Виды и значение подзаконных актов. Что такое подзаконный акт какова иерархия подзаконных актов рф

Подзаконный акт - один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов.

Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1) нормативные указы Президента , которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2) постановления Правительства . Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

3) ведомственные нормативные акты - нормативно-правовые акты общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;

4) подзаконные акты органов местного самоуправления . К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.);

5) внутриорганизационные акты - такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1 . Законность . Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти, которое должно осуществляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

2 . Компетентность . Нормативно-правовой акт должен составляться, компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3 . Четкость и непротиворечивость изложения . Это требование означает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т.д.).


4 . Своевременность принятия . Одно из требований, позволяющих нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации» должен приниматься не позднее конца текущего года).

5 . Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

Большинство законов закрепляют лишь общие положения в той или иной сфере. Помогают конкретизировать закон так называемые подзаконные акты - сборники норм, которые дополняют основные государственные положения. Какие нормативные акты относятся к подзаконным и какими признаками они обладают? Ответ на этот вопрос будет найден в статье.

Что представляет собой подзаконный акт?

Зачастую государственные законы представляют собой сборники очень конкретных норм, которые не позволяют в полной мере понять устройство той или иной сферы. Дабы не возникали юридические дыры и коллизии, законодатели принимают специальные подзаконные акты - постановления, указы, распоряжения и прочие документы. Подобные акты имеют своей целью дополнить основные государственные законы, облегчить их применение и понимание.

Для принятия подзаконного акта необходимо учитывать специфику отдельной общественной сферы. Во внимание стоит также брать интересы людей, особенности территории и многие другие элементы. К подзаконным нормативным актам относятся документы, которые принимаются на базе основных предписаний государственного характера.

Признаки подзаконных актов

Какими признаками обладают документы, которые относятся к подзаконным нормативным актам? Вот что выделяют специалисты в области права:

  • наличие законной основы;
  • меньшая, чем у основного закона, правовая сила;
  • соответствие компетенции органа, который издает акт подзаконного характера;
  • регулирование обширной сферы общественных отношений, направленной на решение актуальных задач;
  • число подзаконных актов превышает количество законов;
  • акты подзаконного характера представляют собой основу для деятельности правоприменительного характера;
  • документы являются инструментом оперативного воздействия на отношения общественного характера.

Таким образом, рассматриваемая группа нормативных актов обладает большим количеством самых разных признаков и особенностей. Если хотя бы один признак не соответствует документу, то вряд ли придется говорить о нем как о нормативном акте.

Указы главы государства

Какие нормативные правовые акты относятся к подзаконным? Для начала стоит выделить распоряжения и указы, формируемые и издаваемые российским Президентом.

Указы главы государства издаются в нашем государстве уже много веков. В дореволюционной России высшей юридической силой обладали указы самодержавного монарха. Даже Владимир Даль толкует понятие "указ" как письменный приказ государя.

В настоящее время глава государства также обладает законотворческим правом. Однако право это строго контролируется Конституцией и некоторыми органами власти. Так, президент издает указы в строгом соответствии со статьей 90 основного закона страны. Здесь сказано, что глава государства должен издавать нормативные акты по основным вопросам государственного управления. Президентские постановления делятся на распоряжения и указы. Распоряжением называют документ конкретного назначения, имеющий частный характер. Указ же является более значимым актом, имеющим широкое значение.

Особенности президентских указов и распоряжений

Что относится к подзаконным нормативным актам, которые принимаются главой государства? Здесь стоит назвать документы, формируемые по наиболее важным вопросам в сфере управления государством. Например, это создание трудовых комиссий и комитетов, выделение российским регионам финансовых средств из общего бюджета и многое другое.

Далеко не все президентские указы относятся к подзаконным нормативным актам. Существуют так называемые правоприменительные акты, относящиеся к конкретным случаям и явлениям. Здесь стоит назвать, например, акты о присвоении звания или награды, о назначении лица на должность и др.

