Принципом конституционного права является. Конституционные принципы

Общие принципы конституционного права - это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность.

М.В. Баглай, крупный ученый в области конституционного права, пишет по данному вопросу следующее: «Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами - напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание все же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права» 11 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2007. С. 20..

Итак, общими принципами конституционного права являются:

1. Суверенитет народа. Волеизъявление народа порождает государственную власть. Государство как официальный представитель народа выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и интересы в полном объеме. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ 22 Ст. 3 ч. 1 Конституции РФ от 25.03.2004 г..

2. Естественное право. К естественным правам обычно относят право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и иные принадлежащие человеку от рождения права и свободы. Следует признать и определенное воздействие данного принципа на развитие правотворческой деятельности российского государства. И подтверждением тому являются Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР и Конституция РФ 2004 г.

3. Приоритет охраны прав и свобод. Примечательной новеллой Конституции РФ, одним из ее принципиально важных положений является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью 11 Ст. 2 Конституции РФ от 25.03.2004 г..

Если же обратиться к современной России, то, как констатирует Комиссия по правам человека при Президенте РФ, нарушение не только законов, но и принципов и норм Конституции РФ, регулирующих права человека, - явление распространенное, имеющее тенденцию к расширению. Неуважение к закону, пренебрежение правами и интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию. Положение усугубляется размытостью, неопределенностью, противоречивостью, а то и полным отсутствием юридических правил и процедур, обеспечивающих защиту прав граждан.

Человек должен быть поставлен в такие юридические и фактические условия, при которых он может реализовать свои права. Создание подобных условий зависит, прежде всего, от государственной власти, на которую Конституцией РФ возложена обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

4. Разделение властей. По Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную Ст. 10 Конституции РФ от 25.03.2004 г. Принцип разделения властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностями взаимно сдерживать друг друга. При этом ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но действовать изолированно они тоже не могут.

5. Независимое правосудие. В Конституции РФ закреплены важные положения: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства 11 Ст. 118 ч. 1 и 2 Конституции РФ от 25.03.2004 г.. Разделение единой государственной власти на три ветви выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма.

6. Правовое государство. В ст. 1 Конституции РФ провозглашается: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» 22 Ст. 1 ч. 1 Конституции РФ от 25.03.2004 г.. Эта норма сформулирована как норма-принцип, которой должны соответствовать другие нормы как самой Конституции РФ, так и других правовых актов.

Правовое государство - это государство, власть которого ограничена определенными пределами, указанными в законах. В России принцип господства закона в общественных отношениях развивался в трудах А.Н. Радищева, революционных высказываниях декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, демократов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, трудах ученых юристов либерального направления - Н.М. Коркунова, А.Ф. Кистяковского, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева и других.

В Конституции РФ 2004 г. принцип правового государства нашел свое законодательное закрепление. Главное в идее правового государства - связанность, ограничение государства правом, обязанность государства и всех его органов подчиняться праву. Таким образом, главная характеристика правового государства состоит в том, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения органы государственной власти, должностные лица, граждане и их объединения, что прямо записано в ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» 11 Ст. 15 ч. 2 Конституции РФ от 25.03.2004 г..

Из выше сказанного следует, что общие принципы конституционного права являются единым фундаментом, на котором строится вся система данной отрасли.

Конституционное право

Конституционное право - одна из ведущих отраслей российского права, из норм которого непосредственно вытекают все основополагающие нормы других отраслей права. По сути дела, в каждой отрасли российского права получают воплощение и конкретизацию незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, а также основной конституционно-правовой принцип «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Все отрасли права основываются на закрепленных именно конституционным правом принципах организации системы государственной власти, компетенции и принципах деятельности всех органов власти, федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов. Наиболее тесной является взаимосвязь конституционного права с административным и муниципальным правом. Многие нормы конституционного права являются исходными для уголовного материального и процессуального права. Нормы конституционного права о свободе предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции РФ), о праве частной собственности (ст. 35 и 36 Конституции РФ) являются исходными для гражданского права и т. д.

