Международная организация для чего создана. Классификация международных организаций. Международные коллективные движения

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………2

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………4

2. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………..7

3. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………16

Национальные организации обычно представляют свои взгляды через международные неправительственные организации, к которым они принадлежат. В исключительных случаях не было бы целесообразно допускать национальные организации, которые являются аффилированными с международной неправительственной организацией, охватывающей одни и те же субъекты на международной основе. Однако национальные организации могут быть допущены после консультаций с заинтересованным государством-членом в целях содействия сбалансированному и эффективному представительству неправительственных организаций, отражающих основные интересы всех регионов и районов мира или где они обладают особым опытом, на котором Совет, возможно, пожелает провести.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………18


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно государства не могут существовать без их взаимодействия. Взаимодействие государств осуществляется как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности.

Как правило, консультативные процедуры не принимаются с международной организацией, которая является членом комитета или группы, состоящей из международных организаций, с которыми были приняты консультативные меры. Четкое различие содержится в Уставе Организации Объединенных Наций между участием без права голоса в обсуждениях в Совете и механизмами консультаций. Согласно статьям 69 и 70, участие предоставляется только в случае государств, не являющихся членами Совета, и специализированных учреждений.

Статья 71, применяемая к неправительственным организациям, предусматривает подходящие механизмы для консультаций. Это различие, преднамеренно сделанное в Уставе, имеет основополагающее значение, и механизмы консультаций не должны быть такими, чтобы предоставлять неправительственным организациям те же права участия, которые предоставляются государствам, не являющимся членами Совета, и специализированным учреждениям, отношения с Организацией Объединенных Наций.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растёт.

Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число возросло более чем вдвое.

Решения о процедурах проведения консультаций должны руководствоваться принципом, согласно которому, с одной стороны, должны быть приняты консультативные меры в целях обеспечения возможности для Совета или одного из его органов обеспечивать экспертную информацию или консультации от организаций, имеющих специальную компетенцию в вопросах для которых предусматриваются консультативные договоренности, а с другой стороны, чтобы организации, представляющие важные элементы общественного мнения в большом количестве стран, высказывали свои мнения.

Целью создания любой международной организации служит объединение усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами-членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

Поэтому договоренности о проведении консультаций с каждой организацией должны включать только те темы, для которых эта организация обладает особой компетенцией или в которой она представляет особый интерес. Организации, получившие консультативный статус, должны быть ограничены теми, чья международная деятельность в областях, указанных в пункте 1 выше, позволяет им внести существенный вклад в работу Совета и в целом, насколько это возможно, сбалансированным образом сбалансировать основных точек зрения или интересов в этих областях во всех областях и регионах мира.

В ситуации, когда возрастает роль регулирования международных отношений на многостороннем уровне, участие международных организаций в таком регулировании становится все более многообразным.

На современном этапе международные организации стали центрами объединения усилий государств по развитию новых форм сотрудничества в экономической сфере. Кроме того, они являются институциональной основой многостороннего регулирования международных экономических отношений, и выполняют важные функции, направленные на обеспечение свободного оборота товаров, услуг, капиталов, на разрешение международных экономических споров, на принятие решений в различных формах и с разной степенью обязательности для государств-участников. В условиях глобализации государства вынуждены передавать значительную часть полномочий по регулированию внешнеэкономической деятельности, ранее осуществлявшихся самими государствами, международным организациям.

Понятие международной конференции

При установлении консультативных отношений с организациями Совет будет проводить различие между. Организации, которые занимаются большей частью деятельности Совета и могут продемонстрировать удовлетворению Совета, что они отметили и получили устойчивые взносы для достижения целей Организации Объединенных Наций в областях, указанных в пункте 1 выше, и тесно связаны с экономической и социальной жизнью народов районов, которые они представляют, и чье членство, которое должно быть значительным, в широком смысле представляет собой представителей основных слоев населения во многих странах.

Целью контрольной работы является изучение международных организаций во всем их разнообразии, и их роли в международном политическом процессе.

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Международные организации возникли уже в древности и совершенствовались по мере развития общества.

