Как открыть консульство. Почетное консульство

УТВЕРЖДЕНО
приказом по
Министерству Иностранных дел
Российской Федерации
от 13 октября 1998 года

ПОЛОЖЕНИЕ
о почетном консуле Российской Федерации*

В настоящем Положении приводимые ниже термины имеют следующее значение:

1. "Консульское учреждение Российской Федерации" (именуемое в дальнейшем "консульское учреждение") означает любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство, в том числе возглавляемое почетным консульским должностным лицом.

2. "Консульский округ" - район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций.

3. "Почетный консул Российской Федерации" означает любое лицо, не являющееся штатным консульским должностным лицом, которому поручено выполнение отдельных консульских функций на территории государства пребывания от имени Российской Федерации.

4. "Консульские помещения" означают используемые исключительно для целей консульского учреждения здания или части зданий и обслуживающий данное здание или части зданий земельный участок.

5. "Консульские архивы" включают все бумаги, документы, корреспонденцию, фильмы, ленты звукозаписи и реестры консульского учреждения, вместе с картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенные для обеспечения их сохранности или хранения и относящиеся к служебной деятельности консульского учреждения.

Раздел I. Задачи и организация деятельности почетного консула Российской Федерации

Задачи и организация деятельности
почетного консула Российской Федерации

Глава I. Общие положения

Общие положения

1.1. Министерство иностранных дел Российской Федерации с согласия государства пребывания может поручить выполнение отдельных консульских функций почетным консулам Российской Федерации.

1.2. Почетным консулом может быть как гражданин Российской Федерации, так и гражданин иностранного государства, из числа лиц, занимающих видное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции.

1.3. Почетный консул не состоит на государственной службе Российской Федерации.

1.4. Почетный консул защищает в своем консульском округе права и интересы Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц.

В пределах своей компетенции почетный консул содействует развитию дружественных отношений Российской Федерации с государством пребывания, расширению экономических, торговых, научных, культурных и иных связей.

1.5. В своей деятельности почетный консул руководствуется законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, общепризнанными нормами и принципами международного права, а также настоящим Положением.

1.6. Почетный консул подчиняется Министерству иностранных дел Российской Федерации и выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации в государстве пребывания, а в отсутствие таковых - Министерства иностранных дел Российской Федерации или, по его поручению, российского дипломатического представительства в сопредельном государстве.

По указанию дипломатического представительства или консульского учереждения Российской Федерации почетный консул может выполнять и иные консульские функции, не предусмотренные настоящим Положением, если выполнение последних не противоречит законодательству Российской Федерации и государства пребывания.

1.7. Почетные консулы подразделяются на следующие классы:

а) почетный генеральный консул,

б) почетный консул,

в) почетный вице-консул,

г) почетный консульский агент.

1.8. Местонахождение резиденции и канцелярии почетного консула, его класс и консульский округ определяются по соглашению с государством пребывания.

1.9. Почетный консул имеет соответствующий консульский реквизит:

Государственный флаг Российской Федерации;

Консульский щит с Государственным гербом Российской Федерации;

Печать с изображением Государственного герба Российский Федерации и названием консульского учреждения на русском языке;

Штампы и бланки.

Указанный консульский реквизит является государственной собственностью Российской Федерации. Почетный консул принимает меры по обеспечению его сохранности и неприкосновенности.

1.10. Почетный консул имеет право:

Поднимать Государственный флаг Российской Федерации на занимаемых зданиях или на территории, занимаемой его резиденцией, а также, когда это связано с исполнением консульских функций, на своих средствах передвижения;

Укреплять на занимаемых зданиях консульский щит с изображением Государственного герба Российской Федерации и названием консульского учреждения на русском и языке (языках) государства пребывания.

При осуществлении прав, указанных в настоящем пункте, должны приниматься во внимание законодательство Российской Федерации и государства пребывания.

1.11. Канцелярия консульского учреждения, возглавляемого почетным консулом, ведется отдельно от делопроизводства, не имеющего отношения к его служебной деятельности, а их смешивание или объединение не допускается.

Глава II. Порядок назначения почетного консула и прекращение его деятельности

Порядок назначения почетного консула
и прекращение его деятельности

2.1. Почетный консул назначается Министром иностранных дел Российской Федерации или лицом, его замещающим, по предложению дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации и с согласия властей государства пребывания.

2.2. При назначении почетный консул получает патент, удостоверяющий его полномочия и указывающий его полное имя, фамилию, гражданство, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения.

Консульский патент почетного консула подписывается Министром иностранных дел Российской Федерации или лицом, его замещающим.

2.3. Почетный консул приступает к исполнению своих функций по получении согласия (экзекватуры) государства пребывания.

Дата выдачи экзекватуры или другого заменяющего ее документа почетному консулу, дата его вступления в должность сообщаются Министерству иностранных дел Российской Федерации дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, под чьим непосредственным руководством он действует.

2.4. Лицо, назначенное почетным консулом, дает письменное обязательство о том, что оно будет исправно выполнять порученные консульские функции и не будет требовать за это заработной платы или другого вознаграждения.

2.5. В случае, если почетный консул по каким-либо причинам не может временно выполнять свои функции, его обязанности могут быть возложены дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации с согласия государства пребывания на почетного консула Российской Федерации, действующего в другом консульском округе на территории этого государства.

Во всех случаях временного отсутствия в консульском округе почетный консул заблаговременно информирует об этом дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

2.6. Почетный консул освобождается от обязанностей Министром иностранных дел Российской Федерации или лицом, его замещающим.

Почетный консул прекращает свои функции:

а) по уведомлению властей государства пребывания главой дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о том, что полномочия почетного консула прекращаются и его патент аннулирован;

б) по уведомлению властями государства пребывания главы дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о том, что государство пребывания перестало считать его почетным консулом и его экзекватура аннулируется;

в) по личному ходатайству почетного консула, которое с обоснованием причин он направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, под чьим непосредственным руководством он действует.

2.7. При назначении на пост и уходе с поста почетный консул принимает и передает по акту гербовую печать, штампы, бланки, кассу, архив и другой консульский реквизит дипломатическому представительству или консульскому учреждению Российской Федерации, под чьим непосредственным руководством он действует.

2.8. Глава дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации уведомляет власти государства пребывания о прекращении выполнения почетным консулом функций и информирует об этом Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Глава III. Порядок выполнения почетным консулом своих функций

Порядок выполнения почетным консулом своих функций

3.1. Почетный консул выполняет возложенные на него функции лично.

3.2. Почетный консул может обращаться к властям государства пребывания в консульском округе по вопросам своей консульской деятельности.

3.3. Почетный консул сносится с российскими и иностранными учреждениями и организациями, а также с частными лицами, находящимися вне консульского округа, в связи с выполнением им консульских функций исключительно через дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, под руководством которого он действует.

3.4. Почетный консул при содействии дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации организует в соответствии с действующими инструкциями МИД России делопроизводство и хранение консульского архива, обеспечивает его сохранность и безопасность.

3.5. Регистрационными журналами, штампами и другим необходимым консульским реквизитом почетный консул обеспечивается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в государстве пребывания, под чьим непосредственным руководством он действует.

3.6. Почетный консул может заниматься коммерческой или профессиональной деятельностью.

3.7. Жалобы на действия почетного консула рассматриваются в порядке подчиненности дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в государстве пребывания.