Особенность конституционного права как отрасли права заключается в том, что конституционное право является ведущей отраслью в национальной системе права, поскольку нормы всех других отраслей российского права вытекают из конституционных норм и не должны противоречить им, особенно в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина. Конституционное право как отрасль права, являясь одной из отраслей российского права, имеет свой предмет и свои методы правового регулирования . В общей теории права под предметом правового регулирования понимают общественные отношения, которые регулирует та или иная отрасль права, под методом правового регулирования понимается способ, при помощи которого регулируются общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

Принципы конституционного права

Исходные, основополагающие юридические положения, провозглашающие (юридически учреждающие) основные конституционные ценности и имеющие общерегулятивное значение. Принципы конституционного права - это также правовые нормы, отличающиеся особыми свойствами: более высоким уровнем нормативности и вследствие этого особым регулятивным потенциалом, своеобразием механизма действия, повышенной юридической силой и др. Указанные особенно- сти настолько значительны, что отечественная юридическая наука (следуя традициям международного права) понятие «принципы права» нередко использует в значении, отличном от понятия «норма права», как самостоятельный (наряду с нормами права) регулятор. В системе конституционно-правовых средств принципам права принадлежит роль исходных и основополагающих начал конституционного регулирования. Эта особая роль принципов определяет их «месторасположение» в конституционном законодательстве - они своего рода вводная, или общая, часть конституционного законодательного акта, его нормативный стандарт. Так, в Конституции РФ принципы государственного и общественного устройства сконцентрированы в главе 1 «Основы конституционного строя». Это своего рода свод нормативных стандартов, которыми подчинены все иные положения Основного Закона. Согласно п. 2 ст. 16 Конституции РФ «никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. В юридическом смысле принципы непререкаемы, они могут быть изменены только посредством принятия новой российской Конституции» (п. 3 ст. 16). Особый статус принципов в системе конституционно-правовых средств позволяет использовать их для юридического выражения основных конституционных ценностей.

В действующей Конституции РФ такие принципы отражены в основном в главе 1 «Основы конституционного строя», хотя некоторые из них закреплены в Преамбуле, иных главах Основного Закона (так, в главах 2, 7 закреплены принципы правосудия). Принципы конкретных институтов конституционного права закреплены в нормах соответствующих федеральных законов. В частности, принципы избирательного права получили закрепление как во всех федеральных избирательных законах («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах Президента РФ» и др.), так и в избирательном законодательстве субъектов РФ. Высокий уровень нормативности принципов конституционного права позволяет им выполнять роль не только конкретных регуляторов поведения участников конституционно-правовых отношений, но и выступать критерием для определения конституционности актов, действий и решений органов государственной власти.

Общепризнанные принципы и нормы конституционного права. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) представляют часть национальной правовой системы, имеющую силу источников конституционного права. Нормы международного права содержатся в уставах ООН, Совета Европы, международных договорах, конвенциях (конвенционные нормы), декларациях, пактах, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, статутах и иных международных правовых актах. Основные принципы международного права (неприменение силы, невмешательство во внутреннюю политику другого государства, суверенное равенство государств, равноправие и самоопределение народов, добросовестное выполнение государственных обязательств и др.) содержатся в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.). Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы.

Конституция РФ как основной источник конституционного права

Среди всех источников конституционного права особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником. Эта роль Конституции обусловлена следующим:

1) В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения;

2) Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений;

3) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Прямое действие Конституции - это свойство конституционных норм оказывать без относительных конкретизирующих их актов непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому данные нормы адресованы, а также возможность граждан требовать защиты своих прав, ссылаясь только на конституционные положения.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.)// Российская Газета.- 1993.-25 декабря (№237).

4. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист. 2003.- с.9.

ФЗ - источник конституционного права

Федеральный закон как источник конституционного права - это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке Федеральным Собранием Российской Федерации или на референдуме, как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по юридической силе следующего после Конституции РФ, законов о поправках к ней и федеральных конституционных законов, регулирующего значимые, типичные и устойчивые отношения, обусловленные предметом конституционного права.

Особое значение федерального закона как источника конституционного права заключается в его непосредственной направленности на реализацию положений Конституции Российской Федерации. Задачей науки конституционного права является выявление соответствия содержания федерального закона как источника конституционного права России смыслу раскрываемых положений Конституции РФ, что не всегда соблюдается на практике.

