Что такое существенные условия договора. Какие условия договора называются существенными по ГК РФ? Понятие и виды договорных условий

Каким требованиям должны соответствовать Участники государственных закупок? И есть ли разница в терминах Поставщик государственных закупок, Исполнитель, Подрядчик закупки? Ответы на эти вопросы читайте в статье.

Итак, вы решили попробовать свои силы в государственных закупках и непременно выиграть нужные вам тендеры? Вы уже видите себя в роли поставщика государственных закупок? Отлично, это замечательная цель! Но, чтобы ее достичь, вам недостаточно будет просто принять участие в закупке. Очень желательно разобраться во всех понятиях и терминах процесса государственных закупок. Давайте с терминов и начнем.

1. Участники государственных закупок – кто это?

Государственные закупки как процесс всегда осуществляются между двумя сторонами. Эти стороны определены Федеральным законом 44-ФЗ. Согласно закону, на одной стороне закупки выступает Заказчик (государственный или муниципальный орган), а на другой стороне - Участник закупки. Да и если говорить глобально, то вообще весь процесс государственной закупки направлен именно на то, чтобы Заказчик определил претендентов на звание «Участник закупки» и, в конце концов, выбрал из этих претендентов победителя. Так кто же может выступать в роли Участника закупки? Обратимся к закону.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ Участник закупки - это практически любое юридическое лицо. И для Заказчика чаще всего не имеет значения его организационно-правовая форма, форма собственности, место нахождения, и даже место происхождения капитала.

Но слово «практически» употреблено не случайно! Закон ограничивает возможность участия в государственных закупках для оффшорных юридических лиц. Обычно, оффшорные компании не предоставляют налоговые, бухгалтерские и другие отчеты государственным органам и, к тому же, имеют возможность не раскрывать информацию о своих владельцах. Разумеется, такой оффшорный участник закупки может создать определенные проблемы для государства, а потому подобные юрлица и выведены из государственных закупок.

Делаем вывод, что участник закупки это любое юридическое лицо за исключением оффшорной компании. Кстати, участник закупки это не обязательно и не только юридическое лицо. Например, той же статьей 4 Федерального закона 44-ФЗ предоставлена возможность и физическому лицу стать участником государственных закупок. Для этого даже не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, если вы планируете участвовать в торгах неоднократно, то зарегистрировать ИП все-таки придется.

2. Разница в терминах Поставщик государственных закупок, Исполнитель, Подрядчик закупки

В Федеральном законе о контрактной системе дано определение только термину «Участник закупки», однако в жизни вы наверняка встречали и другие определения участника. Например, Поставщик, подрядчик закупки или исполнитель. Есть ли разница? И если она есть, то в чем заключается?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно иметь самое поверхностное представление о гражданском законодательстве России. И все дело в том, что, и поставщик, и подрядчик закупки, и исполнитель, по своей сути, являются синонимами для одной стороны договора на выполнение работ либо оказание услуг. В договоре на оказание услуг обычно используется термин «Исполнитель», при выполнении работ традиционно используют термин «Подрядчик закупки». Термин же «Поставщик» часто употребляется в договорах на поставку товаров. Как видим, несмотря на разную терминологию, все эти термины обозначают одну и ту же сторону договора – ту, что будет исполнять этот договор. А так как государственные закупки в нашей стране проводятся и на выполнение работ, и на оказание услуг, и на поставку товаров, то это значит, что Участник закупки может быть и Подрядчиком, и Исполнителем, и Поставщиком. Как вам ближе и удобнее, так себя и называйте.

Чтобы полностью раскрыть вопрос с терминологией, замечу, что в Законе о Контрактной системе также используются такие термины как (подрядчик, исполнитель) и Субподрядчик. Согласно закону поставщики участвуют в конкурсах и аукционах Заказчика для того, чтобы заключить государственный контракт. Однако, Единственный поставщик подписывает государственный контракт, не соревнуясь предварительно в торгах. Такие закупки проходят без проведения конкурсов, потому что Заказчик уже заранее знает, с кем он будет свой контракт заключать.

Поиск Субподрядчика обычно имеет место, когда проводятся закупки на выполнение каких-либо строительных работ. Специфика строительного законодательства такова, что будущий Подрядчик закупки должен предоставить свидетельство о допуске к таким работам. Однако не каждый Подрядчик закупки может иметь подобный разрешительный документ. Либо, свидетельство имеется, но конкретные необходимые работы там не указаны. Тогда Подрядчик закупки ищет того, кто может для него такие работы выполнить, то есть Субподрядчика. И заключает с ним договор субподряда. Получается, что Подрядчик закупки выигрывает торги и заключает договор с Заказчиком. А Субподрядчик контракт с Заказчиком не заключает, а работает через того Подрядчика закупки, который такой контракт с Заказчиком уже выиграл и подписал.

Как вы видите, закон о контрактной системе имеет четкое определение понятия «Участник закупки». А на практике уже дополнительно сложились такие синонимы участника закупки, как Поставщик, Исполнитель и Подрядчик закупки.

Тема статьи напрямую связана с таким явлением в госзакупках, как закупка у единственного поставщика. Стоит обратить внимание на то, что данный вид закупок очень и очень популярен среди заказчиков, так как сама по себе процедура закупки фактически отсутствует, заказчик заключает контракт с поставщиком напрямую без проведения процедуры отбора. Поставщику не стоит игнорировать данный способ закупки, необходимо внимательно разобраться во всех особенностях и нюансах, чтобы обойти конкурентов и получить статус «единственный поставщик» у некоторых из заказчиков. Но и в такой процедуре, как закупка у единственного поставщика есть свои особенности, которые мы с Вами подробно разберем в данной статье.

1. Понятие «единственный поставщик»

Прежде, чем мы с Вами начнем разбираться в особенностях процедуры, которая называется «закупка у единственного поставщика», мы с вами определимся с терминологией и разберем, кто такой единственный поставщик.

Единственный поставщик — это исполнитель контракта, который выбирается заказчиком без проведения процедуры закупки. Таким образом, единственный поставщик это исполнитель контракта, который по мнению заказчика в состоянии исполнить контракт с необходимым качеством, в нужные сроки.

Надеюсь Вы уловили суть, единственный поставщик это поставщик, в котором заказчик полностью уверен и которому заказчик предоставляет право исполнить контракт без проведения формальных процедур и конкурентного отбора среди потенциальных поставщиков. Но это не означает, что процедура «закупка у единственного поставщика» не формализована совсем. Рассмотрим, что понимается под данным понятием.

2. Понятие «закупка у единственного поставщика»

Закупка у единственного поставщика — это способ определения поставщика, на исполнение контракта, который не подразумевает проведение формализованного конкурентного отбора.

По своей сути закупка у единственного поставщика это исключение из контрактной системы, которая является неконкретной. По задумке законодателей контрактной системы добавлен данный способ закупки на всякий «пожарный» случай и данная закупка не должна использоваться заказчиками без особой нужды, но как показывает практика закупка у единственного поставщика один из самых популярных способов определения исполнителя контракта и занимает второе место среди всех закупок по 44-ФЗ, а по 223-ФЗ первое место. По статистике за 2015 по 44-ФЗ доля закупок у ЕП занимает 21 процент, а в рамках 223-ФЗ 46 процентов.

Другими словами, в корпоративных закупках, проводимых в рамках 223-ФЗ Вы, как поставщик игнорируете почти половину всех закупок, которые уходят единственному поставщику, в рамках 44-фз таких закупок меньше, но совершенно точно одно игнорировать подобные закупки поставщику не стоит. Необходимо задать вопрос «как можно начать получать подобные контракты и получить статус «единственный поставщик» у заказчиков?

3. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

Рассмотрим особенности закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ (статья 93).

Заключать прямой контракт с ЕП по 44-ФЗ заказчик может только в строго определенных случаях. Такие случаи прописаны с статье 93 44-ФЗ, ознакомится с которыми Вы можете самостоятельно. Отдельного внимания заслуживают несколько случаев, такие как:
— закупки, которые признаны несостоявшимися. В случае, если заказчик проводил закупку через другие процедуры (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и т.д.) и не было подано ни одной заявки, в этом случае заказчик может заключать контракт напрямую через процедуру «закупка у единственного поставщика
— закупки на сумму не более 100 тысяч рублей. Годовой объем подобный закупок у ЕП не должен быть более двух миллионов рублей (или не более пяти процентов годового объема закупок заказчика и при этом не более пятидесяти миллионов рублей).

4. В каких случаях заключение контракта с единственным поставщиком согласовывается с контрольным органом?

Обычно решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает без согласования с контрольным органом. Но имеют место и исключения в подобной практике.

Случай №1: Закрытая процедура признана заказчиком несостоявшейся. В этой ситуации заказчик принимает решение о подписании контракта с ЕП. Такое решение заказчик должен согласовать с уполномоченным органом.

Несостоявшейся закупка признается в случаях, когда подана заявка только от одного поставщика или заявок подано несколько, но допущена только одна заявка.

Случай №2: Запрос котировок, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, 2-х этапный конкурс, повторный конкурс или электронный аукцион признан несостоявшимся. Исключение: случаи в соответствии 44-ФЗ статья 15 часть 4,5, статья 71 части 1-3.1, статья 79 части 1,3.

Примечание: Цена контракта не должна превышать НМЦК, контракт заключается на условиях, обозначенных в закупочной документации и на основании поданного предложения поставщика. Заказчик, после подписания протоколов и признании процедуры несостоявшейся в течении десяти дней, направляет обращение о согласовании в уполномоченный орган. Далее, не позднее десяти рабочих дней уполномоченный орган согласовывает заключение данного контракта с ЕП. При этом, срок заключения контракта между заказчиком и единственным поставщиком не должен превышать двадцать дней с даты получения согласования уполномоченного органа.

5. Уведомление о подписании контракта с ЕП

В некоторых случаях заказчик заключает контракт с ЕП после уведомления контролирующего органа. Рассмотрим эти случаи.

Случай №1. Закупка работ или услуг у исполнителя, которым может быть только орган исполнительной власти обладающий соответствующими полномочиями или подведомственным унитарным предприятием или учреждением.

Случай №2. Закупка товаров, работ или услуг необходимых для ликвидации последствий аварии, иных ЧП природного или техногенного характера, либо для оказания неотложной медицинской помощи. Но есть одна оговорка: при условии, если указанные ТРУ не включены в перечень утвержденный Правительством РФ необходимых для оказания гуманитарной помощи или ликвидации ЧС, при этом применение других способов закупок нецелесообразно из-за больших временных затрат.

Случай №3. Запрос предложений предметом контракта которого является оказание услуг по лечению гражданина РФ за пределами РФ иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами РФ признан заказчиком федеральным органом исполнительной власти несостоявшимся. В этом случае заказчик уведомляет контролирующий орган не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта, направляя при этом копию подписанного контракта с обеих сторон и обоснованием заключения контракта.

6. Приемущества и недостатки закупки у ЕП

Преимущества закупки у ЕП

  • минимальные временные на заключение контракта
  • проверенный поставщик, в котором уверен заказчик
  • отсутствие риска сорвать процедуру закупки и как следствие не заключить вовремя контракт

Отрицательные стороны закупки у ЕП

  • повышенное внимание и контроль со стороны уполномоченных контролирующих органов
  • отсутствие конкуренции и как следствие невысокая экономия средств
  • контракты доступны только «своим» поставщикам

7. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Теперь мы с Вами разберем особенности закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ. В этом случае требования более мягкие, чем в 44-ФЗ и как следствие закупок у ЕП в рамках 223-ФЗ намного больше.

Заказчик сам может направить поставщику предложение заключить контракт, поставщик принять это предложение. Или наоборот, поставщик может направить предложение заключить контракт, а заказчик принять это предложение принять не рассматривая другие предложения, тем самым заключить контракт с единственным поставщиком.

В соответствии со статьей 2 223-ФЗ поставщик самостоятельно в своем положение регламентирует закупку у ЕП. Кроме этого заказчик имеет право не размещать в ЕИС закупки выше 100 000 рублей, а в случае если годовая выручка заказчика не выше 5 миллиардов рублей, то заказчик также вправе не размещать информацию о закупках свыше 500 000 рублей. В случае, если закупка превышает указанные лимиты, то заказчик размещает информацию о таких контрактах в ЕИС (Единой информационной системе).

8. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: распространенные случаи

Рассмотрим самые востребованные случаи закупки у ЕП:

  • невысокая стоимость ТРУ
  • ТРУ имеются только у конкретного поставщика
  • закупка проводилась ранее, но не было подано ни одной заявки (не состоялась)
  • сжатые сроки для заключения контракта (авария, катастрофа и т.д.)
  • поставщик обладатель исключительных прав в отношении поставляемой продукции

9. Как получить статус «Единственный поставщик»?

В заключение мы с Вами подошли к главному вопросу, который задают себе поставщики. Если с единственным поставщиком заключаются такое огромное количество контрактов, конкуренция практически нулевая, как получить возможность также получать контракты напрямую от заказчика?

Я дам несколько практических советов и рекомендаций, которые помогут Вам начать получать дополнительные контракты без участия в конкурентных процедурах. Прежде всего нужно понять, что игнорирование закупок «напрямую» это существенная ошибка. Причем ошибка, которую допускают очень многие начинающие компании, которые пытаются выходить на рынок госзаказа.

Во первых, обязательно анализируйте закупки заказчиков. Что закупают заказчики на данный момент, что закупали ранее, но самое главное анализируйте что заказчики будут закупать в будущем. Анализируйте планы-графики заказчиков, в которых они планируют свою закупочную деятельность. Если Вы видите, что в плане-графике заказчик указал, что в скором времени планируется закупка у единственного поставщика, то может быть целесообразно заявить о себе и выслать коммерческое предложение, которые будет более выгодным по цене, чем у конкурентов? В любом случае Вы ничего не теряете, а приобрести можете многое.

Во вторых, анализируйте закупки заказчиков на регулярной основе. Это отдельное поле деятельности, которое требует особого внимания. Используйте профессиональные инструменты, для анализа план-графиков заказчиков (например IST-Budget)

В третьих, не игнорируйте не большие контракты у единственного поставщика. Помните, что если Вы начнете сотрудничество с небольшого контракта и зарекомендуете себя с положительной стороны, то в будущем есть очень большой шанс, что на крупный контракт заказчик привлечет именно Вашу фирму, с которой уже есть положительный опыт сотрудничества.

В четвертых , привлекайте руководство компании для проведения предварительных переговоров и согласований. Закупка у единственного поставщика это отличный информационный повод заявить о Вашей компании и товарах, работах услугах, которые Вы можете предложить заказчику.

Помните, статус «единственный поставщик» может открыть для Вас дополнительные перспективы в плане получения новых контрактов.

Контрактная система госзакупок, великая и ужасная, за пару лет своего существования начала становиться более-менее привычным явлением в деловой жизни страны. Про нее так или иначе знают почти все бизнесмены, да и работали с ней уже многие предприятия - как крупные гиганты, лидеры своих рынков, так и небольшие компании, которые производят и продают самые разные товары.

Одним из способов осуществления государственных закупок - и, пожалуй, самым простым способом, - является закупка у единственного поставщика. Давайте разберемся, что же это такое?

Что такое закупка у единственного поставщика?

Название говорит само за себя: такой вид закупки предполагает, что купить товар или услугу для государственных нужд можно напрямую у одного конкретного контрагента, без проведения аукционов или запросов котировок в нескольких конкурирующих компаниях. Бюджетная организация выбирает подходящую компанию - и заключает с ней договор напрямую. Конечно, это будет не простой договор купли-продажи, а специальная процедура, регулируемая ст. 93 . Но она все равно проще аукционов и конкурсов. Плюсы такой закупки - это меньшие сроки проведения (в отличие от полноценных аукционов), упрощенные процедуры, экономия ресурсов и возможность заключить контракт с проверенной компанией, а не той, которая просто предложит лучшую цену. Минусы - отсутствие конкуренции и, как следствие, невозможность снизить цены и, конечно, поле для злоупотреблений и привлечении к госзакупкам «своих» поставщиков.

Когда возможна закупка у единственного поставщика?

Закон «О контрактной системе» жестко устанавливает закрытый перечень случаев, когда такой вариант госконтракта в принципе возможен. И возможен он при соблюдении двух критериев - это, во-первых, сумма контракта, и во-вторых, совпадение вида поставки с одним из перечисленных в ст. 93 фз 44 случаев. С суммой контракта все просто. Она не должна превышать 100 000 рублей - это максимальный допустимый по объем закупок у одного контрагента. Таким образом, мы видим, что закупки у единственного поставщика допускаются для относительно небольших поставок. Важное дополнение: общий объем таких контрактов у организации-покупателя не может быть больше 2 миллионов рублей или 5% от годового объема закупок, составляя при этом не более 50 миллионов руб. Теперь разберемся с перечнем случаев, когда вообще такой контракт допускается. Этот перечень, повторим, закрытый - а значит все, что в него не включено, не может быть закуплено у единственного поставщика. Этот список состоит из 43 пунктов, но для удобства ознакомления мы можем его логически разбить на несколько категорий: 1. Случаи, когда предварительно проводились конкурентные процедуры (конкурс, аукцион, запрос котировок и т.п.), и они по каким-то (а точнее, вполне определенным на законодательном уровне) причинам признаны несостоявшимися. В этом случае процедура закупки у единственного поставщика имеет ряд нюансов, отличающих ее об общего порядка. В частности, в таких случаях контракт с единственным поставщиком должен быть заключен только на условиях, указанных в конкурсной заявке того самого несостоявшегося конкурса, и цена не может быть выше начальной цены конкурса. Также заказчику не нужно размещать уведомление на официальном сайте госзакупок, уведомлять контролирующий орган. Есть еще ряд аспектов, которые применяются в таких ситуациях - подробнее рекомендуем изучить пункты 24 и 25, а также части 2 - 4 статьи 93 и часть 5 статьи 104 Закона № 44-ФЗ. 2. Закупки, связанные с определенной сферой деятельности. Вот некоторые примеры, когда такие закупки можно делать именно у единственного поставщика:
  • закупка услуг по управлению многоквартирным домом;
  • приобретение нежилых помещений для государственных нужд;
  • закупки товаров, работ или услуг учреждениями культуры (предельная сумма дополнительно оговорена - в этом случае объем закупок 44 ФЗ ограничивает в размере 400 000 рублей в год);
  • проведение фестивалей, концертов и других культурных событий на основе приглашений;
  • закупка товаров при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также лекарств на сумму до 200 000 рублей;
  • покупка военной техники, аналогов которой в России не производят;
  • покупка товаров у естественных монополий.
Это далеко не полный список случаев, когда контрагентом может выступать единственный поставщик - 44 ФЗ приводит их полностью, все сорок три, в пункте 1 статьи 93.

Какова процедура закупки у единственного поставщика?

Шаг первый.

На этом шаге необходимо:
  • Организовать проведение закупки: утвердить состав закупки, сроки, цены, разработать проект и издать соответствующий приказ.
  • Выбрать поставщика. Сделать это можно самостоятельно, но с обязательным учетом требований статьи 31 - именно в ней устанавливает требования к тому, каким должен быть единственный поставщик.
  • Согласовать контракт. Согласование в данном случае имеет вполне определенный порядок. Он, как и всё, что связано со сферой госзаказа, также утвержден правовым актом. С мая 2015 года это - Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189.

Шаг второй.

Подготовка необходимых документов: проекта контракта с единственным поставщиком, отчета с обоснованием такой закупки. После этого необходимо разместить извещение о проведении закупки на официальном сайте.

Шаг третий.

Заключение контракта. В определенных случаях помимо подписания контракта требуется проверка обеспечения, предоставленного единственным поставщиком. В обязательном порядке она нужна, если закупка производится по итогам признания несостоявшимся конкурса или аукциона. Также требование обеспечения исполнения контракта может быть установлено в проекте контракта.

Шаг четвертый.

Уведомление контролирующего органа - ФАС России. Такое уведомление нужно делать не всегда, а лишь в некоторых случаях. Его можно делать в произвольной форме, но обязательно письменно (на бумаге - это важно!) и с учетом обязательных элементов, как-то: сведения о заказчике и поставщике, основания заключения контракта и сведения о нем.

Надежность поставщика является важной компонентой успеха и устойчивости компании. Особенно в кризис. Мы определим принципы формирования портфеля поставщиков, проанализируем роль поставщиков в нашем производстве, сформируем требования к поставщику, обсудим некоторые антикризисные меры.

Чтобы грамотно управлять закупками, нам необходимо ответить на 4 вопроса:

  1. что мы покупаем,
  2. где мы покупаем,
  3. у кого и на каких условиях,
  4. как мы будем покупать в будущем.

Для создания качественного продукта требуется не только выбор и оценка поставщика, но и управление поставщиками. Управление поставщиками — это создание портфеля поставщиков и управление им.

Фазы развития рынка и принципы взаимодействия с поставщиком.

На ранних стадиях рынка от снабжения требовалось только одно — постоянное наличие необходимого товара. Позднее стали требовать минимальную цену. Потом пришла пора качества и дополнительного сервиса. Относительно недавно многие рынки, в частности, рынок электротехнической продукции, вошли в такую фазу развития, которая требует создания конкурентных преимуществ совместно с поставщиками. То есть сейчас мы говорим о реальном партнерстве.

Высшей формой партнерства является форма, при которой цепочка поставок от трех до четырех компаний является единой системой логистики — вертикальная интеграция. К сожалению, не могу привести конкретный пример в российском бизнесе. Таким примером может быть, предположим, интеграция компании-разработчика, производителя электро-установочных изделий, производителя трансформаторов, испытательной лаборатории и инжиниринговой компании. Или такая цепочка: производитель кабельной продукции — производитель электро-установочных изделий — производитель светотехнической продукции. В другой области это может быть такая цепочка: производитель волокна — производитель ткани — производитель одежды — розничная сеть магазинов одежды.

Такая форма партнерства позволит реально повысить конкурентоспособность всех предприятий в цепи создания ценности. Например, единственным преимуществом местных производителей перед импортом является способность производить больше того, что продается, по более низкой цене, быстрее импортеров и перестать делать то, что не продается. В таком объединении можно обмениваться информацией по вопросам продаж и планов производства с целью уменьшения складских запасов и сокращения времени на освоение новой продукции, реально сокращать время выполнения заказов клиентов и др.

Для определения собственной стратегии в отношении поставщиков необходимо выполнить несколько этапов работ. Давайте разберем один конкретный пример.

Мы уже рассказывали о компании, в которой начали изменения с реорганизации внутренних поставок и складирования. Вторым шагом было создание портфеля поставщиков и разработки стратегии управления снабжением.

Шаг 1. Анализ номенклатуры закупаемой продукции.

Для начала провели анализ номенклатуры закупаемых материалов и разделили их по следующим категориям:

  1. Некритические для производства/продаж — те материалы, которые можно легко заменить аналогами и отсутствие которых не приведет к остановке производства или потере клиентов;
  2. Основные материалы для производства/продаж. К ним, в том числе, относятся и расходные материалы для оборудования;
  3. Проблемные материалы — это материалы из категории основных, которые сложны в закупке, транспортировке, хранении, обработке (например, дефицитные, скоропортящиеся, опасные, требующие особых условий транспортировки и хранения и т.д.);
  4. Стратегические материалы — те наиболее значимые высокорентабельные материалы, которые сейчас и в будущем будут основными, и из них будет изготавливаться основной продукт, который в настоящий момент находится в разработке.

Шаг 2. Определение роли поставщика в процессе производства.

Рисунок 1. Зависимость роли поставщика от роли материалов

Шаг 3. Определение характеристик хорошего поставщика по разным категориям.

Потом определили, каким основным требованиям должен соответствовать тот или иной тип поставщика:

Обычный поставщик

Некритических материалов оказалось достаточно много наименований. Частота поставок была разной: и однократная, и регулярная, и периодическая. На них приходилось порядка 40% операций по оформлению и приемке заказов. Поэтому приняты были следующие требования к поставщикам:

  1. удобство работы с ним: минимальное плечо поставки (от момента заказа до прихода товара), обязательная доставка силами поставщика по согласованному графику, удобная комплектация, при многократных поставках в месяц оформление единым счетом и пакетом документов и др.
  2. стандартное качество и низкие цены
  3. целесообразное сотрудничество по договорным обязательствам.

При этом оптимальным количеством поставщиков по одному виду товара выбрали 2 поставщиков с разделением объема закупок между ними 50:50. Для подстраховки менеджер по закупкам должен будет периодически проводить мониторинг рынка и иметь еще 2 страховочных поставщиков на случай необходимости «перехвата» товара.

В кризисной ситуации некритические материалы становятся первым претендентом на снижение затрат по ним. Тщательно проанализируйте всю номенклатуру и определите, от каких товаров можно отказаться, а какие можно заменить более дешевыми аналогами, по каким товарам можно снизить требование по качеству.

Квалифицированный поставщик

Основные материалы — наиболее затратная часть. Частота поставок, в большинстве случаев, регулярная. Любая задержка в поставке материалов или некачественная комплектация может обернуться остановкой производства. Для компенсации этого приходится держать очень большие страховочные запасы, что серьезно увеличивает затраты. Материалы со скрытыми дефектами, попадая в производство, приводят к дефектам готовой продукции и рекламациям клиентов. Поэтому были приняты следующие требования к поставщикам основных материалов:

  1. Надежное снабжение: строгое соблюдение оговоренных сроков, точность комплектации, резервирование материалов на складе поставщика, доставка силами поставщика
  2. Стабильное качество продукции, кроме того, поставщик берет на себя функции проверки качества выпускаемой продукции и гарантирует проверку качества
  3. Обязательная отсрочка платежа. При этом идеальным сроком посчитали наличие инвестиционного ресурса в 7 дней (т.е. с момента, когда сырье уже в виде готовой продукции отгружено клиенту и за него получены деньги, до момента оплаты кредиторской задолженности остается 7 дней).

При этом определили, что количество поставщиков по одному виду продукции будет также 2 (в некоторых случаях 3) с распределением объема закупок между ними 70:30, т.е. один основной поставщик, другой запасной. Здесь мониторинг рынка должен проводиться постоянно, но основной акцент делается на развитии партнерских отношений с выбранными поставщиками. И поэтому крайне важно серьезно отнестись к оценке поставщика при его выборе. Замена поставщика может обойтись компании очень дорого.

В кризисной ситуации нацельтесь… на будущее. Оцените все имеющиеся у вас ресурсы: клиенты, поставщики, склад, товары, технологии, оборудование, персонал и т.д.. Проведите анализ изменений на рынке и составьте свой прогноз развития ситуации на вашем рынке, на рынке поставщиков и для вас. Вам необходимо определить, что у вас есть уникального и что из имеющегося вам потребуется в будущем. Необходимо избавиться от всего, что вам не нужно, даже если когда-то вы за это заплатили дорого. При отсутствии в компании инвестиционного ресурса оставьте только тот минимум материалов, которые крайне важны для выживания и нужны клиентам.

Надежный поставщик

Проблемных материалов оказалось не так много. Но риски и затраты по ним были очень высокие. Среди них оказались также и товары, которые приходилось закупать в большом объеме в Китае из-за периодически возникающего дефицита на российском рынке, долго ждать поставки и долго хранить. На проблемные материалы приходилось 24% затрат и 18% времени простоя производства.

После анализа всех видов проблем решили, что поставщики проблемных материалов должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Готовность проводить совместные программы по оптимизации поставок: менять нормы отгрузки, качество упаковки, частоту поставок, заботиться о повышении сохранности продукции, безопасности транспортировки, хранения, обработки.
  2. Совместное фокусирование на создании стоимости, в том числе способность и готовность поставщика взять часть процесса обработки на свое производство, а также проводить обучение рабочих и операторов грамотной работе с сырьем, оказывать технологическое консультирование и поддержку.
  3. Близость поставщика. Для удаленных поставщиков — наличие каналов распределения или региональных складов, близких к нашему производству; или предоставление такого срока кредита, пусть и в несколько траншей, который будет погашаться, как минимум, в момент обработки закупленного сырья.
  4. Долгосрочные договоры.

Почти по всем проблемным материалам решено было выбрать по одному поставщику, который проявлял ранее не только партнерские намерения, но и готовность к интеграции. Это — предпочтительный поставщик. Совместные программы требуют много времени и сил обеих сторон. И здесь не подходят оппортунистические отношения и давление на поставщика. На случай форс-мажорных обстоятельств рынок регулярно должен просматриваться на предмет наличия страховочного поставщика для однократного приобретения разового объема.

Что делать с кредиторской задолженностью при низкой платежеспособности? Сместите все задержки оплат на товары, не приносящие ни прибыли, ни денег в оборот. Платите вовремя только за товары наибольшей значимости, отобранные из категории основных, проблемных и стратегических материалов. Не расплачивайтесь сразу с теми поставщиками, которых вы заменили или вывели из ассортиментной линейки. Платите тем поставщикам, без которых нельзя обойтись и которые продемонстрировали свою устойчивость и лояльность.

Стратегический поставщик

Стратегические материалы — это те материалы, доля участия которых в создании стоимости достаточно высока сейчас и в будущих ключевых, высокорентабельных продуктах; они имеют определенную долю затрат в общих издержках, высокое участие в создании прибыли. Таких материалов оказалось около 12% из всей номенклатуры. После тщательного анализа всех проблемных ситуаций с такими материалами, а также планов развития/разработки новой продукции и программ снабжения, определили следующие требования к стратегическому поставщику:

  1. Готовность к системной интеграции и согласованной предпринимательской политике на основе уже имеющейся на предприятии технологии
  2. Оптимальная организация собственного производства благодаря наличию хорошего взаимодействия со своими субпоставщиками
  3. Наличие достаточных средств для осуществления научно-исследовательских и конструкторских работ, нацеленность на инновации
  4. Готовность принять на свою ответственность рыночные риски.

