Уголовный кодекс рсфср редакции 1926 года. Уголовный кодекс рсфср (1926 г.)

На вопрос Помогите пожайлуста! Очень нужен текст УК РСФСР 1926 года! можно с изменениями заданный автором упростить лучший ответ это УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС Р. С. Ф. С. Р.РЕДАКЦИИ 1926 ГОДА(с изм. и доп. , внесенными Постановлениями ЦИК СССРот 19.02.1926 - СЗ, 1926, N 9, ст. 71;от 05.03.1926 - СЗ, 1926, N 15, ст. 106)ОБЩАЯ ЧАСТЬРаздел 1. О ЗАДАЧАХ УГОЛОВНОГОЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Р. С. Ф. С. Р.1. Уголовное законодательство Р. С. Ф. С. Р. имеет задачей охрану социалистического государства рабочих и крестьян и установленного в нем правопорядка от общественно - опасных действий (преступлений) путем применения к лицам, их совершающим, указанных в настоящем Кодексе мер социальной защиты.Раздел 2. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА2. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех граждан Р. С. Ф. С. Р. , совершивших общественно - опасные действия в пределах Р. С. Ф. С. Р. , а равно и за пределами Союза С. С. Р. в случае задержания их на территории Р. С. Ф. С. Р.3. Граждане иных союзных республик подлежат ответственности по законам Р. С. Ф. С. Р. за совершенные ими преступления на территории Р. С. Ф. С. Р. , а равно вне пределов Союза С. С. Р. , если они задержаны и преданы суду или следствию на территории Р. С. Ф. С. Р.За совершенные на территории Союза преступления граждане союзных республик подлежат ответственности по законам места совершения преступления.4. Иностранцы за преступления, совершенные на территории Союза С. С. Р. , подлежат ответственности по законам места совершения преступления.5. Вопрос об уголовной ответственности иностранных граждан, пользующихся правом экстерриториальности, подлежит разрешению каждый раз дипломатическим путем.Раздел 3. ОБЩИЕ НАЧАЛА УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ Р. С. Ф. С. Р.6. Общественно - опасным признается всякое действие или бездействие, направленное против Советского строя или нарушающее правопорядок, установленный Рабоче - Крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.Примечание. Не является преступлением действие, которое хотя формально и подпадает под признаки какой-либо статьи Особенной части настоящего Кодекса, но в силу явной малозначительности и отсутствия вредных последствий лишено характера общественно - опасного.7. В отношении лиц, совершивших общественно - опасные действия или представляющих опасность по своей связи с преступной средой или по своей прошлой деятельности, применяются меры социальной защиты судебно - исправительного, медицинского, либо медико - педагогического характера.8. Если конкретное действие, являвшееся в момент совершения его согласно ст. 6 настоящего Кодекса преступлением, к моменту расследования его или рассмотрения в суде потеряло характер общественно - опасного вследствие ли изменения уголовного закона или в силу одного факта изменившейся социально - политической обстановки, или если лицо, его совершившее, по мнению суда, к указанному моменту не может быть признано общественно - опасным, действие это не влечет применения меры социальной защиты к совершившему его.9. Меры социальной защиты применяются в целях:а) предупреждения новых преступлений со стороны лиц, совершивших их,б) воздействия на других неустойчивых членов общества ив) приспособления совершивших преступные действия к условиям общежития государства трудящихся.Меры социальной защиты не могут иметь целью причинение физического страдания или унижение человеческого достоинства и задачи возмездия и кары себе не ставят.10. В отношении лиц, совершивших общественно - опасные действия, меры социальной защиты судебно - исправительного характера применяются лишь в тех случаях, когда эти лица:а) действовали умышленно, т. -е. предвидели общественно - опасный характер последствий своих действий, желали этих последствий или сознательно допускали их наступление, иб) действовали неосторожно, т. -е. не предвидели последствий своих поступков, хотя и должны были предвидеть их, или легкомысленно надеялись предотвратить такие последствия.11. Меры социальной защиты судебно - исправительного характера не могут быть применяемы в отношении лиц, совершивших преступлени

В ноябре 1926 г. ВЦИК принял новый УК РСФСР и ввел его в действие с 1 января 1927 г. Появление нового кодекса обусловливалось двумя причинами: желанием исправить отдельные недостатки, пробелы Уголовного кодекса РСФСР 1922 г., обнаружившиеся в ходе его применения, а также необходимостью привести кодекс в соответствие с «Основными началами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик». По сравнению с предыдущей редакцией в нем были более разработаны разделы о государственных и воинских преступлениях. В 3 разделе Общей части Кодекса – «Общих началах уголовной политики РСФСР" появились две новации, которые оказали заметное влияние на карательную политику судов конца 1920-х гг.: Примечание к ст. 6 УК гласило, что не является преступлением действие, которое хотя формально и попадает под признаки, какой-либо статьи Особенной части УК, но в силу явной малозначительности и отсутствия вредных последствий лишено общественной опасности. Статья 8 УК предусматривала возможность освобождения от уголовной ответственности лица в случаях, когда конкретное действие, являющееся в момент его совершения преступлением, к моменту рассмотрения в суде утратило общественную опасность вследствие изменения уголовного закона или личность правонарушителя перестала быть общественно опасной в силу изменившейся социально-политической обстановки. На практике это вместо того, чтобы защитить личность от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, приводило к ослаблению карательной политики по целому ряду преступлений (хулиганство, растрата, присвоение и т.п.). Особенная часть УК строилась в соответствии с идеологической заданностью, когда объектом уголовно-правовой защиты является исключительно правопорядок социалистического государства.

Первую главу Особенной части составляли государственные преступления, среди которых особо выделялись контрреволюционные преступления. Далее устанавливалась уголовная ответственность за преступления против порядка управления, должностные преступления, за нарушение правил об отделении церкви от государства, хозяйственные преступления и, наконец, лишь последняя глава УК содержала преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Поэтому не трудно заметить, что в «пролетарском государстве», «стране социалистической демократии», интересы каждой от-

дельно взятой человеческой личности отодвигались даже не на второй план, по сравнению с интересами государства. Идеологическая обусловленность уголовной политики советского государства, логика усиления классовой борьбы по мере углубления социалистических преобразований в период реконструкции промышленности и сельского хозяйства, находили свое конкретное воплощение в детальной разработке советскими юристами именно государственных преступлений, особо опасными в общей массе считались преступления контрреволюционные – знаменитая 58-я статья УК РСФСР 1926 г. Контрреволюционным в советском уголовном законодательстве признавалось всякое действие, имеющее своей целью свержение, подрыв или ослабление власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими на основе как общефедеративной Конституции СССР, так и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств СССР, союзных и автономных республик, подрыв внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции. Вся глава УК РСФСР о государственных преступлениях вводилась в действие с 15 февраля 1927 г., а статья 58(1) – 58(14), предусматривающие контрреволюционные преступления, только в июне 1927 г.

