Административное правонарушение. Что такое протокол

В данной стадии можно выделить следующие этапы: а) подготовительный; б) рассмотрение дела по существу; в) вынесение постановления по делу и его оглашение.

При подготовке дела к рассмотрению судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы, имеющие важное юридическое значение: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы |45. Ст. 29.1].

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать дело, если между ними и иными участниками производства имеются родственные связи. Они не имеют права рассматривать дело и в том случае, если лично, прямо или косвенно заинтересованы в его разрешении. При наличии указанных обстоятельств, предусмотренных КоАП РФ , судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу. При наличии тех же обстоятельств другие участники производства имеют право заявить отвод лицам, рассматривающим дело об административном правонарушении. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе указанных лиц выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении .

При подготовке дела к рассмотрению разрешаются следующие вопросы, по которым в необходимых случаях выносится определение : 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове необходимых для рассмотрения дела лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, составившим протокол, в случае их составления и оформления неправомочными лицами, неправильного составления либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица. При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу и предусмотренных КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу .

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего такое расследование. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях родителей несовершеннолетних и заменяющих их лиц рассматриваются по месту жительства указанных лиц. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение нрава управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов. В случае поступления ходатайств от участников производства но делу либо и случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов. Дело в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента его задержания.

Рассмотрение дела по существу.

Кодекс РФ об административных правонарушениях установил определенный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Судья, орган, должностное лицо начинают рассмотрение дела с выяснения обстоятельств, имеющих важное юридическое значение для правильного разрешения дела .

Далее оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу. Оглашаются показания других участников производства, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства. В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол, требования к которому установлены в КоАП РФ . Оно может состоять в наложении административного наказания либо в прекращении производства по делу. Постановление о наложении административного наказания выносится, если: а) материалами дела и в ходе слушаний по делу доказана вина лица в совершении административного правонарушения; б) отсутствуют обстоятельства, исключающие административную ответственность лица; в) отсутствуют основания для освобождения лица от административной ответственности.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных КоАП РФ ; 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если I! действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; 4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные рядом статей КоАП РФ .

Требования к содержанию постановления по делу установлены в КоАП РФ . Постановление по делу об административном правонарушении включает вводную, описательную и резолютивную части. Во вводной части приводятся: реквизиты постановления (номер, дата, адрес его вынесения); должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.

В описательной части постановления указываются: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе результаты анализа и оценки доказательств, исследованных в процессе рассмотрения дела; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность правонарушителя.

Резолютивная часть постановления но делу об административном правонарушении содержит: мотивированное решение, в том числе о признании лица, в отношении которого ведется дело, виновным в совершении административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, по которым данное лицо признано виновным; вид и размер административного наказания; срок и порядок обжалования постановления. Если при решении вопроса о назначении судьей наказания за административное правонарушение решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в этой части постановления указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела .

В отдельных случаях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение: 1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с федеральным законодательством (например, меры дисциплинарного воздействия согласно ст. 2.5 КоАП РФ); 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица .

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Последние обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление .

Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу об административном правонарушении. Данная стадия связывает принятие решения о возбуждении дела с началом действий, направленных на сбор доказательств, подтверждающих или опровергающих совершение административного правонарушения.

В ней решающее значение придается установлению события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определение подведомственности рассмотрения дела и подготовку материалов, необходимых для разрешения дела по существу.

Стадия возбуждения дела состоит из следующих этапов:

Прием и регистрация информации о правонарушении,

Моментов, с которых дело считается возбужденным,

Административного расследования,

Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи его на рассмотрение (факультативный этап), на основании обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ),

Сбора доказательств по делу,

Направление дела по подведомственности или на самостоятельное рассмотрение дела.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении создает условия для объективного, своевременного, полного рассмотрения дела и применения к нарушителю мер обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных КоАП РФ (доставление, задержание, изъятие вещей и документов, личный досмотр и досмотр вещей, принадлежащих физическому лицу и т.д.).

В этой связи очень важная роль отводится правильному пониманию и применению норм, регулирующих отношения, возникающие на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Необходимо отметить, что возбуждение дела является юридическим фактом, влекущим определенные правовые последствия для участников производства по делу.

Немаловажное значение на стадии возбуждения дела имеет правильное, законодательно установленное определение повода к возбуждению дела об административном правонарушении.

Поводами для возбуждения дела является информация, полученная в различной форме, либо выявление (обнаружение) правонарушения должностным лицом.

