Разоблачения нового закона о туризме: почему он уменьшил защиту туристов и как с его помощью «зачистят» туроператорский рынок. Российские туроператоры по-разному оценивают новый туристический закон

15:31, 30 мая 2011 Обсуждение поправок к закону на выездной общероссийской конференции РСТ. // Travel.ru

В Госдуму внесен проект поправок в закон "Об основах туристской деятельности", вызвавший неоднозначную реакцию участников туристического рынка. Мнения разделились диаметрально.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон "Об основах туристской деятельности" был предложен Госдуме депутатом Владимиром Головневым 16 мая 2011 года. В новом документе предлагается снизить в 20 раз фингарантии для операторов по въездному туризму, сделать возможным исключение туроператора из реестра по решению арбитражного суда, обязать туроператоров с оборотом выше 100 миллионов рублей проходить ежегодный аудит, разрешить турагентствам работать только от имени и по поручению туроператоров, обязать операторов и агентства вести регистрацию турпутевок и отправлять информацию о них в государственный орган, регулирующий турдеятельность.

На днях Ассоциация туроператоров России (АТОР) обратилась с открытым письмом к председателю Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы ФС РФ Евгению Федорову. По мнению руководства АТОР, принятие этих поправок может привести к монополизации рынка и росту цен на туристические услуги, сообщает ИС "Банко".

В частности, ассоциация критикует предложение ввести обязательную форму договора, согласно которой агент должен работать исключительно от имени и по поручению оператора. Такая форма взаимоотношений приведет к монополизации рынка, уверены в АТОР.

Кроме того, в АТОР считают неясной предлагаемую схему оформления электронных путевок, а также порядок информирования отраслевых властей о продаже туров.

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) также нашлось немало критических комментариев к новой версии закона. Как пояснил глава Правовой комиссии РСТ Георгий Мохов, уже сегодня половина рынка турагентств работают на основании договора купли-продажи, то есть формально агентами не являются. По его мнению, в случае, если поправки будут приняты, большинство компаний, чтобы сохранить функции, изменят свой статус. А значит и перестанут подпадать под действие основного отраслевого закона, то есть попросту уйдут в тень.

Между тем в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики РФ новым законом вполне удовлетворены. Чиновники напоминают, что при его подготовке обсуждались разные предложения, в том числе и от самих туроператоров. Передел же рынка в пользу ограниченного числа крупных дилеров представителям министерства кажется маловероятным.

А в отношении электронных путевок власти обещают привлечь АТОР к разработке порядка их оформления.

Поддерживают закон и в "Сети магазинов горящих путевок" (МГП). Как говорится в распространенном пресс-релизе, требование для агентств работать только от имени и по поручению туроператора "может стать инструментом регулирования и оздоровления туристической розницы, что в конечном счете приведет к структурированию, консолидации и большей стабильности всего туррынка".

По мнению представителей МГП, сетевые объединения, как независимые, так и операторские, а также давно и эффективно работающие самостоятельные агентства останутся на рынке, так как операторы заинтересованы в надежной дистрибуции.

Дискуссия об изменении условий работы игроков туристического рынка разгорелась после банкротства занимающегося выездным туризмом туроператора "Капитал Тур" в конце 2010 года, напоминает РИА "Новости". В результате отказа компании исполнять свои обязательства пострадало более 8 тысяч туристов.

Первоначально предлагалось ввести жесткие меры контроля за деятельностью туроператоров. Речь шла о повышении фингарантий для крупных туроператоров по выездному туризму и введении уголовной ответственности для их руководителей. После обсуждения законопроекта наиболее радикальные предложения были отклонены.

Законотворцы взялись за экстрим. В Госдуму внесен законопроект об экстремальном туризме . Пока речь идет только о появлении термина, но вслед за этим начнется регулирование, и до закручивания гаек – один шаг. Если рафтинг в Сочи уже фактически объявлен вне закона, то теперь в зоне риска дайвинг, скалолазание, горные лыжи и другие виды отдыха.

Новый термин

Законопроект, который вводит в российское законодательство понятие «экстремальный туризм» , внесли в Госдуму единороссы 26 октября. Сказано в документе немного, однако опасения у экспертов из туриндустрии он уже вызывает.