Все президентские распоряжения и указы обладают рядом важнейших признаков. Здесь стоит назвать, например, содержание юридических норм, общеобязательный характер, регулирование разных общественных сфер и многое другое. Однако основным признаком рассматриваемых актов будет отсутствие противоречий законам федерального типа.

Правительственные акты

Российская Конституция закрепляет право федерального органа исполнительной власти на реализацию законотворческих полномочий. Данная норма закреплена в статье 114 основного закона государства. Постановления Правительства относятся к подзаконным нормативным актам. Необходима разработка таких постановлений для исполнения российской Конституции, федеральных законов, нормативных указов главы государства и т. д.

Чем отличаются распоряжения от постановлений? Распоряжения издаются для небольшого круга лиц. Они являются, скорее, правоприменительными актами, адресованными узкому кругу исполнителей. Постановления же более нормативны. Их исполнение обязательно для всей Федерации - центра совместно с региональными субъектами.

Министерские акты

Как известно, министерства являются частью российского Правительства. Все они осуществляют отдельные функции в той или иной общественной сфере. Акты министерств и ведомств имеют, таким образом, отраслевой характер. Однако зачастую некоторые правительственные группы объединяются в целях создания общего акта. В таких случаях принято говорить о документах межотраслевого характера. Простой пример - акты МВД, Минфина, Минобрнауки и т. д.

Что относится к подзаконным нормативно-правовым актам правительственных ведомств и министерств? В российской законодательной системе это инструкции и приказы. Инструкции призваны регулировать основные формы профессиональной деятельности тех или иных работников, определять их функциональные обязанности. Все инструкции имеют нормативное содержание. Приказы делятся на ненормативные и нормативные. В первом случае речь идет о правоприменительных актах, а во втором - о документах, посвященных наиболее важным вопросам исполнительных органов.

Стоит привести пример подзаконных нормативных актов, относящихся к № 44-ФЗ, Закону "О контрактной системе закупок". Это объемный федеральный закон, который дополняется множеством ведомственных актов. Статья 34 закона, в которой рассказывается про реализацию закупок, регулируется правительственным постановлением "Об определении размеров штрафов заказчиком". Статья 22 про планирование - Постановлением "Об определении цены контракта" и т. д.

Акты органов местного самоуправления

В главе 8 российской Конституции указывается возможность местных самоуправленческих органов управлять собственностью муниципального характера. Органы обладают правом на формирование, регистрацию и реализацию местного бюджета, на установку муниципальных налогов и сборов и на многие другие функции.

Во всех представленных случаях самоуправление обязано издавать нормативные или правоприменительные акты. Это могут быть, например:

  • акты законодательных инстанций;
  • распоряжения и постановления глав местного самоуправления;
  • акты сельских сходов или поселковых собраний и т. д.

Инстанции местного самоуправления обладают довольно обширными полномочиями в области благоустройства отдельной территории. Именно поэтому соответствующие подзаконные акты издаются ими довольно часто.

Региональные подзаконные акты

Итак, что же относится к подзаконным нормативным актам Российской Федерации? Здесь все довольно просто: это президентские, правительственные и министерские постановления. А какие существуют акты в российских регионах?

Управленческие, производственные, коммерческие, образовательные, научные и многие другие виды отношений регулируются специальными подзаконными актами. Принимаемые в регионах документы называют также локальными актами. Все они имеют определенное правовое значение, так как устанавливают правила внутреннего распорядка, закрепляют узкие группы общественных отношений и т. д. Простой пример локального подзаконного акта - решение коллегиального органа управления.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль .

Виды подзаконных актов:
  1. постановления Правительства РФ;
  2. приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
  3. решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);
  4. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);
  5. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
  6. локальные нормативные акты.

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8-90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в . Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат и поэтому не носят нормативного характера.

Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.

Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов - акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

Законы и подзаконные акты обладают ключевым значением в юридическом сопровождении жизни государства. Они обеспечивают регулирование общественных отношений, защиту интересов граждан.