58 статья УК была одной из наиболее разветвленных в кодексе и предусматривала до 14 квалифицированных составов, в которых конкретизировалось понятие контрреволюционных преступлений. Из всех статей 58 с индексом, только одна – 58(12) не влекла за собой в качестве санкции вышей меры социальной защиты. К контрреволюционным преступлениям законодатель относил вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию, захват власти на местах

или в центре с той же целью (ст. 58(2)), сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством или отдельными его представителями, а также способствование какому-либо иностранному государству, находящемуся в состоянии войны с СССР или ведущему с ним борьбу (58(3)). Статьи 58(4) и 58(5) в какой-то мере повторяли содержание статьи 58(3), поскольку «оказание каким бы то ни было способом той части международной буржуазии, которая не признавала равноправия коммунистической системы … в осуществлении враждебной против Союза ССР деятельности» (58(4)) и склонение иностранного государства к объявлению войны СССР или каким-либо иным неприязненным действиям (58(5)) вполне поглощались формулировкой ст. 58(3) – «сношение в контрреволюционных целях с иностранным государством». Думается, столь подробная дифференциация норм УК о контрреволюционных преступлениях вызвана особенным желанием советского руководства не упустить из виду ни одного деяния, хоть в какой-либо мере посягающего на основы советского строя. Особенно интересна статья 58(7), устанавливающая уголовную ответственность за подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы и кооперации. Это было превосходное основание для прогремевших затем на всю страну процессов о вредительстве в промышленности, фактически оправдывавших крупнейшие промахи первой пятилетки. Предусмотренное статьей 58(8) совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций зачастую расширялось вплоть до квалификации по данной статье наказаний даже хулиганских выходок против рабоче-крестьянских корреспондентов. Статья 58(10), устанавливающая уголовную ответственность за пропаганду или агитацию, содержащую призывы к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти, давала удобный предлог к преследованию всякого проявления инакомыслия под предлогом антисоветской деятельности. Данная уголовно-правовая норма создавала предпосылки для полнейшей унификации и однообразия общественного сознания, которое должно было формироваться только на основе официально преподносимой информации. Таким образом, складывалось закрытое общество, над которым довлело государство, определяя основные тенденции его развития. Статья 58(13) нарушала один из основных принципов современного уголовного законодательства о том, что уголовный закон обратной силы не имеет, предусматривая ответственность за активные действия или активную борьбу против рабочего класса и революционного движения, проявленную на ответственной или секретной должности при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны. Тем самым устанавливалась УК ответственность за преступления, совершенные до его принятия. Лицам, о которых шла речь в данной статье, угрожал в, случае выявления, расстрел, объявление врагом трудящихся или лишение свободы на срок не менее 3-х лет с полной или частичной конфискацией имущества при смягчающих обстоятельствах.

Первичность государственных интересов по сравнению с интересами личности проявилась и в других главах УК РСФСР 1926 г. Так, к примеру, даже за квалифицированное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, максимальный размер наказания не превышал 10 лет лишения свободы. Лишь в 1934 г. была предусмотрена смертная казнь за убийство совершенное военнослужащим Красной Армии. Размер же наказания за неквалифицированное убийство не превышал 8-ми лет. Статья 162 УК РСФСР, предусматривавшая хищения как преступное деяние, устанавливала, что кража частного имущества каралась сроком до 6 месяцев лишения свободы, то же деяние, но с квалифицированным составом, наказывалось лишением свободы до 1 года. В то же время, в случае совершения кражи частным лицом имущества из государственных и общественных складов, срок лишения свободы достигал отметки в 2 года. За хищение государственного и общественного имущества с квалифицированным составом законодатель ужесточил срок наказания до 5 лет лишения свободы. Особо необходимо остановиться на рассмотрении трансформации формулировки состава преступления и ответственности в УК 1922 и 1926 гг. за хулиганство. Уголовный кодекс РСФСР, вступивший в действие с июня 1922 г., определил хулиганство как «озорные, бесцельные, сопряженные с явным проявлением неуважения к отдельным гражданам или обществу в целом действия». Наказание же за хулиганство по кодексу 1922 г. было предусмотрено небольшое – всего лишь принудительные работы или

лишение свободы на срок до одного года. Несомненно, что такое небольшое наказание не могло оказать значительного влияния на ход борьбы с данным видом преступления и даже применение к особо дерзким проступкам хулиганов других статей УК не изменили бы ситуацию. К тому же формулировка о «бесцельности» в отношении хулиганских действий, содержащаяся в статье УК, таила в себе дополнительную возможность для избежания наказания – подсудимому было необходимо лишь доказать, что его действиями руководила какая-либо цель. В связи с этим любопытно, что в 1924 г. государство еще более снизило наказание за хулиганские деяния: совершенные в первый раз деяния карались в административном порядке принудительными работами до 1 месяца или штрафом до 50 рублей, а совершенные вторично или носящие злостный характер – лишением свободы до 3 месяцев. Создался парадокс отношения преступление – наказание: и рост первого сопровождался уменьшением наказания за этот вид преступления. В новой редакции УК хулиганство было отнесено в группу преступлений против порядка управления, формулировка статьи претерпела существенные изменения: хулиганские действия на предприятиях, в учреждениях и в общественных местах караются тюремным заключением на один год, если эти действия не влекут за собой более тяжелого наказания; если же означенные действия заключались в убийстве или бесчинстве, или совершены повторно, или упорно не прекращались, несмотря на предупреждение органов, охраняющих общественный порядок, или же по своему содержанию отличались исключительным цинизмом или дерзостью, – лишение свободы до 5 лет. Во-первых, в статье не дано определение действий, которые следует относить к хулиганству, а это, в свою очередь, позволяло достаточно свободно трактовать их при квалификации того или иного деяния органам дознания и суда. То есть практически им приходилось заниматься толкованием права.