После анализа рынка снабжения стало понятно, что фактически ни один поставщик не соответствует данным требованиям. Было принято решение выбрать по одному наиболее близкому к данному портрету поставщику для дальнейшего его развития и кооперации. На этого поставщика перевести 70% объема закупаемой продукции, а 30% оставить на квалифицированном поставщике. В дальнейшем переводить на него весь объем, но только тогда, когда компания будет абсолютно уверена в высокой степени надежности и партнерства.

В кризис вы можете увидеть, насколько грамотно была определена стратегия снабжения, и тщательно ли осуществлялся выбор поставщика в предыдущий период. Именно по работе существующих поставщиков проблемных и стратегических материалов будет видно качество вашего процесса выбора поставщика и управления поставщиками. И именно сейчас особенно много и тщательно надо работать над изменением системы бизнеса. Предыдущие методы были ориентированы на рост. Теперь ситуация изменилась принципиально и требуются новые, качественные, малобюджетные формы взаимоотношений, другие процессы и технологии. Необходимо выстраивать систему, которая позволит выстоять бизнесу сейчас и станет базой для будущего роста. Не стоит ждать весны и тихо поглядывать, что же будет происходить, или думать, что кризис вас мало коснется. Уже сейчас требуются быстрые, решительные и методичные действия, которые не заканчиваются только секвестированием бюджета.

Шаг 4. Анализ портфеля поставщиков и оценка.

После определения портретов хорошего поставщика в зависимости от его роли был проведен тщательный анализ всех имеющихся поставщиков для выбора основных поставщиков с целью оптимизации всего портфеля. Весь список используемых поставщиков состоял из 211 компаний. При этом только 98 из них использовались достаточно постоянно, и только к 56 не возникало серьезных претензий по работе. Распределение объемов закупок между поставщиками было случайным, долгосрочных контрактов подписано не было, оценка работы поставщиков не велась, за исключением фиксации рекламаций. По некоторым материалам претензии были ко всем поставщикам и поэтому дополнительно провели анализ рынка, расширив списки потенциальных поставщиков по видам продукции (long list).

После определения роли материалов и роли поставщиков было принято решение постепенно сократить портфель поставщиков до 114 компаний (процесс выбора поставщика см. на рисунке 2).

Для выбора поставщиков был создан механизма выбора и оценки поставщика по всем категориям и видам товара. В качестве основы выбрали из всех методов схему взвешенных оценок.

Пример применения схемы взвешенных оценок:

Например, по одному из видов сырья определили фактор качества как наиболее важный. Также выбрали два других параметра — цену и обслуживание, менее важные, но существенные. Определили, что рейтинг поставщика будет оцениваться в предположении, что качество составляет 50% его исходной величины, а цена и обслуживание — по 25%.

Выбрали систему начисления очков:

Качество — вычесть процент забракованных предметов из исходных 100

Обслуживание — за каждую задержанную поставку вычесть 5 очков из 100

Цена — подсчитывается наименьший индекс цены на основании известных данных в процентах от действительно уплаченной цены (разделить минимальную известную цену на фактически уплаченную и умножить на 100)

В последнем квартале поставщик задерживал поставки 5 раз, минимальная цена на тот период составляла 95% от уплаченной, забраковали 12% поставленной продукции. Оценили по схеме:

Качество: 50%×(100-12)=44,00

Обслуживание: 25%×(100-25)=18,75

Цена: 25%×95=23,75

_________________Итого: 86,50

При оценке других поставщиков по этой схеме данный поставщик занял в рейтинге 3 место.

Надо отметить, что в каждой категории материалов (некритические, основные, проблемные, стратегические) были определенные по разным видам продукции индивидуальные параметры оценки, которые зависели от степени значимости продукта в линейке закупаемой продукции и от степени развитости рынка снабжения. Например, требования к поставщикам кабеля и пластика отличались.


Рисунок 2. Процесс выбора и оценки поставщика

Шаг 5. Работа с поставщиком.

Далее были проведены встречи со всеми поставщиками, которые попали в short list. Им сообщили о требованиях и наиболее важных аспектах взаимодействия. Был предложен в течение еще одного квартала (по некоторым материалам — 1 месяц) своеобразный испытательный срок, по окончании которого будет принято решение об объемах и сроках контрактов. Всем поставщикам давалась обратная связь по оценке работы, и сообщался его рейтинг среди других поставщиков. В результате такой работы количество поставщиков сократилось за 2 квартала до выбранного значения. А претензии по качеству поставки (сроки, комплектация, качество продукции) в среднем уменьшились только за 1 квартал на 34%.

Сейчас необходимо провести серьезную работу с основными клиентами и поставщиками. Определить совместно прогнозы продаж и закупок, возможности и состояние рынка клиентов и поставщиков, открыто проговорить положение и финансовое состояние. Такие встречи надо сделать регулярными. Очень важно делать критериальные замеры и следить за динамикой. Только такие совместные и открытые усилия позволят удержаться на плаву и быстро стартовать после кризисного дна.

С. Денисов, юрист.

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Таким образом, возникновение договорных отношений возможно при наличии двух условий: 1) достижение сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, 2) придание этому соглашению определенной формы, если это необходимо в силу правового акта или соглашения сторон.

Первое условие является основным, поскольку без него не обходится ни один договор, в то время как второе не во всех случаях влияет на установление факта заключения договора. Например , договор розничной купли - продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено законом или договором. Однако отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (ст. 493 ГК РФ).

Подход законодателя к характеристике существенных условий договора, как он зафиксирован в новом ГК РФ, претерпел изменения. Это выражается в том, что иначе оказались определенными виды существенных условий договора.

Напомним, что Гражданский кодекс РСФСР 1964 года (ст. 160), Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года (ст. 58) называли три вида существенных условий договора: 1) признанные существенными по закону, 2) предопределяемые характером договора, 3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Первый вид существенных условий означает, что условиями, признанными существенными по закону, должны считаться те из них, необходимость согласования которых вытекает из содержащейся в законе или ином правовом акте характеристики договора соответствующего вида (разновидности). Это так называемые "объективно существенные условия", отсутствие которых в договоре влечет признание его незаключенным.

