Место права в современной жизни. Учащиеся должны знать


Цели: подвести учащихся к пониманию роли и значения права в жизни человека, общества и государства; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (система права, отрасль права, трудовое право, семейное право, конституционное право, гражданское право, административное право, частное и публичное право, позитивное право, категорический императив), схема, домашнее задание.
Ход урока Организационный момент, сообщение темы и целей урока Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Роль права в жизни человека, общества, государства» Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 1 и № 2
КАРТОЧКА № 1 Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Почему государство и его граждане нуждаются в сохранении порядка и справедливости? Для этого подумайте над вопросами: Что такое гражданство? Какие права и обязанности есть у граждан нашей страны? К каким последствиям привел распад СССР? Какие нормы права являются общеобязательными для всех людей? Почему? Какую смысловую нагрузку имеет понятие «право»? Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 2 Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него: Почему нормы права имеют высшую юридическую силу? Для этого подумайте над вопросами: В чем отличие нормативных и подзаконных актов? Как принимаются законы в РФ? Откуда берутся подзаконные акты? Какие виды актов играют ведущую роль? Что значит общеобязательная норма права? Какова роль государства в соблюдении норм права? Чем отличаются нормы права от социальных норм? Сделайте вывод. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
- Подберите пары: кто имеет право на разработку и издание актов?
Закон Министерство
Конституция Правительство
Постановление Президент
Приказ Референдум
Указ Федеральное Собрание
(Закон - Федеральное Собрание; Конституция - референдум; постановление - Правительство; приказ - министерство; указ - Президент.)
ВАРИАНТ В
- Найдите правильные варианты ответов на вопросы. Какие из перечисленных прав имеют только граждане России? За соблюдением каких прав всех проживающих на территории нашей страны должно следить государство?
а) возможность участвовать в управлении государством;
б) право иметь собственное жилье;
в) возможность трудоустройства на престижную работу;
г) право на защиту со стороны государства;
д) участие в выборах местных органов власти;
е) право на медицинское обслуживание.
(7 - а, д; 2-6, в, г, е.)
ВАРИАНТ Г
Выполнение тестового задания Как называется правовая связь человека с государством?
а) гражданство; б) право;
в) обязанность; г) закон. Какие из перечисленных норм права относятся к нормативным актам?
а) закон; б) указ;
в) постановление; г) Конституция РФ. Какие из перечисленных норм права относятся к подзаконным актам?
а) закон; б) указ;
в) постановление; г) Конституция РФ. Если норма права принята государством, то она становится:
а) общеобязательной; б) позитивной;
в) естественной; г) социальной. Какие права человека принадлежат ему по рождению? Как называются такие права?
а) общеобязательные; б) позитивные;
в) естественные; г) социальные. Наиболее полно естественные права человека отражены:
а) в законах Хаммурапи;
б) «Салической Правде»;
в) «Русской Правде»;
г) Всеобщей декларации прав человека.
ВАРИАНТД
Фронтальный опрос класса Что такое Конституция? (Основной закон страны.) Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.) Кто является главой государства в России? (Президент Российской Федерации.)
~ На какие части делится Федеральное Собрание? (На Совет Федерации и Государственную Думу.) Какие субъекты федерации входят в состав России? (Области (Кировская, Владимирская, Новосибирская и др.), республики (Удмуртия, Татарстан, Ингушетия и др.), края (Пермский, Красноярский, Краснодарский и др.), автономная область
(Еврейская), города федерального значения (Москва, Санкт- Петербург).)
- Какие нации и народности живут на территории нашей страны? {Русские, татары, башкиры, удмурты, украинцы, чуваши, мордва, кабардинцы и др.) Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 1 и 2, отзывы одноклассников Изучение новой темы
План Система права, отрасли права. Мера свободы. Право и закон.
Задача для учащихся: выяснить, какова роль права в жизни человека; какой смысл имеет понятие «право». Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 180-181) или учебник 2 (с. 79-81).
Задание для учащихся: объяснить приведенные ниже понятия и сделать вывод, что такое право: система права; отрасль права; трудовое право, семейное право, конституционное право, гражданское право, административное право; частное и публичное право; позитивное право. Проверка записей в тетрадях
В тетрадях должны быть объяснены все понятия и сделан следующий вывод: право - это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных). Рассказ учителя о мере свободы или самостоятельная работа учащихся (в объеме учебника с использованием дополнительного материала)
Учебник 1 § 29 (с. 181).
Задание для учащихся: в чем состоит подлинная свобода человека? Существует ли мера свободы? Как государство ограничивает естественные права человека?
Дополнительный материал
Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой

они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни - civitas. Таково рождение того великого Левиафана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. .
Справка
Драконт (Дракон), афинский архонт (правитель). Составил в 621 г. до н. э. свод законов (первая кодификация афинского права), отличившихся крайней жестокостью (отсюда «драконовы законы», «драконовы меры»). За большинство преступлений, даже таких как кража сельскохозяйственного инвентаря и продовольствия предусматривалась смертная казнь. Законы были смягчены в период правления Солона, но в конце V века до н. э. они снова были выставлены на рыночной площади для всеобщего обозрения.
Политическая доктрина О. Бисмарка
...Влияния на зависимость, сопутствующие практической жизни людей, - Богом данные реальности, игнорировать которые мы не можем и не должны. Отказываясь распространить их на политическую жизнь и кладя в основу последней веру в тайный разум всех, упираешься в противоречие между государственным правом и реальностями человеческой жизни. Практически это противоречие ведет к трениям, в конце концов - к взрывам; теоретически оно разрешимо лишь на пути социал-демократических сумасбродств. Их успех основывается на том факте, что разум широких масс достаточно туп и неразвит и поэтому риторике ловких и честолюбивых вождей, опирающихся на собственную алчность масс, удается завлечь их в свои сети.
Противовесом этому является влияние людей просвещенных... Пусть большее благоразумие более интеллигентных классов имеет своей материальной основой стремление сохранить собственность, стремление к заработку не менее правомерно, однако для безопасности и дальнейшего развития государства полезнее перевес тех, кто представляет собственность. Государство, управление которым находится в руках алчущих... и ораторов, обладающих в наибольшей степени способностью обманывать нерассуждающие массы, такое государство всегда будет обречено на стремительное развитие, что не может не нанести тяжелого вреда всему организму столь громоздкой массы, как государственная общность... Всякая крупная государственная общность, в которой будет утрачено осторожное и тормозящее влияние имущих, какого бы оно ни было происхождения - материального или духовного, неизбежно достигнет - подобно развитию первой французской революции - такой быстроты, при которой государственная колесница будет разбита. С течением времени алчущий элемент достигнет решающего перевеса уже в силу своей большей массы. В интересах самой этой массы добиваться того, чтобы при соответствующем переломе удалось избежать опасной стремительности и чтобы государственная колесница не оказалась разбитой. Если это тем не менее произойдет, то исторический круговорот в относительно короткий срок неизменно приведет снова к диктатуре, к деспотизму, к абсолютизму, ибо и массы склоняются в конце концов перед потребностью к порядку...
Абсолютизм был бы идеальным строем для европейских государственных образований, если бы король и его чиновники не оставались людьми, такими же, как и все другие, коим не надо править со сверхчеловеческим знанием дела, разумом и справедливостью. Самые разумные и наиболее склонные к добру самодержавные правители подвержены таким человеческим слабостям и несовершенствам, как переоценка собственного разума, поддаются воздействию и красноречию фаворитов, не говоря уже о женских, законных и незаконных, влияниях. Монархия и самый идеальный монарх, дабы не начать действовать в своем идеализме во вред обществу, нуждаются в критике, шипы которой помогают ему выйти на правильный путь, когда ему угрожает опасность заблудиться...
Критика может осуществляться лишь свободной прессой и парламентом в современном смысле. Оба эти корректива могут в результате злоупотреблений притупить острие своего влияния или даже вовсе его утратить. Предотвратить нечто подобное - одна из задач охранительной политики, и без борьбы с парламентом и прессой эта задача неразрешима. Дело политического такта и глазомера - определить границы, которых надлежит держаться в этой борьбе, чтобы, с одной стороны, не препятствовать необходимому стране контролю над правительством, а с другой - не дать этому контролю превратиться в господство. Беседа по поставленным вопросам Самостоятельная работа учащихся по дополнительному материалу
Задание для учащихся: что означает понятие «право»?
Что такое право
А собственно, что же такое право? Ведь не секрет, что большинство россиян до сей поры имеют об этом весьма смутное представление. Дело в том, что в силу нашего исторического развития понятия «право» и «закон» связаны прежде всего с преступлениями и наказаниями, коррупцией и борьбой с криминалом, с деятельностью всевозможных карательных учреждений. Но если мы обратимся хотя бы к энциклопедическим словарям, то узнаем, что «право - в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком плане охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством». Можно, наверное, сказать и короче: право - это обоснованность, оправданность поведения личности в обществе и, с другой стороны, обоснованность, оправданность отношения государства к личности.
Следующее мое суждение, в чем-то образное, может показаться всего лишь результатом однобокой профессиональной увлеченности автора. Может быть. Хотя могу заверить, оно выстрадано многолетней работой по исследованию свойств и смысла этого сложного феномена - «права». Вот суть моего суждения: право - своего рода социальное существо, которое еще в незапамятные времена пришло служить людям, оно имеет свою особую жизнь, свое предназначение. Хочу обратить внимание на то, что в данном случае речь идет не обо всех явлениях, обозначаемых словом «право». Оно многозначно, существует, например, «моральное право», «право члена общественного объединения» и т. д. Я говорю лишь о праве как строго юридическом явлении, то есть выраженном в законах, в судебной деятельности.
В многотысячелетней человеческой истории этапы развития права противоречивы, а его судьба причудлива, порой трагична. Часто оно выступает в примитивном виде, только в виде законодательных установлений и казенной деятельности юристов. Как правило, то и другое становится инструментом власти, подчиняется произволу правителей.
И все же право по мере развития общества все более обретает свою суть и исконный смысл - служить людям, конкретному человеку.
Исключительную роль в становлении гражданского общества сыграла система права, сложившаяся в Древнем Риме, где еще в V веке до н. э. право сформировалось как особая система регулирования человеческого поведения, не совпадающая с предписаниями религии и обыденной морали. Римские юристы первыми разделили право на публичное, которое «относится к положению государства», и частное, относимое «к пользе отдельных лиц». Именно частное римское право стало основой для развития европейского права. Высокоразвитый индивидуализм, стремление обеспечить оптимальные условия самостоятельной деятельности каждому полноправному участнику социальной и хозяйственной жизни - вот что характерно для частного римского права. (Не к этому ли должны стремиться и мы, пытающиеся во втором тысячелетии отечественной истории создать наконец в России правовое государство?)
Особенно ярко предназначение права раскрылось в годы Великой французской революции. И не только в общих декларациях, провозгласивших свободу, равенство и братство всех людей, но и в принятии Наполеоном в 1804 году знаменитого Гражданского кодекса, который юридически закрепил важнейшие социальные и экономические завоевания революции. В нем прежде всего провозглашается гражданское равенство: «Осуществление гражданских прав не зависит от качеств гражданина». Вторая часть кодекса посвящена праву собственности: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, какое запрещено законами и регламентами». И весьма существенное положение: «Никто не может быть побуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение». Третья же часть обосновывает договорные отношения, связанные с приобретением собственности, договоры по найму, в том числе по найму рабочей силы. Чрезвычайно важно, что непременным условием договора кодекс объявляет равенство заключающих его граждан и их полную свободу вступать или не вступать в договорные отношения.
Хочу напомнить, что юридическим фундаментом кодекса Наполеона стало именно римское право. Знаменательным представляется тот факт, что в конце жизни опальный император признал принятие Гражданского кодекса делом куда более значимым, чем все свои самые громкие «сорок побед». Действительно, кодекс 1804 года утвердил такие правовые начала, без которых вообще немыслимо гражданское общество. Он и поныне остается основой современного гражданского права. Аналогичное по значению германское правовое Уложение 1898 года настолько прочно вошло в жизнь немецкого общества, что

