иной вариант поведения, предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулировать отношения по своему усмотрению, но в законных пределах. Например, нормы гражданского, семейного, трудового права и.т.д.

Поощрительные нормы-предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом.

Рекомендательные нормы- устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы с учетом их условий, возможностей и средств. Реализация данной нормы зависит, как правило, от волеизъявления субъекта.

5. По обязательности нормы делят на: управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Обязывающие нормы предписывают субъектам определенные действия. Например, согласно Конституции РФ, «Каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы». Запрещающие нормы, или запреты, не разрешают совершение определенных действий. Например, «Никто не может присваивать власть в РФ» (ч.4.ст.3 Конституции РФ). Нормы уголовного права являются также запрещающими. Управомочивающие нормы предоставляют субъектам определенные права (возможности) совершать положительные действия. Например, гл.2. Конституции РФ содержит права человека и гражданина на жизнь, свободу совести и.т.д.

По методу регулирования различают: общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются абсолютно на всех, кто находится на территории данного государства, а специальные нормы- только на определенный круг лиц- военнослужащих, учащихся и.т.д. Теория права считает, что в случае противоположности этих норм- приоритет за специальной. Вся эта классификация, по мнению Венгерова А.Б. хотя и имеет условный характер, но помогает точно и грамотно осуществлять правовое регулирование, изучать и в необходимых случаях критиковать законодательство. Возможны и другие классификации норм права. Например, в зависимости от характера структурных элементов нормы права-диспозиции, гипотезы, санкции- выделяют абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные, бланкетные, отсылочные нормы права.

Следует отметить, что норма права и статья закона не тождественны, они могут совпадать, так и не совпадать. Норма права- это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта- форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотноситься со статьей нормативно-правового акта, выступающей в качестве его формы. Излагая правило поведения, законодатель может:

все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

В одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативно-правовых актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта. Выделяют: прямой, отсылочный, бланкетный способ изложения нормы права.

При прямом способе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Это наиболее предпочтительный способ для правоприменителей, хотя на практике он используется не всегда.

Отсылочный способ состоит в том, что статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта. Например, в ст.455 ГК РФ (ч.1) указывается: «Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст.129 настоящего Кодекса». А в ст.129 ГК РФ говорится о том, что объектами гражданских прав могут быть любые предметы, не изъятые из оборота или не ограниченные в гражданском обороте.

При бланкетном способе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены. Примером может служить ст.217 УК РФ «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах. Бланкетный способ отличается от отсылочного. При отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обратиться, и эта статья содержится в том же акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье не дается, а недостающие сведения об элементах нормы восполняются из другого акта.

Таким образом, сложившееся представление о норме права - результат длительного и плодотворного изучения правовых норм в общей теории права.

2. Правовые отношения: понятие, виды, классификация

Понятие «правового отношения» является одним из дискуссионных вопросов в юридической науке. Так, правоотношение развивается из совокупности норм регулирующих общественные отношения между людьми. Когда эта совокупность оформляется в систему норм, установленных и санкционированных государством, регулирующею различные стороны правовой действительности, тогда стихийные общественные отношения переходят в разряд регламентированных правовых отношений.

В юридической литературе сложились два основных подхода к пониманию правоотношения. Существует мнение, что правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права. Другое мнение сводится к тому, что правоотношение является общественным отношением особого рода, так называемая правовая форма общественного отношения.

Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. Однако, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, если речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Основными признаками правоотношения, как отмечает профессор Малько А.В., являются:

Общественное отношение, которое представляет собой двухстороннюю связь между социальными субъектами, возникающее на основе норм права;

волевое отношение, ибо для его возникновения необходимы воля его участников (как минимум с одной стороны);

отношение по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством.

Юридическое содержание правоотношения - это возможность определенных действий управомоченнного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного.

Фактическое содержание - это сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны, но между ними существует тесная и непосредственная связь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предусмотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И затем это юридическое отношение воздействует на фактическое общественное отношение.

Таким образом, юридическое содержание включает в себя неопределенное количество возможностей, в то время как фактическое содержание определяет лишь один из возможных вариантов реализации субъектного права. Соотношение юридического и фактического содержания определяют полное содержание правоотношения. Структура правового отношения состоит из следующих четырех необходимых элемента: субъекты, объект, право и обязанность.