Например , параграф 7 главы 30 ГК РФ, регламентирующий договор купли-продажи недвижимости, относит к существенным условиям данного договора условия о недвижимом имуществе (предмет договора), данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, а также условия о цене этого имущества. Если перечисленные условия в договоре не согласованы, то договор считается незаключенным (ст. ст. 554, 555 ГК РФ).

Представляется, что к существенным условиям данного вида, отсутствие которых в договоре непременно влечет признание его незаключенным, очевидно нельзя отнести те, которые в соответствии с законом являются определимыми в силу диспозитивности соответствующей правовой нормы. Например , если в договоре купли - продажи не обозначена цена товара и она не может быть определена исходя из его условий, то товар должен быть оплачен по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 1 ст. 485, п. 3 ст. 424 ГК РФ).

В то же время ни один возмездный договор не может обойтись без условия о цене, так как цена является необходимым условием, имеющим существенное значение для договоров данного вида. Если в тексте договора цена не обозначена, то обязанность оплаты полученных товаров, выполненных работ, оказанных услуг все же сохраняется и при возникновении конфликтной ситуации суд (арбитражный суд), очевидно, будет исходить из того, что при заключении договора стороны предполагали, что исполнение договора будет оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Поэтому, на наш взгляд, следует различать условия, имеющие существенное значение, и условия, являющиеся существенными, то есть без достижения согласия о которых договор не заключен.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 года и Основы гражданского законодательства выделяли в качестве вида существенных условий договора условия, которые хотя и не названы в законе, но необходимы для договоров данного вида. Эти условия были призваны отражать характерные черты, специфику договора. Если в законе не было указаний, какие условия являются существенными, то руководствовались особенностями договора. Так, применительно к поставке, это, например, условие о местонахождении продавца или его склада, если предполагается, что покупатель должен прибыть за товаром, или местонахождение получателя, если по условиям договора товар должен ему доставляться. Для договора подряда на капитальное строительство существенными можно считать условия о месте проведения работ, порядке расчетов, обеспечении строительства материалами, приемке работ и др.

В целом такие условия имеют важное значение для заключения тех договоров, которые, хотя и не предусмотрены законом, однако должны быть признаны порождающими права и обязанности для участников гражданского оборота в силу общих начал гражданского законодательства.

Российский ГК не позволяет теперь отнести характер договора к виду существенных условий, так как согласно формулировке абзаца второго п. 1 ст. 432 "существенными являются условия..., которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида...".

Таким образом, можно заключить, что разделенные ранее существенные условия на: а) признанные существенными по закону и б) предопределяемые характером договора слились в одно и что второй вид существенных условий оказался потерянным.

Думается, что в настоящее время для установления факта заключения непоименованных в законе договоров можно руководствоваться аналогией закона (п. 2 ст. 6 ГК РФ), а также общей волей сторон с учетом целей договора, принимая во внимание установившуюся между сторонами практику, обычаи делового оборота и т.д., то есть использовать предоставленные ГК возможности по толкованию договора.

Единственным общим существенным условием для всех видов гражданско-правовых договоров, прямо названном в ГК, является предмет договора (п. 1 ст. 432). Конкретное содержание предмета договора зависит от вида (разновидности) договора.

В большинстве случаев предметом договора является имущество, которое одна сторона обязуется передать другой стороне (например, товар в договоре купли - продажи). Предметом договора могут быть также имущественные права (например, предметом договора о залоге может быть право аренды какого-либо имущества); работы (в договоре подряда); услуги (в договоре перевозки); исключительные права (в авторских договорах) и т.д.

Если предмет договора сторонами не согласован, то договор считается незаключенным. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ по конкретному делу установил, что, как следует из договора поставки, его предмет, а также другие существенные условия определяются сторонами в дополнительных соглашениях, доказательства заключения которых в материалах дела отсутствуют и судом они не истребовались. Поскольку иной порядок условий поставки договором не установлен, у суда не было оснований утверждать, что количество, ассортимент, цена и сроки поставки согласованы сторонами устно. Эти обстоятельства послужили основанием для отмены решения и направления дела на новое рассмотрение.

Наличие в договоре предмета не всегда является достаточным для констатации факта действительности договора. Для некоторых видов (разновидностей) договоров существенными могут быть также и другие условия.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ опроверг решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции и отказал в иске банку на том основании, что заключенные между банком и муниципальным предприятием жилищно-коммунального хозяйства договоры на подачу тепловой энергии не содержат существенных условий. Президиум указал, что согласно правилам пользования тепловой энергией в договорах на отпуск энергии существенными условиями являются сведения о количестве поставляемой энергии, с указанием максимальной часовой нагрузки по каждому виду и параметру теплоносителя, а также месячный, квартальный и годовой отпуск тепловой энергии потребителю. Обязательным условием договора является и указание объектов теплоснабжения. Договоры между банком и предприятием этих сведений не содержали, поэтому их нельзя считать заключенными.

Существенным условием возмездных договоров может выступать цена.

Например , если в договоре купли - продажи недвижимости не согласована цена, то договор считается незаключенным (п. 1 ст. 555 ГК РФ).

Определяя комплекс необходимых условий отдельных договоров, законодатель использует различные юридико - технические конструкции. Так, например, перечень существенных условий договора о залоге, а именно: предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, а также условие о том, у какой из сторон (залогодателя или залогодержателя) находится заложенное имущество, можно определить исходя из анализа п. 1 ст. 339 ГК РФ. При этом последствия отсутствия в договоре какого-либо из перечисленных условий специально не оговариваются и о них можно судить, имея в виду ст. 432 ГК РФ.

В другом случае существенные условия договора четко обозначены в законе. Статья 942 ГК "Существенные условия договора страхования" точно указывает, что при заключении договора имущественного страхования должно быть достигнуто соглашение: 1) об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющимся объектом страхования; 2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая); 3) о размере страховой суммы; 4) о сроке действия договора. Последствия отсутствия соглашения по названным пунктам специально не оговариваются.

Из определения договора аренды (ст. 606 ГК РФ) можно сделать вывод, что размер арендной платы является существенным условием договора, поскольку закон в виде диспозитивной нормы не предусматривает определение размера арендной платы, если соответствующее условие специально не обозначено в договоре. В то же время ст. 654 ГК РФ, посвященная арендной плате по договору аренды зданий или сооружений, гласит, что при отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор считается незаключенным.

Необходимо отметить, что в отличие от ст. 160 ГК РСФСР 1964 года, допускавшей установление существенных условий договора только законом, новый Гражданский кодекс (ст. 432) предусматривает возможность установления существенных условий не только законом, но и иными правовыми актами, то есть указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Однако такое полномочие Президента РФ и Правительства РФ должно осуществляться в строгом соответствии с ГК и иными федеральными законами. Во всяком случае результатом подобной правотворческой деятельности не должно быть произвольное ограничение свободы предпринимательских отношений.

Примером (к сожалению, негативным) установления подзаконными актами существенных условий договора является Указ Президента РФ "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), от 20.12.94 N 2204. Названный Указ, который неоднократно подвергался справедливой критике, устанавливает, в частности, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы, оказанные услуги), который не может превышать трех месяцев с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Между тем, установление таких императивных правил противоречит ст. ст. 1, 421 ГК РФ, закрепляющих свободу заключения договора (см. гл. 1).

За 1996 год Президентом РФ и Правительством РФ принято не менее 18 правовых актов, которыми вводятся существенные условия различных гражданско-правовых договоров. Некоторые из них предусматривают такие существенные условия, которые в принципе к таковым отнести нельзя. Например , Указом Президента РФ "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" от 18.08.96 N 1209 к числу существенных условий договора мены отнесен номер договора (?). Безусловно, отсутствие этой формальности не может опорочить не только внешнеторговую сделку, но и любой договор, так как номер договора - это чисто техническое условие, не затрагивающее существо договора и волю сторон, направленную на достижение юридической цели. Наличие или отсутствие номера на договоре не наполняет и не лишает договор определенности.

Оперативное влияние Президента РФ и Правительства РФ на заключение договора возможно и нужно там, где требуется дополнительная защита публичных интересов или экономически слабой стороны, например, потребителя. Поэтому обоснованным является, например, предоставление Правительству РФ права в случаях, предусмотренных законом, издавать правила (типовые договоры, положения и т.д.), обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (п. 4 ст. 426 ГК РФ).

Несмотря на то, что ГК РФ исключает возможность установления существенных условий договора актами федеральных органов исполнительной власти, в настоящее время сохраняют свою силу те ведомственные акты, которые были изданы до введения в действие ГК и не противоречат ему (например, Правила пользования электрической энергией, утвержденные Министерством энергетики СССР 06.12.81).

Второй вид существенных условий договора - это "субъективно существенные условия", то есть условия, при отсутствии которых данное лицо не желает заключения договора, о котором идет речь. При этом условия, на включение которых в договор настаивает сторона, не должны противоречить закону. Например , ломбард не вправе настаивать на включении в договор условий, ограничивающих права законодателя по сравнению с правами, предоставляемыми ему ГК и иными законами (п. 7 ст. 358 ГК РФ).

Требование контрагента включить в договор то или иное условие может быть обусловлено стремлением, во-первых, урегулировать отношение, не предусмотренное для договора данного вида, но по соображениям контрагента имеющее крайне важное для него значение. Во-вторых, устранить применение к отношениям диспозитивной нормы. Например , в соответствии с п. 2 ст. 363 ГК РФ поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником. Однако в силу диспозитивности п. 2 ст. 363 ГК РФ поручитель вправе настаивать на ограничении своей ответственности перед кредитором путем фиксации соответствующего условия в договоре. Если кредитор не согласится с условием, на котором настаивает поручитель, то договор поручительства будет считаться незаключенным.

Практическую значимость данного вида существенных условий договора можно проследить на конкретном примере из судебно-арбитражной практики. Рассматривая дело в порядке надзора, Президиум Арбитражного Суда РФ установил, что спорный договор купли-продажи между АООТ и АО был подписан с дополнениями АООТ. Из текста дополнений усматривается, что продавец предлагал изменить порядок расчетов за продукцию, заменив оплату нефти после ее получения на предварительную оплату.

Поскольку дополнения к договору касались изменения порядка расчетов за продукцию, данное условие договора следует признать для сторон существенным. Учитывая, что соглашения по данному существенному условию сторонами не достигнуто, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал договор незаключенным.

В случае, когда в договоре нет каких-либо условий, не являющихся в силу закона или иного правового акта существенными, то стороны в процессе исполнения договора должны руководствоваться соответствующими диспозитивными нормами.

Применительно к цене, как одному из условий возмездных договоров, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленум Верховного Суда РФ указали, что при наличии разногласия по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным. При этом необходимо отличать другую ситуацию, когда в договоре, например, купли - продажи, отсутствует определяемая по закону цена и одна из сторон выполнила условия договора. В этом случае договор должен быть признан заключенным на основании п. 3 ст. 424 ГК РФ.

Кроме того, цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.) могут быть установлены или регулироваться уполномоченными на то государственными органами в случаях, предусмотренных законом, они могут носить для сторон обязательный характер (например, цены на электрическую и тепловую энергию). В такой ситуации у сторон нет необходимости и даже возможности договариваться о цене, даже если она является существенным условием договора соответствующего вида.

К существенным относятся далеко не все условия, по которым при заключении договора возникли разногласия сторон. Для этого необходимо, чтобы в отношении соответствующего условия одной из сторон было прямо заявлено о необходимости достижения соглашения под угрозой отказа заключения договора. Отсутствие соглашения между сторонами по несущественным условиям договора (например, о неустойке в договоре поставки) не влечет признания всего договора незаключенным.

Таким образом, новый ГК РФ (ст. 432) к числу существенных условий относит: 1) предмет договора, 2) условия, прямо названные в законе или ином правовом акте как существенные для данного вида договоров, 3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Решая вопрос о наличии или отсутствии в конкретном договоре существенных условий, необходимо подвергать анализу всю совокупность правовых норм, регулирующих данный вид (разновидность) договора и учитывать общие положения о заключении договора.