В Древней Греции в VI веке до нашей эры появились первые постоянные международные объединения в виде союзов городов и общин (например, Лакедиминская и Делосская Симмакии), или религиозно-политических союзов племён и городов (например, Дельфийско-Фермопильская амфиктиония). Подобные объединения явились прообразами будущих международных организаций. Многие учёные справедливо подчёркивали, что на том этапе эти союзы сближали греческие государства и смягчали их замкнутость.

Правовая природа международных организаций

Организации, которые обладают особой компетенцией и касаются только некоторых сфер деятельности, охватываемых Советом, которые известны на международном уровне в тех областях, для которых они имеют или имеют консультативный статус. Особое внимание следует уделить применению организаций в этой области, целью которых является борьба с колониализмом, апартеидом, расовой нетерпимостью и другими грубыми нарушениями прав человека и основных свобод.

Другие организации, которые не имеют общего или специального консультативного статуса, но которые Совет или Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций в консультации с Советом или его Комитетом по неправительственным организациям считают, могут внести случайный и полезный вклад в работу Совета или его вспомогательных органов или других органов Организации Объединенных Наций, входящих в их компетенцию, включаются в список. Этот список может также включать организации, имеющие консультативный статус или аналогичные отношения со специализированным учреждением или органом Организации Объединенных Наций.

Следующим этапом развития международных организаций явилось создание международных экономических и таможенных объединений. Один из первых таких союзов был Ганзейский торговый союз, который вывел из состояния средневекового варварства всю Северную Германию. Этот союз был окончательно оформлен в XVI веке. Во главе этого объединения находился Любек.

Эти организации должны быть доступны для консультаций по просьбе Совета или его вспомогательных органов. Тот факт, что организация находится в Реестре, сама по себе не должна рассматриваться как квалификация для общего или специального консультативного характера, если организация ищет такой статус.

В Реестре могут присутствовать представители на таких заседаниях, занимающихся вопросами, относящимися к их компетенции. Такие заявления распространяются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций среди членов Совета, за исключением тех уставов, которые устарели, например, тех, которые касаются уже урегулированных вопросов, и тех, которые уже были распространены в какой-либо иной форме.

Специалисты, изучающие историю международных организаций, считают, что первой межправительственной организацией в её классическом понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне, образованная в 1831г.

Уже во второй половине XIX века были созданы международные союзы для измерения земли (1864г.), Всемирный телеграфный союз (1865г.), Всемирный почтовый союз (1874г.), Международное бюро мер и весов (1875г.), Международный союз для защиты международной и художественной собственности и другие. В этот период сотрудничества государство становится более обширным, затрагивая всё большие сферы жизни. Все организации данного периода имели постоянные органы фиксированных членов и штаб-квартиры. Компетенция их ограничивалась обсуждением специализированных проблем.

При подаче и распространении таких заявлений должны соблюдаться следующие условия. Он должен быть представлен в течение достаточного времени для проведения соответствующих консультаций между Генеральным секретарем и организацией до его распространения.

Вместе с тем заявление будет также распространено по конкретной просьбе Совета или его Комитета по неправительственным организациям. Если заявление превышает 500 слов, организация должна представить резюме, которое будет распространено; однако такие заявления будут распространены в полном объеме по конкретной просьбе Совета или его Комитета по неправительственным организациям.

Следующим важным этапом в развитии международных организаций является период после первой мировой войны, когда государства приступили к созданию международной организации по поддержанию мира и международной безопасности. Так в 1919г. была образована Лига Наций. Основными органами Лиги Наций являлись собрание всех представителей членов Лиги, совет и постоянный секретариат.

Генеральный секретарь в консультации с Председателем Совета или Советом или его Комитетом по неправительственным организациям может предложить организациям в Реестре представить письменные заявления. Положения подпунктов и выше применяются к таким заявлениям.

Письменное заявление или резюме, в зависимости от обстоятельств, будут распространены Генеральным секретарем на рабочих языках и, по просьбе одного из членов Совета, на любом из официальных языков. Такие организации имеют право сделать одно заявление Совету или соответствующему сессионному комитету при условии одобрения Совета или соответствующего сессионного комитета. Такая организация может быть приглашена Председателем Совета или Председателем комитета с согласия соответствующего органа в ходе обсуждения пункта, находящегося на рассмотрении Совета или перед комитетом, дополнительное заявление для уточнения.

Главной её задачей являлось поддержание мира, и предотвращение новых войн. Лига Наций должна была предпринимать все меры для сохранения мира. Если какой-либо член Лиги прибегал к войне вопреки принятым на себя обязательствам, то основные члены Лиги обязывались немедленно порвать с ним всяческие торговые и финансовые отношения. А Совет должен был предложить различным заинтересованным правительствам выставить тот или иной контингент войск.

Предложение должно быть формально представлено с соответствующей базовой документацией не позднее, чем за сорок девять дней до начала сессии. Этот пункт должен быть включен в повестку дня комиссии, если он принят большинством в две трети голосов присутствующих и голосование.

Компетенция, полномочия и функции международной организации

Организации в Реестре могут иметь представителей, присутствующих на таких заседаниях, которые занимаются вопросами, относящимися к их компетенции. Такие заявления направляются Генеральным секретарем членам комиссии или другим вспомогательным органам, за исключением тех уставов, которые устарели, например тех, которые касаются уже выпущенных вопросов, и тех, которые уже были распространены в какой-либо иной форме среди членов комиссии или других вспомогательных органов.

В уставе Лиги Наций были предусмотрены различные эффективные меры по поддержанию мира. В нём признавалось необходимым ограничение национальных вооружений до минимума, необходимого для обеспечения национальной безопасности. Совету Лиги представлялось выбрать планы ограничения вооружений для каждого государства и внести их на рассмотрение заинтересованных правительств.

При представлении и распространении таких письменных заявлений должны соблюдаться следующие условия. Письменное заявление должно быть представлено на одном из официальных языков. Он должен быть представлен в течение достаточного времени для проведения соответствующих консультаций между Генеральным секретарем и организацией до их распространения.

Однако заявление будет также распространено в полном объеме по конкретному запросу комиссии или других вспомогательных органов. Генеральный секретарь, консультации с Председателем соответствующей комиссии или другим вспомогательным органом или сама комиссия другого вспомогательного органа могут приглашать организации в Реестр для представления письменных заявлений. Положения в подпунктах и ​​выше применяются к таким заявлениям.

Лига Наций не смогла справиться со своей основной задачей: сохранение мира и мирное урегулирование международных конфликтов. Те разногласия, которые возникли между членами Лиги, повлекли за собой не выполнение взятых обязательств. Она не смогла предотвратить Вторую мировую войн, а также нападение Японии на Китай, Италии - на Эфиопию, Германии – на Австрию и Чехословакию, Италии – на Испанию. И 18 апреля 1946г. лига Наций была ликвидирована, не выполнив своих функций и на этом этапе прекратила своё существование.

Письменное заявление или резюме, в зависимости от обстоятельств, будут распространены Генеральным секретарем на рабочих языках и, по просьбе члена комиссии или другого вспомогательного органа, на любом из официальных языков. Во всех случаях такие консультации могут быть организованы по просьбе организации.

По рекомендации Генерального секретаря и по просьбе комиссии или других вспомогательных органов комиссии в Реестре также могут быть заслушаны комиссией или другими вспомогательными органами. В соответствии с соответствующими правилами процедуры о финансовых последствиях комиссия может рекомендовать, чтобы организация, обладающая специальной компетенцией в конкретной области, проводила конкретные исследования или расследования или готовила конкретные документы для комиссии. Ограничения, указанные в пункте 30 и выше, в этом случае не применяются.

Таким образом, создание международных организаций и их развитие происходило поэтапно. Постепенно государства осознавали необходимость международного сотрудничества в различных сферах жизни, что приводило к обмену изобретениями в области науки, в военной технике, искусства.

Международные организации прошлого стали прообразами современных международных организаций, которых в настоящее время большое количество, и которые играют большую роль в современных международных отношениях.

Классификация международных организаций

Организации имеют право на те же права и привилегии и выполняют те же обязанности, что и на заседаниях самого Совета, если Совет не примет иного решения. Организации, получившие консультативный статус Совета, и те, что указаны в Реестре, всегда должны придерживаться принципов, регулирующих установление и характер их консультативных отношений с Советом. При периодическом рассмотрении деятельности неправительственных организаций на основе докладов, представленных в соответствии с пунктом 40 ниже, и другой соответствующей информации Комитет Совета по неправительственным организациям определяет, в какой степени организации соблюдали принципы, регулирующие консультативный статус и внесли свой вклад в работу Совета и могут рекомендовать Совету приостановить или исключить консультативный статус организаций, которые не отвечают требованиям, касающимся консультативного статуса, изложенным в настоящей резолюции.

2. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международные организации (Internationalorganizations) – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств – членов.

Современные международные организации делятся на три основных вида: межправительственные (межгосударственные), неправительственные организации и транснациональные корпорации. Их роль значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни. Но все же каждый из этих типов имеет свои особенности, признаки.

Международная межправительственная организация (ММПО)- объединение государств, учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств - членов при уважении их суверенитета. ММПО можно классифицировать:

а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;

б) по кругу участников - универсальные (т.е. для всех государств - ООН) и региональные (Организация Африканского Единства);

в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые;

г) по сфере деятельности - с общей (ООН) или специальной компетенцией (ВПС);

д) по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные;

е) по количеству членов - всемирные (ООН) или групповые (ВОЗ).

Международные неправительственные организации (МНПО) - любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, которые создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических или юридических лиц.

Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами, к примеру, это комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.

Транснациональные корпорации (ТНК) - занимаются чисто экономической деятельностью, но пытаются влиять не только на экономику, но и на политику государств.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику:

Региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и прочие;

Организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

Организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

Политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);

Профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ), Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

Демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

Организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

Военные организации: Организация Северо-атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС);

Профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

Различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;

Религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

Международный Красный Крест (МКК) - организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

Экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств, в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

3. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Организация Объединенных Наций (ООН)

Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 192 страны мира.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, где размещены пять из шести ее главных органов. В Генеральной Ассамблее каждое государство имеет один голос; она собирается на свои регулярные сессии ежегодно, а также на специальные и чрезвычайные сессии (всего их было 29); решения по повестке дня (которая насчитывает более 100 вопросов) принимаются простым большинством голосов и не обязательны для государств-членов, но рассматриваются как мнение мирового сообщества и в этом смысле имеют значительный моральный авторитет. (За время своей деятельности Генеральная Ассамблея приняла свыше 10 тыс. резолюций.) Совет Безопасности состоит из 15 членов; 5 из них - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные избираются Генеральной Ассамблеей на два года. Решения принимаются большинством в 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов (которые, таким образом, обладают правом вето). При рассмотрении вопросов, связанных с возникновением угрозы международному миру, Совет Безопасности обладает исключительно широкими правами, включая право вводить экономические санкции и принимать решение о применении вооруженных сил.

Секретариат выполняет административные функции, состоит из более чем 15 тыс. человек, являющихся гражданами примерно 170 стран, и возглавляет Генеральным Секретарем ООН, который играет важную политическую роль в деятельности организации и назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Международный Суд размещается в Гааге (Нидерланды) и состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на девятилетний срок по критериям компетенции, а не национально-государственной принадлежности. Сторонами в Суде могут быть только государства и только на добровольной основе; в этом случае его решения для них обязательны.

Особое значение приобрели усилия ООН по поддержанию мира. Если за первые четыре десятилетия своего существования ООН осуществила 14 различных миссий и операций с направлением наблюдателей, посредников или военного персонала в районы конфликтов, то с 1988 г. были инициированы 33 миротворческие акции. Пик активности в этой области пришелся на 1995 г., когда общее число задействованного в миротворческой деятельности ООН персонала составило почти 70 тыс. человек (включая 31 тыс. военнослужащих из более чем 70 стран). В той или иной форме ООН была вовлечена в усилия по урегулированию в большинстве «горячих точек» текущего десятилетия - в Сомали, Мозамбике, Камбодже, Афганистане, Центральной Америке, на Гаити, в бывшей Югославии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Руанде, Западной Сахаре, Таджикистане, Грузии.

Юнеско

ЮНЕСКО- Специализированное подразделение ООН по вопросам образования, науки и культуры. Целью этой межправительственной организации является содействие миру и укрепление международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в гуманитарной сфере. ЮНЕСКО объединяет 188 стран. Одним из направлений его деятельности является охрана культурного и природного всемирного наследия и его использование для нужд международного туризма. Список мирового культурного наследия, составленный под эгидой ЮНЕСКО, насчитывает 890 объектов.

"Большая Восьмерка" (G8)

Большая восьмёрка - согласно большинству определений, группа из семи промышленно развитых стран мира и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

Всемирная торговая организация (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная в 1995 г. для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. Международное объединение, занимается правилами торговли между странами, заботится, чтобы торговые обмены происходили легко, предсказуемо и свободно, а также регулирует торговые споры. Эта организация объединяет более 150 членов, которые осуществляют 97% мирового торгового оборота.

Европейский союз (ЕС)

Европейский Союз (Евросоюз) - уникальное наднациональное образование в составе 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

МАГАТЭ - Международная организация по научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерной технологии. Ее членами являются 146 государств. МАГАТЭ устанавливает стандарты ядерной безопасности и защиты окружающей среды, оказывает странам техническую помощь, а также поощряет обмен научно-технической информацией по мирному использованию энергии атома.

Организация Североатлантического договора (НАТО)

НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) - военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Сейчас в своем составе она насчитывает 28 государств. Основным принципом деятельности организации является система коллективной обороны - совместные организованные действия всех ее членов, если возникнет угроза извне. Сегодня НАТО - один из ведущих компонентов безопасности во всем мире

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ, OSCE)

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Cooperation in Europe) - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК, OPEC)

ОПЕК, или Организация стран-экспортёров нефти (OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) - объединение основных нефтедобывающих развивающихся стран (Алжир, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия). Основанная еще в 1960 г., ныне ОПЕК контролирует более трети мировой добычи нефти. Организация координирует нефтяную политику (регулирование добычи, экспорта, цен и т.д.), повышение доходов, содействие освоению национальных запасов нефти в интересах ее членов).

Совет Европы

Совет Европы - функционирует с 1949г., является межправительственной организацией, задача которой - защита прав человека и верховенство права. Организация пропагандирует европейскую культурную самобытность и разнообразие европейских культур, решает проблему, существующие в обществе (в отношении национальных меньшинств, расовой и межэтнической нетерпимости, защиты окружающей среды, СПИДа, наркотиков, организованной преступности и др.). Совет Европы помогает утверждению демократии в регионе, поддерживая политические, законодательные и конституционные реформы. К этой организации вместе со странами Европы входит и Украина, Россия, Молдова, Грузия, Азербайджан, Армения.

Постоянные органы, штаб-квартиры и вспомогательные офисы международных организаций формируют сеть организационных центров. Основные ячейки международных организаций находятся в США и странах Западной Европы: Нью-Йорк - Штаб-квартира ООН, Париж - ЮНЕСКО, Брюссель- НАТО, Вена - МАГАТЭ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все отношения, которые существуют между государствами, регулируются самими государствами через созданные ими международные организации. Эти международные организации возникли на определенной ступени развития человеческого общества.

Историческое познание о создании международных организаций позволяет проследить весь сложный путь возникновения взаимодействия между государствами. Рассматривая вопрос с исторической стороны, можно понять на каких принципах основывались, и как совершенствовались международные отношения, и к чему стремится человечество.

Характерной особенностью развития человечества является постоянное совершенствование технического прогресса, хозяйственной и культурной жизни всех народов, отсюда происходит повышение удельное веса международных отношений. Отсюда возникает необходимость решения международных проблем, но не с помощью военной силы, а через созданные международные организации. Повышение роли международных организаций создаёт для государств определённые гарантии, как в решении различных споров, так и в предотвращении военных конфликтов. Существование и создание международных организаций раскрывает более широкие возможности сближение всего человечества и способствует наиболее быстрому развитию цивилизации. Необходимо отметить, что на современном уровне отношений человечество всё больше стало сообща решать вопросы не только роста технического прогресса, но и об экологии нашей Земли. Решая вопросы экологии Земли на международном уровне, – это означает, что человечество решает вопросы будущего существования нашей планеты.

ООН посредством разносторонней деятельности своих организаций оказывает техническую и финансовую помощь для поддержки программ экономических реформ в развивающихся странах, контролируя неукоснительно их выполнения путем применения экономических санкций (прекращение финансирования) в случае неисполнения программы, принуждая их к выполнению рекомендаций международного сообщества:- соблюдать демократические принципы развития;- выполнять требования международной торговли;- не допускать снижения жизненного уровня населения страны;- проводить мероприятия по защите окружающей среды;- идти по пути разоружения и т.д.Таким образом, посредством экономического влияния происходит давление на проведение политических реформ в той или иной стране, попавшей в тяжелое экономическое положение, как правило, в результате неумелой государственной политики. Великое благо получения финансовой и технической помощи, а именно - возможность получения долгосрочных кредитов с отсрочкой погашения и за малые проценты, поднять экономику путем вливания в ее наиболее перспективные отрасли инвестиций, возможность быстрой перестройки в налогово-законодательном направлении государства и т.д., имеет и свою отрицательную сторону вмешательства мнения всех стран-членов ООН в уже несамостоятельный путь развития государства. В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Оно может осуществляться как через экономические, так и политические отношения.

В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности.

Создание и существование международных организаций раскрывает более широкие возможности сближение всего человечества и способствует быстрому развитию цивилизации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балабин В. В., Плахотник О. В и др. Международные неправительственные организации. - М., 2009.

2. Гайдуков Л. Ф. Международные отношения и внешняя политика 1980 – 2000. – К., 2001.

3. Ланцова С.А., Ачкасова В.А. Мировая политика и международные отношения.– М.,Питер, 2005.

4. Маргиев В.И. Международные организации (теоретические аспекты). Майкоп, 2001.

5. Морозов. Г. И. Международные организации – М.,1989.

6. Савчук И.М. Международные организации. - М., 2007.

7. Торкунова. А.В. Современные международные отношения - М., 2004.

8. Цыганков П.А. Международные отношения. – М., 1996.


Морозов. Г. И. Международные организации – М.,1989.

Гайдуков Л. Ф. Международные отношения и внешняя политика 1980 – 2000. – К., 2001.

Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологиче­ские проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций.

Межправительственные экологические организации

Большой вклад в решение проблем охраны ОС вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все ее глав­ные органы и специализированные учреждения

Специализированные учреждения ООН в сфере охраны ОС:

ЮНЭП (от англ. UNEP - United Nations Environmental Program - Программа ООН по окружающей среде) осуществ­ляется с 1972 г. и является основным вспомогательным орга­ном ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Гене­ральной Ассамблее ООН.

ЮНЕСКО (от англ. UNESCO - United Nations Education ­ al , Scientific and Cultural Organization - Организация Объ­единенных Наций по вопросам образования, науки и культу­ры) существует с 1946 г. с целью содействия миру и между­народной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Наиболее извест­ным направлением в деятельности является научная програм­ма «Человек и биосфера» (МАБ), принятая в 1970 г.

ФАО (от англ. FAO - Food and Agricultural Organization UN - Продовольственная и сельскохозяйственная организа­ция ООН), образованная в 1945 г., занимается вопросами про­довольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в це­лях улучшения условий жизни народов мира.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), создан­ная в 1946 г., имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной ОС.

ВМО (Всемирная метеорологическая организация) - уч­реждена как специализированное учреждение ООН в 1951 г., природоохранные функции которой прежде всего связаны с глобальным мониторингом ОС, в том числе:

    оценка трансграничного переноса загрязняющих ве­ществ;

    изучение воздействия на озоновый слой Земли.

МОТ (Международная организация труда) - специализи­рованное учреждение ООН. Создано в 1919 г. при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения за­грязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежи­тельного отношения к производственной среде.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) учреждено в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по дого­вору с ООН, но не является ее специализированным учрежде­нием.

Международные региональные организации, осуществляю­щие природоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евра­том, Европейский совет, Европейское экономическое сообще­ство, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет, Хельсинкский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и др.

Неправительственные международные организации

В конце 90-х годов в мире насчитывалось несколько со­тен (по разным данным 200-500) неправительственных меж­дународных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявляющих инте­рес к экологическим проблемам.

Международный союз по охране природы - МСОП (от англ. IUCN International Union for the Conservation of Na­ture) - создан в 1948 г. в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о между­народной торговле дикими видами фауны и флоры (CITES). МСОП - инициатор ведения Красных книг.

Всемирный фонд охраны дикой природы (от англ. WWF - World Wide Fund for Nature ) - самая многочисленная част­ная международная экологическая организация, создана в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а так­же около 5 млн индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные проек­ты России уже вложено более 12 млн долл. США.

Международная юридическая организация (МЮО), со­зданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке пра­вовых вопросо» охраны ОС.

Римский клуб (РК) - международная неправительствен­ная организация, которая внесла значительный вклад в изуче­ние перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необ­ходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности - организация крупномасш­табных исследований по широкому кругу вопросов, преимуще­ственно в социально-экономической области.

Римский клуб 1 положил начало работам по исследованию проблем, названных «Глобальной проблематикой». Для ответа на поставленный вопрос ряду выдающихся ученых того време­ни была заказана серия «Докладов Римскому клубу» под об­щим названием «Трудности человечества». Полученные ре­зультаты прогнозирования перспектив развития мира по компьютерным моделям 1 были опубликованы и обсуждались во всем мире.

Первым в 1972 г. был доклад группы Д. Медоуза «Преде­лы роста».

В период с 1973 по 1980 гг. (годы расцвета деятельности и международного влияния Римского клуба) были подготовлены еще несколько докладов, в том числе Я. Тинбергеном (1977), Э. Ласло (1977). В 1978-1980 гг. обсуждались проблемы пере­работки отходов, использования энергии, организации обще­ства, достижения изобилия и благосостояния. Важную роль сыграл доклад Боткина с соавторами «Нет пределов обуче­нию» (1980).

В 1994 г. Э. Вайцзеккер с соавторами подготовили обсто­ятельный доклад «Фактор четыре», наметивший основные пу­ти решения проблем энергосбережения. В настоящее время Римским клубом продолжаются исследования современного состояния мира, в котором произошли фундаментальные пере­мены, особенно в геополитике, при этом экологическая ситуа­ция на планете продолжает ухудшаться.

В работе Римского клуба участвовали и участвуют наши выдающиеся соотечественники. В разное время действитель­ными членами клуба были академики Д. М. Гвишиани, Е. К. Федоров, В. Е. Примаков, А. А. Логунов, Ч. Айтматов, почетными членами - М. С. Горбачев и Б. Е. Патон.

Международный экологический суд (МЭС) был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав судей включает 29 юрис­тов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России.

Споры в Международном экологическом суде рассматрива­ются на принципах третейского суда. Стороны сами принима­ют решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на

основании международного права ОС, национального законо­дательства сторон и прецедентов.

ГРИНПИС { Greenpeace - «Зеленый мир») - независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, созда­на в Канаде в 1971 г. Она насчитывает около 1,5 млн членов, 1/3 которых - американцы. Гринпис имеет статус полноправ­ного члена или официального наблюдателя в ряде междуна­родных конвенций по охране ОС; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительст­во действует с 1992 г.

Большинство международных неправительственных орга­низаций занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная феде­рация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т. п.

Конференции и соглашения

Ежегодно в мире проводятся сотни и даже тысячи кон­ференций экологического направления (многосторонние и дву­сторонние, правительственные и неправительственные), на ко­торых принимаются соответствующие документы: соглаше­ния, конвенции, декларации, договоры и др. Это одна из развитых форм международного сотрудничества.

Приняв международные обязательства СССР, Россия стала участницей всех соответствующих международных соглаше­ний. Особый интерес и особое международное значение, по мнению авторов, имеют следующие конференции и соглаше­ния, приводимые в хронологическом порядке:

Международная конвенция по борьбе с заразными болез­нями животных (Женева, 20 февраля 1935 г.);

Международная конвенция по регулированию китобойно­го промысла (Вашингтон, 2 декабря 1946 г.), дополнившая и развившая положения Соглашения по регулированию кито­бойного промысла (Лондон, 8 июня 1937 г.);

Первая Межправительственная конференция экспертов по научным основам рационального использования и сохранения естественных ресурсов биосферы (Париж, 4-13 сентября 1968 г.), подготовленная ЮНЕСКО в сотрудничестве с ООН, ФАО, ВОЗ, МСОП и др. Работа шла по трем направлениям: на­учные исследования, образование, политика;

Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 5-6 июня 1972 г.) при участии 113 стран приняла два основ­ных документа:

Декларацию принципов, включающую 26 основных поло­жений;

План мероприятий, где обозначены пути решения органи­зационных, экономических и политических задач взаимо­отношений государств при сотрудничестве в области охра­ны ОС;

Конвенция об охране всемирного культурного и природно­го наследия (Париж, ноябрь 1972 г.);

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, август 1975 г.) с участием стран Европы, США и Канады приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности. С целью реализации достигнутых соглашений позже приняты;

Международная конвенция о гражданской ответственнос­ти за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г. с изменениями и дополнениями от 18 декабря 1971 г. и от 19 ноября 1976 г.);

Конвенция о запрещении военного или любого иного враж­дебного использования средств воздействия на природную сре­ду (Женева, 18 мая 1977 г.);

Всемирная хартия природы, принятая Генеральной Ас­самблеей ООН (28 октября 1981 г.). определила приоритетные направления экологической деятельности международного со­общества и способствовала формированию экологической по­литики государств на то время;

Венская встреча представителей государств - участников Совещания в Хельсинки (Вена, 22 апреля 1985 г.)> принявшая итоговый документ, содержащий, в частности, рекомендации: сократить выбросы в атмосферу серы на 30% до 1995 г., а также углеводородов и других загрязняющих веществ; разработать способы захоронения опасных отходов, аль­тернативных способу захоронения в море; сократить производство озоноразрушающих веществ; провести исследования роли СО 2 в глобальных климатических изменениях;

Монреальская встреча (Монреаль, 16 сентября 1987 г.), на которой представители 98 стран приняли Соглашение (Монре­альский протокол) о постепенном прекращении серийного про­изводства хлорфторуглеродов (ХФУ) и запрещении выброса их в атмосферу;

Лондонская встреча (Лондон, 27-29 июня 1990 г.), где представители почти 60 стран подписали дополнительный (к Монреальскому) протокол с требованием полностью прекра­тить производство ХФУ к 2000 г.;

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.), организованная для подведения итогов 20-летней деятельности после Стокгольм­ской конференции. В Конференции участвовали 179 госу­дарств и более 30 международных организаций; на ней встре­тились 114 глав государств, представители 1600 неправитель­ственных организаций. В Рио были обсуждены и приняты пять основных документов:

- Декларация РИО по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей; Программа действий ООН «Повестка дня на XXI век» 1 - программа того, как сделать развитие устойчивым с соци­альной, экономической и экологической точек зрения; Заявление «О принципах в отношении лесов», касающее­ся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономи­ческого развития и сохранения всех форм жизни; Рамочная 2 конвенция «Об изменении климата», цель ко­торой - стабилизация концентрации в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на таких уровнях, ко­торые не вызовут опасного дисбаланса климата планеты;

- Конвенция «О биологическом разнообразии», требующая, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение вы­год от использования биологического разнообразия;

Общеевропейская конференция министров окружающей среды (София, октябрь 1995 г.) приняла итоговые документы, основные из которых:

- Декларация министров;

- Экологическая программа для Европы;

Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изме­нению климата (Киото, Япония, декабрь 1997 г.), на которой подписан Протокол к Конвенции или Киотский протокол (см. разд. 9.1.1).