Актуальность вопроса

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы и подзаконные акты, обладает своей спецификой. Эти документы тесно взаимосвязаны друг с другом и выполняют множество функций. Юридическое регулирование отношений постоянно изменяется под влиянием преобразований в российском обществе. Закон и подзаконные нормативные акты, его дополняющие, призваны оптимизировать происходящие перемены. Эта работа, в свою очередь, связана с разработкой и решением определенных теоретических и практических вопросов.

Определение

Что собой представляют подзаконные акты? Понятие имеет официальную трактовку. Она выглядит следующим образом.

Подзаконные нормативно-правовые акты - письменные официальные документы, которые принимаются уполномоченными субъектами, имеют властный и обязательный характер. Они регулируют общественные отношения. Подзаконные акты издаются на основании или в соответствии с законом и во исполнение его положений.

В качестве субъектов, которые могут утверждать их, выступают:


Подзаконные нормативные акты: виды

Классификация этих документов имеет особое практическое значение. Разграничение позволяет рационально и четко организовывать деятельность структур власти. Какие бывают подзаконные акты? Видыподзаконные акты виды имеют следующие:

  1. Локальные.
  2. Индивидуальные.
  3. Региональные.
  4. Федеральные.
  5. Местные.

В качестве классификационного критерия выступает юридическая природа. Она подразумевает силу, содержание, сферу действия, порядок оформления и принятия документов. В юридической науке подзаконные нормативно-правовые акты находятся на вторичной позиции. Как правило, они издаются на основании и во исполнение ФЗ. Они направлены на конкретизацию и воплощение законов в жизнь.

В России используются следующие подзаконные акты:

  1. Распоряжения и указы президента.
  2. Постановления правительства.
  3. Акты федеральных ведомств и министерств.
  4. Решения исполнительных органов.
  5. Постановления местных структур власти.
  6. Локальные документы.

Специфика документов

Подзаконные правовые акты принимаются на основе существующего принципа разделения власти. Кроме представительных органов, образующихся при прямом избрании населением своих представителей, в государстве существуют исполнительная и судебная системы. Первые в соответствии со своими полномочиями принимают законы. Исполнительные органы реализуют утвержденные на высшем уровне положения. Судебная власть рассматривает дела, основываясь на законах. Самостоятельность и независимость каждой ветви обуславливаются правом принимать собственные нормы. В юридической доктрине судебные органы могут утверждать документы однократного действия, которые адресованы конкретным лицам (решения, определения, приговоры и прочее). Исполнительные и представительные органы имеют возможность принимать подзаконные нормативные акты. В них присутствует значительная часть существующих юридических предписаний.

Распоряжения и указы главы государства

Эти подзаконные нормативные акты имеют давнюю историю. Указы оказывали влияние на развитие юридической системы страны на протяжении не одной сотни лет. В дореволюционный период в такой форме утверждалось Высочайшее повеление Императора. В советские годы указы издавались Президиумами ВС СССР и республик. Некоторые подзаконные акты передавались на утверждение на очередной сессии представительных органов.

В РФ, согласно Конституции, указы и распоряжения может издавать президент. Между этими документами существует различие. Указ обладает более значимым, широким действием. Распоряжение носит более частный, конкретный характер. Они обычно не считаются нормативными актами. Распоряжения принимаются по различным оперативным вопросам, связанным с государственным управлением. Они могут касаться создания рабочих комиссий, финансирования регионов из резервного фонда и так далее. Вместе с этим указы главы страны также не всегда выступают как подзаконные акты. Они могут приниматься по конкретным вопросам. Например, при назначении на должность либо освобождении от нее, присвоении звания и пр. В таких случаях Указы называют правоприменительными актами.

Отличительные черты указов

Нормативные документы, изданные президентом:

  1. Не могут противоречить действующим ФЗ.
  2. Обладают приоритетным значением относительно прочих подзаконных актов.
  3. Регулируют различные сферы жизни общества.
  4. Обладают общеобязательным характером.
  5. Включают в себя правовые нормы.