Раздел II. Функции почетного консула Российской Федерации в отношении граждан и юридических лиц

Функции почетного консула Российской Федерации
в отношении граждан и юридических лиц

Глава IV. Общие положения

Общие положения

4.1. Почетный консул во взаимодействии с дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, под руководством которого он действует, защищает права и законные интересы граждан и юридических лиц Российской Федерации, принимает меры к тому, чтобы граждане и юридические лица Российской Федерации пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, а также общепризнанными нормами и принципами международного права.

4.2. По заявлениям граждан и юридических лиц Российской Федерации, находящихся в консульском округе почетного консула Российской Федерации, последний принимает все необходимые меры для восстановления их нарушенных прав и интересов.

4.3. Если восстановление нарушенных прав и интересов не последует в результате обращения почетного консула к властям консульского округа, то он информирует об обстоятельствах дела главу дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, под чьим непосредственным руководством он действует, и, при необходимости, Министерство иностранных дел Российской Федерации.

4.4. Почетный консул осуществляет регистрацию граждан Российской Федерации, находящихся на территории его консульского округа.

4.5. Почетный консул информирует граждан Российской Федерации, находящихся в его консульском округе, о законах, правилах и обычаях государства пребывания.

4.6. Почетный консул участвует в мероприятиях по обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений на территории государства пребывания, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений.

4.7. Почетный консул по согласованию с дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации имеет право представлять в учреждениях государства пребывания интересы граждан Российской Федерации, если последние отсутствуют и не поручили ведение дела какому-либо лицу или не в состоянии защищать свои интересы по другим причинам. Это представительство продолжается до тех пор, пока представляемые не назначат своих уполномоченных, не возьмут на себя защиту своих прав и интересов или не откажутся от представления почетным консулом их интересов.

Глава V. опеки и попечительства

Функции почетного консула
в отношении опеки и попечительства

5. Почетный консул по согласованию с дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации принимает меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его консульском округе несовершеннолетними гражданами Российской Федерации, которые остались без родительского попечения, а также для защиты их личных и имущественных прав и интересов.

Почетный консул принимает меры к установлению опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными совершеннолетними гражданами Российской Федерации, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Глава VI. Функции почетного консула в отношении имущества граждан Российской Федерации

Функции почетного консула в отношении
имущества граждан Российской Федерации

6.1. Почетный консул, получивший сообщение об открывшемся наследстве в пользу проживающих в Российской Федерации российских граждан, обязан известить об этом тех наследников, место жительства или работы которых ему известно.

Если почетный консул не располагает такими сведениями, он незамедлительно сообщает обо всех известных ему фактах о наследстве и возможных наследниках в дипломатическое представительство или консульское учреждение, под чьим непосредственным руководством он действует.

6.2. Почетный консул принимает наследственное имущество для передачи находящимся в Российской Федерации наследникам, если это не противоречит законодательству государства пребывания.

6.3. Почетный консул в случае смерти гражданина Российской Федерации безотлагательно уведомляет об этом дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации и по согласованию с ним принимает меры к охране имущества, оставшегося после смерти гражданина Российской Федерации, или по его продаже, если оставшееся имущество полностью или частично подвержено порче. Вырученные деньги должны передаваться по принадлежности.

6.4. Почетный консул по согласованию с дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации может принимать на хранение деньги, ценности, ценные бумаги и документы, принадлежащие гражданам Российской Федерации.

6.5. Почетный консул может содействовать иностранным гражданам и организациям в оказании ими гуманитарной помощи, а также в оформлении передачи денег, ценностей и имущества в дар Российской Федерации, юридическим лицам и гражданам Российской Федерации.

Глава VII. Функции почетного консула в отношении граждан Российской Федерации, пропавших без вести, находящихся под арестом, задержанных или лишенных свободы в иной форме, или отбывающих наказание

Функции почетного консула в отношении
граждан Российской Федерации, пропавших без вести,
находящихся под арестом, задержанных
или лишенных свободы в иной форме, или отбывающих наказание

7.1. Почетный консул обращается к компетентным властям на территории его консульского округа за содействием в розыске пропавших без вести граждан Российской Федерации.

7.2. В случае ареста, задержания или лишения свободы в иной форме граждан Российской Федерации почетный консул незамедлительно информирует об этом дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве пребывания и действует в соответствии с полученными от них указаниями.

7.3. Почетный консул по согласованию с дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации имеет право посещать любого гражданина Российской Федерации, заключенного под стражу или задержанного по подозрению в совершении преступления, или подвергнутого иным мерам, ограничивающим его свободу, или отбывающего наказание в виде лишения свободы, а равно подвергаемого иным мерам уголовного или административного воздействия на территории консульского округа, вести с ним переписку, принимать меры к обеспечению ему юридического представительства, а также выступать от его имени, за исключением случаев, когда последний определенно возражает против этого.

7.4. Почетный консул при личной встрече с задержанным, находящимся в тюрьме или под стражей гражданином Российской Федерации, должен убедиться, что в отношении последнего соблюдаются законы государства пребывания, положения международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, а также общепризнанные нормы и принципы международного права.

В случае установления нарушений он немедленно информирует об этом дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Глава VIII. Функции почетного консула по вопросам истребования документов

Функции почетного консула
по вопросам истребования документов

8. Почетный консул принимает заявления и ходатайства об истребовании документов из Российской Федерации и направляет их на рассмотрение дипломатическому представительству или консульскому учреждению Российской Федерации. По поручению последних почетный консул занимается вопросами истребования документов местного происхождения по ходатайствам организаций и физических лиц, находящихся в Российской Федерации.

Глава IX. Консульские сборы и возмещение фактических расходов, связанных с выполнением консульских функций

Консульские сборы и возмещение фактических расходов,
связанных с выполнением консульских функций

9.1. За совершение консульских действий почетный консул взимает консульские сборы в соответствии с Тарифом консульских сборов Российской Федерации.

Консульские сборы зачисляются в доход Федерального бюджета Российской Федерации.

9.2. Почетный консул имеет право взимать плату для покрытия фактических расходов, связанных с выполнением им консульских действий. Получаемые в этом случае средства по согласованию с дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации могут поступать в распоряжение почетного консула.

9.3. Взимание консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов производится в валюте государства пребывания или в любой другой свободно конвертируемой валюте, если это не противоречит законодательству государства пребывания.

В подтверждение оплаты сбора заявителю выдается квитанция, заверяемая печатью консульского учреждения.

9.4. Почетный консул представляет отчеты о полученных им денежных средствах в качестве консульских сборов и в счет компенсации фактических расходов дипломатическому представительству или консульскому учреждению Российской Федерации.

9.5. В отдельных случаях почетному консулу предоставляется право понижать размеры консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов или совсем их не взимать с граждан Российской Федерации по их письменным ходатайствам, если указанные в них причины будут признаны уважительными.

В случае снижения тарифных ставок или освобождения заявителя от оплаты сбора в книге регистрации консульских операций производится соответствующая запись.

9.6. Почетный консул не взимает консульские сборы:

а) при наличии двустороннего соглашения об отказе от взимания консульских сборов;

б) за истребование документов о трудовом стаже, социальном обеспечении граждан (пенсионные вопросы), по алиментным делам, по делам опеки и установления отцовства, за выдачу свидетельств при изменении, дополнении и исправлении записей актов о рождении в случаях усыновления (удочерения), установления отцовства;

в) с Героев Советского Союза, Героев Российской федерации, полных кавалеров орденов Славы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны и других лиц, имеющих право на эти льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) в иных случаях, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Раздел III

Глава Х. Функции почетного консула в отношении морских и воздушных судов Российской Федерации

Функции почетного консула в отношении морских и воздушных судов
Российской Федерации

10.1. Почетный консул во взаимодействии с дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации оказывает содействие и консульскую помощь морским и воздушным судам Российской Федерации, находящимся соответственно в портах территориальных морях и внутренних водах, на аэродромах и в других пунктах государства пребывания в пределах его консульского округа, следит за тем, чтобы российским судам предоставлялись в полном объеме права и иммунитеты в соответствии с законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания.

10.2. Почетный консул информирует капитанов и командиров судов Российской Федерации о санитарном состоянии местности, правилах порта, местных законах и правилах, которыми следует руководствоваться капитану судна и членам экипажа, а также сообщает другие сведения, необходимые при сношении капитанов или командиров судов с властями государства пребывания.

10.3. Почетный консул может посетить прибывшее судно Российской Федерации и в необходимых случаях сопровождать капитанов или командиров судов Российской Федерации при нанесении визитов должностным лицам государства пребывания.

10.4. Почетный консул оказывает помощь капитанам или командирам судов Российской Федерации в установлении связи с дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в государстве пребывания.

10.5. Почетный консул получает от капитанов судов Российской Федерации информацию об обстоятельствах плавания.

По поручению дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации он может делать отметки в судовых ролях об изменениях в составе судового экипажа.

10.6. Почетный консул имеет право:

а) способствовать входу судна Российской Федерации в порт или посадке в аэропорту, пребыванию, выходу или вылету из них;

б) содействовать разрешению споров, которые могут возникнуть у капитанов или командиров с членами экипажей судов Российской Федерации, а также портовыми и другими местными организациями и фирмами, полицейскими, таможенными и иными властями государства пребывания;

в) принимать различные документы в отношении российских судов и информировать о них дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве пребывания.

10.7. В случае необходимости и по согласованию с дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, под чьим непосредственным руководством он действует, почетный консул организует лечение и отправку в Российскую Федерацию членов экипажей и пассажиров морских и воздушных судов Российской Федерации.

В случае оставления тяжело больного гражданина Российской Федерации - члена экипажа или пассажира судна под флагом Российской Федерации или иностранного государства на излечение в государстве пребывания почетный консул по согласованию с дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации следит за ходом лечения и способствует его отправке в Российскую Федерацию.

В случае смерти члена экипажа или пассажира - гражданина Российской Федерации по согласованию с дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации почетный консул принимает меры к отправке тела умершего, его документов и личных вещей в Российскую Федерацию.

10.8. В случае, если судно представляемого государства потерпит крушение, сядет на мель или потерпит какую-либо другую аварию во внутренних водах или территориальном море государства пребывания, почетный консул немедленно извещает об этом дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, под чьим непосредственным руководством он действует, принимает все зависящие от него меры к спасению пассажиров, экипажа, судна и груза.

Почетный консул оказывает помощь капитанам или командирам судов Российской Федерации в организации медицинской помощи пострадавшим гражданам Российской Федерации и, в случае необходимости, их отправке в Российскую Федерацию, в оформлении акта о морском протесте и других документов.

10.9. Почетный консул имеет право по просьбе капитанов или командиров морских и воздушных судов Российской Федерации выдавать свидетельства, в которых указываются время прибытия и убытия судна, день явки капитана или командира в канцелярию почетного консула, порт назначения, число пассажиров, а также количество, род и место назначения груза.

10.10. Если по имеющимся у почетного консула сведениям заход судна Российской Федерации в какой-либо порт представляется небезопасным или невозможным, он предупреждает об этом капитана или командира судна.

Раздел IV

Глава XI. Функции почетного консула в отношении автомобильного и железнодорожного транспорта и судов речного флота Российской Федерации

Функции почетного консула в отношении автомобильного
и железнодорожного транспорта
и судов речного флота Российской Федерации

11. При выполнении консульских функций в отношении судов речного флота, средств автомобильного и железнодорожного транспорта Российской Федерации почетный консул руководствуется положениями раздела III настоящего Положения.

Раздел V. Функции почетного консула Российской Федерации по санитарной, фитосанитарной и ветеринарной охране

Функции почетного консула Российской
Федерации по санитарной,
фитосанитарной и ветеринарной охране

Глава XII. Функции почетного консула по санитарной охране

Функции почетного консула по санитарной охране

12.1. При появлении карантинных и иных инфекционных заболеваний, в особенности тропических, СПИДа и некоторых других, на ранее свободных от этих заболеваний территориях, почетный консул немедленно сообщает об этом в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, под чьим непосредственным руководством он действует, с указанием названия заболевания, зараженного района, числа случаев и противоэпидемических мер, принятых местными властями.

12.2. Почетный консул информирует в случае необходимости лиц, въезжающих на законных основаниях в Российскую Федерацию, о представлении при въезде в Российскую Федерацию международных сертификатов о прививках.

Глава XIII. Функции почетного консула по фитосанитарной и ветеринарной охране

Функции почетного консула по фитосанитарной
и ветеринарной охране

13.1. При появлении в пределах консульского округа опасных болезней или вредителей сельскохозяйственных растений, а также в случаях массового заболевания скота и птицы или угрозы распространения болезней, общих для человека и животных, почетный консул немедленно сообщает об этом в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, под чьим непосредственным руководством он действует.

13.2. Почетный консул информирует лиц, въезжающих на законных основаниях в Российскую Федерацию, о необходимости представления при въезде в Российскую Федерацию ветеринарных сертификатов на животных, сырье и продукты животного происхождения и о правилах ввоза в Российскую Федерацию семян, живых растений, посадочного материала, свежих плодов и овощей.

Раздел VI. Обязанности почетного консула Российской Федерации по сохранности консульской корреспонденции и его отчетность

Обязанности почетного консула Российской Федерации
по сохранности консульской корреспонденции и его отчетность

Глава XIV

14.1. Государственной собственностью Российской Федерации являются консульские архивы, официальные книги и издания, относящиеся к служебной деятельности почетного консула и предоставленные ему дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.

Консульская корреспонденция почетного консула не может быть опубликована или передана третьим лицам без особого на то разрешения дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, под чьим непосредственным руководством он действует.

14.2. Почетный консул до 31 января каждого года представляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, под чьим непосредственным руководством он действует, отчет о своей консульской деятельности в истекшем году.

В годовом отчете налагаются, в частности, сведения о деятельности почетного консула в отношении временно находящихся и постоянно проживающих в консульском округе граждан Российской Федерации, организаций и фирм с российским участием, экипажей морских и воздушных судов Российской Федерации, посетивших консульский округ, информация об осуществленных консульских действиях, в том числе по защите прав и законных интересов российских физических и юридических лиц, о новых законодательных актах государства пребывания, относящихся к консульской деятельности, а также об основных событиях в торговой, экономической и культурной жизни консульского округа.

14.3. Почетный консул представляет дипломатическому представительству или консульскому учреждению Российской Федерации, под чьим непосредственным руководством он действует, финансовый отчет о полученных в истекшем году суммах денежных средств в качестве консульских сборов за консульские действия и услуги, поступлениях в счет возмещения фактических расходов при осуществлении консульских операций, а также о расходах, связанных с выполнением им консульских функций.

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

Принципы международного права.

Консульства: понятие, функции. Институт почетного консула.

Основные принципы международного права

Принцип – это руководящая идея, основное правило поведения. Во внутригосударственном праве на базе принципов формируется законодательство, развивается правоприменительная практика. Органы законодательной и исполнительной власти, а также судебные органы руковод- ствуются ими в своей деятельности.

