Ответственность за нарушение жилищного законодательства рф. Нарушение жилищных прав

В нашей стране довольно часто нарушаются жилищные права россиян. Приведу некоторые примеры из своей юридической практики. Пример первый. Ко мне на юридическую консультацию пришла женщина, которую я назову Александрой, и рассказала историю следующего характера. В одном из российских городов проживает пожилой мужчина, который приходится отцом Александре. Этот мужчина, которого я назову Тимофеем, решил приватизировать двухкомнатную квартиру, в которой зарегистрированы три человека: он сам и два его внука. Один из внуков постоянно проживает с Тимофеем, а другой внук живёт в одном из северных городов нашего прекрасного государства. Внук, который проживает в северном городе, является сыном Александры. Я не знаю, как это Тимофей провернул, но получилось так, что в договор приватизации двухкомнатной квартиры попали вместо трёх людей два человека. Да, Уважаемый читатель, Вы правильно поняли, что сын Александры в договор приватизации не попал. Я Александре сказал, что необходимо подать в суд исковое заявление о признании договора приватизации недействительным, на что она согласилась. Данная история закончилась тем, что суд признал данный договор недействительным, то есть, права сына Александры как собственника двухкомнатной квартиры были восстановлены. Запомните, Уважаемый читатель, в договор приватизации какого-либо жилья должны быть включены все зарегистрированные в данном жилом помещении на момент приватизации люди. В случае с сыном Александры в договор приватизации должны были быть включены три человека, а были включены два человека, что является грубым нарушением прав сына Александры. Но, слава богу, нарушенное право сына Александры было восстановлено. Пример второй. Ко мне на юридическую консультацию пришла женщина, которую я назову Степанидой. Согласно её рассказу, Михаил, являющийся мужем Степаниды, заложил частный дом и земельный участок, а также по договору займа получил деньги на очень большую сумму. Степанида тоже является собственником частного дома и земельного участка. Наступил срок погашения долга по договору займа, а у Михаила нет денег. Вторая сторона договора займа и договора залога, которую я назову Никитой, подала в суд исковое заявление об изъятии частного дома и земельного участка, так как данные объекты были заложены Михаилом. Вы прекрасно поняли, Уважаемый читатель, что по этому иску Михаил является ответчиком. Степанида меня спрашивает: что мне делать, Васил? Я посоветовал Степаниде подать иск о признании договора залога недействительным, так как нет нотариального согласия Степаниды на данную сделку. Степанида дала согласие на моё предложение. Я как юрист был удивлён, как Михаил и Никита провернули договор залога частного дома и земельного участка без согласия Степаниды, а её согласие по закону обязательно. Оказалось, что у Никиты есть какие-то хорошие знакомые в регистрационной палате, где обычно регистрируются сделки. Данную информацию я узнал от самого Михаила. Я от имени Степаниды подал иск о признании договора залога частного дома и земельного участка недействительным. Данный иск мы выиграли, так как не было нотариального согласия Степаниды на заключение договора залога. То есть, Никите не удалось отобрать частный дом и земельный участок. На основании вышесказанного, Уважаемый читатель, запомните: на заключение сделок, связанных с недвижимостью, необходимо письменное согласие мужа или жены. Пример третий. На территории нашей страны очень много самовольных построек. В этом ничего страшного нет, так как почти все самовольные постройки можно узаконить. Узаконивание самовольных построек - это долгий процесс, это не дело одного дня. Узаконивание самовольных построек - это комплекс стадий нескольких действий. Это получение техпаспорта, разрешения на строительство, кадастровый паспорт, ввод объекта в эксплуатацию и т.д. Если у Вас, Уважаемый читатель, имеется самовольная постройка, обращайтесь к грамотному юристу в Вашем населённом пункте. Он поможет. Можно узаконить самовольную постройку и без юристов, так как в данном деле ничего сложного нет. Поверьте, ничего сложного нет, но много беготни. Пример четвёртый. Многие россияне занимаются перепланировкой квартиры и иного жилого помещения. Если Вы сделали в своём жилом помещении перепланировку без согласия государственного органа, то в данном действии ничего страшного нет, так как перепланировку через суд можно узаконить. Самое главное, чтобы перепланировка не нарушала права и свободы Ваших соседей, чтобы были соблюдены санитарно-эпидемиологические нормы. Если с этим всё в порядке, то перепланировку через суд Вы узаконите. Как я заметил, обычно перепланировку узаконивают те люди, которые собираются продать, обменять или совершить иную сделку со своим жильём. Ко мне приходили люди на юридическую консультацию, у которых перепланировка была сделана десять, двадцать лет назад, но не была узаконена. Ничего страшного, дорогие мои! То, что прошло десять и более лет, а перепланировка не узаконена, в этом ничего страшного нет. Можно узаконить! Пример пятый. Бывают случаи, когда россиянину отказывают в заключении договора социального найма. Возникает вопрос - что делать? Отвечаю - необходимо в суд подать исковое заявление о признании данного отказа необоснованным и заключении договора социального найма жилого помещения. Если Вы зарегистрированы и проживаете по месту регистрации, то всё нормально. С Вами, Уважаемый читатель, на основании судебного решения будет заключён договор социального найма жилого помещения. Как юрист, по этому поводу ещё хочу отметить следующее: 1. Одни судьи не обращают внимания, проживает человек по месту регистрации или не проживает. Этому судье всё равно. Главное для этого судьи, что человек зарегистрирован по адресу в жилом помещении, в отношении которого будет заключён договор социального найма. 2. Другая часть судей требует, чтобы человек доказал в суде, что он проживает по месту регистрации. В данном случае Вам надо привести в суд соседей, которые скажут, что Вы живёте по месту регистрации. Примеров нарушений жилищных прав россиян достаточно. Бывают случаи незаконного выселения из жилого помещения, незаконного вселения в жилое помещение, незаконного снятия с регистрационного учёта, залив жилого помещения и т.д.