«Экстремальный туризм – вид туризма, сочетающий активный отдых и
(или) занятие спортом, в том числе в развлекательных целях, требующий
специальных навыков и знаний, связанный с повышенной травмоопасностью,
риском, с применением специального оборудования (устройств,
приспособлений) и (или) технических средств, которые могут являться
источниками повышенной опасности», – говорится в тексте законопроекта.

При этом экстремальный туризм определяется в нем довольно размыто: он включает элементы альпинизма, виндсёрфинга, дайвинга, дельтапланеризма, горнолыжного спорта, кайтинга, рафтинга, скалолазания, спелеологии и т. д. «Занятие любым из перечисленных выше видов спорта в развлекательных целях связано с повышенными факторами риска и травмоопасности», – пишут депутаты в сопроводительной записке.

Регулировать надо не всех подряд

С одной стороны, экстремальный спорт набирает всё большую популярность. И ни для кого не секрет, что он связан с травматизмом. Так что рано или поздно стоило ожидать, что он попадет в поле зрения депутатов. Но другое дело – организованный отдых, связанный с этим спортом, который чиновники и назвали странным термином «экстремальный туризм». Эксперты сходятся во мнении, что при введении новых нормативов в 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» нужно четко разделить туризм как вид отдыха и предпринимательскую деятельность лиц, которые услуги по экстремальным развлечениям оказывают.

«Кого регулировать – турагентов, которые продают путевки, или инструкторов, которые учат людей кататься на лыжах и сноуборде? Надо разграничить в самом начале зоны ответственности, к кому предъявлять требования по безопасности», – сказал юрист . По его мнению, экстремальные виды отдыха напрямую к турбизнесу отношения не имеют, и отвечать за здоровье клиентов должны как раз инструкторы на местах и объекты, предоставляющие такие услуги.

К тому же, по словам эксперта, если идти путем описания и регламентирования отдельных видов туризма, то придется описывать и лечебный, физкультурно-спортивный, паломнический, гастрономический и другие виды туризма, где есть своя специфика.

Активный или экстремальный?

Дмитрий Богданов , гендиректор сочинского санатория «Знание» , считает, что закон должен называться иначе – «Об активном туризме». Отдельным пунктом в нем можно было бы прописать экстремальный туризм – занятия, при которых клиента в письменном виде предупреждают о возможных последствиях для здоровья.

«Этот вид – активный туризм – должен пропагандироваться на государственном уровне. В СССР было много походных маршрутов, и никому они не повредили, а наоборот. Сейчас всё идет к тому, что будет развиваться только All inclusive, остальным видам туризма будет тяжело.. Он считает, что активный туризм могут «добить» появление обязательной сертификации, требование о прохождении соответствующего обучения, оформление большого количества бумаг и ограничения в информационной политике.

«Например, Карелия вся живет на сплавах по рекам. Сейчас объявят новые требования – попросят обучить гидов, получить сертификаты. Соответственно повысятся цены на туры, а значит, снизится спрос и сфера окажется на грани выживания», – сказал эксперт. Кроме того, туристические компании могут потерять интерес к организации туров в регионы, где подразумеваются занятия активными видами отдыха.

Наблюдатели уже проводят параллели с детским туризмом, в области которого за последний год после трагедии на Сямозере ввели ряд ограничений, и многие компании в результате перестали им заниматься. Можно вспомнить и совсем свежий пример – рафтинг в Красной Поляне. Инспекции проверяющих ведомств нагрянули к организаторам сплава по реке Мзымта, нашли формальный повод и усложнили жизнь оставшимся.

Есть и возможности для развития

Но существует и другое мнение – выделение экстремального туризма в отдельный вид и предъявление разумных требований к людям, которые его организовывают, пойдет на пользу всей отрасли. «В данный момент нет четких механизмов, как проводить рафтинг, каньонинг, вертолетные туры. Сейчас разграничивают различные виды туризма. Следующим этапом будет определение стандартов, и это само по себе неплохо», – считает Элина Акишина , директор туроператора «Планета Сочи» .

С ней согласен и Николай Поляков , директор объединения гидов Красной Поляны «Мастерская приключений» . По его словам, дополнительное регулирование подвигнет предпринимателей к повышению качества услуг. «Вчера вышел профстандарт, появилась профессия «инструктор-проводник». В документе указано, какие обязанности он должен выполнять и какими знаниями обладать. Надо прописать в новом законе обязательность соответствия этому профстандарту. Раньше для всех туристических услуг действовали сертификаты безопасности. Но 10 лет назад их отменили. И сейчас каждый может назвать себя гидом и водить людей, не обладая никакими знаниями в этой сфере», – рассказал гид. В то же время, по его словам, нужно обратить внимание на страхование для рискованных видов отдыха и сделать его более доступным.

Получается, что вроде надо бы пресечь прокат зорбов, в которых разбиваются несчастные туристы (как в Домбае в 2013 году), но слишком большое рвение может привести к тому, что в опасности окажутся и квалифицированные гиды, и организаторы рафтинга, и инструкторы по дайвингу.

Остается надеяться, что законотворцы привлекут экспертов из индустрии, которые подчеркнут нюансы и тонкость регулирования в данной сфере. Пример детского туризма , и при грубом вмешательстве в сфере экстрима можно сделать еще хуже.

25 апреля 2013 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял Закон КНР «О туризме». Это первый закон, подписанный новым председателем КНР Си Цзиньпином.

Закон КНР «О туризме» регулирует вопросы ведения туристской деятельности в КНР, заключения договоров об оказании туристских услуг, обеспечения безопасности туристов, государственного контроля в сфере туризма, разрешения споров, юридической ответственности туристических компаний (туроператоров).

Права и обязанности туристов

Закон КНР «О туризме» приводит основные права и обязанности туристов. Многие из этих прав и обязанностей были сформулированы в общем виде еще в Законе КНР «О защите прав потребителей», принятом в 1993 г.

Во-первых, туристы пользуются правом на самостоятельный выбор туристских продуктов и правом отказаться от получения услуг в случае принуждения со стороны туристической компании.

Во-вторых, туристы пользуются правом на получение достоверной информации туристских продуктах. Туристы могут требовать от туроператора предоставления услуг в соответствии с договором, заключенным с туристической компанией.

В-третьих, при возникновении опасности причинения личного или имущественного вреда туристы пользуются правом на обращение за помощью и защитой. В случае причинения личного или имущественного вреда туристы вправе получить соответствующую компенсацию.

При этом туристы обязаны:

  • соблюдать правила общественного порядка и общественной морали, уважать традиции, культурные и религиозные особенности, не причинять вреда туристическим ресурсам и окружающей среде, следовать нормам цивилизованного туризма;
  • не нарушать права и законные интересы местного населения, туристических компаний и их сотрудников, а также других туристов;
  • сообщать туристическим компаниям достоверные сведения о состоянии здоровья, следовать правилам безопасности.
    Туристы обязаны выполнять меры по временному ограничению туризма, установленные государством, меры обеспечения безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации, предпринимаемые государственными органами, организациями и туристическими компаниями. В случае невыполнения данных мер ответственность возлагается на туриста.

Кроме того, туристы, выезжающие из КНР, не должны незаконно оставаться в стране посещения, разделять или отделяться от туристической группы. Такие же правила распространяются на туристов, въезжающих в КНР индивидуально или в составе туристической группы.

Туристические компании

В соответствии с Законом КНР «О туризме» к туристическим компаниям (туроператорам) предъявляются следующие требования:

  • наличие постоянного места ведения деятельности;
  • наличие необходимого оборудования для ведения деятельности;
  • наличие уставного капитала, соответствующего требованиям;
  • наличие необходимого количества сотрудников и гидов;
  • соответствие другим требованиям, предусмотренным законами и административными правовыми актами. Отдельно стоит выделить Положение «О туристических обществах», устанавливающее правила регистрации туристических компаний с китайским и иностранным капиталом, правила ведения деятельности и ответственность туристических компаний.
    Уставный капитал туристической компании должен составлять не менее 300 000 юаней жэньминьби, что приблизительно равно 1,5 млн. рублей (статья 6 Положения «О туристических обществах»). Для создания туристической компании необходимо получить лицензию на ведение деятельности в сфере туризма и зарегистрировать создание компании в органах торгово-промышленной администрации.

Туристические компании вправе самостоятельно разрабатывать туристские продукты и вести следующие виды деятельности:

  • внутренний туризм (организация туристических поездок для граждан КНР и проживающих в КНР иностранцев в пределах КНР);
  • выездной туризм (организация зарубежных туристических поездок для граждан КНР и проживающих в КНР иностранцев);
  • приграничный туризм (организация туристических поездок в пределах приграничных зон КНР и иностранных государств);
  • въездной туризм (прием в КНР иностранных граждан и оказание для них туристических услуг);
  • другие виды туристской деятельности.
    Для оказания услуг в сфере выездного и приграничного туризма туристические компании обязаны получить отдельную лицензию. В частности, лицензия на ведение деятельности в сфере выездного туризма выдается после 2 лет работы, если за этот период времени туристическая компания не подвергалась административному наказанию в связи с нарушением прав и законных интересов туристов (статья 8 Положения «О туристических обществах»).

Туристические компании обязаны вносить сумму гарантии качества услуг, которая может быть использована для выплаты возмещения вреда, причиненного правам и законным интересам туристов или оплаты расходов при возникновении опасности причинения личного или имущественного вреда туристам. По действующим правилам для туристических компаний, занимающихся внутренним и (или) въездным туризмом, сумма гарантии составляет 200 000 юаней жэньминьби (приблизительно 1 млн. рублей). Если туристическая компания получила разрешение на организацию выездного туризма, она обязана дополнительно внести гарантию на сумму 1 200 000 юаней жэньминьби (приблизительно 6 млн. рублей).

Закон КНР «О туризме» запрещает туристическим компаниям широко используемую практику продажи туров по заниженной цене (которая может быть меньше себестоимости тура) с получением дохода за счет взимания обязательных дополнительных платежей за посещение туристических объектов, включенных в программу туристической поездки, и комиссионных от магазинов, посещение которых организуется туристической компанией. Это признается нарушение прав туриста. В случае возникновения такой ситуации в течение 30 дней после завершения туристической поездки турист вправе потребовать от туристической компании возврата дополнительных платежей или возврата денег за товары, которые были приобретены в магазинах, с которых туристическая компания получает комиссию.

Туристические объекты

Закон КНР «О туризме» вводит государственное регулирование цен (в форме установления фиксированных или рекомендуемых цен) на входные билеты и транспортные услуги в пределах туристических объектов, для «создания которых используются общественные ресурсы». При повышении цен в обязательном порядке должны проводиться слушания с запросов мнений туристов и организаций в сфере туризма и доказываться обоснованность и необходимость повышения цен.

Городские общественные парки и музеи (за исключением важнейших памятников культуры и мест размещения важнейших коллекций культурных ценностей) обязаны постепенно ввести для посетителей бесплатный вход.

В случае повышения цен туристические объекты обязаны объявить о повышении цен за 6 месяцев до начала применения.

Основной причиной, по которой в Китае введены меры по регулированию цен на входные билеты, является быстрый рост этих цен в последние годы. Очень часто рост цен никак не связан с улучшением качества услуг или инфраструктуры.

Еще одна проблема туризма в Китае – огромное количество туристов, особенно в популярных местах и особенно в праздники. Для решения этой проблемы Закон КНР «О туризме» вводит регулирование численности туристов.

Количество туристов, находящихся на территории туристического объекта, не должно превышать максимальное количество, установленное государственными органами, занимающимися регулированием деятельности туристических органов. Туристический объект обязан опубликовать максимальную вместимость, разработать и применять правила контроля над количеством посетителей. Кроме того, туристические объекты могут контролировать численность посетителей за счет предварительного резервирования билетов.

Договор между туристом и туристической компанией

В соответствии с Законом КНР «О туризме» при покупке тура должен быть заключен письменный договор, содержащий:

  • основные данные туриста и туристической компании;
  • план туристической поездки;
  • минимальная численность туристической группы;
  • условия трансферта, проживания и питания;
  • полный перечень и время посещения туристических объектов, входящих в программу тура;
  • свободное время туристов;
  • перечень платежей за туристические услуги, а также сроки и формы их уплаты;
  • ответственность за нарушение договора и способы разрешения споров;
  • другие положения, предусмотренные законами, подзаконными актами или определенные сторонами.
    Если договор заключается не туристической компанией (туроператором), а туристическим агентством, в договоре также должны быть указаны основные сведения о турагенстве.

При заключении договора туристическая компания обязана подробно разъяснить туристу всю информацию, касающуюся плана турпоездки, минимальной численности тургруппы, условий трансферта, проживания и питания, организации посещения туристических объектов и свободного времени туриста, платежей, ответственности за нарушение договора, способов разрешения споров и других положений договора.

«Черная среда» - предстоящее 1 февраля - день, когда чиновники, руководствуясь новым законом о туризме, «зачистят» рынок выездного туризма, неминуемо приближается.В этот день, согласно прогнозу экспертов, количество туроператоров сократится как минимум на 40% - многие просто не смогут потянуть то огромное финансовое обременение, которое на них наложил новый закон. При этом пострадавшими, прежде всего, окажутся небольшие и средние туроператоры, в основном из регионов, а также их клиенты-туристы. Крупный же турбизнес уже нашел обходные пути того, как не платить требуемые законом деньги. Одновременно вскрылось и то, что декларируемая цель нового закона - усиление защиты туристов, была чиновниками полностью выхолощена: защищенность туристов теперь стала ниже как минимум в 3 раза (а при некоторых условиях - даже в 10 ниже), чем это было до нового года! Точное авторство этого абсурдного закона держится в секрете, хотя известно, что вышел он из недр Ростуризма и Минкульта. В связи с этим возникает логичный вопрос о компетентности чиновников этих ведомств...

Немного предыстории...

Для начала ещё раз напомним про все те траты, которые туроператоры должны выкроить из своей «гигантской» прибыли, которая, как известно, не превышает 3% от оборота. Прежде всего, согласно новому закону, до 31 января 2017 года всем туроператорам выездного туризма необходимо оплатить взносы в фонд персональной ответственности при «Турпомощи». Размер взносов составляет 7% от общей цены турпродукта (оборота) туроператора за предыдущий год. Конечно, можно оплатить сразу все 7%, выведя из оборота и заморозив колоссальную сумму, а можно это «удовольствие» растянуть на 7 лет, платя каждый год по 1%. Более того, учитывая, что годовой налоговый отчет готовится только к апрелю, а значит точных данных за прошлый год по обороту у туроператоров пока нет, законодатель разрешил им растянуть платежи в фонд персональной ответственности: до 31.01 надо заплатить вступительный взнос в 100 тысяч рублей, а затем по мере получения бухотчетности в апреле, если потребуется, доплатить еще в соответствии с показателями баланса. Единственным утешением по этим платежам является то, что деньги из фонда персональной ответственности являются возвратными, т.е. при уходе туроператора с рынка выездного туризма он забирает их обратно себе на расчётный счет.

Помимо нового «налога» в виде платежей в персональный фонд, чиновники Минкульта оставили в силе и давно изживший себя институт фингарантий, причем даже несмотря на протесты как туроператоров, так и самих страховщиков, не желающих заниматься этим видом деятельности. Таким образом, до 31.01 туроператорам придется ещё и купить страховку по фингарантиям. Правда для тех туроператоров, которые полностью наполнили персональный фонд (доведя его до 7% оборота), страховка больше будет не нужна. Снизили чиновники и минимальный размер страховки с 30 до 10 млн рублей.

Ну и не стоит забывать про «налог» в виде оплаты в резервный фонд «Турпомощи» (ранее назывался компенсационным фондом для экстренной эвакуации туристов). До конца января надо внести: 1) по 50 тысяч рублей для туроператоров, у которых за прошлый год количество туристов не превысило 10 тысяч, а денежный оборот не превысил 40 миллионов рублей, 2) по 100 тысяч рублей - для туроператоров с оборотом туристов до 100 тысяч человек, 3) по 300 тысяч рублей - для туроператоров с оборотом от 100 до 500 тысяч туристов в год, 4) по 500 тысяч рублей для туроператоров, с турпотоком более чем в 500 тысяч туристов.

Налог на право быть туроператором для зачистки рынка

Теперь давайте посчитаем, насколько увеличился «налог на право быть туроператором» для мелких компаний после вступления в силу нового закона. Итак, ранее минимальные платежи туроператора составляли: 1) фингарантии на 30 млн рублей, которые можно в среднем на год можно купить примерно за 300-350 тысяч; 2) ежегодный платеж в резервный фонд «Турпомощи» в размере 100 тыс. В итоге ежегодная финансовая нагрузка у компании с турпотоком до 10 тысяч человек в год была в пределах 400-450 тысяч рублей.

По новому закону мелкому туроператору раз в год придется раскошелиться на: 1) фингарантии на 10 млн рублей, которые можно купить где-то за 120-150 тысяч; 2) взнос в резервный фонд в размере 50 тысяч; 3) взнос в персональный фонд ответственности в размере 1% от оборота. При обороте в 40 млн рублей (а это очень маленький оборот для выездного туроператора, ведь средняя цена путевки на человека никак не меньше 40 тыс.руб, а значит такой денежный оборот означает отправку в год всего 1 тысячи туристов), в этом фонде надо заморозить около 400 тысяч. Итого в год «налог на статус туроператора» тянет на сумму уже около 600 тысяч.

В итоге финансовая нагрузка на мелких туроператоров выросла примерно в полтора раза. Правда если рассматривать эти платежи не сиюминутно, а с учетом горизонта планирования в 7 лет, то из-за конечности размера персонального фонда в 7% от оборота, платежи по новому закону окажутся как бы более выгодными, ведь персональный фонд в отличии от страховки на фингарантии возвратный - при прекращении деятельности туроператор забирает все эти деньги обратно. Однако 7 лет для российской экономики в общем и для туристической отрасли в частности нереально огромный срок: за это время либо ишак сдохнет, либо падишах. А уж про реальную стоимость замороженных денег через 7 лет даже предполагать страшно - инфляция и падающий курс превратят их в ничто, а значит такой длительный горизонт можно принимать во внимание, однозначно утверждая, что «налог на статус туроператора» новый закон увеличил примерно в 1.5 раза.

Плохо это или хорошо? Ответ однозначный - ужасно, ведь тем самым существенно уменьшается конкурентная среда, особенно в регионах, с рынка уходят нишевые туроператоры, зато оставшиеся крупные игроки по законам монополии при первой же возможности резко взвинтят свои цены.

Как защита туристов оказалась профанацией

Далее стоит рассмотреть вопрос защищенности туристов в новом законе, из-за чего все эти изменения в нём чиновниками и были затеяны. Как оказалось, с этим вопросом дела обстоят ещё хуже. Так, ранее мелкий туроператор имел минимальные фингарантии на сумму в 30 млн рублей, а также был участником фонда «Турпомощи» по экстренной эвакуации туристов. Фон экстренной эвакуации никуда не делся - это хорошо, т.к. он доказал свою состоятельность в 2014 году. Однако размер фингараний теперь уменьшен до 10 млн, хотя к нему добавлена защита через фонд персональной ответственности (выполняет почти те же функции, что и фингарании) - приблизительно на сумму 400 тысяч рублей или даже меньше, зависит от декларируемого оборота. А если туроператор внесет все 7% от оборота, т.е. 2.8 млн, то финагарантии ему получать будет вообще не надо.

В итоге получаем, что размер денежной защиты туристов упал с 30 млн до 10 млн 400 тысяч, т.е. почти в 3 раза, а при полном наполнении персонального фонда - уменьшился его размеров в 2.8 млн, т.е. почти в 10 раз (!!!) - полная профанация поручения Президента! Более того, фингарантии частично защищают туристов не только при банкротстве туроператоров, но и при невыполнении им условий договора, тогда как персональный фонд может использоваться исключительно как «завещание» - только при банкротстве компании.

Как туроператоры избегают грабительских платежей

Но и это ещё не всё! Как оказалось, крупные туроператоры вовсе не намерены выводить из своих финансов реальные 1% от оборота: из-за ошибки или преднамеренной неточности со стороны чиновников, которые приравняли минимальный турпоток в 10 тысяч человек к денежному обороту в 40 млн рублей в качестве критерия мелкого туроператора, практически все крупные компании к новому году разделись на 15-20 юридических лиц, удовлетворяющих критерию в 10 тысяч туристов в год. «Критерий тут простой: если 1% от оборота значительно больше, чем цена страховки для фингарантий, то такое дробление юрлица имеет смысл. В итоге по пути дробления пошли туроператоры средней руки и более крупные - с реальным годовым оборотом от 400 млн», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» эксперт, принимавший участие в обсуждении нового закона.

Фото сайта Турпром.Ру