Опасная специфика конструирования вышеприведенного состава преступления заключалась в том, что на первом плане по значимости находится мотив преступления и лишь следом рассматривается само деяние. Хулиганские побуждения служили, таким образом, при совершении убийства чуть ли не смягчающими обстоятельствами, исключив его из разряда умышленных убийств, срок наказания, за которое колебался от 8 до 10 лет. Так, фактически исходя из сроков лишения свободы, оно ставилось в один ряд с убийством в состоянии аффекта. На практике же хулиганство не относилось к особо тяжким видам преступления, следовательно, человек, получивший срок за убийство из хулиганских мотивов до 5 лет лишения свободы, мог подлежать амнистии или уменьшению срока лишения свободы в связи с очередной годовщиной революции. В итоге убийца отбывал наказание меньше, чем, допустим, за кражу государственного имущества. Следует обратить внимание, что убийство поставлено в один ряд с явно неравноценными деяниями: бесчинством, повторным совершением хулиганских действий, поступков, совершенных с исключительным цинизмом и дерзостью. В УК 1926 г. не была ликвидирована дифференциация наказаний. Санкция 10 лет лишения свободы применялась по трем наиболее «популярным» составам преступлений: умышленное убийство – ст. 136, квалифицированный разбой – ст. 167 и поджог – ст. 175. Также эта санкция применялась к менее распространенным в 1920-е гг. составам: ст. 581 – недонесение со стороны военнослужащего о готовящейся или совершенной измене (государственные преступления), ст. 593в и 533г – из раздела особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления. За большинство статей Особой части УК максимальное наказание не превышало 5 лет лишения свободы. Как видим, теоретическая основа советской карательной политики была в лучшем случае не разработана, а по некоторым моментам и парадоксальна, что не отвечало в полной мере решению совокупности задач, стоящих перед карательными органами. Государство фактически своей политикой в области уголовного законодательства не слишком препятствовало совершению преступлений против частных лиц, устанавливая за них менее строгие виды и размеры наказания, нежели чем за совершение преступлений против государства. Яркий пример тому ст. 162 УК 1926 г. пункт «А» – кража у частного лица при смягчающих обстоятельствах – лишение свободы или исправительные работы до трех месяцев; пункт «Е» – мелкая кража, совершенная на предприятии или учреждении карается тюремным заключением сроком на 1 год. Уголовное законодательство СССР в период нэпа уже начинало отражать господствующую идеологию и новый тоталитарный характер политического режима советского государства. Постепенно исчезали такие правовые критерии, как «революционное правосознание», которое заменили целесообразность и нормативизм. Основополагающим принципом карательной политики советского государства при вынесении и исполнении приговоров являлся классовый принцип – ограждение интересов класса в целом. Это на практике значило, что при рассмотрении дела в суде перво-наперво необходимо было обращать внимание на социальное происхождение подсудимого и лишь затем на то деяние, которое он совершил. На начальном этапе исследуемого периода карательная политика государства претерпевала некоторые коллизии, что было связано с поисками властью наиболее действенных форм обуздания преступности в стране, развившейся в результате смуты после 1917 г.

После издания Основных начал возникла необходимость приведения УК РСФСР 1922 г. в соответствие с общесоюзным уголовным законодательством. Новый УК РСФСР был принят 22 ноября 1926 г. и введен в действие с января 1927 г. В основу Общей части были положены Основные начала 1924 г., большинство положений которых почти текстуально были включены в кодекс. Вместе с тем ряд положений Основных начал был конкретизирован и дополнен. Так, в УК РСФСР 1926 г. дано определение преступления, отсутствовавшее в Основных началах. Оно звучало следующим образом: «Общественно опасным признается всякое действие или бездействие, направленное против советского строя или нарушающее правопорядок, установленный рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени» (ст. 6). Как видно, новое определение почти текстуально воспроизводило определение преступления, даваемое в УК РСФСР 1922 г. с его резко выраженной классовой направленностью. Как и в предыдущем Кодексе, в УК РСФСР 1926 г. закреплялось применение уголовного закона по аналогии. Правда, следует отметить, что в какой-то степени применение аналогии ограничивалось уголовно-правовой нормой о том, что «не является преступлением действие, которое хотя формально и подпадает под признаки какой-либо статьи Особенной части настоящего Кодекса, но в силу явной малозначительности и отсутствия вредных последствий лишено характера общественно опасного» (примечание к ст. 6).

Нормы УК РСФСР 1926 г. с многочисленными изменениями действовали в течение 35 лет, до 1 января 1961 г., когда вступил в силу УК РФ 1960 г. В 1927-1935 гг. в союзных республиках были приняты свои, новые для того времени уголовные кодексы, являвшиеся в значительной степени вариацией УК РСФСР 1926 г., но и имевшие некоторые отличия, вызывавшиеся особенностями национального и местного характера.

УК РСФСР 1926 г., даже при том, что в нем сохранялись классовые начала уголовного права и возможность применения уголовного закона по аналогии, все-таки оказался для правящей партийной верхушки недостаточно жестким и в дальнейшем подвергался многочисленным изменениям антидемократического характера. В первую очередь следует указать на отступление от принципа личной ответственности виновного и вообще на расширение оснований и пределов уголовной ответственности. Так, в соответствии со ст. 58, включенной в УК РСФСР в 1934 г., несовершеннолетние члены семьи осужденного за измену Родине, совместное ним проживавшие к моменту совершения преступления. подлежали лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет. В печально известном Постановлении ЦИК и СНК СССР «Об особом совещании при Народном комиссаре внутренних дел СССР» 1934 г. была предусмотрена возможность применения в отношении лиц, признанных общественно опасными, заключения в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет. Такое понимание оснований уголовной ответственности существенно облегчало миссию обвинителей и судей в довоенных и послевоенных тайных и гласных процессах, придавало им видимость законности.

Сталинское уголовное право сыграло свою роль и в трагедии, связанной с насильственной коллективизацией сельского хозяйства. Массовый голод 1931-1932 гг. вынудил многих новоиспеченных колхозников, чаще всего женщин, выносить с поля хлебные колоски, а при работе по обмолоту - и зерно. 7 августа 1932 г. появляется закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». За его нарушение независимо от размера похищенного предусматривался расстрел с конфискацией имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на срок не ниже 10 лет. Поскольку «за колосками» колхозники часто посылали детей, Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» за ряд преступлений, в том числе и за кражу, была установлена уголовная ответственность с 12-летнего возраста, причем на детей распространялись все меры уголовного наказания, включая и смертную казнь. По сути дела, эти так называемые законы ограничивали самое важное право человека - право на жизнь.
Таким образом, уголовное законодательство 30-х гг. оказалось поистине кровавым, отбросившим принципы законности, гуманизма и справедливости в средневековую бездну. Во-первых, вопреки принципу демократизма и суверенности союзных республик, они были лишены права на издание собственных уголовных кодексов. Во-вторых, в противовес принципу законности, исходящему из того, что основанием уголовной ответственности может быть исключительно совершение преступления, а не опасная личность в виде "врагов народа", "кулацко-зажиточных элементов" и проч., акцент в уголовном законодательстве этого периода был сделан именно на "опасную личность", не совершившую конкретного преступления. В-третьих, грубо нарушался принцип личной ответственности и вины, когда уголовной (не говоря уже о десятилетней административной) высылке подвергались лица, не виновные в совершении преступлений других лиц (так называемые "ЧСИР" - члены семьи изменника Родины). В-четвертых, в противоречие принципу гуманизма была установлена уголовная ответственность с 12-летнего возраста, лишение свободы повышено до 25 лет, введено тюремное заключение, отменено условно-досрочное освобождение. В-пятых, в отступление от принципа категоризации преступлений и дифференциации ответственности посягательства на государственную собственность преследовались без учета тяжести ущерба. Преступления против государственной собственности, против представителей власти карались несопоставимо строже, чем преступления против жизни и здоровья граждан. За хищение социалистической собственности суд мог приговорить к расстрелу, а за умышленное убийство - только к 10 годам лишения свободы.

