Основы конституционализма (учение о конституции). Этапы развития конституционализма и конституции

Британский конституционализм представляет собой своеобразное явление правовой действительности. Древние и крепкие корни парламентаризма, правовая система, характеризующаяся исключительной ролью судов, монархическая форма правления, функционирующая в демократической
системе власти, - все это делает фактическую и юридическую конституцию Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (далее для краткости - Великобритания, хотя ни географически, ни юридически эти понятия не совпадают) уникальной и чрезвычайно интересной для исследования.
Парадоксальным, на первый взгляд, кажется то обстоятельство, что, являясь родиной конституционализма, страна по сей день в отличие от большинства других государств не имеет в качестве основного, высшего закона единого писаного нормативного правового акта. Однако более внимательное ознакомление с британским опытом конституционного развития позволяет заключить, что ничего парадоксального в этом нет.
Возводимое в течение многих столетий здание британского конституционализма имеет столь прочный и надежный фундамент в виде общего права, высокой правовой культуры и известного английского консерватизма, что в этой стране до сих пор просто не возникало необходимости в укреплении каркаса отношений между человеком, обществом и государством путем принятия единого законодательного акта с повышенной юридической силой. Уместно, наверное, заметить, что конституция Великобритании вполне подтверждает общепринятое мнение о ней как о стране традиций.
Особенности британской конституции выражаются прежде всего в специфике ее формы. Большинство специалистов конституционного права характеризует эту конституцию как неписаную. Некоторые авторы считают ее форму смешанной с учетом того, что конституция включает как писаные, так и неписаные источники. При этом британская доктрина относит к писаным только акты Парламента - статуты (statutes). Судебные же прецеденты и доктринальные источники британские ученые считают столь же неписаной частью права, как и обычаи*. В отечественной же литературе выражалось мнение, что писаную часть британской конституции составляют не только источники статутного права, но также судебные прецеденты, ибо решения судов фиксируются на бумаге, равно как и доктрины ученых**.
* См.: James Ph. S. Introduction to English Law. 9th ed. L.: Buttersworths, 1977, p. 7.
** См.: МаклаковВ.В. Конституция Великобритании (вступительная статья). В кн.: Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада. М.: БЕК, 1996. с. 57.
Конституция Великобритании охватывает практически необозримое число источников, которые образуют четыре группы: 1) статуты; 2) судебные прецеденты; 3) конституционные обычаи (конституционное соглашение); 4) доктрины.
Соотношение писаной и неписаной частей британской конституции было неодинаково в различные исторические периоды: первоначально именно судебные прецеденты и конституционные соглашения составляли ее основу и предопределяли своеобразие ее формы. В XX в. возросло число статутов, многие неписаные нормы заменяются писаными. Однако и по сей день статутное регулирование конституционных отношений не имеет всестороннего, систематизированного и детализированного характера. Так, должность Премьер-министра в писаном конституционном праве установлена лишь косвенно - она упомянута в одном из статутов (в Акте о министрах Короны 1937 г.) в связи с определением жалованья министров. Тщетно было бы искать в этом и других статутах целостный правовой статус Премьер-министра, министров, нормы, регулирующие отношения между ними, и т.п. Здесь господствует обычай.
По порядку своего изменения британская конституция является, естественно, гибкой. Однако в сочетании с известным политическим и правовым консерватизмом общественного сознания эта формальная гибкость не подрывает стабильности конституции и позволяет, с одной стороны, обеспечивать преемственность государственного управления, а с другой - приспосабливать существующие конституционные нормы и институты к изменяющимся условиям действительности.
Трудности изучения британской конституции связаны не только со спецификой ее формы, но и с тем, что в Великобритании в отличие от других стран нет единого официального органа для опубликования законов. Их тексты можно найти в серии «Statutes», в сборниках судебных решений «Law Reports», а также в периодически издаваемых сборниках «Great Britain. Laws and Statutes. The Public General Acts and General Synod Measures...», представляющих собой как бы свод законов. Самые важные статуты публикуются отдельными брошюрами. Наиболее авторитетными сборниками судебных решений являются «All England Law Reports» и «Weekly Law Reports».

Конституционализм – доктрина, связанная с принятием и действием конституции как особого документа, регулирующая особую группу общественных отношений, власти и человека.

Элементы:

1. Демократичный способ разработки и принятия конституции.

2. Высшая юридическая сила конституции; конституционный нормоконтроль.

3. роль конституции как юридического, политического и идеологического документа.

4. Переход от инструментальных к социальным конституциям.

5. Почитания связанности государства и общества правом и законом.

7. Участие народа в осуществлении власти\

Позитивные проявления реализации доктрины и конституционализма в России:

1. Факт формирования важнейших конституционных принципов.

2. Новации в законодательстве, произведенные под влиянием Конституции.

3. Сформировавшаяся практика конституционного правосудия.

4. Прямое (непосредственное) действие Конституции РФ.

5. Стабильность конституции.

6. Признание и гарантирование государством естественных прав человека

7. Формирование независимой судебной власти.

Проблема Российского конституционализма:

1. проблемы российского федерализма (фиктивность федерализма);

2. Взаимоотношение и порядок формирования ряда федеральных органов власти (совет федерации, взаимоотношения президента РФ и исполнительной власти);

3. Неконституционная правоприменительная практика;

4. Внутренняя противоречивость отдельных положений Конституции РФ;

5. Дискреционные положения Президента РФ;

6. Неконституционные нормотворчество субъектов РФ;

7. Отсутствие полноценного механизма реализации конституции прав и свобод;

Конституционно-судебный контроль.

Понятия и модели судебного конституционного контроля.

Виды судебного конституционного контроля.

Конституционный суд РФ в системе органов государственной власти. Состав, порядок формирования суда.

Компетенции КС РФ

Понятие правовых позиций Конституционного суда.

Понятие и модели судебного конституционного контроля.

Правовая охрана конституции - это совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельные нормы.

Элементы правовой охраны конституции:

1) Реализация конституционных норм.

2) Требование точного соответствия всех нормативных актов Конституции.

3) Наличие системы гарантий.

Элементы контроля:

1) Выявление правонарушения.

2) Правовая квалификация правонарушения.

3) Принятие властного решения.

Различие конституционного контроля и конституционного надзора:

Критерии

Конституционный надзор

Конституционный контроль

Юридическая сила решений

Субъект, осуществляющий надзор, не может самостоятельно отменить неконституционный акт.