Исходя из полномочий президента, указы могут быть:

  1. В рамках собственной компетенции.
  2. На основе полномочий, переданных ему правительством.
  3. Подлежащими утверждению в Совете Федерации. К ним, например, относят указы о введении военного, чрезвычайного положений, представления о назначении судей Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного Судов, Генерального прокурора.

Правительственные постановления

Эти подзаконные акты издаются на основе и во исполнение конституционных положений, ФЗ, указов президента. Правительство может принимать Постановления и Распоряжения. Первые, как правило, всегда имеют нормативный характер. Реализация Постановлений осуществляется в рамках полномочий и предметов ведения государства и совместного его ведения с регионами РФ. Распоряжения обычно адресованы конкретному кругу исполнителей. Они выступают как правоприменительные акты.

Документы федеральных структур

Эти подзаконные акты подчинены постановлениям правительства и обладают чаще всего отраслевым назначением. В некоторых случаях в зависимости от межотраслевой, функциональной направленности ведомства или министерства эти документы могут адресоваться нескольким структурам и регулировать соответствующие отношения. Они издаются в форме инструкций и приказов. Последние могут быть нормативными или ненормативными. Первые касаются наиболее важных вопросов деятельности федеральных институтов исполнительной власти: их структуры, функций, задач. Ненормативные приказы выступают в качестве правоприменительных актов. Инструкциями регулируются ключевые аспекты служебной деятельности, а также функциональные обязанности определенных категорий работников. Эти документы отличаются нормативным содержанием.

Документы исполнительных органов субъектов РФ

Главы республик, которые входят в состав России, издают распоряжения и указы. Губернаторы, руководители администраций в автономных округах и областях, краях, городах федерального значения, правительства регионов (если такие существуют) утверждают распоряжения и постановления в рамках своих полномочий. Региональные министерства, департаменты, ведомства и прочие исполнительные институты власти обладают правом издавать приказы и инструкции. Эти документы утверждаются на основании полномочий каждой структуры согласно конституционным положениям и ФЗ, уставам и законам субъектов РФ. Они обладают локальным действием. Их положения распространяются только на территории соответствующего субъекта страны. Указанные акты могут являться как правоприменительными, так и нормативными.

Документы местных органов

Согласно Конституции, территориальные структуры самостоятельно осуществляют управление муниципальной собственностью, составляют, утверждают и исполняют статьи местного бюджета, определяют налоги и сборы в пределах МО, обеспечивают охрану общественного правопорядка и решают прочие вопросы, касающиеся самоуправления. В рамках своих полномочий местные органы могут издавать:

  1. Распоряжения и постановления глав территориальных институтов власти.
  2. Акты сельских и поселковых собраний (сходов).
  3. Документы представительных органов.

Эти акты также могут обладать правоприменительным или нормативным характером.

Локальные документы

К ним относят акты, которые издаются в учреждениях и организациях. Локальные документы призваны регулировать учебные, научные, производственные, коммерческие, управленческие и прочие отношения, касающиеся назначения конкретного предприятия. В каждой организации или учреждении существует собственный устав, положение либо другой документ учредительного характера, правила внутренней дисциплины и так далее. Действие этих актов обладает правовым значением. В этой связи все эти документы подлежат регистрации либо утверждению в государственных органах. Локальными нормативно-правовыми актами, например, являются:


Заключение

Подзаконные правовые акты представляют собой внутренне согласованную специфическую структуру, выступающую частью юридической системы государства. Реализация этих документов является элементом общего механизма воплощения конституционных положений в жизнь. Вместе с этим система подзаконных актов обладает своими специфическими признаками, которые отличают ее от остальных правовых инструментов. Реализация документов представлена в виде многоуровневого процесса, в рамках которого обеспечивается надлежащее поведение соответствующих субъектов. Эта процедура проводится с использованием особых юридических методов и средств. Наличие в юридической системе законов и подзаконных актов обеспечивает максимально эффективное регулирование сложных и динамически развивающихся общественных отношений.

Подзаконный акт - это нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы.