Причины принятия:

1. Необходимость исправить пробелы УК РСФСР 1922 г., обнаружившиеся в ходе его применения.

2. Необходимость привести УК РСФСР 1922 г. в соответствие с «Основными началами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» (приняты ЦИК СССР в 1924 г.).

Основные положения:

1. Вслед за «Основными началами» отказался от общепринятого термина «наказание» и использовал вместо него термин «меры социальной защиты».

2. Меры социальной защиты:

а) подразделялись на меры судебно-исправительного характера, медицинского и медико-педагогического;

б) могли применяться как за виновные деяния, так и к лицам, признанным социально-опасными в силу своей преступной деятельности или связей с преступной средой;

в) могли назначаться и без совершения лицом противоправных деяний (достаточно было одного признания компетентными органами социальной опасности конкретного лица).

3. Признал общественную опасность деяния , как необходимое условие привлечения к уголовной ответственности (не является преступлением действие, которое хотя формально и подпадает под признаки какой-либо статьи Особенной части Уголовного кодекса, но в силу явной малозначительности и отсутствия вредных последствий лишено общественной опасности).

4. Допускал возможность освобождения от уголовной ответственности лица в случаях, когда конкретное действие, являющееся в момент его совершения преступлением, к моменту рассмотрения в суде утратило общественную опасность вследствие изменения уголовного закона или личность правонарушителя перестала быть общественно опасной в силу изменившейся социально-политической обстановки.

5. Сохранял прежний возраст наступления уголовной ответственности:

а) к уголовной ответственности привлекались лица с 14 лет;

б) к несовершеннолетним (от 14 до 16 лет) могли быть применены меры педагогического воздействия.

6. Целью наказания и других мер социальной защиты являлось общее предупреждение новых нарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны других лиц.

7. Выделялись специальные цели уголовного наказания:

а) приспособление нарушителя к условиям нормальной жизни в обществе путем исправительно-трудового воздействия;

б) лишение преступника возможности совершения дальнейших общественно-опасных деяний.

8. Предусматривалась развитая система наказаний в зависимости от степени общественной опасности преступления и самого преступника:

а) изгнание из пределов СССР на срок или бессрочно;

б) лишение свободы;

в) принудительные работы без содержания под стражей;

г) условное осуждение;

д) конфискация имущества;

ж) поражение прав;

з) увольнение от должности;

и) общественное порицание;

к) возложение обязанности загладить вред;

л) расстрел как высшая мера наказания.

9. К мерам социальной защиты отнесены:

а) удаление из определенной местности;

б) воспрещение занимать определенные должности.

10. Особенная часть УК 1926 г. содержала деление преступлений по Кодексу 1922 г.:

а) контрреволюционные преступления:

Устанавливалась ответственность за укрывательство и пособничество контрреволюционным преступлениям;

Наказывалось недонесение о достоверно известных фактах их подготовки и совершения;


б) должностные преступления:

Воспринимались кодексом практически без изменений;

Выделялись должностные лица профессиональных союзов;

в) преступления против правосудия:

Были представлены в различных главах, специальная глава отсутствовала;

Включали составы, известные Кодексу 1922 г.;

г) преступления против порядка управления:

Расширился за счет составов, относимых прежде к хозяйственным или иным видам преступлений;

Включил ряд новых деяний (хулиганство);

д) преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности:

Убийства не были выделены в самостоятельную группу;

В одной норме объединялись убийства по неосторожности и убийства, явившиеся результатом превышения пределов необходимой обороны;

Вводилась норма о доведении до самоубийства или покушения на него;

По всем видам преступлений против жизни смягчались санкции (от 1 до 10 лет лишения свободы).

Таким образом, Кодекс 1926 г. не внес существенных изменений в сложившуюся систему советского уголовного законодательства.

Особенности Кодекса:

1. Просуществовал с изменениями и дополнениями до 1961 г.

2. Детально разработал многие понятия (взятка, должностное лицо, умысел).

3. Страдал излишней раздробленностью и бессистемностью отдельных норм.

4. Конкретные виды преступлений не были определены исчерпывающим образом.

VI. Юридическое закрепление права
на государственный произвол в 1930-е гг.

1. Первым актом, узаконившим государственный произвол в сфере уголовной ответственности, явилось Постановление Президиума ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г. «Об объявлении вне закона должностных лиц - граждан СССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР»; согласно Постановлению:

а) все должностные лица торговых, дипломатических, иных учреждений или предприятий СССР, совершившие подобное деяние, должны были приговором Верховного суда СССР объявляться вне закона;

б) приговоренные к подобной мере подлежали расстрелу, а их имущество - конфискации;

в) постановление придавало закону обратную силу, т.е. распространяло его на деяния, совершенные ранее, до его принятия.

2. Грубо нарушало основополагающие принципыуголовного права Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности»:

а) социалистическая собственность (государственная, колхозная, кооперативная) признавалась основой советского строя, священной и неприкосновенной;

б) люди, покушающиеся на социалистическую собственность, должны были рассматриваться как враги народа;

в) борьба с расхитителями общественного имущества объявлялась первейшей обязанностью органов советской власти;

г) за хищение колхозного и кооперативного имущества предусматривалась единственная мера наказания - расстрел с конфискацией всего имущества;

д) в исключительных случаях, при наличии смягчающих обстоятельств, виновное лицо подвергалось лишению свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.

3. Курс на усиление уголовных репрессий был продолжен Постановлением ЦИК СССР «О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо опасных для Союза ССР преступлениях против порядка управления) статьями об измене Родине» от 8 июня 1934 г.:

а) усиливалась ответственность лиц, виновных в измене Родине;

б) вводилась уголовная ответственность совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с военнослужащим - изменником Родины - или находившихся на его личном иждивении на момент совершения им преступления (фактически ответственность наступала за чужую вину при наличии одного факта - совместного проживания с виновным лицом);

в) по этому постановлению стали привлекать к уголовной ответственности также членов семей гражданских лиц, осужденных за измену Родине и иные контрреволюционные преступления.

4. С целью быстрейшей ликвидации преступности несовершеннолетних было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» от 7 апреля 1935 г.:

а) признавало необходимым привлекать к суду с применением всех мер уголовного наказания несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытках к убийству;

б) фактически санкционировало применение высшей меры наказания с 12-летнего возраста.