Решения субъекта, осуществляющего контроль, как правило, влечет прекращение действия проверяемого неконституционного акта.

Окончательность решения

Может быть оспорено в вышестоящую инстанцию иди суд.

Или подлежит утверждению другим органом (как правило, это парламент государства).

Обжалованию не подлежит, носит, как правило, окончательный характер.

Характеристика полномочий субъекта осуществления

Свойственно большинству правоохранительных органов и, как правило, не является для таких органов единственным видом деятельности.

Осуществляется либо судами (как правило, конституционными судами), для которых эта деятельность является специализированной.

Конституционный контроль – это проверка на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов и должностных лиц принципам и нормам конституции (Н.В. Витрук).

Модели конституционного контроля:

1) Американская модель. Возникла в 1803 году в США, когда Верховным Суд США по делу Мэдисон против Мэрби.

Конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

Отсутствует специализированный орган конституционного контроля.

Особенность американской модели – конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при осуществлении судопроизводства по конкретным уголовным, административный и гражданским делам.

2) Европейская модель. Возникла в 1920 году в Австрии.

Существует специализированный орган конституционного контроля, как правило, это конституционный суд.

Суды общей и иной неконституционной юрисдикции конституционный контроль не осуществляют.

Решения конституционных судов являются общеобязательными, т.е. обязательны для всех субъектов права.

Особенности европейской модели – это конституционный контроль осуществляется специализированным органом (конституционный суд, конституционны совет) в рамках специальной процедуры.

Впервые термин конституционализм появился в США когда принималась конституция 1787 г. Основатели Конституции обозначали им верховенство писаной конституции над издаваемыми законами и иными правовыми актами.

В современной научной литературе используются различные подходы к определению конституционализма.

1 подход определяет конституционализм - государственное правление, ограниченное конституцией;

2 подход видит в конституционализме учение о конституции как основном законе государства и общества

В широком смысле Конституционализм есть идеал, к которому должно стремиться общество в своем развитии.

Вообще Основу конституционализма составляют:

идея господства права в обществе;

признание прав и свобод человека высшей ценностью;

участие народа в осуществление власти;

государственная защита прав личности.

Совокупность принципов, определяющих взаимоотношения между обществом и властью отражает понятия конституционализма.

Это такие принципы как:

1. принцип суверенитета народа . «Мы, Народ… устанавливаем и учреждаем эту Конституцию». Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народовластие предполагает, что общество реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им

2. принцип господства права означает, что все государственные органы и должностные лица – это всего лишь толкователи и исполнители конституции и так же как и все должны подчиняться Закону.

3. принцип разделения властей предполагает независимость трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все три ветви власти, функционируя автономно друг от друга, обладают механизмами взаимного контроля и уравновешивания в процессе их взаимодействия. Разделив полномочия государства между тремя независимыми ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, творцы Конституции исключили возможность монополизации одной ветвью двух остальных

4. принцип плюрализма предполагает многообразие субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. Многочисленные "заинтересованные группы", в том числе политические партии, движения и государственные органы, в процессе взаимодействия сталкиваются, конкурируют и уравновешивают друг друга на основе демократического порядка, соблюдение которого, обусловленное консенсусом, является важным условием плюрализма. Содержание принципа плюрализма можно кратко выразить как единство в многообразии. Наличие в обществе плюрализма предотвращает монополизацию власти в одних руках.

5. принцип федерализма . С точки зрения конституционализма принцип федерализма обычно рассматривается как разграничение государственной власти по вертикали – между центральными (федеральными) органами и региональными органами власти. Как и разделение власти между ветвями правления по горизонтали, принцип федерализма используется в конституционном государстве как средство, препятствующее монополизации и злоупотреблению власти.

Исходя из этого можно подвести итоги и определить конституционализм как систему идей, которые отвечают принципам демократического развития государства, организации в нем власти и взаимоотношений последней с гражданами.

В стране может быть конституция, но может не быть конституционализма, и наоборот. К примеру, Великобритания не имеет конституции и конституционного суда, строгого провозглашения теории разделения властей и т.д., но есть практика конституционализма. В то время как, некоторые республики бывшего СССР имеют весь набор конституционных ценностей, вплоть до конституционного суда или комитета конституционного надзора, однако говорить о развитом конституционализме преждевременно.

Российский конституционализм (конституционное право) прошел 3 этапа развития и находится на четвертом:

создание предпосылок конституционализма (конституционного права) до Октябрьской социалистической революции 1917г.;

действие тоталитарного социалистического конституционного (государственного) права 1917г-конец 80-х годов;

процесс демонтажа тоталитарного права и переход к демократическому конституционному праву конец 80-х годов-1993 год;

создание современного конституционного права на основе Конституции 1993 года.

Развитие деятельности государства в рамках конституционных норм на основе демократических выборов, использование принципа разделения властей, признание прав человека сформировало нормативную модель конституционного государства . Суть конституционного государства заключается в том что при наличии в государстве конституции, она должна признавать гарантировать и закреплять права человека и гражданина, существование разделения властей, наличие конституционной защиты


2. Конституция: возникновение, понятие, сущность.

Термин «конституция» (от латинского «constituio» - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция появилась в 1787 г. в США.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт или совокупность НПА, обладающих высшей юридической силой и регулирующих взаимоотношения человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

1) согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

2) теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

3) школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы – это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

4) согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные законы страны. Однако основной закон может быть не только письменным, в этом случае говорят о «неписаной» конституции (Великобритания).

Сущность конституции – ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права.

Форма конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

Рассмотренные выше конституции наука конституционного права относит к числу писаных.

Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, устройство государственной власти, порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм,

Что касается содержания , то обязательными элементами являются:

институт прав и свобод человека и гражданина

институт государственного устройства;

систему государственных органов;

государственную символику;

механизм защиты конституции.

Основными социальными чертами конституции являются легитимность, реальность, стабильность.

Свойства конституции.

Юридические свойства конституции - это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

1. Конституция - Основной закон государства. Любая конституция является законом и обладает всеми признаками закона. Но в отличие от других законов, конституция - это такой закон, который принимается или непосредственно народом на референдуме, или высшим представительным органом государственной власти и закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства. Вот почему по своему значению конституция является основным законом государства, или, иначе говоря, главным законом государства.

2. Юридическое верховенство конституции. Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Ни один закон или иной нормативный акт, противоречащий нормам конституции, не имеет юридической силы. Этот принцип нашел свое закрепление в в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., которая гласит: "Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ".

