Решение о признании забастовки незаконной принимается. Законные и незаконные забастовки по тк рф, особенности проведения

Являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Часть девятая утратила силу.

Комментарий к Ст. 413 ТК РФ

1. Право на забастовку, гарантированное ст. 37 Конституции РФ (см. комментарий к ст. 398 ТК РФ), может быть ограничено только законом.

2. Статья 413 ТК РФ. определяя, какие забастовки считаются незаконными, исходит из положений ст. 55 Конституции РФ о той мере, в какой возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина.

3. Полный запрет на проведение забастовок работниками, работающими у любого работодателя, может устанавливаться на основании ФКЗ от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277).

4. Право на забастовку может быть ограничено в соответствии с ФКЗ от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375) на территории, на которой на основании указа Президента РФ введено военное положение.

5. Являются незаконными и не допускаются забастовки в органах и организациях, перечисленных в п. п. «а» и «б» ч. 1 ст. 413 ТК РФ, поскольку проведение в них забастовок может создавать угрозу безопасности и здоровью людей.

6. Право на забастовку некоторых категорий работников (государственных и муниципальных служащих, военнослужащих, сотрудников милиции, работников профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, ядерных установок или пунктов хранения и др.) может быть ограничено федеральным законом.

7. Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК (см. комментарий к соответствующим статьям ТК РФ).

8. Забастовка признается незаконной по заявлению работодателя или прокурора на основании решения суда, подлежащего немедленному исполнению, которое доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку.

9. На условиях и в порядке, которые установлены в заключительной части ст. 413 ТК РФ. забастовка может быть отложена либо приостановлена судом.

10. В особых случаях решение о приостановлении забастовки может быть принято Правительством РФ.

Второй комментарий к Статье 413 Трудового кодекса

1. Конституция РФ, признавая право на забастовку, также закрепляет и принцип, в соответствии с которым основные права и свободы не должны трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Эта правовая норма основана на ст. 30 Всеобщей декларации прав и свобод человека, ст. 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах, которые утверждают открытость перечня прав и свобод человека и гражданина, возможность присоединения новых прав к уже провозглашенным.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ Трудовой кодекс (ст. 413) перечисляет случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются. Право на забастовку может быть ограничено только федеральным законом.

2. Незаконной является забастовка, если она была объявлена без учета процедур, требований и сроков, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Признание забастовки незаконной производится решением верховного суда республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку. Последний обязан немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки.

В соответствии с п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (БВС РФ. 2004. N 6) забастовка может быть признана незаконной, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что имелись ограничения для реализации права на забастовку, установленные федеральным законом (например, она проведена в нарушение ч. 1 ст. 413 ТК РФ, предусматривающей случаи, когда забастовка не допускается), либо она проведена с нарушением сроков, процедур и требований, установленных ТК РФ, в частности, не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (ст. 401 — 404 ТК РФ); решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (ч. 2 ст. 410 ТК РФ) либо за это решение проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции), или за его утверждение (при невозможности проведения собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников (ч. 4 ст. 410 ТК РФ); не был обеспечен минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях организации, а также у индивидуального предпринимателя, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (ч. 3 — 8 ст. 412 ТК РФ); работодатель не был предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней о начале предстоящей забастовки (ч. 8 ст. 410 ТК РФ).

3. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. В этом случае работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

Суд также вправе отложить не начавшуюся забастовку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся в этом случае забастовку приостановить на тот же срок (ч. 7 ст. 413 ТК РФ).

Забастовка может быть признана незаконной. Решение о при знании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Забастовка может быть признана незаконной, если в ходе су­дебного разбирательства будет установлено следующее:

— имелись ограничения для реализации права на забастовку, установленные федеральным законом;

— забастовка была объявлена с нарушением сроков, процедур и требований, установленных ТК РФ, в частности не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки;

— решение о проведении забастовки принято в отсутствие не­обходимого кворума;

— за решение о проведении забастовки проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конфе­ренции), или за его утверждение (при невозможности проведе­ния собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работ­ников;

— не был обеспечен минимум необходимых работ (услуг) в орга­низациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жиз­ненно важных интересов общества;

— работодатель не был предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней о начале предстоящей забас­товки.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проин­формировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекра­тить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглав­ляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизнен­но важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе при­остановить забастовку до решения вопроса соответствующим су­дом, но не более чем на 10 календарных дней.

В соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются неза­конными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положе­ния либо особых мер в соответствии с законодательством о чрез­вычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных или иных формированиях, организациях (филиалах, представитель­ствах или иных обособленных структурных подразделениях), не­посредственно ведающих вопросами обеспечения безопасности страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, по­исково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий или чрезвычайных ситуа­ций; в правоохранительных органах, в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подраз­делениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотлож­ной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энер­гообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транс­порт, связь, больницы), в случае если проведение забастовок со­здает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для рас­торжения трудового договора, за исключением случаев неиспол­нения обязанности прекратить забастовку.

Запрещается применять к работникам, участвующим в забас­товке, меры дисциплинарной ответственности. На время забас­товки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработ­ную плату за время их участия в забастовке, за исключением ра­ботников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спо­ра, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работ­никам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ТК РФ. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном ТК РФ.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - уволь­нение работников по инициативе работодателя в связи с их уча­стием в коллективном трудовом споре или в забастовке. Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавля­ющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приос­тановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Представительный орган работников, объявивший и не пре­кративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной заба­стовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «индивидуальный трудовой спор». Опи­шите порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комис­сии по трудовым спорам (КТС).

2. Опишите порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в суде.

3. Дайте определение понятия «коллективный трудовой спор». Какие этапы включает в себя порядок разрешении коллективного трудового спора?

4. Опишите порядок рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии.

При каких условиях забастовка может быть признана незаконной?

Опишите порядок разрешения коллективного трудового спора с участием посредника.

6. Как происходит разрешение коллективного трудового спора в тру­довом арбитраже?

7. Что такое забастовка? В каком порядке она проводится?

8. В каких случаях забастовка может быть признана незаконной?

Глава 15

Образцы документов

Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов. Форма N 1-ПР

—————————————————————————¬¦ ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ¦L—————————————————————————

—————————————————————————¬¦ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПОЛУЧАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИИ ¦L—————————————————————————

—————————————————————————¬¦ Нарушение порядка представления статистической информации, а равно ¦¦ представление недостоверной статистической информации влечет ¦¦ ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской ¦¦ Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, ¦¦ а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1 "Об ¦¦ ответственности за нарушение порядка представления государственной ¦¦ статистической отчетности" ¦L—————————————————————————

—————————————————————————¬¦ ВОЗМОЖНО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ¦L—————————————————————————

—————————————————————————¬¦ СВЕДЕНИЯ О ПРИОСТАНОВКЕ (ЗАБАСТОВКЕ) И ВОЗОБНОВЛЕНИИ ¦¦ РАБОТЫ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ¦¦ за ____________ 20__ г. ¦L—————————————————————————

————————————T—————¬ ——————¬¦ Предоставляют: ¦ Сроки ¦ ¦ Форма N 1-ПР ¦¦ ¦предоставления ¦ L——————+———————————-+—————+¦юридические лица (кроме субъектов ¦ на 2 день ¦ Приказ Росстата:¦малого предпринимательства), ¦ после ¦ Об утверждении формы¦осуществляющие все виды ¦ отчетного ¦ от 18.08.2008 N 193¦экономической деятельности: ¦ периода ¦ О внесении изменений¦ — территориальному органу ¦ ¦ (при наличии)¦ Росстата в субъекте Российской¦ ¦ от ________ N ___¦ Федерации по установленному им¦ ¦ от ________ N ___¦ адресу ¦ ¦¦ ¦ ¦ ——————¬¦ ¦ ¦ ¦ Месячная ¦L———————————-+—————- L——————

—————————————————————————¬¦Наименование отчитывающейся организации _________________________________¦+————————————————————————-+¦Почтовый адрес __________________________________________________________¦+———-T—————————————————————+¦ Код ¦ Код ¦¦ формы по +———————T——————-T———————+¦ ОКУД ¦ отчитывающейся ¦ ¦ ¦¦ ¦организации по ОКПО ¦ ¦ ¦+———-+———————+——————-+———————+¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦+———-+———————+——————-+———————+¦ 0606009 ¦ ¦ ¦ ¦L———-+———————+——————-+———————-

——-T———————————-T———T———-T———-¬¦ N ¦ Показатели ¦ Единица ¦ Код ¦ ¦¦строки¦ ¦измерения¦ по ОКЕИ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦Дата приостановки работы (начала ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовки): ¦ ¦ ¦ ¦¦ 01 ¦ число ¦ ¦ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 02 ¦ месяц ¦ мес. ¦ 362 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦Дата возобновления работы: ¦ ¦ ¦ ¦¦ 03 ¦ число ¦ ¦ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 04 ¦ месяц ¦ мес.

Статья 17. Незаконные забастовки

¦ 362 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 05 ¦Продолжительность забастовки ¦ сутки ¦ 359 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 06 ¦Среднесписочная численность ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦работников организации, за месяц, ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦предшествующий забастовке ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 07 ¦Численность работников, ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦непосредственно вовлеченных в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовку в отчетном периоде ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 08 ¦Численность работников, косвенно ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦вовлеченных в забастовку в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦отчетном периоде ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦ Материальный ущерб ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦По забастовкам продолжительностью ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ менее одной смены (дня): ¦ ¦ ¦ ¦¦ 09 ¦Потери рабочего времени ¦человеко-¦ 539 ¦ ¦¦ ¦ ¦ час ¦ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 10 ¦Не произведено продукции (не ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦выполнено работ) в фактически ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦действующих ценах ¦ руб. ¦ 383 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦По забастовкам продолжительностью ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ одна смена (день) и более: ¦ ¦ ¦ ¦¦ 11 ¦Потери рабочего времени в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦отчетном периоде для работников, ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦непосредственно вовлеченных в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовку ¦человеко-¦ 540 ¦ ¦¦ ¦ ¦ день ¦ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 12 ¦Не произведено продукции (не ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦выполнено работ) в фактически ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦действующих ценах в отчетном ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦периоде ¦ руб. ¦ 383 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 13 ¦Число организаций, которым из-за ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовки была прекращена ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦поставка продукции в отчетном ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦периоде ¦ ед. ¦ 642 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦ По переходящим забастовкам ¦ ¦ ¦ ¦¦ 14 ¦Численность работников, ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦непосредственно вовлеченных в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовку со дня начала ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовки ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 15 ¦Численность работников, косвенно ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦вовлеченных в забастовку со дня ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦начала забастовки ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦L——+———————————-+———+———-+————

—————————————T———————————-¬¦Причины забастовки (может быть указано¦ Код: ¦¦ несколько причин): ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦L—————————————+————————————

Должностное лицо, ответственное за предоставление статистической информации (лицо, уполномоченное предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица) ____________ ____________ _________ (должность) (Ф.И.О.) (подпись)

____________ "__" _______ 20__ год (номер (дата составления контактного документа) телефона)

Статья 17. Незаконные забастовки

1. Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных статьями 3 — 8, 12 — 16 настоящего Федерального закона.

2. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц.

3. Являются незаконными забастовки работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, — если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства.

Признание забастовки незаконной

Право на забастовку может быть ограничено в соответствии с законом о чрезвычайном положении.

5. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

6. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

7. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

8. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

9. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

10. В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи, решение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка.

Статья 413 ТК РФ. Незаконные забастовки

Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

В решении об объявлении забастовки указываются:

перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;

наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.

ГЛАВА V
Основные положения трудового законодательства:
Право на забастовку

Введение

Забастовка является основным средством, с помощью которого трудящиеся и их организации могут защитить свои социальные и экономические интересы. Это наиболее явная и жесткая форма коллективного действия в связи с трудовым конфликтом. Забастовка часто рассматривается как "последнее средство" организаций работников для достижения их требований.

Но забастовки нельзя рассматривать в отрыве от трудовых отношений в целом.

Статья 413 ТК РФ. Незаконные забастовки (действующая редакция)

Они весьма дорогостоящие для работников, работодателей и общества, вызывают раскол в социальной среде и являются результатом провала процесса определения условий труда посредством коллективных переговоров. Действительно, в большей мере, чем другие аспекты трудовых отношений они часто симптом более глубоких и широких процессов, в результате чего даже когда забастовки запрещены национальным законодательством или решениями судов, они все же происходят, если экономическое и социальное давление достаточно сильно. Право на забастовку признается контрольными органами МОТ как прямое следствие права на свободу объединения, обеспечиваемое Конвенцией N 87, которое проистекает из права организаций трудящихся следовать своим собственным программам деятельности в целях защиты экономических и социальных интересов работников. Однако право на забастовку не является абсолютным правом, и считается, что оно может быть обусловлено определенными правовыми условиями и ограничениями. В исключительных случаях на использование этого права даже может быть наложен запрет. (См. ст. 3 Конвенции N 87 и парагр. 151 Общего обзора).

Право на забастовку признается рядом международных и региональных документах, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 8 (1)(г)), Межамериканскую хартию социальных гарантий 1948 года (ст. 27), Европейскую социальную хартию 1961 года (ст. 6(4) и Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в экономической, социальной и культурной областях прав (1988) (ст. 8(1)(б).

Право на забастовку в конституциях и законодательстве

Право на забастовку в настоящее время недвусмысленно признается в конституциях и/или законодательстве большинства стран. Это право может рассматриваться как индивидуальное право отдельно взятого трудящегося, так и коллективное право трудящихся. В последнем случае отдельно взятый трудящийся может воспользоваться защитой закона, действующей в отношении его,/ее участия в забастовке, только в случае, если забастовка официально организована профсоюзом.

Пример

Определение забастовки, попадающей под защиту закона

Для того чтобы забастовка в защиту интересов работников попадала под защиту закона она должна соответствовать определению законной забастовки или аналогичной промышленной акции. Под защиту закона не подпадают другие действия, такие как действия насильственного характера или приостановление работы, которые не соответствуют определению законной забастовки. В большинстве случаев именно прекращение работы рассматривается как забастовка. Другие действия, которые способны парализовать или привести к сокращению экономической активности предприятия, как, например, замедленная работа или «работа по правилам» в некоторых случаях могут рассматриваться как забастовка и попадать под защиту закона, а в некоторых нет. Контрольные органы МОТ считают, что правовые ограничения в отношении таких акций могут быть обоснованными только в случае, если эти действия перестают носить мирный характер.

Пример

Возможные исключения из права на забастовку: государственные служащие, сфера существенных услуг, минимум необходимых работ (услуг), споры о праве.

В одних странах право на забастовку распространяется на всех работников, независимо от того, работают ли они в государственном или частном секторе, и вне зависимости от того, как забастовка тех или иных работников сказывается на общественных интересах. В других странах, однако, государственные служащие или работники, занятые в отраслях, осуществляющих жизненно важные для общества работы, лишены права на забастовку. Во многих странах проведение забастовок запрещено в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Государственные служащие

Хотя государственные служащие, наряду с остальными работниками, должны иметь право на свободу объединения, права на забастовку могут быть лишены государственные служащие, которые «осуществляют властные функции от лица государства» (См. Общий обзор, парагр. 158.) К этой категории могут относиться судьи и другие лица, занимающее административные должности в системе правосудия, однако, в эту категорию не входят государственные служащие, работающие на коммерческих и промышленных предприятиях, находящихся в государственной собственности. (См. Сборник, парагр. 532, 537)

Законодательство должно как можно более точно и четко определить категории государственных служащих, право которых на забастовку ограничено. Это должно основываться на следующих критериях:

  • характер задач, выполняемых работниками, и
  • какое возможное воздействие будет иметь прекращение работы этими служащими в случае забастовки.

Пример

Жизненно важные работы и чрезвычайные ситуации

Законодательство отдельных стран накладывает те или иные ограничения на использование права на забастовку работниками отраслей, осуществляющих жизненно важные для общества работы. При толковании принципов МОТ, действующих в отношении свободы объединения, применительно к ситуациям такого рода контрольные органы МОТ считают, что ограничение или запрещение права на забастовку возможно в тех сферах, где прекращение работы может создать угрозу жизни, личной безопасности или здоровью всего населения или его части. (См. Общий обзор, парагр. 159) Законодательством может быть установлено общее определение жизненно важных работ (существенных услуг), при этом рассмотрение каждого конкретного случая осуществляется органами государственной власти или судами. Альтернативным вариантом может стать утверждение, иногда с участием организаций работодателей и работников, порядка определения того, какие работы следует относить к жизненно важным. В некоторых случаях законодательством определен перечень работ, считающихся жизненно важными, то есть сфер, в которых приостановка работы недопустима.

Контрольные органы МОТ считают, что в тех случаях, когда на право на забастовку накладываются ограничения или это право подпадает под запрет, соответствующие работники должны иметь компенсационные гарантии в виде использования процедур примирения и посредничества, которые в случае неудачи, приводят в действие механизм арбитража, рассматриваемый сторонами как столь же эффективное средство разрешения конфликтов. Стороны должны иметь возможность участвовать в установлении и осуществлении порядка, который бы обеспечивал должные гарантии беспристрастного и скорого разрешения конфликтов; такой порядок должен быть обязательным для обеих сторон, и выполняться незамедлительно и полностью. (См. Общий обзор, парагр. 164)

Некоторые виды деятельности, которые в одних странах не рассматриваются как виды деятельности, прекращение работы которых может поставить под угрозу жизнь, личную безопасность или здоровье всего населения или его части, в других странах в силу определенных условий, наоборот, могут относиться к таким видам деятельности. Примером этого может служить портовая или морская транспортная служба на острове, где обеспечение нормальной жизни в значительной степени зависит от поставок основных товаров, осуществляемых этими службами. Нередко, степень угрозы, создаваемая такой забастовкой, зависит от ее продолжительности. Забастовка продолжительностью в несколько дней может не создать особых проблем, в то время как забастовка, продолжающаяся несколько недель или месяцев, может причинить населению серьезный ущерб. По этой причине в некоторых странах власти вправе объявить ту или иную сферу деятельности жизненно важной или запретить проведение забастовки или иного выступления работниками той или иной службы, когда продолжительность действия забастовки или выступления создает для населения ситуацию, близкую к чрезвычайной.

Обычно, законодательство, запрещающее или ограничивающее право работников сферы жизненно важных работ на забастовку, сопровождает ограничения такого рода требованием об обязательной передаче споров в арбитраж. Это может служить своего рода компенсационной гарантией за утрату права на забастовку.

Пример

Минимум необходимых работ (услуг)

Вместо введения запрета на забастовки в таких службах коммунального хозяйства, где полный запрет был бы необоснован в силу того, что прекращение работы этими службами не способно причинить населению большого вреда, в некоторых странах предусмотрено предоставление минимального объема работ для обеспечения основных потребностей населения во время проведения забастовки. Контрольные органы МОТ считают, что предоставление минимального объема работ в таких областях может являться приемлемой альтернативой, кроме случаев, когда под сомнение ставится право на забастовку большей части работников таких служб. По мнению МОТ, правила в отношении предоставления минимума работ (услуг) должны отвечать, по крайней мере, двум требованиям:

  • речь должна идти об определении действительно минимального объема работ (услуг), который ограничивается проведением только тех операций, которые строго необходимы для обеспечения основных потребностей населения или выполнения минимальных требований, предъявляемых к таким службам в отношении проведения законных забастовок; при этом не должна ослабляться эффективность давления, оказываемого забастовщиками.
  • соответствующие организации работников должны иметь возможность участвовать наряду с работодателями и органами государственной власти в определении того, каков должен быть необходимый объем минимальных работ (услуг).

Положения в отношении предоставления минимального объема работ должны:

  • быть четко сформулированы;
  • применяться строго в соответствии с регламентом; и
  • быть заранее известны тем, на кого они распространяются.

Крайне желательно, чтобы:

  • переговоры об определении и организации обеспечения минимального объема работ (услуг) не проводились в период трудового спора, дабы стороны имели возможность изучить вопрос объективно и без пристрастия; и
  • стороны предусмотрели создание совместного или независимого органа, наделенного полномочием принимать обязательные к исполнению решения и ответственного за быстрое рассмотрение проблем, возникших в результате определения минимально необходимого объема работ (услуг) и применения данных требований на практике.

В случаях, когда введение запрета на проведение забастовок было бы необоснованно, введение требований в отношении предоставления минимального объема работ может быть уместным для обеспечения основных потребностей потребителей или обеспечения надежной работы оборудования. Такие положения могут также использоваться вместо полного запрета на проведение забастовок в службах, определенных должным образом как жизненно важные. (См. Общий обзор, парагр. 160-162)

Пример

Споры о праве

Во многих случаях разногласия по вопросам прав, предусмотренных законом, коллективным договором, или трудовым договором не считаются достаточным основанием для объявления забастовки, так как ожидается, что, после безрезультатного использования согласительных процедур, стороны будут иметь возможность обратиться в соответствующий судебный орган за окончательным решением спора.

Пример

Условия существования права на забастовку

Обычно в национальных законодательствах содержится ряд условий, исполнение которых обязательно для работников и их организаций при реализации ими права на забастовку. Эти условия не должны незаконным образом препятствовать использованию права на проведение забастовки в защиту интересов работников. Наиболее часто встречающимися в законодательстве являются следующие условия:

  • все возможности для разрешения спора с помощью согласительной процедуры или посредничества должны быть исчерпаны до начала проведения забастовки;
  • до начала проведения забастовки должно быть проведено голосование о целесообразности проведения забастовки; забастовка может быть проведена только в том случае, если за нее проголосовало большинство участников голосования;
  • уведомление о проведении забастовки должно быть сделано заранее.

Исчерпание возможностей разрешения спора с помощью процедур примирения и посредничества

В законодательствах многих стран содержится требование о том, что забастовка не может быть объявлена до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности для разрешения спора с помощью процедур примирения или посредничества. В соответствии с принципами МОТ в отношении свободы объединения и права на забастовку, эти требования являются законными, так как способствуют разрешению разногласий путем переговоров. Однако эти процедуры не должны быть долгими и сложными, так как в противном случае проведение законной забастовки станет невозможным или не сможет служить достижению поставленных целей. (См. Общий обзор, парагр. 171)

В некоторых случаях в законодательстве четко определено, что забастовка не может быть организована до исчерпания всех возможностей разрешить спор с помощью процедур примирения и посредничества. В других случаях выполнение данного требования вытекает из содержащегося в законодательстве требования об уведомлении служб примирения или посредничества о возникших разногласиях (проведение забастовки разрешается только в случае, если спор остается неразрешенным после завершения процедур примирения и посредничества).

Пример

Проведение голосования по вопросу о целесообразности проведения забастовки

В странах, где право на забастовку является коллективным правом, обусловленным принятием профсоюзом соответствующего решения, в законодательстве иногда содержится требование о проведении профсоюзом до объявления забастовки голосования по вопросу о целесообразности проведения данной забастовки. При этом для проведения забастовки должно быть получено согласие большинства работников, которых должна затронуть данная забастовка. Цель этого мероприятия заключается в том, чтобы придать трудовым отношениям, в частности забастовкам, упорядоченный характер, уменьшить вероятность возникновения не санкционированных профсоюзом забастовок, а также обеспечить демократический контроль за принятием важных решений в интересах соответствующих работников. Вне зависимости от того, включены ли эти требования в законодательство, они часто бывают включены в уставы профсоюзов. Такого рода положения соответствуют принципу свободы ассоциации, если только они не делают осуществление права на забастовку сложным или даже невозможным на практике. В частности, законодательные нормы по данному вопросу должны обеспечить:

  • требования в отношении кворума и необходимого для принятия решения большинства должны быть определены в разумных пределах (данные требования не должны делать использование права на забастовку затруднительным, а то и невозможным);
  • при установлении наличия большинства голосов в поддержку проведения забастовки, подсчету должны подлежать только поданные голоса.

(См. Общий обзор, парагр. 170; Сборник, парагр. 506, 507, 508, 511)

Пример

Сроки уведомления

Законодательно могут быть предусмотрены требование о том, чтобы работники уведомляли работодателя за определенный срок до того, как воспользоваться своим правом на забастовку при условии, что срок, за который такое уведомление должно быть сделано, не будет слишком долгим (это ограничивало бы возможности использования права на забастовку). Может быть рассмотрен вопрос о сокращении сроков уведомления в случае, если процедуры примирения и посредничества были долгими, а круг остающихся неразрешенными разногласий четко обозначен. (См. Общий обзор, парагр. 172) Как правило, срок подачи уведомления о забастовке должен быть коротким, однако, для сферы существенных услуг, а также работ, имеющих социальное или общественное значение, срок подачи уведомления, должен быть более продолжительным (в разумных пределах). Комитет МОТ по свободе объединения определил, что в указанных сферах приемлемым с точки зрения принципа свободы ассоциации являются следующие сроки подачи:

  • уведомление должно быть сделано за 20 дней в случае, если работы имеют социальное и общественное значение (См. Сборник, парагр. 504); и
  • уведомление должно быть сделано за 40 дней в случае, если работы относятся к существенным услугам при условии, что этот срок был назначен для того, чтобы стороны имели дополнительное время для обдумывания своих действий. (См. Сборник, парагр. 505)

Пример

Мирное пикетирование

Пикетирование имеет целью обеспечить успех забастовки путем убеждения как можно большего числа работников прекратить работу. Хотя национальная практика по данному вопросу различается, пикетирование, как правило, признается законным и часто рассматривается как форма права на забастовку. В некоторых странах законодательство устанавливает определенные правила относительно пикетирования и захвата предприятия забастовщиками. Чтобы соответствовать принципу свободы ассоциации любые такие ограничения должны сводиться к случаям, когда действия забастовщиков перестают носить мирный характер (Общий обзор, напр. 174)

Пример

Защита бастующих от увольнения и временная замена бастующих

В соответствии с положениями законов многих стран работодатель не имеет права уволить работников, на том основании, что они участвовали в законной забастовке. На практике индивидуальный трудовой договор принято часто считать приостановленным на время проведения забастовки. В связи с эти следует иметь в виду, что при отсутствии действенной защиты против увольнения или других санкций в связи с проведением законной забастовки право на забастовку может быть лишено всякого содержания. (См. Общий обзор, парагр. 139)

В некоторых странах закон позволяет работодателю временно заменить, но не уволить бастующего работника. В принципе, такой работник имеет право быть восстановленным на работе после завершения забастовки.

1. Основания признать забастовку незаконной, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, основаны на положениях ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Ограничения реализации права работников на забастовку установлены, во-первых, для работников всех организаций в особых условиях (военное или чрезвычайное положение), во-вторых, для работников организаций, прямо связанных с обеспечением обороны страны, безопасности государства и населения, в-третьих, для работников в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

3. Первое ограничение установлено по единственному критерию - существование указанных в законе условий. Оно распространяется на работников любых организаций. Например, в условиях чрезвычайного положения действует ст. 11 Закона о чрезвычайном положении.

В соответствии с указанной нормой на период действия чрезвычайного положения в качестве одного из временных ограничений может быть запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также запрет или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Эти ограничения предусматриваются указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

Решение о введении ограничений принимается Президентом РФ самостоятельно либо по ходатайству коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение (ст. 18 Закона).

Разрешение коллективного трудового спора, возникшего или продолжающегося в период действия чрезвычайного положения, если указом Президента РФ установлены упомянутые ограничения, должно быть отложено или завершено на дозабастовочной стадии рассмотрения.

4. Угроза обороне страны может возникнуть исключительно в военное время (в период ведения боевых действий или введения военного положения), поскольку только в этот период реально осуществляется оборона.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" (СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375) предусматривает возможность ограничения права на забастовку в период введения военного положения. В соответствии со ст. 7 Закона на территории, на которой введено военное положение на основании указов Президента РФ, запрещается проводить забастовки и использовать иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций.

5. Безопасность государства - понятие более широкое; оно включает, в частности, обороноспособность страны, создание режима соблюдения прав всех граждан государства.

Под безопасностью населения надо понимать и охрану жизни и здоровья граждан, и защиту людей в чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, пожары и т.п.), и правовую защиту (деятельность правоохранительных органов).

Норма ч. 1 комментируемой статьи исходит из того, что приостановка деятельности указанных в ней организаций всегда создает угрозу важным и охраняемым интересам общества, поэтому работникам таких организаций проведение забастовки запрещено независимо от наличия других обстоятельств.

6. В организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, забастовки запрещаются лишь в том случае, когда они создают угрозу конституционно значимым общественным интересам.

Используя конституционную формулировку, ТК устанавливает два критерия для запрещения забастовок (признания их незаконными): а) принадлежность к определенной категории работников; б) создание забастовкой угрозы обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Указанные критерии применяются одновременно.

Такой подход обеспечивает необходимое согласование между защитой профессиональных интересов, которая осуществляется с помощью забастовки, и соблюдением общественных интересов.

При решении вопроса о признании забастовки незаконной на основании критериев, предусмотренных комментируемой статьей, необходимо учитывать, что ограничения права на забастовку объективно обусловлены характером деятельности указанных категорий работников и возможными последствиями прекращения ими работы. Однако в каждом конкретном случае подлежит специальному исследованию факт существования угрозы обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей, поскольку именно наличие такой угрозы позволяет сделать вывод о том, что могут быть нарушены конституционно охраняемые общественные интересы.

7. Федеральные законы могут ограничивать право на забастовку. Однако введение ограничений возможно лишь при строгом соблюдении Конституции РФ.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 мая 1995 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" (в ред. от 20 мая 1991 г.) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1976), ограничение права на забастовку не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства (ч. 2 ст. 8), а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других лиц (п. "с" ч. 1 ст. 8). При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений.

Возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и предлагаемых последствий прекращения ими работы прямо вытекает из положений ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Тем самым Конституция РФ определяет для законодателя рамки возможных ограничений.

Выработанный Конституционным Судом РФ подход по вопросу о возможности ограничения права на забастовку в полной мере поддержан Верховным Судом РФ. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (БВС РФ. 1996. N 1) подчеркивается: ограничение права на забастовку допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции РФ. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, указанных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, неправомерно.

Используя предусмотренное Конституцией РФ право, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения права на забастовку. К ним относятся:

  • запрещение прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора для государственных гражданских служащих (п. 15 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе);
  • недопустимость забастовок авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения (п. 1 ст. 52 ВК);
  • недопустимость забастовок работников ядерных установок и пунктов хранения, если в результате их проведения может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения, окружающей среды, здоровью, правам и законным интересам других лиц (ст. 39 Закона об использовании атомной энергии);
  • недопустимость прекращения работы как средства разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3503));
  • запрещение муниципальным служащим прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора (п. 14 ч. 1 ст. 14 Закона о муниципальной службе).

8. Не все ограничения, установленные федеральным законодательством, представляются абсолютно бесспорными с точки зрения применения конституционных принципов установления пределов прав и свобод человека. Так, МОТ признает возможным запретить участие в забастовках только тем государственным служащим, которые реализуют властные полномочия от имени государства. Конституция РФ, как уже отмечалось, допускает ограничение прав лишь: а) для защиты определенных социальных ценностей (основ конституционного строя и др.); б) в той мере, в какой это необходимо для обеспечения защиты этих ценностей. Тем не менее Закон о государственной гражданской службе запрещает участие в забастовках всем без исключения гражданским служащим, а Закон о муниципальной службе - всем муниципальным служащим.

Ограничение организации и проведения забастовок предусмотрено и для работников железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования (ст. 26 Закона о железнодорожном транспорте).

9. Пленум Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. среди оснований для признания забастовки незаконной в случае нарушения сроков, процедур и требований, установленных Трудовым кодексом, называет следующие:

  • не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (ст. ст. 401 - 404);
  • решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (ч. 2 ст. 410);
  • за решение о проведении забастовки проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции);
  • за утверждение решения о проведении забастовки (при невозможности проведения собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников (ч. 4 ст. 410);
  • не был обеспечен минимум необходимых работ в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (ч. ч. 3 - 8 ст. 412);
  • работодатель не был предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней о начале предстоящей забастовки (ч. 8 ст. 410) (п. 59 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).
  • К этому перечню необходимо добавить такое основание, как проведение забастовки позднее чем через 2 месяца после ее объявления (см. коммент. к ст. 410).

10. Важнейшим и наиболее распространенным на практике основанием признания забастовки незаконной является нарушение процедур разрешения коллективного трудового спора. К их числу необходимо отнести:

  • нарушение сроков, предусмотренных ст. ст. 399 - 404, 410 ТК;
  • объявление забастовки без проведения примирительных процедур;
  • проведение забастовки без определения минимума необходимых работ (услуг) или с нарушением соглашения о минимуме;
  • объявление забастовки с нарушением порядка, предусмотренного ст. 410 ТК;
  • невыполнение требований ст. 412 ТК об обеспечении общественного порядка, сохранности имущества, продолжения работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей;
  • организация забастовки представителями работодателя (ч. 5 ст. 409 ТК) и др.

11. Судебная практика по применению аналогичных норм ранее действовавшего законодательства исходит из того, что порядок проведения примирительных процедур и объявления забастовки должен соблюдаться неукоснительно. Забастовки, объявленные без прохождения примирительных процедур, признаются незаконными (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2005 г. N 93-Г05-14 по кассационной жалобе представителя работников цеха технологического автотранспорта ЗАО "Серебро Магадана" Микая Б.В. на решение Магаданского областного суда от 24 июня 2005 г. по заявлению ЗАО "Серебро Магадана" о признании забастовки коллектива цеха технологического автотранспорта ЗАО "Серебро Магадана" 12 июня 2005 г. незаконной (БВС РФ. 2006. N 1)).

Не вызывает сомнений в судебной практике и оценка забастовок, проводимых с нарушением законодательства о выполнении минимума необходимых работ (услуг) или объявленных с нарушением правил, установленных ст. 410 ТК (не на общем собрании, без наличия требуемого кворума и т.п.).

12. Дела о признании забастовок незаконными отнесены к компетенции верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов. Они рассматриваются в порядке искового производства по заявлению работодателя или прокурора, который выступает в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре).

13. Гражданско-процессуальное законодательство не предусматривает каких-либо особенностей рассмотрения дел о признании забастовок незаконными. Они рассматриваются в исковом порядке.

14. В ходе судебного разбирательства возможно заключение мирового соглашения. В судебной практике подобные случаи встречаются. Например, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда утвердила мировое соглашение между Федеральной авиационной службой России и Федерацией профсоюзов авиадиспетчеров России, согласно которому Федерация профсоюзов признала ошибочность направления требований к Федеральной авиационной службе и частичное нарушение порядка их выдвижения, а Федеральная авиационная служба отказалась от исковых требований.

15. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку. Этот орган участвует в процессе рассмотрения дела о признании забастовки незаконной как представитель работников (ответчик), владеет информацией о совершаемых процессуальных действиях, представленных доказательствах и о принятом решении. Он обязан информировать работников о вынесенном судом решении немедленно (в день вынесения решения). Это имеет существенное значение в случае признания забастовки незаконной, поскольку работники должны на следующий день после принятия решения прекратить ее.

Указанное требование должно относиться и к доведению до работников решения суда о приостановке или об отсрочке забастовки.

16. Часть 6 комментируемой статьи содержит определенную неточность. С одной стороны, решение суда о признании забастовки незаконной подлежит немедленному исполнению, с другой - оно должно вступить в законную силу.

Эта неточность с успехом преодолевается правоприменительной практикой. Решение суда о признании забастовки незаконной исполняется немедленно, т.е. до вступления в законную силу (см. коммент. к ст. 417).

17. Признание забастовки незаконной влечет немедленное ее прекращение или отказ от проведения забастовки, если она была объявлена, но еще не начата. В такой ситуации коллективный трудовой спор должен разрешаться путем возобновления примирительных процедур. Возможно проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования.

Если основанием признания забастовки незаконной послужило нарушение процедур разрешения коллективного трудового спора, работники могут попытаться объявить забастовку еще раз, исправив допущенные нарушения. Например, решение об объявлении забастовки было принято общим собранием, на котором в нарушение требований ст. 410 ТК присутствовало менее половины работников. После признания забастовки незаконной и возобновления работы представительный орган работников может вновь созвать общее собрание, чтобы принять решение о проведении забастовки в строгом соответствии с законодательством.

Не исключен и такой вариант: после признания забастовки незаконной требования работников остаются неудовлетворенными и уже не рассматриваются; коллективный трудовой спор прекращается.

В конечном счете решение о судьбе конкретного трудового спора принимают работники (их представительный орган).

18. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает возможность отсрочки или приостановления забастовки. Решение об этом принимает суд.

Основанием для таких действий может служить только создание непосредственной угрозы жизни и здоровью людей.

Законодательство не устанавливает конкретного механизма отсрочки (приостановления) забастовки - в каком порядке, по чьей инициативе принимается такое решение, как оно должно исполняться. Основываясь на судебной практике, можно предположить, что приостановление начавшейся или отсрочка еще не начавшейся забастовки на срок до 30 дней возможны в процессе рассмотрения или подготовки к рассмотрению дела о признании забастовки незаконной при наличии обстоятельств, позволяющих опасаться причинения вреда жизни и здоровью людей.

19. Правом приостановить забастовку наделено также Правительство РФ. Оно может вынести соответствующее решение в случаях, имеющих особую роль для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации в целом или отдельных территорий. В этих случаях забастовка может быть приостановлена максимум на 10 календарных дней до рассмотрения вопроса соответствующим судом.

Забастовка может быть признана незаконной. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Забастовка может быть признана незаконной, если в ходе судебного разбирательства будет установлено следующее:

Имелись ограничения для реализации права на забастовку, установленные федеральным законом; -

забастовка была объявлена с нарушением сроков, процедур и требований, установленных ТК РФ, в частности, не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки; -

решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума; -

за решение о проведении забастовки проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции), или за его утверждение (при невозможности проведения собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников; -

не был обеспечен минимум необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества; -

работодатель не был предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней о начале предстоящей забастовки.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку.

Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением ра-

ботников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ТК РФ. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном ТК РФ.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Вопросы и задания 1.

Дайте определение понятия «индивидуальный трудовой спор». Опишите порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам (КТС). 2.

Опишите порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в суде. 3.

Дайте определение понятия «коллективный трудовой спор». Какие этапы включает в себя порядок разрешения коллективного трудового спора? 4.

Опишите порядок рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии. 5.

Опишите порядок разрешения коллективного трудового спора с участием посредника. 6.

Как происходит разрешение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже? 7.

Что такое забастовка? В каком порядке она проводится? 8.

В каких случаях забастовка может быть признана незаконной? 9.

Еще по теме Незаконная забастовка:

  1. Стаття 263-1. Незаконне виготовлення, переробка чи ремонт вогнепальної зброї або фальсифікація, незаконне видалення чи зміна її маркування, або незаконне виготовлення бойових припасів, вибухових речовин чи вибухових пристроїв
  • ЧАСТЬ V. ЧАСТЬ ПЯТАЯ
    • Раздел XIII. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
      • Глава 61. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Статья 413. Незаконные забастовки

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.