Введение

Анализ статистических данных говорит о том, что общее количество выявляемых органами прокуратуры нарушений жилищного законодательства в последние годы постоянно возрастает. Так, если в 2006 г. было выявлено всего 16 933 нарушения законов, то в 2008 г. – 55 152, т.е. увеличилось на 225,7%. За тот же период количество выявленных незаконных правовых актов возросло с 2518 до 5756, или на 128,6%.

Не изменилась ситуация и в первом полугодии 2009 г. Согласно статистическим данным за этот период общее количество выявленных нарушений жилищных прав граждан возросло на 79,8%, (с 26 901 до 48 381, в том числе незаконных правовых актов – с 3 267 до 4 373, или на 33,9%). В целях устранения выявленных нарушений закона прокурорами было принесено 4 050 протестов (+33,4%), направлен в суды 7 031 иск (+140,2%), внесено 9 322 представления (+52,6%). По инициативе прокуроров 2 353 лица (+79,6%) привлечены к дисциплинарной ответственности, 2 463 (+136,1%) – наказаны в административном порядке, 5 066 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушений закона (+114,9%); возбуждено 182 уголовных дела (+3,4%).

Органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления последовательно проводятся в жизнь мероприятия по улучшению жилищных условий, хотя эта проблема остается еще далеко нерешенной. На решение этой важнейшей задачи направлен проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», который требует от органов прокуратуры пристального внимания, поскольку анализ состояния законности свидетельствует о распространенности правонарушений именно в сфере действия указанного проекта, и в первую очередь при предоставлении земельных участков для жилищного строительства, при оформлении и реализации прав землепользования, при привлечении денежных средств граждан для долевого жилищного строительства. Результаты прокурорских проверок показали, что положение дел в области предоставления и использования земельных участков для жилищного строительства неудовлетворительно и требует принятия соответствующих мер. К типичным нарушениям законодательства в сфере жилищных отношений, выявленным органами прокуратуры, относятся следующие.

Несоблюдение требования законодательства о компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в области жилищных отношений (глава 1 ЖК РФ)

а) превышалась установленная законодательством компетенция государственных органов. Например, в нарушение ст. 12 и 13 ЖК РФ было издано постановление исполкома Красноярского крайсовета «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Поскольку такой порядок учета должен определяться законом субъекта РФ, а не постановлением органа исполнительной власти, прокурором был принесен протест губернатору Красноярского края. Также внарушение ст. 12 ЖК РФ администрацией Красноярского края было принято постановление об утверждении порядка выдачи разрешений на осуществление перепланировки в жилых и нежилых помещениях, хотя этот вопрос не относится к компетенции органов государственной власти субъекта. В связи с протестом прокурора указанное незаконное постановление было отменено;

б) в нарушение п. 6 ст. 13 ЖК РФ Воронежской областной межведомственной комиссией длительное время не принимались решения о признании общежития непригодным для проживания, в связи с чем прокурор области внес представление главые областной администрации, и по данному вопросу было принято соответствующее решение.

Следует иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от 22 января 2002 г. утверждена подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2020 годы», основная цель которой – улучшение жилищных условий;

в) органы местного самоуправления во многих регионах (Алтайском крае, Иркутской, Вологодской, Воронежской, Саратовской, Тамбовской, Ульяновской, Челябинской областях)не выполняли требования ст. 1,2,14,15 ЖК РФ в части обеспечения сохранности муниципального жилищного фонда и осуществления гражданами права на жилье, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников для улучшения жилищных условий граждан, контроля исполнения жилищного законодательства, сохранности муниципального жилищного фонда, соответствия жилых помещений установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, признания в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Своевременно не принимались решения о признании жилых домов непригодными для проживания, об отселении жильцов из домов, признанных аварийными, капитальный ремонт домов не проводился, вследствие чего создавалась угроза жизни проживающих в них граждан. Таким образом, должностные лица органов местного самоуправления уклонялись от исполнения своих обязанностей по решению вопросов пригодности жилых домов либо проведения капитального ремонта. На указанные нарушения закона прокуроры реагировали, используя предоставленные им полномочия.

Нарушения требований гл. 2 ЖК РФ, регулирующей объекты жилищных прав

В нарушение п. 4 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ глава г. Саяногорска Республики Хакасия издал постановление, которым утверждено положение, устанавливающее условия аренды жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде коммерческого использования, и плату за использование в размере 1 руб. в месяц, что фактически свидетельствует о безвозмездности договора коммерческого найма. Прокурор города внес представление главе городской администрации о приведении размера платы за найм жилых помещений по договорам коммерческого найма в соответствие с требованиями закона.

В нарушение ст. 20 ЖК РФ, устанавливающей осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, администрация Красноярского края постановлением «Об общественных жилищных инспекторах госинспекции края» наделила общественных жилищных инспекторов правом осуществления контрольных функций государственных жилищных инспекций (проведение проверок, составление актов), что противоречит федеральному законодательству. Постановление было признано утратившим силу по протесту прокурора края.

Нарушения порядка перевода жилого помещения в нежилое помещение

В нарушение ст. 23 ЖК РФ законом Красноярского края был установлен порядок перевода жилых помещений в нежилые на территории края. В связи с этим прокурор края принес протест на имя губернатора края о признании утратившими силу отдельных положений закона, который был удовлетворен.

Решением Совета самоуправления Сокольского муниципального района Вологодской области было утверждено Положение о порядке перевода жилых помещений в нежилые, а нежилых в жилые на территории района. Положение противоречило требованиям ст. 22 – 24 ЖК РФ, в которых определены условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое и наоборот, причем органам местного самоуправления полномочия по нормативному регулированию этого вопроса не предоставлены. По инициативе прокурора незаконное постановление было отменено.

Нарушение порядка перевода нежилых помещений в категорию жилых помещений, предусмотренного ст. 23 ЖК РФ, было выявлено прокурором г. Челябинска. Были приняты соответствующие меры реагирования.


Нарушения порядка переустройства и перепланировки жилого помещения

Первым заместителем прокурора Новосибирской области был принесен протест на решение городского совета, утвердившего Положение о порядке оформления и выдачи разрешения на перепланировку или переоборудование жилых помещений, которое противоречило требованиям Жилищного кодекса РФ. Протест прокурора был удовлетворен.

Прокурором Октябрьского района Иркутской области был выявлен факт неисполнения ч. 4 ст. 30 ЖК РФ, выразившийся в бесхозяйственном обращении с жилым помещением его собственника, несоблюдении прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, а также правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим прокурор района предъявил исковое заявление в суд, в котором поставил вопрос о возмещении ущерба, причиненного жильцу собственником дома.

В некоторых регионах (Саратовской, Ульяновской и других областях) были выявлены случаи неисполнения лицами, ответственными за содержание и ремонт жилых домов и жилых помещений, своих обязанностей (ст. 30 ЖК РФ). По данным нарушениям последовали меры реагирования.

Несоблюдение требований гл. 8 ЖК РФ, регулирующей вопросы социального найма жилого помещения

Органы местного самоуправления Балаганского района Иркутской области не осуществляли своевременно капитальный ремонт жилого дома, т.е. не исполняли предусмотренные ст. 65 ЖК РФ права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма.

На основании решения поселковой комиссии по учету и распределению жилья и постановления администрации Мотыгинского района Красноярского края А.В. Разову была выделена квартира в доме, который согласно акту обследования был признан непригодным для проживания и подлежит под снос, и, следовательно, согласно ст. 86 ЖК РФ не подлежит заселению. В связи с нарушением жилищных прав А.В Разова прокурор Мотыгинского района предъявил исковое заявление в суд о предоставлении ему благоустроенного жилья, которое судом было удовлетворено.

Администрацией г. Челябинска не выполнялись требования закона о переселении граждан из жилья, не пригодного для проживания, предусмотренные ст. 87 ЖК РФ. Постановлением главы администрации г. Челябинска «О расселении ветхого аварийного жилья и застройке квартала по ул. Гюго в Ленинском районе» предусмотрено расселение жильцов указанных в постановлении жилых домов. Однако в нарушение принятого постановления жильцы из аварийных домов не были расселены, хотя проживание в этих домах представляло угрозу их жизни и здоровью. На указанное нарушение законодательства прокурор внес представление главе городской администрации.

Жилищные споры – это особая разновидность споров, затрагивающих жилищные права и интересы граждан и организаций, необходимость защиты их субъективных прав по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями. За совершение преступлений и правонарушений в жилищной сфере законодательством РФ предусмотрены административная, уголовная, гражданско-правовая и материальная ответственность.
Административная ответственность наступает за совершение административного проступка, т.е. за совершенное противоправное деяние, которое по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности. Законодательство предусматривает административную ответственность за такие правонарушения, как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению, самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах, заселение жилых домов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, и иные проступки.
Уголовная ответственность наступает за совершение особо опасного противоправного деяния, т.е. преступления. Так, в действующем УК РФ предусмотрена ответственность за такие преступления, как нарушение неприкосновенности жилища, т.е. за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества (которым может быть и жилое помещение), если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, вандализм (т.е. осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах), разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения и иные преступления.
Гражданско-правовая ответственность наступает за причинение вреда жилищному фонду или за совершение противоправных (незаконных) сделок с жилыми помещениями. В случае причинения вреда жилищному фонду виновные лица обязаны возместить причиненный ими ущерб. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков, включая упущенную выгоду. Суд вправе при удовлетворении требования о возмещении вреда обязать лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (например, исправить поврежденное жилое помещение). Если участники жилищных отношений заключили сделку, которая не соответствует требованиям закона или иным правовым актам, то за это может наступить гражданско-правовая ответственность в виде признания данной сделки недействительной. Общее последствие признания сделки недействительной – двусторонняя реституция, т.е. каждая из сторон сделки обязана возвратить то, что она по ней получила (например, продавец обязан возвратить покупателю приобретенное им жилое помещение, а покупатель обязан возвратить полученные им деньги).
Договором или в силу требований закона может быть предусмотрена материальная ответственность, например, за сохранность жилого помещения.
Жилищный спор – это разногласия между участниками жилищных отношений, затрагивающие их жилищные права и обязанности. Если хотя бы одной из сторон в жилищном споре является гражданин, то данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ). Споры между организациями или гражданами-предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности в жилищной сфере подведомственны арбитражному суду.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная зашита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединении и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Судами разрешаются жилищные споры между наймодателями и нанимателями в домах государственного, общественного и индивидуального жилищных фондов, гражданами и жилищно-строительными кооперативами, сонанимателями, собственниками жилых помещений и т.д. о выселении лиц, самоуправно занявших жилое помещение, выселении из домов, грозящих обвалом, предоставлении жилого помещения по требованиям, основанным на гражданско-правовых обязательствах (в связи со сносом дома, проведением капитального ремонта и т.д.), о предоставлении жилого помещения по требованию граждан, имеющих в соответствии с законодательством РФ право на внеочередное предоставление жилых помещении, которым жилое помещение должно предоставляться в пределах определенного срока, если этот срок нарушен, а также о принудительном обмене и др.
Защита жилищных прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты – это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственная жилищная инспекция и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты – это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.
Система защиты прав граждан, в том числе и в жилищной сфере, предусмотрена законодательством РФ, которым установлены как судебные, так и внесудебные процедуры защиты прав граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, ч. 1 ст.11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав. При этом право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за субъектом и в том случае, когда Закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. Данное правило следует из содержания ч. 2 указанной статьи, предусматривающей, что решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
Необходимость обеспечения судебной защиты нарушенных жилищных прав отнесена к основным началам жилищного законодательства (ч. 1 ст. 1 ЖК).
Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Подведомственность позволяет определить круг конкретных дел, рассматриваемых тем или иным судом.
Полномочия Конституционного Суда РФ определены ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447).
Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее установленным требованиям. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, а также иные обстоятельства, предусмотренные ст. 36 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Решения Конституционного Суда РФ играют особую роль в защите жилищных прав, что обусловлено спецификой их юридической силы по сравнению с судебными постановлениями судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
В соответствии со ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда РФ после его провозглашения является окончательным, не подлежит обжалованию (непоколебимость решения), становится непосредственно действующим и не нуждающимся в подтверждении другими правовыми актами либо иными органами и должностными лицами.
Обязательность решения Конституционного Суда РФ обеспечивается установленным законом запретом преодолевать юридическую силу этого решения путем повторного принятия акта, признанного не соответствующим Конституции РФ.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
В случае, если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.
Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции определена ст. 22 ГПК РФ.
Компетенция конкретных судов общей юрисдикции внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции (а среди них и дела по защите жилищных прав) определяется правилами ГПК РФ о подсудности (ст. 23 – 27). Правила подсудности гарантируют реализацию ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Что касается гражданских дел об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, то они рассматриваются в качестве суда первой инстанции Верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа (п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ).
Дела, подсудные мировому судье, определены ст. 23 ГПК РФ. В частности, мировые судьи рассматривают в качестве суда первой инстанции дела по имущественным спорам, не вытекающим из семейных и трудовых правоотношений, при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных федеральным законом на день подачи заявления (например, требование нанимателя жилого помещения по договору социального найма о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением наймодателем обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством (ст. 66 ЖК); требование нанимателя жилого помещения о взыскании с поднанимателя платы за поднаем жилого помещения в случае невнесения ее в сроки, предусмотренные договором (ст. 79 ЖК и др.); дела об определении порядка пользования имуществом (например, спор между участниками общей долевой собственности на жилое помещение о порядке пользования жилым помещением (ст. 247 ГК); спор о порядке пользования жилым помещением, предоставленным гражданину по завещательному отказу (ст. 33 ЖК)).
Гражданские дела, подведомственные судам и не относящиеся к компетенции мирового судьи, рассматриваются и разрешаются по первой инстанции районными судами, если федеральным законом (ст. ст. 25 – 27 ГПК РФ) они не отнесены к подсудности других федеральных судов общей юрисдикции. Под юрисдикцию районного суда подпадает основная масса гражданских дел, среди них большое число непосредственно вытекающих из жилищных правоотношений (например, о сохранении за бывшим членом семьи собственника жилого помещения права пользования жилым помещением на определенный срок (ст. 31 ЖК); о выселении гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено или который нарушает правила пользования жилым помещением (ст. 35 ЖК); споры о нарушении преимущественного права покупки отчуждаемой комнаты в коммунальной квартире (ст. 43 ЖК); споры о предоставлении освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире (ст. 59 ЖК); об осуществлении принудительного обмена жилыми помещениями (ст. 72 ЖК); о признании обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, недействительным (ст. 75 ЖК); о расторжении договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя (ст. 83 ЖК); о выселении граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (ст. ст. 84 – 91 ЖК и др.).
Районные суды являются ключевым звеном системы федеральных судов общей юрисдикции, и от результата их деятельности во многом зависит эффективность правосудия по гражданским делам, среди которых большое число дел о защите нарушенных жилищных прав.
Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 22 данного Кодекса, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Арбитражным судам согласно ст. 27 АПК РФ подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. К подведомственности арбитражных судов ст. ст. 29 - 33 АПК РФ отнесены и другие категории дел (например, по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и др.).
Экономические и иные споры, подведомственные арбитражным судам, могут возникнуть из жилищных отношений по поводу создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, содержания и ремонта жилых помещений, предоставления коммунальных услуг, учета жилищного фонда и др.
Деятельность третейских судов, основания и порядок защиты ими нарушенных прав, в том числе и жилищных, регламентируются ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ.
В РФ могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретных споров.
Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется соглашением сторон с соблюдением положений ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». На разрешение в третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений (к ним можно отнести многие из видов жилищных отношений), если иное не предусмотрено законом.
Решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд (т.е. суд общей юрисдикции или арбитражный суд), если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным. Решение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые установлены в решении. В случае его неисполнения сторона, в пользу которой вынесено решение, может обратиться в компетентный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ или другим федеральным законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
Способы защиты жилищных прав аналогичны способам защиты гражданских прав, закрепленных в ст. 12 ГК РФ.
Под способами защиты жилищных прав понимаются предусмотренные законом материально-правовые меры принудительного характера, при помощи которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Выбор конкретного способа защиты жилищных прав осуществляется самостоятельно управомоченным лицом, за исключением случаев, когда способ защиты нарушенного права прямо определен правовой нормой, регулирующей соответствующее жилищное правоотношение. Так, если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, совершен с нарушением требований, предусмотренных ЖК РФ (например, при отсутствии согласия на обмен кого-либо из членов семьи нанимателя жилого помещения), то член семьи нанимателя жилого помещения, чьи права были нарушены обменом, вправе требовать признания сделки по обмену жилыми помещениями недействительной и переселения сторон в ранее занимаемые жилые помещения, т.е. восстановления положения, существовавшего до нарушения права (ст. 75 ЖК).
Закрепление в отдельных нормах ЖК РФ тех или иных способов защиты жилищных прав, так же как и выбор способа защиты управомоченным лицом из числа предусмотренных настоящей статьей в тех случаях, когда в нормах ЖК РФ, регулирующих определенные виды жилищных отношений, нет указаний на конкретные способы защиты, определяется двумя обстоятельствами: а) спецификой защищаемого права; б) характером правонарушения.
В связи с тем что жилищные отношения по пользованию жилыми помещениями регулируются прежде всего нормами гражданско-правового характера, а значит, являются разновидностью гражданских правоотношений, то, соответственно, при нарушении или оспаривании кем-либо права пользования жилым помещением гражданин вправе прибегнуть к способам защиты прав, предусмотренных гражданским законодательством (ст. 12 ГК).
Первым из способов защиты жилищных прав является такой способ, как признание жилищного права.
Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного жилищного права кем-либо отрицается, оспаривается (например, нанимателем, наймодателем, членами семьи нанимателя, собственником жилого помещения), подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий. Вследствие возникшей ситуации правовой неопределенности лицо не может воспользоваться своим субъективным жилищным правом (например, правом члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма пользоваться жилым помещением).
Признание жилищного права в качестве способа защиты осуществляется в судебном (юрисдикционном) порядке, так как только суд может официально подтвердить наличие или отсутствие у лица спорного жилищного права.
Требование о признании субъективного жилищного права во многих случаях является необходимой предпосылкой применения иных предусмотренных ст. 11 ЖК РФ способов защиты. Так, предъявление лицом в суд требования о признании за ним права пользования жилым помещением по завещательному отказу (ст. 33 ЖК) может сочетаться с требованием о вселении в жилое помещение (если лицо проживало ранее в жилом помещении, то способ защиты – восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечение действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; если лицо не проживало ранее в жилом помещении – изменение жилищного правоотношения). В судебной практике достаточно часто рассматриваются иски о признании лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (ст. 69 ЖК), и, соответственно, при установлении данного статуса лица судом разрешаются требования истца о праве на пользование жилым помещением и других правах, вытекающих из договора социального найма жилого помещения (изменение договора социального найма, обмен жилыми помещениями и др.).
Защита жилищных прав может осуществляться также путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Данный способ защиты жилищных прав применяется при совершении противоправных действий против обладателя субъективного жилищного права и имеет целью устранить последствия правонарушения или же само правонарушение, носящее длящийся характер. В качестве примеров указанного способа защиты жилищных прав можно привести:
- выселение в судебном порядке по требованию собственника жилого помещения гражданина из жилого помещения в случае, если он после предупреждения собственника жилого помещения продолжает нарушать права и законные интересы соседей, использовать жилое помещение не по назначению или без уважительных причин, не проведет необходимый ремонт в целях устранения допущенного им разрушения жилого помещения (ч. 2 ст. 35 ЖК);
- выселение поднанимателя и вселенных совместно с ним граждан в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения в случае прекращения или расторжения договора поднайма жилого помещения и отказа поднанимателя освободить жилое помещение (ч. 5 ст. 79 ЖК);
- выселение временных жильцов из жилого помещения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения в случае отказа временных жильцов освободить жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания или предъявления требования о выселении нанимателем или совместно проживающим с ним членом его семьи (ч. 5 ст. 80 ЖК).
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав может осуществляться путем признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления юридическую силу. Данный способ защиты жилищных прав означает, что гражданин, считающий, что его жилищные права нарушены принятым нормативным правовым актом государственного органа либо нормативным правовым актом органа местного самоуправления, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим ЖК или принятому в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, или иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем оспариваемый нормативный правовой акт юридическую силу.
Правом на обращение в суд с заявлением о признании противоречащим закону полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо органа местного самоуправления обладают согласно ст. 251 ГПК РФ не только граждане, считающие, что нормативным актом нарушаются их жилищные права, но и прокурор в пределах своей компетенции в судопроизводстве по гражданским делам, определенной ст. 45 ГПК РФ.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти либо органа местного самоуправления, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия. Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 251 ГПК РФ в заявлении об оспаривании нормативного правового акта должно быть указано, какие жилищные права гражданина (или неопределенного круга лиц) нарушаются этим актом или его частью.
Суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК). Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы не только этого нормативного правового акта или его части, но и других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Важно, что решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (ч. 4 ст. 253 ГПК РФ).
Защита жилищных прав согласно п. 4 ч. 3 ст.11 ЖК РФ может осуществляться также путем неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с этим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.
Основой для закрепления в ЖК РФ указанного способа защиты жилищных прав являются положения ст. 120 Конституции РФ, предусматривающие обязанность суда, установившего при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону принимать решение в соответствии с законом.
Данный способ защиты жилищных прав означает, что суд общей юрисдикции, установив при разрешении конкретного жилищного спора, что нормативный правовой акт, регулирующий спорные жилищные правоотношения, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (ЖК РФ или принятому в соответствии с этим Кодексом федеральному закону или иному нормативному правовому акту), применяет нормы нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
Речь идет, таким образом, о проверке законности нормативного правового акта в рамках разрешения судом конкретного жилищного спора (так называемый косвенный судебный контроль за законностью нормативных правовых актов). Такая проверка не может повлечь за собой утрату данным актом юридической силы. При этом в мотивировочной части решения суда приводятся мотивы, по которым тот или иной нормативный правовой акт не подлежит применению к конкретному случаю. В резолютивной же части судебного решения формулируется только ответ суда на заявленные исковые требования без указания на признание судом нормативного правового акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Еще одним способом защиты жилищных прав, предусмотренных п. 5 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, является прекращение или изменение жилищного правоотношения.
Прекращение или изменение жилищного правоотношения как способ защиты жилищных прав допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. Применение указанного способа защиты жилищных прав возможно как по соглашению сторон, так и по требованию одной из сторон жилищного правоотношения, причем как в связи с противоправными виновными, так и в связи с невиновными действиями субъектов жилищных правоотношений.
Основанием для прекращения или изменения жилищного правоотношения является, как правило, решение суда, а в отдельных допускаемых законом случаях – соглашение сторон.
Так, решение суда о расторжении договора социального найма жилого помещения, вынесенное по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц, является основанием для прекращения жилищного правоотношения с нанимателем и (или) проживающими совместно с ним членами его семьи по договору социального найма, и они подлежат выселению из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в том случае, если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением (ст. 91 ЖК).
Примером изменения жилищного правоотношения по соглашению сторон является обмен жилыми помещениями, занимаемыми по договору социального найма (ч. 2 ст. 73 ЖК). Если же между нанимателем жилого помещения и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашения об обмене, любой из них в целях защиты своих жилищных прав вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке (ч. 3 ст. 73 ЖК).
По соглашению сторон может быть изменен договор социального найма жилого помещения (ст. 82 ЖК). При этом мотивом изменения такого договора может, в частности, являться защита жилищных прав нанимателя и (или) членов его семьи.
Иные способы защиты жилищных прав, прямо не названные в ст.11 ЖК РФ, предусмотрены как в самом ЖК РФ, так и в других Федеральных законах (например, ст. ст. 15 - 16 ГК; ст. 139 УК; ст. ст. 7.21 - 7.23 КоАП; ст. ст. 15, 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в ред. ФЗ от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ) и др..
В качестве самостоятельных способов защиты жилищных прав можно назвать предусмотренные ст. 66 ЖК РФ меры защиты нанимателя жилого помещения по договору социального найма при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг. ЖК РФ дает право нанимателю жилого помещения по договору социального найма в такой ситуации по своему выбору потребовать уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме; возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме; возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

