Какие примирительные процедуры являются обязательными. Трудовой кодекс

Новая редакция Ст. 401 ТК РФ

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены при согласии сторон коллективного трудового спора. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

Комментарий к Статье 401 ТК РФ

Участники коллективных трудовых споров - и представители сторон, и примирительная комиссия, и посредник, и трудовой арбитраж - все они призваны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникших разногласий "мирным" путем.

В этих целях Кодекс разбил рассмотрение трудового спора на несколько этапов. Сначала его должна попытаться разрешить примирительная комиссия. После этого стороны спора могут приглашать посредника. Кроме того, стороны спора могут создать временно действующий орган - трудовой арбитраж. Обратите внимание, что в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, его создание является не правом, а обязанностью спорящих сторон.

Кодекс указывает на то, что рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Это тот случай, когда досудебного урегулирования спора избежать нельзя, даже если конфликтующие стороны не склонны к такому решению.

Если примирительной комиссии не удалось разрешить спор, то после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Всячески стремясь к досудебному рассмотрению споров, законодатель допускает в случае необходимости и по согласованию сторон продление установленных сроков примирительных процедур.

Все эти этапы являются досудебными, в том числе и трудовой арбитраж, так как он не представляет собой судебную инстанцию в полном смысле этого слова.

Другой комментарий к Ст. 401 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой кодекс максимально ориентирует стороны коллективного трудового спора на его разрешение в рамках примирительных процедур, справедливо считая забастовку крайней мерой разрешения спора. В ст. 401 ТК РФ перечислены все этапы и варианты примирительных процедур: примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж. Конкретные процедуры каждого из этапов закреплены в соответствующих статьях ТК РФ.

2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Только при недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора могут перейти к другим этапам и использовать соответствующие механизмы - пригласить посредника или передать спор на рассмотрение трудового арбитража.

3. Рассмотрение коллективного трудового спора в примирительной комиссии - это шанс для сторон трудовых отношений разрешить спор самостоятельно. Если попытка не удается, то стороны переходят к следующим этапам рассмотрения спора. При этом стороны вправе выбрать любой из вариантов, т.е. рассмотреть спор, используя услуги посредника, или перенести его на рассмотрение трудового арбитража, а также последовательно пройти все эти стадии.

Следовательно, возможны три сценария развития коллективного трудового спора:

примирительная комиссия - посредничество;

примирительная комиссия - трудовой арбитраж;

примирительная комиссия - посредничество - трудовой арбитраж.

При этом примирительная комиссия является обязательным этапом.

4. Примирительная комиссия, создаваемая для рассмотрения коллективного трудового спора, отличается от органа, который создается для ведения коллективных переговоров (см. ст. 37 ТК РФ и комментарий к ней).

За сторонами остается право на любом этапе осуществить уведомительную регистрацию спора в Роструде.

5. Стороны не имеют права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Для работодателя это означает возможность привлечения к административной ответственности, а для работников и их представителей - признание забастовки недействительной (если до этого дойдет дело).

Все участники примирительных процедур, а также Роструд должны максимально использовать все возможности для разрешения коллективного трудового спора, соблюдая при этом установленные в ТК РФ сроки, хотя при определенных условиях последние по согласованию сторон могут быть продлены.

6. Уклонение работодателя или его представителя от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП).

7. Полномочия иных представительных органов работников (кроме профсоюзов) должны оформляться соответствующими документами (например, выпиской из протокола общего собрания (конференции)).

8. Ранее ТК РФ не предусматривал в ходе разрешения коллективного трудового спора возможности использования таких форм поддержки своих требований со стороны работников, как проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования.

Теперь дополнение к комментируемой статье предоставляет работникам возможность использования таких форм воздействия на другую сторону, причем использование этих форм поддержки требований допускается в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

Безусловно, подобные мероприятия должны проводиться с соблюдением установленных в законодательстве правил, а также с соблюдением, например, правил внутреннего трудового распорядка (т.е. за пределами рабочего времени).

  • Вверх

Комментарий к статье 401

1. Комментируемая статья дополнена положением о праве работников на проведение собраний, митингов, пикетирования в поддержку своих требований. Это, по сути, воспроизведение нормы п. 3 ст. 5 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", признанного утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Очевидно, принимая такое решение, законодатель счел необходимым сохранить все значимые, по его мнению, нормы.

2. Определение понятия "примирительные процедуры" дано в ст. 398 ТК. Комментируемая статья, по существу, устанавливает этапы разрешения коллективного трудового спора, очередность использования примирительных процедур. Выделяется три этапа, два из которых являются обязательными: примирительная комиссия, посредничество (рассмотрение спора с участием посредника), трудовой арбитраж.

3. Использование примирительных процедур для разрешения коллективного трудового спора получило практически всемирное признание. Наименование стадий может быть различным, однако сущность их всегда сводится к трем основным формам:

Разрешение спора самими сторонами без участия посторонних лиц (переговоры, примирение и т. п.). В России это создание примирительной комиссии и попытка сторон урегулировать спор самостоятельно;

Примирение с участием посредника;

Трудовой арбитраж.

Эти формы сочетаются различным образом. В одних государствах стороны вынуждены сразу обратиться к посреднику, в других они обязаны провести предварительные переговоры по примирению без участия посредников и арбитров.

4. Особенностью российской системы примирительных процедур является использование всех трех форм, причем на каждой стадии у сторон есть выбор. Лишь создание примирительной комиссии и рассмотрение коллективного трудового спора этим органом являются обязательными.

После завершения работы примирительной комиссии, если участники спора не пришли к согласованному решению, они могут пригласить посредника или приступить к созданию трудового арбитража.

Если стороны выбрали посредничество, но оно не принесло желаемых результатов, у сторон опять появляется выбор - создать трудовой арбитраж или приступить к проведению забастовки.

5. Установленный законом примирительный порядок разрешения коллективного трудового спора соответствует международным актам о труде. Так, Рекомендация МОТ "О добровольном примирении и арбитраже" (1951) предписывает для разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и трудящимися создавать органы по добровольному примирению, ориентируя тем самым как стороны трудовых отношений, так и государства - члены организации на использование примирительных процедур.

В соответствии с Рекомендацией МОТ в органы по добровольному примирению, создаваемые на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся. Это положение в полной мере учтено при определении принципов и порядка формирования примирительной комиссии (см. коммент. к ст. 402).

Рекомендация советует воздержаться от забастовок и локаутов в течение всего времени переговоров о примирении, что также отражено в ТК: правом на забастовку работники могут воспользоваться лишь после завершения примирительных процедур.

6. Рассмотрение спора начинается в примирительной комиссии. Это обязательная примирительная процедура, которую стороны в любом случае должны использовать (о создании и работе примирительной комиссии см. коммент. к ст. 402).

Если в комиссии согласия не достигнуто, стороны переходят к следующей примирительной процедуре (см. коммент. к ст. 402). Они обладают правом выбора и могут предпочесть посредничество или трудовой арбитраж.

В том случае, когда стороны выбрали посредничество, после этой процедуры они вправе создать и трудовой арбитраж.

Таким образом, существуют три возможные схемы использования примирительных процедур: 1) примирительная комиссия - посредничество; 2) примирительная комиссия - трудовой арбитраж; 3) примирительная комиссия - посредничество - трудовой арбитраж.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что разрешение любого коллективного трудового спора обязательно проходит два этапа, первым из которых является примирительная комиссия.

7. Как работники, так и работодатели вправе в любое время обратиться в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Это право может быть использовано, в частности, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в услугах государственного органа, т. е. методической помощи, разъяснении действующего законодательства или имеет сомнения по поводу полномочности представителей другой стороны.

8. Стороны коллективного трудового спора не могут уклоняться от участия в примирительных процедурах. Это правило отвечает общепринятым представлениям о необходимости ответственно относиться к добровольному примирению.

Представители работодателя, уклоняющиеся от участия в примирительных процедурах, несут дисциплинарную или административную ответственность (ст. 416 ТК).

Для представителей работников юридическая ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах не установлена. Это сделано неслучайно. Предполагается, что работники являются инициаторами коллективного трудового спора и не в их интересах уклоняться от создания примирительных органов и разрешения спора. Кроме того, нежелание представителей работников участвовать в разрешении спора может рассматриваться как отказ от своих требований.

9. Участники спора, примирительные органы и Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) должны стремиться к достижению взаимоприемлемого компромисса. ТК предусматривает широкие возможности для разрешения коллективного трудового спора. Прежде всего, это закрепление демократических принципов формирования и деятельности примирительных органов (см. коммент. к ст. ст. 402 - 404). Устанавливаются также специальные гарантии, обеспечивающие работникам реальную возможность участия в разрешении коллективного трудового спора (см. коммент. к ст. 405).

Для оказания сторонам помощи создан специальный государственный орган, который содействует организации примирительных процедур, не принимая в то же время императивных решений и не навязывая сторонам своей воли (см. коммент. к ст. 407).

Примирительные органы наделены полномочиями, позволяющими вынести обоснованное решение. В частности, посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора (см. коммент. к ст. 403); трудовой арбитраж также получает необходимые документы и сведения (см. коммент. к ст. 404). Все предоставленные законом возможности должны использоваться для разрешения спора.

10. Сроки проведения примирительных процедур установлены ст. ст. 402 - 404 ТК. Примирительная комиссия рассматривает спор в срок до 5 рабочих дней с момента ее создания; рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней; трудовой арбитраж функционирует в течение 5 рабочих дней (см. коммент. к этим статьям).

В случае необходимости получения дополнительных сведений, более длительного обсуждения спорных проблем, привлечения специалистов и т. п. стороны по согласованию между собой могут продлить сроки разрешения коллективного трудового спора.

Это право широко используется на практике.

11. Возможность проводить в период разрешения коллективного трудового спора митинги, собрания, демонстрации и пикетирование была предусмотрена Федеральным законом от 23 ноября 1995 г.; Трудовой кодекс такой возможности не устанавливал.

Эта норма конкретизирует конституционное право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование применительно к коллективным трудовым отношениям (ст. 31 Конституции РФ).

Отстаивая свои интересы при разрешении коллективного трудового спора, работники имеют право прибегать к организации всех указанных Конституцией РФ коллективных действий. В перечне не указаны лишь шествия, поскольку такая форма выражения коллективного мнения связана с движением граждан по заранее определенному маршруту и скорее подходит для оказания воздействия на органы государственной власти, нежели на работодателя.

12. Публичные мероприятия организуются в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485). Процедура проведения публичных мероприятий включает:

Подачу в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия;

Информирование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

Приостановление либо прекращение публичного мероприятия в случае совершения его участниками противоправных действий (ст. 5 Закона).

В период проведения публичного мероприятия любого вида должны соблюдаться общественный порядок и регламент его проведения, обеспечиваться безопасность граждан, сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия (ст. 5 Закона).

В случае нарушения правопорядка во время проведения публичного мероприятия по вине его участников оно может быть приостановлено или прекращено (ст. ст. 15, 16 Закона).

13. Закон от 19 июня 2004 г. предусматривает общий порядок, не учитывая специфики публичных мероприятий, проводимых в связи с разрешением коллективного трудового спора. Так, Кодексом не предусмотрено, как часто могут проводиться публичные мероприятия в ходе разрешения одного коллективного трудового спора, имеют ли работники право организовывать их в рабочее время, связаны ли формы коллективных действий с видом спора и т. п.

При решении этих вопросов необходимо, на наш взгляд, исходить из следующего. Поскольку законодатель не устанавливает четкой регламентации, работники вправе самостоятельно избрать формы реализации своего права на проведение собраний. При этом необходимо лишь соблюдение общих правил, изложенных выше.

Особого внимания заслуживает вопрос об использовании рабочего времени для проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирования. Закон не закрепляет права на организацию подобных мероприятий в рабочее время, поэтому все они должны проводиться с соблюдением внутреннего трудового распорядка, т. е. до или после выполнения работниками своих трудовых обязанностей. Кодекс прямо устанавливает случаи, когда работники могут быть освобождены от работы в связи с рассмотрением коллективного трудового спора или имеют право отказаться от выполнения трудовых обязанностей. Это участие в примирительных процедурах (см. коммент. к ст. 405) и забастовка (см. коммент. к ст. 414).

В коллективном договоре или соглашении может быть предусмотрено право работников (профсоюзной организации) проводить собрания в рабочее время.

14. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях влечет административную ответственность. Согласно ст. 5.38 КоАП воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до 1 МРОТ; на должностных лиц - от 1 до 3 МРОТ.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Согласно части 1 статьи 401 Трудового кодекса Российской Федерации порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.


Приказ Минтруда России от 22.09.2014 N 654н (ред. от 20.06.2016) Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена

Полный текст ст. 401 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 401 ТК РФ.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.
Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.
Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены при согласии сторон коллективного трудового спора. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

Комментарий к статье 401 ТК РФ

1. Понятие "примирительные процедуры" дано законодателем в ст. 398 ТК РФ. Комментируемая статья регламентирует порядок проведения примирительных процедур сторонами коллективного трудового спора, устанавливая очередность применения примирительных процедур.

ТК РФ устанавливает три этапа разрешения коллективного трудового спора с применением примирительных процедур: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Обязательным для сторон коллективного трудового спора является рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. Без рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией невозможно его рассмотрение с участием посредника, а также рассмотрение в трудовом арбитраже.

Порядок создания примирительной комиссии, а также порядок и сроки рассмотрения комиссией коллективного трудового спора регламентированы ст. 402 ТК РФ.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже установлен в ст. ст. 403-404 ТК РФ.

2. В соответствии с положениями комментируемой статьи каждая из сторон коллективного трудового спора на любой стадии рассмотрения этого спора после начала его рассмотрения имеет право обратиться в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации.

В системе федеральных органов исполнительной власти функции по урегулированию коллективных трудовых споров переданы Федеральной службе по труду и занятости (Роструд). Ранее выполнение указанных функций было возложено на ныне упраздненное Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Законодатель подчеркнул уведомительный характер регистрации коллективного трудового спора государственными органами. Сама по себе регистрация коллективного трудового спора не порождает для его сторон каких-либо правовых последствий, не оказывает какого-либо влияния на порядок и сроки рассмотрения коллективного трудового спора. Право на обращение в государственный орган для регистрации коллективного трудового спора позволяет сторонам в дальнейшем при необходимости получать консультационные услуги и методическую помощь, а также обращаться за разъяснениями действующего законодательства, регламентирующего порядок урегулирования возникшего спора.

3. Положения комментируемой статьи содержат запрет на уклонение от участия в примирительных процедурах. Уклонение от участия в примирительных процедурах влечет последствия, предусмотренные ст. 406 ТК РФ, а также дисциплинарную ответственность в соответствии с положениями ст. 416 ТК РФ и наложение административного штрафа, установленного ст. 5.32 КоАП РФ.

Комментируемая статья возлагает на всех участников коллективного трудового спора обязанность использовать все предоставленные возможности для урегулирования возникших разногласий путем достижения компромисса. Закрепление этой обязанности направлено, прежде всего, на разрешение спора на стадии примирительных процедур.

ТК РФ предусматривает различные сроки проведения примирительных процедур в зависимости от этапа примирительной процедуры, а также от уровня социального партнерства, на котором возник коллективный трудовой спор. Коллективные трудовые споры на локальном уровне социального партнерства рассматриваются примирительной комиссией в течение 3 рабочих дней; на уровне выше, чем уровень организации, рассмотрение спора примирительной комиссией составляет 5 рабочих дней. Аналогичные сроки предусмотрены для рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника.

Установленные законодателем сроки проведения примирительных процедур на каждом этапе могут быть продлены. Решение о продлении должно быть оформлено соответствующим протоколом, отражающим согласие обеих сторон коллективного трудового спора.

"Данная норма отражает гибкость социального партнерства и существенную роль договорного регулирования отношений между социальными партнерами".

________________
Научно-практический комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / О.Н.Волкова, В.Л.Гейхман, И.К.Дмитриева и др.; Под ред. В.Л.Гейхман. М.: Юрайт, 2012.

4. Комментируемая статья предоставляет работникам право в поддержку своих требований проводить в период рассмотрения коллективного трудового спора мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Указанное право конкретизирует право граждан, закрепленное в ст. 31 Конституции РФ.

Необходимо отметить, что ТК РФ прямо предусмотрено только два случая, когда работники при рассмотрении и разрешении коллективного трудового спора имеют право быть освобожденными от работы или отказаться от исполнения трудовых обязанностей. В первом случае - при участии в примирительных процедурах, во втором - при участии в забастовке.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация права, предоставленного комментируемой статьей, должна происходить не только в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, но и с обязательным соблюдением требований внутреннего трудового распорядка, т.е. в нерабочее время.

Консультации и комментарии юристов по ст 401 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 401 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены при согласии сторон коллективного трудового спора. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

Комментарии к ст. 401 ТК РФ


1. Примирительные процедуры представляют собой разрешение коллективного трудового спора с помощью достижения согласованного решения органами по добровольному примирению. Рекомендация N 92 МОТ "О добровольном примирении и арбитраже" (1951 г.) определяет принципы создания и функционирования таких органов. Так, примирительные комиссии должны включать равное число представителей от работодателей и работников; в ходе разрешения спора МОТ рекомендует воздерживаться от проведения забастовок.

Соглашения, достигнутые в ходе переговоров по примирению, составляются в письменной форме и имеют равную юридическую силу, например, с коллективным договором и другими соглашениями о труде.

Суд такие споры не рассматривает.

2. Примирительные органы создаются с целью способствовать предупреждению и разрешению конфликтов между работниками и работодателями и недопущению забастовок. В этот период нельзя проводить митинги, забастовки.

В случае уклонения работодателя или его представителя от участия в примирительных процедурах, а также непредоставления помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создания препятствий проведению такого собрания (конференции) на него может быть наложен административный штраф.

Полномочия представительных органов работников (кроме профсоюзов) оформляются выписками из протоколов общего собрания (конференции).