Субъекты правоотношений- это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать субъект, однако это еще не значит, что он действительно обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Дееспособностью называется признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. Дееспособность подразделяется на общую и специальную.Общая, например, относится ко всем без исключения юридическим сделкам, специальная же распространяется только на строго определенный вид данных сделок.

Следует отметить, что в силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, однако не все они одновременно дееспособны. И напротив, все дееспособные люди являются правоспособными.

От возраста правоспособного субъекта. Законодательство всех стран определяет возраст гражданского совершеннолетия по достижении, которого личность становится дееспособной, то есть может своими действиями в полном объеме приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность). В зависимости от возраста субъекта его дееспособность является полной или ограниченной.

2. На дееспособность субъектов оказывает влияние состояние их здоровья. Гражданские права и обязанности недееспособных лиц осуществляют их опекуны.

3. На дееспособность также в известной мере оказывает влияние родство субъектов. Это касается прежде всего брачно-семейных отношений. В цивилизованных странах закон запрещает заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными. В ряде стран запрещается нахождение на государственной службе в одном и том же учреждении супругов, если один из супругов по службе подчиняется другому.

Законопослушность субъектов. Лицо, совершившее преступление, при отбытии уголовного наказания в местах, ограничивающих его свободу, не в состоянии реализовать ряд гражданских, политических и других прав и обязанностей, составляющих его правоспособность.

5. Содержание дееспособности зависит и от религиозных убеждений субъектов. В правовом государстве, где провозглашается и гарантируется свобода вероисповедания, верующие могут по причине своих религиозных убеждений отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми они обладают как граждане государства. Например, служить в армии или в других государственных органах, где необходимо пользоваться оружием, применять насилие в отношении других людей.

К индивидам как субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранные граждане (иностранцы) и лица без гражданства, находящиеся на территории данного государства.

Совокупность всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей называется правовым статусом. Термин «правовой статус» употребляется для характеристики правового положения лица в целом, а термины «правоспособность» и «дееспособность» употребляются применительно к участию тех или иных лиц в правоотношениях.

Граждане правового государства реально пользуются всей полнотой прав, свобод и обязанностей, установленных правовыми законами. Иностранцы и лица без гражданства, как участники правоотношений, на территории другого государства по своему правовому положению приравниваются к его собственным гражданам. Они являются полноправными участниками имущественных, финансовых и многих других отношений. Им гарантируются предусмотренные законами государства права и свободы, в том числе право обращения в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Ограничение правоспособности иностранцев и лиц без гражданства касается только некоторых, наиболее специфичных сторон государственной жизни.

К организациям - коллективным субъектам правоотношений относятся государственные, общественные, частные организации и государство в целом. В отличие от индивидуальных субъектов правоспособность и дееспособность организаций ограничивается теми целями и задачами, ради которых они создаются и функционируют. Деятельность различных организаций определяется законами или их собственными уставами (положениями), признанными государственной властью и не противоречащими ее правовым установлениям. Несмотря на разнообразие этой деятельности, в целом она направлена на удовлетворение общих или индивидуальных интересов людей как субъектов правоотношений.

Так, среди субъектов организаций особое место занимают юридические лица. Юридическим лицом признается такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде. Юридические лица являются, прежде всего, субъектами имущественных, гражданско-правовых отношений. Юридические лица различаются в зависимости от того, какие функции они осуществляют - публичные или частные.

Государственные организации и учреждения (парламент, правительство, суд, милиция и другие), как правило, преследуют общие, публичные цели. Существование юридического лица, имеющего публично-правовой характер, не зависит от воли его членов. Специфическим субъектом правоотношений выступает само государство. Оно является важнейшим участником государственно-правовых и административно-правовых отношений.

Объекты правоотношений. Объект правоотношения - это то, на что воздействует правоотношение. Правоотношение же конкретизирует общие права и обязанности, предусмотренные нормой права, применительно к индивидуальным субъектам. Следовательно, объектом правоотношения является фактическое поведение его участников. В соответствии с содержанием субъективного права и юридической обязанности участники правоотношения строят свое поведение.