Жилищное право Крашенинников Павел Владимирович

§ 3 Ответственность за нарушение жилищного законодательства

Ответственность за нарушение жилищного законодательства

Ответственность за нарушение жилищного законодательства предусмотрена в актах различных отраслей российского законодательства. Конечно же, в первую очередь следует указать на нормы, содержащиеся в федеральных жилищных законодательных актах, в соответствии с которыми лица, виновные:

В нарушении порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления гражданам жилых помещений;

В несоблюдении установленных сроков заселения жилых домов и жилых помещений;

В нарушении правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий;

В самовольном переоборудовании и перепланировке жилых домов и жилых помещений и использовании их не по назначению;

В нарушении правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, в бесхозяйственном их содержании;

В порче жилых домов, жилых помещений, их оборудования и объектов благоустройства,

несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

В самом ЖК РФ в первую очередь следует выделить статьи, предусматривающие ответственность в виде выселения как санкцию за противоправное поведение (ст. 90 «Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма», ст. 91 «Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения»).

С большой долей уверенности предусматривающими ответственность можно назвать положения ЖК РФ, содержащиеся в ст. 75 «Признание обмена жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма, недействительным», ст. 79 «Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма», ст. 133 «Выселение бывшего члена жилищного кооператива», и некоторые иные положения.

Кроме того, следует указать и на нормы ГК РФ, содержащиеся в ст. 293 «Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение», ст. 687 «Расторжение договора найма жилого помещения».

Анализ указанных норм содержится в гл. 5, 8, 10 настоящей работы.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), вступившем в силу с 1 июля 2002 г., содержится несколько норм, посвященных административной ответственности за нарушение жилищного законодательства. Так, в соответствии со ст. 7.21 порча жилых домов, жилых помещений, а равно их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 1500 рублей. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2500 рублей.

Согласно ст. 7.22 КоАП нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влекут наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от 4 до 5 тыс. рублей; на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. рублей.