Не менее важна роль принципов и в международном праве, т.е. на принципы возлагается ещё более ответственная задача – выступать регу- лятором международных отношений в тех случаях, где в этом есть необ- ходимость. Основные принципы международного права – это не любые принципы международного права, например, принцип свободы открытого моря – он не подходит, поскольку не применяется в общем международ- ном праве. При характеристике основных принципов международного права их следует рассматривать как общепризнанные принципы.

Общепризнанные принципы международного права – это, по сути, нормы международного права, т.е. правила поведения, которыми должны руководствоваться субъекты международного права в процессе междуна- родного общения. Международный суд ООН в своей практике не прово- дит различие между этими понятиями, т.е. общепризнанные принципы тождественны нормам международного права.

Основные принципы международного права – это наиболее важные принципы; наиболее общие нормы международного права, которые обще- признаны всеми субъектами международного права. Другие нормы меж- дународного права должны им соответствовать. Основные принципы ме- ждународного права – это, по сути, императивные нормы особого высше- го порядка (jus cogens), отклонение от которых недопустимо (ст. 53 Вен- ской конвенции о праве международных договоров 1969 г.)

Данные принципы – это наиболее общие правила поведения, кото- рые находят свою детализацию в международных нормативно-правовых актах; они активно применяются на практике; основные принципы уни- версальны, т.к. на их основе возникают различные международно- правовые договоры; они взаимозависимы, и нарушение одного из них влечёт за собой нарушение другого принципа.

В результате принятия Устава ООН в 1945 г. были сформулированы и нашли своё закрепление (ст. 2) такие основные принципы, как:

1. Суверенное равенство всех государств. В международно- правовом плане все государства равны, пользуются правами и ис- полняют обязанности в соответствии с их суверенитетом. Госу- дарства обязаны уважать правосубъектность других государств, т.е. принцип призван гарантировать всем государствам равные права на равный суверенитет. В рамках ООН на заседании Гене- ральной Ассамблеи каждое государство имеет один голос.

2. Добросовестное выполнение международных обязательств. Данное требование обязывает государства неукоснительно со- блюдать свои обязательства, проистекающие из выполнения об- щепризнанных принципов и норм международного права, а также тех обязательств, которые вытекают из их международных дого- воров. Обязанности государств, проистекающие из Устава ООН, имеют преимущественную силу перед иными обязательствами.

3. Разрешение любых споров мирными средствами. Для этого име- ется достаточно широкий спектр международных средств, среди которых: переговоры, посредничество, международные организа- ции и конференции и т.д. Ни сами государства участвующие в споре, ни другие государства не должны предпринимать дейст- вия, ухудшающее положение спорящих сторон, и затруднять мирное урегулирование спора.

4. Неприменение силы или угрозы силой. В соответствии с данным принципом государства принимают на себя обязательства при урегулировании споров не применять силу или её угрозу. Агрес- сивная война является преступлением против мира, и подобные действия влекут за собой ответственность по нормам междуна- родного права. Никакие территориальные приобретения в резуль- тате применения силы не должны признаваться законными.

5. Невмешательство. Государства не должны ни прямо ни косвенно вмешиваться во внутренние дела других государств с целью ухудшения там обстановки путём влияния на политическую, эко- номическую и иную ситуацию внутри этих стран. Каждое госу- дарство имеет неотъемлемое право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без какого-либо внешнего вмешательства.

Однако меры, предпринимаемые ООН в соответствии со ст. 41 и 42 Устава к государству-нарушителю, не могут считаться вмешательством во внутренние дела такого государства.

В то же время «гуманитарная интервенция» под любым предлогом в обход ООН есть прямое нарушение данного принципа и должно получать соответствующую негативную оценку со стороны мирового сообщества.

6. Сотрудничество. Данный принцип обязывает государства стр ить так свои отношения, чтобы в процессе взаимодействия между ними эта деятельность шла бы на пользу каждого из государств, вела к их экономическому росту, культурному процветанию; способствовала совместной борьбе с терроризмом, разрешению эко- логических и иных проблем. Этот принцип развивает принцип мирного сосуществования государств, который был актуален в годы «холодной войны», а сейчас приобрёл другую характеристику, связанную с укреплением понимания среди государств, что им приходится жить в условиях «многополярного мира».

7. Равноправие и самоопределение народов. Каждое государство обязано уважать право народа на создание собственного независимого государства и выбирать свой путь экономического, политического, социального и культурного развития. Этот принцип основан на признании суверенитета нации (для унитарного государства) или суверенитета народа (для федеративного государства с многонациональным населением). Только народ делегирует сво- ему государству в лице главы государства и главы правительства право выступать от имени народа внутри страны и за рубежом.

Данные принципы нашли своё закрепление также и в Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с принципами ООН 1970 г.

В Хельсинки (Финляндия) 1 августа 1975 г. был подписан Заключи- тельный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в ко- торый наряду с уже действующими основными принципами международ- ного права были добавлены ещё три, отраженные впоследствии во всех международно-правовых документах. Они вошли в общий перечень ос- новных принципов международного права и составили общее междуна- родное право, в частности:

8. Нерушимость границ. Государства будут воздерживаться от лю- бых попыток посягательств на государственные границы других стран. Любые территориальные изменения возможны только на основе свободно заключённого международного договора, а так- же по другим основаниям, в соответствии с нормами междуна- родного права

9. Территориальная целостность государств. Государства обязу- ются уважать территориальную целостность других государств. Воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами ООН.

10. Уважение прав человека и основных свобод. Международное со- общество государств через международное право пытается за- щитить права человека и его основные свободы. Для этого были созданы международные организации и подписаны соответст- вующие декларации, направленные на защиту данного принципа как в мирное, так и в военное время.

Принцип уважения государственного суверенитета рассматривает- ся в теории международного права как самостоятельный принцип и как часть принципа суверенного равенства государств.

Основные принципы международного права действуют во всех от- раслях, и ими должны руководствоваться все субъекты международного права. На Венской встрече 1986 г. государства-участники Совещания 1975 г. вновь подтвердили свою приверженность всем данным 10 принципам и утвердили программу имплементации этих принципов.

Основные принципы международного права можно классифициро- вать по следующим группам:

Принципы, касающиеся обеспечения мира и международной безо- пасности: неприменения силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров;

Принципы, касающиеся обеспечения сотрудничества государств: добросовестного выполнения международных обязательств и взаимодей- ствия государств на международной арене;

Принципы, касающиеся обеспечения прав человека, народов и на- ций: равноправие и самоопределение народов; уважение прав человека; суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела государств; нерушимость границ; территориальная целостность госу- дарств.

Отраслевые принципы международного права дополняют и углуб- ляют основные принципы с целью развития всего международного права.

Консульские учреждения

Наряду с дипломатическими государства поддерживают друг с дру- гом консульские отношения и по взаимному согласию обмениваются консульскими представительствами. Как правило, установление ди- пломатических отношений презюмирует согласие на установление и отношений консульских. В то же время консульские учреждения мо- гут открываться на территории государств, которые не поддерживают друг с другом дипломатических отношений, а разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений между ними.

В соответствии со ст. 5 Венской конвенции о консульских сно- шениях 1963 г. консульские учреждения и их персонал выполняют следующие основные функции:

Охрана и защита в государстве пребывания интересов представ- ляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц),оказание им помощи и содействия, а также обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства;

Содействие развитию торговых, экономических, культурных и на- учных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

Выяснение всеми законными путями условий и событий в торго- вой, экономической, культурной и научной жизни государства пребы- вания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

Выдача паспортов и виз, исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязан- ностей, а также выполнение некоторых функций административного характера;

Передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений в соответствии с действующими международными соглашениями или правилам государства пребывания;

Оказание помощи судам и самолетам, имеющим национальность представляемого государства, и их экипажу;

Выполнение других функций, возложенных на консульское уч- реждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания.