Объектом правоотношений выступает поведение людей, которое может быть различным по содержанию. В имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ. В неимущественных правоотношениях объектом является само фактическое поведение их участников. Совершая те или иные действия, предусмотренные нормами права, участники правоотношений тем самым удовлетворяют свои потребности. Другими словами, юридические права и обязанности, воздействуя на поведение участников неимущественных правоотношений, достигают целей правового регулирования.

3. Субъективное право и юридическая обязанность - это системные элементы правоотношения, придающие конкретному общественному отношению особое качество. Так, правовое регулирование включает субъекты в специальную сферу общественной деятельности, которая обеспечивается государственной властью. Мера свободы каждого участника правоотношения, степень удовлетворения его интересов определяются предписаниями правовой нормы. Юридические права и обязанности - это равнозначные элементы правоотношения, хотя содержание их неодинаково. Право, принадлежащее субъекту, называется субъективным правом потому, что только от воли субъекта зависит, как им распорядиться. Это возможность не произвольная, а правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения. Субъективное право проявляется в трех разновидностях:

Во-первых, в возможности положительного поведения обладателя субъективного права (управомоченного) в целях удовлетворения своих интересов. Тем не менее, возможное поведение управомоченных лиц не должно выходить за рамки права. Собственник не может пользоваться вещью в ущерб интересам других лиц. Гарантируя и охраняя права субъектов, государство в то же время не допускает злоупотребления ими. К лицам, допускающим злоупотребление своими правами, применяются меры юридической ответственности.

Во-вторых, субъективное право выражается в возможности управомоченного лица требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов.

В-третьих, субъективное право включает в себя возможность управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав.

4. Юридическая обязанность - это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом). Если содержание субъективного права образует мера дозволенного поведения, то содержание обязанности - мера должного, необходимого поведения в правоотношении. Обязанному лицу предписывается мера должного поведения в целях удовлетворения интересов управомоченного лица. Реализация субъективных юридических прав и обязанностей означает их воздействие на фактическое поведение участников правоотношений, воплощение заложенной в них меры дозволенного и должного поведения в реальные общественные отношения.

Правоотношения подразделяются на виды. Существуют различные критерии классификации правоотношений. Одним из наиболее простых и наиболее распространенных критериев является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Используя данный критерий, все правоотношения подразделяют на административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые и так далее.

Широко распространена классификация правоотношений в зависимости от количества участвующих в них сторон и характера распределения между ними прав и обязанностей. По этому критерию различают односторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения.

Основная отличительная особенность односторонних правоотношений заключается в том, что каждая из двух участвующих в них сторон имеет по отношению к другой или только права, или только обязанности. Типичным примером может служить договор дарения.

Характерным признаком двустороннего правоотношения является наличие у каждой из двух участвующих сторон взаимных прав и обязанностей (договор подряда, найма, купли-продажи). Отличительной особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон и наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении каждому субъективному праву одной стороны соответствует юридическая обязанность другой стороны. Примером может послужить любая гражданско-правовая сделка в которой помимо двух сторон участвует посредник.

Существуют и другие критерии классификации правоотношений. Выделение некоторых из них имеет важное теоретическое и практическое значение. Например, подразделение правоотношений на: регулятивные, связанные с установлением субъективных прав и обязанностей сторон и их реализацией, и на охранительные, возникающие в случае нарушения субъективных прав и обязанностей сторон. Таковым также является деление правоотношений на относительные и абсолютные. Правоотношения, в которых осуществление субъективного права одного лица может достигаться лишь через соответствующие действия другого, обязанного лица, в юридической литературе принято называть относительными. Правоотношения же, в которых субъективное право выступает в виде обеспеченной в законодательном порядке возможности собственного поведения, свободы осуществлять свое право, относят к категории абсолютных. Классическим примером является содержание правомочий собственника - самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Требования собственника, которые при этом могут возникнуть и зачастую возникают, сводятся лишь к устранению препятствий, стоящих на пути к осуществлению его субъективного права.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно заключить, что правоотношения это те же необходимые для существования людей общественные отношения, только получившие через законодателя и другие правотворческие органы свою юридическую оценку и тем самым взятые под охрану государства. Основой правовых отношений выступает норма права, закрепленная в действующем законодательстве РФ.

