Почему важно соблюдать законы? Антисоциальные проявления: потенциальная угроза. Общественный порядок: понятие

Дмитровский институт непрерывного образования


К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Социология»

Тема: «Социология и Толкотт Парсонс»

Выполнил: студент 2 курса

группы 0414-Мо(з)

направления Менеджмент

профиль Менеджмент организации
ФИО

Проверил: Литвинова Людмила Владимировна

кандидат социологических наук, доцент

Дата сдачи _____________ ______________

Дмитров, 2015

Введение. 3

1. Общество. 4

2. Социальный порядок в обществе. 5

3. Функционализм. 7

3.1. Социальные системы.. 8

3.2. Социальные институты.. 9

3.3. Социальное действие. 10

3.4. Социальный контроль. 12

Заключение. 13

Список литературы.. 13

Введение

Толкотт Парсонс (1902-1979) - выдающийся американский социолог, автор теории структурного функционализма. Его книги: «Социальная система», «Социологическая теория и современное общество», «Структура социального действия».

Концепции, развиваемые Парсонсом, группируются по двум направлениям:

1) Попытка разработать теоретическую схему «социального поведения» в рамках теории социального действия, в которой психологизировал социологические проблемы. 2) Разработка общеметодологических принципов и понятийного аппарата социологии.

В своей работе я постаралась наиболее полно рассмотреть и изучить теорию Толкотта Парсонса. Основным аспектом его теории является построение общества на основе социального равновесия или порядка, который в свою очередь будет поддерживаться на основе выделенных Парсонсом социальных систем. Парсонс в своей работе рассматривает разделение общества по социальным системам, но также показывает принадлежность индивида к этим системам. Далее будет сказано об индивиде в обществе и какую социальную роль он в нем играет. Я отвечу на вопросы, какую роль Парсонс отводит индивиду и что лежит в основе «социального поведения» идивида. Также я рассмотрела теорию социального действия Парсонса, ее основные составляющие и ее сущность.



Для наиболее полного рассмотрения моей темы я использовала такую литературу, как: «Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении», «Социология» - учебник для вузов, потому что именно здесь материал представлен более структурировано и понятно, глобальную сеть Internet, а также книги самого Толкотта Парсонса. Именно в этой литературе мне удалось найти наиболее полную информацию по моей теме.

Цель моей работы - наиболее полно раскрыть и указать главные моменты в теории структурно-функционального анализа, основоположником которого стал Толкотт Парсонс. Именно правильная интерпретация и понимание сущности его теории лежат в основе моей работы.

Моя задача заключается не только в наиболее полном освещении заданной темы, но также в правильном ее представлении Моя работа состоит из чтения материала, затем дальнейшего его анализа и выборки нужной информации. Моя главная задача - изучить теорию Толкотта Парсонса и представить в наиболее полном и раскрытом виде.

1. Общество

Общество, по Парсонсу, - это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие социальных элементов направляется системой ценностей. Само развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями). Парсонс различает три типа общества:

· примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;

· промежуточный, связанный с появлением письменности, социального

· расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;

· современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

Согласно Парсонсу, в основе всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в форме общественного сознания, прежде всего психологических и этических явлений - изменения ценностей, норм, обычаев и т.д.

«Ядром общества как системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции.

Как порядок, он содержит ценности, дифференцированные и патикуляризированные нормы и правила, причем все должно соотноситься с культурой для того, чтобы быть значимым и легитимным. Он задает понимание членства, которое проводит различие между людьми, принадлежащими к обществу и не принадлежащими к нему».

Социальный порядок в обществе

Итак, Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» и обосновывая его как «естественную форму» общества. (Впервые с этой идеей выступил Конт). Порядок по Парсонсу - это доминирование общественного согласия (консенсуса) над социальным конфликтом. Он предлагает два способа достижения согласия в обществе:

1. Социолизация - общественные ценности передаются от поколения к поколению, что является механизмом передачей ценностей. При всем различии форм статус взрослого во всех обществах предполагает определенную автономную ответственность. Индивид производит какие-то услуги в некотором контексте коллективной организации. В результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги институционализируются в основном в виде профессиональной роли в рамках специфически функционирующего коллектива или бюрократической организации. В любом случае первичное функциональное отношение между взрослыми индивидами и обществами, в которых они живут, связано с тем вкладом в общество, который они вносят посредством своих услуг, а также с тем удовлетворением и теми наградами, которые они получают за это. В достаточно дифференцированных обществах способность к производству услуг становится источником движения для общества, мобилизуемым через рынок. Когда эта стадия достигнута, мы можем говорить об услугах как о продукте экономического процесса, доступном для «потребления» в неэкономических контекстах.

2. Создания разнообразных механизмов социального контроля, т.е. общественный контроль над человеком и его поведением. В силу указанной территориальной взаимосвязи места жительства, работы, религиозной деятельности, политической организации и других различных факторов поддержание нормативного порядка не может быть отделено от территориального контроля над поведением. Функция управления должна включать в себя ответственность за сохранение территориального единства нормативного порядка общества. Этот императив имеет и внутренний, и внешний аспекты.

Первый касается условий навязывания общих норм и облегчения выполнения существенных функций различными подразделениями общества. Второй касается предотвращения разрушительного вмешательства не людей, не являющихся членами данного общества. Из наличия органических потребностей и потребностей в месте проживания следует, что оба указанных аспекта имеют нечто общее: последним средством предотвращения разрушительного действия является использование физической силы. Использование силы возможно в различных формах, особенно таких, как защита территории от внешнего врага или помещение правонарушителей в места лишения свободы (заключения).

Контроль или нейтрализация организованного использования силы являются одной из функциональных потребностей при поддержании социетального сообщества. В более высокодифференцированных обществах это всегда предполагает некоторую степень правительственной монополизации социальной организованной силы.

Функционализм

Парсонс развивает эти идеи на основе принципов функционализма в социологии. «Понятие функции употребляется в более общем и нейтральном значении «последствий», которые могут или не могут быть намеренными или признанными и которые могут или не могут положительно способствовать социальной системе. » Согласно разработанным принципам существо каждого элемента и явления в жизни общества определяется его ролью в поддержании “равновесия”. ««Равновесие» является основным понятием, которое вводит Парсонс, т.к. социальная система имеет тенденцию сохранить состояние внутреннего единства или гармонии или же тенденцию сохранить равновесие».

Главная проблема, которую пытается решить Парсонс - это проблема удержания общества в данном стабильном состоянии. Общество, по Парсонсу, всегда стремится к состоянию некоего «абсолютного равновесия», а социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления «болезни» общества.

Можно выделить основные положения функционального подхода Парсонса:

1) социальные системы ориентированы на стабильность;

2) социальные системы интегрированы;

3) социальные системы основываются на согласии;

4) социальная жизнь включает необходимость социального контроля и обязанностей личности;

5) основой социальной жизни являются нормы и ценности;

6) социальная жизнь зависит от сотрудничества, взаимодействия, солидарности.

Социальные системы

Парсонс полагал, что ни одна социальная система, будь то общество или индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:

· приспособление к окружающей среде (адаптация);

· формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);

· поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение

· возможных отклонений (интеграция);

· обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность - поддержание образца).

В связи с этим Парсонс выделяет самостоятельных системы, которые, в свою очередь, призваны решить эти проблемы. Биологические функции дыхания, пищеварения, движения и обработки информации являются основаниями дифференцированных систем органов, каждый из которых специализирован применительно к потребности тех или иных отношений между организмом и его окружающей средой. Парсонс использует этот принцип для построения своего анализа социальных систем. Итак, он выделял три системы:

1. Духовная система общества

2. Экономическая система общества

3. Политическая система общества

Эти системы различаются по функциям, но главенствующую роль он отдавал духовной системе, так как именно она ориентирована на поддержание устоявшегося образа жизни, воспитания, развития общественного сознания, на разрешение конфликтов.

Экономическая система помогает адоптации общества к окружающей среде, создает материальные блага необходимые человеку для преодоления внешней среды. Можно сказать, что создает комфорт для индивида и удовлетворяет биологические и психологические нужды достаточной части членов данного общества.