К данным поводам согласно ст. 28.1. КоАП РФ относятся:

1. Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Данный повод влечет за собой деятельность по пресечению правонарушения, по фиксации доказательств его совершения, т.к. эта деятельность находит свое отражение в процессуальных документах (в протоколе об административном правонарушении, в протоколе о применении мер, обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении, в рапорте, в актах ревизии).

2. Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

3. Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. За исключением административных правонарушений, касающихся:

Нарушения законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»);

Фиктивного или преднамеренного банкротства (ст. 14.12 КоАП РФ «Фиктивное или преднамеренное банкротство»);

Неправомерного действия при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ «Неправомерные действия при банкротстве»).

4. Фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

5. Подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случае, предусмотренном в п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица.

Часть 11 статьи 28.1 КоАП РФ говорит о том, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.12 КоАП РФ «Фиктивное или преднамеренное банкротство», 14.13. КоАП РФ «Неправомерное действие при банкротстве», ст. 14.23 КоАП РФ «Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом» являются:

Непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при достаточных данных указывающих на наличие события административного правонарушения,

Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события одного из указанных выше административных правонарушений,

Сообщение и заявление собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов.

Что касается анонимной информации, то ни законодатель, ни практика ее не относят к поводам возбуждения дела об административном правонарушении. Сотрудник полиции фактически по своему усмотрению решает судьбу анонимных заявлений. Если же проверка анонимного заявления проведена и в ходе нее подтвердился факт правонарушения, то поводом к возбуждению дела в этом случае будет не анонимное заявление, а рапорт о непосредственном обнаружении сотрудником полиции признаков

правонарушения.

Необходимо отметить и то, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом,

уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, только при наличии хотя бы одного из поводов, обозначенных выше, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В случае если должностное лицо не усматривает признаков состава или события административного правонарушения, то принимает решение об отказе в возбуждении дела, вынося мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

При обнаружении правонарушения, по которому сотрудник полиции не правомочен возбуждать дело об административном правонарушении, он оформляет рапорт и направляет его в орган, уполномоченный возбудить дело об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным согласно ч.4ст.28.1 КоАП РФ с момента:

І.Состаление протокола осмотра места совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.28.11.

2 . Составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 27.1 КоАП.

3. Составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст.28.7 КоАП РФ.

5. Вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случаях, предусмотренных частью 1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ (ч.1 -при назначении административного наказания на месте происшествия в виде предупреждения или административного штрафа выносится постановление о наложении данного наказания и копия постановления по делу вручается под расписку наказанному лицу для исполнения; ч 3 -в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, и зафиксированного с помощью автоматических технических средств, протокол о правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу, копия которого и материалы фиксации нарушения направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело).

Более детально рассмотрим отдельные правовые основания, с какого момента дело считается возбужденным.

Составление первого протокола о применении конкретной меры обеспечения производства по делу является обязательным, в частности: при осуществлении административного задержания (ст. 27.3 КоАП РФ); осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст.

27.8 КоАП РФ); отстранения от управления транспортным средством и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ); ареста товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ).

Протокольное оформление не предусмотрено при изъятии вещей и документов у лиц, подвергнутых административному задержанию.

При применении меры административного пресечения в виде задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации составляется отдельный протокол либо вносится соответствующая запись в протокол об административном правонарушении.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не могут применяться только на основе подозрений сотрудников полиции в совершении лицами неправомерных виновных деяний.

Составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела.

Обязательным условием составления протокола об административном правонарушении является точное установление личности субъекта, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Поскольку нередки случаи, когда нарушители в целях уклонения от ответственности выдают себя за других известных им граждан, протокол должен составляться на основании паспорта или других документов, удостоверяющих его личность. Если такая возможность отсутствует, соответствующее лицо может быть доставлено в орган внутренних дел, помещение органа местного самоуправления сельского поселения для установления личности и составления протокола об административном правонарушении.

В том случае, если правонарушение совершено группой лиц, протоколы составляются на каждого нарушителя в отдельности.

В случае повторного совершения административного правонарушения протокол может быть составлен, в том числе, в день составления предыдущего протокола за совершение аналогичного правонарушения. Например, если водитель превышает установленную скорость движения, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 12.9 КоАП РФ «Превышение установленной скорости движения». Если же после составления протокола он продолжает движение с нарушением скоростного режима то может быть составлен еще один протокол по этой же статье. Исключение составляют случаи, когда действующее законодательство устанавливает сроки осуществления лицами своих обязанностей, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность. В этом случае повторное составление протокола об административном правонарушении возможно лишь после истечения указанного срока с момента составления первого протокола. Например, согласно ст.6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» гражданин РФ, изменивший место постоянного жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Соответственно, повторный протокол за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, может быть составлен по истечении указанного срока после первоначального обнаружения административного правонарушения, если лицо не выполнило в течение указанного срока предусмотренной Законом обязанности.