3. Конституция - база текущего законодательства . Закрепляя главные, базовые общественные отношения, Конституция РФ является правовой основой для всего текущего законодательства. Абсолютное большинство норм конституции являются отправными, исходными для текущего отраслевого законодательства - гражданского, административного, уголовного и т. д. И в этом состоит одно из важнейших свойств конституции. А в тексте конкретных статей конституции содержатся предписания законодателю, каким требованиям должно отвечать отраслевое текущее законодательство, развивающее положения конституции.

4. Прямое действие конституции . В Конституции РФ 1993 г. есть прямой ответ: нормы этой конституции имеют прямое действие. В ст. 18 Конституции РФ говорится: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими", а ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закрепляет прямое действие всех норм конституции.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч.2 ст.15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Прямое действием конституции означает, что каждый гражданин, считающий нарушенными свои права, может обратиться в суд за их защитой, ссылаясь при этом на соответствующую статью Конституции РФ, и суд в этом случае не может отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на отсутствие нормы права, закрепленной в законе или другом нормативном акте, конкретизирующем конституционную норму.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной "с определенной долей условности". Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

5. Правовая охрана конституции. В последнее время в юридической литературе сделана попытка обосновать появление относительно новых понятий для российского конституционного права - охрана и защита Конституции РФ. Оба эти понятия - охрана и защита Конституции РФ - объединены общим объектом и целью, которая состоит в обеспечении реальности и выполнимости Основного закона. Методы достижения поставленных задач и, соответственно, содержание охраны Конституции РФ и защиты Конституции РФ различны.

Охрана Конституции РФ понимается как комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных правонарушений.

Защита Конституции РФ - это устранение конкретных нарушений конституционных норм. Если охрана Конституции РФ направлена в будущее, на предупреждение конституционных правонарушений, то защита Конституции РФ начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.

6. Особый порядок изменения конституции . Самое стабильное общество не может развиваться без борьбы идей, которая при определенных условиях приводит к качественно новой конституционной доктрине. Борьба за власть закономерна, но она не может происходить как в рамках конституционного поля, так и вне его. В последнем случае правомерно ставить вопрос о захвате власти, государственном перевороте, в результате чего на свет может появиться незаконная конституция.

Что касается действующей российской Конституции, то она может быть отнесена к числу безусловно "жестких", в результате чего неоднократные попытки некоторых депутатов Государственной Думы внести в Конституцию поправки оказались безуспешными.

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Социальная – является тем социальным компромиссом, которого достигло общество (общественным договором).

Учредительная – обладает учредительной властью, устанавливая государственно-правовые институты и отношения.


6. Конституционное развитие и конституционные реформы: вопросы теории.

С принятием в 1993 г. новой Конституции РФ конституционная реформа не завершилась, а перешла в другую стадию, началось принятие новых ФКЗ и ФЗ, дополняющих и развивающих конституционные положения. Были созданы такие новые конституционно-правовые институты, как, напр., институт Уполномоченного по правам человека в РФ.

Конституционная реформа состоит в последовательности политико-правовых решений и действий государственной власти, направленных на приведение писаных норм юридического высшего закона страны в соответствие с той реальной ситуацией, которая диктуется потребностями общественного развития и правосознания.

1 Конституция1918 г.

Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата.

2 Конституция1925 г.

Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР

3 Конституция1937 г.

Причина – вследствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый этап ее развития – социализм победил окончательно.

4 Конституция1978 г.

Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.

5 Конституция1993 г.– см. ниже.


Похожая информация.


2. Конституция и конституционализм

Рассмотрению понятия и сущности Конституции России важно изучить такое явление, как конституционализм, который предваряет и обеспечивает действие и развитие Конституции.

Конституционное законодательство (нормативно-правовой фундамент) состоит из нескольких частей:

1) конституции государства. Конституция одновременно является основным источником всей системы права и источником закрепления важнейших принципов организации общества: политических, правовых, социальных, нравственных, духовных;

2) конституционно-правовых институтов, которые могут быть закреплены как в конституции, так и в иных нормативных правовых актах или решениях судов;

3) правовой системы страны, которая создана и применяется в соответствии с конституцией государства.

Таким образом, конституционализм является комплексным образованием и имеет несколько аспектов: идейно-теоретический; нормативно-правовой; функциональный (практика, охрана); духовно-нравственный.

Развитие постиндустриального общества увеличило число социальных элементов в современной политике, что обусловило широкий подход к конституционализму.

К наиболее значимым конституционным ценностям можно отнести:

– наличие конституции как средства ограничения власти государства, установления границ государственной власти, связанность этой власти законом, правом;

– участие народа в осуществлении государственной власти, в т. ч. непосредственно;

– свобода и достоинство личности как важнейшей ценности общественного строя;

– правильная организация системы органов государственной власти, при которой не допускается монополизация власти одним лицом или одним органом;

– наличие представительных органов государственной власти и развитая избирательная система, выборность органов государственной власти;

– наличие реальных средств защиты закрепленных основных прав и свобод личности, политического и идеологического плюрализма и др.;

– наличие общественного сознания, построенного на том, что положения конституции и практика их реализации действительно направлены на достижение лучшей модели справедливого общества.

http://velib.com/read_book/litagent_justicinform-bezrukov_andrejj_viktorovich/konstitucionnoe_pravo_rossii/tema_2_konstitucionnoe_razvitie_i_konstitucija_rossijjskojj_federacii/2_konstitucija_i_konstitucionalizm/

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема посвящена обзору генезиса научно-практической парадигмы конституционализма, рассмотрению понятия и содержания современного конституционализма.

– понять истоки конституционализма;

– рассмотреть идеи ученых, с учетом которых формулировался концепт конституционализма;

– проанализировать конституционные акты, составляющие нормативную основу конституционализма;

– ознакомиться с подходами к определению современного конституционализма;

– рассмотреть понятие и содержание современного конституционализма.

Ключевые термины и понятия: конституционализм, конституция, генезис конституционализма, современный конституционализм, содержание современного конституционализма.

Генезис научно-практической парадигмы конституционализма

В генезисе конституционализма как социально-правового феномена можно выделить три периода (с соответствующими этапами): становление (предысторию), развитие (историю) и системное формирование.

Основой предложенной периодизации является хронологический принцип, соответствующий исторической логике возникновения и развития конституционно-правовых идей, теорий, принципов и их институционального оформления.

Развитие конституционализма (начало собственно истории) приходится на период Нового времени (XVI1-XIX вв.)

