Планирование эвакуационных мероприятий на предприятии. Организация и проведение эвакуационных мероприятий

Эвакуационные мероприятия

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и другие) этот способ является наиболее эффективным способом защиты.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа; государственная (в пределах Российской Федерации);
по временным показателям: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей и т.п.).
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.
Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу.
В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Одним из специфических способов эвакуации является рассредоточение населения. Рассредоточение населения - это организованный вывод его из потенциально опасных зон и размещение на безопасной территории.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и др. местных условий.
В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий, на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.

Председателем эвакокомиссии назначается, как правило, заместитель главы административно-территориального образования. Членами эвакокомиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, органов управления ГОЧС, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и (или) военных комиссариатов.

Для ведения делопроизводства эвакокомиссий и технической работы из сотрудников администраций территориальных органов управления назначается рабочий аппарат, комплектуемый по направлениям работы, который может состоять, с учетом местных условий, из нескольких групп: по учету, приему и размещению эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечению эвакомероприятий и др.
Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей руководителя предприятия, учреждения, организации. В ее состав входят начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.

Эвакоприемные комиссии создаются для разработки планов и организации непосредственного приема, размещения и обеспечения населения, эвакуированного из зон чрезвычайных ситуаций. Комиссии формируются при органах местного самоуправления. В их состав включаются представители местной администрации, а также предприятий, объединений, учреждений, организаций сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от их организационно-правовой формы.
Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям органов исполнительной власти и работают в тесном контакте с органами управления ГОЧС.
Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения. СЭПы размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты населения, в случае необходимости, подготавливаются защитные сооружения (убежища, подвалы и другие заглубленные сооружения), оборудуются простейшие укрытия. СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (судно, колонну). СЭП обеспечиваются прямой связью с городскими, районными, объектовыми эвакокомиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами. Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов власти, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для его встречи и отправки в места последующего размещения.
Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и др. общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева.
В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжения питьевой водой.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон чрезвычайных ситуаций осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.

Задачами оперативных групп являются:
оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (жительства или работы);
распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирование вышестоящих органов;
организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.
Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) размещаются на внешней границе зоны чрезвычайной ситуации и должны обеспечивать: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку населения в места размещения в безопасных районах. При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви. На ППЭ осуществляется пересадка населения с транспорта, работавшего в зоне чрезвычайной ситуации, на "чистые" транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

Для организации движения пеших колонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решениями органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.

Обеспечение транспортом эвакоперевозок возлагается на транспортные органы, министерства, ведомства и объекты экономики, располагающие транспортными средствами. В их обязанности входит:
участие в планировании эвакоперевозок;
обеспечение подготовки транспортных органов и транспорта для выполнения эвакоперевозок населения, а также пунктов посадки и высадки;
организация материально-технического обеспечения эвакоперевозок (обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение ГСМ и запасными частями);
организация управления эвакоперевозками;
подготовка к специальной обработке транспортных средств.
Организация медицинского обеспечения эвакоперевозок возлагается на органы здравоохранения. В их обязанности входят:
планирование медицинского обеспечения эвакуации;
подготовка медицинских учреждений и формирований;
подготовка к оказанию первой медицинской помощи эвакуируемому населению на СЭП, маршрутах эвакуации, ППЭ, ПЭП и в районах размещения.

Дорожное обеспечение эвакомероприятий планируется и организуется органами, ведающими строительством и эксплуатацией автомобильных дорог. Ими решаются следующие задачи:
участие в планировании дорожного обеспечения эвакоперевозок;
обеспечение подготовки и содержания закрепленных за ними автомобильных дорог, мостов, переправ и других инженерных сооружений на маршрутах эвакуации;
создание необходимых запасов материально-технических средств для ремонта и восстановления дорог и дорожных сооружений;
формирование отрядов, команд для выполнения работ по восстановлению, строительству дорог и мостов.
Кроме того, на эти органы возлагается обеспечение мероприятий по инженерной разведке, оборудованию СЭП, ПЭП, ППЭ, пунктов посадки и высадки, защитных сооружений, подготовка помещений для размещения эваконаселения, а также строительство и оборудование объектов для его обслуживания.
Планирование эвакомероприятий осуществляется эвакокомиссиями при участии органов управления ГОЧС, органов исполнительной власти.

Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В районах размещения эвакуируемого населения эвакокомиссии при участии органов управления ГОЧС, администраций органов местного самоуправления и объектов экономики разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного обеспечения эвакуированного населения.

Органы управления ГОЧС городских районов совместно с объектами экономики отрабатывают схемы марша пеших колонн.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей рабочих и служащих включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Эти списки и паспорта являются основными документами для учета, размещения и обеспечения эвакуированного населения.

С целью создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по транспортному, медицинскому, инженерному и материально-техническому обеспечению, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, связи и оповещению, разведке.

Транспортное обеспечение эвакуации населения - это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.

Планирование эвакоперевозок железнодорожным транспортом осуществляется отделениями железных дорог, обеспечивающими транспортное обслуживание соответствующих районов.

Морской (речной) транспорт используется для эвакуации населения из морских (речных) портов, др. населенных пунктов, расположенных на морском побережье и по берегам рек и др. внутренних водоемов.
Воздушный транспорт используется для эвакуации населения из труднодоступных районов, не имеющих других средств сообщения, а также в случае их разрушения вследствие чрезвычайных ситуаций.
Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных болезней.

Медицинское обеспечение эвакуируемого населения организуется по территориально-производственному принципу. Руководство медицинским обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов здравоохранения данной территории.

Охрана общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения включает следующие мероприятия:
осуществление жесткого пропускного режима (блокирование автомагистралей и пешеходных путей), предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и др. неотложных мероприятий;
проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;
оказание содействия должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта в целях обеспечения быстрейшего вывоза людей из зон чрезвычайных ситуаций и др.

Инженерное обеспечение эвакуации населения организуется с целью создания необходимых условий для эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эваконаселения, на маршрутах эвакуации и в районах размещения.
Для получения наиболее полной картины условий проведения эвакуации органами управления ГОЧС организуется ведение воздушной, морской и наземной разведки, а также специальных видов разведки: радиационной, химической, пожарной, инженерной, медицинской, ветеринарной, фитопатологической и т.п.
Материально-техническое обеспечение эвакуации заключается в организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации, снабжения ГСМ, и запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, в обеспечении эвакоорганов необходимым имуществом.

Обеспечение связи в период проведения эвакуации заключается в оснащении СЭП, ППЭ, ПЭП, органов управления эвакомероприятиями стационарными или передвижными средствами связи на всех этапах эвакуации.

Проведение эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и развития.

При получении достоверного прогноза возникновения чрезвычайной ситуации проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза (вывода) людей из зоны чрезвычайной ситуации.

К подготовительным мероприятиям относятся:
приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;
уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;
подготовка к развертыванию СЭП, пунктов посадки (высадки);
подготовка готовности систем оповещения и связи;
приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций;
развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;
сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;
формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки посадка населения на транспорт;
прием и размещение эваконаселения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.
Руководителям органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов управления ГОЧС необходимо помнить, что плохо организованное проведение эвакомероприятий может порой привести к негативным последствиям, сопоставимым с потерями, ущербом от чрезвычайных ситуаций.

Почти в обязательном порядке в ходе эвакомероприятий приходится решать такие острые вопросы как:
* не потерять управление массами эвакуируемых людей;
* организовать охрану жилищ и имущества эвакуируемых;
* обеспечить эвакуацию домашних животных;
* обеспечить работу коммунальных служб;
* накормить и обеспечить кровом эвакуируемое население и т.д.
Эти вопросы должны быть проработаны заранее.

3.1. При получении достоверного прогноза возникновения ЧС организуются и проводятся мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода населения из зоны ЧС.

Подготовительные мероприятия:

а) приведение в готовность эвакуационных комиссий, администраций ПВР, ПДП и уточнение порядка их работы;

б) уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;

в) распределение транспортных средств;

г) подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей;

д) подготовка к развертыванию ПВР, ПДП и пунктов посадки (высадки) населения;

е) проверка готовности систем оповещения и связи;

ж) приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

С получением сигнала на проведение эвакуации населения осуществляются следующие мероприятия:

а) оповещение председателей эвакокомиссий предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;

б) развертывание и приведение в готовность эвакокомиссий, ПВР, ПДП;

в) сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации (отселению);

г) подача транспортных средств к пунктам посадки населения на транспорт;

д) прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных для его жизнеобеспечения.

3.2. В случае аварии на химически опасном объекте (ХОО) проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону поражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества (АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗ ОД) на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза.

Временное размещение эвакуируемого населения может осуществляться и проводиться в оперативном порядке. При аварии с АХОВ вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производятся в зависимости от реально складывающейся обстановки.

Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня паводковых вод в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.

4. Обеспечение эвакуационных мероприятий

В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медико-санитарному, охране общественного порядка и безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещения, разведки.

4.1. Транспортное обеспечение эвакуации населения из зон ЧС - это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок. Для эвакуации населения используется общественный и личный транспорт.

Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования, а именно: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.

Автомобильные колонны формируются на базе автотранспортных предприятий общего пользования и автотранспорта объектов других отраслей экономики.

Личный транспорт владельцев объединяется в группы (отряды) на основе добровольного согласия его владельцев. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются и учитываются.

Автотранспортные средства частных владельцев сводятся в самостоятельные колонны, которые формируются органами ГИБДД по месту регистрации автотранспортных средств.

4.2. Медико-санитарное обеспечение эвакуации включает в себя проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи пострадавшим от ЧС, заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

4.2.1. При проведении эвакуации осуществляются следующие лечебно-профилактические мероприятия:

оказание экстренной медицинской помощи пораженному населению в оптимальных объемах и в оптимальные сроки;

организация оказания медицинской помощи. В основу лечебно-эвакуационного обеспечения при угрозе и возникновении ЧС положена схема двухэтапного лечения пораженных и больных в сочетании с эвакуацией по назначению, при этом предусматривается маневр силами и средствами здравоохранения, а также эвакуационными потоками пораженных (больных) в соответствии с обстановкой;

развертывание медицинских пунктов на ПВР, ПДП, пунктах посадки, пунктах высадки, организация на них дежурства медицинского персонала для оказания медицинской помощи эвакуируемому населению;

организация обслуживания нетранспортабельных больных;

контроль за санитарным состоянием мест временного размещения и длительного проживания эвакуируемого населения;

непрерывное наблюдение за эпидемиологической обстановкой, выявление инфекционных больных и выполнение других противоэпидемических мероприятий;

снабжение медицинских пунктов, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения, медицинским имуществом.

4.2.2. Медико-санитарное обеспечение эвакуируемого населения осуществляется по территориально-производственному принципу. Руководство медико-санитарным обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов здравоохранения данной территории.

За своевременность развертывания медицинских пунктов на ПВР, ПДП, их оснащение медицинским имуществом, качество медицинского обслуживания эвакуируемого населения на этих пунктах, в пути следования и в местах размещения ответственность несут руководители определенных лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанными планами медицинского обеспечения.

4.3. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения осуществляются органами Министерства внутренних дел Республики Башкортостан и включают в себя следующие мероприятия:

осуществление нарядами милиции пропускного режима (блокирование автодорог и пешеходных путей), предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий;

проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;

оказание содействия (при необходимости) должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта с целью обеспечения быстрейшего вывоза людей из зон ЧС;

охрана порядка и обеспечение безопасности на эвакообъектах (ПВР, ПДП, пункты посадки и высадки, железнодорожные станции, речные порты, аэропорты и т.д.), маршрутах эвакуации, в населенных пунктах и в местах размещения эвакуированного населения, предупреждение паники и распространения дезинформирующих слухов;

охрана объектов в установленном порядке;

регулирование дорожного движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации;

сопровождение автоколонн с эвакуируемым населением;

обеспечение установленной очередности перевозок по автомобильным дорогам и режима допуска транспорта в зоны ЧС;

борьба с преступностью, мародерством в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации и в местах размещения населения;

организация регистрации в органах МВД РБ эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы (создание банка данных о нахождении граждан, эвакуированных из зон ЧС).

4.4. Инженерное обеспечение создает необходимые условия для эвакуации населения из зон ЧС путем обустройства инженерной инфраструктуры мест сбора эваконаселения и районов размещения.

Характер и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий, обстановки, вида и масштаба эвакуации населения, наличия сил и средств.

Инженерное оборудование районов и размещение эвакуируемого населения включает в себя:

оборудование общественных зданий, сооружений и устройство временных сооружений для размещения эвакуируемых;

оборудование сооружений для размещения временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;

оборудование пунктов водоснабжения.

4.5. Материально-техническое обеспечение эвакуации заключается в организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации, снабжении горюче-смазочными материалами и запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, обеспечении необходимым имуществом.

Организация и координирование материально-технического обеспечения осуществляются управлениями (отделами) гражданской защиты органов местного самоуправления в Республике Башкортостан.

4.6. Обеспечение связи в период эвакуации заключается в оснащении ПВР, ПДП, органов управления эвакомероприятиями стационарными или передвижными средствами связи, в организации и осуществлении бесперебойной связи на всех этапах эвакуации.

Особое значение имеют информирование и инструктаж населения в ходе проведения эвакомероприятий. Для этих целей могут использоваться электронные средства массовой информации, уличные громкоговорители, установленные на транспортных средствах, наглядная информация.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 апреля 2006 г. N 106 в настоящее приложение внесены изменения

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение N 2

к постановлению Кабинета Министров

Республики Башкортостан

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине: Основы безопасности жизнедеятельности

Проведение эвакуационных мероприятий

1. Организация проведения эвакуационных мероприятий

чрезвычайный ситуация эвакуация

Проведение эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития чрезвычайной ситуации, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

При получении достоверного прогноза возникновения чрезвычайной ситуации организуются и проводятся мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода из зоны чрезвычайной ситуации населения.

Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

Выделения транспортных средств, для обеспечения перевозок эваконаселения;

Совместного использования транспортных коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, воздушных и водных путей сообщения);

Выделения сил и средств, для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации и обеспечения охраны общественного порядка;

Обеспечения ведения всех видов разведки;

Выделения сил и средств, для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения, санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;

Возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне;

Согласования районов размещения эваконаселения в загородной зоне.

Планы проведения эвакуационных мероприятий гражданской обороны согласовываются (увязываются) с планами (мероприятиями) по переводу экономики с мирного на военное положение, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансированием, а также решения вопросов размещения эваконаселения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности.

Для определения очередности вывода (вывоза) эвакуируемого населения и четкого планирования его размещения в загородной зоне всё эваконаселение распределяется по 3-м группам:

1-я группа (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие объектов, продолжающих свою производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;

2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) - рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону:

3-я группа - остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.

Подготовительные эвакуационные мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации следующие:

1) приведение в готовность эвакуационных комиссий, администраций пунктов временного размещения и уточнение порядка их работы;

2) уточнение численности и категории населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;

3) распределение транспортных средств по приемным эвакуационным пунктам;

4) подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей;

5) подготовка к развертыванию пунктов временного размещения, пунктов длительного проживания;

6) проверка готовности систем оповещения и связи.

Мероприятия по эвакуации населения при получении сигнала на проведение эвакуации населения следующие:

1) оповещение председателей эвакуационных комиссий, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;

2) развертывание и приведение в готовность пунктов временного размещения;

3) сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации (отселению);

4) подача транспортных средств в соответствии с расчетами к пунктам посадки на транспорт эвакуируемого населения;

5) прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах (пунктах временного размещения), заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.

2. Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения)

Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при повышении уровня воды в период паводка в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.

В результате катастрофического затопления (наводнение) остаются значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения. Поэтому реэвакуация населения возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными. Паводковое повышение уровня воды в реках и водоемах также может быть довольно продолжительным (до нескольких недель).

При возникновении массовых лесных и торфяных пожаров, угрожающих жизни и здоровью населения и сельскохозяйственным животным, эвакуационные мероприятия зависят от условий: скорости распространения пожара, метеоусловий и характера местности. В зависимости от пожарной обстановки эвакуационные мероприятия могут проводиться в два этапа.

На первом этапе население выводится из зоны пожара в безопасные места.

На втором этапе эвакуируемое население выводится (вывозится) к пунктам временного размещения (пунктам длительного проживания).

После ликвидации пожара принимается решение о проведении реэвакуации.

При возникновении чрезвычайных ситуаций на взрывопожароопасных объектах основные усилия направлены на спасение населения из зон чрезвычайных ситуаций. Эвакуационные мероприятия по спасению населения проводятся в два этапа. На первом этапе население выводится за зону разрушений. И при необходимости на втором этапе эвакуируемое население вывозится (выводится) на пункты временного размещения (пункты длительного проживания).

3. Проведение эвакуационных мероприятий

Одним из важных и надежных способов защиты от всех возможных поражающих факторов является эвакуация.

Как способ защиты эвакуация используется давно. Особенно больших масштабов она достигла в годы Великой Отечественной войны. Но и в настоящее время при стихийных бедствиях: землетрясениях, наводнениях, сходах снежных лавин, массовых лесных пожарах - почти всегда приходится прибегать к эвакуации.

Эвакуация - комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу населения или поражённых лиц из зон чрезвычайных ситуаций или зон вероятных чрезвычайных ситуаций, возникших (возникающих) в результате аварии, катастрофы, бедствия природного, техногенного или специального характера. К Эвакуационным мероприятиям относится также жизнеобеспечение эвакуированных в районе их размещения.

В зависимости от причин, ее вызвавших, эвакуация может быть общая, частная и местная (экстренная).

Общая эвакуация проводится по решению Правительства на всей территории страны или в отдельных ее регионах - всего населения категорированных городов за исключением лиц, имеющих мобилизационное предписание, нетранспортабельных больных и обслуживающего их персонала.

Частная эвакуация может проводиться до начала общей (за 8-10 суток) также по решению Правительства. В этот период могут эвакуироваться категории населения, не занятые в производстве (учащиеся, студенты, пенсионеры и т.д.). Такого рода эвакуация проводится без привлечения лишних рейсов транспорта в рамках действующих графиков его движения с целью облегчения условий проведения общей эвакуации.

Местная (экстренная) эвакуация проводится по решению начальников ГОЧС республик, краев, областей, городов для всех или отдельных категорий населения, оказавшегося в зоне заражения, или при опасности его возникновения, вследствие техногенных аварий на опасных объектах, гидроузлах, а также при стихийных бедствиях.

Эвакуация производственного персонала и членов их семей организуется и проводится по производственному принципу, а эвакуация населения, не связанного с производством - по территориальному принципу (по месту жительства).

Эвакуация может осуществляться с помощью всех видов транспорта, пешим порядком и комбинированным способом. При осуществлении эвакуации комбинированным способом появляется возможность использовать предельно допустимую пропускную способность дорог для задействованных видов транспорта. Таким образом, обеспечивается достижение безопасности эвакуации в заданную зону в короткие сроки.

Транспортом, как правило, вывозятся следующие категории людей:

* рабочие смен предприятий, продолжающих производственную деятельность в зоне заражения;

* формирования ГОЧС повышенной готовности, усиленные формированиями служб;

* население, которое не может передвигаться пешим порядком (престарелые, больные, женщины с детьми до десятилетнего возраста).

Пешим порядком выводятся:

* рабочие и служащие предприятий, организаций и учреждений, переводящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее на опасный период;

* население, не занятое в сфере производства.

За каждым предприятием в загородной зоне закрепляется район размещения с таким расчетом, чтобы обеспечить жильем прибывших людей из расчета 2-3 м 2 на каждого. При этом для размещения эвакуированных могут быть использованы школы, служебные, складские помещения, клубы, пансионаты, дома отдыха и др.

Для практического осуществления мероприятий по эвакуации создаются эвакуационные органы.

При районных и городских исполнительных органах власти, на объектах народного хозяйства организуются эвакуационные комиссии, в функции которых входит:

* учет количества людей, подлежащих эвакуации;

* подготовка района эвакуации, пунктов посадки и высадки;

* организация связи и взаимодействия с районной эвакуационной комиссией и сборными эвакуационными пунктами.

Районные (городские) эвакуационные комиссии создают сборные эвакуационные пункты (СЭП). За каждым СЭП закрепляется определенное число объектов. При вывозе людей железнодорожным или водным транспортом СЭП размещаются вблизи станций, портов (пристаней) и на предприятиях, имеющих свои подъездные пути. При вывозе людей автотранспортом СЭП размещаются на территории или вблизи тех объектов, рабочие и служащие которых следуют этим транспортом.

Основными задачами СЭП являются:

* оповещение вывозимого (выводимого) населения;

* регистрация;

* посадка на транспорт;

* построение пеших колонн и отправка их в загородную зону.

Районные (городские) эвакуационные комиссии создают промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), которые размещаются вдоль основных маршрутов движения пеших колонн, в районе больших привалов и предназначаются для приема, организации отдыха и питания людей, а также уточнения порядка их дальнейшего движения.

В загородной зоне создаются приемные эвакуационные комиссии для приема и размещения эвакуированных. Сельская приемная эвакуационная комиссия производит учет, регистрацию и размещение прибывших. Для этого она создает необходимое количество приемных эвакуационных пунктов (ПЭП).

Эвакуация должна осуществляться по спискам рабочих, служащих, членов их семей, подлежащих эвакуации. Указанные списки составляются в трех экземплярах, один из которых хранится в отделе кадров, а два других - в эвакуационной комиссии. При проведении эвакуации один из них передается на СЭП, другой - начальнику колонны.

Получив объявление (сигнал) о начале эвакуации, производственный персонал (население) должен быстро подготовиться к выезду (выходу) в безопасную зону. При этом каждый взрослый должен иметь при себе паспорт (необходимые документы), деньги, продукты питания на 2-3 дня, СИЗ и личные вещи. Общий вес их не должен превышать 50 кг для вывозимых транспортом и 10 кг - для выводимых пешком.

Вещи упаковываются так, чтобы было удобно их переносить. К каждому чемодану (узлу) прикрепляется бирка с фамилией и адресом владельца.

Детям в карман одежды вкладывается (зашивается) записка, в которой указываются фамилия, имя, адрес и место работы его родителей.

После посадки в транспорт без разрешения старшего никто не имеет права выходить или пересаживаться из вагона в вагон (из машины в машину) или переходить из одной колонны в другую.

Литература

1. Никифоров Л.Л., Персиянов В.В. «Безопасность жизнедеятельности» - учебное пособие, 2013 год издания.

2. http://rud.exdat.com/docs/index-676838.html.

3. http://gochs.info/p566.htm.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация чрезвычайных ситуаций. Защита населения путём эвакуации. Организация радиационной и химической защиты населения. Организация медико-биологической защиты населения. Инженерная защита населения. Оповещение населения при чрезвычайной ситуации.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Оценка индивидуального и социального риска при чрезвычайных ситуациях природного характера и организация мероприятий по защите населения при землетрясениях. Определение вероятности формирования источника чрезвычайной ситуации природного характера.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2012

    Понятие и сущность эвакуации, ее роль и значение. Организация эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи. Проведение эвакуации населения, его организация и особенности. Комплекс мероприятий для обеспечения безопасности для населения.

    реферат , добавлен 08.02.2009

    Порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Исследование структуры и задач эвакуационных органов. Особенности планирования, организации и обеспечения эвакуационных мероприятий. Виды эвакуации в военное время.

    презентация , добавлен 11.03.2015

    Характеристика сущности и правил проведения эвакуации населения - организованного вывода (вывоза) населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций и размещение в безопасных районах. Группы населения при планировании эвакуации.

    презентация , добавлен 26.11.2010

    Основные задачи, направления, формы, методы и порядок подготовки всех категорий населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Организация обучения работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    реферат , добавлен 23.01.2017

    Предотвращение, предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Использование средств коллективной защиты от оружия массового поражения. Построение убежищ и противорадиационных укрытий.

    презентация , добавлен 14.10.2014

    Характеристика объекта и оценка риска возможных чрезвычайных ситуаций, анализ известных аварий на линейных газопроводах. Прогнозирование параметров основных поражающих факторов и оценка устойчивости зданий, сооружений и технологического оборудования.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    Комплекс мероприятий защиты населения и объектов хозяйствования от последствий чрезвычайных ситуаций. Выявление, оценка обстановки и принятие мер по ликвидации этих последствий чрезвычайных ситуаций. Определение размеров зон заражения и очагов поражения.

    контрольная работа , добавлен 23.04.2014

    Особенности техногенных чрезвычайных ситуаций на современном этапе, их источники и классификация. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий. Структура и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации людей, материальных и культурных ценностей в безопасные зоны определяют основные принципы планирования, подготовки, проведения и обеспечения эвакуации людей, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера с территории зданий и сооружений, массового пребывания людей.

Приложения к Методическим рекомендациям содержат: основные нормативные правовые и нормативно-методические документы по организации и проведению эвакуации; основные виды обеспечения эвакуации людей и материальных средств; документы по организации и проведению эвакуационных мероприятий на объекте; перечень исходных данных для планирования эвакуации.

Данные рекомендации разработаны на основании моделирования чрезвычайных ситуаций на территории и в сооружениях на коммуникациях одного спортивно-паркового комплекса, проведенного специалистами и экспертами с целью формирования и совершенствования системы безопасности и организации взаимодействия с государственными и негосударственными правоохранительными органами при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий актов терроризма, экстремизма и других антиобщественных проявлений во исполнение Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», федеральных законов от 25.07.1998г. №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», от 25.07.2002г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и распоряжений правительства Москвы от 3 ноября 2004г. №2196-РП «Об усилении мер безопасности на крупных объектах потребительского рынка и услуг в Москве», от 28 октября 2005г. №2152-РП «Об организации разработки паспортов безопасности опасных объектов и территорий г. Москвы».

Рекомендации основаны на требованиях действующего российского законодательства, городских, ведомственных и локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность администраций объектов различных форм собственности при массовом посещении их населением.

В рекомендациях дается методика построения системы эвакуации зрителей, спортсменов и сотрудников при различных чрезвычайных ситуациях. Рассматриваются действия должностных лиц, на которых возлагаются функции управления при локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, обеспечения взаимодействия и привлечения подразделений городских правоохранительных органов и МЧС.

Проводится предварительный расчет сил и средств как дежурных подразделений, так и всех имеющихся штатных структур.

· определяют на основе анализа современного состояния безопасности, задачи и способы обеспечения комплексной безопасности от террористических угроз, криминальных посягательств, иных противоправных деяний, техногенных и любых иных катастроф;

· рассматривают матрицу угроз террористического, криминального, техногенного характера, содержат описание преступных и иных посягательств и их возможных последствий;

· излагают основные направления действий администрации по организации взаимодействия структур спортивного комплекса с государственными правоохранительными органами и службами МЧС;

· описывают организационную структуру и принципы построения комплексной системы безопасности.

Рекомендации предназначены для использования в качестве методологической основы при разработке нормативно-правовых документов, организационных и методических рекомендаций, концепции и паспорта безопасности аналогичных объектов.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Одним из основных способов защиты людей от современных средств поражения в нештатных обстоятельствах, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера является их эвакуация.

Эвакуация - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) людей из зон чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а также в случае применения оружия массового поражения, взрывных веществ, проведения террористической (контртеррористической) операции и размещению людей в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источников ЧС).

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению руководителя организации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению начальников подразделений охраны, дежурных служб с последующим докладом по подчиненности.

Ответственность за организацию планирования, обеспечения, проведения эвакуации возлагается на руководителя организации и его заместителя по вопросам безопасности.

Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на территории или объекте (далее - объекты и территории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, которое привело (может привести) к гибели людей и/или значительным материальным потерям.

Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» разработана следующая классификация чрезвычайных ситуаций:

  • локальные;
  • местные;
  • территориальные;
  • региональные;
  • федеральные;
  • трансграничные.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также в зависимости от границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация региональной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

Учитывая специфику объектов безопасности комплекса, можно сделать вывод о том, что возможно возникновение чрезвычайных ситуаций от локальной до федеральной. Это накладывает особую ответственность на разработку и внедрение мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, расширению сил и средств взаимодействия при их ликвидации и восстановлении ресурсов.

Экстремальная ситуация (Extremum (лат.) - крайнее, предельное; situatio - положение) - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях.

Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организуют соответствующие службы во взаимодействии с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подразделениями МЧС и правоохранительными органами по территориальному признаку.

Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств. В зависимости от количества людей, попавших в опасную зону, мы выделить следующие варианты: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывод (вывоз) всех категорий людей (посетители, зрители, спортсмены, сотрудники, случайные прохожие и т.д.) из зоны повышенной опасности.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий (детей, пожилых людей), наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверного прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне.

Классификация вариантов проведения эвакуации в зависимости от времени и сроков проведения:

- заблаговременная - при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах, в случае стихийных бедствий или применения отравляющих веществ. Основанием для введения данной меры защиты являются краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия или данные МЧС на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, которые могут уточняться в течение этого срока;

- экстренная - в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Вывоз (вывод) населения может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника отравления. Основанием для принятия решения на проведение экстренной эвакуации является наличие угрозы здоровью людей.

В зависимости от требований к срочности принятия решения на проведение эвакуации и ожидаемых масштабов чрезвычайной ситуации эвакуация может объявляться руководителем - начальником оперативного штаба. В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, указание на проведение эвакуации может быть отдано начальником охраны и диспетчером опасного техногенного объекта.

Эвакуация может проводиться пешим порядком, с использованием транспортных средств, а также комбинированным способом. Вид транспорта, задействованного для эвакуации, может быть самым разнообразным: автотранспорт арендаторов или личный транспорт гостей и посетителей.

Автотранспорт - в большинстве случаев используется для вывоза эвакуируемых на большие расстояния. При перевозках автотранспортом, помимо пассажирских автобусов, применяются приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили. Повышаются нормы загрузки автотранспортных средств. Автотранспорт сводится в колонны по 25-30 машин.

Для оперативного получения информации о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях целесообразно включения объекта в Общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) создается в субъектах Российской Федерации и городах (муниципальных образованиях) в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года».

Учитывая большую загруженность спортивного комплекса, представляется целесообразным развернуть на его территории стационарный терминальный комплекс с полным включением оборудования как для зданий и сооружений, так и для уличного оповещения.

К стационарным терминальным комплексам относятся следующие объекты: пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН). К пунктам уличного информирования и оповещения населения относятся терминальные комплексы, которые должны располагаться в местах массового пребывания людей, например стадионы, гипермаркеты, станции метрополитена и т.д., и иметь в своем составе следующие технические средства:

1) сервер терминального комплекса;

2) оконечное оборудование подсистемы связи и передачи данных и подсистемы информационной безопасности;

3) светодиодные экраны;

4) камеры видеонаблюдения;

5) звукоусиливающее оборудование подсистемы звукового сопровождения и информирования;

6) оконечное оборудование подсистемы радиационного и химического контроля

ПРИМЕР РАСЧЕТНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТЕРРИТОРИЙ И ПЛОЩАДЕЙ

№ пп. Наименование показателя Значение показателя
1 Полное и сокращенное наименование организации
2 Полный почтовый адрес, телефон, факс и телетайп организации, Ф.И.О. руководителей
3 Краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией объекта
4 Сведения о размерах территории, зданиях и сооружениях: - общая площадь территории, - площадь помещений (сооружений) в кв.м: - периметр, м,

Площадь парковок в кв. м, число машино-мест в них

5 Сведения о персонале: - общая численность, чел.; - наибольшая работающая смена, чел.
6 Износ производственных фондов, %
7 Характеристика территории
8 Сведения об опасных веществах на опасном объекте, перечень и количество: а) пожароопасных объектов; б) взрывоопасных объектов; в) химически опасных объектов; г) биологически опасных веществ (по видам)
9 Данные по арендаторам и субарендаторам

Дополнительные сведения

Форма собственности - частная (принадлежит закрытому акционерному обществу).

1.1 Параметры территории

Проход на этажи осуществляется через __ ворот и __ подъезда.

Подъезды открываются в обычные дни, а в дни проведения мероприятий закрываются. Ключи от ворот и подъездов находятся на вахте в подъезде ____.

Возможность проникновения на __________ из соседних домов, в том числе по коммуникациям отсутствует.

Западная трибуна стадиона имеет выход на __________.

Южная трибуна примыкает ________________.

Весь периметр имеет ограждение высотой __ метра.

Перед каждой трибуной имеются турникеты для организованного прохода зрителей. По внешнему периметру трибуны отсекаются в дни проведения мероприятий стационарными ограждениями либо переносными металлическими барьерами.

В обычные дни вокруг стадиона функционируют ___ автостоянки на ____ машино-мест.

В дни проведения мероприятий вокруг стадиона функционируют дополнительно __ стоянки. (Прилагается схема стоянок).

1.2 Параметры стадиона (прилагается схема)

Стадион состоит из ___ трибун:

2. Северная.

3. Западная.

4. Восточная.

Южная трибуна (вместимость — _______ посадочных мест)

Входные ворота № _____ — металлические, решетчатые, которые открываются в дни проведения мероприятий, в обычные дни заперты на замок. (Ключи хранятся на вахте, подъезд 1.)

нижний ярус — ____ секторов;

средний ярус — ____ секторов;

верхний ярус — ____ секторов.

Трибуна оборудована люками экстренной эвакуации.

Сектора отгорожены друг от друга металлическими перегородками

Северная трибуна (вместимость — _____ посадочных мест)

Входные ворота № ______ металлические, решетчатые, которые открываются в дни проведения мероприятий, в обычные дни заперты на замок. (Ключи хранятся на вахте, подъезд 1.)

нижний ярус — ____ секторов;

средний ярус — ____ секторов;

верхний ярус — ____ секторов.

Трибуна оборудована______ люками экстренной эвакуации.

На трибуне расположены:

1. VIР-ложа.

З. Ложа прессы.

Западная трибуна

Входные ворота № ___- металлические, решетчатые, которые открываются в дни проведения мероприятий, в обычные дни заперты на замок. (Ключи хранятся на вахте, подъезд 1.)

Трибуна состоит из ___ ярусов:

нижний ярус — ___ секторов;

средний ярус — ____ секторов;

верхний ярус — ____ секторов.

Трибуна оборудована ______ люками экстренной эвакуации.

Сектора отгорожены друг от друга металлическими перегородками.

Восточная трибуна (вместимость — _____посадочных мест)

Входные ворота №____ — цельные металлические, запирающиеся на замок, открываются в дни проведения мероприятий, в обычные дни закрыты. (Указать, где хранятся ключи).

Трибуна состоит из ____ ярусов:

нижний ярус - ____ секторов;

средний ярус -___ секторов;

верхний ярус - ___ секторов.

Трибуна оборудована _____ люками экстренной эвакуации.

Сектора отгорожены друг от друга металлическими перегородками.

На трибуне имеется площадка для зрителей- инвалидов.

Сектора отгорожены друг от друга металлическими ограждениями.

Общая вместимость стадиона - ________ посадочных мест.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30

Заказать написание уникльной работы

">Тема №3

">Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики. Оповещение и эвакуация при ЧС.

">Оповещение и информирование населения.

Сигналы оповещения служат для своевременного доведения до органов гражданской обороны, распоряжение и информирование об эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и биологическом заражении, угрозе затопления. Известно, что своевременное оповещение населения дает возможность укрыться за 10-15 минут, непосредственно после оповещения. Вследствии чего снижаются потери людей, с 85% до 4-7%, при внезапном применении противника оружия массового поражения.

Оповещение ложится на штабы гражданской обороны и проводится телевидением, радиовещанием, специальной аппаратурой, средствам подачи звуков и световых сигналов. Незамедлительно даются указания о порядке действий населения и их формирование. Провозглашен вышестоящим сигналом, дублируется всеми подчиненными штабами.

">Существует ряд сигналов:

  1. Внимание Всем!
  2. Воздушная тревога;
  3. Отбой воздушной тревоги;
  4. Радиационная опасность;
  5. Химическая тревога;

Услышав сигнал: «Внимание Всем!» необходимо включить репродуктор и прослушать информацию о характере и масштабе угрозы, а так же рекомендации по проведению мероприятий. Эти сигналы могут отображаться на электрических табло, в мобильных телефонах,ПК.

">Организация выполнения эвакуационных мероприятий.

Одним из основных способов защиты при ЧС является эвакуация . Проведение эвакуационных мероприятий включает в себя 3 этапа:

1.Рассредоточение;

2.Частная эвакуация;

3.Общая эвакуация;

">В этой связи, с целью дифференциального проведения этих мероприятий, население делится на 3 группы:

  1. Рабочие и служащие категорированных объектов народного хозяйства- это предприятие с непрерывным процессом производства на стратегически важных объектах.
  2. Рабочие и служащие некатегорированных объектов народного хозяйства- это производства, не относящиеся к вышеперечисленным.
  3. Население,незанятое в сфере производства и облуживания(студенты, школьники, дети, нерабочая часть населения.

Рассредоточение -это комплекс мероприятий по организованному (вывозу) выводу из населенных пунктов, размещение в безопасной зоне рабочих и служащих категорированных объектов народного хозяйства, продолжающие свою деятельность в зоне поражения. Эта группа людей посменно работает в зоне поражения, а отдыхает в безопасной зоне.

Эвакуация - это организованный вывоз или вывод из населенных пунктов и размещение в безопасной зоне рабочих и служащих объектов народного хозяйства, прекративших или перенесших свою народно-хозяйственную деятельность, а так же население, не занятое в сфере производства.

Частичная эвакуация –проводится до проведения общей эвакуации и рассредоточения. Она предусматривает вывоз из населенных пунктов части населения, незанятого в сфере производства и обслуживания(дети, беременные и кормящие женщины)

">Эвакуационные мероприятия проводятся только по распоряжению правительства.

Очередность проведения будет зависеть:

1.От сложившейся обстановки.

2. Особенности населенного пункта и безопасной зоны, транспортных возможностей. Они могут осуществляться одновременно или последовательно:

Частичная эвакуация;

Рассредоточение;

Общая эвакуация;

Рассредоточение и эвакуация осуществляется комбинированным способом, сущность состоит в том, что массовый вывод населения из опасных зон пешим порядком сочетается с вывозом определенных категорий населения всеми видами транспорта, в том числе и личного.

Транспортом в первую очередь должны вывозится формирования РС ЧС, рабочие смены предприятий, продолжавшие производственную деятельность в городах. Люди, не имеющие возможности передвигаться пешим порядком (престарелые, инвалиды, больные, беременные женщины)

При наличии транспорта могут вывозиться и другие категории населения, одновременно остальная часть населения выводится пешим порядком. При недостаточности ТС, часть рабочих средств может выводится пешим порядком с членами их семьи. Рассредоточение и эвакуация населения комбинированным способом осуществляется по производственно-территориальному принципу. Это значит, что вывоз и вывод в безопасную зону рабочих и служащих как рассредоточивших, так и эвакуированных членов их семей, студентов ВУЗов, учащихся средних учебных заведений и ПТУ, организуется через предприятия учреждения или учебного заведения, остальная часть населения, не связанная с производством, не являющаяся членами семей рабочих и служащих будет эвакуироваться через жилищно-эксплуатационные участки (ЖЭУ) по месту жительства.

В безопасной зоне рабочие и служащие предприятий, продолжающие работу в зоне ЧС, размещается по производственному принципу населенных пунктах, расположенные ближе к границе безопасного удаления населенного пункта и к основным путям сообщения.

При этом каждому предприятию, цеху(участку) выделяется один или несколько населенных пунктов для этой группы населения, места расселения назначаются с таким расчетом, чтобы время на передвижение рабочих смен не превышало 4 часа, а расстояние 30-50 километров. Члены семей (рабочих и служащих), размещаются с ними. Такое размещение не нарушает целостности предприятия. Обеспечивает благоприятное условие для организованного, посменного выезда рабочих и служащих на работу. Рабочие и служащие ОНХ, переносящие свою деятельность в безопасную. Зону, размещается по производственному принципу вблизи имеющихся или вновь созданных производственных баз на удалении 80-100 км. Незанятая в сфере производства и нетрудоспособная часть населения размещается в более отдаленных районах безопасной зоны по территориальному принципу, на расстоянии 100-120 км. Население, которое эвакуируется из зон возможного затопления, размещается в населенных пунктах, находящихся вблизи этих зон. Норма подселения составляет не менее 2м2 , свободной жилой площади на одного прибывшего человека.

Пешие колонны формируются в количествах от 500 до 1000 человек, по производственно –территориальному принципу. Население, подлежащее вывозу транспортом со сборных эвакуационных пунктов(СЭП) , организованно следуют до станции посадки.

Для вывоза населения автотранспортом формируется автоколонны по 20 машин. В каждой колонне осуществляется по утвержденному графику. Вывоз населения из городов жд транспортом производится по уплотненному графику,пассажирским или грузовым составом. Пассажирские поезда увеличиваются до 20 вагонов, а грузовые- до 30 вагонов. В населенных пунктах, на берегу рек и водохранилищ, для перевозки используют водный транспорт.


Заказать написание уникльной работы