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, находится в состоянии опьянения, исключающем возможность его участия в производстве, протокол составляется после вытрезвления указанного лица.

Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях закреплен ст. 28.3 КоАП РФ. Согласно ч.4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять данные протоколы детализируется Приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».

Обращаю ваше внимание, что протокол об административном правонарушении является важным процессуальным документом, в соответствии с положением ст. 28.2. КоАП РФ должен отвечать определенным требованиям, в частности, содержать:

Дату, место его составления,

Должность,

Фамилию и инициалы лица, составившего протокол,

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если таковые имеются),

Место, время совершения и событие административного правонарушения,

Статью КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающую административную ответственность за административное правонарушение,

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные нормами главы 25 КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе, также им предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые в письменном виде прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Наличие в данном случае понятых КоАП РФ не предусматривает, но, на наш взгляд, для обеспечения прав и свобод граждан присутствие понятых желательно, т.к. на практике подобный вопрос возникает в связи с возможностью отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписи.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшим в обязательном порядке вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении согласно ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела, либо выяснения данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования в соответствии ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования не позднее одного месяца, если было продление - не позднее двух месяцев

Протокол, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в течение трех суток с момента их составления должен быть направлен судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. Немедленная передача судье протокола об административном правонарушении осуществляется в случае совершения лицом противоправного деяния, за которое КоАП РФ предусматривает меру наказания в виде административного ареста или административного выдворения за пределы территории Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства или назначена мера наказания в виде административного приостановления деятельности.

В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в случаях, неправильного его составления либо неполноты представленных материалов дела об административном правонарушении недостатки устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются для рассмотрения юрисдикционным органам в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ст. 28.8 КоАП РФ).

Предмет доказывания по делу об административном правонарушении

Административно-юрисдикционная деятельность включает в себя установление фактических обстоятельств дела об административном правонарушении, выбор и анализ норм права, решение дела. Первый и последний элементы невозможно себе представить без доказывания – процесса установления объективной истины по делу, содержанием которого является собирание, исследование, оценка и использование доказательств.

Обязательность доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях обусловлена основополагающим принципом, сформулированным в ст. 1.5 КоАП РФ – принципом презумпции невиновности, в соответствии с которым:

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности не обязано доказывать свою невиновность.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуется в пользу этого лица.

Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

Требование неукоснительного соблюдения данного принципа обязывает должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, и устанавливать объективную истину по делу.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в общем виде перечислены в ст. 26. 1 КоАП РФ. К таким обстоятельствам относятся:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица, в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Круг обстоятельств, подлежащих выяснению по конкретному делу об административном правонарушении, определяет предмет доказывания. Правоприменитель должен уметь правильно определить предмет доказывания. Чрезмерное его расширение ведет к тому, что большие усилия тратятся на установление обстоятельств, не влияющих на исход дела. Напротив, неоправданное сужение предмета доказывания приводит к неполноте и односторонности разбирательства, в результате чего существенные для дела обстоятельства остаются не установленными. И то и другое отрицательно сказывается на производстве по делу.

1.1. Событие административного правонарушения.

В целях выяснения наличия события административного правонарушения необходимо установить объективную сторону административного правонарушения, т.е. факт нарушения охраняемых правил, нормативов, стандартов, указанных в диспозиции нормы Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, а также время, место и иные имеющие значение для дела обстоятельства.

Например, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство », образует действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан: нецензурная брань в общественных местах и оскорбительное приставание к гражданам. К таким действиям относят и такие противоправные деяния, как битье стекол на остановках общественного транспорта, учинение надписей на заборах и стенах, отправление естественных надобностей в общественных местах. Для установления события данного правонарушения необходимо также доказать, что противоправное деяние совершено при непосредственном присутствии граждан, поскольку именно в такой обстановке правонарушитель в наибольшей мере демонстрирует свое неуважение к обществу. Авторы комментариев к КоАП РФ считают, что для наличия состава данного правонарушения признак публичности не всегда обязателен. Мелкое хулиганство будет иметь место и в тех случаях, когда хулиган, например, ночью демонстративно нарушает покой спящих граждан (громкие крики, нецензурная брань, пение).

1.2. Лицо, совершившее противоправные действия (бездействие).

Лицом, совершившим противоправные действия является субъект административного правонарушения. В его отношении необходимо установить, во-первых, факт совершения правонарушения именно данным лицом, во-вторых, необходимые данные о личности, в-третьих, деликтоспособность данного лица, т.е. способность нести административную ответственность.