5. Ужесточение уголовного наказания за особо опасные государственные преступления вводилось Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 г.:

а) особо опасными государственными преступлениями признавались шпионаж, вредительство, диверсии;

б) по данным составам преступлений срок лишения свободы был повышен в два с половиной раза - до 25 лет.

6. Пресечь негативные явления в экономической сфере были призваны следующие меры:

а) установление уголовной ответственности директоров предприятий, главных инженеров, начальников технического контроля за выпуск некачественной и некомплектной продукции - наказание в виде тюремного заключения на срок от пяти до восьми лет (Указ ПВС СССР от 10 июля 1940 г.);

б) лица, совершившие мелкую кражу на производстве, подвергались тюремному заключению сроком на 1 год (Указ ПВС СССР от 10 августа 1940 г.);

в) устанавливалась уголовная ответственность руководителей предприятий и иных лиц за продажу, обмен и отпуск на сторону излишнего и неиспользованного оборудования (Указ ПВС СССР от 16 февраля 1941 г.).

6. Расширялась сфера применения уголовно-правовых мер к подросткам:

а) по всем составам преступлений уголовная ответственность устанавливалась с 14 лет (Указ ПВС СССР от 31 мая 1941 г.);

б) расширялся перечень составов, за которые наступала уголовная ответственность с 12 лет (Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г.).

7. Деформировались основные принципы уголовного права:

а) принцип индивидуальной ответственности:

Член семьи военнослужащего-изменника Родины наказывался ссылкой в отдаленные районы Сибири сроком на 5 лет (фактически - институт заложничества);

Ответственность за нарушение трудовой дисциплины возлагалась не только на рабочих и служащих, виновных в том или ином нарушении, но и на тех, кто попустительствовал этому нарушению (наказывались исправительными работами или заключением в концлагерь на срок до 6 месяцев) - институт круговой поруки;

К ответственности за хищение государственного имущества привлекались не только те, кто совершил хищение, но и руководители предприятий и учреждений, не принявшие мер к его предотвращению;

б) принцип индивидуализированной ответственности:

Расстрел устанавливался и за контрреволюционные преступления и за преступления против собственности;

Устанавливалось тяжкое возмездие даже за незначительное преступление;

Суды были лишены возможности дифференцировать наказание в зависимости от тяжести совершенного преступления и личности преступника;

в) принцип законности:

Не имело места назначение наказаний ниже низшего предела;

Не применялся закон об условном осуждении;

Не учитывались обстоятельства, смягчающие ответственность;

Не учитывалось состояние крайней необходимости;

г) принцип демократизма уголовного права:

Не выражало волю народа;

д) введен принцип равной ответственности за разные преступления:

Одинаково квалифицировались взятки в виде коробки конфет и в сумме 2-3 миллионов рублей;

Равную ответственность несли лица, похитившие у государства ценности на несколько рублей и укравшие десятки тысяч;

е) требовалась санкция партийных органов на арест членов партии, обвиняемых в совершении преступлений.

Таким образом, уголовная политика, проводимая в 1930-е гг., была направлена на юридическое закрепление права государства на произвол в отношении своих граждан.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Курач Т.Л
К 93 История советского права: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2006. 182 с. ISBN 5-87237-508-5 Учебное по

Становление основ советского законодательства
Источники права: 1. Дореволюционное законодательство: а) использовалось в определенных пределах (в уголовном праве - по преступлениям против личн

Развитие советского права в условиях НЭПа
1. Упорядочивается законотворческая и нормотворческая деятельность государственных органов (решениями VIII и IХ Всероссийских съездов Советов): а) определяются органы,

Нарушение принципов права в 1930-40-е гг
1. Принимаются нормы, противоречащие Конституции СССР и конституциям союзных республик: а) Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г.: - было ликвидировано ОГПУ,

Половине ХХ в
1. Коренному изменению подвергаются все без исключения отрасли права: а) изменения вносились не в отдельные нормы или правовые институты, а в основополагаю

Этапы конституционного строительства
1-й этап. Декреты Второго съезда Советов (октябрь 1917 г.): а) стали правовыми актами конституционного значения: - Декрет о мире провозгласил принци

Конституция РСФСР 1918 г
Структура: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 2. Общие положения Конституции. 3. Конструкция советской власти. 4. Активно

Конституция СССР 1924 г
Структура: 1 раздел. Декларация об образовании СССР: а) называла принципы и причины объединения советских республик в единое государство;

Конституция РСФСР 1925 г
1. Не включила в себя текст Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа: а) ряд положений Декларации был выполнен (например, переход всех банков в руки государст

Конституция СССР 1936 г
Структура(включала в себя 13 глав): 1. Общественное устройство; 2. Государственное устройство; 3. Высшие органы государственной власти СССР; 4. Высшие органы государственн

Труд рассматривался как обязанность
7. Государственное устройство определялось как федеративное (союзное) объединение республик: а) Договор об образовании Союза ССР в Конституцию не вошел; б) да

Конституция СССР 1977 г
Структура(включала в себя преамбулу, 9 разделов, 21 главу, 174 статьи): 1. Основы общественного строя и политики СССР; 2. Государство и личность; 3. Национально-государственное уст

Сравнительный анализ советских Конституций
Линии сравнения Советские Конституции 1918 г. 1924 г. 1936 г. 1977 г.

Библиографический список
1. Берхин И.Б. Первая советская Конституция. М., 1988. 2. Курицын В.М. О разработке проекта конституции СССР 1936 года // Право и жизнь. 1996. № 10. С. 15. 3. Портнов В.П., Славин

Становление основ советского гражданского права
Особенности: 1. Не принимались кодифицированные акты в сфере гражданского права. 2. Изменения в регулировании имущественных отношений

Гражданское законодательство периода гражданской войны и интервенции
1. Правовое регулирование в сфере гражданского права осуществлялось путем принятия декретов и иных актов по отдельным вопросам. 2. Наибольшее значение приобрет

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г
Цели: 1. Способствовать восстановлению и развитию экономики страны путем активизации товарно-денежных отношений, поощрения частной инициативы и предпр

Развитие гражданского права в 1930-е гг
1. Осуществлено правовое регулирование хозяйственных связей между государственными предприятиями и организациями: а) Постановлением о кредитной реформе: - зап

Отечественной войны и в послевоенный период
Причины изменений: 1. Специфические условия военного времени: а) перевод промышленности в восточные районы страны; б) оставление недвижи

Гражданский кодекс РСФСР 1964 г
Структура кодекса (8 разделов, 42 главы, 569 статей): Разделы: 1. Общие положения; 2. Право собственности; 3. Обязательственно

Производственном предприятии
1. Было утверждено Постановление Совета министров СССР 4 октября 1965 г.: а) должно было обеспечить сочетание централизованного планирования с хозяйственной инициативой пр