3. Нормы права и правовые отношения: проблемы соотношения

Вопрос о проблемах соотношения норм права и правовых отношений является дискуссионным в юридической науке. Так, соотношение норм права и правоотношений зависит в первую очередь, от типа правопонимания. С точки зрения нормативного подхода к правопониманию нормы права носят первичный характер, являются предпосылкой возникновения правоотношения.

Нормы права представляют собой общие правила, модели поведения, которые конкретизируются в правоотношениях. С точки зрения социологического подхода их соотношение выглядит следующим образом: первоначально возникают определенные отношения, их замечает законодатель, на их основе создаются нормы права, которые в свою очередь порождают правоотношения. Однако в любом случае очевидно одно: нельзя понять сущность правоотношения вне связи с правовой нормой и наоборот. Применительно к отечественной теории права соотношение правовых норм и правовых отношений проявляется в следующих связях:
правовое отношение возникает и функционирует только на основе норм права. Правовое отношение имеется лишь там, где есть предусматривающая его норма.
Субъекты не могут сами, вопреки воле государства, устанавливать угодные им правоотношения - такие отношения официальная власть не будет охранять, следовательно, они не приобретут качество правовых отношений.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

правоотношение есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Правоотношение - это норма права в действии. Именно в правовом отношении проявляется эффективность правового предписания, достигается поставленная цель. Конечные цели их в принципе совпадают, они призваны урегулировать определенное общественное отношение, скоординировать взаимное поведение соответствующих физических и юридических лиц.

норма права и правоотношение являются составными частями (элементами) единого механизма правового регулирования. В рамках МПР они выполняют, помимо специфических, некоторые общие функции. Они являются главными компонентами МПР, без которых указанный механизм попросту не мог бы работать.

норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения, в диспозиции - на права и обязанности его субъектов, в санкции - на возможные последствия нарушения нормы и существующего на ее основе правоотношения. Норма права содержит в себе модель реального общественного отношения, а значит, и правоотношения как его юридической формы.

Так, норма права предусматривает условия возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Указания на эти условия содержатся в гипотезе нормы. Здесь же предусматривается и тот «набор» признаков, которые относятся к субъектам. В диспозиции нормы предусматриваются права и обязанности участников данного правоотношения, запреты и ограничения. Санкция юридической нормы моделирует охранительное правоотношение, которое может возникнуть в случае, если участники правоотношения нарушат запреты, либо откажутся от выполнения юридических обязанностей. И гипотеза, и диспозиция правовой нормы предусматривают основные признаки общественного отношения, которое регулируется правоотношением. Например, норма уголовного права, запрещающая кражу, в качестве объекта правоотношения предполагает отношения собственности, и их нормальное функционирование.

Норма семейного права указывает права и обязанности родителей по воспитанию детей. Объектом данной нормы являются фактические семейные отношения между родителями и детьми. В общих чертах этот объект правоотношения предусматривается в норме семейного права.

Следует отметить, что в целом правовая норма конструирует идеальную модель правоотношений, являясь при этом правилом поведения абстрактного характера. Она адресована неопределенному кругу лиц и рассчитана на неоднократное применение при условии приближения конкретного юридического факта к выраженной в ней идеальной модели правовых отношений.

Таким образом, правовая норма выступает в качестве образца правоотношений, и отделять понятие «нормы права» от понятия «правовых отношений» не представляется невозможным.

норма право отношение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные вопросы в курсовой работе позволяют прийти к выводу о том, что нормы права - это одна из ипостасей права, наряду с идеями и общественными отношениями.

Правовая норма- это элементарная единица права, общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретных отношений. Правовые нормы, составляющие право, несмотря на все их разнообразие, имеют отличительные признаки. Они тесно связаны между собой, согласованны и образуют единую систему, классификацию. Нормы права также находят свое выражение в статьях нормативно-правовых актов. Норма права имеет соответствующую структуру, которая содержит элементы, тесно связанные между собой. Традиционно принято считать, что в структуру правовой нормы входят три элемента: гипотеза, диспозиция и санкция. Таким образом, несмотря на дискуссионность вопроса, можно утверждать, что логическая структура нормы содержит три элемента - гипотезу, диспозицию, санкцию.