Признаки подзаконного акта:

Закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции;

Зависимость подзаконных нормативных правовых актов от законов;

В данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи их воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и др.;

Им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности;

Нормы подзаконных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов;

Подзаконным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.

Классификация подзаконных актов (по издавшему органу):

а) общие акты, действующие на всей территории Российской Федерации и в отношении всех граждан Российской Федерации и иных лиц, находящихся на территории Российской Федерации:

Акты Президента Российская Федерация (указы и распоряжения);

Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации (постановления Государственной Думы и Совета Федерации);

Акты Правительства Российская Федерация (постановления, распоряжения);

Акты федеральных министерств и ведомств (приказы, директивы, распоряжения).

б) региональные акты - акты органов государственной власти субъектов Российская Федерация, которые распространяют свое действие только на территорию и население соответствующего субъекта Российской Федерации (постановления губернатора, постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приказы министерств и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

в) местные акты - акты органов местного самоуправления, действующие исключительно на территории конкретного муниципального образования (постановления и иные решения глав, глав администраций и представительных органов муниципальных образований);

г) локальные акты - акты различных акты организаций, которые действуют в только пределах этих организаций и распространяются на их работников (приказы руководителя организации, решения общего собрания акционеров акционерных обществ, участников ООО, решения совета директоров и др.).

57. Действие права

Существуют пределы действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. В некоторых работах отмечается также определение пределов действия по предмету.

1) Действие норм права во времени.

Характеризуется двумя моментами: вступлением нормативно-правового акта в силу и утратой юридической силы. Вступление в силу связано с решением о принятии нормативно-правового акта. Но этот способ, применяемый к подзаконным нормативно-правовым актам, не может использоваться широко, так как в большинстве случаев вступление в силу отдалено от принятия и связано с моментом его опубликования. В самом нормативно-правовом акте может предусматриваться дата его вступления в силу. Если не указано иное, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования, указы Президента и распоряжения Правительства – по истечению 7 дней. В отношении некоторых нормативно-правовых актов нужно различать вступление его в силу и введение его в действие. Вступление акта в силу – это официально зарегистрированное волеизъявление на установление (или модификацию) юридических норм, предусмотренных данным актом, введение в действие - начало возникновения (изменения, прекращения) правоотношений, предусмотренных данным актом.

Нормативно-правовой акт может вступать в силу с момента подписания, с момента принятия, с момента опубликования, с возникновением определённых обстоятельств (чрезвычайное происшествие, война и др.), с даты регистрации.

Утрата юридической силы: истечение срока действия, если акт был принят на определённый срок; прямая отмена нормативно-правового акта с указанием об этом во вновь принятом нормативно-правовом акте (хороший стиль законотворчества); фактическая отмена нормативно-правового акта, когда применяется новый акт, а старый применяется в непротиворечащей части или не применяется вовсе.

2) Действие норм права в пространстве.

Связано с идеей о государственном суверенитете. Согласно этому принципу законы и другие нормативные правовые акты действуют на территории государства безраздельно и исключительно. Государственная территория – пространство, на которое распространяется политическое и правовое верховенство государства: сухопутная территория и внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство (столб высотой до 110 км), недра, посольства, космические и морские корабли, авиация. Кроме того, есть нормы, действующие на определённых территориях государства (при чрезвычайном положении в части государства; нормы субъектов федерации, муниципальных образований, локальные нормы права).

3) Действие по кругу лиц означает, что нормативно-правовые акты распространяются на всех, кто признан субъектом права на данной территории. Различают общих и специальных (например, военные) субъектов. Национальные нормативно-правовые акты страны пребывания не распространяются на лиц с дипломатическим иммунитетом.

4) Действие по предмету определяется тем, на какой предмет – круг общественных отношений – распространяются нормы, содержащиеся в данном законе, и к какой разновидности они относятся – общим, отраслевым, специальным. Общие законы – такие нормативно-правовые акты, которые содержат наиболее общие нормы, имеющие в основном межотраслевое значение и близкие к правовым принципам (конституции и т.п.).