§2. Конституция РФ - понятие, сущность, структура, юридические свойства

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии, - унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей конституцию является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

1. в верховенстве конституции

2. в ее высшей юридической силе

3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права

4. в особой охране конституции

5. в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок

Успех решения задачи по определению понятия конституции в значительной степени зависит от того, насколько верно уясняется сущность данного феномена. Наука конституционного права выделяет формально- юридическую и социально-политическую сущность конституции.

Формально-юридическая сущность выражается в том, что конституция является актом или группой актов, обладающих высшей юридической силой и занимающих верховное положение в системе законодательства.

Другой аспект анализа заключается в выявлении социально-политической сущности конституции. По вопросу о том, что составляет сущность конституции в социально-политическом смысле, имеются различные теории. Они аналогичны тем, что возникли для обоснования сущности права в целом.

Одной из самых древних теорий является теологическая, согласно которой сущность права и соответственно конституции заключается в завещании божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни. Теологи считают, что в конституции воплощаются божественные идеи высшей справедливости и разума.

Другой, также довольно старой и широко распространенной теорией является трактовка сущности конституции как общественного договора.

Суть общественного договора заключается в согласовании политических интересов различных классов, групп и слоев общества. Принимая конституцию, члены общества заключают договор о том, на каких основах учреждается данное общество и по каким правилам оно собирается жить. Механизм согласования интересов выражается в том, что классы, социальные слои, территориальные, национальные, религиозные, культурные и иные общности и группы людей добиваются их отражения в конституции.

Теория общественного договора близка с теорией соотношения политических сил. С этой точки зрения конституция играет роль политического документа, выражает соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия. К примеру, конституционные акты в Англии отразили компромисс между земледельческой аристократией и нарождавшейся промышленной буржуазией в XVII в. Этот компромисс выразился, в частности, в сочетании наследственного принципа формирования Палаты лордов и выборности Палаты общин парламента. Отмечая политическую сущность конституции, Дж. Милль по этому поводу писал: "Во всякой конституции есть одна сильнейшая сторона, и если бы обыкновенные конституционные сделки перестали существовать и отдельные элементы вступили в борьбу, то она бы постоянно одерживала верх. Конституционные правила применяются на практике только до тех пор, пока они дают перевес в управлении той из сторон, которая владеет наибольшею действительною силой вне стен парламента" .

Теория соотношения политических сил была интерпретирована социалистами в качестве теории соотношения сил в классовой борьбе. Классики марксизма-ленинизма сделали вывод об антинародной сущности буржуазной конституции, выражающей интересы господствующих эксплуататорских классов. В противовес была предложена конституция социалистического типа, отражающая интересы и волю трудящихся. Формой их выражения на этапе построения социализма была конституция государства диктатуры пролетариата.

В противоположность марксистско-ленинской доктрины представители теории общественного договора и школ естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней интересов народа и естественных прав людей, отражающих опыт прогрессивного развития и традиций. Именно естественно сформировавшиеся конституции отличаются стабильностью и настоящей гибкостью, так как в отличие от конституций, спускаемых сверху ("революционных" конституций, октроированных конституций и т.п.), они формируются в результате общенародного опыта.

Каждая из теорий о сущности конституции основывалась на своих идейных постулатах и собственной эмпирике. Некоторые теории по мере развития цивилизации подверглись модификации. Так, узкоклассовое понимание сущности конституций социалистического типа трансформировалось в утверждение об общенародной сущности социалистической конституции в период констатации факта построения развитого социализма.

В современных конституциях некоторых государств обнаружился феномен слияния теологических воззрений, идей общественного договора и взглядов представителей естественного права в единую консолидированную идею о демократической и гуманистической сущности конституции как правового акта высшего разума, справедливости и общественно-политического идеала. Такое слияние можно обнаружить, если проанализировать преамбулы конституций ряда европейских государств. К примеру, преамбула Основного закона Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. начинается словами: "Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевленные желанием служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена в объединенной Европе, немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон". Другим, еще более ярким примером является содержание преамбулы Конституции Швейцарии. В ней говорится: "Во имя Всемогущего Бога! Народ и швейцарские кантоны, сознавая свою ответственность перед Создателем, полные решимости обновить свой союз в целях укрепления свободы, демократии, независимости и мира в духе солидарности и открытости к миру..., убежденные в том, что только тот является свободным, кто пользуется своей свободой, и что расцвет общества является благосостоянием наименее обеспеченных его членов, принимаем Конституцию...".

За единство торжества божественного и свободы в конституционном демократическом развитии России выступали многие русские мыслители и философы конца XIX – начала XX в. Эти идеи до конца своих дней проповедовал известный государствовед и философ И. А. Ильин (1883– 1954 гг.). Проживая в эмиграции в годы советской власти, он призывал по мере достижения демократии не забывать о том, что государство и его законы служат делу Божию на земле .

Таким образом, для уяснения социально-политической сущности конституции в современный период используются гуманистические и демократические теории о создании главного закона общества и государства, отражающего лучшие стороны разумного и целесообразного, гармонизирующего значимые отношения в оптимальный для данной страны общественный и государственный строй, отвечающий интересам личности и общества. В реальной жизни эта модель, однако, не всегда воплощается в полной мере и еще более отходит от идеала в процессе реализации конституционных положений. Поэтому, наряду с идеальной сущностью конституции, важно увидеть ее реальную сущность, отражающую компромисс между идеальным и тем фактическим соотношением сил, которое сложилось на момент принятия конституции. В любом, даже в самом демократическом обществе создаваемая модель конституционного строя представляет собой политико-социальный компромисс, который может выразиться в отказе от определенных демократических ценностей, в некотором перекосе в балансе разделения властей и т.д. Однако, как правило, главная цель конституции или вносимых в нес изменений и дополнений – это нахождение консенсуса, поиск равновесия, стремление одновременно к стабильности и обновлению в целях дальнейшего поступательного развития государства и общества. Чем больше соответствия между идеалом и формой отражения сложившегося соотношения сил, тем сильнее вероятность совпадения юридической и фактической конституций.

Завершающий уровень, на котором проявляется сущность конституции, – это состояние фактической реализации закрепленных положений. По уровню совпадения формальной и фактической конституций различают реальную и фиктивную конституции. Фиктивность конституции свидетельствует о необходимости либо изменить формально-юридическую модель, либо попытаться привести в соответствие с ней складывающиеся реалии, используя политические и правовые рычаги убеждения и принуждения, включая меры конституционного контроля. В то же время "даже самая фиктивная конституция лучше прямого деспотизма, поскольку само наличие писаной конституции есть легальное средство борьбы за провозглашенные в ней ценности" .

Сущность конституции предопределяет ее содержание. Вопрос содержания, т.е. предмета конституционного регулирования представляет собой один из наиболее интереснейших аспектов научного анализа в теории конституции. Посылка о том, что конституционные нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, формирующие конституционный строй конкретной страны, носит абстрактный характер. Как правило, эти отношения структурируются и составляют такие группы, как основы конституционного строя и гражданского общества, правовое положение личности, форма государственного устройства, форма государственного правления и система государственных органов, система публичной власти и местного самоуправления. Несмотря на сходство предмета конституционного регулирования по причине разнообразных факторов (исторических, культурных, правовых, политических и т.д.) содержание практически каждой конституции имеет свои особенности. Одни конституции содержат преамбулу, другие нет. Цели принятия конституции также существенно различаются. В частности, в преамбуле Конституции США декларируется факт образования федерации, а в преамбуле конституций Ирландии и Индии – создание независимого государства. Конституции Германии, Испании, Японии в своих преамбулах отражают естественное после ликвидации фашизма стремление к построению не только свободного демократического, но и мирного государства.

Исторически сложилось, что непосредственно в самом тексте Конституции США нет главы, посвященной правам и свободам, такие положения содержатся в поправках к данной Конституции. Аналогично в Конституции Франции 1958 г. пет главы, посвященной правовому положению личности. В ней имеется отсылка к Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и к Преамбуле Конституции 1946 г. В противоположность приведенным примерам в конституциях большинства стран значительное место отведено регулированию правового статуса личности отдельными главами (разделами).

Существенно различаются конституции по структуре и объему регулирования порядка формирования и компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, закреплению экономических, финансовых и социальных основ государственности. В разной степени детализированы основы общественного строя, внутренней и внешней политики государства.

Исторические традиции предопределяют и акценты, которые расставляются при выборе предмета конституционного регулирования. В частности, в Швеции, где традиционно большое значение придается свободе слова и информации, начиная с XVIII в. к числу конституционных относится Акт о свободе печати.

Особенностью целого ряда конституций третьего поколения явилось закрепление регулирующей роли государства в экономической и социальной сферах (Испания, Италия, Португалия и др.). В них содержатся соответствующие главы и разделы, посвященные принципам социально- экономической политики, в том числе государственному планированию и программированию экономического и социального развития; гарантиям социальной защиты граждан.

На содержание конституции накладывает отпечаток и форма государственного устройства. В большинстве конституций федеративных государств имеются положения, посвященные статусу не только центральной власти, но и власти составных частей федерации. Однако степень регулирования взаимоотношений федерации и ее субъектов весьма различна. Если в конституциях Австрии, Бельгии, Германии (ФРГ), Индии, Швейцарии подробно определяются компетенция органов государственной власти составных частей федерации, а также формы контроля со стороны федеральных властей, то Конституции США и Российской Федерации на этот счет лаконичны.

  • Милль Дж. Размышления о представительном правлении. СПб., 1863. С. 69.
  • Ильин И. А. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1993. С. 239.
  • Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России. М., 2003. С. 48.

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубокой природы, с решением вопроса о том, чью волю она выражает.

В этом плане сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется тем, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII в. Оно связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Как отмечалось выше, такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий все основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации.

Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий и происходило первоначальное возникновение конституции.

Идея создания писаной конституции впервые возникла в Англии. Однако данная идея не была воплощена в жизнь и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.

Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. конституции Франции и Польши.

Происхождение самого термина «конституция» (что означает «учреждаю, устанавливаю») точно научно не установлено. Высказывается мнение, что так назывались акты римских императоров.

Наряду с термином «конституция» на первоначальных этапах ее становления и наименование применялось «Основной Закон».

Бывшие советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования «Конституция (Основной Закон) РСФСР» 1918 г., «Основной Закон (Конституция) СССР» 1924 г., «Конституция (Основной Закон)» 1936 г. и 1977 г.

Впервые устранила двойственность обозначения действующая Конституция РФ 1993 г., сняв приводимые в скобках слова «Основной Закон», как ставшие излишними с учетом длительного периода наличия конституции в стране.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Согласно одному из распространенных представлений сущность конституции трактуется как общественный договор. Предполагается, что все члены общества заключили воплощенный в конституции договор о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям конституция - выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, необходимой прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, составляющихся в кабинетах согласно чисто умственным представлениям и в результате заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции, которым была вооружена советская государственно-правовая наука. В ее сущности заложены другие начала - не классовые, а общедемократические. По своему источнику она предстает как народная конституция, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

К Конституции РФ 1993 г. неприменима ее трактовка как общественного договора. Суть последнего заключалась в поголовном, едином, всеобщем согласии всех как условии для принятия конституции; несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами. Такое представление о сущности конституции нежизненно.

Сущность конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с нею. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие большинством избирателей. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности - конституция демократического правового государства. Это воплощение воли многонационального народа РФ, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые отражают общедемократические принципы, исходят из признания в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод.

Термин «конституция» (от латинского «constituio » - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.*


* Сравнительное конституционное право. М., 1996 . С. 67

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Форма конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция,

Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

Рассмотренные выше конституции наука конституционного права относит к числу писаных.

Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей. *


* Речь идет о структуре конституций, представляющих собой единый документ.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах - федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.


Смотрите также:

Сущность Конституции РФ заключается в том, что она устанавливает демократическое правовое государство, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.

Сущность конституции можно понимать как определенное соотношение общественных сил, состояние компромисса между этими силами, выраженное в законодательном закреплении важнейших общественных отношений, каковыми могут быть отношения собственности, властеотношения, статус политических организаций, статус личности, статус отдельных социальных групп.

Важнейшими институтами конституции являются институты, закрепляющие определенные социально-экономические (охраняемый законом статус лиц и общественных групп, гарантированные отношения собственности) и политические отношения (властеотношения), гарантируя их охрану средствами государственного принуждения, а не декларативные нормы, определяющие и декларирующие некие "духовные основы" жизни общества.

Понятие конституции определяет ее как особое правовое явление, а сущность конституции связана с познанием ее глубинной природы и решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. Существуют несколько теорий познания сущности конституции, которые придерживаются различных взглядов.

Например, трактовка сущности конституции как общественного договора, в котором согласованы интересы различных частей общества. Предполагается, что все его члены заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Таким образом, конституция будет являться выражением суверенитета народа, проявлением его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считает, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, абсолютного божественного разума.

Школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций конкретного народа. Только такие конституции обладают, согласно этой концепции, реальной юридической ценностью в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя только из умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Также имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как попытка государства в лице его высших должностных лиц и органов самоограничить власть: так как возможности государственной власти фактически безбрежны, то, чтобы не допустить в стране произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая более семи десятилетий являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а исключительно волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Сущность Конституции в общедемократической теории заключается в том, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с Конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальной форме проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое политическое разнообразие.

Таким образом, можно сделать вывод, что сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она призвана решать - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов. В действующей Конституции Российской Федерации рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле прямо сказано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации".

Правовыми свойствами конституции является совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия основного закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны.

К юридическим свойствам относятся: верховенство конституции; ее прямое действие; стабильность конституции; признание конституции базой текущего законодательства; особая правовая охрана конституции; особый порядок ее изменения и пересмотра. Верховенство Конституции указывает на господствующее положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо действий на всей территории страны. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в России законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия они считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.

Итак, юридические свойства конституции это:

Верховенство конституции. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативным правовым актам, действующим на всей территории Российской Федерации. Ни один правовой акт, принимаемый в стране, не может противоречить Основному Закону. В случае противоречия приоритет отдается нормам Конституции. Можно выделить три составные части верховенства: (1) строгое и точное соблюдение норм конституции всеми органами и должностными лицами государства, общественными организациями и гражданами; (2) связанность действий и актов государства, гражданского общества положениями конституции; (3) следование идеям и положениям конституции органами государства, институтами гражданского общества, гражданами.

Основными гарантами верховенства Конституции РФ выступают:

Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом Российской Федерации, основные полномочиями которого и является обеспечение верховенства Конституции в системе действующего законодательства.

Президент Российской Федерации имеет право отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Основному Закону страны, а так же право приостанавливать действия противоречащих Конституции актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч.3 ст.115; ч.2 ст.85 Конституции РФ).

Деятельность Государственного Совета Российской Федерации, образованного в 2000 году, может выступать в качестве гарантии обеспечения верховенства Российской Конституции в субъектах Федерации. Одной из основных задач этого органа является укрепление основ федерализма. Это предполагает обсуждение вопросов об исполнении и соблюдении органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ, приведение ими в соответствие с Федеральным Основным Законом своих конституций, уставов, законов и других нормативных актов.

Согласно части 2 статьи 15, Конституция Российской Федерации имеет прямое действие. То есть нормы Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими на все территории страны. И для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Стабильность. Конституция является актом долговременного действия. Стабильность конституции является одним из важнейших ее свойств, поскольку выступает в качестве основополагающего условия успешного развития общества на основе компромисса и обеспечение единства конституционного пространства страны. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, конкретизации отношений между личностью и государством. Стабильность конституции означает ее неизменность в течение длительного времени, однако должна сочетаться с ее динамизмом.

Признание базой текущего законодательства. Здесь имеется ввиду, что Конституция Российской Федерации является фундаментом всего Российского законодательства. Ни один нормативный правовой акт, действующий на территории страны, не может ей противоречить. Она разграничивает полномочия государственных органов в правотворческой деятельности, определяет весь процесс правотворчества, устанавливая, какие нормативные правовые акты принимают различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, определяя их юридическую силу.

Особая правовая охрана. Высшие гарантии безопасности конституции заложены в самом ее тексе, например часть 2 ст.15 Конституции Российской Федерации. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов.

Особый порядок принятия, изменения, внесение поправок. Конституция России относится к числу жестких конституций, которые предусматривают достаточно сложный порядок ее принятия, внесения поправок и изменений. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации определен в главе 9 Конституции РФ.

Демократическое государство обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых нарушений.