Норма права, по существу, является большим дискуссионным вопросом юридической науки. Но, несмотря на многообразие приводимых мнений, и точек зрения, принадлежащих как советской, так и современной историографии, все исследования данной проблемы приводят, в конечном счете, к вопросу о значении юридической науки, которое состоит в глубоком исследовании сложных и многообразных процессов развития государственности и жизни общества, в котором мы живем.

Правоотношения составляют основную сферу общественной жизни. Везде, где существует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения - одна из главных проблем теории права. Итак, правовые отношения это те отношения, которые урегулированы нормами права.

Юридическим содержанием правоотношения выступает неопределенное количество возможностей, в то время как фактическое содержание определяет лишь один из возможных вариантов реализации субъектного права. Соотношение юридического и фактического содержания определяют полное содержание правоотношения. Структура правового отношения состоит из следующих четырех необходимых элемента: субъекты, объект, право и обязанность

На основании всего вышеизложенного можно заключить, что правоотношения это те же необходимые для существования людей общественные отношения, только получившие через законодателя и другие правотворческие органы свою юридическую оценку и тем самым взятые под охрану государства.

Таким образом, правовая норма выступает в качестве образца правоотношений, и отделять понятие «нормы права» от понятия «правовых отношений» не представляется невозможным.

Список используемой литературы

1. Конституция РФ.- Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,2011.-48с.-(Кодексы и законы РФ)

Гражданский кодекс РФ. Части 1,2,3.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2011.-448с.

Семейный кодекс РФ.- Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,2011.-75с.-(Кодексы и законы РФ)

Уголовный кодекс РФ.- Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,2011.-191с.-(Кодексы и законы РФ)

Алексеев С.С. Проблемы теории права.- Свердловск.-1999, Т. 1

6.Бабаев В.К. Теория государства и права: в схемах и определениях, Тема 8 «Нормы права» М.: Юристъ,2006,-237с.

Венгеров А.Б. Теория государства и права.-3-е изд., исп. и доп.-М.: Омега-Л,2006.-608с.

Лазарев В.В. Общая теория государства и права, 3-е изд., перераб. и доп., М.: Юристъ,2003.-520с.

Малько А.В. Теория государства и права: учебно-методическое пособие.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ,2007.-300с.

Малько А.В. Краткий юридический словарь. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2007.-496 с.

Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2-х т. Т.2. М.:,2000.-776с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник.-М.:,2004.-512с.

Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник, 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство Эксмо,2005.-448с.

15. Носков Б.П. Административное право: учебно- методич. комплекс. Ч.1,Орел.:Орел ГТУ,2007.-161с., С.123-145.

16. .Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для вузов, М.: Академический проект,2005.-816с.

Радько Т.Н. Теория государства и права: Хрестоматия учебник для вузов, М.: Академический проект,2005.-720с.

Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Х., 2000.-604с.

Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов, 5-е изд., М.: Юстицинформ, 2006.- 704с.

Черданцев А.Ф.Теория государства и права: учебник.М.:1999.-645с.

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.: учебное пособие: Репринт. Изд. По изд.1910-1912г.М.:,1995.Т.1. Вып.1. с.236.

Пугинский Б.И. О норме права. Теоретические проблемы права// Журнал «Вестник Московского университета», Серия 11, Право,1999., № 5,с.23-33.

В договоре строительного подряда указан срок гарантии по устранению дефектов работ продолжительностью один год. Правомерно ли такое условие договора, если согласно ст. 724 ГК РФ гарантийный срок в любом случае должен составлять не менее двух лет, а в соответствии со ст. 756 ГК РФ установлен пятилетний гарантийный период? Каким сроком следует руководствоваться в случае разногласий между сторонами по поводу устранения выявленных дефектов работ: один год, два года или пять лет?

В договорной практике условие о гарантированном качестве строительных работ получило название "период ответственности за дефекты". Гарантийный срок начинает течь с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком.

По общему правилу, условие о гарантированном качестве выполненных работ устанавливается договором. Поэтому вполне допустимо установление в договоре условия о гарантийном сроке продолжительностью один год.