Политическая система должна обеспечивать интеграцию (сохранения внутреннего единства) общества и эффективность его функционирования.

Политическая деятельность – это есть координация всех аспектов общественной жизни. Политические структуры также связаны с организацией коллективного действия для достижения коллективно важных целей или на широкой, охватывающей все общество основе, или на более узкой базе, определенной территориально или функционально.

Социальные институты

Парсонс понимает общество как систему, которая находится в окружающей природной среде и которая, как и любая другая система, стремится к самосохранению, то есть к поддержанию внутри себя неких основных параметров, определяющих организованность этой системы. Сохранить себя можно только постоянно преодолевая хаотические воздействия со стороны среды, а для этого общество создаёт внутри себя сложную и разветвленную структуру подсистем, а внутри подсистем - структуру социальных институтов.

Из этого видно, что Парсонс отстаивал структурно-функциональный подход к изучению общества.

Каждая система содержит социальные институты: так, у экономики это - капиталистические фирмы, а у политики - государственные учреждения и институты гражданского общества. Что же касается человека, то каждый из нас, как только он включается в любой социальный институт, начинает вести себя в соответствии с определёнными правилами (которые частично имеют формальное, а частично - неформальное выражение). Эти «правила игры» тоже определяются той функцией, которую мы совершаем уже в рамках своего социального института (её-то Парсонс и называет социальной ролью). Таким образом, через свой собственный социальный институт мы вовлечены в деятельность всего общества в целом, которая имеет своей задачей самосохранение, и точно так же каждый социальный институт претендует на «выживание» уже в социальной среде (а человек - на благополучное существование уже в рамках социальных институтов).

Социальное действие

Парсонс говорит, что общество связывают не только экономические отношения, но и то, что делает возможным эти отношения, а именно: «общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения». Так он выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Специфика социального действия от физического и биологического заключается прежде всего в:

· символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.);

· нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм);

· волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных определений ситуаций).

Основные элементы социального действия: ситуация, условия деятельности, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию. Социальное действие должно быть целенаправленно и обладает субъективным значением. Ситуацией могут быть разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны на данный момент. Тот, кто действует должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность. Окончательно структуру социального действия определяют:

· система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон;

· набор возможного и невозможного принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;

· существующие средства и условия.

В определенном смысле всякое действие является действием индивидов. В то же время и организм, и культурная система включают в себя существенные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне.

Первичной структурной характеристикой организма является не анатомия отдельного организма, а видовой тип. Конечно, такой тип не актуализируется сам по себе, а прорабатывается через генетическую конституцию уникального индивидуального организма, которая содержит как различные комбинации генетических характеристик, присущих виду, так и результаты воздействия условий окружающей среды. Но как бы ни были важны индивидуальные различия для определения конкретного действия, именно общие свойства больших человеческих групп - включая их дифференциацию по полу - образуют органическую основу действия.

Социальный контроль

Толкотт Парсонс в своей работе "Социальная система" определял социальный контроль как процесс, с помощью которого через наложение санкций нейтрализуется девиантное поведение и тем самым поддерживается социальная стабильность. Он проанализировал три основных метода осуществления социального контроля.

(1) Изоляция, суть которой заключается в том, чтобы поставить непроходимые перегородки между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

(2) Обособление - ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.

(3) Реабилитация, рассматриваемая как процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих ролей в обществе.

Таким образом, сущность социального контроля заключается в стремлении общества и различных составляющих его общностей укреплять конформизм своих членов, культивировать «социально желательные» формы поведения, воспрепятствовать девиантному поведению, а также возвратить девианта в русло соблюдения социальных норм.

Заключение

Парсонс в своей научной деятельности описал и изучил фундаментальное теоретическое построение, объясняющее наиболее общие социальные процессы.

На основе изученного материала можно сказать, что Парсонс исследовал

общество на макросоциологическом уровне. Он представлял общество как систему и изменение элемента этой системы рассматривается как изменение системы в целом. Парсонс говорил, что основная задача социологии - дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия.