Жилищный кодекс РСФСР 1983 г
1. Принят Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 г. на базе Основ жилищного законодательства Союза ССР, утвержденного Верховным Советом СССР 24 июля 1981 г. 2. К

Эволюция советского гражданского права
Линии сравнения ГК РСФСР 1922 г. ГК РСФСР 1964 г. 1. Правовое положение субъектов права 2. Общие принципы совершения сделок

Библиографический список
1. Антимонов Б.С., Граве К.А. Советское наследственное право. М., 1955. 2. Бондырев В.В. Двойственный характер НЭПа в отношении частника // История государства и права. 2002. № 1. С. 15-22

В сфере регулирования трудовых отношений
1. Декретом СНК от 29 октября 1917 г. регулировалось рабочее время: а) устанавливался взамен 11,5-часового рабочего дня 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя;

Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г
Структура кодекса (состоял из 9 разделов и 5 приложений): Разделы:1.О трудовой повинности; 2. Право на применение труда; 3. Порядок пр

Периода гражданской войны
1. Частично заменило КЗОТ «Общее положение о тарифе» от 17 июня 1920 г.: а) отменялись многие права профсоюзов; б) расширялся перечень основан

Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г
Структура(Общая часть и 16 разделов): Разделы:1.О порядке найма и предоставления рабочей силы; 2. О порядке привлечения к трудовой пов

Изменения в трудовом праве в 1930-е гг
1. Внесены изменения в порядок заключения трудового договора: а) администрации предприятий и учреждений предоставлялось право самостоятельно, без посреднич

В сфере социального страхования прекращены выплаты пособий по безработице с 1930 г
10. Происходит полное огосударствление профсоюзов (Постановление ЦИК, СНК и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. «Об объединении Народного комиссариата труда с Всесоюзным центральным совет

В условиях военного времени
1. Был регламентирован порядок привлечения граждан к трудовой повинности в военное время: а) Указом ПВС СССР от 22 июня 1941 г. в местностях, объявленных н

Либерализация трудового права в 1950-60-е гг
1. Отменяются антиконституционные нормы в сфере трудового права (Указ ПВС СССР от 25 апреля 1956 г.): а) была отменена уголовная ответственность за самовольный уход с

Включил в себя многие нормы ранее действовавшего КЗОТа
3. Усилил гарантированность трудовых прав работников: а) разрешил заключать трудовой договор как в устной, так и в письменной форме; б) установил обязанность адми

Недостатки советского трудового права
1. Ориентация трудового права на производство, а не на работника: а) решение вопросов трудовых отношений преимущественно с точки зрения интересов и потребн

Эволюция советского трудового права
Линии сравнения КЗОТ РСФСР 1918 г. КЗОТ РСФСР 1922 г. КЗОТ РСФСР 1971 г. 1. Порядок приема на раб

Нормативно-правовые акты в сфере советского трудового права
1. Положение о страховании на случай безработицы: Постановление ВЦИК от 11 декабря 1917 года // Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 201-204. 2. О страховании на сл

Библиографический список
1. Долгилевич Р.В. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года // Трудовое право. 2002. № 2. С. 43-51. 2. Иванов С.А. Российское трудовое право: история и современность // Государство и право.

Первые декреты по земельному вопросу
1. Декрет «О земле» (принят II Всероссийским съездом Советов, рабочих и солдатских депутатов 26 октября 1917 г.): а) отменялась частная собственность н

Нормативно-правовое регулирование земельных отношений в годы гражданской войны
1. Принимается «Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» (утверждено ВЦИК 14 февраля 1919 г.): а

Земельный кодекс РСФСР 1922 г
Структура: Включает основные положения и три части: 1. «О трудовом землепользовании»; 2. «О городских землях и государственных земельных

Общие начала землепользования и землеустройства СССР 1928 г
Структура закона (68 статей и 13 разделов): Разделы:1.Основные положения; 2. Права трудящихся на землю; 3. Землеустройство; 4. Пересел

Земельный кодекс РСФСР 1970 г
1. Был создан в соответствии с Основами земельного законодательства Союза СССР, принятыми Верховным Советом СССР 13 декабря 1968 г. 2. Восприня

Нормативно-правовые акты в сфере советского земельного права
1. О земле: Декрет II съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов // Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 17-20. 2. Основной закон о социализации зе

Библиографический список
1. Общая теория советского земельного права / Отв. ред. Г.А. Аксененок. М., 1983. 2. Еренов А.Е., Мухитдинов Н.Б., Ильяшенко Л. Предмет и система советского земельного прав

Расширение прав колхозов в 1950-60-е гг
1. Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» (март 1955 г.) а) отменялся старый порядок детализированного пла

Эволюция советского колхозного права
Линии сравнения Примерный устав с/х артели 1930 г. Примерный устав с/х артели 1935 г. Примерный устав с/х артели 1969 г.

Нормативно-правовые акты в сфере колхозного права
1. О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством: Постановление ЦИК и СНК СССР от 1

Становление экологического права
1. Становление экологического права происходит в рамках земельного права: а) Декрет «О земле» устанавливал изъятие земли из товарных отношений, а значит, с

Основные положения советского экологического права
Линии сравнения Водный кодекс СССР 1972 г. Кодекс РСФСР о недрах 1976 г. Лесной кодекс РСФСР 1978 г. Кодекс РСФСР

Библиографический список
1. Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М., 1988. Тема 8. Советское семейное право I. Перв

Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г
Структура кодекса(4 раздела и 13 глав): Раздел 1. «О браке» Главы: 1. Общие положения; 2. Условия регистрации брака; 3. Права и о

Изменения в семейном праве в 1930-40-е гг
1. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширени

Нормативно-правовые акты в сфере советского семейного права
1. О расторжении брака: Декрет ВЦИК и СНК от 29 декабря 1917 года // Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 237-239; Консультант-плюс. 2. О гражданском браке, о детях

Библиографический список
1. Брандербургский Я.Н. Брак и его правовые последствия. М., 1926. 2. Дорохина О.В. Раннее советское брачно-семейное законодательство: мифы и реалии // Вестник МГУ. Сер. 18

Новые принципы уголовного права
1. Было объявлено об уничтожении «буржуазного права» и «буржуазной законности»: а) отрицался принцип верховенства закона; б) сам механизм законнос

Были отменены уголовные законы прежних правительств
2. Отсутствовал Уголовный кодекс с четкими формулировками составов преступлений и конкретными мерами наказания: а) предписания по вопросам уголовного права формулирова

Руководящие начала по уголовному праву 1919 г
1. Были приняты наркоматом юстиции, т.е. неправомочным органом. 2. Стали первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г
Структура: Общая часть: а) Пределы действия Уголовного кодекса; б) Общие начала применения наказания; в) Определение меры наказания; г) Роды и виды

Уголовное право в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
1. Предусматривались новые составы преступлений,обусловленные особыми условиями военного времени: а) Указ ПВС СССР от 6 июня 1941 г.: - уголовная

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г
Структура (всего 18 глав и 259 статей): Общая часть: 1. Общие положения; 2. Пределы действия Уголовного кодекс

Эволюция советского уголовного права
Линии сравнения Руководящие начала по уголовному праву 1919 г. УК РСФСР 1922 г. УК РСФСР 1926 г. УК РСФСР 1960 г.