В большинстве случаев специального доказывания факта совершения правонарушения именно лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не требуется. В практической деятельности органов внутренних дел (полиции) основная масса административных правонарушений выявляется путем непосредственного обнаружения сотрудником полиции достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения. Так, фиксация измерительным прибором превышения скорости движения транспортного средства прямо указывает на субъект правонарушения – водителя конкретного транспортного средства. В некоторых случаях личность правонарушителя может быть установлена с помощью свидетельских показаний, реже – путем проведения экспертизы либо иных процессуальных действий.

Для привлечения гражданина к административной ответственности необходимо установить личность гражданина: фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, места пребывания (фактический и по документам), паспортные данные, по возможности место работы или учебы (если имеется) или род занятий, гражданство (подданство), имущественное положение, деликтологические характеристики личности (наличие судимости или административной наказанности, иные сведения, характеризующие личность) и другие сведения (в отношении женщин необходимо установление наличия беременности или несовершеннолетних детей). Установление места работы (службы) необходимо в отношении военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. В отношении должностного лица помимо перечисленных сведений о личности необходимо установить его должностное положение и полномочия (ответить на вопрос: возложена ли на это лицо ответственность за невыполнение обязанностей, имеет ли оно право совершать действия или принимать решения от имени организации). В отношении юридического лица устанавливается его наименование и юридический адрес, сведения о лице, уполномоченном представлять юридическое лицо без доверенности (законном представителе юридического лица), о представителе, а также о его имущественном и финансовом положении. Необходимо учитывать, что существуют организации, не имеющие статуса юридического лица. В таких случаях субъектами административных правонарушений являются физические лица.

Деликтоспособность лица, совершившего противоправное деяние имеет большое значение для успешного производства по делу. Для установления деликтоспособности лица необходимо прежде всего установить его возраст. По общему правилу административная деликтоспособность наступает по достижении 16-летнего возраста, однако отдельные административные правонарушения могут быть совершены лицами, достигшими 18-летнего возраста, например, ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ «Нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином постоянного места жительства», ч. 2 ст. 20.25 КоАП РФ «Самовольное оставление места отбывания административного ареста», административные правонарушения в области воинского учета и др.

Административной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, гражданин, который во время совершения противоправных действий (бездействия) находился в состоянии невменяемости, т.е. не мог осознавать фактический характер своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности. Вменяемость (психическое здоровье) гражданина в российском праве презюмируется. Поэтому невменяемость подлежит доказыванию лишь в случае, когда у правоприменителя возникают сомнения во вменяемости, тогда назначается экспертиза.

1. 3. Виновность лица.

Виновность лица в совершении противоправного деяния (действия или бездействия) характеризует психическое отношение лица к своим действиям (бездействию) и составляет субъективную сторону состава административного правонарушения. Административным правонарушением признается лишь виновное деяние. Ст. 2.2 КоАП РФ устанавливает две формы вины физического лица: умышленную и неосторожную. Для установления умысла необходимо доказать, что лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Для установления неосторожной формы вины необходимо доказать, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Для установления виновности юридического лица достаточно доказать, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

1.4. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Данные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания, причем, обстоятельства, смягчающие ответственность учитываются в обязательном порядке. В частности, в обязательном порядке подлежат установлению и закреплению факты, подтверждающие раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение им вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; наличие беременности либо малолетнего ребенка; иные факты, которые можно отнести к смягчающим ответственность.

Закон допускает признание смягчающими и иных обстоятельств по усмотрению судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Подлежат установлению обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ.

1.5. Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.

Большинство составов административных правонарушений являются формальными, т.е. не предполагают наступления каких-либо последствий, однако некоторые составы являются оконченными лишь при условии наступления таких последствий. Определение характера и размера ущерба имеет значение и для правильной квалификации деяния по смежным составам с УК Российской Федерации. Характер и размер ущерба устанавливается со слов потерпевшего, а в случае возникновения сомнений может быть оценен по правилам ст. 27.11 КоАП РФ.

В случае признания ущерба, причиненного правонарушением, малозначительным возможно освобождение от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

1.6. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, могут быть связаны с составом данного административного правонарушения (отсутствие состава, состояние крайней необходимости, истечение срока давности, смерть физического лица) либо не связаны с ним (издание акта амнистии, отмена закона, наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела)

При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

1.7. Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Иными обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения дела, могут быть, например, фактические данные, подтверждающие, что правонарушение совершено под влиянием физического или психического принуждения либо во исполнение приказа или распоряжения и т.д.

Установление обстоятельств, свидетельствующих о наличии причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, обусловлено требованием ст. 29.13 КоАП РФ.