Кроме того, в соответствии со ст. 6.4 КоАП нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 500 до 1 тыс. рублей; на должностных лиц - от 1 тыс. до 2 тыс. рублей; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовный кодекс РФ в ст. 139 предусматривает уголовную ответственность за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающих в нем лиц.

Гражданско-правовая ответственность наступает за использование жилья не по назначению, порчу и разрушение жилищного фонда, несвоевременное внесение квартирной платы и платы за коммунальные услуги и т. д.

Ответственность наступает по правилам, предусмотренным гражданским законодательством, при одновременном наличии четырех условий.

Во-первых, если ненадлежащим отношением жилищному фонду причинен вред.

Имущественный вред может выражаться в расходах, произведенных потерпевшим, утрате или повреждении его имущества, а также в неполученных потерпевшим доходах, которые он получил бы, если бы отношение к жилищному фонду было надлежащим.

Моральный вред выражается в нанесении ущерба деловой репутации, причинении физических или нравственных страданий и т. д.

Во-вторых, если вред причинен противоправными действиями.

Противоправность проявляется в том, что субъект не выполнил (нарушил) установленные законодательством нормы. Следовательно, всякий раз нужно устанавливать, какое именно правило нарушено (статья закона, пункт инструкции и т. п.). Кроме того, противоправными являются действия, ущемляющие чьи-либо субъективные права (например, нарушается принадлежащее гражданину право собственности).

В-третьих, если существует причинно-следственная связь между противоправными действиями и наступившим вредом.

Иными словами, вред наступил именно потому, что совершены противоправные действия; неправомерное действие субъекта есть причина, а наступивший вред - следствие.

В-четвертых, если субъект, причинивший вред, виновен.

Вина юридического лица - в вине его работников. Вина может быть умышленной либо неосторожной. Лицо считается действовавшим умышленно, если оно осознает противоправность своего поведения, предвидит негативные последствия поведения и желает их наступления либо безразлично к ним относится. Лицо признается действовавшим неосторожно, если оно не осознает противоправности своего поведения, не предвидит наступления негативных последствий, не желает этого, но должно было осознавать характер своего поведения и предвидеть наступившие последствия.

При рассмотрении вопроса о вине важно иметь в виду, что причинитель вреда считается виновным, если не докажет отсутствия своей вины. Вопреки общеизвестной презумпции невиновности, которой характеризуется уголовное право, в гражданском праве действует презумпция вины, т. е. лицо, совершившее противоправные действия, считается виновным, если не докажет отсутствия своей вины.

В качестве меры гражданско-правовой ответственности применяется также такая санкция, как взыскание убытков. Так, если собственник квартиры «затопил» соседнее жилое помещение, он обязан за свой счет возместить ущерб.

Ответственность за неисполнение обязанностей по отношению к жилищному фонду в большинстве случаев наступает по решению суда. Если же допускается применение мер ответственности по решению иных органов, то такое решение можно обжаловать в судебном порядке.

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 58. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут

Из книги Оборот земель сельскохозяйственного назначения. Комментарий судебной практики автора Мельников Н

Статья 58. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с

Из книги Жилищное право. Конспект лекций автора Ивакин Валерий Николаевич

Ответственность за нарушение положений законодательства о земле При рассмотрении вопроса о правомерности изъятия местной администрацией земли у пользователя участка необходимо проверить, соответствует ли такое решение закону, и не нарушаются ли при этом права других

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

2.1. Понятие жилищного законодательства. Виды источников жилищного

Из книги Правоведение автора Магницкая Елена Валентиновна

2.2. Значение Конституции для жилищного законодательства. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты как источники жилищного права Конституция является базовым нормативным актом всего российского законодательства, включая жилищное. Согласно ч. 1 ст. 15

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

48. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2011 год автора Коллектив авторов

Глава 7. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства 7.1. Понятие налогового контроля. Его формыНалоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Статья 47. Ответственность садоводов, огородников или дачников за нарушение законодательства 1. Садовод, огородник или дачник может быть подвергнут административному взысканию в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного, лесного, водного,

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Из книги Журналистское расследование автора Коллектив авторов

Статья 180. Нарушение жилищного законодательства (1) Нарушение правил постановки на учет лиц, пользующихся правом на улучшение жилищных условий из фонда социального жилья, а также нарушение порядка снятия с учета и предоставления жилья лицам, относящимся к этой

Из книги Полный юридический справочник владельца квартиры, агента по недвижимости, покупателя жилья автора Бирюков Борис Михайлович

Из книги Правовое обеспечение предпринимательства автора Шевчук Денис Александрович

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации Статья 56. Возложение ответственностиУчредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения,

Из книги автора

Уголовная ответственность за нарушения жилищного законодательства Уголовная ответственность за нарушения жилищного законодательства установлена Уголовным кодексом РФ от 3 июня 1996 г. № 63– ФЗ:? нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК);? прекращение или

Из книги автора

Ответственность за нарушение налогового законодательства Термин «ответственность» употребляется в различных аспектах. Наиболее часто речь идет о социальной, моральной, экономической и юридической ответственности.Понятие «социальная ответственность» имеет

Правовая (юридическая) ответственность означает осознание субъектом необходимости исполнения требований правовых норм, а также наступление негативных последствий за их неисполнение.

Жилищное законодательство предусматривает следующие виды юридической ответственности: уголовную, административную, гражданско-правовую.

Ответственность за нарушение жилищного законодательства предусмотрена в актах различных отраслей российского законодательства. Конечно же, в первую очередь следует указать на нормы, содержащиеся в федеральных жилищных законодательных актах, в соответствии с которыми несут уголовную, административную и иную ответственность лица, виновные:

В нарушении порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления гражданам жилых помещений;

Несоблюдении установленных сроков заселения жилых домов и жилых помещений;

Нарушении правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий;

Самовольном переоборудовании и перепланировке жилых домов и жилых помещений и использовании их не по назначению;

Нарушении правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, в бесхозяйственном их содержании;

Порче жилых домов, жилых помещений, их оборудования и объектов благоустройства.

В самом ЖК РФ в первую очередь следует выделить статьи, предусматривающие ответственность в виде выселения как санкцию за противоправное поведение (ст. 90 «Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма», ст. 91 «Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления гражданам другого жилого помещения»).

С большой долей уверенности предусматривающими ответственность можно назвать положения ЖК РФ, содержащиеся в ст. 75 «Признание обмена жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма, недействительным», ст. 79 «Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма», ст. 133 «Выселение бывшего члена жилищного кооператива», и некоторые иные положения.

Кроме того, следует указать и на нормы ГК РФ, содержащиеся в ст. 293 «Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение», ст. 687 «Расторжение договора найма жилого помещения».

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) содержится несколько норм, посвященных административной ответственности за нарушение жилищного законодательства. Так, в соответствии со ст. 7.21 порча жилых домов, жилых помещений, а равно их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 руб.

Согласно ст. 7.22 КоАП нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от 4 000 до 5 000 тыс.

Руб.; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 тыс. руб.

Кроме того, в соответствии со ст. 6.4 КоАП нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 500 до 1 000 руб.; на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб.; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

УК РФ в ст. 139 предусматривает уголовную ответственность за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающих в нем лиц.

Гражданско-правовая ответственность наступает за использование жилья не по назначению, порчу и разрушение жилищного фонда, несвоевременное внесение квартирной платы и платы за коммунальные услуги и т. д.

Ответственность наступает по правилам, предусмотренным гражданским законодательством, при одновременном наличии четырех условий.

Во-первых, если ненадлежащим отношением жилищному фонду причинен вред.

Имущественный вред может выражаться в расходах, произведенных потерпевшим, утрате или повреждении его имущества, а также в неполученных потерпевшим доходах, которые он получил бы, если бы отношение к жилищному фонду было надлежащим.

Моральный вред выражается в нанесении ущерба деловой репутации, причинении физических или нравственных страданий и т. д.

Во-вторых, если вред причинен противоправными действиями.

Противоправность проявляется в том, что субъект не выполнил (нарушил) установленные законодательством нормы. Следовательно, всякий раз нужно устанавливать, какое именно правило нарушено (статья закона, пункт инструкции и т. п.). Кроме того, противоправными являются действия, ущемляющие чьи-либо субъективные права (например, нарушается принадлежащее гражданину право собственности).

В-третьих, если существует причинно-следственная связь между противоправными действиями и наступившим вредом.

Иными словами, вред наступил именно потому, что совершены противоправные действия; неправомерное действие субъекта есть причина, а наступивший вред - следствие.

В-четвертых, если субъект, причинивший вред, виновен.

Вина юридического лица - в вине его работников. Вина может быть умышленной либо неосторожной. Лицо считается действовавшим умышленно, если оно осознает противоправность своего поведения, предвидит негативные последствия поведения и желает их наступления либо безразлично к ним относится. Лицо признается действовавшим неосторожно, если оно не осознает противоправности своего поведения, не предвидит наступления негативных последствий, не желает этого, но должно было осознавать характер своего поведения и предвидеть наступившие последствия.

При рассмотрении вопроса о вине важно иметь в виду, что причинитель вреда считается виновным, если не докажет отсутствия своей вины. Вопреки общеизвестной презумпции невиновности, которой характеризуется уголовное право, в гражданском праве действует презумпция вины, т. е. лицо, совершившее противоправные действия, считается виновным, если не докажет отсутствия своей вины.

В качестве меры гражданско-правовой ответственности применяется также такая санкция, как взыскание убытков. Так, если собственник квартиры «затопил» соседнее жилое помещение, он обязан за свой счет возместить ущерб.

Ответственность за неисполнение обязанностей по отношению к жилищному фонду в большинстве случаев наступает по решению суда. Если же допускается применение мер ответственности по решению иных органов, то такое решение можно обжаловать в судебном порядке.

Еще по теме 6.1. Ответственность за нарушение жилищного законодательства:

  1. Глава 6 Ответственность за нарушение жилищного законодательства. Жилищные споры
  2. 56. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства
  3. Тема 9. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
  4. XI. Ответственность за нарушение валютного законодательства
  5. Ответственность за нарушение налогового законодательства.
  6. Глава 1.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  7. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
  8. 2.5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЕДЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  9. Глава 15 Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства
  10. Экономические аспекты программы освобождения от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
  11. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства
  12. Ответственность за нарушения законодательства о банковской тайне.
  13. Контроль за соблюдением налогового законодательства и юридическая ответственность за его нарушение
  14. § 4. Основания и виды ответственности за нарушения таможенного законодательства.
  15. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
  16. § 2. Принципы административной ответственности за нарушение законодательства о трудовой миграции
  17. Глава 7 Вопросы административной ответственности за нарушения законодательства о выборах в судебной практике

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -