Разумное требование гогельмогеля. Комментарий от bearkoda

Банковский террор или разумные требования?


Известно, что в области кредитования банкиры уже полгода как диктуют компаниям правила игры. Однако в последнее время данная тенденция распространилась и на текущие отношения в рамках обычного обслуживания организаций. Участились случаи, когда банки стали запрашивать у предприятий те документы, которые фирмы вроде как предоставлять не должны.


Растущие запросы


К нам в редакцию недавно пришло письмо от читательницы журнала "Расчет" Светланы Малининой, главбуха новгородской транспортной фирмы. Она рассказала историю о том, как банк, в котором обслуживается ее компания, в последнее время стал требовать, помимо привычного набора документов, множество дополнительных. Например, копии бумаг за прошлый год, заверенные печатью и подписью компании. В список вошли баланс, отчет о прибылях и убытках, все декларации с отметкой налоговой о принятии, авансовые отчеты, касса и все, что относится к подотчетным лицам. А ведь у организации всего лишь открыт расчетный счет в банке. Ни на какие кредиты, факторинговые услуги и выданные гарантии нет и намека. Когда бухгалтер попросила финансистов обосновать новые запросы, банкиры сообщили туманное "для отдела мониторинга". Естественно, такой ответ вряд ли удовлетворит специалиста по учету, если приходится готовить кипу бумаг с очень "интимными" сведениями о компании. Особенно это настораживает сегодня, когда участились случаи мошенничества и недобросовестного поведения кредитных организаций.


Дисбаланс нагрузки и кадров


Практика истребования банками у компаний множества дополнительных документов сегодня действительно распространена. Многие фирмы сталкиваются с тем, что кредитная организация, в которой открыт счет, просит предоставить те или иные бумаги, о которых прежде даже и речи не шло. Организациям это доставляет много хлопот. Ведь почти все компании вынуждены были уменьшить штаты до минимально необходимых размеров. Так, если в отделе бухгалтерии прежде трудились 5 сотрудников, то теперь случается, что организации приходится обходиться только 3-мя, а то и 2-мя специалистами по учету. Поэтому та нагрузка, которая прежде распределялась между 5-ю работниками, переместилась на плечи оставшихся.

Правда, объем работы у бухгалтеров тоже уменьшился - главным образом из-за снижения продаж, сокращения числа заказов и в целом оборотов. Однако, как правило, не в тех же пропорциях, что и штат. В дополнение к текущим вопросам ведения учета, годовой и квартальной отчетности и к общению с налоговиками, бухгалтерам приходится еще и банку массу информации готовить. И хорошо если последние обоснуют свое требование, а то могут отделаться общей фразой "для проверки, мониторинга или исследования".


Без комментариев


Примечательно то, что специалисты учета по-разному относятся к данной проблеме. Так, главбух одной из московских торговых компаний считает, что организация вовсе не обязана предоставлять абсолютно все документы. Существуют законодательные ограничения относительно того, в каких случаях и какие документы фирма должна показать кредитной организации. Прежде чем исполнить требование, нужно потребовать, чтобы банк обосновал, зачем ему понадобились дополнительные сведения. Организации нужно получить от финансистов письмо с перечнем документов и претензий. А раздавать направо и налево частные бумаги компании не стоит. Если у банка честные намерения, и он имеет веские причины для проверки тех или иных сведений, то он без проблем такое письмо предоставит. В противном случае можно смело отправить банк лесом и никаких документов не раскрывать. Увы, мошенников на фоне кризиса развелось много, и не исключено, что в Вашей кредитной организации они также имеются. Если требование предоставить документы поступило от менеджера, который Вашу фирму обслуживает, то есть смысл написать официальный запрос на имя руководства банка с повторной просьбой прояснить ситуацию. В любом случае, без письменного обоснования документы не раскрывайте.


Без предела


Допустим, кредитная организация просит предоставить дополнительные сведения и документы о компании, и при этом способна четко ответить на вопрос: "Чем мотивированы эти требования?". В этом случае стоит пойти навстречу банку. Ведь отчасти повышенное внимание к клиентам можно объяснить "кризисом недоверия", который царит на рынке, ужесточившимися условиями существования самих кредитных организаций, рисками различного характера, требованиями нормативов ЦБ и т.д. Если банк запрашивает документы, это значит, что фирма по каким-то критериям попала в "зону риска", и он обязан поближе познакомиться с Вашей деятельностью. Возможно, компания снимает крупные суммы наличными, или через нее транзитом идут деньги.

Предположим, проверяя порядок ведения кассовых операций, сотрудники банков, помимо кассовых документов и приказов, подтверждающих полномочия подписывающих их лиц, дополнительно могут затребовать, например, авансовые отчеты или копии договоров с контрагентами. Эти требования банкиров, по мнению главного бухгалтера одной из московских химчисток, законны и, более того, своевременны. У кредитных организаций есть своя нормативная база, которой они обязаны следовать.

Возьмем, к примеру, Порядок ведения кассовых операций РФ, утвержденный решением совета директоров ЦБ России от 22 сентября 1993 г. N 40. Так, в п. 41 этого документа сказано о том, что банки должны систематически проверять, соблюдают ли предприятия Порядок ведения кассовых операций, или нет. О чем говорит этот Порядок - например, о целях расходования наличных денежных средств, лимите кассового остатка и о предельных размерах расчета наличными. Для того, чтобы проверить правильность траты денег на цели, указанные в разрешении банка, со стороны последнего вполне разумно затребовать договор. А чтобы проверить предел расчета по одному договору в размере 100 000 рублей, можно затребовать абсолютно любые бухгалтерские регистры. И, по сути, банкиры будут правы, поскольку неоднократное неисполнение требований ЦБ РФ может привести к отзыву лицензии.


Законная слежка


На закуску стоит сказать о самодеятельности и "схемотехнике". Итак, дробление платежей, чтобы не превысить сумму в 600 000 рублей и не попасть под "колпак" Росфинмониторинга, - уже давно не тайна для Центробанка. По этому поводу существует даже письмо этого ведомства от 13 июля 2005 г. N 99-Т. В документе написано и о дроблении платежей, и о перечислениях по однотипным основаниям, и о прочих критериях сделок, которые банки обязаны отслеживать. Поэтому если у компании подобные операции имеют место, то она должна быть готова к объяснениям с финансистами. Ведь наиболее распространенный повод для отзыва лицензии - нарушение кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.