Выяснение причин административных правонарушений имеет в большей степени теоретическое значение. Типичными причинами административной деликтности признают: недостаточный уровень правовой осведомленности граждан и должностных лиц о нормах административного права; недостатки административно-правового воспитания; влияние негативно антиобщественной среды; безработицу; бытовую и трудовую неустроенность, низкий образовательный и культурный уровень, ценностные ориентации, пренебрежение к закону и т.д. Анализ указанных причин дает правоохранительным органам и законодателю возможность выработки путей и способов воздействия на административную деликтность.

Большее практическое значение имеет выяснение условий, способствующих совершению административного правонарушения. Под условиями, способствующими совершению правонарушений, понимают те факты реальной действительности, которые прямо правонарушений не вызывают, но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить правонарушение. К ним относятся, например, недостатки в организационно-техническом регулировании какой-либо деятельности, отсутствие контроля или недостаточный контроль, низкий уровень финансовой дисциплины, плохая охрана материальных ценностей и т.д.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении указанных причин и условий обязаны внести в соответствующие организации, создавшие или допустившие такие причины и условия, представление о приятии мер по их устранению.

Административное правонарушение представляет собой действие или бездействие, характеризующееся такими чертами, как противоправность, виновность и наказуемость. Административное правонарушение может быть совершено как гражданином, так и организацией.

Что включает в себя понятие административного правонарушения, признаки и административная ответственность

Понятиесодержится в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Административным правонарушением является деяние, имеющее следующую совокупность характеристик:

  • Противоправность. Предполагается, что посредством совершения деяния были нарушены какие-либо нормы, установленные законом.
  • Виновность. Считается, что действие или бездействие реализовано при наличии вины, выраженной в форме умысла или неосторожности. Таким образом, виновное деяние осуществляется либо умышленно, либо по неосторожности (ст. 2.2 закона № 195-ФЗ).
  • Наказуемость. Предполагается, что влечет за собой ответственность, предусмотренную положениями закона № 195-ФЗ или нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Ответственность гражданина за административное правонарушение наступает по достижении им 16 лет. Если административное правонарушение было совершено лицом старше 16, но младше 18 лет, оно может избежать административной ответственности при применении по отношении к нему положений законодательства о правах несовершеннолетних (ст. 2.3 закона № 195-ФЗ). По итогам изучения материалов об оформляется постановление о назначении наказания или о прекращении процесса .

С учетом сроков решения суда по делам об административных нарушениях могут быть обжалованы в регламентированном законом порядке.

Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ

Виды административных правонарушений систематизированы в разделе II «Особенная часть» закона № 195-ФЗ. Согласно имеющейся классификации, административное правонарушение может быть отнесено к одной из следующих групп правонарушений:

  • посягающие на права граждан;
  • посягающие на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое и общественное состояние;
  • в сфере охраны собственности;
  • в сфере защиты окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • в промышленной, строительной и энергетической сферах;
  • в сельскохозяйственной, ветеринарной сферах, а также в области законодательства о мелиорации земельных ресурсов;
  • в сфере использования транспорта;
  • в области безопасности дорожного движения;
  • в сфере связи и информационных технологий;
  • в области предпринимательства и деятельности СРО;
  • в финансовой и налоговой сферах, в области страхового дела и рынка ценных бумаг;
  • нарушение таможенных правил;
  • посягающие на институты госвласти;
  • в сфере защиты госграницы РФ и обеспечения порядка нахождения на территории страны лиц без гражданства или граждан иной страны;
  • против порядка управления;
  • посягающие на установленный порядок в обществе и безопасность общества.

Юридический состав административного правонарушения: субъективная и объективная сторона, субъект, объект

Состав административного правонарушения — это регламентированный законодательными актами комплекс свойств, при обнаружении которых деяние квалифицируется как административное правонарушение . Наличие всех элементов состава представляет собой единственно возможное основание для применения ответственности за административное правонарушение.

Элементами составаправонарушения (т. е. установленными свойствами одного типа) являются:

  • объект — комплекс отношений, установленных в обществе, нормы которого были нарушены в связи с совершением деяния;
  • объективная сторона — характеристики деяния, отвечающие за внешнее выражение административного правонарушения ;
  • субъект — лицо (гражданин или организация), совершившее деяние, квалифицируемое как административное правонарушение ;
  • субъективная сторона — восприятие субъектом административного правонарушения своей вины, итогов своих деяний.

Событие административного правонарушения —это что?

Согласно п. 1 ст. 24.5 закона № 195-ФЗ при отсутствии события административного правонарушения производство по материалам дела не начинается, а уже запущенный процесс разбирательства должен быть прекращен.