Равновесие поддерживается социальными системами, которые в свою очередь содержат социальные институты. Социальные институты непосредственно связаны с деятельностью индивида. Таким образом, четко можно увидеть структурно-функциональный анализ, который явился основным базисом теории Толкотта Парсонса.

Список литературы

1. Система современных обществ Парсонс Т.. /Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалёва. - М.: Аспект-Персс, 1998

2. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении.

Г. Беккер, А. Босков. Перевод с английского В.М. Карзинкина, Ю.В.

Семенова. - М: издательство иностранной литературы, 1961

3. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А.

Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд.,

перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003год

4. Социология: Часть II: Учебно-метод. пособие. С.В. Ямщиков, Дубна:

Междунар. ун-т природы, общества и человека «Дубна», 2003

5. Философия: Учебник/Под ред. Н.С. Сидоренко. - М.:изд-во Рос. Экон.

6. http://socioworld.narod.ru/text/history/par_strf.html Т. Парсонс:

«Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения».

7. http://www.bolshe.ru/unit/27/books/326/s/11

8. http://www.trifon.ru/philosophy/content/9.shtml

Урок 11. « »

7 а –

7 б –

Цель : формирование представлений о важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам.

Оборудование : мультимедиа; презентация «Необходимость соблюдения законов .

План

I . Организационный момент.

IV . Закрепление изученного материала.

V . Подведение итогов урока.

VI . Домашнее задание.

Организация урока

I . Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

Развернутый ответ учащегося

Как изменяется положение в обществе в 14-летнем возрасте?

Выполнение тестового задания.

Работа с рубрикой «В классе и дома».

Проверка выполнения домашнего задания в Рабочей тетради.

III . Изучение нового материала.

1. Закон устанавливает порядок.

Что такое порядок?

Почему он необходим?

Какой самый надежный способ установления порядка в обществе?

Порядок – это правильное устройство. Человеческое общество нуждается в таком устройстве. Государство с помощью юристов, разрабатывающих законы, требует от людей строгого их соблюдения. Когда соблюдаются основные правила, в стране наступает порядок, защищаются интересы граждан, их права и свободы.

Порядок в стране начинается с Конституции РФ, которая является основным законом страны. В ней закреплены права граждан нашей страны и определены их обязанности. Кроме Конституции существуют и другие законы: «Об образовании», «О средствах массовой информации», Семейный кодекс, Трудовой кодекс. Все эти и другие законы помогают налаживать порядок и жизнь в обществе.

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

    Издается компетентными органами,

    Обладает юридической силой,

    Имеет вид письменного документа,

    Содержит нормы права,

    Обращен к широкой группе людей.

В наши дни есть люди, которые нарушают законы. Кто-то идет на преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, кто-то совершает преступление по незнанию законов, кто-то – в силу жизненной необходимости. Но по каким бы причинам ни нарушен закон, это создает угрозу человеку, обществу, государству.

Для обеспечения порядка государство принимает новые законы, добивается соблюдения действующих законов и наказывает нарушителей. Уголовный кодекс РФ указывает, какие проступки опасны для общества, а какие из них являются преступлением, и устанавливает наказание за них.

Верховенство (главенство) нормативных актов

Конституция РФ

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Указы президента РФ

Постановления Правительства РФ

Нормативные акты министерств и ведомств

Законы субъектов РФ

Постановления и распоряжения органов местного самоуправления

Законодательство –это вся совокупность законов, действующих в стране.

2. Закон стремится к справедливости.

Справедливость - это когда каждый получает то, на что имеет право.

Диспут «Справедливо ли устанавливать границы поведения».

Свобода не может быть безграничной. Если свобода будет безграничной, то интересы людей будут сталкиваться, а это грозит произволом, причиняющим вред людям, и ведет к катастрофе. Чтобы избежать этого, всем нужно соблюдать законы.

Справедливость сближает мораль и законы. Как и моральные правила, так и законы существуют именно для того, чтобы утверждать справедливость. Но они решают эту задачу по-разному. Мораль опирается только на совесть человека и на общественное мнение, оценки окружающих людей. Ввести мораль в виде общественного закона государство не может – ничего не получится. А позаботиться о том, чтобы закон был справедливым, - это уже задача государства.

Работа с материалом рубрики «Жил на свете человек» стр. 83

Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы?

Верно ли его утверждение, что закон нарушать нельзя?

Чем больше справедливости в законах, тем лучше живется людям.

Стремление утвердить справедливость в жизни общества через посредство закона можно увидеть при изучении даже самых древних законов. В учебнике приведены примеры из древнерусского Свода законов «Русская Правда», который дошел до нас в списках XIII -XVIII вв. Складываться этот Свод законов («Древнейшая правда») стал еще при князе Ярославе Мудром в XI в. но науке известны и более древние примеры. Например, законы Хаммурапи составлены около 4 тыс. лет назад, в XVIII в. Провозглашая законы Вавилонского государства, Хаммурапи так объяснил свою цель «По велению Шамаша (главного бога Вавилона), великого судьи небес и земли, да сияет моя справедливость в стране…» Очевидно, правитель был уверен, что с помощью законов справедливость восторжествует.

Работа с учебником

Прочтите выдержки из Конституции РФ и попробуйте объяснить, почему мы утверждаем, что они помогают установить справедливость в обществе.

Нарушение порядка и справедливости могут привести к чрезвычайно тяжелым, даже трагическим последствиям.

Конституция РФ утверждает справедливость и конкретно указывает, как ее достигнуть: для этого нужно добиваться, чтобы каждый гражданин России обладал всеми правами и вместе с тем выполнял все гражданские обязанности.

Именно Конституция закладывает начала начал законного порядка в обществе, во всех сторонах (сферах его жизни). Именно Конституция – основание законного порядка. Идеи, заложенные в Конституции, получают свое развитие в обыкновенных законах.

Например. Конституция РФ в ст. 43 устанавливает неотъемлемое право гражданина России на образование в самом общем виде. Но как и на каких принципах строится вся система образования, как управлять образованием в нашей стране, каковы общие требования к организации образовательного процесса, каковы основные права и обязанности обучающихся и т.д. – все это подробно прописано в законе РФ «Об образовании».

3. Закон устанавливает границы свободы.

Что означает слово «свобода»?

Свобода – отсутствие стеснения, неволи, возможность действовать по своему желанию. Свобода состоит в возможности делать все, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

Свобода – возможность делать все, что не нарушает закона, не приносит вреда другому. Подлинная свобода не может быть безграничной, беспредельной.

К чему приводит преступление границ свободы?

У людей есть только один способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому.

III . Закрепление изученного материала.

Какие примеры законов вы можете привести из истории?

Почему так важно соблюдать законы?

Как установить справедливость в обществе?

Где проходят границы свободы поведения человека?

V . Подведение итогов урока.

VI . Домашнее задание.

§ 7, задания в Рабочей тетради.

Правовой нигилизм

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм.

Правой нигилизм – негативное направление общественной мысли, выражающее отрицательное отношение к праву, закону, личности и государству, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.

Правовой нигилизм может выступать в 2-х формах – теоретической (идеологической) и практической.

Основные источники проявления и развития правового нигилизма в России:

    самодержавный характер власти,

    отсутствие демократических и правовых традиций,

    распространенность неправовых способов решения споров,

    репрессивный характер власти,

    фактическое преобладание подзаконных актов над законами,

    несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы,

    нарушение прав и свобод граждан,

    несовершенство правовой системы.

Признаки российского правового нигилизма:

    широкая распространенность и повсеместность.

    многообразие форм проявления,

    высшая степень агрессивности и неподконтрольности,

    соединение правового нигилизма с формами социального протеста,

    усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни,

    этетизация.

Основные направления борьбы с правовым нигилизмом:

    укрепление режима законности в стране,

    обеспечение реального верховенства Конституция РФ и законов,

    гарантированность прав и свобод человека,

    совершенствование правовой системы,

    совершенствование судебных и правоохранительных органов,

    обеспечение правопорядка,

    правовое воспитание.

В одном ряду с правовым нигилизмом стоит прямо противоположное явление – правовой идеализм или романтизм – преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.


Главная функция любой власти - обеспечить порядок. Общество не может функционировать, если не будет определенного порядка - упорядоченности отношений. Людям надо знать: что они обязаны или имеют право делать, как поступать запрещено. Взаимоотношения должны строиться по правилам, или нормам. В первобытном обществе порядок поддерживался самим обществом. Из века в век люди рождались, вступали в брак, распределяли роли в труде и в семье. Дети находились при матерях; подросших юношей "переводили" в мужчины, и они перенимали от старших необходимые навыки и знания. Словом, жизненный уклад воспроизводился из поколения в поколение по определенным правилам. Нарушителей наказывали. Это и есть порядок.

Этот порядок обеспечивался родовыми обычаями {мононормами). В них как бы слились и уклад жизни, и нормы первобытной морали, и нарождавшиеся религиозные представления и нормы. В качестве обычаев существовали разного рода запреты: запрет на убийство сородича, запрет на брак близких родственников. Обычаями поддерживался весь уклад жизни - разделение труда между мужчинами и женщинами, между взрослыми и детьми. Постепенно обычаи усложнялись; появлялись все новые и новые обычаи (обряды, традиции), например обычай захоронения сородичей и т.п.

В государственно-оформленном обществе порядок поддерживается, главным образом, государством. Потребность в порядке заложена в генах самого общества. Государство - это механизм поддержания порядка в условиях сложного общества. Порядок нужен и обществу, и государству. Он - высочайшая ценность, на страже которой должны стоять мы все. Что же угрожает порядку в обществе? Угрожает столкновение (конфликт) интересов.

Интересы людей в обществе постоянно сталкиваются в разных вопросах и ситуациях. Эти интересы группируются в интересы семей, организаций, предприятий, наций, государства и т.п. Выходит, что столкновение интересов может выражаться как в драке или споре двух людей, так и в серьезных социальных конфликтах (гражданская война, забастовки, уличные беспорядки). Вся сфера общественных отношений предстает как столкновение, поглощение, состыковка, переплетение интересов. Сталкиваются интересы продавца и покупателя, пешеходов и автомобилистов, детей и родителей, работников и работодателей, бедных и богатых, государства и граждан.

В основе партийных программ также заложены различные интересы: одни партии выступают за монархию, другие - за республику; одни - за рыночную экономику, другие - за государственную, административную; одни - за реформы, другие - за сохранение статус-кво и т.п.

Тенденция на столкновение интересов - объективна, но она может быть опасной, потому что часто имеет своим следствием конфликты, беспорядок, "нагревает атмосферу" в обществе. В конечном счете, она угрожает обществу самоуничтожением, распадом. Если ей не противопоставить порядок, то она может довести до развала государства.

Однако есть и другая объективная тенденция - тенденция на согласование интересов, на их объединение, на поиск общих - скрепляющих людей и общество - интересов.

Общими интересами объединены семьи, трудовые коллективы, сообщества людей, которые входят в различные организации. Для всех нас сегодня общий интерес - это сохранение сильного, единого государства, сохранение порядка. Общий интерес скрепляет общество. Ни у одного человека нет интереса жить в обществе, в котором отсутствует порядок. Альтернативой порядку служит хаос, беспорядок, господство сильного, хитрого, подлого. Порядок - движение к справедливости; беспорядок к несправедливости, развалу.

Главная задача любой власти - предотвращать (ослаблять, "гасить") столкновение интересов, а если оно есть, то пытаться сгладить его, сгармонизировать интересы, дать правила, по которым сталкивающиеся интересы можно состыковать. Если принять программы помощи бедным, а богатых для этого обложить ощутимым налогом, то острота социального конфликта будет снята. Если дать продавцам и покупателям закон, по которому они смогут разрешать свои споры, конфликты будут устраняться. Таким образом, выработанные правила помогают спять конфликт, обеспечивают порядок.

Право - главный инструмент гармонизации интересов и обеспечения порядка. Эти взаимозависимости можно изобразить своеобразной "формулой":

столкновение интересов (беспорядок) -"- право -"- порядок

Смысл "формулы" заключается в том, что именно право преобразует беспорядок, хаос, возникающий при столкновении интересов, в порядок, необходимый всем.

Перед государством как перед высшей властью стоят две главные задачи:

  • 1) обеспечить целостность общества, порядок;
  • 2) обеспечить функционирование общества и его стабильное развитие.

Обе эти задачи обеспечиваются государством при помощи права - главного регулирующего инструмента в руках государства.

Вот схема, которая иллюстрирует взаимосвязь между государством, правом и обществом.

Эта схема показывает, что государство воздействует па общество, на общественные отношения посредством права. С помощью права осуществляется регулирование общественных отношений, управление обществом, всеми общественными процессами.

Веками люди мечтали об идеальном, гармоничном обществе добра и справедливости. Однако в действительности социум - это более или менее устойчивый баланс сил, конфликтов и соглашений, соперничества и сотрудничества. В нем действуют две закономерные, но противоположные тенденции - стремление к порядку и стремление к беспорядку.
Порядок в обществе - необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации общественной жизни, свидетельствует о таких качественных показателях, как планомерность, ритмичность, соразмерность и слаженность различных явлений и процессов в сфере материального производства, общественно-политической жизни, быта.
Кроме того, от уровня общественного порядка зависят и состояние общественного и личного спокойствия и безопасности, и степень удовлетворения людей условиями, необходимыми для реализации общественно значимых и личных интересов и потребностей. Словом, порядок - это великое благо для общества и личности. По мысли К. Маркса, урегулированность и порядок представляют собой форму упрочения всякого способа производства, а потому - его относительной эмансипации от просто случая и просто произвола. Создатели солидаристской теории права (О. Конт, JI. Дюги) считали, что людям извечно присущи два инстинкта - солидарности и агрессивности. Солидарность как добро вытекает из общественной природы человека и проявляется в гармонии между людьми, в их общих, согласованных между собой разумных интересах, в устойчивом общественном порядке. Агрессивность вредит людям, разрушает порядок.
Общественный порядок не возникает сам по себе, он есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать (в социальной жизни) - значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.
Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т. д.
Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает. Давно сказано, что человек рождается не добрым и не злым, не преступником и не добродетельным,- таковым делает его окружающая социальная среда. Кроме того, с развитием социальной свободы человек в любое время может "сбросить" свою преступную автобиографию. Вместе с тем удельный вес психологического компонента, влияющего на индивидуальное поведение человека (в том числе на его агрессивность и эгоизм), хотя и сокращается, но полностью не исчезает.
В-третьих, с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.
В научной литературе различают два основных вида социального регулирования индивидуальное и нормативное.
Индивидуальное регулирование - это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т. д. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо позволяет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново; отсутствует единый порядок, а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.
Нормативное регулирование - упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т. е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил.
Появление нормативного регулирования - поворотный пункт в становлении социального регулирования, качественный скачок в его развитии. Посредством общих правил достигается единый, непрерывно действующий порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности не лишено недостатков. Поэтому обычно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с индивидуальным.
Для обеспечения стабильного общественного порядка кроме постоянной работы регулятивных механизмов требуются немалые и активные усилия социальных и политических институтов.
Беспорядок в обществе - это противоположность общественному порядку, стихийность, неорганизованность, хаос. Он может быть вызван умышленными действиями в целях дестабилизации общества, но может возникнуть и стихийно, вследствие ослабления порядка, и способен привести общество к распаду. Значит, порядок и беспорядок есть диалектическое единство противоположностей. Иными словами, в любом обществе в различном сочетании противоборствуют социальные (стабилизирующие) и антисоциальные (разрушающие) силы. Регулятивные механизмы и обеспечивающие их действие властные органы и институты сдерживают разрушительные силы (преступные, экстремистские, анархические и др.), которые готовы при наличии подходящих для этого условий вырваться на авансцену общественной жизни.
Великие блага организованности, дисциплины, стабильного общественного порядка осознаны и признаны народами многих стран. Высокой организованностью и приверженностью к четкости и порядку отличается, например, японский народ. Это, несомненно, одна из важных причин успешного и устойчивого развития японского общества в сфере материального производства, научно-технического прогресса, культуры.
К сожалению, народам России пока еще далеко до уважительного и ревностного отношения к общественному порядку. А в кризисные периоды в обществе создаются благоприятные условия для активизации антисоциальных сил. Вместе с тем именно наше общество больше других нуждается в преемственности, стабильности, организованности и порядке.