Конституционализм и конституция

Так, первопричиной конституционализма можно считать духовно-нравственные постулаты периода Античности и восточных цивилизаций.

Интерес представляют те основополагающие морально-правовые правила, аналоги которых – демократические идеи устройства общества и государства – нашли свое отражение (и прямое закрепление) в конституционных актах периода буржуазных революций.

Идеи незыблемости закона, справедливости и свободы, без которых трудно представить концепцию конституционализма, воспевались в архаический период (VII–VI вв. до н. э.) Гомером (Илиада и Одиссея), Гесиодом (Труды и дни) и др.

http://pidruchniki.com/76394/pravo/vvedenie_konstitutsionalizm_zarubezhnyh_stran

Конституционализм.

Конституционализм – доктрина, связанная с принятием и действием конституции как особого документа, регулирующая особую группу общественных отношений, власти и человека.

1. Демократичный способ разработки и принятия конституции.

2. Высшая юридическая сила конституции; конституционный нормоконтроль.

3. роль конституции как юридического, политического и идеологического документа.

4. Переход от инструментальных к социальным конституциям.

5. Почитания связанности государства и общества правом и законом.

7. Участие народа в осуществлении власти\

Позитивные проявления реализации доктрины и конституционализма в России:

1. Факт формирования важнейших конституционных принципов.

2. Новации в законодательстве, произведенные под влиянием Конституции.

3. Сформировавшаяся практика конституционного правосудия.

4. Прямое (непосредственное) действие Конституции РФ.

5. Стабильность конституции.

6. Признание и гарантирование государством естественных прав человека

7. Формирование независимой судебной власти.

Проблема Российского конституционализма:

1. проблемы российского федерализма (фиктивность федерализма);

2. Взаимоотношение и порядок формирования ряда федеральных органов власти (совет федерации, взаимоотношения президента РФ и исполнительной власти);

3. Неконституционная правоприменительная практика;

4. Внутренняя противоречивость отдельных положений Конституции РФ;

5. Дискреционные положения Президента РФ;

6. Неконституционные нормотворчество субъектов РФ;

7. Отсутствие полноценного механизма реализации конституции прав и свобод;

Конституционно-судебный контроль.

Понятия и модели судебного конституционного контроля.

Виды судебного конституционного контроля.

Конституционный суд РФ в системе органов государственной власти. Состав, порядок формирования суда.

Компетенции КС РФ

Понятие правовых позиций Конституционного суда.

Понятие и модели судебного конституционного контроля.

Элементы правовой охраны конституции:

1) Реализация конституционных норм.

2) Требование точного соответствия всех нормативных актов Конституции.

3) Наличие системы гарантий.

1) Выявление правонарушения.

2) Правовая квалификация правонарушения.

3) Принятие властного решения.

Различие конституционного контроля и конституционного надзора:

Юридическая сила решений

Субъект, осуществляющий надзор, не может самостоятельно отменить неконституционный акт.

Решения субъекта, осуществляющего контроль, как правило, влечет прекращение действия проверяемого неконституционного акта.

Может быть оспорено в вышестоящую инстанцию иди суд.

Или подлежит утверждению другим органом (как правило, это парламент государства).

Обжалованию не подлежит, носит, как правило, окончательный характер.

Характеристика полномочий субъекта осуществления

Свойственно большинству правоохранительных органов и, как правило, не является для таких органов единственным видом деятельности.

Осуществляется либо судами (как правило, конституционными судами), для которых эта деятельность является специализированной.

Конституционный контроль – это проверка на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов и должностных лиц принципам и нормам конституции (Н.В. Витрук).

Модели конституционного контроля:

1) Американская модель. Возникла в 1803 году в США, когда Верховным Суд США по делу Мэдисон против Мэрби.

Конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

Отсутствует специализированный орган конституционного контроля.

Особенность американской модели – конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при осуществлении судопроизводства по конкретным уголовным, административный и гражданским делам.

2) Европейская модель. Возникла в 1920 году в Австрии.

Существует специализированный орган конституционного контроля, как правило, это конституционный суд.

Суды общей и иной неконституционной юрисдикции конституционный контроль не осуществляют.

Решения конституционных судов являются общеобязательными, т.е. обязательны для всех субъектов права.

Особенности европейской модели – это конституционный контроль осуществляется специализированным органом (конституционный суд, конституционны совет) в рамках специальной процедуры.

юридических наук: 12.00.02 / Веревкина Юлия Юрьевна; [Место защиты: Ин-т государства и права РАН].- Москва, 2013.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-12/293">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Веревкина, Юлия Юрьевна. Взаимоотношения конституции и конституционализма в России: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Веревкина Юлия Юрьевна; [Место защиты: Ин-т государства и права РАН].- Москва, 2013.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-12/293

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-исторические основы отечественной конституции и конституционализма 12

1.1. Понятие конституции 12

1.2. Понятие конституционализма 35

1.3. Формы взаимоотношений конституции и конституционализма 62

ГЛАВА II. Отечественная конституция и практический конституционализм 79

2.1. Период абсолютной монархии 79

2.2. Периоды конституционной монархии, буржуазной республики 89

2.3. Советский период 109

2.4. Современный (переходный) период 141

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конституционализм - это сложная, многогранная государственно-правовая категория как в практическом, так и в теоретическом плане. Его реальное наличие, как показывает мировой опыт сегодня, один из важнейших атрибутов, условий демократического, прогрессивного развития любого общества, государства. Следует отметить, что в годы социализма в нашей стране, особенно в последние его два десятилетия существования, конституционализм под большим нажимом со стороны ученых фактически был признан. Заговорили о его социалистической разновидности, сосредоточив основное внимание на раскрытии и обосновании его «преимуществ» перед капиталистическим. Однако на практике все обстояло не так гладко. Социалистический конституционализм, несмотря на провозглашаемые пафосные лозунги, определенное конституционное закрепление, был на практике фикцией. Робкие попытки преодолеть это негативное явление были предприняты в годы перестройки. Но слабость, нерешительность, половинчатость тогдашних решений, цепляние за старые идеологические концепции лишь усугубили ситуацию в СССР. Страна впала в глубочайший кризис. Это, как показали дальнейшие события, привело к краху социализма, отказу от него и в конечном результате распаду СССР.