В государстве, где нет дипломатического представительства, кон- сульские учреждения могут осуществлять некоторые дипломатические функции.

Количество и класс консульских учреждений, их местонахождение определяются соглашением между государствами. При этом, в отли- чие от дипломатических представительств, консульские учреждения функционируют не в масштабах всего государства, а в пределах кон- сульского округа, границы которого также определяются по взаим- ному согласию и, как правило, охватывают территорию нескольких административно-территориальных единиц государства.

Различают четыре вида консульских учреждений: генеральное кон- сульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство.

По своим функциям и характеру работы они мало отличаются друг от друга. Генеральное консульство обычно открывается в крупных портовых и промышленных центрах и иных населенных пунктах, где представляемое государство имеет особые интересы, консульст- во – в городе, меньшем по размерам и значению. В некоторых слу-

чаях генеральный консул может быть руководителем всех остальных консулов своего государства в стране пребывания или в отдельной ее части.

В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консуль- ских учреждений делятся на четыре класса в соответствии с назва- ниями консульств, которыми они руководят:

1) генеральный консул;

2) консул;

3) вице-консул;

4) консульский агент.

При этом в гене- ральном консульстве кроме генерального консула могут работать несколько консулов, вице-консулов, консульских атташе, являющихся его заместителями или помощниками. Точно так же и в консульстве кроме его главы (консула) могут работать несколько сотрудников, именуемых вице-консулами или консульскими атташе. Кроме консульских должностных лиц к работникам консульского учреждения также относятся консульские служащие (административно-техниче- ские работники) и работники обслуживающего персонала.

Особый вид консульского учреждения – консульский отдел в дипломатическом представительстве, в котором работают сотрудники дипломатического представительства, выполняющие консульские функции. В связи с этим обычно различают консулов «отдельных» (работающих в консульских учреждениях) и консулов «отдельских» (работающих в консульских отделах дипломатических представи- тельств).

Кроме «отдельных» и «отдельских» консулов существуют также нештатные или почетные консулы, полномочия которых, однако, ог- раничены по сравнению с полномочиями штатных консульских долж- ностных лиц. Почетные консулы, как правило, назначаются из числа граждан представляемого государства или государства пребывания, достаточно известных в данном населенном пункте и являющихся адвокатами, предпринимателями или общественными деятелями. Почетные консулы не состоят на государственной службе и выполняют консульские функции параллельно с ведением собственного бизнеса. Заработной платы они не получают и содержатся за счет консульских сборов, взимаемых за оказанные ими услуги.

В последние десятилетия институт почетных консулов получил в мире достаточно широкое распространение. В некоторых стра- нах (Швеция, Финляндия, Дания) их число значительно превышает количество штатных консулов. Что касается нашего государства, то до 1976 г. СССР не принимал иностранных почетных консулов и не назначал своих за границу. В настоящее время ситуация в этой области изменилась и число почетных консулов иностранных государств в России и российских за рубежом неуклонно увеличивается. Приказом МИД РФ от 13 октября 1998 г. было даже утверждено спе- циальное Положение о почетном консуле Российской Федерации.

Главы консульских учреждений назначаются представляемым госу-

дарством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Первым главе консульского учреждения выдается спе- циальный документ – консульский патент, в котором удостоверяется его должность, а также по общему правилу указываются его полное имя и фамилия, категория или класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет патент или подобный ему акт правительству того государства, на территории которого глава учре- ждения должен приступить к работе. Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций при наличии разрешения со стороны государства пребывания, которое называется экзекватурой и оформляется в виде отдельного документа или наложения компе- тентным лицом разрешительной надписи на самом консульском па- тенте. В случае отказа в выдаче экзекватуры государство пребывания не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа1.

Другие должностные лица консульского учреждения в соответствии со ст. 19 Венской конвенции 1963 г., за небольшими исключениями, свободно назначаются представляемым государством на соответст- вующие должности. Тем не менее в соответствии с Конвенцией пред- ставляемое государство должно заблаговременно сообщать государству пребывания полное имя и фамилию, категорию и класс всех консуль- ских должностных лиц, помимо главы консульского учреждения, с тем чтобы государство пребывания могло, если оно этого пожелает, осуще- ствить свои права, предусмотренные п. 3 ст. 23 Конвенции. Этот пункт устанавливает, что «лицо, назначенное в качестве работника консуль- ского учреждения, может быть объявлено неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания или, если оно уже находится в государстве пребывания, до того, как оно приступит к исполнению своих обязанностей в консульском учреждении. В любом таком случае представляемое государство аннулирует его назначение».

Прекращение функций работников консульских учреждений в соответствии со ст. 25 Венской конвенции 1963 г. происходит в случаях:

1 Руководитель консульского отдела дипломатического представительства не нуждается в консульском патенте и экзекватуре. Его назначение происходит в соответствии с правилами о назначении дипломатических работников.

уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении их функций; аннулирования экзекватуры; уведомле- ния государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать их работниками консуль- ского персонала. Кроме того, сами консульские учреждения могут прекратить свою работу в случае начала войны между представляемым государством и государством пребывания, закрытия консульства или когда территория консульского округа включается в состав территории другой страны.

Почетный консул – это лицо, не состоящее на государственной, дипломатической или консульской службе, но выполняющее отдельные консульские функции в стране пребывания по поручению представляемого государства. Жалованья от назначающего государства почетные консулы не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Почетный консул не обязательно является гражданином представляемого государства, он также может быть гражданином государства пребывания и третьего государства в отдельных случаях.

Главная функция почетного консула – это содействие развитию торгово-экономических связей и мореплавания, консульская помощь бизнесменам представляемого государства, защита прав и интересов его граждан.

Статус почетного консула дает доступ в высшие официальные сферы консульского округа, на дипломатические и консульские приемы и т.д.

Согласно Положению о Почетном консуле РФ им может быть как гражданин РФ, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих видное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции.

При назначении почетный консул получает патент, удостоверяющий его полномочия и указывающий его полное имя, фамилию, гражданство, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Почетный консул приступает к исполнению своих обязанностей по получении согласия государства пребывания. Лицо, назначаемое почетным консулом, дает письменное обязательство о том, что оно будет исправно выполнять порученные консульские функции и не будет требовать за это заработной платы или другого вознаграждения.

02/15

Спецпредложения

  • Элитное шале в Южных Альпах Франции, Вальберг Предлагаем купить или арендовать элитное шале в Южных Альпах Франции на лыжном курорте Вальберг.
  • Продается компания работающая в направлении управления финансовыми активами в Швейцарии. Любой, кто хочет купить готовый бизнес в Швейцарии имеет возможность почувствовать себя в роли партнера, приобретя часть акций, либо стать обладателем 100 % стоимостью в 5 миллионов франков. Предложение стоящее и заслуживает внимания.
  • Продается гостиница на 30 номеров в городе Антиб Франция Продается гостиница на 30 номеров в городе Антиб, который считается жемчужиной Лазурного берега Франции.
  • Подбор доходного объекта для бизнеса за рубежом Мы поможем подобрать Вам желаемый вид бизнеса, действующую фирму, объект жилой или коммерческой недвижимости, предприятие или банк - за рубежом и предоставим полный пакет сопутствующих услуг.
  • Бизнес иммиграция - бюджетные варианты Владение бизнесом в Европе не означает предоставление автоматического вида на жительство, но является главным фактором и предпосылкой к его получению.
  • Вид на жительство в Европе | Евросоюзе Вид на жительство в странах Евросоюза, Швейцарии - высокий уровень жизни и бизнеса без ограничений
  • Гражданство Мальты - ЕС Правительство Мальты предлагает новую легальную возможность получить паспорт ЕС. Гражданство Мальты можно получить по Мальтийской Программе Индивидуального Инвестора, которая работает с начала 2014 года.
  • Аренда вилл на курортах Европы Аренда вилл в Европе, на море Выбор и критерии Ваши, комфортная организация отдыха - наша!
  • Cтать хозяином 30 автозаправочных станций в Швейцарии Можно стать хозяином 31 автозаправочной станции. 2 партнерские компании решили продать свой общий бизнес+ стены. Это предприятие существует с далекого 1948 г.
  • Новый дом в Португалии Только построенная вилла - готова к заселению. Стоимость: 270 000 евро
  • Новые квартиры в Барселоне с видом на море Новые квартиры в элитном комплексе Барселоны с панорамным видом нат море. Площадь: от 69 кв. м. до 153 кв. м. Стоимость: от 485 000 евро.
  • ВНЖ, бизнес, инвестиции в Австрию, Швейцарию, Германию. Экономический потенциал Австрии, Швейцарии и Германии можно смело назвать опорой всей экономики Европы.
  • Лазурный Берег как на ладони: продажа пентхауса, Франция, Антиб Пентахус с панорамным видом, Франция, Антиб
  • Красивые дома и виллы в Швейцарии Выгодные приобретения от CHF 600.000
  • Уникальный проект в Швейцарии - возрождение термальных источников Предлагается принять участие в проекте, который входит в число 30-ти проектов, имеющих национальное значение и получающих государственную поддержку. Цель проекта - строительство нового оздоровительного комплекса, состоящего из отеля на 174 номеров на территории с природными термальными источниками.
  • Отель в долине близ озера (Австрия) Гостиница в прекрасной долине в Австрии с рестораном, входит в 5-ку лучших отелей страны с участком земли. Цена: 3 000 000 евро
  • Итальянская Ривьера от застройщика Комфортабельная резиденция с видом на море в г. Бордигера, регион Империя, в 13 км от Сан-Ремо, 4 км от границы с Францией и 31км от Монте Карло
  • Квартиры в Монако Вы хотите снять, купить в Монако недорогую (по этим меркам) квартиру? Мы Вам поможем в этом!
  • Вилла в Монако (Монте-Карло) на продажу Вилла в 5 минутах от Казино в Монте-Карло на продажу
  • Коммерческая недвижимость в Германии за 70% от рыночной стоимости Отличное предложение для инвесторов - дома в Германии от банков за 60-70% их рыночной стоимости!
  • Квартира в центральной части Ниццы Продается квартира в центральной части Ниццы, рядом с православным Русским Собором.
  • Отель в Бриссаго (Швейцария) Продажа 3-звездочного отеля в Швейцарии
  • Доходный бизнес в Швейцарии: Автозаправка в Лозанне! Отлаженный бизнес с постоянным доходом: АЗС, станция техобслуживания и магазин на высокопроездном месте.
  • Коммерческая недвижимость в Германии с 7.5% доходности в год. Инвест - пакет коммерческой недвижимости в Германии от немецкого банка DKB.
  • Пиццерия-кафе в Дюссельдорфе Новая пиццерия на оживленной улице в деловом центре Цена 100 000 евро
  • Прекрасное новое шале с потрясающим панорамным видом на Швейцарские Альпы Прекрасное новое шале с потрясающим панорамным видом на Швейцарские Альпы.
  • Виажер Фонд – гарантированная доходность и легализация во Франции. Виажер (пожизненная рента) - высокорентабельный бизнес на Лазурном берегу Франции.

Идентификатор: 115468

В современном международном праве наиболее известными являются четыре многосторонние консульские конвенции. Но универсальный характер имеет лишь Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Кроме этой универсальной конвенции значительную роль играют конвенции и договоры по консульским вопросам, заключенные на двусторонней основе. В Российской Федерации действуют правовые нормы, уточняющие отдельные положения Венской конвенции 1963 года. Людям, серьезно интересующимся оформлением почетного консульства, рекомендую приобрести и прочитать следующие нормативные акты:

  1. Консульский устав 1976 года;
  2. Положение о консульском учреждении Российской Федерации от 5 ноября 1998, утвержденное Президентом РФ;
  3. Положение о почетном консуле Российской Федерации от 13 октября 1998 года, утвержденное Президентом РФ.

Различают два вида штатных консульских учреждений:

  • Консульские отделы дипломатических представительств
  • Самостоятельные (отдельные от дипломатического представительства) консульские учреждения.

Кроме вышеупомянутых вариантов, государства могут осуществлять консульские сношения через так называемых почетных консулов. Это нештатные консулы, которые за выполнение консульских функций жалованья не получают. Практика показывает, что затраты на открытие почетного консульства стоят того, чтобы их понести. Кратко перечислим основные иммунитеты и привилегии, которыми наделены консульские учреждения и члены их персонала.

Какие преимущества дает почетное консульство и дипломатический паспорт?

  1. Неприкосновенность личности. "Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений". (Статья 41 Венской конвенции 1963).
  2. Дипломатический паспорт и свобода безвизового передвижения по всему миру. Следует иметь в виду, что Российская Федерация не признает двойного гражданства, поэтому при возникновении проблем с российскими властями наличие второго гражданства и второго паспорта другого государства будет игнорироваться, то есть российские власти на своей территории будут рассматривать вас только как гражданина РФ. Если ваш второй паспорт - дипломатический, то вас обязаны выпустить из страны, поскольку официально считается, что вы работаете на иностранное правительство. Российские власти не имеют права производить задержание иностранных дипломатов и консулов. Задержание иностранного правительственного служащего является нарушением норм международного права.
  3. Право беспошлинно ввезти в страну и оформить на консульство три автомобиля. Право иметь красные дипломатические номера автомобилей и парковать автомобиль там, где угодно.
  4. Освобождение консульских помещений "от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин" (Статья 32 Венской конвенции 1963). Почетный консул может ставить визы лицам, направляющимся в представляемое государство, и получать в качестве дохода консульские сборы (Статья 39 Венской конвенции 1963). Почетное консульство может совершать нотариальные действия, выполнять функции органов ЗАГС. Существует возможность открыть магазин tax free при консульстве.
  5. "Консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных". (Статья 49 Венской конвенции 1963).
  6. Возможность проводить культурные, спортивные и другие мероприятия, причем полученный от данных мероприятий доход не облагается налогами.
  7. Возможность через определенный срок пребывания в должности почетного консула получить должность генерального почетного консула (как правило, при продлении полномочий на второй или третий срок). Впоследствии есть возможность получить второе гражданство и второй паспорт за особые заслуги перед государством.
  8. Почетное консульство открывает очень большие возможности. К примеру, эти возможности могут открывать доступ к экспортным ресурсам страны, которую вы представляете, и к её экспортным квотам. В соответствии с дипломатической практикой должность почетного консула является неоплачиваемой, но, тем не менее, может принести значительные прибыли. В ряде случаев почетное консульство может приравниваться к полноценному дипломатическому учреждению. При этом очень важным достоинством почетного консульства является право на беспошлинный ввоз товаров.
  9. Дипломатический паспорт позволяет перемещать через границы любые количества наличных дензнаков, не внося их в таможенную декларацию, не объясняя происхождение денег. Багаж почетного консула освобождается от таможенного досмотра
  10. Статус почетного консула дает массу других льгот и преимуществ. Например, статус почетного консула позволяет получать "бонусы" за подписание разного рода рекомендательных писем и, наконец, заводить множество полезных знакомств в деловых кругах и высших эшелонах власти.

