Чем отличается протест от представления прокурора. Предписание и требование от инспектора - незаконны Предписание и представление по результатам проверки

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства г.Орла" на определение Арбитражного суда Орловской области от 13.07.2015 (судья Соколова В.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Осипова М.Б.) по делу N А48-2249/2015,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства г.Орла" (далее - МКУ "УКС г.Орла", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Орловской с заявлением о признании недействительным представления контрольно-счетной палаты города Орла (далее - контрольно-счетная палата) от 06.02.2015 N 2.

Определением суда от 13.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2015, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе МКУ "УКС г.Орла" просит отменить определение, постановление суда в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.

В отзыве на жалобу контрольно-счетная палата просит оставить принятые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.

Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Контрольно-счетная палата ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Проверив материалы дела, оценив доводы, указанные в жалобе и отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, контрольно-счетной палатой в отношении учреждения было проведено контрольное мероприятие по вопросу целевого и эффективного использования МКУ "УКС г.Орла" в 2013 году и прошедшем периоде 2014 года средств городского бюджета, выделенных на реализацию мероприятий долгосрочной городской целевой программы "Подготовка и проведение празднования 450-летия основания города Орла (2011-2015 года)" и муниципальной программы города Орла "Подготовка и проведение празднования 450-летия основания города Орла (2014-2016 года)".

По результатам контрольного мероприятия выявлены факты нарушения бюджетного законодательства, которые отражены в представлении от 06.02.2015 N 2. Представлением учреждению предлагалось устранить выявленные нарушения, обеспечить соблюдение действующего законодательства и нормативно-правовых актов, в том числе муниципальных правовых актов, рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.

О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах учреждению необходимо было уведомить контрольно-счетную палату города Орла в письменной форме не позднее одного месяца со дня получения информации.

Не согласившись с вынесенным представлением, посчитав его незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере экономической деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этого представления незаконным.

Определением от 13.07.2015 суд прекратил производство по делу на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ. При этом суд свой вывод мотивировал тем, что оспариваемое представление не является актом государственного органа, который нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем оно не может быть оспорено в судебном порядке по правилам главы 24 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции согласился с таким выводом суда первой инстанции.

Между тем, принимая оспариваемые судебные акты суды не учли следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с частью 1 статьи 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены, в том числе, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом под ненормативным актом, подлежащим обжалованию в арбитражный суд, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие для конкретного лица определенные юридические последствия.

Положения о праве контрольно-счетных органов на вынесение представления и предписания по результатам проведения контрольных мероприятий предусмотрены статьей 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), устанавливающего общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Понятия "представления" и "предписания" также даны в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ)

В соответствии с частью 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

В соответствии с частью 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Проанализировав вышеуказанные положения БК РФ, а также положения статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ, коллегия приходит к выводу о том, что и представление, и предписание являются властными актами, содержащими в себе требования к определенному лицу совершить указанные в них действия.

Отличием представления от предписания является то, что предписание выносится в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования лицом проведению контрольных мероприятий, а также и то, что неисполнение предписания в силу ч.4 ст.270.2 БК РФ является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение как предписания, так и представления влечет за собой привлечение лица, не исполнившего (не надлежащим образом исполнившего) предписание или представление к предусмотренной законом ответственности.

Так, пунктом 7 статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

Данная норма является отсылочной и не содержит указания как на конкретную санкцию, так и на наступление ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) представления контрольно-счетного органа.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Таким образом, указанной нормой предусмотрена административная ответственность как за неисполнение предписания, так и за неисполнение постановления, представления или решения органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

Таким образом, представление контрольно-счетной палаты от 06.02.2015 N 2 является основанием для возникновения прав и обязанностей у учреждения и содержит властные распоряжения, обязательные к исполнению последним, оно принято по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, и его неисполнение влечет за собой наступление ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Следовательно, оспариваемое представление по своему содержанию отвечает признакам ненормативного правового акта и может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ.

Возможность оспаривания подобных представлений по правилам главы 24 АПК РФ следует и из определений Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2015 N 301-КГ15-7891 и от 09.09.2015 N 308КГ15-10367.

Руководствуясь вышеизложенным, коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ оснований для прекращения производства по делу по требованиям, заявленным учреждением. Суд должен был рассмотреть заявленные учреждением требования по существу.

При таких обстоятельствах, оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ч.1 ст.288, ст.ст.289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Орловской области от 13.07.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по делу N А48-2249/2014 отменить, дело передать на рассмотрение по существу в Арбитражный суд Орловской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.

Обзор документа

Учреждение обратилось в суд с целью оспорить представление контрольно-счетной палаты.

Данное представление было выдано учреждению по итогам контрольного мероприятия, в ходе которого выявлены факты нарушения бюджетного законодательства.

Суды двух инстанций сочли, что подобное представление не является тем актом госоргана, который можно оспорить в судебном порядке.

Суд округа не согласился с таким выводом и указал следующее.

Под ненормативным актом, подлежащим обжалованию в суде, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие для конкретного лица определенные юрпоследствия.

Право контрольно-счетных органов выносить представления и предписания по результатам контрольных мероприятий предусмотрены Законом об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов регионов и муниципалитетов.

Понятия "представления" и "предписания" также даны в БК РФ.

И представление, и предписание являются властными актами, содержащими в себе требования к определенному лицу совершить указанные в них действия.

Отличием представления от предписания является то, что последнее выносится в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования лицом проведению контрольных мероприятий.

Кроме того, неисполнение предписания в силу БК РФ - основание для обращения уполномоченного органа с иском о возмещении ущерба.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение как предписания, так и представления влечет за собой привлечение лица к ответственности по КоАП РФ.

Таким образом, представление контрольно-счетной палаты - основание для возникновения прав и обязанностей у лица. Оно содержит властные обязательные распоряжения, неисполнение которых влечет за собой наступление ответственности, предусмотренной КоАП РФ.

Следовательно, представление по своему содержанию отвечает признакам ненормативного правового акта и может быть оспорено в суде.

Ответ на представление Роспотребнадзора должен быть дан в обязательном порядке, в установленный законом срок, поскольку в противном случае адресат представления будет привлечен к административной ответственности. О том, как составляется ответ, расскажем в статье. Кроме того, ниже представлен образец ответа, с которым может ознакомиться читатель.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, сокращенно именуемая Роспотребнадзором – это государственный орган, который отвечает за соблюдение законодательства в области защиты потребителей. Кроме того, в полномочия данного органа входит разработка политики государства в рассматриваемой сфере, т.е. формирование общего курса движения, в том числе при принятии нормативных актов.

Дополнительно данный орган утверждает различные санитарные правила, занимается вопросами санитарного надзора. Таким образом, орган уполномочен контролировать вопросы в сфере прав потребителей.

Перечень прав и полномочий Роспотребнадзора приведен в Постановлении Правительства от 30.06.2004 № 322. В данном нормативном акте отдельно указывается право должностных лиц данного органа проводить проверки различного рода – как плановые, так и внеплановые.

Если в ходе таких проверок обнаруживаются нарушения, их необходимо устранить, и сделать так, чтобы новые нарушения не были допущены. Устранение производится в определенном законом порядке. Так, специалисты Роспотребнадзора имеют право составлять представления и предписания, обязательные для исполнения всеми организациями и ИП. Такие документы составляются в случае, если орган обнаруживает нарушения. Процедура производится на основании и в порядке ст. 29.13 КоАП РФ.

Роспотребнадзор принял перечень проверочных листов, которые используются при проверках.

Отличия представления от предписания

Данные документы похожи, но их отличает цель, ввиду которой такие бумаги составляются.

Представление – это документ, который выносится с целью устранения как причин допущения выявленных нарушений, так и с целью недопущения новых нарушений.

В нем указываются различные данные, в частности:

  1. Сведения о том, какие нарушения были обнаружены.
  2. Информация о том, какими нормами закона и подзаконных актов урегулирована обязанность по недопущению обнаруженных нарушений.
  3. Список действий, которые должны быть совершены лицом, в отношении которого внесено представление с целью устранения его последствий.
  4. Сроки для принятия таких мер.

Что касается предписания, то оно необходимо для того, чтобы организация, должностное лицо, или ИП осуществили действия по ликвидации выявленного нарушения. У этого документа нет цели к побуждению нарушителя устранять причины и условия возникновения нарушений, есть лишь цель заставить виновника устранить уже допущенное деяние, т.е. нивелировать последствия и сделать так, чтобы конкретное нарушение было устранено.

Как ответить на представление Роспотребнадзора

В силу требований п. 2 ст. 29.13 КоАП РФ у адресата представления есть один месяц, чтобы ответить на него. Отсчет данного срока начинается с момента получения документа. При этом, обязательно не просто составить ответ, но и указать следующие данные:

  1. О том, какие конкретно мероприятия были проведены в организации, чтобы ликвидировать условия для возникновения выявленного нарушения, и устранить причины его совершения.
  2. О том, кто из сотрудников является ответственным за допущение нарушения, какие конкретно меры приняты в отношении данных сотрудников. Например, они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, с ними может быть проведена разъяснительная работа, и т.д.
  3. О том, какие меры руководство организации, ИП, должностное лицо приняли с целью недопущения появления аналогичных нарушений в будущем.

Формы документа законодательством не утверждено, соответственно она может быть произвольной. Можно использовать фирменный бланк организации, хотя это и не является обязательным. Кроме информации об организации и сведений о ее реквизитах, документ должен содержать данные:

  1. Об органе, в который направляется ответ. Это будет конкретное подразделение Роспотребнадзора, которое вынесло предписание.
  2. Наименование документа («ответ», с указанием реквизитов предписания, т.е. «ответ на предписание № ___ от ___).
  3. Содержание документа, о котором мы упомянули выше. Для удобства, если принятых для исполнения предписания мер достаточно много, допускается формировать данные в виде таблицы, либо списка. Рекомендуется последовательно и четко указывать всю необходимую информацию.
  4. Подпись руководителя организации, ИП, либо должностного лица. Печать ().

На практике документ составить достаточно просто. В ответе прописываются конкретные нарушения, указанные в представлении, и тут же указываются меры, которые приняты для недопущения нарушений и устранения условий их совершения.

Ответ на представление Роспотребнадзора — образец

Приведем пример ответа на представление, отвечающий всем требованиям документооборота и законодательства.

ООО «Верес»

ОГРН 412414124124

ИНН 1249045840911

Адрес: г. Москва, ул. Новоажимова, 12

Телефон: 123-123

Руководителю Управления Роспотребнадзора

по Новослободскому району г. Москвы

Иранову А.В.

От генерального директора ООО «Верес»

Климова А.С.

Ответ на представление от дд.мм.гггг № 123

В ответ на представление, поступившее в адрес ООО «Верес дд.мм.гггг, сообщаю следующее.

Во исполнение требований, указанных в представлении проведены следующие мероприятия:

Нарушение Мероприятия, которые были осуществлены
1 В отдельных помещениях (склад, торговый зал) допускаются нарушения гигиенического покрытия (облазит штукатурка, трещины, подтеки краски). На складе и в торговом зале проведено повторное оштукатуривание стен и их покраска, согласно требованиям к гигиеническим покрытиям.
2 В туалетах не установлены сушилки для рук Во всех туалетах установлены сушилки для рук
3 Имеются неисправные лампы искусственного освещения в торговом зале Установлены исправные лампы искусственного освещения в торговом зале
4 Просрочено прохождение периодического медицинского осмотра у водителя Иванова А.А. Проведен периодический медицинский осмотр водителя Иванова А.А.
5 Не были представлены сведения о прохождении гигиенического обучения работника организации Петрова С.С. Петров С.С. прошел гигиеническое обучение.

Помимо изложенного, довожу до Вашего сведения, что с работниками ООО «Верес» проведен инструктаж. До сотрудников доведена информация о необходимости соблюдения санитарных требований.

Генеральный директор ООО «Верес» Климов А.С. /Климов/

Таким образом, документ обязательно должен быть составлен в течение одного месяца с момента получения представление. Если проигнорировать эту обязанность, последует привлечение к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.

Читайте еще больше полезной информации в рубрике: « «.

Зачастую после завершения этапа в медицинскую (фармацевтическую) организацию, которая была , поступает так называемое представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению (далее также — представление о принятии мер, представление). В настоящей статье попробуем разобраться, что же из себя представляет указанный процессуальный документ и чем грозит непринятие указанных в нем мер.

Представлению об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, посвящена статья 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 указанной статьи КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Из указанной части статьи следует, что представление о принятии мер может быть внесено следующими лицами , рассматривающими дело об административном правонарушении:


  • Судьей;
  • Должностным лицом органа.

Такой круг лиц, имеющих право вносить представление, обусловлен тем, что дела об административных правонарушениях рассматриваются не только, как многим кажется, судьями, но также органами и должностными лицами органов , уполномоченных на рассмотрение дел Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (например, по части 1 статьи 14.4 — продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг — дело об административном правонарушении рассматривается и только им, без возможности его последующей передачи в суд. В этом случае представление об устранении мер будет вынесено должностным лицом Роспотребнадзора, рассматривающим дело.).

Как уже было указано выше, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, на основании части 1 статьи 29.13 КоАП уполномочено вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения.

В части 1 статьи 29.13 КоАП РФ, предусматривающей направление представления о принятии мер, используется слово «вносит», что прямо свидетельствует о том, что направление представления в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам является не правом лица, рассматривающим дело, а его обязанностью .

Кроме того, действия по выяснению причин и условий совершения административного правонарушения направлены на предупреждение совершения новых правонарушений. По этой причине также можно утверждать, что внесение представления является обязанностью должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. По каждому случаю установления таких обстоятельств должно быть вынесено соответствующее представление в адрес любой организации, индивидуального предпринимателя или любого должностного лица, действия (бездействие) которых способствовали совершению правонарушения.

Организации, индивидуальные предприниматели и должностные лица после получения представления :


  • Обязаны его рассмотреть в течение месяца со дня его получения (не только в буквальном смысле, конечно, но и подумать над тем, какие из предложенных мер могут быть приняты или уже приняты);
  • Сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (т.е. по сути «ответить» на представление — направить лицу, внесшему представление, требуемую информацию).

Подпишитесь на нас

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Наложение санкций за непринятие мер, указанных в представлении, и непредставление сведений предусмотрено несколькими статьями КоАП РФ .


Для удобства восприятия информация об административной ответственности за указанные правонарушения представлена в виде таблицы.

Статья КоАП РФ Наименование правонарушения Административное наказание Лицо, возбуждающее дело об АП Лицо, рассматривающее дело об АП Срок давности привлечения к ответственности
Ст. 19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения на д/л в размере от 4 000 до 5 000 рублей В зависимости от конкретного правонарушения. Например: Роспотребнадзор, . Судьи 3 месяца
Ст. 19.7 Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде Штраф от 300 до 500 рублей; от 3 000 до 5 000 рублей.
Статья 19.7.8 Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и штраф

В размере от 10 000 до 15 000 рублей;

В размере от 30 000 до 70 000 рублей

Росздравнадзор 2 месяца

Примечание 1:

по общему правилу, установленному статьей 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

Примечание 2:

Санкцией статьи 19.6 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа только на должностных лиц. Ответственности в отношении организации в целом (не должностного лица организации) ни указанной статьей КоАП РФ, ни его другими статьями не предусмотрено, что фактически делает невозможным привлечение организации к ответственности за данное нарушение. Это означает, что в случае, если представление о принятии мер направлено в адрес медицинской (фармацевтической) организации, а не ее должностному лицу, его можно безнаказанно оставить без ответа.

В случае несогласия организации с внесенным в ее адрес представлением о принятии мер (например, организация полагает, что представлением незаконно возложены на нее какие-либо обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности), оно может быть обжаловано в порядке, установленном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Для этого необходимо обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

По ходатайству организации арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого постановления о принятии мер.

Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

На практике зачастую происходит непонимание разницы между представлениями о принятии мер, предусмотренными статьей 29.13 КоАП РФ, и , предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Главное отличие предписания и представления заключается в их разном целевом назначении: предписания выдаются, главным образом, в целях устранения последствий совершенных правонарушений, в то время как внесение представления направлено именно на устранение причин совершения правонарушения и условий, способствовавших его совершению, т.е. на предупреждение совершения новых административных правонарушений.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является органом исполнительной власти, к функциям которого отнесены:

  1. Разработка и реализация госполитики в области защиты прав потребителей.
  2. нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере.
  3. Формирование и утверждение СанПиНов и гигиенических нормативов.
  4. Проведение санитарного надзора и госконтроля в области защиты интересов потребителей.

В рамках указанных функций Роспотребнадзор реализует полномочия, определенные положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства от 30.06.2004 № 322. В число таких полномочий входит проведение проверочных мероприятий:

  • плановых;
  • внеплановых;
  • документарных;
  • выездных.

По результатам проверочных мероприятий при выявлении каких-либо нарушений или недочетов выносится представление или предписание. Представление является документальной формой реагирования на выявленные нарушения. Согласно требованиям ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях сотрудники Роспотребнадзора, проводившие проверку, обязаны вынести представление при наличии оснований.

Представление и предписание — в чем различия?

Представление является официальным документом и составляется на официальном бланке Роспотребнадзора, имеет регистрационный номер и дату составления. В содержательной части представления указываются:

  1. Выявленные нарушения.
  2. Ссылки на соответствующие нормативные документы.
  3. Перечень мер, необходимых для устранения указанных нарушений.
  4. Срок, выделенный для устранения недочетов.

Представление не следует путать с предписанием — другим официальным документом, содержащим требования Роспотребнадзора. Определение представлению дано в ст. 29.13 КоАП РФ, предписанию — в ст. 17 закона «О защите прав юр. лиц и ИП…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Исходя из указанных определений, можно сделать вывод о том, что базовые различия этих документов обусловлены их целевым назначением:

  • представление направлено на устранение условий, которые могут явиться причинами возникновения нарушения (то есть определяется как предупреждающая мера);
  • предписание имеет целью устранение последствий нарушений (то есть является мерой восстановительной).

Как ответить на представление Роспотребнадзора?

Согласно п. 2 ст. 29.13 КоАП РФ организация обязана в месячный срок с момента получения представления рассмотреть его и дать на ответ. Прежде чем сформировать ответ на представление, предприятие должно:

  1. Предпринять все необходимые меры по нивелированию всех поименованных в представлении нарушений и причин, их породивших.
  2. Выявить и привлечь к ответственности сотрудников, чье ненадлежащее исполнение должностных обязанностей способствовало возникновению нарушений.
  3. Провести мероприятия по предотвращению возникновения выявленных нарушений в будущем.

Отзыв на представление Роспотребнадзора оформляется в произвольной форме — как правило, на бланке компании либо с угловым квадратным штампом, где содержаться реквизиты организации. Помимо идентификационных данных фирмы отзыв на представление должен содержать:

  1. Данные адресата (территориального отделения Роспотребнадзора, который вынес представление, а также Ф. И. О. начальника).
  2. Название письма («Ответ на представление»).
  3. Реквизиты представления, на которое осуществляется ответ (дата, номер, срок исполнения, основные претензии).
  4. Содержательную часть. Здесь следует пошагово, от нарушения к нарушению, дать пояснения:
  • какие мероприятия проведены для устранения отмеченного недочета,
  • какие действия осуществлены для недопущения выявленного нарушения впредь,
  • какое наказание понесли виновные сотрудники.

Пояснительная часть письма-ответа может быть оформлена списком либо таблицей. В любом случае не допускается хаотичное и сумбурное изложение, а также игнорирование каких-либо из отмеченных нарушений.

  1. Подпись руководителя и печать организации (при ее наличии).

Пример ответа на представление Роспотребнадзора

Образец ответа на представление Роспотребнадзора может выглядеть следующим образом:

ООО « Семейный центр " Мама

ОГРН: 12412905681

ИНН: 366009878555

Адрес места нахождения: Воронеж, ул. Алексеевского, 8

тел.: 111-11-11

Руководителю Управления Роспотребнадзора по Воронежской области

Главному государственному санитарному врачу по Воронежской области

Механтьеву И. И.

Не знаете свои права?

Понятие представления

После проведения проверки в отношении предприятия, а именно рассмотрения дела об административном правонарушении, на предприятие, где совершено данное правонарушение, направляется представление.

На основании ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) должностное лицо, орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин и условий, способствовавших его совершению, вправе требовать от нарушителей устранения таковых, направив в их адрес соответствующее представление.

Соответственно, должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные ст. 23.13, 23.49 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, уполномочены выносить соответствующие представления.

Данное действие — это не право органа или должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, а его обязанность.

После получения указанного документа организация или ее должностные лица обязаны выполнить следующие действия:

  1. Рассмотреть документ в течение 1 месяца с момента получения и решить, какие из указанных мер могут быть приняты (уже приняты), либо предпринять все необходимые действия по устранению выявленных нарушений, а также причин, способствовавших этому.
  2. Наложить наказание на лиц, чьи деяния повлекли за собой совершение правонарушения.
  3. Сообщить о принятых мерах в ответном письме.

Представление составляется на фирменном бланке ведомства с присвоением регистрационного номера и указанием даты. Оно содержит перечень выявленных нарушений со ссылкой на нормативные акты и указанием мер, рекомендуемых к исполнению, а также срока, назначаемого для устранения нарушений.

Отличие представления от предписания

Предписание Роспотребнадзора представляет собой официальный документ, который выдается государственным органом и содержит требование об устранении последствий совершенного правонарушения.

Очень часто организации путают предписание и представление.

Понятие представления и его основная цель описаны в ст. 29.13 КоАП РФ.

Понятие предписания содержится в ст. 17 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Главное отличие между этими 2 понятиями состоит в их целевом назначении:

  1. Предписание выдается в целях устранения последствий правонарушения.
  2. Представление вносится для устранения причин, способствующих совершению правонарушения. То есть выступает в качестве превентивной нормы, препятствующей правонарушению.

Образец ответа на представление Роспотребнадзора

Ответ на представление должен включать информацию относительно исполнения требований Роспотребнадзора. Он составляется в свободной форме за подписью предпринимателя либо заверяется печатью предприятия (при наличии) и подписью его руководителя.

Ответ оформляется на фирменном бланке предприятия и должен содержать:

  1. Наименование государственного учреждения, которому адресован документ, а также Ф. И. О. его руководителя.
  2. Наименование документа, а именно: «Ответ на представление об устранении нарушений».
  3. Реквизиты ранее выданного представления, а именно:
    • дату выдачи;
    • номер;
    • краткое содержание;
    • срок исполнения.
  4. Затем по порядку, в соответствии с вынесенным предписанием, номера выявленных нарушений.
  5. Содержание мероприятий, рекомендованных к исполнению.
  6. Отметку об их выполнении.

Удобнее всего представить сведения в виде таблицы.

Ответственность за невыполнение представления

Ответственность за неисполнение задач, поставленных в представлении, указана в КоАП РФ.

В ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ говорится о том, что невыполнение законного представления может повлечь ответственность в виде штрафа (в пределах 20 000 руб. для юридических лиц). В повышенном размере указанной статьей установлено наказание за невыполнение представлений в области несоответствия продукции техрегламентам (до 500 000 руб. для организации).

Следует отличать состав ст. 19.5 от ст. 19.7 КоАП РФ об ответственности за непредставление информации. Последняя устанавливает наказание за неправомерное бездействие в ситуации, не связанной с получением представления контролирующего органа.

Обжалование представления

Если предприятие не согласно с вынесенным в его адрес актом, допустимо обжаловать его в порядке, прописанном в гл. 25 АПК РФ. Для этого необходимо подать заявление в арбитражный суд об обжаловании акта административного органа о привлечении к административной ответственности.

Обратиться с подобным заявлением необходимо в течение 3 месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Госпошлина в этом случае подлежит уплате и составит 300 руб. для граждан и 2 000 руб. для организаций (п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

В досудебном порядке указанный документ может быть обжалован на основании положений гл. 30 КоАП РФ. В соответствии с ней допускается подача жалобы вышестоящему лицу либо органу. При этом уплачивать государственную пошлину нет необходимости.

Во избежание дальнейших судебных разбирательств необходимо в срок давать ответ на представление государственного органа и устранять все выявленные нарушения, а также причины, способствовавшие их появлению.

Ответ на представление — это письменный отчет о проведенных мероприятиях по исполнению мер по устранению выявленных нарушений, а также причин, которые к ним привели. Срок для составления такого документа — 1 месяц.