Незаконная выдача паспорта гражданина российской. Нюансы совершения преступления

С.П.Бондарев

В статье рассматриваются признаки объективной стороны состава незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1 УК РФ). Сформулированы разъяснения относительно понимания признаков незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, разработано и обосновано определение внесения заведомо ложных сведений в документы для получения гражданства Российской Федерации.

Ключевые слова: преступление, уголовная ответственность, объективная сторона, состав преступления, подлог, гражданство, паспорт.

Состав преступления “незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации” является относительно новым для действующего отечественного уголовного законодательства. Исходя из расположения ст. 292.1 УК РФ в главе о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также размещения данной статьи под нумерацией, смежной со служебным подлогом (ст. 292 УК РФ), в юридической литературе данное общественно опасное деяние зачастую рассматривается в качестве специальной разновидности состава служебного подлога. Как отмечает В.И. Плохова, “судя по содержанию действий вновь появившейся статьи, а также по уточнению, внесенному в диспозицию ст. 292 (при отсутствии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 292.1 УК РФ), часть действий, названных в ч. 1 этой статьи, выделена из ст. 292 УК РФ, другая – из ст. ст. 285 или 286 УК РФ, но с введением последствий в виде незаконного приобретения гражданства, незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации” <1>.

——————————–

<1> Плохова В.И. Системное толкование норм Особенной части уголовного права: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2011. С. 270.

Следовательно, состав преступления, предусмотренный ст. 292.1 УК РФ, не является в чистом виде разновидностью служебного подлога, поскольку содержит не все его признаки и дополнен рядом самостоятельных характеристик. Тем не менее в общих чертах отчетливо прослеживается родственность данных преступлений. В особенности это присуще общественно опасным деяниям, запрещенным ч. 1 ст. 292.1 УК РФ.

В тексте диспозиции ч. 1 ст. 292.1 УК РФ фактически описывается два отдельных преступления: 1) незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства; 2) внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ.

Имеются основания утверждать, что общественно опасное последствие в виде незаконного приобретения гражданства РФ относится лишь ко второму из указанных деяний. В связи с этим очевидно, что анализируемые преступления отличаются по законодательной конструкции объективной стороны: первое имеет формальный состав, а второе – материальный.

Итак, рассмотрим юридически значимые признаки деяния, состоящего в незаконной выдаче паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства. Прежде всего необходимо отметить, что состав данного преступления отсутствует при незаконной выдаче паспорта гражданину РФ. Лицом, незаконно получающим паспорт гражданина РФ, в контексте исследуемого состава преступления может выступать исключительно иностранный гражданин или лицо без гражданства. Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В свою очередь, лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства <2>.

——————————–

<2> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032 (в посл. ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г.).

Анализ материалов правоприменительной практики показывает, что понимание выдачи паспорта в составе преступления, регламентированном ч. 1 ст. 292.1 УК РФ, как правило, не вызывает серьезных затруднений. Однако в юридической литературе единство мнений по данному вопросу не наблюдается. Так, Т.Д. Устинова считает, что “преступление выражается в действии – оформлении и выдаче паспорта гражданина РФ лицу, которое не приобрело в установленном законом порядке гражданство России до получения паспорта, что является незаконным” <3>.

——————————–

<3> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. С. 747.

Как отмечается Р.А. Сабитовым и Е.Ю. Сабитовой, “выдача паспорта – это его вручение, передача другому лицу. Незаконное оформление, изготовление паспорта выдачей не является и должно квалифицироваться как служебный подлог” <4>. На наш взгляд, последняя точка зрения заслуживает поддержки, поскольку соответствует букве закона. В тексте диспозиции ч. 1 ст. 292.1 УК РФ отсутствует указание об оформлении паспорта, а говорится лишь о его выдаче.

——————————–

<4> Сабитов Р.А., Сабитова Е.Ю. Уголовно-правовая оценка обманов и действий, совершенных с документами: Монография. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 306.

Узловой характеристикой первого деяния, сформулированного в ч. 1 ст. 292.1 УК РФ, является факт незаконности выдачи паспорта гражданина РФ. Использование признака незаконности в данном случае означает, что диспозиция названной уголовно-правовой нормы имеет бланкетный характер <5>. Для уяснения ее сущности требуется обращаться к предписаниям нормативно-правовых актов иной отраслевой принадлежности. При этом анализ таких предписаний свидетельствует, что в нем отсутствует прямое указание о том, в каких ситуациях необходимо констатировать незаконность выдачи паспорта гражданина РФ. Этот вывод может быть сделан “от обратного”, то есть путем установления факта нарушения определенных нормативно установленных правил выдачи паспорта гражданина РФ.

——————————–

<5> Ображиев К.В. Система формальных (юридических) источников российского уголовного права: Монография. М.: Юрлитинформ, 2015. С. 173.

В силу ст. 11 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” гражданство РФ приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство РФ;

в) в результате восстановления в гражданстве РФ;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором РФ <6>.

——————————–

<6> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. Ст. 2031 (в посл. ред. Федерального закона от 31 дек. 2014 г. N 507-ФЗ).

Каждому типу приобретения гражданства присуще наличие комплекса законодательно прописанных процедур и правил. Например, ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения <7>.

——————————–

<7> Там же.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в РФ до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком <8>.

——————————–

<8> Там же.

В силу буквального толкования уголовного закона нарушение любого из перечисленных, а также иных предусмотренных российскими нормативно-правовыми актами в сфере гражданства правил получения паспорта гражданина РФ выступает достаточным основанием для признания такой выдачи незаконной и влекущей уголовную ответственность по ч. 1 ст. 292.1 УК РФ.

Вторая форма выражения деяния в составе преступления, установленном ч. 1 ст. 292.1 УК РФ, представлена внесением заведомо ложных сведений в документы, повлекшим незаконное приобретение гражданства РФ. Аналогичные действия применительно к любым официальным документам предусмотрены в составе служебного подлога.

По утверждению В.Н. Гладких, “внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, служащие основанием для приобретения гражданства Российской Федерации, осуществляется только в форме интеллектуального подлога, когда в такие документы вносятся не соответствующие действительности данные. При этом сами документы сохраняют все признаки настоящих (изготавливаются на подлинных официальных бланках, содержат все необходимые реквизиты и т.д.)” <9>.

——————————–

<9> Гладких В.Н. Уголовно-правовые проблемы незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2011. С. 74. См. также: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог. С. 748.

Иной позиции придерживаются Р.А. Сабитов и Е.Ю. Сабитова: “Внесение ложных сведений в документ – это изготовление полностью поддельного документа или включение в подлинный документ не соответствующих действительности сведений, исправлений и (или) реквизитов” <10>.

——————————–

<10> Сабитов Р.А., Сабитова Е.Ю. Указ. соч. С. 307.

Думается, что основанием для ограниченного понимания действий в виде внесения заведомо ложных сведений в документы, предложенного В.Н. Гладких, выступает факт отсутствия в ч. 1 ст. 292.1 УК РФ признаков внесения в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, имеющихся в родственной ст. 292 УК РФ. Однако, руководствуясь буквальным толкованием уголовного закона, можно сделать вывод, что под внесением в документы заведомо ложных сведений понимается в том числе и внесение в них исправлений, ведь таким путем в документ также вносятся заведомо ложные сведения.

По справедливому замечанию А.Н. Ильяшенко и О.В. Чеснокова, “ложные сведения могут быть внесены не только в уже составленный документ, но и во вновь создаваемый. Ведь в процессе подготовки документа в него сведения именно вносятся и никак иначе. Информация в документ вносится как при его подготовке, составлении, так она может быть внесена в него и после изначального составления документа” <11>.

——————————–

<11> Ильяшенко А.Н., Чесноков О.В. Объективная сторона служебного подлога // Общество и право. 2011. N 3 (35). С. 169.

Представляется, что не проводится четких различий между деяниями, состоящими во внесении в документ заведомо ложных сведений и во внесении в них исправлений, и в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, данных в Постановлении “О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях”. Под внесением в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, необходимо понимать отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа <12>.

——————————–

<12> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 “О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях” // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 9 (в посл. ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 дек. 2013 г. N 33).

Таким образом, под внесением заведомо ложных сведений в документы в ст. 292.1 УК РФ необходимо понимать действия, выражающиеся во включении, как при создании документа, так и в уже готовый документ, заведомо ложных сведений.

Вместе с тем закономерным вопросом при применении исследуемой уголовно-правовой нормы является проблема определения существа сведений, вносимых в рассматриваемые документы. Конечно же, когда речь ведется о фальсификации в документах правовых оснований для получения гражданства, сомнений в возможности квалификации содеянного по ст. 292.1 УК РФ не возникает. Однако на практике не исключены ситуации, при которых в документ вносятся отдельные некорректные реквизиты (например, номер документа). По этому поводу П.С. Яни обоснованно акцентирует внимание на том, что “внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, означает искажение в этих документах таких сведений, которые, будь они известны органу, выдающему паспорт, должны были повлечь отказ в его выдаче” <13>. Действительно, внесение в документы для гражданства какой-либо ложной информации, никак не влияющей на существо правоотношений в сфере гражданства, не причиняет ущерба объекту данного состава преступления, не является общественно опасным. Поэтому в подобных ситуациях состав преступления, предусмотренный ст. 292.1 УК РФ, отсутствует.

——————————–

<13> Уголовный кодекс Российской Федерации. Особенная часть. Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. А.В. Наумова, А.Г. Кибальника. М.: ЗАО “Библиотечка РГ”, 2012. С. 676.

В качестве общественно опасного последствия состава внесения должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы закон называет незаконное приобретение гражданства РФ. Понимание незаконного приобретения гражданства в данном случае тождественно раскрытому выше применительно к преступлению в виде незаконной выдачи паспорта гражданина РФ.

Анализ материалов следственно-судебной практики по делам о незаконной выдаче паспорта гражданина РФ, а равно внесении заведомо ложных сведений в документы, повлекшем незаконное приобретение гражданства РФ, демонстрирует, что правоприменитель нередко оставляет без должного внимания вопрос об использовании субъектом данного преступления своего служебного положения. Как рассуждает Г.В. Журавлева, “теоретически возможны случаи, когда должностное лицо может совершить действия, находящиеся вне рамок его компетенции, изготовить ложный документ, составление которого относится к компетенции вышестоящего должностного лица, и подделать его подпись” <14>.

——————————–

<14> Журавлева Г.В. Уголовная ответственность за служебный подлог: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 86.

По этому поводу А.Н. Ильяшенко и О.В. Чесноков, применительно к составу служебного подлога, отмечают, что “если подлог не был связан со служебной деятельностью лица, то его действия не нарушают обозначенный объект, поэтому и не могут быть квалифицированы по ст. 292 УК РФ” <15>.

——————————–

<15> Ильяшенко А.Н., Чесноков О.В. Объективная сторона служебного подлога // Там же. С. 169; Ильяшенко А.Н., Сапрунов А.Г., Садыков А.У., Чесноков О.В. Уголовная ответственность за служебный подлог. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2011. С. 84. См. также: Канунников В.А. Уголовная ответственность за служебный подлог: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1998. С. 120.

По нашему мнению, изложенные тезисы в полной мере применимы и к составу преступления, закрепленному ч. 1 ст. 292.1 УК РФ. Уголовно-правовая оценка содеянного в подобных ситуациях может быть представлена нормами об ответственности за превышение должностных полномочий, общеуголовную подделку документов.

Литература

  1. Гладких В.Н. Уголовно-правовые проблемы незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2011.
  2. Журавлева Г.В. Уголовная ответственность за служебный подлог: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
  3. Ильяшенко А.Н., Сапрунов А.Г., Садыков А.У., Чесноков О.В. Уголовная ответственность за служебный подлог. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2011.
  4. Ильяшенко А.Н., Чесноков О.В. Объективная сторона служебного подлога // Общество и право. 2011. N 3 (35). С. 168 – 173.
  5. Канунников В.А. Уголовная ответственность за служебный подлог: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1998.

Поделится в соц. сетях:


Какой паспорт может быть признан незаконным

Необоснованная выдача российских паспортов без соблюдения процедуры их получения признается незаконной.

В теории это очевидно, но на практике для законопослушного гражданина дело может обернуться неприятностью.

О незаконных паспортах в России, почему законопослушные граждане могут иметь недействительный документ, как не допустить признания паспорта незаконным и какими могут быть действия ФМС при подозрении незаконного паспорта читайте в этой статье.


Что такое незаконный паспорт РФ

По данным ФМС от 2013 года около 80 тысяч человек были лишены российского гражданства.

Причиной послужило нарушение закона «О гражданстве» от 1992 года.

Ситуация, когда паспорта выдаются в нарушение установленного порядка, признаются незаконными.

Нарушения могут произойти:

  1. по вине сотрудников УФМС
  2. по вине отдельных граждан, которые не следуют букве закона
  3. «без вины виноватые» — люди, которые во время принятия закона «О Гражданстве» не имели постоянную регистрацию на территории РФ

Владельцы основного документа незаконно проживали на российской территории. В группу риска попали даже те, кто относительно недавно получил гражданство РФ и оформил паспорт России.

Что говорить о сотнях похожих историй, когда жители России по истечении 18-20 лет узнают о незаконной выдаче своего паспорта?

В 90-е годы или немного позже они приезжали в Россию из республик бывшего СССР, жили, работали, обзаводились семьями. Потом выяснялось, что паспорта граждан объявлялись вне закона.

Группа риска. Чей паспорт может быть признан незаконным


Чей паспорт может быть признан незаконным

Причины необоснованной выдачи паспортов:

  • бюрократические просчеты сотрудников ФМС (например, неправильно установленная статья, на основании которой человек стал гражданином РФ)
  • утеряна карточка прописки (регистрации) гражданина
  • отсутствие возможности подтвердить российское гражданство
  • коррупция

Приведен далеко не полный список, вследствие которых, в любом паспорте могут обнаружиться ошибки и документ станет незаконным.

  1. Лица, оформившие гражданство РФ в консульствах или диппредставительствах России за ее территорией.В Консульских отделах Посольства России в некоторых странах бывшего СССР отмечены случаи утраты документов.Ошибки при внесении информации в базу и передача их в ФМС России также могут стать причиной
  2. Несовершеннолетние дети, чьи родители прибыли на ПМЖ в Россию. Они были признаны гражданами РФ на признании факта рождения в России.На дату 06.02.1992 г. родители жили в республиках бывшего СССР, но не в России. Несовершеннолетних детей, родившихся за пределами России, в течение долгого времени также признавали гражданами РФ.Впоследствии паспорта этих граждан были признаны недействительными. Здесь соблюдаются иные правила законодательства. В противном случае паспорт становится незаконным
  3. Члены семей военнослужащих, которые на дату 06.02.1992 г. проходили воинскую службу под юрисдикцией России за ее пределами. Военнослужащие признавались гражданами РФ, а члены семьи должны были оформить гражданство и российский паспорт.В воинских частях по месту службы члены семьи военнослужащего получали вкладыши в паспорта гражданина СССР и в свидетельства о рождении. Тогда это был документ, который подтверждал российское гражданство

Внимание

В случае выдачи паспорта гражданина РФ на основании вкладыша, документ является незаконным. Во время массовых проверок паспортов большое количество людей впервые узнали, что незаконно живут в России


Признаки незаконного паспорта

Как определить, почему сотрудники УФМС могут заподозрить в выдаче документа в обход закону? Заявителя должны насторожить некоторые моменты.

Когда оттягиваются сроки в предоставлении государственной услуги:

  • гражданин обратился с заявлением о замене паспорта по достижению возраста 45 лет или с другой причиной по замене паспорта
  • задержка в получении загранпаспорта
  • оформление российского гражданства ребенку
  • регистрация по месту жительства
  • регистрация по месту временного пребывания и т.д.

Ситуацию по замене паспорта надо держать под контролем. От сотрудников ФМС придется услышать некоторые небылицы об очередной проверке, либо какие-то другие оправдания.

Это важно

Но какая бы ситуация не возникла, у заявителя есть законное право требовать соблюдение установленных сроков

Сотрудники УФМС могут делать проверки, в том числе на обоснованность и законность выдачи паспорта гражданина РФ. Но это не повод, чтобы нарушать сроки предоставления государственных услуг

В такой ситуации не надо нервничать, спорить. Однако, стоит дать понять, что у вас есть право обратиться в вышестоящие инстанции для решения этого вопроса.

Работник УФМС требует представить дополнительные документы:

  • домовая книга
  • трудовая книжка
  • справка из военкомата
  • военный билет
  • страховой полис
  • медицинские справки
  • прочие доказательства того, чем заявитель может подтвердить постоянное проживание на территории России

Полезный совет!