Правовой статус почетных консулов
Глава III Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. устанавливает правовой режим почетных консульских должностных лиц и консульских учреждений, возглавляемых такими должностными лицами. Данный вопрос вызвал широкий обмен мнениями на Венской конференции по консульским сношениям 1963 г. В результате ст. 68 конвенции зафиксировала положение о том, что каждое государство может свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консульских должностных лиц.

Что касается привилегий и иммунитетов, то они должны предоставляться почетным консулам в рамках осуществления ими своих консульских функций. При этом почетным консулом может быть назначен не только гражданин государства отправления, но и гражданин государства пребывания или третьего государства, с согласия государства пребывания. При назначении нештатных (почетных) консулов круг его полномочий определяется государством назначения по согласованию с государством пребывания, что дает возможность наделить почетного консула только определенными функциями (например, развитие экономических и культурных связей). На почетных консулов не распространяется запрет на занятие какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью.

В настоящее время при назначении почетных консулов законодательство ряда стран отдает предпочтение гражданам своего государства, живущим за границей. При отсутствии таковых на этот пост может быть назначен местный житель государства пребывания. Это отражено в законодательстве Франции, Бельгии, Дании, Греции, Уругвая и ряда других стран. Это связано с тем, что функции консула принимают политический характер, поскольку их осуществление происходит от имени представляемого государства. Почетный консул находится под контролем как дипломатического представительства, так и штатного консульства государства пребывания. Ст. 66 Венской Конвенции устанавливает, что почетное консульское должностное лицо не освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и зарплату, которые оно получает от представляемого государства за выполнение консульских функций. Дипломатические и политические функции почетным консулам государства обязуются не поручать. Основными функциями нештатных (почетных) консулов, как правило, являются торговое посредничество и содействие продвижению экспортной продукции представляемого государства на местные рынки.

По заказу от клиента, желающего открыть почетное консульство, и, соответственно, получить дипломатический паспорт, мы готовы рассмотреть возможность оформления статуса почетного консула в различных государствах Африки, Латинской Америки, Европы. Разумеется, если это ни Луна, и ни Марс, ни Соединенные Штаты Америки и не Созвездие Орион.

Возможна работа по странам: Южно-Африканская Республика (Африка), Республика Танзания (Африка), Сенегал (Африка), Королевство Свазиленд (Африка), Республика Бразилия (Латинская Америка), Республика Чили (Латинская Америка), Республика Панама (Латинская Америка), Соединенные Штаты Мексики (Латинская Америка), Республика Польша (Европа), Республика Словакия (Европа), Республика Болгария (Европа), Китай (Азия), Монголия (Азия). А также возможна работа по индивидуальным заказам.

Как начать оформление?
Для начала процедуры оформления почетного консульства необходимо предоставить "правильно и в нужном ключе" написанную краткую автобиографию. Правильно составленная автобиография должна показать респектабельность и серьезность намерений. После рассмотрения автобиографии принимается предварительное решение.

Правительство страны при рассмотрении заявок на почетное консульство рассматривает документы обратившегося человека, состоятельность, происхождение средств, состав семьи, принимает во внимание его возможности и связи. Также принимается во внимание участие человека в благотворительных акциях, если это имело место. Рассматривается, достоин ли данный кандидат того, чтобы представлять государство, сможет ли он внести вклад в развитие межгосударственных и культурных связей. Человека проверяют по Интерполу, проверяют представленную справку об отсутствии судимости. На основании всех этих сведений принимается решение.

Срок оформления и необходимые документы:

Срок оформления почетного консульства - порядка 10-12 месяцев. Оплата наших услуг производится по договору в три этапа - 1/3 при подписании договора и 1/3 по факту оформления почетного консульства, то есть по факту получения экзекватуры (полномочий) и дипломатического паспорта, 1/3 - при получении аккредитации на какой-либо консульский округ (одобрение МИДом РФ).

Претендент должен представить следующие документы:

  1. Автобиографию, изложенную в свободной форме.
  2. Копию загранпаспорта и внутреннего паспорта.
  3. Заверенную нотариусом копию свидетельства о рождении.
  4. Справку об отсутствии судимости.
  5. Документ об образовании (диплом).
  6. Фотографии установленного образца.
  7. Результаты осмотра терапевтом и психиатром.
  8. Две-три положительных характеристики (например, адвоката, врача, бизнес-партнера)
  9. По отдельным странам могут потребоваться дополнительные документы, не перечисленные в этом списке

Ко́нсул (лат. consul) — должностное лицо, которому поручено представляемым государством выполнение консульских функций в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания, т. е. для защиты юридических и экономических интересов своего государства и его граждан. Фактически консульские функции от имени представляемого государства осуществляются специально открываемыми с согласия государства пребывания консульскими учреждениями.

Нештатный (почётный) консул — лицо, не состоящее на дипломатической службе представляемого государства, но выполняющее некоторые консульские функции. Как правило, это представители деловых кругов государства пребывания. Обычно почётные консулы не могут выдавать документы строгой отчётности (паспорта, визы и т. д.), но могут выступать с ходатайствами перед властями государства пребывания (гражданами которого они обычно и являются). Не получая за исполнение консульских функций от представляемого государства заработной платы, они могут обращать в свою пользу часть консульских сборов. Известны случаи недобросовестного использования прерогатив почётного консула (некоторые слаборазвитые страны фактически продают консульские патенты).

Почетное консульство

Почетное консульство - это разновидность консульского учреждения, которое возглавляет нештатный почетный консул , который не получает жалования от страны его назначившей, но при этом находится на государственной службе страны назначения. При этом почетный консул финансирует открытие почетного консульства и организацию его работы. Выполняет свои функции на общественных началах. Почетный консул как глава почетного консульства в иерархии консулов находится в подчинении генерального консула или чрезвычайного полномочного посла. На самом деле это подчинение носит скорее формальный характер, потому что на деле все сводится к организации почетным консульством за свой счет одного или двух мероприятий в консульском округе (согласно экзекватуре это может быть город или область). Эти мероприятия могут носить торговый, деловой, спортивный или культурный характер. Учитывая протяженность нашей страны и огромные просторы, которые не может охватить организованное в Москве посольство какой либо страны, с которой у России установлены дипломатические и консульские отношения, открытие почетных консульств очень актуально.

Почему-то когда речь идет о почетном консульстве, всегда говорится о главной привилегии - дипломатическом паспорте и дипломатической неприкосновенности. Наиболее подробно преимущества обладания этим паспортом изложены в разделе «дипломатический паспорт - почетное консульство» данного Интернет ресурса. Те, кто интересуется этим вопросом, могут прочитать соответствующий раздел.

Правовой статус почетных консулов

Глава III Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. устанавливает правовой режим почетных консульских должностных лиц и консульских учреждений, возглавляемых такими должностными лицами. Данный вопрос вызвал широкий обмен мнениями на Венской конференции по консульским сношениям 1963 г. В результате ст. 68 конвенции зафиксировала положение о том, что каждое государство может свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консульских должностных лиц.

Что касается привилегий и иммунитетов , то они должны предоставляться почетным консулам в рамках осуществления ими своих консульских функций. При этом почетным консулом может быть назначен не только гражданин государства отправления, но и гражданин государства пребывания или третьего государства, с согласия государства пребывания. При назначении круг его полномочий определяется государством назначения по согласованию с государством пребывания, что дает возможность наделить почетного консула только определенными функциями (например, развитие экономических и культурных связей). На почетных консулов не распространяется запрет на занятие какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью.

В настоящее время при назначении почетных консулов законодательство ряда стран отдает предпочтение гражданам своего государства, живущим за границей. При отсутствии таковых на этот пост может быть назначен местный житель государства пребывания. Это отражено в законодательстве Франции, Бельгии, Дании, Греции, Уругвая и ряда других стран. Это связано с тем, что функции консула принимают политический характер, поскольку их осуществление происходит от имени представляемого государства. Почетный консул находится под контролем как дипломатического представительства, так и штатного консульства государства пребывания. Ст. 66 Венской Конвенции устанавливает, что почетное консульское должностное лицо не освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и зарплату, которые оно получает от представляемого государства за выполнение консульских функций. Дипломатические и политические функции почетным консулам государства обязуются не поручать. Основными функциями нештатных (почетных) консулов , как правило, являются торговое посредничество и содействие продвижению экспортной продукции представляемого государства на местные рынки.

По заказу от клиента, желающего открыть почетное консульство, и, соответственно, получить дипломатический паспорт, мы готовы рассмотреть возможность оформления статуса почетного консула в различных государствах Африки, Латинской Америки, Европы. Разумеется, если это ни Луна, и ни Марс, ни Соединенные Штаты Америки и не Созвездие Орион. Также есть возможность лоббирования проектов почетного консульства в различных островных юрисдикциях, экономика которых основана на туристическом секторе и сопутствующей инфраструктуре сферы услуг (например, отельный бизнес и так далее).

Как начать оформление?

Для начала процедуры оформления почетного консульства необходимо предоставить "правильно и в нужном ключе" написанную краткую автобиографию . Правильно составленная автобиография должна показать респектабельность и серьезность намерений. Правительство страны при рассмотрении заявок на почетное консульство рассматривает документы обратившегося человека, состоятельность, происхождение средств, состав семьи, принимает во внимание его возможности и связи. Также принимается во внимание участие человека в благотворительных акциях, если это имело место. Рассматривается, достоин ли данный кандидат того, чтобы представлять государство, сможет ли он внести вклад в развитие межгосударственных и культурных связей. Если пожелания претендента реалистичны, а стоимость нашего юридического содействия устраивает, то подписывается соответствующий договор с безналичной оплатой в рублях, после чего начинаем работу по обоснованию заявки. Дополнительную информацию можно узнать на наших консультациях в офисе.

Важная правовая оговорка. Открытие почетных консульств - длительный юридический процесс, в котором не только нужно успешно пройти ряд инстанций - посольство, МИД соответствующей страны, и другие министерства, но и получить аккредитацию в стране назначения, например, в МИДе России, если речь об открытии консульства на территории России. При всем том, что в отдельных случаях наши сотрудники готовы оказать юридическое и практическое содействие в открытии почетных консульств, но эта тема безумно далека от покупки дипломатических паспортов и привилегий, а также другой чепухи и ахинеи, которую описывают некоторые веб-сайты в сети Интернет. Почетное консульство - это штучный товар, возможный к юридической реализации не только при наличии у кандидата серьезной биографии, но и, прежде всего, при совпадении государственных интересов соответствующих стран. Также следует помнить, что статус почетного консула это не только набор привилегий, но в первую очередь большая общественная нагрузка и общественная работа.

Что такое дипломатический иммунитет: и как он может помочь в трудную минуту

В истории с задержанием бывшего кремлевского завхоза встает вопрос: а может ли Бородин избежать уголовного преследования судами иных государств, то есть пользуется ли он дипломатическим иммунитетом?

Что это за иммунитет?
Под дипломатическим иммунитетом понимается совокупность особых прав и привилегий, предоставляемых дипломатическим представительствам иностранных государств и их сотрудникам:

  • неприкосновенность личности,
  • служебных помещений, жилища и собственности,
  • неподсудность судам государства пребывания,
  • освобождение от налогов, таможенного досмотра и др.

Кто пользуется дипиммунитетом
В большинстве случаев дипломатический иммунитет распространяется и на государственных служащих, обладающих так называемым "дипломатическим" паспортом. Объем дипломатического иммунитета устанавливается внутренним законодательством государств, а также международными договорами, например, Венской конвенцией 1961 года, и международными обычаями. При этом дипломатический иммунитет не носит какого-либо всеобщего и обязательного характера, а основывается на принципе взаимности. Законодательствами многих стран установлено, что дипломатические привилегии и иммунитеты обеспечивается дипломатическим и консульским представителям других стран преимущественно на основе принципа взаимности. Отход от взаимности в соблюдении дипломатического протокола и этикета может рассматриваться как недружественное действие и повлечь ответные шаги.

Законы об иммунитете
Венская конвенция 1961 года - это последний по времени всеобъемлющий договор о дипломатических сношениях. Конвенция регламентирует порядок установления и прекращения дипломатических сношений, учреждения дипломатических представительств и их функции, устанавливает дипломатические классы, порядок аккредитования главы дипломатического представительства и его персонала, объем дипломатических иммунитетов и привилегий, и др.

Пример Пиночета . До сих пор самым громким случаем, вызвавшем дискуссию о дипломатическом иммунитете, было задержание бывшего президента Чили Аугусто Пиночета в Лондоне в 1998 году. Пиночет, обладавший статусом пожизненного сенатора Чили, находился в Великобритании на лечении. Дипломатический паспорт у него был. Однако несмотря на наличие такого документа, Пиночет был задержан и подвергнут длительной судебной процедуре с элементами медицинской экспертизы. Оказалось, что безусловным признается только дипломатический иммунитет лица, находящегося на территории другого государства с официально оформленной миссией от своего правительства и имеющего официальную аккредитацию, а также по пути "к месту выполнения обязанностей". Никакой "командировки" из Чили в Лондон Пиночету никто не оформлял, что позволило британскому МВД задержать генерала, несмотря на протесты и подтверждение его "дипломатического статуса" с чилийской стороны.

НАШ КОММЕНТАРИЙ : Как видим, несмотря на абсолютность дипломатического иммунитета , при известных политических обстоятельствах топ страны мира под какими-то предлогами могут пренебрегать нормами международного права. У Пиночета был именно абсолютный дипломатический иммунитет , ведь он был не почетным консулом, а штатным чиновником, сенатором.

Это и есть «демократический подход» в международном праве. Получается, что все страны равны, но некоторые равны больше, чем другие…

Институт Почетных консулов играет заметную роль в расширении двусторонних связей между Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки.

1. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, с согласия государства пребывания может поручить выполнение отдельных консульских функций почетному консулу.

2. Почетным консулом может быть как гражданин Российской Федерации, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих достойное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на них консульские функции.

3. Почетный консул не состоит на государственной службе Российской Федерации и не получает от Российской Федерации какого-либо денежного вознаграждения за выполнение своих функций.

4. Почетный консул назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

5. Почетный консул выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения в государстве пребывания, на территории консульского округа которого он действует. В случае отсутствия в государстве пребывания дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, поручает такое руководство дипломатическому представительству Российской Федерации или консульскому учреждению, расположенным в одном из государств, сопредельных с государством пребывания почетного консула или ближайших к государству его пребывания.

6. По согласованию с государством пребывания и с согласия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, почетный консул может одновременно исполнять обязанности почетного консула другого иностранного государства

Почетный консул РФ в Денвере (шт.Колорадо), Дебора Анн Палмьери
Адрес: 1552 Pennsylvania St.Denver, CO 80203