Нормативно-правовые акты в сфере советского уголовного права
1. Руководящие начала по уголовному праву 1919 года: Постановление наркомюста РСФСР от 12 декабря 1919 года // Консультант-плюс. 2. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года // Отеч

Библиографический список
1. Гринберг М.С. Репрессии 20-50-х годов и принципы уголовного права // Правоведение.1993. № 5. С. 75-79. 2. История советского уголовного права. 1917-1947. М., 1948. 3. Курс сове

Создание советской судебной системы
1. Декретом о суде №1 СНК от 7 декабря 1917 г.: а) упразднялись все общие судебные установления: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, в

Положения о народном суде РСФСР
1. Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. унифицировало судебную систему Республики: а) учреждалась единая форма суда - народный суд:

Положения о военных трибуналах в РСФСР
1. Положение ВЦИК о революционных трибуналах 1919 г. внесло изменения в систему революционных трибуналов республики: а) предусматривалось сокращени

Судебная реформа 1922 г
(Положение о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г.) 1. Учреждалась новая система судов: а) народный суд в составе одного народного с

Губернские революционные трибуналы и Верховный трибунал ликвидировались полностью
3. Определялся порядок избрания народных судей: а) избирались губернскими исполнительными комитетами на один год и могли избираться в последу

От 28 мая 1922 г
1. Основывался на строго централизованных началах: а) Центральная прокуратура РСФСР представляла собой отдел в составе Наркомата юстиции; б) проку

Положение ВЦИК об адвокатуре от 26 мая 1922 г
1. Коллегии защитников по гражданским и уголовным делам образовывались при губернских отделах юстиции. 2. Руководящим органом коллегии

От 19 ноября 1926 г
1. Сохранялась прежняя трехзвенная система: народный суд, губернский суд, Верховный суд РСФСР. 2. Указывались задачи суда: а)

И военные годы
1. Должно было основываться на принципах, закрепленных Конституцией СССР 1936 г.: а) коллегиальное рассмотрение дел судами всех уровней; б) выборн

Реформирование судебных органов в 1950-е гг
1. Судебная система приводится после окончания войны в соответствии с Законом о судоустройстве в СССР, союзных и автономных республиках: а) сокращается сеть военных тр

Эволюция советского судебного права
Линии сравнения Декреты о суде Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г. Закон о судоустройстве 1938 г. Закон о суд

Нормативно-правовые акты в сфере судоустройства
1. О суде: Декрет СНК № 1 от 5 декабря 1917 года // Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 124-126. 2. О суде: Декрет ВЦИК № 2 от 15 февраля 1918 года // Декреты сове

Библиографический список
1. Белозеров Б.П. Особенности советского судоустройства в чрезвычайных условиях войны 1941-1945 гг. // История государства и права. 1999. № 4. С. 18-22. 2. История советского суда. 1917-19

Становления советской власти
1. Руководствовалось общими принципами, закрепленными в Декретах о суде № 1, 2, 3 и Инструкции об организации и действии местных народных судов (утверждена Нарк

Истец и ответчик обладали равными процессуальными правами
7. Стороны могли вести дела в суде как лично, так и через представителей: а) согласно Декрету № 1, поверенными по гражданским делам допускались все лица, обладающие гр

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г
Структура: I часть - основные положения по вопросам представительства в суде, подсудности, судебных расходов, процессуальных сроков; II ч

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г
Структура (6 разделов, 42 главы, 438 статей): Разделы: 1. Общие положения; 2. Производство в суде первой инстанции; 3. Производство в кассационной инс

Эволюция советского гражданского процессуального права
Линии сравнения ГПК РСФСР 1923 г. ГПК РСФСР 1964 г. 1. Общие правила судопроизводства 2. Права и обязанности лиц,

В период становления советского государства
1. Предварительное следствие осуществляли: а) народные судьи местных судов по подсудным делам; б) следственные комиссии в составе народного судьи

Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г
Структура: 1 раздел - нормы, закрепляющие положения, имеющие общее значение для всех стадий уголовного процесса (определение подсудности, состав суда,

Уголовный процесс в 1930-е гг
1. Внесены изменения в порядок ведения предварительного следствия и дознания (Постановление ВЦИК и СНК от 20 октября 1929 г.): а) следственный аппарат передавался из в

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г
Структура (8 разделов, 33 главы, 413 статей): Разделы: 1. Общие положения; 2. Возбуждение уголовного дела, дознание и предвари

Эволюция советского уголовного процессуального права
Линии сравнения УПК РСФСР 1923 г. УПК РСФСР 1960 г. 1. Общие принципы уголовного процесса 2. Порядок ведения предварительного след

Библиографический список
1. Игнатенко Г., Романов Р.А. Социалистическая законность (юридическое закрепление права на государственный произвол) // История государства и права. 1999. № 1-2. С. 10-14.

История советского права
Учебное пособие Редактор Е. М. Насирова Корректор С. Б. Свигзова Верстка и компьютерный макет А. А. Пруцевой

Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. о преступлении

Стимулом для дальнейшего развития уголовного законодательства явилось образование СССР в декабре 1922 г., потребовавшее принятия нормативных актов общесоюзного и республиканского уровней.

На основе норм Конституции 1924 г. были разработаны Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., которые послужили базой для создания Уголовного кодекса РСФСР 1926 г.

Большинство положений Основ почти текстуально были включены в УК РСФСР 1926 г., однако некоторые положения были дополнены или конкретизированы.

В Основах не было сформулировано понятия преступления, а УК РСФСР 1926 г. определял преступление как общественно опасное действие или бездействие, направленное против советского строя или нарушающее правопорядок, установленный рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период.

Это материально-классовое определение было воспринято из предыдущего Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.

В развитие материального признака понятия преступления законодатель указал в примечании к ст. 6 УК: не является преступлением действие, хотя формально и подпадающее под признаки какой-либо статьи Особенной части настоящего Кодекса, но в силу явной малозначительности и отсутствия вредных последствий лишенное характера общественно опасного.

Как следует из ст. 6 УК, преступление могло совершаться в форме действия или бездействия и признавалось таковым, если представляло общественную опасность.