Хаос губителен для любого общества. Порядок позволяет развиваться и улучшать жизнь. Стабильность способствует рождению детей, развитию экономики, науки. Но любое сообщество людей само по себе тихо и спокойно жить не может. Амбиции отдельных людей, интересы различных групп, борьба старого с новым, революции, войны, разруха. Так устанавливается хаос, а как создаётся порядок?

Если говорить обобщённо, то способа всего три.

1. Идеология, религия.
2. Законы.
3. Сочетание идеологии и закона.

Первый способ характерен больше для закрытых обществ, управляемых значимой личностью или группой лиц. Есть общая насаждаемая идея, система идей, верований, которые признаются единственно правильными.

Второй способ больше присущ так называемым демократическим обществам. Предполагается, что народ через выборы управляет государством, что закреплено законом. Индивидуумов много, идеология – какая угодно, но страх наказания висит над всеми одинаково, что также закреплено законом.

Первые два способа в идеальном варианте практически не встречаются.

Самый распространённый третий способ, где есть управление через идеологию, а также жёсткие законы.

Где-то акцент сделан на религию, люди ведут себя относительно прилично, боясь кары всевышнего, но государство добавляет и кары земные, в виде уголовной ответственности.
В некоторых странах религия и идеология не являются основными сдерживающими факторами, верь хоть в зелёных человечков, но соблюдай жёсткие требования закона.

В любом обществе примерно 10% людей будут вести себя законопослушно по собственному внутреннему убеждению, независимо от идеологии, религии, строгости наказания. С другой стороны, примерно 10% всегда будут стремиться к разрушительным действиям, нарушению любых законов, противостоянию любой идеологии. Между этими крайностями есть 80% людей, которые при определённых обстоятельствах могут быть и законопослушными, и отъявленными нарушителями общественного порядка и писаных законов.

Порядок в обществе устанавливается качественным сочетанием идеологических, религиозных и законодательных ограничений. Для 10% людей, которые будут творить беззаконие в любом случае – жесточайшие законы и наказание. Остальным – больше религиозных и «общечеловеческих» ценностей, которых в большинстве случаев хватает для соблюдения общественного порядка, но и культ соблюдения закона для всех не помешает.

В России, как всегда, особый путь.

Во времена СССР порядок поддерживался, в основном, идеологическими установками и только потом угрозой уголовного наказания. После развала Советского союза, Россия была слабым государством, и не смогла предоставить гражданам никакой внятной объединяющей идеологии. Законы были неадекватны криминальной ситуации, ввиду своей мягкости и повсеместного неисполнения. Хаос 90-х годов подтверждает, что без ясной идеологии, традиционных религий, работающих законов – порядка в обществе быть не может.

В настоящее время Россия пошла по пути ужесточения законов и принуждения граждан к их исполнению. Медленно, со скрипом, но этот процесс даёт положительные результаты. Конечно, наши законы мягкие, по сравнению с законами стран Европы, Америки, но плохо и то, что эти мягкие законы исполняются слабо. То есть, закон работает не всегда, а главное не для всех.

При всех вопросах к религиозным институтам общества, они необходимы для общественного порядка и согласия. Возрождение началось, будет ли оно во благо общества? Остаётся надеяться, что будет так.

Идеология под запретом. В России по Конституции запрещено иметь государственную идеологию, что надо срочно менять. Есть предложения от разных общественных организаций, что может объединить людей, например, «русский миллиард». Предполагается, что общество должна увлечь идея – нас будет много! Может быть и так. Только пока государство не озаботится внедрением идеологии, она массами не овладеет.

Чтобы при очередном мировом экономическом кризисе нам не скатиться в общественный хаос, надо полагаться не только на нефтяные и газовые ресурсы, но и развивать законодательство, вырабатывать государственную идеологию, поддерживать традиционные религиозные институты. Только они смогут помочь сплотить граждан страны для совместного преодоления трудностей, а взаимовыручка и порядок станут нормой.