О. Сизова


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ГЛАВА 8: ЧЕТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Когда мы спрашиваем родителей, что привело их на наши курсы, они часто говорят о своем желании мень­ше конфликтовать с детьми. Они не хотят, к приме­ру, чтобы ребенок устраивал скандалы каждый раз, когда его просят убрать в комнате, а хотят, чтобы вместо этого он говорил «хорошо» и беспрекословно все выполнял. Ключевое выражение «чтобы он делал то и не делал этого» отражает чаянья большинства родителей. В этой главе мы поговорим о родительских надеждах и ожиданиях, о том, как их вырабатыватъ и прояснять, а также о том, что необходимо пред­принять, чтобы ребенок им соответствовал.

Вырабатывая четкие требования, необходимо прежде всего определить те из них, которые уже сформировались в вашей семье. Рассмотрев много­образные требования, о которых сообщали нам родители, мы разбили их на пять основных групп. Воспользуйтесь составленным нами списком и оп­ределите, чего ожидаете вы от своего ребенка.


  • Прежде всего, существуют социальные тре­бования. Сюда входят такие навыки общения,как умение ладить с окружающими, здоровать­ся и поддерживать разговор, следовать указа­ниям родителей.

  • Во-вторых, существуют требования и ожидания относительно успехов и поведения ребенка в школе : выполнение домашних заданий, уважительное отношение к учителям и школьной ад­министрации, следование школьным правилам.

  • В-третьих, у родителей существуют представ­ления о том, каковы должны быть домашние обязанности ребенка . Сюда входят уборка в детской комнате, участие в приготовлении еды, мытье посуды и другие виды домашней работы.

  • В четвертых, родители ждут от ребенка опрятно­ го внешнего вида и соблюдения правил личной гигиены: он должен мыться, быть аккуратным, убирать за собой средства личной гигиены и т. д.

  • И наконец, есть требования, имеющие отноше­ние к духовным и моральным нормам: гово­рить правду, не красть, уважать старших, по­могать близким.
Попробуйте на листе бумаги составить список ваших ожиданий и требований, которым должен удовлетворять ваш ребенок.

Теперь, глядя на то, что у вас получилось, спро­сите себя: «Соответствуют ли эти требования возра­сту, способностям и возможностям моего ребенка?»
^ РАЗУМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

Возраст ребенка накладывает ограничения на то, что мы можем ожидать от него. Совершенно есте­ственно предположить, например, что шестилет­ний ребенок сможет накрыть на стол. Его, конечно, придется научить этому и иногда в чем-то помочь, но такое требование вполне соответствует возрас­ту. Однако было бы ошибкой надеяться, что этот же ребенок сможет сам приготовить еду.

Как отличить оправданные ожидания от неоправ­данных? Если на все три приведенных ниже вопро­са вы ответите утвердительно, скорее всего, ваши ожидания оправданы.

^ 1. Обучали ли вы ребенка навыкам, необходимым для выполнения данного вида деятельности?

В этой книге рассказывается, как использовать профилактическое обучение для того, чтобы ребе­нок смог успешно справиться с поставленными за­дачами. Было бы в высшей степени неразумно пред­полагать, что он сумеет сделать что-то, чему вы его не учили.

2. В состоянии ли ваши дети понять, чего от них ждут?

Проверить, понимает ли ребенок, в чем состоят ваши требования, можно, попросив его повторить собственными словами то, что вы ему объяснили. Вполне вероятно, к примеру, что ваш шестилетка сможет рассказать, как ставить на стол тарелки и раскладывать столовые приборы. Он не обязан по­вторять все слово в слово, но его описание пока­жет, насколько ребенку ясно, чего от него ждут.

3. Могут ли дети продемонстрировать то, что от них требуется?

Попросите ребенка сделать то, чему вы его толь­ко что научили. Если у него это более или менее получится, значит, ваши ожидания правомочны и соответствуют детским возможностям.

Вот некоторые требования, выполнение кото­ рых родители вправе ожидать от детей младше­ го возраста:


  • Когда ты приходишь домой, не бросай одеж­ду, а вешай ее на вешалку и переодевай обувь. Только после этого ты можешь перекусить.

  • После обеда каждый убирает свою тарелку в раковину и только после этого получает сладкое.

  • Ты ложишься спать в 21.30, но начинаешь го­товиться ко сну с 20.30. Если в 21.00 ты будешь в кровати, у нас останется 30 минут, чтобы почитать.

  • Не включай без разрешения телевизор.

Вот несколько примеров требований для более старших детей:


  • Когда ты закончишь уроки и проверишь их, мо­жешь посмотреть телевизор или позвонить друзьям.

  • Если в течение всей недели ты будешь что-ни­будь читать хотя бы по часу, в пятницу или субботу вечером ты сможешь куда-нибудь пойти с друзьями.

  • Ты можешь говорить по телефону не более четырех раз в день и каждый раз не дольше 15-ти минут. Все телефонные разговоры должны закан­чиваться до 10 часов вечера.

  • Прежде чем спрашивать, можно ли тебе куда-нибудь пойти, приготовь уроки и выполни все домашние обязанности.

  • Если ты не согласен, выражай свое несогла­сие спокойно, без криков. Тогда мы сможем тебя выслушать. Каждый раз, когда ты будешь сканда­лить, у тебя на гуляние будет оставаться как ми­нимум на 15 минут меньше.

  • Если ты куда-то собрался, сообщи, куда и с кем ты идешь, что собираешься делать и когда вернешься.

^ КАК УСТАНОВИТЬ ЧЕТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ:

Предъявляя к детям требования, помните, что не­обходимо обращать внимание на то, что вы гово­рите, и на то, что делаете.

Сначала о том, что вы говорите. Детям понят­нее, когда им говорят не то, чего не следует де­лать, а то, что они должны делать. Если же все-таки вы начинаете с «не», обязательно добавьте, что, по вашему мнению, следует делать в описы­ваемой ситуации. Тогда ребенку легче будет по­нять, чего именно от него хотят. Говоря своей че­тырехлетней дочке: «Не рисуй на стенах», непре­менно добавьте: «Если тебе захочется порисовать, попроси у меня бумагу и сядь рисовать за стол».

Вот еще пара примеров того, как одно и то же требование можно выразить с помощью « чего не делать» и «что делать»:

Не делать: «Когда я прошу тебя помочь с убор­кой, пожалуйста, не препирайся и не закаты­вай глаза».

Делать: «Когда я прошу тебя помочь с уборкой, скажи „Хорошо" и сразу берись за дело».