Вступление России в новый этап общественного развития, особенно после принятия ее нового Основного закона в 1993 г., поставило на повестку дня задачу создания в стране демократического, правового, федеративного с республиканской формой правления государства, основанного на принципе разделения властей. Решение ее невозможно без конституционализма. Это касается, прежде всего, его практической стороны: не программы, лозунги, а реальные, действенные решения, направленные главным образом на интересы человека, защиту, гарантии его прав и свобод. И именно в этом 3 направлении, несмотря на огромные сложности, вызванные внешними и внутренними факторами, а отсюда и естественными ошибками, идет в целом наша страна. Поиск оптимальных практических решений в данной области, учитывающих как общие закономерности, так и, что особенно важно, специфику России, - одна из важнейших задач отечественных ученых- обществоведов.

Особое значение имеет и теоретическая разработка проблематики конституционализма. Сложных, мало разработанных вопросов здесь предостаточно. Один из актуальных - взаимоотношение таких ключевых, основополагающих понятий, как конституция и конституционализм. Они теснейшим образом взаимосвязаны в различных формах. Выявление, анализ последних имеет важное теоретическое и практическое значение. Это дает возможность показать реальность конституционализма в жизни, выявить недостатки, наметить пути и определить средства их преодоления в направлении прогресса. Все это обусловливает актуальность избранной темы данного исследования.

Степень научной разработки. В годы абсолютной монархии проблематика конституционализма отечественными учеными не рассматривалась. Определенное внимание уделялось лишь вопросам статуса конституций в зарубежных странах, анализу таких институтов, как народное представительство, самоуправление, законность. Это нашло свое отражение в трудах, прежде всего, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова. Сам термин «конституционализм» стал встречаться в русской правовой литературе в начале XX в. с принятием Основных государственных законов 1906 г., с установлением в стране конституционной монархии. Само это понятие не разрабатывалось. Вместе с тем серьезному научному анализу подверглись, например, такие его основополагающие институты, как правовое государство, парламентаризм, самоуправление. Наибольший вклад внесли такие ученые-юристы, как В.М. Гессен, Н.А. Захаров, Н.И. Лазаревский, Н.К. Соколов, Л.А. Шалланд.

В советский период в теоретическом плане подход к вопросам конституционализма был различен. Долгое время его ценности отрицались. Лишь в конце 70-х гг. прошлого века начались определение и разработка данной проблематики через призму «советского конституционализма». Отметим немногочисленные, главным образом, статьи таких ученых, как Ю.П. Еременко, Ю.И. Скуратова, И.М. Степанова.

Существенные изменения начинаются со второй половины 80-х гг. ХХ в. Они связаны с началом реформирования российского общества. С этого времени и по сей день проблематика конституции, конституционализма занимает одно из центральных мест в теоретической разработке отечественных ученых-государствоведов. Увидели свет фундаментальные труды в данной области следующих авторов: С.А. Авакьян, А.С. Автономов, М.В. Баглай, Н.А. Богданова, Н.А. Боброва, Н.С. Бондырь, Н.В. Витрук, В.В. Гошуляк, В.Т. Кабышев, Е.И. Козлова, И.М. Кравец, О.Е. Кутафин, А.Г. Пархоменко, Т.М. Пряхина, Ю.В. Пуздрач, В.И. Фадеев, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеев и др.

Цель, предмет исследования. Цель диссертационной работы - анализ состояния и развития отечественного основного закона и конституционализма на различных этапах общественного развития нашей страны. Центральное место отведено выявлению и характеристике форм их взаимоотношений и в соответствии с этим выработке предложений по совершенствованию современного законодательства. Задачи исследования:

проанализировать теоретические основы отечественной конституции;

проанализировать теоретические основы отечественного конституционализма;

выявить и охарактеризовать основные формы взаимоотношений основного закона и конституционализма;

дать характеристику классификаций периодов состояния, развития конституций, конституционализма, их взаимоотношений в России;

проанализировать элементы практического конституционализма в России в период абсолютной монархии;

охарактеризовать соотношение основного закона и конституционализма в период конституционной монархии в России;

дать анализ элементов практического конституционализма в период буржуазной республики в России;

охарактеризовать соотношение конституции и практического конституционализма в советский период в нашей стране;

дать характеристику соотношения конституции и практического конституционализма в современных условиях России;

на основе изученных материалов, сделанных выводов выдвинуть ряд предложений по совершенствованию современного отечественного законодательства.

Методологические основы исследования. Предмет исследования в методологическом плане сложный, неоднородный. В связи с этим при его разработке был использован комплекс методов, вытекающих из системного подхода. Центральное место было отведено трем основным методам: во- первых, юридическому (догматическому) при анализе законодательства; во- вторых, историко-правовому; в-третьих, сравнительно-правовому. Теоретическую базу составили работы российских, зарубежных ученых, прежде всего, по теории государства и права, политологии, истории государства и права, конституционному (государственному) праву. Эмпирическая база исследования - законодательство России, ряда зарубежных государств.

Научная новизна исследования. Дана обобщающая характеристика таких феноменов, как конституция, и конституционализм, важнейших атрибутов любого демократического, прогрессивного государства. Показано, что на практике они неотделимы друг от друга. Исходя из этого, выявлены, всесторонне проанализированы важнейшие формы взаимоотношений основного закона и конституционализма, их взаимосвязанности. Центральное место отведено характеристике таких форм на различных этапах общественного развития России. Обосновывается вывод о том, что сегодня наша страна стоит на пути создания реального практического конституционализма. Выдвинут ряд предложений, направленных на совершенствование отечественного законодательства.

Положения, выводы, выносимые на защиту.

    1. Был и остается спорным в отечественной науке конституционного (государственного) права вопрос о том, были ли Основные государственные законы 1906 г. общероссийской конституцией. Дореволюционные ученые-юристы были едины. Они подчеркивали, что Основные государственные законы - это первая общероссийская конституция. В годы советской власти Основные государственные законы 1906 г. подавляющим большинством ученых не признавались конституцией. Господствовал подход отрицания всего старого, хотя прогрессивного. Центральное место занимала позиция, что только социализм может дать первую общероссийскую конституцию, в качестве таковой и называлась Конституция РСФСР 1918 г. Различные подходы по данной проблеме встречаются и сегодня. Мы придерживаемся позиции тех, кто считает, что структура Основных государственных законов 1906 г., их объем, сущность, содержание вопросов, регулируемых ими, свидетельствуют о том, что это правовой акт ранга конституции.