Место федерального закона в системе источников конституционного права определяется Конституцией РФ, однако его роль фактически менялась на протяжении последних лет, прошедших после принятия Конституции РФ. Так, в прошлом ведущему положению закона в системе источников права составляли конкуренцию указы главы государства, которые, по сути, заменяли собой федеральные законы. В период активного заключения внутрифедеральных договоров и соглашений, которые в ряде случаев противоречили не только федеральному законодательству, но и положениям Конституции РФ, федеральный закон также не занимал соответствующего ему положения в системе источников права. В настоящее время практически завершено приведение нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. В то же время происходит дальнейшее развитие законодательства, так как продолжает свое становление система отношений между государством и личностью, а также совершенствуется структура органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим изучение особых характерных черт и свойств, присущих федеральному закону как источнику конституционного права, представляет особый интересОсобая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации, многие ее положения могут получить свою реализацию только посредством принятия федеральных законов. С помощью федеральных законов могут быть конкретизированы не только положения Конституции РФ, в которых содержится указание на принятие того или иного закона, но и другие положения, в которых такое указание отсутствует.

Федеральные законы, принятые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, превосходят по своей юридической силе не только все подзаконные федеральные правовые акты, но и законы, и иные нормативные правовые акты субъектов РФ Постановления Конституционного Суда РФ как источник конституционного права

К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. С формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стоят выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является. Существует целый ряд работ, в которых авторы идут еще дальше, определяя решения конституционных (уставных) судов как особые нормативные правовые акты Петров А. А. Основы организации системы органов государственной

власти субъектов Российской Федерации в решениях Конституционного суда Российской

Декларации как источник конституционного права Российской Федерации

Нельзя отнести к числу источников конституционного права РФ и декларации (речь идет о внутренних, национальных декларациях). Данный вид актов характерен для государств с переходным режимом - как показывает история, декларации принимаются, как векторы дальнейшего политического, конституционного развития. Действующее законодательство и, прежде всего, Конституция РФ (ст.ст. 101-103, 105, 108) не предусматривает возможность принятия деклараций, как имеющих правовой характер актов. Принимаемые в настоящее время декларации - акты политического характера, не имеющие юридической силы.

Однако, на определенном этапе развития государства и права, декларации могут выступать источниками конституционного права. Так, например, источником конституционного права являлись Декларации Верховного Совета РСФСР (Декларация от 25 октября 1991 г. N 1808/I-I "О языках народов России"; Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.). В формально-юридическом смысле Декларации не являются законами. Они были приняты высшим законодательным органом страны того времени -- Съездом народных депутатов. В 1990-е гг. декларации о государственном суверенитете принимались некоторыми республиками в составе Российской Федерации, но после постановления Конституционного Суда РФ (2000 г.), признавшего положения о суверенитете республик в их конституциях не соответствующими Конституции РФ, эти декларации утратили силу. Причина высокой правовой оценки Деклараций связана с особенностями предмета их правового регулирования. Они провозглашают принципы, концепции, определяющие основные направления конституционно-правового развития государства, его политики, «на базе таких принципов должно развиваться все законодательство» Саликов М.С. Источники конституционного права // В кн.: Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург. 2001.- С. 40. Так, в Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. впервые в истории России были признаны такие демократические принципы, как: «правовое государство», «разделение законодательной, исполнительной и судебной властей», «многопартийность», «принцип регулирования прав и свобод на уровне общепризнанных норм международного права», др.

Высокая оценка Деклараций в определенной степени объясняется и особой природой постановлений высших коллегиальных представительных органов перестроечного периода. С современными законами постановления Съезда народных депутатов и Верховного Совета перестроечного периода сближает то, что они принимались общим составом Съезда (обеими Палатами Верховного Совета) РСФСР.

«После вступления в силу Конституции РФ не было принято ни одной декларации» Там же и после их реализации - они «фактически утратили юридическую силу» Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2008. - с.38. и перестали быть источником конституционного права.

Именно по вышеуказанным причинам я не стал включать декларации в систему источников конституционного права Российской Федерации, даже не смотря на то, что на определённом этапе они таковыми являлись.

Итак, мы можем сделать вывод, что источники конституционного права оказывают огромное влияние на укрепление законности в государстве, создавая чётко определенную, эффективную иерархичную структуру. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества юридической практики. От успешности их взаимодействия зависит прочность законности в государстве.

Введение

Конституционные принципы воплощают в себе в наиболее концентрированном виде дух и смысл Конституции. Именно поэтому они позволяют адаптировать конкретные конституционные нормы к постоянно изменяющимся условиям общественной жизни. «Буква» права сдерживает развитие конституционного права, но его «дух и смысл» животворны.