Не делать : «Я не хочу, чтобы ты отбирал это у сестры».

Теперь о том, что вы делаете. Хвалите за по­ведение, соответствующее вашим ожиданиям и исправляйте поведение, не отвечающее им. Будь­те последовательны. Например, если дети начина­ют спорить с вами после того, как вы сказали «нет», поправляйте их каждый раз, как они это делают. Если вы будете делать это время от времени, им будет трудно понять суть ваших требований.

Помните, что ваше поведение должно соответ­ствовать тому, что вы требуете от детей. Если вы хотите, чтобы дети вели себя спокойно, когда у вас возникают разногласия, подайте им пример и тоже не выходите из себя.

И еще одно замечание по поводу требований. В не­которых семьях родители придерживаются разных точек зрения относительно того, что должен делать ребенок. Кто-то из них считает, что другой или слиш­ком строг, или слишком мягок. В этом случае роди­телям необходимо научиться приходить к согласию, и прежде всего, договориться о том, чтобы никогда не спорить на глазах у детей. В конце концов, выра­ботка четких требований принесет пользу всей семье.

^ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И РЕЖИМ ДНЯ:

Трудно переоценить роль, которую играет в вос­питании последовательность. Последовательность помогает детям понять, что от них требуют и что они могут ожидать от родителей и окружающих.

Мы вовсе не считаем, что в каждой семье долж­но быть жесткое расписание того, что и когда сле­дует делать, однако желательно, чтобы некоторые действия стали ежедневной привычкой. Так, в од­ной семье, состоящей из мамы и двоих детей, та­кой привычкой стало устраивать по воскресеньям большую стирку, а вечером всем вместе раскла­дывать чистое белье и смотреть телевизор.

В другой семье родители взяли за правило ук­ладывать своих маленьких детей спать в восемь вечера в определенной последовательности. Снача­ла выключается телевизор, затем дети переодева­ются и чистят зубы, потом им читают одну-две истории, они последний раз бегут в туалет, заби­раются в кровать, и в самом конце их ждет колы­бельная песня. Конечно, иногда в этом порядке что-то нарушается - звонит телефон, или происходит еще что-нибудь непредвиденное - но это скорее исключение. Как правило, дети знают, что вече­ром кто-нибудь из родителей обязательно побудет с ними, и такой порядок значительно облегчает укладывание в кровать.

Дети любят порядок. Он помогает им учиться ответственности. Благодаря режиму дня ребенку легче понять, что и когда он должен делать. По­следовательность и режим дня помогают детям и родителям предотвратить многие проблемы.

^ ГЛАВА 9: СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ
Большинство родителей считает, что самое труд­ное в воспитании детей - это умение оставаться спокойным. Дети могут пререкаться, вести себя вы­зывающе, бунтовать, а иногда даже драться - родители должны быть готовы ко всему и не выхо­дить из себя.

У многих это не получается. По собственному признанию некоторых родителей, рассердившись, они кричат и ругают своих детей. Некоторые даже стучат или швыряют вещи, полагая, что, демонст­рируя свой гнев, они дают детям понять, что «рас­сердились не на шутку». Такая реакция со сторо­ны родителей может на некоторое время прекра­тить нежелательное поведение ребенка, но чему это его научит? Скорее всего, тому, что, расстро­ившись, надо кричать, ругаться и швырять вещи.

Курс воспитания на основе здравого смысла помогает родителям научиться сохранять спокой­ствие в таких напряженных ситуациях. Родители, прошедшие этот курс, обычно сообщают, что:


  1. вспышки гнева и плохого поведения у их де­тей стали менее продолжительными;

  2. эти вспышки стали не столь сильными;

  3. родители чувствуют большее удовлетворение от того, как им удается справляться с подобными ситуациями.
В этой главе мы познакомим вас с планом дейст­вий, который поможет вам оставаться спокойными в самых сложных ситуациях. Этот план предполага­ет три последовательных этапа. Во-первых, вы долж­ны определить, что именно в поведении ваших де­тей заставляет вас сердиться. Во-вторых, попробуйте выяснить, что в вашем поведении или чувствах дает вам понять, что вы начинаете сердиться. В-треть­их, решите для себя, что вы хотели бы делать ина­че в следующий раз в подобной ситуации.
^ ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ВАС СЕРДИТЬСЯ?

Первый шаг на пути к тому, чтобы научиться спо­койно реагировать на поведение детей, состоит в том, чтобы понять, что именно вас сердит. Обыч­но дети прекрасно знают, какими словами или по­ступками они могут вывести вас из равновесия.

Возможно, вы начинаете сердиться, когда ре­бенок поворачивается к вам спиной и уходит в то время, как вы продолжаете ему что-то говорить. Или же, когда слышите, как ваш сын говорит сес­тре, чтобы та «заткнулась». Если вы сможете точ­но определить, что делал ребенок перед тем, как вы рассердились, вам будет легче смягчить вашу реакцию и помочь ребенку изменить поведение.

Попробуйте на отдельном листе бумаги соста­вить список тех поступков ваших детей, которые выводят вас из себя.

^ ЧТО ПРЕДВЕЩАЕТ ОПАСНОСТЬ?

Второй шаг состоит в том, чтобы научиться узна­вать первые сигналы того, что вы начинаете сер­диться. Это поможет вам подумать, прежде чем что-то сделать и сохранить спокойствие.

Что именно в вашем поведении или ощущениях может служить для вас первыми признаками опасно­сти? Может быть, у вас начинает учащенно биться сердце или краснеет лицо? Может быть, сжимаются зубы, напрягаются кулаки или другие мышцы? Не повышаете ли вы голос, не начинаете ли говорить быстрее, указывать пальцем или жестикулировать? Попробуйте вспомнить первые сигналы того, что вы начинаете сердиться. На том же листе бумаги, где вы записали поступки ваших детей, запишите, что вы делаете, когда начинаете сердиться.
^ СОСТАВЬТЕ ПЛАН:

Теперь давайте посмотрим, как, опираясь на эти сигналы, можно составить программу действий, которая поможет вам спокойно говорить с ребен­ком о его неправильном поведении. Для этого не­обходимо определить:

1. Поведение ребенка, вызывающее ваш гнев.

2. Первые сигналы, свидетельствующие о ва­шем нарастающем недовольстве.

3. Способ, который помогает вам оставаться спо­койным.

Вот как выглядел такой план, составленный от­цом одного мальчика:

«В следующий раз, когда Никита вместо того, чтобы ложиться спать, станет спорить и препи­раться, а я почувствую, что у меня начинает сильнее колотиться сердце, я не буду сразу исправлять его поведение, а сначала сделаю глубокий вдох и медленно выдохну воздух».

Ниже приведены еще несколько примеров того, что предпринимают родители в подобных ситуациях:


  • «Что бы ни кричал мой сын, я очень медлен­но считаю до десяти и сосредотачиваю на этом все свое внимание».

  • «Я прячу руки в карманы и начинаю с ними разговаривать. Я часто обращаюсь к своим

  • рукам, особенно, когда начинаю злиться. Пока я не научился этому, моя дочка, наверное, считала, что я собираюсь ее ударить».

  • «Я сажусь. Если остаться стоять, меня начнет трясти, и хоть я, конечно, смогу сказать сыну, в чем он не прав, сидя у меня это получится гораздо лучше».

  • «Я просто ухожу. Иду в другую комнату и воз­вращаюсь, только когда удается взять себя в руки».

  • «Я ношу на руке резинку и как только по­чувствую, что начинаю выходить из себя, от­тягиваю ее и щелкаю по руке. Это сигнал, что надо успокоиться».

  • «Я кому-нибудь звоню - подруге или сестре. Поделившись с ними сложившейся ситуаци­ей, мне легче вернуться к ней и спокойно во всем разобраться».
На том же листе бумаге, где у вас описаны пер­вый и второй шаги, запишите, что вы можете де­лать, чтобы остаться спокойным.
^ КАК СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ:

Для того чтобы научиться управлять своими отри­цательными реакциями, вам понадобится какое-то время. Не отчаивайтесь, если вам это не удастся сразу. Ниже приведены некоторые советы, оказав­шиеся полезными для родителей.

Прежде всего научитесь мыслить позитивно. Если вы замечаете, что в голову лезут отрицатель­ные мысли, постарайтесь их отогнать. Скажите себе: «Ну-ка, перестань!» и постарайтесь сосредо­точиться на чем-нибудь положительном.

Вот некоторые примеры позитивного мышления, к которому прибегали родители:

«Расслабься, не переживай».

«Я должна помочь своему ребенку»

«Я хороший отец и могу это сделать».

«Все в конце концов переменится к лучшему. Нужно только время».

Второе: не принимайте близко к сердцу то, что говорит ваш ребенок. Это бывает нелегко, особен­но, когда он вас оскорбляет. Постарайтесь не обра­щать внимания на злые и грубые слова - просто пропускайте их мимо ушей, и тогда вам легче бу­дет его чему-то научить. Если вас беспокоит то, что он сказал, подождите, пока ваш сын или дочь придет в себя, и используйте метод принятия ре­шений, описанный в главе 12.

Третье: используйте правило «пяти минут». Вместо того чтобы дать волю своему гневу, вый­дите из комнаты, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и в течение пяти минут подумай­те, что можно сделать в данной ситуации.

Четвертое: сосредотачивайтесь на поведении вашего ребенка вместо того, чтобы думать о при­чинах его плохого поведения. Не ищите мотивы, вместо этого разбирайтесь с тем, как ваш ребенок ведет себя в данный момент. Только после того, как конфликт разрешится, поговорите с ним о том, что случилось и почему.

Пятое: если, рассердившись, вы сказали или сделали что-то, о чем потом жалеете, признайтесь в этом ребенку и извинитесь. Это послужит хоро­шим примером того, как надо поступать, если со­вершил ошибку. Извинитесь и скажите, что имен­но вы сделали неправильно, обещайте, что в сле­дующий раз постараетесь сделать иначе. Некото­рые родители очень неохотно просят прощения у детей, полагая, что таким образом подрывают свой родительский авторитет. Однако наш опыт пока­зывает, что это лишь помогает детям понять, что ошибаться могут все, независимо от возраста.

Шестое : спокойствие не означает пассивность. Бывает, что повысить голос просто необходимо, но это должен быть твердый, уверенный голос. А используемые слова должны описывать конкрет­ное поведение и ни в коем случае не оскорблять, не осуждать и не выражать отрицательных эмо­ций. Сохраняя равновесие, вы сможете отреагиро­вать на неправильное поведение, не поддаваясь при этом злости и агрессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Сталкиваясь с плохим поведением ребенка, труд­но оставаться спокойным, однако большинство родителей считает, что это один из самых важных моментов воспитания. Сохраняя душевное равно­весие, вы сможете научить своих детей позитив­ным способам решения проблем.

Определите, какое именно поведение вашего ребенка выводит вас из себя. Понаблюдайте за пер­выми признаками, которые свидетельствуют о том, что вы начинаете злиться, и составьте план того, как сохранять спокойствие. Примените ваш план, чтобы помочь себе сохранять спокойствие, когда окажетесь в эмоционально напряженной ситуации с вашим ребенком.

Введение

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ РАЗУМНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 10

1. Общее определение понятия «разумность» 10

2. Характеристика понятия «разумность» в цивилистике 26

3. Разумность как законодательное требование 46

ГЛАНД II. РАЗУМНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАІС СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЯ РАЗУМНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 64

1. Общая характеристика разумного действия 64

2. Правомерность как условие разумности 85

3. Субъекты ратумггого действия 11 5

4. Целесообразность как критерий разумности 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165

БИБЛИОРГАФИЯ 169

Введение к работе

праву может быть отнесена к числу новелл российского гражданского законодательства. Именно с принятием ГК 1994 г. данное понятие впервые широко используется в гражданском праве России, Закон говорит о разумном сроке, разумной цене товара, разумных расходах, разумном ведении дел, разумных мерах? разумности действий участников гражданских правоотношений и т. д.

Несмотря на широкое использование, легальные определения указанных понятий на сегодняшний день отсутствуют; законодатель предоставил решение вопроса об установлении их содержания субъектам правоприменительной практики. Однако представления о разумности могут быть самыми различными, в связи с чем действие (срок, цена, расходы, меры и т. д.), признанное разумным в одном случае, может быть и не признано таковым в другом. Данное обстоятельство ведет к непоследовательности правоприменительной практики, и, как следствие, подрывает авторитет права как «равного масштаба для равных субъектов», порождая в обществе правовой нигилизм.

Сказанное приводит к выводу, что удачному практическому решению тех или иных проблем должна предшествовать обстоятельная теоретическая работа. Именно доктрина призвана систематизировать имеющиеся знания о чем-либо, теоретически осмыслить их, и выявив специально-юридическую характеристику той или иной категории, предложить практике обоснованные критерии правовой оценки действий участников гражданских правоотношений.

Необходимость теоретической разработки разумности обуславливается тем, что любая категория, в том числе «разумность», в силу своего нормативного оформления становится категорией в праве, и таким обра-

зом приобретает обязательное значение для субъектов, к которым обращена норма, содержащая такую категорию. Для того, чтобы требовать от субъектов права разумности, необходимо определить» что представляет собой эта самая разумность. В связи с этим каждая используемая в праве категория, в том числе, «разумность» должна быть с особой тщательностью исследована на предмет: этимологии соответствующего данной категории термина; его исходного значения и обычного понимания; соотношения научного знания и обыденных представлений о явлении, составляющем содержание данного понятия; понимания этой категории в различных отраслях научного знания; уяснения того смысла, который вложил в него законодатель и т> л. Только в случае всестороннего исследования категории «разумность» можно выявить ее основные признаки и, таким образом, рассчитывать на ее единообразное понимание в доктрине и практике.

Понятия «разумный срок», «разумная цена», «разумные меры» и др., уже традиционные в праве отдельных государств, в российском гражданском правоведении только разрабатываются, вследствие чего проблему разумности нельзя признать теоретически решенной.

В современном гражданском правоведении внимание категории «разумность» уделяется постольку, поскольку это необходимо в связи с рассмотрением иных гражданско-правовых вопросов, например, «разумному сроку» - при рассмотрении проблемы надлежащего исполнения обязательств (Ю. М. Доренкова, А. Л. Фриев), «разумной цене» - в связи с рассмотрением условий договора (С. И. Виниченко). Если и проводится более детальный анализ «разумности», то ученые рассматривают ее наряду с такими понятиями, как «добросовестность», «справедливость» (В.А.Белов, В.И.Емельянов, Л. В. Щенникова). Работы этих авторов, несомненно^ представляют научно-познавательную и методологическую ценность, В то же время, это не исключает необходимость самосі оятель-

ного цивилистического исследования категории «разумность» на монографическом уровне, которое на настоящий момент в российской науке гражданского права отсутствует.

Учеными, затрагивающими проблему разумности, упоминаются и разрабатываются лишь отдельные ее аспекты, в частности: разумность как принцип гражданского права, разумность как предел осуществления гражданских прав, принцип разумности действий участников гражданских правоотношений, разумность как интеллектуальная деятельность лица. Четкого разграничения между указанными аспектами исследователями не проводится. Вопрос о необходимости рассмотрения данной категории с широких методологических позиций в литературе не ставится.

Все вышеизложенное свидетельствует о несомненной актуальности темы диссертации и предопределило выбор автора.

Теоретическая база исследования. Комплексная разработка про-блемы обусловила необходимость обращения к работам представителей различных областей научного знания - философии, социологии, психологии, лингвистики, логики, философии и теории права, романистики, цивилистики и др.

Теоретическую базу исследования составили:

классические труды русских дореволюционных правоведов -Н. Н. Алексеева, Е. В. Васьковского, Ю. С. Гамбарова, Н. А. Гредескула, Д. Д. Гримма, К. Д. Кавелина, Б. А. Кистяковского, Н. М. Коркунова, Д. И. Мейера, С. А. Муромцева, П. И. Новгородцева, И. Г. Оршанского, М. Я. Пергамента, Л. И. Петражицкого, И. А. Покровского, В. И. Синайского, Е. Н. Трубецкого, В. М. Хвостова, Г. Ф. Шершеневича и др.;

работы советского и современного периодов: по философии -П. В. Алексеева, А. В. Панина, А. В. Семушкина и др.; по философии и теории права - С. С. Алексеева, А. М. Васильева, Н. В. Витрука, М Н. Марченко, Н. И. Матузова, А. Ф. Черданцева, Л. С. Явича и др.; по пси-

хологии - С. Н. Бокова, М. И. Еникеева, А. В. Запорожца, И. Ф. Мягкова, Е.И.Рогова, Б. М. Теплова и др.; по цивилистике и романистике -М. М. Агаркова, Н. П. Асланян, М. И. Бару, В. А. Белова, М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, В. В. Витрянского, В. П. Грибанова, Ю. М. Доренко-вой, В. И. Емельянова, О. С, Иоффе, А. А. Клочкова, О. А. Красавчикова, И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского, О. Н. Садикова, Г. А. Свердлыка, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, А. Л. Фриева, Л. В. Щенниковой и др.;

Работы представителей мировой философской мысли - Аристо
теля, Платона, Спинозы, Гегеля, Канта, Гоббса, Локка, Декарта и др., а
также работы крупных зарубежных ученых - Х.-Г. Гадамера, Р. Иеринга,
Ч. Санфилиппо и др.

Предметом диссертационного исследования является категория «разумность» в российском гражданском праве.

Цель и задачи исследования. Целью работы является объединение и систематизация знаний о разумности, определение места категории «разумность» в гражданском правоведении, установление ее содержания и значения для доктрины и практики.

Поставленная цель обусловила выдвижение следующих задач:

установить смысл термина «разумность»;

дать понятие разумности как категории гражданского права;

сформулировать теоретические положения о применении категории «разумность» в гражданском правоведении.

Методология исследования. Общую методологическую основу исследования составило комплексное применение общенаучных и част-нонаучных методов познания - приемов анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, лингвистического, формально-логического, грамматического, исторического, сравнительно-правового и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что настоящая работа является первой в отечественной цивилистике попыткой комплексного исследования категории «разумность». В частности, впервые определены основные аспекты исследования данной категории, охарактеризованы ее правовые особенности, рассмотрена связь разумности с дееспособностью.

На защиту выносятся следующие теоретические положения:

1. Категорию «разумность» в отечественной цивилистике относят к числу принципов гражданского права, которые, в свою очередь, традиционно определяют как некие основные, руководящие начала. Вместе с тем, в современном правоведении разработана и научно обоснована концепция начал российского частного права, согласно которой категория «начало», в отличие от категории «принцип», носит не только гносеологический, но и онтологический характер, в связи с чем начала права следует делить на гносеологические и онтологические (Н. П. Асланян). Признавая справедливость данного положения, предлагается рассматривать категорию «разумность» не только как начало гражданского права в гносеологическом смысле, т. е. принцип гражданского права, но и в ином, онтологическом смысле.

В последнем случае разумность предлагается определять не как основную идею, определяющую общую направленность правового регулирования общественных отношений, а как интеллектуальную деятельность людей, в результате которой право формируется как таковое. В основу содержания понятия «разумность» в онтологическом смысле кладется общенаучное определение разумности - как присущей каждому человеку познавательной способности систематизировать имеющиеся знания о вещах и явлениях, обнаруживать связь последних и действовать целесообразно этой связи.

2. Категорию «разумность» предлагается рассматривать в объек
тивном и в субъективном смыслах. Критерием такого разграничения яв
ляется место «разумности» в механизме реализации права. В объектив
ном смысле она выступает в качестве «внешнего мерила»
(И. Б. Новицкий), т. е. принципа гражданского права, служащего масшта
бом оценки действий субъектов гражданских правоотношений. В субъек
тивном смысле разумность относится к внутреннему механизму реализа
ции права и понимается как познавательная способность человека, обу
славливающая целесообразный характер его действий.

    Принцип разумности, понимаемый в цивилистике преимущественно как принцип осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей, следует рассматривать как общий принцип гражданского права, действие которого проявляется, кроме того, при возникновении и прекращении гражданских прав и обязанностей, а также при применении норм гражданского права.

    Будучи закрепленной в тексте закона, общенаучная категория «разумность» обретает правовую специфику. В частности, понятие «разумность» в объективном смысле, т. е. как принцип гражданского права, хотя и включает интеллектуальный момент, но не тождественно понятию «интеллектуальность». В цивилистике «разумность» характеризуется правомерностью. Таким образом, действовать в соответствии с данным принципом (т. е. разумно) значит действовать правомерно.

    Критерием разумности является целесообразность. При этом разумным может быть признано только такое поведение субъекта, которое не просто расценивается им самим как разумное - как соответствующее его личной цели, но объективно является разумным, т. е. направлено на достижение целей, допустимых правом. Представляется, что указанными целями являются цели типичных в гражданском праве моделей поведения субъектов.

Таким образом, целесообразность, являющаяся содержательным признаком разумности, в гражданском праве мыслима только в форме правомерности.

6. Поскольку законодательное требование разумности адресовано участникам гражданских правоотношений, являющимся дееспособными субъектами, и одновременно в законе закреплена презумпция разумности их действий, дееспособность предлагается рассматривать как презумпцию разумности самих субъектов гражданских правоотношений, понимаемой в данном случае в субъективном смысле.

Научная и практическая значимость работы заключается в том, что содержащийся в ней анализ и выводы могут способствовать дальнейшей разработке категории «разумность» в гражданском правоведении. Результаты исследования могут быть использованы для решения проблем, связанных с применением понятия «разумность» на практике, а также в процессе преподавания гражданского права.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права и процесса Байкальского государственного университета экономики и права, где проведено ее рецензирование и обсуждение. Основные теоретические положения и выводы изложены автором в опубликованных работах.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и отражает его логику. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографии.

Общее определение понятия «разумность»

Прежде, чем установить содержание и определить место категории «разумность» в гражданском правоведении, необходимо уяснить смысл соответствующего данной категории термина и обратиться к общей характеристике понятия «разумность», ибо, как справедливо отмечает Г. С. Остроумов, неверное понимание философского значения правовых категорий способно нанести большой ущерб правовым взглядам1.

Согласно толковому словарю В. И. Даля, существительное «разумность» является производным от прилагательного «разумный» и означает присущее последнему качество, свойство. Слово же «разумный» толкуется следующим образом: одаренный разумом, «рассудительный, толковый, здравомыслящий»; «вообще к разуму относящийся, принадлежащий, умственный»2.

С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова также делают указание на производный характер «разумности», но прилагательное «разумный» толкуется ими несколько иначе. Ученые дают три его значения: 1. обладающий разумом; 2. толковый, рассудительный; 3. логичный, основанный на разуме, целесообразный.

Итак, слово «разумность» образуется от прилагательного «разумный». Заметим, общим в обоих приведенных толкованиях является то, что «разумный» - это тот, кто обладает разумом. В таком понимании данное слово характеризует некоего субъекта. Но в отличие от объяснения В. И. Даля, С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова выделяют и такое - ретье - значение слова «разумный», которое относится уже не столько к самому субъекту, сколько к его действиям.

Продолжая этимологический анализ, отметим, что в историко-этимологическом словаре современного русского языка П. Я. Черных термин разумность отсутствует. Вместе с тем, очевидна группа одноко-ренных разумности слов, предельно общим из которых является «ум». Обращаясь к словарной статье, посвященной данному слову, мы находим следующее объяснение: «Ум - «способность человека познавать, мыслить», «высокое развитие интеллекта». Прилагательное - умный, умная, умное, умственный, умственная, умственное; существительное - разум. В древнерусском (с XI в.) и старославянском языках - «умъ - «ум», «душа», «мысль», «понимание», разумъ - «рассудительность», «разумение», «способность мыслить»;., умъный - «духовный», «умственный)), «мысленный», разумъный - «одаренный разумом», «познающий»...»4. Учитывая последовательность изложения слов в статье («ум», «умный», «разум») и приводимые объяснения («ум» и «разум»), следует сделать вывод: слово «разумный» образовано опосредованно, от прилагательного «умный», а в конечном счете, от существительного «ум», при помощи приставки раз-, одним из выражений которой в сочетании с глаголами и прилагательными является значение распространения, полноты проявления признака5. Иными словами, «разумный» - в полной мере обладающий умом.

Такова этимология термина «разумность». Что касается определения содержания данного понятия, представляется необходимым рассмотреть такие категории, как «ум», «разум». Именно от них, как мы выяснили, берет свое начало рассматриваемый нами термин.

Рассуждения о «разумном» можно встретить уже в античных мифах, которые, как известно, были не просто поэтическими произведениями: они отражали мировоззрение древних греков, по мере исторического и культурного развития естественно претерпевавшее изменения. Центральное место в мифах отводилось учению о происхождении мира. При этом, как отмечает А. В. Семушкин, можно выделить следующие основные модели такого учения: генезисную и демиургическую6.

Первая из них восходит к наиболее известному, в различных своих интерпретациях, древнегреческому первомифу, «в котором развитие мира осуществляется с помощью антропоморфно-полового механизма регенерации поколений». Основными персонажами здесь выступают боги, олицетворяющие Небо и Землю, Космос и Хаос (Зевс, Гера и др.)- Они противопоставляются друг другу как «обитель света и разумного порядка» и «стихия темного иррационального начала».

Разумность как законодательное требование

В русском языке термин «требование» образуется от соответствующего глагола «требовать», который в свою очередь имеет следующие значения: просить в категорической форме; ожидать проявления каких-либо свойств, действий; «искать настоятельно, повелительно, как должное»; настойчиво добиваться чего-либо, строго, в категорической форме просить о чем-либо, «не допуская отказа». Отсюда требование - категорическая, повелительная просьба, не допускающая отказа.

Поскольку проявление свойств или совершение действия ожидаются категорически, т. е. императивно, можно сделать вывод, что в правоведении требование является юридическим (позитивным) обязыванием.

В праве позитивные обязывания выражаются в возложении па лиц юридических обязанностей активного содержания, т. е. в обязанностях тех или иных лиц «построить свое активное поведение так, как это предусмотрено в юридических нормах». Так же, как и обязывания, требование может быть удовлетворено только посредством совершения действия. При этом последнее может либо само по себе составлять содержание требования (когда требуется совершить определенное действие), либо выступать в качестве средства проявления какого-либо свойства (когда содержание требования составляет проявление такого свойства).

Вместе с тем, действие, как известно, может быть не только активным (положительным), но и пассивным (отрицательным). И если суть требования может составлять не только положительное действие, но и воздержание от его совершения, т.е. бездействие, то для позитивного обязывания характерно возложение обязанностей именно активного содержания.

Обязанность пассивного содержания возлагается на субъектов права посредством другого, самостоятельного, средства правового регулирования - юридических запретов", «Для юридических запретов характерен обращенный к ним, точнее, к их носителям, момент требования (курсив наш - Ю. В.). Если существует юридический запрет, то всегда есть лица, которые вправе потребовать его соблюдения. Такой же момент требования свойственен и юридическим обязанностям на позитивное поведение» .

Таким образом, момент требования является общим для позитивных обязываний и юридических запретов, с той разницей, что в одном случае (обязывания) на лицо возлагается обязанность активного содержания, в другом (запреты) - пассивного; и первые, и вторые по сути являются юридической обязанностью- Сказанное позволяет сделать вывод, что «требование» представляет собой некий симбиоз двух указанных средств правового регулирования135. Того же мнения придерживается Ю. Г- Ткаченко: ученый противопоставляет требование отличному от позитивных обязываний и запретов средству правового регулирования -дозволению.

И требование, и соответствующая ему обязанность имеют одно (одинаковое) содержание: «что» требуется - «что» обязан (совершить определенное действие или воздержаться от его совершения); и первое, и второе адресованы некоему общему субъекту (субъектам): от кого требуется, тот и обязан. Однако отождествление понятий «требование» и «обязанность» недопустимо. Отличие указанных категорий заключается в том, что требование исходит от кого-то (чего-то), а обязанность возлагается на кого-то. Кроме того, «требование, направляемое государством субъекту, формулируется в нормах права как обязанность (курсив наш -ГО. В-)»137а иными словами, обязанность - это не само требование, а форма его выражения.

Общая характеристика разумного действия

Как и любое другое, разумное действие прежде всего является действием. Это значит, что ему должны быть присуши общие свойства действия как такового, выявление которых позволит, в свою очередь, установить специальные признаки собственно разумного действия, и таким образом, определить и предложить критерии последнего.

Действие, понимаемое в русском языке как «проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь», «результат проявление деятельности чего-нибудь, влияние, воздействие», «поступки, поведение» 60, является предметом изучения различных наук: философии, психологии, медицины, социологии, правоведения и многих других. Поэтому любое действие субь-екта может быть проанализировано в философском? психологическом, физическом, социологическом, правовом и иных аспектах.

Здесь же заметим, что наряду с понятием «действие» учеными используются понятия «деятельность» и «поведение», в связи с чем в ходе изложения необходимо также затронуть вопрос соотношения данных понятий.

В философии «действие» рассматривается постольку, поскольку является элементом деятельности; либо мыслительной, познавательной -идеальной (психической) формы деятельности, ориентированной на отражение и преобразование действительности, либо практической - целенаправленной предметно-чувственной деятельности субъекта по преобразованию материальных систем161. При таком подходе подчеркивается преобразующий характер действия, его направленность на изменение окружающей действительности.

В медицине также признается целенаправленный характер действия162, причем отмечается, что воздействие человека на предметы и явления осуществляется посредством действий. Однако акцент делается на физиологическом характере действия: оно рассматривается как движе-ние то есть как двигательная реакция, моторная функция живого организма, приспособление которого к условиям окружающей среды на про-тяжений всей жизни обеспечивается такими основными процессами корковой деятельности как возбуждение и торможение: «Хотя действия могут быть не только двигательные, но и умственные (мыслительные, мне-стические), произвольная деятельность.., наиболее связана с двигательными действиями. Отдельные моторные акты сочетаются друг с другом. Единство их и составляет сущность произвольной деятельности»1 При этом под произвольной в общем виде понимается волевая деятельность субъекта164.

Соответственно, все действия делятся на инстинктивные движения и приобретенные движения. К первым относятся непроизвольные моторные акты (например, быстрое отдергивание руки от проводника с электрическим током), ко вторым - произвольные (волевые) действия.

При социологическом подходе рассматриваются не любые, а только социально значимые действия. Ими признаются действия, осуществляемые субъектом (в социологии это: общество, группа, личность) «в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества», который преследует «определенные социальные цели и интересы» и использует «во имя их достижения различные средства - экономические, социальные, политические и идеологические». Совокупность социально значимых действий образует социальную деятельность, которая выступает одной из форм взаимодействия и отношений человека с другими людьми166.

Деятельность характеризует активность субъекта167 и, таким образом, является самой общей категорией. В таком понимании поведение выступает лишь частным случаем, разновидностью деятельности, а именно: социально ориентированной деятельностью. Аналогичный подход присущ социальной психологии; в которой поведением называют социально значимую систему действий человека16 . В этом, по мнению В.Н.Кудрявцева, «проявляется традиционный подход социальной психологии, ориентирующей на изучение этой наукой лишь тех закономерностей человеческого поведения, которые связаны с участием людей в социальных, коммуникациях»164.

В психологии, равно как и в социологии, деятельность рассматривается как форма реализации общественных отношений, как «совокупность действий, объединенных единой целью». Однако по-иному выглядит соотношение деятельности и поведения,

В отличие от деятельности, которая «всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоего продукта», поведение «не всегда (курсив наш - Ю. В.) целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер»172. Следовательно, в случае, когда поведение носит целенаправленный, предметный и активный характер, оно может быть признано деятельностью. Отсюда следует, что поведение является более широким понятием. Это позволяет учитывать «весь спектр видов и форм поведения, включая аффективные и импульсивные действия, сознательные волевые поступки и элементы бессознательных реакций, внешние и внутренние формы человеческой активности»173. Именно из такого (широкого) понимания поведения мы и будем исходить далее.

С одной стороны, взрослые правы. Не все дети могут сами определить для себя ориентиры в учебе, спорте, музыке и других занятиях. Их нужно научить преодолевать трудности, проявлять терпение, искать пути для достижения успеха. Если родители поставят перед ними задачу «быть лучше других», они будут стремиться опередить своих сверстников, то есть начнут прикладывать максимум усилий для того, чтобы оправдать надежды семьи. Удастся им это или нет - это уже другой вопрос, но они привыкнут трудиться.

Постоянное напряжение

С другой стороны, такая установка требует от ребенка серьезных усилий, постоянного напряжения. С чем это можно сравнить? Представьте себя, взрослого человека, на его месте: допустим, вам ежедневно надо доказывать на работе своему начальнику, что вы лучший! Ваши коллеги могут в течение дня несколько раз устроить себя пятиминутки отдыха - вы никогда не отвлекаетесь от работы; они спокойно относятся к замечаниям - для вас недовольство шефа целая трагедия: ведь вы должны быть во всем и всегда первым! Теперь сравните психику взрослого человека и ребенка: дети более ранимы.

Комплекс неполноценности

Если ребенок очень переживает свои неудачи, огорчается из-за того, что он никак не может приблизиться к той высоте, которую обозначили родители, у него может развиться комплекс неполноценности: сколько он ни старается, у него никак не получается обойти своих товарищей в изучении курса школьной программы. Хорошо, если все-таки у ребенка хотя бы к одному предмету будет определенный талант - тогда он сможет себе и другим доказать, что в чем-то он неоспоримый лидер. Возможно, он найдет себя в спорте, музыке, танцах, рисовании - в чем угодно, лишь бы только определилась та ниша, где способности его будут оценены педагогами и товарищами по достоинству.

Разумные требования родителей

Разумеется, установки родителей никогда не нанесут вреда ребенку, если они будут к нему внимательны и, несмотря на безграничную родительскую любовь, смогут объективно оценить его способности: поймут, где и в чем надо поднажать на ребенка, требуя от него настоящих успехов, а где придираться к результатам не стоит - не дано... Например, у ребенка ярко выраженные гуманитарные способности, но при этом не дается математика: значит, акцент надо делать на такие предметы, как литература, языки, история - с расчетом на то, что поступать в перспективе он будет в вуз именно гуманитарного профиля. Или другой пример: не очень-то даются предметы в школе, зато тренер в спортивной секции видит у ребенка отличный потенциал; почему бы не постараться его максимально развить?

Для обеспечения и защиты прав людей с инвалидностью в России существует как законодательная база, так и нормативная. При чтении и применении соответствующих актов, мы рекомендуем обращать внимание на следующие обстоятельства:

1. Требования по обеспечению доступности для инвалидов применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию (модернизацию) объектам ;

2. Не все требования носят обязательный характер. Обязательные для применения нормативы и правила обеспечения доступности объектов и услуг определены в Перечне .

Стандарты и правила, не включённые в этот Перечень, не являются обязательными и не могут использоваться в качестве доказательной базы. При этом важно обратить внимание, что обязательными для применения являются не все пункты документа, а лишь перечисленные пункты или разделы.

Например, рассмотрим требования пункта 4.1.12 СП 59.13330.2012, касающегося проектирования лестниц. В перечне указано, что обязательными являются «абзацы первый-пятый пункта». Из этого следует, что последний шестой абзац, в котором говорится о необходимости предусматривать предупредительные тактильные полосы перед открытой лестницей, носит лишь рекомендательный характер.

В Перечне также сказано о том, что «нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне». Это означает, что если в обязательном пункте есть ссылка на ГОСТ или СП, которого нет в утверждённом списке, то его применение носит добровольный характер. Для примера, рассмотрим требования пункта 5.2.3 Свода правил : «Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенную поверхность в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026». Текст данного пункта содержит ссылку на ГОСТ, который не входит в обязательный Перечень и носит лишь рекомендательный характер, несмотря на то, что сам пункт 5.2.3 в целом является обязательным.

3. Выполнять нормативные требования следует на альтернативной основе.

Необходимо обращать внимание на союз «и/или», который означает возможность исполнения двух альтернативных вариантов: «… должны иметь тактильные предупреждающие указатели или контрастно окрашенную поверхность», то есть достаточно выполнить только одно из требований.

Кроме того выполнение самого требования может иметь альтернативные решения. Под термином «контрастный цвет» многие понимают применение исключительно жёлтого цвета. На самом деле «контрастность» означает создание визуального контраста за счёт сочетания светлых и тёмных материалов, то есть «светлое на тёмном фоне» или наоборот. При подборе контрастного цвета важно, чтобы он не «выбивался» из общей стилистики и дизайна помещения.

В случае, когда существующий объект невозможно приспособить полностью, следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления», при согласовании задания c территориальным общественным объединением инвалидов, или обеспечить альтернативный способ получения услуги.

«Разумное приспособление» означает, что при реконструкции и капитальном ремонте зданий необходимо ориентироваться на разумные меры, создающие условия жизнедеятельности инвалидов в степени, необходимой и достаточной для конкретной ситуации. Согласно «Конвенции о правах инвалидов» разумное приспособление означает «внесение необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод». Например, не обосновано требование полностью реконструировать здание XVI в., которое является памятником архитектуры.

«Разумное приспособление» означает, что необходимо ориентироваться на разумные меры, создающие условия для инвалидов в степени, необходимой и достаточной для конкретной ситуации.

В соответствии с ФЗ на сотрудников организаций возложено оказание «помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами», что подразумевает, к примеру, навигацию и сопровождение человека с нарушением зрения внутри отделения. В этом случае применение тактильной плитки, которая не позволяет пространству отделения оставаться мобильным становится избыточным требованием и не отвечает принципам разумного приспособления.

4. Проектные решения не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

Согласно пункту 1.1. , «проектные решения… должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах „универсального проекта“ (дизайна)». Универсальный дизайн означает создание равных условий жизнедеятельности, то есть создание доступной среды для всех жителей, а не создание доступной среды для одной категории населения за счёт ущемления прав другой.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 N 419-ФЗ

Постановление от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»