Вы никому ничего не обязаны доказывать. Поэтому можете отказаться от указания донести дополнительные справки и документы


Какой паспорт считается незаконным

Сотрудники УФМС, таким образом облегчают себе жизнь, перекладывая свою работу на заявителя. В случае необходимости, они самостоятельно делают запросы без вашего участия

Объяснительная заявителя с подробными обстоятельствами получения гражданства РФ и паспорта. В ней заявитель должен будет указать дату приезда в Россию, время и место прописки.Это основной признак того, что есть сомнения в законности получения российского паспорта. Далее на основании объяснительной последует служебное расследование на предмет подлинности документа

Законодательство не накладывает обязанность на гражданина писать объяснительную. Следовательно, заявитель имеет право отказаться от требования сотрудника ФМС

Не обязательно будут присутствовать описанные признаки. Но проявятся подозрительные действия со стороны госслужащих. Должностное лицо может в короткий срок сообщить заявителю о том, что его паспорт является недействительным.

Стандартная ситуация, когда при выдаче была нарушена процедура, не обоснована или сомнительна. Далее проводятся проверки, за которыми могут следовать незаконные действия со стороны должностных лиц.

Внимание

Доказывать должны сотрудники ФМС, но не наоборот!

Что делать, чтобы не допустить признания паспорта незаконным


не допустить признания паспорта незаконным

Со стороны сотрудников УФМС заявитель становится чуть ли не подозреваемым или соучастником выдачи незаконного паспорта.

Не стоит рассчитывать на помощь чиновников даже в плане квалифицированной консультации, как можно выйти из сложившейся ситуации.

Вам ясно дадут понять, что заявитель должен свои вопросы решать сам без участия должностного лица.

Прежде чем давать показания и объяснять подробности, надо получить профессиональную консультацию квалифицированного юриста. В дальнейшем это поможет избежать негативных последствий.

Полезный совет!

Своевременная юридическая помощь оградит заявителя от некорректных действий должностных лиц ФМС. Появится шанс аргументированно доказать законность паспорта гражданина РФ

Статья 292

1997. N 11. Ст. 1301. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.07.97 N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России. Его обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории.

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ

Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Правовые нормы, связанные со статьёй 292.1 «УК РФ», из судебной практики: Гистограмма частотных связей статьи 292.1 «УК РФ»

Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) 2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (часть вторая введена Федеральным законом от 08.04.2008 N 43-ФЗ) Статья 292.1.

Незаконно выданные паспорта

Также паспорта граждан РФ достаточно свободно выдавали консульские службы РФ в иностранных государствах иностранным гражданам, считающих себя русскими. Несовершенство закона о гражданстве, отсутствие четких административных процедур привело к тому, что на данном этапе сотрудники ФМС проводя ревизии старых дел о выдаче паспортов граждан РФ находят огромное количество неточностей, а то и сознательных нарушений допущенных в то время сотрудниками МВД при выдаче паспортов гражданина РФ.

Проблема незаконного паспорта гражданина РФ (паспорта гражданина РФ, выданного в нарушение установленного порядка)

Признание паспортов незаконными в настоящее время продолжает набирать обороты, ежегодно около 10 тысяч из них по этой причине признаются выданными в нарушение установленного порядка и, соответственно, недействительными. Всё это говорит о большой актуальности проблемы незаконного паспорта гражданина РФ. Хотелось бы сразу оговориться, что рассматриваемая проблема не относится к случаям оформления паспортов гражданина РФ на утраченных или похищенных бланках, либо содержащих признаки подделки. Здесь всё понятно, данный факт всё равно будет выявлен при предъявлении такого паспорта в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина России в те или иные органы, учреждения, организации и т.д.

Выдача паспорта гражданина Российской Федерации

№ 391. Срок действия Паспорта гражданина Российской Федерации от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней с момента наступления обстоятельств, подлежащих для замены паспорта. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву. Внимание! «Ответственность за несвоевременную подачу документов о выдаче, замене паспорта предусмотрена статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ и влечет за собой наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей» Выдача (замена) паспорта Выдача (замена) паспорта производится МВД России (в пределах компетенции), ее территориальными органами и подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина в порядке, определяемом МВД России. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги Заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П.