В настоящее время необходимо коренным образом изменить отношение к правовым (и в особенности - к конституционным) принципам. Раньше, в условиях господства правового позитивизма, они рассматривались как руководящие идеи, роль которых сводилась к тому, чтобы служить ориентиром для законодательного органа. Суды редко применяли их на практике .

Сейчас же знать и применять конституционные принципы должны не только законодатели, суды, но и органы исполнительной власти, принимающие различные экономические и управленческие решения. Такие конституционные принципы, как принцип правового государства или соразмерности при ограничения прав и свобод, обладают очень высокой степенью операциональности.

Все это обуславливает актуальность темы исследования и определяет цель, объект, предмет и задачи исследования.

Объект исследования - конституционно-правовые принципы. Предмет исследования - роль конституционно-правовых принципов и практика их реализации в российском государстве.

Цель исследования - проанализировать конституционно-правовые принципы Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить сущность и роль конституционно-правовых принципов в Российской Федерации.

2. Рассмотреть основные конституционно-правовые принципы и виды их классификации.

3. Проанализировать практику реализации отдельных конституционно-правовых принципов в Российской Федерации.

В курсовой работе были использованы логический метод, метод сравнения, метод анализа документов.

Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих специалистов в области конституционного права, таких как Гаджиев Г.А., Комарова В.В., Смирнов А. и других.

Конституционно-правовые принципы: понятие и общая характеристика

конституционный правовой народовластие судебный

Конституционные принципы как основа конституционного строя

Конституционные принципы имеют объективный характер. Совершенно прав Г.В. Мальцев, который обосновал идею о принадлежности экономических законов и законов права к сфере объективных закономерностей социального развития.

Исходные представления о содержании конституционного принципа, как свидетельствует герменевтика, составляют основу для возможного его толкования. Конституционный Суд придает толкованию конституционных принципов официальный характер, что имеет огромное значение, поскольку эти принципы - фундамент каждого государства. А, следовательно, размытость, аморфность или неопределенность нормативного содержания конституционных принципов непременно сказываются на состоянии государственности.

Государство, которое радикально меняет свои представления о содержании конституционных принципов и, что гораздо опаснее, старается приспособить их к текущей политической ситуации, не может считаться сильным. Сильным является государство, которое стабильно функционирует в соответствии с запретами, велениями, требованиями, составляющими содержание демократических конституционных принципов .

Конституционный Суд находится вне текущего политического процесса, и потому именно этот орган государства в соответствии с Конституцией несет особую ответственность за стабильность, устойчивость понимания конституционных принципов, за их толкование. Пожалуй, эта функция Конституционного Суда имеет самое важное значение для обеспечения юридической безопасности общества и граждан.

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что, выявляя содержание конституционных принципов, Конституционный Суд обладает достаточно высокой степенью самостоятельности в определении намерений конституционного законодателя.

Применение конституционных принципов при принятии судебных решений не может оставаться монополией высших судов Российской Федерации. Все суды должны оценивать конституционность применяемых нормативных правовых актов с учетом конституционных принципов и в случае необходимости обращаться с запросами в Конституционный Суд России.

Следовательно, поскольку все суды участвуют в судебном конституционном контроле за содержанием нормативных актов, все они должны участвовать и в разработке нормативного содержания конституционных принципов. Только в таком случае можно говорить о реальной самостоятельности судебной власти (что, кстати, также является конституционным принципом).

Только применяя правовые принципы суды в состоянии осуществлять дискреционные полномочия, составляющие саму суть судейского усмотрения. Возрастание внимания к конституционным принципам объективно связано с расширением сферы судейского усмотрения и повышением роли судебной власти.

Естественно, что расширение сферы судейского усмотрения возможно, если в обществе по этому поводу (а вопрос относится к числу весьма дискуссионных) будет достигнут компромисс.

В принципе, такой компромисс возможен, но только на базе укрепления доверия общества к судебной власти. И главную роль здесь должно сыграть само судейское сообщество России - разрабатывая внутрикорпоративные правила, обязательные для каждого судьи.

Итак, есть безусловная связь между применением судами конституционных принципов, расширением судейского усмотрения и самостоятельностью судебной власти. Применение судами конституционных принципов означает, что они также принимают участие в правотворчестве. По меткому замечанию председателя Верховного Суда Израиля А. Барака, судья творит право, но делается это как бы малыми правотворческими актами; это законодательство между строк. Применяя конституционные принципы, судья может выступать в качестве законодателя в конкретном деле. Это меняет взаимоотношения судебной и законодательной власти в рамках принципа разделения властей.