Событие административного правонарушения — это реальный факт совершения неким лицом деяния, за которое КоАП РФ предусматривает ответственность. Факт события должен быть зафиксирован в протоколе об административном правонарушении , так же как и описание места его совершения (п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ).

В дальнейшем такой протокол может быть представлен как источник доказательств по делу об административном правонарушении (п. 2 ст. 26.2 закона № 195-ФЗ). Составленный ненадлежащим образом протокол может быть обжалован .

Место совершения административного правонарушения

Местом совершения административного правонарушения признается территория, географическая точка:

  • где произошло деяние, нарушающее нормы, установленные КоАП, независимо от места наступления последствий такого нарушения;
  • для нарушения длящегося вида — место обнаружения, пресечения противоправного деяния;
  • в случае выражения нарушения в форме бездействия — место, где должны были быть реализованы предписанные действия или возложенная обязанность (подп. «з» п. 3 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5).

Материалы дела по такому нарушению рассматриваются по месту его совершения. Дело может изучаться по месту проживания лица, в отношении которого оно возбуждено, если такое лицо подаст соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 29.5 закона №195-ФЗ).

Отличие административного правонарушения от преступления: примеры

Преступление — это, как и административное правонарушение , виновное и противоправное деяние. В отличие от административного проступка оно имеет дополнительные характеристики: опасность для общества и назначение наказания за его совершение исключительно согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.1996 № 63 (п. 1 ст. 14 закона № 63-ФЗ). К уголовной ответственности привлекаются только физические лица.

Некоторые деяния могут иметь все признаки преступления, однако из-за своей незначительности не способны нести опасных последствий для общества, поэтому преступлением не именуются (п. 2 ст. 14 УК РФ).

Примером могут послужить мелкие хищения в форме кражи имущества, принадлежащего иному лицу. Если стоимость украденного таким способом не превышает 1 000 руб., такое деяние квалифицируется как административное правонарушение (примечание к ст. 7.27 закона № 195-ФЗ), если превышает — как преступление.

Таким образом, понятие и состав административного правонарушения регламентированы законом № 195-ФЗ. Указанные признаки административного правонарушения для его квалификации должны присутствовать одновременно.

Административное правонарушение (понятие, признаки, состав) отлично от других видов правонарушений, например уголовных. Однако в зависимости от степени нанесенного вреда одно и то же деяние может быть квалифицировано и как административное правонарушение , и как уголовное.

Различного рода нарушения действующего законодательства приводят к разработке и применению наказаний. Одной из мер воздействия на правонарушителей является штрафная санкция. Сумму взысканий определяет административная комиссия по результатам рассмотрения протокола, составленного на нарушителя. Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на эти действия лицом. О том, как правильно составить указанный документ, в какие сроки оформляется процедура и какие необходимо принимать меры, если правонарушитель отказывается от составления протокола, расскажет статья.

Законодательные моменты

Протокол об административном правонарушении составляется на основании правил, закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях, в статье под номером 28.2. Данный кодекс закреплен Федеральным законом № 195 от 30 декабря 2001 года. Статья полностью раскрывает, как правильно составляется данный документ и его основную суть.

Что такое административное правонарушение?

Сюда относят все противоправные действия физических или юридических лиц, в результате которых налагается административная ответственность. В виде наказания на нарушителей налагаются штрафные санкции.

Чаще всего мы слышим о таких протоколах во время нарушения правил дорожного движения или в процессе неприменения мер, установленных правилами благоустройства. Законодательство устанавливает широкий спектр нарушений, по результатам которых налагаются штрафные санкции.

Какие сведения содержит документ?

Протокол об административном правонарушении составляется лицом, уполномоченным на это постановлением или распоряжением. Документ должен содержать в себе следующие данные:

  1. Место и число его составления (день, месяц, год).
  2. В протоколе полностью указываются инициалы (фамилия, имя и отчество) уполномоченного лица для составления документа и его должность.
  3. Если протокол составляется на физическое лицо, то в нем указываются его данные по паспорту (имя, фамилия, отчество, регистрация и реквизиты документа), а также адрес проживания по факту.
  4. Если протокол составляется на юридическое лицо, то указывается адрес регистрации организации и данные на руководство.
  5. В протоколе прописывается информация о потерпевших, а также свидетелях по данному административному правонарушению, если такие будут присутствовать на месте составления протокола (фамилия, имя, отчество, адреса проживания, паспортные данные и контактные телефоны). В этой строке указанные лица ставят свои подписи.
  6. Документ содержит информацию о сути произошедшего правонарушения. Обязательно указывается дата, время и место совершения противоправного поступка. При этом дата составления протокола и дата совершения административного преступления должны совпадать. Административный протокол составляется по месту совершения правонарушения.
  7. В документе обязательно должна быть указана ссылка на статью административного кодекса, которая была нарушена.
  8. Также в документе имеется строка для объяснений человека или руководителя (представителя) организации, нарушивших законодательно установленные правила. Это обязательное мероприятие, если протокол об административном правонарушении составляется в присутствии нарушителей закона.
  9. В протоколе могут иметься и другие сведения, способствующие полному и всестороннему рассмотрению данного правонарушения по административному делу.

В документе прописаны права для правонарушителей, которые в обязательном порядке зачитываются вслух перед проставлением подписей. Для подтверждения противоправных действий к протоколу могут прилагаться фото- и видеоматериалы, для этого в документе необходимо указать, на какую аппаратуру были записаны данные материалы.

Правила подписания документа об административных правонарушениях

Протокол об административном правонарушении составляется лицом, уполномоченным на составление данных материалов, при этом перед подписанием документа физические или юридические лица в лице их представителей должны быть ознакомлены с составленным протоколом. Если указанные граждане и руководитель (представитель) предприятия или организации будут не согласны с данными протокола, они могут оставить свои разъяснения о несогласии по сути текста. Данные объяснения приобщаются к документу.

Полностью заверенным административный протокол считается в том случае, если все подписи поставлены. При этом протокол содержит подписи не только правонарушителей, но и уполномоченных работников о составлении протокола. Если нарушившие закон граждане или представители юридического лица не хотят подписывать административный документ, то в нем делается запись о том, что от подписи эти лица отказались. В этом случае данная запись должна быть заверена подписями двух свидетелей, присутствовавших при отказе.

Составление документа без присутствия правонарушителя

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно на месте выявления противоправных действий, но если вдруг нарушившего закон гражданина или руководителя юридического лица не оказывается на месте составления материалов, то уполномоченное лицо вправе оформить документ без присутствия виновных лиц.

Если административный протокол составлен в присутствии правонарушителя, то ему вручается копия данного документа, при этом в нём делается отметка о том, что копия протокола была вручена, и ставится подпись нарушителя. Копия документа также направляется потерпевшим лицам, если таковые имеются.

Где составляется протокол об административном правонарушении, если ответчик по делу отсутствует? Уполномоченное на составление административных протоколов лицо вправе составить документ в месте, указанном в уведомлении, направленном нарушителю. Если ответчик не прибыл на место составления документа, то копия протокола направляется заказным письмом с уведомлением ему по почте.

Законодательно на эту процедуру отведено три дня. При этом если гражданин получил данное письмо, о чём свидетельствует его подпись в уведомлении, то дело можно передавать на рассмотрение в административную комиссию, по результатам которой назначается определенное наказание в виде штрафа или предупреждения.

Сроки составления документа по административному правонарушению

Сроки составления документов по административному делу делятся на три группы. Всё зависит от произошедшей ситуации. Протокол административного правонарушения составляется либо в день совершения преступления, либо в течение двух дней или же после проведения административного расследования.

Если у уполномоченного на составление данного документа лица на момент обнаружения противоправных действий имеются все необходимые для заполнения бланка сведения, а также составление протокола проводится в присутствии правонарушителя, то протокол составляется незамедлительно.

Если для составления документа отсутствует какая-либо информация, то законодательно закреплено, что протокол об административном правонарушении составляется в срок до двух дней с момента выявленного нарушения. Во время проведения административного расследования протокол составляется по итогам данного мероприятия.

Когда проводят административное расследование?

Это расследование проводят только в том случае, когда необходимую информацию для составления документа можно получить в результате проведения соответствующих процедур и экспертиз, которые могут занять много времени.

Законодательно закреплено, что в процессе данного расследования протокол об административном правонарушении составляется в течение 30 дней. Конечно, существуют ситуации, в результате которых срок проведения административного расследования можно продлить. Эти возможности раскрыты в пункте пятом статьи 28.7 административного кодекса Российской Федерации. При этом оговорено, что может продлиться на срок до полугода.

Пример составления документа об административном правонарушении

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? Единого бланка для составления этого документа по всем административным правонарушениям не существует. Каждый государственный или муниципальный орган имеет свои разработанные образцы. Однако по содержанию информации эти протоколы не отличаются.

В самом верху страницы, по ее центру, прописывается название документа. Ниже, в правом углу, указывается место составления протокола, а в левом углу - дата его оформления. Рядом с названием проставляется номер по порядку. Это необходимо для дальнейшей регистрации документа в журнале составления протоколов.