Однако следует различать понятия "гарантийный срок" и "предельный срок для обнаружения недостатков". Согласно п. 4 ст. 724 ГК РФ, если установленный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки результата работы обнаружены заказчиком по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, подрядчик несет ответственность, если заказчик докажет, что недостатки возникли до передачи ему результата работы или по причинам, возникшим до этого момента. Таким образом, гарантийный срок определяется условиями договора, а предельный срок для обнаружения недостатков работы - законом, он составляет в любом случае два года. В качестве особого правила для договоров строительного подряда установлен более длительный предельный срок для обнаружения недостатков продолжительностью пять лет*(317). Важно подчеркнуть, что возможность уменьшения предельного срока для обнаружения недостатков законом не предусмотрена*(318).

Принципиальная разница между гарантийным сроком и предельным сроком для обнаружения недостатков видится в том, что при обнаружении недостатков выполненной работы в течение гарантийного срока заказчик не должен доказывать, по каким причинам и в какое время были допущены недостатки работы. Можно сказать, что на подрядчике в этом случае лежит безусловное обязательство по устранению обнаруженных дефектов работ. Если же гарантийный срок уже истек, но недостатки выявлены в течение предельного срока для их обнаружения, заказчик обязан доказать, когда именно возникли эти недостатки, т.е. до приемки выполненных работ или по причинам, возникшим до этого момента.

Таким образом, в случае разногласий между сторонами по поводу определения срока обнаружения дефектов строительных работ следует применять, во-первых, срок продолжительностью один год (т.к. он установлен условиями договора), во-вторых, срок продолжительностью пять лет (т.к. это законно установленный предельный срок для обнаружения недостатков, возникших до приемки заказчиком результата работ)*(319).

Еще по теме В договоре строительного подряда указан срок гарантии по устранению дефектов работ продолжительностью один год. Правомерно ли такое условие договора, если согласно ст. 724 ГК РФ гарантийный срок в любом случае должен составлять не менее двух лет, а в соответствии со ст. 756 ГК РФ установлен пятилетний гарантийный период? Каким сроком следует руководствоваться в случае разногласий между сторонами по поводу устранения выявленных дефектов работ: один год, два года или пять лет?:

  1. В договоре субподряда указан срок действия договора: "...до конца 2008 г.". Нужно ли заключать новый договор на каждый год до истечения срока действия предыдущего договора?
  2. Правомерно ли составлять протокол разногласий на проект договора, в тексте которого контрагент указал, что данный договор является договором присоединения?
  3. Заказчик обнаружил недостатки в выполненных строительных работах после истечения гарантийного срока, хотя предельный пятилетний срок для обнаружения недостатков еще не истек. Что именно доказывает заказчик: что обнаруженные недостатки возникли до истечения гарантийного срока или же до момента приемки работ?
  4. На кого из субъектов строительной деятельности (заказчик, подрядчик, субподрядчик) правомерно налагать административное взыскание, в том числе в виде приостановления деятельности на срок до 90 дней, например, за отсутствие технической документации, разрешения на строительство и т.п.? Меняется ли субъект административной ответственности в зависимости от содержания договора, например, если в договоре предусмотрено, что все согласования получает подрядчик? На кого должны налагаться договорные санкц
  5. К статье 606 ГК РФ ("Договор аренды"), статье 665 ГК РФ ("Договор финансовой аренды"), статье 702 ГК РФ ("Договор подряда"), статье 740 ГК РФ ("Договор строительного подряда"), статье 758 ГК РФ ("Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ"), статье 769 ГК РФ ("Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ"), статье 779 ГК РФ ("Договор возмездного оказания услуг"), статье 784 ГК РФ ("Общие положения о перевозке"), статье 801 ГК
  6. Можно ли в условиях договора генерального подряда обязать генерального подрядчика в случае его ликвидации перевести свои гарантийные обязательства на субподрядчиков?
  7. Заказчик и генеральный подрядчик являются аффилированными компаниями, т.к. учредителем обоих юридических лиц выступает одно и то же лицо. Целесообразно ли включать в договор генерального подряда условия о предоставлении банковской гарантии и (или) о гарантийном удержании?