Конституционные принципы - неисчерпаемая кладовая юридических знаний. «Разработкой» этих полезных ископаемых занимаются суды всех стран мира. Вот почему так важно общение между юристами, изучение взаимного опыта. Глобализация представлений о том, что из себя представляют важнейшие конституционные принципы, вполне возможна. Сближение, гармонизация в их истолковании - один из способов интернационализации экономики. Глубоко прав был Г. Еллинек, отмечавший, что правоведение унизит себя, если будет наукой только национального права.

Поэтому, размышляя над тем, какова роль конституционного права в регулировании экономики, было необходимо привлечь доступные мне решения высших судов Германии, Франции, США и стран Центральной и Восточной Европы. В Германии судья вряд ли рискнет положить в основу решения по конкретному делу только конституционный принцип. Иная ситуация в США, где судьи применяют их более решительно. Именно поэтому правообразующая, регулятивная функция суда в Соединенных Штатах более развита, наглядным проявлением чего является откровенное признание прецедентного права. Т.К. Хартли вообще считает, что ссылка суда на общие принципы права представляет собой маскировку открытого судебного нормотворчества.

Значение конституционных принципов, общих принципов права велико и в Германии (как и в других странах континентального права). Однако в Европе суды пока еще не обладают той властью, которая по праву принадлежит американским судам. Итак, суды могут обладать большей или меньшей свободой в применении правовых принципов при решении конкретных юридических дел.

В России, где позитивистский подход к праву традиционно очень силен, суды раньше редко применяли правовые принципы. А.Л. Кононов верно подметил, что понятие принципов права в советской правовой доктрине существовало лишь как сугубо теоретическое, предельно идеологизированное; под принципами понимались не столько правовые, сколько политические идеи, которым отводилась роль ориентира лишь для законодателя, но не для судов.

Для реализации таких конституционных основ, как демократизм, народовластие, местное самоуправление, полезно было бы более четко определить в Конституции России, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации основные принципы системы народовластия, форм реализации, быть может, и механизмов их осуществления. Возможно, следует вспомнить практику регулирования на конституционном уровне избирательной системы в виде отдельной главы.

Интерес к принципам конституционного права возник сравнительно недавно. По мнению Р.З. Лившица, принципы права надо выводить не из идеологических категорий, а из самой правовой материи. «Признавая в праве систему общественного порядка, средство общественного согласия, путь и средство предотвращения и разрешения разногласий, нужно соответственно конструировать и принципы права. Принципы охватывают всю правовую материю - и идеи, и нормы, и отношения - и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность. В принципах права как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации .

Таким образом, конституционные принципы - как бы «сухой остаток» богатейшей правовой материи, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей. Принципы играют роль ориентиров в формировании конституционного права. Напомним, эволюция права идет от идей к нормам, затем через реализацию норм - к общественной практике. И вот, начиная с появления идеи, а идея очень часто формируется в виде правового принципа, принцип определяет, направляет развитие конституционного права.

  • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
  • Конституционное право как отрасль права
    • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права России
    • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
    • Система конституционного права
      • Конституционно-правовые институты
      • Конституционно-правовая норма
    • Система источников конституционного права
    • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
    • Особенность международных договоров как источников конституционного права
    • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
    • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
  • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
    • Понятие и предмет науки конституционного права
    • Источники и методы науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Конституция и этапы ее развития
    • Конституционализм и этапы его развития
    • Понятие и функции Конституции
    • Форма и структура Конституции
    • Юридические свойства Конституции
    • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
  • Основы конституционного строя
  • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
  • Конституционные основы гражданского общества
    • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
    • Гражданское общество и государство
    • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
    • Статус средств массовой информации
    • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
    • Гражданство и правосубъектность
    • Конституционные принципы правового статуса личности
    • Конституционные права и обязанности человека и гражданина
    • Единство и целостность системы прав и свобод человека и гражданина
  • Гражданство в Российской Федерации
    • Гражданство: понятие, сущность, принципы
    • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
    • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
    • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
    • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
    • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
  • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
    • Становление института Уполномоченного по правам человека
    • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
    • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
    • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
    • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
  • Федеративное устройство
  • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
    • Государственное устройство: понятие и формы
    • Особенности Федерации в России
    • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательное право в Российской Федерации
    • Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
    • Источники, нормы и принципы избирательного права в Российской Федерации
    • Субъекты избирательного процесса. Права и обязанности
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Голосование: классификация видов и итоги
  • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
  • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
    • Общие положения
    • Государственные органы и их система: понятия, признаки
    • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
  • Президент Российской Федерации
    • Сущность президентской власти
    • Полномочия Президента РФ
    • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
  • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
  • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
    • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
    • Полномочия парламентариев
    • Гарантии депутатской деятельности
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
    • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
    • Полномочия Правительства РФ
    • Акты Правительства РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
    • Судебная власть в Российской Федерации: понятие и структура, виды судебных систем
    • Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
    • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус судей
  • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
    • Понятие «национальная безопасность»
    • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
    • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
  • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
    • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
    • Права и обязанности
    • Проблемы совершенствования местного самоуправления
  • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
    • Система безопасности в Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
    • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
    • Следственный комитет РФ
    • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Система конституционного права

Каждая отрасль российского права представляет собой совокупность взаимосвязанных норм. Они сведены в определенную систему, внутри которой существуют сложные связи, которые проявляются во внутренней структуре отрасли. Конституционное право, как и другие правовые отрасли, представляет собой четкую, логически построенную систему норм.

Система конституционного права - это основанное на принципах права объединение конституционно-правовых норм в группы (правовые институты) в определенной последовательности, в зависимости от их содержания, характера регулируемых ими общественных отношений и значения норм, которые являются структурными элементами этой системы.

Принципы конституционного права

Конституционное право, как и любая отрасль права, строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают ею сущность, социальное назначение и являются основополагающими правилами (основами) для этой отрасли права.

Стоит отметить, что проблема принципов конституционного права в последнее время разрабатывается специалистами очень активно, дает значительный исходный и методологический материал для других отраслей права. Тем не менее, исследователи подчеркивают, что проблема принципов не так проста, как может показаться на первый взгляд. Существуют разночтения как по названию и содержанию принципов, так и по их количеству.

Принципы-нормы и принципы-идеи

Под принципами конституционного права в юридической науке понимаются основополагающие правовые начала, ключевые идеи и положения, определяющие и выражающие его сущность. Следует различать принципы как правовые нормы, закрепленные в нормах конституционного права, и принципы как правовые идеи, выраженные в теоретических положениях науки и косвенно определяющие направление и содержание конституционно-правового регулирования.

Названные принципы взаимосвязаны, так как раскрывают одно и то же явление - конституционное право. Часто принципы-нормы и принципы-идеи совпадают по форме и содержанию. Например, идея правового государства получила закрепление в Конституции РФ и воплотилась в конституционно-правовой характеристике государства (ст. 1), принцип равноправия граждан в равной мере выступает и правовым установлением (ч. 2 ст. 6), и теоретическим построением. То же самое можно сказать и о принципе разделения властей (ст. 10). Однако принципы-идеи по содержанию богаче принципов-норм. Они допускают различные варианты их нормативного воплощения в рамках заложенной в них идеи. Принципы-нормы всегда конкретны, что диктуется необходимостью их реализации и воплощения в правовых правилах поведения. Грань между принципом-идеей и принципом-правилом весьма условна. Например, отнесение социально- экономических прав личности к разряду принципов приводит к снижению уровня гарантированности таких прав и, в частности, не предполагает их прямого действия, предусматривает определенное ограничение по их защите. Конституционные положения о таких правах рассматриваются в большей мере как декларации о намерениях, к выполнению которых государство стремится, но не воспринимает их как необходимость ответственного поведения. С помощью подобного правового «маневра» государство уходит от обязанности обеспечения социально-экономических прав человека, заявляя лишь о стремлении проводить соответствующую политику и ставя перед собой соответствующие задачи.

Принципы-нормы достаточно распространены в конституционном праве, что отличает данную отрасль права от других отраслей, нормы которых конкретно и определенно формулируют правила.

Критерии классификации

Принципы конституционного права подлежат классификации по следующим критериям.