Далее записываются данные о должности, фамилии, имени и отчестве сотрудника или специалиста, направленного для составления данного документа. Ниже указывается информация о гражданине-правонарушителе. При заполнении сведений на физическое лицо указывают полностью фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес не только места регистрации, но и места проживания по факту, сведения о работе, о семейном положении, о среднем заработке, месте работы, образовании, указывается телефон. Кроме того, в протоколе приводится информация о том, есть ли у данного гражданина подопечные лица.

Если протокол составляется на юридическое лицо, то в обязательном порядке указывается почтовый и юридический адрес организации, ее государственный регистрационный номер, инициалы руководителя или представителя данного юридического лица. При этом для представителей также указываются реквизиты документа, удостоверяющего данное их положение. Обычно в качестве представителя указывается руководство данной организации, а в качестве документа используют приказ, постановление или распоряжение о вступлении в должность данных граждан.

Основное полотно документа отводится на описание сути произошедшего правонарушения. Если необходимо для составления документа наличие двух свидетелей, то ниже вписываются их инициалы, паспортные данные, места их проживания и номера телефонов. Ниже отводится место для внесения объяснений от правонарушителя. В некоторых случаях данные разъяснения могут быть написаны отдельно и приобщены к протоколу.

Далее идет информация о подписях. В том месте, где указана информация о том, что правонарушитель отказывается от объяснений, ставятся подписи двух свидетелей и пишется, что от подписи гражданин или представитель юридического лица отказывается.

В конце документа размещается информация о том, что копия протокола вручена ответчику, при этом данную информацию он должен заверить своей подписью. Если же он отказался от передачи ему второго экземпляра протокола, то в данной графе двое свидетелей пишут о том, что он не взял копию протокола, и ставят свои подписи. Также здесь указывается дата вручения этого документа, если правонарушитель не отказался от вручения ему второго экземпляра.

Примерный бланк административного документа можно посмотреть на фото ниже.

Какие ошибки могут допускать уполномоченные лица при составлении протокола?

Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на это лицом, которое, как и любые люди, может совершать ошибки при составлении документов. Их при составлении административного протокола можно разделить на значительные и незначительные. Существенным является то, что данный административный документ должен быть заполнен полностью, в него должна быть внесена вся информация, которая прописывалась выше.

Протокол составляется на месте административного правонарушения. В обязательном порядке, если протокол составлялся в присутствии правонарушителя, в нем должна стоять подпись ответчика о том, что он был ознакомлен со своими правами. Если административный протокол был составлен в отсутствие правонарушителя и при этом ему не была сообщена должным образом информация о том, что протокол на него составлен, то эти действия будут являться противоправными вплоть до отмены данного протокола и прекращения производства по данному делу.

Не допускаются любые исправления в протоколе. Если же таковые имеются, то они должны быть заверены подписью уполномоченного на составление протокола лица и подписью нарушителя, который удостоверяет, что он видел данное исправление и с ним согласен.

К незначительным ошибкам можно отнести то, что в протоколе отсутствуют некоторые информационные моменты, которые будут разобраны на административной комиссии. Также к незначительным нарушениям относят составление документов в отсутствие ответчика, но только в том случае, если он будет уведомлен в установленные законом сроки о составлении на него данного документа.

Лицо, уполномоченное на составление протокола, должно заранее уведомить правонарушителя о дате и месте составления административного документа. Если правонарушитель без уважительной причины не явился на место составления протокола, то это также не будет являться существенной ошибкой в составлении его.

Незначительными ошибками являются и орфографические неточности в оформлении информации, исключением, конечно же, является написание фамилии, имени и отчества. Здесь орфографические ошибки недопустимы.

Всегда ли составляется протокол об административном правонарушении?

Иногда при совершении противоправного деяния протокол может и не составляться. Это происходит в том случае, если данное нарушение не несет за собой опасности для общества и если это противоправное действие не предусматривает наказание в виде штрафа.

Кодексом об административных правонарушениях закреплено, что протокол не составляется в том случае, если сразу на месте выявления нарушения назначается штраф или выписывается предупреждение. При этом следует выносить постановление по делу об административном нарушении. Один экземпляр постановления отдается на руки нарушителю сразу на месте. Если он отказывается от его принятия, то данный документ направляется по почте заказным письмом с уведомлением. В случае несогласия нарушителя с данным постановлением протокол всё-таки следует составить и приложить к вынесенному постановлению.

Протокол об административном правонарушении составляется на всех нарушителей законодательства, чьи действия подпадают под статьи со штрафными санкциями. В других случаях уполномоченными лицами государственных и муниципальных органов власти выдаются предупреждения.