      В научной литературе спорным является вопрос о том, что относится сегодня к институтам конституционализма, их количестве. С нашей точки зрения, основополагающим является народный суверенитет. Следующий по значению - это институт демократии, ее конкретные формы. При этом особый статус народного представительства, парламентаризма. Далее характеристика свойств государства как правового, социального, светского, деятельность которого основана на принципе разделения властей; форма правления (предпочтительно республика); форма государственного устройства (для РФ - федерация); местное самоуправление и, прежде всего,

    7 его уровень самостоятельности от государственной власти. Сегодня на первый план выдвинуты и такие институты, как демократический статус человека, гражданина, его права и свободы, их реальные гарантии в экономической, политической, идеологической сферах; признание, защита всех форм собственности; идеологическое разнообразие; политический плюрализм, многопартийность; реальная правовая охрана основного закона.

      1. Выявлены формы влияния конституции на практический конституционализм. Важнейшая - учредительная, которая имеет две стороны. Первая, основополагающая, состоит в том, что сам факт существования конституции как особого правового источника свидетельствует об учреждении и наличии конституционализма, таким образом, есть конституция - есть практический конституционализм, нет конституции - нет практического конституционализма. Вторая сторона - конституция закрепляет, придает юридическую сущность, содержание основам статуса, составляющим конституционализм. В результате такие нормы основного закона приобретают высшую юридическую силу. Вторая важнейшая форма влияния конституции на практический конституционализм - организационная, суть ее состоит в том, что основной закон обеспечивает на высшем уровне системное единство, сбалансированность всех составных конституционализма. Она нацеливает и стимулирует все составляющие, граждан на деятельность в духе и формуле конституции. Третья форма влияния - программная, суть которой состоит в определении на длительный период направления государственного, общественного развития.

        Форму влияния практического конституционализма на конституцию можно охарактеризовать как коррекционную, совершенствующую. Она связана с тем, что основной закон должен отвечать реальной действительности, состоянию конституционализма на практике. Те или иные новые решения, конструкции в данной области, возникающие в жизни, в случае своей значимости, перспективности должны найти свое выражение, закрепление в конституционной норме.

        Выявлены конкретные примеры проявления коррекционной формы влияния отечественного конституционализма на конституцию. Период 1965-1977 гг. характеризуется повышением роли трудовых коллективов в жизни советского общества. Отдельные стороны этого нашли свое законодательное отражение, в частности, в Конституции СССР 1977 г. Таким образом, реальная действительность практического конституционализма инициировала и способствовала конституционному закреплению статуса трудового коллектива.

      Пример такого рода в наши дни - это касается самоуправления, с недостатками законодательного плана, слабой его эффективностью в реальности. Определенным образом, с нашей точки зрения, это обусловлено формулой, закрепленной в ст. 12 Конституции РФ 1993 г.: «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Исторический опыт нашей страны, в особенности реформ земского и городского самоуправления России второй половины XIX в. - 20-х гг. ХХ в., зарубежный опыт свидетельствуют о том, что наибольшего эффекта здесь можно достигнуть через государственное самоуправление, т.е. существенное влияние государства на эти процессы; постепенный, поэтапный подход в вопросах взаимосвязи органов государства и органов самоуправления. Возможен и вариант определения органов местного самоуправления в качестве продолжения низовых звеньев органов государственной власти. Все это требует отражения, закрепления в Основном законе России.

        1. Теснейшая взаимосвязь существует между конституцией и теоретическим конституционализмом. С одной стороны, основной закон должен учитывать все прогрессивные достижения научной мысли в данной области, а с другой - все конструкции конституционализма, регулируемые основным законом, должны находить свое теоретическое обоснование, объяснение.

          В научной литературе ведутся споры о том, нужны ли референдумы. Высказываются различные суждения «за» и «против». Мы 9 придерживаемся позиций тех авторов, которые выступают за реальное практическое существование этой важной формы непосредственной демократии, волеизъявления народа. Но к данному вопросу надо подходить с большой серьезностью, ответственностью, без злоупотребления. Обратим внимание на институт всенародного обсуждения проектов законов, важнейших вопросов жизни общества. Он предусматривался Конституцией СССР 1977 г., Конституцией РСФСР 1978 г. Был принят в 1988 г. и специальный закон РСФСР «О народном обсуждении важнейших вопросов государственной жизни». Конституцией РФ 1993 г. институт всенародного обсуждения не предусматривается. Вместе с тем, как показала отечественная практика прошлых лет, это эффективная форма непосредственной демократии, которая дает возможность выявить мнение народа, различные позиции по проблемам, получить конкретные предложения, направленные на совершенствование проектов законов, политических документов. Все это требует, с нашей точки зрения, реального использования института всенародного обсуждения, четкого определения его правового статуса.

        Теоретическая, практическая значимость диссертации. В теоретическом плане значимость данного исследования состоит в том, что его положения могут быть использованы в качестве дополнительных научных материалов для студентов, изучающих курсы «Конституционное право России», «Теория государства и права», «История государства и права России». Предложения, представленные в данной работе, могут быть учтены в деле совершенствования законодательства, практической деятельности органов государственной власти нашей страны.

        Апробация результатов исследования. Был сделан доклад на заседании сектора теории конституционного права Института государства и права РАН, на котором были представлены основные выводы исследования. Они прозвучали и в ряде научных конференций. Важнейшие положения диссертации представлены в публикациях автора в «Трудах Института государства и права РАН».

        Структура диссертации. В соответствии с целью, задачами исследования, логикой изложения была избрана структура диссертации. Она состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, библиографии.

        Понятие конституционализма

        Анализируется и понятие «функции конституции». Т.Н. Радько подчеркивает, что «функции Советской Конституции в полной мере отражают ее сущностные качества как важнейшего политического и правового документа, как системы глубоко научных выводов и положений, в которых раскрывается подлинно социалистическая природа советского общественного и государственного строя, дается научно обоснованная характеристика основных сторон социалистической демократии, положения личности в обществе, всех важнейших политических, экономических, социальных и духовных категорий, раскрывающих природу общества зрелого социализма» . Предлагаются различные классификации таких функций. Например, И.М. Степанов выделяет две основные функции Конституции - юридическую и политическую; B.C. Основин - три: политическую, правовую и идеологическую4.