По сфере обобщения и применения. «Данный критерий позволяет говорить о принципах, аккумулирующих общие ценности, вое принятые конституционно-правовыми системами большинства государств (например, народное представительство; свобода личности, территориальная целостность), в их возможных модификациях, ориентированных на конкретно-исторические условия того или иного государства (например, верховенство парламента или баланс властных полномочий законодательной и исполнительной ветвей власти; унитарная или федеративная формы государственного устройства)» 1 Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М.: Юристъ. 2001. С. 172. . По сути такие принципы привносят идею о том, какими должны быть институты конституционного права.

По значимости и систематизирующей роли. По данному критерию выделяют пять основных групп принципов конституционного права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, институциональные, специальные.

Пять основных групп принципов

1. Общеправовые принципы - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений.

Общеправовые принципы распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права, независимо от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

Важное значение имеют такие общеправовые принципы, как социальная свобода, справедливость, равноправие граждан, гуманизм и др.

Принцип социальной свободы . Основное начало правового регулирования в цивилизованном государстве - предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и других лиц, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Этот принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, согласно Декларации прав и свобод человека обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

Принцип справедливости . Он находит проявление во всех сферах общественной жизни, объединяет экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе, между трудом и вознаграждением, правонарушением и наказанием и т.д. Принцип справедливости является также одним из ведущих начал в практике правового регулирования при решении конкретных юридических дел (например, при назначении размера пенсии, выделении жилья, определении меры юридической ответственности).

Принцип равноправия граждан . Является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия «равенство». Последнее является материальной основой равноправия. Равенство - более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Фактическое равенство невозможно в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка. Исходя из этого должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия в условиях современного общества), а равенство всех перед законом, создание равных стартовых условий. Данное положение закреплено в Конституции РФ, ст. 19 которой устанавливает: «Все равны перед законом и судом». И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка... Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Принцип гуманизма . Гуманизм в широком смысле слова означает исторически меняющуюся систему воззрений на человека в обществе, проникнутых уважением к личности, ее достоинству. Идея гуманизма пронизывает всю правовую систему демократического общества, законодательство, правоприменительную и правоохранительную деятельность и раскрывает одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу, безопасность и др. Гуманизм правовых установлений выражается и в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора и др. Принцип гуманизма получил закрепление в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, о материальных условиях жизни. Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Наиболее ярко это проявляется в положениях ст. 17, провозглашающей неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения; ст. 20, гарантирующей право каждого на жизнь: ст. 21, закрепляющей охрану достоинства личности, запрет пыток, насилия; ст. 22, регламентирующей право на свободу и личную неприкосновенность; ст. 42, провозглашающей право на благоприятную окружающую среду: и т.д.

Все общие принципы права тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Если действует принцип социальной справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми. И наоборот: реализация принципа гуманизма означает в то же время установление справедливых отношений в общественной жизни.

Перечисленные общеправовые принципы распространяются на всю систему права. Они свойственны всем ее отраслям. Однако в каждой отрасли они проявляются по-разному, в зависимости от специфики данной отрасли, сферы ее действия, предмета и методов регулирования.

На отрасли российского права в полной мере распространяются и общеправовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и объединяются в межотраслевые принципы.

2. Межотраслевые правовые принципы . К ним относятся такие руководящие начала, которые, будучи закреплены нормами конституционного права, являются значимыми для всех отраслей права и служат для них правовым ориентиром. Рассмотрим некоторые из межотраслевых принципов.

Принцип демократизма . В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Он находит непосредственное выражение в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

Суть этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, - подчеркивается в этой статье, - является ее многонациональный народ». Конституция закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета.

Конституция РФ ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

Данный принцип проявляет себя в политике, экономике, он реализуется и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т.д.

Принцип законности . Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции и законодательстве России принципа законности. Он имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Содержание принципа законности выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Так, ст. 15 Конституции РФ устанавливает высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В п. 2 ст. 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел закрепление и в других нормах Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.

Принцип идеологического многообразия, многопартийности . В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни Конституция РФ закрепляет неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции РФ никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

3. Отраслевые правовые принципы . Они значимы для конституционного права в целом и характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Это перечисленные уже выше принципы, но ориентированные на предмет конституционного права (например, принципы разделения властей, государственного единства, равноправия и самоопределения народов, верховенства Конституции, прав человека как высшей ценности, децентрализации государственной власти по вертикали и по горизонтали и др.).

Рассмотрим некоторые отраслевые принципы.

Разделение властей . Этот принцип является новым в российском конституционном законодательстве, он закреплен в ст. 10 Конституции РФ. Суть принципа состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти самостоятельны.

Государственное единство . Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел закрепление в преамбуле Конституции РФ и ст. 4, устанавливающих суверенитет Российской Федерации на всей ее территории, верховенство Конституции РФ на всей территории.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют и положения: ст. 8, закрепляющей единство экономического пространства; ст. 67, определяющей единство территории; ст. 68, устанавливающей принятие русского языка в качестве единого государственного языка; ст. 75, закрепляющей установление рубля в качестве единой денежной единицы; и т.д.

Равноправие и самоопределение народов . Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе Российской Федерации. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством, он закреплен в преамбуле Конституции РФ и в ст. 5. Он означает право использовать и охранять землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9), сохранять религию и культуру своих предков (ст. 28, 44), на сохранение родного языка (ст. 68).

Принцип федерализма , закрепленный в ст. 1, 5 и устанавливающий перечень форм субъектов Федерации и указывающий, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны (ст. 5), закрепляющий, что вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Согласно ст. 66 Конституции РФ статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. Данный принцип отражен в ст. 69, которая устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов.

4. Институциональные правовые принципы - это определяющие идеи, складывающиеся в основных предметных сферах (правовых институтах) конституционного права. К ним относятся принципы организации и осуществления власти, основ правового положения личности, государственное устройство и административно-территориальное деление, системы органов государственной власти и местного самоуправления.

5. Специальные правовые принципы - это принципы, связанные с конкретными конституционно-правовыми институтами и развивающие идеи, заложенные общеправовыми, межотраслевыми, отраслевыми и институциональными принципами. Это, в частности, принципы гражданства (равное, единое гражданство, свобода выбора гражданства, полнота прав граждан), избирательного права (всеобщее, прямое, свободное или обязательное, равное или неравное и т.д.), организации работы высшего законодательного органа государственной власти (однопалатной или двухпалатной структуры парламента, постоянного действия или периодического созыва сессий представительного органа), статуса депутатов (свободный или императивный мандат депутата) и др.

Следует иметь в виду, что один и тот же принцип может относиться к различным группам принципов. Так, принцип равноправия в широком смысле, заложенном в этой идее, проявляет себя как необходимый атрибут демократического государства, что диктует причисление его к разряду общеправовых и межотраслевых принципов. Вместе с тем он включается в систему принципов, определяющих в демократическом государстве конституционно-правовой статус личности (равноправие граждан), принципов, закрепляющих в симметричной федерации конституционно-правовой статус ее субъектов (равноправие субъектов), а также принципов, устанавливающих в двухпалатном законодательном органе правовое положение палат (возможно, их равноправие).

На систему конституционного права оказывают влияние многие факторы, связанные с особенностями политического и социально-экономического развития страны. В системе отрасли проявляются тип экономических отношений, политический режим, а также характер самого права, зависящий от степени реализации на практике принципов правового государства.

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм.

Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма. Как мы уже знаем совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называются конституционно-правовыми институтами.

Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:

1) круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;

2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;

3) круг источников, содержащих нормы правового института.

В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права.

Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений - объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты:

1) основные принципы отношений человека и государства:

2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.


2. Институт прав и свобод человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения.

Составные части института прав и свобод человека:

1) гражданство;

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления. Структура института включает следующие части:

1)Президент РФ;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ;

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).

7. Институт Конституции. Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Систему конституционного права можно построить и по другому основанию, выделив в нем две большие части : материальное конституционное право и процессуальное конституционное право. Нормы материального конституционного права определяют содержание правового регулирования тех или иных общественных отношений. Нормы процессуального конституционного права направлены на воплощение в жизнь материальных норм путем установления процедуры их реализации.

В процессуальном конституционном праве можно выделить несколько видов процесса:

1) законодательный процесс - совокупность правовых норм, регулирующих порядок инициативы, рассмотрения, принятия, вступления в силу законодательных актов;

2) избирательный процесс - порядок организации и проведения выборов как формы реализации избирательных прав граждан;

3) производство по делам о гражданстве - порядок рассмотрения и разрешения дел, связанных с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации;

4) конституционное судопроизводство - порядок осуществления Конституционным Судом правосудия по конституционным делам.

От системы конституционного права следует отличать систему конституционного законодательства, то есть структурированную совокупность нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Система конституционного законодательства определяется системой конституционного права, но не совпадает с ней.