№ 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина России на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Кубасова Анна Сергеевна

Научный руководитель: Майорова Елена Николаевна
доцент кафедры конституционного права
и муниципального права,
кандидат юридических наук
ГОУ ВО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рост незаконной миграции, как правило, сопровождается стремлением значительной части мигрантов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства незаконно получить гражданство Российской Федерации, а это связано с незаконной деятельностью должностных лиц, государственных служащих Федеральной миграционной службы России и служащих органов местного самоуправления. Так, с 2003-2014 гг. работниками паспортно-визового подразделения Ханты-мансийского автономного округа - Югры были допущены такие нарушения, как незаконная выдача паспортов, а также незаконное предоставление гражданства, в том числе - мигрантам. Только в 2016 г. было обнаружено более 200 незаконно выданных паспортов. Также внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшим незаконное приобретение гражданства Российской Федерации были противоречия: в одних случаях содеянное квалифицировалось как злоупотребление служебными полномочиями, в других - как служебный подлог, в большинстве же случаев оно признавалось дисциплинарным проступком. Такой неординарный подход правоохранительных органов к уголовно-правовой оценке рассматриваемой группы посягательств был устранен Федеральным законом № 43-Ф3 от 8 апреля 2008 г., включившим в УК РФ ст. 292 предусматривающую самостоятельную ответственность за незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации. Учитывая, что вышеуказанные действия совершают как должностные лица, так и государственные служащие Федеральной миграционной службы и служащие органов местного самоуправления, в чьи обязанности входит выдача документов для приобретения гражданства Российской Федерации, законодатель определил место данной нормы в системе преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ). Актуальность вышеуказанных преступлений обуславливается их общественной опасностью, которая выражается в подрыве авторитета органов государственной власти и местного самоуправления, в нарушении правил, обеспечивающих выдачу документов, необходимых для получения гражданства, а также в наступлении социально опасных последствий в виде незаконного получения гражданства. Практика применения ст. 292.1 УК РФ достаточно мала, что объясняется, сложностью привлечения к уголовной ответственности виновных лиц. Поэтому она испытывает необходимость не только в правильном установлении признаков рассматриваемых преступлений, но и в отграничении действий, связанных с незаконной выдачей паспорта гражданина Российской Федерации, внесением заведомо ложных сведений в документы, повлекшим незаконное приобретение гражданства России, от других смежных составов преступлений. В теории уголовного права разрешению данных вопросов до настоящего времени не уделяется должное внимание. Возможно, в силу достаточно короткого промежутка действия ст. 292.1, так как в настоящее время идет лишь накопление проблем как теоретического, так и практического характера, связанных с ее применением. Изучено 50 уголовных дел о злоупотреблении и превышении должностных полномочий, халатности, служебном подлоге и о незаконной выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, а равно о внесении заведомо ложных сведений в документы, повлекшем незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, в плане их разграничения, включая приостановленные и прекращенные за период с 2005 г. по 2016 г. в районных судах г. Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также в прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. Изучены статистические данные по Российской Федерации и Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по миграционным процессам и преступлениям, предусмотренным ст. 292.1 УК РФ за период с 2003-2016 гг. Проведено анкетирование 50 сотрудников Федеральной миграционной службы г. Ханты-Мансийск и Ханты-мансийского автономного округа -Югры. Научная новизна исследования выражается в том, что в результате его проведения был выработан системный теоретический подход к разрешению уголовно-правовых проблем незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, и на основе этого разработаны предложения по совершенствованию как нормы, содержащейся в ст. 292.1 УК РФ, так и практики ее применения. Анализ правоприменительной практики свидетельствует о многочисленных случаях участия в выдаче документов, повлекших незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, служащих органов местного самоуправления. Поэтому возникает необходимость расширить субъектный состав посягательства, предусмотренного ч. 2 ст. 292.1 УК РФ, путем включения в него указанных лиц. Степень научной разработанности темы, ровным счетом, как и в науке уголовного права, должностные (служебные) преступления неоднократно привлекали внимание ученых-юристов. Вместе с тем, хотя в странах ближнего и дальнего зарубежья уголовное законодательство и не предусматривает специальной нормы, аналогичной ст. 292.1 УК РФ, нам представляется, что виновные привлекаются за совершение подобных преступлений по общим нормам, предусматривающих ответственность за общие должностные (служебные) преступления (злоупотребление служебным положением, халатность либо служебный подлог). Данный вывод мы обосновываем особым порядком, установленным во всех зарубежных странах, для получения гражданства соответствующей страны пребывания иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Список источников

  1. Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права. В сб.: Очерки сравнительного права. М.: Прогресс, 1981.
  2. Благов Е.В. Квалификация при совершении преступления: Монография. М.: Юрлитинформ, 2010.
  3. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М.: Юристъ, 2000.
  4. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005.
  5. Волков Б.С. Мотивы преступлений. Казань: Издательство Казанского университета, 2002.