        Встречалось в научной литературе и понятие «основные черты конституции», предлагались их классификации. Приведем в качестве примера две из них: первая - определение классовой сущности государства и политической власти, их законодательное закрепление; закрепление руководящей роли Коммунистической партии; закрепление основных начал социально-экономического строя; закрепление демоіфатических основ правового положения граждан и взаимоотношений личности и общества; последовательный интернационализм; реальность (итог пройденного пути,

        Советское государственное право. 1978. № 12. С. 8. Советское государство и право /отв. ред. Е.И. Козлова. М., 1983. С. 41. плюс программность) ; вторая - демократизм и гуманизм, преемственность, новизна, научность, расширенное конституционное регулирование, программность. Наряду с этим, указывалось и на главные функции конституции вообще: во-первых, чтобы юридически закрепить власть и суверенитет класса, нации, народа; во-вторых, учредить систему государственных органов власти; в-третьих, законодательно закрепить общественно-экономические основы государства; в-четвертых, гарантировать свободу личности и, в-пятых, определить главные принципы для всех отраслей права, регулировать законодательный процесс2.

        В юридической литературе рассматриваемого нами периода существенный акцент делался на политический характер основного закона. Так, подчеркивалось, что «при дальнейшем изучении теоретических основ советской конституции на первый план выдвигается, по-видимому, вопрос о социальной ценности и функциях Конституции как Основного закона з государства, важнейшего политико-юридического документа» . «Социалистическая Конституция представляет собой акт огромного политического значения. Она в концентрированном виде выражает все важнейшие политические отношения, свойственные социалистическому обществу, играет важную роль в реализации этих отношений, служит мощным средством политического руководства обществом, практического осуществления социалистической политики. Социалистическая Конституция - это также правовой акт высшей юридической силы, Основной Закон социалистического государства, в котором воплощены все важнейшие черты, свойства и функции социалистического права. Конституция - это, прелсде всего, политический акт. В ней в концентрированном виде заіфепляются в правовой форме все основные общественные отношения, имеющие политическое значение. Одни отношения, возникшие и развивающиеся по поводу организации и осуществления социальной, прежде всего, государственной власти и управления, являются политическими по самой своей природе, исходя из сугубо политической сущности власти и управления в условиях классового общества. Другие, не будучи собственно политическими, приобретают важное политическое значение, поскольку тем или иным образом связаны с вопросами политического руководства, осуществления государственной власти, реализации государственного управления»1.

        В современных отечественных определениях конституции произошел отход от характеристики конституции с классовых позиций. Акцент делается на то, что она представляет собой, прежде всего, учредительный, юридический акт, основной закон, находящийся на вершине правовой иерархии, устанавливающий важнейшие начала жизни государства, общества. В качестве аргументации приведем несколько определений конституции наших дней. С.А. Авакьян отмечает: «Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны»2;

        Формы взаимоотношений конституции и конституционализма

        Наряду с этим высказывалась и идея сближения буржуазного и социалистического конституционализма. В частности, отмечалось, что в антагонистически противостоящем, противоборствующем плане эти два феномена не следует рассматривать. Каждый из них, разумеется, должен быть окрашен в свои «цвета», идущие от характера нации, традиций ее государственности, различного рода геополитических и духовно личностных особенностей. В то же время, в «платформу» любой конституционной системы должны быть непременно заложены все основополагающие общецивилизационные ценности - от рыночных отношений в экономике до парламентаризма и разделения властей в государственно-правовой сфере2. Важно отметить и тот факт, что впервые открыто заговорили о том, что в советский период были поспешно отвергнуты многие прогрессивные буржуазные теории - парламентаризма, правового, конституционного государства и др. Подчеркивалось, что их учет имеет важное значение для становления и развития теории социалистического конституционализма.

        Будущее конституционализма связывалось, главным образом, с развитием представительной демократии. Это, с нашей точки зрения, весьма суживает роль и значение, реальную сущность и содержание такого феномена, как конституционализм. Выделение представительной демократии в качестве основы развития социалистического конституционализма инициировало активную разработку проблематики ее места и роли в нашей стране, в условиях общенародного государства. Аісцент делался на различные стороны. Прежде всего, всесторонне обосновывалось положение о том, что

        Конституционализм: ценности культуры и культура ценностей. С. 20-27. Советы - политическая основа СССР, отмечалось их верховенство в системе органов государственной власти: «Советы являются единственными представительными органами государственной власти, через которые советский народ осуществляет принадлежащую ему государственную власть. Все другие государственные органы производны от Советов, им подконтрольны и подотчетны. В этом состоит значение Советов как основы всей государственной власти, всего государственного аппарата, т.е. политической основы Советского государства. Советы как представительные органы государственной власти выражают государственную волю народа и придают ей общеобязательный характер»1. «Являясь правовыми выразителями государственной власти, политической основой государства развитого социализма и основным структурным элементом его механизма, Советы наиболее полно и рельефно характеризуют общенародное государство в качестве организации всего народа, олицетворяющей его волю и суверенитет, а, следовательно, и его политическую власть»2.

        Существенный акцент делался на повышение роли Советов путем их все большей демократизации как важнейшей формы самоуправления народа. В связи с этим Н.П. Фарберов отмечал: «В свете действующей Конституции, которая ориентирована на необходимость повышения роли Советов, главный смысл развития общественных начал в их работе состоит не в сокращении сферы деятельности, а во всесторонней ее демократизации, в привлечении к ней все большего числа трудящихся, в тесном взаимодействии с общественными организациями. Это повышает роль Советов в руководстве всеми экономическими и социально-культурными процессами и служит

        Вместе с тем все эти приведенные положения - ярчайшее свидетельство фиктивности представительных органов государственной власти Советского Союза, советского конституционализма в целом. В реальной действительности не Советы были верховными органами государственной власти в стране, а КПСС, а точнее - лидеры, высшие партийные органы.

        В теоретическом плане на основе марксистско-ленинской теории с разной степенью интенсивности, эффективности велись исследования различного рода и иных конкретных институтов практического советского конституционализма. Наибольший научный интерес имеют публикации 60-80-х гг. XX в. Они касались самой конституции, непосредственной демократии, правоохранительных органов, советской федерации, правового статуса личности, самоуправления и др. Это нашло свое наиболее яркое отражение в учебниках для юридических вузов, монографиях.

        Проведенный краткий анализ свидетельствует о том, что в конце 70-х -первой половине 80-х гг. XX в. были сделаны определенные шаги в теоретической разработке вопросов конституционализма в нашей стране. Это в значительной мере стало основой для дальнейших исследований отечественных ученых в данной области.