Особое внимание уделялось проблеме соучастия в преступлении (ст. 17 УК). Суды при определении меры наказания исходили из степени участия каждого соучастника в преступлении, степени опасности преступника, степени опасности преступления.

Недонесение было выведено из общего понятия соучастия, поскольку оно рассматривалось как прикосновенная деятельность. Недоноситель должен был пассивно вести себя, а в случае активных действий, например, при укрывательстве преступника или следов преступления, он должен был преследоваться как соучастник преступления.

Что касается предварительной преступной деятельности, то она могла выражаться или в подготовке совершения преступления – приготовлении к нему, или в попытке его совершения – покушении на него.

Покушение следовало отличать от приготовления. При покушении виновный не ограничивается одной только подготовкой совершения преступления, он делает попытку совершить его, однако эта попытка ему не удается, и он не достигает задуманного. Таким образом, в покушении имеется действие, направленное на совершение преступления. Всякое покушение и приготовление должно было преследоваться как оконченное преступление. При этом следовало иметь в виду, что многие случаи приготовления и покушения могли быть признаны непреступными вследствие малозначительности и отсутствия вредных последствий, в связи с чем деяние лишалось характера общественной опасности.

Но один вид приготовления и покушения УК выделял как уголовно ненаказуемый. Речь идет о добровольном отказе от покушения и приготовления, при котором само лицо по собственному побуждению, а не вследствие помех отказалось от намерения совершить преступление.

Уголовный кодекс в ст. 46 давал четкую классификацию преступлений по степени общественной опасности. Все преступления подразделялись на: а) направленные против основ советского строя, установленного в Союзе ССР властью рабочих и крестьян, и признаваемые в силу этого наиболее опасными; б) все остальные преступления.

Несмотря на то что в Уголовном кодексе 1926 г., по сравнению с ранее действовавшим Уголовным кодексом, был дан более подробный перечень составов преступлений, все же он допускал применение закона по аналогии.

Союзное законодательство 1930–1940-х гг.
о преступлении

В 1930-е гг. СССР развивался как союзное государство. В начале 1930-х гг. на первое место выдвигались задачи защиты советского государства от классовых противников, охраны социалистической собственности, стабилизации работы промышленных предприятий, укрепления трудовой дисциплины и др.

В отдельных нормативных актах стали упоминаться специальные субъекты, подлежащие уголовной ответственности . К ним относится Постановление ЦИК и СНК СССР от 01.01.01 г. «О мерах борьбы с хищническим убоем скота».

Постановление ЦИК и СНК СССР от 01.01.01 г. установило уголовную ответственность за порчу или поломку сельскохозяйственных машин, принадлежавших совхозам, МТС, колхозам, вызванных преступно-небрежным (форма вины) отношением к этому имуществу.

В Основах содержался ряд прогрессивных и заслуживающих внимания новелл. Например, была сформулирована статья о классификации преступлений, в которой все преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделялись на четыре категории. Содержание, характер, тяжесть уголовно-правовых последствий для лиц, совершивших преступления, ставились в зависимость от того, к какой категории относилось преступление.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. о преступлении

Основы уголовного законодательства 1991 г., наряду с теоретической моделью УК РСФСР 1987 г., оказали огромное влияние на формирование Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации, который был принят 24 мая 1996 г., подписан Президентом 13 июня 1996 г. и вступил в силу с 1 января 1997 г.

Под преступлением в соответствии со ст. 14 понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Такое определение является формально-материальным. Формальность выражается в принципе «нет преступления без указания о том в законе», а материальность вытекает из общественной опасности деяния. Из определения понятно, что преступное деяние всегда виновно и наказуемо.

Не относятся к преступлениям действия или бездействие, хотя и содержащие формально признаки преступного деяния, но в силу своей малозначительности не представляющие общественной опасности, т. е. не причинившие вреда и не создавшие угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Впервые ст. 15 УК РФ было введено подразделение преступлений в зависимости от степени общественной опасности на категории: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Чем ценнее объект посягательства, тем серьезнее наказание.

Так, преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.

Тяжкими преступлениями считаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание по УК РФ не превышает десяти лет лишения свободы (такова была первоначальная редакция статьи, ныне же в нее внесены коррективы).

И наконец, особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ установлено наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет или более строгое наказание. Данная категоризация носит практический характер, так как отнесение преступления к той или иной категории влечет определенные уголовно-правовые последствия для лица, его совершившего.

УК РФ закрепил разновидности множественности преступлений – неоднократность преступлений (ст. 16), совокупность преступлений (ст. 17) и рецидив (ст. 18).

По общему положению, неоднократностью преступлений признавалось совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК. Таким образом, решающим признаком, характеризующим неоднократность, являлась однородность совершенных деяний.

В отличие от неоднократности, совокупность преступлений складывается либо из двух или более различных преступлений, совершенных двумя или более самостоятельными действиями (реальная совокупность), либо из двух или более преступлений, выполненных одним действием (идеальная совокупность).

Рецидивом же преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. При этом судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет, а также судимости, снятые или погашенные в порядке, предусмотренном ст. 86 УК РФ, не учитываются при признании рецидива преступлений.

Законодатель подразделил рецидив на виды – простой рецидив, опасный рецидив и особо опасный рецидив. В последующем многие положения претерпели изменения.

Следует отметить, что по своей конструкции УК РФ 1996 г. существенно изменился, что сказалось и на содержании раздела II «Преступление» (ранее это была глава в УК РСФСР 1960 г.). Данный раздел подразделен на главы, в которые вошли нормы, ранее полностью либо частично отсутствовавшие в уголовном законодательстве.

Так, гл. 3 раскрывает понятие и виды преступлений, в ней описываются понятие и категории преступлений, совокупность, рецидив преступлений. Тем самым законодатель предпринял попытку свести все известные науке и практике понятия воедино, описать преступление как можно полнее и подробнее.

Отдельная (гл. 4) отведена вопросам условий уголовной ответственности, в частности, лицам, подлежащим уголовной ответственности. В российском уголовном законодательстве впервые получили закрепление общие признаки, которым должен отвечать субъект преступления. По общему правилу уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста.

Общий возраст, с которого наступает уголовная ответственность, – 16 лет, а в установленных законом случаях – 14 лет. При этом, если несовершеннолетний достиг определенного законом возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то он не подлежит уголовной ответственности. Это принципиально новый подход.

Следует отметить, что и положение о вменяемости получило новую, более развернутую, обогащенную современной терминологией форму. Невменяемость – это состояние, при котором лицо не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Впервые в российском уголовном законодательстве появилась статья, предусматривающая уголовную ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

По сравнению с ранее действовавшим УК РСФСР 1960 г., ст. 23 более полно сформулировала условия наступления уголовной ответственности за совершение преступления в состоянии опьянения, указав, что независимо от вида опьянения лицо подлежит уголовной ответственности.