Государственное регулирование трудовой миграции. Государственное регулирование миграции труда

Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой - реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 года, провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.

Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

  • обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
  • гарантии возвращения мигрантов на родину;
  • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
  • содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
  • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  • совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
  • предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику. Так, по закону об иммиграции США, начиная с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тысяч человек в год. Ожесточается иммиграционное законодательство и в европейских странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов, работающих по контракту.

Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран - членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 года установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.

В Хартии записано, что каждый работник в странах Европейских сообществ должен иметь право свободного перемещения по территории стран - членов ЕЭС, подчиняясь лишь правилам и ограничениям, обусловленным необходимостью охраны общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья. Свобода перемещения, говорится в Хартии, должна давать право каждому работнику выбрать любой вид занятий или профессию в странах ЕЭС на основе принципов равноправия в области трудоустройства, условий труда и социальной защиты.

В Хартии определяется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.

По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения в рамках Европейского союза может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низко квалифицированные работники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы в рамках ЕС может стать ее демпинг. Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов.

Российские власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.

Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тысяч человек.

Государственное регулирование миграции включает правовое, экономическое, финансовое, административное регулирование. Оно предусматривает меры, ограничивающие миграцию. Принимаются программы по ограничению масштабов иммиграции. Стимулированию реэмиграции, т. е. возвращению мигрантов на их родину. При государственном регулировании миграции осуществляется селективный подход. Суть его состоит в том, чтобы устанавливать ограничения для въезда ненужных иммигрантов и разрешать въезд тем из них, которые нужны в стране. Устанавливаются квоты на прием мигрантов, время пребывания в стране, требования к мигрантам по уровню квалификации, образования. Стажу работы по профессии и специальности, ограничения по возрасту и состоянию здоровья и другие запретительные меры.

Однако государственное регулирование миграции населения не следует сводить к запретительным мерам. Оно предусматривает меры, которые должны стимулировать миграционные процессы. Стимулирование внешней трудовой миграции имеет для нашей страны существенное значение в связи с необходимостью формирования и развития рынка труда в Союзном государстве РФ и Республики Беларусь, формирования общего рынка труда стран СНГ. В этом отношении значение имеет не только национальное государственное регулирование миграции населения, но и межгосударственное регулирование, предполагающее заключение международных соглашений в области-миграции, включая двусторонние и многосторонние соглашения.

Государственное регулирование предполагает принятие мер по защите внешней трудовой миграции. Существуют меры по защите интересов трудовых мигрантов. Эти меры предусматривают создание условий для выезда на работу за рубеж, принятие законов, регулирующих внешнюю трудовую миграцию, организацию национальных агентств и привлечение зарубежных посреднических фирм, которые занимаются трудоустройством. Заключаются международные соглашения в области внешней трудовой миграции. Осуществляется профессиональная и языковая подготовка трудовых мигрантов, которая способствует их адаптации в стране, куда они едут работать. Значительное место занимают меры по их социальной защите. Социальная защита может осуществляться как принимающими рабочую силу странами, так и теми странами, которые ее направляют. Между тем социальная защита трудовых мигрантов предусмотрена не во всех странах. Существуют меры, направленные на защиту интересов стран, экспортирующих рабочую силу. Они включают государственное лицензирование деятельности посреднических фирм по найму для работы за рубежом, регулирование оттока рабочей силы, привлечение валютных средств, поступающих от трудовых мигрантов. Существуют меры, которые защищают интересы стран, экспортирующих и импортирующих рабочую силу. В их число входят меры по проведению внешней трудовой миграции на возвратной основе и сокращению незаконной миграции.

Государственное управление в области миграционной политики рф

Федеральная миграционная служба (ФМС России) - федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В настоящее время подведомственна МВД России.

ФМС России в существующем виде создана Указом Президента РФот19 июля2004г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы».

С 1 января2006 годасозданы территориальные органы ФМС России, объединившие подразделенияпаспортно-визовой службыи подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, с выводом их в отдельную структуру прямого подчинения.

Директором ФМС России в настоящее время является генерал-полковник милиции Ромодановский Константин Олегович. В 1992-1999 годах директором былаТатьяна Регент.

В 2003 г. в России одобрена Концепция регулирования миграционных процессов 3 , в которой дана оценка миграционной ситуации в стране. Сформулированы цели, принципы, задачи и основные направления регулирования миграционных процессов, механизм реализации Концепции. 4

Целями регулирования миграционных процессов в РФ являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ.

Основные задачи во внешнеполитической области:

    защита прав и свобод российских граждан;

    выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания целевой финансовой и иной помощи лицам, ищущим временное убежище на территории РФ;

    развитие сотрудничества РФ с другими государствами в целях предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;

    заключение Российской Федерацией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об урегулировании миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме, культурных, спортивных и иных поездках, о гарантиях социальных и экономических прав трудящихся-иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников за рубежом, об обеспечении их равного положения с гражданами государства проживания перед законом и уважительного отношения к их духовным и иным связям с Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства при обеспечении защиты иммигрантов, а также информацией о новых методах иммиграционного контроля и паспортно-визовых технологиях.

Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

    обеспечение контроля за миграционными процессами в РФ, сокращение нелегальной иммиграции;

    создание условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду;

    содействие привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;

    интеграция РФ на международном рынке труда, регулирование экономической миграции;

    создание условий для добровольного возвращения вынужденных мигрантов в места их прежнего проживания;

    поддержка и развитие взаимоотношений с представителями коренных народов России, проживающими за рубежом;

    оптимизация внутренних миграционных процессов. Содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;

    создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных российских регионах; содействие добровольному переселению представителей коренных народов России из стран СНГ и Балтии.

Международная трудовая миграция (миграция рабочей силы) — перемещение населения через государственные границы, для того чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране.

Регламентация трудовой миграции на международном уровне

Цель межгосударственного регулирования трудовой миграции населения — достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции и отбор нужных работников из общего потока потенциальных мигрантов.

Регулирование трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.

Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели , при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах между народных организаций.

Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна — импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера в большей степени входят регулирование оттока и зашита интересов мигрантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран — экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках Международной организации труда, организация набора рабочей силы должна производиться на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран — экспортеров и импортеров .

Деятельность ООН

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Гак, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации груда в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО есть положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), цель которой состоит в обеспечении упорядоченной и плановой международной миграции, ее организации, обмене опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах

Одной из основных идей этой Конвенции начнется признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

  • организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);
  • принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);
  • принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);
  • организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);
  • разрешением свободно переводить на родину полученные валютные средства и сбережения (ст. 9).

Конвенция включает также приложения, среди которых первые два касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, а третье — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

  • наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;
  • частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

В этом же документе предусматривается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию.

В названной Конвенции подчеркивается необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, — возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства, по желанию сторон, могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав, а также в отношении социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Конвенции — координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для реализации их положений.

Альтернативные программы регламентации международной миграции

Вместе с тем международное сообщество пытается найти путь для регламентации потоков трудовой миграции через различные программы развития беднейших стран. В рамках ГАТТ/ВТО проводится в жизнь Программа торговли и развития, которая предполагает решение проблемы эквивалентности уровня цен на основные виды сырья в сравнении с ценами на готовые изделия.

Другими словами, помощь развитию рассматривается как альтернативная стратегия по сокращению международной миграции в течение длительного периода. Однако результаты усилий в этом направлении оказались весьма скромными. Более того, контроль над мировыми финансами со стороны таких международных учреждений, как Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития, привел к такой кредитной политике, которая сделала многие страны Юга еще более зависимыми и нестабильными, чем раньше.

Создание свободных промышленных зон и региональных интеграционных сообществ может рассматриваться как средство по уменьшению нежелательной международной трудовой миграции путем устранения барьеров на пути товаров, капиталов и рабочей силы. Но в целом разрыв в экономическом развитии различных групп стран оказался слишком глубоким, что затрудняет развитие интеграционных процессов в регионах третьего мира.

Политические решения ограничить иммиграцию вряд ли будут играть растущую роль в международных отношениях. Ни ограничительные меры, ни стратегия развития в целом не смогут обуздать международную трудовую миграцию в короткие сроки. Слишком сильны факторы, стимулирующие перемещения населения. В число этих факторов входят распространение глобальной культуры, рост международного движения идей, капиталов, товаров и людей. Мировое сообщество еще должно научиться жить в условиях массового передвижения населения в обозримом будущем.

Миграционная политика – совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию на законодательной основе иммиграционных и эмиграционных потоков населения.

Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства, а также двусторонних и многосторон-них межгосударственных соглашений.

Государственное регулирование иммиграции рабочей силы преследует две основные цели:

1) достижение ее желательного масштаба для страны;

2) отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

При фильтрации иммигрантов разработана сложная система ограничений, которая схожа во многих странах. Прежде всего высокие требования предъявляются к квалификации рабочей силы (наличие диплома о высшем или среднем специальном образовании, документов, подтверждающих определенный стаж работы по специальности и др.). Например, в Австралии признаются законными следующие российские дипломы: инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтаж-ников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков. Причем профессиональный стаж работы должен быть не менее трех лет. В США во многих компаниях и исследовательских институтах, несмотря на наличие вакансий, на работу могут быть взяты лишь опытные исследователи, имеющие как минимум 5-летний стаж. А в Омане, ОАЭ и Катаре для поваров необходим стаж не менее 5 лет.

Возрастной ценз является следующим приоритетным требованием. К примеру, Швеция и Норвегия принимают буровиков-нефтяников лишь в возрасте от 20 до 40 лет, в ОАЭ требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 30–45 лет.

Важным «фильтром» для въезда иностранных работников является состояние их здоровья . В частности, запрещен въезд наркоманам, лицам, больным СПИДом и различными психическими заболеваниями. Шведские и норвежские фирмы-наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на работу.

Еще одним требованием к иностранной рабочей силе является ее социальная и политическая безупречность . Так, в США ограничивается въезд в страну членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа, не допускаются также лица, осужденные за уголовные преступления, или присутствие которых в стране может нанести ущерб ее международным интересам.

Для регулирования численности въезжающих используется показатель иммиграционной квоты в масштабе экономики, отраслей и даже предприятий, которая каждый год пересматривается. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе по отдельным категориям, а также состояние национального рынка труда и жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Помимо квоты принимающая страна может установить для иммигрантов ограничительный срок пребывания и работы, запретить работать по какой-то специальности, в каких-то отраслях или на предприятиях, определить профессии , для которых установлен предпочтительный режим въезда в страну. Так, например, в Норвегии разрешение на работу иностранцам выдается только на один год, в Турции существует перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя (врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, водители, рыбаки, официанты, агенты по продаже имущества, брокеры на бирже, сторожа, экскурсоводы).

Объектом регулирования является не только иммиграция, но и реэмиграция (возвращение иммигрантов на родину). В настоящее время в развитых странах разработаны программы, призванные стимулировать отток рабочих-иммигрантов из страны:

1. Программы материальной компенсации, которые предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности, оплату расходов, связанных с их отъездом на родину, включая стоимость билетов.

2. Программы профессиональной подготовки – предусматривают организацию специальной профессиональной подготовки неквалифицированных рабочих с целью их быстрого вживания в экономику родной страны.

3. Программы экономической помощи странам и регионам массовой эмиграции – с целью стимулирования их внутреннего экономического развития, увеличения рабочих мест и занятости, предоставления кредитов рабочим – потенциальным эмигрантам, желающим открыть свой бизнес на родине и не покидать ее.

Государственное регулирование эмиграции рабочей силы или эмиграционная политика стран-экспортеров должна способствовать:

– сокращению безработицы в стране за счет оттока излишней рабочей силы;

– поступлению в страну валютных средств от эмигрантов;

– обеспечению эмигрантам за рубежом соответствующего жизненного уровня;

– возвращению эмигрантов на родину с приобретением ими за границей профессий и образования.

Для поступления от граждан-эмигрантов валютных средств государство предоставляет им право открывать счета в национальных банках и их заграничных филиалах как в местной, так и в иностранной валюте, выплачивая при этом более высокий процент по вкладам.

Для вовлечения сбережений мигрантов в развитие национальной экономики государство стимулирует их вложение в ценные бумаги, предоставляя вкладчикам финансовые льготы. Например, в Индии приобретенные государственные ценные бумаги не облагаются налогами. Кроме этого, государство предоставляет льготы и оказывает содействие своим гражданам-эмигрантам, желающим инвестировать заработанные средства в национальную экономику. В Турции, например, лица, имеющие валютные счета в банках, имеют право на первоочередное получение кредитов. В Па-кистане законом разрешено всем пакистанцам, работающим за рубежом, осуществлять инвестиции во все сферы национальной экономики без специальной правительственной лицензии, в Индии в каждом штате созданы государственные корпорации, которые оказывают консультационные услуги индусам, возвратившимся на родину и желающим организовать и самостоятельно вести собственный бизнес.

Государства, экспортирующие рабочую силу, увязывают этот процесс с завоеванием зарубежных рынков. Например, Филиппины поощряют выезд таких специалистов, как монтажники тяжелого оборудования, сварщики, строители, ибо это, как правило, связано с ростом экспорта отечественных строительных материалов и оборудования.

Страны–экспортеры рабочей силы активно воздействуют на объем и структуру эмиграционных потоков. При этом в целях предотвращения выезда за рубеж работников дефицитных специальностей и кадрового опустошения отдельных районов страны государство устанавливает ограничения:

Чтобы ускорить и облегчить процесс адаптации вернувшихся мигрантов, государствами разработаны специальные меры для облегчения их устройства в общественном или частном секторе экономики.

Таким образом, миграционная политика должна быть продуманной и сбалансированной, чтобы упорядочить межстрановые переливы рабочей силы.

Выводы:

    Международная миграция рабочей силы – перемещение трудоспособного населения между странами, вызванное причинами экономического порядка. Складывается из эмиграции – выезда из страны и из иммиграции – въезда в страну. Эмиграция и иммиграция имеют как плюсы, так и минусы для стран-импортеров и стран-экспортеров рабочей силы.

    Основными международными рынками рабочей силы являются США, Канада и Австралия, страны Западной Европы, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки (ЮАР). Массовость миграционных потоков превратила рабочую силу в важный фактор социально-экономического развития мирового хозяйства.

    Регулирование трудовой миграции предполагает проведение государствами продуманной и сбалансированной миграционной политики с целью минимизировать потери и повысить экономический эффект для страны от иммиграции и эмиграции рабочей силы.

Как уже отмечалось, международная миграция рабочей силы вызывает не только положительные, но и негативные социально-экономические последствия. Поэтому в большинстве под давлением общественного мнения и профсоюзов страны вынуждены осуществлять регулирование миграционных процессов. Несистематические попытки отдельных стран ограничить въезд нежелательных лиц или помешать выезду отдельных категорий работников, а также подписание двусторонних соглашений по регулированию миграции наблюдались в Европе еще в XVIII веке. Например, в Англии в конце XVIII века были приняты законы, которые ограничивали въезд нежелательных лиц. Тогда же страны начали заключать двусторонние соглашения по регулированию миграции, некоторые из которых действуют и в наше время.

Конец широкомасштабной свободной миграции населения было положено в 20-х годах XX века, когда в большинстве стран утвердилось иммиграционное законодательство и появились международные соглашения, регулирующие передвижения населения. С тех пор правовые акты, регулирующие миграцию населения, развивались в направлении внедрения более жестких ограничений для международного передвижения рабочей силы.

Уровни регулирования международной миграции рабочей силы

Различают несколько уровней регулирования международной миграции рабочей силы, в частности: национальный, международный, интеграционный.

Национальный уровень регулирования международной миграции рабочей силы представляет собой совокупность мероприятий отдельного государства по регулированию миграции в своей стране.

Прежде всего иммиграционное законодательство большинства стран четко разграничивает въезжающих в страну иммигрантов - людей, въезжающих в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантов - которые приезжают в страну временно и не претендуют на постоянное место жительства. К неиммигрантов относятся те лица, которые прибыли в страну на более или менее длительный срок, но не претендуют на постоянное место жительства.

Скажем, законодательством США въезд неиммигрантов регулируется с помощью виз, классы которых четко определяют перечень лиц, являющихся неиммигранта. К неиммигрантов с соответствующим классом виз относятся: послы и консулы и члены их семей: другие иностранные государственные служащие и члены их семей: временные посетители с целью бизнеса или отдыха; иностранцы, проезжающие транзитом; члены экипажей морских и воздушных судов и члены их семей; студенты, сотрудники международных организаций и члены их семей; иностранный специалист, временный работник, выполняющий работы, которые отсутствуют в США; представитель зарубежных средств массовой информации и члены их семей; невеста или жених гражданина США; посетители по обмену и т. д.

Как правило, государственное регулирование миграционных процессов осуществляется путем принятия соответствующих программ, направленных на ограничение иммиграции рабочей силы либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Проблемами трудовой миграции на национальном уровне занимаются министерства труда, юстиции, внутренних дел, иностранных дел через свои структуры. Все они реализуют национальное законодательство как в области эмиграции, так и в области иммиграции. Национальное иммиграционное законодательство каждой страны имеет свои особенности. Однако в большинстве стран иммиграционное законодательство и подзаконные акты имеют следующие основные черты.

Во-первых, устанавливает жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образовательному уровню является общее среднее образование или профессионально-техническое образование, подтвержденное соответствующими документами. В большинстве случаев диплом необходимо перезахищаты (переоценивать) на предмет соответствия требований к специалисту в данной стране и в стране-экспортере рабочей силы. Во многих странах, кроме диплома, при найме на работу необходимо иметь соответствующий стаж работы, а на отдельные виды работ - еще и рекомендательное письмо.

Во-вторых, законодательства стран-импортеров выдвигают жесткие требования относительно здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии здоровья, заверенную консульским учреждением страны, в которую они въезжают, или пройти специальное медицинское обследование. Кроме того, устанавливают определенные требования относительно возраста иммигрантов, их политического и социального положения (как правило, запрещается въезд членам террористических и профашистских организаций, лицам, которые привлекались к уголовной ответственности).

В-третьих, страны импортеры, как правило, устанавливают количественные квоты на иммигрантов. Квотирование может касаться всей экономики, отдельных отраслей, отдельных предприятий.

В-четвертых, законодательство многих стран предусматривает меры по экономическому регулированию иммиграции. К таким мерам относятся: установление минимального объема товарооборота фирмы, по достижении которого он имеет право нанимать иностранных работников; разрешение на иммиграцию только тем физическим лицам, которые способны инвестировать в экономику страны определенную законом сумму, предварительно доведя ее легальное происхождение и создать определенное количество рабочих мест. Кроме того, в отдельных странах за оформление иммиграции и трудоустройства на местные предприятия иммигранты обязаны внести плату.

В-пятых, законодательство большинства стран устанавливает максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территории, по истечении которых необходимо покинуть страну, либо получить разрешение на продление пребывания в ней.

В-шестых, в законодательстве каждой страны имеет место явная и скрытая запрет нанимать иностранную рабочую силу, оформленная в виде запрета иностранцам заниматься определенным видом деятельности.

Страны-импортеры рабочей силы под давлением профсоюзов осуществляют меры по стимулированию реэмиграции, есть возвращение иммигрантов на родину. К таким мероприятиям относятся; оказание экономической помощи странам массовой эмиграции, профессиональная подготовка иммигрантов, выплата иммигрантам специальной помощи. Экономическая помощь сводится к предоставлению инвестиций странам-экспортерам рабочей силы с целью создания новых предприятий, на которых могли бы работать реэмигранты. Наибольшее развитие такая помощь приобрела в отношениях Германии с Турцией.

Профессиональная подготовка иммигрантов сводится к предоставлению иностранным рабочим возможности получить профессиональное образование, которая позволяла бы им получать высокооплачиваемую работу на родине. В этом плане многие делают Германия, Франция, Швеция и некоторые другие страны. Предоставление специальной помощи иммигрантам вводится в тех случаях, когда иностранные работники соглашаются добровольно уволиться и уехать на родину. Такая форма стимулирования реэмиграции применяется в Нидерландах, Германии, Франции.

Следует иметь в виду, гцо все эти меры не смогли полностью решить проблемы реэмиграции. Поэтому многие государства принимает комплекс административных ограничений с целью уменьшения притока иностранных рабочих.

Международный уровень представляет собой совокупность мероприятий стран мирового содружества по регулированию миграции рабочей силы в рамках мирового сообщества.

В современных масштабов миграции рабочей силы двусторонние соглашения стали малоэффективными, и поэтому основную роль стали играть многосторонние соглашения и нормативные акты на международном уровне. Сегодня существует множество международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к которым, страны обязуются соблюдать нормы международного права.

Существует целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ).

Подробнее о международных организациях по регулированию международной миграции рабочей силы пойдет речь в теме 13.

Несмотря на значительные усилия международных организаций, современную миграционную ситуацию в мире определяют прежде всего основные импортеры рабочей силы. Это США и Канада, страны-члены ЕС, Австралия, некоторые страны Ближнего Востока, Израиль и Южная Африка. В этих странах непосредственное осуществление иммиграционной политики возложено на специальные организации - национальные службы иммиграции при Министерстве труда или Министерстве внутренних дел.

Интеграционный уровень представляет собой совокупность мероприятий группы стран по регулированию миграции рабочей силы между странами-участниками интеграционного объединения.

Регулирования международной миграции рабочей силы на интеграционном уровне осуществляется путем выполнения соглашений, договоров, правил и контрактов, заключенных между государствами интеграционного объединения. Оно сводится главным образом к обеспечению безвизового передвижения населения в пределах интеграционного объединения, создания совместных информационных систем по миграции рабочей силы, принятия совместных мер по недопущению нелегальной иммиграции из третьих стран. Иначе говоря, регулирование миграции рабочей силы на интеграционном уровне призвано защитить общий рынок рабочей силы от нежелательных иммигрантов.