        Периоды конституционной монархии, буржуазной республики

        Говорить о взаимоотношениях конституции и конституционализма, а следовательно, о наличии практического конституционализма в России до 1906 г., т.е. до момента принятия Основных государственных законов, установления в стране новой формы правления - конституционной монархии, невозможно. К этому времени в России в завершенном виде сложилась неограниченная, абсолютная монархия - вся полнота власти принадлежала царю. Общероссийская конституция не существовала, что является, как отмечалось ранее, основным показателем наличия практического конституционализма.

        Вместе с тем, в начале XIX в. принимались, действовали конституции в некоторых национальных окраинах страны. Например, на основании решений Венского конгресса 1814-1815 г.г., который подвел итоги войны коалиции европейских государств с Наполеоном I, Россия на территориях Варшавского герцогства переданных ей, должна была ввести конституцию. И это было сделано. В 1815 г. Александр I даровал Польше Конституцию -«Хартию государственного устройства». Как отмечалось в дореволюционной литературе, эта Конституция была чуть ли не самой либеральной в Европе того времени. В особенности это относится к содержавшимся в ней нормам избирательного права, основанного на умеренном цензе и прямых выборах, а также к гарантиям гражданских и политических свобод, которые соответствовали уровню требований своего времени

        Спорным был и остается вопрос о наличии конституции в XIX в. в Финляндии. Во многих высказываниях Александра І, в актах 1809 г., касающихся этого вопроса, содержится желание сохранить в Финляндии конституцию2. Вместе с тем до присоединения к России Финляндия была провинцией Швеции и не имела своей конституции, и в ней долгое время продолжали действовать Конституция, законодательные акты Швеции, не ликвидированные актами 1809 г. Здесь наиболее реалистичной, объективной является позиция Н.И. Лазаревского, который отмечал, «что желание Государя сохранить в Финляндии действующую там конституцию получило в актах 1809 г. столь незаконное выражение, что вряд ли может пониматься как непосредственно воплощенное в нормы права». «Акты 1809 г., говорившие о сохранении Финляндией ее основных законов, не могут пониматься в том смысле, что они ввели в действие всю совокупность шведского государственного права; они могут иметь только тот смысл, что из этого права введено то, что не противоречит новому положению Финляндии как части Российской империи»3.

        Обратим внимание и на то, что в XIX в. в России разрабатывался ряд конституционных проектов для других государств. Так, в 1804 г. император одобрил проект конституции для Ионических островов барона Г.А. Розенкампфа. В разработке проекта Тырновской Конституции 1879 г. -первой конституции Болгарии - приняли участие советник российского Министерства юстиции СИ. Лукьянов, российский имперский комиссар в Болгарии князь A.M. Дундуков-Корсаков, полковник М. Янковский. Основу

        Вполне обоснованно в современной отечественной правовой литературе говорят о том, что в 1906 г. имели место, правда в значительной мере условно, «прообразы конституционных институтов, элементов практического конституционализма на общероссийском уровне» . В Древнерусском государстве - это, например, вече - народное собрание, которое созывалось для решения важнейших государственных вопросов. Исполнительным органом его являлся совет. Право участия в нем также не было четко определено. Это в определенной мере зачаточная, примитивная форма непосредственной демократии. Земские соборы XVT-XVII вв. состояли из царя, Боярской думы, Освященного собора, различного ранга чиновников. «Земские соборы были одним из наиболее крупных явлений политической жизни московского государства XVI-XVII вв., представляя собой выработанную в старой Москве форму участия народного представительства в управлении страной - форму, во многих отношениях аналогичную с представительными собраниями Западной Европы, но вместе с тем отличающуюся весьма существенными особенностями»3. Такие Соборы - в определенной степени зачаток представительной демократии -показателя практического конституционализма.

        Современный (переходный) период

        Были приняты и новые конституции автономных республик, например, в Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республике в 1927 г., в Киргизской Автономной Социалистической Республике в 1929 г. Они, главным образом, следовали структуре конституций соответствующих союзных республик. В научной литературе 20-х гг. прошлого века мы встречаем обобщающую характеристику этих конституций: «Советские конституции 1923-1925 годов суммировали уже опыт мирного социалистического строительства. Они являются конституциями переходного периода, т.е. стремятся не закрепить существующие социальные отношения, а постепенно перестроить их на социалистических началах в зависимости от успехов хозяйственного строительства и меняющейся в соответствии с этим политической ситуацией»3.

        Во второй половине 30-х гг. XX в. принимается новая группа советских конституций. Они характеризовались как основные законы «победившего социализма», «построения основ социализма». 5 декабря 1936 г. была принята Конституция СССР4, получившая название Сталинской. Она внесла ряд существенных новшеств в вопрос осуществления учредительной, организационной функций по отношению к практическому советскому конституционализму. Это касается, прежде всего, закрепления места и роли практически всех основных элементов политической системы, чего не было раньше. Как и прежде, формой государства называлась республика Советов.

        Классовой сущностью ее оставалась диктатура пролетариата. Об этом в Конституции СССР 1936 г., в отличие от прошлой, было сказано напрямую. Статья 2: «Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата». На практике тезис «диктатура» стал трактоваться как руководящая роль рабочего класса. «Государственное руководство обществом (диктатура) принадлежит рабочему классу как передовому классу общества, что конституция нужна для того, чтобы закрепить общественные порядки, удобные, выгодные трудящимся», - отмечал И.В. Сталин1.

        В Конституции СССР 1936 г. впервые фиксируется место и роль такого основополагающего элемента советской политической системы, как коммунистическая партия. Это было сделано косвенным путем в главе X, посвященной статусу граждан: через право граждан СССР объединяться в общественные организации. Статья 126 определяла партию как «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Впервые в Конституции устанавливался статус общественных организаций. В той же статье 126 закреплялось положение о том, что «в соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самостоятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества...».

        Более четкое закрепление нашли вопросы экономической системы. Основой провозглашались социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

        Устанавливались две формы такой собственности - государственная и кооперативно-колхозная, их объекты. Земля, которая занималась колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Мелкое частное хозяйство единоличных крестьян, кустарей допускалось, но оно должно было основываться исключительно на личном труде, исключать эксплуатацию чужого труда. Охранялись права личной собственности граждан на их трудовые доходы, сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, право наследования личной собственности. Подчеркивалась ведущая роль народно-хозяйственного плана как определителя хозяйственной жизни СССР, его основной направляющей силы. Труд объявлялся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». Действовал принцип социализма «от каждого по его способности, каждому - по его труду». СИ. Братусь отмечал, что «Сталинская Конституция закрепила победу социалистического производства и социалистической собственности в СССР»1.