Основным объектом преступления выступают общественные отношения, регламентирующие вопросы предоставления гражданства РФ.

В качестве дополнительного объекта преступления выступают общественные отношения, регламентирующие вопросы незаконного нахождения на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Данная статья УК РФ содержит два самостоятельных состава преступления:

Незаконная выдача паспорта гражданина РФ;

Внесение ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ.

В первом составе преступления предметом выступает паспорт гражданина РФ.

Паспорт гражданина РФ - основной документ, который удостоверяет личность гражданина на территории РФ. Паспорт введен в целях обеспечения выполнения прав и свобод граждан РФ. Эти положения закреплены в Указе Президента РФ 1997 г. №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, проживающие на ее территории и достигшие возраста 14 лет.

Выдачу паспортов осуществляют территориальные органы Федеральной миграционной службы. Порядок осуществления выдачи паспортов определен ведомственными инструкциями ФМС.

Объективная сторона состава преступления выражается в действии: незаконной выдаче паспорта гражданина РФ. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является выдача паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства.

Состав преступления формальный, деяние окончено с момента фактической передачи паспорта иностранному лицу (лицу без гражданства).

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновное лицо своими незаконными действиями причиняет ущерб общественным отношениям, регламентирующим порядок приобретения гражданства РФ и желает этого. Мотив и цель содеянного могут быть различны, но для квалификации значения не имеют.

Субъект преступления специальный - должностное лицо или государственный служащий Федеральной миграционной службы.

Во втором, указанном выше, составе преступления предметом являются документы, на основании которых может быть предоставлено гражданство РФ. Перечень таких документов определен в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. К ним относится вид на жительство, документ, подтверждающий наличие источника законных средств к существованию, документ об отказе от имеющегося гражданства, документ о владении русским языком, прочие документы (зависят от оснований приобретения гражданства).

Объективная сторона состава преступления выражается в действии: внесении в документы для приобретения гражданства ложных сведений. В качестве последствий от таких действий законодатель определил незаконное приобретение гражданства РФ.

Состав данного преступления материальный, деяние окончено с момента наступления последствий в виде незаконного приобретения гражданства.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает, что совершает незаконные действия по внесению ложных сведений в документы, дающие право на получение гражданства РФ и желает этого. Мотив и цель могут быть любыми и для квалификации значения не имеют.

Субъект преступления специальный - должностное лицо, наделенное правами выдачи документов, необходимых для приобретения гражданства РФ.

Ч.2 данной статьи содержит ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, повлекших незаконную выдачу паспорта или приобретение гражданства РФ.

Объект и предмет преступления аналогичен, рассмотренным нами выше.

Объективная сторона состава преступления, выражена в действии (ненадлежащее исполнение обязанностей) или в бездействии (неисполнении обязанностей). Последствиями от этого законодатель определил незаконную выдачу паспорта гражданина РФ или приобретение гражданства РФ.

Этот состав преступления является специальным, по отношению к приведенному в

ч. 1 данной статьи УК РФ.

Состав преступления материальный, деяние окончено с момента наступления последствий, указанных в диспозиции ч. 2 ст. 2921 УК РФ.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется неосторожной формой вины (легкомыслие или небрежность), поскольку виновное лицо предвидит наступление последствий от своих деяний, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие) либо не предвидит, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был это предвидеть (небрежность).

Субъект преступления специальный - должностное лицо, в чьи обязанности входит совершение вышерассмотренных действий.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 2921 УК РФ):

  1. ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ИСКАМ К КАЗНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ГРАЖДАНИНУ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ (БЕЗДЕЙСТВИЕМ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЛИБО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
  2. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 2581 УК РФ)