продолжало действовать и при гитлеровском режиме. Все гражданские дела тех лет решались судами в строгом соответствии с нормами Уложения. Правовая политика, выраженная в этом выдающемся юридическом документе, наряду с другими обстоятельствами, во многом определила и быстрый успех знаменитых послевоенных реформ в Западной Германии, реформ Эрхарда - Аденауэра.
Нет, недаром великий мыслитель, гений философии Иммануил Кант назвал право самым святым из того, что есть у Бога на Земле. В этом своем исконном предназначении и качестве право призвано стать центральным звеном, стержнем жизни людей. В том числе - а может быть, и прежде всего - у нас, в России. Закрепление изученного на уроке К каким отраслям права можно отнести:
а) покупку или продажу автомобиля;
б) прием на работу;
в) выдвижение кандидата в Президенты РФ;
г) продажу некачественного товара в магазине. Чем отличается частное право от публичного? Что значит позитивное право? Как определяется мера свободы? Какие естественные права человека отражены в международных правовых документах? Какие законы называют драконовскими? Подведение итогов урока Какова роль права в жизни человека? Какой смысл имеет понятие «право»? Чем определяется мера свободы человека?
Домашнее задание Прочитать § 29 учебника 1 (с. 180-182) или § 9 учебника 2 (с. 70-82). Подготовить устные ответы на вопросы: Каким путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе? В чем сходство и различие позитивного и естественного права? В тетради выполнить задание 5 на с. 184 учебника 1 или практикум 1 и 2 на с. 82 учебника 2.
Дополнительный материал
Иммануил Кант
Выдающийся немецкий историк философии Вильгельм Виндель- банд писал: «Немецкий ум создал в течение короткого промежутка четырех десятилетий целый ряд величественных и всеобъемлющих систем философского миропонимания...» Он сравнивал период расцвета немецкой классической философии конца XVIII - начала XIX вв. с великой эпохой греческой философии, начавшейся Сократом и завершившейся Аристотелем.
И действительно, раздробленная и политически бессильная в этот период Германия подарила миру плеяду мыслителей и поэтов, чьи имена увенчаны мировой славой: Гете, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Фихте и др. В этот век «союза философии с поэзией» жил и работал великий немецкий философ, ученый, родоначальник немецкого классического идеализма Иммануил Кант.
Родился Кант 22 апреля 1724 г. в городе Кенигсберге (Восточная Пруссия), в семье шорника. В 1732 г. мальчика определили в церковную гимназию, на латинское отделение. Кант был одним из лучших учеников, и его родители хотели, чтобы он стал священником. Однако Иммануил решил по-другому. В 1740 г. он поступил в университет своего родного города. Наряду с философией, он увлекался и естественными науками. Сильное влияние на юношу оказали труды Ньютона. В 1746 г. он закончил свою первую научную работу «Мысли об истинной оценке живых сил». Через несколько лет Кант, пока еще студент, был автором серьезных трудов, приобрел широкую известность в научных кругах Пруссии. В апреле 1755 г. он предоставил на философский факультет Кенигсбергского университета магистрскую диссертацию «Об огне», и 12 июня того же года был возведен в ученую степень, а еще через некоторое время получил место приват-доцента. Молодой ученый читал студентам лекции по географии, педагогике, антропологии и, конечно, философии. Однако только в 1770 г. его перевели на должность профессора. К этому времени слава Канта гремела далеко за пределами Пруссии.
Всю свою жизнь Кант посвятил поиску «всеобщего критерия истины для всякого знания», ведь «истина где-то рядом», утверждал великий мыслитель. Он разработал последовательную философскую систему, в которой дал ответы на важнейшие вопросы бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?»
Ответом на первый вопрос стала его «Критика чистого разума» (1781). Всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им, говорил Кант. В этой работе он отвергал существовавшие в то время мировоззренческие позиции - догматизм и скептицизм, считая, что придерживаться их - значит идти по ложному пути к проблеме познания. Он предложил другой путь - путь критики, причем критики не каких-либо философских концепций, а критики самого разума, взятого в чистом виде, т. е. независимо от опыта.
Кант доказывал, что новая философия не может ограничиваться критикой теоретического разума, поэтому в 1788 г. он создал «Критику практического разума», под которым понимал мораль, нравственность, поведение. Философ подчеркивал самоценность нравственного начала, считал, что все нравственные понятия не выводятся из опыта, а изначально заложены в разуме человека. Нравственные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер. «Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, т. е. согласно принципам, - писал Кант. - Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть не что иное, как практический разум». Поведение человека должно определяться общечеловеческими правилами, являющимися для него категорическим императивом, т. е. безусловным и обязательным. Итак, по Канту: человек есть субъект морального закона, есть «цель сама по себе» и никогда никем не может быть использован только как средство; поступай в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом; все твои поступки должны быть направлены на общее благо.
Созданный более 200 лет назад, кантовский императив звучит
и сегодня весьма актуально, словно завещание великого ученого грядущим поколениям. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Кант прожил одинокую и скромную жизнь, ровное течение которой не нарушила даже всевозрастающая слава. Угасал XVIII век, с ним угасала жизнь гениального философа. Умер Кант 12 февраля 1804 г. Проститься с ним пришел весь город, гроб Учителя несли студенты Кенигсбергского университета, а следом шли все офицеры гарнизона и тысячи его соотечественников.
В столице самого западного региона России, присоединенного к СССР после Второй мировой войны, - городе Калининграде, бывшем Кенигсберге, восстановлен Большой кафедральный собор. У его стен плита с лаконичной надписью «Иммануил Кант». Это могила великого немецкого философа, родоначальника классического идеализма, жившего и творившего в великий век «союза философии с поэзией».

Тема урока: «Роль права в жизни человека, общества, государства»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о роли права в жизни общества и государства; способствовать формированию правовой культуры, закрепить умения работать с источниками; воспитывать активную гражданскую позицию; формировать гражданские качества личности, делающих её политически активной в современном обществе, и выстраивать свою жизнь на основе нормативно- правовой основы РФ

а) образовательные:

Объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права;

Объяснить, что не бывает прав без обязанностей;

Понимать, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства.

Занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права.

б) развивающие:

Способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий;

Умение работать с документами;

Развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;

Развивать умение делать выводы

в) воспитательные:

Содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга;

Воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;

Осознавать потребность общества в таком регуляторе общественной жизни как право.

Ход урока

I . Вводная часть.

1. Организационный момент.

2. Актуализация работы.

Диалог двух учащихся. Звучит запись первого крика ребенка. У доски стоят два ученика и ведут диалог.

Человек родился?

Человек родился.

Человек!

Получит свой первый документ – свидетельство о рождении и станет полноправным гражданином своей страны.

Человек растет. Общается с окружающим его обществом.

А общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами.

А для чего люди придумывают социальные нормы?

Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.

Но ведь эти правила выполнять необязательно, поэтому они не всегда наводят порядок.

Да, но некоторые правила обязательны и за то, что их не выполняют, приходится отвечать. Эти правила возведены в законы, которые охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами. Но как, же узнать, в каком случае, какой закон защищает наши права?

Давайте представим такую ситуацию. И взрослые, и дети постоянно что-то должны. Дети обязаны ходить в школу, делать домашние задания, выполнять различную работу на уроке. Взрослым людям нужно ходить на работу, заботиться о детях. Зачем всё это нужно, если мы хотим жить свободно? Представим полную свободу в обществе. Вы идёте по улице, кому-то понравилась ваша сумка. Её отбирают. Вы приходите на приём к врачу, а он говорит, что сегодня у него нет желания работать. В поезде, на котором вы едете, проводница не даёт вам постельное бельё, не объясняя причину. Ваш подарок от родителей (велосипед) брат отдал своему другу. Как вы думаете, к чему это приведёт?

- Хотели ли бы вы жить в таком обществе? Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод?

Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству? Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела обществознания – Право, которое как раз и поможет Вам защитить себя в нашей непростой жизни.

Запишем тему нашего урока: Право, его роль в жизни общества и государства

Определите цели урока

Верно, мы должны рассмотреть разные значения понятия права, определить его место в жизни общества и государства

Начать наше общение я предлагаю с постановки проблемы: «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

Я предлагаю вам высказать сейчас своё мнение, а в конце нашего занятия мы ещё раз обсудим этот вопрос, но уже опираясь на услышанное в ходе урока.

II . Основная часть. Изучение нового материала.

1. Рассмотреть содержание понятия «право»

В любом обществе должен существовать порядок. На чем же он базируется? На определенных нормах, правилах поведения, И неважно, говорим ли мы о древнейшем обществе охотников и собирателей, либо о современном постиндустриальном обществе. В нем обязательно работают социальные регуляторы, которые и определяют поведение каждого из нас. Как вы думаете, что это за социальные регуляторы (обычаи, традиции, религия, мораль, законы).

Правильно, поведение в обществе регулируется разными социальными нормами, которые действуют в обществе в целом или в ее отдельной сфере: в экономике, политике. Но один из этих регуляторов отличается коренным образом. Это – право. Оно получило свое название от латинского слова « justitia» (правда, справедливость). Понималось это слово в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. Однако слово право может иметь разный смысл.

- Что же такое Право? Попробуйте сформулировать его определения

1) возможность поступать тем или иным образом: право на что-то;

2) совокупность правил поведения, принятых в государстве и обязательных для выполнения

- А для кого приняты эти нормы? (для граждан, для чиновников, для органов управления)

Т.е., право определяет, не только правила поведения, но и правила управления обществом, государством, создается единый, равный для всех порядок.

Перечисленные права можно поделить на две группы. Как думаете, какие? Почему?

Правильно. Одна группа прав дана человеку от рождения, эти права необходимы для нормального развития, называются естественными. они выражены в Декларации прав человека, принятой ООН. Другие права зависят от формы государства и их принимает само государство. Такое право называется позитивным.

Одним из прав, действующих в нашем обществе является право на свободу слова. Что это означает?

Действительно, это означает, что вы можете выражать свое мнение по любой теме. А если вы оскорбите человека, выражая свое мнение о нем? Вы нарушаете его право, а именно честь и достоинство.

- Что же должно лежать в основе права? (справедливость, мера)

Но стоит следующая проблема: как определить меру справедливости ? Давайте размышлять. – Что такое мера? (Мера – это то, что отвечает на вопрос: сколько, какое количество, какой размер и т.д.)

- Как определить меру прав человека ? Получается, надо ограничить свободу человека? Право точно указывает, сколько свободы дано человеку

Т.о., подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей, которые, в свою очередь должны уважать ваши права. Право определяет, что человеку можно делать, а что нельзя, от чего он должен быть защищен и за что сам несет ответственность.

Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своем категорическом императиве права (абсолютно обязательном повелительном требовании). Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами. Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчеркивают, что право - это, прежде всего, ответственность.

Прочитайте отрывок из документа Е.Н.Трубецкого с. 73 и ответьте на вопрос: что служит границей внешней свободы отдельного лица? (в соответствии с требованиями добра).

Понятие «добро» является сутью морали. Значит, мораль и право есть слова-синонимы или нет? - В чем состоит отличие права от морали?

Подводя итог, можем сделать вывод о том, что право определяет определенные права и обязанности, принятые в государстве, определяемые мерой свободы, справедливости и ответственности.

2. История возникновения права. Работа с документами.

- Как и когда возникло право?

- Считаете ли вы, что право возникло с появлением человека? В частности было ли право в первобытном обществе?

Конечно же, не было. А чем тогда руководствовались первобытные люди в своей жизни? Обычаями и традициями. А они в свою очередь были окружены обрядами, ритуалами и церемониями. Например, вы знаете, почему люди при отъезде в далекую страну набирают в мешочек горсть родной земли. А это связано с тем, что древние славяне почитали землю и даже не делали весной заборов – берегли ее. С тех времен и сохранился ритуал целовать землю, клясться землей и хранить горсть земли.

Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности всё сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила были едиными по всей стране (ведь в каждом месте были свои особенности). В итоге появились письменные законы, сначала для особых случаев и ситуаций, а затем и своды законов. (Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право - важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. В древние времена законам придавали божественный характер.

Одним из первых записанных правил являются законы царя Хаммурапи, созданные в начале 2 тыс. дон.э. На Руси первый письменный судебник «Русская правда» появился в XI веке. Давайте, ребята рассмотрим отрывки из названных сводов законов.

- Перед Вами статьи из законов Хаммурапи и Русской правды

Законы Хаммурапи . Я - ц а р ь м о г у ч и й сред и ц а р е й, м о и слов а п р е в о с х о д н ы, м о я мудрость бесподобна. П о п о в е л е н и ю Ш а м а ш а, в е л и к о г о судьи небе с и з е м л и, д а воссияет м о е п р а в о в с т р а н е, п о слову М а р д у к а, м о е г о в л а д ы к и, д а н е найдет м о й п а м я т н и к н и к о г о, к т о б ы удалил е г о.

196. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему (самому).

197. Если он сломает кость у свободного, то должно сломать кость ему.

202. Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения,

то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.

203. Если свободный ударит по щеке свободного одинакового поло­

жения, то обязан уплатить мину серебра.

Русская правда.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

Определите общие черты законов и различия (Общее и различие: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое положение, или, по крайней мере, был свободен. Русской правде наказание сводилось к уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение занимали данные категории населения. Например, за убийство холопа 5 гривен, а за убийство старосты 12 гривен. Также необходимо отметить, что Хаммурапи утверждает, что законы его имеют божественное происхождение и они вечны).

- Сейчас для нас эти законы кажутся неправдоподобными. Однако они действительно существовали.

Чем ближе к современности, тем важнее становилась роль права. Прежде многие государи рассуждали так: «Государство - это я», феодалы творили произвол и не соблюдали часто даже существующие законы, крепостные во многом вообще не попадали под юридическую защиту. В XVIII-XIX веках постепенно жизнь многих стран стала регулироваться Конституцией (о ней мы поговорим на будущих уроках) и ей подобными документами. Значит, власть была введена в определённые рамки, нарушать которые ей стало трудно. Закон вводит жизнь в управляемое русло. Твёрдые законы - это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий. Чем лучше законы, чем больше областей они регулируют, тем более мирные способы разрешения конфликтов, тем способнее общество к развитию. Другими словами без права невозможно регулировать жизнь общества и государства.

3. Определить признаки нормы права.

А теперь давайте откроем 72 страницу учебника и найдем определение нормы права. Выпишите это определение себе в тетради. Право – это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

Как видите, в основе права – совокупность правовых норм.

Что же собой представляет правовая норма? Найдите на с. 75 определение правой нормы и ее отличительные особенности

Норма права - это охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности.

Отличительные особенности:

Закрепленность в законе (или других нормативных актах0

Общеобязательность

Обеспеченность силой государства

Что значит общеобязательное?

Будет ли работать система, если каждая из норм права не будет обязательной для всех?

А кто должен обеспечить эту обязательность (Государство).

Каким образом? (Государство устанавливает, обеспечивает и гарантирует их выполнение и наказывает за их невыполнение)

4. Дать общую характеристику законам.

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает или закрепляет ее в официальном письменном документе. Такие документы называют нормативно-правовыми актами. Из чего же складывается система законодательства? Рассмотрите схему с. 74.(Конституция, законы, подзаконные акты).

Почему схема имеет ступенчатую форму?

Конституция – фундамент всех законов страны. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают высшей юридической силой чем подзаконные акты. Они принимаются Федеральным собранием или всем народом (путем референдума), делятся на основной (Конституция) и обыкновенные. Подзаконные акты зависят от того кто их издает: Указы (президент), постановления (правительство), приказы, распоряжения (министерства) и т.д.

Почему лестница имеет единое основание?

5. Главное предназначение права выражены в их функциях.

Функции права:

А) регулятивная: регулирует общественные отношения, устанавливая модель поведения их участников.

Б) охранительная: защищает, охраняет интересы людей, устанавливает юридическую ответственность.

III . Проверка усвоения материала

1. Признаки права. Упражнение « Реконструкция правового источника»

А теперь подробнее остановимся на современном праве. А именно современном праве России. Скажите ребята, а каким вы представляете право сейчас? Какими признаками вы наделите право? Для этого закончите предложения . Работа со слайдом. С некоторыми признаками Вы уже познакомились. Поэтому Вам будет нетрудно справиться со своей задачей.

1. Право выражено в …………нормативно-правовых актах. Правило, записанное в любом законе, и есть право.

2. Право принимается………государственными органами, уполномоченными лицами в особом порядке в процессе правотворческой деятельности.

3. За нарушение права всегда наступает…….юридическая ответственность.

4. Право регулирует только конкретные………..поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей.

5. Право не……вечно. Оно создается………. Людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех.

2. А теперь давайте снова вернёмся к вопросу, который мы обсуждали в начале нашего урока. Изменилось ли ваше мнение по вопросу о том, что «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

3. Скажите, какова же роль права в обществе и государстве?
4. Согласны ли вы с высказыванием У. Шекспира Сущность закона – человеколюбие

Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку.

Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Что узнали нового?

Что вызвало затруднение?

IV . Подведение итогов урока.

Право играет одну из важнейших ролей в жизни человека и общества. Всё, что прописано в правовых источниках является основой для организации жизни и деятельности любого гражданского общества. Необходимо чётко осознавать всю важность соблюдения законов, т.к. это является незыблемым фундаментом для любого государственного устройства.

Не случайно символом нашего урока была древнегреческая богиня правосудия - Фемида. Фемида иносказательно означает теперь закон, а ее весы – символизируют правосудие. Ведь весы - древний символ справедливости и меры. Как вы думаете, что означает повязка на глазах? (Беспристрастие)

Что означает меч? Меч Фемиды – обоюдоострый, он не только карает, но и предупреждает. Держит его богиня в правой руке, что означает сторону действия"правого дела" и силы. Что означают символы - змея, книга, - подумать дома.

V . Д/з. п.8, с.69-70, 72-75 . Думаю, что каждый из вас в ходе работы на уроке сделал для себя определённые выводы. Домашнее задание будет носить творческий характер и вам предстоит написать эссе на тему: «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (Вл. Соловьёв, философ).

Планответа:

1. Право - результат исторического развития общества.

2. Понятие права.

3. Роль права в обществе.

Всякое человеческое общество испытывает потребность в четкой организации деятельности людей, их поведения с целью защиты жизни членов общества, их собственности, преодолении раздоров, нетерпимости и т.д. Постепенно в ходе истории сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждо­му, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, .ка­кие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его от­ветственность перед людьми. Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего соглашения, гражданского мира, диало­га, договоренности.

Право соединило в себе одновременно два смысловых значения. Одно связано с понятием править, управлять, регулировать (отно­шения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью норм права порядок, на него находят «управу», т.е. заставляют считаться с установленными нормами. Другое, связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Если государство признает правовую норму, то оно утверждает ее в своем законода­тельстве, выполнять которое обязаны все граждане данной страны.

Право - это особый регулятор общественных отношений чело­веческого поведения; оно находит свое выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исто­рически сложившиеся в обществе представления о порядке и спра­ведливости.

Право может быть закреплено в форме принятого государством закона или существовать в виде образца, идеала. Система права включает в себя большие группы правовых норм, объединенных общностью регулируемых ими общественных отношений. Эти группы норм принято называть отраслями права. Отраслей права очень много - конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, и т.д.

Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы человека. Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и ува­жать права других людей.

На основе прав люди регулируют свои частные интересы: в ма­териальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, духовно-нравственном самосовершенствовании, учебе, творчестве, информации и т.д. Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидуумами, социальными группами, порождает определенные институты - се­мью, творческие союзы, потребительские организации и т.д.

Так складывается гражданское общество, где право регулирует отношения, интересы, потребности граждан в различных сферах жизни общества.

Билет 4

Человек и культура

Юридическая ответственность, се виды

Человек и культура

План ответа:

1 Культура процесс созидания материальных и духовных благ в обществе

2 Человек - субъект культуры.

3 Единство человека и культуры.

Культура является существенной характеристикой жизни обще­ства и неотделима от человека как социального общества. В процес­се жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в данном общест­ве ценностям, традициям, овладения им присущими данной культу­ре приемами и навыками деятельности и т.д. Культура представляет собой меру человеческого в человеке.

Первоначально культура означала возделывание, культивирова­ние почвы, но в дальнейшем получила более общее значение - со­зидание каких-либо ценностей (материальных, духовных). Накоп­ление культурных ценностей связано с передачей их от одного поколения к другому (преемственность"). Наиболее устойчивая сто­рона культуры - культурные традиции - элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений - ценности, идеи, обычаи и т.д. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение куль­турною богатства в процессе творчества, когда новые ценности приобретают общественную значимость.

Важным признаком культурного развития человека, общества является наличие необходимых условий для проявления и развития творческих сил, способностей, талантов человека - музыкальные и художественные школы, клубы по интересам, самодеятельные теат­ры и т.д.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой про­является в культуре нашего общества: упадок морали, ожесточенность, низкое финансирование культуры, засорение русского языка иностранными словами, бранной речью, утечка специалистов за границу и т.д. Все это привело к резкому падению культурного уровня человека, народа. Однако последние два года, правительство России наметило комплексную программу по исправлению сло­жившегося положения.

Введение

Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.

Роль права в жизни общества

правопорядок закон власть государственность

1. Правопорядок как власть закона

Следует различать понятие права и закона. Т. Гоббс, например, защищая идею всемогущего государства, трактовал право как приказ верховной власти. Под законом имелось в виду просто действующее право - обычай, ставший нормой. Адекватное понимание соотношений права и закона мы находим у Г. Гегеля, который разделил искони сложившиеся нормы естественного права и «право как закон», т.е. принятые законодательными органами нормы взаимоотношения людей, скажем, в экономической и иных сферах человеческих отношений. Так что между правом и законом существует взаимосвязь и внутри себя различенное единство, доходящее даже до тождества. Если же подходить к этим понятиям исторически, то следует сказать, что право значительно древнего закона: у древних народов, когда еще не было государства, имели место естественные нормы правового поведения, но, конечно, никто не издавал законов. Право и законы формировались постепенно непосредственно из обычаев в виде освященного временем установления. То, что мы ныне называем правом и законом, в глубокой древности практически отождествлялось с обычаями или волей вождя рода. Это не имело ничего общего с подлинным законом периода сложившейся государственности. По своей сути право и закон связаны субъективно с чувством порядка и сознанием долга, т.е. с нравственными принципами.

Как можно определить право? Право - это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности. Гегель утверждал: «Веление права по своему основному определению - лишь запрет». Между тем, говоря словами Вл. Соловьева, подчинение человека обществу совершенно согласно с безусловным нравственным началом, которое не приносит в жертву частное общему, а соединяет их как внутренне солидарных: жертвуя обществу свою неограниченную но необеспеченную и недействительную свободу, человек приобретает действительное обеспечение своей определенной и разумно и свободы - жертва настолько же выгодная, насколько выгодно по лучить «живую собаку в обмен на мертвого льва». Ж.Ж. Руссо в свое время показал различие между понятиями «всеобщая воля» и «воля всех». И.Г. Фихте, соглашаясь с ним, развивал эту мысль. Всеобщая воля устанавливает правовой закон, и для осуществления этого закона не требуется воля всех взятых в отдельности. Единичная воля может нарушить закон, но не устранить его закон продолжает оставаться в силе несмотря на отдельные пpавонарушения. Чуткий к антиномиям, Фихте отметил противоречие в самой идее права. Действительно, из понятия свободной личности с необходимостью вытекает свобода других. Но последняя требует ограничения прав данной личности, передачи ее внешней инстанции. Иначе говоря, свобода требует уничтожения свободы. Решение этой антиномии, по Фихте, состоит в следующем: закон должен содержать такие гарантии свободы, которые каждая личность могла бы принять как свои собственные; закон должен неукоснительно соблюдаться; закон должен быть властью. «Если бы ноля не была всеобщей, то не существовало бы никаких действительных законов, ничего, что могло бы действительно обязывать всех. Каждый мог бы поступать, как ему заблагорассудится, и не обращал бы внимания на своеволие других».

Если я желаю, говорит Вл. Соловьев, осуществить свое право или обеспечить себе область свободного действия, то, конечно, меру этого осуществления или объем этой свободной области я должен обусловить теми основными требованиями общественного интереса или общего блага, без удовлетворения которых не может быть никакого осуществления моих прав и никакого обеспечения моей свободы. Определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной свободы требованиями общего блага, или, что то же - определенное в данных условиях уравновешение этих двух начал, есть право положительное, или закон.

Закон - это общепризнанное и безличное, т.е. не зависящее от личных мнений и желаний, определение права, или, по словам Вл. Соловьева, понятие о должном - в данных условиях и в данном отношении - равновесии между частной свободой и благом целого; определение, или общее понятие, осуществляемое через особые суждения в единичных случаях или делах.

Отмечаются отличительные признаки закона: его публичность - постановление, не обнародованное для всеобщего сведения, не может иметь и всеобщей обязательности, т.е. не может быть положительным законом; его конкретность - как нормы особых определенных отношений в данной сфере, а не как отвлечённых истин и идеалов; реальная его применяемость, или удобоисполнимость в каждом единичном случае, для чего с ним всегда связана «санкция», т.е. угроза принудительно-карательными мерами. Правовые отношения между людьми подчинены принципу: «Я никогда не смогу сделать что-то другому, не предоставив ему права сделать мне при тех же условиях то же самоё...».

Иначе говоря: всякий имеет право делать то, чем он никого не обижает.

Моральность соответствует природе человека, но ее мало. Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование общества и жизнь индивида как личности, необходим принудительный закон: принудительная обязательность является одним из существенных отличий правовой нормы от нравственной. Система правовых отношений должна распространяться не только в пределах данного общества, но и как бы опутывать своей паутиной все существующие общества, являющие в их взаимоотношении единое планетарное целое.

Итак, право - необходимое условие осуществления свободы свободных граждан в обществе. Но если человек хочет быть свободным, он должен ограничить свою свободу фактом свободы других, а это и есть собственно правовое отношение. Право есть нечто святое уже потому, что оно является выражением идеи свободы, идеи законопорядка в жизни общества. По самой своей сути право может быть реальным и продуктивно проявлять себя лишь там, где есть свобода: при тоталитарном режиме действует не право, а пресловутая политическая целесообразность, т.е. произвол. Опасаясь открытого судебного разбирательства своих политических противников, тоталитаризм создает закрытые формы расправы. Только подлинное право, обеспечивая человеку свободу действий, в то же время обеспечивает защиту от произвола и рядовому гражданину, и «правящим верхам».

Право как средство поддержания справедливого общественного порядка

В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веление власти и имеющие целью поддержание справедливого общественного порядка. Эти закон предписывают, что можно делать и от чего надо воздерживаться. Свод законов - это «библия свободы народа»: без законов не бывает порядка. Как говорил Цицерон, мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными. Там, где кончается закон, там начинается произвол. Не быть подчиненным никакому закону, говорил Г. Гейне, значит быть лишенным самой спасительной обороны: законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя. При этом незнание закона не освобождает от необходимости его исполнять. Но сами по себе неплохие законы, не обеспеченные юридическим механизмом реализации, остаются мертвой буквой: действительное право есть то, которое заключает в себе условия своего осуществления, т.е. ограждения себя от неосуществления или преступного игнорирования. Закон сам по ceбе не действует; действуют лишь конкретные люди со всеми их индивидуальными особенностями. И дело заключается в том, в какой мере тот или иной человек воспринял закон и насколько этот закон стал убеждением людей. Поэтому существенным фактом права является его признанность народом и доверие к данной системе права, строго соблюдаемое и реализуемое самим государством. Если закон не встречает уважения в глазах «блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа» (А.С. Пушкин).

Обязательность закона предполагает свободное подчинение ему каждого индивида, но и в то же время возможность нарушения закона и, следовательно, необходимость для власти его восстановления, т.е. наказания.

Эта идея «бумеранга зла» была ведома издавна:

Не обижай людей!

Придет расплата...

Нам счастья не сулит -

Преступление - это проявление злой воли и само в себе есть ничтожество, и эта ничтожность есть сущность преступного действия. Но то, что ничтожно, должно, по словам Г. Гегеля, проявить себя как таковое, т.е. выставить себя как то, что само должно быть наказано. Стало быть, зло обладает в самом себе принципом бумеранга: совершил зло - получай наказание. Наказание рассматривается как собственное право преступника: «Преступник почитается как разумное существо, и вынесенная судом санкция выражает тем самым уважение к преступнику как к личности, свободно выбравший форму своего поведения в виде преступления. Эта честь не будет ему воздана, если понятие и мерило его наказания не будут взяты из самого его деяния».

Человек обретает права постольку, поскольку у него есть обязанности. В нормальном обществе одно вне другого не может быть: обязанности без права - рабство, право без обязанностей - анархия. То самое, что есть право, по Гегелю, есть также и обязанность, а есть обязанность, то есть и право. Ибо всякое наличное бытие есть право только на основе свободной воли: воля и обязанность переходят друг в друга и сливаются. По существу, это значит: тот, кто не имеет никаких прав, не имеет и никаких обязанностей, и наоборот. К примеру, говорит Гегель, права отца семейства над его членами суть в такой же мере обязанности в отношении к ним, как и обязанность послушания детей есть их право стать благодаря воспитанию свободными людьми. Карательное правосудие государства, его право на управление и т.д. суть в то же время его обязанность наказывать, управлять и т.д., равно как и то, чти граждане данного государства исполняют в отношении податен, военной службы и т.д., является их обязанностями и в то же время их правом на охрану их частной собственности.

«Как жители планеты, размеры которой делают необходимым существование на ней многих различных народов, люди имеют законы, определяющие отношении между этими народами: это международное право. Как существа, живущие в oбществе, существование которого нуждается в охране, они имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них еще законы, коими определяются отношения всех граждан между собой это право гражданское».

Заключение

Таким образом, правовые отношения действуют не только в рамках данного государства, но и между государствами. Согласно Ш. Монтескье, международное право зиждется, по натуре вещей на том основном начале, чтобы различные народы оказывали один другому столь много добра в настроении мирном и столь мало зла в настроении враждебном, сколько это возможно без ущерба для обоюдных своих существенных интересов. Естественное действие международного права - склонять волю правительств к миру и взаимовыгодным отношениям.

Внешнее государственное право касается отношения суверенных народов при посредстве их правительств друг к другу и основывается преимущественно на особых договорах. Заключая между собой договоры, государства таким путем ставят себя в правоотношение друг к другу.

«Сколько прав не получило своей реализации!? Если бы все права внезапно заговорили - какой бы неумолкаемый гул перебивающих друг друга голосов раздался бы тогда!». А если npедставить мощь этого гула в масштабах не только одного, но и всех государств, более того, всего человечества в его всемирной истории - это был бы планетарный гул. Право - это своего рода истина, охватывающая и каждое общество, и все народы мира, xoтя и по-разному. Никакое общество, человечество в целом не может нормально жить и развиваться вне этих нитей правовой системы.

Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений.

Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, форма государственного устройства и политический режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.

Государство осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что для многонационального федеративного государства является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом.

Государство достигает своих целей путем реализации внутренних и внешних функций. Ни одна из них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена.

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и свободы.

Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. Право обеспечивает возможность действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина.